Галилео эксперименты новые серии.

  • Дата: 17.07.2020

Программное содержание :

Закрепить и уточнить знания детей о воде, о ее состояниях;

Продолжать знакомить детей со свойствами магнита, сырого яйца в воде;

Формировать умение выполнять задания в соответствии с заданной целью;

Развивать умение, формировать аргументированные высказывания;

Воспитывать интерес к опыту, познанию нового.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Совместная опытно-экспериментальная деятельность

родителей и детей подготовительной группы

«Лаборатория ученого Галилео»

Программное содержание :

Закрепить и уточнить знания детей о воде, о ее состояниях;

Продолжать знакомить детей со свойствами магнита, сырого яйца в воде;

Формировать умение выполнять задания в соответствии с заданной целью;

Развивать умение, формировать аргументированные высказывания;

Воспитывать интерес к опыту, познанию нового.

Оборудование:

Доска магнитная, маркер для доски, салфетки, свечка, спички, пластиковые стаканы, ватные палочки, магниты, яйца вареные и сырые, молоко, коктейльные трубочки, мелкие металлические предметы(скрепки, болтики, гайки) ,схема маршрута из лаборатории (актовый зал) до группы, упаковочные коробки разного размера, обучающий мультфильм, веселая мелодия, конфеты

Предшествующая работа: беседа с детьми о свойствах различных предметов, изготовление пригласительных билетов для родителей, изготовление буклетов для родителей просмотр обучающего мультфильма (презентация)

Пока родители собираются в группе – дети просматривают обучающий мультфильм.

Ход Мероприятия

Вас встречает Галилей , (ребенок в роли Галилео)

Галилео – друг детей.

Он – руководитель лаборатории.

И хозяин на этой территории.

Галилео детям в мир дверь открывает,

Его опыты в путь за собой увлекают.

Учёный помогает знания добыть,

На все «почему» ответ получить.

Воспитатель:

Здравствуйте, ребята и взрослые!

Сегодня мы с Вами вспомним о свойствах воды.

Ребята для чего же нам нужна вода?

Дети: Чтобы пить, варить пищу, поливать цветы и т. д.

Хорошо, молодцы!

А как вы думаете, какая бывает вода?

Дети: Вода бывает твердая и жидкая.

Правильно!

Воспитатель:- Как, вы представляете «твёрдую воду»? В виде чего?

Дети:- В виде льда, сосульки.

А ещё, какая бывает вода?

Холодная, горячая, прозрачная, сладкая, соленая и т. д.

Воспитатель: Молодцы!!

Ребенок читает стихи:

Вы слыхали о воде?

Говорят она везде!

В луже, в море, в океане

И в водопроводном кране.

Мы привыкли, что вода –

Наша спутница всегда!

Вы в пруду её найдёте

И в сыром лесном болоте

Путешествует всегда

Наша спутница – вода!

Воспитатель:

Предлагаю вам разделиться на две команды. Команда «Взрослых» и «Детей».

Прошу занять места за столами. (После каждого эксперимента дети зарисовываю схему опыта)

«Кто быстрее».

Обратите внимание на баночки, которые стоят на столах (одна пустая, другая с водой).

Воспитатель: Скажите пожалуйста, как можно из одной емкости переместить воду в другую емкость не пролив ее?

Дети: Перелить

Воспитатель: Какими способами можно перелить воду из одной емкости в другую?

Ответы детей…..

Вам необходимо с помощью трубочек, закрывая пальцем входное отверстие, переместит воду из одного стакана в другой. Опустим трубочку в воду. Зажмём указательным пальцем трубочку сверху и перенесём к пустой банке. Снимем палец с трубочки - вода вытечет в пустой стакан. Проделав то же самое несколько раз, мы сможем перенести всю воду из одного стакана в другой. По такому же принципу работает пипетка, которая наверняка есть в вашей домашней аптечке. Выполняют все участники команд за столоми. Звучит веселая мелодия.

Воспитатель: Молодцы, отлично справились

(Ребенок зарисовывает схему опыта на доске)

«Рыбалка».

Воспитатель: Как вы думаете, как и чем можно поднять металлические предметы со дна стакана, не намочив при этом рук?

Ответы детей и взрослых……да, верно, с помощью магнита. Предлагаю вам, используя магниты выполнить задание.

Воспитатель: Предлагаю отдохнуть

Физкульт минутка Игра «Как живешь – вот так! »

Как живешь? – Вот так!

А плывешь? – Вот так!

Как бежишь? – Вот так!

Вдаль глядишь? – Вот так!

Ждешь обед? – Вот так!

Машешь вслед? – Вот так!

Утром спишь? – Вот так!

А шалишь? – Вот так!

«Волчок»

Воспитатель: Скажите пожалуйста, какими способами можно отличить куриное вареное яйцо от сырого

Ответы родителей и детей …..

А теперь давайте, проведём опыт и попробуем определить какое яйцо сырое, а какое вареное вращая их на столе

Воспитатель: Почему яйца раскручиваются с разной скоростью? (вареные и сырые) .

Почему же вареное яйцо легко и быстро вращается, а сырое – делает один-два неуклюжих оборота и замирает.

Ответы детей и взрослых…

Воспитатель:-Внутри сырого яйца желток и белок болтаются, мешая яйцу раскрутиться. А вот твердое содержимое вареного яйца позволяет ему легко вращаться. Вот вы и определили где, какое яйцо. -Сейчас вареные яйца можно убрать на тарелочки, а с сырыми проделаем следующий опыт.

«Ловкий пловец».

Воспитатель: - Вам понадобится стакан с водой и сырое куриное яйцо. Поместите яйцо в воду и посмотрите, что получится. Яйцо опустится на дно стакана. Теперь нужно его вытащить, а в воду добавить 2 столовые ложки соли и хорошенько размешать. Повторно опускаем яйцо в воду и наблюдаем интересную картинку: теперь яйцо не тонет, а плавает на поверхности. Почему???

Ответы родителей и детей….

Воспиитатель:- Правильно, дело в плотности воды. Чем она выше (в данном случае за счет соли, тем сложнее в ней утонуть.

Хочется напомнить о том, что в море плавать гораздо легче, чем в реке. Соленая вода помогает держаться на поверхности. А в Мертвом море и вовсе утонуть невозможно из-за того, что вода там необыкновенно соленая.

Прекрасная работа, молодцы!

Галилео(ребенок):-

Мне понравилось побывать у вас в гостях, в вашей лаборатории.

Заметил что вы много знаете о свойстве воды и других знаний. Но мне пора возвращаться в свою научную лабораторию, но у меня есть для вас секретное письмо

«Секретное письмо»

Сделать такое письмо можно двумя способами: 1. Обмакнуть перо или кисточку в молоко и написать послание на белой бумаге. Обязательно дайте высохнуть. Прочесть такое письмо можно, подержав его на свечкой.(необходим стакан с водой, если загорится бумага от свечки)

Галилео Галилей (1564 - 1642 гг.),

выдающийся итальянский учёный,

изобретатель телескопа.

Современному школьнику невозможно представить себе, какими уловками приходилось пользоваться первым учённым, чтобы проводить даже простейшие опыты и измерения! Ведь обычного секундомера и точных линеек, например, просто в природе не существовало!

Поэтому, чтобы увидеть больше, каждый учёный должен был быть ещё и мастером на все руки. Галилео Галилей смог усовершенствовать приметивную подзорную трубу и получил телескоп с 32-кратным увеличением. Именно этот телескоп он направил на небо и сразу же сделал несколько открытий, каждое из которых противоречило существовавшим тогда представлениям о мире и религиозным теориям о сотворении и строении мира.

Галилей увидел, что поверхность Луны не была идеально ровной. На ней были кратеры, горы и равнины.

На Солнце обнаружились пятна, а вокруг Юпитера вращались спутники.

Галилей открыл фазы у Венеры. Кроме того, стало возможным наблюдать тысячи невидимых прежде звезд.

Телескоп дал Галилею доказательства, что мы живем на Земле, которая вращается вокруг Солнца и которая всего лишь планета, а не центр мироздания.

Свои воззрения Галилей обнародовал в книге "Звездный вестник", где ещё и подтвердил гипотезу Коперника о вращении Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца. Выход книги стоил Галилею свободы: пожилой ученый был лишен свободы перемещения и помещен до конца жизни под домашний арест!

После этой "ереси" Галилей был подвергнут суду инквизиции, вынудившей его официально отречься от своих взглядов.

И в 1610 г. по всему миру разнеслась весть о поразительных астрономических открытиях итальянского ученого Галилео Галилея.

Имя Галилея и до этого было известно ученым. Галилей прославился своими открытиями в физике и механике, но он с юных лет интересовался также астрономией и был убежденным сторонником учения Коперника.

Галилей считал, что наблюдения и опыт - вернейшее сродство познания природы. Поэтому в астрономии он придавал особенное значение наблюдениям неба.

И их современники могли увидеть на небе только то, что доступно невооруженному глазу. Галилей был первым ученым, начавшим наблюдения неба при помощи построенных им зрительных труб.

Какими крохотными были эти трубы Галилея по сравнению с современными мощными телескопами, увеличивающими изображение в тысячи раз! Первая труба, с которой Галилей начал свои наблюдения, увеличивала только в три раза. Позднее ему удалось построить трубу с увеличением в тридцать два раза. Но какими волнующими, буквально потрясавшими современников были открытия, сделанные Галилеем при помощи этих самодельных инструментов!

Каждое из этих открытий было наглядным подтверждением учения гениального Николая Коперника.

Наблюдая , Галилей убедился, что на ней есть горы, равнины и глубокие впадины. А это означало, что лунная поверхность по своему устройству похожа на земную.

Галилей открыл четыре спутника , обращающиеся вокруг этой планеты. Это открытие неопровержимо доказало, что не только Земля может быть центром обращения небесных светил.

Наблюдая солнечные пятна, Галилей обнаружил, что они перемещаются по солнечной поверхности, и сделал вывод, что Солнце вращается вокруг своей оси. После этого легко было допустить, что вращение вокруг оси свойственно всем небесным телам, а не только Земле.

Но это было еще не все.

Наблюдая звездное небо, Галилей убедился, что число звезд гораздо больше, чем может видеть невооруженный глаз.

Огромная белая полоса на небе - - при рассмотрении ее в зрительную трубу отчетливо разделялась на отдельные звезды.

Так подтверждалась смелая мысль Бруно о том, что звезд-солнц - бесконечное множество, а значит, просторы Вселенной безграничны и неисчерпаемы.

Эти открытия Галилея были встречены восторженным удивлением современников. Вслед за Галилеем астрономы в разных странах начали наблюдать небо в астрономические трубы и полностью подтвердили открытия Галилея. Таким образом, для всех передовых людей становилось ясно, что правы Коперник и Бруно, что мнение о какой-то исключительной роли Земли в мироздании не выдерживает никакой критики.

Легко понять, какую бешеную злобу «отцов церкви» должны были вызвать открытия Галилея, наносившие еще более сокрушительный удар по религиозным вымыслам, чем в свое время вдохновенные идеи Бруно.

Передовая наука, подтвердившая правоту Коперника, была страшна для церкви. Злоба римских церковников обрушилась на всех последователей Коперника, и в первую очередь на Галилея. Специальным указом римского папы книга Коперника была изъята, а пропаганда его учения запрещена. Но Галилей не только не подчинился этому запрещению, а, наоборот, продолжал разрабатывать учение Коперника.

Много лет Галилей работал над большим трудом «Диалог о двух главнейших системах мира, Птолемеевой и Коперниковой». В этой книге, которую с огромными трудностями ему удалось издать в 1632 г., он, обобщая свои открытия, убедительно показывал безусловную правильность учения Коперника и полную несостоятельность системы Птолемея. Изданием этой книги Галилей как бы заявлял всему миру, что ему не страшны угрозы церкви, что он полон решимости до конца бороться за торжество науки против суеверия и предрассудков.

В ответ на появление этой книги римская церковь привлекла Галилея к суду инквизиции. В расправе над великим ученым «святые отцы» церкви видели единственный путь для спасения своего авторитета, разрушаемого успехами науки.

Трудно представить себе что-либо более позорное, чем судилище, перед которым пришлось предстать Галилею. Его силой заставили отречься от учения, что Земля вращается.

Осудив Галилея, инквизиция сделала все, чтобы отравить и последние годы его жизни. Он жил под домашним арестом, а постигшая его слепота не давала ему возможности продолжать заниматься наукой.

В 1642 г. Галилей умер. Замечательный физик, механик, продолжатель дела Коперника, мужественный борец за науку против религиозного суеверия и невежества - таков был этот великий ученый.