Май развитие речи средняя группа грамота. План-конспект занятия по обучению грамоте (средняя группа) на тему: НОД по обучению грамоте в средней группе

  • Дата: 21.09.2019

Существует много программ и способов обучения грамоте и чтению. Наше дошкольное учреждение работает по программе “Развитие”, основой которой является не столько обучающая, сколько развивающая и раскрывающая потенциальные творческие способности каждого ребенка, от которых зависит успешность приобретения знаний, умение неординарно мыслить и приобретать в дальнейшем определенные навыки и умения.

Психологическое развитие ребенка отличается разнообразием и динамичностью. В годы дошкольного детства происходит изменения в развитии личности, в общении с окружающим, углубляются познание и детская деятельность. Каждый родитель задумывается над вопросом: нужно ли научить ребенка читать и писать перед его поступлением в школу?

В связи с изменением приоритетов в современном дошкольном образовании работу по обучению основам грамоты предпочтительно начинать уже со средней группы. Исследования лингвистов, психологов, педагогов показали, что пятый год жизни ребенка является периодом наиболее высокой “языковой одаренности”, особой восприимчивости к звуковой стороне речи. В процессе реализации задач программы основной акцент в работе ставится на развитие у детей фонематического слуха и фонематического восприятия, а так же на формирование умений и навыков, необходимых для успешного обучения чтению и письму в начальной школе. Всем хорошо известно, что неумение читать и медленное чтение (побуквенное) является серьезным тормозом в обучении ребенка в школе. Кроме того, установлен факт: 7-летний ребенок труднее овладевает чтением, чем 6-летний.

По программе “Развитие” Л.Венгера я работаю с 1995 года. За время своей работы я начала хорошо понимать необходимость обучения грамоте уже в детском саду. Это подтверждают высказывания родителей, дети которых пошли в школу после освоения этой программы. У детей происходит сформированность фонематических процессов, т.е. умение слышать, различать и дифференцировать звуки родного языка. Я считаю, что обучение грамоте детей дошкольного возраста необходимо, потому что:

– требования начальной школы стали выше, и многие родители искренне заинтересованы в обучении детей чтению;
– появилось много трудностей в обучении детей письму и чтению в школе; – не все дети справляются с темпом, предложенным школьной программой;
– физиологическая и психологическая готовность к школьному обучению формируется задолго до поступления в школу и не заканчивается в первом классе.

Обучение грамоте в детском саду является пропедевтикой дислексии и дисграфии и поможет ребёнку избежать некоторых специфических ошибок.

Занятие строится в игровой форме, так как именно в игре развиваются творческие способности личности. В.А. Сухомлинский сказал: “Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности!” Во все занятия включаем всевозможные игры по обучению грамоте, занимательные упражнения, фонематические, лексические, грамматические, графические и даже подвижные игры. Часто вводим игровые ситуации, сказочные персонажи, сюрпризные моменты, так нравящиеся детям.

Организация обучения дошкольников осуществляется как на занятиях, так и в нерегламентированной, и свободной деятельности детей. Обучение грамоте многими педагогами и родителями воспринимается лишь, как процесс обучения чтению, это слишком узкое представление данного вопроса. Работая по программе “Развитие” и поняв ее, я пришла к выводу, что существуют несколько основных компонентов, которые входят в процесс обучения грамоте:

Сформированность звуковой стороны речи , т.е. ребенок должен владеть правильным, чётким произношением звуков всех фонематических групп (свистящих, шипящих, сонорных);

Готовность к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава речи, т.е. выделять начальный гласный из состава слова; анализ гласных звуков; анализ обратных слогов; слышатьи выделять первый и последний согласный звук в слове.

Знакомство детей с терминами "звук", "слог", "слово", "предложение", звуки гласные, согласные, твердые, мягкие. Формировать умение работать со схемой слова, разрезной азбукой и владеть навыками послогового чтения.

По программе “Развитие” работа начинается со знакомства с неречевыми звуками (младшая группа ). Этим мы формируем тональное звукоразличение, или другими словами шумовое восприятие.

Сначала даются звуки сильно контрастные по звучанию (дудка-барабан);Затем звуки близкие по звучанию (большой бубен – маленький бубен);Узнавание и дифференциация различных шумов (шуршание бумаги, болоньевой куртки, фольги; стук карандашей, ручек, ложек);

Предлагаемые игры: "Узнай, что звучит?", "Где звучит колокольчик?", "Покажи картинку", "Громко – тихо", "Кто сказал?":

Со средней группы знакомим детей с дифференциацией звуков по твердости и мягкости. Чтобы определить твердость и мягкость, предлагаем детям обратить внимание на губы: при произнесении мягкого согласного, губы слегка улыбаются, артикуляция напрягается; а при произнесении твердого согласного звука мы “ как будто сердимся”.

Начиная со старшей группы, знакомим детей со звуковым анализом слов: трех звуковые слова (дом, дым), четырех звуковые слова (лиса, паук), пяти звуковые слова. В этой же группе знакомим со смыслоразличительной функцией звука (дом-дым, меняем один звук, получается совершенно новое слово.) Подробно проводится звуковой анализ слова. Дети проговаривают слово, определяют первый звук, второй звук. Дают характеристику каждому звуку. Определяют количество звуков в слове и их последовательность. Каждый звук обозначается соответствующей фишкой, после этого слово прочитывается. После того, как воспитанники научатся различать звуки по их качественной характеристике, детей знакомят с ударением: ударный гласный звук, безударный гласный звук. Ударение помогает детям представить слово единым целым. Поэтому правильное выделение ударения при чтении в будущем позволит детям преодолеть послоговое произнесение слова и перейти к чтению целыми словами. В старшей группе дети уже не хлопают в ладошки при определении слогов, а применяют правило: “сколько гласных, столько и слогов”. В подготовительной группе знакомим детей с буквами русского языка и правилами написания. Дети проводят звукобуквенный анализ: вначале звуковой анализ, а затем подставляют буквы, знакомим с йотированными гласными. Даем детям понятие, что в русском языке 6 гласных звуков, но 10 гласных букв. На мой взгляд, когда начинается изучение правил написания йотированных гласных после согласных дети очень часто пишут ту букву, какой слышат звук (например: лето, л э т о). Большое внимание приходиться уделять правилам написания йотированных гласных после согласных. Продолжаем знакомить детей с предложением, даем знания о правилах написания предложений. Детям нравиться составлять предложения, поэтому часто использую на своих занятиях игру “Снежный ком”. Например: Зима. Наступила зима. Наступила холодная зима. и т. д. В подготовительной группе практически все дети уже читают, поэтому им очень нравится составлять новые слова из предложенного слова. В подготовительной группе практически все дети уже читают, поэтому им очень нравится составлять новые слова из предложенного слова. Например: Белоснежка – сон – жена – белок и т. д.

Процесс обучения грамоте будет легким, если станет для детей ярким, захватывающим, наполненным живыми образами, звуками, мелодиями. Для этого необходимо создать предметно-развивающую среду.

Работая по этой программе, я не отхожу от принципов:

  1. Системность . Планирование составляется на год, месяц, день.
  2. Доступность. Материал соответствует возрастным особенностям детей индивидуальным особенностям детей.
  3. Научность. Даем детям научные знания, используем проблемные ситуации, наглядное моделирование.
  4. Связь теории с практикой. То, что на занятии проходят, дети закрепляют в повседневной жизни. Например: С/р игра “Школа”, “Семья”; Настольные игры “школьная тропинка”, “составь слово” и т. д.
  5. Природосообразность. Дифференцированный подход к каждому ребенку, используется 3 уровня сложности. З уровня сложности помогают ребенку в воспитании самооценки.
  6. Интеграция. Идет взаимосвязь с другими видами деятельности.
  7. Региональность. Стараюсь для составления предложений, для звукового анализа вводить слова, характерные для нашей местности.

Организуя работу по подготовке к обучению грамоте, воспитателю всегда следует помнить, что главное – учитывать особенности ребенка-дошкольника, его интересы и потребности. Из-за учебной работы нельзя ломать привычный уклад жизни, перегружать сетку занятий, сокращать время игр и других видов детской деятельности. Дошкольнику необходима правильная организация его полноценной жизнедеятельности в детском саду. Именно она дает толчок к познанию, открывает возможность обретения дошкольником осознания себя как носителя ценного индивидуального опыта, такого важного и полезного окружающим людям. Поэтому подготовка к школе – не самоцель, а результат организации полноценной, эмоционально насыщенной жизнедеятельности ребенка, удовлетворяющей его интересы и потребности на протяжении всего дошкольного детства. Знания, полученные ребенком в процессе деятельности, познания и общения, являются, прежде всего, условием личностного развития. Важность знаний заключается не в их накоплении, а в возможности с их помощью решать необходимые жизненные задачи. Не маловажное значение в работе с дошкольниками имеет стиль общения. Ребенок – личность, полноценный партнер. Главное условие разумного воспитания чуткость, терпение, доброжелательность, ласка, умение расположить к себе воспитанников. Почти всегда можно найти способ убедить малыша не строгостью, а лаской, уместной шуткой, сказкой не занудствуя по мелочам, не пресекая, а переводя их шалости в нужное русло. Пусть ребенок чувствует свой успех, делает какие – то маленькие открытия для себя и с радостью идет и на занятия и в детский сад.

Работая по программе “Развитие” считаю что, смогу заложить в ребенке систему знаний, которая станет фундаментом к последующему успешному обучению детей в школе, а так же поможет сформировать ребенка, как личность.

Занятие по грамоте в средней группе

Цель: Формирование представлений знаний детей о твёрдых и мягких согласных звуках.

Задачи:

Образовательные

  1. Развивать умение определять 1 звук в слове.
  2. Развивать умение подбирать слова с заданным звуком.
  3. Дифференцировать твёрдые и мягкие согласные звуки. (новая – з, -зь-)

Воспитательная

  1. Продолжать воспитывать внимательно, слушать ответы других детей, не перебивать их.

Развивающая –

  1. Развивать психические процессы: внимание, память.

1. Словесные

2. Наглядные: Цветик – семицветик, письмо, картинки, игрушки “пчёлки”.

3.Игровые:

Игра “Назови братца”. Игра “Большие и маленькие пчёлки”, Игра “Прошепчи СЛОВО”.

4. Практические. Выполнение заданий по просьбе героя.

Ход занятия

– Ребята, помните Полина нам принесла книжку “Цветик – семицветик” и мы её читали.

– Сегодня я вам покажу этот волшебный цветочек и мы украсим им группу. (Достаю цветок с тремя лепестками)

– Ой, ребята, а где остальные лепестки? Смотрите здесь письмо, давайте его прочитаем: ... Это я Бормотун, спрятал лепестки от цветика – семицветика. Я их вам верну, если вы выполните мои задания...

– Ребятки, что нам нужно сделать, чтобы бормотун вернул наши лепестки? (выполнить задания)

– А, когда нам вернёт Бормотун лепестки, что мы будем делать с этим цветочком?

(Украсим ими группу)

(Достаю задания).

– Ну, что готовы?

... Лепесток вернется. если вы научите
Меня играть в игру “Назови братца” ...
– Научим бормотуна?

Игра “Назови братца”

(Воспитатель называет твердый звук, а дети должны назвать мягкий звук, и наоборот)

– Здорово все правильно.

(Подхожу к Бормотуну и слушаю )

– Ребята один лепесток Бормотун нам вернул. Данил подойти к столу и принеси его.

(Ребенок приносит лепесток)

– Ребята, как вы думаете все лепестки мы вернули? – нет.

(Читаю задание)

... лепесток верну, если
все перемешанные картинки поместите
в свое королевство по 1 гласному звуку…

Дети раскладывают картинки на твёрдые и мягкие по замкам.

– Ребята, смотрите, собирается потихоньку наш цветик – семицветик. (читаю задание)

... Дорогие дети, я тоже как и вы люблю играть. У меня есть
мои любимые игрушки!
Я верну вам лепесток, если вы
научитесь петь песенки моих друзей...

– Ой, смотрите, здесь, что – то есть.

(Нахожу пчел)

– Кого вы видите?

– Правильно пчёлок большую и маленькую.

– Послушайте, как поет большая пчёлка З -з -з. Когда я произношу звук – з – губы улыбаются, зубки видны, между зубками маленькая щёлочка. Если подставить руку, то почувствуем холодную струю воздуха, кончик языка спрятан за верхние зубки.

– Давайте попробуем. З – З – З.

– Умнички. А когда произносим песенку маленькой пчёлки, то МЫ улыбаемся сильнее. Зь – зь – зь.

А, давайте детишки поиграем. Мальчики будут большие пчёлки, они будут петь песенку большой пчёлки. Как мальчики будут это делать?

– Твердо, грубо.

– А девочки будут маленькие пчёлки. Как они будут петь?

Мягко, нежно.

– Я буду хозяйкой кормить всех нектаром.

– Большие пчелки ко мне.

Малышки пчелки ко мне.

Игра “Большие и маленькие пчелки”

(Подхожу к Бормотуну)

– Ребятки, Бормотун вернул нам ещё один лепесток.

– Посмотрите цветок все краше и краше.

– А все лепестки мы вернули? – нет

(Читаю задание)

... Определите есть ли песенка пчелки в словах, которые вы видите на картинке…

– Выбирайте картинку. Вы должны по очереди подойти ко мне и назвать, что на ней нарисовано. А потом определить есть ли песенка пчёлки в этом слове?

Дети определяют и выделяют звук – з -.

– Ребята! Бормотуну понравилось как вы выполи задание, он решил отдать все лепестки.

– А давайте Бормотуну тоже отправим письмо. В это письмо мы соберём слова в которых живет звук – з – или – зь –

Игра “Прошепчи слово”.

– Сколько разных слов мы отправили Бормотуну!

– Ребята, а что мы сегодня делали, чтобы вернуть лепестки?

Выполняли задания Бормотуна,

– Зачем мы с вами выполняли задания?

Чтоб собрать цветок

– А какие задания мы выполняли?

– Дети повторяют задания

– Ребята мы не ожидали сколько трудностей нам придется встретить на пути, но все – таки мы справились и собрали цветик – семицветик. И теперь он будет украшать нашу группу.

Конспект НОД по обучению детей грамоте в средней группе
«На поиски клада»
Способность: Различать на слух твёрдые и мягкие согласные звуки
Интонационно выделять звук в слове
Определять первый звук в слове
Моделировать слоговой состав одно – трёхсложных слов
Составлять слова с помощью заместителей
Называть слова на заданный звук
Управлять своими руками и пальцами
Отвечать полными ответами
Воспитывать самостоятельность и умение внимательно слушать других.
Программное содержание:
Выявить уровень следующих показателей у детей на конец учебного года по
обучению грамоте:









Материал: бутылка с запиской, мяч, 5 кусочков карт, картинки по
количеству детей, дома зеленый и синий, фишки синего и зеленого цвета по
количеству детей, 10 штук картинок, 5 фишек на каждого ребенка, сундук,
шоколадные медали.
Ход НОД:
Организационный момент.
Воспитатель: Ребята к нам сегодня пришли гости, давайте кивком головы
поприветствуем их, улыбнемся и подарим им свое хорошее настроение.
Воспитатель: Сегодня, когда я пришла утром в группу то обнаружила
бутылку с запиской, я не стала открывать бутылку и читать записку, решила
дождаться вас.
(открывает бутылку и читает записку детям)
Записка:
Я, пират Джек Воробей, спрятал клад. Найти его смогут только те, кто
соберёт все части карты, на которой обозначено место клада. Но собрать их
очень сложно, нужно выполнить много трудных заданий. Справитесь ли вы,
искатели приключений? Если – да, то клад ваш.
Капитан Джек Воробей.
Воспитатель: ­ Ну что, ребята, отправимся искать клад? Ну, тогда в путь.
1 задание:
«Какие бывают звуки»
Воспитатель: Ребята, какие бывают звуки? (твердые и мягкие)
Игра «Назови братца»
Воспитатель: Я называю твердый звук, «старшего братца», а вы в ответ
мягкий звук, младшего братца».
Воспитатель: Молодцы! Искатели приключений клада с первым заданием
справились.

Ребята, одну часть карты пират Джек Воробей нам вернул. (Появляется 1
часть карты.)
2 задание (Читаю задание)
Воспитатель: карту верну, если все перемешанные картинки поместите в свое
королевство
Вам нужно взять одну картинку произнести слово так, чтобы все услышали
в нем первый звук, и поместить в свое королевство. (ввволк, заяц, мышка,
лиса, лягушка, медведь, петушок, собака, слон, корова)
(Волк живет в синем домике, потому что, первый звук «в» это старший
братец ­ он звучит твердо)
(Дети раскладывают картинки на твёрдые и мягкие по замкам)
Воспитатель: Молодцы вы справились со вторым заданием, а вот и вторая
часть карты. (Появляется 2 часть карты)
3 задание (Читаю задание)
Воспитатель: верну карту, если сможете попасть на остров знаний и
выполнить мои задания.
«Найди место за столом»
Воспитатель: Ребята, впереди я вижу остров знаний. Туда можно попасть
только по билетикам, получите билетики, по которым вы найдёте свои места
на острове знаний, определяя первый звук в слове (раздаю детям фишки –
зеленого и синего цвета)
Воспитатель: Почему ты сел на это место? Потому что, в слове кошка –
первый звук звучит твердо.
Игра «Придумай предложение»
Игра «Раздели слова на слоги»
Воспитатель: Придумайте предложение по картинке.
Воспитатель: я буду называть слова, а вы будете делить на части и
выставлять столько фишек, сколько частей в слове. Шар, мама, дорога,
дом, кино, сок, шоколад, рыба, книга, телевизор.
Игра «Наоборот»
Воспитатель: А теперь игра «Наоборот» я выставляю фишки, а вы
придумываете слова.
Воспитатель: Молодцы! Искатели приключений клада с заданием
справились, а вот и третья часть карты. (Появляется 3 часть карты)
Физминутка
4 задание (Читаю задание)
Воспитатель: Я пират Джек Воробей ни когда не был в лесу, и не видел
оленей, бабочек и пчел, если сможете показать их мне, то тогда я отдам еще
одну часть карты

Тихо по лесу шагаем

И оленя мы встречаем
У него рога как ветки
Удивляются соседки.
А вот бабочка проснулась
Потянулась, улыбнулась, посидели, улетели.
Пчёлки в улике сидят и тихонечко жужжат,
Друг за дружкой вылетают, залетают, вылетают
Воспитатель: Молодцы! И с этим заданием справились, а вот и четвертая
часть карты. (Появляется 4 часть карты)
Игра «Магазин»
5 задание (Читаю задание)
Воспитатель: Верну последнюю часть карты, если купите мне в магазине
овощи и фрукты, только те, в названии которых есть звук «к».
(Дети покупают фрукты и овощи в названиях, которых есть звук «к»)
Картофель, морковь, абрикосы, персик, яблоко, капуста, баклажан,
кабачок, тыква)
Воспитатель: Молодцы! Вот и последняя часть карты. (Появляется 5
часть карты)
Воспитатель: Ну, вот мы и сложили все части карты. Скажите на что это
похоже? На план нашей группы. (Находим клад.)
Воспитатель: Ребята, посмотрите на карту и скажите, где же спрятал пират
Джек Воробей клад?
Смотрите, а вот и сундук
8.
Воспитатель: Открыть крышку можно лишь вспомнив, какие испытания мы
прошли. Открываем сундук, в котором лежат…
Воспитатель: А ведь это действительно сокровища.
­ Почему мы смогли справиться с заданиями? (работали дружно, много
думали и хорошо занимались весь год). Молодцы! Я вам успехов, и быть
настоящей командой и тогда вы вместе справитесь со всеми трудностями. А
теперь возвращаемся в группу.
Анализ и итог

Цель: закрепить правильное произношение звуков [в - вь] в речи детей.

Задачи:
1. Развивать фонематическое восприятие и умение выделять звуки [в - вь] в словах;
2. Закрепить знания детей о диких животных, об их жизни зимой;
3. Учить детей находить первый звук в словах;
4. Через игру учить детей правильно дышать.

Материал: игрушка вороны Веры, крупные картинки с изображением лисы, зайца, белки, медведя, волка; зеркала для каждого ребенка; картинки среднего размера: цветы, вилка, гвоздика, стул, ведро, медведь; комки ваты – снежинки; маленькие картинки: виноград, велосипед, вишня, одуванчик, лиса, дерево, звезда, рыба, кукла…; картинка звуков [в - вь] (большое и маленькое дерево).

Ход занятия

I. Вводная часть. Дети сидят на ковриках.
- Сегодня к нам прилетела ворона, чтобы погреться и поиграть с нами. А зовут ее ворона Вера. Она рассказала мне одну очень интересную историю. Сейчас и вам расскажу эту историю.

II. Основная часть.
1. История вороны Веры.
* Скучно стало вороне Вере сидеть на заборе, и решила она слетать в лес. Уже темнело. Ворона летела от одного дерева к другому. Вдруг, ветер усилился, и в лес пожаловала сам а вьюга.
- Ребята, слышали вечером, как вьюга выла? (ответы детей)
Она швыряла снег, заметая следы зверей и птиц, и громко выла: в-в-в (дети повторяют за воспитателем). Ворона Вера нашла большую развесистую ель и спряталась на ней. А вьюга все сильнее выла: в-в-в (дети повторяют).
- Ребята, а где живет белка? (в дупле)
Хорошо белке в теплом, сухом дупле, вход в которое она закрыла пушистым хвостиком. Ей не страшна вьюга (дети воют). Хорошо и медведю. Ему тоже не страшна вьюга, он спит и не слышит страшный вой.
- А где же спит медведь, ребята? (в берлоге и сосет свою лапу)
А лиса уютно устроилась в своей норе, свернулась клубочком, прикрылась пушистым хвостом (дети воют, как ветер). Даже заяц вырыл в сугробе ямку и спрятался от вьюги.
- Ребята, а каким цветом шубка у зайца зимой? (белая)
- А как вы думаете, почему зимой у зайца белая шубка, а летом серая? (чтобы спрятаться в снегу; чтобы лиса и волк не заметили его на снегу).
Одна ворона Вера сидит, нахохлившись, на ели. Холодно ей и страшно в лесу. Мороз к утру стал крепчать, а вьюга – утихать (сначала педагог, а затем дети произносят: вь-вь-вь). Успокоилась ворона, но вдруг услышала прямо под елью, на которой сидела, вой волка: в-в-в (дети повторяют). Жалуется волк на свою волчью жизнь, обижается на вьюгу, которая все заячьи следы замела. Ворона Вера испугалась волка и прилетела обратно в поселок, к нам в группу.*

2. Артикуляция звука – дети садятся на стулья у доски.
Педагог раздает каждому для работы зеркала.
- Дети, как выла вьюга в лесу ночью? (в-в-в)
- А как утром? (вь-вь-вь)
- А как выл голодный волк? (в-в-в)
Вот с каким интересным звуком мы с вами сегодня познакомились. Чтобы правильно его произносить, нужно нижнюю губу прижать к верхним зубам, верхнюю губу немного приподнять, а горлышко при этом должно дрожать.
Дети при анализе произнесения звука пользуются индивидуальными зеркалами.
- Какой звук научились произносить? Давайте произнесем этот звук вороне Вере (дети повторяют звуки [в и вь]).

3. Работа с картинками.
Воспитатель выставляет на наборное полотно картинки (цветы, вилка, гвоздика, стул, ведро, медведь). Просит назвать предметы на картинках.
- Ребята, скажите так, чтобы я и ворона Вера услышали песенку вьюги [в и вь]. Например: вь-вь-ведро.
- А какая картинка здесь лишняя? (стул). Почему? (в этом слове нет песенки вьюги).
- А сейчас проведем такое упражнение – нужно определить первый звук в этих словах (цветы, вилка, гвоздика, стул, ведро, медведь).

4.Физкультминутка – игра «Снежки» (педагог раздает детям ватный комки).
- Ребята, давайте поиграем в снежки. Играть будем так: надо дуть на снежки так, чтобы они слетели далеко с вашей ладони. Посмотрите, как я это буду делать. Вдох носом, а затем силой дуем на снежинку (игра детей).
- Для чего мы с вами учимся правильно и сильно дышать? (чтобы научиться правильно и чисто выговаривать звуки).

5.Игра «Найди песенку вьюги» - дети садятся на стулья.
- Ворона Вера принесла нам картинки, чтобы поиграть в игру «Найди песенку вьюги».
Педагог раздает каждому ребенку картинки, но кладет их на ладошки детей картинками вниз. Просит их, чтобы никто не подсматривал, какую картинку ему дали. По сигналу педагога дети переворачивают картинки, проговаривают про себя название предмета, которое изображено на картинке, и определяет - есть ли песенка вьюги в этом слове.
- Ребята, у кого есть песенка вьюги в слове, кто услышал эту песенку, выходите к доске и покажите картинку всем ребятам. Скажите свое слово так, чтобы мы услышали песенку вьюги.
Проводится проверка всех слов со всеми детьми.

III. Итог.
Показ схемы звуков [в]и [вь](маленькое и большое дерево).
- Ребята, ворона Вера нарисовала картинки вьюги, они разные. Как вы думаете, на этой картинке (большое дерево) как вьюга воет? (сильно – в-в-в)
- Почему вы так думаете? (нарисовано большое дерево).
Задается вопрос по другой картинке, где изображено маленькое дерево. Затем все хором поют песенку вьюги: в-в-в и вь-вь-вь.
Вере очень понравилось, как вы ребята занимались на этом занятии. И она обещает, что еще раз прилетит к нам в гости. Давайте скажем ей все вместе «До свидания!»
Дети прощаются с вороной Верой. Педагог хвалит детей за хорошую работу на занятии. Занятие заканчивается.

Задачи:

  1. Учить выделять звук У из ряда гласных, выделять начальный ударный звук на фоне слова, слышать слова со звуком У.
  2. Развивать слуховое внимание, фонематическое и зрительное восприятие, общую и мелкую моторику, мышление.
  3. Упражнять в умении изменять высоту и силу голоса, в употреблении антонимов тихо-громко, большой- маленький; заканчивать по смыслу предложение.
  4. Формировать умение образовывать множественное число имен существительных и существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом.
  5. Повышать интерес к занятиям по подготовке к обучению грамоте.

Оборудование: индивидуальные зеркала, простые карандаши, изображение девочки Ули, самолёта большого и маленьких, предметные картинки: утюг, удочка, улитка, утка, утята, уши; «дорожки» самолёта.

План - конспект. Ход занятия

I. Организационный момент.

Логопед предлагает детям сесть в заданной последовательности: Вероника, Катя, Софья, Лиза, Камилла, Максим.

II. Артикуляционные упражнения.

Логопед показывает картинку с изображением девочки: «Это Уля, Ульяна». (Имя повторяют сначала все хором, затем отдельные дети.)
Какой первый звук в этом имени? (У). Какое упражнение напоминают наши губки, когда мы произносим У? («Трубочка»). Выполнение перед зеркалом упражнений: «Трубочка», «Улыбка», «Домик открывается», «Любопытный язычок».

III. Артикуляция звука У.

Еще раз произнесите звук У и посмотрите друг на друга, в каком положении губы? Зубы?
Губы трубочкой, зубы не смыкаются, закрыты губами. Голосок спит или поёт? (поёт, значит звук звонкий). Что можно сделать со звуком У? (протянуть, пропеть). Дети произносят звук «У» хором и по одному.



IV. Выделение звука У по артикуляции «Угадай, какой звук»

Логопед беззвучно произносит гласные звуки: а-о-у-и-а-у-а-и-о-у... Определив звук, дети произносят его вслух, а при У - ещё и хлопают в ладоши (ловят звук).

V. Физкультминутка «Громко-тихо»

На доске две картинки с изображением большого и маленького самолёта. - Самолёты одинаковые или разные? Как назвать ласково маленький самолёт? (самолётик). Самолёт летит, в нём мотор гудит: У-У-У. Как гудит большой самолёт? (громко). Маленький? (тихо). Попеременно «летим» и гудим как маленькие и большие самолёты. Показать голосом, как самолёт взлетает (усиление голоса при звуке У), как самолёт идёт на посадку? (ослабление силы голоса).

VI. Выделение звука У из слова.

Логопед произносит слова с начальными ударными гласными звуками, дети определяют первый звук в слове, называют; услышав У в начале слова, разводят руки в стороны - крылья самолёта.

Лексический материал: утка, осень, удочка, астра, уши, иглы, аист, улица, облако, ужин, окна, август, утро, Ира.

VII. Дидактическая игра «Один—много».

Педагог объясняет условия игры: «Я буду говорить про один предмет, а вы — про много».
Словарный материал: улитка—улитки, утюг—утюги, утка—утки, удочка - удочки, улыбка—улыбки, улица—улицы, жук - жуки,

VIII. Дидактическая игра «Закончи предложение» (с опорой на предметные картинки).

Раздать каждому ребёнку по предметной картинке: утюг, удочка, улитка, утка, утёнок, уши. Логопед начинает предложение, заканчивает тот ребёнок, чья картинка подходит по смыслу. Ребёнок поднимает свою картинку и повторяет предложение полностью.
- Мама гладит вещи …(утюгом).
- Для рыбалки нужна …(удочка).
- На себе носит домик …(улитка).
- У мальчика заболело …(ухо).
- На пруду плавает … (утка)
- Мама - утка зовёт своих …(утят)

IX. Упражнение на мелкую моторику «Следы самолёта».

Взять карандаши и по точкам провести дорожки от самолёта и петь песенку: У-У-У.
Какой звук изучали на занятии? Давайте с ним попрощаемся: вытянем руки вперед и произнесем У-у-у.

МА ДОУ №8 «Детский сад «Полянка» п.г.т. Яшкино Кемеровской области

Конспект занятия

по обучению грамоте в средней группе

«Красный цвет – гласный звук»

Составила: воспитатель 1 квалификационной категории Филина С.А.

2017г.

Тема: «Красный цвет – гласный звук.

Познавательные цели:

Формирование знаний о гласных звуках. Обучение выделению гласных звуков из ряда звуков. Закрепление образования уменьшительно – ласкательных форм существительных.

Физическое развитие:

Социально – коммуникативные цели:

Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.

Оборудование: предметные картинки со звуками А, О, У, Ю, Ы, И,Э.

Ход занятия.

Организованный момент.

Дети стоят полукругом.

Воспитатель: Дети, давайте повяжем друг другу красные ленточки и удивимся: «Как красиво».

Мы умеем удивляться! (дети удивленно поднимают бровки)

Сегодня нас ждет, что то очень интересное. Давайте покажем, как мы этому рады и улыбнемся (Дети улыбаются)

К сожалению, за окном тоскливая и пасмурная погода, которая нас расстраивает (дети хмурят бровки).

Давайте повторим:

Мы умеем удивляться,

Мы умеем улыбаться,

Мы умеем хмуриться!

Воспитатель: Ребята, сегодня мы отправляемся в Страну Гласных звуков. Мы подготовились и повязали друг другу красные ленты. А почему мы выбрали красный цвет?

Дети: Потому что мы отправляемся в Страну Гласных звуков, а гласные звуки обозначаем красным цветом.

Девочка завозит коляску с куклой.

Воспитатель: Дети, посмотрите, здесь плачет чья-то куколка. Какую песенку нужно ей спеть, чтобы она перестала плакать, какой гласный звук нам поможет?

Дети: гласный звук А.

Воспитатель предлагает успокоить куклу нескольким детям, пропев звук А.

Воспитатель: В коляске кукла Оля, а плачет она потому, что у неё болят зубки.

(Из-за ширмы доносится О-О-О). Ребята, как кукла плачет?

Дети: О-О-О.

Воспитатель: Обнимем свои щечки теплыми ручками, споем зубкам песенку, чтобы наши зубки никогда не болели.

Дети произносят: О-О-О.

Воспитатель: Звук О гласный. Зубки у нашей куклы перестали болеть, пусть она поспит, а мы продолжим наше путешествие.

Посмотрите, к нам подъезжает паровоз. Послушайте, как он гудит.

(Из-за ширмы У-У-У) Повторите.

Дети: У-У-У.

Воспитатель: Давайте громко погудим, а затем тихо. Кто же к нам приехал на паровозике?

Дети: Лошадка.

Воспитатель: Лошадка озорная, лошадка весёлая. Лошадка поет: И-И-И.

Споем песенку лошадки.

Дети: И-И-И.

Воспитатель: На лошадке можно весело скакать и кричать Эй. Первый звук Э.

Давайте пропоем Э-Э-Э.

Воспитатель: На пути нам встретился медведь.

Медведь у пчел отведал мед.

Мишка жалобно ревёт:

Ы-Ы-Ы – покусали меня пчёлы!

Какой звук нужен медведю, чтобы реветь?

Дети: Звук Ы-Ы-Ы.

Воспитатель: Давайте покажем, как медведь ходит и ревет.

(Дети изображают медведя и проговаривают звук Ы-Ы-Ы.)

Воспитатель: Какие звуки мы узнали в Волшебной стране звуков?

Дети: гласные звуки А,О,И,У,Э,Ы.

Воспитатель: Лиза знает стихотворение про гласный звук.

Лиза:

Гласные тянутся к песенке звонкой,

Могут заплакать и закричать,

В темном лесу и звать и аукать,

Но не желают свистеть и рычать.

Воспитатель: Сегодня мы познакомимся со звуковыми символами гласных звуков, Звуковой символ – это графическое изображение звука, показывающее, как нужно открывать ротик и положение язычка. (Рассказ воспитателя о символах)

Физминутка:

Мы ногами топ-топ- топ.

Мы руками хлоп-хлоп-хлоп.

Мы глазами миг-миг-миг,

Мы плечами чик-чик-чик.

Раз-сюда, два –туда.

Повернись вокруг себя.

Раз -= присели, два – привстали.

Руки кверху все подняли.

Раз-два, раз-два,

Заниматься нам пора.

А теперь попробуйте выбрать символ звука, с которого начинается ваше слово. Дети выбрали символ звука, подходящего к слову из конверта.

Игра «Угадай картинку».

Воспитатель: Ребята, это волшебная полянка, На ней «заколдованные картинки». Давайте попробуем их «расколдовать».

Вышли на полянку.

Сели все в кружок.

Угадай картинку

Милый мой дружок!

(Дети садятся в круг. Перед ними лежат картинки, спрятанные под лист цветной бумаги, нарезанной тонкими полосками.)

Воспитатель: Поднесите спрятанную картинку к своим губам. Положите язык на нижнюю губу и подуйте на него так, чтобы картинка открылась. Даю вам подсказку, название каждой картинки начинается с гласного звука (следить, чтобы дети не надували щечки). Молодцы! Справились с заданием. А теперь выберете символ звука, подходящего к вашей картинке.

Игра «Назови ласково»

Отгадайте загадку:

Стукнешь о стенку,

А я отскачу.

Бросишь о землю,

Ая подскачу.

Я из ладоней в ладони лечу,

Смирно лежать ну совсем не хочу!

Дети: Мяч.

Воспитатель: Мяч умеет превращать любые слова в ласковые. Поиграем с ними? Я буду называть вам слово, а вы называть это слово ласково, например: солнце – солнышко.

(Облако, ветер, дерево, трава, цветок и т.д.)

Итог занятия.

Воспитатель: С какими звуками мы с вами познакомились? Как произносятся гласные звуки? Что понравилось на занятии? Дайте оценку занятия смайликами.