Восприятие. Иллюзия: норма или психическое расстройство

  • Дата: 24.09.2019

В переводе с греческого обозначает заблуждение, ошибку, то есть реально существующие предметы и явления воспринимаются человеком в искаженном виде. Причем, данное состояние свойственно и совершенно здоровым людям, не имеющим проблем со здоровьем. Физические и физиологические не имеют патогенетических связей с нарушением сознания или процессов мышления. Одним их известных и часто приводимых примеров является ситуация с ложкой, которая воспринимается частично надломленной, если погружена частично в стакан, наполненный водой. Почти все физические иллюзии являются оптическими, и представляют собой ошибку зрительного восприятия, которая обусловлена неадекватностью либо неточностью процессов, а также при неосознанной коррекции зрительного образа.

Из категории явлений, относящихся к физическим иллюзиям, наиболее ярко представлены оптические иллюзии, они обусловлены тем, что происходит преломление пучка света в различных средах, отличающихся по плотности. Существует всем известный оптический феномен, называемый мираж. Даже те, кто не сталкивался с этим лично, знают о нем из различных источников или со слов очевидцев. При данной физической иллюзии мираж воспринимается человеком как предмет, реально существующий в природе. Неправильной оценке подвергаются лишь его размеры, а также имеющееся расстояние. Например, широко известен мираж, который наблюдали жители города Вервье, в Бельгии, в 1825 году.

В небе появились сражающиеся войска, и так отчетливо, что можно было рассмотреть каждую подробность. Люди наблюдали сражение при Ватерлоо, до которого было расстояние в сто пять километров. Еще один, очень своеобразный феномен, являющийся физической иллюзией, наблюдается периодически в горах Швейцарии, Германии. Метеорологи называют его «гало». Он заключается в том, что изображение людей превращается в колоссальные теневые фигуры, которые проецируются на облака, к тому же они имеют радужные ореолы. Подобные теневые фигуры могут повторять любой жест присутствующих – снять шляпу, помахать рукой, похлопать в ладоши, и прочее. Ученые еще не изучили до конца оптические закономерности, являющиеся причиной гало.

Проявление физических иллюзий очень многообразно, и встречаются состояния, которые свойственны при определенных видах деятельности, связанных с профессией. Например, летчики рассказывают, что если полет проходит над поверхностью моря в лунную и звездную ночь, когда происходит отражение звезд от морской глади, то возникает ощущение, что полет проходит в перевернутом положении. Главной особенностью физический иллюзий можно считать тот факт, что они не зависят от того, в каком психическом состоянии находится человек. Оптические иллюзии всеми воспринимаются совершенно одинаково. Физические иллюзии являются оптическим обманом нашего мозга. Хотя глаз видит изображение таким, как оно есть, мозг воспринимает это по-своему.

Когда картинка становится доступной органу зрения, происходит включение огромного количества мозговых процессов, мозг анализирует полученную информацию подобно компьютеру. То есть, производится анализ расположения углов и граней, позиций источников света, структуры света. В большинстве случаев на бессознательном уровне данный анализ оказывается неточным, так как имеет место коррекция зрительных образов. Физические иллюзии различаются на различные типы, и у каждого свои отличительные особенности. К примеру, нередко возникает иллюзия восприятия цвета. Она основана на том, что объекты одинаково освещены, но изображены так, что воспринимаются мозгом, как имеющие различные цвета и оттенки.

Если рассматривать движения, то в этом случае неподвижный рисунок или изображение может вертеться в определенную сторону, словно оживая, или создается впечатление, что он пульсирует, хотя в действительности это обычный статический рисунок. Существуют так называемые невозможные фигуры, и на первый взгляд такие рисунки ничем не примечательны, но если вглядываться внимательно, можно обнаружить немало парадоксов. Такие рисунки первым начал создавать Морис Корнелис Эшер, голландский график. Еще один вид физических иллюзий – это иллюзия восприятия глубины. При этом человек неадекватно воспринимает как сам элемент, так и его свойства. Максимально изученными считаются иллюзии, которые возникают во время зрительного восприятия контурных двухмерных изображений.

Восприятие изображений или предметов во много обусловлено направлением внешнего освещения, которое играет значительную роль практически при каждой физической иллюзии. Существуют оптические иллюзии, которые называются парейдоличными, они подразумевают иллюзорное восприятие объекта, существующего в реальности. Если двойные изображения, созданные специально, с целью провоцирования иллюзий, то парейдолии появляются при восприятии непосредственно самих объектов. Например, рассматривая орнамент на обоях или трещины на потолке, человек может увидеть лица людей, фантастических существ, животных, и прочее.

Среди физических иллюзий немало различных вращающихся картинок, имеющих эффект мерцания, и другие виды зрительного обмана. Если долго смотреть на изображение, то следует эффект последействия, когда посмотрев в сторону на белый фон можно увидеть то же самое изображение. Похожее воздействие оказывает и медитация глядя на горящую свечку. В вечернее время, а также по ночам, шишковидная железа имеет наибольшую активность, поэтому считается, что различные медитативные практики в сфере дыхания наиболее эффективны. Еще в древности подобные системы использовались для того, чтобы усилить чувствительность органов зрения.

Пришедшее с латинского языка слово «иллюзия» переводится как обман или заблуждение. Это и остается самым точным описанием этого термина. Яркий красочный мир иллюзии - не всегда вымысел, но всегда это обманчивое ощущение, которое вырывает из реальности и мешает жить обычной жизнью. Причин возникновения иллюзий много, равно как и ее видов.

Что такое иллюзия?

Подобное явление может создать умелый фокусник или сама мать - природа, но случается, что человек сам вводит себя в обман. Иллюзия это, когда реальный объект ли явление воспринимаются в искаженном виде и понимаются неоднозначно. Считается, что иллюзия спутник каких-либо , но это не совсем верно, здоровый человек так же способен на себе ощутить иллюзию. Как можно увидеть иллюзию?

  1. Вследствие оптического обмана.
  2. Находясь в непривычном для человека состоянии (наркотическое опьянение, при патологии или стояния аффекта).

В житейском понятии, под иллюзией подразумевают надежды и мечты. Нереальный мир, который создает иллюзия, является миром самообмана, и служит как средство, которое облегчает человеку жизнь или вовсе является полётом его фантазии. Человеческое сознание всегда стремится оградить себя от потрясений и стремиться к иллюзии, побуждает мечты о чуде, создает образы «красивой жизни» или идеальных людей.

Чем иллюзии отличаются от галлюцинаций?

Жизненные ситуации могут создавать такие условия, при которых у людей будут наблюдаться расстройства восприятия. Вызывать подобные расстройства могут иллюзии и галлюцинации, от них не огражден даже здоровый человек. Как отличить одно от другого:

  1. Вследствие иллюзии можно увидеть реальные вещи совершенно с другой стороны или с большим искажением действительности. Обычные ошибки, с которыми человек может что-то увидеть, к примеру, в сумраке принять одни вещи и предметы за другие, яркий лист с дерева принять за грибную шляпку, могут быть у вполне здоровых людей. Следует отличать подобные ошибки от болезненного восприятия действительности.
  2. Галлюцинации появляются там, где ничего нет. Преследующие образы могут возникнуть на фоне психоза. У здоровых людей возникают, если они находятся в состоянии, когда их сознание изменено.

Иллюзии восприятия

Восприятие человека несовершенно, и порой можно увидеть образ, услышать звук, почувствовать вкус не такой, каким он является на самом деле. Нормальное явление, что на фоне искаженного восприятия головной мозг выстроит образы не соответствующие реальности. Человек способен создать видимость того, чего нет в реальности или напротив не заметить очевидность. Иллюзия восприятия в психологии - это наблюдение явлений, даже если человек понимает, что это на грани возможного. Так можно увидеть мираж, искажение объекта в воде и многое другое.

Какие бывают иллюзии?

На каждый орган чувств найдется минимум одна иллюзия, их очень много. Виды иллюзий, которые может переживать человек имеют свое подразделение:

  • оптические – это ошибочное зрительное восприятие;
  • звуковые – сбой в слухе;
  • физиологические – периферические или центральные звенья органов чувств заработали не правильно;
  • осознаваемости – ощущение присутствия, относят и к формам галлюцинации;
  • физические – связаны с явлениям природы;
  • аффективные – могут появиться при резкой смене настроения;
  • органические – ошибочное восприятие цветов, размеров и форм;
  • парейдологические – создание при помощи мысли картин.

Парейдолические иллюзии

Иллюзорные восприятия реальных объектов называются парейдологической иллюзией. Такие иллюзии могут возникнуть, когда человек рассматривает рисунок обоев, ткани, пятна или трещины, облака. Можно увидеть не только лица или предметы, но и фантастические образы. Происходит это в результате эффекта двойственного изображения, когда иллюзия возникновения глубины или распознавательных образов создана специально, для провокации. Такой вид может наблюдаться у нескольких людей сразу при рассмотрении, какого-то общеизвестного предмета, например культурного достояния.

Аффективные иллюзии

Находясь в определенном эмоциональном состоянии души, и при этом, оказавшись в незнакомом месте, человек способен увидеть почти невероятное. Яркий пример – ночное посещение кладбища. Находясь под действием страха и в ожидании чего-то недоброго, любой человек способен увидеть аффективную иллюзию. Или при боязни пауков, и наличии нового, незнакомого места, человек будет опасаться их появления отовсюду. Многие люди способны увидеть разные разновидности иллюзий. Аффективная иллюзия может появиться даже у здорового человека.


Физические иллюзии

Некоторые летчики в своих рассказах акцентируют внимание, что если лететь над морем, когда в нем отражаются звезды, то возникает ощущение перевернутого полета. Основная особенность физических иллюзий, это их зависимость от психического состояния. Иллюзии физиологические или физические - это кратковременные явления, они эпизодичны. Если человек способен критически оценить ситуацию, понять, что это иллюзия, то это свидетельствует о его .

Как создаются физиологические иллюзии? Яркий пример – это нарушение глазомера, когда «на глаз» очень сложно определить расстояние от человека до объекта. Реальные показатели и ложное восприятие расстояния и порождают такой тип иллюзии. Почти все люди сталкиваются с подобным типом иллюзии и зная, что это иллюзия, легко корректируют ее. Подобный тип иллюзий это особенность строения глаза и световые эффекты.

Когнитивные иллюзии

Возникают такие явления благодаря тому, что человек начинает строить предположения о мире, которое приводит к анализу, порой бессознательному. Когнитивные иллюзии это ошибочное мышление, оно складывается в результате ментального поведения. Такая иллюзия человека - это пример быстрого мышления, если бы человек изначально провел анализ своих мыслей, то она бы не возникла. Когнитивные искажения активно изучает психотерапия потому, что они несут в себе последствия личностного и социального характера.

Иллюзии - психология

Все люди склонны к переживаниям, принятию сложных решений, ищут ответы на вопросы. Иллюзий у людей возникают, что бы снять неопределённость в некоторых вопросах. Что такое иллюзия в психологии? Это формирование собственного образа видения и подмена его, взамен настоящему и реальному. Иллюзии могут помочь человеку снять беспокойство и напряжение. Даже если в иллюзиях образ будет негативно окрашен, то человек будет предупрежден, чего ему следует опасаться.

Такое мышление изначально ошибочно и может ничего общего с реальностью не иметь. Психологи не относят такие иллюзии к болезням человека, но рекомендуют перестать жить в иллюзорном мире. Жить иллюзиями постоянно, по меньшей мере, глупо. Если человек живет и питает постоянно иллюзии в отношении других людей, то ему необходимо обратиться к психологу.

Причины иллюзий

Когда человек наблюдает, как ложка согнулась при погружении в стакан с водой, то это не нарушение психики. Это иллюзия, которая может возникнуть у любого здорового человека. Иллюзии чаще возникают у человека с бурной , посещают людей творческих. От напряжения или усталости люди могут увидеть и услышать что-либо неправильно. Но если иллюзия уже верная подруга и наведается с завидной периодичностью, то это скорее уже заболевание психики.

Значение имеет и какая конкретно иллюзия приходит к человеку. Звук капающей воды из закрыто крана, это еще не повод бежать к врачу, куда серьезнее, если периодически слышатся голоса. О причинах многих иллюзий не известно и по сегодняшний день, научного объяснения они не имеют. Жить в мире иллюзий - это осуществлять строительство своей жизни так, как будто существование человека происходит в другом мире. Не имеет значения, лучше иллюзорный мир или хуже, главное то, что он другой.


Как перестать жить в иллюзиях?

Поведение человека в тех или иных ситуациях и его решения приводят всегда к определённым последствиям. Человек, который выбрал для себя путь жить иллюзиями, начинает использовать правила вымышленного мира в реальном. Он выбирает для себя ту модель поведения, которая могла бы быть эффективной в его иллюзорном мире, но не в действительности. Питать иллюзии в легкой форме, даже иногда полезно, а вот жить в них опасно, поэтому нужно знать, как избавиться от иллюзий.

  1. Стоит совершить попытку прогнуть мир иллюзии под самого себя. С ним надо начать войну в своем подсознании и выжечь все те представления, которые далеки от реальности. Люди, которые продолжают жить в придуманном мире, это будущее демонстранты. Они готовы излить свой гнев на всех, кто под рукой. Они жалуются на жизнь случайным людям, попутчикам, в .
  2. Человеку следует понять, что реальность такая, какая есть, другой она не будет. Все неудачи вызваны не тем, что плох человек, а тем, что он неправильно действует, оглядываясь на свои иллюзии. Человеку стоит повзрослеть. Стать взрослым это не отказаться от своих целей и перестать хотеть видеть свою жизнь лучше, это значит принять правду, познать мир, научиться его правильно понимать.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Иллюзии, основные причины их появления и возможные последствия. Зрительный аппарат человека. Причины, обусловливающие ту или иную иллюзию зрения. Виды оптических иллюзий по происхождению. Иллюзии в архитектуре, в рекламе, в цирке, в моде и в искусстве.

    доклад , добавлен 19.03.2012

    Исследование наиболее известных видов зрительных иллюзий и их природы, физическое обоснование. Экспериментальное изучение материалов о различных видах иллюзий зрительного восприятия, принципы и основные этапы их создания и апробации на практике.

    презентация , добавлен 19.05.2014

    Определение понятия "оптическая иллюзия" как впечатления о видимом предмете, несоответствующем действительности. Рассмотрение основных видов обмана зрения: анаморфозы (стерео-иллюзии), комната Эймса, перевертыши, искривляющие и движущиеся иллюзии.

    реферат , добавлен 03.12.2014

    Причины возникновения оптических иллюзий. Явление иррадиации. Иллюзия Мюллера-Лайера (перенесение свойств целой фигуры на ее отдельные части). Несуществующие фигуры. Эффект мерцания. Обратные изображения. Иллюзия глубины и движения. Следящие картины.

    презентация , добавлен 29.01.2014

    Локализация слухового восприятия по уровню интенсивности и временной разнице. Экспериментальное исследование выбора лучших параметров расположения динамиков для создания объемного звука или иллюзии источника звука при изменении угла и высоты между ними.

    курсовая работа , добавлен 25.01.2012

    Рассмотрение истории развития и предметов исследования нанотехнологии, биофизики (физические аспекты существования живой природы), космической биологии, астробиологии (иные формы жизни в космосе) и геофизики (строение Земли с точки зрения физики).

    реферат , добавлен 30.03.2010

    Форма и взаимное расположение фигур в пространстве, их свойства. Ошибки зрительного восприятия. Картины художника-одиночки Мориса Эшера. Понимание природы зрения и восприятия в целом, эффект иррадиации. Математическое начало в творчестве Мориса Эшера.

    реферат , добавлен 18.01.2011

    Теория диэлектрических волноводов. Анализ распространения волн в плоском оптическом волноводе с геометрической точки зрения и с точки зрения электромагнитной теории. Распределение электромагнитного поля и зависимость свойств волновода от его параметров.

    курсовая работа , добавлен 07.05.2012

Под физическими иллюзиями медики понимают ошибки, связанные с ложным проявлением физических свойств некоего предмета или действия. Так, если смотреть на ложечку, помещённую в стакан с водой, то она кажется согнутой вследствие различного преломления лучей света разными по плотности средами - стеклом и водой. Особым образом влияет на зрительное восприятие, например, туман, являющийся нередкой причиной несчастных случаев и происшествий из-за того, что в тумане искажается восприятие реального расстояния до предмета. Обманы зрения, или оптические иллюзии, могут быть связаны также с влиянием контраста цветов, освещённости окружающих человека предметов, движения объекта, что учитывалось ещё древнеегипетскими жрецами при сотворении «чудес».

Физические иллюзии не надо путать с нарушениями зрения, когда человек может видеть туман или пятна перед глазами, появление которых нельзя объяснить физически. Тогда нужно обратиться к глазному . Узнать, какой специалист лучше, посмотреть рейтинг и каталог Москвы http://mosglaz.ru/our-staff.html можно на сайте мосглаз.ру.

Наиболее часто встречаются иллюзии, вызванные особенностями объекта восприятия: светлые предметы, например, кажутся больше, чем равные им по величине тёмные; зеркальная стена зрительно расширяет помещение, создаёт иллюзию простора; серая полоска на светлом фоне всегда кажется темнее, чем на чёрном (иллюзия яркостного контраста); на одинаковом расстоянии светлый предмет покажется ближе, чем однотипный тёмный.

Физиологические иллюзии обусловлены особенностями восприятия нормально функционирующих анализаторов. Например, если надавить сбоку на глаз, то предмет, на который человек смотрит, раздвоится из-за смещения осей зрения. Объект, на который направлено наше внимание, всегда кажется движущимся независимо от того, движется ли он сам или его фон (феномен «иллюзии движения», например, глядя через окно стоящего поезда на медленно проходящий мимо состав на соседнем пути, вам кажется, что движетесь именно вы). Учёт иллюзий движения важен в производственной деятельности, связанной с вращающимися деталями, поскольку их игнорирование может приводить к травматическим последствиям. К этой группе иллюзий относят и «иллюзию звезды»: если пристально и долго смотреть вечером на светящуюся звезду, станет казаться, что она движется; с такой иллюзией могут столкнуться лётчики во время полёта, иллюзорно приняв светящуюся звезду за движущийся самолёт.

Статью подготовил и отредактировал: врач-хирург

Видео:

Полезно:

Статьи по теме:

  1. Потребность в воде Вода абсолютно необходима для существования организма и по значимости уступает место лишь...
  2. При планировании тренировочных занятий для здоровья у взрослых следует строго соблюдать регулярность занятий, чтобы избежать...
  3. Впервые в 1986 г. L. Nelson установил, что физические нагрузки при гипертонии полезны — происходит...
  4. Случаи нарушения восприятия чаще встречаются в форме некоторых субъективных иллюзий (искажённого восприятия объектов, возникающего по...
  5. Мифы и иллюзии клятвы Гиппократа. «После принятия врачом клятвы Гиппократа на его шее «затягивается стетоскоп»,...
  6. При длительной изоляции от внешних раздражителей (в авиации, космонавтике, в других профессиях, где люди подолгу...

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования.

По утверждению исследователей, около 90% информации об окружающем мире человек получает посредством зрение. Однако далеко не все, что мы видим вокруг, достоверно отражает реальность, - это доказывают оптические или зрительные иллюзии, с которыми мы сталкиваемся гораздо чаще, чем нам кажется. Ошибки зрительного восприятия - это очень интересные примеры, раскрывающие особенности взаимодействия человека и окружающего мира.

Я заинтересовался изучением оптических иллюзий, потому что современные технологии, в том числе компьютерные, активно используют возможности «обмана» зрительного восприятия человека. Это и хорошо, и плохо. С одной стороны, такие технологии уже сейчас позволяют преобразовывать окружающее пространство, путешествовать по любым уголкам Земли и даже в придуманные художниками фантастические миры с помощью мобильных устройств, не покидая своего места. С другой стороны, привычка переноситься в мир оптических виртуальных иллюзий может обернуться для человека потерей связей с реальным миром, накладывающим на каждого определенные требования и обязательства. Как ни заманчив мир виртуальной реальности, человек вряд ли может стать в нем лучше.

Знание особенностей зрительного восприятия и возможностей современных технологий в искажении объективной реальности, в том числе посредством оптических иллюзий, необходимо современному человеку для здорового восприятия жизни.

Цель - исследовать возможности естественного и искусственного нарушения зрительного восприятия человека, искажающего ощущение реального пространства и получившего в научно-популярной литературе наименование «оптических иллюзий».

Задачи исследования:

Раскрыть содержание понятия «оптическая иллюзия»;

Изучить историю освоения этого явления в науке и в культуре от древности для наших дней;

Распределить оптические иллюзии по типам и видам, проанализировать характерные для каждой группы оптических иллюзий закономерности;

Провести эксперименты, подтверждающие возникновение оптических иллюзий при определенных условиях;

Подготовить наглядные пособия, демонстрирующие возможности создания оптических иллюзий;

Найти удобную, эффективную методику фокусирования взгляда для рассматривания стереоскопических (3D) картинок;

Выяснить, что знают об оптических иллюзиях учащиеся 3-х классов Одинцовской лингвистической гимназии;

Рассмотреть область применения технологий, связанных с оптическими иллюзиями, в современном мире, в городской культуре, шоу-индустрии, в сфере виртуальных технологий.

Гипотеза исследования.

Возникновение оптических иллюзий связано с нарушениями привычных, устойчивых механизмов зрительного восприятия окружающего пространства по причине изменений условий внешней среды или изменений работы зрительного аппарата.

Объект исследования: особенности зрительного восприятия окружающего пространства.

Предмет исследования: нарушения, обманы зрительного восприятия пространства, проявляющиеся в таких физических явлениях, современных технологиях и продуктах культуры, как миражи, оптические иллюзии, стереоскопическое кино (3D-кинотеатры), стереограммы (3D-картинки), объемный стрит-арт и др.

Методы:

Сравнение исторических свидетельств и документальных источников;

Изучение научной и научно-популярной литературы, информации, посвященной оптическим иллюзиям;

Анализ собственных зрительных впечатлений от просмотра оптических иллюзий (в том числе 3D-кино);

Опрос учащихся 3-х классов Одинцовской лингвистической гимназии;

Эксперименты по воссозданию условий возникновения оптических иллюзий.

Продукт исследования:

Наглядные пособия, иллюстрирующие особенности иллюзорного восприятия явлений действительности;

Презентация, представляющая оптические иллюзии разных типов и видов.

Часть 1. ОПТИЧЕСКИЕ ИЛЛЮЗИИ

В ИСТОРИИ НАУКИ И КУЛЬТУРЫ

Научные явления интересно изучать, когда они связаны с личными жизненными впечатлениями.

Впервые с оптическими иллюзиями я познакомился года три назад во время летней поездки на дачу. В жаркий солнечный день мы с родителями ехали на машине по асфальтовой дороге, на которой вдалеке явственно виделись лужи (Рис. 1 ). Однако когда машина приближалась к лужам, они исчезали. Тогда родители объяснили мне, что причина обмана зрения - в горячем воздухе, который нагревается от раскаленного асфальта и особым образом преломляет солнечный свет.

Второе впечатление было связано со спиннерами. Как-то вечером, раскрутив спиннер на столе вблизи настольной лампы, я заметил, что во время его вращения образ спиннера, похожий на мираж, замедляясь, а потом снова разгоняясь, совершает плавные вращательные движения то в одну, то в другую сторону. Спиннер я раскручивал по часовой стрелке, а образ его попеременно вращался то по часовой, то против часовой стрелки. Папа сказал мне, что это непростое физическое явление и посоветовал сделать то же самое при дневном свете. Когда я раскрутил спиннер при дневном свете, миража, вращающегося в разные стороны, не было.

Папа поделился еще одним интересным опытом, который я хочу проверить летом. Если ночью в темноте опустить кончик длинной палочки в костер, дождаться, когда на нем образуется красный уголек, а потом начать размахивать им, в воздухе будут висеть круги, восьмерки и другие фигуры, передающие траекторию движения палочки. Глаз будет разом видеть всю траекторию, а не мелькание огонька (Рис. 2 ).

С папой тем же вечером мы провели эксперимент: взяли старый калькулятор со светодиодным дисплеем и в темноте стали им быстро размахивать. В воздухе повисли не связные линии, а ожерелья красных цифр - как наложенные друг на друга кинокадры. Не было никаких полос и линий. Это было удивительно.

Тогда же я узнал, что все эти явления - обманы зрения - относятся к области, которая называется оптическими иллюзиями. Мир оптических иллюзий оказался очень богатым и разнообразным. И мне захотелось в нем разобраться.

Выяснилось, что систематически изучать оптические иллюзии ученые начали примерно с середины XIX века, тогда же вошло в обиход это понятие. «Оптика» (от древне-греческого ὀπτική - появление или взгляд) - это раздел физики, изучающий природу света и взаимодействие света с веществом, в том числе с человеческим организмом. А слово «иллюзия» (от латинского illusio — заблуждение, обман) - указывает на искажение восприятия действительности, обман чувств.

Несмотря на то, что история научного изучения оптических иллюзий насчитывает около 150 лет, знакомы с этим явлением люди были еще в глубокой древности.

Великий греческий философ Аристотель в 350 году до нашей эры писал: «Нашим чувствам можно доверять, но их все же легко обмануть». Например, он заметил, что если долгое время смотреть на водопад, а затем перевести взгляд на неподвижный горный склон, может показаться, будто скалы движутся в направлении, противоположном потоку. Современные исследователи называют этот оптическое явление эффектом последействия движения или иллюзией водопада.

Известная со времен древнеримского астронома Птолемея иллюзия восприятия небесных светил в увеличенном объеме в момент их нахождения около линии горизонта и сейчас вызывает общий интерес.

Уже в древности путешественники и мореплаватели сталкивались с миражами в пустынях и на просторах морей. Тогда они пугались оптических иллюзий, так как думали, что это результат действия злых духов. Миражи отражали не только красивые замки или острова, как рассказывают об этом древние легенды, но и обычные лодки, корабли, здания.

Многие путники, введенные в заблуждение эфемерными видениями оазисов в пустыне, погибали от жажды. Даже сейчас, в XXI веке для путешественников составляют специальные карты с отметкой мест, где обычно наблюдаются миражи. На этих путеводителях указано, где могут привидеться колодцы, а где - пальмовые рощи и даже горные цепи.

Жертвами миражей нередко становятся караваны в пустыне Эрг-эр-Рави на Севере Африки. Перед людьми «воочию» на расстоянии 2-3 километров предстают оазисы, до которых в действительности не менее 700 километров.

Среди мореплавателей сотни лет назад ходили легенды о кораблях-призраках, «летучих голландцах» - иллюзиях, которые получили также название «фата-моргана» (по имени мифической феи Морганы, живущей на дне моря и обманывающей моряков).

А вот другие интересные исторические свидетельства.

Один человек в 1852 году с расстояния 4 километров увидел Страсбургскую колокольню совсем рядом. Изображение было гигантским, точно колокольня предстала перед ним увеличенная в 20 раз.

3 апреля 1900 года защитники крепости Блумфонтейн, в Англии, увидели в небе боевые порядки британской армии, притом так четко, что можно было различить пуговицы на красных мундирах офицеров. Это было воспринято как дурное предзнаменование, и через два дня крепость сдалась.

В 1902 году американский ученый Роберт Вуд сфотографировал двух мальчиков, мирно бредущих по водам Чесапикского залива между яхтами. Причем рост мальчиков на фотографии превышал 3 метра.

10 декабря 1941 года в 11 часов утра команда британского транспорта «Вендор», находящегося в районе Мальдивских островов, заметила на горизонте горящий корабль. «Вендор» пошел на выручку терпящим бедствие, но через час горящий корабль завалился набок и затонул. «Вендор» подошел к предполагаемому месту гибели корабля, но, несмотря на тщательные поиски, не нашел ни обломков, ни пятен мазута. В порту назначения, в Индии, командир «Вендора» узнал, что в ту самую минуту, когда его команда наблюдала трагедию, тонул крейсер, атакованный японскими торпедоносцами неподалеку от Цейлона. Расстояние между кораблями на тот момент составляло 900 километров.

Важно отметить, что, сталкиваясь с разными природными иллюзиями, люди научились использовать в своих целях определенные оптические закономерности. Еще в Древней Греции эти закономерности целенаправленно применялись в архитектуре для создания желаемых пространственных впечатлений, например, для кажущегося увеличения высоты и площади залов. Архитекторы иногда намеренно нарушали геометрию строения: изменяли пропорции, отклоняли элементы от вертикали или горизонтали, искривляли их контуры и т.п. С помощью таких приемов им удавалось «перехитрить» зрение.

Например, древними зодчими было подмечено, что светлые предметы на темном фоне по размеру кажутся больше, чем они есть на самом деле, а темные на светлом, наоборот, меньше. Римский архитектор и инженер Марк Витрувий, живший в I веке до нашей эры, свидетельствовал о своих впечатлениях: при сочетании темного и светлого свет «пожирает» мрак. Действительно, в белой одежде человек выглядит полнее, нежели в черной, а ветви деревьев в лучах солнца заметно «истончаются».

Взяв в расчет эту закономерность, архитекторы Древней Греции пошли на хитрость - они стали делать колонны своих построек разной толщины. Примером служит знаменитый Парфенон - главный храм афинского Акрополя, построенный в 447-438 годах до н.э. (Рис. 3 ). Его создатели, архитекторы Иктин и Калликрат, учли, что для угловых колонн фоном будет яркое небо Эллады, а для остальных - темный фон, создаваемый святилищем храма. Поэтому они сделали угловые колонны более широкими и уменьшили расстояние между ними и соседними колоннами. Благодаря этим «поправкам» издали все колонны выглядели совершенно одинаково, а разница между ними обнаруживалась только при непосредственном измерении.

В архитектуре Парфенона таятся и другие оптические иллюзии: когда глаз «скользит» по колоннаде, заполненное ею пространство зрительно удлиняется, отчего здание кажется более протяженным, более величественным. По той же причине постройки, украшенные орнаментами и скульптурами, кажутся нам больше, чем не имеющие украшений.

Древние греки использовали также такой прием: отклоняли элементы верхней части постройки от вертикального положения. Например, фронтон устанавливался под углом, наклонялся немного вперед - примерно так, как вешают картины в галереях. Архитекторы уже знали о том, что вертикальные и горизонтальные прямые при значительной длине кажутся не параллельными. Чтобы колонны здания визуально не расходились, при установке их слегка наклоняли внутрь. А чтобы колонны не казались вогнутыми, их немного утолщали на уровне трети высоты. Прием этот получил название «энтазис» от греческого слова entasis (напряжение, усиление). Кроме того, колонны сужали кверху, зрительно удлиняя их и делая менее массивными.

Другое оригинальное архитектурное достижение греков состояло в том, что внутреннюю колоннаду в храмах они возводили иногда двухэтажной. В Парфеноне, например, это было сделано для достижения иллюзии большей высоты статуи богини Афины, установленной в святилище. На фоне двухэтажного сооружения она смотрелась крупнее, чем есть, и оттого выглядела более торжественно и величественно.

Оптические закономерности восприятия пространства были знакомы и древнерусским зодчим. Один из примеров - Троицкий собор в Троице-Сергиевой лавре, сооруженный в 1422 году над гробом преподобного Сергия Радонежского (Рис. 4 ). Его наружные стены имеют заметный наклон к центру здания, благодаря чему усиливается впечатление устойчивости всего строения. Барабан со щелевидными окнами, на котором возвышается купол храма, сужается кверху. Этот прием зрительно вытягивает храм, он выглядит выше, чем есть на самом деле.

В православном храме возникает и другая иллюзия: внутри он кажется более высоким, чем есть в действительности. Достигается такой эффект не без помощи поправок в геометрии строения. При строительстве Троицкого собора, например, были наклонены внутрь стены выше арок порталов и столбы, служащие опорами свода. Еще больший эффект высоты создают крутые линии арок и сводов.

В XIX веке началось активное изучение закономерностей восприятия и особенностей органов чувств человека. Именно тогда исследователи стали классифицировать оптические иллюзии и анализировать причины их возникновения.

Вскоре оптическими иллюзиями увлеклись и художники - в 1950-х годах появилось целое направление в искусстве, посвященное оптическим иллюзиям - оп-арт (от английского optical art - «оптическое искусство»). Одним из основоположников оп-арта считается французский художник и скульптор Виктор Вазарели, - его работы часто приводят в качестве ярких примеров оптических иллюзий (Рис. 5 ).

В начале XXI века интерес к механизмам зрительного восприятия продолжает расти - появляются новые научные теории, с помощью которых ученые пытаются объяснить механизмы возникновения оптических иллюзий. Интерес к этой проблеме столь высок, что на протяжении вот уже десяти лет ежегодно проходят конкурсы на лучшую оптическую иллюзию.

Сегодня зрительные иллюзии активно используются в архитектуре, в дизайне, в искусстве (в том числе в популярном направлении стрит-арта), в цирковом искусстве, даже в военном деле. Зрительные иллюзии стали основой кинематографии и телевидения, многих современных компьютерных (в том числе, виртуальных) технологий. Многие из них очень интересны и увлекательны. Тесно переплетаясь с действительностью, они оказывают на мировосприятие человека огромное воздействие. Однако, оставаясь иллюзиями, то есть зрительным обманом, они несут риск искаженного восприятия окружающего мира и его закономерностей. Для того чтобы не поддаваться обману, их необходимо изучать.

Часть 2. ТИПЫ И ВИДЫ

ОПТИЧЕСКИХ ИЛЛЮЗИЙ

В этой части работы предлагается классификация оптических иллюзий по типам, а также поясняются возможные причины их возникновения.

Как можно заключить из материала 1 части работы, причина возникновения оптических иллюзий бывает связана с изменениями во внешней среде, через которую проходят световые лучи. Именно поэтому оптические иллюзии часто появляются там, где соседствуют или взаимодействуют разные среды: воздух и жидкость, потоки горячего и холодного воздуха; где соседствуют разные предметы: близкие и далекие, высокие и низкие.

Точно также причиной возникновения оптических иллюзии может стать нарушение механизмов зрительного восприятия, то есть изменение в работе зрительных органов и мозга человека. В этом случае искажения в восприятии объектов и картин вызваны не средой, через которую проходят световые лучи, а самими органами зрения. Поскольку видимые образы - результат длинной цепи анализа световых сигналов, в который вовлечен оптический аппарат глаза, сетчатка, множество мозговых отделов зрительной системы, очевидно, что разные зрительные иллюзии отражают особенности функционирования разных звеньев этого пути.

Другой критерий, который можно ввести для классификации оптических иллюзий - их естественная или искусственная природа. Ведь с какими-то оптическими иллюзиями человек спонтанно и часто неожиданно для себя сталкивается в природе и в жизни, а какие-то еще со времен Древней Греции используются намеренно для украшения окружающего мира или для развлечения.

Если учитывать оба критерия, получается, что оптические иллюзии можно разделить на 4 условные категории:

1. Естественные, вызванные преломлениями света в окружающей среде.

2. Естественные, связанные с особенностями механизма зрительного восприятия.

3. Искусственные, использующие возможности преобразования окружающего пространства.

4. Искусственные, использующие особенности зрительного восприятия.

Разберем некоторые примеры из научно-популярной литературы и из сети Интернет. Разные изученные источники показали огромное разнообразие мира оптических иллюзий.

1. Естественные иллюзии, вызванные изменениями в окружающей среде.

Мираж - это игра световых лучей. Слово «мираж» происходит от французского слова и обозначает «отражать, как в зеркале», причем в роли «зеркала» выступает воздух. Оказывается, воздух состоит из нескольких слоев, которые имеют разную температуру и плотность. Когда лучи переходят из одного слоя в другой, они начинают преломляться, а если разница температуры слоев большая, то лучи вообще начинают отражаться, при этом, создавая иллюзии, которые называют миражами. Так, например, в пустыне песок раскаляется под солнцем, нижний слой воздуха нагревается и начинает отражать предметы, как зеркало. Нижние миражи можно, например, наблюдать на раскаленной солнцем асфальтовой дороге.

Фата-Моргана - миражи, которые видят моряки над водной поверхностью - выполняет сложные трюки: образ этого миража сложный, меняющийся. Оно может переворачиваться, сжиматься, растягиваться. Это красивое оптическое явление появляется вследствие того, что лучи солнца, проходящие через нагретые воздушные слои, преломляются.

Другая разновидность естественных иллюзий, вызванных изменениями во внешней среде, - гало (Рис. 8).

Если Солнце находится на малой высоте над горизонтом, а в атмосфере присутствуют микроскопические кристаллы льда, наблюдатели могут заметить несколько светлых радужных пятнышек справа и слева от Солнца. Эти причудливые солнечные гало следуют за светилом по небосводу, в какую бы сторону оно не направлялось.

Днем гало появляется вокруг Солнца, а ночью - вокруг Луны или других источников света, например, уличных фонарей. Существует множество разновидностей гало. Практически все гало вызваны преломлением света при прохождении через ледяные кристаллы. Вид гало определяется формой и расположением этих маленьких кристалликов.

2. Естественные иллюзии, вызванные особенностями зрительного восприятия.

К этому типу иллюзий можно отнести слепое пятно, явления иррадиации, инерции зрительного восприятия и ряд других.

Наличие слепого пятна , то есть участка на сетчатке каждого глаза, не воспринимающего свет, связано с тем, что в том месте, где в глаз входит зрительный нерв, нет светочувствительных окончаний нервных волокон. Изображения предметов, приходящиеся на это место сетчатки, не передаются мозгу. Казалось бы, слепое пятно должно мешать нам видеть весь предмет, но в обычных условиях мы этого не замечаем. Прежде всего, потому, что изображения предметов, приходящиеся на слепое пятно в одном глазу, в другом проектируются не на слепое пятно. Во-вторых, потому, что выпадающие части предметов заполняются образами соседних частей, находящихся в поле зрения.

Явление иррадиации часто встречается в жизни. Светлые предметы на темном фоне кажутся нам больше, чем темные на светлом (Рис. 9 ). В темной одежде люди выглядят тоньше, чем в светлой. Смотря на солнце через крону березы, листья кажутся нам меньше, чем они есть на самом деле. Глядя на молодой серп луны, может показаться, что его радиус больше радиуса самой луны.

Инерция зрения. Суть этой оптической иллюзии заключается в том, что сетчатка глаза (глазное дно) под действием световых лучей на некоторое время сохраняет полученное изображение. Эффект тем сильнее, чем выше цветовая контрастность и яркость наблюдаемого рисунка. Именно поэтому мы и получаем возможность в темноте «рисовать» палочкой с горящим угольком разные узоры.

Инерцией зрения можно объяснить и то, что зрение как бы «уравновешивает» одно яркое впечатление противоположным. Например, если долго и неотрывно смотреть на негативное изображение, то потом, закрыв глаза, можно увидеть это же остаточное, тающее изображение, но в позитиве. Черные цвета меняются на белые, красные - на зеленые, голубые - на желтые и наоборот.

Станция Московского центрального кольца «Деловой центр» покрыта изумрудно-зеленой прозрачной крышей - как в «Волшебнике Изумрудного города» (Рис. 10 ). Когда на поезде выезжаешь из под купола этой станции, все вокруг несколько секунд кажется красновато-розовым. Так проявляет себя инерция зрительного восприятия.

Относительность восприятия размеров природных объектов.

Когда полная Луна склоняется низко над горизонтом, она визуально имеет намного больший размер, чем когда находится высоко в небе (Рис. 11 ). Это явление волновало многих ученых, пытавшихся найти ему разумное объяснение. Сегодня принято считать, что это - обычная оптическая иллюзия. Известно, что визуальное восприятие размеров видимого человеком объекта определяется габаритами других предметов, наблюдаемых по соседству. Когда Луна находится низко над горизонтом, в поле зрения человека попадают дома, деревья и другие более мелкие и, как правило, более темные объекты. На их фоне ночное светило кажется большим, чем оно есть в действительности.

Этим же принципом относительности восприятия размеров природных объектов объясняется иллюзия Эббингауза (Рис. 12 ). Размеры оранжевых кругов одинаковы, но зрение обманывает нас: кажется, что в окружении маленьких шариков оранжевый круг больше. Предметы всегда будут казаться больше своей реальной величины на фоне более мелких предметов, и наоборот.

Не менее известной иллюзией восприятия размера является иллюзия Мюллера-Лайера (Рис. 13 ). Посмотрев на рисунок, многие скажут, что отрезок со стрелками наружу длиннее отрезка со стрелками, направленными внутрь. На самом деле отрезки равны.

Еще один пример такого вида иллюзии - иллюзия Понцо(Рис. 14 ). Всем кажется, что дальний отрезок больше ближнего. Однако они равны. Иллюзия создается из-за ошибки нашего мозга, потому что он привык, что, чем дальше предмет, тем он меньше.

Иллюзии искажения формы.

Параллельные линии будут восприниматься как непараллельные, если их рассматривать на фоне взаимно пересекающихся косых линий (Рис. 15 ). Круг теряет свою правильную форму, если его рассматривать на фоне кривых линий.

Этот вид иллюзий находит свое объяснение в том, что резко выраженные особенности фона влияют на восприятие расположенных на этом фоне предметов.

3. Искусственные иллюзии, связанные с намеренным изменением (искажением) окружающего пространства.

Этот тип иллюзий включает большое количество находок человека по обману зрительного восприятия за счет изменения окружающего пространства. Этим методом активно пользуются фокусники-иллюзионисты. Иллюзии в цирке создаются за счет использования специальных приспособлений - двойное дно, специальные пружины, скрытые перегородки, определенная установка зеркал. Хитроумные аппараты осуществляют всевозможные «загадочные» исчезновения и появления вещей и людей, служат для парения предметов и людей в воздухе (Рис. 16 ), распиливания их или сжигания.

Но не только иллюзионисты намеренно искажают наше зрительное восприятие окружающего мира. Как мы видели, активно этим пользуются архитекторы (еще со времен Древней Греции), а также художники, дизайнеры.

Например, иллюзорный «Растаявший дом» (Рис. 17 ). Это лишь рисунок на брезенте, которым закрыли дом в Париже, находящийся на реконструкции. Идея и воплощение принадлежат художнику Питеру Давали.

Одним из лучших примеров оптической иллюзии в архитектуре является дом таможенной службы в Мельбурне, Австралия (Рис. 18 ). Каждый этаж дома одинаковой высоты, хотя создается впечатление, будто они то расширяются, то сужаются. Этот дом воспроизводит так называемую «иллюзию стенки кафетерия», которую заметили в 1979 году в одной из кофеен английского города Бристоль.

Не менее яркое впечатление производят сегодня на жителей городов обманные граффити в стиле стрит-арт: рисунки на стенах домов или на асфальте (Рис. 19-21 ). Под определенным углом просмотра они смотрятся очень эффектно!

«Невозможные фигуры». Интересные оптические иллюзии, вызванные попыткой нашего сознания представить видимое изображение в реальности, относятся к классу так называемых «невозможных» фигур (Рис. 22 ). Такие фигуры представляют собой двухмерное изображение трехмерных, объемных объектов. Но при внимательном их рассмотрении становится ясно, что такие фигуры нарушают привычные закономерности.

Запоминающимся примером комплексного искусственного преобразования окружающего пространства служит комната Эймса . Это помещение неправильной формы, используемое для создания трехмерной оптической иллюзии. Комната, спроектированная американским офтальмологом Альбертом Эймсом, построена так, что спереди выглядит как обычная комната кубической формы с задней стенкой и двумя боковыми стенами, параллельными друг другу и перпендикулярными к горизонтальным плоскостям пола и потолка. Однако истинная форма комнаты трапециевидная: стены наклонены, потолок и пол также находятся под наклоном, а один из углов находится гораздо ближе к зашедшему в комнату наблюдателю, чем другой.

В результате оптической иллюзии человек, стоящий в одном углу, кажется наблюдателю гигантом, в то время как человек, стоящий в другом углу, - карликом. Иллюзия настолько убедительна, что человек, идущий вперед и назад от левого угла в правый угол, «растёт» или «уменьшается» на глазах.

Принцип комнаты Эймса широко используется в кино и на телевидении для создания спецэффектов, когда человека на самом деле нормального роста необходимо показать в качестве гиганта или карлика.

4. Искусственные, нацеленные на изменение (обман) работы зрительного восприятия.

Примером иллюзий такого типа может служить оптическая иллюзия «Вращающиеся змеи» (Рис. 23 ), которую разработал японский ученый-врач Акиоши Китаока. Ощущение движения неподвижной картинки возникает, когда глаз цепляется за мелкие детали, как бы «ощупывает» изображение. Если взгляд остановить, иллюзия движения пропадает.

Одно и то же вращающееся изображение может вращаться в разные стороны. Большинство иллюзий движения неподвижных картинок построены на регулярном повторе разных по яркости или цвету фрагментов. Разглядывая их, глаз совершает быстрые скользящие движения - саккады. Саккады играют ключевую роль в рассматривании иллюзий подобного типа. В ходе экспериментов ученые выяснили, что при взгляде на такие картинки активизируются те же нейроны, что и при взгляде из окна быстро движущегося поезда, когда кажется, что пейзаж «едет мимо», а не наоборот.

Стереоскопические картинки не только интересны и необычны (Рис. 24, 25 ). На первый взгляд они представляют собой неразборчивые узоры, но если посмотреть на картинку правильно, можно увидеть то, что на самом деле изображено на ней. Для этого следует попытаться перефокусировать взгляд на условную точку позади картинки, одновременно совместив схожие узоры, находящиеся поблизости. Тогда стереокартинка начнет раздвигаться вглубь и вширь, открывая глазу невидимое ранее объемное пространство с объемными фигурами.

Часть 3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ

ОПТИЧЕСКИХ ИЛЛЮЗИЙ

Для проверки гипотезы и воссоздания условий, при которых возникают оптические иллюзии, было проведено несколько практических экспериментов.

Эксперименты на преломление света в разных средах.

1. Было проведено наблюдение за цветным изображением, расположенным позади кастрюли с кипящей водой, и установлено, что поднимающийся пар искажает (преломляет) световые лучи, идущие от изображения к глазу.

2. Было проверено, что изображение позади банки с налитой в нее водой (например, стрелочки) меняется на зеркальное. Слои воды и стекла преломляют световые лучи.

3. Проведен эксперимент на визуальное восприятие стеклянного шарика в двух средах: в пресной воде и в подсолнечном масле. В стакане с водой шарик был хорошо виден, а масле - практически не виден (Рис. 26 ). Объяснение найдено в научно-популярной литературе: коэффициенты преломления света у стекла и масла практически одинаковые, а прозрачные объекты с одинаковым коэффициентом преломления света визуально сливаются.

Эксперимент, выявляющий механизм инерции зрительного восприятия.

1. Просмотр нескольких видеороликов, на которых негативное цветное изображение сменялось черно-белым, показал, что такое изображение визуально воспринимается как цветное - сетчатка «раскрашивает» его противоположными цветами: - черный заменяется белым, зеленый - красным; желтый - голубым, и наоборот.

2. Схожий эффект можно было наблюдать, выезжая на поезде из-под зеленого купола станции «Деловой центр» Московского центрального кольца (Рис. 10 ): все вокруг приобретало красновато-розоватые тона.

В научно-популярной литературе было найдено объяснение этому явлению. Колбочки (клетки-рецепторы) на глазном дне воспринимают три цвета: красный, зеленый и голубой. Если долго и пристально смотреть на зеленый цвет, рецепторы, отвечающие за него, перегружаются, и вместо них активно начинают работать красный и голубой рецепторы.

3. Механизм инерции зрительного восприятия проверялся на быстро сменяющихся картинках с помощью специальной быстро вращающейся картонки, на одной стороне которой был нарисован аквариум, а на другой - рыбка. Картинки совмещались - рыбка попадала в аквариум. Также был приобретен и изучен альбом «Синематографика». Было установлено, что перемещение специальной разлинованной пластины визуально связывает отдельные «кадры» и создает иллюзию оживления картинок.

4. Еще одним ярким экспериментом стало создание волчка или диска Бэнхема (Рис. 27 ). Черно-белые полосы при вращении создавали иллюзию цвета. Можно было разглядеть и фиолетовый, и зеленоватый, и коричневый цвета, которых в действительности не было. Интересно, что точного и окончательного объяснения этой иллюзии у ученых нет до сих пор.

Эксперимент, выявляющий стробоскопический эффект.

Загадка вращающегося поочередно то в одном, то в другом направлении миража спиннера, о котором речь шла в начале работы, связана с тем, что называют стробоскопическим эффектом. И причина возникновения этой иллюзии, как было установлено, вызвана быстрым, незаметным глазу мерцанием искусственных источников освещения. Это мерцание «покадрово» высвечивало разные положения лепестков спиннера, так что глазу казалось, что он кружится то в одном, то в другом направлении. Дневной свет не мерцает, поэтому в естественных условиях этой иллюзии не наблюдалось.

Глазу кажется, что спиннер вращается в противоположном направлении, когда в каждой последующей высвеченной мерцающей лампой позиции лепесток спиннера «не успевает» достичь той точки, в какой он находился в момент предыдущей вспышки.

Стробоскопический эффект объясняет иногда наблюдаемое в кинематографе явление, когда, например, колеса начинают вращаться в обратном движению транспортного средства направлении. Кадры кинопленки поочередно «схватывают» такие позиции вращающегося колеса, которые создают иллюзию обратного вращения.

«Ожерелья» цифр на калькуляторе также объяснялись мерцанием светодиодных ламп дисплея; при быстром движении калькулятора в воздухе каждая «вспышка» «повисала» своим отдельным «кадром». А вот накладывались кадры друг на друга в силу инерции зрения. Интересно здесь то, что мозг человека как бы задерживает на несколько мгновений отдельные зрительные образы, из-за чего быстро сменяющиеся впечатления сливаются в связную целостную картину. Именно поэтому в темноте горящим угольком-точкой можно рисовать в воздухе разные линии и другие фигуры.

Оказалось, что еще в 1765 году французский физик Шевалье д’Арси предоставил в Академию наук доклад об опыте с вращением в темноте колеса, на обод которого прикреплялись раскаленные угли. На основании этого опыта д’Арси утановил, что длительность «персистенции сетчатки человеческого глаза», то есть задержки зрительного образа, длится примерно тринадцать сотых секунды. По современным представлениям - около 0,06 секунды.

Анкетирование учащихся 3-4-х классов Одинцовской лингвистической гимназии.

Проведенное анкетирование среди учащихся 3-4-х классов Одинцовской лингвистической гимназии (см. Приложения №№ 1, 2) показало, что учащиеся начальной школы в целом слабо ориентируются в оптических иллюзиях, легко покупаются на зрительные обманы. В четырех ключевых тестовых вопросах только 39% участников опроса (чуть больше 1/3) дали верные ответы. А стереоскопическую картинку, приведенную в самом конце теста, правильно распознать не смог никто из 44 участников опроса.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ходе исследования мы пришли к выводу: осознанию процесса собственного зрительного восприятия нужно уделять внимание, нужно учиться контролировать собственные впечатления, проверять себя и не доверять всему подряд на глаз. Следует подключать логику и производить необходимые измерения.

В процессе проведения исследования и практических экспериментов было найдено подтверждение тому, что возникновение оптических иллюзий связано с нарушениями привычных, устойчивых механизмов зрительного восприятия окружающего пространства, а также по причине изменений (нарушений) в работе механизмов зрительного восприятия. Более того, изучение научно-популярной литературы показало, что большую роль в возникновении оптических иллюзий играет работа не только зрительного аппарата (глаза, сетчатки), но и работа мозга, в том числе, воображения.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Артамонов И.Д. Иллюзии зрения. - М., 1969.

Большая электронная энциклопедия Кирилла и Мефодия.

Дёмин П. Физические эксперименты и психологические иллюзии. - М., 2006.

Луизов А.В. Цвет и свет. - М., 1989.

Перельман Я.И. Занимательная физика. - М., 2010.

Пирожников Л.Б. Что такое голография? М., - 1982.

Рутерсвард О. Невозможные фигуры. - М., 1990.

http:/noviten.Com N. // Зрительные иллюзии и феномены.

http:/basik.ru. // Зрительные иллюзии и феномены

http://illuzi.ru/node/633#ill_info // сайт, посвященный оптическим иллюзиям

http://proglaza.ru/stroenieglaza/setchatka.html // Строение сетчатки глаза человека

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

АНКЕТА

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

РЕЗУЛЬТАТЫ АНКЕТИРОВАНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

ИЛЛЮСТРАЦИИ