Знаки препинания в простом осложненном предложении таблица. Знаки препинания в простом предложении

  • Дата: 27.07.2020

Простые предложения многообразны. Они могут быть осложнены. Механизмы осложнения различны, осложняющие компоненты имеют разную природу. Предложение может быть осложнено:

1) однородными членами,

2) обособлениями,

3) вводными словами и предложениями,

4) вставными конструкциями, обращениями

1) ОДНОРОДНЫЕ ЧЛЕНЫ

1. Если однородные члены предложения не соединены союзами, а только интонацией, то между ними ставится запятая (Мне подарили конфеты, шары, игрушки.);

Примечание. Если однородные члены предложения распространены и внутри них есть запятые, то они могут разделяться точкой с запятой (Я погулял по скверам, паркам; зашел в гости к Катерине, Петру, Матвею; позвонил Анне, Андрею, Инне.).

2. Однородные члены предложения, соединённые, неповторяющимися союзами:

    если однородные члены предложения соединены неповторяющимися противительными союзами, то между ними ставится запятая (Это сделал не я, а он.),

    если однородные члены предложения соединены неповторяющимися соединительными или разделительными союзами, то запятая между ними не ставится (В класс зашли Марина и Ольга. Это написал Пушкин или Лермонтов?);

    Не ставится запятая перед союзом да и (Возьму да и уеду.) и перед союзом и, если после него следует указательное местоимение тот, та, то, те (Ребенок и тот справится с этим заданием.);

3. Однородные члены предложения, соединённые повторяющимися союзами:

    запятая ставится перед повторяющимися союзами и...и, да...да, ни...ни, или...или, ли...ли, либо...либо, то...то и т.д. (В этом магазине можно купить и тетради, и ручки, и книги.),

Примечание. Запятая при однородных членах предложения, соединённых повторяющимися союзами, ставится после каждого однородного члена (На концерт пришли учителя, и ученики, и их родители.).

    если однородные члены тесно связаны по смыслу, то между ними запятая не ставится (Были и лето и осень дождливы.),

    запятая также не ставится, если однородные члены предложения входят в состав цельных выражений (ни себе ни людям, ни то ни се).

4. Сочинительный союз и может соединять однородные члены предложения попарно, и тогда пары отделяются друг от друга запятыми, а внутри пар запятая не ставится (Ученики в классе были 55 умные и глупые, отличники и двоечники),

5. Перед второй частью двойного союза ставится запятая (Мне столько же лет, сколько и тебе); двойные союзы - это как...так и, не так...как, не столько...сколько, не только...но и, хотя и...но, если не...то, столько же...сколько, насколько...настолько.

2) ВВОДНЫЕ СЛОВА И СЛОВОСОЧЕТАНИЯ

Вводные слова и словосочетания выделяются запятыми (Вы, по-видимому, не разделяете наши взгляды.),

    если вводное словосочетание образует неполную конструкцию, т.е. пропущено какое-либо слово, которое можно восстановить из контекста, то вместо запятой ставится тире (С одной стороны, она не умеет готовить, с другой - она хочет этому научиться.).

    знаки препинания при однородных членах предложения с обобщаемым словом при наличии вводного слова или словосочетания:

[О, вв. ел.: о, о, о] На собрание явились все, а именно: учителя и ученики.

[о, о, о - вв. ел., О] Дети, старики, женщины - словом, все смешалось в живом потоке.

Некоторые слова могут быть как вводными и выделяться запятыми, так и членами предложения:

является вводным словом

не является вводным словом

Указывает связь мыслей, порядок изложения - дает оценку факту с т. зр. говорящего (Да входите же, наконец!)

Равно по значению с после всего, напоследок, в результате всего

в конце концов

Та же функция, что и у "наконец" (Да замолчите же, в конце концов!)

- (Мы шли, шли и наконец пришли.) - та же функция, что и у "наконец". (Они долго спорили и в конце концов приняли решение, которое устраивало всех.)

Стоит в середине или в конце предложения (Посмотрите, однако, как он заговорил!)

Стоит в начале предложения или между однородными членами предложения и является противительным союзом (Я не хотел с ней больше видеться, однако пришлось.) Исключение: в предложениях типа: «Однако, холодная нынче весна!» слово «однако» стоит в начале предложения, на выступает в роли междометия и выделяется запятой

Обычно выступает в роли водного слова (Конечно, я вам помогу.)

Может выступать в роли частицы (Я конечно б сходил туда...)

Если равно по значению словам следовательно, стало быть (Я не видел ев сегодня в школe, значит, она действительно заболела.)

Если в предложении играет роль сказуемого (по значению приближено в слову означает) (Она значит для меня слишком много, чтобы обмануть ее.)

Если равно по значению сочетанию вообще говоря (Вообще, это очень интересно)

В других значениях (Он вообще запрещал выходить на улицу после двенадцати)

главным образом

Если равно по значению сочетанию самое главное (Чтобы подготовиться к занятию, необходимо прочитать теорию и, главным образом, выполнить задания.)

Если равно по значению словам преимущественно, в основном, больше всего (Он выжил главным образом благодаря своим друзьям.)

во всяком случае

Если имеет ограничительно-оценочное значение (Я, во всяком случае, этого не говорил.)

Если имеет значение при любых обстоятельствах ([Во всяком случае он никогда не оставит прежнего своего питомца.)

в свою очередь

Если употребляется в переносном значении. (Различаются такие второстепенные члены, как определение, дополнение и обстоятельство, в группе последних, в свою очередь, обстоятельством места).

Если употреблено в значении, близком к прямому («А ты?» - спросил я у Лены в свою очередь.)

    Если вводное слово стоит в начале или в конце обособленного распространенного члена предложения, то оно от него запятой не отделяется, а если оно в середине, то оно выделяется запятыми (Молодой человек, по-видимому недавно окончивший институт, делал при ответах много ошибок. Молодой человек, недавно, по-видимому, окончивший институт, делал при ответах много ошибок.)

    Если вводное слово можно опустить или переставить, тогда оно отделяется запятой от предшествующего сочинительного союза; если же такое невозможно, то запятая ставится только после вводного слова, а на границе между союзом и вводным словом на ставится (Во-первых, он очень занят и, во-вторых, он не хочет тебя видеть. Несчастье его нисколько не изменило, а напротив, сделало еще сильнее.)

Вводные предложения выделяются: запятыми, если они небольшие по объему (Вот у меня, вы знаете, все всегда получалось.) или если они вводятся при помощи союзов как, сколько, если (Сегодня, как сообщают газеты, в центре Москвы состоится митинг.);

    Тире, если они распространены (Они - я это сразу заметил - хотели поскорей от меня отделаться.);

    Скобками выделяются вставные конструкции (в отличие от вводных предложений они не выражают отношение говорящего к сказанному, а содержат какие-то попутные или добавочные замечания): Однажды вечером (это было осенью 1912 года)...

3) ОБРАЩЕНИЯ

    обращения отделяются от других членов предложения запятыми (Алеша, подойди ко мне, пожалуйста.),

    иногда после обращения, стоящего в начале предложения, ставится восклицательный знак (Кирилл! Ну что ты там так долго?),

    частица о, стоящая перед обращением, не отделяется от него запятой (О Москва, ты такая красивая!),

    между повторяющимися обращениями, соединенными союзом а ставится запятая, а после самого союза -не ставится (Пал, а пал, купи мне эту игрушку.),

    если два обращения соединены неповторяющимся соединительным союзом, то между ними запятая не ставится (Здравствуй, солнце да утро веселое).

    Пунктуация. Знаки препинания в сложных предложениях: сложносочиненном предложении, сложноподчиненном и бессоюзном предложениях. Случаи отстутствия запятой в сложносочиненном и сложноподчиненном предложениях.

1.Пунктуация

Термин пунктуация произошёл от латинского слова punctum – точка. Термин пунктуация имеет два значения: 1) раздел языкознания, описывающий правила расстановки знаков препинания в письменной речи; 2) система знаков препинания.

Знаки препинания имеют несколько функций: 1)отделительную: они отделяют одно предложение от другого, благодаря чему лучше воспринимается текст; 2)смысловую: помогают выразить нюансы смысла, например, значения причины, последовательности действий, противопоставления, пояснения, уточнения; 3)выделительную: выделяют слова, передающие компоненты смысла, выражаемые в устной речи интонацией, например, обращения, междометия, вводные слова, вставные конструкции; 4)разделительную: разделяют однородные члены предложения в простом предложении и части сложного предложения.

Какие знаки препинания употребляются в письменной речи на русском языке: точка, вопросительный знак, восклицательный знак, многоточие, запятая, точка с запятой, тире, двоеточие, кавычки, скобки.

2.Знаки препинания в сложных предложениях: сложносочиненном предложении, сложноподчиненным и бессоюзном предложениях.

Сочинительная связь - это связь, которая выражает равноправные отношения элементов. В сложносочинённых предложениях части отделяются друг от друга знаками препинания: 1) Запятая ставится перед сочинительными союзами, одиночными или повторяющимися(и, да(=и), и…и…, не только… но и, а, но, да (=но), то есть, а именно); 2) Точка с запятой может ставиться, если части предложения значительно распространены и уже имеют внутри себя запятые или в случае, если в предложении несколько частей; 3)Тире может ставиться, если части содержат резкое противопоставление, передают резкую смену событий.

Подчинительная связь – это связь неравноправных компонентов, при которой один из компонентов зависит от другого. Так связаны части сложноподчинённых предложений. В сложноподчинённых предложениях главная и придаточные части отделяются друг от друга знаками препинания: 1)Запятая ставится перед подчинительными союзами (когда, пока, едва, лишь, в то время как, так как, потому что, если бы, раз, чтобы, для того чтобы, хотя, несмотря на то что) и в предложениях с несколькими придаточными между главной и придаточными частями перед союзами или союзными словами; 2)Точка с запятой ставится, если части предложения значительно распространены и уже имеют внутри себя запятые или в случае, если в предложении несколько частей; 3)Тире может ставиться в разных случаях, например если придаточная часть стоит перед главной (Когда есть любовь – праздник в душе); 4)Запятая и тире ставятся при отделении нескольких однородных придаточных от главного, стоящего после них (Когда на улице непогода, когда свирепствует сильный ветер, когда идёт злой, хлёсткий дождь, - остаться дома – уже большое счастье).

В бессоюзных сложных предложениях знаки препинания ставятся на границе предложений, соединённых бессоюзной связью. Поскольку в них нет союзов, то нюансы значения выражаются с помощью интонации, а в письменной речи - пунктуацией.

В бессоюзных сложных предложениях могут использоваться знаки препинания: 1)Запятая ставится при перечислении событий, при выражении их последовательности; 2)Точка с запятой - если части бессоюзного предложения распространены или если внутри них уже есть запятые (Солнце взошло, роса высохла; на траве, на большой лужайке перед прудом, расположились группы отдыхающих); 3)Употребление двоеточия в бессоюзном сложном предложении связано с выражением следующих значений: 1. пояснения, когда вторая часть поясняет, раскрывает то, о чём сообщалось в первой,

2. причины, обоснования, когда вторая часть раскрывает причину того, о чём сообщается в первой, 3. изъяснительности, когда вторая часть синонимична изъяснительному придаточному предложению (Мать знала: дети вернутся поздно = Мать знала, что дети вернутся поздно); 4)Употребление тире в бессоюзном сложном предложении связано с выражением следующих значений: 1. сопоставления или противопоставления, если во второй части содержится информация, сопоставляемая или противопоставляемая информации в первой части, 2. результата, следствия, если вторая часть содержит информацию о результате, следствии того, о чём говорилось в первой части, 3.времени или условия, если в первой части определено время или условие того, о чём говорится во второй части, 4.сравнения, когда во второй части даётся сравнение с тем, о чём говорится в первой части, такие предложения синонимичны предложениям со сравнительными оборотами с союзами как, будто, словно, точно, 5.тире также ставится в предложениях, в которых вторая часть начинается словами: это, так, такой, только.

3.Случаи отсутствия запятой в сложносочиненном и сложноподчиненном предложениях

Знаки препинания в сложносочиненном не ставятся: 1)Если есть общий член предложения (Осенью природа засыпает и люди готовятся к зиме); 2)Если есть вводное слово, общее для частей (К удивлению, погода резко переменилась и наступила настоящая жара); 3)Если у частей сложносочинённого предложения есть общее придаточное или общая бессоюзная часть (Когда мама вошла в комнату, осколки вазы валялись на полу и дети пытались их собрать); 4)Если части сложносочинённого предложения являются: вопросительными предложениями(Когда вы приедете ещё раз и сможем ли мы встретиться?), побудительными предложениями(Старайся всё делать хорошо и пусть у тебя всё получится!), восклицательными предложениями(Как у вас хорошо и как мне всё нравится!), назывными предложениями(Жара и духота. Холод и дождь), безличными предложениями(Жарко и душно. Холодно и дождливо).

Знаки препинания в сложноподчиненном не ставятся: 1)между однородными придаточными предложениями, если они соединены неповторяющимися союзами и, да (в значении и), или, либо; 2)перед придаточным предложением, если оно начинается с отрицательной частицы не; 3)перед подчинительными союзами в придаточных предложениях, если перед ними стоят повторяющиеся сочинительные союзы и, или, либо, ни…ни, не то…не то, то ли… то ли(Он позвонит нам либо когда объявят посадку в самолёт2, либо когда они уже доберутся до места); 4) перед придаточным, если оно неполное и состоит только из одного слова: союза или союзного слова(Он обиделся на нас, но не сказал почему).

Что такое простое предложение? Это предложение, в котором одна грамматическая основа. Например:

Сегодня я поеду к бабушке.
В дверь стучат.
Что за красота!

Но даже в простом предложении могут возникать сложности при постановке знаков препинания. Например, иногда между подлежащим и сказуемым ставится тире. Когда?

Когда подлежащее и сказуемое выражены:

  • двумя существительными : Книга – источник знаний
  • двумя числительными : Пятью восемь – сорок
  • двумя инфинитивами : Жить – Родине служить
  • существительным и инфинитивом : Превосходная должность – быть человеком.

Мы не ставим тире между подлежащим и сказуемым, когда они выражены:

  • личным местоимением и существительным: Он скептик.
  • любыми частями речи, но при этом сказуемое имеет отрицание не или слова как, точно, как будто: Бедность не порок. Пруд как сталь.

Иногда простое предложение может осложняться. Тогда его называют простым осложнённым предложением.

Предложение может быть осложнено однородными членами предложениями. Однородными могут быть любые члены предложения – как главные, так и второстепенные.

В каких случаях мы ставим запятые между однородными членами предложения?

  • между двумя и более однородными членами без союзов: Звуки росли, крепли, ширились.
  • между однородными членами с повторяющимися союзами и – и, ни – ни, да – да, или – или, либо – либо, то – то, не то – не то : И берег, и море молчали. Не то север, не то восток.
  • между однородными членами с союзами а, но, да (= но): Он поворчал, но согласился.

Ни в коем случае мы не ставим запятую между однородными членами предложения в следующих случаях:

  • между однородными членами с одним союзом и, или, либо, да (= и) : Красные и синие цветы. Он или я – мне безразлично.
  • внутри группы однородных членов, соединенных попарно: Мы собирали травы и ягоды, грибы и орехи.
  • во фразеологизмах: и то и сё, ни то ни сё, ни свет ни заря, и так и сяк, и туда и сюда, ни рыба ни мясо, ни жив ни мёртв.

Ещё простое предложение может быть осложнено вводными словами и конструкциями. Перед такими словами и конструкциями мы делаем паузу при чтении, потому и ставим знаки препинания.

Вставные конструкции со значением дополнительных замечаний и пояснений выделяются скобками или тире. Такие конструкции мы можем исключить из предложения без изменения главного смысла предложения.

Например:
Линда – так называлась наша станция – находилась в 60 км от города. Надя пошла наверх, где жила с матерью (нижний этаж занимала бабушка).

Вводные слова и предложения обосабливаются запятыми: Вероятно, все спят. Берег, как я сказал, был низкий. К счастью, он не разбился.

Простое предложение может быть осложнено обращением. Обращение всегда обособляется запятыми:

Моя старушка, что же ты приумолкла у окна?
Что же ты, моя старушка, приумолкла у окна?
Что же ты приумолкла у окна, моя старушка?

Иногда перед обращением может стоять частица «о». Она отделяется от обращения запятой, только если его можно заменить междометием (ах или ох). Например:
О (=ах!), память сердца, ты сильней рассудка памяти печальной!

Иногда в простом предложении возникает коварный союз «как» , перед которым запятая может ставить, а может и не ставить в зависимости от контекста.

Запятая перед союзом «как» ставится :

  • при сравнительном обороте: Блестели её глаза, зелёные, как крыжовник.
  • при вводном словосочетании (предложении) как обычно, как всегда, как правило : По дороге, как всегда, мы забежали в кафе.
  • при приложении с причинным значением: Тебя ж, как первую любовь, России сердце не забудет!
  • если в предложении есть соотносительные слова так, такой, тот, столь: Лицей дал России таких людей, как Пушкин, Пущин, Дельвиг.
  • если после слова как следует и : Деревья, как и люди, имеют свою судьбу.
  • если слово как входит в состав выражений не кто иной, как; не что иное, как : Это был не кто иной, как Рылов.

Запятая перед союзом «как» НЕ ставится:

  • если перед сравнительным оборотом стоит отрицательная частица не или слово совсем, совершенно, почти, вроде, прямо, точь-в-точь, именно и т. д. : Газета вышла не как всегда. Он совсем как ребёнок.
  • если оборот можно заменить на «в качестве»: Ленский везде был принят как жених(=в качестве жениха). Вопрос экологии встаёт как главный вопрос сегодняшнего дня (в качестве главного вопроса сегодняшнего дня).
  • если оборот является фразеологизмом: белый как снег, бояться как огня, гол как сокол, видно как на ладони.
  • при двойном союзе как… , так и… : Эта тема затронута как в поэзии, так и в прозе.
  • если мы можем заменить оборот существительным в творительном падеже: Он полетел как птица. (= Он полетел птицей.) Мечты рассеялись как дым. (= Мечты рассеялись дымом.)

Знаки препинания в сложном предложении

Сложное предложение – предложение, в котором две и более грамматические основы. Виды сложных предложений можно представить в следующей схеме:

Сложные предложения:

1. Союзные
2. Бессоюзные . Я сижу в своем саду, горит светильник.
3. С разными видами связи . Ударил гром, сверкнула молния, и скоро послышался шум дождя.

Сложносочинённые . Пустыня внемлет богу, и звезда с звездою говорит.

Сложноподчинённые . Я знаю, что я ничего не знаю.

Давайте разбираться по порядку.

Со сложносочинёнными предложениями всё довольно просто:

Между простыми предложениями, входящими в состав сложного предложения, ставится запятая: Настало утро, и все разошлись по домам.

Запятая не ставится, если соединенные союзами предложения имеют общие второстепенный член, вводное слово, сравнительный оборот или общее придаточное предложение: Из окна видна Волга и высоко поблёскивают звёзды (общий член – «из окна»).

Сложноподчинённые предложения

Ставим запятую:

  • между простыми предложениями, входящими в состав сложного: Мы тронулись, когда взошло солнце. Сообщите, где вы остановились. Чтобы не промок ребёнок, его закутали в плащ.
  • при использовании составных союзов потому что, оттого что, в силу того что, вследствие того что, вместо того чтобы, в то время как, после того как, с тех пор как, для того чтобы, с тем чтобы . В зависимости от смысла, запятая ставится либо перед союзами, либо внутри них: Он не явился в школу, потому что заболел. Мы ушли только потому, что стало темно.
  • между однородными придаточными предложениями знаки препинания ставятся так же, как и между однородными членами предложения: Очевидно было, что он прав и что я кругом виноват.

Не ставим запятую:

  • между стоящими рядом союзами что если, что хотя , если дальше имеется вторая часть союза то или так : Он сказал, что если погода не исправится, то о рыбалке надо забыть.
  • если перед союзом (союзным словом) стоит отрицание не : Он начал выяснять не что произошло, а кто это сделал.
  • если придаточную часть составляет одно союзное слово: Он обещал вернуться, но не сказал когда.
  • перед подчинительным союзом, если ему предшествуют слова в частности, то есть, а именно, особенно : Он подобрел, особенно когда узнал о случившемся.
  • перед устойчивыми оборотами как угодно, куда ни шло, во что бы то ни стало, сколько угодно, неизвестно куда, как ни в чём не бывало и т. д.

В бессоюзных сложных предложениях всегда есть какой-либо знак препинания. Важно понять – какой. Разбираемся!

Запятую ставим

  • между простыми предложениями, входящими в состав сложного, если они кратки и связаны между собой: Громоздились тучи, сверкали молнии, шёл дождь.

Двоеточие ставим:

  • второе предложение указывает на причину того, о чем говорится в первом (по смыслу между ними можно вставить союз потому что ): Любите книгу: (=потому что) она поможет разобраться в путанице жизни.
  • второе предложение раскрывает содержание первого (по смыслу между ними можно вставить слова а именно ): Картина переменилась: (=а именно) снег стаял, влажная земля дымилась, пробивалась трава.
  • второе предложение дополняет первое (по смыслу между ними можно вставить подчинительный союз что : “чувствую, что…” ): Вдруг чувствую:(=что) кто-то тянет меня в сторону.
  • второе предложение выражает прямой вопрос: Скажи мне, ветка Палестины: где ты росла, где ты цвела?

Тире ставим:

  • при быстрой смене событий, неожиданном результате: Проснулся – его уже не было. Сыр выпал – с ним была плутовка такова.
  • при противопоставлении (по смыслу между частями можно вставить подчинительный союз а, но ): Саша глуп – (=а) Петя умён.
  • если в первом предложении выражены время или условие действия (по смыслу перед первым предложением можно поставить союзы когда, если ): (Когда) Лес рубят – щепки летят.
  • при сравнении (по смыслу между частями можно вставить союзы словно, будто): Молвит слово –(=будто) соловей поёт.
  • если второе предложение представляет собой результат или вывод (по смыслу между частями можно вставить слово поэтому ): Солнце дымное встаёт – (=поэтому) будет день горячий.

Сложное предложение с разными видами связи представляет собой комбинацию из уже известных нам сложных предложений. Поэтому важно определить, какой связью координируются части предложения. Знаки препинания ставим, исходя из этого. Больше всего вопросов возникает, когда сочинительные и подчинительный союзы оказываются рядом. Когда их нужно разделять запятой? Тут всё просто:

Сравните:
Можешь мне позвонить, но, если ты не позвонишь сегодня, завтра мы уедем.
Можешь мне позвонить, но если ты не позвонишь сегодня, то завтра мы уедем.

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Митрофановская средняя общеобразовательная школа»

Кантемировского муниципального района Воронежской области

Конспект урока русского языка
в 11 классе


Контрольная работа по теме: «Простое осложнённое предложение»

подготовила

учитель русского языка и литературы

Зубко Любовь Николаевна


Митрофановка

2012

Зачёт

Тема «Простое осложнённое предложение» Теория
    Однородные члены предложения. Знаки препинания при однородных членах.
Однородные и неоднородные определения.
    : определения, приложения, обстоятельства.
Уточнение как вид обособленного члена предложения. Выделительные знаки препинания при обособленных и уточняющих членах предложения.
    Знаки препинания при вводных и вставных конструкциях. Знаки препинания при обращениях. Слова-предложения и выделение междометий в речи. Порядок слов в предложении. Способы передачи чужой речи. Знаки препинания в предложениях с прямой речью. Цитата. Знаки препинания при цитировании.

Контрольная работа . Вариант 1 Контрольный диктант Вариант 2 Контрольное списывание Вариант 3 Контрольный тест
Проверочная работа Тест Обособленные члены предложения Практикум Прямая речь. Цитирование Контрольная работа

Пунктуация в простом осложнённом предложении

Вариант 1

Контрольный диктант

Олеся

Весна наступила в этом году ранняя, дружная и - как всегда на Полесье – неожиданная… Воробьи, стаями обсыпавшие придорожные ветлы, кричали так громко и возбужденно, что ничего нельзя было расслышать за их криком. Везде чувствовалась радостная, торопливая тревога жизни…

В эти весенние дни образ Олеси не выходил из моей головы. Мне нравилось, оставшись одному, лечь, зажмурить глаза… и беспрестанно вызывать в своём воображении её то суровое, то лукавое, то сияющее нежной улыбкой лицо, её молодое тело, выросшее в приволье старого бора так же стройно и так же могуче, как растут молодые ёлочки, её свежий голос, с неожиданными низкими бархатными нотками. «Во всех её движениях, в её словах, - думал я, - есть что-то благородное, какая-то врожденная изящная умеренность…»

Не одна красота Олеси меня в ней очаровывала, но также и её цельная, самобытная, свободная натура, её ум, одновременно ясный и окутанный непоколебимым наследственным суеверием, детский, невинный, но и не лишенный лукавого кокетства красивой женщины.

Каждый раз, когда я приходил, Олеся встречала меня с своим привычным сдержанным достоинством. Но всегда, по первому невольному движению, которое она делала, увидев меня , я замечал, что она радуется моему приходу… Мы всё сильнее и крепче привязывались друг к другу.

Иногда я возмущался против собственного бессилия и против привычки, тянувшей меня каждый день к Олесе. Я и сам не подозревал, какими тонкими, крепкими, незримыми нитями было привязано моё сердце к этой очаровательной, непонятной для меня девушке. Я ещё не думал о любви, но уже переживал тревожный, предшествующий любви период, полный смутных, томительно грустных ощущений. (По А.И. Куприну)

2. Определите стиль текста тип(-ы) речи. /художественный повествование, описание/

беспрестанно вызывать (абзац 2) /примыкание/

/сияющее нежной улыбкой /

/увидев меня/

6. Какие изобразительно-выразительные средства языка использованы А.Куприным в абзаце 2 при описании образа девушки? Приведите примеры. / эпитеты, сравнение/

Вариант 2

Контрольное списывание

    Спишите текст, расставляя недостающие знаки препинания, раскрывая скобки, вставляя, где необходимо пропущенные буквы.

Олеся

Весна наступила в этом году ра(н,нн)яя дружная и - как всегда на Полесье – (н..)ожида(н,нн)ая… Воробьи стаями обсыпавш..е пр..дорожные ветлы кричали так громко и возбужде(н,нн)о что (н..)чего нельзя было ра(с,сс)лышать за их криком. Везде чу..ствовалась радос..ная тор..пливая тревога жизни…

В эти весе(н,нн)ие дни образ Олеси (н..)выходил из моей головы. Мне нравилось оставшись одному леч.. зажмурить глаза и беспреста(н,нн)о вызывать в своём во..бражении её то суровое то лукавое то сияющ..е нежной улыбкой лицо её молодое тело выр..сшее в пр..волье старого бора так(же) стройно и так(же) могучекак растут молодые ёлочки её свеж..й голос с (н..)ожиданными низк..ми бархатн..ми нотками. «Во всех её движениях в её словах думал я есть что-то благ..родное какая(то) врожде(н,нн)ая изящная умере(н,нн)ость…

(Н..)одна красота Олеси меня в ней оч..ров..вала но так(же) и её цельная сам..бытная свободная натура её ум одн..време(н,нн)о ясный и окута(н,нн)ый (н..)покол..бимым наследств..(н,нн)ым суевер..ем детский н..ви(н,нн)ый но и (н..) лише(н,нн)ый лукавого кокетства красивой женщины.

Каждый раз когда я пр..ходил Олеся встречала меня с своим пр..вычным сдерж..(н,нн)ым досто..нством. Но всегда, по первому н..вольному движению, которое она делала увидев меня я зам..чал что она радуе(т,ть)ся моему приходу… Мы всё сильнее и крепче пр..вяз..вались друг к другу.

Иногда я возмущался против собств..(н,нн)ого б..ссилия и против привычки тянувш..й меня каждый день к Олесе. Я и сам (н..)подозревал какими тонкими крепкими н..зрим..ми нитями было пр..вязано моё сердце к этой оч..ровательной (н..)понятной для меня девушке. Я ещё (н..)думал о любви но уже пер..живал тревожный пр..дшествующий любви период полный смутных томительно грус..ных ощущений. (По А.И.Куприну)

2. Определите стиль текста тип(-ы) речи.

3. Укажите способ связи слов в словосочетании беспрестанно вызывать (абзац 2)

4. Выпишите из текста определение, выраженное причастным оборотом, которое используется

рассказчиком при описании лица Олеси.

5. Из абзаца 4 выпишите обособленное обстоятельство (деепричастный оборот).

6. Какие изобразительно-выразительные средства языка использованы А.Куприным в абзаце 2 при описании образа девушки? Приведите примеры.

Вариант 3

Контрольный тест

Пунктуация в простом осложнённом предложении



Прочитайте текст и выполните задания В1 – В6.

В доме Чайковского


Дом кажется ра..сохся от старости. А может быть и от (того) что он стоял на поляне в сосновом лесу а от сосен всё лето т..нуло жаром. Иногда дул ветер но он к сожалению (н..) проникал в открытые окна.

Чайковскому нравился этот деревя(н,нн)ный дом. Единств..(н,нн)ое раздр..жавш..е композитора скрипуч..е половицы. Только п..р..ступив через пять шатких половиц он мог пройти к роялю. Со стороны это выгл..дело должно быть забавно когда пожилой композитор проб..рался к роялю пр..гляд..ваясь к половицам пр..щур..(н,нн)ыми глазами.

Но вот (н..)одна из половиц (н..)скрипнула Чайковский садит..ся за рояль и (мы это видели не раз) усмехается. Н..пр..ятное позади а сейчас начнёт..ся уд..вительное и весёлое. Рас..охш..йся дом к изумлен..ю многих запоёт от первых(же) звуков рояля. А без музыки Петра Ильича Чайковского дом казалось скучал. Иногда ночью просыпаясь композитор слышал как потреск..вая пропоёт то одна то другая половица вспомнив к его радости дневную музыку.

Композитор мечтал п..р..дать лёгкий восторг от всего от зрелища радуги и от ауканья крестьянских девушек и от самых простых явлений жизни.

И он конечно (н..)когда (н..)ждал вдохн..вен..я а работал и работал. И вдохн..вен..е рождалось разумеется в работе.

(По К.Паустовскому)

Эталон

Контрольный тест

Простое осложнённое предложение.


Дата сдачи работы « ____» _____________20___ г.
Баллы А ___ В ___ Всего ____
Оценка* ______ / ____________ / Проверил ___________
* А, В «3» – 8 – 12 б; «4» – 13 – 20 б; «5» – 21 – 22 балла

Проверочная работа

Обособленные члены предложения

Вариант 1


1. Укажите предложение, в котором обособленные члены отсутствуют (знаки препинания не расставлены). а) Мне нравилась его спокойная и ровная речь простая и ясная. б) Солнце поднялось над горами и сгоняло ещё лежавший в тени иней. в) Вся деревушка тихая и задумчивая имела приятный вид.
    Найдите предложение с обособленным согласованным определением (знаки
препинания не расставлены). а) Весь мир с листвой с весенним громом для радости открылся им. б) Литература предполагает прежде всего массового читателя. в) Мне часто вспоминается теперь эта тёмная река затенённая горами.
3. Неверно выделено приложение. а) Ходил Стенька Разин в Астрахань -город. б) В народе её называют чудо -ягодой. в) И вот сама идёт волшебница-зима . 4. Укажите предложение, в котором оборот с союзом как следует обособить. а) Читающая публика успела привыкнуть к Чехову как к юмористу. б) Вы как инициатор должны играть главную роль. в) Это событие следует рассматривать как исключительный случай.
5. Найдите правильно построенное предложение. а) Прочитав эту роль, в первый момент мне стало даже смешно. б) Взяв её под руку, они пошли вместе. в) Писатель должен показывать жизнь такой, какая она есть, не приукрашивая и не ухудшая её.

    Укажите, какую пару знаков препинания следует выбрать для оформления

обособленных членов.

По фотографиям Лев Николаевич представлялся мне не только духовным

(1) но и физическим гигантом (2) высоким, могучим и широким в плечах.

А) 1 – (, ) 2 – (–) б) 1 – () 2 – (,) в) 1 – (, ) 2 – (:) 7. На месте каких цифр должны стоять запятые в данном предложении.

Песчаная отмель далеко золотилась (1) протянувшись от тёмного

обрывистого берега (2) в дремотно светлеющую реку (3) пропадавшую за дальним лесом.

А) 1, 3 б) 2, 3 в) 1, 2, 3
8. Укажите правильный вариант расстановки запятых в предложении.

Поспешно умываясь (1) и (2) со смирением одеваясь в самое дурное своё

платье (3) и старенькую мантилью (4) содрогаясь от свежести (5) Наташа выходила на пустынные улицы (6) прозрачно освещённые утренней зарёй.

а) 1, 3, 4, 6 б) 4, 5, 6 в) 1, 2, 3, 4, 5, 6

9. В каких строках А.Блока есть обособленные обстоятельства (знаки препинания не расставлены)? Укажите, верный вариант ответа.

1) Дыша духами и туманами она садится у окна.

2) Тоска дорожная железная свистела сердце разрывая

3) И смотрю и вражду измеряю ненавидя кляня и любя. (А.Блок)

а) 1, 2 б) 1, 3 в) 2, 3

10. В каком варианте деепричастный оборот не обособляется?

а) Он работал не покладая рук. (М.Горький)

б) Чуть шумят качаясь сосны (В.Брюсов

в) Окна разинув стоят магазины. (В.Маяковский)

11. Укажите вариант ответа, в котором правильно указаны цифры, на месте которых должны стоять запятые.

Откинувшись в кресле (1) он смотрел на нас (2) присмиревших ребят (3) и (4) отложив раскрытую книгу (5) казалось (6) всё ещё думал о прочитанном.

а) 1, 2, 4, 5 б) 1, 2, 3, 5, 6 в) 1, 2, 3, 4, 5, 6

12. Укажите, чем осложнено предложение (знаки препинания не расставлены).

В языке, как известно, есть одинаково звучащие и пишущиеся слова с совершенно различным значением – омонимы.

а) сравнительным оборотом, обособленным приложением

б) однородными определениями и вводным сочетанием

в) вводным сочетанием, однородными определениями и обособленным приложением

Девушка пела в церковном хоре

О всех усталых в чужом краю

О всех кораблях ушедших в море

О всех забывших радость свою.

А.Блок.


Проверочная работа

Обособленные члены предложения

Вариант 2

    Укажите предложение с обособленными членами (знаки препинания не расставлены):
а) Иван Сергеевич был высокого роста худощавый и медлительный. б) Бунина большинство знает как прозаика. в) Она встретила сына с радостью неожиданной для него. (М.Горький)
2. Укажите условие, при котором определение не обособляется: а) находится между подлежащим и сказуемым; б) относится к личному местоимению; в) находится перед определяемым словом.
3. Укажите предложение, в котором приложение не обособляется (знаки препинания не расставлены). а) Ночевала тучка золотая на груди утёса великана. (М.Лермонтов) б) Онегин добрый мой приятель родился на брегах Невы. (А.Пушкин ) в) Вот оно объяснение. (Л.Толстой)
    Найдите предложение, в котором следует поставить одну запятую.
а) Как стилист Чехов недосягаем! (М.Горький) б) Жизнь как подстреленная птица. (Ф.Тютчев) в) Лишь тот кто уважает других людей имеет право на уважение.

5. В каком варианте ответа указаны предложения с обособленным приложением (знаки препинания не расставлены)?

1) Петергоф пригород Санкт-Петербурга славится парками и фонтанами.

2) В картине Левитана «После дождя» заключена вся прелесть дождевых сумерек в приволжском городке.

3) М.И.Глинка великий русский композитор после премьеры оперы

«Иван Сусанин» увлёкся созданием оперы на сюжет поэмы Пушкина «Руслан и Людмила».

А) 1, 2 б) 2, 3 в) 1, 3

6. В каком варианте ответа верно указаны конструкции, осложняющие данное

предложение?

Тут, в уютной квартире Мережковского на Литейной, сколько раз приходилось мне присутствовать при самых значительных, утончённых прениях, наложивших отпечаток на всю мою жизнь. (А.Белый)

а) уточнение, однородные члены, обособленное дополнение

б) приложение, однородные члены, обособленное обстоятельство

в) уточнение, однородные члены, обособленное определение

7. Как правильно продолжить предложение:

Глядя на эту картину…

а) возникает ощущение тревоги.

б) мы невольно грустим.

в) у многих сжимается сердце.

8. Укажите предложение без грамматической ошибки.

а) Не имея часов, можно определить время по цветам.

б) Доехав до конечной станции, нам предстояла пересадка.

в) Наблюдая экзотическую природу, возникла теория Дарвина.

9. Укажите вариант ответа, в котором верно указаны все цифры, на месте которых в предложениии должны стоять запятые.

Музыка питается более глубокими корнями (1) и (2) опираясь на прошлое (3) она лучше видит будущее, чем мы (4) живущие в моменте и миге. (С.Городецкий)

а) 1, 2, 4 б) 2, 3 в) 1, 2, 3, 4

10. Укажите предложение, в котором обстоятельство не обособляется (знаки

препинания не расставлены).

а) Чьи-то глаза смотрели не мигая.

б) Пошумев река успокоилась.

в) Казаки разъехались не договорившись.

11. Какой вариант ответа содержит предложение с пунктуационной ошибкой. а) Цель творчества – самоотдача, а не шумиха, не успех. Позорно, ничего не знача, быть притчей на устах у всех. б) Опять Шопен не ищет выгод, но окрыляясь на лету, Один прокладывает выход из вероятья в правоту. в) Гремит Шопен, из окон грянув, а снизу, под его эффект Прямя подсвечники каштанов, на звёзды смотрит прошлый век.

(Б.Пастернак)

12. В каком варианте ответа, указаны предложения, в которых деепричастные

обороты не обособляются?

1) Можно прожить и не хвастая умом.

2) К работе над повестью можно приступить начиная с будущей недели.

3) Понять это произведение можно, лишь учитывая условие его создания.

а) 1, 2 б) 2, 3 в) 1,3

13. Спишите текст, расставляя недостающие знаки препинания.

О сколько нам открытий чудных

Готовит просвещенья дух

И опыт сын ошибок трудных

И гений парадоксов друг

(А.С.Пушкин)

ЭТАЛОН

Проверочная работа

Обособленные члены предложения

Вариант 1

Вариант ответа

Вариант 2

Вариант ответа

Практикум

Прямая и косвенная речь. Цитирование.

    Прочитайте начало рассказа И.Бунина «Тёмные аллеи». Оформите цитату одним из известных вам способов, дополнив фрагмент из данного текста необходимыми предложениями.

В холодное осеннее ненастье, на одной из больших тульских дорог, залитой дождями и изрезанной многими чёрными колеями, к длинной избе, в одной связи которой была казённая почтовая станция, а в другой частная горница, где можно было отдохнуть или переночевать, пообедать или спросить самовар, подкатил закиданный грязью тарантас...

    Найдите в данном отрывке из рассказа предложение с прямой печью, в котором допущена пунктуационная ошибка, запишите это предложение в исправленном виде: *

«Надежда! Ты»? – сказал он торопливо. «Я, Николай Алексеевич», – ответила она. «Боже мой, боже мой, – сказал он, садясь на лавку и в упор глядя на неё. – Кто бы мог подумать! Сколько лет мы не виделись? Лет тридцать пять?»

*Ошибка допущена в предложении 1. «Надежда»! Ты? » – сказал он торопливо.

    Составьте схемы следующих предложений с прямой речью:

А. Он поднял голову и, остановясь, болезненно усмехнулся: «Ведь не могла же ты любить меня весь век!»

Б. «Значит могла. Сколько ни проходило времени, всё одним жила… Ведь было время, Николай Алексеевич, когда я вас Николенькой звала, а вы меня – помните как? И всё стихи мне изволили читать про всякие «тёмные аллеи», – прибавила она с недоброй улыбкой.

В. «Ах, как хороша ты была! – сказал он, качая головой. – Как горяча, как

прекрасна! Какой стан, какие глаза! Помнишь, как на тебя все заглядывались?»

    Оформите данное высказывание К.Г.Паустовского как эпиграф и как цитату, расставив необходимые знаки препинания и указав автора.
У любви тысячи сюжетов, и в каждом из них свой свет, своя печаль, своё счастье и своё благоухание. К.Г.Паустовский

Использованная литература

    Бабайцева В.В. и др. Тренинг по пунктуации. – М.: Дрофа, 2004.

    Базжина Т.В. Русская пунктуация: Пособие-справочник. – М., 2000

    Пучкова Л.И. ЕГЭ 2009. Русский яз. Типовые тестовые задания. – М.: Экзамен, 2009

    «1 С» - компьютерные программы для образования.

Сложные предложения отличаются от простых количеством грамматических основ. Не умея отличать простое предложение от сложного, ученики, как правило, всегда допускают пунктуационные ошибки.

Можно ли ошибок избежать? Конечно, можно. Но сначала нужно научиться до автоматизма быстро и верно находить и выделять грамматическую основу.

Нельзя забывать об однородных и обособленных членах предложения, обращениях, вводных и вставных конструкциях. И, безусловно, помнить основные виды и особенности трёх групп сложных предложений. Их сокращённо принято называть так: БСП, ССП и СПП.

Виды связи в сложных предложениях

Поясним, что такое сочинительная связь и подчинительная связь. Сочинительная связь предполагает равноправие между словами (снег и дождь) и частями сложного предложения (Скоро зима, а ты по лесу шатаешься.) Между частями можно поставить точку и разбить их на два простых предложения (Они поглядели друг на друга. И каждый почувствовал в темноте...).

Однако в этом примере вторая часть явно какая-то неполная, потому что непонятно, ЧТО почувствовал каждый из героев. Смысл становится ясным, когда с помощью союза КАК прикрепляется третья часть. Вот она-то как раз является дополнительной, а не основной частью. К ней можно поставить вопрос: "почувствовал" что? - "они друг другу улыбнулись. Такую часть принято считать зависимой, придаточной частью, она подчиняется главной. Это и есть пример подчинительной связи.

Бессоюзная связь основана тоже на равноправии, как и сочинительная, но отличие её в том, что при ней нет никаких союзов (снег, дождь; Ветер прилетит - шумим-веселимся!), только знаки препинания разделяют слова или части предложения.

Теперь обратимся к сложному предложению и попробуем понять, как отличить его виды.

Каждое сложное предложение состоит из нескольких частей. Части эти связаны разными способами:

Только с помощью интонации (За окном свистел ветер, шумели деревья, барабанил по стеклу дождь...), это бессоюзные сложные предложения;

С помощью интонации и союзов или союзных слов (Стало совсем темно, И над самыми верхушками ёлок показалась золотая долька луны. Они сидели под большой ёлкой и глядели, КАК лес заливают серые сумерки. Теперь никто не поймёт, КТО ты.). Это сложносочинённые и сложноподчинённые предложения. Здесь союзы "и", "как", а союзное слово выражено относительным местоимением "кто".

Запомните: части сложного предложения никогда не связываются при помощи запятых! Запятая - это знак пунктуации, который способен разделять однородные члены и части сложного предложения (Заяц утром как вышел из дома, так и потерялся в необъятной красоте осеннего леса. А день разгорался, и высокая стройная осень шаталась соснами и кружилась палым листом.)

О союзах и союзных словах

Союзы помогают распознать сложные союзные предложения. Сочинительные союзы используются в сложносочинённых предложениях (и в простых предложениях с однородными членами!), а подчинительные союзы и союзные слова - в сложноподчинённом.

Запоминаем сочинительные союзы!

Выучиваем подчинительные союзы и союзные слова!

Подчинительные союзы

Союзные слова

Что, чтобы, если, раз, кабы (устар.), когда, как, как ни, будто, точно, словно, хотя, пока, ли, как будто, потому что, так как, оттого что, несмотря на то что, как только, лишь только, так что, в то время как, с тех пор как, после того как, благодаря тому что, ввиду того как, вследствие того как, ибо (книж.).

Если..., то

Постольку..., поскольку

Сколько..., столько

Насколько..., настолько

Хотя..., но

Чем..., тем

Что касается..., то

Лишь только..., как

Что, кто, когда, как, который, чей, какой, куда, откуда, где, почему, зачем, сколько

Как видите, только три союзных слова можно перепутать с союзами. Это слова "что", "когда", "как". Отличить союзное слово от союза несложно, главное - понять его роль. Союзное слово - это всегда самостоятельная часть речи, которая обязательно является каким-либо членом предложения.

Способы отличия между союзами и союзными словами

Союзное слово

А Ёжику вдруг показалось, ЧТО он впервые увидел этот лес, этот холм, эту поляну.

1. Можно опустить из предложения:

А Ёжику вдруг показалось: он впервые увидел этот лес, этот холм, эту поляну.

2. Можно заменить другим союзом-синонимом:

А Ёжику вдруг показалось, КАК он впервые увидел этот лес, этот холм, эту поляну.

Я знаю, ГДЕ растёт такой цветок, Ёжик.

1. Нельзя выбросить из предложения:

Я знаю, ? растёт такой цветок, Ёжик.

2. Можно заменить другой самостоятельной частью речи (чаще всего существительным, или местоимением, или местоимённым наречием):

Я знаю, ТАМ растёт такой цветок, Ёжик.

3. Та часть, которая начинается союзным словом, легко превращается в простое вопросительное предложение:

ГДЕ растёт такой цветок, Ёжик?

Постановка знаков препинания в сложном предложении

Теперь пора запомнить важное: если сложное предложение состоит из двух частей, то между ними нужна запятая (В уголок поставили табуретку, на табуретку встал Ёжик и распушил иголки. Перед Новым годом вьюга утихла, И друзья собрались в доме у Ёжика. Но он так продрог, ЧТО не мог вымолвить ни слова. ПОКА Медвежонок шёл к окну, по лесенке уже спустился второй инопланетянин.).

Однако следует учитывать некоторые тонкости! Первое. В сложносочинённом предложении в самом начале или середине может быть общий член предложения, который одинаково относится к обеим частям, между ними в этом случае запятой нет: А весной снег растаял и в лесу было много воды. И вот ударил барабан где-то вдали и ёжикиным срывающимся голосом закричало: «А-а-а»!

Второе. Вместо запятой в сложносочинённом предложении можно поставить тире, если необходимо показать быструю смену событий или результат каких-либо действий: Плеснула рыба - и кругами, на цыпочках побежала по воде тишина. Пробежался по лесу - и что ж тут чудесного? Огонь разведешь - и сиди.

Третье. В сложноподчинённом предложении придаточная часть может находиться в середине главной, и тогда необходимы уже две запятые, а не одна: И последний лист, что трепетал на том берегу, стал подтягивать его песню. Он прыгнул и, когда открыл под водой глаза, не увидел цветка.

Четвёртое. В сложноподчинённом предложении придаточная часть часто присоединяется с помощью составных союзов, и запятая ставится один раз в зависимости от интонации: Спать великаны ложатся возле рек и озер, потому что перед сном любят слушать песни лягушек. ИЛИ: Спать великаны ложатся возле рек и озер потому, что перед сном любят слушать песни лягушек. Пусть твои дожди начнутся после того, как я наберу грибов. ИЛИ: После того как я наберу грибов, пусть начнутся твои дожди.

Пятое. В сложноподчинённом предложении придаточная часть присоединяется союзным словом КОТОРЫЙ, стоящим не в его начале: Щуку он поймал ещё прошлым летом, и с тех пор она жила у него на длинной верёвке, один конец КОТОРОЙ был обмотан вокруг щучьего хвоста, а другой - привязан к колышку.

В бессоюзных сложных предложениях возможны не только запятые, но и точка с запятой, тире и двоеточие. Если запятая встречается чаще всего, то точка с запятой только тогда, когда предложение уже имеет какие-либо знаки препинания и по смыслу части слишком далеки друг от друга:

Опять снегом всё заметёт, завьюжит; ёлки заиндевеют; ветки берёз станут хрупкими от мороза.

Учитываем, что точка с запятой постоянно встречается в текстах 19 века, а сегодня вытесняется другими пунктуационными знаками.

Сложнее выбрать, что ставить между частями бессоюзного предложения: двоеточие или тире. Но и тут нам поможет знакомый приём подстановки определённых слов.

Двоеточие необходимо, если вставим слова "а именно", "как то" (пояснение), "что" (дополнение), "потому что", "так как", "постольку" (причина):

Его случайно нашла Белка: она пробегала мимо и услышала слабый Ёжикин голос. (а именно)

Слушай мою команду: к печке бегом, марш! (а именно)

Ёжик с Медвежонком снова закрыли и открыли глаза: гора была покойной, туманной, с легким розоватым отсветом справа... (и увидели, ЧТО)

Разве вы не видите: я играю на скрипке! (ЧТО)

Ты только представь: она сидит и поет. (ЧТО)

Да я никак не могу посмотреть на тебя и на лес одновременно: ты так смешно бежишь, Ёжик! (ПОТОМУ ЧТО)

Ёжик целыми днями топил печь и всё равно по утрам не мог вылезти из постели: в доме было холодно. (ПОТОМУ ЧТО)

Для выбора тире в бессоюзном предложении необходимо подставить следующие слова: "и" (неожиданное присоединение), "а", "но", "однако" (противопоставление), "так что", "поэтому", "тогда" (следствие), "когда" (время) или "если" (условие), "словно", "точно", "будто" (сравнение).

Утречком проснёшься - весь лес в тени, а у нас уже солнышко! (И)

Вышел, стою, вижу - вы плачете... (А)

А утром выбегаешь на крыльцо - лес в тумане и ни островка снега не видно нигде. (КОГДА)

«Расскажу - не поверят!» - подумал Ёжик, и стал смотреть ещё внимательнее, чтобы запомнить до последней травинки всю красоту. (ЕСЛИ..., ТО)

Ещё неделю постоят такие морозы - у меня ни одной дровишки не останется! (ТАК ЧТО)

И Лось даже отфыркивался - так ему было хорошо и приятно. (СЛОВНО)

Они пели, раскачиваясь на ветках, а Медвежонку казалось - сами деревья машут ветвями и поют. (БУДТО)

Приступим к тренировке!

Задание 1:

Определите, какой знак следует поставить в данных предложениях: запятую, двоеточие или тире?

1) И Медвежонок уже так расплакался, что Ёжик понял_словами здесь не поможешь.

2) Здесь Волк проглотил слюну_Медвежонок у него на глазах подтащил лапой к себе длинненькое, прозрачное облако, полизал его, закрыл от удовольствия глаза, переломил пополам и съел...

3) Всё лето Заяц плел верёвку_и к осени она у него стала длиной до неба.

4) А деревья кругом стоят тощенькие_похудели за зиму.

Задание 2:

Определите, в каких предложениях знаки препинания не нужны:

1) Ветер утих_и дождь перестал, когда мы были в пути.

2) Ведь если бы Ёжик не придумал чистить звёзды_их бы давно уже никто не видел.

3) Облако-Заяц съело всё облако заячьей капусты_и на глазах растолстело.

4) Кажется, стоит одуванчику подпрыгнуть_и он сразу улетит на небо.

Задание 3:

Определите, в каких предложениях знаки препинания нужны:

1) Было столько синевы, огненных листьев, солнца что к вечеру Медвежонок заплакал.

3) В самое жаркое воскресенье которое было в лесу к Медвежонку пришёл Волк.

САМОПРОВЕРКА

Ответ на задание 1: Запятая в 3 предложении, это ССП; двоеточие во 2, это БСП со значением причины (можно вставить "потому что"); двоеточие в 1 предложении, так как можно вставить "что", это БСП. В 4 предложении ставим тире, так как можно вставить "будто", это тоже БСП.

1) И Медвежонок уже так расплакался, что Ёжик понял: словами здесь не поможешь.

2) Здесь Волк проглотил слюну: Медвежонок у него на глазах подтащил лапой к себе длинненькое, прозрачное облако, полизал его, закрыл от удовольствия глаза, переломил пополам и съел...

3) Всё лето Заяц плёл верёвку, и к осени она у него стала длиной до неба.

4) А деревья кругом стоят тощенькие – похудели за зиму.

Ответ на задание 2: знаки препинания не нужны в 1 (есть общий член - придаточная часть с союзным словом "когда") и 3 (простое с однородными членами) предложениях. Во 2 предложении придаточная часть стоит перед главной частью (препозиция), поэтому нужна запятая. В 4 предложении стоит тире, так как вторая часть имеет значение "результат", это ССП.

1) Ветер утих и дождь перестал, когда мы были в пути.

2) Ведь если бы Ёжик не придумал чистить звёзды, их бы давно уже никто не видел.

3) Облако-Заяц съело всё облако заячьей капусты и на глазах растолстело.

4) Кажется, стоит одуванчику подпрыгнуть – и он сразу улетит на небо.

Ответ на задание 3: знаки препинания нужны в 1 предложении, так как придаточная часть стоит после главной (постпозиция) и в 3 предложении, где придаточная часть стоит внутри главной (интерпозиция). Во 2 предложении есть общий член "кое-где", поэтому нет никаких знаков препинания, это ССП. В 4 предложении знаков препинания нет, это простое предложение.

1) Было столько синевы, огненных листьев, солнца, что к вечеру Медвежонок заплакал.

2) Кое-где виднелись небольшие леса и чернели глубокие овраги.

3) В самое жаркое воскресенье, которое было в лесу, к Медвежонку пришёл Волк.

4) Капля дождя сползла по шершавому смородиновому листу за ухо смородиновому кусту.

А теперь можете сами потренироваться. Предлагаем предложения для разбора и анализа.

1) Туча по небу плывёт – брюхо по холмам волочится.

2) Осень собралась уйти, а не может: привязали её к земле тысячи мокрых верёвочек.

3) Яблоко даже люди не берут – любуются.

4) Кажется, слышишь: пощёлкивая о верхушки деревьев, катится красное солнце…

5) Когда они снова сели за стол, в дверь постучали и вошёл Ёжик со своим Солнечным Зайцем.

6) Медвежонок первым забрался на облако; Ёжик забрался следом, сладко зевнул и лёг в ромашках.

7) Ёжику захотелось вдруг сделать что-то совсем необыкновенное: ну, скажем, взобраться на небо и принести звезду.

8) Мороз разукрасил окошко разными узорами, и Ёжику время от времени приходилось залезать на подоконник, дышать и тереть лапой замёрзшее стекло.

9) И на грудь Ёжику повесили три гриба-лисички, и они весело засветились - такие они были рыжие.

10) Я, как узнал, что ты объелся снегом - сразу перетащил все свои припасы к тебе...

Справочная информация

Вспомни основную закономерность:

Запятая перед и ставится

  1. Сложносочинённое предложение, запятая перед союзом и разделяет простые предложения в его составе

    Стало холодно, и мы затопили печь.

    , и

Запятая перед и не ставится

  1. Простое предложение с однородными членами и неповторяющимся союзом и

    Белые, красные и жёлтые розы цвели у крыльца.

    О, О и О.
  2. Сложносочинённое предложение, запятая перед союзом и не ставится, если его части имеют общий второстепенный член (распространитель) или в других случаях, приведённых ниже*.

    Зимой на даче холодно и мы топим печь.

    1) холодно (когда?, где?) зимой на даче
    2) мы топим печь (когда?, где?) зимой на даче
    [общ.распространитель] и

Не путай:

В простом предложении одна грамматическая основа, в сложном - две и более.

Рассмотрим основные случаи подробнее.

I. Пунктуация при однородных членах предложения

Запятая не нужна:

1) между двумя однородными членами, если они связаны одиночным союзом, например:

Сотрудники музея тщательно хранили коллекции, изучали и систематизировали их.

Схема: о, о и о

2) между двумя однородными членами, если они связаны одиночным союзом в пару, например:

Сотрудники музея тщательно хранили коллекции и изучали их.

Схема: о и о

2) в устойчивых сочетаниях, например:

ни пуха ни пера, и смех и грех, ни свет ни заря

Запятая ставится:

1) между однородными членами, не связанными союзами, например:

Сотрудники музея тщательно хранили коллекции, систематизировали, изучали их, организовывали выставки, публиковали научные статьи.

2) между однородными членами, связанными противительными союзами а, но, да (в значении но ), однако, зато, например:

Сотрудники музея тщательно хранили коллекции, систематизировали, изучали их, но организовать выставку в то время они не могли.

Схема: о, о, о, но о

3) между однородными членами, связанными повторяющимися союзами:
сочинительными и, да (в значении и ), ни… ни и разделительными или, либо, то… то, то ли… то ли, не то… не то) , например:

Сотрудники музея и хранили коллекции, и систематизировали, и изучали их, и организовывали выставки, и публиковали научные статьи.

Схема: и о, и о, и о, и о, и о

4) перед второй частью двойных союзов не только…, но и…; как…, так и…; не столько…, сколько; хотя и…, но…; если не…, то и др., например:

Сотрудники музея не только хранили коллекции, но и систематизировали, изучали их, организовывали выставки, публиковали научные статьи.

Схема: не только о, но и о, о, о, о

5) между парными однородными членами, связанными союзами и и или, например:

Сотрудники музея тщательно хранили коллекции и изучали их, организовывали выставки и публиковали научные статьи.

Схема: о и о, о и о

II. Пунктуация в сложносочинённом предложении с союзом и

*Знаки препинания не ставятся:

1. Если есть общий член предложения, например:

Осенью природа засыпает и люди готовятся к зиме.

(Осенью - общий член: природа засыпает (когда?) осенью, люди готовятся к зиме (когда?) осенью . Запятая не нужна.)

2. Если есть вводное слово, общее для частей, например:

К удивлению, погода резко переменилась и наступила настоящая жара.

(к удивлению - вводное слово, оно относится к обеим частям предложения)

3. Если у частей сложносочинённого предложения есть общее придаточное или общая бессоюзная часть, например:

Когда мама вошла в комнату, 1 /осколки вазы валялись на полу 2 / и дети пытались их собрать 3 .

(каждая из частей сложносочинённого предложения (2) и (3) относится к общему придаточному предложению (1)

Примечание:

В случаях, перечисленных в пп. 1- 3, запятые ставятся, если есть повторяющиеся союзы. Например:

Осенью и природа засыпает, и люди готовятся к зиме.

(есть общий член: осенью, но есть и повторяющийся союз: и… и… , поэтому запятая нужна)

К сожалению, то ли учительница заболела, то ли ребята решили прогулять урок.

(есть общее вводное слово, но есть и повторяющийся союз то ли… то ли… , поэтому запятая нужна)