«Использование мнемотехники в развитие связной речи у детей дошкольного возраста. Покаленко Наталия Юрьевна

  • Дата: 21.09.2019

Юлия Гирушева

1. Введение

2. Основная часть

3. Заключение

4. Литература

5. Приложение

Введение.

Введение.

Анализируя результат ы реальной ситуации в аспекте речевого развития современных дошкольников, педагоги наблюдают тревожную тенденцию:

Ограниченность детского словаря

Дети не владеют речевыми жанрами

У многих детей отсутствует рефлексивное отношение к своей речи и речи окружающих.

Это не может не беспокоить воспитателей, родителей, так как речевое развитие – это целостное развитие всей личности ребёнка.

Наблюдая за своими воспитанниками, мы отмечаем, что в настоящее время всё чаще у дошкольников наблюдаются такие проблемы, как: скудный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложении, нарушение звукопроизношения, внимания. По результатам мониторинга, проведённого в начале учебного года, 51% детей второй младшей группы затрудняются называть обобщающие слова, вести диалог с педагогом, неправильно употребляют в речи имена существительные в форме единственного и множественного числа, не согласовывают прилагательные с существительными в роде, падеже. Часто, приходя в детский сад, дети сообщают, что им подарили игрушку. Когда воспитатель просит рассказать о ней, ребёнок очень сбивчиво, косноязычно её описывает. Не получается описания, потому что дети затрудняются выстроить цепочку рассказа. Затрудняются в инсценировке сказок, используют преимущественно простые предложения из 2-3 слов. Педагогам и родителям необходимо формировать у детей способность связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях, пересказывать художественные произведения. И ещё одной из проблем для современного дошкольника является огромный поток информации и невозможность справиться с её обработкой самостоятельно. Это реальность, в которой оказываются наши дети. В связи с этим, актуальным становится необходимость совершенствования современных методов и приёмов, использование более эффективных научно-обоснованных путей развития речи у детей дошкольного возраста. Одним из таких методов является метод мнемотехники. Чтобы подготовить детей к учебной деятельности, выработать навык грамотной обработки информации, усвоить сложный материал, развить свою речь без умственного и нервного напряжения, применяется эта технология. Мнемотехника – система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, развитие связной речи.

Цель данной методической разработки: использование технологии мнемоники в образовательном процессе для развития речи детей младшего дошкольного возраста.

Задачи:

1. Способствовать развитию связной речи.

2. Расширять и обогащать словарный запас детей.

3. Формировать умение преобразовывать абстрактные символы в образы (перекодировка информации).

4. Совершенствовать способность детей согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже.

5. Способствовать формированию развития у детей восприятия, воспроизведения, умения использования средств технологии.

Новизна методической разработки заключается в создании системы непосредственно образовательной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста и соблюдения принципа интеграции, который обеспечивается взаимодействием всех образовательных областей. Преимущество мнемотехники) - использование её в совместной и в самостоятельной деятельности (пересказ, инсценировки, игры-драматизации)

Немного об истории мнемотехники… Слова «мнемотехника» и «мнемоника» означают одно и тоже – техника запоминания. Они происходят от греческого «mnemonikon» - искусство запоминания. Считается, что это слово придумал Пифагор Самосский (6 в. до н. э.) в честь древнегреческой богини Мнемозины – богини памяти. В мнемотехнике существует шесть направлений:

1. Народное. Каждый человек с древних времён в течение жизни вырабатывает свою систему запоминания.

2. Классическое. Первые работы датируются 86 годом до рождества Христова. Именно эта дата считается датой возникновения классической мнемотехники. Цицерон в совершенстве владел техникой запоминания с помощью образной кодировки.

3. Педагогическое - возникло в то же время. У Квинтилиана были проблемы с визуальным мышлением, поэтому были разработаны свои системы запоминания и появились первые ростки педагогической мнемотехники. Для людей не способных к эффективному визуальному мышлению. Полностью педагогическая мнемотехника сформировалась лишь в 16 веке. Основателем можно считать П. Рамуса. Педагогическая мнемотехника была более доступна и понятна большинству людей. И главное, не устанавливала таких высоких планок, как классическая мнемотехника. Логика педагогов предельно проста – учить нужно всех, а не только людей, у которых работает визуальное мышление.

4. Цирковое направление использует принципы классической мнемотехники.

5. Спортивное, когда проходят регулярно соревнования по искусству запоминания. В Кембридже с 1997 года.

6. Современное (система Джордано и др)

Основная часть.

Мой акцент в работе с мнемотаблицами – развитие речи детей младших дошкольников. Их эффективно использовать для обогащения словаря, при обучении составлению рассказов, при пересказах, отгадывании и составлении загадок, при заучивании стихотворений.

К четырем годам активный словарь ребенка почти удваивается и составляет примерно 2000 слов. В его речи кроме существительных и глаголов все чаще встречаются местоимения, наречия, появляются числительные. Если раньше ребенок употреблял только качественные прилагательные, то теперь использует и притяжательные. И хотя достижения ребенка в усвоении родного языка значительны, тем не менее, речь его еще далека от совершенства. Дети второй младшей группы еще не всегда могут без помощи взрослых связно и понятно рассказать, что они видели на улице, пересказать содержание сказки. Иногда мои воспитанники знали, как называется предмет, но не могли назвать детали, элементы, из которых он состоит, то есть не вычленяли часть из целого.

Нередки и грамматические ошибки, такие как неточное употребление предлогов и падежных окончаний. Все эти несовершенства - возрастные и в процессе общего и речевого развития, постепенно исчезают. И роль взрослых (педагогов, родителей) в этом процессе необычайно велика! Развитию речи детей помогает использование мнемотехники. В дошкольной педагогике её называют по-разному. В. К. Воробьёва называет эту методику сенсорно-графическими схемами, Т. А. Ткаченко – предметно-схематическими моделями, Т. В. Большева – коллажём, Л. Н. Ефименкова – схемой составления рассказа. Изучив опыт работ Т. А. Ткаченко, В. К. Воробьёвой, И. А. Поташко мною были сделаны выводы:

как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам, и позже к мнемотаблицам. Содержание мнемотаблицы – это графическое изображение персонажей сказки, рассказа, явлений природы, некоторых действий и др. путём выделения главных смысловых звеньев сюжета. Главное – нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.

Мнемотаблицы могут быть различными в зависимости от их направленности. Могут быть простыми и тематическими (речевые, математические, музыкальные, познавательные и др.) Количество квадратов не превышает девяти, что соответствует научно обоснованному пределу разовой информации для ребёнка (10 информационных битов).

Для детей младшего дошкольного возраста лучше всего подходят цветные мнемотаблицы, т. к. у детей остаются в памяти отдельные образы: ёлочка- зелёная, колобок –жёлтый и др. Позже изображения усложняются или заменяются графическим изображением: лиса – оранжевые геометрические фигуры (круг, квадрат) и др. Для детей старшего возраста схемы даются в одном цвете.

В младшем дошкольном возрасте мнемотаблицы даются в готовом варианте, т. к. у детей недостаточно развиты технические навыки рисования, но в старшем дошкольном возрасте взрослый даёт план-схему только на начальном этапе- по мере обучения дети активно включаются в процесс создания своей схемы.

В начале работы с мнемотаблицами дети начинают испытывать некоторые сложности, им трудно следовать предложенному плану таблицы. Часто первые рассказы по моделям получаются очень схематичными. Чтобы сложностей было меньше в программу содержания мнемотаблиц необходимо вводить задачи по активизации и обогащению словаря.

Использование мнемотехники – это, прежде всего, начальная «пусковая» наиболее значимая и эффективная работа, но нельзя ограничиваться только ей при развитии речи детей. Не нужно злоупотреблять этим методом, использовать без необходимости, когда свойства и связи объектов лежат на поверхности. Параллельно необходимо проводить и другую работу по развитию речи. Например, речевые словесные игры, настольно-печатные игры и др.

Суть работы с мнемотаблицами заключается в следующих этапах:

1. Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено

2. Перекодировка информации, т. е. преобразование из абстрактных символов в образы.

3. После перекодировки осуществляется пересказ, составление рассказа по заданной теме и др., то есть происходит отработка метода запоминания.

4. Зарисовка мнемотаблиц детьми (в старших группах)

5. Рассказывание по мнемотаблицам, созданными детьми.

Опираясь на опыт педагогов, мною были разработаны лексические темы непосредственно образовательной деятельности с учётом интеграции образовательных областей: «Коммуникация», «Познание» для детей 3-4 лет с использованием мнемотаблиц.

Изготовить или собрать картинки для мнемотаблиц очень просто. Можно нарисовать символическое изображение объектов, можно использовать ресурсы интернета. Начиная работу с простейших мнемоквадратов (Приложение 1, рис. 1, я последовательно переходила к мнемодорожкам (Приложение 1, рис. 2, а затем к мнемотаблицам (Приложение 2). При первом знакомстве с таблицей в форме игры «Угадай, что нарисовано» знакомим детей с новой для них информацией, разбираем всё, что нарисовано в каждом квадрате. Поясняющий текст располагаем с обратной стороны листа. Текст необходимо чётко соотносить с изображением. Используя таблицы при заучивании стихотворений облегчается и ускоряется процесс запоминания и усвоения текстов. Дети легко вспоминают картинки и их последовательность, затем легко припоминают слова. При ознакомлении с художественной литературой и при обучении составлению рассказов я тоже использую мнемотаблицы. Сначала беседуем с детьми по тексту, отслеживаем последовательность заранее приготовленной модели к данному произведению. При описании объектов в таблице используется значок цвета, формы, действия с предметом, размера, частей и материала. (Приложение 3)

В работе с мнемотаблицами, необходимо не злоупотреблять) во время НОД их количеством в ущерб качеству усвоения информации. В процессе работы стало понятным, что за время НОД и повседневной совместной деятельности по одной теме за один день можно использовать только 1-2 мнемотаблицы. Повторное рассматривание мнемотаблиц использую исходя из интереса детей, желания беседовать, рассказывать или пересказывать текст, по какой либо схеме. Если дети затрудняются, помогаю им в перекодировке информации или установлении последовательности. В процессе работы у детей появился ярко выраженный интерес к мнемотаблицам. После развивающей деятельности с использованием мнемотаблиц, дети к концу первого года обучения могут составлять коротенькие рассказы, сказки, используя лексику, соблюдая общие принципы построения сюжета с небольшой помощью воспитателя. Самым продуктивным является этап самостоятельного использования мнемотаблиц, когда дети в самостоятельной деятельности рассказывают знакомые произведения или придумывают свои рассказы.

В данной работе я затронула только определённую деятельность детей по развитию речи. Мнемотехнику можно использовать практически во всех видах деятельности, т. к. она многофункциональна. На основе мнемотехники мною созданы дидактические игры: «Кто спрятался?», «Угадай предмет», «Расскажи кукле сказку» и др.

Придумывая модели к играм нужно придерживаться следующих требований:

1. Таблица должна отображать обобщённый образ предмета

2. Раскрыть сущность в объекте.

3. Замысел по созданию таблицы обсуждается с детьми, чтобы она была им понятна.

Символы обозначают слова. Например, «знак вопроса» или контурное изображение объекта – дети называют предмет или объект. «Цвет» - дети рассказывают о цвете предмета по цветовому пятну. «Геометрические фигуры» - форма объекта. «Рука» - какой предмет на ощупь или действие с ним. «Человек» - для чего объект нужен человеку, каким образом человек о нём заботится или как человек его использует. «Части объекта» - из каких частей состоит объект. По мере необходимости можно использовать и другие символы. (Приложение 4). Очень полезно использовать мнемотаблицы для описания сезонных явлений. (Приложение5)

Примерное планирование НОД

Сентябрь.

Тема:"Игрушки"

Цель:Формировать способность составлять описательный рассказ об игрушке с использованием мнемотаблиц. Совершенствовать умение правильно называть предметы, их отдельные части, качества.

Тема: Пересказ р. н. сказки «Репка»

Формировать умение перекодировать и воспроизводить информацию с мнемотаблицы. Уточнить и закрепить правильное произношение звука –а-.

Октябрь

Тема:беседа "Фрукты"

Задачи:Уточнить качественные признаки фруктов, создать условия для формирования умения употреблять эти слова в активной речи в правильной грамматической форме, формировать умение описывать фрукты, используя мнемотаблицы.

Тема:заучивание стихотворения В. Мировича «Листопад»

Задачи:Формировать способность выразительно рассказывать стихотворение, используя мнемодорожку. Упражнять в подборе определений к заданному слову.

Тема:"Одежда"

Задачи:способствовать умению составлять небольшой рассказ с помощью воспитателя, используя мнемотаблицу. Самостоятельно перекодировать некоторые слова. Учить правильно называть предметы одежды, называть действия, использовать

прилагательные, обозначающие цвет. Закрепить произношение зв. _п_, -пь-.

Ноябрь.

Тема: пересказ «Курочка Ряба»

Задачи:Формировать способность воспроизводить текст с помощью мнемотаблицы, составлять предложения из 2-3 слов, произношение звука –м-, -мь-.

Тема:Описание посуды. Задачи:Формировать умение детей составлять описательный рассказ о посуде, используя мнемотаблицу. Формировать умение правильно называть отдельные предметы посуды. Формировать представления об их функции. З. К. Р –с-.

Тема:«Сочиняем сказку»

Задачи:Формировать умение составлять небольшой рассказ по схеме, соблюдая последовательность, умение согласовывать существительные и прилагательные в роде, числе. Использовать в речи предлоги за, под, перед.

Тема:"«Встречаем гостей»

Задачи:Формировать умение составлять вместе со взрослым рассказ, используя мнемотаблицу. Закреплять знания о работе повара.

Тема:заучивание "«Мыши водят хоровод»

Задачи:Формировать умение запоминать текст с помощью мнемотаблиц. Соотносить слова и значок его изображающий. Тренировать память детей.

Декабрь

Тема:составление описательного рассказа "Котёнок"

Задачи:Формировать умение детей составлять короткие описательные рассказы о явлениях природы, используя схему. Подбирать глаголы, обозначающие действие. Закреплять умение соотносить слово с действием, которое оно обозначает.

Тема:Заучивание Воронько «Пирог»

Задачи:Формировать умение перекодировать информацию по схеме, запоминать текст. Соотносить слова и знаки.

Тема:рассказывание "Ёлка"

Задачи:Формировать умение детей составлять описательный рассказ. Упражнять в согласовании существительных, прилагательных, местоимений в роде, числе, падеже. Активизировать в речи детей прилагательные.

Январь

Тема:Рассказывание сказки «Рукавичка»

Задачи:Упражнять детей в умении рассказывать содержание сказки с использованием наглядности. Закреплять умение составлять сказку связно в логической последовательности. Активизировать в речи слова и выражения, позволяющие начать и закончить сказку.

Тема:Составление описательного рассказа о диких животных (волк, заяц, медведь, лиса)

Задачи:Формировать умение описывать животное, используя общую мнемотаблицу, называть отличительные признаки каждого животного. Соотносить существительное с прилагательным. З. К. Р. –д-, -т-.

Тема:Пересказ «Кто сказал мяу?»

Задачи:Формировать способность вслушиваться в содержание прозаического текста, понимать его. Формировать умение кодировать текст символами, перекодировать его обратно во время пересказа. Закреплять умение

Соотносить существительные, прилагательные, глаголы в роде, числе,

Тема:Заучивание «Падает снежок»

Задачи:Формировать способность запоминать тескт с помощью мнемотаблицы.

Тема: пересказ сказки «Лиса и заяц»

Задачи:Упражнять детей в умении составлять сказку по сюжетной картинке. Развивать словарный запас. Формировать умение соотносить знаковые символы с образами.

Февраль

Тема:Составление рассказа «Мой папа»

Задачи:Формирование умения детей описывать образ своего отца. Совершенствовать грамматический строй речи. Продолжать развивать умение детей соотносить знаковые символы с образами.

Тема:Составление рассказа о весне.

Задачи:Формировать умение детей составлять короткие описательные рассказы о времени года с использованием мнемотаблиц. Расширять словарный запас - подбирать слова, обозначающие действия, продолжать развивать память, внимание, наглядно-действенное мышление.

Тема:Заучивание стихотворения «Мой пальчик»

Задачи:Закреплять умение соотносить символы с образами.

Формировать способность детей эмоционально воспринимать поэтические произведения, осознавать содержание. Вызвать желание запомнить и выразительно воспроизвести четверостишие.

Март

Тема:рассказывание «Моя любимая мама»

Задачи:Формировать умение детей отвечать на вопросы воспитателя. Составлять с помощью воспитателя короткий рассказ, пользуясь алгоритмом. Совершенствовать умение правильно подбирать прилагательные и глаголы, активизировать словарь.

Тема:Составление рассказа по произведению Чуковского «Цыплёнок»

Задачи:Формировать способность эмоционально воспринимать содержание. Упражнять в подборе определений к заданному слову, пополнить словарь эмоционально-оценочной лексикой. Учить детей находить средства выражения образа в мимике, жестах, интонациях.

Тема: пересказ сказки «Теремок»

Задачи:Развивать диалогическую форму речи, совершенствовать умение согласовывать прилагательные с существительными, употреблять существительные с предлогами. Формировать умение пересказывать, опираясь на таблицу.

Тема:Составление рассказа «Комната девочки Светы»

Задачи:Формировать умение детей составлять короткий рассказ совместно с воспитателем. Закреплять названия отдельных предметов мебели. Упражнять в понимании предлогов в, на, за, около. Закреплять умение правильно образовывать формы род. падежа сущ. (ручек, ножек). Закреплять умение использовать мнемотаблицу.

Апрель

Тема:Рассказывание Л. Толстой «Три медведя»

Задачи:Формировать умение пересказывать сказку совместно с воспитателем. Совершенствовать умение отчётливо и правильно произносить звук изолированно и в словах. Для пересказа пользоваться закодированной информацией. Развивать память, внимание.

Формировать умение внимательно относиться к образному слову. Запоминать и интонационно выразительно воспроизводить слова текста, используя мнемотаблицы. Закреплять умение перекодировать информацию.

Тема: рассказывание Р. Н. С. «Кот, петух и лиса»

Задачи:Формировать умение детей внимательно слушать сказку, понимать её содержание, кодировать информацию.

Заключение.

Результатом своей работы по использованию мнемотаблиц для развития речи детей младшего дошкольного возраста, считаю положительную динамику данных мониторинга. (Приложение 7). Практически все дети группы понимают обобщающие слова, различают и называют существенные детали и части предметов, дети отчётливо произносят слова, 92% детей умеют согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже. Теперь мои воспитанники с интересом способны рассказать о какой-либо из своих игрушек, а передавая содержание художественных произведений, более полно, последовательно излагать свои мысли (отмечается развитие планирующей функции речи). Они охотно инсценируют отрывки из знакомых сказок. У младших дошкольников наблюдается интерес к заучиванию стихов и фольклорных произведений, расширился круг знаний об окружающем мире. Дети преодолели робость, застенчивость, появилась уверенность, развивается коммуникативная речь. Достаточно хороший уровень развития речи помогает общению, облегчает процесс социализации. Итак, в течение года формирование словаря детей повысилось на 38%, связная речь улучшилась у 31% детей, а грамматический строй речи на 49%. В целом, результаты мониторинга образовательной области «Коммуникация» улучшились у 43% детей второй младшей группы.

Мнемотехника может успешно использоваться педагогами-дошкольниками, родителями для подготовки детей к школе, т. к. связная речь является важным показателем умственных способностей ребёнка, помогает совершенствовать такие психические процессы, как память, воображение.

Литература:

Большакова Т. В. Учимся по сказке. - Спб,2005.

Ефименко Л. Н. Формирование речи у дошкольников. -М. :Дрофа,1985.

Омельченко Л. В. Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи//Логопед. М. ,2008.-№4.-С. 102-115.

Полянская Т. Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возрастаСанкт-Петербург. - Детство-Пресс,2010.

Поташко И. А. Использование мнемотаблиц в развитии первичных естественно-научных представлений у дошкольников. //Дошкольная педагогика. М,2006.- №7.- С. 18-22.

Широких Т. Т. Учим стихи-развиваем память//Ребёнок в детском саду. -2004.-№2.-С. 59-62.

Приложение 1

мнемоквадрат

мнемодорожка

приложение 2

Готовая схема

Приложение 3


Приложение 4

Готовая схема

Приложеие 5

Мнемотаблица "Весна"


Мнемотаблица "Осень"

Мнемотаблица "Зима"


Приложение6

Мнемотаблица "Игрушки"


Мнемотаблица к сказке "Репка"


Мнемотаблица "Качественные признаки фруктов (овощей)"

Мнемотаблица к стихотворению В. Мировича "Листопад"


Мнемотаблица "Одежда"


Мнемотаблица к сказке "Курочка Ряба"

Мнемотаблица "Сочиняем сказку"


Мнемотаблица "Встречаем гостей"

Мнемотаблица к стихотворению "Мыши водят хоровод"


Мнемотаблица "Как котёнок зиме удивился"


Мнемотаблица к стихотворению "Пирог"


Мнемотаблица к стихотворению Е. Трутневой "Ёлка"

Мнемотаблица к сказке "Рукавичка"

Мнемотаблица "Кто сказал мяу?"


Мнемотаблица к стихотворению "Падает снежок"

Мнемотаблица к сказке "Лиса и заяц"


Мнемотаблица "Мой папа"

Мнемотаблица к стихотворению "Мой пальчик"


Мнемотаблица "Моя мама"


Мнемотаблица "Цыплёнок"


Мнемотаблица "Комната девочки Тани"


Мнемотаблица к сказке "Три медведя"


Приложение7

"РАЗВИТИЕ РЕЧИ"

Словарный запас ребёнка.

1. Дидактическая игра "Назови, что покажу".

Материал: предметные картинки с изображением посуды, одежды.

Воспитатель показывает ребёнку картинки и просит их назвать.

А теперь назови все предметы одним словом (воспитатель показывает предметы посуды).

Что это?

Затем показывает картинки предметов одежды и просит назвать одним словом.

Что это?

Затем воспитатель предлагает показать части предметов.

Например:

Покажи носик у чайника.

Покажи крышку.

Что есть у платья? (Рукава, воротник, карманы, пуговицы.)

2. Дидактическое упражнение "Каждой вещи своё место. "

Материал: предметные (мелкие) картинки с изображением одежды, обуви, фруктов, овощей, птиц. Крупные картинки с изображением шкафа, обувной полочки, вешалки для головных уборов, дороги, корзинки, грядки, деревьев.

Воспитатель предлагает ребёнку внимательно рассмотреть картинки и поместить каждую картинку на свое место.

Инструкция.

"Сложи всю одежду в шкаф".

"Поставь обувь на полочку".

"Повесь головные уборы на вешалку".

"Расставь посуду на столе".

"Помести мебель в комнату".

"Расположи машины на дороге".

"Положи фрукты в корзину".

"Посади овощи на грядку".

"Посади птиц на деревья".

3. Дидактическая игра "Когда это бывает?"

Показ сюжетных картинок с изображением частей суток.

Воспитатель просит ребенка показать, где день, а где ночь.

Когда мы играем?

Когда мы кушаем?

Что мы делаем ночью?

Критерии оценки

1 балл - допускает ошибки в назывании предметов. Не различает существенные детали и части предметов. Путает название частей суток.

2 балла - все предметы называет правильно, определяя назначение предмета, но не называет обобщающего слова. Правильно различает и называет контрастные части суток с помощью наводящих вопросов.

3 балла - все предметы называет правильно, определяет назначение предмета; понимает, различает и называет существенные детали и части предметов. Знает обобщающее слово. Различает и называет части суток.

Уровень сформированности грамматической стороны речи.

Дидактические игры, упражнения, вопросы.

1. Дидактическая игра "Чего не стало?".

Материал: предметные картинки.

Воспитатель предлагает рассмотреть и запомнить ряд из 3-4 картинок. После чего воспитатель предлагает ребенку закрыть глаза, чтобы убрать одну из картинок. Ребенок должен ответить на вопрос: "Чего не стало?"

2. Упражнение "Прятки".

Материал: мелкая игрушка.

Воспитатель прячет игрушку и просит назвать место, куда спрятал игрушку.

Например: в шкаф, за спину и т. д.

3. Дидактическая игра "Кто это?"

Материал: предметные картинки с изображение одного и нескольких животных и их детенышей.

Воспитатель показывает картинки и задает вопрос: Кто это?

Утка - утенок - утята.

Заяц - зайчонок - зайчата.

Критерии оценки

1 балл - не справляется с заданиями. Допускает большое количество ошибок даже при активной помощи взрослых.

2 балла - ребенок правильно употребляет в речи имена существительные в форме единственного и множественного числа, обозначающие животных и их детенышей. Неверно употребляет в речи существительные множественного числа в родительном падеже. Путает пространственные предлоги.

1 балла - ребенок правильно употребляет в речи имена существительные в форме единственного и множественного числа,обозначающие животных и их детенышей, и форму множественного числа в родительном падеже. Понимает предлоги в, под, на, за, около.

Уровень развития связной речи.

Дидактические игры, упражнения, вопросы

1. Беседа по сюжетной картинке.

Материал: любая сюжетная картинка (например, играющие дети).

Например:

Посмотри, Мишутка нарисовал картинку.

Тебе она нравится?

Кто нарисован на картинке?

Что делают дети? И т. д.

2. Инсценировка русских народных сказок "Теремок", "Репка", "Волк и козлята".

Педагог предлагает участвовать в драматизации сказок, используя фигурки настольного театра.

Критерии оценки

1 балл - на вопросы отвечает с помощью жестов или одним словом. Затрудняется в инсценировке сказки. Ребенок договаривает за взрослым отдельные слова.

Воспитатель. Жили - были дед и.

Ребёнок. Баба.

Воспитатель. И была у них курочка.

Ребёнок. Ряба.

2 балла - в речи преимущественно простые предложения из 2 -3 слов. Инсценирует отрывки из знакомых сказок с незначительной помощью взрослого, соблюдая логичность и последовательность.

Воспитатель. Жили - были.

Ребёнок. Дед и баба.

Воспитатель. И была у них.

Ребёнок. Курочка Ряба.

3 балла - самостоятельно отвечает на все вопросы, пользуется простыми нераспространенными предложениями и предложениями с однородными членами. Инсценирует отрывки из знакомых сказок, соблюдая логичность и последовательность, передаёт содержание текста.

Высокий уровень - 8-9 баллов.

Средний уровень - 6-7 баллов.

Низкий уровень - 3-5 баллов.

Результаты мониторинга

Савельева Марина Станиславна учитель-логопед МАДОУ детский сад №69 «Ладушки» город Старый Оскол Белгородской области

Дошкольный возраст наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной, четкой, красивой речи, что является важным условием умственного воспитания ребенка.

Мнемотехника, или мнемоника, в переводе с греческого - «искусство запоминания» . Мнемотехника - это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Использование мнемотехники для дошкольников сегодня становится все более актуальным. Особое место в работе с детьми занимает дидактический материал в форме мнемотаблиц и схем-моделей, что заметно облегчает детям овладение связной речью; кроме того, наличие зрительного плана-схемы делает рассказы (сказки) четкими, связными и последовательными

Л.С. Выготский писал, что восприятие и память принадлежит к числу основных предпосылок всего психического развития. Развитие памяти является основным условием приобретения знаний и навыков. Память- способность к получению, хранению и воспроизведению жизненного опыта. Основу памяти составляют генетически обусловленная способность запечатлевать информацию. В наибольшей степени возможности природной памяти проявляются в дошкольном возрасте. Память ребенка дошкольного возраста фиксирует образы отдельных конкретных предметов, их отличительные и общие черты, свойственные целой группе (деревьям, птицам..) Старший дошкольник привлекает к запоминанию уже сформированные вспомогательные средства (классификацию, смысловое соотнесение, группировку…) Процессы восприятия и памяти играют немаловажною роль в развитии и совершенствовании речевой функции.

Одна из самых многочисленных категорий детей, посещающих логопедические группы – это дети с диагнозом ОНР. Общее недоразвитие речи детей с нормальным слухом и сохранным интеллектом представляет собой системное нарушение речи, включающее в себя нарушение произношения и различения звуков, недостаточно полноценное овладение системой морфем, а вследствие - плохому усвоению навыков словоизменения и словообразования, словарный запас у этих детей отстает от нормы как по качественным, так и по количественным показателя, страдает связная речь. Она малопонятна. Наблюдается недостаточная речевая активность, которая с возрастом, без специального обучения, имеет тенденцию к снижению, что в свою очередь накладывает отпечаток на формирование у детей сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сфер. При относительно-сохранной смысловой и логической памяти у детей снижена слухоречевая память, страдает процесс запоминания. Дети забывают сложные инструкции, элементы и последовательность заданий. Нарушения слухоречевой памяти обусловлены расстройствами произвольного внимания, недостаточной его устойчивостью и ограниченными возможностями его распределения; расстройствами восприятия речевой информации, что, в свою очередь, связано с неврологической симптоматикой: поражением ц.н. с., несформированностью динамических стереотипов

Нарушение речи у детей дошкольного возраста достаточно распространенное явление. Причины возникновения этих нарушений разнообразны и к глубокому сожалению детей с общим недоразвитием становится все больше и больше. Успешность обучения детей в школе во многом зависит от уровня овладения ими связной речью. В формировании связной речи отчетливо выступает тесная связь речевого и умственного развития детей, развития их мышления, восприятия.

При этом пересказ сказки могут вести сами дети, прибегая к незначительной помощи взрослого, или пересказывать вместе с педагогом (на более ранних этапах) . Большая работа идет с детьми по обучению чтению символов. Изображение главных героев сказки является опорным в таблице: через них идет осознание, понимание самой сказки, содержания, которое «завязано» вокруг главных героев. В таблице схематически возможно изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий, то есть можно изобразить все то, что воспитатель посчитает нужным отразить. Например, рассказывая детям сказку про Курочку Рябу, возможно изобразить курицу так:, действие «бил-бил» можно показать стрелками, а слезы - маленькими точками.

Через сказку дети знакомятся с сезонными явлениями природы. Использование мнемотаблиц «Осень» , «Зима» , «Весна» знакомит с характерными особенностями времен года, через составление сюжетной сказки. В работе с мнемотаблицами вводятся: цветовые, буквенные обозначения времен года: осень - желтая или оранжевая, буква «О» ; зима - синяя или голубая, буква «3» ; весна - зеленая, буква «В» . Использование условных обозначений признаков времен года позволяет детям составить мнемотаблицу об осени, весне, зиме и рассказ о них. Эта таблица - ключ к запоминанию и воспроизведению информации: буква «3» символизирует зиму и признаки, которые характерны для этого вре-мени года. Таким образом, работа по ознакомлению детей с сезонными явлениями природы в является подготовительным этапом при формировании процесса связной речи.

Существуют факторы облегчающие процесс становления связной речи.

Один из таких факторов, по мнению С. Л. Рубинштейна, А. М. Леушиной, Л. В. Эльконина и др. - наглядность. Рассматривание предметов, картин помогает детям называть предметы, их характерные признаки, производимые с ними действия.

В качестве второго вспомогательного фактора мы выделим создание плана высказывания, на значимость которого неоднократно указывал известный психолог Л. С. Выготский. Он отмечал важность последовательного размещения в предварительной схеме всех конкретных элементов высказывания.

Использование одних традиционных методов работы с данной категорией детей недостаточно, необходимо изыскать новые пути решения формирования связной речи, найти такие творческие инновационные методики, технологии, эффективность которых была бы очевидна. Одной из таких методик является - мнемотехника, эффективное коррекционное средство при обучении связной речи дошкольников.

Мнемотехника или мнемоника, в переводе с греческого - «искусство запоминания» . Мнемотехника - это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Использование мнемотехники для дошкольников сегодня становится всё более актуальным.

Цель использования мнемотаблиц, прежде всего развитие разных видов памяти: слуховой, зрительной, двигательной, тактильной, а также развитие мышления, внимания, воображения. Особое место в работе с детьми занимает дидактический материал в форме мнемодорожек, коллажей и схем - моделей, что заметно облегчает детям овладение связной речью; кроме того, наличие зрительного плана - схемы делает рассказы, сказки чёткими, связными и последовательными. Мнемотаблица - это схема, в которую заложена определённая информация. Использование мнемотехнических таблиц помогает педагогу более наглядно, доступно и интересно подать материал детям, развивая у них, при этом, сразу несколько таких важных психических процессов, как память, воображение, речь, мышление, внимание. При работе с таблицам дети не испытывают напряжения, им доставляет большое удовольствие запоминать картинки или символы, их заменяющие, придумывать историю или рассказ, рассказывать стихи или описывать предметы, а также зарисовывать мнемотаблицы самостоятельно.

Работа по мнемотаблицам состоит из трех этапов:

  1. этап. Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.
  2. этап. Осуществляется перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов слов в образы.
  3. этап. После перекодирования осуществляется пересказ сказки или рассказ по заданной теме. В младших группах с помощью воспитателя, в старших – дети должны уметь самостоятельно.

Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация. Как любая работа строится от простого к сложному.

Мнемотаблицы могут быть:

  1. »Предметные (таблицы, в которых изображены определенные предметы/персонажи
  2. Предметно - схематические (таблицы, в которых есть определенные предметы/персонажи, а также схематическое изображение предметов/персонажей)
  3. Схематические (таблицы, в которых предметы/персонажи изображены схематически) .

Создание запоминаемого материала (натуральные предметы и картинки запоминаются лучше, чем абстрактные геометрические фигуры)

Обозначение объекта словом (многократные проговаривания вслух. А также про себя)

Дополнительная конкретная задача не должна противоречить поставленной цели (запомнить цвет предмета и сам предмет)

Запоминание и воспроизведение признаков предмета в нарастающем порядке (цвет, форма, величина, количество, пространственное расположение объектов и их частей)

  • Установление связей между предметами на картинке (если лони объединены в сюжет, то воспринимаются целостно и воспроизводятся точно)
  • Связь запоминаемого материала с личным опытом ребенка (незнакомую информацию дети уподобляют знакомой и воспроизводят неполно и неточно, называя только знакомые элементы)
  • Побуждение ребенка к речевой и мыслительной активности (перечисление объектов вслух-увеличивает объем воспроизведения, установление связей – повышает точность)

Мнемотехника основана на вербально-логическом мышлении. Овладение приёмами работы с ними значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи, направленные на:

  1. Развитие основных психических процессов памяти, внимания, образного мышления;
  2. Перекодирование информации, преобразование из абстрактных символов в образы;
  3. Развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении;
  4. Развитие связной речи дошкольников (составление описательных рассказов, пересказ сказки; правильное звукопроизношение; знакомство с буквами)

Не связанные, на первый взгляд, между собой картинки соединяются в сюжет, а сигнальные схематические изображения помогают активизировать мыслительные процессы, позволяя ребёнку за несколько минут запомнить и даже рассказать небольшое стихотворение. Мнемотехника помогает при автоматизации поставленных звуков у детей, ведь куда интересней вспоминать и повторять чистоговорки, пословицы и скороговорки опираясь на веселые рисунки.

К. Д. Ушинский писал:

«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету» .

Работу с мнемотаблицами рекомендуется начинать уже с детьми младшего и среднего возраста –на этом этапе лучше рисовать цветные мнемотаблицы, так как в памяти у детей остаются отдельные образы: лиса - рыжая, мышка - серая, елочка - зеленая, а для старших дошкольников - чёрно-белые. В старшем дошкольном возрасте полезно составлять модели прямо во время занятий, а также дошкольники могут сами участвовать в рисовании и раскрашивании мнемотаблиц, самостоятельно подбирая образы или символы.

Использование схем, таблиц, моделей помогают детям преодолеть различные затруднения: самостоятельно определить при рассматривании предмета его главные свойства и признаки. установить последовательность изложения выявленных признаков, удержать в памяти эту последовательность, которая является планом - рассказом описания.

С помощью метода моделирования - использования схем - моделей и мнемотаблиц удаётся достичь значительных результатов в следующем:

  • Активизируется словарный запас;
  • Расширяется круг знаний об окружающем мире;
  • Дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией;
  • Свободно пересказывают сказки, как на занятиях, так и в повседневной жизни.
  • Развивается фантазия и творческое воображение детей.

Мнемотаблицы, схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать:

  • строение рассказа
  • последовательность рассказа
  • лексико-грамматическую наполняемость рассказа.

Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение) ; таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе предлагаю готовую план - схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы.

  • Наиболее трудный вид в монологической речи – описательный рассказ. Описание задействует все психические функции (восприятие, внимание, память, мышление) . Дети не располагают теми знаниями, которые приобретают в течение жизни. Чтобы описать предмет, его надо осознать, а осознание - это анализ. Здесь важно научить ребенка сначала выделять признаки предмета. Очень интересно составлять загадки-описания. Вначале дети учатся отгадывать, о чем (ком) идет речь в таблице, после- загадывают сам
  • Предложение придумать рассказ или сказку дети обычно встречают радостно. Но чтобы рассказы детей были не однообразные, логично построенные, существенную помощь окажут мнемотаблицы.
  • Пересказу принадлежит особая роль в формировании связной речи. Здесь совершенствуется структура речи, ее выразительность умение строить предложения. И если пересказывать с помощью мнемотаблиц, когда дети видят всех действующих лиц, то свое внимание ребенок уже концентрирует на правильном построении предложений, на воспроизведении в своей речи необходимых выражений.

Работа на занятиях по мнемотаблицам строится в три этапа:

  1. этап: Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.
  2. этап: Осуществляется перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов слов в образы.
  3. этап: После перекодирования осуществляется пересказ сказки или рассказа по заданной теме. В младших группах - с помощью, в старших – дети делают самостоятельно.

Разрезав мнемотаблицу - можно играть в следующие игры:

  1. восстанавливать последовательность картинок по памяти;
  2. смешать их с другими и отбирать среди нескольких картинок те, которые относятся к данной теме;
  3. определять, где должна находиться “выпавшая” картинка среди других;
  4. найти лишнюю картинку;
  5. найти ошибку в последовательности картинок после прочтения текста;
  6. ”распутать” два события (предъявляются вперемешку две разрезанные мнемотаблицы) ;
  7. игра “Не зевай, нужную картинку поднимай”. Взрослый читает отрывок текста, а ребенок находит картинку.

Мнемотехника многофункциональна. На основе их создаю разнообразные дидактические игры. Продумывая разнообразные модели с детьми, необходимо только придерживаться следующих требований:

  1. модель должна отображать обобщённый образ предмета;
  2. раскрывать существенное в объекте;
  3. замысел по созданию модели следует обсуждать с детьми, что бы она была им понятна.

Таким образом, использование мнемотехники расширяет представления детей об окружающем мире, развивает психические процессы, формирует связную речь, что в дальнейшем способствует более эффективному обучению в школе.

Используемая литература:

  • Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева «Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников» Москва «Просвещение» 1990г.
  • Т.Б. Филичева Т.В. Туманова «Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение» Москва «Гном-Пресс» 1999г.
  • Л.В. Черемошкина «Развитие памяти детей» Ярославль «Академия развития» 1996г.
  • Нина Гурьева «Год до школы. Развиваем память» (упражнения по мнемотехнике для формирования навыков запоминания) Санкт-Петербург» Светлячок» 2000г.
  • «актуальные проблемы логопатологии. Исследования и коррекция» статья Ю.И. Кормаковой «Преодоление нарушений слухоречевой памяти у дошкольников с ОНР» С-Пб 2001г.
Здравствуйте, уважаемые коллеги! С появлением все более и более новых методик развития детей, родители сталкиваются с новыми задачами. Сегодня мы с вами обсудим одну из новейших методик, которая используется воспитателями и логопедами для развития речи и памяти – мнемотехнику. Также рассмотрим мнемотаблицы для дошкольников в картинках и научимся ими пользоваться.

1. Что такое мнемотехника

Мнемотехника – это совокупность приемов и методов запоминания информации, используя визуальные и звуковые примеры.

Мнемотехника помогает маленьким детям:

Легче запоминать стихи, скороговорки, загадки, рассказы;

Перекодировать информацию из визуальной в абстрактную и наоборот;

Выстраивать логическую цепочку событий и воспроизводить историю в правильном порядке (начало – середина - завершение);

Обогащает словарный запас;

Помогает развивать мышление;

Развивает фантазию;

Помогает составлять длинные описательные предложения и согласовывать времена.

Понятие «Мнемотехника» происходит от греческого «mnemonikon» – искусство запоминания.

Считается, что это слово придумал Пифагор Самосский (6 век до н.э.).

Искусство запоминания названо словом «mnemonikon» по имени древнегреческой богини памяти, Мнемозины – матери девяти муз. Первые сохранившиеся работы по мнемотехнике датируются примерно 86-82 гг. до н.э., и принадлежат перу Цицерона и Квинтиллиона.

На сегодняшний день такая техника запоминания широко используется в детских дошкольных заведениях, а также на приеме у логопеда.

В этой технике используются наглядные пособия – таблицы. Мнемотаблица - это схема, в которой заложена определенная информация. Суть мнемосхемы заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом весь текст зарисовывается схематично, глядя на эти схемы – рисунки, ребенок легко запоминает информацию.

Различают такие мнемотаблицы:

Для стихов, загадок или сказок;

Непоседа Васенька

Непоседа Васенька не сидит на месте.

Непоседа Васенька всюду с нами вместе.

Есть усы у Васеньки, на усах сединки,

Хвост дугой у Васеньки и пятно на спинке.

Для запоминания правил;

Для рассказов.

На занятиях по развитию речи педагоги часто используют мнемотехнику и предлагают деткам расшифровывать и запоминать изображения на таблицах. Таблицы могут иметь самый разный вид и тему.

1. Разбить рассказ на части, определяя важные моменты (каждые 2-3 слова), расчертить лист бумаги на квадраты;

2. Нарисовать на каждый такой момент картинку (описывая существительные или прилагательные);

3. Непонятные слова (глаголы или вопросы) по возможности как-нибудь изобразить или просто поставить знак «?». Это надо будет прокомментировать ребенку.

Пересказ

При пересказе с помощью мнемотаблиц, дети видят всех действующих лиц, и свое внимание концентрируют на правильном построении предложений, на воспроизведении в своей речи необходимых выражений.

Когда начинать заниматься мнемотехникой?

Мнемотехникой можно начинать заниматься с младшего возраста, но рациональнее вводить её в занятия с 4-5 лет, когда у детей накоплен основной словарный запас.

Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы, так как в памяти у детей быстрее остаются отдельные образы: лиса- рыжая, мышка- серая, ёлочка- зелёная.

Для детей старшего возраста схемы желательно рисовать в одном цвете, чтобы не привлекать внимание на яркость символических изображений.

Жук

Я нашла себе жука

На большой ромашке,

Не хочу держать в руках –

Пусть лежит в кармашке.

Ой, упал, упал мой жук,

Нос испачкал пылью.

Улетел зеленый жук,

Улетел на крыльях.

Вывод:

В результате использования таблиц-схем и мнемотаблиц:

Расширяется не только словарный запас, но и знания об окружающем мире.

Появляется желание пересказывать - ребенок понимает, что это совсем не трудно.

Заучивание стихов превращается в игру, которая очень нравится детям.

Это является одним из эффективных способов развития речи дошкольников.

Необходимо помнить, что уровень речевого развития определяется словарным запасом ребёнка. И всего несколько шагов, сделанных в этом направлении,

помогут вам в развитии речи дошкольника.

Современные дети окружены массой информации, чаще всего, они не успевают усваивать ее, а поэтому испытывают проблему с ее воспроизведением. Дети дошкольники зачастую имеют немаленький словарный запас, но составляют только простые предложения, которые не могут собрать в полный логичный рассказ. Мнемотаблицы учат детей планировать рассказ и воспроизводить его в логичном порядке. Использование мнемотаблиц заметно улучшает образовательный процесс, дети учатся быстрее.

2. Составляем мнемотаблицы

Мнемотаблица может быть нарисована от руки или составлена из картинок, как коллаж. На начальном этапе обучения, лучше рисовать небольшие по объему таблицы-ленты, расположив 3-4 картинки в ряд. Детям интересно раскрашивать эти картинки, а позже и подсказывать вам свои идеи для рисунка.

Чтобы составить мнемотаблицу, нужно:

    Разбить рассказ на части, определяя важные моменты (каждые 2-3 слова), расчертить лист бумаги на квадраты;

    Нарисовать на каждый такой момент картинку (описывая существительные или прилагательные);

    Непонятные слова (глаголы или вопросы) по возможности как-нибудь изобразить или просто поставить знак «?». Это надо будет прокомментировать ребенку.

Разные загадки или сказки легче и веселее воспринимаются маленькими детьми, если они разобраны на ситуации и изображены на картинках. Затем ребенку предлагается запомнить описанное и рассказать поэтапно, смотря на картинки.

При этом у ребенка в голове происходят такие процессы:

    Рассмотрение картинок и понимание, что на них изображено;

    Перекодировка информации из визуальной в образную, сопоставление картинки с понятием;

    Составление рассказа по картинкам;

    Запоминание рассказа или стиха.

Ребенок старшей группы садика может самостоятельно рисовать картинки для мнемотаблицы, после того, как воспитатель разбил рассказ на ситуации и рассказал, что рисовать. Просто и интересно можно изобразить мнемотаблицу по временам года. Вот описание зимы:

Начинать работать по мнемотаблицам с детьми лучше с возраста 4 лет, когда у них уже сформирован начальный словарный запас. В этом возрасте можно учить детей правилам, ориентируясь на таблицы. Это могут быть алгоритмы одевания или умывания, также существуют мнемотаблицы по ПДД, чтобы ребенок быстрее усвоил правила дорожного движения.

Детям понравится изучать сказки или стихи по таблицам:

Наша Таня громко плачет,
Уронила в речку мячик.
Тише, Танечка, не плачь!
Не утонет в речке мяч.

Как только малыш понял назначение мнемотаблиц, можно увеличивать число картинок, а также сложность задания:

Можно составлять ребусы, загадки или мнемотаблицы по математике. В последнем случае, достаточно нарисовать цифру, а в другом квадрате картинку, изображающую данное число. В дальнейшем у ребенка откладывается в памяти соответствующая картинка, когда он видит цифру.

Если вы не можете или нет времени рисовать мнемотаблицы, их можно легко найти в Интернете и скачать, а затем распечатать и заниматься с ребенком. На компьютере лучше не показывать, ребенок не будет воспринимать экран так же, как листок бумаги перед ним.

3. Запоминание по мнемотаблицам

Как уже было сказано, мнемотаблицы упрощают восприятие текста маленькими детьми. Особенно важно это для детей, у которых есть проблемы речи и слуха, им сложно концентрировать внимание на рассказе вслух. Учить стихи и рассказы по мнемотаблицам легко, а при рассказе можно подглядывать на картинки. Такая методика придает уверенности даже застенчивым детям, они учатся выступать на публике.

Если вы попросите дошкольника рассказать какую-либо историю, вы увидите, что связный рассказ у него не получается. Ребенок быстро сбивается, переключает внимание на что-то и вообще часто не успевает закончить рассказ и куда-то убегает по делам. Попробуйте разобрать с ним рассказ и нарисовать его в мнемотаблицу. Ребенок научится выстраивать рассказ по сюжетной линии, привыкнет к тому, что у любой истории должно быть начало и логичный конец.

Многие явления легче разбирать по мнемотаблицам. Видя образ того, о чем идет речь, ребенок легче запомнит информацию, ведь она будет восприниматься мозгом автоматически, перекодируя ее из абстрактного в образное мышление:

По этой таблице ребенок выучит рассказ о птицах. Расшифровка таблицы:

1. Что это за птица?
2. Она дикая или домашняя?
3. Какого цвета?
4. Чем питается?
5. Какие звуки издает?
6. Что делает, как живет?
7. Где живет?
8. Какие у нее детеныши?
9. Какую пользу (или вред) приносит людям?

По такому же алгоритму можно придумать рассказ обо всем, чем угодно. Ребенок сначала ответит на все вопросы по отдельности, а затем нужно попросить его рассказать об этом единым текстом, подглядывая в таблицу.

Рассказ может быть и о свойствах предметов, и о профессии, и о его друзьях – все, что угодно:

Заниматься по мнемотаблицам не обязательно в группах, это вполне можно делать и наедине с ребенком, дома. Если у родителей, бабушек и дедушек есть желание развить мышление ребенка, обогатить его речь и научить его правильно разговаривать в дошкольном возрасте, он пойдет в школу, имея хорошую подготовку, которая выделит его среди других одноклассников.

Оргпроект мастер-класса

«Использование мнемотехники в развитии связной речи дошкольников»

(учитель-логопед Кравцова Я.А., Емельянова Е.В.)

Проведение мастер-класса организовано

образовательной деятельности с

детьми дошкольного возраста

Предназначение:

1. Актуализировать представление о использовании мнемотехники в развитии связной речи дошкольников.

2. Педагоги получат представление о мнемотаблицах, модельных схемах, опорных картинках как средство развития связной речи у воспитанников

3. Предоставить возможность педагогам попрактиковаться в составлении сенсорно-графических схем и мнемотаблиц.

I. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

На сегодняшний день - образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое.

Главной задачей развития связной речи ребенка является совершенствование монологической речи. Эта задача решается через различные виды речевой деятельности: пересказ литературных произведений, составление описательных рассказов о предметах, объектах, явлениях природы, создание разных видов творческих рассказов, составление рассказов по картине, заучивание стихотворений, загадок, чистоговорок и скороговорок.

Факторы, облегчающие процесс становления связной речи это – наглядность и план высказывания

Мнемотехника это система методов и приемов, которые позволяют использовать эти два важных фактора для формирования связной речи дошкольника. В мнемотаблицах наглядность представлена в виде предметных картинок, последовательно расположенных в соответствии с планом высказывания.

С помощью мнемотехники решали следующие задачи:

· Развивать связную речь.

· Развивать у детей умение с помощью графической аналогии, а так же с помощью заместителей понимать и рассказывать знакомые сказки, стихи по мнемотаблице.

· Обучать детей правильному звукопроизношению.

· Развивать у детей сообразительность, наблюдательность, умение сравнивать, выделять существенные признаки.

· Развивать у детей психические процессы: мышление, внимание, воображение, память.

Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Начинается работа с простейших мнемоквадратов, последовательно переходит к мнемодорожкам, и позже - к мнемотаблицам.

Мнемоквадрат (опорная картинка) – это одиночное изображение, которое обозначает одно слово, словосочетание или простое предложение

Мнемодорожка – ряд картинок (3-5), по которым можно составить небольшой рассказ в 2 - 4 предложения.

Мнемотаблицы - это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий и др. путем выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа. Главное – нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.

Схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать последовательный рассказ.

Мнемотаблицы-схемы служат дидактическим материалом в работе по развитию связной речи детей и используются с целью:

· при обучении составлению рассказов,

· при пересказах художественных произведений,

· при проговаривании чистоговорок и скороговорок,

· при отгадывании и загадывании загадок,

· при заучивании стихотворений.

Составление рассказа

Предложение придумать рассказ или сказку дети обычно встречают радостно. Но чтобы рассказы детей были не однообразные, логично построенные, существенную помощь окажут мнемотаблицы.

Пересказ художественных текстов.

Ему принадлежит особая роль в формировании связной речи. Здесь совершенствуется структура речи, ее выразительность умение строить предложения. И если пересказывать с помощью мнемотаблиц, когда дети видят всех действующих лиц, то свое внимание ребенок уже концентрирует на правильном построении предложений, на воспроизведении в своей речи необходимых выражений.

Проговаривание чистоговорок и скороговорок. Используя мнемотаблицу, ребенок концентрирует свое внимание на правильном произношении звуков и слов.

Отгадывание и загадывание загадок . Мнемотаблица помогает запомнить загадку и загадать ее другим детям.

Заучивание стихотворений. Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка; таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе предлагают готовую план - схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы.

Работа по мнемотаблицам проходит в три этапа.

1 этап : Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.
2 этап: Осуществляется перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы.

3 этап: Осуществляется пересказ сказки или рассказа по заданной теме.

В младших группах с помощью взрослого, в старших – дети самостоятельно.

Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по-разному:

Коллаж –это объединение на одном листе (фланелеграфе) картинок, букв, цифр, фигур, которые связаны одной темой и целью.

Предметно – схематическая модель (Ткаченко Т. А.)

Сенсорно – графическая схема (Воробьёва В. К.)

Применять модельные схемы можно и на других занятиях, в других видах деятельности (Продуктивная деятельность, экспериментирование, театрализованная деятельность и др.)

II . ДЕМОНСТРАЦИОННАЯ ЧАСТЬ

Работа по сенсорно- графическим схемам и составление мнемотаблиц.

ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Деятельность педагога

Деятельность участников

Результат

Предлагает объединиться в три команды: педагоги средних и младших групп, старших групп и подготовительных к школе групп.

Объединяются в команды в соответствии с возрастом воспитанников групп.

Педагоги объединились в команды.

Предлагает участникам составить описание предмета по предложенной схеме, раздает каждой команде картинки с изображением предмета в соответствии с возрастом.

Работают в командах над составлением рассказа-описания.

Каждая команда представляет свой рассказ-описание другим командам.

Предлагает каждой команде составить мнемотаблицу. Педагогам групп младшего и среднего возрастов к стихотворению, педагогам старших групп к загадке, педагогам подготовительных к школе групп к рассказу.

Команды составляют и зарисовывают мнемотаблицы.

Каждая команда представляет составленные мнемотаблицы другим командам.

III . РЕФЛЕКСИВНАЯ ЧАСТЬ

Мини-опрос участников мастер-класса:

1. Какие виды речевой деятельности можно осуществлять, используя опорные картинки, мнемотаблицы и опорные схемы?

2. В каких образовательных областях можно использовать приемы мнемотехники?

Ответы записываются на доске.

Участники делают вывод, что использование сенсорно-графических схем и мнемотаблиц и опорных картинок является универсальным методом для развития связной речи дошкольников во всех образовательных областях.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Использование мнемотехники в развитии связной речи дошкольников «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету». К. Д. Ушинский

Что такое мнемотехника Мнемотехника – это техника развития памяти. Слово происходит от греческого « mnemonikon » - искусство запоминания. Мнемотехника представляет собой совокупность методов и приёмов, облегчающих запоминание сохранение и воспроизведение информации.

Факторы, облегчающие процесс становления связной речи. Наглядность. План высказывания

С помощью мнемотехники можно решать следующие задачи: Развивать связную речь. Развивать у детей умение с помощью графической аналогии понимать и рассказывать знакомые сказки, стихи. Обучать детей правильному звукопроизношению. Развивать у детей сообразительность, умение сравнивать, выделять существенные признаки. Развивать у детей психические процессы: мышление, внимание, воображение, память.

Мнемотехника строится от простого к сложному: мнемоквадрат мнемодорожка мнемотаблица

Мнемоквадрат - одиночное изображение, которое обозначает одно слово, словосочетание или простое предложение.

Мнемодорожка – ряд картинок (3-5), по которым можно составить небольшой рассказ в 2 - 4 предложения.

Мнемотаблица – это целая схема, в которую заложен текст (рассказ, стихотворение, сказка и т. п.)

Мнемотаблицы служат дидактическим материалом для развития связной речи и используются: * при составлении рассказов, * при пересказах художественных произведений, * при проговаривании чистоговорок и скороговорок, * при отгадывании и загадывании загадок, * при заучивании стихотворений.

Составление рассказа

Пересказ художественных текстов

Проговаривание чистоговорок СА-СА-СА – меня ужалила оса, СО-СО-СО – стал мой нос как колесо, СЫ-СЫ-СЫ – не боюсь я злой осы, СУ-СУ-СУ – я осу в руке несу!

Проговаривание скороговорок

Отгадывание загадок

Заучивание стихотворений В руки фрукты мы берем И в корзинку их кладем: Слива, персик, апельсин, Груша, киви, мандарин.

Работа по мнемотаблицам проходит в три этапа. 1 этап: Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено. 2 этап: Осуществляется перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы. 3 этап: О существляется пересказ сказки или рассказа по заданной теме.

Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по-разному: Коллаж (Большева Т. В.) Предметно – схематическая модель (Ткаченко Т. А.) Сенсорно – графическая схема (Воробьёва В. К.) (

Коллаж – это объединение на одном листе (фланелеграфе) картинок, букв, цифр, фигур, которые связаны одной темой и целью.

Предметно-схематические модели Ткаченко Т.А. Схема описания игрушки

Схема составления рассказа

Сенсорно - графические схемы Воробьёвой В. К.

Мнемотаблицы, отображающие последовательность действий.

Спасибо за внимание!


Не для кого не секрет, что у детей с общим недоразвитием речи существуют следующие проблемы: скудный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложении, нарушение звукопроизношения. У большинства детей нарушено внимание, несовершенно логическое мышление. Поэтому логопедическое воздействие при устранении общего недоразвития речи – очень сложное дело. Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.

В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер: дети лучше запоминают события, предметы, факты, явления, близкие их жизненному опыту. Исследования показали, что объём зрительной памяти и возможности смыслового, логического запоминания у детей с ОНР, практически не отличается от нормы, но заметно снижена их слуховая память и продуктивность запоминания.

При обучении связной речи детей, вполне обосновано использование творческих методик, эффективность которых очевидна, наряду с общепринятыми. Приёмы мнемотехники облегчают запоминание у детей и увеличивают объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций.

К.Д.Ушинский писал: “Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету”. Так как наглядный материал у дошкольников усваивается лучше, использование мнемотаблиц на занятиях по развитию связной речи, позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить её. Особенность методики – применение не изображения предметов, а символов. Данная методика значительно облегчает детям поиск и запоминание слов. Символы максимально приближены к речевому материалу, например, для обозначения домашних птиц и животных используется дом, а для обозначения диких (лесных) животных и птиц – ёлка. Мнемотаблицы-схемы, служат дидактическим материалом в моей работе по развитию связной речи детей с ОНР. Я их использую для обогащения словарного запаса, при обучении составлению рассказов, пересказов, отгадывании загадок, заучивании стихов.

Решить такие задачи как:

1. Развитие связной речи;

2. Преобразование абстрактных символов в образы (перекодирование информации);

3. Развитие мелкой моторики рук;

4. Развитие основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления; помогает овладение приёмами работы с мнемотаблицами и сокращает время обучения.

Планирование работы по лексической теме “Зима” в старшей логопедической группе(1-ый год обучения)

Понедельник.

Работа с мнемотаблицей на слово “зима”.

1. Рассматривание мнемотаблицы. (рис.1)

2. Перекодирование информации.

У зимы три месяца: декабрь, январь, февраль. Зимой снег повсюду: на земле, на деревьях, на домах. Солнце светит, но не греет. В домах топят печи. Люди одеваются тепло: в меховые шубы, шапки, валенки, шерстяные шарфы, варежки. Домашние животные зимой находятся в тёплых хлевах. Дикие животные зимуют по-разному: медведь и ёжик – в спячке, белка заготовила себе корм и устроила себе тёплое дупло, сложнее зимой волку и лисе, зайчик сменил серую шубку на белую и его не заметно на белом снегу. Люди заботятся о птицах, развешивают кормушки, приносят корм. У детей зимой много развлечений: праздник Новогодней Ёлки, подарки от Деда Мороза, катания на санках, лыжах, коньках, игры со снегом. Зимой можно слепить снеговика, построить горку, крепость, поиграть в снежки.

3. Воспроизведение таблицы по памяти.

Заучивание стихотворения П.Воронько “Пирог” (рис.2)

Цель: развивать речеслуховую и зрительную память; расширять и актуализировать словарь.

Падал снег на порог,
Кот слепил себе пирог,
А пока лепил и пёк
Ручейком пирог утёк.
Пироги себе пеки
Не из снега – из муки.

Отгадывание мнемозагадки.

1. Рассматривание мнемотаблицы (рис.3)

2. Подробное объяснение логопедом каждого пункта.

Лёгкая, как пёрышко, пушистая снежинка. Она часто кружится в воздухе и садится на шапки, варежки, шубы. Когда их много образуются целые сугробы.

4.Игра “Снежная куча”. (рис. 3.1)Содержание игры: эта снежная куча не простая, а волшебная, она сделана не из снега, а из слов, которые все похожи на слово “снег”.

  • Есть слово ласковое, маленькое – снежок.
  • Есть слово длинное – снегопад.
  • Есть слово красивое, слово признак – снежный (ком).
  • Есть слово - человек, сказочный персонаж – снегурочка.
  • Есть слово – фигура, вылепленная из снега – снеговик.
  • Есть слово лёгкая, пушистая – снежинка.
  • Есть слово – цветок – подснежник.
  • Есть слово - птица - снегирь.

Подул вдруг ветер и все слова-снежинки разлетелись. Предлагаю вам, дети, собрать их (Дети называют слова и складывают снежинки в кучу).

Пересказ рассказа “Здравствуй, зимушка-зима!”

1.Чтение логопедом текста и демонстрация опорных картинок (рис.4).

Наступила зима. Всюду белый, пушистый снег. Холодно на улице. Дети оделись тепло, и пошли гулять. Они покатались на санках, лыжах, поиграли в снежки, слепили весёлого снеговика. Хорошо зимой!

2. Ответы на вопросы по содержанию.

  • Какое наступило время года?
  • Где лежит снег?
  • Какой снег?
  • Какая погода на улице?
  • Куда пошли дети?
  • Как они оделись?
  • Что делали дети на прогулке?
  • Нравиться ли детям гулять зимой?

3. Повторное чтение рассказа с установкой на пересказ.

4. Пересказ текста ребёнком своими словами.

Составление рассказа о зиме по мнемотаблице.

1. Рассматривание мнемодорожек (рис. 5).

2.Составление предложений о зиме по мнемодорожкам.

  • Зимой солнце светит мало, небо покрыто тучами. Часто идёт снег.
  • Снег лежит на земле, на деревьях, на домах.
  • В домах зимой топят печи. В небо идёт дым.
  • Люди зимой делают кормушки для птиц.
  • Зимой в лесу много снега, а под снегом спят медведь и ёжик.
  • Дети зимой катаются на санках с горки, на лыжах, лепят снеговиков, играют в снежки.
  • Лёгкие, пушистые снежинки падают на шапки, варежки, пальто.
  • В Новогодний праздник Дед Мороз приносит детям подарки и сладости.

3. Рассматривание мнемотаблицы (рис.6).

4. Составление рассказа о зиме логопедом.

Зимой повсюду лежит снег. Деревья словно в белые шубки нарядились. Солнце светит, но не греет. Морозно! В домах топят печи. Люди зимой подкармливают птиц, заботятся о домашних животных. Детям нравятся зимние развлечения: катание на санках, лыжах, коньках, игры в хоккей, снежки. Очень любят дети лепить снеговиков, строить снежные крепости.

5.Составление рассказов о зиме детьми.

Снеговик (рис.7).

Давай дружок, смелей, дружок,
Кати по снегу свой снежок –
Он превратится в толстый ком,
И станет ком снеговиком,
Его улыбка так светла!
Два глаза… шляпа… нос…метла…
Но солнце припечёт слегка –
Увы! – и нет снеговика.

Н.Нищева “Ёлочка” (рис.8).

Перед нами ёлочка:
Шишечки, иголочки.
Шарики, фонарики,
Зайчики и свечки,
Звёзды, человечки.

Ирина Гурина (рис.9).

В зимнем небе, сделав круг,
Накренились сани вдруг!
И с подарками мешок
Выпал прямо на снежок!

Дед Мороз (рис.10).

Дед Мороз, Дед Мороз,
Деткам ёлочку принёс,
А на ней фонарики,
Золотые шарики,
Дед Мороз, Дед Мороз,
Деткам сладости принёс,
Вафли ароматные
И конфеты мятные.

Планирование работы по лексической теме “Весна” в старшей логопедической группе (1-ый год обучения).

Понедельник.

Работа с мнемотаблицей на слово “весна” (рис.11).

1. Перекодирование информации по данной таблице.

Наступила весна. У весны три месяца: март, апрель, май. Весной ярко светит солнце и сильно пригревает. Тает снег, кругом лужи, бегут ручьи. Идет теплый весенний дождь. На деревьях набухают почки и распускаются клейкие листочки. Появляется первая травка. Прямо из-под снега расцветают подснежники – первые вестники весны. Просыпаются насекомые. Из тёплых мест возвращаются перелётные птицы.

2. Воспроизведение материала мнемотаблицы по памяти.

Заучивание стихотворения “Весна – красна” (рис.12).

Цель: развивать зрительную и речеслуховую память, активизировать словарь по данной лексической теме.

Весна – красна

Ты, весна, весна - красна,
Что с собою принесла?
Принесла я для лугов
Покрывало из цветов.
Принесла для ёлки
Новые иголки.
Для осины и берёз
Свежих листьев целые воз.

1. Отгадывание мнемозагадки.

2. Рассматривание мнемотаблицы – загадки о весне (рис.13).

Травка зелёная,
Солнышко весёлое,
Птицы прилетели,
Громко запели.

3. Отгадывание загадки детьми.

4. Игра на образование родственных слов “Волшебное дерево”.

Я вам предлагаю дерево с молодыми клейкими листьями, но это дерево не простое, а волшебное. На нём растут не листья, а слова. И все они похожи на слово “лист”.

  • Есть слово маленькое, ласковое – листочек.
  • Есть слово, которое говорят, когда чего-то или кого-то много – листья.
  • Есть слово красивое, слово-признак – лиственный (лес).
  • Есть слово, когда листья падают – листопад.
  • Есть слово-дерево – лиственница.

Вдруг подул ветерок и все листики – слова упали на землю. Ребята, помогите поднять их и вернуть обратно на дерево. (Дети прикрепляют листочки на дерево, называя слова).

Пересказ рассказа “Весна в окно стучится” по мнемосхеме.

1.Чтение текста логопедом и демонстрация мнемотаблицы. (рис.14).

Солнце светит и очень сильно пригревает. Бегут ручьи. На реках – ледоход. Появились проталины. Расцвели подснежники, проснулись жуки и другие насекомые. Распустилась верба.

2. Ответы на вопросы по содержанию текста:

  • Что делает весной солнце?
  • Как солнце весной светит и греет?
  • Что делают ручьи?
  • Какие изменения происходят на реках?
  • Что такое проталины?
  • Как называются самые первые цветы?
  • Что сделали насекомые?
  • Что можно сказать про вербу?

3. Повторное чтение рассказа.

4. Пересказ текста детьми своими словами.

Составление рассказа-описания “Весна – красна” по мнемотаблице.

1.Рассматривание мнемодорожек.

2.Составление предложений по мнемодорожкам (рис.15 – 18).

  • Весной солнце часто появляется на голубом небе.
  • Тёплое солнце топит снег, образуются лужи, бегут ручьи.
  • Весной на деревьях набухают почки и появляются клейкие листочки.
  • Весной перелётные птицы вьют гнёзда, заселяются в скворечники.

3.Рассматривание мнемотаблицы (рис.11).

4.Составление рассказа о весне логопедом.

Пришла весна - красна. Солнце стало так пригревать, что снег начал таять. Побежали, зажурчали ручьи. Затрещал на реках лёд. На деревьях набухли почки, появились новые листочки. Прямо из-под снега расцвёл подснежник – первый вестник весны. Проснулись насекомые. Из тёплых мест возвращаются птицы, они вьют гнёзда, заселяют скворечники.

Предлагаю стихи для заучивания с детьми на коррекционных часах.

Воробей (рис.19).

Воробей с березы
На дорогу прыг
Больше нет мороза
Чик-чирик.

А.Плещеев “Весна” (рис.20).

Травка зеленеет,
Солнышко блестит,
Ласточка с весною
В сени к нам летит.

С.Маршак “Радуга” (рис.21).

В небе гром, гроза
Закрывай глаза!
Дождь прошёл,
Трава блестит,
В небе радуга стоит.

  1. Большова, Т.В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. СПб.,2005.
  2. Вахрушев, А.А., Кочемасова, Е.Е., Акимова, Ю.А. Здравствуй, мир! Москва “Баласс”, 2000.
  3. Волковская, Т.Н., Юсупова Г.Х. Психологическая помощь дошкольникам с общим недоразвитием речи. М., 2004.
  4. Громова, О.Е., Соломатина, Г.Н., Савинова, Н. П. Стихи о временах года и игры. Дидактические материалы по развитию речи детей 5 – 6 лет. Москва, 2005.
  5. Гурьева Н. А. Год до школы. Развиваем память: Рабочая тетрадь упражнений по мнемотехнике. СПб., 2000.
  6. Кислова, Т.Р. По дороге к азбуке. Москва “Баласс”, 2002.
  7. Малетина Н.С., Пономарёва Л.В. Моделирование в описательной речи детей с ОНР / Дошкольное воспитание. 2004.№6. С. 64-68.
  8. Омельченко Л.В. Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи / Логопед. 2008. №4. С.102 -115.
  9. Ткаченко Т.А. Использование схем в составлении описательных рассказов / Дошкольное воспитание.1990. №10. С.16-21.
  10. Фалькович, Т.А., Барылкина, Л.П. Развитие речи, подготовка к освоению письма. Москва “ВАКО”, 2005.
  11. Широких Т.Д. Учим стихи – развиваем память / Ребёнок в детском саду. 2004. №2. С.59-62.
  12. Шорыгина, Т.А. Стихи и сказки о родной природе. Москва, 2005.