Материалы и техника скульптуры. Современные материалы для изготовления скульптур Технология заливки в готовые формы

  • Дата: 05.04.2020
Благоустроенный современный дачный участок или территория у загородного дома сегодня сложно представить без садовых скульптур. Для их изготовления используются разные материалы. Используются мрамор, гипс, гранит, бронза. Но бронзовые или мраморные скульптуры доступны не каждому - их дороговизна не позволяет выбрать изделия для своего сада множеству людей. Что же касается гранита и гипса, то скульптуры из этих материалов изготавливаются достаточно сложно, особыми методами, процесс оказывается очень хлопотным и тоже затратным - очень много времени и сил уходит на такую работу. Отличной альтернативой оказался бетон - скульптуры из него доступны практически любому человеку по цене, а качества материала обеспечивают изделиям из него несколько преимуществ:

Пластичность бетона выше, чем у натурального камня, благодаря чему с ним гораздо легче работать.

Скульптуры из бетона могут оставаться на открытом участке в течение всего года, они мало подвержены сезонным погодным воздействиям.

Изделия легко поддаются ремонту, покрытие обновляется легко и быстро.
Украсть изделие достаточно сложно, поскольку даже небольшая скульптура получается тяжелой.

Технологии работы

Есть две технологии, применяемые когда идет речь про изготовление скульптур из бетона:

с металлическим каркасом;

без металлического каркаса.

В первом случае металлический каркас становится скелетом и основой будущей скульптуры. Чтобы создать объемные, широкие элементы, каркас обматывают мелкой сеткой или проволокой. На такой обмотке бетонный раствор держится крепче. После затвердения смеси изделию придают желаемую форму, каждая деталь тщательно прорабатывается. Эта технология особенно привлекательна для тех, кто имеет опыт художественной лепки.

При использовании второго способа бетонный раствор заливается в специальные подготовленные формы. Сейчас очень часто используются формы из силикона. Каждая форма и залитый в неё раствор - это половина будущего изделия. Когда смесь затвердевает, она извлекается из формы. Половинки склеивают. Чтобы сделать место стыка незаметным глазу, его зашкуривают. Если человек не умеет лепить вручную, но очень хочет создать в своем саду бетонные скульптуры - этот способ подойдет ему идеально.

Особые моменты

При желании придать изделию определенный цветовой оттенок, нужно добавить в раствор специальный пигмент. Но можно окрасить и готовую фигуру по своему вкусу, используя для этого обычную краску для фасадов.

Чтобы обеспечить легкое исправление недостатков изделия, можно добавить в бетонный раствор клей. Благодаря этой добавке раствор будет медленнее застывать, и времени для поправок будет больше.

Чтобы придать вид натурального камня, можно использовать специальную имитирующую краску.

Если вы выбрали формовую технологию изготовления, можно вместо форм использовать любые предметы - пластиковые бутылки, старые мячи, эмалированные миски и пр. Тогда не придется даже шкурить места стыка, фигура получится идеальной.

Используя листья с прожилками и другие предметы, можно придать поверхности фигуры рельеф. Для того чтобы она стала более ровной, можно воспользоваться обычной грунтовкой.

До полного затвердения раствора можно украшать скульптуру бусинами, искусственными цветами, ракушками, мозаикой или кусками кафеля. Можно также устроить подсветку.

Очень оригинальными являются полые скульптуры, в которые впоследствии высаживаются цветы, плющ, или любые предметы - например, осветительное оборудование. Некоторые элементы изделия могут быть деревянными, что придаст ему особую натуральность.

Для облагораживания скульптур можно покрывать их части бронзовой, медной, золотой, серебряной краской.

Идеальной скульптура с первого раза не получалась даже у самых маститых мастеров. Но со временем настойчивость принесет плоды, и вы сможете легко и быстро, не ограничивая фантазию, создавать уникальные фигуры, композиции и целые миры из бетона на своем участке и участках своих близких. Если нужно совершенное изделие, лучше в первый раз заказать её у профессионалов, или выбрать изделие из предложенных готовых фигур.

Скульптуры из бетона - универсальный и доступный способ украшения любого ландшафта. Но они все чаще используются и в обустройстве оригинальных интерьеров, при оформлении фасадов. Вы можете собственными руками сделать свой дом неповторимым и стильным!

Михаил, www.сайт

Видео "Скульптура из бетона своими руками мастер класс"



Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Молчание великих статуй хранит множество секретов.

Когда Огюста Родена спрашивали, как он создает свои статуи, скульптор повторял слова великого Микеланджело: «Я беру глыбу мрамора и отсекаю от нее все лишнее». Наверное, поэтому скульптура настоящего мастера всегда создает ощущение чуда: кажется, что увидеть красоту, которая прячется в куске камня, способен только гений.

Мы в сайт уверены, что практически в каждом значимом произведении искусства есть загадка, «двойное дно» или тайная история, которую хочется раскрыть. Сегодня мы поделимся несколькими из них.

Рогатый Моисей

Микеланджело Буанаротти, «Моисей», 1513-1515 г.

Микеланджело изобразил на своей скульптуре Моисея с рогами. Многие историки искусства объясняют это неправильным толкованием Библии. В Книге Исхода говорится, что когда Моисей спустился с горы Синай со скрижалями, иудеям было трудно смотреть в его лицо. В этом месте в Библии употреблено слово, которое с иврита можно перевести и как «лучи», и как «рога». Однако по контексту однозначно можно сказать, что речь идёт именно о лучах света - что лицо Моисея сияло, а не было рогато.

Цветная Античность

Август из Прима-Порта", античная статуя.

Долгое время считалось, что древнегреческие и древнеримские скульптуры из белого мрамора были изначально бесцветными. Однако недавние исследования учёных подтвердили гипотезу, что статуи раскрашивались в широкую гамму цветов, которые со временем исчезли под длительным воздействием света и воздуха.

Страдания Русалочки

Эдвард Эриксен, «Русалочка», 1913 г.

Статуя Русалочки в Копенгагене - одна из самых многострадальных в мире: именно ее больше всего любят вандалы. История ее существования была очень бурной. Ее ломали и распиливали на куски множество раз. И сейчас можно еще обнаружить едва заметные «шрамы» на шее, которые появились от необходимости заменить голову скульптуры. Русалочка была обезглавлена дважды: в 1964 и 1998 году. В 1984 году ей отпилили правую руку. 8 марта 2006 года на руку русалке был водружен фаллоимитатор, а сама горемыка была забрызгана зеленой краской. К тому же, на спине красовалась нацарапанная надпись «С 8 марта!» В 2007 году власти Копенгагена объявили, что статуя может быть перенесена дальше в гавань, чтобы избежать дальнейших случаев вандализма и для предотвращения постоянных попыток туристов взобраться на неё.

«Поцелуй» без поцелуя

Огюст Роден, «Поцелуй», 1882 г.

Знаменитая скульптура Огюста Родена «Поцелуй» изначально носила название «Франческа да Римини», в честь изображённой на ней знатной итальянской дамы XIII века, чьё имя обессмертила Божественная комедия Данте (Круг второй, Пятая песнь). Дама полюбила младшего брата своего мужа Джованни Малатеста, Паоло. Когда они читали историю Ланселота и Гвиневры,их обнаружил, а затем убил её муж. На скульптуре можно видеть, как Паоло держит в руке книгу. Но на самом деле любовники не касаются друг друга губами, как бы намекая на то, что они были убиты, не совершив греха.

Переименование скульптуры в более отвлечённое - Поцелуй (Le Baiser) - было сделано критиками, впервые увидевшими её в 1887 г.

Секрет мраморной вуали

Рафаэль Монти, «Мраморная вуаль», середина XIX в.

Когда смотришь на статуи, покрытые полупрозрачной мраморной вуалью, поневоле задумываешься о том, как такое вообще возможно сделать из камня. Все дело в особой структуре мрамора, использовавшегося для этих скульптур. Глыба, которой предстояло стать изваянием, должна была иметь два слоя - один более прозрачный, другой более плотный. Такие природные камни сложно найти, но они есть. У мастера был сюжет в голове, он знал, какую именно глыбу ищет. Он работал с ней, соблюдая текстуру нормальной поверхности, и шел по границе, разделяющей более плотную и более прозрачную часть камня. В итоге остатки этой прозрачной части «просвечивали», что и давало эффект вуали.

Идеальный Давид из испорченного мрамора

Микеланджело Буанаротти, «Давид», 1501-1504 г.

Знаменитая статуя Давида была сделана Микеланджело из куска белого мрамора, оставшегося от другого скульптора, Агостино ди Дуччо, который безуспешно пытался с этим куском работать, а потом бросил его.

Кстати, Давид, веками считавшийся образцом мужской красоты, не так уж и совершенен. Дело в том, что он косоглаз. К такому выводу пришел американский ученый Марк Ливой из Стэнфордского университета, обследовавший статую с помощью лазерно-компьютерной техники. «Дефект зрения» более чем пятиметровой скульптуры незаметен, поскольку она водружена на высокий пьедестал. По мнению экспертов, Микеланджело намеренно наделил свое детище этим недостатком, поскольку желал, чтобы профиль Давида выглядел идеально с любой стороны.

Смерть, вдохновившая на творчество

«Поцелуй смерти», 1930 г.

Самая загадочная статуя на каталонском кладбище Побленоу носит название «Поцелуй смерти». Создавший ее скульптор до сих пор остается неизвестным. Обычно авторство «Поцелуя» приписывается Жауме Барба, но есть и те, кто уверен, будто памятник изваял Жоан Фонбернат. Скульптура расположена в одном из дальних углов кладбища Побленоу. Именно она вдохновила кинорежиссера Бергмана на создание картины «Седьмая печать» - об общении Рыцаря и Смерти.

Руки Венеры Милосской

Агесандр (?), «Венера Милосская», ок. 130-100 г. до н.э.

Фигура Венеры занимает почетное место в парижском Лувре. Некий греческий крестьянин нашел ее в 1820 году на острове Милос. На момент обнаружения фигура была разломана на два больших фрагмента. В левой руке богиня держала яблоко, а правой придерживала падающее одеяние. Осознав историческую значимость этой древней скульптуры, офицеры французского военного флота распорядились увезти мраморное изваяние с острова. Когда Венеру тащили по скалам к ожидающему кораблю, между носильщиками произошла драка, и обе руки откололись. Усталые матросы наотрез отказались вернуться и поискать оставшиеся части.

Прекрасное несовершенство Ники Самофракийской

Ника Самофракийская", II в. до н.э.

Статую Ники нашел на острове Самофракия в 1863 году Шарль Шампуазо, французский консул и археолог. Высеченная из золотистого парийского мрамора статуя на острове венчала алтарь морских божеств. Исследователи считают, что неизвестный скульптор создал Нику во II веке до нашей эры в знак греческих морских побед. Руки и голова богини безвозвратно утрачены. Неоднократно предпринимались и попытки восстановить изначальное положение рук богини. Предполагают, что правая рука, поднятая вверх, держала кубок, венок или горн. Интересно, что многократные попытки восстановить руки статуи оказались безуспешны - все они портили шедевр. Эти неудачи заставляют признать: Ника прекрасна именно такой, совершенна в своем несовершенстве.

Мистический Медный всадник

Этьен Фальконе, Памятник Петру I, 1768–1770 г.

Медный всадник - памятник, окруженный мистическими и потусторонними историями. Одна из легенд, связанных с ним, гласит, что во время Отечественной войны 1812 года Александр I приказал вывезти из города особо ценные произведения искусства, в том числе и памятник Петру I. В это время некий майор Батурин добился свидания с личным другом царя князем Голицыным и передал ему, что его, Батурина, преследует один и тот же сон. Он видит себя на Сенатской площади. Лик Петра поворачивается. Всадник съезжает со своей скалы и направляется по петербургским улицам к Каменному острову, где жил тогда Александр I. Всадник въезжает во двор Каменоостровского дворца, из которого выходит к нему навстречу государь. «Молодой человек, до чего ты довел мою Россию, - говорит ему Петр Великий, - но покуда я на месте, моему городу нечего опасаться!». Затем всадник поворачивает назад, и снова раздается «тяжело-звонкое скаканье». Пораженный рассказом Батурина, князь Голицын передал сновидение государю. В результате Александр I отменил свое решение об эвакуации памятника. Памятник остался на месте.

Смысл, идея, задача задуманного произведения определяют и выбор материала. Из фарфора не выпол­нишь монументальной скульптуры, а гранит вряд ли удачный мате­риал для настольного украшения.

Техника скульптуры разделяется на три вида - лепка, т. е. собст­венно пластика, в мягком материале (глина, воск), ваяние - обработ­ка твердых материалов (дерево, камень, слоновая кость), отливка и чеканка в металле.

Обычно процесс работы скульптора начинается с рисунка, набро­ска, затем он переходит к созданию модели в мягком материале (глина, пластилин, воск).

Мягкие мате­риалы считаются временными, при работе с ними обычно предпо­лагается дальнейшая отливка в более долговечные - чугун, бронзу. В наше время расширилось количество материалов, пригодных для скульптуры: возникли произведения из стали, бетона, пласт­массы.

Широко известны слова Микеланджело о том, что работая он просто удаляет из камня все лишнее. «Всякая статуя должна быть задумана, чтобы ее можно было скатить с горы и ни один кусочек не отломился».

Глина - один из основных скульптурных материалов. Это оса­дочная порода, основу которой составляет каолин. Важнейшее каче­ство глины - пластичность, а также способность длительное время сохранять обеспечивающую пластичность насыщенность влагой. Обжиг придает глине не только механическую прочность, но и определенную завершенность, ощущаемую зрителем.

Этого качества лишен пластилин, обладающий как промежуточ­ный скульптурный материал рядом преимуществ по сравнению с гли­ной. Являясь продуктом смешения очищенной глины с воском, жиром и другими компонентами, он не высыхает, допускает тончайшую, не всегда доступную глине моделировку поверхности, но недостаточно пластичен для работы с крупной скульптурной формой, неудобен для длительного хранения и экспонирования. Пластилин используется обычно для лепки эскизов, исполнения миниатюрных и медальерных работ, впоследствии переводимых в другие скульптурные материалы.

Лепка в мягком материале осуществляется на специальном кар­касе, составляющем основу и остов будущего произведения. Он дол­жен соответствовать ему по своим размерам и форме. В переводе с французского языка carcasse - буквально означает - скелет, ос­тов. Его непосредственная задача - гарантировать конструктивную прочность изображения, не давать глине или пластилину оседать под собственной тяжестью, деформируя скульптурный объем.

Глина может быть и самостоятельным материалом, тогда она тре­бует обжига и называется терракотой.

Из Ис­пании техника цветной глазури (по-видимому, от острова Майорки возникло название «майолика») перешла в Италию.


В XVIII в. майолику сменяет открытый китайцами еще в VII в. фар­фор.

Гипс больше служит как вспомогательный материал для отливок с глины и воска, но и как отлив с живой модели он известен очень давно.

Из твердых материалов скульптуры древнейшим было дерево, из­вестное в Египте и архаической Греции, совсем забытое в эпоху зрелой античности в классической Греции и в Риме. Дерево можно легко окрашивать, чем широко пользовались как египетские мастера, так и западноевропейские в эпоху Средневековья и барокко.

Скульпторы итальянского Возрождения прибегали к дереву очень редко, его вытеснили мрамор и бронза.

Другой крепкий материал - слоновая кость, известная еще с ка­менного века. Слоновая кость используется чаще всего для мелкой скульптуры.

Камень - самый распространенный из твердых материалов, который может быть разных цветов и разной степени твердости. Наиболее твердый - обсидиан, черный или темно-зеленый базальт, красный или фиолетовый порфир, черный диорит. Все это - излюбленные материалы египтян, высекающих из них свои огромные, мрачные, застывшие в вечной статике статуи. Хрупкий и прозрачный алебастр, известный еще шумерам, употреблялся как для монумен­тальной скульптуры, так и для мелкой пластики.

Более мягкий (но и более ломкий) камень - известняк, широко при­менялся в скульптуре Древней Греции. Мрамор, собственно, - особая порода известняка, только наиболее твердая и разных, очень красивых цветов - от ярко-белого до черного, дающая сложнейшую игру светотени. Этим и объясняется его успех у скульпто­ров.

Из металлов , применяемых для отливки скульптуры, наиболее рас­пространена бронза, - смесь олова с медью, известная на Востоке еще в III тысячелетии до н. э. Новое время знает и отливку из чугуна, алюминия, формование из бетона и т. д. Приемы отливки, чеканки, ковки, естественно, отличны от приемов работы в камне. Прежде все­го бронза легче камня, ибо она полая внутри. Поэтому она дает возможность для более разнообразных решений: просветы, сложные по­вороты, большие ответвления от основной массы, - чего нельзя вы­полнить в камне. В бронзе более четкий, темный силуэт, большая игра светотени. Наконец, бронза менее мрамора поддается атмосферным влияниям, воздействию сырого воздуха, а патина (зеленоватый на­лет), возникающая от сырости, иногда даже придает ей благородный «оттенок времени».

Литье из бронзы было знакомо еще древним египтянам, от них пе­решло к грекам. Скульптор IV в. до н. э. (так называемой поздней классики) Лисипп работал в основном в бронзе и, как говорят источ­ники, оставил более 1500 статуй. Раннее Средневековье предпочита­ло бронзу в отличие от позднего, любившего дерево и особенно ка­мень. С эпохи Возрождения история литья из бронзы практически уже не прерывалась.

Холодная ковка металла (необязательно бронзы, это может быть и золото, и серебро) известна была и в древности - в Вавилоне и Египте, где металлическими пластинами с выкованными на них рельефами (они ковались изнутри) обкладывались большие статуи, основа которых была деревянной или глиняной.

Бетон или цементный раствор может быть использован не только как строительный материал, в том числе как отличный материал для реализации творческих идей – изготовления садово-парковых скульптур.

Что потребуется для изготовления?

Для того чтобы украсить свою придомовую территорию, сад или ландшафтный дизайн бетонными скульптурами не требуется специального образования, специального оборудования и специальных навыков. Потребуется – желание, пространственное мышление, умение работать с бетоном и чувство прекрасного. Возможно, потребуется умение работать со сварочным аппаратом.

В зависимости от принятой технологии скульптур потребуются следующие материалы и инструменты:

  • Емкость для замешивания раствора или бетономешалка;
  • Шанцевый инструмент: лопаты, шпатель, мастерок;
  • Стальная или алюминиевая проволока;
  • Плоскогубцы и кусачки;
  • Портландцемент М400 (белый или серый), песок, вода, пластификатор для бетона (к примеру, моющее средство Фейри или клей ПВА);
  • Полиэтиленовая пленка;
  • Пластиковая строительная сетка;
  • Краска и грунтовка для наружных работ «по бетону»;
  • Формы для заливки (вариант изготовления скульптур с помощью заливки в формы).

Варианты и технологии

Перед тем как начать замешивать материал следует определиться с видом технологии изготовления скульптуры. Это зависит от формы и размера изделия. Простые скульптуры такие как: грибы, колобки, фигуры в виде сфер или полусфер можно изготовить по технологии заливки в формы, сложные «реалистичные» скульптуры в виде животных, цветов, деревьев, птиц, шаржей на людей и прочие подобные изделия изготавливаются по более сложной – каркасной технологии. Фигурки относительно небольших размеров можно вылепить из бетона вручную по аналогии с пластилином.

Каркасная технология

Это одна из самых сложных технологий, которая предусматривает изготовление каркаса будущей скульптуры из стальной или алюминиевой проволоки. Здесь нет стандартных рецептов, кроме рекомендаций использования за основу любых подходящих ненужных вещей: коробок, древесины, тряпок и т.п.

Каркас можно изготовить из алюминиевой проволоки методом вязки, из стальной проволоки метолом сварки, либо комбинированным методом – сварки основы скульптуры и вязки ее отдельных элементов.

Если скульптура планируется как пустотелая (предпочтительный вариант), каркас очень аккуратно и тщательно обтягивается строительной сеткой. При изготовлении пустотелой фигуры не только экономятся дорогостоящие компоненты бетона, но и отсутствует необходимость заказа грузоподъемных устройств для ее перемещения и установки на постоянное место.

Нанесение раствора на каркас производится слоями, шпателем и мастерком. Каждый новый слой наносится после начала схватывания предыдущего слоя. После того как будет нанесен последний слой, и бетон схватится, но еще не высохнет, следует исправить дефекты скульптуры (наплывы, потеки, заусенцы и т.п.). Это можно сделать шпателем, ножом или крупной наждачной бумагой.

Технология заливки в готовые формы

Технология предусматривает покупку или изготовление специальных форм по аналогии со строительной опалубкой. Например, для заливки шляпки гриба можно использовать миску, тазик или половинку мяча выстланные полиэтиленовой пленкой, а для ножки – пластиковую бутылку, которая после схватывания бетона разрезается и удаляется.

При изготовлении формы следует обеспечить отсутствие больших щелей, через которые возможно вытекание раствора. Также в целях экономии бетона внутрь формы можно положить пластиковую бутылку, или заполнить пространство ненужными тряпками.

Технология приготовления бетонного раствора для заливки скульптуры

  • Песок просеивается и смешивается с цементом в соотношении 3:1. Выбирая между белым и серым портландцементом следует учитывать что краски нанесенные на белый цемент будут выглядеть ярче, насыщеннее и естественнее. При этом белый цемент стоит значительно дороже обычного «серого» связующего;
  • В полученную однородную смесь небольшими порциями добавляется чистая вода и пластификатор в пропорции 200 мл жидкости на мешок цемента массой 50 кг. Производится перемешивание до однородной массы. Контроль консистенции «густая сметана». В случае если бетон слишком густой – добавляют воду и опять перемешивают.

После получения консистенции густой сметаны, раствор готов к нанесению на каркас или оболочковую форму.