Сергий Радонежский: интересные факты. Задание по литературному чтению (4 класс): Доклад про Сергия Радонежского

  • Дата: 14.10.2019

Статья рассказывает о краткой биографии Сергия Радонежского - знаменитого русского монаха, причисленного православной церковью к лику святых.

Краткая биография Радонежского: молодые годы

Точная дата рождения Радонежского неизвестна. Официальная церковь считает, что он родился в 1341 г. неподалеку от Ростова. При крещении мальчик был наречен Варфоломеем. Родители Сергия принадлежали к боярскому сословию и были очень набожными людьми. С 10 лет будущего монаха отдали учиться грамоте, которая, однако, давалась мальчику с большим трудом.
Во всей биографии Радонежского много неясного и неопределенного. Реальные факты переплетены с вымышленными легендами и притчами, подчеркивающими божественный дар монаха. Одна из них объясняет внезапно возникший у мальчика дар к грамоте тем, что он повстречал странника, который в молитве попросил у Бога наделить Радонежского способностями.
Радонежский не оставил после себя никаких письменных источников, поэтому о его биографии известно в основном в житии, написанном его учеником. Житие было впоследствии переработано. По церковным обычаям оно наполнено библейскими мотивами и изобилует чудесами, сопутствующими жизненный путь старца. Тем не менее, критический анализ позволяет выделить исторические факты и определить основные этапы жизни Радонежского.
Семья Варфоломея была принудительно переселена Иваном Калитой в с. Радонеж, от которого и происходит известная фамилия святого. Как явствует из свидетельств, Варфоломей с детства ощущал свою богоизбранность и мечтал стать монахом. Осуществить свою мечту он смог в результате трагедии: родители Радонежского умерли, и он поселился в монастыре. Его не устраивала слишком вольная монашеская жизнь, он стремился к более строгому служению и почитанию Бога. После недолгой жизни в монастыре Радонежский основывает в глухом лесу собственную церковь Святой Троицы.
Через какое-то время он призывает к себе игумена Митрофана, который совершает обряд пострижения Варфоломея, получившего имя Сергия. Новость о новом молодом монахе, который в тяжелых условиях отдает всего себя в руки Господа быстро распространяется по соседним территориям. Религиозное самоотверженное служение было очень популярно, если можно так выразиться, в то время. К отшельнику стекается большое количество людей, умоляющих его взять их к себе. Поначалу монах ограничился двенадцатью сподвижниками по числу апостолов Христа. Однако постепенно стал принимать и других монахов. Это позволило Сергию в 1345 г. перестроить небольшую церковь в монастырь, прославившийся под названием Троице-Сергиевой лавры. Радонежский был поставлен игуменом и получил сан священника.

Краткая биография Радонежского: всенародное почитание

Вокруг монастыря стали возникать села, развиваться сельское хозяйство. Прежнее глухое место стало многолюдным развитым центром.
Заслугой Радонежского стало введение в своем монастыре "общежитийного" устава, согласно которому все монахи были абсолютно равны друг перед другом. В русских монастырях того времени человек, постригшийся в монахи, сохранял все свои мирские права и привилегии. Сергий отменил это правило. Его монастырь стал своеобразной демократической общиной, объединенной общим и обязательным физическим трудом, сочетавшимся со служением Богу. Благодаря деятельности Радонежского по всей Руси стали создаваться в необжитых местах монастыри нового типа, становящихся постепенно центрами духовной и хозяйственной жизни. Людям нравилась аскетичность и простота жизни монахов. Росло почитание Сергия Радонежского.
Слава Радонежского распространилась по всей Руси. Помимо огромных масс простого народа за благославлением к Сергию начинают обращаться знатные люди и князья. Монах не только принимал посетителей, но и ходил, пренебрегая опасностью, в различные земли с целью призывать князей к праведной жизни. Для Сергия идеалом были христианское милосердие, любовь и сострадание. Большая заслуга монаха состоит в том, что он призывал к прекращению междоусобиц на Руси и многое сделал для создания единого Русского государства.
По широко известной версии он благославил Дмитрия Донского перед знаменитой Куликовской битвой, что стало одной из причин великой победы над татаро-монголами. Он даже отправил своих монахов на битву, нарушив канонические правила. Радонежский учил, что даже человек, посвятивший себя Богу, должен взять в руки оружие, если его родине грозит гибель.
Сергий Радонежский прожил долгую жизнь и умер в 1392 г. Его останки почитаются как мощи святого и служат объектом религиозного поклонения. Насчет причисления Радонежского к лику святых также существуют разногласия. Его широкое почитание началось задолго до установления твердых правил канонизации. Независимо от официальной даты Сергий заслужил широкую народную любовь, которая затем была просто подтверждена православной церковью.

Сергий Радонежский поистине народный святой, близкий каждому православному человеку. В день памяти великого русского духовного лидера вспоминаем 7 его подвигов.

Победы над бесами и приручение зверей

Преподобный Сергий представляется многим блаженным старцем, святость которого чувствовали дикие звери, приходившие "прикоснуться" к ней. Однако на самом деле Сергий ушел в лес молодым человеком в возрасте около двадцати лет. Первое время своего отшельничества он постоянно боролся с бесовскими искушениями, побеждая их горячей молитвой. Бесы пытались прогнать его из леса, угрожая нападением диких зверей и мучительной смертью. Святой же оставался непреклонен, призывал Бога и таким образом спасся. Молился он и при появлении диких зверей, и потому они ни разу не напали на него. С медведем, так часто изображаемым рядом с Сергием, святой делил каждую свою трапезу, а иногда и уступал ее голодному животному. "Пусть никто не удивляется этому, зная воистину, что если Бог живет в человеке и Святой Дух почиет на нем, то все творение ему покоряется", - говорится в житии этого святого.

Благословение монахов на войну

Это событие - одно из самых известных и самых неожиданных в истории Свято-Троицевой Сергиевой лавры. Всем известно, что монахи и оружие, а тем более война - "две вещи несовместные", но, как и всякое слишком широкое правило, и это правило однажды опровергла жизнь. Двое иноков, причисленных позднее к лику святых, с оружием в руках пошли на Куликовскую битву по благословению преподобного Сергия. В единоборстве перед сражением один из них, Александр Пересвет, сразил татарского богатыря Челубея, и это определило победу русского войска. Пересвет погиб при этом сам. Второй монах, в постриге Андрей (Ослябя), по преданию, переоделся в доспехи князя Дмитрия, сраженного в битве, и так повел за собой войско.
Удивительно, что сам Сергий Радонежский "отправил" Пересвета и Ослябю на великую битву в подмогу князю Дмитрию, попросившему у святого только духовной помощи. Перед сражением он постриг монахов в великую схиму.

Настоящее причастие

Свидетельство о том, как причащался преподобный Сергий Радонежский, было сокрыто от людей до самого его успения. Хранил эту тайну Симон, ученик святого, которому было видение во время причастия Сергия Радонежского на литургии. Симон видел огонь, ходящий по святому престолу, озаряющий алтарь и окружающий со всех сторон Святую Трапезу. "Когда Преподобный хотел причаститься, то Божественный огонь свился, как некая пелена, и вошел в святой потир, и им Преподобный причастился. Видя все это, Симон исполнился ужаса и трепета и безмолвствовал, дивясь чуду..." Преподобный понял по лицу своего ученика, что тот сподобился чудесного видения, и Симон подтвердил это. Тогда Сергий Радонежский попросил его никому не говорить об увиденном, пока не заберет его Господь.

Воскресение мальчика

Житие святого Сергия рассказывает, что преподобный однажды своими молитвами воскресил человека. Это был мальчик, отец которого, набожный верующий, нес больного сына по морозу, чтобы святой Сергий исцелил его. Вера того человека была сильна, и он шел с мыслью: "Только бы мне донести сына живым к человеку Божию, а там ребенок обязательно выздоровеет". Но от сильного мороза и долгого пути больной ребенок совсем ослаб и умер в дороге. Добравшись до святого Сергия, безутешный отец говорил:"Горе мне! Ах, Божий человек! Я со своим несчастьем и слезами спешил добраться до тебя, веря и надеясь получить утешение, но вместо утешения приобрел лишь еще большую скорбь. Лучше бы мне было, если бы мой сын умер дома. Горе мне, горе! Что же сейчас делать? Что могло быть горше и страшнее этого?" Затем он вышел из кельи, чтобы приготовить гроб для своего ребенка.
Сергий Радонежский долго на коленях молился у умершего, и вдруг неожиданно дитя ожило и зашевелилось, душа его вернулась в тело. Вернувшемуся же отцу святой сказал, что дитя не умерло, а лишь изнемогло от мороза, а сейчас, в тепле, отогрелось. Это чудо стало известно со слов ученика святого.

Подвиг скромности

Преподобный Сергий Радонежский мог бы стать митрополитом, епископом, а отказывался стать даже игуменом своего монастыря. Он просил митрополита всея Руси Алексия назначить игумена в монастырь, и, услышав в ответ свое имя, не соглашался, говоря: "Я не достоин". Только когда митрополит напомнил святому о монашеском послушании, тот ответил: "Как Господу угодно, так пусть и будет. Благословен Господь вовеки!"
Тем не менее, когда Алексий умирал и предлагал Сергию стать своим преемником, тот отказался. Повторил свой отказ святой и после смерти митрополита, все с теми же словами: "Я не достоин".

Хлеба для Москвы

В осажденной Москве многие православные в один день увидели совершенно седого старца, ведущего за собой двенадцать повозок с хлебом. Никто не мог понять, как эта процессия пробралась через неприступную охрану и множество вражеских войск. "Скажи, отец, откуда вы?" - спрашивали старца, а тот всем с радостью отвечал: "Мы – воины из обители Пресвятой и Живоначальной Троицы". Этот старец, которого одни видели, а другие нет, вдохновил москвичей на дальнейшую борьбу и уверил в победе. А в обители чудотворца говорили, что появление в Москве старцев с хлебами было в тот день, когда Преподобный явился в монастыре пономарю Иринарху и сказал: "Я послал в Москву трех учеников своих, и прибытие их не останется незамеченным в царствующем граде".

Подброшенный царь

Великий князь всея Руси Иван Васильевич и Великая княгиня Софья имели троих дочерей, но не имели наследника. Христолюбивая Софья решила отправиться в паломничество - пешком в Троице-Сергиеву лавру из самой Москвы, чтобы помолиться о рождении сыновей. У села Клементьево, находящегося неподалеку от монастыря, ей встретился благолепный священноинок с младенцем на руках. Софья сразу же поняла по облику странника, что перед ней - преподобный Сергий. Далее житие повествует: "Он приблизился к Великой княгине – и вдруг бросил ей за пазуху младенца. И тотчас стал невидим". Софья дошла до святой обители и долго молилась там и целовала мощи преподобного. А по возвращении домой зачала во чреве дарованного Богом наследника царского престола, великого князя Василия, который родился в праздник Благовещения и был крещен в Троице-Сергиевой лавре.

Значение СЕРГИЙ РАДОНЕЖСКИЙ в Краткой биографической энциклопедии

СЕРГИЙ РАДОНЕЖСКИЙ

Сергий Радонежский (в миру Варфоломей) - святой, преподобный, величайший подвижник земли русской, преобразователь монашества в Северной Руси. Происходил из знатного рода; родители его, Кирилл и Мария, принадлежали к ростовским боярам и жили в своем поместье недалеко от Ростова, где и родился Сергий в 1314 году (по другим - в 1319 году). Сначала обучение его грамоте шло весьма неуспешно, но потом, благодаря терпению и труду, он успел ознакомиться со Священным писанием и пристрастился к церкви и иноческому житию. Около 1330 года родители Сергия, доведенные до нищеты, должны были покинуть Ростов и поселились в городе Радонеже (54 версты от Москвы). После их смерти Сергий отправился в Хотьково - Покровский монастырь, где иночествовал его старший брат, Стефан. Стремясь к "строжайшему монашеству", к пустынножитию, он оставался здесь недолго и, убедив Стефана, вместе с ним основал пустынь на берегу реки Кончуры, посреди глухого Радонежского бора, где и построил (около 1335 года) небольшую деревянную церковь во имя Святой Троицы, на месте которой стоит теперь соборный храм также во имя Святой Троицы. Вскоре Стефан покинул его; оставшись один, Сергий принял в 1337 году иночество. Года через два или три к нему стали стекаться иноки; образовалась обитель, и Сергий был ее вторым игуменом (первый - Митрофан) и пресвитером (с 1354 года), подававшим всем пример своим смирением и трудолюбием. Постепенно слава его росла: в обитель стали обращаться все, начиная от крестьян и кончая князьями; многие селились по соседству с ней, жертвовали ей свое имущество. Сначала терпевшая во всем необходимом крайнюю нужду, пустынь обратилась в богатый монастырь. Слава Сергия дошла даже до Царьграда: патриарх константинопольский Филофей прислал ему с особым посольством крест, параманд, схиму и грамоту, в которой восхвалял его за добродетельное житие и давал совет ввести в монастыре строгое общинножитие. По этому совету и с благословения митрополита Алексея, Сергий ввел в монастыре общинножительный устав, принятый потом во многих русских монастырях. Высоко уважавший радонежского игумена митрополит Алексей перед смертью уговаривал его быть ему преемником, но Сергий решительно отказался. По словам одного современника, Сергий "тихими и кроткими словами" мог действовать на самые загрубелые и ожесточенные сердца; очень часто примирял враждующих между собой князей, уговаривая их подчиняться великому князю московскому (например, ростовского князя - в 1356 году, нижегородского - в 1365 году, рязанского Олега и других), благодаря чему ко времени Куликовской битвы почти все русские князья признали главенство Дмитрия Иоанновича. Отправляясь на эту битву, последний, в сопровождении князей, бояр и воевод, поехал к Сергию, чтобы помолиться с ним и получил от него благословение. Благословляя его, Сергий предрек ему победу и спасение от смерти и отпустил в поход двух своих иноков, Пересвета и Ослябю (см.). Приблизившись к Дону, Димитрий Иоаннович колебался, переходить ли ему реку или нет, и только по получении от Сергия ободрительной грамоты, увещевавшей его как можно скорее напасть на татар, приступил к решительным действиям. После Куликовской битвы великий князь стал относиться еще с большим благоговением к радонежскому игумену и пригласил его в 1389 году скрепить духовное завещание, узаконивавшее новый порядок престолонаследия от отца к старшему сыну. В 1392 году, 25 сентября, Сергий скончался, а через 30 лет были обретены нетленными его мощи и одежды; в 1452 году он был причислен к лику святых. Кроме Троице-Сергиева монастыря, Сергий основал еще несколько обителей (Благовещенскую и другие), а его ученики учредили до 40 монастырей, преимущественно в Северной Руси. См. "Преподобный Сергий Радонежский. По поводу 500-летия со времени его блаженной кончины" ("Христианское Чтение", 1892, ¦ 9 - 10); "Жизнь и труды преподобного Сергия Радонежского" ("Странник", 1892, ¦ 9); А. Г-в "О значении преподобного Сергия Радонежского в истории русского монашества" ("Чтения в Обществе Любителей Духовного Просвещения", 1892, ¦ 9); Е. Голубинский "Преподобный Сергий Радонежский и созданная им лавра" (Сергиевский Посад, 1892); "Жизнь и чудеса преподобного Сергия Радонежского" (Москва, 1897, 5-е издание); В. Эйнгорн "О значении преподобного Сергия Радонежского и основанной им обители в русской истории" (Москва, 1899, 2-е издание). В. Р-в.

Краткая биографическая энциклопедия. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое СЕРГИЙ РАДОНЕЖСКИЙ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • СЕРГИЙ РАДОНЕЖСКИЙ
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Сергий Радонежский (1314 - 1392), игумен, преподобный. Память 5 июля, 25 …
  • СЕРГИЙ РАДОНЕЖСКИЙ
    преподобный (1321-1391 гг.) русский святой, подвижник, основатель монастырей и преобразователь русского монашества, выдающийся общественный деятель. Уроженец Ростова; после смерти родителей …
  • СЕРГИЙ РАДОНЕЖСКИЙ
    Радонежский (до принятия монашества - Варфоломей Кириллович) (около 1321, близ Ростова Великого, - 25.9.1391, Троице-Сергиев монастырь, ныне Загорск Московской области.), …
  • СЕРГИЙ РАДОНЕЖСКИЙ
    (в мире Варфоломей)- св., преподобный, величайший подвижник земли русской, преобразователь монашества в сев. Руси. Происходил из знатного рода; родители его, …
  • СЕРГИЙ РАДОНЕЖСКИЙ
    (в Мире Варфоломей) ? св., преподобный, величайший подвижник земли русской, преобразователь монашества в Сев. Руси. Происходил из знатного рода; родители …
  • СЕРГИЙ РАДОНЕЖСКИЙ
    (ок. 1321-91) основатель и игумен Троице-Сергиева монастыря. Инициатор введения общежитийного устава в русских монастырях. Активно поддерживал объединительную и национально-освободительную политику …
  • СЕРГИЙ РАДОНЕЖСКИЙ
    С`ергий …
  • СЕРГИЙ РАДОНЕЖСКИЙ в Орфографическом словаре:
    с`ергий …
  • СЕРГИЙ РАДОНЕЖСКИЙ
    (ок. 1321-91), основатель и игумен Троице-Сергиева монастыря. Инициатор введения общежитийного устава в русских монастырях. Активно поддерживал объединительную и национально-освободительную политику …
  • СЕРГИЙ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    Сергий Радонежский (в мире Варфоломей)- св., преподобный, величайшийподвижник земли русской, преобразователь монашества в сев. Руси.Происходил из знатного рода; родители его, …
  • СЕРГИЙ в Большом энциклопедическом словаре:
    (Страгородский Иван Николаевич) (1867-1944) патриарх Московский и всея Руси с 1943. С 1917 митрополит, с 1925 заместитель и с 1937 …
  • СЕРГИЙ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    (до пострижения в монахи в 1890 - Иван Николаевич Страгородский) , патриарх Московский и всея Руси. …
  • СЕРГИЙ ПЕЧОРСК. в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    препод. печорский XIII века; называется "послушливым". Мощи его в Антониевой пещере. Память 7 …
  • СЕРГИЙ ШЕЛОНИН в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    инок Соловецкого монастыря, замечательный начетчик и писатель XVII в. О жизни его до монашества ничего не известно; первое сведение о …
  • РАДОНЕЖСКИЙ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    Платон Анемподистович — певец-бас (1826—1873). Пел в Петербурге (1863) и Москве. В его репертуаре лучшими ролями были Сусанин ("Жизнь за …
  • СЕРГИЙ в Современном энциклопедическом словаре:
  • СЕРГИЙ в Энциклопедическом словарике:
    (Страгородский Иван Николаевич) (1867 - 1944), патриарх Московский и всея Руси с 1943. С 1917 митрополит, с 1925 заместитель и …
  • СЕРГИЙ
    С́ЕРГИЙ РАДОНЕЖСКИЙ (ок. 1321-91), церк. и гос. деятель, основатель и игумен Троице-Сергиева мон., в к-ром ввёл общежитийный устав. Стремился распространить …
  • СЕРГИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    С́ЕРГИЙ (в миру Ив. Ник. Страгородский) (1867-1944), патриарх Московский и всея Руси с 1943. С 1917 митрополит, с 1925 зам. …
  • СЕРГИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    С́ЕРГИЙ, патриарх Константинопольский в 610-638. Был близок к имп. Ираклию, в отсутствие к-рого управлял империей. С целью примирения с монофиситами …
  • РАДОНЕЖСКИЙ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    (Платон Анемподистович) ? певец-бас (1826?1873). Пел в Петербурге (1863) и Москве. В его репертуаре лучшими ролями были Сусанин ("Жизнь за …
  • СЕРГИЙ в словаре Синонимов русского языка.
  • РАДОНЕЖСКИЙ в Словаре русского языка Лопатина:
    р`адон`ежский (от Р`адон`еж); но: С`ергий …
  • РАДОНЕЖСКИЙ в Полном орфографическом словаре русского языка:
    радонежский (от Радонеж); но: Сергий …
  • РАДОНЕЖСКИЙ в Орфографическом словаре:
    р`адон`ежский (от р`адон`еж); но: с`ергий …
  • СЕРГИЙ в Современном толковом словаре, БСЭ:
    (Страгородский Иван Николаевич) (1867-1944) , патриарх Московский и всея Руси с 1943. С 1917 митрополит, с 1925 заместитель и с …
  • СЕРГИЙ I КОНСТАНТИНОПОЛЬСКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Сергий I (+ 638), патриарх Константинопольский. Происходил из монофизитской сирийской семьи, но, кажется, учителя …
  • СЕРГИЙ (ТИХОМИРОВ) в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Сергий (Тихомиров) (1871 - 1945), митрополит Токийский. В миру Тихомиров Георгий Алексеевич, родился …
  • СЕРГИЙ (СТРАГОРОДСКИЙ) в Православной энциклопедии Древо.
  • СЕРГИЙ (ОЗЕРОВ) в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Сергий (Озеров) (ок. 1867 - не ранее 1937), архимандрит. В миру Павел Озеров, родился …
  • СЕРГИЙ (ЛАРИН) в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Сергий (Ларин) (1908 - 1967), архиепископ Ярославский и Ростовский. В миру Ларин Сергей …
  • СЕРГИЙ (ГУСЬКОВ) в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Сергий (Гуськов) (1875 - 1930), иеромонах, преподобномученик (местночтимый святой Казанской епархии). Память 14 …
  • СЕРГИЙ (ВОСКРЕСЕНСКИЙ), МИТРОПОЛИТ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Сергий (Воскресенский) (1897 - 1944), митрополит Виленский и Литовский, экзарх Латвии и Эстонии …
  • НИКОН РАДОНЕЖСКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Никон Радонежский (+ 1426), игумен, преподобный. Ближайший ученик и преемник преподобного Сергея Радонежского …
  • НИКИТА РАДОНЕЖСКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". См. Никита Костромской ДРЕВО - открытая православная энциклопедия: http://drevo.pravbeseda.ru О проекте | Хронология | Календарь | …
  • МИХЕЙ РАДОНЕЖСКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Михей Радонежский (+ 1385), преподобный. Память 6 мая. Был одним из первых учеников …
  • ДИОНИСИЙ РАДОНЕЖСКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Дионисий Радонежский (ок. 1570 - 1633), преподобный. Память 12 мая, в Соборе Тверских …
  • СЕРГИЙ (В МИРУ СИМОН ПЕТРОВИЧ ЮРШЕВ)
    Сергий (в миру Симон Петрович Юршев) - выдающийся деятель на пользу единоверия, сын московского купца, ревностного раскольника. Оставшись сиротой, Юршев …
  • РАДОНЕЖСКИЙ ПЛАТОН АНЕМПОДИСТОВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
    Радонежский (Платон Анемподистович) - певец-бас (1826 - 1873). Пел в Петербурге (1763) и Москве. В его репертуаре лучшими ролями были …
  • АНТОНИЙ (В МИРУ АЛЕКСАНДР РАДОНЕЖСКИЙ) в Краткой биографической энциклопедии:
    Антоний (в миру Александр Радонежский, 1808 - 1872) - епископ оренбургский. Напечатал: "Иисус Христос на Голгофе, или Седмь слов на …
  • ИСИХАЗМ в Новейшем философском словаре:
    (греч. hesychia - спокойствие и тишина) - мистическая традиция богосозерцания в православной церкви, религиозная практика, представляющая собой совокупность интроспекции молитвенного …
  • ИСИХАЗМ в Словаре-указателе имен и понятий по древнерусскому искусству:
    (греч. безмолвничество) мистико-аскетическое течение в византийском и древнерусском монашестве; учение о пути единения с Богом через очищение человека и сосредоточение …
  • ТРОИЦЕ-СЕРГИЕВА ЛАВРА в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Свято-Троицкая Сергиева Лавра, ставропигиальный мужской монастырь. Адрес: Россия, 141300, Московская обл., г. Сергиев Посад …
  • СТЕФАН МАХРИЩСКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Стефан Махрищский (+ 1406), игумен, преподобный. Память 14 июля. Родом из Киева …
  • СОБОР ТВЕРСКИХ СВЯТЫХ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Собор Тверских Святых - празднование Русской Православной Церкви в честь святых Тверской земли. Празднуется в 1-ю …

В городе Загорске, неподалеку от Москвы, расположена Троице-Сергиева лавра, одна из наиболее почитаемых православных святынь. И по сей день из разных мест съезжаются в лавру богомольцы. Они идут, чтобы приложиться к мощам Сергия Радонежского. Много страниц церковных сочинений посвящено этому святому. Много восторженных слов написано о нем православными сочинителями. А кем же был в действительности Сергей Радонежский, за какие заслуги удостоился он быть причисленным к лику святых?

Обратимся вначале к церковным сочинениям, чтобы посмотреть, как рисуют Сергия православные авторы. Житие Сергия Радонежского мало отличается от жизнеописания других святых. Перечитывая его, мы узнаем знакомый почерк церковных агиографов, использовавших опыт предшествующей житийной литературы. Те же необыкновенные чудеса, те же фантастические деяния, которые мы встречаем в житиях других святых, те же попытки показать исключительность этого святого и, конечно, фанатичную приверженность православной вере.

Церковные историки рассказывают, что Сергий (мирское имя его Варфоломей) родился в Ростове в знатной семье. В различных источниках год рождения Сергия приводится по-разному. Указывается, что он родился в 1313, 1318 и 1322 гг.

В одном все церковные авторы сходятся, что это был необыкновенный ребенок, с грудного возраста показавший свою приверженность христианству. Да что там с грудного! Еще будучи во чреве матери, он «верещал» в то время, как она присутствовала на литургии, приводя тем самым в изумление богомольцев.

«Еще прежде рождения его (в 1313 г.), - повествуется в житии Сергея Радонежского, - промысел божий дал о нем знать, что это будет святая отрасль благочестивого корня. Раз Мария (мать Сергия.- А. Б.) стояла вместе с женами во время литургии в храме. Пред чтением евангелия вдруг вскрикнул младенец в чреве ее так громко, что слышен был голос и другими. В начале херувимской песни вновь раздался младенческий голос по церкви, и мать ужаснулась. Когда священник возгласил: «Святая святым», младенец закричал в третий раз, и мать, испуганная, начала плакать. Женщины захотели видеть младенца, и мать принуждена была сказать, что младенец кричал не на руках, но в чреве ея» .

Вот какие чудеса предшествовали рождению будущего святого. Ну, а когда он появился на свет, то и подавно стал проявлять себя как истинный христианин. Он, например, «в продолжение сорока дней от рождения до крещения.. заставлял свою мать соблюдать пост, ибо не хотел прикасаться к сосцам ее, если она в скоромные дни принимала мясную пищу». Этот факт приводится в житии Сергия Радонежского, составленном церковным автором XIV в. Епифанием и впоследствии подправленном другим церковным автором Пахомием. Достаточно вспомнить жизнеописание святого Николая Мирликийского, чтобы увидеть прямое заимствование оттуда: Николай Чудотворец, рассказывают благочестивые авторы, в младенческом возрасте тоже отказывался брать материнскую грудь в те дни, когда она строго не соблюдала пост. Между прочим, рассказ о подобном чуде можно найти и в житиях других русских святых, в частности в житии Макария Калязинского, составленном примерно в 1546-1547 г. Так с легкой руки составителя жития Николая Чудотворца «удивительное событие» начало кочевать по страницам жизнеописаний других святых.

И. И. Скворцов-Степанов, посвятивший ряд работ истории русской православной церкви, писал: «..русские жизнеописатели не могли сами измыслить, сочинить даже таких чисто выдуманных историй, а запросто списывали их с готовых образцов..» и далее: «Епифаний и Пахомий не останавливаются ни перед чем, чтобы прославить московского праведника... за счет и к некоторому ущербу для святителя Николая» .

Жизнь Сергия Радонежского, как повествуется в его житии, сложилась не совсем безмятежно. Отец его, находившийся на службе у ростовского князя, разорился. Видимо, это обстоятельство сыграло немалую роль в том, что в юношеском возрасте будущий святой разочаровался в земной жизни, стал искать утешения в религии. Он уходит от людей, от общества и четыре года ведет жизнь отшельника в лесной избушке, в тех местах, где впоследствии выросла Троице-Сергиева лавра. Далее Сергий попадает под покровительство митрополита Алексия, который его представляет великому князю. Сергий выполняет отдельные поручения князя и, как повествуют церковные историки, перед битвой на Куликовом поле отправляет двух иноков, Пересвета и Ослябу, «зело умеющих ратному подвигу и полки уставляти, еще же и силу имущих и удальство велие и смельство», в войско Дмитрия Донского.

Современные церковники, ссылаясь на этот рассказ жития Сергия Радонежского, подчеркивают патриотизм Сергия, который тот проявил в трудные для России годы татаро-монгольского нашествия, его «молитвенное» участие в победе над врагами. Автор же выпущенной в 20-х годах нынешнего столетия книги о Сергии Радонежском М. Горев отмечал, что «ничто так сильно не смущало в личности Сергия некоторых из монахов, как именно отправление им монахов на бой. Так, современные Пахомию (редактору жития, составленного Епифанием) власти Троицкого монастыря относились неодобрительно к поступку Сергия, пославшего своих монахов сражаться. Они считали, что в данном случае «преподобный» сильно погнулся перед великокняжеской властью. Любопытные следы этого недовольства мы можем наблюдать, например, в том, что Житие Епифания в редакции Пахомиевой, однако, умалчивает о Пересвете и Ослябе» .

Какими же подвигами прославил себя преподобный Сергий? Во время сражений с иноземными захватчиками он не брал в руки оружия. Его не видели на полях сражений. Когда же в 1382 г. татарский хан Тохтамыш, пошел на Москву, преподобный Сергий попросту сбежал от опасности («от Тохтамышева нахождения беже в Тверь»).

Самым крупным его «подвигом» церковники считают основание им Троицкого монастыря.

Объективно положительным моментом в деятельности Сергия Радонежского явилась поддержка им московского князя в его борьбе за первенство Москвы, за объединение русских земель в единое государство. Стремление к созданию единого общерусского государства было, несомненно, исторически прогрессивным. И деятельность Сергия Радонежского в поддержку престола московских князей носила прогрессивный характер. Православная же церковь считает его главной заслугой то, что он был крупнейшим организатором монастырского строительства на Руси. Это в конце концов основное для православных церковников.

Сергий Радонежский был крупным церковно-политическим деятелем своего времени, который сделал немало для укрепления власти великих московских князей. И эта политическая деятельность преподобного Сергия не осталась без внимания. Но прежде всего были отмечены его «подвиги» на религиозном поприще. Основанный им монастырь стал важнейшим церковным центром на Руси, опорой великокняжеской власти, а затем царского самодержавия. Вот почему царизм и русская православная церковь с трогательным единодушием в течение многих веков пропагандировали культ Сергия Радонежского. Вот почему церковь и по сей день поднимает имя Сергия Радонежского над именами других русских святых, отводя ему особое место в житиях святых.

Канонизация Сергия Радонежского состоялась 30 лет спустя после его кончины. Однако, как указывают церковные историки, местное почитание Сергия верующими началось еще до официальной канонизации, вскоре после его смерти. Любопытно, что и житие его начало составляться до канонизации. Эти, а также некоторые другие факты приводят некоторых исследователей к мысли, что «канонизация Сергия великокняжеским двором и митрополитом была решена еще при его жизни» .

Официально причисление Сергия Радонежского к лику святых состоялось в 1422 г. В этом году состоялось обретение «нетленных мощей» святого. И, конечно, жизнеописатели Сергия не могли обойтись без дежурного чуда. Церковные авторы рассказывают, что после смерти Сергия к его гробу часто приходил молиться некий благочестивый человек. Однажды этому человеку во сне явился его усопший покровитель и приказал: «возвести игумену обители сея, вскую мя остависте толико время во гробе землею покровенне, воде утесняющи тело мое» .

С легкой руки монахов слухи о чудесном видении поползли во все стороны. В короткий срок было подготовлено торжественное открытие «нетленных останков» преподобного Сергия. В присутствии представителей высшей знати, священных лиц гробницу вскрыли и...

«И тако священный собор, открывше чудотворый гроб, вкупе благоухания и аромат духовных исполнишася и видеща чудное зрение и умиления достойно, яко не токмо честное святого тело и светло соблюдеся, но и одежда его. в ней же погребен бысть, цела бяша всяко, и тлению никакоже сопричастна, и вода от обою страну ковчега (гроба) стояше видима, телеса же святого и риз его никакоже прикасаема» .

Итак, церковь стала утверждать, что мощи Сергия оказались нетленными. А это в ту пору являлось самым убедительным для верующих доказательством святости усопшего.

В течение почти пятисот лет церковники убеждали верующих, что в раке, установленной в Троице-Сергиевой лавре, покоятся нетленные мощи св. Сергия Радонежского. Со всех концов земли русской шли сюда паломники, чтобы приложиться к святыне, помолиться «небесному заступнику», шли, слепо веря своим духовным пастырям.

На протяжении многолетней истории культа св. Сергия его имя, а также основанная им Троице-Сергиева лавра несли верную службу русскому самодержавию. Как отмечает М. Горев, «в пантеоне русских богов московским царям необходимо было избрать для себя особого бога - покровителя; этот бог должен был удовлетворять следующим требованиям: во-первых, он должен был быть богом национальным, русским, во-вторых, по своему происхождению он должен был принадлежать отнюдь не к «низким» классам, а к близкому великокняжеской власти, по крайней мере боярскому сословию, и в третьих, наконец, при своей жизни он должен был быть усердным сподвижником великокняжеской власти в ее политике и, если угодно, даже в ее завоевательных планах. Таким богом покровителем коронованных русских самодержцев, естественно, был провозглашен именно Сергий как святой, вполне удовлетворяющий всем изложенным требованиям» .

Вот почему культ Сергия Радонежского всячески укрепляли не только православная церковь, но и правители земли русской, которые специально посещали Троицкий монастырь, чтобы поклониться мощам Сергия. К раке с мощами Сергия не раз приезжали Иван Грозный, царь Алексей Михайлович, царицы Анна Иоанновна, Елизавета Петровна. Церковная литература распространяла легенды о том, что покровительство Сергия играло большую роль в избавлении России от различных напастей, помогало выстоять в тяжелые годы испытаний во время нашествий иноземцев, одерживать победы над врагами.
Такие представления служители церкви настойчиво внушали и внушают своим пасомым. «Стоит вспомнить,- пишет современный церковный автор,- постоянную заботу преподобного Сергия об умиротворении междоусобиц среди русских князей, его благословение войску Дмитрия Донского на борьбу с захватчиками - татарами, раздиравшими тело русского государства, и его молитвенное участие в победе над врагами; стоит представить себе страшную картину осады Троице-Сергиевой лавры полчищами интервентов и беспримерно мужественную защиту обители иноками, и в нашем сознании всю жизнь будет стоять овеянная ореолом славы священная твердыня православия - лавра преподобного Сергия, которую вполне можно назвать мистическим символом непобедимости России» .

Однако подобные утверждения ни на чем не основаны. Церковники твердят об «особой роли» Сергия Радонежского в умиротворении междоусобиц среди русских князей. Но эта роль заключалась прежде всего в деятельности Сергия, направленной на усиление власти московских князей.

Сергий Радонежский принимал активное участие в борьбе за митрополичье место, надеясь стать преемником митрополита Алексея. Он был вовсе не таким смиренным «рабом божьим», стремившимся уйти «от мира», каким рисуют его церковные авторы. Однако добиться митрополичьего места, несмотря на все усилия, ему так и не удалось .

Духовенство пытается спекулировать на благословении Сергием Дмитрия Донского перед Куликовской битвой, утверждая, что это благословение сыграло чуть ли не решающую роль в победе над татарскими полчищами. На самом деле не благословениями церковников, а своим мужеством, храбростью, героизмом русские воины одерживали победы над врагами. И справедливости ради заметим, что они одерживали блестящие победы и обходясь без церковного благословения.

Что касается «молитвенного участия» Сергия во время нашествия татар, то мы уже говорили о бегстве его из лавры, когда ей стало угрожать войско хана Тохтамыша. Церковный автор рисует «страшную картину осады Троице-Сергиевой лавры». Это было двести с лишним лет спустя после смерти Сергия. Иноземные захватчики, пришедшие на русскую землю под знаменами ЛжеДмитрия второго, которого народ назвал Тушинским вором, пришли и к стенам Троицкого монастыря. Но здесь они встретили яростное сопротивление. Шестнадцать месяцев русские люди отбивались от врага. Это был действительно подвиг. Но при чем тут Сергий?

Православной церкви было выгодно заставить массы людей верить в помощь и покровительство Сергия. Внимая словам своих духовных пастырей, верующие шли в монастырь поклониться мощам святого, испросить у него помощи в житейских делах. А духовенству оставалось лишь собирать приношения.

Церковные авторы в своих писаниях, посвященных Сергию Радонежскому, как правило, изображают этого святого нестяжателем, подчеркивают его безразличие к мирским благам. Автор одной из статей, опубликованной в «Журнале Московской патриархии», кандидат богословия П. Харламов пишет: «Отличаясь полной нестяжательностью, преподобный Сергий постоянно занимался делами, связанными с благотворительностью, и не оставлял этих дел из предпочтения к каким-либо другим делам. Церковно-исторические памятники неизменно называют его милостивым, утешителем скорбных, заступником нищих и убогих» . Далее говорится, что Сергий «установил в монастыре общежительные правила и особое внимание всегда обращал на нестяжательность монастырской братии».

Эти утверждения далеки от истины. Факты говорят о том, что при нем и после него Троице-Сергиева лавра стала богатейшим монастырем на Руси. Помимо приношений лавра получала богатейшие дары от царей и их приближенных. К этому следует прибавить другие источники доходов. В 1592 г. Троицкий монастырь имел в своем распоряжении около ста деревень. В 1763 г. лавре принадлежало 106 500 крепостных душ. У монастыря были свои соляные варницы, рыбные промыслы, различные мастерские. Свою продукцию монастырь продавал, и деньги текли рекой в монастырскую казну. Любопытно, что один иностранец, посетивший Россию в XVI в., рассказывал, что «монастыри ведут самую обширную торговлю в России».

Когда в 1641 г. производилась опись казны Троицкого монастыря, там оказался 13 861 рубль - сумма очень крупная по тем временам. В житницах оказалось 19 044 четверти хлеба, в погребах 1675 осетров, 4040 калуг, 1865 «семог осенней ловли», 3326 «семог весенней ловли», 1935 «щук вялых», 1245 «лещей вялых» и прочие рыбные запасы. Кроме того, в монастыре хранилось 3358 пудов меда-сырца для приготовления медопитий, на конюшне стояли 43 ездовые лошади, а на скотном дворе 500 коров и т. п. По слухам, в середине XVII столетия у монастыря было зарыто в землю до 40 млн. рублей серебром.

Е. Голубинский сообщает, что Троицкий монастырь был крупнейшим кредитором русских государей. Монастырская казна давала крупные займы Борису Годунову, Василию Шуйскому. В старину в народе даже была сложена пословица: «У Сергиевой лавры сам царь в долгу». В канун революции 1917 г. доход лавры составил 1 369 076 руб. .

О Троицкой лавре можно писать много. Она, бесспорно, интересна для исследователя как памятник русской старины. Но совершенно неосновательно представлять этот монастырь чуть ли не символом героического прошлого русского народа. До сих пор, внимая проповедям церковников, православные богомольцы идут к мощам Сергия в надежде на его заступничество, на его покровительство. И невдомек им, что они становятся жертвами самого обычного церковного обмана.

Церковники утверждали, что мощи Сергия «нетленны». Обман этот был разоблачен полстолетия тому назад, когда состоялось вскрытие мощей Сергия Радонежского. Оно было произведено 11 апреля 1919 г. по требованию трудящихся.

При вскрытии присутствовали представители трудящихся и духовенства, в частности наместник Сергиевской лавры архимандрит Кронид, настоятель Вифанского монастыря иеромонах Порфирий, настоятель Гефсиманского монастыря иеродиакон Сергий Большаков, иеромонах Ионафан, благочинный лавры Иона, казначей лавры архимандрит Досифей, архимандрит Аполлос и др.

В протоколе вскрытия говорится, что в раке Сергия Радонежского никаких нетленных останков святого обнаружено не было. Груда костей, вата, изъеденные молью куски ткани - вот что хранилось в раке. Процесс вскрытия мощей Сергия Радонежского был зафиксирован на кинопленку, которая и по сей день хранится в архивах Госфильмофонда .

Можно было бы считать, что вскрытием «нетленных» мощей Сергия Радонежского закончилась история культа этого святого. Однако прошло время, и церковь попыталась забыть беспокойный для нее 1919 год, связанный с неприятными для православного духовенства воспоминаниями. Церковники вновь стали призывать верующих поклоняться мощам Сергия, занявшим свое прежнее место в Троице-Сергиевой лавре. Но не в силах духовенства скрыть факты разоблачения церковного обмана, а также правду о подлинной истории культа Сергия Радонежского.

По древнему преданию, имение родителей Сергия Радонежского, бояр Ростовских , находилось в окрестностях Ростова Великого, по дороге в Ярославль. Родители, “бояре знатные”, по-видимому, жили просто, были люди тихие, спокойные, с крепким и серьезным складом жизни.

Св.прп. Кирилл и Мария. Роспись Вознесенского храма на Гродке (Павлов-Посад) Родители Сергия Радонежского

Хотя Кирилл не раз сопровождал в Орду князей Ростовских, как доверенное, близкое лицо, однако сам жил небогато. Ни о какой роскоши, распущенности позднейшего помещика и говорить нельзя. Скорей напротив, можно думать, что домашний быт ближе к крестьянскому: мальчиком Сергия (а тогда - Варфоломея) посылали за лошадьми в поле. Значит, он умел и спутать их, и обротать. И подведя к какому-нибудь пню, ухватив за челку, вспрыгнуть, с торжеством рысцою гнать домой. Быть может, он гонял их и в ночное. И, конечно, не был барчуком.

Родителей можно представить себе людьми почтенными и справедливыми, религиозными в высокой степени. Помогали бедным и охотно принимали странников.

3 мая у Марии родился сын. Священник дал ему имя Варфоломея, по дню празднования этого святого. Особенный оттенок, отличающий его, лежит на ребенке с самого раннего детства.

Семи лет Варфоломея отдали учиться грамоте, в церковную школу, вместе с братом Стефаном. Стефан учился хорошо. Варфоломею же наука не давалась. Как и позже Сергий, маленький Варфоломей очень упорен и старается, но нет успеха. Он огорчен. Учитель иногда его наказывает. Товарищи смеются и родители усовещивают. Варфоломей плачет одиноко, но вперед не двигается.

И вот, деревенская картинка, так близкая и так понятная через шестьсот лет! Забрели куда-то жеребята и пропали. Отец послал Варфоломея их разыскивать, наверно, мальчик уж не раз бродил так, по полям, в лесу, быть может, у прибрежья озера ростовского и кликал их, похлопывал бичом, волочил недоуздки. При всей любви Варфоломея к одиночеству, природе и при всей его мечтательности он, конечно, добросовестнейше исполнял всякое дело - этою чертой отмечена вся его жизнь.

Сергий Радонежский. Чудо

Теперь он - очень удрученный неудачами - нашел не то, чего искал. Под дубом встретил “старца черноризца, саном пресвитера”. Очевидно, старец его понял.

Что тебе надо, мальчик?

Варфоломей сквозь слезы рассказал об огорчениях своих и просил молиться, чтобы Бог помог ему одолеть грамоту.

И под тем же дубом стал старец на молитву. Рядом с ним Варфоломей - через плечо недоуздки. Окончив, незнакомец вынул из-за пазухи ковчежец, взял частицу просфоры, благословил ею Варфоломея и велел съесть.

Это дается тебе в знак благодати и для разумения Священного Писания. Отныне овладеешь грамотою лучше братьев и товарищей.

О чем они беседовали дальше, мы не знаем. Но Варфоломей пригласил старца домой. Родители приняли его хорошо, как и обычно странников. Старец позвал мальчика в моленную и велел читать псалмы. Ребенок отговаривался неумением. Но посетитель сам дал книгу, повторивши приказание.

А гостя накормили, за обедом рассказали и о знамениях над сыном. Старец снова подтвердил, что теперь Варфоломей хорошо станет понимать Св. Писание и одолеет чтение.

[После смерти родителей Варфоломей сам отправился в Хотьково-Покровский монастырь, где уже иночествовал его овдовевший брат Стефан. Стремясь к «строжайшему монашеству», к пустынножитию, он оставался здесь недолго и, убедив Стефана, вместе с ним основал пустынь на берегу реки Кончуры, на холме Маковец посреди глухого Радонежского бора, где и построил (около 1335 года) небольшую деревянную церковь во имя Святой Троицы, на месте которой стоит теперь соборный храм также во имя Святой Троицы.

Не выдержав слишком сурового и аскетичного образа жизни, Стефан вскоре уехал в московский Богоявленский монастырь, где позднее стал игуменом. Варфоломей, оставшись в полном одиночестве, призвал некоего игумена Митрофана и принял от него постриг под именем Сергия, так как в тот день праздновалась память мучеников: Сергия и Вакха. Ему было 23 года.]

Совершив обряд пострижения, Митрофан приобщил Сергия Радонежского св. Тайн. Сергий же семь дней не выходя провел в “церквице” своей, молился, ничего не “вкушал”, кроме просфоры, которую давал Митрофан. А когда пришло время Митрофану уходить, просил его благословения на жизнь пустынную.

Игумен поддержал его и успокоил, сколько мог. И молодой монах один остался среди сумрачных своих лесов.

Возникали пред ним образы зверей и мерзких гадов. Бросались на него со свистом, скрежетом зубов. Однажды ночью, по рассказу преподобного, когда в “церквице” своей он “пел утреню”, чрез стену вдруг вошел сам сатана, с ним целый “полк бесовский”. Они гнали его прочь, грозили, наступали. Он молился. (“Да воскреснет Бог, и да расточатся врази Его…”) Бесы исчезли.

Выдержит ли в грозном лесу, в убогой келий? Страшны, наверно, были осени и зимние метели на его Маковице! Ведь Стефан не выдержал же. Но не таков Сергий. Он упорен, терпелив, и он “боголюбив”.

Так прожил он, в полном одиночестве, некоторое время.

Сергий Радонежский. Ручной медведь

Сергий увидел раз у келий огромного медведя, слабого от голода. И пожалел. Принес из келии краюшку хлеба, подал - с детских ведь лет был, как родители, “странноприимен”. Мохнатый странник мирно съел. Потом стал навещать его. Сергий подавал всегда. И медведь сделался ручным.

Юность Преподобного Сергия (Сергий Радонежский). Нестеров М.В.

Но сколь ни одинок был преподобный в это время, слухи о его пустынничестве шли. И вот стали являться люди, прося взять к себе, спасаться вместе. Сергий отговаривал. Указывал на трудность жизни, на лишения, с ней связанные. Жив еще был для него пример Стефана. Все-таки - уступил. И принял нескольких…

Построили двенадцать келий. Обнесли тыном для защиты от зверей. Келии стояли под огромными соснами, елями. Торчали пни только что срубленных деревьев. Между ними разводила братия свой скромный огород. Жили тихо и сурово.

Сергий Радонежский подавал во всем пример. Сам рубил келии, таскал бревна, носил воду в двух водоносах в гору, молол ручными жерновами, пек хлебы, варил пищу, кроил и шил одежду. И наверно, плотничал теперь уже отлично. Летом и зимой ходил в той же одежде, ни мороз его не брал, ни зной. Телесно, несмотря на скудную пищу, был очень крепок, “имел силу противу двух человек”.

Был первым и на службах.

Труды преподобного Сергия (Сергий Радонежский). Нестеров М.В.

Так шли годы. Община жила неоспоримо под началом Сергия. Монастырь рос, сложнел и должен был оформиться. Братия желала, чтобы Сергий стал игуменом. А он отказывался.

Желание игуменства,- говорил,- есть начало и корень властолюбия.

Но братия настаивала. Несколько раз “приступали” к нему старцы, уговаривали, убеждали. Сергий сам ведь основал пустынь, сам построил церковь; кому же и быть игуменом, совершать литургию.

Настояния переходили чуть не в угрозы: братия заявляла, что, если не будет игумена, все разойдутся. Тогда Сергий, проводя обычное свое чувство меры, уступил, но тоже относительно.

Желаю,- сказал, - лучше учиться, нежели учить; лучше повиноваться, нежели начальствовать; но боюсь суда Божия; не знаю, что угодно Богу; святая воля Господа да будет!

И он решил не прекословить - перенести дело на усмотрение церковной власти.

Отче, привезли много хлебов, благослови принять. Вот, по твоим святым молитвам, они у ворот.

Сергий благословил, и в монастырские ворота въехало несколько повозок, нагруженных испеченным хлебом, рыбою и разной снедью. Сергий порадовался, сказал:

Ну вот, вы алчущие, накормите кормильцев наших, позовите их разделить с нами общую трапезу.

Приказал ударить в било, всем идти в церковь, отслужить благодарственный молебен. И лишь после молебна благословил сесть за трапезу. Хлебы оказались теплы, мягки, точно только что из печки.

Троице-Сергиева лавра (Сергий Радонежский). Лисснер Э.

Монастырь не нуждался уже теперь, как прежде. А Сергий был все так же прост - беден, нищ и равнодушен к благам, как остался и до самой смерти. Ни власть, ни разные “отличия” его вообще не занимали. Негромкий голос, тихие движения, лицо покойное, святого плотника великорусского. В нем наши ржи и васильки, березы и зеркальность вод, ласточки и кресты и не сравнимое ни с чем благоухание России. Все - возведенное к предельной легкости, чистоте.

Многие приходили издали, чтобы только взглянуть на преподобного. Это время, когда “старичка” слышно на всю Россию, когда сближается он с митр. Алексием, улаживает распри, совершает грандиозную миссию по распространению монастырей.

Преподобный хотел более строгого порядка, приближавшего к первохристианской общине. Все равны и все бедны одинаково. Ни у кого ничего нет. Монастырь живет общиною.

Деятельность Сергия нововведение расширяло и усложняло. Нужно было строить новые здания - трапезную, хлебопекарню, кладовые, амбары, вести хозяйство и т. п. Прежде руководство его было только духовным - иноки шли к нему как духовнику, на исповедь, за поддержкой и наставлением.

Все способные к труду должны были трудиться. Частная собственность строго воспрещена.

Чтобы управлять усложнившейся общиной, Сергий избрал себе помощников и распределил между ними обязанности. Первым лицом после игумена считался келарь. Эта должность впервые учреждена в русских монастырях пр. Феодосием Печерским. Келарь заведовал казной, благочинием и хозяйством - не только внутри монастыря. Когда появились вотчины, он ведал и их жизнью. Правил и судебные дела.

Уже при Сергии, по-видимому, было собственное хлебопашество - вокруг монастыря являются пахотные поля, частью обрабатываются они монахами, частью наемными крестьянами, частью - желающими поработать на монастырь. Так что у келаря забот немало.

Одним из первых келарей Лавры был преп. Никон, позже игумен.

В духовники назначали опытнейшего в духовной жизни. Он - исповедник братии. , основатель монастыря под Звенигородом, был из первых духовников. Позже эту должность получил Епифаний, биограф Сергия.

За порядком в церкви наблюдал экклезиарх. Меньшие должности: параэкклезиарх - содержал в чистоте церковь, канонарх - вел “клиросное послушание” и хранил Богослужебные книги.

Так жили и трудились в монастыре Сергия, теперь уже прославленном, с проложенными к нему дорогами, где можно было и остановиться, и пробыть некоторое время - простым ли людям, или князю.

Два митрополита, оба замечательные, наполняют век: Петр и Алексий. Игумен ратский Петр, волынец родом, первый митрополит русский, основавшийся на севере - сначала во Владимире, потом в Москве. Петр первый благословил Москву. За нее, в сущности, положил всю жизнь. Это он ездит в Орду, добывает от Узбека охранительную грамоту для духовенства, непрерывно помогает Князю.

Митрополит Алексий - из сановного, старинного боярства города Чернигова. Отцы его и деды разделяли с князем труд по управлению и обороне государства. На иконах их изображают рядом: Петр, Алексий, в белых клобуках, потемневшие от времени лица, узкие и длинные, седые бороды… Два неустанных созидателя и труженика, два “заступника” и “покровителя” Москвы.

Пр. Сергий при Петре был еще мальчиком, с Алексием он прожил много лет в согласии и дружбе. Но св. Сергий был пустынник и “молитвенник”, любитель леса, тишины – его жизненный путь иной. Ему ли, с детства – отошедшему от злобы мира сего, жить при дворе, в Москве, властвовать, иногда вести интриги, назначать, смещать, грозить! Митрополит Алексий часто приезжает в его Лавру - может быть, и отдохнуть с тихим человеком - от борьбы, волнений и политики.

Преподобный Сергий вышел в жизнь, когда татарщина уже надламывалась. Времена Батыя, разорения Владимира, Киева, битва при Сити - все далеко. Идут два процесса, разлагается Орда, крепнет молодое русское государство. Орда дробится, Русь объединяется. В Орде несколько соперников, борющихся за власть. Они друг друга режут, отлагаются, уходят, ослабляя силу целого. В России, наоборот,- восхождение.

В Орде между тем выдвинулся Мамай, стал ханом. Собрал всю волжскую Орду, нанял хивинцев, ясов и буртасов, сговорился с генуэзцами, литовским князем Ягелло - летом заложил свой стан в устье реки Воронежа. Поджидал Ягелло.

Время для Димитрия опасное.

До сих пор Сергий был тихим отшельником, плотником, скромным игуменом и воспитателем, святым. Теперь стоял пред трудным делом: благословения на кровь. Благословил бы на войну, даже национальную, Христос?

Преподобный Сергий Радонежский благословляет Д. Донского. Кившенко А.Д.

Русь собралась

18 августа Димитрий с князем Серпуховским Владимиром, князьями других областей и воеводами приехал в Лавру. Вероятно, это было и торжественно, и глубоко серьезно: Русь вправду собралась. Москва, Владимир, Суздаль, Серпухов, Ростов, Нижний Новгород, Белозерск, Муром, Псков с Андреем Ольгердовичем - впервые двинуты такие силы. Тронулись не зря. Все это понимали.

Начался молебен. Во время службы прибывали вестники - война и в Лавру шла,- докладывали о движении врага, предупреждали торопиться. Сергий упросил Димитрия остаться к трапезе. Здесь он сказал ему:

Еще не пришло время тебе самому носить венец победы с вечным сном; но многим, без числа, сотрудникам твоим плетутся венки мученические.

После трапезы преподобный благословил князя и всю свиту, окропил св. водой.

Иди, не бойся. Бог тебе поможет.

И, наклонившись, на ухо ему шепнул: “Ты победишь”.

Есть величавое, с трагическим оттенком - в том, что помощниками князю Сергий дал двух монахов-схимников: Пересвета и Ослябю. Воинами были они в миру и на татар пошли без шлемов, панцирей - в образе схимы, с белыми крестами на монашеской одежде. Очевидно, это придавало войску Димитрия священно-крестоносный облик.

20-го Димитрий был уже в Коломне. 26-27-го русские перешли Оку, рязанскою землею наступали к Дону. 6-го сентября его достигли. И заколебались. Ждать ли татар, переправляться ли?

Старшие, опытные воеводы предлагали: здесь повременить. Мамай силен, с ним и Литва, и князь Олег Рязанский. Димитрий, вопреки советам, перешел через Дон. Назад путь был отрезан, значит, все вперед, победа или смерть.

Сергий в эти дни тоже был в подъеме высочайшем. И вовремя послал вдогонку князю грамоту: “Иди, господин, иди вперед, Бог и Св. Троица помогут!”

По преданию, на зов татарского богатыря выскакал Пересвет, давно готовый к смерти, и, схватившись с Челубеем, поразив его, сам пал. Началась общая битва, на гигантском по тем временам фронте в десять верст. Сергий правильно сказал: “Многим плетутся венки мученические”. Их было сплетено немало.

Преподобный же в эти часы молился с братией у себя в церкви. Он говорил о ходе боя. Называл павших и читал заупокойные молитвы. А в конце сказал: “Мы победили”.

Преподобный Сергий Радонежский. Кончина

Сергий Радонежский пришел на свою Маковицу скромным и безвестным юношей Варфоломеем, а ушел прославленнейшим старцем. До преподобного на Маковице был лес, вблизи - источник, да медведи жили в дебрях по соседству. А когда он умер, место резко выделялось из лесов и из России. На Маковице стоял монастырь - Троице-Сергиева лавра, одна из четырех лавр нашей родины. Вокруг расчистились леса, поля явились, ржи, овсы, деревни. Еще при Сергии глухой пригорок в лесах Радонежа стал светло-притягательным для тысяч. Сергий Радонежский основал не только свой монастырь и не из него одного действовал. Бесчисленны обители, возникшие по его благословению, основанные его учениками - и проникнутые духом его.

Итак, юноша Варфоломей, удалившись в леса на “Маковицу”, оказался создателем монастыря, затем монастырей, затем вообще монашества в огромнейшей стране.

Не оставив по себе писаний, Сергий будто бы ничему не учит. Но он учит именно всем обликом своим: одним он утешение и освежение, другим - немой укор. Безмолвно Сергий учит самому простому: правде, прямоте, мужественности, труду, благоговению и вере.