Армянское происхождение. Культура и традиции армянского народа

  • Дата: 20.09.2019

Откуда произошли армяне? И кто такие зоки? - Есть мнение О происхождении армян имеются различные версии, но первое, и к тому же до сих пор не потерявшее своего значения, самое достоверное упоминание об этом принадлежит «отцу истории» Геродоту. Этот древнегреческий историк, живший в V веке до н.э., писал, что предполагаемые предки армян - фриги (фригийцы) переселились в Малую Азию из Европы, с территории по соседству с Македонией. Bизантийский писатель Стефан (конец V века - начало VI века) приводит сообщение жившего до него 1000 лет назад греческого автора Книдли Эвдокса, которое следующим образом звучит в переводе видного востоковеда И.М.Дьяконова: «Ар­мяне – родом из Фригии и по языку очень похожи на фригийцев». Другой византийский автор - Евстафий (XII век), ссылаясь на сообщение жившего за десять веков до него греческого автора Дионисия Периэгета, также отмечает сходство армянского и фригийского языков. Современные исследователи, основываясь на эти сведения, приведенные древнегреческими авторами, также предполагают, что предки армян – племена фригов, покинули общим потоком свою родину на Балканском полуострове, переселились в конце II тысячелетия до н.э. в Малую Азию, на территорию современной Турции. Любопытно, что хотя это переселение и произошло в хронологическом отношении в период упадка самого могущественного государства на территории Анатолии - Хеттского царства, в хеттских текстах нет никаких сведений ни о фригийцах, ни об армянах. Вместе с тем известно, что фриги в VIII веке до н.э. создали в долине Сангария (современная Сакарья) царство с центром в Гордионе и стремились влиять на политические процессы в регионе. О событиях последующего периода (VIII-VII веков до н.э) наиболее полные сведения дают ассирийские и урартские тексты, где также нет никаких сведений об армянах. Много интересного о фальсификации фактов, связанных с происхождением армян, рассказал в беседе с корр. 1news.az известный азербайджанский историк Ильгар Нифталиев. По его словам, все написанное про предков армян относительно периода с середины XII века до н.э. (то есть со времени предполагаемого переселения «протоармян» с Балканского полуострова в Малую Азию) и до падения армянского царства в конце IV века построено в основном на предположениях и допущениях греческих и римских авторов, а также умозаключениях армянских хронистов, которые не подтверждаются ни результатами археологических раскопок, ни сведениями ассирийских летописей, ни филологическим анализом названий мест и имен личностей. Кстати, фригийский и армянский языки, хотя и относятся к индоевропейской языковой семье,но имеют между собой достаточно много различий. Причем различия не ограничиваются лишь лексикологическим материалом и некоторыми грамматическими показателями. По этому поводу в свое время известный русский историк- востоковед И.M.Дьяконов писал: «…близость армянского языка с фригий­ским не очень велика, чтобы можно бы­­ло вывес­ти армянский из фригийского». Не случайно во фригийских текстах, содержание которых удалось определить, не приводится ни один факт касательно армян. Как появился Тигранакерт Известно, что армяне со свойственной им изворотливостью прибегают к различным уловкам в попытках обосновать свои территориальные претензии на Карабах. И одним из примеров тому является фальсификация фактов, связанных якобы с выявлением на территории оккупированной части Агдамского района Азербайджанской Республики развалин столицы мифической «Великой Армении» города Тигранакерта. По мнению азербайджанского ученого Ильгара Нифталиева, эта псевдоидея с самого начала была подброшена армянами с политической целью. «Мировая научная общественность давно уже привыкла к подобным «шокирующим находкам» армянских псевдоученых. Еще в 60-80-х гг. ХХ века в Карабахе азербайджанскими учеными-археологами были проведены широкие исследовательские работы. В Агдаме ученые исследовали находящееся на окраине современного города и относящееся к первой половине II тысячелетия д.н.э. (период средней бронзы) поселение Узерликтепе, обнесенное крепостными стенами. Азербайджанскими археологами были изучены на территории селений Агдама - Шыхбабалы и Паправенда - поселения, обнесенные крепостными стенами и относящиеся к XII-IX векам до н.э. Эти памятники свидетельствуют о формировании ранней городской культуры в Азербайджане, особенно в его Карабахской области. Что же касается временной и пространственной локализации Тигранакерта, то из источников следует, что идеи армянских псевдоученых просто не выдерживают критики. К примеру, современник царя Тиграна, правившего в I веке до н.э., греческий географ Страбон писал в своей «Географии», что « … Тигран близ Иберии, между этим местом и Зевгмой над Евфратом построил город. Он переселил сюда население 12 разграбленных им греческих городов и назвал город Тигранакерт. Однако воевавший с Митридатом VI (понтийский царь) Лукулл (римский полководец, его поход на Тигранакерт датируется примерно 69 г. до н.э.) не только отпустил население в свои родные места, но и разрушил построенный до половины город, оставив на его месте только небольшое селение», - рассказал ученый. Армянский историк М.Нерсесян в книге «История армянского народа с древнейших времен до наших дней», изданной в 1980 году, отмечает, что Тигранакерт был построен на берегу одного из верхних притоков реки Тигр. Тигранакерт, который к тому же так и не был достроен, и находился не только за пределами Карабаха, но и Кавказа, на юго-западе озера Ван, на территории современной Турции. Данной версии придерживаются также авторы второго тома «История древнего мира», изданной в 1989 году под редакцией И.М.Дьяконова. Миф об Армянском нагорье Немало домыслов имеется о происхождении так называемого Армянского нагорья. И.М.Дьяконов отмечал в связи с этим: «Поскольку древнеармянский язык не родственен языкам автохтонов Армянского нагорья… ясно, что он занесен сюда извне…. протоармяне в эту область пришли в VII – VI веках до н.э… («Армянское нагорье» – вымышленный армянскими авторами термин - A.M.) По мнению И. Нифталиева, у древнегреческих и римских историков, а также у древнеармянских хронистов нет понятия об «Армянском нагорье», так как оно появилось с легкой руки европейцев в конце XIX - начале XX вв. Позже армянские авторы политизировали данное понятие, по-своему интерпретировав его географические очертания и размеры. Если исходить из армянской версии, получившей отражение в Армянской советской энциклопедии, изданной в 70-е годы прошлого века, это нагорье охватывает часть территории СССР (вся территория Армянской ССР, южная часть Грузинской ССР и западная часть Азербайджанской ССР), Ирана и Турции, и располагается между Иранским и Малоазиатским плоскогорьями, Черным морем, Закавказской и Месопотамской равнинами. Там же отмечалось, что территория Армянского нагорья составляет 400 тыс. квадратных километров, и она целиком входила в состав территории «Великой Армении», где якобы с древних времен формировался армянский народ. Хотя на территории т.н. Армянского нагорья еще за 600 - 1000 лет до появления здесь предков современных армян, а также после их появления существовали различные государства и жили различные народы, почему-то название нагорья было обозначено как армянское. «А верно ли вообще связывать название горного рельефа с именем народа, который на протяжении более тысячелетий не играл сколь-нибудь решающей роли в политических процессах, имевших место на карте Ближнего и Среднего Востока, не был государствообразующим этносом на данной территории, долго жил в основном в границах мусульманских тюркских государств, и лишь в 1918 году, в силу благоприятного стечения обстоятельств, впервые создал свое национальное государство?», – задался вопросом ученый, отметив следующую немаловажную деталь. «Несмотря на то, что нагорье называется Армянским, в названии составляющих его горных вершин нет ни одного армянского топонима. Большинство их носят тюркские названия: Кабирдаг, Агдаг, Кероглыдаг, Зордаг, Сичанлыдаг, Карачумагдаг, Парченисдаг, Памбугдаг или Хачгедук и т.д. Эти горные вершины составляют с запада на восток Агрыдагский хребет - потухший вулкан, который в армянской исторической литературе получил название Арарат»,- указал Нифталиев, добавив, что в древних источниках этот горный рельеф называется горой Тавр. К слову, армянские историки до того увлеклись фантазией о древней Армении, что все еще путают основательно разнящиеся между собой этнические и географические понятия. «Известно, что одни страны названы по имени населяющих их народов (Турция, Германия, Франция, Англия), другие, в соответствии с географическим или административным названием, определяющим и имя насельников - по территории (Грузия, Италия, Азербайджан и т.д.). В древние времена в современной Анатолии, которую армяне считают колыбелью армянского народа, не имелось географических названий, которые объединяли жителей этих местностей независимо от их этнической принадлежности. Соответственно, здесь никогда не было общностей, называемых по названию этих географических понятий. То, что Армения является географическим понятием, известно давно. Естественно, что все насельники древней Армении, или Арминии назывались армянами, независимо от своей языковой и этнической принадлежности. Название географического пространства перешло к названию различного по этнолингвистическому составу населения. Это то же самое, что жители древней Кавказской Албании назывались албанами, хотя и состояли из объединения 26 племен, отличавшихся по своему языковому и этническому составу. Таким образом армяне – это собирательное название всех жителей Арминии и не выражающее названия какого-либо одного этноса», - продолжил историк. По его словам, между населением и территорией древней Армении (находившейся вне пределов Кавказа) и армянами и территорией современной Армении никакой преемственности не прослеживается - ни этнической, ни языковой, ни географической. По оценкам азербайджанского ученого, утверждение современных армянских исследователей, что в этих местах со времени первого упоминания в письменных источниках понятия «армянин» проживали предки нынешних армян - такой же миф, как утверждение о том, что армяне произошли от Ноя. «Термин, схожий с географическим названием «Aрмения», впервые встречается в надписи Дария I (522-486 гг. до н.э.) на Бехистунской скале (территория современного Ирана). В этой надписи среди стран, входящих в состав Ахеменидской империи, упоминается и «Армина». В Бехистунской надписи Aрмина упоминается в ряду стран, восставших против Ахеменидов после прихода к власти Дария I в 522 году до н.э. Но в надписи ничего не сообщается ни о восставшем в Армине народе, ни о руководителе восстания. Последующие сведения о территории расположения Aрмины мы встречаем в вышеупомянутом труде Геродота «История». Согласно сообщению греческого автора, Aрмения, или Армина располагалась к северо-западу от озера Ван, в районе истоков реки Евфрат. Геродот включал Армению в XIII округ (сатрапию) Ахеменидской империи. Причем греческий автор, упоминая названия некоторых племен, населявших XIII сатрапию, называет каспиев, пактиев. Следовательно, на территории, входившей, согласно Геродоту, в XIII сатрапию Ахеменидского государства, проживали различные этносы, и в Бехистунской надписи этот округ был назван Армина не по этническому признаку, а по древнему наименованию территории, что не имеет никакого отношения к современным армянам», - пояснил И.Нифталиев. Армяне-зоки-евреи? К слову, существующие версии о происхождении армян-зоков также весьма любопытны. К примеру, русский этнограф конца в XIX века В.Девицкий писал о том, что зоки жили в селении Акулис (Айлис) по соседству с Ордубадом (нынешняя Нахчыванская Автономная республика), в 7-8 деревнях, имели самостоятельный язык, большая часть слов которого в корне совершенно отличалась от армянского. Это давало основание утверждать, что зоки были остатками какого-либо самостоятельного этноса, которые приняв религию и богослужебный язык армян, постепенно арменизировались, хотя между собой продолжали говорить на своем языке. Развивая тему, азербайджанский историк дополнил ее еще одним интересным фактом. По его словам, существует также версия, что это были евреи, которые в силу исторических обстоятельств (потери государственности, переселения) оказались соседями армян и приняли христианство. Интересно, что армянские авторы отрицают эту версию, заверяя, что зоки - это те же армяне, название которых не выражает этнического содержания и произошло от особенностей местного диалекта. Таким образом, несмотря на тщетные старания армянских псевдоисториков, рьяно утверждающих, что армянский народ - автохтонный, реальные факты, отраженные в собраниях мировых ученых, говорят об обратном, что ставит под большое сомнение раздутый миф о древнейшем происхождении армян. Матанат Насибова

То, что армяне не древний кавказский народ известно всем западным и российским историкам, правительствам и спецслужбам. Больше всего об этом знают в России и Ватикане. Однако именно Запад и Россия придумали историю "кавказских армян", дабы потом использовать последних для борьбы против мусульман Кавказа и всего Востока. Благодаря Российской империи, а именно Петру Романову и его потомкам, армяне появились на Кавказе, в частности в Азербайджане.

Появление армян на Кавказе - дело рук царской России. Однако идея переселения армян ближневосточных армян в Закавказье возникла не на пустом месте. Главную роль здесь сыграла армяно-григорианская церковь и ее служители.

Связи армяно-григорианской церкви с Российской империей и европейскими государствами были налажены еще в XVII веке. Армяне старались убедить европейцев в том, что мусульмане "угнетают армянский народ, связанный с Европой одной верой".

В 1699 году Армянская церковь поручила армянину Исраилу Ори вести переговоры с европейскими государствами и Россией. Его помощником церковь назначила монаха Минаса Вардапета. Прибыв в Европу, эти авантюристы встретились с императором Австрии и королем Флоренции, известив последних о планах создания армянского государства.

Однако старания армян получить помощь европейцев не дали никаких результатов, и Исраил Ори со своим помощником направились в Россию. Встретившись в 1701 году с русским царем Петром Романовым Исраил Ори ознакомил его с пресловутым армянским планом по созданию единого христианского фронта против Османской Турции. Эта идея явно понравилась Петру, который присвоил Ори чин полковника карабинеров и направил его в Европу для набора специалистов-оружейников. В 1711 году Исраил Ори умер в Астрахани.

Фантазии Ори по созданию армянского государства продолжил Минас Вардапет, ставший к тому времени архимандритом. В 1716 году этот авантюрист отправился во владения Кызылбашей (Сефевидский Иран, Персия), чтобы передать российскому послу Волынскому письмо князя Шафирова. Содержание письма было таковым: "Соберите сведения об армянском народе в Персии, о его численности, силе тяготения к Его Величеству Царю. Сюда прибывает... знакомый Вам Минас Вардапет. Окажите возможную помощь ему не вызывая подозрения..."

В 1722 году Петр вступил в Персидский поход. Русские, продвигаясь вдоль побережья Каспия, захватили Дербент, Баку, Ленкорань и некоторые другие азербайджанские провинции Кызылбашской державы. Западное побережье Каспия оказалось в руках России. В октябре 1724 года Петр позволил переселение армян на захваченные Россией территории.

Именно с этого периода армяне массово поселяются на Кавказе. Согласно приказу Петра, армянам было дозволено селиться "при Баку, Дербенте и Сальяне" (русский историк Соловьев, XIX век). Император Петр не забыл дать указания и в отношении местного мусульманского населения: "Стараться всячески, чтобы армян призывать, если есть, и поселять, а мусульман зело тихим образом убавлять..."

Новый проект по созданию армянского государства на исконных азербайджанских землях составил некий Шамирян. По его плану, во главе новосозданного государства должен был стать армянский царь. У него должно было быть официальное представительство в Петербурге, а для защиты нового царства здесь должен был располагаться в течении 20 лет шеститысячный русский гарнизон.

Однако в 1735 году русские вынуждены были покинуть западные прикаспийские земли. Это, хоть и не надолго, не позволило армянам осуществить свои авантюристские планы.

Спустя 100 лет...

Ситуация изменилась с захватом Россией Эриванского ханства в 1827 году. Российские монархи вспомнили заветы своего предка относительно армян. В свою очередь, армянский католикос Нерсес Аштаракеци подготовил специальный проект переселения. Русский драматург и российский посол в при дворе Каджаров (тюркская династия, правившая Ираном в 1796-1925 годах) А.С.Грибоедов сделал все возможное для осуществления этого плана.

В письме, направленном в 1827 году русскому полковнику армянского происхождения Егизару Лазареву, Нерсес писал: "Теперь же я нижайше обратился к преданному защитнику нашего армянского народа А.С.Грибоедову с просьбой принять под могущественный флаг российского владычества попавших в плен христиан... Я также обратился с просьбой к его высокопревосходительству (речь идет о командующем русскими войсками на Кавказе И.Ф.Паскевиче - прим. Амира Эйваза) касательно всех армян из Персии и теперь нижайше прошу об этом ваше превосходительство: склоните Паскевича к тому, чтобы он в момент переговоров не позабыл включить в договор статью о свободном возвращении в Армению под покровительство великой Российской империи армян из городов и деревень Персии".

Грибоедов и Паскевич и в самом деле не позабыли о "бедных и угнетенных" армянах, решив поселить их на землях азербайджанских тюрков.

Так, в статье 15 Туркманчайского договора говорится: "Его Величество Шах... любезно ниспосылает всецелое и полное прощение всему населению и чиновникам области, именуемой Азербайджаном... Помимо этого, он предоставляет, начиная с этого дня, один год времени всем чиновникам и жителям для свободного переселения со своими семьями из этой области в Россию, для перевозки и продажи движимости и имущества без каких-либо препятствий со стороны местного начальства и без обложения какими-либо налогами и пошлинами..."

Грибоедов лично добился включения в эту статью пункта об отмене наказания и преследования тех персидских подданных, кто во время войны совершал предательства в пользу русских. Дело в том, что в большинстве своем это были армяне.

С соседней Турцией по итогам русско-турецкой войны 1828-1829 был подписан Адрианопольский мирный договор с похожими условиями, что позволило России переселить на Кавказ и турецких армян. Всего за несколько лет Россия переселила на Кавказ из турецких и персидских областей свыше 130 тыс. армян. И политика переселения существовала в России вплоть до ее падения, и заново возродилась в период СССР.

Русский ученый и исследователь Николай Шавров в 1911 году писал: "Из 1.300,000 проживающих ныне в Закавказье армян, более 1.000.000 душ не принадлежит к числу коренных жителей края и поселены нами". Однако и те 300 тыс. армян, которых Шавров считал "коренными жителями края", вряд ли могут считаться аборигенами. Они были переселены сюда чуть ранее - во времена Петра Первого.

То, что переселили армян - это ясно. Но Российская империя пошла дальше. Как мы помним, Петр лично приказал поселять армян там, где они пожелают, будь то даже земли мусульман, которых, в свою очередь, надо "весьма тихим образом убавлять". По сути то был приказ отдать земли мусульман армянам, не церемонясь с местными жителями.

Российская империя не просто переселила армян, она заново переписала всю историю региона.

Пожалуй самым важным, что сделала Российская империя для армян является ликвидация Албанской апостольской церкви. Тем самым русские развязали руки армянам – армяне присвоили себе то, что им не принадлежало, написали свою историю на не принадлежащем им фундаменте.

Отметим, что Албанская церковь – первая церковь на Кавказе, она основана апостолом Варфоломеем, останки которого до IX века покоились в Баку. Официально Албания Кавказская приняла христианство в 313 году. А армяно-григорианская церковь была основана позже, ведь как писал армянский католикос Авраам в своем письме к албанцам: "Престол Албанский, бывший раньше нашего, армянского..." (З.Буниятов. "О вынужденном диалоге Геворга Эмина").

Несмотря на распространение в Азербайджане мусульманства, католикосат в Средние века не был ликвидирован, албанское население, сохранившее христианскую веру, свободно посещало албанские церкви, которых было очень много по всему Азербайджану, особенно в Карабахе.

Эти христиане вплоть до XIX века продолжали называться албанцами и проживали в основном в Карабахе. Однако российский император Николай I в 1836 году ликвидировал Албанскую апостольскую церковь. Все ее имущество было передано Армянской церкви, несмотря на то, что она по рангу считалась ниже Албанской. К началу ХХ века карабахские албанцы ассимилировались с армянами, так возникла "армянская" община Карабаха...

В годы Российской империи мечта армян о собственном государстве (пусть даже в качестве российского протектората) так и оставалась мечтой. Но именно в этот период был создан прецедент для возникновения на исторических землях Азербайджана армянского государства.

Речь идет о переименовании русскими Эриванского и Нахичеванского ханств в так называемую "Армянскую область" сразу после их завоевания. Несмотря на то, что в последующие годы "Армянская область" была упразднена все той же русской колониальной администрацией, эти земли получили своего рода связь с топонимом "Армения" (хотя историческая Армения - это небольшая область в Малой Азии и к Кавказу никогда не имела никакого отношения).

На основе этого армяне после развала Российской империи потребовали создания собственной республики на территории той самой "Армянской области". В 1918 году в Тифлисе была провозглашена Армянская республика со столицей в Эривани. Армяне выдвинули претензии и на прочие земли Азербайджана и с советизацией региона при поддержке Сталина, Микояна и прочих тюркофобов, постепенно стали добиваться своих целей.

С 1920-х годов северо-восточное побережье Гокчи, Зангезур, часть Шарур-Даралаязского уезда были отторгнуты от Азербайджана и переданы советами Армянской ССР. В Карабахе же большевики создали для армян автономию, ибо отделить эту область от Азербайджанской ССР не представлялось возможным по экономическим соображениям: из-за тесной связи Карабаха с Баку.

В 1948-1952 годах согласно постановлению № 4083 Совета министров СССР от 23 декабря 1947 года тысячи азербайджанских тюрок были переселены из Зангезура и Гокчи в равнинные районы Азербайджанской ССР. Это было сделано с целью искоренить тюркское население региона.

Выселение азербайджанцев из Зангезура и Гокчи было не просто актом этнической чистки. На самом деле продолжалась переселенческая политика России (пусть уже Советской) по созданию и укреплению армянского марионеточного государства. Так на земли выселенных в 1948-1952 годах азербайджанцев были поселены армяне из Ливана, Ирана и Сирии.

В вышеназванном постановлении Совета министров СССР говорилось: "Разрешить Совету Министров Армянской ССР освобождаемые азербайджанским населением постройки и жилые дома использовать для расселения зарубежных армян".

Как видно, политика этнической чистки с последующим заселением региона лояльным населением проводилась в России на государственном уровне со времен Петра I вплоть до сталинской эпохи.

Уже в наши дни армяне, и без того проживающие на исконных землях Азербайджана, оккупировали в придачу нагорную часть Карабаха (Верхний Карабах) и семь прилегающих районов, где истребили тысячи мирных жителей. Свыше миллиона азербайджанских тюрков превратились в беженцев на своей же земле.

Памятник "Марага-150"
(1978 год)
Но то, что Карабах не армянская земля говорит и тот факт, что еще Брежнев сделал местным армянам подарок: установленный в Карабахе в 1978 году памятник в честь 150-летия переселения первых армян на эти земли. Кстати, с началом Карабахских событий этот памятник был переделан армянами – с него убрали слово Марага и дату – 150.

Как видно, армянство за последние 200 лет добилось от Европы и России создания своего государства на землях Азербайджана и признания армян коренным населением Кавказа.

Угнетенным осталось лишь местное тюркское население, а "многострадальный" армянский народ всего за два с небольшим столетия своего проживания на Кавказе положил конец жизням более миллиона мирных азербайджанцев (массовая резня в 1905-1906, 1918, 1920, 1992 годы), разрушил тюрко-мусульманскую культуру Эривани, Гокчи, Зангезура, Карабаха, сравняв с землей множество мечетей, ханские дворцы, кладбища, памятники...

Текст статьи 2006 года (публикуется с небольшими авторскими правками)

В мировой истории сменялись цивилизации, появлялись и бесследно исчезали целые народы, языки. Большинство современных наций и народностей сформировались уже по истечении первого тысячелетия нашей эры. Однако наряду с персами, евреями, греками до сих пор существует еще один древний самобытный народ, представители которого застали строительство египетских пирамид, рождение христианства и многие другие легендарные события глубокой древности. Армяне - какие они? В чем их отличие от соседних кавказских народов и каков их вклад в мировую историю и культуру?

Появление армян

Как и у всякого народа, происхождение которого уходит далеко в прошлое, история появления армян тесно переплетена с мифами и легендами, и порой именно устные сказания, передающиеся в течение тысячелетий, дают более четкие и ясные ответы, чем многочисленные научные гипотезы.

Согласно народным преданиям, основателем армянской государственности и собственно всего армянского народа является древний царь Айк. В далеком третьем тысячелетии до нашей эры он вместе со своей армией пришел на берега озера Ван. 11 августа 2107 года до н. э. состоялось сражение между предками современных армян и войсками шумерского царя Утухенгала, в котором победу одержал Айк. Этот день считается исходной точкой отсчета национального календаря и является всенародным праздником.

Имя царя и дало название народу (самоназвание армян - хай).

Историки предпочитают оперировать более скучными и размытыми рассуждениями, в которых остается много неясного по поводу происхождения такого народа, как армяне. Какая раса у них - также предмет споров разных исследователей.

Факт то, что на нагорья в первом тысячелетии до н. э. существовало государство с высокоразвитой цивилизацией - Урарту. Представители этого народа хурарты смешивались с местным населением, постепенно приняли язык, так и образовалась такая нация, как армяне. Какие они стали за два тысячелетия, с чем им пришлось столкнуться - отдельная драма.

История борьбы за самобытность

Каждый народ сталкивается в своей истории с иноземным вторжением, с попытками изменить саму сущность нации. Вся история армян - это борьба с многочисленными захватчиками. Персы, греки, арабы, турки - все они оставляли свой след в истории армян. Однако древний народ с собственной письменностью, языком и устойчивыми родовыми связями было не так-то легко ассимилировать, растворить среди иноязычных переселенцев. Всему этому сопротивлялись какая у них, какая у соседей - эти вопросы также становились предметом для трений.

В ответ на это неоднократно предпринимались меры по насильственному выселению этого народа на территорию Ирана, Турции, устраивался геноцид. Результатом этого стала массовая миграция армян по всему свету, из-за чего национальные диаспоры представляют собой весьма крупные и одни из самых сплоченных землячеств во всем мире.

В XVIII веке, например, было осуществлено переселение кавказцев на берега Дона, где был основан город Нахичевань-на-Дону. Отсюда и большое количество армян на юге России.

Религия

В отличие от многих других народов, можно точно определить, в каком году армяне приняли христианство. Национальная церковь является одной из древнейших в мире и очень давно обрела самостоятельность. Народное предание четко дает и имена первых проповедников молодой на тот момент веры - Фаддей и Варфоломей. В 301 году царь Трдат III окончательно принял решение о христианстве в качестве государственной религии.

Многие люди часто теряются в ответе на вопрос о том, какая вера у армян. К какому течению их относить - католикам, православным? На самом деле еще в середине четвертого века нашей эры было принято решение о самостоятельном избрании священнослужителей и предстоятелей. Вскоре армянская апостольская церковь окончательно отделилась от византийской и стала полностью автономной.

451 года определил основные догмы местной церкви, которые в отдельных вопросах значительно отличались от норм соседних восточных православных церквей.

Язык

Язык определяет возраст народа, выделяет его среди остальных этносов. Армянский язык начал свое формирование еще в середине 1-го тысячелетия до н. э. на территории Урарту. Пришлые завоеватели хурарты ассимилировались с местным населением и приняли его наречие в качестве базы. Армянский считается одним из самых древних языков индоевропейской семьи. Именно в индоевропейскую семью входят языки практически всех народов современной Европы, Индии, Ирана.

Некоторые исследователи даже выдвигают смелую гипотезу, что именно древнеармянское наречие стало тем самым праиндоевропейским языком, из которого впоследствии вышли современные английский, французский, русский, персидский и прочие языки значительной части сегодняшнего населения земного шара.

Письменность

Первые зачатки собственного алфавита появились еще до начала нашей эры. Жрецы армянских храмов изобрели собственную тайнопись, на которой они создавали свои священные книги. Однако после установления христианства все письменные памятники были уничтожены как языческие. Христианство же сыграло главную роль и в появлении национального алфавита.

После обретения армянской апостольской церковью самостоятельности встал вопрос о переводе Библии и прочих священных книг на свой язык. Было принято решение и о создании собственных средств записи. В 405-406 годах просветитель Месроп Маштоц разработал армянский алфавит. С печатного станка первая книга на армянской графике вышла в 1512 году в Венеции.

Культура

Культура гордого народа уходит в глубь 1-го тысячелетия до н. э. Даже после утраты независимости армяне сохраняли самобытность и высокий уровень развития искусства, науки. После восстановления в IX веке самостоятельного Армянского царства наступил своеобразный культурный ренессанс.

Изобретение собственной письменности стало мощным толчком к появлению литературных произведений. В VIII-X веках складывался величественный эпос «Давид Сасунский» о борьбе, которую против арабских завоевателей вели армяне. Какие они еще создали литературные памятники - предмет отдельного обширного разговора.

Музыка народов Кавказа - богатая тема для обсуждений. Особенным разнообразием выделяется армянская.

У самобытного народа - самобытные даже была внесена в списки ЮНЕСКО как один из нематериальных объектов культурного достояния человечества.

Однако из традиционных элементов культуры лучше всего обычным людям знакома армянская кухня. Тонкие лепешки - лаваш, молочные продукты - мацун, тан. Ни одна уважающая себя армянская семья не сядет за стол, на котором нет бутылки вина, часто домашнего производства.

Черные страницы истории

Любой самобытный народ, яростно сопротивляющийся поглощению и ассимиляции, становится сильнейшим объектом для ненависти захватчиков. Территория Западной и Восточной Армении, поделенная между персами и турками, неоднократно подвергалась этническим чисткам. Самым известным является геноцид армян, какого не было никогда в истории.

Во время Первой мировой войны турки организовали самое настоящее истребление армян, проживавших на территории Западной Армении, входящей тогда в состав Турции. Те, кто остались в живых после резни, подвергались насильственному выселению в бесплодные пустыни и обрекались на гибель.

В результате этого беспрецедентного варварского акта погибло от 1,5 до 2 миллионов человек. Страшная трагедия является одним из факторов, который еще больше объединяет армян всего мира чувством причастности к событиям тех лет.

Бессовестность турецких властей заключается в том, что они до сих пор отказываются признавать очевидные факты намеренного истребления людей по национальному признаку, ссылаясь на неизбежные потери военного времени. Страх утратить лицо признанием вины и сейчас преобладает над чувством совести и стыда турецких политиков.

Армяне. Какие они сегодня

Как часто шутят сейчас, Армения — это не страна, а офис, так как большинство представителей нации проживают за пределами горной республики. Множество людей были рассеяны по всему миру в результате захватнических войн и вторжений в страну. Армянские диаспоры наряду с еврейскими являются сегодня наиболее сплоченными и дружными во многих странах мира - США, Франции, Германии, России, Ливане.

Сама Армения восстановила свою независимость не так давно, вместе с распадом СССР. Этот процесс сопровождался кровопролитной войной в который армяне именуют Арцах. По воле политиков, нарезающих границы закавказских республик, территория с преобладающим армянским населением оказалась в составе Азербайджана.

Во время краха советской империи карабахские армяне потребовали законного права на самостоятельное определение своей судьбы. Это вылилось в вооруженную борьбу и последующую войну Армении с Азербайджаном. Несмотря на поддержку Турции и некоторых других держав, подавляющее преимущество в численности, азербайджанская армия потерпела сокрушительное поражение и оставила спорные территории.

Армяне много лет проживают и в России, особенно много их на юге страны. За это время они перестали быть иноземцами в глазах местных жителей и стали частью культурной общности.

ЕРЕВАН, 22 окт — Sputnik. Армяне - это древний народ, который преимущественно говорит на армянском языке. Формирование армянского народа на территории Армянского нагорья началось с конца 2 тысячелетия до н. э. и завершилось к VI веку до н. э.

Несмотря на то, что армян объединяет одна история, одна кровь и множество общих черт, как внешне, так и внутренне, представители этой нации кардинально отличаются друг от друга. Портал Sputnik Армения попытался понять, каким в действительности бывает армянин.

Одно сердцебиение

Преимущественно во всех крупных странах мира проживают представители армянских общин. Больше всего армян проживает в России, Франции и США. В частности, во многие страны армяне перебрались после Геноцида армян в Османской империи. Самое интересное, что у армян порядка 50 диалектов, при этом, существуют западноармянский и восточноармянский языки, на которых говорит подавляющее большинство представителей этой нации. Что касается восточноармянского, то это один из современных вариантов армянского языка, на котором говорят в современной Армении.

Вторая разновидность армянского языка распространена среди армянской диаспоры, которая появилась после Геноцида. Эта группа армян преимущественно проживает в Северной и Южной Америке, Европе и Ближнем Востоке. Несмотря на то, что диалекты очень сильно отличаются, армяне могут спокойно общаться друг с другом, говоря на своем диалекте. Самые сложные для понимания армянские диалекты у жителей Сюникской области и Нагорно-Карабахской Республики (Арцах). Именно по этой причине многие армяне не говорят на родном языке, но прекрасно владеют языком той страны, в которой проживают.

Если вы общаетесь с армянами, то, несомненно, успели заметить, что этим людям присуще яркое чувство юмора. Они могут поднять вам настроение за несколько минут, рассказать огромное количество забавных историй, анекдотов, и сделать так, чтобы вы ходили с приподнятым настроением ближайшие несколько дней.

Невозможно не отметить тот факт, что в мире очень много известных армян-юмористов. В частности, известные всем Евгений Петросян, Гарик Мартиросян и Михаил Галустян. На самом деле, несмотря на свой веселый нрав и задор, армяне являются очень серьезными людьми, особенно если речь идет о людях старшего поколения, на долю которых выпало немало трудностей.

Бывают и вечно недовольные армяне. Обычно, это те люди, которые никак не найдут свое место в жизни. Больше всех, на мой взгляд, недовольны армянские таксисты и водители общественного транспорта. Оно и ясно - стиль вождения в Ереване и в других городах Армении отличается особым темпераментом.

© Sputnik / Asatur Yesayants

Если вы близкий армянину человек, то, скорее всего, он ради вас готов на многое, а может быть и на все. Наверно, только армяне умеют отдавать близкому человеку все без остатка, окружить его заботой, вниманием и лаской.

Армяне очень любят и ценят семью. В армянской семье родитель - это царь. И на самом деле, это все взаимно, поскольку множество армянских родителей растят своих детей в большой любви и делают ради них все, даже невозможное. Отношение к детям в нашей стране особое, и это можно назвать культом детей. Также армянский мужчина боготворит любимых женщин (маму, сестру, жену).

Гостеприимность

Еще одна национальная черта - это гостеприимность. Если вы в гостях у "правильного" армянина, то он вас обязательно чем-нибудь угостит. Но если вы заранее договорились наведаться в гости к армянину или армянской семье, то вас ждет целое праздничное угощение! И особенно, вкуснейший армянский коньяк.

Об армянских блюдах можно говорить вечно и писать долго, но самые излюбленные армянами кушанья - это долма (голубцы из листьев винограда), хаш - пряный суп из говяжьих ножек с чесноком, спас - полезный суп на основе мацони, армянский салат табуле из крупы булгур и мелко порубленной петрушки.

Армянские привычки

Большинство армян отличаются трудолюбием. Если армянин нашел работу по душе, то он трудится, не покладая рук.

Солнечная погода Армении позволяет жителям страны вывешивать белье на улицах. Такая привычка традиционна, например, для жителей Италии, когда от здания к зданию вывешивается огромное количество одежды.

© Sputnik / Асатур Есаянц

"Классический" армянин отличается тем, что любит употреблять большое количество хлеба и кофе, организовывает шикарные свадьбы, дни рождения, помолвки, крестины и иные праздники. И на самом деле, у армянина может не быть денег… Он их возьмет в кредит, будет погашать долг месяцами. Но если душа хочет праздника, то он не сможет отказать себе и своим близким в этом.

Армяне любят дорогие машины, одежду и аксессуары. Наверно, эта черта характерна всем национальностям.

А еще многие армяне открывают все окна в машине, когда в ней звучит их любимая песня, независимо от того, нравится вам эта музыка или нет. Но меломан проедет по городу, прослушав несколько раз любимый трек, даже зимой.

Если вы в Армении решили воспользоваться общественным транспортом, а в нем уже нет места, куда можно присесть, то вам обязательно его уступят.

А еще армяне очень любят здороваться друг с другом. "Барев" и "Бари луйс" ("привет" и "доброе утро") - это то, что может поднять настроение человека или стать поводом для дальнейшего общения. Не зря говорят в Армении, что "приветствие принадлежит Богу".

Очень часто армяне вместо традиционного "спасибо" говорят "мерси". Может, просто лень каждый раз произносить красивое слово "шноракалуцюн".

Кстати, только армянин купит себе дорогущий гаджет - телефон, ноутбук, планшет или нетбук, и сам поленится изучать его, чтобы правильно эксплуатировать. Он обязательно начнет расспрашивать у окружающих, как все настроить и заставить заработать.

На самом деле, привычек у армян очень много, и положительных и отрицательных, да и черты характера очень разнообразны. Темперамент и менталитет армян - очень сложная вещь. Однако в данной статье собрано все то, что может отличить армянина от представителей других национальностей.

Мы рады, если армянские привычки свойственны и вам.