Административно-территориальное деление российской империи. Административно-территориальное деление России XVIIIvXX веков

  • Дата: 23.09.2019

Под административно-территориальным делением (АТД) подразумевается разделение территории государства на административно управляемые части (единицы АТД). География изучает иерархию этих единиц, конфигурацию сети АТД, логику районирования территории на административно-территориальные единицы и процессы изменения сети АТД. В процессе изменения административные единицы могут увеличиваться или уменьшаться, происходит их укрупнение или разукрупнение . Как правило, два противоположных процесса - центробежный и центростремительный - поочередно сменяют друг друга в процессе формирования сети АТД.

Процесс эволюции АТД России делится на 13 этапов :

1. Первая Петровская реформа стала первой в истории России унификацией системы АТД. До конца XVII века эта система складывалась во многом стихийно, государство подразделялось на административно-территориальные единицы разного происхождения и обладающие разными статусами - прежние княжеские земли, уделы, приказы, разряды, чети, уезды, некоторые волости , фактически приравненные к уездам. Число таких единиц в конце XVII века колебалось от 150 до 200 .

Указом Петра I от 18 декабря 1708 года территория Российского государства была разделена на восемь огромных губерний - Московскую, Ингерманландскую (в1710году переименована в Санкт-Петербургскую ), Архангелогородскую, Киевскую, Смоленскую, Казанскую, Азовскую, Сибирскую . Максимальную площадь (около 2 /3 всей территории государства) занимала Сибирская губерния, а наиболее населенной (более 190 тысяч дворов) была Московская губерния. В 1713 году из вновь присоединенных на северо-западе земель была образована Рижская губерния. В 1717 году из южной части Казанской губернии была образована новая Астраханская губерния.

2. Вторая Петровская реформа , провозглашенная указом от 29 мая 1719 года , была направлена на разукрупнение слабо управляемых огромных губерний, которые разделили на провинции , а те, в свою очередь, - на дистрикты . Были вновь образованы две губернии - Нижегородская и Ревельская ; Азовскую губернию переименовали в Воронежскую .

3. Реформа 1727 года упразднила дистрикты, частично заменив их уездами . Эта реформа также продолжила процесс разукрупнения губерний, начавшийся в1719году: были образованы Белгородская и Новгородская губернии, изменились границы Санкт-Петербургской, Московской и Сибирской губерний. Всего после реформы 1727 года в империи насчитывалось 14 губерний иоколо250 уездов. Эта сетка АТД оставалась достаточно стабильной на протяжении нескольких десятилетий (лишь в1744 году были созданы Выборгская и Оренбургская губернии).

Начало царствования Екатерины I ознаменовалось некоторыми изменениями АТД, связанными, в основном, с созданием административных органов на вновь присоединенных к империи землях. В 1764 году Иркутская провинция Сибирской губернии была выделена в самостоятельную Иркутскую губернию. На юге была учреждена Новороссийская губерния, а на Левобережной Украине - Малороссийская . В 1765 году сформирована Слободско-Украинская губерния с центром в Харькове.

После первого раздела Польши в1772году из вновь присоединенных к России земель были созданы две новые губернии - Могилевская и Псковская , а спустя три года, за счет новых земель, приобретенных на юге по Кучук-Кайнарджийскому миру, была образована новая Азовская губерния. Особый статус на территории этой губернии получили земли войска Донского , в то время как другие казачьи земли - Запорожская Сечь - были присоединены к Новороссийской губернии.

Таким образом, к моменту начала новой реформы АТД территория империи делилась на 23 губернии, 65 провинций и 276 уездов.

4. Екатерининская реформа , начавшаяся 7 ноября 1775 года с подписания Екатериной II «Учреждения для управления губерний» , ознаменовала собой гораздо более существенное разукрупнение ячеек АТД, нежели все предыдущие реформы. В ходе этой реформы число губерний (основная часть которых стала называться наместничествами ) увеличилось вдвое, провинции были упразднены, а единицей АТД второго уровня стали уезды . Процесс реализации реформы растянулся на 10 лет, в течение которых были образованы 40 губерний (наместничеств) и две области на правах губернии, в которых было выделено 483 уезда.

Процесс расщепления старых губерний начался с двух центральных - Смоленской и Тверской. Затем были созданы Псковская губерния, Новгородское, Калужское, Полоцкое, Могилевское, Ярославское, Тульское, Рязанское, Володимирское, Костромское, Орловское наместничества, Курская губерния, Нижегородское , Тамбовское , Воронежское, Вологодское наместничества и Колыванская область. При этом была ликвидирована старая Белгородская губерния, которая была разделена между Курской губернией и Воронежским наместничеством. Старая Слободско-Украинская губерния была преобразована в Харьковское наместничество, из северных частей Казанской и Оренбургской губерний было выделено новое Вятское наместничество, а из южных уездов Казанской губернии - новые Симбирское и Пензенское наместничества. Из северной части Астраханской губернии было образовано новое Саратовское наместничество. В последние годы Екатерининской реформы возникли Пермское, Новгородско-Северское, Черниговское, Киевское, Казанское, Уфимское, Олонецкое, Архангельское наместничества и новая Московская губерния. В 1782 году была упразднена самая крупная единицаАТД империи - Сибирская губерния, вместо которой было учреждено новое Тобольское наместничество с двумя областями - Тобольской и Томской . В свою очередь, Иркутское наместничество разделили на четыре области (Иркутскую, Нерчинскую, Охотскую, Якутскую ).

На юге, напротив, произошло небольшое укрупнение - Азовская и Новороссийская губернии объединились в новое Екатеринославское наместничество (с центром в Кременчуге). В1784году из вновь присоединенных южных земель была образована Таврическая область на правах наместничества. Последним шагом Екатерининской реформы стало преобразование Астраханской губернии в Кавказское наместничество с перенесением его центра из Астрахани во вновь создаваемый город Екатериноград (вскоре центр пришлось вернуть обратно в Астрахань).

В результате реформы империя стала делиться на 38 наместничеств, три губернии и одну область на правах наместничества (Таврическую). Размер и границы большинства наместничеств, образованных в 1775–1785 годах, практически не менялись до 1920-х годов.

Уже после реформы в конце XVIII века, по мере приобретения Россией новых земель, были образованы Минское , Изяславское (Волынь), Брацлавское (Подолия), Вознесенское (юго-запад Новороссии), Курляндское, Виленское и Слонимское наместничества, а Изяславское наместничество разделено на два новых - Волынское и Подольское .

5. Павловская реформа , следуя логике преобразований АТД в России, носила укрупнительный характер. Преобразовав все наместничества в губернии , император Павел I упразднил Олонецкую, Колыванскую, Брацлавскую, Черниговскую, Новгород-Северскую, Вознесенскую, Екатеринославскую, Таврическую, Саратовскую, Полоцкую, Могилевскую, Виленскую и Слонимскую губернии, а также сократил число уездов. На месте Вознесенской, Екатеринославской губерний и Таврической области возникла Новороссийская губерния; Черниговская и Новгород-Северская губернии были объединены в Малороссийскую губернию; бывшие Полоцкая и Могилевская - в Белорусскую губернию (центр - Витебск), Виленская и Слонимская - в Литовскую (центр - Вильна). Ряд других губерний был переименован. Таким образом, в ходе Павловской реформы число единиц АТД первого уровня уменьшилось с 51 до 42 .

6. Восстановление екатерининских и образование новых губерний в XIX веке. Новый император Александр I с 1801 года стал восстанавливать прежнюю сетку губерний, сохранив, однако, ряд павловских преобразований. Он реанимировал Олонецкую и Пензенскую губернии, Литовскую губернию разделил на Виленскую и Гродненскую , а включенная в состав империи Грузия получила статус новой губернии. Малороссийскую губернию разделили на Черниговскую и Полтавскую, а вскоре была ликвидирована и Белорусская губерния, которая распалась на Могилевскую и Витебскую. Новороссийскую губернию поделили между Николаевской, Екатеринославской и Таврической, а Выборгскую переименовали в Финляндскую . Из состава Астраханской губернии выделили Кавказскую губернию с центром в Георгиевске, впоследствии преобразовав ее в Кавказскую область с центром в Ставрополе.

В течение XIX–ХХ веков многократно создавалась и упразднялась Камчатская область, однако впервые она была выделена из состава Иркутской губернии и получила административную самостоятельность в 1803 году. В Азиатской части империи при Александре I также возникли Томская и Енисейская губернии. На вновь присоединенных землях были образованы Белостокская, Тернопольская, Имеретинская и Бессарабская области; свое административное деление имели Великое княжество Финляндское и Царство Польское . В 1822 году, по реформе Сперанского, все губернии и области Сибири были подчинены двум генерал-губернаторствам - Западно-Сибирскому (центр - Омск) и Восточно-Сибирскому (центр - Иркутск). Особое управление ввели для сибирских киргизов (казахов) .

В середине века продолжился процесс формирования новых единиц АТД: были созданы Ковенская (северные части Виленской губернии), Тифлисская, Кутаисская, Шемахинская и Дербентская губернии на Кавказе. Кавказская область была переименована в Ставропольскую губернию.

К числу важнейших преобразований на основной территории империи во второй половине XIX века можно отнести создание Самарской, Уфимской и Черноморской губерний, а также областей Забайкальской и войска Донского . В ходе крестьянской реформы 1861 года уезды были разделены на сельские волости .

7. Формирование системы АТД на вновь присоединенных и колонизируемых территориях (вторая половина XIX века) . В 1849 году в Закавказье была образована Эриванская губерния, Шемахинская губерния переименована в Бакинскую , возник Закатальский округ. На месте Дербентской губернии была образована Дагестанская область, а по соседству была создана особая область казачьего Кубанского войска . Последними по времени преобразованиями АТД на Кавказе стали создание Терской области (центр - Владикавказ), Елисаветпольской губернии, Батумской и Карсской областей.

В 1856 году из приморских частей Восточно-Сибирского генерал-губернаторства образована новая Приморская область, к которой присоединили бывшее китайское левобережье Амура. Вскоре на вновь присоединенной части левобережья была образована Амурская область (центр - Благовещенск). В 1884 году Сахалин был выделен из Приморской области в качестве особого отдела.

В 1860–1870-е годы к Российской империи были присоединены земли современного Казахстана и Средней Азии. Наэтих территориях организовывались главным образом области (а не губернии)- Акмолинская, Семипалатинская, Оренбургских киргизов, Уральская, Тургайская, Семиреченская, Туркестанская, Сырдарьинская, Самаркандская, Ферганская, Закаспийская . Вассальную зависимость от России признали Бухарское, Кокандское иХивинское ханства .

8. АТД Российской империи в начале XX века. В последние предреволюционные годы произошло сравнительно немного изменений АТД России: вновь получила самостоятельность Камчатская область, а также появилась новая Сахалинская область. На юге Сибири к России была присоединена территория нынешней Тувы под названием Урянхайский край .

9. Сосуществование старых и новых единиц АТД (1917–1923 годы). Реализацию нового проекта разукрупнения АТД России начало Временное правительство, которое в апреле 1917 года выделило из южных уездов Томской губернии Алтайскую губернию, а из восточной части Астраханской губернии - Букеевскую губернию.

Вслед за Октябрьской революцией1917 года начался стихийный процесс образования советских республик и несоветских автономий , главным образом на окраинах страны. Так, на территории современной России появились советские республики Ставропольская, Терская, Таврида, Донская, Кубано-Черноморская , атакже несоветские автономии в Сибири, на Кубани, в Крыму, на Дальнем Востоке. Вгуберниях и областях с преобладающим нерусским населением в1918–1920 годах были провозглашены собственные советские и несоветские автономные или независимые национальные республики. Полностью отделились от страны Бессарабия, Финляндия, прибалтийские государства, Польша . В1919–1922 годах на Дальнем Востоке и вСибири сосуществовали по крайней мере четыре государства (в т. ч. Верхнеудинская дальневосточная республика ).

На основной территории страны, которая в 1918 году стала именоваться РСФСР , начался процесс размельчения ряда старых губерний. Так появились Череповецкая, Иваново-Вознесенская, Северо-Двинская, Царицынская, Екатеринбургская, Тюменская , Омская и Челябинская губернии. В январе 1919 года из Белорусской ССР в состав РСФСР вошли Могилевская (вскоре преобразована в Гомельскую ), Витебская и Смоленская губернии, в которых преобладало русское и еврейское население. В марте 1920 года была ликвидирована область войска Донского, а из ее территории образована Донская область, из западных уездов Орловской губернии была выделена новая Брянская губерния, а из западных уездов Ярославской губернии - Рыбинская губерния.

В октябре 1918 года на территории РСФСР возникло первое национально-государственное образование - Трудовая коммуна Немцев Поволжья (прообраз будущих АССР и АО). Вслед за ней, в марте1919 года, была организована «малая» Башкирская АССР, а в мае-июне 1920 года появились еще три национальных автономии - Татарская АССР, Карельская трудовая коммуна (преобразована вАССР в1923 году) и Чувашская трудовая коммуна (автономная область, позже преобразована в АССР). Из степных областей, заселенных казахами, была образована новая Киргизская АССР в составе РСФСР со столицей в Оренбурге (в1925году ее переименовали в Казакскую АССР). Были также образованы автономные национальные области Вотская (с 1932 года - Удмуртская ), Марийская, Калмыцкая, а также Дагестанская и Горская АССР. При этом Горская АССР была разделена на семь национальных округов: Кабардинский, Балкарский, Карачаевский, Северо-Осетинский, Назрановский (Ингушский), Чеченский, казачий Сунженский . Подобные преобразования АТД происходили и в Сибири: в Забайкальской губернии была образована Бурят-Монгольская АО, а вИркутской губернии - Монголо-Бурятская АО. Обе эти автономии вскоре объединились в одну Бурят-Монгольскую АССР. В августе 1921 года была образована Народная республика Танну-Тува , которая вышла из состава РСФСР и стала независимым государством. Постепенно свои национальные автономии создали зыряне (коми), кабардинцы, балкарцы, карачаевцы, черкесы (адыгейцы), якуты. В октябре1921 года на территории Крыма была организована Крымская АССР в составе РСФСР. Олонецкую губернию включили в состав Карельской АССР. Практически вся территория Средней Азии входила в Туркестанскую АССР.

В начале 1920-х годов были образованы Мурманская и Новониколаевская губернии, одновременно с карты исчезли Уфимская и Рыбинская губернии.

10. Первая советская реформа (1923–1929 годы; укрупнение единиц АТД). После образования СССР, в1923году, возникла идея нового районирования страны, разработанная Госпланом. Ее суть состояла в замене старых губерний огромными советскими экономическими областями , разделенными последовательно на округа, районы и сельсоветы . Реформа началась с Урала, где была образована Уральская область (с центром в Екатеринбурге), объединившая четыре губернии. Вскоре на Северном Кавказе была создана Юго-Восточная область , вошедшая позже в огромный Северо-Кавказский край (с центром в Ростове-на-Дону).

В октябре-ноябре 1924 года было осуществлено национально-государственное размежевание Средней Азии: Туркестанская АССР была выведена из состава РСФСР, а на ее территории возникли Узбекская ССР (с Таджикской АССР) и Туркменская ССР.

В 1925 году на территории Сибири был создан второй советский край - Сибирский с центром в Новосибирске. Были ликвидированы все губернии Украинской ССР, территорию которой разделили на41округ и Молдавскую АССР. Вянваре1926 года на востоке страны был образован третий край- Дальне-Восточный с центром в Хабаровске. Вмае1927года возник Северо-Западный край с центром в Ленинграде (вскоре он получил название Ленинградской области ). Вмае1928года были образованы сразу три новых советских области- Центрально-Черноземная (центр- Воронеж), Средне-Волжская (центр - Самара) и Нижне-Волжская (центр - Саратов).

Последним шагом этой реформы стала в 1929 году полная ликвидация губерний и создание областей и краев на оставшейся еще «непрорайонированной» части страны (Центр и Европейский Север). Так были образованы последние большие области - Западная (центр - Смоленск), Ивановская Промышленная (центр - Иваново), Нижегородская (центр - Нижний Новгород), Центрально-Промышленная (центр - Москва) и Северный край (центр- Архангельск). Втечение1929–1930 годов произошли небольшие изменения в составе национальных автономий, в основном входивших в состав областей и краев. Вначале1929 года к Чеченской АО был присоединен Сунженский казачий округ, виюле1929 года в составе Северного края образован Ненецкий национальный округ , в январе 1930 года Мордовский национальный округ Средне-Волжского края преобразован в Мордовскую АО.

Таким образом, в результате первой советской реформы АТД на территории России осталось 40 единиц верхнего звена АТД, в том числе два типа крупных единиц - шесть областей и семь краев. За пределами этих единиц находились следующие10 АССР - Башкирская, Бурят-Монгольская, Дагестанская, Казакская, Кара-Калпакская, Карельская, Киргизская, Крымская, Татарская и Якутская.

11. Вторая советская реформа АТД (разукрупнение ячеек). Первая фаза:1930–1939годы. Огромные по площади, населению и числу районов единицы АТД были плохо управляемы, поэтому в СССР встал вопрос о разукрупнении краев и областей. В первую очередь, Дальневосточный край был разделен на несколько областей; затем разделились на мелкие области остальные большие области и края.

В 1930 году было образовано несколько новых национальных округов- Остякско-Вогульский (нынешний Ханты-Мансийский), Ямальский (Ненецкий), Эвенкийский, Таймырский (Долгано-Ненецкий) , Витимо-Олёкминский , Охотский (Эвенский), Корякский и Чукотский . В1934 году АО Ингушетия была объединена с Чеченской АО в одну Чечено-Ингушскую АО, а Биробиджанский округ Дальневосточного края был преобразован в Еврейскую АО. В июне 1934 года была раскассирована Центрально-Черноземная область, которая просуществовала всего шесть лет. Ее разделили на Воронежскую (84 района) и Курскую (60 районов) области.

С принятием новой сталинской конституции 1936 года территория РСФСР заметно сократилась, так как из ее состава были выведены Казакская и Киргизская АССР (они были преобразованы в Казахскую и Киргизскую ССР), а также Кара-Калпакская АССР, которая была включена в состав Узбекской ССР. Одновременно с таким сокращением территории РСФСР на юге было произведено повышение статуса ряда автономных областей до ранга АССР (Кабардино-Балкарская, Коми, Марийская, Северо-Осетинская, Чечено-Ингушская). Из«больших» госплановских областей к этому времени уцелели только Западная, Ленинградская и Московская, хотя и от них в 1935 году были отделены некоторые части. В результате реформы сетка АТД России получила вид, во многом напоминающий современный.

В марте 1940 года из вновь присоединенных восточных участков Финляндии и Карельской АССР была образована новая Карело-Финская ССР, которая была выведена из состава РСФСР.

12. Вторая фаза разукрупнения областей (1943–1954 годы). Во второй половине Великой Отечественной войны началась еще одна волна размельчения плохо управляемых областей. Она сопровождалась ликвидацией ряда автономий тех народов, которые были признаны «нелояльными». Так появились новые области: Ульяновская, Кемеровская, Курганская, Астраханская и Грозненская . На стыках соседних областей Центра и Северо-Запада возникли Калужская, Брянская, Костромская, Владимирская, Великолукская, Новгородская и Псковская области, а в Западной Сибири были образованы Томская и Тюменская области.

В 1944–1946 годах в состав СССР вошли новые территории: Тувинская народная республика , которая получила статус АО, Южно-Сахалинская область , которая вскоре была включена в состав Сахалинской области, и Кенигсбергская область , переименованная в Калининградскую .

В январе 1954 года на окраинах ряда областей центральной части России были образованы сразу пять новых областей, три из которых (Арзамасская, Балашовская и Каменская ) оказались эфемерными и просуществовали лишь три года, а две остальные (Белгородская и Липецкая ) существуют и поныне.

Крымская АССР в составе РСФСР была преобразована в Крымскую область и передана Украине в1954году.

13. Стадия устойчивого равновесия системы АТД (с 1957 года). В самом начале этого периода был сделан небольшой шаг назад в направлении укрупнения - ликвидированы четыре неудачно организованные периферийные области, а также восстановлены все ликвидированные Сталиным автономии (за исключением АССР Немцев Поволжья). Так восстановились или возникли вновь Чечено-Ингушская АССР, Калмыцкая АО, Карачаево-Черкесская АО и Кабардино-Балкарская АССР . Была упразднена Карело-Финская ССР, которая вновь была включена в состав РСФСР под названием Карельской АССР .

Последующие изменения носили лишь«косметический»характер: в1958 году Бурят-Монгольская АССР, Усть-Ордынский и Агинский Бурят-Монгольские национальные округа потеряли в своем названии слово «монгольский»; Калмыцкая АО была выведена из состава Ставропольского края и преобразована в АССР; такой же реорганизации подверглась Тувинская АО, а Сталинградская область была переименована в Волгоградскую. По конституции 1977года все10национальных округов стали называться автономными округами.

После распада СССР произошло еще несколько несущественных изменений АТД России: трем областям были возвращены старые названия, автономные республики (и некоторые АО) провозгласили суверенитет и стали именоваться «субъектами федерации» (наряду со всеми единицами АТД первого уровня). В1992 году произошло первое после1957года территориальное изменение в АТД - Чечено-Ингушская республика была разделена на самостоятельные Чеченскую и Ингушскую республики .

В настоящее время в политических кругах России обсуждаются идеи новой реформы АТД , предвестником которой во многом стало появление в 2000 году семи федеральных округов . Преобладают два подхода к проведению реформы - унитарный и дифференцированный . Первый исходит из того, что все субъекты федерации должны иметь равные права; второй подход, наоборот, ранжирует субъекты федерации на два сорта - простые (рядовые) и особые (неприкасаемые). К такого рода «особым», в первую очередь, относят национальные республики.

Использованы материалы Сергея Тархова «Изменение административно-территориального деления России за последние 300 лет» (География: Еженедельное приложение к газете «Первое сентября». 2001. № 15, 21, 28).

Административно-территориальные единицы Древней Руси входили в систему структурного управления территорией, где решались вопросы по сбору податей и осуществлялись прочие государственные функции. В разные периоды истории отдельные единицы носили различные названия, объединялись они в более крупные или дробились на мелкие территориальные образования, которые управлялись членами правящей династии.

История деления Киевской Руси

Административно-территориальными единицами Древней Руси в разные периоды являлись волости, области, княжества, уезды, губернии и разряды. Начиная с IX века административное деление несколько раз менялось в зависимости от действующего правителя, количества членов правящей семьи и обстановки в государстве.

В IX веке произошло объединение восточнославянских и финно-угорских племен, в результате чего появилось государство Киевская Русь. Новообразованным государством управляла династия Рюриковичей. Составляющие части страны назывались волостями и областями и находились под властью князей Рюриковичей. Каждый член династии был наделен собственной территорией, а после его смерти земля переходила к другому родственнику, также принадлежавшему династии. В зависимости от состава семейства, количество волостей колебалось от нескольких единиц до нескольких десятков.

В XII веке начался период раздробленности, и территория Киевской Руси разделилась на несколько независимых княжеств, которые называли "землями". После нашествия монголов дробление усилилось, и княжеств стало больше.

Русское государство

В XIV веке произошло преобразование Киевской Руси в Русское государство, и страну разделили на так называемые "уезды". Под этим названием подразумевались территориальные объединения волостей, которые подчинялись более крупному населенному пункту - городу или поселку. В период с XVI по XVII век к уездам также относились "осады" - военизированные районы, выделенные в отдельную административную единицу.

Города Древней Руси

В летописях IX-X веков присутствуют упоминания о 25 городах, которые входили в различные княжества. Киев, Житомир и Вышгород относились к Киевскому княжеству, Углич и Ростов - к Владимиро-Суздальскому. С течением истории распределение изменялось.

Разделение территории на административно-территориальные единицы было непостоянным в Древней Руси. Междоусобные войны и татаро-монгольское нашествие влияли на разделение государства. Одни поселения меняли свои названия и подчиненность, а другие исчезали с лица земли.

Административно-территориальное деление еще не стало унифицированным. Основной административной единицей были уезды, которые делились на станы, а станы – на волости. Но сохранялись еще земли, существовали военные округа и судебные (губы). На основной территории государства управление осуществлялось наместниками и волостелями. Они осуществляли функции суда над местным населением и собирали с него «кормы» в свою пользу. Система «кормления» давала возможность представителям аристократии (верхушки служилых людей, дворцовая администрация) постоянно усиливать свою политическую и экономическую власть. Основная тенденция состояла в постоянном ограничении функций наместников в пользу более мелких, не зависимых от наместника агентов государственной казны (данщики, мытники, таможенники). Ограничение власти наместников опиралось на усиление на местах роли дворянства, из которого вербовались(набирались) городовые приказчики, в чьи руки переходит административно-финансовая власть не только над городом, но и уездом. В вотчинах князья и бояре продолжали сохранять административные и судебные права.

К началу 16 века централизация государственного управления не была завершена, оно сохраняло значительное разнообразие и архаические порядки.

К собственно государственному управлению относились сбор налогов, система призыва на военную службу и судопроизводство. Памятниками государственного управления Московского государства являются грамоты различного содержания. Всякое жалование частному лицу, монастырю или церкви, а также недвижимость оформлялась жалованной грамотой великого князя, по которой жалованный освобождался иногда от подчинения местным властям и подчинялся только великому князю. Кроме того, он сам получал право суда над лицами, живущими в пожалованном ему имении. Льгота могла заключаться также в освобождении пожалованного от даней и повинностей. К числу важнейших грамот относились уставные грамоты, определявшие порядок местного управления. Главное содержание уставных грамот наместнического управления – определение размера корма в пользу местных правителей. Позднее Московское государство от отдельных грамот перешло к составлению сборников законов, что называется кодификацией законов.

Первым опытом кодификации является Судебник Ивана III 1497 года. Это была эпоха установления московского самодержавия. Сборник составлен дьяком Владимиром Гусевым и был одобрен царем и Боярской Думой. Главное содержание судебника – законодательные статьи о купле-продаже, о наследстве, о холопстве и т.д. Эти постановления заимствованы у псковской Судной грамоты, также источником Судебника была «Русская правда».

Система наказания стала более жесткой по сравнению с ранее действовавшим законодательством. Среди преступлений по Судебнику появились такие, как государственная измена (коромола), преступление по службе, преступление против судебной власти.

Выделяется два вида судебных органов – государственные и вотчинные. Суд вершили наместники и волостели. Неявка ответчика – признание его вины. Неявка обвинителя в суд – прекращение дела. Судебную власть осуществляли губные учреждения. По судебнику церковь добилась признания обязательного церковного брака через венчание. Значительно сократилось число поводов к разводу.

Формирование единого Московского государства проходило в условиях мобилизационного типа развития. Это обусловило сохранение системы управления с авторитарной властью великого князя и постепенно нарастающей централизацией. Важнейшим центральным органом управления становится боярская Дума, деятельность которой строится на принципах местничества и дифференциации функций. Административно-территориальное деление и соответственно местное управление не было унифицированным, что ставило задачу централизации государственного управления.(опричнина-часть территории государства, с особым управлением)

Административно - территориальное деление России

в конце XVII - начале XVIII века .

Я.Е. Водарский.

«Население России в конце XVII - начале XVIII века»

Москва. Наука. 1977 г.

Глава IV. Движение населения 1. Размещение населения.

1. Размещение населения.

Административно-территориальное деление России в конце XVII - начале XVIII века.

Объединение русских княжеств, завершившееся в начале XVI в., и поставило задачу усовершенствования (а по сути — создания) государственного аппарата единой отныне страны. Поскольку проблема административно-территориального устройства страны в полном объеме требует специального исследования, что выходит за рамки нашей темы, мы ограничимся попыткой выяснить число уездов, их границы и территорию в конце XVII — начале XVIII в., т. е. осветить аспекты, имеющие существенное значение для исследования проблем истории населения.

Основной административно-территориальной единицей со второй половины XVI в. является уезд. О происхождении слова «уезд» единого мнения нет. Описывая внутреннее устройство Руси XV в., С. М. Соловьев писал: «3емельные участки, принадлежавшие к городу, назывались его волостями, а совокупность всех этих участков называлась уездом; название уезда происходит от способа или обряда размежевания... все, что было приписано, примежевано к известному месту, было к нему уехано или заехано, составляло его уезд... такое же название могла носить и совокупность мест или земель, принадлежавших к известному селу».

Позже это объяснение повторил А. С. Лаппо-Данилевский. Б. Н. Чичерин, не высказываясь о происхождении слова «уезд», указал, что «не одни поземельные владения определили уездное разделение... оно возникло большею частью из прежних судебных учреждений, вследствие чего уезд назывался иногда присудом». А. Д. Градовский, приведя определение С. М. Соловьева, отметил, что хотя слово «уезд» не всегда означало административное деление, «уезд получил впоследствии значение специального административного термина. Название это относилось к городу с округом».

По мнению В. О. Ключевского, «уездом» сначала назывался «округ, в пределах которого ездил администратор для получения корма», а «впоследствии уездом стал называться административный округ города». М. Н. Тихомиров присоединился к мнению В. О. Ключевского, указав, что термин «уезд» встречается уже в XII в. именно как округ, который князь объезжал для сбора дани 4 . Определение В. О. Ключевского нам также представляется наиболее правильным, раскрывающим эволюцию этого термина 5 .

История России от древнейших времен до начала XX века Фроянов Игорь Яковлевич

Административное деление и местное управление в XIV–XVI вв

Объединение русских земель не означало их полного слияния ни в политическом, ни в экономическом отношении, хотя параллельно с формированием центральных органов власти в Москве происходили изменения и в органах власти на местах. С присоединением к Москве удельных княжеств-земель, одни удельные князья, сохраняя суверенитет, вынуждены были повиноваться, другие перешли на положение великокняжеских слуг и становились наместниками и воеводами. Такие князья назывались служебными князьями.

Во владениях удельных князей сохранялась система управления, сложившаяся в XIV–XV вв. Средоточием управлеиня был княжеский дворец, состоявший из хозяйственно-административных ведомств. Крупнейшими из них были ведомства дворского, казначея, конюшего и оружейного. Общее название этих управителей - «введенные бояре». Из них же состояла и «княжеская дума», не являвшаяся постоянным органом и созывавшаяся князьями по мере нздобностн. В ведении удельных князей был суд по «земельным» и «разбойным» делам, а их даньщики собирали в удельную казну пошлины и поборы. Таким образом, удельным князьям предоставлялась довольно большая свобода действий во внутренних делах, чего не скажешь о внешнеполитической сфере, в которой устанавливалось полное их подчинение московскому князю. Что касается территории, управляемой служебными князьями, то они становилась административно-территориальной единицей в системе уже общерусского управления - уездом. Так как границы их восходили к рубежам бывших независимых княжеств, их размеры были разнообразны. В XV в. уезды подразделялись уже на станы и волости. Власть в уезде принадлежала наместнику, а в станах и волостях - волостелям. Наместники и волостели присылались из Москвы. Они получали управление территориями «в кормление» (отсюда их обобщенное название - кормленщики). Кормления состояли из судебных пошлин и части налогов. Кормления являлись вознаграждением - но не за исполнение настоящих административных и судебных обязанностей, а за прежнюю военную службу. Поэтому кормленщики относились к своим обязанностям небрежно и передоверяли их своим тиунам - управителям. Не было строгой системы ни в самих назначениях кормленщиков, ни в размерах пошлин и налогов. В целом система кормлений являлась неэффективной.

Московские великие князья, посылая наместников, иногда давали им особые уставные грамоты, в которых фиксировались пределы прав кормленщиков, их обязанности по отношению к населению. Так, еще в 1397 г. Василий Дмитриевич дал такую грамоту всему населению Двинской земли - от «бояр двинских» до «всех своих черных людей». Она гарантировала право обращения к великокняжескому суду любого человека в случае злоупотребления чиновников.

Еще более широко регламентировала взаимоотношения между органами центральной власти (наместники) и местным населением Белозерская уставная грамота 1488 г. В ней не только повторялась, но расширялась норма, обеспечивавшая право белозерцев жаловаться великому князю на наместников и их помощников. По ней также устанавливалось «смесное» (совместное) судебное разбирательство: наместничий суд был правомочен только при присутствии общинных представителей. Специальная статья лишала возможности наместников вторгаться во внутреннюю жизнь общины.

Двинская и Белозерская уставные грамоты, таким образом, отражают стремление центральной власти ограничить самовластие наместников - с одной стороны, а с другой - признание центром большой значимости в местном управлении общинных организаций. Ю.Г.Алексеев отмечает: «Хотя уставная грамота непосредственно обращена к населению только одного уезда, перед нами документ принципиального значения. Грамоту можно рассматривать как типовую… Видимо, предполагалось подобные грамоты дать и другим уездам Русского государства». Некоторые нормы и положения грамот вошли в первый общерусский свод законов Московской Руси - Судебник 1497 г.

На рубеже XV–XVI вв. в городах создается институт городовых приказчиков. Несмотря на то что они были представителями администрации великого князя, назначались они обычно из числа местного дворянства (детей боярских). Городовые приказчики ведали непосредственно городскими крепостями, т. е. являлись как бы военными комендантами. Однако постепенно они начинают заниматься и другими вопросами, связанными с военно-административным управлением: строительством дорог, мостов, обеспечением военных перевозок и хранением оружия. Одной из главнейших их обязанностей стало проведение уездной мобилизации крестьянского и городского ополчений. В их руках сосредоточивались и финансовые дела.

Из книги Москва в начале ХХ века. Заметки современника автора Гуревич Анатолий Яковлевич

7 Административное деление города. Полиция, жандармерия, пожарная служба На первое января 1917 года в Москве было 27 полицейских частей и 7 самостоятельных участков, расположенных на окраинах города. Каждая полицейская часть обслуживала определенную территорию и

автора Щепетев Василий Иванович

Местное управление С объединением земель и ростом великокняжеской власти страну перестали делить на уделы. Вводилось деление на уезды. Это были наиболее крупные административно-территориальные единицы. Уезды делились на станы, а станы – на волости. Но поскольку границы

Из книги История государственного управления в России автора Щепетев Василий Иванович

Местное управление Эволюция местного управления в Московском государстве заключалась в постепенном изменении системы кормлений.В XV и первой половине XVI в. власть на местах находилась в руках наместников и волостелей. Наместники правили городами и пригородными станами.

Из книги История государственного управления в России автора Щепетев Василий Иванович

Местное управление Положение страны в годы Смуты постоянно ухудшалось. В целях усиления власти на местах губные и земские органы управления дополняются воеводами, присылаемыми из центра. В городах и их уездах назначаемые из московских приказов воеводы совмещали в своем

Из книги История России с древнейших времен до конца XVII века автора Боханов Александр Николаевич

§ 4. Местное управление Основной территориально-административной единицей был уезд. Его формирование восходит к временам окончания феодальной раздробленности, когда в единое государство включались отдельные княжества и их уделы. Из них и выросли уезды, различавшиеся и

Из книги Армия Александра Великого автора Секунда Ник

Административное управление Империя Александра управлялась с помощью канцелярии, разделенной на отделения (среди которых было, например, казначейство). Ими, по-видимому, руководили царские грамматеи (grammateus basilikos). Слово «царский» в обозначении чина вызывает ассоциации с

Из книги Народные традиции Китая автора Мартьянова Людмила Михайловна

Административное деление В Китае принято трёхступенчатое административное деление: провинция, уезд и волость. Однако в реальности существуют ещё два уровня: округ (между провинцией и уездом) и деревня (ниже волости). Долгое время существовал также шестой уровень –

Из книги История Дальнего Востока. Восточная и Юго-Восточная Азия автора Крофтс Альфред

Административное управление После учреждения Индокитайского союза в 1887 г. французский главный представитель исполнительной власти и Высший совет возглавили французское генерал-губернаторство, состоявшее из пяти департаментов - военного, военно-морского, судебного,

Из книги Всеобщая история государства и права. Том 1 автора Омельченко Олег Анатольевич

Местное управление Провинциальная организация империи своими корнями была тесно связана с военно-феодальными принципами турецкой государственности. Местные начальники, которые назначались султаном, были одновременно воинскими командирами территориального

автора

Из книги История Испании IX-XIII веков [вычитывается] автора Корсунский Александр Рафаилович

Из книги История Испании IX-XIII веков [вычитывается] автора Корсунский Александр Рафаилович

Из книги История Испании IX-XIII веков [вычитывается] автора Корсунский Александр Рафаилович

Из книги Кыпчаки / половцы / куманы и их потомки: к проблеме этнической преемственности автора Евстигнеев Юрий Андреевич

Границы и административное деление Закончив «европейский поход» (1242 г.) Бату-хан и другие чингизиды, участники похода, возвратились в причерноморские степи. Большая их часть со своими воинами вернулись в Монголию, в улус Великого хана, куда вскоре потянулись и главы

Из книги Обзор истории русского права автора Владимирский-Буданов Михаил Флегонтович

Из книги Алтайская духовная миссия в 1830–1919 годы: структура и деятельность автора Крейдун Георгий

Территориальное и административное деление Несмотря на то, что миссионерская деятельность регулировалась определениями Святейшего Синода, начальник Алтайской духовной миссии был подотчетен епархиальному архиерею, викарием которого являлся. До 1834 г. архимандрит