Комсомольские стройки в ссср. Великие стройки Советского Союза

  • Дата: 20.09.2019

Великие стройки

Партия, страна взялись за трудную работу по выполнению «пятилетки», как сокращенно стали называть план. Целое созвездие строительных площадок возникло как в старых промышленных областях, так и в новых многообещающих районах, где раньше не было или почти не было промышленности. Шла реконструкция старых заводов в Москве, Ленинграде, Нижнем Новгороде, в Донбассе: их расширяли и оснащали новым импортным оборудованием. Строились совершенно новые предприятия, они были задуманы масштабно и в расчете на самую современную технику; строительство велось зачастую по проектам, заказанным за границей: в Америке, Германии. План отдавал приоритет отраслям тяжелой индустрии: топливной, металлургической, химической, электроэнергетике, а также машиностроению в целом, то есть тому сектору, который призван будет сделать СССР технически независимым, иначе говоря, способным производить собственные машины. Для этих отраслей и создавались гигантские строительные площадки, возводились предприятия, с которыми навек будет связана память о первой пятилетке, о которых будет говорить вся страна, весь мир: Сталинградский и Челябинский, а потом и Харьковский тракторные заводы, огромные заводы тяжелого машиностроения в Свердловске и Краматорске, автомобильные заводы в Нижнем Новгороде и Москве, первый шарикоподшипниковый завод, химические комбинаты в Бобриках и Березниках.

Самыми знаменитыми среди новостроек были два металлургических комбината: Магнитогорский – на Урале и Кузнецкий – в Западной Сибири. Решение об их сооружении было принято после долгих и острых споров между украинскими и сибирско-уральскими руководителями, начавшихся в 1926 г. и затянувшихся до конца 1929 г. Первые подчеркивали, что расширение уже существующих металлургических предприятий на юге страны потребует меньших расходов; вторые – перспективность индустриального преобразования советского Востока. Наконец, соображения военного порядка склонили чашу весов в пользу вторых. В 1930 г. решение получило развернутый крупномасштабный характер – создание в России наряду с южной «второй промышленной базы», «второго угольно-металлургического центра». Топливом должен был служить уголь Кузбасса, а руда – доставляться с Урала, из недр знаменитой горы Магнитной, давшей название городу Магнитогорску. Расстояние между двумя этими пунктами составляло 2 тыс. км. Длинные железнодорожные составы должны были совершать челночные рейсы от одного к другому, перевозя руду в одном направлении и уголь в обратном. Вопрос о расходах, связанных со всем этим, не принимался во внимание, раз речь шла о создании нового мощного индустриального района, удаленного от границ и, следовательно, защищенного от угрозы нападения извне.

Многие предприятия, начиная с двух колоссов металлургии, сооружались в голой степи или, во всяком случае, в местах, где отсутствовала инфраструктура, за пределами или вообще вдали от населенных пунктов. Апатитовые рудники в Хибинах, призванные дать сырье для производства суперфосфата, размещались вообще в тундре на Кольском полуострове, за Полярным кругом.

История великих строек необычна и драматична. Они вошли в историю как одно из самых потрясающих свершений XX в. России не хватало опыта, специалистов, техники для осуществления работ такого размаха. Десятки тысяч людей принимались строить, практически рассчитывая лишь на собственные руки. Лопатами они копали землю, нагружали ее на деревянные повозки – знаменитые грабарки, которые бесконечной вереницей тянулись взад и вперед с утра до ночи. Очевидец рассказывает: «Издали строительная площадка казалась муравейником… В тучах пыли работали тысячи людей, лошадей и даже… верблюды». Сначала строители ютились в палатках, потом – в деревянных бараках: по 80 человек в каждом, меньше 2 кв. м на душу.

На сооружении Сталинградского тракторного завода впервые было решено продолжать стройку и зимой. Нужно было торопиться. Поэтому работали и при 20, 30, 40 градусах мороза. На глазах у иностранных консультантов, порой восхищенных, но чаще скептически относящихся к этой картине, которую они воспринимали прежде всего как зрелище грандиозного хаоса, устанавливалось дорогостоящее и самое современное оборудование, купленное за границей.

Один из руководящих участников так вспоминает рождение первого Сталинградского тракторного завода: «Даже тем, кто видел это время своими глазами, нелегко бывает вспомнить сейчас, как все это выглядело. Людям помоложе и вовсе невозможно представить все то, что встает со страниц старой книги. Одна из глав ее называется так: «Да, мы ломали станки». Эту главу написал Л. Макарьянц – комсомолец, рабочий, приехавший в Сталинград с московского завода. Даже для него были дивом американские станки без ременных трансмиссий, с индивидуальным мотором. Он не умел с ними обращаться. А что говорить о крестьянах, пришедших из деревни? Были неграмотные – читать и писать было для них проблемой. Все было тогда проблемой. Не было ложек в столовой… Были проблемой клопы в бараке…». А вот что писал первый директор Сталинградского тракторного завода в книге, вышедшей в начале 30-х гг.: «В механосборочном цехе я подошел к парню, который стоял на шлифовке гильз. Я предложил ему: “Померь”. Он стал мерить пальцами… Инструмента, мерительного инструмента у нас не было». Одним словом, это был скорее массовый штурм, нежели планомерная работа. В этих условиях многочисленными были акты самоотверженности, личного мужества, бесстрашия, тем более героические, так как в большинстве своем им суждено было остаться безвестными. Были люди, которые ныряли в ледяную воду, чтобы заделать пробоину; которые даже с температурой, без сна и отдыха, по несколько суток не уходили с рабочего поста; которые не спускались с лесов, даже чтобы перекусить, лишь бы поскорее пустить в ход домну…

Среди советских авторов, доверяющих сегодня бумаге свои размышления о том периоде и оценивающих его в соответствии с собственными идейными предпочтениями, одни склоняются к тому, чтобы приписать заслугу этого порыва необыкновенной стойкости русского народа в самых тяжелых испытаниях, другие, напротив, скрытой энергии, таившейся в народных массах и высвобожденной революцией. Как бы то ни было, из многих воспоминаний явствует, что мощным стимулом для множества людей служила мысль о том, что за короткий срок ценой изнурительно тяжелых усилий можно создать лучшее, то есть социалистическое, будущее. Об этом говорилось на митингах. На собраниях вспоминали о подвигах отцов в 1917–1920 гг. и призывали молодежь «преодолеть все трудности» ради закладки фундамента «светлого здания социализма». В то время когда во всем остальном мире свирепствовал кризис, «молодежь и рабочие в России, – как заметил один английский банкир, – жили надеждой, которой, к сожалению, так недостает сегодня в капиталистических странах». Подобные коллективные чувства не рождаются путем стихийного размножения. Несомненно, суметь вызвать и поддержать подобную волну энтузиазма и доверия само по себе немалая заслуга; и эта заслуга принадлежала партии и сталинскому течению, которое отныне полностью руководило ею. Нельзя отказать в обоснованности рассуждению Сталина, когда он в июне 1930 г. на XVI съезде ВКП(б) заявил, по сути дела выдавая свою сокровенную мысль, что, не будь идеи «социализма в одной стране», не был бы возможен и этот порыв. «Отнимите у него (рабочего класса. – Прим. ред.) уверенность в возможности построения социализма, и вы уничтожите всякую почву для соревнования, для трудового подъема, для ударничества».

Из книги 100 знаменитых символов советской эпохи автора Хорошевский Андрей Юрьевич

Из книги История Франции глазами Сан-Антонио, или Берюрье сквозь века автора Дар Фредерик

Из книги Холодный мир. Сталин и завершение сталинской диктатуры автора Хлевнюк Олег Витальевич

Бюджетный перегрев. Гонка вооружений и «стройки коммунизма» Характерной чертой сталинской модели было преимущественное развитие тяжелой промышленности и форсированное наращивание капитальных вложений, периодически выходящее за пределы экономической

Из книги История России. XX век автора Боханов Александр Николаевич

§ 7. Снижение цен и «великие стройки коммунизма» Психологическое воздействие репрессий на общество, преследующее цель парализации коллективной способности к сопротивлению, основано тем не менее на принципе избирательности террора, каким бы масштабным тот ни был.

Из книги 50 знаменитых загадок истории XX века автора Рудычева Ирина Анатольевна

«Алгемба» и другие кровавые стройки века Строительство грандиозных сооружений всегда связано с огромными материальными затратами и человеческими потерями. Но многие великие стройки Советского Союза были кровавыми в полном смысле этого слова. И если о строительстве

Из книги История Персидской империи автора Олмстед Альберт

Стройки Артаксеркса Артаксеркс приближался к концу своего долгого и, несмотря на многочисленные восстания, довольно успешного правления. Большая часть его богатств пошла на строительство. В начале своего правления он восстановил дворец Дария I в Сузах, уничтоженный

Из книги 50 знаменитых царственных династий автора Скляренко Валентина Марковна

ВЕЛИКИЕ МОГОЛЫ Династия правителей государства, возникшего на территории северной Индии и Афганистана в XVI веке после завоевания правителем Кабула Делийского султаната. В XVIII веке империя Великих Моголов распалась на ряд государств, большинство из которых в конце XVIII -

Из книги Ливонский поход Ивана Грозного. 1570–1582 автора Новодворский Витольд Вячеславович

V. ВЕЛИКИЕ ЛУКИ Между тем король думал не о мирных переговорах, а о продолжении войны. Если он приостановил военные действия в конце 1579 года, то сделал это по необходимости и главным образом вследствие недостатка в финансовых средствах. Расходы на первую кампанию были

Из книги Древние города и Библейская археология. Монография автора Опарин Алексей Анатольевич

Из книги Империя тюрков. Великая цивилизация автора Рахманалиев Рустан

Великие походы в IV в. К концу Ханьской династии южные хунны, оттесненные сяньби, пришли в большую излучину Хуанхэ, в Ордоские степи и в соседний Алашань, где и расселились. Южные хунны выполняли для Китайской империи функции федератов – примерно такие же, что осуществляли

Из книги Прибалтийские дивизии Сталина автора Петренко Андрей Иванович

6. Великие Луки 6.1.Корпусу предстояло принять участие в Великолукской наступательной операции Калининского фронта, проведенной с 24 ноября 1942 года по 20 января 1943 года силами 3-й ударной армии и 3-й воздушной армии. Фронту была поставлена задача - окружить и уничтожить

Из книги Реликвии правителей мира автора Николаев Николай Николаевич

III Великие камни Алмаз «Великий Могол» Великие Моголы обожали бриллианты, которые большей частью попадали к ним из Голконды - исторической области в центре Индостана. Марко Поло в 1298 г. писал об этой местности: «В этом царстве находят алмазы, и скажу вам, много тут гор,

Из книги Два лица Востока [Впечатления и размышления от одиннадцати лет работы в Китае и семи лет в Японии] автора Овчинников Всеволод Владимирович

Пять целей стройки века Полвека назад я, тогдашний корреспондент «Правды» в Китае, отправился из Пекина в захолустный городок Ичан. Там трудились мои земляки – специалисты из Ленинградского института «Гидропроект». В их распоряжении был катер. На нем мы проплыли по

Из книги 100 знаменитых символов Украины автора Хорошевский Андрей Юрьевич

Из книги История упадка. Почему у Прибалтики не получилось автора Носович Александр Александрович

7. Великие стройки независимости: геополитика вместо экономики Для победы над «Великой депрессией» Рузвельт в США строил автомобильные дороги, трудоустраивая таким образом безработных и создавая своей стране транспортную инфраструктуру. Большие инфраструктурные

Из книги Людовик XIV автора Блюш Франсуа

Стройки Аполлона Когда король и двор прибывают в Версаль 6 мая 1682 года, прекрасный замок еще «заполнен каменщиками»{97}. Когда они сюда возвращаются 16 ноября, после пребывания сначала в Шамборе, а потом в Фонтенбло, то поселяются среди стройки. Несмотря на невозмутимо

    Великие стройки сталинской эпохи - Днепровская гидроэлектростанция (Днепрогэс) Старейшая гидроэлектростанция на Днепре, построенная в рамках реализации плана ГОЭЛРО. Находится в городе Запорожье ниже днепровских порогов. Строительство началось в 1927 г., первый агрегат пущен в… … Энциклопедия ньюсмейкеров

    Главный Туркменский канал незавершённый широкомасштабный проект обводнения и мелиорации Туркмении, который строился в 1950 55 годах и был прекращён. Канал предполагалось провести от реки Амударьи до Красноводска по древнему высохшему руслу… … Википедия

    Жигулёвская ГЭС … Википедия

    Сталинский план преобразования природы комплексная программа научного регулирования природы в СССР, осуществлённая в конце 1940 х начале 1950 х годах, которой предшествовали засуха и голод 1946 1947 годов. Содержание 1 Содержание… … Википедия

    Почтовый блок СССР (1949): 70 лет со дня рождения И. В. Сталин … Википедия

    Шлюз канала … Википедия

    Возможно, эта статья или раздел требует сокращения. Сократите объём текста в соответствии с рекомендациями правил о взвешенности изложения и размере статей. Дополнительные сведения могут быть на странице обсуждения … Википедия

    Координаты: 48°49′28″ с. ш. 44°40′36″ в. д. / 48.824444° с. ш. 44.676667° в. д. … Википедия

    Сокращение «ББК» имеет и другие значения, см. ББК (значения). Беломорско Балтийский канал В шлюзе Беломорско Балтийского канала Расположение Страна … Википедия

    - … Википедия

Книги

  • Арктический проект Сталина , Калинин В.. На протяжении всего ХХ века в России происходили яркие и трагичные события. В их ряду великие стройки коммунизма, которые преобразили облик нашей страны, сделали ееодним из мировых лидеров в…
  • Арктический проект Сталина , Калинин В.А.. На протяжении всего ХХ века в России происходили яркие и трагичные события. В их ряду великие стройки коммунизма, которые преобразили облик нашей страны, сделали ееодним из мировых лидеров в…

Реконструкция Ground Zero

РАСПОЛОЖЕНИЕ

Нью-Йорк, США

Дата открытия

2017 год

Стоимость

$25 млрд



Международная космическая станция

РАСПОЛОЖЕНИЕ

Орбита Земли

Дата открытия

2024 год

Стоимость

$150 млрд

Самый дорогой международный научный проект: с момента запуска в 1998 году на сборку и обслуживание МКС ушло уже $150 млрд. Состоящая из 14 модулей станция имеет длину в сотню метров и может разместить 6 космонавтов. Это не последняя конфигурация МКС: в ближайшие годы к ней должны быть присоединены ещё два исследовательских модуля. Недавно стало известно, что Россия не будет участвовать в проекте до 2024 года, как это предполагалось прежде: вместо этого Роскосмос сосредоточится на новых проектах.



Город Масдар

РАСПОЛОЖЕНИЕ

Абу-Даби, ОАЭ

Дата открытия

2020 год

Стоимость

$20 млрд

Научные парки, позволяющие соединить бизнес и передовые исследования, строятся по всему миру - высокие технологии могут стать основой экономики для экономик развивающихся стран. Впрочем, даже среди отстающих уже есть заведомые победители: богатые страны Персидского залива, инвестирующие в создание будущей инфраструктуры сверхдоходы от продажи углеводородов. Таков, например, проект Масдар в Абу-Даби - не технопарк, а целый город ценой в $20 млрд, спроектированный бюро британца Нормана Фостера. Работа в постиндустриальном городе на 50 000 человек будет построена вокруг нового Института науки и технологий, тесно взаимодействующего с MIT. Первые научно-исследовательские постройки в Маcдаре появились ещё в 2010 году, а к моменту своего завершения в 2020 году город станет воплощением всех современных технологий. В городе будет реализована новаторская система личного автоматического транспорта, а вся необходимая энергия будет поступать из возобновляемых источников.





Развлекательный парк Dubailand

РАСПОЛОЖЕНИЕ

Дубай, ОАЭ

Дата открытия

2015 год

Стоимость

$65 млрд

Зимняя Олимпиада в Сочи обошлась в $51 млрд - это самые дорогие спортивные игры в истории, но вряд ли самый масштабный развлекательный мегапроект. Всего через год в ОАЭ должен открыться комплекс Dubailand: на площади в 300 квадратных километров разместятся 45 тематических парков аттракционов, спортивных комплексов, торгово-досуговых центров и гостиниц. Dubailand будет в два раза больше «Всемирного центра отдыха Уолта Диснея» во Флориде и станет самым большим местом развлечений на планете.





Город Сонгдо

РАСПОЛОЖЕНИЕ

Южная Корея

Дата открытия

2015 год

Стоимость

$40 млрд

Основанный всего десять лет назад южнокорейский Сонгдо - одновременно аналог аэрополиса Аль-Мактум и научного города Масдар. Это компактный бизнес-город, расположенный неподалеку от международного аэропорта Инчхон и связанный с ним эффектным подвесным мостом. Через пару лет здесь будут жить порядка 65 тысяч человек - в основном предприниматели и учёные, работающие в одном из четырёх местных университетов. Сонгдо создавался с нуля как «зелёный» и «умный» город. Он станет площадкой для экспериментов в области интернета вещей.

КОМСОМОЛЬСКИЕ СТРОЙКИ В СССР:

1) Один из спо-со-бов ор-га-ни-за-ции строи-тель-ст-ва и пе-ре-рас-пре-де-ле-ния ра-бо-чей си-лы в народном хо-зяй-ст-ве.

2) На-род-но-хо-зяй-ст-вен-ные объ-ек-ты, от-вет-ст-вен-ность за строи-тель-ст-во ко-то-рых брал на се-бя ком-со-мол .

Име-ли так-же идео-ло-гическое зна-че-ние: долж-ны бы-ли слу-жить при-ме-ром ком-му-ни-стического от-но-ше-ния к тру-ду.

Ста-тус комсомольских строек при-да-вал-ся стро-ительным объ-ек-там для обес-пе-че-ния свое-вре-мен-но-го и ка-че-ст-вен-но-го за-вер-ше-ния их строи-тель-ст-ва при наи-мень-ших за-тра-тах. Наи-бо-лее зна-чи-мые на-род-но-хо-зяй-ст-вен-ные объ-ек-ты по-лу-ча-ли ста-тус Все-со-юз-ных удар-ных комсомольских строек. На-хо-ди-лись главным образом в труд-но-дос-туп-ных и ма-ло-об-жи-тых рай-онах.

Пе-ре-чень комсомольских строек ут-вер-ждал-ся Бю-ро ЦК ВЛКСМ на ос-но-ве пред-ло-же-ний партийных, проф-со-юз-ных и ком-со-моль-ских ор-га-нов, ми-ни-стерств и ве-домств и по со-гла-со-ва-нию с Гос-пла-ном СССР и ВЦСПС. Комсомльские стройки ком-плек-то-ва-лись ра-бо-чей си-лой по-сред-ст-вом про-во-ди-мых ЦК ВЛКСМ так называемых об-щественных при-зы-вов мо-ло-дё-жи и уволь-няе-мых в за-пас во-ен-нослу-жа-щих, а так-же за счёт временных доб-ро-воль-ных ком-со-моль-ско-мо-ло-дёж-ных стро-ительных от-ря-дов.

На комсомльских стройках прак-ти-ко-ва-лись свои ме-то-ды ор-га-ни-за-ции тру-да. Дей-ст-во-ва-ли ком-со-моль-ские шта-бы (ра-бо-та-ли под ру-ко-во-дством комитета ВЛКСМ строй-ки), в со-став ко-то-рых вхо-ди-ли мо-ло-дые ра-бо-чие, бри-га-ди-ры и спе-циа-листы, пред-ста-ви-те-ли хо-зяй-ст-вен-ных и проф-со-юз-ных ор-га-нов, ком-со-моль-ские ак-ти-ви-сты мон-таж-ных и спе-циа-ли-зированных ор-га-ни-за-ций, суб-под-ряд-ных под-раз-де-ле-ний. Шта-бы совместных с проф-со-юз-ны-ми ор-га-ни-за-ция-ми про-во-ди-ли со-рев-но-ва-ние сре-ди ком-со-моль-ско-мо-ло-дёж-ных кол-лек-ти-вов. В бри-га-дах, на стро-ительных уча-ст-ках соз-да-ва-лись по-сты «Ком-со-моль-ско-го про-жек-то-ра» для борь-бы за ук-ре-п-ле-ние тру-до-вой дис-ци-п-ли-ны, эко-но-мию стро-ительных ма-те-риа-лов, эф-фек-тив-ное ис-поль-зо-ва-ние тех-ни-ки. Ве-лась «Ле-то-пись удар-ной строй-ки», в ко-то-рую за-но-си-лись име-на мо-ло-дых ра-бо-чих и спе-циа-ли-стов, ком-со-моль-ско-мо-ло-дёж-ных кол-лек-ти-вов, внёс-ших зна-чительный вклад в вы-пол-не-ние пла-нов строи-тель-ст-ва.

Пер-вой комсомльской стройкой ста-ло строи-тель-ст-во Вол-хов-ской ГЭС. В 1920-1930-е годы комсомолькие стройки бы-ли объ-яв-ле-ны Сель-маш-ст-рой (Рос-тов-на-До-ну), Трак-то-ро-строй (Ста-лин-град), Урал-маш-ст-рой, строи-тель-ст-во Ура-ло-Куз-нец-ко-го ме-тал-лур-гического ком-би-на-та, Ком-со-моль-ска-на-Аму-ре, пер-вой оче-ре-ди Московского мет-ро-по-ли-те-на, железнодорожной ма-ги-ст-ра-ли Ак-мо-линск - Кар-та-лы, раз-работ-ка неф-тя-ных ме-сто-ро-ж-де-ний Вол-го-Ураль-ской неф-те-га-зо-нос-ной про-вин-ции и др.

В 1950-1970-е годы к Все-со-юз-ным удар-ным комсомльским стройкам от-но-си-лось строи-тель-ст-во Брат-ской, Днеп-ро-дзер-жин-ской, Крас-но-яр-ской ГЭС, атом-ных элек-тро-стан-ций, неф-те-про-во-да Уфа - Омск, Омск - Ир-кутск, га-зо-вых ма-ги-ст-ра-лей Бу-ха-ра - Урал, Са-ра-тов - Горь-кий, железнодорожной ли-нии Аба-кан - Тай-шет, Бай-ка-ло-Амур-ской железнодорожной ма-ги-ст-ра-ли, пер-вых оче-ре-дей ря-да за-во-дов (Крас-но-яр-ско-го, Ир-кут-ско-го и Пав-ло-дар-ско-го алю-ми-ние-вых, Ан-гар-ско-го и Ом-ско-го неф-те-пе-ре-ра-ба-ты-ваю-щих, За-пад-но-Си-бир-ско-го и Ка-ра-ган-дин-ско-го ме-тал-лур-ги-че-ских) и др. Все-со-юз-ны-ми удар-ны-ми комсомольскими стройками в 1959 году бы-ло строи-тель-ст-во 114 пред-при-ятий промышленности и транс-пор-та (154 в 1962 году, 135 в 1982 году, 63 в 1987 году). Прин-ци-пы ор-га-ни-зации тру-да, при-ня-тые на комсомольских стройках, при-ме-ня-лись так-же при ос-вое-нии це-лин-ных зе-мель Ка-зах-ста-на, Ал-тая, Но-во-си-бир-ской области. В свя-зи с рос-пус-ком ком-со-мо-ла в сентябре 1991 года ор-га-ни-за-ция комсомольских строек пре-кра-ти-лась.

Великие стройки коммунизма - именно так назывались все глобальные проекты советского правительства: магистрали, каналы, станции, водохранилища.

О степени их «величия» можно спорить, но о том, что это были грандиозные проекты своего времени, сомневаться не приходится.

«Магнитка»

Крупнейший в России Магнитогорский металлургический комбинат был спроектирован в конце весны 1925 года советским институтом УралГипромез. По другой версии - проектирование велось американской компанией из Клинвуда, а прототипом «Магнитки» стал комбинат «US Steel» в Гэри штата Индиана. Все три «богатыря», которые стояли у «руля» строительства комбината, - управляющий Гугель, строитель Марьясин и начальник треста Валериус, - были расстреляны в 30-е годы. 31 января 1932 года - запущена первая доменная печь. Строительство комбината проходило в тяжелейших условиях, при этом большинство работ осуществлялось вручную. Несмотря на это тысячи людей со всего Союза спешили на «Магнитку». Активно привлекались и зарубежные специалисты, в первую очередь американцы.

Беломорканал

Беломорско-Балтийский канал должен был соединить Белое море и Онежское озеро и обеспечить выход к Балтийскому морю и Волго-Балтийскому водному пути. Канал был построен силами заключенных ГУЛАГа в рекордно короткие сроки - менее чем за два года (1931-1933 годы). Протяженность канала составляет 227 километров. Это было первое в Советском Союзе строительство, реализованное исключительно заключенными, может, именно поэтому Беломорканал не всегда причисляют к «великим стройкам коммунизма». Каждый строитель Беломорканала именовался «заключенный каналоармеец» или сокращенно «зэ-ка», откуда и пошло жаргонное слово «зэк». Агитационные плакаты того времени гласили: «От жаркой работы растает твой срок!» Действительно, многим из тех, кто дошел живым до конца стройки, сроки были сокращены. В среднем же смертность доходила до 700 человек в день. «Жаркая работа» влияла и на питание: чем большую норму вырабатывал «зэ-ка», тем внушительнее получал «пайку». Стандарт - 500 гр. хлеба и баланда из водорослей.

Байкало-Амурская магистраль

Одна из крупнейших железнодорожных магистралей в мире строилась с огромными перерывами, начиная с 1938 года и заканчивая 1984. Сложнейший участок - Северо-Муский тоннель - был введен в постоянную эксплуатацию и вовсе только в 2003 году. Инициатором строительства выступил Сталин. О БАМе слагались песни, печатались хвалебные статьи в газетах, снимались фильмы. Стройка позиционировалась как подвиг молодежи и, естественно, никто не знал, что на стройку в 1934 году были отправлены заключенные, которые выжили после строительства Беломорканала. В 1950-х годах на БАМе трудилось порядка 50 тысяч заключенных. Каждый метр БАМа стоит одной человеческой жизни.

Волго-Донской канал

Попытка соединить Дон и Волгу была предпринята еще Петром Великим в 1696 году. В 30-е годы прошлого века был создан проект строительства, но война помешала его реализации. Работы возобновились в 1943 году сразу после окончания Сталинградской битвы. Однако датой начала строительства все же следует считать 1948 год, когда начались первые земляные работы. Кроме добровольцев и военных строителей в возведении трассы канала и его сооружений принимали участие 236 тысяч заключенных и 100 тысяч военнопленных. В публицистике можно найти описания ужаснейших условий, в которых жили заключенные. Грязные и вшивые от отсутствия возможности регулярно мыться (была одна баня на всех), полуголодные и больные - так выглядели на самом деле, лишенные гражданских прав, «строители коммунизма». Канал построили за 4,5 года - и это является уникальным сроком в мировой истории строительства гидросооружений.

План преобразования природы

План был принят по инициативе Сталина в 1948 году после засухи и свирепствовавшего голода 46-47 годов. План включал создание лесных полос, которые должны были преградить дорогу жарким юго-восточным ветрам - суховеям, что позволило бы изменить климат. Лесополосы планировалось разместить на площади в 120 миллионов гектаров - именно столько занимают Англия, Италия, Франция, Нидерланды и Бельгия вместе взятые. План также включал строительство системы орошения, в ходе реализации которой появилось 4 тысячи водохранилищ. Завершить проект планировалось до 1965 года. Было высажено более 4 млн. гектаров леса, а общая протяженность лесополос составила 5300 км. Государство решило продовольственную проблему страны, при этом часть хлеба стала экспортироваться. После смерти Сталина в 1953 году программа была свернута, а в 1962 году СССР вновь потряс продовольственный кризис - с прилавков исчезли хлеб и мука, начались перебои с сахаром и сливочным маслом.

Волжская ГЭС

Строительство крупнейшей гидроэлектростанции в Европе началось летом 1953 года. Рядом со стройкой в традиции того времени был развернут ГУЛАГ - Ахтубинский ИТЛ, на котором трудилось более 25 тысяч заключенных. Они занимались прокладкой дорог, проведением линий электропередач и общими подготовительными работами. К непосредственной работе по возведению ГЭС они, понятно, допущены не были. На объекте работали также саперы, которые занимались разминированием площадки для будущего строительства и дна Волги - близость к Сталинграду давала о себе знать. На стройке трудилось порядка 40 тысяч человек и 19 тысяч различных механизмов и машин. В 1961 году, превратившись из «Сталинградской ГЭС» в «Волжскую ГЭС имени 21 съезда КПСС», станция была введена в эксплуатацию. Ее торжественно открывал сам Хрущев. ГЭС являла собой подарок к 21 съезду, на котором Никита Сергеевич, кстати, объявил о намерении построить коммунизм к 1980 году.

Братская ГЭС

Строительство ГЭС развернулось в 1954 году на реке Ангаре. Маленький поселок Братск в скором времени разросся до крупного города. Строительство ГЭС позиционировалось как ударная комсомольская стройка. На освоение Сибири съезжались сотни тысяч комсомольцев со всего Союза. До 1971 года Братская ГЭС была крупнейшей в мире, а Братское водохранилище стало крупнейшим в мире искусственным водоемом. При его заполнении было затоплено порядка 100 деревень. Трагедии «Ангарской Атлантиды» в частности посвящено пронзительное произведение Валентина Распутина «Прощание с Матёрой».

Русская семерка

П.С. Странные данные приводит автор сего материала по поводу строительства двух каналов: он пишет, что сведения о тяжелой жизни строителей были взяты из... публицистики. Удивляюсь! Сейчас в сети появилось много материалов из архивов, где подробно описывается еда и содержание всех строителей каналов. Все было вполне прилично и даже по воспоминаниям самих строителей! И цифра: в день умирало по 700 человек. Это что же: значит, сколько должно было умереть в год? В месяц- 21 тысяча, в 10 месяцев- 210 тысяч. Автор соображает, что написал? Как-то вроде тех 40 млн. погибших в ГУЛАГе по словам СоЛЖЕницына. Чушь какая-то! То, что строили потом Волго-Дон пленные, понятно всем. А кто должен был в те годы строить? Так что эти данные взяты из 90-х по привычке обливать грязью все, что было в СССР.