Руническое письмо. Лингвистический энциклопедический словарь

  • Дата: 30.06.2020

Алфавитом первого связного письма у древних германцев были знаки рунического письма, считавшиеся также магическими. Тацит в своей "Германии" писал, что германцы придают особое значение гаданию-жеребьевке: разбросав на куске ткани палочки с вырезанными на них знаками и прочитав молитву, жрец брал наугад три палочки и гадал, читая знаки на них.

Название букв - «руны» - образовано от основы, имевшей значение «тайна» (ср. гот. runa «тайна», немецкий глагол raunen «таинственно, украдкой шептать»). Одного корня с «runa» и современное немецкое название мандрагоры - Alraun. У древних германцев Al(b) runa - «ведьма, демоническое существо». Еще Тацит различает обряды, совершаемые жрецами в «общественных целях» и главой семейства «частным образом». Известно о существовании не только жрецов, но и жриц, когда готы переходили Дунай, то каждый род вез свою отеческую святыню, вокруг которой шли ее служители - жрецы и жрицы. Жрец - «гуди»- выбирался из родовой знати, содержал капище, где проходили жертвенные пиры, и председательствовал на местном тинге. Гот. runа означает и знак рунического алфавита, и тайный письменный знак, применяемый при гадании. К 4 в. готы знали руны. Но у германцев бытовали также и неалфавитные письменные магические знаки.

Наряду с официальными культами, готы широко прибегали к так называемой приватной, бытовой магии вне привязки к общественным культовым мероприятиям. Важна роль колдуний и колдунов, это вполне независимые и опасные существа. В сфере магического важны и интересны негерманские влияния, в первую очередь - финские. Похоже, что через них германская приватная магия усвоила ряд шаманистических элементов. Одновременно колдуны были травознатцами и лекарями. Травы - важные магические орудия, непременный атрибут колдунов и колдуний, при их помощи наводили морок. Злые колдуны наводили порчу «дурным глазом», причиняли болезнь и смерть, а также отнимали силу и жизнь или передавали их другим.

Рунический алфавит германцев, так называемые «старшие руны», насчитывал 24 знака. По первым шести буквам он получил название «Футарк» (futhark). Эти знаки представляют собой комбинацию вертикальных и наклонных линий. Горизонтальные линии использовались очень редко, поскольку они совпадали с древесными слоями и плохо различались. Отсутствие круглых линий, вероятно, объясняется техникой вырезания или выцарапывания рун острыми предметами - руническими палочками - на дереве, металле и камне. Направление письма произвольное: слева направо, сверху вниз и наоборот. Часто слова не разделены никакими знаками, хотя в качестве нерегулярных маркеров словоделения могут выступать точки или некоторые другие знаки, отсутствует и разбивка на строки. У создателей футарка было очень развито чувство звука, руническое письмо полностью соответствовало германскому звукоряду.

Феху/ Fehu [f] - богатство. Без амулета с этой руной не заключали ни одну сделку.

Урус/ Uruz [u] - бык. Символизирует ярость, отвагу, мощь, в том числе и на любовном фронте.

Турс / Thurisaz - секира. Руна бога Тора, похожая на его молот Мьёльнир. Ею украшали доспехи.

Ансуз/ Ansuz [a] - послание. Руна колдунов и шаманов. Помогала познавать неведомое.

Райдо / Raidho [r] - дорога. Руна путешественников, оберегавшая от злоключений в пути.

Кенас / Kenaz [k] - факел. Руна ясности, раскрытия тайн и заговоров.

Гебо / Gebo [g] - дар. Часто изображался на любовных амулетах.

Винья / Wunjo [w] - радость. Использовалась в личных украшениях для улучшения настроения.

Хагалль / Hagalaz [h] - град. Символизировала беды и катаклизмы.

Науд/ Nauthiz [n] - нужда. Оберегала от обмана. Вырезанная на роге для вина, хранила от яда.

Иса/ Isa [i] - лед. Ею «замораживали» неприятности, например, судебные тяжбы.

Йара / Jera [j] - год, урожай. Руна достижения цели.

Ихвас/ Eihwaz [`e] - сосна. Ее вырезали на кораблях - помогала причалить к берегу в шторм.

Перт / Perthro [p] - сокрытое, сокровенное. Руна гадателей.

Альгис / Algiz [z] - лось. Символизировала силу. Руна воинов. Часто изображалась на щитах.

Совило/ Sowilo [s] - солнце. Символ власти и победы. Руна правителей и военачальников.

Тюр, Тиваз / Tiwaz [t] - руна, названная по имени бога войны. Изображалась, в основном, на оружии.

Бъорк / Berkano [b] - береза. Символ семейного счастья, плодовитости и удачного материнства.

Эвас/ Ehwaz[e] - лошадь. Руна скорости и движения вперед.

Маннас / Mannaz [m] - человек. Руна деловых, а также личных отношений.

Лагус, лигр / Laguz [l] - вода. Руна стремления и очищения.

Ингви / Ingwaz - по второму имени бога плодородия Фрейра. Руна земледельцев.

Дэг / Dagaz [d] - день. Руна надежды. Использовалась при лечении затяжных болезней.

Отиль / Othala [o] - руна дома. Ее вырезали на двери, чтобы охраняла дом от нечистых помыслов.

Руны использовались преимущественно в магических, культовых целях. Знание рун было профессиональной тайной жрецов и передавалось из поколения в поколение. Назначение рунических надписей - ограждать владельца предмета от злых сил и от врагов, охранять покойников и удерживать их в могиле и т.д. Писались (вырезались) руны на дереве, кости, камне (надгробиях), позднее на металле, в частности на изделиях из золота. Так как деревянные предметы за редкими исключениями не сохранились, то и рунических надписей дошло до нас очень немного, особенно мало их в Германии и Англии, несколько больше в Скандинавии.

Всего обнаружено 150 предметов с руническими надписями, относящимися к 3-8 вв. Это предметы или детали вооружения (копье, рукоятка меча, насадка на щит), украшения и амулеты (кольцо, браслет, медаль брактеат (плоская тонкая монета из золота или серебра с чеканкой на одной стороне)), надгробные камни и т.д. Из рунических памятников в Англии наибольший интерес представляют надпись на шкатулке из Нортумбрии и стихотворение религиозного содержания на каменном Рутвельском кресте в Шотландии.

Руническое письмо, возникшее на основе одного из северо-италийских алфавитов, было усвоено мигрирующими германскими племенами в первые века н. э. Есть еще одна гипотеза, что изобрели и распространили руны герулы - восточногерманское племя. Самые древние памятники рунического письма зафиксированы на Кюльверкском камне, Вадстенском и Мотольском (Эстеръетланд, Швеция, 500--550 гг.) брактеатах.

Старший рунический ряд претерпел локальные модификации, в результате которых возникло 32-значное англо-фризское руническое письмо и 16-значное - скандинавское (младшие руны). В младшем руническом письме произошли существенные изменения: были устранены гласные среднего подъема, отсутствовала оппозиция между перегласованными и неперегласованными гласными, звонкими и глухими согласными. Упрощение алфавита, вероятно, связано со стремлением отразить новую фонологическую систему. Сокращение количества рун, обозначавших гласные, вероятно, связано с закреплением за руной определенной фонемы со всей совокупностью ее аллофонов, образовавшихся в результате различных видов умлаута и преломления; в системе консонантизма, возможно, произошла замена противопоставления по звонкости/глухости (например, d/t) на оппозицию по способу образования (например, d/р, т. е "смычный / спирант").

Младшими рунами выполнено около 5000 надписей на рунических камнях мемориального характера, на перекрестках, у мостов, на местах тинга, в церковных дворах. Традиционное содержание младших рунических надписей - формула, состоящая из имени заказчика, приказания вырезать руны, имени покойного, установления родственных (или другого рода) отношений между ними, имени мастера. В середине 9 в. на юге Швеции и в некоторых частях Норвегии возникли шведско-норвежские, или короткоствольные, руны в которых проявилась тенденция к облегчению начертания обычных («датских») рун.

Весьма недолго использовались хельсингские, или «бесстволые», руны, в которых принцип упрощения достиг наибольшего развития; с начала 11 в. были изобретены пунктированные руны, в которых в качестве диакритики использовалась точка. Помимо рун, в древнегерманских текстах использовалось готское письмо (только в готских текстах), по-видимому, изобретенное епископом Вульфилой в 6 в. н. э. на основе греческого алфавита с добавлением некоторых знаков из латинского или рунического алфавитов. После христианизации германских народов большое распространение получило латинское письмо в форме минускула, имевшее два варианта - инсулярный (англо-саксонский) и континентальный (каролингский) минускул. В 12 в. начинает применяться готическое письмо. В языке идиш используется еврейская графика. Из Англии и Германии рунических надписей дошло очень немного, всего известно около 150 предметов с руническими надписями 3-8 вв. Большинство надписей - отдельные слова (чаще всего - имена собственные). Каждая руна сама по себе тоже имела магическое значение, поэтому нередко выписывался весь алфавит или его часть, что должно было приносить удачу и ограждать от несчастий. Краткость или фрагментарность большинства надписей, их плохая сохранность и магический смысл привели к тому, что около трети расшифровать не удалось. А многие, считающиеся расшифрованными, имеют весьма спорные толкования.

Рунические надписи континентальных германцев относятся главным образом к эпохе Меровингов (6-8 вв.). В основном это амулеты и фибулы с алфавитом, краткими надписями магического характера и рядами рун, не поддающимися истолкованию. Последняя значительная находка была сделана в 1945 г., это запись футарка в рукописи из монастыря в Фульде (8-9 вв.). У англосаксов в связи с фонетическими особенностями их диалектов число рун было увеличено до 28. Такое их число в рукописи 7 в., в так называемом "Зальцбургском кодексе" -- "Codex Salis burgiensis", а древнеанглийская "Руническая песня" 9-10 вв. содержит уже 33 руны. Таким образом, древнеанглийский футарк является расширенным вариантом континентального.

Язык древнейших рунических надписей - промежуточное звено между германским языком-основой, формы которого можно лишь реконструировать, и языками древнейших письменных памятников различных германских народов. Древнерунический архаичнее готского, в нем сохранились более древние грамматические явления, в частности, основообразующие гласные. Специфика применения рунического письма нашла отражение и в лексике германских языков. Так, нем. Buchstabe «буква» первоначально означало «буковая палочка» (ср. гот. boka «буква», мн.ч. bokos «книга», да.bokstжf). Немецкий глагол lesen «читать» первоначально означал «подбирать, выбирать (разбросанные буковые палочки)» и сохранил это значение, как менее употребительное, наряду с новым «читать», старое же лучше всего сохранилось в глаголе auflesen «подбирать» и в ряде сложных существительных -- Weinlese, Kartoffellese. В процессе христианизации (4-12 вв.) германцы знакомятся с латинским письмом (готы - с греческим), в результате чего к 9 в. руническое письмо на территории Франкского государства, а к 11 в. на Британских островах полностью вытесняется латинским. В Скандинавии, где руническая письменная традиция оказалась более устойчивой, руническое письмо не исчезло полностью, а было перенесено на пергамент и использовалось не только в культовых целях, но и (как, например, в Дании в 13 в.) для записи законов вплоть до 16 в. В Швеции рунами в частных записях пользовались еще в 16-17 вв. Предпринимавшиеся в Швеции попытки возродить руническое письмо потерпели неудачу: руны не смогли конкурировать ни с латинским, ни с так называемым «готическим» шрифтом.

Невероятно ценно, что Англосаксонский и Младший Футарки «оставили» после себя среди прочих такие замечательные памятники как руна-поэмы (представляющие собой учебники для изучающих алфавит) и перечни имён рун. Именно на этой основе учёными-лингвистами были восстановлены имена рун Старшего Футарка.

Со 2-3 вв. до позднего средневековья. Вышло из употребления с распространением латинского письма . Знаки рунического письма, руны , вырезались преиму­ще­ствен­но на металле, камне и дереве, отсюда их своеобразные заострённые начертания. Древнейшей считается надпись на наконечнике копья из Эвре-Стабю (Норвегия, около 200 г.). Состав алфавита и начертания рун с течением времени менялись. Различают старшие, или общегерманские, руны (до 9 в., 24 руны) и развившиеся из них младшие, или скандинавские, руны. Известно около 150 старше­ру­ни­че­ских надписей (преиму­ще­ствен­но в Шлезвиге, Ютландии и на Скандинавском полу­остро­ве, но также в других районах Европы) и свыше 3500 младшерунических надписей. Поздней­шие модифи­ка­ции руниче­ско­го письма в Скандинавии («пунктированные», «бесстволые», «дальские» руны) имели ограни­чен­ное применение. Особый вариант рунического письма - англо-саксонские руны, бывшие в употреб­ле­нии в Англии в 7-10 вв. (до 33 рун).

Старшие и младшие руны различаются как по функциям, так и по языку. Старшерунические надпи­си встреча­ют­ся на оружии, украшениях, а с 5 в. также на камнях. Их язык, отлича­ю­щий­ся большим едино­обра­зи­ем и архаичностью, не может быть отождествлён ни с одним конкретным древне­герман­ским языком. Выска­зы­ва­лось мнение, что он является особым типом общегерманского койне (Э. А. Макаев). Старшие руны, видимо, применялись в основном в магических целях (ср. готское rūna ‘тайна’, древневерхненемецкое rūnōn ‘шептать’). Особую роль в надписях играют имена собствен­ные и сакральная лексика , не всегда поддающаяся истолкованию. Встре­ча­ют­ся надписи, состоящие из отдель­ных рун или воспро­из­во­дя­щие целиком рунический ряд. Младше­ру­ни­че­ские надписи являются памятниками древне­скан­ди­нав­ских языков (древне­швед­ско­го, древне­дат­ско­го, древне­нор­веж­ско­го). Это главным образом мемориальные надписи на камнях, состоящие из нескольких фраз, некоторые из которых версифицированы.

Вопрос о непосредственных источниках рунического письма остаётся спорным. Несомненна, однако, его связь с южноевропейской письменностью Средиземноморья (греческой , латинской или италий­ской).

Термин «руническое письмо» применяется по отношению и к другим письменностям (см. Древне­тюрк­ское руническое письмо).

  • Смирницкий А. И., Вопрос о происхождении рун и о значении праскандинавских надписей как памятников языка, «Учёные записки Института языка и литературы», 1931, т. 4;
  • Макаев Э. А., Язык древнейших рунических надписей. Лингвистический и историко-филологический анализ, М., 1965;
  • Мельникова Е. А., Скандинавские рунические надписи. Тексты, перевод, комментарий, М., 1977;
  • Krause W., Runeninschriften im älteren Futhark, Halle, 1937;
  • Elliott R., Runes. An introduction, Manchester, 1959;
  • Moltke E., Runes and their origin: Denmark and elsewhere, Cph., 1985.

Древнейший (старший) рунический алфавит использовался до конца VIII века. Он состоял из 24 знаков, имевших фонетическое и символическое значение. Символические значения рун следовали из их названий – «един- ство», «воплощение», «возрождение» и т.д.

Старшерунический алфавит называют футарком; это слово образовано по звучанию первых шести знаков буквенного ряда – F, U, Þ, A, R, K. Уже к IV веку сложилась устойчивая последовательность в корне отличается от последовательности знаков в алфавитах, восходящих к финикийскому

письму (латинский, греческий).

24-значный футарк разделяется

Начиная с V века старший рунический алфавит, используемый различ- ными германскими племенами, распространялся по Европе и видоизменял- ся. В результате этого возникло несколько модификаций футарка – англо- саксонская, фризская и др. Видоизменения рунической системы происходи- ли, во-первых, вследствие изменения языка, во-вторых, для адаптации рун к языкам народов, принимающих руническую письменность.

Происходило и усовершенствование орфографии рунического письма. Уже в старшерунических надписях отдельные слова или группы слов иногда разделялись, хотя в целом было характерно слитное написание. Постепен- но употребление разделительных знаков между словами становилось все более и более последовательным; к XI – XII векам эта практика стала пра- вилом. Для разделения слов использовались крестики, точки и т.п. В неко-

торых надписях наблюдалось одновременное употребление и слитного, и раздельного написания слов. Иногда разделительные знаки разбивали сло- во на несколько частей. Если слово оканчивалось на ту же руну, с которой начиналось следующее слово, допускалось писать слова слитно, не повто- ряя концевой и начальный знак.

Существовало две модификации младшерунического ряда: полновет- вистые и коротковетвистые руны. Эти модификации долгое время рас- сматривались исследователями как две локальные системы рунической письменности. За ними закрепились названия «датские» или «обычные» руны и «шведско-норвежские» руны. Однако территориальная привязка здесь неправомерна – полноветвистые «датские» руны широко использо- вались и за пределами Дании, в том числе – на Скандинавском полуостро- ве. Правильнее предполагать, что в основе разделения рун на полно- и ко- ротковетвистые лежит не территориальный, а функциональный принцип: полноветвистые руны использовались для монументального письма, а ко- ротковетвистые - являлись своего рода скорописью и находили применение в первую очередь в бытовой практике.

Старшие и младшие футарки не могли в полной мере отобразить фонети- ческий состав германских и скандинавских языков. Для этого приходилось од- ним и тем же знаком обозначать до четырех фонем. Потребность в расширении знакового ряда привела к появлению так называемых пунктированных рун: над руной ставился диакритический значок – точка. В надписях XII века пунктиро- ванные руны образуют полный алфавит, в него добавляются несколько знаков, основанных на соответствующих по звучанию латинских буквах.

Рис. 1. Трансформация рунического строя: ранние (слева) и поздние (справа) англо-

саксонские руны

РУНИЧЕСКИЕ РУКОПИСИ

У нас нет надёжных свидетельств широкого литературного использова- ния рун в ранние времена, однако некоторые учёные считают, что руниче- ское письмо широко применялось для всех видов светской письменности: для законодательных постановлений, договоров, генеалогий, стихов и т. д. Впрочем, число сохранившихся рукописей очень невелико и относятся они к сравнительно позднему времени. К числу наиболее важных рунических ру- кописей принадлежат:

Древнедатский Codex Runicus, относящийся к концу XIII в. и представ-

ляющий собой юридический текст;

Так называемые «Fasti Danici» (около 1348 г.);

-«Codex Leidensis» в Лейдене (Голландия);

-«Codex Sangallensis 878» в Санкт-Галлене;

-«Codex Salisburgensis 140», хранящийся ныне в Вене, и т. д.;

Сохранился также рунический молитвенник, написанный, вероятно,

для мирянина, не знакомого с латинским языком.

Наиболее ранняя из сохранившихся рукописных версий поздних древ- неанглийских рун представлена рукописью N 17 в библиотеке колледжа св. Иоанна в Оксфорде, датируемой 1110 г.

Надписи, найденные в Швеции

Из общего числа рунических надписей - а их всего около четырёх тысяч

Большая часть (около 2500) найдена в Швеции. Они относятся главным образом (примерно 2000) к XI и началу XII в., и только около 25 надписей, в том числе несколько брактеатов, относится к раннему периоду. Примерно половина надписей, обнаруженных в Швеции, была найдена в Упланде и около 250 надписей - на острове Готланд. Самая длинная руническая над- пись найдена в Реке в Эстеръётланде; она высечена на камне и относится приблизительно к 900 г. Эта надпись весьма любопытна, так как в ней ис- пользованы четыре варианта рунического письма.

Дания и Шлеэвиг - области наиболее раннего знакомства с рунами

Сохранилось свыше пятидесяти надписей (в числе которых приблизи- тельно 40 брактеатов), восходящих к периоду от III до VI в.н.э., и около двухсот надписей на камне, относящихся преимущественно к периоду от IX до середины XI в.Самой ранней из сохранившихся рунических надписей считается надпись на застежке из Вимосе на острове Фюн в юго-западной Дании, относимая к середине III в н.э. Другой весьма ранней рунической надписью является надпись на наконечнике ножен из Торсбьерга в Шлезви- ге, её относят ко времени около 300 г. Примечательна также надпись на

«золотом роге» из Галлехуса (северный Шлезвиг), датируемая примерно

(в 1802 г.) он был украден и переплавлен.

Норвегия

К раннему периоду принадлежит около 60 надписей, в том числе 10

брактеатов; к позднему периоду относят сравнительно мало памятников.

Одной из наиболее длинных надписей раннего периода является над-

пись на камне из Туне, юго-восточная Норвегия, относящаяся к V в. Над-

пись на камне из Эйнанга относят ко времени около 400 г. Самой длинной из рунических надписей, обнаруженных в Норвегии, является надпись на камне из Эггьюма (примерно 700 г.); в ней можно прочесть свыше 170 со- хранившихся букв.

Британские острова

Сохранилось около 50 рунических надписей на вертикально постав- ленных камнях (большей частью на каменных крестах, а также на предме- тах утвари, однако лишь немногие из них были найдены в собственно Анг- лии. Наиболее интересными в художественном отношении являются зна- менитые Нортумбрийские кресты, датируемые приблизительно 670-680 гг., найденные в Бьюкасле близ Брамптона, в Кэмберленде, и в Ратвелле близ

Дамфриса, в Шотландии. Надпись на последнем из них содержит часть по-

Надпись, найденная в Коллингеме (Йоркшир), повествует о смерти ко- роля Освиу, убитого в 650 г. К числу предметов с руническими надписями принадлежат скрамасакс, или короткий меч, найденный в Темзе в 1857 г. и хранящийся теперь в Британском музее. Некоторые учёные относят его к V- VI вв., другие же (с большим основанием) - ко времени около 800 г.

Наиболее замечательным и лучше всего сохранившимся памятником является «ларец Фрэнкса», названный так по имени сэра Уолластона Фрэн- кса, который приобрёл его в 1857 г. и подарил Британскому музею, где он хранится и до сих пор; правая его стенка находится в музее Баргелло во Флоренции. Надписи и изображения этого ларца, вырезанные по китовой кости, чрезвычайно интересны как с палеографической и литературной, так и с художественной точек зрения. Некоторые учёные считают, что ларец относится ко времени не позже 650 г., другие датируют его приблизительно

700 г. Среди интересных памятников с руническими надписями следует от- метить также золотой перстень из Греймур-Хилла, близ Карлайля, костяной футляр для гребня из Линкольна и др.

Важная группа норвежских по происхождению надписей на камне была обнаружена в Мешоу на Оркнейских островах и опубликована Дж. Фарре- ром. Всего этих камней около тридцати; надписи на них можно, по всей ве- роятности, отнести к 1152-1153 гг. Из рунических надписей, найденных на острове Мэн и в Ирландии, следует особо упомянуть о камне из Кёрк- Майкела (около 1100 г.) и о камне из Гринмаунта Лаута (XII в.)

Другие страны

Как это ни удивительно, но Исландия, где сохранилась столь богатая древнегерманская литература, очень бедна руническими надписями; самая

ранняя из них восходит приблизительно к 1200 г. Наиболее удалённым пунктом в северо-западном направлении, где найден камень с рунической надписью, является остров Кингигторссуак в Баффиновом заливе, западнее Гренландии.

Только несколько рунических надписей обнаружено в западной и юж- ной Германии и в Австрии, но в то же время отдельные памятники содер- жащие рунические надписи, были найдены: в современной восточной

Франции, в департаменте Сены и Луары, то есть на территории старого

Бургундского королевства (Шарнейская застежка); на Волыни (наконечник

копья из Ковеля, относимый к IV в.н.э.); на русском берегу Черного моря (ка- мень из Березани, относимый к XI в.н.э.); в Греции (мраморный лев, дати- руемый приблизительно 1170 г., найденный в Пирее около Афин и переве- зённый в Венецию в 1687 г.); в Румынии в 1837 г. в Пьетроассе в провинции Бузэу, в 60 милях от Бухареста, был найден огромный клад IV в.н.э. Среди прочих предметов было обнаружено большое золотое кольцо, содержащее следующую готскую надпись, сделанную рунами: gutaniowihailag; ее интер- претировали как Gutan(e) lowi hailag, что значит «посвящено Юпитеру готов» (то есть богу Донару) , или как Gutani owi (awi) hailag «священная собствен- ность готов»: имеются и другие интерпретации.

Самые ранние надписи

Самые ранние из сохранившихся рунических надписей относятся, как уже упоминалось, к III-V вв.н.э. Некоторые учёные датируют I в.н.э. корот- кую надпись, обнаруженную в Тронхейме, в Норвегии, однако она принад- лежит, по-видимому, к гораздо более позднему периоду. Две короткие над- писи - одна на бронзовом шлеме из Негау, датируемая II в.до н.э., и другая на роговом стилете из Мария-Заалерберг, Каринтия, относящаяся, быть может, к I в.до н.э., рассматриваются некоторыми учеными как ретические, а другими - как ранние германские руны; вероятно, они написаны на гер- манском языке, но северноэтрусскими буквами, а не рунами.

Конец рунических письменностей

Постепенная замена рун латинским алфавитом, несомненно, совпада- ла с ростом влияния римско-католической церкви. Победа латинского ал- фавита над руническими письменностями соответствовала установлению исключительного господства латинской церкви в северной, западной и цен-

тральной Европе. Всякий раз, когда какая-либо область полностью хри- стианизировалась и подпадала под контроль церкви, обычай составления рунических надписей выходил из употребления. Впрочем, рунические пись- менности продолжали употребляться, хотя и в ограниченной сфере, на про- тяжении еще длительного времени и после введения христианства. Для за- клинаний и для мемориальных надписей руны употреблялись вплоть до XVI

в. Имеются свидетельства об использовании рун на Готланде еще в XVII в. О. фон Фризен, один из авторитетнейших специалистов по этому вопросу, сообщает, что «в удаленных областях Швеции - таких, как Даларна и Херь- едален,-...руны изредка употребляются для записей и в наше время».

Где бы ни появлялись викинги, они оставляли рунические надписи на камнях или зданиях. "Эти руны высек самый большой мастер рунического письма в западных морях", - хвастался один из группы викингов, которые

останавливались в древнем погребальном кургане на Оркнейских полях. "Лиф, повариха эрла, высекла эти руны", - писала женщина. "Ингигерт - прекраснейшая из женщин", - заявлял другой викинг. Он шутил. Рядом со своей надписью нарисовал бешеную собаку.

Викинги верили в то, что руны обладают магическими свойствами. Че- ловек, знавший руны, мог затупить оружие врага, разорвать оковы и вну- шить женщине любовь. Руны могли излечить его болезнь, защитить в бою

или в море и сделать неподвластным чарам ведьм.

Камни с нанесенными на них рунами украшались замысловатыми узо- рами и черной, красной, синей и белой краской. Они устанавливались, что- бы утвердить право наследника на наследство или увековечить достижения тех, кто, например, "отправлялся за золотом в дальние страны", или тех, "кто получил свою долю добычи в войне с Фризией". Некоторые камни несут записи о темных делах, например: "Хоскулд солгал своему другу, с которым был связан клятвой". Другие представляют собой памятники любимым: "Биргинг, покойся в мире, любящая тебя Ваг".

Контрольные вопросы

1. Что понимается под рунической письменностью?

2. Какова этимология слова «руна»?

3. Когда, по мнению шведского архиепископа Иоганн Стуре (Иоганн Магнус)

в появились руны в Швеции?

4. К какому времени относил появление рунического алфавита Л.Виммер?

5. К какому времени относил появление рун О. фон Фризен?

6. Когда появились руны по мнению Марстрандера?

7. Когда, предположительно, по мнению Хаммарстрема возник футарк?

8. Что говорил Генрих Хемпель о возрасте рунического письма?

9. В какое время возникли руны по мнению Агрелля?

10. Какие косвенные сведения о германском письме содержатся в повество-

вании Тацита?

11. Какой прототип у рунического алфавита согласно Исааку Тейлору?

12. Какому алфавиту приписывают роль прототипа рунического алфавита

Л.Виммер, Агрелл, О. фон Фризен?

13. К каком алфавите видит прототип пунического алфавита Бредсдорфф?

14. Какой теории относительно происхождения рунического алфавита при- держиваются Вайнхольд, Оберцинер, Бугге, Марстрандер, Хаммерстрем, Файст, Арнц, Буонамичи, Карпентер и др.?

15. Из скольких знаков состоял древнейший (старший) рунический алфавит?

16. До какого века использовался старший рунический алфавит?

17. Как называется старший рунический алфавит?

18. По какому принципу образовано его название?

19. На какие части подразделяется старший рунический алфавит?

20. По каким причинам происходили видоизменения рунической системы?

21. К какому времени употребление разделительных знаков между словами стало правилом?

22. Какие существовали модификации младшерунического ряда?

23. Какой принцип лежит в основе разделения рун на полно- и коротковет-

24. Могли ли старшие и младшие футарки в полной мере отобразить фоне-

тический состав германских и скандинавских языков?

25. Какие руны появились вследствие потребности в расширении знакового ряда?

26. В чем характерная особенность пунктированных рун?

27. Какие рукописи относятся к числу наиболее важных рунических памят-

28. На территории какой страны найдена большая часть рунических памят-

29. Где были обнаружены самые ранние рунические памятники?

30. Какие рунические памятники были обнаружены в Норвегии?

31. Какие рунические памятники были обнаружены на Британских островах?

32. В каких других странах были обнаружены рунические памятники?

33. Что послужило причиной замены рунического алфавита латинским?

34. Употреблялось ли руническое письмо после введения христианства?

35. Какие магические свойства приписывались рунам?

Руническое письмо было когда-то распространено в Северной Европе 13 веков, в шведской провинции Даларна - до XIX века. Но и сегодня руны не забыты. Внимание к ним настолько сильно, что даже порождает псевдоисторические теории.

Руны – что это?

Руны – общее наименование символов (букв) в древних германских и скандинавских алфавитах. Он разбит на три группы – атта. Каждый атт состоит из восьми рун. Первый германский рунический «алфавит» называется Старший Футарк.

По фонетическим соответствиям рун первого атта – f, u, th, a, r, k, – алфавит и получил свое название. Высекались руны на дереве и камнях, поэтому и формировались как набор прямых полос, которые удобно было выбивать в твердом материале.

Направление письма в основном шло слева направо, хотя в самых ранних надписях часто встречается бустрофедон (от др.-греч. βοῦς – бык и στρέφω – поворачиваю, как движения быка в плуге). Это способ письма, в котором направление чередовалось в зависимости от четности строки – если первая строка пишется справа налево, то вторая – слева направо, третья – снова справа налево, и при перемене направления буквы писались зеркально.

Всего за время исследований на территории Швеции обнаружили около трех тысяч рунических надписей, еще порядка двух тысяч обнаружены в регионах Дании, Гренландии, Норвегии, Исландии и других северных землях.

История рун

Появившись у северных народов еще в начале III века, истинный рассвет руническое письмо получило в христианский период Скандинавии. Несмотря на широкое распространение латинских языков и письменности, сохранились и использовались многие древние алфавиты, в том числе древнеисландский.

Кроме того, руника обогатила латинский алфавит несколькими новыми буквами – они обозначали звуки, которых не нашлось в латыни. Появились даже латиноязычные надписи, выполненных руническим алфавитом. Часто рунами записывали христианские молитвы, либо их начальные слова: «Pater noster» и «Ave Maria».

Подтверждением слияния стали найденные в Швеции и Норвегии записи латинских слов, обозначенные рунами. Часто древнетюркский алфавит также называют рунами. Из-за внешнего сходства символов на камнях периодически «рунами» становится и кёк-тюркская письменность, зародившаяся в VI веке в Сибири, и древневенгерская письменность, и даже гипотетический «древнеславянский алфавит».

Разновидности рун

Смысл самого слова «руна» близок к слову «шептание» на языках Северной Европы. Слово «run» в современном ирландском языке означает «секрет» или «решение» – рунами ирландцы пользовались, для гадания и принятия решений. Но когда появилась необходимость в письменности, система рун легла в основу алфавита. Ученые имеют археологические свидетельства о связи письма и рун. В современном русском алфавите есть 10 букв, по форме соответствующих знакам рун, а в римском алфавите таких букв 13.

В период III века до нашей эры руны распространились из Дании в Скандинавию, а впоследствии – на континент. В настоящее время принято различать несколько видов рунической письменности: общегерманские, готские, англосаксонские, «маркоманнические», исландские, датские, хельсингские и другие руны хоть и похожи друг на друга, но, по мнению рунологов, относятся к различным эпохам и практикам.

Каменные блокноты

Норвежский рунолог А. Листёль в прошлом веке доказал, что руническая письменность не подтверждала принадлежность к каким-либо тайным сообществам, а была общедоступна. Примерами использования рун как «бытовых записок» к XI веку служат такие послания, как «Люби меня, я люблю тебя, Гуннхильд, поцелуй меня, я знаю тебя» и курьерские заметки вроде «Торкель, монетный мастер, посылает тебе перец». В средневековой Европе существовали также и рунические календари.

Многие современники любят мистифицировать древние записи, а ведь некоторые руны несут в себе смысл, равный объявлению от администрации ЖКХ на вашем подъезде. Например, сообщают о строительстве моста или времени сбора податей. Благодаря руническим камням, удалось узнать и о многих событиях, повлиявших на ход истории определенного поселения, но, к сожалению, очень немногие каменные «учебники истории» содержат упоминания дат. Один из таких камней гласит, что «дренги осадили Хедебю». Сказать наверняка, каким годом датированы эти руны, очень сложно, ведь средневековый город Хедеба был известен своим богатством, из-за чего его часто осаждали враги. Руны не только повествовали о событиях, но и содержали отношение к ним. Это просматривается на примере высеченных песен: драпа - хвалебная песня, нид - хулительная. Причем сочинение нидов запрещалось законом.

Создатели рун

Несмотря на общедоступность рунического письма, настоящие шедевры правильной формы и содержания создавались лишь профессиональными мастерами, эрилями. «Коварным называюсь, вороном называюсь, я, эриль, вырезаю руны» - надпись на шведском руническом камне VI в. Современные рунологи могут назвать порядка 140 имен древних мастеров, отсекая работы дилетантов с низким качеством резьбы и ошибками в тексте.

Одним из первых мастеров-христиан считается Гуннар (Kunar), живший в начале XI века. Благодаря подписанным мастером двум камням, удалось установить принадлежность ему более сорока работ на основании стилистических, палеографических и языковых особенностей. Еще один эриль, Асмунд Карасон (Asmuntr Karasun), автор 22 подписанных рунических камней XI столетия. Также ему приписывают еще от 24 до 54 камней, опираясь на орфографическое, палеографическое и изобразительное сходство работ.

Русские руны

Создавая в IX веке славянскую письменность, Кирилл и Мефодий взяли за основу родной им греческий алфавит. Первая азбука славян, глаголица, хоть и послужила появлению славянской письменности и литературного старославянского языка, но по причине греческого написания букв позднее была переработана в древний алфавит славян, известным нам как кириллица.

Существование так называемых «славянских рун» сегодня не доказано.До сих пор многими со славянскими рунами отождествляется письменность «Велесовой книги», признанной научным сообществом мистификацией. В XVIII веке заявлялось о находке «венедских рун» на фигурках из храма Ретры, но эти фигурки, как и «Велесова книга», были признаны поддельными.

Руны современности

Руны использовались в символике национал-социалистической партии Германии (две руны S на черном фоне). В общей сложности, по указу Гиммлера в символике СС использовалось 14 из 24 рун старшего футарка, с помощью которых обозначались основные этапы карьерного продвижения по службе и личные характеристики членов организации.

Дж. Р. Р. Толкин создавал для своих книг специальные языки жителей Средиземья, в том числе «Лунные руны» и «кирт», придуманные им на основе Футарка. Программисты наверняка знают, что руны использовались и при создании юникода. Начиная с версии Unicode 3.0 руническим знакам были отведены отдельные позиции (16A0-16F0), а всего занесено 76 рунических символов, включая различные формы одного и того же знака в зависимости от рунического алфавита, в который тот входил.

История деградации азбуки [Как мы потеряли образы букв] Москаленко Дмитрий Николаевич
Из книги Боги Третьего рейха автора Кранц Ганс-Ульрих фон

Руническая магия Перстень «Мертвая голова» был самым весомым символом участия в делах СС. По словам Гиммлера, он был «знаком полного повиновения и преданности лично фюреру». Орнамент включал в себя «мертвую голову» (череп), двойную руну «зиг», свастику, руну «хагалл» и

Из книги Краткая история евреев автора Дубнов Семен Маркович

75. Письменность В течение многих столетий все умственное творчество еврейского народа заключалось в устных преданиях. Сказания о начале мира, образовании стран и народов, предания о прошлой жизни еврейского народа, его скитаниях, подвигах, войнах, о его героях, учителях

Из книги Славянские Боги Олимпа [Историко-лингвистический очерк] автора Мирошниченко Ольга Федоровна

Глава II. Докирилловская славянская руническая письменность Официальная наука и русская Православная Церковь категорически утверждают, что именно Кирилл и Мефодий «принесли свет письменности в языческую тёмную Русь».Однако существуют источники, причём очень древние,

Из книги Страна древних ариев и Великих Моголов автора Згурская Мария Павловна

Из книги Величие Древнего Египта автора Мюррей Маргарет

Из книги Загадки истории. Факты. Открытия. Люди автора Згурская Мария Павловна

Письменность Главная загадка хараппской цивилизации - письменность. Ее расшифровка прольет свет на множество других тайн. Археологи нашли большое число предметов с надписями на неизвестном древнем языке. Среди них тысячи печатей, изделия из металла и керамики. Ученые

Из книги Византийская цивилизация автора Гийу Андре

Письменность Книга. Написанный текст передавался в зависимости от типа посланий, различных по своей природе, посредством мозаики, камня и рисунка на папирусе, пергамене и бумаге. Папирус в течение долгого времени выращивался только в Египте, и листки, подготовленные в

Из книги Друиды автора Леру Франсуаза

I. ПИСЬМЕННОСТЬ Трудно исследовать доктрину друидов, основанную на системе передачи табуированных знаний. «Доктрина» - слово даже слишком сильное, чтобы обозначить то немногое, что нам известно. К тому же, что скрывало за собой наименование «друидизм» в кельтской

Из книги Народные традиции Китая автора Мартьянова Людмила Михайловна

Письменность Общепринятая письменность – китайская иероглифика. Иероглифы существуют более 6000 лет и используются в самом Китае, на Тайване, в Гонконге и Сингапуре.Самыми ранними письменными текстами на китайском языке были гадательные надписи, выцарапанные каким-либо

Из книги Славянские древности автора Нидерле Любор

Письменность Славяне еще задолго до принятия христианства могли познакомиться с письменностью. Они приходили к грекам на черноморские рынки. После 106 года н. э. из Дакии начался наплыв римских торговцев, а когда в VI и VII веках славяне пришли на Балканский полуостров, им,

Из книги История древней Ассирии автора Садаев Давид Челябович

Письменность Своими знаниями истории народов Месопотамии и ее соседей человечество обязано в первую очередь глиняной табличке.На плодородной низменности между Тигром и Евфратом, в Месопотамии, издавна жили шумеры – древнейший культурный народ мира.У шумеров, как и у

Из книги Краткий курс истории Беларуси IX-XXI веков автора Тарас Анатолий Ефимович

Письменность Долгое время (до XIII и даже до XIV века!) наши предки использовали руническое письмо. Как правило - для записей культового характера, поэтому знатоками рун были профессиональные жрецы. На балтских диалектах их называли «вайделоты», на славянских - «волхвы»,

Из книги Всемирная история. Том 2. Бронзовый век автора Бадак Александр Николаевич

Письменность Древние египтяне использовали для письма папирусную бумагу. В сухих песках северной Африки до сих пор продолжают находить древние манускрипты. Сначала считалось, что на папирусе стали писать во времена Александра Македонского, то есть в IV веке до н. э. Но за

Из книги История человечества. Восток автора Згурская Мария Павловна

Письменность Главная загадка хараппской цивилизации – письменность. Ее расшифровка прольет свет на множество других тайн. Археологи нашли большое число предметов с надписями на неизвестном древнем языке. Среди них тысячи печатей, изделия из металла и керамики. Ученые

Из книги Народ майя автора Рус Альберто

Письменность Мы полагаем, что древние майя разработали самую передовую систему письменности во всей доиспанской Америке. Начальным стимулом для них должно было служить наличие зачаточной письменности на более древних скульптурных монументах в области майя и в

Из книги Великие культуры Месоамерики автора Соди Деметрио

Письменность Иероглифическая письменность.Использование чисел со значением в зависимости от занимаемой позиции.Сброшюрованные книги (кодексы). Исторические летописи и