Все для золочения. Золочение

  • Дата: 23.10.2019

Научившись выполнять золочение в домашних условиях, что не так сложно, как может показаться на первый взгляд, вы сможете вернуть вторую жизнь любимым украшениям из меди и серебра. Изделия, изготовленные из золота, уже на протяжении многих лет пользуются огромной популярностью как у женщин, так и у мужчин. Чтобы обладать такими изделиями без серьезных затрат на их приобретение, достаточно овладеть технологией золочения.

На изделия из каких металлов можно наносить слой позолоты

Наиболее распространенным процессом является золочение серебра, но золотое покрытие можно наносить и на поверхность других металлов. Так, позолота может быть нанесена на и цинка, а также из железа и стали и др.

На вопрос о том, как позолотить металл в домашних условиях, однозначного ответа не существует. Все зависит от того, изделия из какого металла необходимо подвергнуть такой обработке. На выбор технологии золочения, осуществляемого в домашних условиях, влияет также результат, которого необходимо добиться.

Для золочения металла могут использоваться разные методы, наиболее распространенными из которых являются:

  • натирание поверхности изделия раствором хлорного золота;
  • золочение, выполняемое погружением изделия в раствор с цинковым контактом;
  • гальваническое золочение.

Каждый из таких методов золочения, выполняемого в домашних условиях, требует использования определенных химических реактивов, инструментов и оборудования.

Приготовление и использование хлорного золота

Чтобы покрыть слоем позолоты металл, часто используют раствор, называемый хлорным золотом. Для приготовления такого раствора золото растворяют в «царской водке», представляющей собой смесь соляной и азотной кислот. Соляную и азотную кислоты берут в пропорции 3: 1. Золото помещают в этот состав, а затем выпаривают жидкость. Выполнять процедуру выпаривания жидкости из такого раствора следует очень аккуратно, чтобы не получить ожоги кожных покровов и дыхательных путей. Сухое вещество, оставшееся после выпаривания, как раз и является хлорным золотом.

Перед тем как применять хлорное золото для позолоты, его необходимо смешать с раствором цианистого калия и отмученным мелом, в результате чего должна получиться кашицеобразная масса. Такой кашицей, используя кисточку, покрывают изделие, после чего его выдерживают некоторое время, а затем тщательно промывают и полируют.

Для золочения стали хлорное золото смешивают с эфиром. Покрытое таким составом изделие оставляют на некоторое время, пока эфир полностью не испарится, а затем обработанную поверхность просто натирают тканью для придания золотого блеска.

Используя хлорное золото, предварительно смешанное с эфиром, на металлический предмет можно наносить различные надписи и узоры. Для того чтобы провести такую процедуру, в полученный раствор окунают гусиное перо и выполняют требуемые надписи и узоры, которые после испарения эфира и полировки будут сверкать золотым блеском.

Как уже говорилось выше, золотое напыление часто наносят на серебро, для чего также может использоваться хлорное золото. Чтобы выполнить химическое золочение изделий из данного металла, необходимо приготовить смесь, включающую в себя следующие компоненты:

  • хлорное золото – 10 граммов;
  • цианистый калий – 30 граммов;
  • поваренную соль – 20 граммов;
  • соду – 20 граммов;
  • воду – 1,5 л.

Химическое золочение, которому необходимо подвергнуть серебро, можно также выполнять с использованием смеси из:

  • хлорного золота – 7 граммов;
  • железистосинеродистого калия – 30 граммов;
  • карбоната калия – 30 граммов;
  • пищевой соли – 30 граммов;
  • воды – 1 л.

Саму процедуру напыления слоя золота на поверхность металла при использовании химических растворов выполняют в следующей последовательности.

  1. Обрабатываемое изделие предварительно прокаливают.
  2. Поверхность предмета протравливают сначала раствором серной кислоты, а затем азотной кислотой.
  3. Протравленное изделие на мгновение опускают в смесь, состоящую из серной, азотной и соляной кислот.
  4. После обработки в смеси кислот изделие ополаскивают водой, затем погружают в ртуть и наконец в воду, где его выдерживают 30 секунд.
  5. После емкости с водой изделие помещают в раствор для золочения, выдерживают требуемое время, затем промывают водой и сушат в древесных опилках.

Применение цинкового контакта

Чтобы получить более толстый позолоченный слой, используют цинковый контакт. Таким методом можно, например, покрыть слоем золота серебро. Для золочения готовят состав из таких компонентов, как:

  • хлорное золото – 15 граммов;
  • углекалиевая соль – 65 граммов;
  • желтая кровяная соль – 65 граммов;
  • пищевая соль – 65 граммов;
  • вода – 2 л.

Изделия, изготовленные из меди и латуни, покрываются под золото в растворе следующего состава:

  • хлорное золото – 2 грамма;
  • едкий калий – 6 граммов;
  • цианистый калий – 32 грамма;
  • фосфорнонатриевая соль – 10 граммов;
  • вода – 2 л.

Предметы, на поверхность которых необходимо нанести слой позолоты, тщательно очищаются от грязи и жира, затем их помещают в предварительно нагретый состав для золочения. Уже находящиеся там изделия соединяют с цинковой палочкой, которая и выступает в качестве контакта.

Чтобы позолота, нанесенная на поверхность изделий из стали, цинка и олова, была качественной и отличалась хорошей адгезией, перед золочением их необходимо подвергнуть процедуре омеднения.

Гальванический метод нанесения позолоты

Наиболее прочный и качественный слой позолоты позволяет получить гальваническое покрытие золотом, выполняемое в специальных электролитических растворах. Такая технология золочения очень напоминает цинкование, так как для ее реализации используются гальваника и аналогичные электрохимические процессы.

В зависимости от химического состава раствора, в котором выполняется гальванизация, сформированная позолота может иметь красноватый или светло-желтый оттенок. В основном золочение изделий из металла по данной технологии выполняют в растворах двух типов.

Электролиты для золочения первого типа готовят в следующей последовательности.

  1. В 700 миллилитрах воды растворяют 60 граммов фосфорнокислого натрия.
  2. В 150 миллилитрах воды разводят 2,5 грамма хлорного золота.
  3. В других 150 миллилитрах воды растворяют 1 грамм цианистого калия и 10 граммов двусернистокислого натрия.
  4. Сначала аккуратно смешивают два первых раствора, а затем в полученную смесь добавляют третий.

Чтобы позолотить серебро или любой другой металл таким методом, приготовленный состав доводят до температуры 50–62° и используют для протекания процесса платиновый анод. После истощения такого электролита для золочения в него добавляют хлорное золото.

Второй тип электролита для золочения носит название «золотая ванна Зельми». В таком растворе золотят серебро, сталь, изделия из олова, меди, латуни, христофлевого металла. Приготовление этого электролита для золочения происходит в несколько этапов.

  • В фарфоровой емкости доводят до кипения 30 миллилитров воды, смешанные с кристаллическим углекислым натрием и железистосинеродистым калием (взятых по 1 грамму).
  • В полученный раствор добавляют осажденное аммиаком гремучее золото и кипятят в течение двенадцати минут.
  • После образования красного пушистого осадка полученную жидкость, которая должна иметь насыщенный золотистый цвет, фильтруют.

В старину предметы интерьера дворцов было модно декорировать драгоценными металлами, которые создавали впечатление немыслимой роскоши и богатства. В наше время сделать предметы сверкающими и роскошными можно и с небольшими финансовыми затратами. К тому же золочение – это творческий процесс. С помощью него можно из деревянных подсвечников сделать позолоченные, картинные рамы покрыть золотом, а также расписать шкатулки и даже стены.


Стоит знать, что золочение относится к трудоемкому и кропотливому процессу. От аккуратности при выполнении этой работы зависит натуральность вида позолоченных изделий. Если на основе обнаружатся как-нибудь трещинки, зазубринки или царапинки – вся работа пойдет насмарку. Поэтому перед обработкой изделия его следует хорошо зашлифовать, трещинки – замазать, а пыль – тщательно вытереть.


Можно с помощью готовой золотой краски покрыть поверхность предметов интерьера. Однако имитация золота будет приблизительной и не даст того эффекта, который хотелось бы получить.

Еще в древние времена существовало два способа золочения. Первый – с помощью наклейки сусального золота (золотой фольги), и второй – огневым методом с применением ртути. Второй способ был очень опасным, так как пары ртути, которые выделялись при работе, были ядовитыми. Так, при золочении куполов Исаакиевского собора 60 человек получили отравление, вызванное парами этого металла. Поэтому в настоящее время такой способ покрытия поверхности золотом не используется.

Сусальное (облицовочное) золочение широко применяется и в современных технологиях. Оно делится на свободное и трансферное.


Свободное золото до того тонкое, что даже простое человеческое дыхание может его легко перенести с одного места на другое. Трансферное золото имеет шелковистую основу. После выполнения золочения таким материалом с него снимается шелковистая бумага. Поэтому работать с трансферным золотом намного проще.

Сусальное золочение может быть масляным (матовым) и клеевым (глянцевым).


Масляное золочение является самым распространенным и применяется для обработки практически любой поверхности – гипса, металла, дерева, пластмассы. Для покрытия предметов масляным способом применяют масляный лак (мордан).

Клеевое (водное) золочение применяется только для внутренних работ. Техника водного золочения позволяет покрывать золотом только древесину и, в редких случаях, полиуретан.


Так как настоящее позолоченное изделие довольное дорогое, то ему нашли достойную замену – поталь. Поталь – это очень тонкие листы сплава меди и цинка или меди и алюминия, не содержащие в себе драгоценных металлов. Поэтому техника выполнения декорирования с помощью потали значительно дешевле, чем с применением настоящего сусального золота.


С большой натяжкой можно отнести к потальному золочению технику приклеивания золотой рулонной самоклеящейся пленки. Этим материалом не составит труда обклеить деревянные багеты или другие предметы декорации, имеющие ровную гладкую поверхность.

В конце золочения и сусальное золото, и его имитаторы принято покрывать защитным лаком.

По мере развития архитектуры и художественного искусства мастера применяли золото как особый вид декора. Достигался эффект украшения путем наложения на поверхности предметов из дерева, металла, гипса, камня, кожи тончайшего слоя драгоценного металла - сусального золота.

История

Со временем способы золочения совершенствовались, а сам метод украшения сусальным золотом применялся все шире, достигнув своего расцвета в XVIII в.

Одно из наиболее ранних письменных свидетельств об использовании сусального золота содержит Луккский манускрипт VIII века. В этом сборнике рецептов подробно описан рецепт приготовления полимента - основы под позолоту. Этот материал готовили из «тонкого» гипса и армянского болюса с добавлением к ним небольшого количества меда для пергамента и нанесении на него листочков золота. Армянский болюс — натуральный земляной пигмент со значительной примесью глины и известняка - широко известен со времен средневековья, когда его начали применять для приготовления полимента.

Подобные учения можно встретить во многих трактатах и манускриптах. Наиболее подробный свод правил содержит трактат Ченнино Ченнини. Техник живописи эпохи Возрождения посвящает несколько глав процессу золочения сусальным золотом по жесткой основе — грунту под позолоту, составленному из армянского болюса, стираемого со взбитым белком, разведенным водой. Этот состав наносили кистью на гипсовый грунт до трех-четырех раз с небольшими перерывами. Расскызывает мастер и о самом золочении, рекомендуя покрывать сглаженную, а лучше отполированную зубом болюсную подготовку сбитым с водой яичным белком, и на нее тогда класть листочки сусального золота.

Золочение было неотъемлемой принадлежностью славянской иконописи на протяжении всего ее многовекового существования. Начиная с первых икон, мастера использовали все основные приемы золочения. «Буде золотить или серебрить, - говорится в одном из поздних списков иконописного подлинника, — на доску накласть пластми, т. e. листочками золота или серебра, и клеем житким подлить. И no доске всей пройде. И высушить. И по сушении загладить косткой и зубом неким таже. Таже яичным белком с водой смесить и кистью помазать» [Свод, рук. 112(2)].

Техника золочения

С ходом времени техника золочения совершенствовалась. Учитывая все каноны позолотных работ, техника золочения подразделяется на два основных способа: золочение на полимент и золочение на мордан.

Золочение на полимент

По-видимому, золочение на полимент было наиболее распространенным способом золочения, поскольку его рецепты, начиная с XVII века, дошли до нашего времени в большом количестве. Этот способ золочения поверхностей необычайно трудоемок на всех этапах позолотных работ. Его используют только высококвалифицированные мастера. Золочение на полимент применяют при отделке и реставраци мебели, картин, других предметов интерьера, а также сложных лепных украшений. Этот метод широко распространен в иконописи.

Полиментное или, как его еще называют, клеевое золочение осуществляется по дереву, гипсу, мастике, папье-маше. Процесс золочения состоит из следующих этапов. Поверхность под золочение максимально подготавливают: убирают неровности и всякие дефекты, а также удаляют пыль. Затем с помощью специальных кистей поверхность несколько раз обрабатывается столярным клеем. Только в случае качественно выполненной проклейки на ней будет прочно держаться левкас. Левкашение - следующая операция, которая осуществляется кистями разного формата на проклееный предмет. Левкас наносят вначале «внатыч» - быстрыми вертикальными ударами, а затем «впригладку» - ровными движениями. Операцию левкашения повторяют несколько раз, просушивая каждый слой. Далее предмет шлифуется пемзой и хвощом, а затем - в несколько операций покрывается полиментом с помощью мягкой беличьей кисти.

Процесс золочения осуществляется таким образом: золотые листы из книжки переносятся на золотарный нож, а затем - на золотарную подушку, где режутся на нужные части. Затем беличьей кистью поверхность обрабатывают водкой, и после этого с помощью лапки выкладывают золото. Завершается процесс золочения полировкой, которая производится агатовым зубком.

Золочение на полимент дает наибольший художественный эффект: вызолоченная поверхность имеет блеск настоящего литого золота с глянцевым эффектом.

Золочение на мордан

Золочение на мордан или масляное золочение называется так потому, что в процессе всех подготовительных операций применяются материалы на растительных маслах, и сам золотой слой накладыватся на специальный лак-мордан, также изготовленный на масляной основе. Этот способ золочения проще и доступнее золочения на полименте. К тому же, морданное золочение имеет значительное преимущество: вызолоченная этим методом поверхность более устойчива к воздействию влаги и других атмосферных явлений. Масляное золочение осуществляется по металлу, дереву, гипсу, мастике, камню.

Золочение на мордан также состоит из подготовительного этапа и непосредственно нанесения золотого слоя. Очищенную поверхность грунтуют краской из свинцового сурика - материала, приготовленного на натуральной олифе. Благодаря этому покрытию поверхность и приобретает хорошую антикоррозийную защиту. Затем приступают к шпаклеванию в несколько операций, давая высохнуть каждому слою. После этого поверхность шлифуют. Хорошо отшлифованный предмет кроют масляным лаком. По загрунтованной и отшлифованной поверхности некоторые мастера кладут тонкий слой масляного или спиртового лака и после полного просыхания этой лаковой прокладки накладывают лак-мордан. После приступают к золочению поверхности. Существует два способа нанесения золота: 1) при больших плоскостях золото накладывают прямо «с книжки» и 2) сначала «выдувают» на специальную подушку, а потом золотарным ножом режут на отдельные части. Затем при помощи лапки из беличьего хвоста переносят на поверхность, предназначенную для золочения. Второй способ применяется при золочении мелких деталей и поверхностей со сложным рельефом.

Сегодня золочение на мордан - наиболее применяемый способ. Используется как в интерьерных, так и экстерьерных работах. Золочение морданным способом придает поверхности эффект бархатистости и матовости.

Виды золочения

Комбинированное

Это особый вид золочения, когда золоту придается нежный матовый оттенок. Вся подготовительная работа однотипна с золочением на полименте. Поверхности с полированной блестящей фактурой получаются в результате золочения на полименте, с последующей обработкой зубками. Места матовые получаются в результате золочения «на отлип» или по желатину без покрытия полиментом и без полировки. Поверхности под матовое золочение после левкашения не полиментуются, а кроются слоем желатинового клеевого раствора, и после высыхания клеевой пленки золотятся по водке так же, как и полиментованые места. Возможна комбинация золочения по полименту с золочением по мордану.

Золочение твореным золотом

Золочение твореным золотом часто встречается на мелких антикварных предметах, особенно росписи. Метод этот необходим при реставрации миниатюр измельченного рисунка, широко применяется в иконописи. Мастера-позолотчики выполняют золочение твореным золотом на полименте, но операции несколько отличаются от обычного клеевого золочения. Перед полиментовкой готовят раствор на желатиновом клее. А на покрытую полиментом поверхность накладывают бронзовую пудру под цвет золота и дают высохнуть. После с помощью беличьей кисти покрывают поверхность смесью гуммиарабика и золотой пудры. Обработанные таким образом предметы приобретают мягкую, нежную поверхность, отсвечивающую золотом.

Водно-синтетическое золочение

Водяное золочение иногда заменяется унифицированным полиментом, однако по методу и производимому эффекту этот способ больше напоминает масляное золочение. Униполимент делает возможным перенесение водяного золочения на архитектуру. Он сохраняет свойства масляного золочения, но при этом обладает блеском водяного золочения. Например, система Kolner Instacoll System была специально разработана как альтернатива масляной технике для экстрерьерных покрытий с получением максимального блеска. Используя материалы этой системы можно быстро получить необходимый «отлип», а также, при необходимости, восстановить его с помощью специального активатора. Поверхность после применения синтетических материалов приобретает отличное глянцевое покрытие, не требуя дополнительной полировки зубками.

Бронзирование

Бронзирование детали - означает покрытие поверхности особым металлическим порошком - бронзовой пудрой. Это решение чаще осуществляется морданным способом, а также с помощью других лаков. Когда при выполнении работ появляется необходимый «отлип», мягкой кистью наносится бронзовый порошок, который хорошо пристает к липкой поверхности.

Бронзировка придает поверхности вид настоящей позолоты. Такое покрытие является антикоррозийным и очень устойчивым.

«Чесночное» золочение

Один из древних русских способов золочения называется «чесночным». Из долек свежего чеснока механическим путем получают сок. Для удобства нанесения на него золота сок может быть разбавлен дистиллированной водой. Сок наносят мягкой кистью на подготовленную поверхность ровным слоем, когда он высохнет, его полируют. Просохший и отполированный слой увлажняют дыханием до появления отлипа. Затем сусальное золото переносят на поверхность и прижимают тампоном. Поверхность при таком золочении приобретает необычный блеск.

Золочение «через огонь»

Способ золочения «через огонь», или ртутное золочение, заключается в том, что поверхность покрывается амальгамой из золота и ртути. Этот способ применялся при наружных позолотных работах - золочение куполов, фонтанов, мостовых и балконных решеток.

Очищенную поверхность покрывают амальгамой, после этого деталь пропускают через огонь, чтобы выпарить ртуть. Затем поверхность охлаждается и полируется агатовыми зубками. Этот способ позволяет золоту прочно соединиться с покрываемым металлом. Обычно такая позолота держится более 100 лет.

От выбранной техники нанесения сусального золота зависит блеск поверхности, ее долговечность, а также сама процедура золочения и набор материалов. Однако любой метод золочения требует огромного мастерства в выполнении каждой операции. Искусные детали рождаются после тщательнейшей работы мастера-позолотчика и могут служить десятилетиями.

Золото - пластичный желтый металл. Золочение применяют как в декоративных целях, так и в технических. В декоративных целях часто делают позолоту серебра. При этом внешний вид изделия не уступает золотому, а цена на позолоченное изделие значительно ниже.

Техническое золочение применяют из за высокой химической стойкости золота: не окисляется на воздухе, в кислороде, сероводороде и других газах. Не реагирует с неметаллами, отдельно взятыми кислотами, щелочами. Цвет покрытия не меняется со временем. Гальваническое покрытие золотом позволяет приобрести поверхности изделия все вышеперечисленные свойства, при этом стоимость изделия будет значительно ниже, чем при изготовлении целиком из золота.

Покрытие изделий золотом высшей пробы (чистое золото) обычно применяется в радиоэлектронике и обладает недостаточными прочностными характеристиками, поэтому в состав покрытия вносят вспомогательные металлы. В зависимости от применения тех или иных вспомогательных металлов при гальваническом золочении и химическом золочении поверхность изделия может быть блестящей или матовой. Более подробно свойства смешанных покрытий описаны ниже.

Применение золотых покрытий

Покрытия на основе золота имеют широкое применение: применяется покрытие золотом часов, покрытие золотом бижутерии, покрытие контактов золотом, финишное покрытие печатных плат золотом, покрытие серебра золотом, а также во многих других декоративных и прикладных целях .

Чистое золото

Основной областью применения покрытий чистым золотом, также применяются термины золотое покрытие 24 карата, покрытие золотом 999 пробы, является производство полупроводниковых приборов. Покрытия золотом необходимы для проведения основных операций сборки - получения спая между кристаллом полупроводника и позолоченным основанием. Чистота покрытия составляет не менее 99,9%.

Сплавы золота

Введение в состав золотых осадков кобальта, никеля, меди, серебра и других металлов дает возможность получать сплавы с заранее заданными свойствами. Физико-химические свойства золотого покрытия во многом зависят от состава электролита, из которого оно получено, от тех легирующих металлов, которые имеются в электролите.

У нас применяются легирующие добавки из никеля, кобальта, меди и серебра. Введение в состав электролита золочения никеля, меди или серебра обеспечивает высокую износостойкость и достаточную твердость покрытия. При этом цвет и проба покрытия будут разными:

  • покрытие золото-никель обладает светло-желтым цветом, чистота покрытия соответствует 750 пробе;
  • покрытие золото-кобальт обладает желтым цветом, чистота покрытия соответствует 999 пробе;
  • покрытие золото-медь обладает розовато-золотистым оттенком, чистота покрытия соответствует 585 пробе;
  • покрытие золото-серебро обладает бледно-зеленым оттенком, чистота покрытия соответствует пробе 750.

Стоимость за услуги по нанесению покрытий приведены за 1 мкм на 1 кв.см.

/ Технология золочения сусальным золотом с использованием средств на масляной основе (на мордан, на микстьен)

Технология золочения сусальным золотом с использованием средств на масляной основе (на мордан, на микстьен)

Поверхность, золоченная этим способом имеет вид полированного металлического золота. Основное преимущество масляного золочения - исключительная стойкость к влаге, благодаря чему этот способ активно используется при наружных позолотных работах, например, для золочения куполов

Какой мордан (микстьен) выбрать?

Существует 3 вида средств для позолоты на масляной основе:

  • средство для позолоты LEFRANC 12 часов
  • средство для позолоты LEFRANC 3 часа
  • средство для позолоты ROLCO (США) 1-1,5 часа

Указанное время - это то время, которое должно пройти между нанесением средства и нанесением золота. Это время может варьироваться в зависимости от климатических условий. Например, при сухом климате можно накладывать золото на 1 или 2 часа раньше срока, указанного на средстве.

Наложение золотого листа также может быть произведено на час позже срока, указанного на средстве для позолоты.

Средство для позолоты LEFRANC 12 часов подходит в основном для больших поверхностей, для внешних работ, в сухих климатических условиях и в местах, где концентрация пыли не очень высока.

Результат, полученный при применении средства для позолоты 12 часов, будет лучше результата при применении средства для позолоты 3 часа (блеск и глубина). Устойчивость средства для позолоты 12 часов будет также выше.

Средства для позолоты ROLCO 1-1,5 часа и LEFRANC 3 часа используется в основном для меньших поверхностей, для внутренних работ и когда обстоятельства не позволяют использовать средство для позолоты 12 часов (влажный климат и значительная концентрация пыли).

Никогда не полируйте агатом золотой лист, наложенный с помощью средства для позолоты. Лаковое покрытие остается эластичным, и камень может порвать золотой лист.

Материалы и инструменты:

  • Сусальное золото в листах или поталь
  • Нож позолотчика
  • Подушка позолотчика
  • Лампензель (Лапка) - плоская беличья кисть
  • Кисть для нанесения мордана
  • Ватный тампон для полировки и разглаживания золота
  • Левкас
  • Шеллак
  • Краска
  • Покрывной лак (при необходимости)

Техника золочения:

Перед нанесением золота необходимо хорошо подготовить поверхность. Хорошая подготовка - залог отличного и качественного золочения.

ПОДГОТОВКА:

Впитывающие поверхности (дерево, гипс, папье-маше):

1. Левкас. На впитывающие поверхности рекомендуется при подготовке поверхности использовать левкас.

Автомобильные грунты хорошо использовать при золочении поталью (имитацией сусального золота) т.к. золочение поталью не очень дорогостоящие работы и использовать трудоемкие подготовительные работы чаще всего не выгодно из-за длительности их проведения.

2. Краска. На тщательно подготовленный Левкас наносится слой краски, например, акриловой. После высыхания краска шлифуется.

3. Шеллак. На краску наносится несколько слоев спиртового раствора шеллака («политура»), примерно в соотношении к десяти частям спирта три части шеллака. Спирт должен быть не менее 96%, иначе раствор будет мутным и при нанесении на поверхность будет сильно матировать поверхность. Каждый слой также шлифуется микронной наждачной бумагой.

4. Мордан. После просушки последнего слоя политуры поверхность покрывают морданом.

При нормально подсохшем лаке фрагмент листка золота прочно и плотно приклеивается, имеет хороший блеск и при сильном притирании тампоном не сходит. При недостаточно просохшем "жирном" клее золото размывается - "тонет", или поверхность его становится матовой, но не равномерно матовой, а пятнами. В случае если золото "купается" т.е. "плавает" необходимо подождать с накладкой золота, т.к. клей еще не достиг рабочего отлипа. Если клей пересох, то золото не приклеивается, сходит. В этом случае золочение следует приостановить и после окончательного высыхания мордана вновь покрыть золотимую поверхность клеем.

Не впитывающие поверхности (металл) : можно сразу наносить жидкость.

НАНЕСЕНИЕ ЗОЛОТА:

  1. Аккуратно переложите лист золота из книжки на специальную подушку, для этого аккуратно переверните открытую книжку на подушку и подождите пока лист золота под собственным весом не "переляжет" на подушку. ВАЖНО: ни в коем случае не берите золото руками, оно сразу же порвется. Позолотные работы надо проводить в закрытом помещении без сквозняков, от легчайшего дуновения золото улетит.
  2. Приготовьте лапку (лампемзель): на тыльной стороне ладони разотрите маленькую каплю крема (можно использовать вазелин), затем всей плоскостью лапки пройдитесь по месту намазанному маслом, как бы стирая масло, при этом следите что бы крема не было очень много.
  3. Аккуратно положите лапку на лист золота, золото должно прилипнуть к лапке.
  4. Возьмите лапку с листом золота и спокойно опустите его на золотимую поверхность, когда золото перейдет на клеевую поверхность, уберите лапку и притрите золото ватным тампоном. ВАЖНО: ватный тампон не должен заходить на проклеенную поверхность, иначе на клеевой поверхности могут остаться кусочки ваты, и их невозможно будет удалить, не нарушив клеевого слоя. Золото на клеевую поверхность наносится внахлест примерно 1-2 мм. Притирать золото надо в противоход наложения листков золота. После того, как вы отзолотили всю поверхность, образовавшиеся трещины, разрывы, недозолоченные места "фликуют", т.е. золотят вновь, для чего намеченные участки промазывают хорошо отжатым (полусухим) ватным тампоном, смоченным морданом, и при появлении отлипа подзолачивают.
  5. После высыхания позолоченную поверхность обрабатывают покрывным лаком (поталь - обязательно, золото - только в том случае, если позолоту будут часто трогать руками (например, на мебели, раме и тп.) в остальных случаях - не рекомендуется, т.к. блеск притухнет). В качестве покрывного лака можно использовать "Политуру" или обычный покрывной лак.