Узоры на щитах викингов. Библиотека Ассоциации Гардарика

  • Дата: 20.06.2020

Щиты эпохи викингов - общий обзор и исторический экскурс

Большие круглые щиты викингов изготовлялись, судя по всему, в соответствии с некой особой традицией. Наиболее известные примеры целых образчиков - те, что располагались на бортах корабля из Gokstad, Норвегия (рис 1.) - датируются 905 г.н. э. (Bonde and Christensen 1993). Они сходны со щитами из Thorsberg (Raddatz 1987).

Конструкция и размеры.

Обычный размер щитов того времени - 80-90 см в диаметре. Для сравнения – щиты, найденные в языческих англо-саксонских захоронениях (23 экз.) – от 42 до 92 см; из Thorsberg– 7 экз., римский железный век – от 65 до 104 см диаметром; Valsgarde, Швеция – 3 экз., Вендельский период – от 84 до 110 см диаметром). Поле щита было плоским; изготавливалось из одного слоя планок (досок), сбитых(скрепленных) вместе. Щиты из Gokstad сделаны из семи или восьми сосновых планок (мягкая древесина хвойных пород, судя по всему, использовалась в большинстве случаев, но не всегда) различной ширины, причем вариант с меньшим количеством более широких планок, как кажется, более практичен; например, центральная планка щита вендельской эпохи из Valsgarde была шириной 52 см. Толщина планок обычно составляла 6-10 мм; к краям уменьшалась. Подтверждения гипотезам о существовании многослойных конструкций пока не найдено (Hдrke 1981).

Рис.1 – щит из захоронения в Gokstad, Вестфолд, Норвегия, 905 н.э. Диаметр 94 см (Nicolaysen 1882). а. Вид спереди. Тип умбона - Rygh 564. b. Обратная сторона; видны отверстия для прикрепления обода (обшивки) и одна деревянная планка, служащая рукоятью – остальные элементы усиления конструкции, видные на фото, являются современными добавлениями. с. Разрез-вид сбоку; видно утоньшение к краям.

Планки по возможности приклеивались одна к другой. Кроме того, дополнительную прочность придавали умбон, рукоять и обод (обшивка края) (см. ниже), а также покрытие из кожи. На некоторых щитах из Birka было лицевое покрытие из тонкой кожи, а некоторые ранние английские щиты были покрыты ею с обеих сторон (Arwidsson 1986; Dickinson and Hдrke 1992). Тем не менее, планки гостадских щитов были раскрашены, что говорит о том, что покрытия из кожи на них не было (Lowe 1990). Можно даже предположить, что их форма и хрупкость конструкции предполагали только лишь использование в захоронении, для чего они и были сделаны; вряд ли это были боевые щиты. Интересно отметить, что щиты из Gokstad конструктивно похожи на щит, найденный в торфяном болоте в Tirskom, Латвия (Тирском торфянике).

Рис 1.1 – Щит 1, найденный в Tirskom, Латвия. Слева – найденный, справа- реконструкция.

Щит 1. Этот щит, датированный 9м веком, был собран из шести еловых или пихтовых планок (Yrtan 1961). Диаметр щита – 85.5 см, толщина планок – 0.6 см. С обеих сторон щит покрыт кожей, и проложен спрессованной травой, возможно в целях смягчения удара. В некоторых местах на краю кожа зафиксирована (прибита (?) или пришита (?)). Интересно, что умбон щита из Тирского торфяника сделан из дерева, хотя и идентичен по форме и размерам местным железным образцам (еще один деревянный умбон был найден на месте поселения славян в GrossRaden, Северная Германия). Умбон имеет размеры 13.1 на 10.5 см и закрывает отверстие в центре шириной 11.5 см. Приклепан 14-ю заклепками (которые не сохранились). Следы ударов на поверхности кожи и умбоне говорят о том, что щит использовался в сражении.

Щит 2. От второго щита, найденного в Tirskom, была найдена только средняя планка, а вернее, только ее часть. Она была изготовлена из какого-то вида хвойного дерева и имеет размеры 68 х 11.8 х 1.4 см. Четырехугольное отверстие для руки расположено (предположительно) в центре поля, предполагая таким образом ширину щита в 73 см. Интересно, что поле изогнуто, возможно это был выпуклый щит.

Умбон.

В центре щита делалось круглое отверстие (по крайней мере таким оно было в щитах из Gokstad; овальные, 8-и D-образные известны по материалам, относящимся к вендельскому и более ранним периодам. У второго щита из Tirskom отверстие было квадратным). Оно (отверстие) закрывалось полусферическим железным умбоном диаметр которого составлял около 15 см (вместе с полями) ; умбон прикрывал рукоять. Железо на куполе было довольно толстым (3-5 мм), хотя поля умбона были тоньше (Примечание С.К.: замеренные мною около десятка древнерусских умбонов дали толщину – ок.1,5 мм, так что 3-5 мм это явный перебор).

Умбон был двух основных форм – ранний стиль (вариант) имел высокий купол и четкую «шею»(шейку, перехват)(рис.2-а) Поздний стиль (вариант) – низкий купол без «шеи»(рис.2-b), хотя полного вытеснения раннего стиля поздним не произошло. Менее распространенными были низкий вариант (рис.2-c), и сфероконический (рис.2-d), иногда с выступом на верхушке.

Рис. 2 – умбоны щитов.

Единственные примеры умбонов с зубчатыми краями известны из Telemark, Норвегия (рис. 3-а); Birka, Швеция и Ile de Groix, Франция (рис. 3-е). В последнем захоронении было найдено несколько уникальных умбонов с необычно сделанными фланцами (рис. 3-d,c,d,e), возможно, западноевропейского происхождения (Mueller-Wille 1978).

Обычно умбон прикреплялся железными гвоздями (заклепками), острия (концы) которых были либо загнуты, либо расклепаны с обратной стороны щита (рис. 3-d, h). (Примечание С.К.: наиболее распространено именно крепление гвоздями, заклёпки встречаются, но реже). В найденных в Birka образцах обычно по 4 гвоздя, иногда шесть (как и в Gokstad). Встречаются и случаи крепления пятью заклепками, как в Cronk Moar, Man и Groix, Франция.

Поля некоторых умбонов были расположены под углом, возможно потому, что они крепились на выпуклое поле щита. Из Birka также происходят экземпляры умбонов, поля которых были украшены накладными пластинами из цветного металла (рис. 3-f,g), а шляпки заклепок были инкрустированными(?) или лужеными (Arwidsson 1986).

Рис.3 – умбоны щитов. a - умбон с зубчатыми краями, Telemark, Норвегия. b-e - Ile de Groix, Франция. Концы гвоздей чаще расклепаны нежели загнуты. f – Birka, показана аппликация лужением. g – Birka, медная окантовка на фланце. h – Birka, на виде сбоку заметен загиб заклепок.

Рукоять.

По всей видимости была только деревянной, судя по в большинству захоронений, где остатков не так много, как в Gokstad; там тонкая планка приклепана к доскам от края до края и служит рукоятью (в месте где пересекает центральное отверстие) (см. рис.1). На более красиво сделанных щитах на деревянную сердцевину накладывалась выгнутая железная пластинка, обычно орнаментированная гравированным бронзовым листом или серебряной инкрустацией (рис.4-а)

Рис. 4 – рукояти щитов, 10 в. a – два фрагмента украшенной серебром железной рукояти с деревянной сердцевиной из захоронения в Hedeby, Шлезвиг-Голштейн, Германия. b - фрагмент «лопатовидного» окончания рукояти, Gokstad. c-d – трехконечные бронзовые крепления для рукояти в форме человеко-животных образов, захоронения Hedeby и Birka.

Рукоять была длинной, часто пересекала весь диаметр щита и была утоньшалась к концам. К окончаниям рукояти могла быть приделана «лопатовидная» накладка, которая также приклепывалась (рис.4-b); либо все крепилось различными бронзовыми креплениями (накладками) (рис. 4-c, d). Иногда заклепки, державшие умбон, проходили и через рукоять. Рукоять могла быть обмотана кожей.

Усиление края.

Большинство находок не подтверждает наличия усиления края, что возможно говорит или о его (усиления) отсутствии, или об изготовлении из материала, который сравнительно быстро портится, и, следовательно, до нашего времени не сохранился. В щитах из Gokstad были просверлены маленькие отверстия на расстоянии около 2 см от края с интервалом в 3.5 см (рис. 1-a,b), возможно для того, чтобы крепить обод, все остальные следы которого не сохранились. Можно предположить, что по краю проходила полоса кожи, прихваченная стежками либо прибитая тонкими гвоздями.

Рис. 5 – Металлические фиксаторы от ободов щитов. a – захоронение в Birka, Швеция. Тип А –простая U-образная скобка. b – захоронение в Birka, Швеция. Тип В – с расширением для крепления кожаной полосы. c – Lindholm Hшye 1112, Дания. Видны следы чеканки (?) вокруг заклепки.

В захоронениях иногда встречаются маленькие скобки,сделанные из железных или бронзовых пластинок (рис. 5). Скобки иногда украшались лужением, чеканкой или гравировкой (рис. 5-c). В Birka были найдены щиты, у которых скобки были пригнаны одна к другой непрерывно по краю (рис. 6); однако сохранились лишь фрагменты обода.

Рис. 6 – Захоронение в Birka Bj736, 10 в. а – щиты, как они найдены при раскопках. b – реконструкция.

Иногда несколько скоб были распределены равномерно по ободу, возможно для закрепления по краю кожаной полосы, следы от которой иногда остаются. Скобы из захоронения Bj 850 были закреплены поверх каймы из кожи (рис. 7) хотя их небольшое количество и неравномерное распределение дают повод предположить, что это (крепление кожи) – не основное их предназначение. Они, например, могли укреплять стыки планок или поврежденный край.

Рис. 7 – Захоронение в Birka Bj850, 10 в. a – щит, как от найден при раскопках (Arbman, 1943). 1 - умбон, 2 – скобки обода, 3 –окончание рукояти (возле остатков). b – реконструкция щита (Peter Beatson). c – разрез - участок с бронзовой скобой; показаны материал щита, кожаные облицовка и полоса по краю.

Другие металлические части

Все остальные металлические части, включая заклепки (рис. 8-а) попадались в основном случайно. В некоторые могилах в Birka находили по одному или два колечка, закрепленных в «ушках» кронштейнов (рис. 8-b, c), которые проходили через поле, а иногда и через рукоять щита, в то время как кольцо находилось с тыльной стороны. Возможно, они служили для того, чтобы вешать щиты, а возможно – чтобы крепить кожаную полосу (веревку) для удобства переноски.

Рис. 8 – металлические части. a - захоронения в Birka Bj727, 10 в. Заклепка служила для крепления рукояти к щиту. b - захоронения в Birka Bj407. Кольцо и крепление аналогичны всем остальным найденным в Birka c – схематическое распределение кронштейнов с кольцами на тыльной стороне щитов из Birka, указаны номера захоронений. a,b – из Arbman (1943)

В захоронении в Valsgarde, датирующимся 11 в., был найден щит, починенный путем приклепывания 13 тонких медных полосок (15-30 по 6-7 мм) по пролому (Museum of Norse Antiquities, Uppsala Sweden: pers. obs. 1994).

Украшения

Археологические, равно как и литературные и художественные источники показывают, что щиты часто раскрашивались. Лицевые части щитов из Gokstad были раскрашены в желтый (? аурипигмент =As2O3) или черный (? древесный уголь) цвета; щиты разных цветов располагались по бортам поочередно (Lowe 1990; Nicolaysen 1882). Возможно, были распространены и красные щиты (красные пигменты, судя по всему, добывались из минералов, например красная охра (Fe2O3 как на статуэтке из Jelling (Marxen and Molkte 1981), или киноварь (HgS, как на щите из Illerup, 200 г н. э. (Forhistoriskmuseet, Moesgard Дания: pers. obs. 1994). На той же статуэтке был обнаружен темно-синий пигмент, изготовленный путем смешивания измельченного мела со жженым органическим материалом (? древесный уголь) и желтым компонентом (аурипигмент As2O3) на масляной основе). Красный щит был отмечен на Датском руническом камне (?) (Roesdahl 1992), а также существуют упоминания о таких щитах в сагах. Распределение пигментного слоя на щите на ЭВ из Va lsgarde показывет, что щит был красный (G. Hedlund, Uppsala Universitet: pers.comm. 1993). Щиты, относящиеся к римскому железному веку (из Thorsberg) были раскрашены в красный или голубой (Nationalmuseet, Copenhagen: pers. obs. 1994).

Фрагмент из Ballateare, Мэн, дает повод предположить, что кожаная облицовка щита была раскрашена черно-красными узорами по белому полю (см. рис.9). Предполагается, что было использовано gesso (органическая матрица, такая как желток яйца). Следы белой краски были найдены на деревянном фрагменте щита из Manx Cronk Moar (Bersu and Wilson 1966).

Довольно часто на щитах в изображениях викингов (рис. 11) можно видеть «заворачивающиеся» по спирали линии (рис 11 – a,b,c,d) (так называемое «сегнерово» колесо или «вихревая розетка»). Их можно интерпретировать как усиливающие металлические полосы (археологами не найдены), прошивку на кожаной облицовке, или границу между сегментами раскраски разных цветов, как показано в нескольких франкских манускриптах 10 века (рис. 13). Примером украшений для щитов могут также быть орнаменты на сохранившихся раскрашенных деревянных вещах (та самая статуэтка, про которую уже говорилось выше, доска со змеей из церкви Horning, Дания и разрисованный рунный камень из двора церкви святого Павла, Лондон, многочисленные раскрашенные вещи из Осеберга и Gokstad, Норвегия, раскрашенная доска из захоронения в Ladby, сундук (гроб) в захоронении в Birka (рис 12).

Рис.11 – щиты в современном искусстве. a,b - рисунки на камне, Готланд, 7-8 вв. c, d - серебряные подвески в виде щитов, Birka, Швеция, 10 в. e – бронзовая подвеска «валькирия», Hedeby, Германия, 10 в. f - фрагменты гобеленов, Осеберг, Норвегия ок. 834 г.

Рис.12 – рисунки с маленького гроба из захоронения в Birka. Стиль имеет сходство с щитом из Ballateare.
Рис.13 – щиты со спиралевидным узором и сегментарной раскраской, Golden Psalter of St. Gall, Frankish, 10 в.

Украшения из металлических пластин в виде животных или птиц, прикреплепленные к лицевой части щита ограничиваются периодом, предшествовавшим эпохе викингов, хотя аппликация из деревянных полос и предполагается для щита из Cronk Moar (Bersu and Wilson 1966). О других украшаемых частях щита (умбонах, рукояти, скобках) было рассказано выше.

Техника боя.

Анализ показал, что основным применением больших круглых щитов была защита от метательного оружия, в то время как поединки осуществлялись клинок-на-клинок (SchloЯ Gottorf: Archдologische Landesmuseum der Christian-Albrechts Universitдt, Schleswig Germany: pers. obs. 1994). Тем не менее, использование щитов в рукопашной схватке тоже имело место быть. Железный умбон эпохи викингов (в отличие от тонкого бронзового Римского Железного Века) наводит на мысль о смене стиля рукопашного боя, когда стало возможным парирование ударов умбоном. Тонкое поле легко расщеплялось, что, возможно, так и задумывалось, для того, чтобы оружие противника застревало.

Викинги... Это слово еще несколько веков тому назад стало именем нарицательным. Оно символизирует силу, мужество, отвагу, но мало кто уделяет внимание деталям. Да, викинги добывали победы и прославились ими на века, но вот доставалась она им не только благодаря собственным качествам, но в первую очередь за счет использования наиболее современного и эффективного оружия.

Немного истории

Период в несколько столетий с VIII по XI век в истории называют эпохой викингов. Эти скандинавские народы отличались воинственностью, отвагой и невероятным бесстрашием. Смелость и присущее воинам физическое здоровье культивировались всеми возможными на то время способами. В период своего безоговорочного превосходства викинги достигли больших успехов в боевом искусстве, причем совершенно не важно было, где происходила битва: на суше или в море. Они вели боевые действия как в прибрежных районах, так и глубоко на континенте. Не только Европа стала для них ареной сражений. Их присутствие отметили и народы Северной Африки.

Превосходство, проявляющееся в деталях

Скандинавы вели боевые действия с соседними народами не только ради добычи и обогащения - они основывали на отвоеванных землях свои поселения. Викинги оружие и доспехи украшали своеобразной отделкой. Вот здесь-то и демонстрировали свое искусство и талант ремесленники. На сегодняшний день можно утверждать, что именно в этой области они наиболее полно раскрывали свои умения. Принадлежащее низшим социальным слоям оружие викингов, фото которого поражают даже современных умельцев, отображало целые сюжеты. Что уже говорить об оружии воинов, принадлежащих к высшим кастам и имеющим знатное происхождение.

Какое было оружие у викингов?

Оружие воинов отличалось в зависимости от социального положения их владельцев. У воинов знатного происхождения были мечи и разного рода и формы топоры. Оружие викингов низших сословий представляло собой в основном луки и заостренные копья разных размеров.

Особенности защиты

Даже самое совершенное в те времена оружие порой не могло выполнить свои основные функции, ведь во время боя викинги находились со своим противником в довольно близком контакте. Основной защитой викинга в бою был щит, так как иные доспехи были по карману не каждому воину. Предохранял он в основном от метательного оружия. В большинстве своем это были большие круглые щиты. Их диаметр составлял около метра. Он защищал воина от колен до подбородка. Нередко противник намеренно разбивал щит, чтобы лишить викинга защиты.

Как делали щит для викингов?

Щит изготавливался из досок толщиной 12-15 см, иногда даже было несколько слоев. Скреплялись они между собой специально созданным клеем, а прослойкой часто служила обычная дранка. Для большей прочности сверху щит покрывали кожей убитых животных. Края щитов были укреплены бронзовыми или железными пластинами. Центром служил умбон - полукруг из железа. Он и защищал руку викинга. Отметим, что удержать такой щит в руках, да и еще во время боя, было под силу не каждому человеку. Это в очередной раз свидетельствует о невероятных физических данных воинов тех времен.

Щит викинга - не просто защита, но и произведение искусства

Чтобы воин во время боя не мог потерять щит, использовали узкий ремень, длину которого можно было регулировать. Он крепился с внутренней стороны на противоположных краях щита. При необходимости применения другого оружия щит легко можно было забросить за спину. Также это практиковалось во время переходов.

В большинстве окрашенные щиты были красного цвета, но встречались и с различной яркой росписью, сложность которой зависела от мастерства ремесленника.

Но как и всё пришедшее из древних времен, форма щита претерпевала изменения. И уже к началу XI в. у воинов появились так называемые миндалевидные щиты, которые выгодно отличались от своих предшественников по форме, защищая воина практически полностью до середины голени. Также их отличал значительно меньший по сравнению с предшественниками вес. Однако они были неудобны для сражений на кораблях, а происходили они все чаще и чаще, и поэтому особого распространения у викингов не получили.

Шлем

Голову воина обычно защищал шлем. Своеобразную рамку его образовывали три основные полосы: 1 - налобная, 2-я - от лба до затылка, 3-я - от уха до уха. К этой основе крепились 4 сегмента. На макушке (в том месте, где происходило перекрещивание полос) был очень острый шип. Лицо воина частично защищала личина. Сзади к шлему крепилась кольчужная сетка, называемая бармицей. Для соединения частей шлема использовали специальные заклепки. Из небольших металлических пластин образовывали полусферу - чашку шлема.

Шлем и социальный статус

В начале X века у викингов появились шлемы конической формы, а для защиты лица служила прямая носовая пластина. Со временем на их место пришли цельнокованые шлемы с подбородочным ремнем. Есть предположение, что внутри заклепками крепилась тканевая или кожаная подкладка. Матерчатые подшлемники уменьшали силу удара в голову.

Простые воины не имели шлемов. Их головы защищали шапки из меха или толстой кожи.

Шлемы состоятельных владельцев были с украшениями и цветными метками, по ним распознавали воинов в бою. Головные уборы с рогами, которыми изобилуют исторические фильмы, встречались крайне редко. В эпоху викингов они олицетворяли высшие силы.

Кольчуга

Викинги большую часть жизни проводили в сражениях и, следовательно, знали, что раны часто воспалялись, а лечение было не всегда квалифицированным, что влекло столбняк и заражение крови, а зачастую и смерть. Именно поэтому доспехи помогали в суровых условиях выжить, но позволить себе их носить в VIII-X вв. могли лишь состоятельные воины.

Кольчугу с короткими рукавами и длиной до бедра носили в VIII веке викинги.

Одежда и оружие разных сословий значительно отличались. Простые воины для защиты использовали и нашивали костяные, а позже металлические пластины. Такие куртки были способны отлично отразить удар.

Особо ценная составляющая

Впоследствии длина кольчуги увеличилась. В XI в. на полах появились разрезы, что очень приветствовалось наездниками. В кольчуге появились более сложные детали - это лицевой клапан и подшлемник, что помогало защитить нижнюю челюсть и горло воина. Вес ее составлял 12-18 кг.

Викинги очень бережно относились к кольчугам, ведь от них часто зависела жизнь воина. Защитные одеяния имели большую ценность, поэтому их не оставляли на поле битвы и не теряли. Часто кольчугу передавали по наследству.

Ламеллярные доспехи

Стоит также отметить и Они вошли в арсенал викингов после набегов на Ближний Восток. Такой панцирь изготовлен из железных пластинок-ламелл. Они были уложены слоями, немного накрывая друг друга, и соединены шнуром.

Также к доспехам викингов относят полосчатые наручи и поножи. Они изготовлялись из металлических полосок, ширина которых - около 16 мм. Крепились они кожаными ремнями.

Меч

Меч занимает главенствующее положение в арсенале викингов. Это Для воинов он был не просто оружием, несущим неминуемую смерть врагу, но и хорошим другом, обеспечивающим магическую защиту. Викинги все остальные элементы воспринимали как требуемые для боя, но меч - это отдельная история. С ним связывали историю рода, его передавали из поколения в поколение. Воин воспринимал меч как неотъемлемую часть самого себя.

В захоронениях воинов часто находят оружие викингов. Реконструкция позволяет нам ознакомиться с его первоначальным видом.

В начале эпохи викингов была широко распространена узорчатая ковка, но со временем, благодаря использованию более качественной руды и модернизации печей, стало возможным изготавливать клинки, которые отличались большей прочностью и легкостью. Форма лезвия стала тоже другой. Центр тяжести переместился к рукоятке, а лезвия к концу резко сужаются. Это оружие давало возможность наносить быстрые и точные удары.

Обоюдоострые мечи с богатыми рукоятками выступали парадным оружием состоятельных скандинавов, а в бою были не практичны.

В VIII-IX в. на вооружении викингов появляются мечи франкского образца. Они заточены с двух сторон, а длина прямого клинка, сужающегося к закругленному острию, была чуть меньше метра. Это дает основание считать, что такое оружие также подходило и для рубки.

Рукояти на мечах были разных типов, они отличались эфесами и формой головки. Для украшения рукояток использовали серебро и бронзу в раннем периоде, а также чеканку.

В IX и X веках рукояти украшаются орнаментом из медных полосок и олова. Позже в рисунках на рукояти можно было обнаружить геометрические фигуры на оловянной пластинке, которые были инкрустированы латунью. Контуры подчеркивала медная проволока.

Благодаря реконструкции на средней части рукояти мы можем видеть ручку, выполненную из рога, кости или дерева.

Деревянными были и ножны - они иногда покрывались кожей. Внутри ножны были усланы мягким материалом, который еще защищал от продуктов окисления клинка. Зачастую это была намасленная кожа, навощенная ткань или мех.

Сохранившиеся рисунки эпохи викингов дают нам представление о том, как носили ножны. Вначале они находились на перекинутой через плечо перевязи слева. Позже ножны стали подвешивать к поясному ремню.

Сакс

Холодное оружие викингов может быть представлено и саксом. Он использовался не только на поле боя, но и в хозяйстве.

Сакс представляет собой нож с широким обухом, у которого лезвие заточено с одной стороны. Все саксы, судя по результатам раскопок, можно разделить на две группы: длинные, длина которых составляет 50-75 см, и короткие, длиной до 35 см. Можно утверждать, что последние являются прототипом кинжалов, большинство из которых современные мастера также доводят до статуса произведения искусства.

Топор

Оружие древних викингов - топор. Ведь большинство воинов было небогатым, а такой предмет имелся в любом хозяйстве. Стоит заметить, что конунги также их использовали в сражениях. Рукоять топора составляла 60-90 см, а режущая кромка - 7-15 см. При этом он не был тяжел и позволял маневрировать во время боя.

Оружие викингов, топоры «с бородкой», в основном использовались в морских сражениях, так как они имели квадратный выступ внизу лезвия и отлично подходили для абордажа.

Особое место стоит отвести топору с длинной рукояткой - секире. Лезвие секиры могло быть до 30 см, рукоятка - 120-180 см. Не зря это было излюбленное оружие викингов, ведь в руках крепкого воина она становилась очень грозным оружием, причем ее внушительный вид сразу подрывал моральный дух противника.

Оружие викингов: фото, отличия, значения

Викинги считали, что оружие имеет магическую силу. Оно долго хранилось и передавалось по наследству. Воины, имеющие достаток и положение, украшали топоры и секиры орнаментом, благородными и цветными металлами.

Иногда задают вопрос: какое главное оружие викингов - меч или топор? Воины в совершенстве владели этими видами оружия, но выбор всегда оставался за викингом.

Копье

Оружие викингов нельзя представить без копья. По легендам и сагам, северные воины очень чтили этот вид оружия. Приобретение копья не требовало особых затрат, так как древко мастерили сами, а наконечники были просты в изготовлении, хоть и отличались внешним видом и назначением и не требовали много металла.

Копьем мог быть вооружен любой воин. Небольшие размеры позволяли его держать как двумя, так и одной рукой. Использовали копья в основном для ближнего боя, но иногда и как метательное оружие.

Особо стоит остановиться на наконечниках копья. Вначале у викингов копья были с наконечниками в форме ланцета, рабочая часть которых плоская, с постепенным переходом в небольшую тулью. Длина его - от 20 до 60 см. В дальнейшем встречались копья с наконечниками разных форм от листовидной до треугольной в сечении.

Викинги воевали на разных континентах, и их оружейники умело использовали элементы оружия противника в своей работе. Оружие викингов 10 веков назад претерпело изменение. Копья не стали исключением. Они стали более прочными из-за укрепления в месте перехода к тулье и были вполне пригодными для таранных ударов.

Совершенству владения копьем, по сути, не было предела. Это стало своего рода искусством. Самые искушенные в этом деле воины не только одновременно метали копья с обеих рук, но и могли на лету поймать его и отправить обратно неприятелю.

Дротик

Для ведения боевых действий на расстоянии около 30 метров нужно было особое оружие викингов. Название ему - дротик. Он вполне был способен заменить многие более массивные орудия при умелом использовании воином. Это легкие полутораметровые копья. Наконечники у них могли быть как у обычных копий либо подобные гарпуну, но иногда встречались черешковые с двушипной частью и втульчатые.

Лук

Это распространенное в оружие обычно изготавливали из цельного куска вяза, ясеня или тиса. Оно служило для ведения боя на большом расстоянии. Стрелы для лука длиной до 80 сантиметров делали из березы или хвойных деревьев, но обязательно старых. Широкие наконечники из металла и специальное оперение отличали стрелы скандинавов.

Длина деревянной части лука достигала двух метров, а тетивой чаще всего были сплетенные волосы. Требовалась огромная сила для работы с таким оружием, но именно ею и славились воины-викинги. Стрела поражала врага на расстоянии 200 метров. Викинги использовали луки не только в ратном деле, поэтому и наконечники стрел были самыми разными, учитывая их предназначение.

Праща

Это тоже метательное оружие викингов. Своими руками изготовить его не составляло большого труда, так как нужна была лишь веревка или ремень да кожаная «люлька», куда помещался камень округлой формы. Достаточное количество камней собирали при высадке на побережье. Оказавшись в руках умелого воина, праща способна послать камень, чтобы поразить противника в сотне метров от викинга. Принцип действия этого оружия прост. Один конец веревки крепился в области запястья воина, а другой он держал в кулаке. Пращу вращали, увеличивая число оборотов, и на максимуме разжимали кулак. Камень летел в заданном направлении и сражал врага.

Викинги оружие и доспехи всегда содержали в порядке, так как воспринимали их частью самих себя и понимали, что именно от него зависит результат боя.

Несомненно, все перечисленные виды оружия помогли викингам снискать славу непобедимых воинов, и если враги очень боялись оружия скандинавов, то сами владельцы относились к нему очень уважительно и трепетно, часто наделяя именами. Многие виды оружия, участвовавшие в кровопролитных боях, передавались по наследству и служили залогом того, что молодой воин будет смелым и решительным в бою.

Щиты эпохи викингов.

Большие круглые щиты викингов изготовлялись, судя по всему, в соответствии с некой особой традицией. Наиболее известные примеры целых образчиков - те, что располагались на бортах корабля из Gokstad, Норвегия (рис 1.) - датируются 905 г.н. э. (Bonde and Christensen 1993). Они сходны со щитами из Thorsberg (Raddatz 1987).

Конструкция и размеры.

Обычный размер щитов того времени - 80-90 см в диаметре (см. Табл.1). Для сравнения – щиты, найденные в языческих англо-саксонских захоронениях (23 экз.) – от 42 до 92 см; из Thorsberg– 7 экз., римский железный век – от 65 до 104 см диаметром; Välsgarde, Швеция – 3 экз., Вендельский период – от 84 до 110 см диаметром). Поле щита было плоским; изготавливалось из одного слоя планок (досок), сбитых(скрепленных) вместе. Щиты из Gokstad сделаны из семи или восьми сосновых планок (мягкая древесина хвойных пород, судя по всему, использовалась в большинстве случаев, но не всегда) различной ширины, причем вариант с меньшим количеством более широких планок, как кажется, более практичен; например, центральная планка щита вендельской эпохи из Välsgarde была шириной 52 см. Толщина планок обычно составляла 6-10 мм (Табл. 2); к краям уменьшалась(рис.1, Табл.2). Подтверждения гипотезам о существовании многослойных конструкций пока не найдено (Hдrke 1981).

Рис.1 – щит из захоронения в Gokstad, Вестфолд, Норвегия, 905 н.э. Диаметр 94 см (Nicolaysen 1882).
а. Вид спереди. Тип умбона - Rygh 564.
b. Обратная сторона; видны отверстия для прикрепления обода (обшивки) и одна деревянная планка, служащая рукоятью – остальные элементы усиления конструкции, видные на фото, являются современными добавлениями.
с. Разрез-вид сбоку; видно утоньшение к краям.

Планки по возможности приклеивались одна к другой. Кроме того, дополнительную прочность придавали умбон, рукоять и обод (обшивка края) (см. ниже), а также покрытие из кожи. На некоторых щитах из Birka было лицевое покрытие из тонкой кожи, а некоторые ранние английские щиты были покрыты ею с обеих сторон (Arwidsson 1986; Dickinson and Hдrke 1992). Тем не менее, планки гостадских щитов были раскрашены, что говорит о том, что покрытия из кожи на них не было (Lowe 1990). Можно даже предположить, что их форма и хрупкость конструкции предполагали только лишь использование в захоронении, для чего они и были сделаны; вряд ли это были боевые щиты. Интересно отметить, что щиты из Gokstad конструктивно похожи на щит, найденный в торфяном болоте в Tirskom, Латвия (Тирском торфянике) (рис.1.1).

Рис 1.1 – Щит 1, найденный в Tirskom, Латвия. Слева – найденный, справа- реконструкция.

Щит 1 . Этот щит, датированный 9м веком, был собран из шести еловых или пихтовых планок (Yrtan 1961). Диаметр щита – 85.5 см, толщина планок – 0.6 см. С обеих сторон щит покрыт кожей, и проложен спрессованной травой, возможно в целях смягчения удара. В некоторых местах на краю кожа зафиксирована (прибита (?) или пришита (?)).

Интересно, что умбон щита из Тирского торфяника сделан из дерева, хотя и идентичен по форме и размерам местным железным образцам (еще один деревянный умбон был найден на месте поселения славян в GrossRaden, Северная Германия). Умбон имеет размеры 13.1 на 10.5 см и закрывает отверстие в центре шириной 11.5 см. Приклепан 14-ю заклепками (которые не сохранились). Следы ударов на поверхности кожи и умбоне говорят о том, что щит использовался в сражении.

Щит 2. От второго щита, найденного в Tirskom, была найдена только средняя планка, а вернее, только ее часть. Она была изготовлена из какого-то вида хвойного дерева и имеет размеры 68 х 11.8 х 1.4 см. Четырехугольное отверстие для руки расположено (предположительно) в центре поля, предполагая таким образом ширину щита в 73 см. Интересно, что поле изогнуто, возможно это был выпуклый щит.

Умбон.

В центре щита делалось круглое отверстие (по крайней мере таким оно было в щитах из Gokstad; овальные, 8-и D-образные известны по материалам, относящимся к вендельскому и более ранним периодам. У второго щита из Tirskom отверстие было квадратным). Оно (отверстие) закрывалось полусферическим железным умбоном диаметр которого составлял около 15 см (вместе с полями) ; умбон прикрывал рукоять. Железо на куполе было довольно толстым (3-5 мм), хотя поля умбона были тоньше (Примечание С.К. : замеренные мною около десятка древнерусских умбонов дали толщину – ок.1,5 мм, так что 3-5 мм это явный перебор ).

Умбон был двух основных форм – ранний стиль (вариант) имел высокий купол и четкую «шею»(шейку, перехват)(рис.2-а) Поздний стиль (вариант) – низкий купол без «шеи»(рис.2-b), хотя полного вытеснения раннего стиля поздним не произошло. Менее распространенными были низкий вариант (рис.2-c), и сфероконический (рис.2-d), иногда с выступом на верхушке.

Рис. 2 – умбоны щитов.

Единственные примеры умбонов с зубчатыми краями известны из Telemark, Норвегия (рис. 3-а); Birka, Швеция и Ile de Groix, Франция (рис. 3-е). В последнем захоронении было найдено несколько уникальных умбонов с необычно сделанными фланцами (рис. 3-d,c,d,e), возможно, западноевропейского происхождения (Mueller-Wille 1978).

Обычно умбон прикреплялся железными гвоздями (заклепками), острия (концы) которых были либо загнуты, либо расклепаны с обратной стороны щита (рис. 3-d, h). (Примечание С.К. : наиболее распространено именно крепление гвоздями, заклёпки встречаются, но реже ). В найденных в Birka образцах обычно по 4 гвоздя, иногда шесть (как и в Gokstad). Встречаются и случаи крепления пятью заклепками, как в Cronk Moar, Man и Groix, Франция.

Поля некоторых умбонов были расположены под углом, возможно потому, что они крепились на выпуклое поле щита. Из Birka также происходят экземпляры умбонов, поля которых были украшены накладными пластинами из цветного металла (рис. 3-f,g), а шляпки заклепок были инкрустированными(?) или лужеными (Arwidsson 1986).

Рис.3 – умбоны щитов.
a - умбон с зубчатыми краями, Telemark, Норвегия
b-e - Ile de Groix, Франция. Концы гвоздей чаще расклепаны нежели загнуты.
f – Birka, показана аппликация лужением.
g – Birka, медная окантовка на фланце.
h – Birka, на виде сбоку заметен загиб заклепок.

Рукоять.

По всей видимости была только деревянной, судя по в большинству захоронений, где остатков не так много, как в Gokstad; там тонкая планка приклепана к доскам от края до края и служит рукоятью (в месте где пересекает центральное отверстие) (см. рис.1). На более красиво сделанных щитах на деревянную сердцевину накладывалась выгнутая железная пластинка, обычно орнаментированная гравированным бронзовым листом или серебряной инкрустацией (рис.4-а)

Рис. 4 – рукояти щитов, 10 в.
a – два фрагмента украшенной серебром железной рукояти с деревянной сердцевиной из захоронения в Hedeby, Шлезвиг-Голштейн, Германия.
b - фрагмент «лопатовидного» окончания рукояти, Gokstad.
c-d – трехконечные бронзовые крепления для рукояти в форме человеко-животных образов, захоронения Hedeby и Birka.



Рукоять была длинной, часто пересекала весь диаметр щита и была утоньшалась к концам. К окончаниям рукояти могла быть приделана «лопатовидная» накладка, которая также приклепывалась (рис.4-b); либо все крепилось различными бронзовыми креплениями (накладками) (рис. 4-c, d). Иногда заклепки, державшие умбон, проходили и через рукоять. Рукоять могла быть обмотана кожей.

Усиление края.

Большинство находок не подтверждает наличия усиления края, что возможно говорит или о его (усиления) отсутствии, или об изготовлении из материала, который сравнительно быстро портится, и, следовательно, до нашего времени не сохранился. В щитах из Gokstad были просверлены маленькие отверстия на расстоянии около 2 см от края с интервалом в 3.5 см (рис. 1-a,b), возможно для того, чтобы крепить обод, все остальные следы которого не сохранились. Можно предположить, что по краю проходила полоса кожи, прихваченная стежками либо прибитая тонкими гвоздями.

Рис. 5 – Металлические фиксаторы от ободов щитов.
a – захоронение в Birka, Швеция. Тип А –простая U-образная скобка.
b – захоронение в Birka, Швеция. Тип В – с расширением для крепления кожаной полосы.
c – Lindholm Hшye 1112, Дания. Видны следы чеканки (?) вокруг заклепки.

В захоронениях иногда встречаются маленькие скобки,сделанные из железных или бронзовых пластинок (рис. 5). Скобки иногда украшались лужением, чеканкой или гравировкой (рис. 5-c). В Birka были найдены щиты, у которых скобки были пригнаны одна к другой непрерывно по краю (рис. 6); однако сохранились лишь фрагменты обода, что, возможно, означает умышленное (?)повреждение щита перед захоронением.

Рис. 6 – Захоронение в Birka Bj736, 10 в.
а – щиты, как они найдены при раскопках
b – реконструкция (Peter Beatson)

Иногда несколько скоб были распределены равномерно по ободу, возможно для закрепления по краю кожаной полосы, следы от которой иногда остаются. Скобы из захоронения Bj 850 были закреплены поверх каймы из кожи (рис. 7) хотя их небольшое количество и неравномерное распределение дают повод предположить, что это (крепление кожи)– не основное их предназначение. Они, например, могли укреплять стыки планок или поврежденный край.

Рис. 7 – Захоронение в Birka Bj850, 10 в.
a – щит, как от найден при раскопках (Arbman, 1943).
1 - умбон, 2 – скобки обода, 3 –окончание рукояти (возле остатков)
b – реконструкция щита (Peter Beatson)
c – разрез - участок с бронзовой скобой; показаны материал щита, кожаные облицовка и полоса по краю.

Щиты эпохи викингов.

Peter Beatson.

Перевод Браги Хольмгардсгоди.

Введение.

Большие круглые щиты викингов были частью консервативной традиции ремесла. Наиболее известные сохранившиеся экземпляры обнаружены в погребении в Гокстаде (Норвегия) и датируются около 905 года (Bonde & Christensen 1993). Эти щиты аналогичны находкам из Торсберга (Thorsberg bog, Дания (Raddatz 1987)) и другим датским находкам, датируемым ранним железным веком. Хотя археологические источники в погребениях сокращаются после принятия христианства, изобразительные источники (например, шахматы Льюиса) показывают, что треугольные щиты (kite shield ) получили распространение в Скандинавии в XII веке, как и маленькие круглые щиты (баклеры) . Судя по материалам погребений, скандинавские поселенцы заимствовали несколько иной (возможно, островной?) дизайн щита в районе Ирландского моря. Однако эти аспекты заслуживают особого обсуждения.

Конструктивные характеристики.

Обычный диаметр щита - 80-90 см 1 (Табл.1). Поле щита было плоским и изготовлялось из набора планок соединенных между собой. Щиты из Гокстада были изготовлены из 7-8 сосновых планок 2 различной ширины 3 . Толщина планок колебалась от 6 до 10 мм (Табл.2), а по кромке могла быть более тонкой (Рис.1; Табл.2.). Археологических свидетельств многослойных щитов не существует , хотя синхронная поэзия и поздние законодательные нормы намекают на подобную возможность .

Рисунок 1. Щит из погребения в Гокстаде, Вестфольд, Норвегия, ок.905. Диаметр 94 см. a. Вид спереди.

Умбон - тип Rygh 564. b. Вид сзади. Показаны отверстия для усиления кромки и деревянная рукоять - остальные усилители кромки, показываемые на фотографиях - современные дополнения. c. Сечение. На кромке щита - фаска.

Планки, вероятно, были склеены между собой. Дополнительное укрепление поля щита основывалось на крепеже умбона, рукояти и окантовки края (см.ниже), а также от кожаного покрытия. По меньшей мере несколько щитов из Бирки были покрыты тонкой кожей, а некоторые более ранние щиты из Англии покрывались кожей с двух сторон . Однако, некоторые планки щитов из Гокстада сохранили на себе следы окраски, что указывает на отсутствие покрытия из кожи . Необходимо отметить, что схожий характер орнамента и тщательность проработки могут указывать на то, что щиты из Гокстада специально изготавливались для погребения и, следовательно, не являются типичными представителями боевых щитов 4 .

Интересная параллель щитам из Гокстада обнаружен в Тирском торфянике, Латвия. Датированный девятым столетием этот щит сделан из шести планок хвойного дерева (сосна или ель) [Уртан 1961] и покрыт с двух сторон кожей, с прослойкой травы между кожей и деревом.

Умбон.

В центре щита располагалось круглое отверстие 5 , закрытое металлической 5a полусферой диаметром около 15 см - умбоном, соединенным с рукоятью. Металл купола был довольно толстым (3-5 мм), но в месте крепежа мог быть более тонким .

Наиболее распространенными были две формы. Для более ранней характерны высокий купол и четко выраженная шейка (Тип Rygh (R)564: Рис.2а). В более поздней шейка короткая, а купол был невысоким (R562: Рис.2b). При этом более позняя форма полностью не вытеснила раннюю . Менее распространенными были "приземистая" форма (Тип R563: Рис.2c и сфероконическая форма (Тип R565: Рис.2d), иногда завершавшаяся шишечкой .

Рисунок 2. Умбоны. Типологическая схема по Rygh. Приведена по Arwidsson (1986).
a. Тип R564. b. Тип R562. с. Тип R563. d. Тип R565.

Единичные экземпляры умбонов с зубчатой отогнутой кромкой найдены в Телемарке (Telemark), Норвегия (Рис.3a); Бирке, Швеция; Иль де Груа (Ile de Groix), Франция (Рис.3e). В поздних погребениях найдены единичные умбоны с украшенной кромкой (Рис.3b,c,d,e). Возможно, эти умбоны - западноевропейского происхождения .

Обычно умбон прикреплялся железными гвоздями с широкой головкой, которые либо расклепывались, либо загибались с противоположной стороны щита (Рис.3d,h). Для материалов Бирки наиболее характерен крепеж на 4 гвоздя , реже встречаются 6 гвоздей (например, на щитах из Гокстада). Иногда использовались и 5 гвоздей, например, на щитах из Кронк Моар (Cronk Moar, отсров Мэн) и погребения в корабле в Иль де Груа (Ile de Groix, Франция) .

Край некоторых умбонов был не округлым, возможно, для того, чтобы снизить нагрузку на гвозди , или из-за того, что поле щита было изогнутым. В нескольких погребениях Бирки обнаружены умбоны с накладками или покрытием из цветных металлов (Рис.3f,g), иногда aгвозди покрывались оловом или инкрустировались (Arwidsson 1986).

Figure 3 - Умбоны.
a. Умбон с зубчатым краем, Телемарк, Норвегия (Oslo Olsaksamlingen, набл. автора).
b-e. Иль де Груа, Франция. Острия гвоздей расклепаны (по Müller-Wille 1978).
f. Бирка Bj544, показано оловянное покрытие по краю.
g. Бирка Bj850, медная накладка по краю.
h. Бирка Bj581, вид сбоку показывает загнутые гвозди (по Arbmann 1940).

Эта статья ознакомит вас с процессом создания своими руками лёгкой и прочной брони из материала под названием Wonderflex.

Wonderflex очень универсальный материал, но есть определенные ограничения на его применение.

В приведенных выше изображениях, все части брони, за исключением шлема, были сделаны из комбинации Wonderflex и Apoxie.

Шаг 1: Что такое Wonderflex?

Wonderflex представляет собой легкоплавкий термопластик (температура «активации» 150 ° -170 ° F), с тканой волокнистой подложкой на одной стороне. При нагревании материал может растягиваться, повторять форму заготовки.

Листы Wonderflex можно соединять вместе. Чем больше вы нагреете материал, тем сильнее будет связь. Для нагрева рекомендую использовать тепловые пушки, но вы также можете прогревать в микроволновой печи более мелкие куски.

Возьмем «по условию», что у большинства людей дома есть: маркеры, линейки, хорошо освещенные рабочие места. Хотелось бы предложить набор инструментов для работы с Wonderflex:

  • Тепловая пушка;
  • Травматологические ножницы (у них есть зазубренный край, который позволяет резать 3 слоя Wonderflex довольно легко);
  • Ручной пробойник (Wonderflex довольно плохо сверлить. Для чистых отверстий, пробойник лучше всего);
  • Ролик — для склеивания листов вместе;

  • Заготовки для формовки элементов брони;
  • Шлифовальные губки — для сглаживания текстуры материала;
  • Полиэстерный наполнитель и грунтовка;
  • Паяльник;
  • Респиратор, перчатки и защитные очки;

Для объемных деталей будем использовать материал под названием Apoxie Sculpt (глина), что твердеет в течение ночи, сохнет, почти без усадки и легко поддаётся шлифовке. При работе с Apoxie могут пригодиться некоторые инструменты для работы с глиной.

Шаг 3: Создаём шаблоны брони

Любой проект всегда начинается с чертежей. Есть множество способов, как их получить. В первую очередь, если изображение желаемой реплики находится в видеоигре, опытный мастер сможет извлечь файлы в виде 3D модели, с которыми можно проводить манипуляции.

У меня был манекен, который соответствовал размерам моего туловища. После распечатки набора шаблонов брони, соединим липкой лентой части вместе, чтобы визуализировать форму брони. Если куски не соответствуют друг другу и нужна дополнительная корректировка, внесите необходимые изменения в шаблон, а затем распечатайте новый кусок.

Бумага является хорошим аналогом для Wonderflex. Потратьте время на подгонку шаблонов. Если вы сможете настроить все элементы надлежащим образом, то в дальнейшем сможете сэкономить много времени и избежать больших разочарований, при попытках формовки Wonderflex.

Шаг 4: Увеличиваем толщину листов

После того, как шаблоны отсортированы, пришло время перевести их на Wonderflex.

Толщина одного слоя на самом деле довольно небольшая и материал не будет держать заданную форму при каком-либо воздействии на него. Кроме того, при формировании частей только из одного слоя, материал будет морщится вдоль тех областей, которые растягиваются. Для решения данной проблемы соединим вместе несколько листов, прежде чем формировать из них части костюма.

Для больших площадей, таких как грудь и спина, было решено использовать три слоя. Нагреем их тепловой пушкой, после чего прокатаем с помощью валика. Для того, чтобы предварительно скрепить листы вместе и они не сдвинулись во время прокатки, можете воспользоваться булавкой или аналогичным предметом. Однако рекомендую предварительно убедится в том, что нагретый Wonderflex не будет прилипать к поверхности валика. Мой ролик имеет силиконовый барабан, так что это не было проблемой.

Для других частей, которые не так интенсивно подвержены износу (плечи и бедра), используем по 2 листа, чтобы сделать предварительную основу для элементов брони.

Шаг 5: Основные составные части

После того, как листы уплотнены, пришло время вырезать заготовки.

Гораздо легче вырезать форму из заранее сформированного куска. Ведь если резать кусок, а затем растягивать его по форме, то в конечном итоге результат будет «кривоват».

На первой картинке показана «пустая» панель. Эта часть была выполнена из 2 слоёв Wonderflex. Воспользуемся старой пластиковой трубой (можно взять любой непористый и термостойкий материал) для достижение желаемой кривизны. Можете использовать крупные переходники из ПВХ труб — строгие линии и высокая термостойкость сделает их отличным инструментом для формовки Wonderflex. Для того, чтобы предотвратить прилипание, покроем часть листа металлизированным скотчем.

Для охлаждения простых форм воспользуемся ведром с холодной водой.

После нагрева листа, придаем ему нужную форму, затем погружаем его в воду. Для полного остывания достаточно около 5 минут (на воздухе), но с помощью метода «ведра» процесс занимает секунды.

После того, как получили нужную форму, возьмём выкройку и обведём её на заготовке. Используем небольшие зажимы, чтобы зафиксировать шаблон, во время прорисовки.

После перенесение контуров шаблона, просто вырежем нужную форму. Как писал раньше, для резки Wonderflex использовал травматологические ножницы. Хотя канцелярский нож, также отлично работает.

Шаг 6: Греем, формируем, выгибаем, повторяем…

Есть некоторые части брони, которые нельзя получить вышеописанным способом.

В отличие от предыдущего этапа, предварительно нужно перенести рисунок и только после этого постепенно формировать элемент костюма.

Начиная с голени, формировал основные детали используя ногу манекена. В то время, как это позволило мне добиться довольно точных основных форм, оставались мелкие морщинки и волнистые края. В этом случае, чтобы разгладить их необходимо сконцентрироваться на одной области, нагреть её, сформировать изгибы, а затем замочить в ведре с ледяной водой.

Шаг 7:

На рисунке 2 можете увидеть метод формирования секций спины и груди. Поскольку эти детали слишком большие, чтобы вместиться в ведре с ледяной водой, начинать процесс нагрева стоит с размещения сверху листа влажного полотенца. После завершения заготовка покрывается вторым полотенцем, смоченным в ледяной воде.

Этот процесс повторяем несколько раз, до тех пор, пока не достигнем желаемой формы. Потребовалось несколько проходов и растяжек по углам и краям, чтобы добраться до этой «точки».

На рисунке, можете видеть переднюю нагрудную пластину после формовки. Сделаем небольшие разрезы вдоль рук и шеи для того, чтобы растянуть форму вдоль краёв и увеличить кривизну. Затем покроем их тонкими полосками Wonderflex для укрепления швов. Если броня должна быть гладкой в этих областях, можете закрыть эти разрезы с обратной стороны, чтобы отделка имела плавный вид.

После того, как части сформированы, хорошей идеей будет примерить их на манекене, чтобы убедиться в том, что все швы совпадают.

Шаг 8: Добавляем накладываемые детали

Wonderflex отлично работает с большими поверхностями и широкими формами, но для более определенных областей и чётких деталей, вы должны будете использовать другой материал.

Предпочитаю использовать 2-х компонентную эпоксидную глину «Apoxie Sculpt». Все объемные детали, за исключением деталей наплечников, были вылеплены из неё.

Хотелось бы отметить, размещение дополнительных деталей (на голени) позволит скрыть линию шва между двумя половинами Wonderflex и сделает поверхность элемента брони единым целым. Apoxie довольно хорошо обрабатывается абразивом.

Для изготовления заклепок для брони, воспользуемся мебельными гвоздями. Предварительно просверлим отверстие, отрежем заостренный конец и суперклеем приклеим их на место.

Шаг 9: Шлифуем и сглаживаем поверхность

Предварительно не забудьте надеть респиратор. Все работы следует проводить на улице или в хорошо проветриваемом помещении.

Первым шагом будет обработка грубой наждачной бумагой сформированных деталей брони. В зависимости от того, насколько хорошо вы вылепили формы процесс может быть или очень коротким или очень длительным.

После того, как поверхность глины будет выровнена, покроем части автомобильной грунтовкой в три слоя. Все маленькие шишки и рябь нужно будет сгладить. Для небольших дефектов будем использовать замазку в качестве наполнителя. На детали, которые будут подвержены сгибам, важно наносить небольшие слои шпаклевки, потому что она может ломаться во время перегибов.

Для груди и спины, которые имеют много небольших вмятин используем метод шлифования губкой.

Если у вас есть области с глубокими дефектам или крупными вмятинами, можете использовать полиэфирный наполнитель. Данный наполнитель может немного гнутся, что позволяет Wonderflex не полностью становиться жестким.

После нанесения наполнителя, нанесём ещё пару слоев грунтовки. Если вы собираетесь состаривать поверхность брони, то можете оставить немного внешних дефектов.

Шлифуя Wonderflex вы можете получить края, с которых торчат волокна. Быстрый проход горячим ножом или паяльником исправить эту проблему.