Единый соц налог с года. ЕСН: проводки, кто и сколько платит

  • Дата: 05.09.2024

Единым социальным налогом облагаются доходы в виде заработной платы, а также получаемые при осуществлении предпринимательской деятельности. Налог включает отчисления в федеральный бюджет, фонд социального социального страхования РФ, федеральный и территориальный фонды обязательного медицинского страхования. ЕСН начисляется по регрессивной шкале, то есть чем больше сумма дохода, тем меньше ставка единого социального налога. Пониженные ставки применяются, если налогооблагаемый доход за текущий год превышает 280000,00 рублей. Отдельная шкала расчета ЕСН разработана для шести категорий налогоплательщиков: предприятия, выплачивающие заработную плату на общих основаниях, сельхозпроизводители, предприниматели, адвокаты и нотариусы, предприятия, работающие в особых экономических зонах и фирмы-разработчики информационных технологий.

ЕСН на зарплату сотрудников предприятий не выше 280000,00 рублей начисляется в размере 26%, из которых 20% идет в федеральный бюджет, 2,9% – в фонд социального страхования, 3,1% – в федеральный и территориальный фонды медицинского страхования. Если доход выплачивается в интервале от 280000,00 по 600000,00 рублей, то ЕСН составит 72800,00 + 10% на сумму, превышающую 280000,00. В случае начисления заработной платы более 600000,00 применяется ставка 104800,00 + 2% с суммы свыше 600000,00. ЕСН в размере 20% начисляют предприятия-сельхозпроизводители, а также организации народных промыслов и общин коренных малочисленных народов Севера. На сумму дохода свыше 280000,00 начисляется 56000,00 + 10% с превышения, а с дохода более 600000,00 – 88000,00 + 2%. Распределение ЕСН для этой категории следующее: 15,8% – федеральный бюджет, 1,9% – фонд социального страхования, 2,3% – федеральный и территориальный фонды медицинского страхования.


Налог с применением пониженной ставки 14% уплачивается предприятиями, которые осуществляют деятельность на территории особых экономических зон. На доход от 280000,00 ЕСН начисляется в размере 39200,0 + 5,6%, а свыше 600000,00 – 57120,00 + 2% с суммы превышения. Налог, начисляемый на эту категорию налогоплательщиков, в полном объеме идет в федеральный бюджет.


Предприниматели с собственного дохода уплачивают 10% единого социального налога, 7,3% из которого идет в федеральный бюджет, 2,7% – в федеральный и территориальные фонды медстрахования. На доход более 280000,00 действует ставка 28000,00 + 3,6%, а свыше 600000,00 – 39520,00 + 2% на сумму превышения.


Для адвокатов и нотариусов установлен ЕСН на уровне 8%: 5,3% платежей в федеральный бюджет и 2,7% в фонды медицинского страхования. С суммы более 280000,00 юристы уплачивают 22400,00 + 3,6%, а если доход превысил 600000,00 – 33920,00 + 2%.


Отдельная шкала налогообложения разработана для предприятий сегмента информационных технологий. Ставка ЕСН 26% и распределение суммы налога между фондами и бюджетом полностью совпадает со шкалой налогообложения сотрудников предприятий. Однако минимальная сумма для применения регрессивной ставки значительно меньше – 75000,00 рублей. Таким образом, доход свыше этой цифры облагается по следующей формуле: 19500,00 + 10% с суммы превышения. Если доход выше 600000,00, то ЕСН будет равен 72000,00 + 2%.


Регрессивный метод расчета единого социального налога позволяет оптимизировать процесс налогообложения, в зависимости от размера доходов.

В любой, даже не очень большой организации, требуется бухгалтер. Это позволит избежать всевозможных проблем с налоговой инспекцией.

Сфера бухгалтерского учета на сегодняшний день – одна из самых сложных. Нарушение законодательства ведет за собой серьёзные штрафы.

Особенно это касается юридических лиц, которые обязаны платить ЕСН (единый социальный налог).

Единый социальный налог выплачивается всеми работодателями для поддержания прав своих работников на государственную медицинскую поддержку, а также различного рода социальное обеспечение (страховка).

С первого января 2010 года ЕСН отменен. На сегодняшний день вместо него налогоплательщики делают страховые взносы в пенсионный фонд России, ФСС и другие подобные организации.

Величина отчислений с первого числа января 2011 года существенно увеличилась, теперь в Пенсионный фонд и Фонд обязательного страхования должны поступать довольно внушительные суммы от работодателей.

Для работодателей

На взгляд неискушенный единый социальный налог на выплаты работникам сильно схож с налогом на доходы физических лиц.

Бухгалтер точно также, как и при исчислении НДФЛ, отслеживает финансовую историю каждого сотрудника, и, исходя из этого, уже осуществляет различного рода операции (бухгалтерские проводки и другое).

Но важным отличием ЕСН от обычного НДФЛ является то, что при его исчислении учитываются не те суммы, которые фактически выплачены работнику.

А суммы, начисленные организацией каждому её члену персонально – этот момент регламентирует статься 242 НК РФ.

Ещё одно важное отличие — суммы высчитываются не по месяцам, а в начале года, по нарастающему итогу.

Когда начислять

Налоговым периодом, учитывая который высчитывается ЕСН, считается один целый год. Сам налог исчисляется нарастающим итогом с первых чисел года.

Также следует учитывать следующие особенности при расчете ЕСН:

  • период отчетности: девять месяцев, полугодие, а также один квартал;
  • сама подается не позднее последнего числа марта того года, который следует за проходящим кварталом;
  • подача также должна выполняться строго в срок: не позже 20-го числа месяца, следующего за проходящим кварталом;
  • обязательна выплата авансового платежа по ЕСН;
  • разницу между платежом авансовым и всей суммой организация обязана уплатить не позже 15-го числа последующего месяца.

Типовые проводки (таблица)

Проводки для осуществления различных бухгалтерских операций по единому социальному налогу имеют следующий вид:

Операции по начислению налога

Дебет Кредит
По работникам, участвующим в основном производстве 70: по основному производству 70
По работникам, участвующим в дополнительном производстве 23: по вспомогательному производству 70
Работники в сфере инвестиционной 08: по необоротному активу 70
Персонал управленческий 25: общепроизводственные расходы; 26 «Расходы общехозяйственные» 70
Работники торговли 44: расходы на перепродажу 70

ЕСН от расходов на оплату труда также начисляется, если работник находится на больничном, или он временно не трудоспособен по иной причине:

Проводки при временной нетрудоспособности работник а

ЕСН на отпускные также начисляется, независимо от их величины и других факторов:

Отражение авансовых платежей

Налогоплательщик в обязательном порядке должен снять копии с , на них обязательно присутствие подписи одного из работников налоговой службы РФ. Рядом с подписью также обязательно наличие печати.

Копия под номером два, сделанная с расчетов авансового платежа, после ознакомления с ней работника налоговой, возвращается налогоплательщику.

На копии обязательно ставится печать и подпись служащего.

Третья же копия предоставляет налоговой службой в Пенсионный фонд РФ. На первом листе документа также обязательно должна стоять соответствующая отметка налогового органа.

Авансовые платежи оплачиваются индивидуальными предпринимателями и другими финансовыми структурами по единому социальному налогу на основании полученных по почте налоговых уведомлений.

Сама же величина авансового платежа рассчитывается налоговой на основании двух пунктов:

  • данных о финансовой деятельности за прошедший год.

Сама же декларация о доходе должна подаваться не позже одного месяца и пяти дней с момента появления прибыли.

При изменении в большую или меньшую сторону величины дохода в сравнении с предполагаемым больше, чем на 50%, декларация подается заново. Величина авансовых платежей, само собой, пересчитывается.

Сами авансовые платежи должны осуществляться в следующие сроки:

  1. За первое полугодие платеж должен осуществляться не позже 15-го июля (не менее, чем 50% авансовых платежей).
  2. За третий квартал – не позже середины октября (не менее 25% всей суммы авансового платежа).
  3. За четвертый квартал — не позже середины января (не менее 25% всей суммы авансового платежа).

Довольно просто понять, что такое ЕСН в Бухгалтерии 1С. Данная программа также позволит разобраться, как высчитывается авансовый платеж.

Какой КБК?

Существует целых три различных КБК для проведения различных финансовых операций при оплате ЕСН в федеральный бюджет:

Начисление ЕСН на заработную плату

Размер ЕСН высчитывается исходя из заработной платы (он составляет 26% от её общей величины), и складывается из следующих платежей:

  • 20% — самая большая часть, включает в себя выплаты в пенсионный и бюджетный фонды;
  • 2.9% — выплата в фонд социального страхования;
  • 3.1% — фонд медицинского страхования.

В начислении единого социального налога имеется один очень важный нюанс: если его величина составляет более 280 тыс. руб., то сумма выплат уменьшается до 20% от общей суммы заработной платы.

Если же ЕСН равен 600 тыс. руб. и более, то ставка налога сокращается до 10%.

Начисление ЕСН с премий, выданных работникам

Очень важный вопрос, на который необходимо знать ответ каждому бухгалтеру – учитывается ли при расчете ЕСН премирование сотрудников? Ответ однозначный – да.

Важно лишь знать, что премирование бывает двух видов:

  • стимулирующее — применяется для стимулирования работника к выполнению своей работы;
  • поощрительное – осуществляется оно вне общей системы оплаты трудовой деятельности.

Величина премий указывается в соответствующем за подписью руководителя организации или другого ответственного лица.

При осуществлении бухгалтерских расчетов учитываются оба вида премии, это следует помнить обязательно.

Фиксироваться же премия может:

  • под внереализованными расходами;
  • в составе расходов по обычным видам деятельности;
  • в разделе нераспределенной прибыли организации.

Премию в затраты

Если премия была выдана сотрудникам предприятия в связи с обычной их деятельностью, либо при ведении какой-либо смежной деятельности, то закономерно включить этот пункт расходов в определенную графу.

Она отображается информация по обычным видам деятельности (дебет затратных счетов за номерами 44, 23, 20, 25, 26).

Премию за счет чистой прибыли

Во многих компаниях премии сотрудникам выдаются за внерабочие достижения – проведение различных мероприятий и подобные .

В таком случае необходимо включать премии во внереализованные расходы. Премии такого рода облагаются обычным налогом, как на физическое лицо.

Налоговую базу, которой облагается прибыль, этот платеж не уменьшает. Даже если предусматривает премирование, этот момент остается неизменен.

Премии такого рода не облагаются социальным налогом, также не осуществляются отчисления в пенсионный фонд.

Премию во внереализационные расходы

Многие компании премируют своих работников по поводу какого-либо праздника – государственного или иного.

В таком случае данная статья расходов относится к внереализационным. Также к этой статье расходов относятся выплаты за различного рода травмы или иные подобные ЧП.

Важной особенностью такого рода премий является то, что их выплата не уменьшает базу по налоговой прибыли.

Именно поэтому на такой вид премий единый социальный налог не начисляется, а также отсутствуют взносы в пенсионный фонд.

Примеры

Пример в случае начисления ЕСН по премии (в затраты):

Работникам начислена премия, размер которой составляет 30% от месячного оклада. Выплата будет осуществляться в один день с заработной платой, единовременным платежом.

Оклад одного работника составляет 6 тыс. руб. В таком случае премия его составит 1.8 тыс. руб. (30% от 6 тыс. руб.). По итогам месяца заработная плата (с премией) составит 7.8 тыс. руб.

Работодатель обязан оплатить страховку от несчастных случаев в размере 0.2 %. Размер же социального налога составит 26%.

Предположим, что у работника нет вычетов по налогу на доходы физ. лиц.

Проводки выглядят следующим образом:

Дебет Кредит Начисления
20 70 7.8 тыс. руб. – заработная плата вместе с премией
20 69 15.6 руб. (0.2% от заработной платы) в счет страхования от несчастных случаев
20 69 226.2 руб. (2.9% от зарплаты) ЕСН в счет оплаты отчислений в Фонд социального страхования
20 68 1.56 тыс. руб. (20%) – часть ЕСН, отчисляемая в федеральный бюджет
68 69 1.09 тыс. руб. (14%) – начисления за медицинское страхование
70 68 1.014 руб. — налог на доходы (13%)
70 50-1 6.785 тыс. руб. – заработная плата вместе с премией за вычетом всех налогов

Особенности начисления ЕСН

Начисление ЕСН имеет некоторые особенности.

Например, от уплаты данного налога освобождаются:

  1. Взносы по договорам мед. страхования, заключенные не менее, чем на один год.
  2. Выплаты в связи с различного рода травмами и увечьями, полученными в результате производственного процесса, трудовой деятельности;
  3. Компенсации, которые выплачивает работодатель за неиспользованный работником отпуск;
  4. Всевозможные денежные выплаты (пособия и компенсации), не облагаемые налогом на доход физ. лиц.

Рассматриваемый налог бы отменен довольно давно – ещё в 2010 году.

Именно поэтому не требуется начисление ЕСН в 2019 году, составляют основную часть налоговых отчислений налогоплательщиков взносы в ФМОС, ФСС, ПФР.

Несмотря на изменения в налоговой сфере, менее сложной работа бухгалтера не стала. Она также продолжает требовать хорошего знания законодательства, всех его аспектов.

ЕДИНЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ НАЛОГ

Единый социальный налог введен с 1 января 2001 года в соответствии с главой 24 части II Налогового кодекса Российской Федерации .

Контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения взносов в государственные социальные внебюджетные фонды (Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования), уплачиваемых в составе единого социального налога, возложен на налоговые органы.

Взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в состав единого социального налога не включаются и уплачиваются в Фонд социального страхования Российской Федерации в прежнем порядке. Контроль за уплатой этих взносов осуществляют органы Фонда социального страхования Российской Федерации.

Плательщики налога

Плательщики единого социального налога делятся на две категории (см. ):
- к первой категории относятся юридические и физические лица, являющиеся работодателями, которые производят выплаты наемным работникам;
- ко второй категории относятся лица, получающие доходы в результате собственной деятельности.

В случае если налогоплательщик одновременно относится к обеим категориям, то он признается отдельным налогоплательщиком по каждому отдельно взятому основанию.

Не являются плательщиками единого социального налога организации и индивидуальные предприниматели, которые пере?ли на специальные налоговые режимы. Они не исчисляют единый социальный налог в части доходов, получаемых от этих видов деятельности.

Лица, получающие доходы в результате собственной деятельности (к ним отнесены индивидуальные предприниматели, родовые, семейные общины малочисленных народов Севера, занимающиеся традиционными отраслями хозяйствования, главы крестьянских (фермерских) хозяйств и адвокаты) не уплачивают единый социальный налог в части суммы, зачисляемой в Фонд социального страхования Российской Федерации.

Объект налогообложения

Объектом налогообложения для исчисления налога (ст. 236 НК РФ) признаются:

для налогоплательщиков, относящихся к первой категории (см. Плательщики налога):
- выплаты и иные вознаграждения, начисляемые ими в пользу своих работников по всем основаниям, в том числе вознаграждения по договорам гражданско-правового характера, (выполнение работ, оказание услуг), по авторским и лицензионным договорам;
- выплаты в виде материальной помощи и иные безвозмездные выплаты в пользу физических лиц, на связанных с налогоплательщиком трудовым договором либо договором гражданско-правового характера, либо авторским или лицензионным договором.
Выплаты в натуральной форме, производимые сельскохозяйственной продукцией и (или) товарами для детей, признаются объектом налогообложения в части сумм, превы?ающих 1000 рублей в расчете на одного работника за календарный месяц.
Не признаются объектом налогообложения выплаты, которые производятся за счет средств, остающихся в распоряжении организации после уплаты налога на доходы организации, или средств, остающихся в распоряжении индивидуального предпринимателя либо физического лица после уплаты налога на доходы физических лиц.

для налогоплательщиков, относящихся ко второй категории (см. Плательщики налога):
доходы от предпринимательской либо иной профессиональной деятельности за вычетом расходов, связанных с их извлечением;
для индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, объектом налогообложения является доход, определяемый исходя из стоимости патента.

Для всех случаев уплаты единого социального налога устанавливается перечень сумм, не подлежащих налогообложению () и льготы по уплате единого социального налога ().

В части суммы единого социального налога, подлежащего зачислению в Фонд социального страхования Российской Федерации, в налоговую базу не включаются также любые вознаграждения, выплачиваемые работникам по договорам гражданско-правового характера, авторским и лицензионным договорам.

Налоговая база по единому социальному налогу () определяется для налогоплательщиков, относящихся к первой категории, (см. Плательщики налога) как сумма выплат и иных вознаграждений, являющихся объектом налогообложения и начисленных работодателями за налоговый период, а для налогоплательщиков, относящихся ко второй категории, (см. Плательщики налога) как сумма доходов, являющихся объектом налогообложения и полученных этими налогоплательщиками за налоговый период.

Налогоплательщики, относящиеся к первой категории, (см. Плательщики налога) определяют налоговую базу отдельно по каждому работнику с начала года нарастающим итогом

Ставки единого социального налога

Базовая ставка единого социального налога составляет 26 %, в том числе:

в Пенсионный фонд РФ 20 %;

в Фонд социального страхования РФ 3,2 %;

в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования 0,8 %;

в территориальные фонды обязательного медицинского страхования 2 %.

Регрессивная?кала налогообложения

Главой 24 части II НК РФ установлена регрессивная?кала налогообложения и определены условия ее применения ( , ).

1. Для налогоплательщиков, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 235 настоящего Кодекса, за исключением выступающих в качестве работодателей налогоплательщиков - сельскохозяйственных товаропроизводителей, организаций народных художественных промыслов и родовых, семейных общин коренных малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, применяются следующие налоговые ставки:

ставки:

Федеральный бюджет

Того

До 280000 рублей

20, 0 процента

3 , 2 процента

0, 8 процента

2, 0 процента

26, 0 процента

56000 рублей + 7,9 процента с суммы, превы?ающей 280000 рублей

8960 рублей + 1,1 процента с суммы, превы?ающей 280000 рублей

5600 рублей + 0,5 процента с суммы, превы?ающей 280000 рублей

72800 рублей + 10,0 процента с суммы, превы?ающей 280000 рублей

Свы?е 600000 рублей

81280 рублей + 2,0 процента с суммы, превы?ающей 600000 рублей

12480 рублей

3840 рублей

7200 рублей

104800 рублей + 2,0 процента с суммы, превы?ающей 600000 рублей

Для налогоплательщиков - сельскохозяйственных товаропроизводителей, организаций народных художественных промыслов и родовых, семейных общин коренных малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, применяются следующие налоговые ставки:

Налоговая база на каждое физическое лицо нарастающим итогом с начала года

Федеральный бюджет

Фонд социального страхования Российской Федерации

Фонды обязательного медицинского страхования

Того

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования

Террито-риальные фонды обязательного медицинского страхования

До 280000 рублей

15,8 процента

2, 2 процента

0, 8 процента

1,2 процента

20, 0 процента

От 280001 рубля до 600000 рублей

44240 рублей + 7,9 процента с суммы, превы?ающей 280000 рублей

6160 рублей + 1,1 процента с суммы, превы?ающей 280000 рублей

2240 рублей + 0,4 процента с суммы, превы?ающей 280000 рублей

3360 рублей + 0,6 процента с суммы, превы?ающей 280000 рублей

56000 рублей + 10,0 процента с суммы, превы?ающей 280000 рублей

Свы?е 600000 рублей

69520 рублей + 2,0 процента с суммы, превы?ающей 600000 рублей

9680 рублей

3520 рублей

5280 рублей

88000 рублей + 2,0 процента с суммы, превы?ающей 600000 рублей

3. Для налогоплательщиков, указанных в подпункте 2 пункта 1 статьи 235 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено пунктом 4 настоящей статьи, применяются следующие налоговые ставки:

Федеральный бюджет

Фонды обязательного медицинского страхования

Того

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования

До 280000 рублей

7,3 процента

0,8 процента

1,9 процента

10,0 процента

От 280001 рубля до 600000 рублей

20440 рублей + 2,7 процента с суммы, превы?ающей 280000 рублей

2240 рублей + 0,5 процента с суммы, превы?ающей 280000 рублей

28000 рублей + 3,6 процента с суммы, превы?ающей 280000 рублей

Свы?е 600000 рублей

29080 рублей + 2,0 процента с суммы, превы?ающей 600000 рублей

3840 рублей

6600 рублей

39520 рублей + 2,0 процента с суммы, превы?ающей 600000 рублей

4. Адвокаты уплачивают налог по следующим налоговым ставкам:

Налоговая база нарастающим итогом

Федеральный бюджет

Фонды обязательного медицинского страхования

Того

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования

территориальные фонды обязательного медицинского страхования

До 280000 рублей

5,3 процента

0,8 процента

1,9 процента

8,0 процента

От 280001 рубля до 600000 рублей

14840 рублей + 2,7 процента с суммы, превы?ающей 280000 рублей

2240 рублей + 0,5 процента с суммы, превы?ающей 280000 рублей

5320 рублей + 0,4 процента с суммы, превы?ающей 280000 рублей

22400 рублей + 3,6 процента с суммы, превы?ающей 280000 рублей

Свы?е 600000 рублей

23480 рублей + 2,0 процента с суммы, превы?ающей 600000 рублей

3840 рублей

6600 рублей

33920 рублей + 2,0 процента с суммы, превы?ающей 600000 рублей

Порядок исчисления и уплаты

Главой 24 части II НК РФ устанавливается порядок исчисления и уплаты единого социального налога налогоплательщиками, выступающими в качестве работодателей, () и налогоплательщиками, не являющимися работодателями, (). Налоговым периодом признается календарный год. Отчетными периодами по налогу признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года ().

Сумма налога исчисляется и уплачивается налогоплательщиками отдельно в отно?ении каждого фонда и определяется как соответствующая доля налоговой базы. Уплата налога (авансовых платежей по налогу) осуществляется отдельными платежными поручениями в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования.

Налогоплательщики-работодатели умень?ают сумму налога, уплачиваемую в Фонд социального страхования Российской Федерации, на сумму произведенных ими расходов на цели государственного социального страхования, предусмотренные законодательством Российской Федерации. При этом расходы на оплату первых двух дней временной нетрудоспособности не умень?ают сумму налога, уплачиваемую в Фонд социального страхования Российской Федерации, в связи с тем, что указанные расходы оплачиваются за счет средств работодателей в соответствии с федеральным законом от 29.12.2004 г. 202-ФЗ О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2005 год.

По итогам отчетного периода (календарного месяца) налогоплательщики-работодатели производят исчисление авансовых платежей по налогу, исходя из налоговой базы, исчисленной с начала календарного года, включая последний отчетный период, и соответствующей ставки налога. Сумма авансового платежа по налогу, подлежащая уплате за отчетный период, определяется с учетом ранее уплаченных сумм авансовых платежей.

Уплата авансовых платежей налогоплательщиками-работодателями производится ежемесячно в срок, установленный для получения средств в банке на уплату труда за истек?ий месяц, или в день перечисления средств на оплату труда со счетов налогоплательщиков на счета работников, или по поручению работников на счета третьих лиц, но не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным. Данные о суммах исчисленных и уплаченных авансовых платежей налогоплательщик отражает в расчете, представляемом не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным, в налоговый орган по форме, утвержденной Федеральной налоговой службой.

Ежеквартально, не позднее 15-го числа месяца, следующего за истек?им кварталом, налогоплательщики-работодатели обязаны представить в региональные отделения фонда социального страхования Российской Федерации сведения (отчеты) по форме, утвержденной Фондом социального страхования Российской Федерации, о суммах:
1)начисленного налога в Фонд социального страхования Российской Федерации;
2)использованных на выплату пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет, при рождении ребенка, на возмещение стоимости гарантированнного перечня услуг и социального пособия на погребение, на другие виды пособий по государственному социальному страхованию;
3)направленных ими в установленном порядке на санаторно-курортное обслуживание работников и их детей;
4)расходов, подлежащих зачету;
5)уплачиваемых в Фонд социального страхования Российской Федерации.

В соответствии с приказом Минфина России от 15.01.01 3н с 16 января 2001 года для перечисления средств по платежам в государственные социальные фонды по каждому из фондов открывается свой лицевой счет в органах федерального казначейства. Платежные поручения на перечисление средств в уплату ЕСН, а также недоимок, пеней и?трафов, образовав?ихся на 1 января 2001 года по платежам в фонды, представляются в банк отдельно по каждому из них.

Когда отменили ЕСН ? В связи с чем? И почему это становится интересным именно сейчас? Попробуем разобраться в нашей статье.

В каком году отменен ЕСН и с чем это связывали?

Единый социальный налог отменен с 2010 года. В России он был введен в 2001 году и действовал, таким образом, 9 лет.

Суть этого налога сводилась к тому, что он заменял собой страховые взносы во все внебюджетные фонды: ПФР, ФСС (кроме взносов на страхование от несчастных случаев), ФОМС.

Почему отменили ЕСН ? Причин тому оказалось несколько:

  • Не сработал ожидавшийся эффект роста зарплат, связывавшийся с введением регрессивной шкалы ставок для взносов.
  • Взносы утратили сущность страховых платежей, которые следует привязывать к каждому конкретному работнику. Такая привязка позволяет индивидуально определять размер социальных выплат.
  • Фонды утратили контроль над поступлением средств в них и возможность влиять на этот процесс.

Что изменила отмена ЕСН в страховых платежах?

С отменой ЕСН прекратила свое действие гл. 24 НК РФ, посвященная этому налогу (п. 2 ст. 24 закона РФ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты…» от 24.07.2009 № 213-ФЗ). В силу вступил закон РФ «О страховых взносах…» от 24.07.2009 № 212-ФЗ, установивший иные правила для исчисления этих платежей:

  • Расширился перечень выплат, облагаемых взносами. Если раньше из-под них выводились платежи, осуществленные за счет чистой прибыли, то теперь зависимость от этого обстоятельства исчезла. Соответственно, перечень выплат, не подлежащих налогообложению, оказался строго определенным (ст. 9 закона РФ от 24.07.2009 № 212-ФЗ).
  • Исчезла общая регрессивная шкала ставок налога. Взамен был введен предел доходов, облагаемых взносами. Этот предел стал индексируемым и систематически повышается в соответствии с ростом средней зарплаты по РФ (п. 5 ст. 8 закона РФ от 24.07.2009 № 212-ФЗ). Выше этого предела обложение доходов по пониженной ставке присутствует только для платежей в ПФР.
  • Общая ставка по взносам для основной массы налогоплательщиков (применяющих ОСНО) с 2011 года должна была повыситься на 8% за счет роста ставок в ПФР и ФОМС. Для льготных категорий плательщиков (спецрежимников, резидентов особых зон, организаций, имеющих инвалидов) на 2011-2014 годы предусматривался переходный период, в течение которого для них вводились в действие ранее отсутствовавшие ставки и увеличивалась величина ставок, являвшихся льготными. Общая максимальная ставка, действующая сегодня, составляет 30% от всех облагаемых взносами выплат, осуществленных в пользу физлица. Ее величина на 4% выше той, которая действовала при ЕСН. Круг лиц, имеющих право на пониженную ставку, заметно сократился.

Приведенные изменения свидетельствуют о том, что замена ЕСН на страховые взносы привела к существенному увеличению налогового бремени для всех плательщиков этих взносов.

Стоит ли ожидать возврата ЕСН?

Вопрос о передаче страховых взносов под контроль налоговых органов в последнее время активно обсуждался как одна из мер пополнения бюджета. Именно поэтому вспомнили про ЕСН.

Однако возврата к этому налогу не будет. Уже подписан вступающий в силу с 2017 года закон РФ «О внесении изменений в части 1-ю и 2-ю Налогового кодекса…» от 03.07.2016 № 243-ФЗ. Этот закон не только дополняет часть 2 НК РФ отдельным новым разделом, посвященным страховым взносам, но и добавляет страховые взносы во все положения части 1 НК РФ, устанавливая тем самым необходимые права налоговых органов в части администрирования этих взносов.

ИФНС, как и при ЕСН, будет контролировать взносы в ПФР, ФСС (кроме взносов на страхование от несчастных случаев) и ФОМС. Основные правила расчета взносов (наличие предела облагаемой базы, ставки, перечень необлагаемых выплат) сохранены.

Итоги

ЕСН отменен в 2010 году как налог, не решивший тех задач, ради которых его вводили. С переходом к уплате страховых взносов были существенно увеличены все параметры, определяющие размер платежей в фонды: налоговая база, ставки, круг плательщиков. С 2017 года страховые взносы передаются под контроль налоговых органов.