Морские сражения. Черное и Азовское моря

  • Дата: 09.10.2019
Один день - одна правда" url="http://diletant.media/one-day/26639312/">

Российские школьники знают Вторую мировую войну прежде всего по таким ключевым событиям, как Сталинградская битва или танковое сражение на Курской дуге. Однако не менее масштабными стали морские битвы, рассказ о которых мы и представляем.

В результате поражения в кампании 1940 года Франция заключила соглашение с нацистами и стала частью оккупированных территорий Германии с самостоятельным формально, но подконтрольным Берлину вишистским правительством.


В 1940 году правительство Франции стало подконтрольно Берлину


Союзники стали опасаться, что французский флот мог перейти Германии и уже через 11 дней после французской капитуляции провели операцию, которая надолго станет проблемой в союзных отношениях Великобритании и той Франции, которая сопротивлялась нацистам. Она получила название «Катапульта». Британцы захватили корабли, стоявшие в британских портах, силой выставив с них французские команды, что не обошлось без столкновений. Разумеется, союзники восприняли это как предательство. Еще страшнее картины разворачивались в Оране, командованию кораблей, стоявших там, был направлен ультиматум — передать их в управление британцам или потопить. В итоге их потопили британцы. Все новейшие линкоры Франции были выведены из строя, погибли более 1000 французов. Правительство Франции порвало с Великобританией дипломатические отношения.

Морские сражения Второй мировой войны отличаются от предыдущих тем, что они уже не являлись чисто морской битвой.


Морские сражения Второй мировой войны не являлись чисто морской битвой

Каждое из них было комбинированным — при серьезной поддержке авиации. Частью кораблей были авианосцы, позволявшие обеспечить такую поддержку. Нападение на Перл-Харбор на Гавайских островах было совершено с помощью палубной авиации авианосного соединения вице-адмирала Нагумо. Ранним утром 152 самолета атаковали базу ВМС США, застав врасплох ничего не подозревавших военных. В нападении приняли участие и подлодки Японского императорского флота. Потери американцев были колоссальными: около 2,5 тысяч погибших, потеряны 4 линкора, 4 миноносца, уничтожено 188 самолетов. Расчет при столь яростной атаке был на то, что американцы падут духом, а большая часть флота США будет уничтожена. Не случилось ни того, ни другого. Нападение привело к тому, что сомнений для американцев насчет участия во второй мировой не осталось: в этот же день Вашингтон объявил войну Японии, а в ответ Германия, находящаяся с Японией в союзе, объявила войну США.

Переломный момент для американского флота на Тихом океане. Серьезная победа на фоне страшного бедствия начала войны — Перл-Харбора.


Битва у атолла Мидуэй — п ереломный момент для американского флота

Мидуэй находится в тысяче милей от Гавайских островов. Благодаря перехваченным переговорам японцев и разведданным, полученным в результате полетов американской авиации, командование США заранее получило информацию о готовящемся нападении. 4 июня вице-адмирал Нагумо отправил на остров 72 бомбардировщика и 36 истребителей. Эскадренный миноносец американцев поднял сигнал об атаке противника и, выпустив облако черного дыма, атаковал самолеты из зенитных орудий. Битва началась. Авиация США тем временем взяла курс на японские авианосцы, в итоге 4 из них были потоплены. Япония потеряла также 248 самолетов и около 2,5 тысяч человек. Потери американцев скромнее — 1 авианосец, 1 эсминец, 150 самолетов и около 300 человек. Приказ о прекращении операции поступил уже в ночь на 5 июня.

Лейте — филиппинский остров, вокруг которого развернулась одна из самых тяжелых и масштабных морских битв.


Сражение в Лейте — одна из самых тяжелых и масштабных морских битв

Американские и австралийские корабли начали бой против японского флота, который находясь в патовой ситуации провел атаку с четырех сторон, используя в своей тактике камикадзе — японские военные шли на самоубийство с целью нанести как можно больший урон противнику. Это последняя крупная операция для японцев, к моменту ее начала уже потерявших стратегическое преимущество. Однако силы союзников все равно одержали победу. Со стороны Японии погибли 10 тысяч человек, однако из-за работы камикадзе серьезные потери понесли и союзники — 3500. Кроме того, Япония потеряла легендарный линкор Musashi и едва не потеряла другой — Yamato. При этом шансы на победу у японцев были. Однако из-за использования плотной дымовой завесы, японские командиры не могли адекватно оценить силы противника и не решились бороться «до последнего бойца», а ретировались.

Операция Catechism гибель немецкого линкора «Тирпиц» 12 ноября 1944 года

«Тирпиц» — второй линкор типа «Бисмарк», один из мощнейших и самых устрашающих военных кораблей немецких сил.


«Тирпиц» — один из самых устрашающих военных кораблей немецких сил


С момента его принятия на вооружение британские ВМС начали за ним настоящую охоту. Первый раз линкор был обнаружен в сентябре и в результате атаки британских самолетов превратился в плавучую батарею, лишившись возможности участвовать в морских операциях. 12 ноября скрыть корабль уже не удалось, в корабль попали три бомбы Tallboy, одна из которых привела к взрыву на его пороховом складе. Тирпиц затонул у Тромсё буквально через несколько минут после этой атаки, погибли около тысячи человек. Ликвидация этого линкора означала фактически полную морскую победу союзников над Германией, что позволило высвободить военно-морские силы для использования в Индийском и Тихом океанах. Первый же линкор этого типа «Бисмарк» наделал куда больше бед — в 1941 году он потопил британский флагман и линейный крейсер «Hood» в Датском проливе. В результате трехдневной охоты за новейшим кораблем он также был потоплен.

Ну, как всегда, я опять вспомнил про свой заброшенный ЖЖ спустя полгода. Стать более дисциплинированным - моя важнейшая задача сейчас, и она складывается из таких вот небольших вещей, как ведение ЖЖ. Но, с другой стороны, за эти полгода произошло такое… нет,ТАКОЕ!Впрочем, об этом постараюсь как можно быстрей рассказать в следующем посте. А пока вспомнил про давно отложенные фотографии морских боёв Второй Мировой.

Артиллерийских боёв кораблей в ней было не меньше, чем в Первой, да и техника фотосъёмки к тому времени значительно шагнула вперёд. Но…фотографий боёв по-прежнему мало. Почему? Дело тут, наверно, в том, что сами бои стали более скоротечными и непредсказуемыми, и подготовиться к съёмке было особенно и некогда. В редких случаях, когда к этому специально готовились, результат давно и хорошо известен. Наиболее известный из них - операция «Рейнубюнг», рейд «Бисмарка». Да и то снимки сохранились потому, что материал предусмотрительно переправили на «Принц Ойген», перед тем, как немецкие корабли разделились в океане, чтобы больше не встретиться… Превратности войны. А противоположный случай - гибель архива японского ВМФ в Нагасаки - никто не знает, сколько бесценных материалов сгорело в огне ядерного взрыва! Вообще, по кампании на Тихом океане, как известно, большинство фотографий или сделано с воздуха, или отражают бои кораблей с воздушным противником. И ещё один момент. Многие фотографии это… части киносъёмки. Чаще всего тоже уцелевшей.

Начнем, как говорится, с начала… С Вестерплатте. Первыми залпами войны были залпы старого броненосца «Шлезвиг-Гольштейн» по береговым польским укреплениям. Здесь немцы хорошо подготовились, даже киносъёмка сохранилась. Вид практически мирный, непонятно, что это, стреляют? Впрочем, так оно и было.

Это фото - реальный цвет или покрашенное?

А вот с борта самого линкора:


Итак, война началась. Одной из первых крупных операций флота в ней стала норвежская операция, а одним из самых её драматических эпизодов стал подвиг английского эсминца «Глоуорм», в одиночку схватившегосяс тяжелым крейсером «Адмирал Хиппер» 8 апреля 1940 года. Фото запечатлели последние моменты боя, когда эсминец, прикрываясь дымовой завесой, идет на таран,

И уже тонущий:


Через окуляр дальномера «Хиппера»:


Тем временем в Норвегии разворачивались другие сражения. Из их фотоснимков пока мне известны снимки второго боя за Нарвик 13 апреля, сделанные английской стороной:

«Уорспайт» ведет огонь в Уфут-фьорде:


Бойэсминцев, снято с англ. Самолета (что-то смутное, трудно сказать конкретно)



А эти фото с киносъёмки - потопление английского авианосца «Глориес» немецкими линкорами «Шарнхорст» и «Гнейзенау» в Норвежском море 8 июня 1940 года. Разумеется, немецкая кинохроника скромно умолчала о последующей атаке линкоров эсминцами охранения «Ардент» и «Акаста», завершившейся неприятным для немцев попаданием торпеды «Акасты» в кормовую часть «Шарнхорста».



Огонь "Шарнхорста"

И «Гнейзенау»:

Эсминцы прикрывают «Глориес» дымзавесой:

Но это не помогает



"Ардент" потоплен...

А за ним - и сам «Глориес»:


А теперь - атака «Акасты» - её триумф и гибель:

Теперь перенесёмся в Африку - в Алжир. Мерс-эль-Кебир - это название сразу говорит за себя многое для военных историков, любителей военной истории… Большинство снимков этого боя - тоже кадры кинохроники.

Мерс-эль-Кебир под огнем английской эскадры:


Взрыв снаряда у ЛК «Бретань»


Залпы кучно ложатся за кормой «Прованса» и «Страсбурга», который уже дал ход:


«Страсбург» выходит из гавани:


Ещё одно фото выхода «Страсбурга» под огнём:



Выйдя из гавани, линкор развил ход и открыл огонь:

И вслед за ним эсминцы и лидеры идут на прорыв



Эта фотография иногда атрибутируется как «английские линкоры «Худ» и «Вэлиант»под ответным огнем французских кораблей в Мерс-эль-Кебире». На мой взгляд, больше похоже на падение авиабомб. Если кто в курсе, прошу подсказать, что в точности отображает эта фотография:


А спустя 6 дней после Мерс-эль-Кебира состоялось первое боевое столкновение английских и итальянских линейных сил - бой у мыса Пунта-Стило. Сам по себе малопримечательный, он,однако, удостоился запечатления итальянской стороной на кинопленку, что дает нам отличный шанс увидеть бой линейных сил, что называется, изнутри, глазами его участника. Кинокадры разошлись на фотографии, попавшие даже в советские книги по истории Второй Мировой войны.

Пожалуй, самая известная из них - «Конте ди Кавур» ведет огонь. Снято с борта «Джулио Чезаре»:


Ещё раз:


А теперь - наоборот, «Чезаре» с «Кавура»:


И - со стороны, с эсминцев, благоразумно державшихся в стороне от «битвы гигантов»:


Неудача в этомсражении привела к утере итальянцами господства на собственном морском театре и утере флотом самого боевого духа. Посему столь масштабных съёмок морских операций они больше не производили. Но все же снимали. Например, б бою у мыса Теулада 27 ноября 1940 г.

Итальянские тяжелые крейсера под огнем:

Тяжелый крейсер «Фиуме» ведет огонь по английским крейсерам:


«Манчестер» и «Шеффилд» ведут огонь:


«Витторио Венето» и «Джулио Чезаре» в бою у Спартивенто:

Это было одно из сражений с переменным успехом, ограничивающее инициативу английского флота в операциях в проводке конвоев.

Наступил 1941 год, и самым известным из сражений, в том числе в интересующем нас плане, стала операция «Рейнубюнг» - первый и единственный рейд немецкого линкора «Бисмарк». Подготовка к рейду была по-немецки основательной, и на линкор были командированы корреспонденты и кинооператоры. Был отснят фильм, в том числе и в бою в Датском проливе, но… Часть материалов переправили на «Принц Ойген», и он благополучно «довез» их в Брест, благодаря чему мы и можем сейчас их видеть. Киноматериалы же остались на «Бисмарке», и, когда стало ясно, что линкор с выведенными из строя рулями скоро будет настигнут главными силами английского флота, их попытались отправить во Францию на бортовом гидросамолёте. Но катапульта оказалась поврежденной в бою, что сразу не заметили, и «Арадо» упал в море. Данные фотографии, в принципе, уже широко растиражированы. Но постоянно появляется что-то новое.


Снаряды«Принца Уэльского» стали накрывать «Принца Ойгена»:


И тогда «Принц Ойген» уступил место «Бисмарку» впереди:
Английские корабли под огнём (слева «Принц Уэльский, справа - «Худ» под накрытием):
Ключевой момент боя - гибель «Худа»:

Увеличенное фото агонии корабля с указанием деталей:



Поврежденный «Бисмарк» (заметен дифферент на нос) продолжает вести огонь по «Принцу Уэльскому», заставив его выйти из боя:

А 27 мая в 08:00 по поврежденному и почти недвижимому «Бисмарку» открыли огонь английские линейные корабли и крейсера. Фотографии этого боя, ставшего фактически расстрелом немецкого линкора, сделаны уже английской стороной, причем на значительном отдалении, а не с кораблей -участников боя, как было у немцев и итальянцев. Но наверняка и фотографии боев с английских кораблей есть, вряд ли это объясняется особенностями характера или чем-то подобным. По мере нахождения таких снимков постараемся их опубликовать.

Всплески от снарядов «Роднея» и «Кинг Джордж V » ложатся рядом с «Бисмарком»:



Конец боя. «Родней» ведет по «Бисмарку» огонь с дистанции прямого выстрела:

Горящий и тонущий «Бисмарк»:

Фотографий позднейших крупных боев на европейско-атлантическом ТВД я не нашел. Мало снимков артиллерийских боёв и на тихоокеанском ТВД. Эти снимки представлены американской стороной - по понятным причинам. Соответственно, фотографий боёв на первом этапе войны, когда инициативой владели японцы, нет или почти нет. То, что японцы не снимали, сомнительно (вспоминая снимки времен русско-японской войны!) Ну, и сам и морские бои второго этапа войны

(примерно до ноября 1944 года) - были скоротечными и часто неожиданными для обеих сторон, иногда происходили ночью.

Таким был и бой у острова Саво, одного из Восточных Соломоновых островов. В августе 1942 года американцы и их союзники начали высадку на островах, и японцы предприняли меры противодействия. Японское соединение в ночь с 8 на 9 августа вошло в пролив между островами и атаковало соединение прикрытия десанта, в результате потопив 4 тяжелых крейсера и повредив ещё один и два эсминца. На снимке (очень известном) - горящий и погружающийся в воду американский тяжелый крейсер «Куинси», пораженный торпедами и артиллерией японских крейсеров:


А на этом, не менее известном, с крейсера «Тёкаи» - крейсера союзников «Австралия», «Канберра», «Чикаго», освещенные прожекторами японцев и осветительными бомбами, с гидросамолетов. Кстати, вот фото «Тёкаи», ведущего огонь - не в том бою, конечно, а ещё в 1933-м году, просто картинка к месту пришлась:


С 12 по 15 ноября 1942 года у острова Гуадалканал состоялись два решающих морских (именно классических) сражения в этой кампании, после которых перевес в ней окончательно склонился на сторону американцев и их союзников. Оба боя происходили ночью (такова была тактика японцев, стремившихся избегать дневной активности из-за превосходства союзной авиации). Снимков боя практически неизвестно, кроме одного - стрельба лк «Вашингтон» по «Киришиме» во втором бою в ночь с 14 на 15 ноября, в результате которой японский линкор был выведен из строя, и, в дальнейшем, покинут экипажем и затонул.



Ну и, наконец последним крупным (можно даже сказать, самым крупным)морским сражением на сегодняшний день была и остается битва в заливе Лейте. Сама она состояла из нескольких морских боёв, в том числе артиллерийских. Фотографии американские, хотя, на японских кораблях также были те, кто фотографировал. И хотя съемки японцами своих кораблей перед сражением есть, снимков самих боем японцами пока я не видел. Вряд ли, учитывая положение японцев в этом сражении, им было до съёмок.

Ночью 25 октября состоялся бой в проливе Суригао, в результате которого «соединение С» адмирала Нисимуры было полностью уничтожено. Бой происходил ночью и был довольно скоротечным. На фотографиях мало что можно различить, кроме этой:


Правда, этот силуэт больше напоминает не участвовавшие в этом бою линкоры типа «Исе», да и снимок ли это ещё, сложно сказать. Взято из книги Антони Тулли.

А это - подтверждённый снимок. Линкор «Вест Вирджиния» ведёт огонь по японскому соединению:

Огонь американских крейсеров оперативной группы 77.2:

Утром 25 октября в бой вступили главные силы японского флота, во главе с его флагманом - крупнейшим в мире линкором «Ямато». Но целью его стали всего-навсего эскортные авианосцы «Уайт плейнз» и «Сент Лоу». Американские летчики, атакуя «Ямато», сделали снимок ведущего огонь японского флагмана:



Эсминцы прикрытия контратаковали противника, понеся тяжелые потери (на снимке - «Джонстон», «Хоел»,» Хеерман» под огнем:



Тем временем японские крейсера, обойдя американские авианосцы с севера, открыли огонь, потопив «Гамбиер бей» и повредив остальные. Японский крейсер (отмечен кружочком) расстреливает «Гамбиер бей»:



Ещё одно фото:



Слева - «Гамбиер бей», справа - «Киткин бей» под огнем японских крейсеров:

«Гамбиер бей» - совсем близко:

Несчастный «Гамбиер бей» был-таки потоплен, но сопротивление эсминцев и пилотов самолетов с авианосцев привело к отходу главных японских сил. Конечно, причины отхода были не только в этом, но все же это сражение показало и то, что бой авианосцев и артиллерийских кораблей без авиаприкрытия для последних теперь бесперспективен.

Финалом сражения в заливе Лейте стал бой у мыса Энганьо, в котором были уничтожены последние японские авианосцы, находившиеся в строю. Поскольку у американцев было полное превосходство в силах, особенно в воздухе, бой превратился, по сути, в охоту за японскими кораблями соединения Одзавы(не очень удачную, кстати). На снимке: огонь крейсера «Мобиле» по эсминцу «Хатсулзуки»:



А вот линкору «Исе» (на снимке, ведет огонь) удалось вернуться в базу почти невредимым:

На этом эпоха крупных морских артиллерийских боёв закончилась. До конца войны, и после, такие бои ещё происходили. Да и, возможно, в будущем все может быть - ведь артиллерия - неотменный признак сегодняшнего корабля - катера, корвета, фрегата, эсминца, крейсера… И калибр её растет. Самый перспективный на сегодня корабль, находящийся в постройке - американский эсминец «Зумвольт» - оснащён 155-мм артустановкой с управляемыми снарядами. Так что морские артиллерийские бои ещё могут иметь место в будущем. Хотя лучше бы никогда больше их не было. Ни артиллерийских, ни ракетных. Никаких.

Лейте - филиппинский остров, вокруг которого развернулась одна из самых тяжелых и масштабных морских битв.

Американские и австралийские корабли начали бой против японского флота, который находясь в патовой ситуации провел атаку с четырех сторон, используя в своей тактике камикадзе - японские военные шли на самоубийство с целью нанести как можно больший урон противнику. Это последняя крупная операция для японцев, к моменту ее начала уже потерявших стратегическое преимущество. Однако силы союзников все равно одержали победу. Со стороны Японии погибли 10 тысяч человек, однако из-за работы камикадзе серьезные потери понесли и союзники - 3500. Кроме того, Япония потеряла легендарный линкор Musashi и едва не потеряла другой - Yamato. При этом шансы на победу у японцев были. Однако из-за использования плотной дымовой завесы, японские командиры не могли адекватно оценить силы противника и не решились бороться «до последнего бойца», а ретировались.

Сражение в Лейте - одна из самых тяжелых и масштабных морских битв

Переломный момент для американского флота на Тихом океане. Серьезная победа на фоне страшного бедствия начала войны - Перл-Харбора.

Мидуэй находится в тысяче милей от Гавайских островов. Благодаря перехваченным переговорам японцев и разведданным, полученным в результате полетов американской авиации, командование США заранее получило информацию о готовящемся нападении. 4 июня вице-адмирал Нагумо отправил на остров 72 бомбардировщика и 36 истребителей. Эскадренный миноносец американцев поднял сигнал об атаке противника и, выпустив облако черного дыма, атаковал самолеты из зенитных орудий. Битва началась. Авиация США тем временем взяла курс на японские авианосцы, в итоге 4 из них были потоплены. Япония потеряла также 248 самолетов и около 2,5 тысяч человек. Потери американцев скромнее - 1 авианосец, 1 эсминец, 150 самолетов и около 300 человек. Приказ о прекращении операции поступил уже в ночь на 5 июня.

Битва у атолла Мидуэй - переломный момент для американского флота

В результате поражения в кампании 1940 года Франция заключила соглашение с нацистами и стала частью оккупированных территорий Германии с самостоятельным формально, но подконтрольным Берлину вишистским правительством.

Союзники стали опасаться, что французский флот мог перейти Германии и уже через 11 дней после французской капитуляции провели операцию, которая надолго станет проблемой в союзных отношениях Великобритании и той Франции, которая сопротивлялась нацистам. Она получила название «Катапульта». Британцы захватили корабли, стоявшие в британских портах, силой выставив с них французские команды, что не обошлось без столкновений. Разумеется, союзники восприняли это как предательство. Еще страшнее картины разворачивались в Оране, командованию кораблей, стоявших там, был направлен ультиматум - передать их в управление британцам или потопить. В итоге их потопили британцы. Все новейшие линкоры Франции были выведены из строя, погибли более 1000 французов. Правительство Франции порвало с Великобританией дипломатические отношения.

В 1940 году правительство Франции стало подконтрольно Берлину

«Тирпиц» - второй линкор типа «Бисмарк», один из мощнейших и самых устрашающих военных кораблей немецких сил.

С момента его принятия на вооружение британские ВМС начали за ним настоящую охоту. Первый раз линкор был обнаружен в сентябре и в результате атаки британских самолетов превратился в плавучую батарею, лишившись возможности участвовать в морских операциях. 12 ноября скрыть корабль уже не удалось, в корабль попали три бомбы Tallboy, одна из которых привела к взрыву на его пороховом складе. Тирпиц затонул у Тромсё буквально через несколько минут после этой атаки, погибли около тысячи человек. Ликвидация этого линкора означала фактически полную морскую победу союзников над Германией, что позволило высвободить военно-морские силы для использования в Индийском и Тихом океанах. Первый же линкор этого типа «Бисмарк» наделал куда больше бед - в 1941 году он потопил британский флагман и линейный крейсер «Hood» в Датском проливе. В результате трехдневной охоты за новейшим кораблем он также был потоплен.

«Тирпиц» - один из самых устрашающих военных кораблей немецких сил

Морские сражения Второй мировой войны отличаются от предыдущих тем, что они уже не являлись чисто морской битвой.

Каждое из них было комбинированным - при серьезной поддержке авиации. Частью кораблей были авианосцы, позволявшие обеспечить такую поддержку. Нападение на Перл-Харбор на Гавайских островах было совершено с помощью палубной авиации авианосного соединения вице-адмирала Нагумо. Ранним утром 152 самолета атаковали базу ВМС США, застав врасплох ничего не подозревавших военных. В нападении приняли участие и подлодки Японского императорского флота. Потери американцев были колоссальными: около 2,5 тысяч погибших, потеряны 4 линкора, 4 миноносца, уничтожено 188 самолетов. Расчет при столь яростной атаке был на то, что американцы падут духом, а большая часть флота США будет уничтожена. Не случилось ни того, ни другого. Нападение привело к тому, что сомнений для американцев насчет участия во второй мировой не осталось: в этот же день Вашингтон объявил войну Японии, а в ответ Германия, находящаяся с Японией в союзе, объявила войну США.

Морские сражения Второй мировой войны не являлись чисто морской битвой

Автор Харламов Виталий Борисович г. Волгоград. Коротенько так, но буковок не просто много, а очень много.
Когда 31 мая 1916 года капитан английского легкого крейсера (*) "Галатея" приказал открыть огонь по немецким эскадренным миноносцам (2*), то он не догадывался, что именно эти залпы станут первыми в самом крупнейшем морском сражение в истории человечества. В этот день, в Северном море, встретились два мощнейших флота своего времени британский Гранд Флит и немецкий Флот Открытого Моря. Встретились, чтобы поставить точку в споре: чей флот главенствует на море. A в результате разгорелось:

К весне 1916 года сухопутный фронт окончательно стабилизировался. Превратив сухопутные сражения в "гигантские мясорубки", которые не оправдывали возлагавшиеся на них надежды. А развязанная Германией подводная война не могла принести ей быструю победу. Война все больше превращалась в войну ресурсов. В войну на истощение. Которая не могла принести победу Германии, с ее ограниченными возможностями. И тогда германское командование решило использовать последний оставшийся у Германии "козырь". Ее второй в мире линейный флот. С помощью, которого, немецкий Генеральный штаб надеялся одержать долгожданную победу на море. И тем самым вывести из войны Англию. Самую сильную стран противостоявшей Германии коалиции.

Флот Открытого Моря в походе.

Для чего требовалось выманить из баз часть английского флота и ударом главных сил постараться уничтожить его. Для этого германские крейсера были направлены, в набег, к берегам Англии. В надежде, что после этого, часть сил Гранд Флита перебазируется из Скапа-Флоу на юг. Это им удалось. Под воздействием общественного мнения Гранд Флит был разделён на 4 эскадры. Базирующиеся на различные базы вдоль восточного побережья Англии. Но активизация действий главных сил немецкого флота насторожила англичан. После набега немецких линейных крейсеров на Лоустон они ожидали повторной вылазки. Намериваясь, используя сценарий подобный немецкому, заманить часть германского флота под жерла тяжелых орудий Гранд Флита. И тем самым окончательно утвердить свое господство на море. Таким образом, два огромных флота вышли в море. А их адмиралы даже не догадывались, с какими силами им предстоит встретиться. А в результате столкновение флотов оказалось чисто случайным. Не предусмотренным ни одним планом противоборствующих сторон.

Гранд Флит в море.

Прелюдия к сражению.

Немецкий флот покинул главную базу флота в 1 час ночи 31 мая. И взял курс на север, к проливу Скагеррак. В авангарде флота шли 5 линейных крейсеров (3*) вице-адмирала Хиппера потдерживаемые 5 легкими крейсерами и 33 эсминцами. С задачей навести часть сил Гранд Флита на весь Флот Открытого Моря. Легкие крейсера и эсминцы шли полукругом впереди линейных крейсеров на дистанции 7- 10 миль. За кораблями эскадры адмирала Хиппера, через 50 миль, шли главные силы немецкого флота.

Флот Открытого Моря с борта цеппелина.

Но ещё ранее в море были высланы 16 подводных лодок. Которые должны были занять позиции возле английских баз. И находиться на них с 24 мая, по 1 июня. Что и предопределило выход немцев, в море, 31 мая. Не смотря на погоду. Причём большая часть подводных лодок, 7 единиц, были развёрнуты против Ферт-оф-Форт, где базировался флот линейных крейсеров. Одна находилась на выходе из залива Кромари, где располагалась 2 эскадра линкоров. Две подлодки развернули против Скапа-Флоу, где находились главные силы английского флота. Остальные подводные лодки были развёрнуты вдоль восточного побережья Англии. Основной задачей этих подводных лодок была разведка. Однако они должны были выставить минные поля, на предполагаемых маршрутах движения английских кораблей. А в последующем и атаковать выходившие из баз корабли. Непосредственную разведку на поле боя должны были осуществлять дирижабли. Но вылетевшие в полдень 31 мая 5 немецких дирижаблей, из-за неудачно назначенных маршрутов, ничего не нашли. Их не было даже над местом сражения.

Торпедный отсек германской подводной лодки.

Гранд Флит вышел в море раньше германского флота. Как только агентурная разведка и радиоперехват сообщили о приготовлении к выходу в море крупных кораблей Флота Открытого Моря. Благополучно избежав завесу из немецких подводных лодок. Хотя, с некоторых кораблей, и поступали ошибочные сигналы об обнаружении немецких подводных лодок.

4-я эскадра дредноутов Гранд-Флита («"Айрон Дюк", "Ройал Оук", "Сьюперб", "Канада") в Северном море

Однако чтобы собрать в единый кулак, вышедшие из разных баз, корабли было нужно время. Так 2 эскадра линкоров (4*) смогла, присоединится к главным силам британского флота лишь в 11 часов. А эскадра адмирала Битти все еще находилась южнее кораблей адмирала Джеллико. Лишь около 14 часов адмирал Битти приказал повернуть на север. Намериваясь идти на соединение со своим флотом. Ловушка, поставленная адмиралом Джеллико, для немецкого флота, была готова захлопнутся. Как вдруг случилось непредвиденное.

2 эскадра линкоров германского Флота Открытого Моря.

Случайная встреча.

Незадолго до поворота кораблей адмирала Битти на север, с немецкого легкого крейсера "Эльбинг" заметили дым. И 2 из сопроваждавших крейсер эсминца были направлены осмотреть замеченное судно. Им оказался нейтральный датский пароход "Эн. Джи. Фьорд". Но судьбе было угодно чтобы одновременно с немцами датский пароход был обнаружен английским легким крейсером "Галатея". Находившемся в охранении эскадры адмирала Битти. А в результате, в 14 часов 28 минут, "Галатея" вместе с подошедшим, к ней, легким крейсером "Фаэтон" открыли огнь по немецким эсминцам. Которые поспешили ретироваться с места боя. Однако вскоре к эсминцам присоединился "Элибинг" и бой вспыхнул с новой силой. В 14 часов 45 минут с авиатранспорта "Энгадайн" подняли гидросамолёт. Который в 15 часов 08 минут обнаружил 5 линейных крейсеров противника. Пилот трижды пытался выйти на связь со своим командование и сообщить информацию. Которая так и не достигла адмирала Битти.

Английский линейный крейсер "Лайон".

В это время обе эскадры легли на новый курс. И на полной скорости, разрезая волны форштевнями, помчались на встречу друг другу. Таким образом, по случайности, английские линейные крейсера встретили противника в отрыве от своих главных сил. Им оставалось лишь действовать по ранее намеченному плану. И постараться вывести корабли противника на главные силы своего флота.

Развёртывание эскадры адмирала Битти перед сражением.

В 15 часов 30 минут обе эскадры вошли в визуальный контакт. И видя преимущество англичан в силах, адмирал Хиппер повернул свои корабли на соединение с главными силами Флота Открытого Моря. Однако линейные крейсера адмирала Битте пользуясь своим преимуществом в скорости хода стали постепенно нагонять немецкие корабли. Но англичане, имевшие более дальнобойную артиллерию, огонь не открывали. Из-за ошибки в определении дистанции до цели. Немцы же молчали, дожидаясь, когда англичане подойдут поближе, чтобы вести более действенный огонь из своих менее крупных орудий. К тому же 5 британская эскадра линкоров все еще находилась вне видимости с немецких кораблей. И не получив приказа адмирала Битти на изменение курса какое-то время продолжала идти на восток. Удаляясь от места боя.

Развитие сражения с 15-40, до 17-00.

Бесплатный сыр без мышеловки.

Лишь в 15 часов 50 минут, находясь на дистанции в 80 кабельтов (5*), линейные крейсера обоих эскадр открыли огонь. По приказу адмиралов корабли обоих сторон вели огонь по соответствующему ему в строю кораблю противника. Но у англичан произошла ошибка и немецкий линейный крейсер "Дерфлингер" в начале боя вообще никем не обстреливался. Расстояние между эскадрами продолжало сокращаться и к 15 часам 54 минутам достигло 65 кабельтовых. В бой вступила противоминная артиллерия. Корабли шли окруженные столбами воды от непрерывно падающих снарядов. К тому времени эскадры перестроились и помчались на юг.

"Дерфлингер".

Около 16 часов флагманский крейсер адмирала Битти "Лайон" получил попадание снаряда, едва не ставшим для него роковым. Снаряд попал в третью башню, пробил броню и разорвался под левым орудием. Вся прислуга орудий погибла. И только мужество смертельно раненого башенного командира майора Харвея спасло корабль от гибели. Однако крейсер был вынужден выйти из строя. Что позволило его противнику немецкому линейному крейсеру "Дерфленгер" перенести огонь на линейный крейсер "Куин Мери". По которому вёл огонь и “Зейдлиц”.

Линейный крейсер "Куин Мери".

В 16 часов 02 минуты шедший концевым в колонне англичан линейный крейсер "Индефатигейбл" попал по залп, с обстреливающего его линейного крейсера "Фон дер Танн". И скрылся в дыму и пламени. Вероятнее всего снаряд пробил палубу и попал в артиллерийский погреб кормовой башни. "Индефатигейбл" погружаясь кормой, выкатился из строя. Но следующий залп тоже накрыл погибающий корабль. Страшный взрыв потряс воздух. Крейсер лег на левый борт, перевернулся и исчез. Агония "Индефатигейбла" длилась всего около 2 минут. Из огромного экипажа удалось спастись только четверым.

Линейный крейсер "Инвинсибл".

Но бой прожался. Видя тяжелое положение своих линейных сил адмирал Битти в 16 часов 10 минут бросил в атаку на немцев 13 флотилию эсминцев. Навстречу им, пересекая курс линейных крейсеров, выдвинулось 11 немецких эскадренных миноносцев возглавляемых легким крейсером "Регенсбург". И вступили в бой, прикрывая свои корабли. Когда соединения эсминцев разошли, то недосчитались по 2 эсминца. Немцы "V-27" и "V-29", а англичане "Номат" и "Нестор". И если “немцы” погибли непосредственно в ходе боя. Причём “V-27”был потоплен торпедой с эсминца “Петард”, а “V- 29” погиб от артиллерийского огня. То “англичане” потеряли ход, но остались на плаву. И были добиты линкорами немцев. Успев перед гибелью, выпустить торпеды по линкорам Флота Открытого Моря. Правда безрезультатно, торпеды в цель не попали.

Английский эсминец "Абдиел" у борта легкого крейсера.

В это время линейный крейсер "Лайон" снова занял свое место в строю. Но "Дерфлингер" продолжал обстреливать "Куин Мери". Пока в 16 часов 26 минут не разыгралась вторая трагедия. 11 залп "Дефленгера" поразил "Куин Мери" (6*). Взрыв боезапаса так разнес корабль на части, что следующий в строю "Тайгер" был засыпан обломками. Но когда через несколько минут "Тайгер" прошел через место гибели "Куин Мери", то ни обнаружил никаких следов погибшего линейного крейсера. А столб дыма от взрыва "Куин Мери" взметнулся ввысь на пол километра. В течение 38 секунд погибло 1266 английских моряков (7*). Но, не смотря на столь тяжелые потери англичане, продолжали бой. И даже увеличили свои силы. К английским линейным крейсерам присоедининилась 5 эскадра линейных кораблей.

Между тем торпедные атаки с обеих сторон следовали одна за другой. В 16 часов 50 минут 6 немецких эсминцев безрезультатно атаковали, на развороте английские корабли. Из 7 выпущенных торпед в цель не попала ни одна. С другой стороны 4 английских эсминца атаковали линейный крейсер "Зейдлиц". Из торпед выпушенных эсминцами одна все же попала в носовую часть немецкого корабля.
В тоже время на горизонте показались главные силы германского флот. Адмирал Битти повернул на север. Немецкие корабли, отражая атаки английских эсминцев, пошли в след врагу строем фронта. Германский флот имел подавляющее превосходство во всем, кроме скорости хода. Воспользовавшись этим адмирал Битти вывел свои линейные крейсера из-под огня противника.

Линейный крейсер "Индефатигейбл"

А линкоры 5 эскадры стали выводить противника на эскадру адмирала Джиллико, ведя огонь по головным кораблям немецкого флота. В которые попало от 5 до 10 381 миллиметровых снарядов. Но и английские корабли получили значительные повреждения. Линкор "Уорепайт" получил 13 попаданий, и имея поврежденный рулевой привод, был вынужден покинуть поле боя. Линейный корабль "Малайя" получил 8 снарядов. При этом один из них пробил броню каземата противоминной артиллерии, вызвал пожар кордита, пламя от которого взметнулось до уровня мачт, вывел из строя всю артиллерию правого борта и 102 человека из экипажа. Линкор "Бархэм" получил 6 снарядов.

Линкор "Малайя".

Продолжались бои и между легкими силами флотов. В 17 часов 36 минут произошел 19 минутный бой между крейсерами обоих сторон. Причем, из-за уменьшившийся видимости, немецкие легкие крейсера попали под огонь английских броненосных крейсеров (8*). Входивших в состав авангарда главных сил Гранд Флита. В результате получили повреждения немецкие легкие крейсера "Висбаден" и "Пиллау". Причём получивший повреждения машин “Висбаден” потерял ход. А показавшиеся из-за дымки корабли английской 3 эскадры линейных крейсеров превратили "Висбаден" в пылающий костер. В это время последовала атака 23 немецких эсминцев на английские 4 эсминца и легкий крейсер "Кантербур". В результате этого боя был потоплен английский эсминец "Шарк", а остальные британские корабли получили значительные повреждения. Английские эсминцы в ответ удачно атаковали торпедами линейный крейсер "Лютцов". Этот немецкий крейсер отстреливался, от окруживших его кораблей противника, до 19 часов. Пока, торпеда английского эсминца "Дефенгер" не добила "Висбаден". И над ним не сомкнулись волны Северного моря. Экипаж "Висбадена" погиб вмести со своим кораблем. Спастись удалось лишь одному человеку.

Линейный крейсер "Лютцов".

В тоже время, увлекшись расстрелом немецких легких крейсеров британские броненосные крейсера слишком близко подошли к немецким линейным крейсерам. В результате, получив 2 залпа с "Лютцова" взорвался броненосный крейсер "Дефенс". И через 4 минуты морская пучина поглотила корабль вмести с 903 членами экипажа и командующим 1 эскадрой броненосных крейсеров адмиралом Арбутнот.

Английский броненосный крейсер "Дефенс"

Крейсеру "Уорриор" грозила та же учесть. Но его заслонил линейный корабль "Уорспайт". В результате полученного, в бою с немецкими линкорами, повреждения рулей он выкатился из строя. И случайно оказался между "Уорриором" и немецкими крейсерами. И принял удар на себя. Правда, в результате взаимных маневров и "Уорриор" и "Уоспайт" несколько раз столкнулись и, из-за полученных повреждений, были вынуждены покинуть поле боя.

Легкий крейсер "Висбаден"

Так и не захлопнувшаяся "мышеловка".

В 18 часов 14 минут из дымки величественно показались главные силы британского флота. "Флот Открытого Моря" все же оказался в ловушке. На головных немецких кораблях сосредоточили огонь по 4 английских корабля. Попадания следовали один за другим. Но и немецкие комендоры не оставались в долгу. Залп с линейного крейсера "Дерфленгер" оказался роковым для английского линейного крейсера "Инвинсибл". В 18 часов 31 минуту снаряды распороли борт в районе средних башен. "Инвинсибл" раскололся пополам. Унеся с собой в морскую пучину почти весь экипаж, и адмирала Худа, командующего 3 эскадрой линейных крейсеров. Спасти удалось всего 6 человек. Но это был крупный последний успех немецкого флота. Англичане приступили к методичному расстрелу своих противников.

Развитие сражения с 17-00 до 18-00.

Постепенно замолчал "Лютцов". Нос линейного крейсера был охвачен пламенем, надстройки разрушены, мачты сбиты. Адмирал Хиппер покинул потерявший боевое значение "Лютцов" и перешел на эсминец "G-39". Намериваясь пересесть на другой линейный крейсер. Но в течение дня это ему не удалось и линейными крейсерами командовал капитан "Дерфлингера". Но сам "Дерфлингер" представлял собой жалкое зрелище. 3 башни из 4 были уничтожены. Столбы огня от горевшего в башнях пороха поднимались выше мачт. В носовой части крейсера, у ватерлинии, английские снаряды разворотили пробоину размером 5 на 6 метров. Корабль принял 3359 тонн воды. Экипаж потерял 154 человека убитыми и 26 ранеными (9*). Не менее ужасный вид имел и "Зейдлиц".

Все, что осталось от линейною крейсера "Инвинсибл".

Видя столь плачевное состояние, своего флота, адмирал Шеер приказал повернуть "все вдруг" всем флотом и лечь на обратный курс. И послал 3-ю флотилию эскадренных миноносцев атаковать неприятеля. Надеясь таким образом выйти из-под огня. Атака эсминцев увенчалась успехом. В 18 часов 45 минут был торпедирован линкор "Мальборо". Но корабль сохранил 17 узловой ход и не покинул поле боя. Правда, сутки спустя осев почти на 12 метров, с креном на правый борт линкор едва дошел до базы. Торпеду выпустил эсминец "V-48". Добившийся успеха ценой своей гибели. Этот эсминец записали на свой счёт комендоры "Мальборо".

Британский броненосный крейсер "Уорриор".

К этому моменту сражения относятся два интересных момента. Первый момент заключается с том, что немцы уверяют о попадании в главный бронепояс "Дерфлингера" 381-миллиметрового снаряда. Якобы снаряд вскольз ударил о броню и срикошетировал. Но на противостоящих немцам в этот момент английских линкорах были только 305-миллиметровые и 343-миллиметровые орудия. А корабли с 381-миллиметровыми орудиями находились на флангах английской колонны. И огонь по линейным крейсерам немцев не вели. Второй момент, относиться к единственному, за всю историю корабля, полном бортовом залпе, единственного в мире, семибашенного линкора "Эджинкорт". От этого залпа корабль опасно накренился и возникла опасность опрокидывания корабля. Из-за чего такие залпы больше ни когда не производились. А на соседних кораблях увидев столбы пламени и дым окутавшие "Эджинкорт" решили что взорвался ещё один английский корабль. И английским офицерам с трудом удалось предотвратить зарождавшуюся на кораблях Гранд Флита панику.

И "Эрин" тоже. Но на заднем плане, а так "Эджикорт"

Огонь англичан ослаб, но продолжал тревожить немецкие корабли. Поэтому около 19 часов адмирал Шеер повернул свой флот на обратный курс, опять отдав приказ поднять сигнал "все вдруг". Адмирал Шеер намеривался атаковать концевые британские корабли и проскочить под кормой Гранд Флита. Но немецкие корабли опять оказались под сосредоточенным огнем английских линкоров. Сгустившаяся дымка все больше мешала ведению прицельного огня. К тому же английские корабли находились на темной стороне горизонта. И имели преимущество перед немецкими кораблями. Силуэты которых четко выделялись на фоне заходящего солнца.

Английский линейный корабль «"Айрон Дюк"

В этот критический момент боя, видя, что его пытаются от баз, адмирал Шеер послал в атаку все оставшиеся эсминцы. Атаку, которых возглавили сильно поврежденные линейные крейсера. Линейные крейсера сблизились с противником до 8000 метров, а эсминцы на 6000- 7000 метров. В 19 часов 15 минут была выпущена 31 торпеда. И хотя ни одна из торпед не попала в цель. А англичанами был потоплен эсминец "S-35". Эта атака достигла своей цели. Заставив английские корабли изменить курс. Что спасло Флот Открытого моря. Который с началом атаки эсминцев снова повернул "все вдруг" и стал быстро уходить с места боя. И в 19 часов 45 минут, вырвавшись из кольца британских кораблей, немецкий флот взял курс на юг.

Дирижабль L-31 над линейным кораблём "Остфрисланд"

Но бой еще не закончился. В 20 часов 23 минуты из дымки внезапно вынырнули английские линейные крейсера. И открыли огонь по сильно насолившим им немецким линейным крейсерам. Явно намериваясь расчитатся с ними. Но в этот трудный, для кораблей адмирала Хиппера, момент к нему пришла помощь. Оказавшиеся, после поворота впереди всей эскадры, явно взятые в сражение, для числа, устаревшие линкоры (10*) 2 эскадры, как раз выполняли перестроение. Чтобы занять более подобающее им место, в конце колонны.
В результате эти линкоры оказались восточнее других немецких линкоров. И изменив курс, смогли заслонить собой свои линейные крейсера, переняв удар на себя. Эта смелая атака, потдержаная эсминцами, заставила английские корабли повернуть и скрыться в сумерках. В свои права все больше и больше вступала ночь. Ночь, которая позволила англичанам несколько скрасить, безрадостный для них, результат боя.

Развитие сражения с 18-15 до 21-00

Пламя среди ночи.

Солнце скрылось за горизонтом. Небо становилось все темнее. Но в 20 часов 58 минут горизонт опять осветился огнем выстрелов. В лучах прожекторов можно было рассмотреть ведущие между собой огневую дуэль немецкие и английские легкие крейсера. В результате этого боя несколько крейсеров с обоих сторон были повреждены, а поврежденный в дневном сражении немецкий легкий крейсер "Фраэнлоб" был потоплен.

Германский линейный корабль "Принц-регент Луитпольд"

Немного позднее английская 4 флотилия эсминцев вышла в атаку на немецкие линейные корабли. При этом эсминец "Тюпперер" был потоплен, а эсминец "Спидфайр" поврежден. Атака оказалась неудачной, но выполняя противоторпедный маневр линкор "Позен" протаранил легкий крейсер "Эльбинг". Англичанам удалось лишь повредить эсминец "S-32". Который потерял ход, но был взят на буксир и приведен на базу.
В 22 часа 40 минут торпеда с британского эсминца "Контест" попала в тяжело поврежденный, в предыдущих боях, легкий крейсер "Росток". Во время этой атаки английской 4 флотилии эсминцев были повреждены английские эсминцы "Спарроухеви" и "Брук". В 23 часа 4 флотилия в третий раз, правда, безуспешно, атаковала немецкие корабли. При этом эсминец "Фортуна" был потоплен, а эсминец "Ропроид" поврежден. В 23 часа 40 минут последовала очередная торпедная атака англичан. 13 эсминцев, из разных флотилий, безрезультатно атаковали немецкие линейные корабли. А список потерь Гранд Флита пополнил эсминец "Турбулент".

"Дойчланд" из 2 эскадры

Приблизительно в это время Флот Открытого Моря пересёк курс Гранд Флита. Находясь на расстоянии около двух миль от последнего линкора Гранд Флита. И с линкоров 5 эскадры видели атаки эсминцев. А на одном из линкоров даже опознали противника. Но в ходе сражения командующий Гранд Флитом адмирал Джеллико так и не узнал, ни об боях лёгких сил флота с немецкими линкорами, ни о том что эти самые линкоры прошли мимо орудий вверенного ему линкора. Причём буквально на дистанции прямого выстрела. Бессмысленно продолжая поиски немецкого флота. С этого момента только удаляясь от Флота Открытого Моря.

Немецкий легкий крейсер "Ариадна" однотипная с крейсером "Фраэнлоб"

В 0 часов 07 минут с немецкими линейными кораблями, на расстояние 1000 метров сблизились и были обстреляны английские броненосный крейсер "Блек Принц" и эсминец "Адент". Через несколько минут охваченные огнем корабли потеряли ход. Огромный костер, бушевавший на палубе крейсера, освещал борта проходивших мимо немецких линкоров и крейсеров. Пока не раздался взрыв и "Блек Принц" не погрузился в море. Несколько раньше крейсера затонул "Адент".
Но англичане быстро расквитались за эту потерю. В 0 часов 45 минут в атаку вышла 12 флотилия эсминцев, возглавляемая скаутом (11*) "Итурлинг". Через 20 минут одна из выпущенных торпед попала в устаревший линкор "Померн". От взрыва сдетонировал боезапас и корабль почти мгновенно исчез в огромном облаке дыма. Вместе с кораблем погиб и его экипаж - 840 человек. Это была самая тяжелая потеря Военно-Морского Флота Германии в Ютланском сражении. Кроме линкора, в этом последнем столкновении флотов, погиб, со всем экипажем, немецкий эсминец "V-4".

Взрыв линкора "Померн"

Гибель эсминца "V-4" стала одной из загадок Ютландского сражения. Корабль находился в охранении немецкого флота с противоположной от места боестолкновения стороны. Не было в этом месте и подводных лодок или минных заграждений. Эсминец просто взорвался.
Немецкие эсминцы на протяжении всей ночи искали английские корабли. Но был обнаружен и безрезультатно атакован лишь крейсер "Чемпион". Немецкие торпеды прошли мимо.
По плану быстроходный минный заградитель "Абдиел" в ночь с 31 мая, на 1 июня подновил минные заграждения, на подходе к немецким базам. Выставленные им же несколько ранее. На одной из этих мин, в 5 часов 30 минут, подорвался линкор "Остфрисланд". Но корабль сохранил боеспособность и вернулся на базу.

Повреждения легкого крейсера "Пиллау" после Ютландского боя

Англичане по плану прикрыли подходы к базам противника и подводными лодками. 31 мая 3 английские подводные лодки Е-26, Е-55 и D-1 заняли позиции. Но они имели приказ атаковывать корабли противника лишь со 2 июня. По этому, когда немецкие корабли возвращались на базы, проходя над головами английских подводников, те спокойно лежали на морском дне. Выжидая время.

Линкор "Позен"

Немецкие подводники тоже не отличились. Атаке 2 подводных лодок, в 10 часов, подвёргся повреждённый "Мальборо". Шедший на базу. Но атаки оказались безрезультатными. Атаке одиночной немецкой подводной лодке подвёргся и "Варспайт". Но корабль, имевший ход в 22 узла не только увернулся от торпед. Но и даже сделал попытку таранить противника

Германская подводная лодка UС-5

Но корабли продолжали гибнуть. В 1 час 45 минут был оставлен экипажем и потоплен торпедой эсминца "G-38" линейный крейсер "Лютцов". В дневном бою он получил 24, только крупнокалиберных, снаряда и торпеду. Носовая часть крейсера была почти полностью разрушена, внутрь корпуса поступило около 8000 тонн воды. Насосы не справлялись с таким количеством воды и от все возрастающего дифферента на нос оголились винты. Продолжать путь было невозможно. И командование Флота Открытого Моря решило пожертвовать кораблем. Оставшиеся в живых 960 членов экипажа перешли на эсминцы.

В 2 часа 1 июня затонул легкий крейсер "Эльбинг". Причиной гибели крейсера стал эсминец “Спарроухэви”. Повреждённый в ходе ночного боя и лишившейся кормовой части. В 2 часа ночи моряки “Спарроухэви” увидели выплывающий из тумана немецкий лёгкий крейсер и приготовились к последнему бою. Но немецкий корабль не сделав ни одного выстрела стал внезапно оседать и скрылся под водой. Это и был “Эльбинг”. После столкновения крейсер потерял ход и был оставлен большей частью экипажа. Но капитан крейсера и несколько десятков добровольцев остались на корабле. Стремясь с помощью ветра и течений уйти в нейтральные воды. Но с рассветом они увидев английский эсминец поспешили затопить корабль. Вслед за “Эльбингом”, в 4 часа 45 минут на дно Северного моря последовал немецкий лёгкий крейсер “Росток”. Экипаж, которого вел борьбу за жизнь корабля до последней минуты. У англичан в 7 часов затонул броненосный крейсер “ Уорирор ”, получивший в дневном бою 15 тяжёлых и 6 средних снарядов. А в 8 часов 45 минут огнём своих кораблей был добит “Спарроухэви”, после того как с него был снят экипаж.
Лично командующий Гранд Флита так и не смог найти немецкий флот. И в 4 часа 30 минут английские корабли взяли курс на базу. Не зная что его флот был обнаружен одним из пяти, вылетевших на смену первой пятёрки, немецких цеппелинов. И немецкий командующий обладал всей полученной подчинёнными информацией.

Развитие ситуации с 21-00 и до окончания сражения.

Последний подвиг Ютланда.

Отгремели орудийные залпы, но сражение еще не закончилось, в море еще оставался линейный крейсер "Зейдлиц". В бою корабль получил 21 снаряд калибром 305- 381 миллиметр, не считая более мелких снарядов и торпеду в носовую часть. Разрушения на корабле были ужасны. 3 башни из 5 были уничтожены, вышли из строя носовые генераторы, электричество погасло, вентиляция не работала, была перебита главная паровая магистраль. От сильного удара лопнул корпус одной турбины, заклинило рулевую машину. Экипаж потерял 148 человек убитыми и ранеными. Все носовые отсеки залило водой. Форштевень почти полностью скрылся под водой. Для выравнивания дифферента пришлось затопить кормовые отсеки. Вес попавшей во внутрь корпуса воды достиг 5329 тонн. Уже в сумерках вышли из строя нефтяные фильтры, погасли последние котлы. Корабль полностью потерял боевое значение и беспомощно закачался на волнах. Вышли из строя все механические средства борьбы за живучесть корабля. Адмирал Шеер уже включил "Зейдлиц" в список жертв сражения. И оставив потерявший ход корабль, германский флот ушел на юг. Отстреливаясь от английских эсминцев. Которые, увлекшись преследованием, не заметили остановившегося "Зейдлица".

"Зейдлиц"

Но экипаж продолжил борьбу. В ход пошли ведра, вето, одеяла. Механики, в полной темноте смогли забраться под фундамент котлов, заменить фильтры и запустить часть котлов. Крейсер ожил и кормой вперед пополз к родным берегам. Но в довершение всех бед, во время боя на корабле были уничтожены все морские карты, вышел из строя гирокомпас. Поэтому в 1 час 40 минут "Зейдлиц" налетел на мель. Правда, не надолго. Экипаж сумел вывести корабль на чистую воду. С расветом на помощь к линейному крейсеру, подошли легкий крейсер "Пиллау" и эсминцы. Но в 8 часов неуправляемый "Зейдлиц" снова оказался на мели. А когда через несколько часов, неимоверными усилиями экипажа, крейсер сняли с мели, разыгрался шторм. Попытки "Пиллау" взять "Зейдлица" на буксир не увенчались успехом. И "Зейдлиц" в который раз оказался на краю гибели. Но своенравная Фортуна осталась благосклонна к экипажу корабля. И поздним вечером 2 июня корабль бросил якорь в устье реки Яде. Тем самым, поставив точку в Ютланском сражении.

Пиррова победа.

Историки до сих пор спорят. Выясняя победителя в Ютланском сражении. Благо оба командующих доложили о победе в свои адмиралтейства. И на первый взгляд адмирал Шеер был прав, в своем докладе. Гранд Флит потерял 6784 человека убитыми, ранеными и попавшими в плен. Из его состава погибли 3 линейных, 3 броненосных крейсера и 8 эсминцев (всего 111980 тонн водоизмещения). А Флот Открытого Моря потерял 3029 человек и лишился устаревшего линкора, линейного, 4 легких крейсеров и 5 эсминцев (62233 тонны водоизмещения). И это, не смотря на полуторократное превосходство англичан. Так что если смотреть с тактической стороны, то победа осталась за немцами. Одержали немцы и моральную победу. Они смогли посеять страх в сердцах английских моряков (12*). Смогли немцы продемонстрировать и превосходство своей техники над английской (13*). Но тогда почему после Ютланда германский флот вышел в Северное море лишь в конце 1918 года? Когда, по условиям перемирия, шел сдаваться в главную базу Гранд Флита.

"Вестфален"

Ответ прост. Флот Открытого Моря не выполнил поставленную перед ним задачу. Он не смог нанести английскому флоту поражение, завоевать господство на море и вывести Англию из войны. А Гранд Флит в свою очередь удержал свое превосходство на море. Даже не смотря на весьма тяжелые потери. И еще четверть века английский флот считался величайшем флотом мира. Но Ютланд был "пирровой победой", победой на гране поражения. И именно по этому в составе ВМС Англии нет корабля с названием "Ютланд". Да и понятно, почему и в составе ВМС Германии нет корабля с таким же названием. В честь поражения корабли не называют.

Список используемой литературы.
1. Г. Шеер "Гибель крейсера "Блюхер". С-Петербург, 1995 г. Серия "Корабли и сражения".
2. Г. Хааде "На "Дерфлингере" в Ютланском бою". С-Петербург, 1995 г. Серия "Корабли и сражения".
3. Шершов А. П. "История военного кораблестроения". С-Петербург, 1995 г. "Полигон".
4. Пузыревский К. П. "Боевые повреждения и гибель кораблей в Ютланском бою". Спб. 1995 г.
5. "Valecne lode", "Druni svetova" "Nase vojsko pnaha".
6. Моделист конструктор 12"94. Балакин С. "Сверхдредноуты". Ст. 28-30.
7. Моделист конструктор 1"95. Кофман В. "Новая ипостась линкора". ст. 27-28.
8. Моделист конструктор 2"95. Балакин С. "Невероятное возвращение "Зейдлица". Ст. 25-26.
Кроме того, использованы материалы из номеров 11"79, 12"79, 1"80, 4"94, 7"94, 6"95, 8"95 "Моделиста конструктора".

"Тюринген"

Организация флотов:

1. Английский флот:

1.1 Главные силы:
2 эскадра линкоров: "Кинг Джордж 5", "Аякс", "Центурион", "Эрин", "Орион", "Монарх", Конкерор", "Тюндерер".
4 эскадра линкоров: "Айрон Дюк", "Роял Оук", Суперб", "Канада", "Беллерофон", "Темерейр", "Вэнгард".
1 эскадра линкоров: "Мальборо", "Ривендж", "Геркулес", "Эджикорт", "Колоссус", "Сент Винсент", "Коллингвуд", "Нептун".
3 эскадра линейных крейсеров: "Инвинсибл", "Инфлексибл", "Идомитейбл".
1.2 Эскадра вице-адмирала Битти: флагманский корабль - "Лайон".
1 эскадра линейных крейсеров: "Принцес Роял", "Куин Мери", "Тайгер".
2 эскадра линейных крейсеров: "Нью Зиленд", "Индефатигейбл".
5 эскадра линкоров: "Бэрхем", "Вэлиант", "Уорспайт", "Малайя".
1.3 Легкие силы:
1, 2 эскадры броненосных крейсеров: "Дефенс", "Уорриор", "Дюк оф Эдинбург", "Блек Принц", "Минотавр","Хемпшир", "Кохрен", "Шэнон".
1, 2, 3, 4 эскадры легких крейсеров (всего 23).
1, 4, часть 9 и 10, 11, 12, 13 флотилии эсминцев (всего 3 легких крейсера и 75 эсминцев).

"Эджикорт"

Немецкий флот
2.1 Главные силы:
3 эскадра линкоров: "Кениг", "Гросер Курфюст", "Маркграф", "Кронпринц", "Кайзер", "Принцрегент Леопольд", "Кайзерин", "Фридерик дер. Гроссе".
1 эскадра линкоров: "Остфрисланд", "Тюринген", "Гельголанд", "Ольдинбург", "Позен", "Рейнланд", "Нассау", "Вестфален".
2 эскадра линкоров: "Дойчланд", "Померн", "Шлезиен", "Гановер", "Шлейзвинг-Гольштейн", "Гессен".
2.2 Разведывательный отряд адмирала Хиппера:
линейные крейсера: "Лютцов", "Дерфлингер", "Зейдлиц", "Мольтке", "Фон дер Танн".
2.3 Легкие силы:
2, 4 отряды легких крейсеров (всего 9).
1, 2, 3, 5, 6, 7, 9 флотилии эсминцев (всего 2 легких крейсера, 61 эскадренный миноносец).

"Фон дер Танн"

Примечания.

* Корабль водоизмещением 2500-5400 тонн, имеющий скорость до 29 узлов (до 54 км/ч.) и 6-10 орудий калибром 102- 152 мм. Предназначенный для разведки, набеговых и рейдерских операций, защиты линейных кораблей от эсминцев противника.
2* Корабль водоизмещением 600-1200 тонн, имеющий скорость до 32 узлов (до 60 км/ч.), 2-4 мелкокалиберных орудия и до 4 торпедных аппаратов. Предназначенный для торпедных атак на корабли противника.
3* Корабль водоизмещением 17000-28400 тонны, имеющие скорость в 25 - 28,5 узлов (46- 53 км/ч.) и 8-10 орудий калибром 280- 343 мм. предназначенных для борьбы с рейдерами, поддержки легких сил, сковывания в эскадренном сражении линейных кораблей противника.
4* Корабль водоизмещением 18000-28000 тонн, имеющий скорость в 19,5 - 23 узла (36- 42,5 км/ч.) и 8-14 орудий калибром 280- 381 мм. Составлявшие главные силы флотов и предназначенные для захвата и удержания господства на море.
5* Кабельтов- 185,2 метра (80 кабельтовых- 14816 метра, 65 кабельтовых - 12038 метров).
6* Предполагается что в "Куин Мери" попало 15 305-милиметpовых снаряда.
7* С "Куин Мери" спаслось 17 человек.
8* Корабль устаревшего типа водоизмещением до 14000 тонн, со скоростью до 23 узлов (до 42,5 км/ч.), имевший до 20 орудий калибром 152- 234 мм. Выполнявший до появления линейных крейсеров те же функции.
9* За бой в "Дерфлингер" попал 21 тяжелый снаряд.
11* Корабль устаревшего типа водоизмещением до 14000 тонн, со скоростью до 18 узлов (33 км/ч.), имевшие 4 орудия калибром 280 мм. И до появления "дредноутов" выполнявших те же функции.
12* Легкий крейсер малого водоизмещения.
13* Немцы смогли поселить страх в сердцах английских моряков. И поэтому адмирал Джеллико не рискнул преследовать Флот Открытого Моря. Что бы навязать немцам 1 июня дневной бой. Хотя и мог противопоставить 1 оставшийся у немцев боеспособной эскадре линкоров 3 своих. И это не считая легких сил.
14* Так сражение показало что 305-мм. немецкий снаряд пробивал бортовую броню английских линейных крейсеров уже с 11700 метров, а английский 343-мм. снаряд пробивал более толстую броню немецких линейных крейсеров всего с 7880 метров. К тому же живучесть английских кораблей, в отличие от немецких, и их важнейших устройств желало гораздо лучшего. Немцы, выпустив 3491 снаряд калибром 280- 305 мм., против 4538 английских калибром 305- 381 мм., добились 121 попадания в английские корабли, против 112 английских снарядов попавших в немецкие корабли.