Открытый урок по окружающему миру на тему "Как живут растения" (1 класс). Урок "Как живут растения?" Конспект урока как живут растения с презентацией

  • Дата: 07.03.2020

1. Как из зёрнышка появляется колосок? Вырежи из Приложения картинки и расположи их в правильном порядке. Попроси соседа по парте проверить тебя. После проверки наклей картинки.

2. Практическая работа «Учимся ухаживать за комнатными растениями».

1) Выполните действия по заданиям учителя.

  • Протереть листья комнатному растению.
  • Прорыхлить почву в горшке.
  • Полить комнатное растение.

2) Нарисуйте предметы, которые вы использовали для ухода за комнатными растениями.

3) Продемонстрируйте классу освоенные вами приёмы ухода за растениями.

Я научился правильно протирать листья комнатных растений, правильно рыхлить почву и правильно поливать комнатные растения (под корешок).

3. Раскрась рисунок, на котором растение поливают правильно. Объясни свой выбор.

Правильно поливать комнатные растения «под корешок», так как у многих из них очень нежные листья и капли воды могут повредить их. Например, на листьях от воды могут появиться темные пятна или даже ожоги от солнечных лучей, так как капля воды способны фокусировать свет как стеклянные линзы.

4. Интересно, что некоторые растения живут очень долго, особенно деревья. В дополнительной литературе, Интернете найдите сведения о продолжительности жизни деревьев. Заполните таблицу.


муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №2»

с.Чугуевка Чугуевского района Приморского края

Тема: Как живут растения?

Составила и провела

Кадчик Анна Петровна,

учитель начальных классов

с.Чугуевка 2016г.

Технологическая карта урока

Как живут растения?

Тип урока по целеполаганию:

Урок-открытие новых знаний

Цель урока:

Познакомить с условиями жизни растений

Задачи урока:

    Расширить представления о жизни и росте растений; способствовать формированию умений анализировать, наблюдать, сравнивать, делать выводы; обучать применению полученных знаний;

    Развивать зрительную память, логическое мышление. Устную речь, коммуникативные способности; умение работать с интерактивными средствами обучения;

    Воспитывать доброжелательное отношение детей друг к другу, бережное отношение к природе.

Планируемые результаты:

-личностные

-предметные

-метапредметные

    Личностные – формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его ограниченном единстве и разнообразии природы; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

    Предметные – освоение способов изучения жизни растений (наблюдение, запись, опыт, сравнение) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире;

    Метапредметные – определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Познавательные УУД – формирование представления о растительном мире, об условиях жизни растений;

Регулятивные УУД – формирование умения ставить цель, планировать свою деятельность, осуществлять самоконтроль, выполнять задания в соответствии с поставленной целью.

Коммуникативные УУД – развитие умения общаться с товарищами, сотрудничая в группе.

Организация пространства

Парты в кабинете стоят в обычном порядке

Правила работы на уроке (если они существуют)

Правила работы в паре

Используемые виды оценивания

Сигналы трёх цветов

Межпредметные связи

Изобразительное искусство

Формы работы

Фронтальная, индивидуальная, работа в паре

Оборудование и программное обеспечение, сетевые сервисы

Проектор, интерактивная доска

Используемые ресурсы:

-литература;

-дидактический материал;

Материал подготовленный в программе доски

Учебник «Окружающий мир» М.Плешаков 1 класс

Рабочая тетрадь по окружающему мируМ.Плешаков

Тесты

Приветствует учащихся, организует их внимание. Проверяет готовность к уроку.

Прозвенел звонок и смолк. Начинается урок. Всё на месте, всё в порядке: книжки, ручки и тетрадки.

Все вместе «СЛУШАЕМ ВНИМАТЕЛЬНО, РАБОТАЕМ СТАРАТЕЛЬНО»

С нами на уроке наши постоянные гости: Муравей Вопросик и мудрая Черепаха. Они для вас приготовили много интересных заданий.

У вас на парте лежат цветочки. На одном нарисуйте своё настроение. Цветочки отложите в сторону. Улыбнитесь друг другу.

Приветствуют учителя.

Желают успехов друг другу.

2.

Актуализация знаний

Сейчас мы с вами поиграем в игру «ДА-нет». Если согласны хлопаем в ладоши, если нет – качаем головой.

Игра «Да – нет»

    Снег при таянии превращается в воду. (Да)

    Если вода замерзает. Она превращается в лед. (Да)

    Снег бесцветный. (Нет)

    Лед прозрачный. (Да)

    У снежинки 5 лучей. (Нет)

    Снег рыхлый. (Да)

    Лед хрупкий. (Да)

    Снег непрозрачный. (Да)

    Все снежинки одинаковые. (Нет)

    Снег белый. (Да)

    Дети выполняют задание.

3.

4

Самоопределение к деятельности

Работа по теме урока

(деревья, кустарники, травы, цветы)

Ребята, посмотрите, какие рисунки принес Муравьишка.

Предположите, о чем сегодня пойдет речь на уроке.

Мудрая черепаха интересуется, а знаете ли вы названия цветов?

НА ДОСКЕ

Игра «угадай название цветка»

Посмотрите на доску. На какие группы можно разделить растения?

Растут на подоконнике;

Растут на клумбе;

Деревья,

Кусты.

Давайте вспомним, что общего у всех растений.

НА ДОСКЕ

Собираем растение на доске. Проговариваем части растений.

ПРОВЕРКА

Называют растения.

О растениях.

Высказывают свои мнения.

Комнатные и уличные.

Комнатные

Читают в учебнике

Корень, стебель, листья, соцветие, плод.

Высказывают свои мнения.

ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС.

-Как вы считаете, растения живые?

(Растения растут, питаются, приносят потомство, умирают)

Отгадайте загадку:

В этот гладкий колобок

Бронзового цвета

Спрятан маленький дубок

Будущего лета

Жёлудь – плод дуба. В нем спрятано семя.

ПОСЛУШАЙТЕ ИСТОРИЮ ОДНОГО СЕМЕНИ.

Упал желудь с дуба на землю. Зимой ему было холодно в почве, он сжимался, чтобы согреться. Весной солнечные лучи согрели землю и желудь отогрелся, расправил свои плечи.

Ему так стало интересно, что там. Наверху, что он потихоньку стал расти.

У него появились корешки и росток.

Солнышко так грело росточек, появившийся из желудя, что он решил стать высоким-высоким, чтоб помахать солнцу своими листьями.

ДАВАЙТЕ ВОСТАНОВИМ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ РАЗВИТИЯ РАСТЕНИЯ.

НА ДОСКЕ

Что повлияло на семя дуба, что оно стало прорастать?

Что появилось из проростка?

Что потом происходит с ростком?

В чем нуждается росток?

РАБОТА С УЧЕБНИКОМ с.70

Посмотрите, почему одно из деревьев засохло?

Чем растение похоже на живое существо?

Можно самим вырастить растение из семени?

Какие растения вы выращиваете дома с мамой из семени?

КАК вы это делаете?

Вода в виде дождя, тепло солнечных лучей.

Корешок и росток

Он становится выше и больше.

В солнечном свете. Он тянется к солнышку.

Ствол дерева поврежден.

Растения растут, питаются, приносят потомство, умирают. Значит они живые.

5.

Физкультурная минутка

Выполняют движения за учителем

6.

Продолжение работы по теме урока

НА ДОСКЕ

Мравей вопросик просит вас помочь разобраться, что же необходимо растениям для жизни?

ВЫВОД: ВОДА, СВЕТ, ТЕПЛО

УЧЕБНИК.с. 71
-Почему комнатные растения ставят близко к окну?

Что еще необходимо растению? (картинка)

Для чего нужна тряпочка при уходе за комнатными растениями?

Для чего надо вытирать пыль?

(листья – это легкие растений, они ими дышат)

Люди очень любят растения, ухаживают за ними. Комнатные растения дарят радость, чистый воздух. Но в спальне, где вы спите, растений не должно быть много, так как вместо кислорода-воздуха, они выделяют углекислый газ. А он вреден нашему организму.
-Что произошло с растением на последнем рисунке? Почему?

Вода. Воздух. Свет и тепло

нужна вода

Им нужен свет

Вытирать пыль.

Листьями растение дышит, а пыль мешает дыханию.

Вывод: растениям необходимы для жизни:вода, воздух,свет, тепло

Оно погибло из-за низкой температуры

ИГРА «Цветовод»

Повернитесь друг к другу. Выберите, кто будет цветочком, а кто хозяином. Возьмите ватный диск и представьте, что ладошка вашего соседа – это лист цветка. Как вы будете его протирать?

Поменяйтесь ролями.

Вы должны содержать свои растения в чистоте? А помогать родителям по дому? Протирать пыль, подметать пол?

ЧИТАЕМ В УЧЕБНИКЕ ВЫВОД.с.71

Практическая работа.

7

Физминутка

Рабочая тетрадь

С.48

Из приложения вырежи картинки и расположи и х в правильном порядке.

Проверь соседа по парте.

8

Подведение итогов урока

Растения живые?

Что необходимо растению для жизни?

Из чего развивается растение?

ВОЗЬМИТЕ ЦВЕТОЧКИ НА ПАРТЕ

Нарисуйте своё настроение.

Давайте составим цветочную полянку.

ПРОСМОТР МУЛЬТФИЛЬМА

Высказывают свое мнение

Рисуют, крепят на доску.

Конспект открытого урока

Учитель: Кузнецова Елена Викторовна

Класс: 1

Урок: окружающий мир

Дата: 15.12.2019г.

Тема: Как живут растения?

Цели: познакомить с условиями жизни растений; расширять представления о жизни и росте растений; показать основные приёмы ухода за комнатными растениями; воспитывать бережное отношение к растениям.

Планируемые результаты: учащиеся научатся приёмам ухода за комнатными растениями.

Оборудование: мультимедийная презентация (компьютер, экран), комнатные растения, вода для полива растений, предметы, необходимые для ухода за комнатными растениями (лейка, рассеиватель, тряпочки, палочка для рыхления почвы).

Наглядный материал: «ромашка» из бумаги с надписью «Растение - живое существо», картинки «семена, ростки» с надписями, у учащихся : кружки (красный, зелёный, жёлтый), карточки «Что общего у разных растений?», смайлики.

Ход урока:

I . Организационный момент.

Здравствуйте, юные любители природы. Я рада вас приветствовать на уроке! Давайте поприветствуем друг друга (хлопки).

II . Подготовка к работе на основном этапе.

Отгадайте загадку и узнаете, о чём мы будем сегодня говорить на уроке окружающего мира.

Дышит, растёт, а ходить не может. (растение)

Что мы будем изучать на уроке?

Тема урока: «Как живут растения?» (слайд 1)

Как вы считаете, растения живые?

Нужно ухаживать за растениями?

Какие цели мы поставим перед собой?

Цели: узнать, что растения – живые. Будем учиться ухаживать за комнатными растениями.

Сегодня на уроке я предлагаю вам стать исследователями. Это значит надо внимательно слушать, думать, размышлять, вспоминать, высказываться, и тогда выполним все поставленные задачи.

Каждый вопрос на уроке мы будем сажать в землю, как семечко, поливать его своими знаниями и умениями, чтобы зёрнышко проросло. Если ответим на этот вопрос – получим молодой росток, а если не сможем, то зёрнышко погибнет в земле.

Не дадим зёрнышкам пропасть? Тогда будьте внимательны и активны.

III . Актуализация знаний.

Вспомните, что вы уже знаете о растениях?(Слайд.)

Что общего у всех растений?

Сажаем первое зёрнышко.

Работа в парах. (У детей на партах карточки : иллюстрация гороха с хорошо выраженными частями растения и их названия)

Задание:

Соедините линиями части растения с их названием. (учащиеся работают с карточками).

Вот и проросло наше зёрнышко.(1 росток)

Прочтём главные слова.

Вывод: Что же общего у всех растений?

Проверьте, правильно ли вы выполнили задание? (слайд 2)

IV . Усвоение новых знаний.

Создание проблемной ситуации:

1) (На доске изображение ромашки . В центре надпись «Растение – живое существо». На лепестках знаки вопроса, а с обратной стороны лепестков записаны признаки растений.)

Отгадайте загадку:

На лугу сестрички – жёлтый глазок, белые реснички. (ромашки)

Одна сестричка-ромашка у нас на уроке.(открываю ромашку)

Прочтём надпись на ромашке. Вы согласны с этим высказыванием? Обоснуйте свой ответ.

- Как же всё-таки доказать, что растения живые?

Вот и второе зёрнышко упало в землю. Поможем ему прорасти.

- Что нам нужно сделать?

Вспомнить особенности растений и выявить такие свойства, которые позволяют отнести их к живым существам.

Что вы узнали, исследуя рисунки?

Посмотрите, вот и второе зёрнышко дало свой росток!

Обобщение: Растение растёт, развивается, питается, дышит, размножается, умирает. Растение живое существо.

Молодцы!

2) – Мы доказали, что растение живое существо. Тогда возникает следующий вопрос: Что растению необходимо для жизни?

Сажаем третье зёрнышко. Ему тоже очень нужны ваши знания, умения и старание.

Кто знает, как начинается жизнь растений?

Посмотрите, вы принесли пророщенные семена пшеницы и гороха.

Какие произошли изменения?

В тарелочке семена проросли.

Что повлияло на то, что семена начали прорастать? (вода, тепло)

Откуда в природе растения получают воду и тепло? (воду от дождей, тепло от солнца.)

Если семена останутся в банке, сможет ли растение развиваться? (Нет).

Почему? Что необходимо сделать с проросшими семенами? (Семена нужно посадить в землю.)

Если мы посадим проросшие семена в ящик, куда нужно поставить его?

Почему? Что ещё нужно растениям? (свет, воздух)

Что же необходимо для жизни растений?

Третий росток с вашей помощью тянется к свету.

Вывод: Для жизни растениям необходимы: вода, тепло, свет, воздух, почва.

Ну и ещё одно условие – бережное отношение со стороны человека.

V . Фикультминутка для глаз.(слайд)

VI . Закрепление новых знаний и способов действий.

1. Наблюдение за развитием растения. (на примере дуба)

Как развивается растение?

Какое растение видите? (слайд)

Отгадайте загадку: В золотой клубочек спрятался дубочек. (жёлудь)

Работа по учебнику на с.70.

Работа в парах.

Рассмотрите, как с жёлудя начинается жизнь дуба. (молча, просто продемонстрировать посадку 4-го зёрнышка)

А теперь посмотрите на слайд .

Дуб – символ могущества и долголетия. Дубы – долгожители. Продолжительность жизни дуба – до 1500 лет, дерево достигает высоты 30 и даже 40 м, несет мощную крону, развивает толстый ствол, диаметр которого нередко доходит до 1-1,5 м. Не случайно, когда говорят о чем-то особо прочном, крепком, могучем, пользуются сравнением с дубом.

С чего начинается жизнь дуба? (Росток 4: «семя – взрослое растение»)

2. Практическая работа.

1) Беседа.

Всё живое требует ухода. Растения тоже любят, когда за ними ухаживают.

У кого дома есть комнатные растения?

Кто у вас дома ухаживает за комнатными растениями?

А вы помогаете? Что вы делаете?

Как правильно ухаживать за растениями? (5 росток)

Ещё одно зёрнышко просит нашей помощи? Поможем?

2) Знакомство с памяткой «Правила ухода за комнатными растениями».

  1. Поливай растения водой комнатной температуры. Кроме того, вода должна отстояться в течение нескольких часов. Летом цветы поливают вечером, зимой – утром.

Поливать цветы лучше из лейки. Можно лить воду прямо в горшочек, а можно - в поддон. Не поднимайте высоко лейку, чтобы вода не разбрызгивалась.

Чтобы вода проходила к корешкам растения, на застаивалась, цветы следует рыхлить.

  1. Рыхли палочкой поверхность земли в горшочке, чтобы к корням поступал воздух. Будь осторожен – не повреди корни растения.

Цветы любят водные процедуры.

  1. Вытирай пыль с крупных гладких листьев влажной тряпкой или губкой.

Придерживая лист снизу одной рукой, а другой осторожно протираем.

Растения с мелкими листьями и листьями опушенными очищают от пыли мягкой кисточкой.

Многие цветы очень любят опрыскивание.

Для чего нужно протирать листья растений? (так растения дышат)

  1. Осторожно срезай с растений сухие листья и веточки. Следи за чистотой цветочных горшков и подставок.

Для жизни растений необходимы солнце, воздух и вода. Одни растения любят много света, а другие - нет. Поэтому и в комнате они располагаются по-разному: одни на подоконнике, другие – подальше от окна.

(Раздаю детям памятки)

3) Работа в группе.

- Выберите капитана в своей группе. Капитан распределит обязанности. 2 человека – протирают листья, 2 человека – рыхлят землю, а 1 человек - поливает цветок. Соблюдайте все правила.

Молодцы! Своим старанием вы помогли стольким семенам дать новый росток, подарили жизнь новым растениям.

IX . Информация о домашнем задании.

А дома вы их приклеите.

X . Подведение итогов урока.

На сегодняшнем уроке, дети, вы были исследователями и искали ответы на вопросы.

Как вы считаете, мы смогли найти ответы на вопросы?

XI . Рефлексия.

У вас на столах лежат смайлики, выберите тот, который отражает вашу деятельность на уроке. (Дети выбирают соответствующие смайлики и поднимают их)

Кто для себя сделал открытие?

Кто про себя может сказать, я активно работал на уроке!

Кому на уроке было интересно?

Кому урок подарил хорошее настроение?

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №2 городского округа

город Волгореченск Костромской области»

Конспект урока окружающего мира

по теме:

«Как живут растения»

1 класс

УМК «Школа России»

Выполнила: Катаргина Ольга Николаевна,

учитель начальных классов,

МБОУ «СОШ №2» г. Волгореченск

Костромской области

2014 год

Тип урока: урок-исследование

Тема урока : Как живут растения?

Цель :

  1. Познакомить с условиями жизни растений, с жизненным циклом растений;
  2. Развивать логическое мышление, навыки монологической и диалогической речи;
  3. Воспитывать бережное отношение к растениям.

Оборудование : мультимедийная презентация, разрезные карточки для работы в рабочей тетради, карточки для теста, клей, цветные карандаши, образцы комнатных растений (живой и погибший).

Ход урока

I.Оргмомент.

Прозвенел для нас звонок,

Начинается урок.

К нам без опоздания

Приходи старание.

Помоги нам потрудиться,

Мы пришли сюда учиться.

II. Повторение.

Учитель: - На прошлом уроке мы с вами проводили практические работы по изучению свойств снега и льда. Давайте проверим, как вы их усвоили. Проведем тест-игру «Согласен- не согласен». (слайд 2) Если вы с моим высказыванием согласны и считаете его верным, то ставите в первой клетке карточки для теста знак «+», в противном случае – «-» и т. д.

1.Снег при таянии превращается в воду.

2. Если вода замерзнет, она превращается в лед.

3. Снег бесцветный.

4. Лед прозрачный.

5. У снежинки пять лучей.

6. Снег рыхлый.

7. Лед рыхлый.

8. Снег непрозрачный.

9. Все снежинки одинаковые.

10. Снег белый.

Учитель: - Хорошо, закрасьте все клеточки со знаком «+» красным карандашом. У вас получится узор в виде ковровой дорожки. Сравните его с моим. У кого получился такой же узор – встаньте. Молодцы. (слайд 3)

III. Работа над новой темой.

  1. Беседа.

Учитель: - О чем пойдет сегодня разговор, вы мне попробуйте сказать сами. (Слайд 4).

Отгадайте загадки:

  • Её всегда в лесу найдешь –

Пойдем гулять и встретим:

Стоит колючая, как ёж,

Зимою в платье летнем.

(ель)

  • Не заботясь о погоде,

В сарафане белом ходит,

А в один из теплых дней

Май сережки дарит ей.

(береза)

  • Бусы красные висят,

Из кустов на нас глядят.

Очень любят бусы эти

Дети, птицы и медведи.

(малина)

  • На зеленой хрупкой ножке

Вырос шарик у дорожки.

Ветерочек прошуршал

И развеял этот шар.

(одуванчик)

Учитель:

Береза и ель – это что? Как одним словом сказать? (Деревья).

А малина? (Кустарник).

К какой группе мы отнесем одуванчик? Что у нас под ногами? (Трава).

Деревья, кустарники и трава – как одним словом мы можем их назвать? (Растения).

К какой группе вы отнесете те растения, которые растут на подоконнике? (Комнатные).

Так о чем пойдет сегодня речь на нашем уроке?

Сегодня мы будем разговаривать о том, как живут растения, что с ними происходит, чтобы знать, как к ним относиться и надо ли за ними ухаживать.

Назовите, какие еще растения вы знаете? (ответы детей)

Посмотрите, какое многообразие растений нас с вами окружает в природе и дома.

  1. Физкультминутка. (слайд 5)

Ветер дует нам в лицо

Закачалось деревцо.

Ветер тише, тише, тише.

Деревцо все выше, выше.

Руки согнули, кисти встряхнули,

Ветер срывает росу.

В стороны руки, плавно помашем-

Это к нам птицы летят!

Как они сели – тоже покажем,

Крылья сложили назад!

  1. Продолжение работы над темой.

Учитель: - Как выдумаете, что общего можно выделить у всех растений? Посмотрите на слайд (слайд 6) и ответьте. (Корень, стебель, листья, цветок, плод).

Имея столько общего, как живут эти прекрасные создания природы? Давайте найдем ответы на два вопроса: можно ли назвать растения живыми и какие условия для жизни необходимы, чтобы расти, цвести и радовать нас?

Как вы думаете, растения – живые? (Слайд 7) Обоснуйте свою точку зрения, почему вы та считаете. (Ответы детей).

Вывод : все растения живут, размножаются и когда-нибудь умирают. Есть растения, живущие полгода, а есть растения, которые живут сотни лет. Конечно же, растения – живые.

  1. Работа по учебнику.

Учитель:

Кто знает, с чего начинается жизнь растений? (Ответы детей) (слайд 8)

Послушайте загадку. Догадайтесь, о чем идет речь?

В этот гладкий коробок

Бронзового цвета

Спрятан маленький дубок

Будущего лета.

(желудь)

Желудь – это плод дуба. В нем спрятано семя.

Откроем учебники на стр. 50. Рассмотрите рисунок и составьте небольшой рассказ, как с желудя начинается жизнь дуба. Работаем в паре.

(Заслушивается рассказ ученика у доски)

Ребята, как вы думаете, почему одно дерево засохло? (Ответы детей).

Гуляя во дворе или в парке, мы порой ломаем ветки дерева или рвем цветы, не задумываясь о том, что растениям в этот момент больно и оно может погибнуть. Представьте, что потребуется 10 лет, что желудь стал юным деревцем.

  1. Работа в Рабочей тетради. (стр. 21)

Как из зернышка появляется колосок? Расположите и приклейте картинки в правильном порядке. Покажите, что у вас получилось. Молодцы.

  1. Физкультминутка. (слайд 9)

Хомка, Хомка, хомячок –

Полосатенький бочок,

Хомка раненько встает,

Щечки моет, шейку трет.

Подметает Хомка хатку

И выходит на зарядку,

Раз-два – выше голова.

Три-четыре – руки шире.

Пять-шесть – тихо сесть.

Семь-восемь –лень отбросим.

  1. Продолжение работы по теме урока.

(слайд 10)

Учитель:

Дома вы проращивали семена гороха, фасоли в двух баночках. Расскажите о своих результатах. (Эксперимент. Наблюдения детей) (слайд 11)

Беседа.

Что повлияло на то, чтобы семена проросли? (Вода и тепло) (слайд 12)

Откуда в природе растения получают воду и тепло? (Воду от дождя, тепло от солнца)

Если семена останутся в банке, сможет ли растение развиваться дальше?

Почему?

Если мы посадим проросшие семена в ящик, куда его нужно поставить? (На подоконник)

Почему?

Подведем итоги. Какие условия необходимы для жизни растений? (Вода, тепло, воздух, свет).

Учитель:

Если в природе за растениями ухаживает солнце, ветер, дождь, то, кто же ухаживает за комнатными растениями? Какие условия нужны им для жизни, чтобы жить и радовать человека? (слайд 13)

Посмотрите на первую картинку. Зачем поливают комнатные растения?

Почему их ставят близко к окну?

Что делает девочка на следующем рисунке?

Что произошло с этим растением и почему?

Вывод:

И комнатным растениям необходима вода, тепло, воздух и свет. Иначе может случиться и такое… (учитель показывает погибшее растение).

8. Итог урока:

Мы проследили, как живут растения и какие условия необходимы для жизни. Вспомните, какие выводы мы сделали на протяжении урока? Принимать их будет Мудрая черепаха. (слайд 14)

Проведем небольшой проверочный тест (слайд 15). Взаимопроверка.

9. Рефлексия.

Наш урок заканчивается. За что вы себя можете сегодня похвалить или своего одноклассника.

Что на уроке вас удивило?

ЧТО ОБЩЕГО У ВСЕХ РАСТЕНИЙ? листья корень стебель Цветок, плод

Р А С Т Е Н И Я РАСТУТ РАЗМНОЖАЮТСЯ ПОГИБАЮТ Ж И В Ы Е

В этот гладкий колобок Бронзового цвета Спрятан маленький дубок Будущего лета. Жёлуди - плоды дуба. В каждом желуде - одно крупное семя. Жизнь дуба начинается с желудя.

Хомка, Хомка, хомячок – Полосатенький бочок, Хомка раненько встает, Щечки моет, шейку трет. Подметает Хомка хатку И выходит на зарядку, Раз-два – выше голова. Три-четыре – руки шире. Пять-шесть – тихо сесть. Семь-восемь –лень отбросим.

Что необходимо растениям для жизни?

УСЛОВИЯ ЖИЗНИ РАСТЕНИЙ СВЕТ ВОДА ТЕПЛО ВОЗДУХ ЗЕМЛЯ

РАСТЕНИЯ – ЖИВЫЕ: РАСТУТ, РАЗМНОЖАЮТСЯ, УМИРАЮТ РАСТЕНИЯМ НЕОБХОДИМО ДЛЯ ЖИЗНИ ВОДА, ВОЗДУХ, СВЕТ И ТЕПЛО.

П Р О В Е Р Ь С Е Б Я В В А

http://s53.radikal.ru/i139/0903/e4/c84f40564acf.jpg http://s56.radikal.ru/i153/0903/04/f835f525e070.jpg http://www.hitz.ru/data/media/25/hitz.ru_32.gif http://www.plantarium.ru/dat/img/857_f458a96b.jpg http://www.fotoplex.ru/photos/dwi63/Schatura/i-134125.jpg http://ekater-us.narod.ru/gibiskus.gif http://greenhome.org.ua/wp-content/uploads/2008/11/calathea4.jpg http://cveti.ucoz.ua/cveti442.jpg http://www.kleo.ru/img/items/fengshui_4.jpg Презентацию подготовила Катаргина Ольга Николаевна


Цели: познакомить с условиями жизни растений; расширять представления о жизни и росте растений; показать основные приемы ухода за комнатными растениями; воспитывать бережное отношение к растениям.

Планируемые результаты: учащиеся научатся приемам ухода за комнатными растениями.

Оборудование: карточки с заданиями, комнатные растения, рисунки деревьев, кустарников, трав, желуди, вода для полива растений, предметы, необходимые для ухода за комнатными растениями (лейка, рассеиватель, тряпочки), школьный словарик «Растения России»; у учащихся — цветные карандаши.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

1. Графический диктант

(Работа выполняется на листочках в клетку, которые подписывает учитель. Учитель читает утверждения, учащиеся ставят соответствующий знак (знаки даны на доске).)

Снег при таянии превращается в воду. (Да.)

Если вода замерзает, она превращается в лед. (Да.)

Снег бесцветный. (Нет.)

Лед прозрачный. (Да.)

У снежинки пять лучей. (Нет.)

Снег рыхлый. (Да.)

Лед хрупкий. (Да.)

Снег непрозрачный. (Да.)

Все снежинки одинаковые. (Нет.)

Снег белый. (Да.)

(В результате у детей должен появиться рисунок.)

2. Работа по карточкам

Найди признаки снега и льда и соедини их стрелочками.

(Можно использовать КИМы (тест 20, с. 33).)

III. Самоопределение к деятельности

(На доске рисунки растений; деревьев, кустарников, трав, цветов.)

— Ребята, посмотрите, какие рисунки принес Муравьишка! Что вы на них видите?

(Учащиеся называют растения.)

Предположите, о чем сегодня пойдет речь на уроке. (О растениях.)

Как вы считаете, растения живые? Докажите.

(Мнения учащихся могут разойтись.)

Как вы считаете, надо ли ухаживать за растениями? (Ответы детей.)

Прочитайте тему урока на с. 70 учебника. (Как живут растения?)

— Прочитайте, какие учебные задачи мы поставим перед собой.

IV. Работа по теме урока

1. Беседа, работа по учебнику

— Какие растения вы знаете?

К какой группе растений мы отнесем те, которые растут на подоконнике? (Комнатные растения.)

(Учитель обращает внимание детей на комнатные растения в классе. Можно несколько растений поставить на стол у доски.)

— Что вы уже знаете о растениях? (Все растения имеют корень, стебель, листья, цветок и плод с семенами.)

— Давайте еще раз повторим все части растений. Откройте учебник на с. 22.

(Учащиеся выполняют задание.)

— Догадайтесь, о чем идет речь в загадке.

В этот гладкий колобок

Бронзового цвета

Спрятан маленький дубок

Будущего лета. (Желудь.)

Желудь — плод дуба. В нем спрятано семя.

(Учитель демонстрирует желуди и показывает разрезанный желудь.)

Рассмотрите рисунок на с. 70 и расскажите друг другу, как с желудя начинается жизнь дуба.

(Работа в парах, затем коллективное обсуждение.)

Что повлияло на семена дуба так, что они начали прорастать? (Вода в виде дождя, тепло солнечных лучей.)

Что получилось из проростка? (Корешок и росток.)

Что постепенно происходит с ростком? (Он становится выше, больше.)

В чем теперь нуждается росток? (В солнечном свете. Он тянется шея к солнышку.)

Почему одно из деревьев засохло? (Ствол дерева поврежден.)

— Чем растение похоже на живое существо? (Растения растут, приносят потомство и когда-нибудь умирают. Значит, они живые.)

— Можете ли вы сейчас ответить на вопрос о том, живые растения или нет? (Живые.)

2. Выполнение задания в рабочей тетради

№ 1 (с. 48).

— Найдите приложение к данному заданию. Вырежьте картинки и наклейте в правильном порядке.

— Кто помнит, какие правила нужно соблюдать при работе с ножницами?

(Проверка.)

V. Физкультминутка

Скачет шустрая синица,

Ей на месте не сидится,

Прыг-скок, прыг-скок,

Завертелась, как волчок.

Вот присела на минутку,

Почесала клювом грудку,

И с дорожки — на плетень,

Тири-тири, тень-тень-тень!

А. Барто

VI. Продолжение работы по теме урока

1. Работа по учебнику

— Рассмотрите рисунки на с. 71. Сделайте вывод о том, что необходимо растениям для жизни. (Примерный ответ. На первом рисунке рядом с растениями нарисованы лейка и бутылка, значит, растениям необходима вода. Из второго рисунка видно, что растениям нужен солнечный свет. На третьем рисунке девочка протирает листья растения - наверное, ему трудно дышать и нужен воздух. На четвертом рисунке около растения открыли окно, и оно погибло, значит, ему необходимо тепло.)

— Муравьишка и Мудрая Черепаха собрались проверить, хорошо ли вы поработали с этими картинками. Они приготовили для вас хитрые вопросы. Вы готовы на них ответить? (Учащиеся отвечают на вопросы после картинок.)

2. Практическая работа в парах

(Учитель показывает и рассказывает о приемах ухода за комнатными растениями.)

Все живое требует ухода. Наши цветы тоже любят, когда ухаживают. Как можно поливать цветы? (Ответы детей.)

Поливать цветы лучше из лейки. Можно лить воду прямо в горшочек, а можно - в поддон. Вода не должна быть холодной или горячей. Желательно поливать цветы отстоявшейся водой комнатной температуры один-два раза в неделю.

(Учитель показывает приготовленную воду для полива цветов в классе. Напоминает, что дежурные должны поливать цветы.)

Чтобы вода проходила к корешкам растения, не застаивалась, цветы следует рыхлить.

(Учитель демонстрирует приспособление для рыхления цветов. 1—2 ученика могут попробовать порыхлить землю в горшочках.)

Любят цветы и водные процедуры. Если листья гладкие, как у фикуса, то их можно протереть влажной тряпочкой. А если лист ворсистый, то лучше стряхнуть пыль кисточкой. Многие цветы очень любят опрыскивание.

(Учитель опрыскивает растение с помощью пульверизатора.)

— Для чего нужно протирать листья растений? (Так растения дышат.)

Для жизни растений необходимы солнце, воздух и вода. Одни растения любят много света, другие — нет. Поэтому и в комнате они располагаются по-разному: одни на подоконнике — поближе к солнышку, другие стоят подальше от окна, так как не любят солнышко.

(Дети под наблюдением учителя сами поливают растения, рыхлят землю, опрыскивают и протирают листья. Далее рисуют предметы, которые использовали для ухода за растениями, в рабочей тетради (с. 48—49, № 2). Можно организовать работу со школьным словариком «Растения России».)

3. Выполнение задания в рабочей тетради

№ 3 (с. 49).

— У вас дома есть комнатные растения? Назовите их.

— Кто у вас дома ухаживает за ними? А вы помогаете? Что вы делаете?

~ Посмотрите на рисунки. На каком рисунке растение поливают правильно? Раскрасьте этот рисунок.

~ Почему нельзя высоко поднимать лейку при поливе комнатных растений?

VII. Рефлексия

(Учащиеся отвечают на вопросы учебника (с. 71, в рамке).)

(Учащиеся достают один из знаков и объясняют свой выбор.)

VIII. Подведение итогов урока

Вспомните, какую учебную задачу мы ставили перед собой в начале урока.

Справились ли мы с этой задачей?

1. Рабочая тетрадь: № 4 (с. 49).

Дополнительный материал

Как нужно ухаживать за кактусами?

Хоть кактусы и пустынные жители, неправильно поступает тот, кто поливает их редко в любое время года. Все лето земля в их горшках должна? быть влажной. Пересушите землю — засохнут тонкие волокнистые корешки, будет вода застаиваться — растение загниет. В теплую солнечную погоду кактусы нужно поливать два-три раза в неделю, в жаркую — чаще, а в дождливую и пасмурную - реже. Это правило нужно усвоить твердо. Поливать кактусы лучше подогретой до комнатной температуры водопроводной или дождевой водой. Летом полезно ежедневно опрыскивать их из пульверизатора теплой водой. Опрыскивать надо рано утром или вечером. А вот кактусы, густо окутанные волосками, опрыскивать нельзя. Вода, попавшая на волоски, спутает их, и растение потеряет свою привлекательность.