Русская классика 21 века. Современные писатели (21 века) России

  • Дата: 24.10.2019

Масару Ибука

После трех уже поздно. Краткая версия для пап

Идея проекта – Бэби-клуб

Арт-директор Артемий Лебедев

Метранпаж Сергей Федоров

Иллюстраторы Оксана Гривина, Влада Крамина, Яна Франк

Редактор Катерина Андреева

Корректор Елена Мигалина

Компьютерная верстка Светлана Карташевская

Менеджеры Алексей Лури, Ольга Ведерникова

Издание подготовлено при поддержке компании «Бэби-клуб» www.baby-club.ru


© Masaru Ibuka, 1971

© ООО «Альпина нон-фикшн», издание на русском языке, 2011

© Студия Артемия Лебедева, оформление, 2011

© Права на дизайн-макет книги принадлежат ООО «Бэби-клуб», 2011


Все права защищены. Никакая часть электронной версии этой книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме и какими бы то ни было средствами, включая размещение в сети Интернет и в корпоративных сетях, для частного и публичного использования без письменного разрешения владельца авторских прав.


* * *

Вступление к английскому изданию

Если за добротой и благожелательностью, с которой написана эта книга, вы почувствуете и важность того, о чем она повествует, то, возможно, вместе с другими подобными книжками она совершит в ваших представлениях одну из самых великих и добрых революций в мире. И я искренне желаю, чтобы эта цель была достигнута.

Эта удивительно добрая книга не делает ошеломляющих заявлений. Автор просто предполагает, что маленькие дети обладают способностью научиться чему угодно.

Он считает, что то, что они усваивают без каких-либо усилий в два, три или четыре года, в дальнейшем дается им с трудом или вообще не дается. По его мнению, то, что взрослые осваивают с трудом, дети выучивают играючи. То, что взрослые усваивают со скоростью улитки, детям дается почти мгновенно. Он говорит, что взрослые иногда ленятся учиться, тогда как дети готовы учиться всегда. И утверждает он это ненавязчиво и тактично. Его книга проста, прямолинейна и кристально ясна.

По мнению автора, одним из самых сложных занятий для человека является изучение иностранных языков, обучение чтению и игре на скрипке или фортепьяно. Такими навыками взрослые овладевают с трудом, а для детей – это почти неосознанное усилие. И моя жизнь – яркое подтверждение тому. Хотя я пытался выучить целую дюжину иностранных языков, поскольку работал учителем на всех континентах, обучая детей как из самых привилегированных слоев общества, так и из самых низов, по-настоящему я знаю только родной язык. Я люблю музыку, но не умею играть ни на одном музыкальном инструменте, даже не могу как следует запомнить мелодию.

Чтобы наши детишки, подрастая, свободно говорили на нескольких языках, умели плавать, ездить верхом, писать маслом, играть на скрипке – и все это на высоком профессиональном уровне, – нужно, чтобы их любили (что мы и делаем), уважали (что мы делаем редко) и предоставляли в их распоряжение все то, чему мы бы хотели их научить.

Какие же у нас основания доверять советам Масару Ибуки? Что говорит в его пользу?

1. Он не специалист в теории образования, следовательно, не знает, что можно, а что нельзя: необходимое условие для совершения значительного прорыва в устоявшейся области.

2. Он, безусловно, гений. Начав свою деятельность в 1947 году, когда его страна была опустошена, он с тремя молодыми компаньонами и 700 долларами в кармане основал фирму, которую назвал «Сони». Он был одним из тех первопроходцев, которые подняли Японию из руин и отчаяния на уровень мирового лидера.

3. Он не только говорит, он делает. В качестве исполняющего обязанности директора Ассоциации раннего развития и директора организации «Обучение талантов» в Мацумото он в настоящее время дает возможность тысячам японских детей учиться по той программе, которую описал в этой книге. Масару Ибука предлагает изменить не содержание, а способ обучения ребенка.

Выполнимо ли все это или это розовые мечты? И то и другое. И я тому свидетель. Я видел, как в Австралии плавают новорожденные дети супругов Тиммерман. Я слышал, как четырехлетние японские малыши говорили по-английски с доктором Хонда. Я видел, как совсем маленькие детишки выполняли сложные гимнастические упражнения под руководством Дженкинса в США. Я видел, как трехлетние дети играли на скрипке и на рояле с доктором Сузуки в Мацумото. Я видел трехлетнего ребенка, который читал на трех языках под руководством доктора Верса в Бразилии. Я видел, как двухлетние дети из Сиукса катались на взрослых лошадях в штате Дакота. Я получил тысячи писем от мам со всего мира с просьбой объяснить им те чудеса, которые происходят с их детьми, когда их учат читать по моей книге.

Я думаю, что предлагаемая книга – одна из самых важных книг, когда-либо написанных. И я думаю, что ее должны прочитать все живущие на Земле родители.

Глен Доман,директор Института развития потенциальных возможностей человека,Филадельфия, США

С древних времен считается, что выдающийся талант – это прежде всего наследственность, каприз природы. Когда нам говорят, что Моцарт дал свой первый концерт в возрасте трех лет или что Джон Стюарт Милл читал классическую литературу по-латыни в этом же возрасте, большинство реагирует просто: «Конечно, они же гении».

Однако подробный анализ ранних лет жизни и Моцарта, и Милла говорит о том, что их строго воспитывали отцы, которые хотели сделать своих детей выдающимися. Я предполагаю, что ни Моцарт, ни Милл не были рождены гениями, их талант развился максимально благодаря тому, что им с самого раннего детства создали благоприятные условия и дали прекрасное образование.

И наоборот, если новорожденный воспитывается в среде, изначально чуждой его природе, у него нет шансов развиваться полностью в дальнейшем. Самый яркий пример – история «волчьих девочек», Амалы и Камалы, найденных в 1920-е годы в пещере к юго-западу от Калькутты (Индия) миссионером и его женой. Они приложили все усилия, чтобы вернуть детям, воспитанным волками, человеческий облик, но все усилия оказались напрасны. Принято считать само собой разумеющимся, что ребенок, рожденный человеком, – человек, а детеныш волка – волк. Однако у этих девочек и в человеческих условиях продолжали проявляться волчьи повадки. Получается, что образование и окружающая среда, в которую попадает младенец сразу после рождения, скорее всего и определяет, кем он станет – человеком или волком!

Размышляя над этими примерами, я все больше и больше думаю о том, какое огромное влияние на новорожденного оказывают образование и окружающая среда.

Эта проблема приобрела величайшее значение не только для отдельных детей, но и для здоровья и счастья всего человечества. Поэтому в 1969 году я занялся созданием организации «Японская ассоциация раннего развития». Наши и зарубежные ученые собрались, чтобы в экспериментальных классах изучить, проанализировать и расширить применение метода доктора Шиничи Сузуки обучения малышей игре на скрипке, который привлекал тогда внимание всего мира.

По мере того как мы продвигались в своей работе, нам стало совершенно ясно, насколько порочен традиционный подход к детям. Мы привычно считаем, что знаем о детях все, тогда как очень мало знаем об их реальных возможностях. Мы уделяем много внимания вопросу о том, чему учить детей старше трех лет. Но согласно современным исследованиям к этому возрасту развитие клеток головного мозга уже завершено на 70–80 процентов. Не значит ли это, что мы должны направить свои усилия на раннее развитие детского мозга до трехлетнего возраста? Раннее развитие не предлагает насильственного вскармливания грудных детей фактами и цифрами. Главное – введение нового опыта «вовремя». Но только тот, кто ухаживает за ребенком изо дня в день, обычно это мама, может распознать это «вовремя». Я написал эту книгу, чтобы помочь этим мамам.

Масару Ибука

Потенциальные возможности ребенка

1. Важный период

Детский сад – это уже поздно

Наверное, каждый из вас помнит из школьных лет, что в классе был особо одаренный ученик, который без видимых усилий становился лидером класса, в то время как другой тянулся в хвосте, как бы ни старался.

В мои годы учителя поощряли нас примерно так: «Умный ты или нет, это не наследственность. Все зависит от своих собственных усилий». И все же личный опыт ясно показывал, что отличник – всегда отличник, а двоечник – всегда двоечник. Казалось, что интеллект предопределен с самого начала. Что было делать с этим несоответствием?

Я пришел к выводу, что способности и характер человека не предопределены от рождения, а большей частью формируются в определенный период его жизни.

Каждая мама желает видеть своего ребенка смышленым и творческим, открытым и уверенным в себе. Но, к сожалению, не каждая знает, как поспособствовать бережному развитию интеллекта своего малыша.

Книга Масару Ибуки «После трех уже поздно» рассказывает о необходимости и важности раннего развития детей. Ведь первые три года жизни – неповторимый период в формировании интеллектуальных способностей ребенка, когда каждый день может стать важным этапом бурного и всестороннего роста.

Эта книга перевернула мою жизнь. Она помогла правильно и осознанно подойти к развитию моих собственных детей. И я не встретила еще ни одной мамы, которая, прочитав эту книгу, не прониклась бы идеей раннего развития. Мы уверены, что теперь таких мам и пап у нас станет больше.

Инициируя переиздание книги Масару Ибуки, мы хотим доставить родителям маленьких детей удовольствие от ее чтения. А еще большее удовольствие они получат от будущих успехов своих малышей. Мы очень хотим, чтобы в нашей стране стало больше умных детей и счастливых родителей.

Евгения Белонощенко,

основатель и душа компании «Бэби-клуб»

Masaru Ibuka

Kindergarten Is Too Late!

Масару Ибука

После трех уже поздно

Перевод с английского Н. А. Перовой

Издательство Студии Артемия Лебедева

Вступление к английскому изданию

Если за добротой и благожелательностью, с которой написана эта книга, вы почувствуете и важность того, о чем она повествует, то, возможно, вместе с другими подобными книжками она совершит в ваших представлениях одну из самых великих и добрых революций в мире. И я искренне желаю, чтобы эта цель была достигнута.

Представьте себе революцию, которая принесет самые замечательные перемены, но обойдется без кровопролития и мучений, без ненависти и голода, без смерти и разрушений.

У этой самой доброй из революций есть только два врага. Первый – закоснелые традиции, второй – существующее положение вещей. Не обязательно, чтобы укоренившиеся традиции разбивались вдребезги и древние предрассудки исчезали с лица Земли. Не надо разрушать то, что все еще может приносить хоть какую-то пользу. Но то, что сегодня кажется ужасным, пусть постепенно исчезнет за ненадобностью.

Теория Масару Ибуки делает возможным уничтожение таких реалий, как невежество, неграмотность, неуверенность в себе, и, кто знает, может быть, принесет, в свою очередь, уменьшение бедности, ненависти и преступлений.

Книга Масару Ибуки не дает этих обещаний, но проницательный читатель все время будет иметь перед глазами такую перспективу. По крайней мере такие мысли рождались во мне, пока я читал эту книгу.

Эта удивительно добрая книга не делает ошеломляющих заявлений. Автор просто предполагает, что маленькие дети обладают способностью научиться чему угодно.

Он считает, что то, что они усваивают без каких-либо усилий в два, три или четыре года, в дальнейшем дается им с трудом или вообще не дается. По его мнению, то, что взрослые осваивают с трудом, дети выучивают играючи. То, что взрослые усваивают со скоростью улитки, детям дается почти мгновенно. Он говорит, что взрослые иногда ленятся учиться, тогда как дети готовы учиться всегда. И утверждает он это ненавязчиво и тактично. Его книга проста, прямолинейна и кристально ясна.

По мнению автора, одним из самых сложных занятий для человека является изучение иностранных языков, обучение чтению и игре на скрипке или фортепьяно. Такими навыками взрослые овладевают с трудом, а для детей – это почти неосознанное усилие. И моя жизнь – яркое подтверждение тому. Хотя я пытался выучить целую дюжину иностранных языков, поскольку работал учителем на всех континентах, обучая детей как из самых привилегированных слоев общества, так и из самых низов, по-настоящему я знаю только родной язык. Я люблю музыку, но не умею играть ни на одном музыкальном инструменте, даже не могу как следует запомнить мелодию.

Чтобы наши детишки, подрастая, свободно говорили на нескольких языках, умели плавать, ездить верхом, писать маслом, играть на скрипке – и все это на высоком профессиональном уровне, – нужно, чтобы их любили (что мы и делаем), уважали (что мы делаем редко) и предоставляли в их распоряжение все то, чему мы бы хотели их научить.

Нетрудно представить себе, насколько мир будет богаче, здоровее, безопаснее, если все дети будут знать языки, искусство, основы наук прежде, чем достигнут подросткового возраста, чтобы затем использовать последующие годы для изучения философии, этики, лингвистики, религии, а также искусства, науки и так далее на более продвинутом уровне.

Нетрудно представить себе, каким был бы мир, если бы огромное желание детей учиться не притуплялось игрушками и развлечениями, а поощрялось и развивалось. Нетрудно представить себе, насколько лучше был бы мир, если бы голод познания трехлетнего ребенка удовлетворялся не только Микки-Маусом и цирком, но и произведениями Микеланджело, Мане, Рембрандта, Ренуара, Леонардо да Винчи. Ведь маленький ребенок обладает безграничным желанием узнать все, чего он не знает, и у него нет ни малейшего понятия о том, что плохо и что хорошо.

Какие же у нас основания доверять советам Масару Ибуки? Что говорит в его пользу?

1. Он не специалист в теории образования, следовательно, не знает, что можно, а что нельзя: необходимое условие для совершения значительного прорыва в устоявшейся области.

2. Он, безусловно, гений. Начав свою деятельность в 1947 году, когда его страна была опустошена, он с тремя молодыми компаньонами и 700 долларами в кармане основал фирму, которую назвал «Сони». Он был одним из тех первопроходцев, которые подняли Японию из руин и отчаяния на уровень мирового лидера.

3. Он не только говорит, он делает. В качестве исполняющего обязанности директора Ассоциации раннего развития и директора организации «Обучение талантов» в Мацумото он в настоящее время дает возможность тысячам японских детей учиться по той программе, которую описал в этой книге. Масару Ибука предлагает изменить не содержание, а способ обучения ребенка.

Выполнимо ли все это или это розовые мечты? И то и другое. И я тому свидетель. Я видел, как в Австралии плавают новорожденные дети супругов Тиммерман. Я слышал, как четырехлетние японские малыши говорили по-английски с доктором Хонда. Я видел, как совсем маленькие детишки выполняли сложные гимнастические упражнения под руководством Дженкинса в США. Я видел, как трехлетние дети играли на скрипке и на рояле с доктором Сузуки в Мацумото. Я видел трехлетнего ребенка, который читал на трех языках под руководством доктора Верса в Бразилии. Я видел, как двухлетние дети из Сиукса катались на взрослых лошадях в штате Дакота. Я получил тысячи писем от мам со всего мира с просьбой объяснить им те чудеса, которые происходят с их детьми, когда их учат читать по моей книге.

Я думаю, что предлагаемая книга – одна из самых важных книг, когда-либо написанных. И я думаю, что ее должны прочитать все живущие на Земле родители.

Глен Доман,

директор Института развития

потенциальных возможностей человека,

Филадельфия, США

С древних времен считается, что выдающийся талант – это прежде всего наследственность, каприз природы. Когда нам говорят, что Моцарт дал свой первый концерт в возрасте трех лет или что Джон Стюарт Милл читал классическую литературу по-латыни в этом же возрасте, большинство реагирует просто: «Конечно, они же гении».

Масару Ибука

После трёх уже поздно

Вступление к английскому изданию

Если за добротой и благожелательностью, с которой написана эта книга, вы почувствуете и важность того, о чём она повествует, то, возможно, вместе с другими подобными книжками она совершит в ваших представлениях одну из самых великих и добрых революций в мире. И я искренне желаю, чтобы эта цель была достигнута.

Представьте себе революцию, которая принесёт самые замечательные перемены, но обойдётся без кровопролития и мучений, без ненависти и голода, без смерти и разрушений.

У этой самой доброй из революций есть только два врага. Первый - закоснелые традиции, второй - существующее положение вещей. Не обязательно, чтобы укоренившиеся традиции разбивались вдребезги, и древние предрассудки исчезали с лица Земли. Не надо разрушать то, что всё ещё может приносить хоть какую-то пользу. Но то, что сегодня кажется ужасным, пусть постепенно исчезнет за ненадобностью.

Теория Масару Ибука делает возможным уничтожение таких реалий, как невежество, неграмотность, неуверенность в себе, и, кто знает, может быть, принесёт, в свою очередь, уменьшение бедности, ненависти и преступлений.

Книга Масару Ибука не даёт этих обещаний, но проницательный читатель всё время будет иметь перед глазами такую перспективу. По крайней мере такие мысли рождались во мне, пока я читал эту книгу.

Эта удивительно добрая книга не делает ошеломляющих заявлений. Автор просто предполагает, что маленькие дети обладают способностью научиться чему угодно. Он считает, что то, что они усваивают без каких-либо усилий в 2,3 или 4 года, в дальнейшем даётся им с трудом или вообще не даётся. По его мнению, то, что взрослые осваивают с трудом, дети выучивают играючи. То, что взрослые усваивают со скоростью улитки, детям даётся почти мгновенно. Он говорит, что взрослые иногда ленятся учиться тогда как дети готовы учиться всегда. И утверждает он это ненавязчиво и тактично. Его книга проста, прямолинейна и кристально ясна.

По мнению автора, одним из самых сложных занятий для человека является изучение иностранных языков, обучение чтению и игре на скрипке или фортепьяно. Такими навыками взрослые овладевают с трудом, а для детей - это почти неосознанное усилие. И моя жизнь - яркое подтверждение тому. Хотя я пытался выучить целую дюжину иностранных языков, поскольку работал учителем на всех континентах, обучая детей, как из самых привилегированных слоёв общества, так и из самых низов, по-настоящему я знаю только родной язык. Я люблю музыку, но не умею играть ни на одном музыкальном инструменте, даже не могу как следует запомнить мелодию.

Чтобы наши детишки, подрастая, свободно говорили на нескольких языках, умели плавать, ездить верхом, писать маслом, играть на скрипке - и всё это на высоком профессиональном уровне, - нужно, чтобы их любили (что мы и делаем), уважали (что мы делаем редко) и предоставляли в их распоряжение всё то, чему мы бы хотели их научить.

Нетрудно представить себе, насколько мир будет богаче, здоровее, безопаснее, если все дети будут знать языки, искусство, основы наук прежде, чем достигнут подросткового возраста, чтобы затем использовать последующие годы для изучения философии, этики, лингвистики, религии, а также искусства, науки и так далее на более продвинутом уровне.

Нетрудно представить себе, каким был бы мир, если бы огромное желание детей учиться не притуплялось игрушками и развлечениями, а поощрялась и развивалось. Нетрудно представить себе, насколько лучше был бы мир, если бы голод познания трехлетнего ребёнка удовлетворялся не только Микки Маусом и цирком, но и произведениями Микеланджело, Мане, Рембрандта, Ренуара, Леонардо да Винчи. Ведь маленький ребёнок обладает безграничным желанием узнать всё, чего он не знает, и у него нет ни малейшего понятия о том, что плохо и что хорошо.

Какие же у нас основания доверять советам Масару Ибука? Что говорит в его пользу?

1. Он не специалист в теории образования, следовательно, не знает, что можно, а что нельзя: необходимое условие для совершения значительного прорыва в устоявшейся области.

2. Он, безусловно, гений. Начав свою деятельность в 1947 году, когда его страна была опустошена, он с тремя молодыми компаньонами и 700 долларами в кармане основал фирму, которую назвал «Сони». Он был одним из тех первопроходцев, которые подняли Японию из руин и отчаяния на уровень мирового лидера.

3. Он не только говорит, он делает. В качестве исполняющего обязанности директора Ассоциации раннего развития и директора организации «Обучение талантов» в Мацумото он в настоящее время даёт возможность тысячам японских детей учиться по той программе, которую описал в этой книге.

Масару Ибука предлагает изменить не содержание, а способ обучения ребёнка.

Выполнимо ли всё это или это розовые мечты? И то и другое. И я тому свидетель.

Я видел, как в Австралии плавают новорождённые дети супругов Тиммерман. Я слышал, как четырехлетние японские малыши говорили по-английски с доктором Хонда. Я видел, как совсем маленькие детишки выполняли сложные гимнастические упражнения под руководством Дженкинса в США. Я видел, как трехлетние дети играли на скрипке и на рояле с доктором Сузуки в Мацумото. Я видел трехлетнего ребёнка, который читал на трёх языках под руководством доктора Верса в Бразилии. Я видел, как двухлетние дети из Сиукса катались на взрослых лошадях в штате Дакота. Я получил тысячи писем от мам со всего мира с просьбой объяснить им те чудеса, которые происходят с их детьми, когда их учат читать по моей книге.

Я думаю, что предлагаемая книга - одна из самых важных книг, когда-либо написанных. И я думаю, что её должны прочитать все, живущие на Земле родители.

Глен Доман, директор Института развития потенциальных возможностей человека, Филадельфия, США.

Предисловие

С древних времён считается, что выдающийся талант - это прежде всего наследственность, каприз природы. Кода нам говорят, что Моцарт дал свой первый концерт в возрасте трёх лет или что Джон Стюарт Милл читал классическую литературу по-латыни в этом же возрасте, большинство реагирует просто: «Конечно, они же гении».

Однако подробный анализ ранних лет жизни и Моцарта и Милла говорит о том, что их строго воспитывали отцы, которые хотели сделать своих детей выдающимися. Я предполагаю, что ни Моцарт, ни Милл не были рождены гениями, их талант развился максимально благодаря тому, что им с самого раннего детства создали благоприятные условия и дали прекрасное образование.

И наоборот, если новорождённый воспитывается в среде, изначально чуждой его природе, у него нет шансов развиваться полностью в дальнейшем. Самый яркий пример - история «волчьих девочек», Амалы и Камалы, найденных в 1920-е годы в пещере к юго-западу от Калькутты (Индия) миссионером и его женой. Они приложили все усилия, чтобы вернуть детям, воспитанным волками, человеческий облик, но все усилия оказались напрасны. Принято считать само собой разумеющимся, что ребёнок, рождённый человеком, - человек, а детёныш волка - волк. Однако у этих девочек и в человеческих условиях продолжали проявляться волчьи повадки. Получается, что образование и окружающая среда, в которую попадает младенец сразу после рождения, скорее всего и определяет, кем он станет - человеком или волком!

Размышляя над этими примерами, я всё больше и больше думаю о том, какое огромное влияние на

Книга японского новатора в сфере раннего развития Масару Ибуки.

Автор этой книги считает, что маленькие дети обладают способностью научиться чему угодно. Он размышляет об огромном влиянии на новорождённых окружающей среды и предлагает простые и понятные приемы обучения, способствующие раннему развитию ребёнка. По его мнению, то, что взрослые осваивают с большим трудом, дети выучивают играючи. И главное в этом процессе - вовремя ввести новый опыт. Но только тот, кто рядом с ребёнком изо дня в день, может распознать это «вовремя». Книга адресована всем мамам и папам, которые хотят открыть перед своими маленькими детьми новые прекрасные возможности.

Несколько десятилетий назад теория Масару Ибуки перевернула традиционные представления о раннем развитии детей. Книга стала популярна во всем мире (её называют Book of the Century) и у неё появилось множество последователей. Основная идея заключается в том, что в течение первых трёх лет жизни у ребёнка самый высокий потенциал к обучению. Главное - не опоздать.

Книга не даёт четких практических инструментов, как заниматься развитием детей, но она отвечает на главный вопрос «Зачем?». Зачем нужно заниматься развитием детей до 3 лет и почему это так важно для их будущего.

Глен Доман во вступлении к английскому изданию книги охарактеризовал её так: «Эта книга - одна из самых важных книг, когда- либо написанных. Я думаю, её должны прочитать все живущие на Земле родители».

Книга «После трёх уже поздно» стала очень популярной и в России. Практически все центры раннего развития включают книгу в число рекомендованных к прочтению в первую очередь.

Основные идеи книги «После трёх уже поздно» (краткое содержание)

  1. Самый важный период в развитии ребенка — до трех лет.
  2. «Нет отсталых детей — все зависит от метода обучения».
  3. Основная цель раннего развития — предотвратить появление несчастных детей.
  4. Недоразвитость человеческого детеныша говорит о его огромных потенциальных возможностях.
  5. Если в первые три года не образовалась прочная база, бесполезно учить, как ее использовать.
  6. Распознавательные способности детей становятся очевидными примерно к полугоду.
  7. Невмешательство в раннем возрасте, а затем давление на ребенка в более позднем возрасте может только погубить в нем талант.
  8. Взрослые понятия «трудно» и «легко» не годятся для детей.
  9. Ребенок обладает замечательной образной памятью.
  10. Логичное объяснение алгебры ребенку легче понять, чем кажущееся легким нелогичное решение.
  11. Даже пятимесячный малыш может оценить Баха.
  12. Шестимесячный малыш может плавать.
  13. Детский мозг, как губка, впитывает знания.
  14. Ребенок запоминает только то, что ему интересно.
  15. Многие навыки невозможно приобрести, если их не усвоил в детстве.
  16. Иностранным языком можно овладеть на ранней стадии развития.
  17. Можно развить слух у ребенка с нарушениями слуха.
  18. Главное — окружение, а не гены.
  19. Ребенок, рожденный от отца-ученого, не обязательно станет ученым.
  20. Сегодня ребенок будет совершенно другим, чем вчера.
  21. Влияние, оказываемое на ребенка в возрасте до трех лет, оказывает неизгладимое впечатление на всю жизнь.
  22. Комната, лишенная стимуляторов, вредна для малыша.
  23. Младенчество — чрезвычайно восприимчивый период в жизни человека.
  24. Ребенок может прочесть по картинкам в книжке совсем другую историю, чем та, которую читает взрослый.
  25. Оставлять ребенка на попечение незнакомого человека — рискованное дело.
  26. Впечатления раннего детства определяют дальнейший образ мыслей и действий ребенка.
  27. Готовых рецептов обучения младенцев нет.
  28. Почаще берите ребенка на руки.
  29. Не бойтесь брать ребенка с собой в постель.
  30. Ребенок, воспитанный мамой, у которой нет музыкального слуха, тоже вырастет без слуха.
  31. Общайтесь с ребенком.
  32. Не сюсюкайте с ребенком.
  33. Игнорировать ребенка хуже, чем баловать его.
  34. Детский страх иногда кроется в таких вещах, о которых взрослые и не догадываются.
  35. Глаза и нос передаются вашему ребенку по наследству, а выражение его лица — это то зеркало, в котором отражаются отношения в семье.
  36. Только то, как ведут себя родители, что они делают и чувствуют, как разговаривают с малышом, может сформировать личность ребенка.
  37. Отец должен чаще общаться со своим ребенком.
  38. Ведущая роль в воспитании и обучении детей принадлежит матери.
  39. Чем больше в семье детей, тем лучше они общаются друг с другом.
  40. Присутствие бабушки и дедушки создает хороший стимул для развития ребенка.
  41. Общение детей между собой надо поощрять.
  42. Ссоры развивают у ребенка навыки общения.
  43. Воспитывать и приучать ребенка к дисциплине необходимо, пока ему еще нет года.
  44. Не высмеивайте ребенка в присутствии других.
  45. И похвалой, и наказанием нужно пользоваться очень осторожно.
  46. Интерес — лучшее побуждение.
  47. Ребенку нравится все ритмичное.
  48. Интересное дети считают правильным, а неинтересное — неправильным.
  49. Интерес ребенка нуждается в подкреплении.
  50. Повторение — лучший способ стимулировать интерес ребенка.
  51. Детское воображение и фантазии развивают творческие способности.
  52. Развивайте у ребенка интуицию.
  53. До трех лет нет половых различий в воспитании ребенка.
  54. Говорите ребенку правду на половые темы.
  55. Не следует кормить ребенка только тем, что полезно.
  56. Распорядок дня развивает чувство времени.
  57. Неграмотная речь и плохое произношение — продукты среды, в которой растет ребенок.
  58. Музыкальная гармония exit всего усваивается в детстве.
  59. Обучение игре на скрипке развивает способность к концентрации внимания.
  60. Игра на скрипке развивает черты лидера.
  61. Музыкальное образование в раннем возрасте отражается даже на внешности ребенка.
  62. Заучивание стихов тренирует память.
  63. Окружайте маленьких детей лучшим, что у вас есть.
  64. Ребенок — великий имитатор.
  65. Успехи в одном деле дают уверенность в других делах.
  66. Дайте своему ребенку карандаши как можно раньше.
  67. Стандартная бумага для рисования — стандартный человек..
  68. Избыток игрушек рассеивает внимание ребенка.
  69. Не стоит убирать подальше то, что может быть опасно для ребенка.
  70. У ребенка свое собственное представление о порядке.
  71. Предоставьте ребенку наблюдательный пост.
  72. Игрушки должны быть приятными на ощупь.
  73. Книжки не только для чтения, а кубики не только для строительства.
  74. Лепка, вырезание узоров из бумаги, складывание бумажных фигур развивают задатки ребенка.
  75. Играйте по ролям.
  76. Физические упражнения стимулируют развитие интеллекта.
  77. Тренируйте левую руку так же, как и правую.
  78. Детям полезна ходьба.
  79. Двигательные способности также нуждаются в тренировке.
  80. Чем раньше начать занятия спортом,. тем лучше результаты.
  81. Для ребенка работа и игра — одно и то же.
  82. Раннее развитие — это не подготовка к детскому саду.
  83. Раннее воспитание не требует ни дополнительного времени, ни денег.
  84. Без перспектив на будущее невозможно правильное воспитание.
  85. Нет ничего важнее воспитания детей.
  86. Прежде чем воспитывать детей, нужно сначала воспитать родителей.
  87. Учитесь у своего ребенка.
  88. Отец может вырастит из ребенка гения, но только мать вырастит из него хорошего человека, органично сочетающего душевные и физические способности.
  89. Не насилуйте волю малыша.
  90. Не прерывайте воспитание ребенка.
  91. Дети — это не собственность родителей.
  92. Неуверенность матери — во вред ребенку.
  93. Тщеславие матери прививает ложные понятия ребенку.
  94. Чтобы воспитать ребенка, сначала воспитайте себя.
  95. Пусть ваш ребенок будет лучше вас.
  96. 21-й век будут строить те, кто доверяет другим.
  97. Сегодняшние дети покончат с войнами и расовыми предрассудками.