Сословия xvii века верхи общества. Презентация к уроку по истории (7 класс) на тему: основные сословия российского общества

  • Дата: 11.10.2019

технологическая карта урока истории на тему:

«СОСЛОВИЯ XVII ВЕКА: «ВЕРХИ» ОБЩЕСТВА»

Дата__________

7 класс:

Задачи урока: охарактеризовать сословный строй российского государства, определить права и обязанности основных сословий.

Тип урока: урок изучения новых знаний

Оборудование : Учебник История России под ред. Андреева, Федорова.

Планируемые результаты обучения:

Предметные : Раскрывать смысл понятий: сословие, дворянство, Государев двор, духовенство; Характеризовать требования дворянства и причины его недовольства;

Метапредметные : Определяют последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата, составляют план и алгоритм действий.

Личностные : Усвоение традиционных ценностей российского общества

ХОД УРОКА

Учащиеся знакомятся с эпиграфом и главным вопросом урока.

1) Эпиграф «И тех дворян посылают для всяких дел, и по воеводствам, и посольствам в послах, и для сыскных дел, и на Москве в приказах удел, и к служилым людям в начальные люди, в полковники и головы стрелецкие».

2) Главный вопрос урока: Как в XVII в. изменилось общественное положение служилых людей и духовенства?

Работа с учебником

Пар.16 стр 121

3. Изучение нового материала

Работа на уроке строиться по плану:

План урока

1. Русское дворянство.

2. Требования дворянства.

3. Служилые люди «по прибору».

4. Духовное сословие.

Вопрос 1-3. Рассказ учителя

В обществе сложились две основные группы класса феодалов (служилых людей «по отечеству»): боярство и дворянство.

Боярство включало в себя служилых князей (из числа потомков Рюриковичей, Гедиминовичей и перешедших на русскую службу татарских ордынских царевичей и

знати), а также представителей старого московского боярства, бояр присоединенных к Москве удельных княжеств и земель.

Другую, более многочисленную группу служилых людей «по отечеству» составляло дворянство, сформировавшееся из слуг княжеских и боярских дворов. На низшей ступени этой иерархии находились самые малоземельные дворяне-помещики, входившие в категорию «детей боярских» и «городовых дворян».

К XVII в. высшая часть класса феодалов входила в состав « чинов» Государева двора и состояла из двух категорий: «думных чинов» - бояр, окольничих и думных дворян, а также московских чинов - стольников, стряпчих, московских дворян. Общая численность Государева двора в этот период составляла около 1200 человек. Каждому чину полагался определенный поместный оклад и денежное жалованье, которое выплачивалось регулярно.

Помещик получал поместье пожизненно, пока мог нести военную службу, и оно передавалось по наследству, если сын ко времени смерти отца достигал 15 лет и мог служить государству. Если служилый человек вынужден был оставить службу по состоянию здоровья, то часть его бывшего имения выделялась ему на прожиток.

Помимо служилых людей «по отечеству», по мере усложнения государственной военно-политической системы Московского царства на протяжении XVI-XVII вв. сформировалась весьма значительная категория служилых людей «по прибору» (по набору), которых государство принимало на службу по найму для несения военной и караульной службы. В это военно-служилое сословие входили московские и городовые стрельцы, пушкари, казенные кузнецы, служилые казаки. За выполнение своих служебных обязанностей эта сословная категория получала жалованье не землей, а хлебным и денежным довольствием и другими «дачами». Так как выплаты из государевой казны производились крайне редко, то этим приборным людям выдавался для «корма» на артель небольшой участок земли. Помимо этого, им разрешалось заниматься по месту службы мелкой торговлей и ремесленничеством.

Государь был заинтересован в укреплении дворянства, которое являлось социальной опорой самодержавной власти. Под нажимом дворянства, в обстановке бурных социальных волнений в 1648 г. начинается подготовка нового свода законов, который бы учитывал сословные интересы землевладельцев и посадской верхушки и способствовал дальнейшему укреплению самодержавного строя.

РАБОТА С ИСТОРИЧЕСКИМ ИСТОЧНИКОМ

Из челобитной дворян об отмене урочных лет. 1641 г.

Били челом государю Михаилу Федоровичу всея Руси дворяне и дети разных городов всею землею.

Бегают де из-за них старинные их люди и крестьяне в разные города в большие поместья и в вотчины в патриаршие, и в митрополичьи, и в архиепископские… и в государевы дворцовые села, и в черные волости... И те де многие помещики и вотчинники и монастыри тем их беглым людям и крестьянам на пустых местах слободы строят, а их поместья и вотчины от того становятся пусты. И те ж их беглые люди и крестьяне, выжив за теми людьми урочные годы и надеясь на тех сильных людей, где кто начнет жить, приходя из-за тех сильных людей, и остальных людей и крестьян из-за них подговаривают, и дома их поджигают, и разоряют всяким разореньем…

А которых они беглых своих крестьян за кем проведают, а урочные лета тем их крестьянам не дойдут, а они в тех своих беглых крестьянах суда и указу добиться не могут… И государь бы… велел их во всяких делах судить по судебнику блаженной памяти царя и великого князя Ивана Васильевича всея Руси…

Государь царь и великий князь Михаил Федорович всея Руси, слушав челобитья дворян и детей боярских, указал, и бояре приговорили: во крестьянстве на всяких чинов людей и в насильстве давать суд. А которые всяких чинов люди хотят беглых чужих крестьян за собою укрепить. А кто станет искать крестьянских животов и владения не имеет с крестьян, и тем отказывать и суда не давать .

Вопросы :

1) К кому убегали крестьяне от своих феодалов (помещиков и вотчинников)?

2) На кого жалуются челобитчики?

3) Почему помещики и вотчинники были заинтересованы в прикреплении крестьян к своей земле? Какой выход из создавшейся ситуации они предлагали?

) Как вы считаете, могло ли прикрепление крестьян к земле способствовать обогащению землевладельцев и государства?

5) Какие года называются «урочными»? В Соборном уложении, принятом в 1649 г., содержалась глава, в которой закреплялись все важнейшие изменения в правовом статусе поместного землевладельца. Устанавливалось, что владельцами поместий могли быть

как бояре, так и дворяне.

Вопрос № 4. Учитель предлагает вспомнить структуру церковного управления и дополняет ответы учащихся.

Православная церковь имела разветвленную структуру и охватывала всю территорию страны.

На низовом уровне находились церкви и монастыри. В большинстве своем это были приходские церкви, которые являлись центрами религиозной жизни в городах и селах. В 80-х гг. XVII в. насчитывалось около 15 тыс. церквей, в том числе около 200 соборов в крупных городах.

Важное место в церковной системе занимали монастыри, которых во второй половине XVII в. насчитывалось около 650.

Высшим звеном церковной организации были патриарший и архиерейские дома, ведавшие управлением духовенства на территории епархии и всей России. В государстве в начале столетия насчитывалось 12-13 епархий, в 70-х гг. XVII в. - 19-20, 5 митрополий, архиепископий и епископий. В 80-х гг. число епархий выросло до 24, в том числе митрополий - до 12.

Во главе Русской православной церкви стоял патриарх.

Церковь была крупным феодалом. Большая часть вотчин с крестьянами принадлежала монастырям, меньшая - патриаршему и архиерейским домам и незначительная часть - соборным церквям.

Российский ученый Я. Е. Водарский, исследовавший церковные организации XVII - начала XVIII в., привел следующие данные:

в 1653 г. из 494 монастырей 219 (44%) владели вотчинами, в которых насчитывалось до 25 крестьянских дворов. Они являлись мелкими собственниками.

К средним феодалам принадлежали 163 монастыря (33% учтенных), которые владели 26-125 дворами.

Остальные 112 монастырей имели в вотчинах более 125 дворов крестьян, в том числе 16 монастырей (13 мужских и 3 женских) - более 1250 дворов каждый. Из последних самым богатым был Троице-Сергиев монастырь. Он был собственником вотчин с 16,8 тыс. крестьянских дворов, которые находились во многих уездах Европейской России. Крупнейшими собственниками земли и крестьян были монастыри: Кирилло-Белозерский (5530 дворов), ярославский Спасо-Преображенский (3879 дворов), костромской Ипатьевский (3657 дворов), суздальские Спасо-Евфимьевский и Покровский девичий, московские монастыри: Чудов, Новоспасский, Симонов, Новодевичий, Вознесенский и др.

Задание и вопрос : 1) Покажите на карте города, где были расположены монастыри.

2) Какие изменения произошли в Русской православной церкви и в положении церкви в государстве?

Знакомятся с планом урока

Слушают рассказ учителя

Учащимся предлагается вспомнить этапы формирования Московского государства и изменения, которые происходили в среде феодалов в связи с этим.

Слушают учителя, фиксируют важные моменты в тетради

Работа с источником

Читают источник

Вопросы к документу

Вспоминают структуру церковного управления

Чертят схему по рассказу учителя

Учащимся предлагается вспомнить дату введения патриаршества в России.

(26.01.1589 г – патриарх Иов)

Анализируют данные

Работа с картою

4.Итоговое закрепление

1. О каких явлениях в жизни Российского государства свидетельствовали изменения, произошедшие в положении сословий?

2. Покажите связь между укреплением позиций дворянства и закрепощением крестьянства.

Отвечают на вопросы

5.Рефлексия

Высказаться по поводу:

1)Сегодня на уроке я понял….

2)Хотел бы больше узнать о …..

3)Было трудным …..

Проводят рефлексию

6. Домашнее задание

Дополнительное задание: подготовить проект на тему «Привилегии дворянства».

Записывают ДЗ

Боярство
Высшее сословие в российском обществе. Владело вотчинами. Служило царю. Занимало высшие государственные должности в государственном аппарате власти.

Дворянство
Высший слой служилых людей в российском обществе. Владело поместьями, но могло передавать поместье по наследству в случае продолжения государственной службы.

Духовенство
Высшее сословие в российском обществе. Крупный земельный собственник - им принадлежало до 15% всей земли страны.

Иерархия русской православной церкви:

* Патриарх Московской и всея Руси
* Епископы, архиепископы, митрополиты
* «Белое» духовенство (приходские священники)
* «Черное» духовенство (монахи)

Крестьянство:

Частновладельческие.
Проживали на территории вотчин или поместий. Обязаны были нести тягло (повинности) в пользу государства и своего хозяина.

Дворцовые.
Обслуживали хозяйственные потребности царского дворца. Эта категория имела самоуправление и подчинялась дворцовым приказчикам.

Черносошные.
Не имели права покидать свои земли, несли тягло в пользу государства. В сравнении с положением частновладельческих крестьян их положение было легче.

Посадские люди
Это торгово-ремесленное население. Они несли тягло - повинность в пользу государства, выбирали старост и сотских (черные слободы) . Белые слободы принадлежали боярам, монастырям, епископам.

Купечество.
Занимало второе положение в городе. К привилегированному купечеству относились: «гости» , «гостиная сотня» , «суконная сотня» .

Приказные люди.
Служащие государственных учреждений, центральных и местных. Самое высокое положение занимали дьяки, им подчинялись писцы, подьячие, служители приказов. Служили в государственных учреждениях дьяки и старшие подьячие. По статусу приравнивались к дворянам. Они являлись владельцами земель и крепостных и получали денежное жалованье.

Приборные люди

Служилые люди по прибору или по набору. Это пушкари, стрельцы, ямщики, казаки, казенные мастера. Среди них встречались и служилые иностранцы, которые проживали в отдельных слободах. Служилые люди несли военную сторожевую службу. Получали государственное содержание, им выделяли земельные участки.

Казачество
Новое для страны сословие. Военное сословие. В нем числилось население ряда окраинных местностей России (Дон, Яик, Приуралье, Терек, Левобережная Украина) . Во главе казацких общин стояли атаманы и старшины. Все важные вопросы обсуждались на «круге» . Казачество пользовалось правами и преимуществами на условиях обязательной и общей воинской службы.

Ясачные люди
Малые, нерусские народы России (манси, ханты, ненцы, буряты, якуты, башкиры) платили ясак (дань пушниной) . Чуваши, мордва, мари платили ясак медом и хлебом.

Предприниматели и наемные рабочие
Появляются в XVII веке новые группы населения - предприниматели и их наемные рабочие. Так зарождались рабочий класс и буржуазия.

По мере утверждения российского самодержавия усиливались позиции дворянства-главной опоры царской власти.На протяжении 17 века оформилась сложная система должностного продвижения дворян в армии, при дворе и в системе управления. Это свидетельствовало о том, что в 17 веке дворянство превращалось в новое сословие.

Царская власть стремилась укрепить права как и дворян, так и бояр на землю и подвластных им крестьян. В 1649 году Земский собор принял новое Уложение, по которому закреплялось вечное право на зависимых крестьян и запрещался переход от одного хозяина к другому. К концу века позиции главных землевладельцев-бояр-были серьёзно подорваны.Основным хозяином земли и крепостных стало дворянство. Оно потеснило боярскую родовую знать и в сфере государственного управления. Все категории феодалов были уравнены в правах. Это означало серьезную победу дворянства в давнем соперничестве со старой родовой знатью.

Крестьяне:

Основную массу населения по-прежнему составляли крестьяне. Их положение в 17 веке значительно ухудшилось. Крестьяне работали на феодалов на барщине, платили натуральный и денежный оброк. Одновременно зависимые крестьяне несли повинности в пользу государства.

К концу века изменилась роль холопов. Теперь они становились приказчиками, посыльными, конюхами, портными, сокольничими и др.К концу века эта категория населения(зависимого) постепенно слилась с крепостными крестьянами. Изменилась система налогооблажения. К концу века была введена подворная подать.

Средние размеры крестьянских наделов составляли 1-2(га)десятины земли. Были и зажиточные крестьяне, размеры наделов которых составляли несколько десятков га. Из таких родов выходили известные предприниматели, купцы, торговцы.

Городское население:

Господствующие позиции в городской жизни занимали богатые ремесленники и купцы,контролировавшие посадские общины. Они старались переложить всю тяжесть налогового бремени на самую бедную часть населения- мелких ремёсленников и торговцев. Привилегированным было и положение боярских, дворянских и монастырских слуг и холопов, которые в свободное от службы время промышляли торговлей и ремеслом. Они были жителями белых слобод,населённых феодалами церковнослужителями, и не несли повинностей в пользу государства. Это вызывало постоянные жалобы основной массы посадского населения.

Особенностью 17 века стало и то, что по мере роста ремесленного производства в нём начинает применяться наёмный труд. К быстро богатевшим ремесленникам(не желавшим уже выполнять черновую работу)нанималась не только посадская беднота, но и крестьяне-бобыли, холопы.

Духовенство:

К концу 17 века численность российского духовенства значительно увеличилась. С принятием в конце 16 века патриаршества Русская православная церковь стала полностью самостоятельной. Церковь была крупнейшим собственником земли. В 1649 году Соборное уложение запретило церкви увеличивать свои земельные владения и ликвидировало права белых слобод (к их числу относились и церковные владения) в городах. Тогда же церковные руководители были лишены некоторых судебных привелегий, принадлежав их им ранее.

Казачество-

Военное сословие,в котором числилось население ряда окраинных местностей России. Оно пользовалось особыми правами и преимуществами на условиях обязательной и общей воинской повинности.

Основу хозяйской жизни казаков составляли промыслы –охота, рыболовство, бортничество, а позже -также скотоводство и земледелие. Как и в 16 веке, казачество основную часть доходов получало в виде государственного жалования и военной добычи. Казачество сумело в короткий срок освоить огромные окраинные районы страны.

Важнейшие вопросы жизни казаков обсуждались на их общем сходе. Во главе казацких общин стояли выборные атаманы и старшины. Собственность на землю принадлежала всей общине. Атаманы и старшины избирались путем выборов, при которых каждый казак пользовался равным правом голоса.

Работа на уроке строиться по плану:

План урока

1. Русское дворянство.

2. Требования дворянства.

3. Служилые люди «по прибору».

4. Духовное сословие.

Вопрос 1-3. Рассказ учителя

В обществе сложились две основные группы класса феодалов (служилых людей «по отечеству»): боярство и дворянство.

Боярство включало в себя служилых князей (из числа потомков Рюриковичей, Гедиминовичей и перешедших на русскую службу татарских ордынских царевичей и

знати), а также представителей старого московского боярства, бояр присоединенных к Москве удельных княжеств и земель.

Другую, более многочисленную группу служилых людей «по отечеству» составляло дворянство, сформировавшееся из слуг княжеских и боярских дворов. На низшей ступени этой иерархии находились самые малоземельные дворяне-помещики, входившие в категорию «детей боярских» и «городовых дворян».

К XVII в. высшая часть класса феодалов входила в состав « чинов» Государева двора и состояла из двух категорий: «думных чинов» - бояр, окольничих и думных дворян, а также московских чинов - стольников, стряпчих, московских дворян. Общая численность Государева двора в этот период составляла около 1200 человек. Каждому чину полагался определенный поместный оклад и денежное жалованье, которое выплачивалось регулярно.

Помещик получал поместье пожизненно, пока мог нести военную службу, и оно передавалось по наследству,если сын ко времени смерти отца достигал 15 лет и могслужить государству. Если служилый человек вынужден был оставить службу по состоянию здоровья, то часть егобывшего имения выделялась ему на прожиток.

Помимо служилых людей «по отечеству», по мереусложнения государственной военно-политической системы Московского царства на протяжении XVI-XVII вв.сформировалась весьма значительная категория служилых людей «по прибору» (по набору), которых государство принимало на службу по найму для несения военнойи караульной службы. В это военно-служилое сословие входили московские и городовые стрельцы, пушкари, казенные кузнецы, служилые казаки. За выполнение своих служебных обязанностей эта сословная категория получала жалованье не землей, а хлебным и денежным довольствием и другими «дачами». Так как выплаты из государевой казны производились крайне редко, то этим приборным людям выдавался для «корма» на артель небольшой участок земли. Помимо этого, им разрешалось заниматься по месту службы мелкой торговлей и ремесленничеством.

Государь был заинтересован в укреплении дворянства, которое являлось социальной опорой самодержавной власти. Под нажимом дворянства, в обстановке бурных социальных волнений в 1648 г. начинается подготовка нового свода законов, который бы учитывал сословные интересы землевладельцев и посадской верхушки и способствовал дальнейшему укреплению самодержавного строя.

РАБОТА С ИСТОРИЧЕСКИМ ИСТОЧНИКОМ

Из челобитной дворян об отмене урочных лет. 1641 г.

Били челом государю Михаилу Федоровичу всея Руси дворяне и дети разных городов всею землею.

Бегают де из-за них старинные их люди и крестьяне в разные города в большие поместья и в вотчины в патриаршие, и в митрополичьи, и в архиепископские… и в государевы дворцовые села, и в черные волости... И те де многие помещики и вотчинники и монастыри тем их беглым людям и крестьянам на пустых местах слободы строят, а их поместья и вотчины от того становятся пусты. И те ж их беглые люди и крестьяне, выжив за теми людьми урочные годы и надеясь на тех сильных людей, где кто начнет жить, приходя из-за тех сильных людей, и остальных людей и крестьян из-за них подговаривают, и дома их поджигают, и разоряют всяким разореньем…

А которых они беглых своих крестьян за кем проведают, а урочные лета тем их крестьянам не дойдут, а они в тех своих беглых крестьянах суда и указу добиться не могут… И государь бы… велел их во всяких делах судить по судебнику блаженной памяти царя и великого князя Ивана Васильевича всея Руси…

Государь царь и великий князь Михаил Федорович всея Руси, слушав челобитья дворян и детей боярских, указал, и бояре приговорили: во крестьянстве на всяких чинов людей и в насильстве давать суд. А которые всяких чинов люди хотят беглых чужих крестьян за собою укрепить. А кто станет искать крестьянских животов и владения не имеет с крестьян, и тем отказывать и суда не давать .

Вопросы :

1) К кому убегали крестьяне от своих феодалов (помещиков и вотчинников)?

2) На кого жалуются челобитчики?

3) Почему помещики и вотчинники были заинтересованы в прикреплении крестьян к своей земле? Какой выход из создавшейся ситуации они предлагали?

) Как вы считаете, могло ли прикрепление крестьян к земле способствовать обогащению землевладельцев и государства?

5) Какие года называются «урочными»? В Соборном уложении, принятом в 1649 г., содержалась глава, в которой закреплялись все важнейшие изменения в правовом статусе поместного землевладельца. Устанавливалось, что владельцами поместий могли быть

как бояре, так и дворяне.

Вопрос № 4. Учитель предлагает вспомнить структуру церковного управления и дополняет ответы учащихся.

Православная церковь имела разветвленную структуру и охватывала всю территорию страны.

На низовом уровне находились церкви и монастыри. В большинстве своем это были приходские церкви, которые являлись центрами религиозной жизни в городах и селах. В 80-х гг. XVII в. насчитывалось около 15 тыс. церквей, в том числе около 200 соборов в крупных городах.

Важное место в церковной системе занимали монастыри, которых во второй половине XVII в. насчитывалось около 650.

Высшим звеном церковной организации были патриарший и архиерейские дома, ведавшие управлением духовенства на территории епархии и всей России. В государстве в начале столетия насчитывалось 12-13 епархий, в 70-х гг. XVII в. - 19-20, 5 митрополий, архиепископий и епископий. В 80-х гг. число епархий выросло до 24, в том числе митрополий - до 12.

Во главе Русской православной церкви стоял патриарх.

Церковь была крупным феодалом. Большая часть вотчин с крестьянами принадлежала монастырям, меньшая - патриаршему и архиерейским домам и незначительная часть - соборным церквям.

Российский ученый Я. Е. Водарский, исследовавший церковные организации XVII - начала XVIII в., привел следующие данные:

в 1653 г. из 494 монастырей 219 (44%) владели вотчинами, в которых насчитывалось до 25 крестьянских дворов. Они являлись мелкими собственниками.

К средним феодалам принадлежали 163 монастыря (33% учтенных), которые владели 26-125 дворами.

Остальные 112 монастырей имели в вотчинах более 125 дворов крестьян, в том числе 16 монастырей (13 мужских и 3 женских) - более 1250 дворов каждый. Из последних самым богатым был Троице-Сергиев монастырь. Он был собственником вотчин с 16,8 тыс. крестьянских дворов, которые находились во многих уездах Европейской России. Крупнейшими собственниками земли и крестьян были монастыри: Кирилло-Белозерский (5530 дворов), ярославский Спасо-Преображенский (3879 дворов), костромской Ипатьевский (3657 дворов), суздальские Спасо-Евфимьевский и Покровский девичий, московские монастыри: Чудов, Новоспасский, Симонов, Новодевичий, Вознесенский и др.

Задание и вопрос : 1) Покажите на карте города, где были расположены монастыри.

2) Какие изменения произошли в Русской православной церкви и в положении церкви в государстве?

Социальная структура русского общества 17 века вполне соответствовала феодальным отношениям, устоявшимися в данное время на . Одним из главных, важных и знатных сословий в русском обществе 17 века было боярство. Бояре - были потомками бывших великих и удельных князей. Боярские семьи служили царю, и занимали руководящие должности в государстве, бояре владели большими земельными участками - вотчинами.

Дворяне, занимали более привилегированное положение в русском обществе 17 века. Они составляли высший уровень государевых людей, служивших . Дворяне владели поместьями, которые передавались по наследству, при условии продолжения службы наследника государю. К середине 17 века, дворяне стали главной опорой царской власти в России.

Стоит отметить, что единственным дворянским титулом, переходящим по наследству был титул князя. Остальные чины не наследовались, а присваивались, и в первую очередь, они означали должность, однако постепенно они утратили своё служебное значение. Наиболее четкая иерархия, отражающая служебное значение была в чинах стрелецкого войска. Командирами полков были полковники, командиры отдельных отрядов полуполковники, далее шли головы и сотники.

В 17 веке в русском обществе, большинство чинов не имело четкого разделения по роду деятельности. Высшими считались думные чины, люди которые были близки к царю: думный дьяк, думный дворянин, окольничий, боярин. Ниже думных чинов находились чины дворцовые или придворные. К ним относились: стольник, стряпчий, военачальник, дипломаты, составители писцовых книг, жильцы, дворянин московский, дворянин выборный, дворянин дворовой.

К низшим слоям служивых людей относились служилые люди по набору. Это были стрельцы, пушкари, служилые казаки. Крестьянство в русском обществе 17 века состояло из двух категорий - владельческой и государственной. Владельческими были крестьяне, жившие в вотчинах или поместьях. Они работали на своего феодала.

Государственные крестьяне проживали на окраинах , они несли тяготы в пользу государства. Их жизнь была несколько лучше, чем у крестьян не государственных. Еще была одна каста крестьян, о которой стоит сказать. Это Дворцовые крестьяне, они имели собственное самоуправление и подчинялись только дворцовым приказчикам.

Городское население общества 17 века, называлось - посадскими людьми. В основном это были торговцы и ремесленники. Ремесленники объединялись в слободы, по профессиональному признаку. Ремесленник, как и крестьяне 17 века несли тягло в пользу государства. Особое сословие в обществе 17 века составляло духовенство. Представителями этого сословия были архиереи, монахи и священники. Были и в обществе 17 века простые, вольные люди. Это, прежде всего казаки, а так же дети священников, служилых и посадских людей.

В русском обществе 17 века резко увеличилось численность сословия служивых феодалов землевладельцев. Феодальное сословие стало унифицированным, увеличилось число землевладельцев. Тяжелое положение низших слоев в русском обществе 17 века привело к усилению социальной нестабильности и народных бунтов.