Общее число занятых в научном комплексе составляет. Структура научного комплекса россии

  • Дата: 13.07.2020

География научного комплекса. Основная часть научных учреждений сосредоточена в крупных городах и агломерациях. Причины: Кооперация научных учреждений для организации исследований. Потребители Научных разработок расположены в крупных городах. Историческая.

Слайд 10 из презентации «Научный комплекс России» . Размер архива с презентацией 2478 КБ.

География 9 класс

краткое содержание других презентаций

«Изумрудный город Новосибирск» - Академгородок. Наука. Сложные инженерно-технические объекты. Деловой дом. Зоопарк. Мемориал Славы. Спортивный комплекс «Динамо». Экономика. Попытки решения жилищной проблемы. Герб Новосибирска. Перспективы развития. Проект планировки центра Академгородка. Условия возникновения. Архитектурный облик Новосибирска. Музеи Новосибирска. Дом Ленина. Железнодорожный вокзал «Новосибирск-Главный». Период развития Новосибирской архитектуры.

«Донецк» - Крупные предприятия. Свято-Успенский храм. Фонтан по проспекту Ленина. Известные жители. Донецк. Фонтан а парке. Река Северский Донец. Кафе «Эдем». Улица Мира. Промышленность. Площадь Ленина. Город. Аквапарк «Водолей».

«Символы Мордовии» - Государственный флаг. Элемент мордовской вышивки. Значение гимна. Карта республики Мордовия. Гимн республики Мордовия. Герб. Значение герба. Красная лисица. Герб республики Мордовии. Флаг республики Мордовия. Государственные символы республики Мордовия.

«Религиозный состав населения России» - Национальный и религиозный состав населения России. Исаакиевский собор. Украинцы. Башкортостан. Православие. Московская соборная мечеть. Крупнейшая православная страна мира. Успенский собор. Казанская церковь. Численность. Вологодская область. Чуваши. Национальный состав населения России. Церковь Вознесения. Мусульманские народы. Интенсивные контакты народов. Крупнейшие языковые семьи. Число народов, проживающих на территории России.

«Характеристика Чёрного моря» - Островов в Чёрном море мало. Дельфины. Черное море. История Черного моря. Воды Чёрного моря. Берега Черного моря. Крупнейшие реки. Широкий диапазон солёности воды. Внутреннее море бассейна Атлантического океана. Данные по географии. Черноморское течение. Крупные города-порты. Спирорбис. Климат Чёрного моря. Отсутствие жизни. Район транспортных перевозок. Черноморские ракушки. Опасные животные Черного моря.

««Дальний Восток» 9 класс» - Климат Дальнего Востока. Рельеф Дальнего Востока. Зона хвойно-широколиственных лесов. Внутренние воды. Природные ресурсы Дальнего Востока. Руды цветных металлов. Запасы угля на Дальнем Востоке. 18 нефтяных и газовых месторождений. Только на полуострове Камчатка более 20 действующих вулканов. Биологические ресурсы. Природные зоны Дальнего Востока. Природные условия и ресурсы Дальнего Востока.

На одном из каналов рассказывали про сокращение доли занятых в предпринимательском секторе научного комплекса России. Я не знал ни про научный комплекс, ни про его сектора, поэтому почувствовал себя глуповатым. Решил это исправить.

Понятие научного комплекса

Итак, научный комплекс - набор отраслей экономики, цель которых создавать новые знания, технологии, и объединяющий три составные:

  • отрасли, ориентированные на оборонную промышленность (60% работников комплекса);
  • НИИ РАН, занимающиеся вопросами научной теории (10%);
  • ВУЗы страны, архивы, музеи, библиотеки (30%).

Состав научного комплекса

Еще в советское время произошло разделение отраслей знаний на военную и гражданскую системы. Если военный научный комплекс включает научно-технические организации ведущих вузов страны, то гражданский состоит из секторов науки:

  • вузовского;
  • отраслевого;
  • академического;
  • заводского.

А после распада Союза, появился и предпринимательский сектор.

Академический сектор в своей организационной структуре имеет научные организации Академии наук и отраслевые академии. Самое значимое место в данном секторе принадлежит Российской Академии наук и её отделениям.

Вузовский сектор науки объединяет разнотиповые организации, которые заняты научными исследованиями и разработками:

  • экспериментальное хозяйство;
  • проектные организации;
  • ботанические сады;
  • обсерватории;
  • научно-исследовательские кафедры, институты;
  • научно-учебные центры;
  • отраслевые лаборатории;
  • учебно-опытные хозяйства;
  • конструкторские и технологические бюро при институтах.

Отраслевый сектор науки ориентируется в большей степени на прикладные исследования, технологические и опытно-конструкторские разработки.

Заводской сектор науки в своей структуре содержит инженерно-технические подразделения производственных объединений и промышленных предприятий. Сектор объединяет конструкторские бюро, научно-исследовательские институты, которые находятся на самостоятельном балансе производственных объединений и промышленных предприятий.

Предпринимательский сектор объединяет центры прикладной науки, которым характерно негосударственное финансирование, а частное.


Тест: «Научный комплекс России» 1 вариант.

    Как изменилась численность ученых в 90-ые годы?

А) сократилась; Б) увеличилась.

2. Почему главными центрами науки России являются Москва и Санкт – Петербург?

А) Крупные города, где сосредоточены учреждения науки и образования и потребители науки.

Б) Столичные города.

В) Находятся предприятия, которые используют научные разработки.

3. Центр Уральского отделения РАН:

А) Уфа; Б) Челябинск; В) Екатеринбург.

4. В каком регионе России наблюдается концентрация технополисов?

А) Подмосковье; Б) Урал; В) Сибирь.

5. Где воплощаются научные идеи технополиса?

А) в научном центре; Б) на опытном предприятии; В) в промышленности.

6. Закрытый город Арзамас – 16, теперь можно найти на карте как:

А) Заречный; Б) Саров; В) Лесной.

А) Технический Б) Медицинский В) Государственный

8. Государственная консерватория им. Н.Г. Жиганова находится:

А) в Ульяновске; Б) в Казани; В) в Самаре.

Тест: «Научный комплекс России» 2 вариант.

    Общее число занятых в научном комплексе составляет:

А) 4 млн. чел.; Б) 3,5 млн. чел.; В) 5 млн. чел.

2. Институт Арктики и Антарктики находится в:

А) Москве; Б) Мурманске; В) Санкт-Петербурге.

3. Вершиной Научного комплекса является:

А) отраслевой сектор; Б) сектор вузовского образования; В) академический сектор.

4. Центр Дальневосточного отделения РАН:

А) Новосибирск; Б) Владивосток; В) Екатеринбург.

5. Где разрабатываются научные идеи технополиса?

А) в научном центре; Б) на опытном предприятии; В) в промышленности

6. Закрытые города занимаются главным образом:

А) космическими разработками; Б) медицинскими технологиями;

В) созданием и совершенствованием вооружения

7. Какой университет есть в Самаре и Казани, но отсутствует в Ульяновске?

А) Технический Б) Архитектурно – строительный В) Сельско-хозяйственный

8. Государственный аэрокосмический университет им. С. П. Королёва находится:

А) в Ульяновске; Б) в Казани; В) в Самар

Оценка достигнутого уровня эффективности исполнения полномочий. Государственная инвентаризация лесов. Характеристика среднего лесничества. Развитие системы охраны лесов от пожаров. Организация системы управления охраной лесов от пожаров. Распределение площади лесов. Основные планируемые объемы работ по воспроизводству лесов. Территориальные органы государственной власти. Организация оценки эффективности исполнения.

«Химико-лесной комплекс России» - Тяготение к сырью. Какова в России площадь, покрытая лесом. Особенности химической промышленности. Выберите из перечисленных регионов те, которые являются лесоизбыточными. Химико-лесной комплекс. Фактор, который является определяющим. База ресурсодефицитная. Какая база химико-лесного комплекса обладает богатейшими запасами. Тяготение только к сырьевым источникам. База является наиболее сбалансированной.

«Современная экономика России» - Леонид Канторович. Экономика мира. Особенности современной экономики России. Василий Немчинов. Организация производства на большинстве российских предприятий. Вехи экономического развития России. Вызовы экономическому развитию. Экономика России прошла длительную историческую эволюцию. Расширение участия в международной экономике. Россия продолжает сталкиваться с серьезными экономическими проблемами.

«Хозяйство РФ» - Добыча и использование каменного угля. География пищевой промышленности. Циклы Кондратьева. Комплекс товаров народного потребления. Развитие и размещение лесной промышленности. Факторы размещения отраслей промышленности. Состав и структура народного хозяйства. Особенности развития машиностроения. Размещение предприятий машиностроения. Производство минеральных удобрений. Черная металлургия. Перспективы черной металлургии.

«Химико-лесной комплекс» - Химические волокна. Производство пластмасс и синтетических смол. Химико-лесной комплекс. Лесная промышленность. Концентрация производства удобрений. Химическая промышленность. Механическая обработка древесины. Большая часть фосфорных удобрений. Химия органического синтеза. Общий объем заготовок древесины. Производство синтетического каучука. Комплекс отраслей, связанный с переработкой древесины. Истощение лесов.

«Отрасли машиностроения» - Ракетно-космическая промышленность. Приборостроение. Основные центры машиностроения. Отрасль тяжёлой промышленности. Среднее машиностроение. Отрасли машиностроения. Диаграмма. Автомобильная промышленность. Железнодорожное машиностроение. Электротехническая промышленность. Тракторостроение. Производство электронной техники. Точное машиностроение. Судостроение. Авиационная промышленность. Тяжёлое машиностроение.

Тема урока: Научный комплекс России

Тип урока: комбинированный

Цели урока: познакомить с составом и географией научного комплекса России. Показать значение научного комплекса в экономике России. Сформировать понятие технополис. Развивать умение работать с текстом, картой.

Оборудование: политико-административная карта России, атлас 9 класс, учебник географии 9 класс.

Ход урока

1.организационный момент

2.целевая установка

3.проверка домашнего задания

Межотраслевые комплексы – это группы отраслей, связанных в блоки, выполняющих общую народнохозяйственную функцию

Назовите межотраслевые комплексы России и определите хозяйственные функции каждого комплекса по табл 14 с57

Учащиеся перечисляют МОК: научный, военно-промышленный, машиностроительный, топливно-энергетический, металлургический, химико-лесной, агропромышленный, инфраструктурный

Перечисляют хозяйственные функции.

4. Изучение нового материала.

Мы живем в век НТР, когда значение научных знаний резко возрастает.

Сколько составляло число занятых в научном комплексе России в 1990 году?

В 1990 году около 3,5 млн. чел., из которых непосредственно научным исследованием занималось около 1 млн ученых, или около 18% научных работников мира.

Назовите проблемы научного комплекса

1.Сокращение числа научных организаций

2.слабое финансирование

3.сокращение численности работающих в науке

4. «утечка умов» - выезд ученых за рубеж

Перечислите состав научного комплекса

1.академческий сектор

2.сектор вузовского образования

3.предпринимательский сектор

4.отраслевой сектор

5.заводской сектор

По таблице15 определите изменение числа организаций, выполняющих исследования и разработки с 1992 по 2007 год.

Общая численность уменьшилась. Особенно уменьшилось число конструкторских бюро, проектных организаций

По таблице16 определите изменение персонала, занятого исследованиями и разработки с 1992 года по2007 год

Численность ученых сократилась почти в 2 раза. В 2 раза сократилось численность исследователей, 2,5 раза - техников.

Какова география российской науки?

Основная часть научных учреждений и ученых сконцентрирована в крупнейших городах и городских агломерациях

Почему основная часть научных учреждений и ученых сконцентрирована в крупнейших городах и городских агломерациях?

Перечислите крупнейшие центры науки и образования России.

Это объясняется множество причин.

1. Исторический - первоначально учреждения науки в России создавались в столичных городах

2.в крупнейших городах сосредоточены главные потребители научных разработок

3.для организации исследований научные учреждения устанавливают тесные связи, кооперируются

Москва, Санкт-Петербург

Вывод: научный комплекс России размещается крайне неравномерно.

Технополисы

Значительная часть отраслевого и заводского секторов науки входит в состав технополисов. Что такое технополис?

Основой технополиса является научный центр, где «рождаются» новые идеи. Идеи используются на опытном предприятии, где идет разработка технологии производства нового изделия. Затем технология передается на крупное промышленное предприятие. В технополисах наука связана с конкретным производством, что позволяет быстро внедрять в жизнь научные достижения (изобретения)

Вывод: технополис – это соединение науки (и оборонной) с наукоемкими предприятиями.

5.Закрепление

1.Назовите секторы научного комплекса?

2.Какие сектора включают наибольшее число ученых? (отраслевой и заводской)

3.Как изменилась численность ученых в период перестройки экономики?

4.Назовите наукоемкие отрасли промышленности? (машиностроение, химическая, цветная)

5.Что такое технополис?

6.Домашнее задание: параграф 16, вопросы стр 93.