Почему рыцари могли быть только состоятельные люди. В рыцарском замке

  • Дата: 13.07.2020

ПЛАН УРОКА.

  • 1.Замок феодала.

  • 2.Снаряжение рыцарей.

  • 3.Рыцари на досуге.

  • 4.Рыцарская честь.


Задание на урок.

  • ? Почему рыцарем мог быть только очень богатый человек?


1.Замок феодала.

  • В 10 в. в Европе начинает-ся строительство огром-ных замков.

  • ?Подумайте почему это произошло?

  • Замок во время нападения мог укрыть не только фе-одала с семьёй, но и его крестьян.

  • Замки строились на высо-ком месте, или острове сначала из дерева,а позже - из камня.


1.Замок феодала.

  • Что бы попасть в замок, нужно было пройти по подвесному мосту через глубокий ров.

  • В случае опасности мост поднимался и, словно дверь, закрывал вход.

  • Взять замок приступом было очень сложно-нужно было преодолеть ров, выбить ворота, или забраться на стену по штурмовой лестнице.


1.Замок феодала.

  • В центре замка располагался донжон-главная башня, состоящая из 3-4 этажей. Из внутреннего двора в замок вела единственная дверь, расположенная высоко над землей. В подвале вырывали колодец, и хранили запас продовольствия.


2.Снаряжение рыцарей.

  • Во время походов рыцари надежно защищались доспехами.

  • В начале это были кольчу-ги, сплетенные из колец.

  • Затем на кольчуги стали приделывать пластины и вскоре появились латы.

  • Голова защищалась шле-мом, на котором со вре-менем появилось забрало

  • Вес снаряжения доходил до 50-60 кг.


3.Рыцари на досуге.

  • В свободное от походов время, рыцари старались под-держать свою славу участвуя в рыцарских турнирах.

  • Турниры назначались королями и проводились под контролем герольдов.

  • На турнир рыцарь являлся в полном боевом облачении

  • Турнир продолжался в течение 2 дней.


3.Рыцари на досуге.


3.Рыцари на досуге.

  • Другой любимой забавой была охота.Многие фео-далы держали специаль-но обученных собак, или соколов.

  • Во время травли зверя участники охоты выска-кивали на земли кресть-ян, соседей, и наносили им огромный ущерб, вы-таптывая посевы.

  • Охота была опасным заня-тием-нередко её участ-ники погибали.


UPD: в первой редакции этого ответа я предложил большую цитату из русского перевода работы Ж. Флори "Повседневная жизнь рыцарей в Средние Века" (2006) (krotov.info). Позже я захотел расширить ответ, развить мысль и поразмышлять о сути предлагаемых к обсуждению явлений.

UPD 2: Покопавшись в своей библиотеке, нашёл ещё две книги по рыцарству:

    Бартелеми Д. Рыцарство: от Древней Германии до Франции XIII в. СПб. - Евразия, 2012. - 584 с.

    Брайант А. Эпоха рыцарства в истории Англии. СПб. - Евразия, 2001. - 368 с.

Уважаемая Полина, Вы задаёте очень любопытный вопрос. Для меня он вдвойне интересен, потому что я сам с университетских лет занимаюсь историей англо-саксонских элит. Своё знакомство с темой (не считая вопроса, заданного лицейскому преподавателю истории ещё в 10-м классе) начал уже на втором курсе, когда писал курсовую об идеалах, нравах и быте рыцарства в XII-XV вв. Пользуясь случаем, прорекламирую сборник статей, выпускаемый ИВИ РАН, по истории элит, в которых среди прочих есть и моя скромная статья jes.su Также могу предложить книгу Nobles and Nobility in Medieval Europe: Concepts, Origins, Transformations / Ed. by Anne J.D. Woodbridge: Boydell Press, 2000. - 285 p.https ://

Непосредственно к ответу. Для начала, как заметил в комментариях Алекс Ершов, поговорим о терминологии. Частично схожей проблемы я уже касался здесь Собственно, мы упираемся в лингвистико-философский вопрос: тождественны ли понятия как таковые и слова, их описывающие? Если этот вопрос кому-то кажется абсурдным, могу предложить дискуссию современных историков о том, как называть существовавшую в СССР экономическую модель youtube.com Если коротко, от того, что в самом СССР её называли "социализмом", она таковым ещё не становится. Такой же вопрос мы можем задать и здесь: можем ли говорить о дворянстве в Средневековье, если само это слово в источниках не употреблялось?

Нет, не можем. Слово "дворянин" и стоящая за ним реалия – чисто российский феномен. "Дворяне", как легко заметить из этимологии wiktionary.org – это первоначально люди из челяди богатого и знатного человека (боярина), его "дворня". В современных ему германских землях, например, ему соответствовало понятие "ministerialis". Слово и, видимо, явление, за ним стоящее, появилось в XII в., но современные коннотации развило сильно позже. Изначально никакого намёка на благородство оно не несло (ни один Рюрикович никогда бы в жизни не назвал себя дворянином), а превращение дворянства в привилегированное и господствующее сословие заняло не одно столетие. По факту, таковым оно стало лишь к середине XVII в. (в 1649 г. "Соборное уложение" закрепило право дворян на вечное владение и бессрочный сыск беглых крестьян). Соответственно, только с этого времени слово "дворянство" в русском языке стали использовать для обозначения похожего аналога в Европе, тем более, что, например, французское второе сословие к этому моменту действительно более или менее соответствовало русскому дворянству (с оговорками, конечно). Употребление же термина "дворянство" (а именно так переводчик работы Флори, Ф.Ф. Нестеров, передаёт французское "noble(s)" и "la noblesse" – и это не его вина, а языковая традиция) по отношению к европейским средневековым реалиям – анахронизм. И уж тем более мы не можем говорить о "мусульманском дворянстве", "византийском дворянстве", "кочевом дворянстве" и тому подобном. Собственно, и слово "Средневековье" я буду употреблять в единственно справедливом, с моей точки зрения, значении – по отношению к вполне к определённой эпохе в истории Западной и Центральной Европы (примерно с конца V по конец XV вв.).

Отвлечёмся от слова "дворянство". Хорошо известно, что в Европе были те, кого мы бы сегодня назвали "аристократией" или "благородными". Поэтому чтобы корректно ответить на Ваш вопрос, следует уточнить: мог ли человек не благородного происхождения стать рыцарем?

Если отвечать коротко – да, но преимущественно в ранний период существования рыцарства.

Для начала нужно понять, что же делало человека "благородным" или "знатным". Вопрос отнюдь не тривиальный, потому что в разную эпоху и в разных обществах на него отвечали по-разному. И здесь как раз уместно обратиться к книге Флори, которую я по случаю с удовольствием перечитал.

В позднеримскую эпоху аристократия, являвшаяся плодом слияния всаднического и сенаторского сословий, не связывала своё положение напрямую с военной службой. В основе их могущества лежали большие земельные владения, финансовое благосостояние и занятие гражданских должностей. В этом смысле она частично наследовала принципы республиканской знати, где "знатность" фамилии определялась в частности числом представителей этого рода на государственных постах (после победы плебеев в борьбе с патрициями, с формальной точки зрения патриции обладали только моральным превосходством, но не юридическим). Чтобы быть "знатным", человек должен был быть "известным", о чём, в частности, свидетельствует лингвистика: слово "nobilis" ("благородный") происходит от того же корня, что и глагол "cognostere" ("знать") – совершенно та же семантика удивительным образом наблюдается и в русском. Но чем ближе к Средним Векам, тем меньше эта новая аристократия стремилась к государственной службе, замыкаясь вместо этого на сельской жизни и локальных интересах. Именно она пополняла высшие эшелоны духовенства. Авторитет военной карьеры тем более падал, чем более варваризировалась армия.

Когда германцы в своей массе хлынули в Империю, в их среде процесс социальной дифференциации зашёл уже достаточно далеко по сравнению с эпохой Тацита (I век н. э.), чтобы возникла своя знать (о чём Флори не упоминает; подозреваю, он не знаком с этой проблематикой или не занимается ею; так, его книга построена исключительно на французском материале с отдельным привлечением немецких, английских и испанских примеров, причём в редких случаях присутствуют явные фактологические ошибки). Это то, что у антропологов называется "родоплеменной" знатью/аристократией. Крайне трудно дать однозначное определение этому явлению, но его существование подтверждается неодинаковыми вергельдами (значение см. здесь wikipedia.org) за различные группы людей в германских "правдах", то есть судебниках обычного права. Так, в англо-саксонский период в конкретных сборниках жизнь "благородного" могла стоить в разные периоды от трёх (судебник кентских королей Хлотхере и Эадрика (Hlothere and Eadric, 1), конец VII в.) до шести (судебники уэссексских королей Инэ (Ine, 19; 70), конец VII в., и Альфреда (Alfred, 10; 18,1; 18,2; 18,3; 31; 39,2; 40), конец IX в.) и даже почти восьми (нортумбрийские законы (Norðleoda lagu, 2-6), пер. пол. Х в.) раз больше жизни обычного свободного. Вероятно, правильнее всего сказать, что знатным был тот, кто таковым признавался общественным мнением. Представляется также уместным говорить не об индивидуальной, но о коллективной знатности, о благородности семейств.

Очевидно, что знатность определялась такими параметрами, как происхождение от свободных и отсутствие несвободных в роду, количество земли в распоряжении рода, наличие зависимых лиц, богатство, авторитет среди соплеменников и прочее. Справедливо также утверждать, что знатным нельзя было стать, но только родиться. Но тем не менее, вплоть до примерно рубежа тысячелетий основной социальный разлом в романизированных обществах проходил не по линии знатности, но линии личной свободы. Есть очень интересное филологическое исследование о языке, которым описывалась германская знать: Lindow J. Comitatus, Individual and Honor: Studies in North Germanic Institutional Vocabulary. Los Angeles - London: University of California Press, 1976. - 174 p.

В разных провинциях бывшей империи взаимодействие этих двух "аристократий" шло по-разному (отсылаю к важной работе Корсунского А.Р. и Гюнтера Р. "Упадок и гибель Западной Римской Империи и возникновение германских королевств" (1984)). Большинство варваров были христианами-арианами (например, вестготы и вандалы), а романское население – ортодоксальные католики, поэтому, как правило, эти общества в культурном отношении довольно долго не смешивались, хотя учитывая, что германцы составляли меньшинство в новоявленных королевствах, в экономической жизни взаимопроникновение было неизбежным. Другое дело франки, которые в силу своего количества могли дольше сохранять свою обособленность. Однако уже при Хлодвиге они крестились в католичество, и процесс культурного сближения был ускорен, так что уже в VI в. встречаются случаи ношения германских имён представителями галло-римской знати. Совсем другая ситуация была в Британии, где римское присутствие было с самого начала более слабым, а в V-VI вв. было едва ли не полностью сметено англо-саксами. Не вызывает, однако, сомнения, что на протяжении примерно пяти столетий эта родоплеменная верхушка либо ассимилировалась с римской аристократией (как у франков и, вероятно, у лангобардов), либо была истреблена в ходе войн, либо исчезла по каким-то другим причинам. Например, из англо-саксонских юридических памятников после VII в. (за исключением упоминавшихся нортумбрийских законов, но об этом – ниже) исчезает слово "gesið", которое и обозначало такую родоплеменную элиту. Г. Лойн в своё время очень осторожно предположил, что она не смогла продолжить своё существование в ходе викингских вторжений IX в. (Loyn H. Gesiths and Thegns in Anglo-Saxon England from the Seventh to the Tenth Century // The English Historical Review 70, №277 (1955). PP. 529-549). Что совершенно точно, так это то, что даже если эта элита не была уничтожена физически, она "пересмотрела" основополагающие принципы своего благородства.

В период после политического падения Римской империи на Западе и до начала Крестовых походов происходят значительные изменения в социальной сфере. Флори очень верно замечает, что на романском (sic!) западе благородство в эту эпоху воспринимается не как юридическая, а как моральная категория (так, например, уже в "Салической правде" msu.ru отдельной категории родоплеменной аристократии нет). Латинское слово "благородный" (nobilis) в разных его формах используется преимущественно как прилагательное, а не существительное. Юридическое же оформления этого нобилитета происходит лишь в XIII веке и позже. Здесь можно вспомнить пример из художественного кино, в целом, конечно, изрядно "клюквенного", но в этом эпизоде довольно точного: в фильме "История рыцаря" (2001) есть момент, когда главный герой доказывает своё благородное происхождение для участия в турнире, предъявляя подложные документы (дело происходит в середине XIV в.). Знатным был тот, кто вёл себя как знатный и соответствующий образ жизни: имел обширные земельные угодья и вассалов, отправлял королевское правосудие, жил на широкую ногу, возглавлял местное ополчение, имел родственников в высшем духовенстве и проч. В ходе исторического процесса эта категория благородства проскальзывала из церковного обихода в социальный, и "благородство" таких семейств переходило в ослабленной форме и к боковым линиям.

Всё это могли себе позволить преимущественно те, кто так или иначе находился (иногда и не в первом поколении) на королевской службе (о государевой службе очень рекомендую книгу "Властные институты и должности в Европе в Средние века и раннее Новое время" (2011) twirpx.com). Например, в Англии в течение Х в. именно люди на королевской службе (почётной и не в коем случае не унизительной), так называемые "тэны" (др. англ. "þegnas" – "слуги") заняли освободившуюся (см. выше о слове "gesið") нишу привилегированного слоя общества, о чём я в своё время написал 154 страницы диплома. К концу столетия этот термин перестал употребляться исключительно в форме "cyninges þegn" (то есть "королевский тэн"), а стал жить своей жизнью и, по-видимому, стал просто синонимом слова "благородный" (уже в 960-е королевские законы фиксируют некое "достоинство тэна" – "þegnscipe", в 1008 г. впервые появляется понятие "право тэна" –"þegenrihts", а в 1053 г. в одной грамоте встречается слово "scirþegnas", то есть "тэны [такого-то] шира"). Об этом, например, свидетельствует лексика договора англо-саксов с валлийцами этого времени, где первые определяются как "ðegnboren" и "ceorlboren", то есть "рождённые тэнами или керлами", что является прямой параллелью к словосочетанию"twahynde ond twelfhynde", то есть "люди с вергельдом в 200 и 1200 шиллингов" (см. выше), а оно в свою очередь повторяет выражение короля Алфреда "ge ceorle ge eorle" – "керлы и эрлы" (то есть "простые и благородные"). В отличие от Франции, в Англии на протяжении всего англо-саксонского периода понятие "благородства" было не моральным, а юридическим, т. к. определялось именно вергельдом. Однако и здесь к началу II тысячелетия наблюдалось размытие этого критерия: в ходе второй волны викингских нашествий состоятельные керлы стремятся занять место павших в боях тэнов и ведут такой же образ жизни. Более того, в упоминавшихся нортумбрийских законах, поздняя редакция которых приписывается архиепископу Вульфстану, даже проводится разграничение: если он обладает определённым "тэнским" наделом земли, он получает вергельд тэна и считается "родом из гезитов" – единственное употребление слова "gesið" в юридических памятниках после VII в. Но если эта земля находится в его роду меньше трёх поколений, такой род считается керлским. Я полагаю, именно эти социальные изменения заставили архиепископа Вульстана (человека с, по-видимому, развитым государственным мышлением) как раз в это время в нескольких своих трудах обратиться к вопросу, что же делает тэна тэном. Он приходит к выводу, что этот статус определяется наличием определённого земельного участка с сочетании с выполнением некоторой королевской службы. Более подробно скромно отсылаю к своей статье по ссылке в начале (она также доступна здесь academia.edu).

Теперь к вопросу о рыцарстве. Здесь целиком и полностью уже нескромно отсылаю к книге Флори, т.к. это явление появляется именно во Франции и оттуда распространяется по Европе, ну, и немного – к Аурову youtube.com Если коротко пересказывать идею Флори, которую я полностью разделяю, то на момент своего появления примерно в конце Х века рыцари (лат. milites – "воины") – это определённый тип солдат: тяжеловооружённые всадники (о чём свидетельствует терминология национальных языков, за исключением английского), сражающиеся в тесном строю небольшими группами по 40-70 человек, называемых по-французски "le conrois", и использующие в качестве основного тактического приёма лобовую атаку, когда удлинённое копьё держится горизонтально, а не верхним хватом, как дротик (более подробно о тактике и методах ведения сражения рыцарями отсылаю к обширному изданию "Новый Солдат", например к выпуску о французских рыцарях 1000-1300 гг. territa.ru). Флори иронично замечает: "Также нужно было, чтобы противник «принимал правила игры», то есть готов был выдержать фронтальный удар и не имел ничего против своего участия в немедленно следующей за ним «общей свалке»" (Флори Ж. Указ. соч. С. 117). Изобретение, по-видимому, нормандцами (не путать с норманнами) этого нового революционного типа боя пришлось на время максимального упадка реальной силы королевской власти во Франции, когда суверенитет сжался до самых мелких сеньорий – "шатлений", то есть реально эффективно управляемой территории, контролируемой из одного замка. Это явление в историографии получило название "феодальной революции", хотя далеко не все с ним согласны, а есть даже и вовсе его отрицающие. Как бы то ни было, военные силы в этот период становятся очень небольшими в размерах (о чём я подробнее пишу здесь ), и единственным способом противостоять рыцарской атаке становится такая же рыцарская атака.

Кто же были эти рыцари, эти "milites"? Как следует из вышесказанного, на заре своего появления ими могли быть все, кто мог вести такой тип боя. Таким образом, социальный состав рыцарства был очень неоднороден: это были и вассалы феодалов, и бедные родственники, бастарды и младшие сыновья последних, и вооружённая челядь, и министериалы, и разбогатевшие крестьяне. Важно, однако, подчеркнуть, что знать себя в это время ещё не называет рыцарями. Более того, как и в случае с дворянством, никакого намёка на благородство в используемых терминах национальных языков не предполагается. Как справедливо замечает Флори, рыцарь в X-XI вв. – это профессия, а не социальный статус.

И лишь в XII в. начинается процесс сближения аристократии и рыцарства. С одной стороны, в ходе милитаризации первой, она начинает прилагать к себе слово "milites", с другой, вторые стремятся аноблироваться. "Из всех способов сойти за «благородного» <...> для того, чтобы позднее войти в этот класс, еще только складывающийся и потому еще не имеющий четких юридических границ, наилучшим, без всякого сомнения, было вхождение в ряды рыцарства с исполнением всех сопряженных с профессией рыцаря обязанностей <...> большинство историков сходятся на том, что имело место довольно массовое просачивание наиболее активной части мужского населения из низших социальных слоев (все же в наибольшей мере из среды аллодиального крестьянства, относительно зажиточного) в низшие страты аристократии, причем этот социальный подъем происходил главным образом через военную службу: вступив на нее, довольно скоро находили тропки, ведущие наверх" (Флори Ж. Указ. соч. С. 89-90). Именно в это время общество снова приобретает дихотомию "благородный – неблагородный", а старая "свободный – несвободный" уходит в прошлое. На протяжении XII столетия это взаимное сближение делает возможным диалог из другого художественного фильма, "Царства Небесного" (2005), описывающего события в 1182 г.:

– Fight me fairly!

– Why? He is a knight!

– And I"m the baron of Ibelin!

(в нашем дубляже перевели так: "– Бейся пешим! – Зачем? Благородному не пристало. – А я и сам барон д"Ибелин!")

И лишь в XIII в. окончательно происходит сплав прежнего нобилитета с рыцарством. Отчасти это к тому же связано и с ростом стоимости рыцарского вооружения. В это время появляются юридические ограничения на вступление неблагородных в рыцарские ряды. Именно в эту эпоху окончательно складывается "рыцарский миф", одним из ярких выражений которого служит, например, "Книга о рыцарском ордене" (1275 г.) уроженца Майорки, Райомона Льюля (Раймон Льюль. Книга о любящем и возлюбленном. Книга о рыцарском ордене. Книга о животных. Песнь Рамона. М., 1997) – потрясающее чтение для культуролога! Творение Льюля – нечто среднее между практическим пособием и теоретическим трактатом. По Льюлю, рыцари должны быть учтивыми, ибо им не свойственна низость непристойность. В их число избрали самых обходительных, мудрых, преданных, сильных, просвещённых, учтивых, благородных. Следовательно, раз рыцарь обладает такими большими правами и обязанностями, он должен «всеобщее благо ставить превыше всего, ибо для людского сообщества было учреждено рыцарство и всеобщее благо предпочтительнее блага личного». И, как ни странно, уже тогда начинается очень медленный закат эффективного рыцарства.

Возникший ещё раньше обряд посвящения в рыцари приобретает сакральное значение, но уже в следующем столетии его проходят далеко не все благородные, "так как сам обряд посвящения вместе со следующим за ним пышным пиршеством требовали непомерно больших затрат" (Флори Ж. Указ. соч. С. 102). На фоне развития денежных отношений и повышения роли наёмников в армиях с одновременным постепенным падением значения феодального ополчения, рыцарство в XIV в. всё больше замыкается и становится кастой в касте, а само слово "рыцарь" постепенно превращается в дополнительный титул для аристократии, при том, что последняя по-прежнему в массе занимается военным делом. "По подсчетам Ф. Контамина, за два столетия (1300-1500) доля рыцарей в общей численности войска снизилась с одной трети до одной двадцатой <...> множество дворян (если не большинство), избравших по традиции своего сословия военную карьеру как жизненный путь, уклоняются от рыцарского звания, предпочитая оставаться в ранге оруженосцев (там же; сюда, например, английский титул "эсквайр"). Можно упомянуть, что ещё в начале XVII в. английские короли Яков I и позже Карл I активно продавали рыцарские звания джентри, чтобы наполнить казну. Удивительно, но когда Карл I вступил в открытый военный конфликт с Парламентом в 1642 г. и 22 августа того года поднял своё знамя в Ноттингеме, он официально объявил о созыве рыцарского ополчения!

"Престиж рыцарского звания еще высок, но оно начинает принимать все более декоративный характер <...> оно в конечном счете перерождается в элитное братство дворянства, не обязательно состоящего на военной службе. Его культурные и идеологические аспекты перевешивают аспекты функциональные. Рыцарские ордена приходят на смену «обыкновенному» рыцарству, еще более подчеркивая первые аспекты за счет вторых" (там же, с. 103-104).

Итак, ответ на Ваш вопрос будет таким:

Да, человек неблагородного происхождения в Средние Века мог стать рыцарем, но чаще это происходило на заре становления последнего. Позже, когда рыцарство стало титулом, такая возможность всё ещё сохранялась – монарх мог официально аноблировать простолюдина посредством "lettre d"anoblissement" и либо самостоятельно посвятить его, либо оставить на откуп другим рыцарям. Однако чем ближе к нашему времени, тем более иллюзорной она становилась, пока окончательно не превратилась сегодня в красивый ритуал.

Alex, я, признаться, думаю переписать этот ответ. Русский перевод несколько хромает, в частности, как вы заметили, "дворянин" применительно к средневековью - анахронизм. Я хочу пересказать идею Флори (+ то, что он рассказывает в предыдущей главе) и добавить собственные наблюдения на английском материале.

Ответить

Ещё 9 комментариев

Денис, прочитал новый вариант ответа. На мой взгляд получилось здорово, а местами даже злободневно. Рассуждения о способах формирования элиты имеют актуальность и для сегодняшнего дня. Во всяком случае мне за рассказом о керлах и эрлах мерещились какие-то российские реалии. Я также полагаю, что элитология достойна большего внимания, причем именно со стороны историков, а не политологов.

Как вы относитесь к "Истокам средневекового рыцарства" Франко Кардини? Мне кажется, там есть сюжеты, дополняющие ваш ответ по части экономики. Так, описывая реалии астурийско-леонской Испании Х в. Кардини пишет: "Лошадь могла стоить, в зависимости от своих качеств, от 40 до 100 солидов, тогда как пара добрых волов - максимум 20. Это значит, что самая дешевая лошадь шла по цене четырех отличных волов. Но были и лошади, так сказать, "высшего качества", на которых не стыдно было покрасоваться и какому нибудь магнату. Такие стоили до 300 солидов. Оружие тоже ценилось весьма высоко: хорошо сработанный меч стоил столько же, сколько добрый боевой конь, лорика - 60 солидов, шлем - 30, щит - 10, седло - от 10 до 30 солидов. Чтобы сориентироваться в ценах, напомним, что в это же время и в этом же месте за 60 солидов (то есть по цене посредственной лошаденки, низкосортного меча или лорики) можно было приобрести поместье (curtis) средних размеров, и что один серебряный солид являлся эквивалентом одной овцы или четверти пшеницы. Из сказанного следует, что воин, имевший меч, коня, латы и седло, даже среднего качества, "тащил" на себе, сжимая в руке щит и водрузив на голову шлем, около 250 солидов, иными словами, эквивалент более четырех поместий, или 25 отличных волов, либо 250 овец, либо 250 четвертей пшеницы".

Мог ли простой крестьянин стать рыцарем с этой точки зрения? То есть приобрести соответствующее вооружение? Да, но лишь в том случае, если он обладал соответствующим личным состоянием; был приглашен в число телохранителей местного герцога (и снабжен доспехом за счет суверена) или находился в числе монастырских служащих. Вот эта последняя категория мне периодически встречается, но полного понимания их статуса у меня нет. Хотя аббатства в какой-то период обладали весьма приличным военным потенциалом.

Пишите ещё!

Ответить

Алекс, ассоциации, связанные с керлами и эрлами, я отнесу на Ваш счёт. Лично я ничего такого не вкладывал. Честно, не вижу параллелей. Да и слово "eorl" использовалось преимущественно в литературе. Только самые ранние юридические памятники упоминают их.

Кардини - известный выдумщик. Конечно, его работа очень интересна хотя бы как интеллектуальный опыт. Есть и весьма любопытные наблюдения. Но в целом большинство историков воспринимают его работу скептически, и я присоединяюсь к коллегам.

Что касается выкладок по стоимости, я к ним отношусь очень осторожно. Историки любят приводить разные подсчёты, но я бы не стал строить на них обобщения. Очень многое зависит от региона, периода, конкретных обстоятельств. Вся эта математика, начиная с капитулярия о поместьях Карла Великого, занимательна, но довольно абстрактна, потому что, судя по всему, деньги в общении были отнюдь не на таком уровне, как сегодня. Вот очень познавательное популярное видео на эту тему youtube.com Собственно, если огрублять, феодализм в виде наделения вассала земельным наделом потому частично и возникает, что деньги имеют ограниченное хождение и экономика сводится на низовом уровне к натуральному хозяйству.

Суть всех этих излюбленных примеров проста: вооружение рыцаря стоило (очень) дорого. Если кого-то это смущает, сопоставьте рыцаря с современным танком - тоже очень дорогая игрушка. Понятно, что чем дальше, тем дороже стоила такая экипировка, и её действительно могли уже себе позволить только весьма обеспеченные люди. Но я вслед за Флори говорю о ранней стадии, когда такой разрыв был ещё не запретительно дорогим.

Что до церкви, то она, бесспорно, обладала своими воинскими контингентами, о чём пишет тот же Флори. Собственно, Карл Мартелл частично позаимствовал у церкви идею бенефиция, поскольку та не могла жаловать землю в вечную собственность, она предоставляла её на условиях военной службы. Это начинание и подхватили Каролинги.

Ответить

Денис, конечно, это только мои ассоциации. Просто мне кажется, что в любой уникальности есть изрядная доля закономерности. То как формируются средневековые элиты и как они стагнируют вполне может послужить темой для размышления о нашем времени. Хотя суровые академические историки такие думы, наверно, не поощряют.

Что касается Кардини - вполне может быть и выдумщик, не знаю, не специализировался на истории другой стороны Европы. И тем не менее, я привлек его, чтобы показать (не ради спора, а для расширения вашего ответа), что не только лишь происхождение стояло на пути к рыцарству. Четыре имения или меньше носил на себе рыцарь, деньгами платил или натуральным продуктом, а металл в каролингское время (да и потом тоже) везли из Азии, что превращало оружие в дорогостоящую вещь. Можем ли мы игнорировать экономический аспект рыцарства только потому, что не уверены в верности расчетов Кардини?

Далее. Я опять же не знаток, но мне кажется, что церковное рыцарство могло формироваться несколько отлично от светского. Все эти иоанниты и госпитальеры, наверняка как-то по своему смотрели на происхождение очередного новоиспеченного брата. Или все идентично?

Это не попытка спора, просто объясняю свою точку зрения. Для ответа на вопрос Полины вы собрали более, чем нужно информации на популярном ресурсе, и написали более, чем типичный ответ.

Ответить

Ну, за типичный ответ можно и обидеться:)

Насчёт закономерностей я совершенно не спорю и даже где-то согласен, но параллелей между раннесредневековой Англией и нынешним богоспасаемым, прости невидимый друг, отечеством не вижу. Разве что одна мысль промелькнула у меня в голове, когда я читал законы короля Кнута первый раз: с такой тщательностью, как он описывает церковные поборы, сегодня указывают статьи в квитанциях за ЖКХ. Но это хулиганство, а не серьёзные наблюдения =)

Нет, конечно, не можем и не только происхождение. Напротив, происхождение стало действительно мешать только к концу XII в., и то не везде. Я как раз и написал, что рыцарем мог быть любой, кто мог себе это позволить. Ясно, что далеко не каждый был настолько финансово состоятелен. Просто здесь мы снова упираемся в лингвистику, когда употребляем чисто русское слово "крестьянин".Ну, не было крестьян в современном понимании в Средние Века, как и на Руси до сравнительно позднего времени. Были разные категории сельского населения разной степени свободы, отношения к земле и личной зависимости. Были villani, rustici, servi, yeomen, gehoerige... Во Франции, например, третье сословие включало в себя всех, кто не был дворянином или клириком. В Англии йомены были очень своеобразным переходных классом между рыцарством (джентри) и "крестьянами". Так что вопрос, по-хорошему, требует отдельного исследования.

Цены (может, не совсем верные) я привел, чтобы дополнить ваш ответ, который, на мой взгляд, прекрасно раскрывает социологию, но простые сюжеты, типа "меч стоил очень дорого" оказались за его пределами.

КАРЛ МАРТЕЛЛ (686 ИЛИ 688 - 741) - МАЙОРДОМ ФРАНКОВ В 717 - 741 ГОДАХ, ВОШЕДШИЙ В ИСТОРИЮ КАК СПАСИТЕЛЬ ЕВРОПЫ ОТ АРАБОВ В БИТВЕ ПРИ ПУАТЬЕ.

ВОЕННАЯ РЕФОРМА КАРЛА МАРТЕЛЛА. создание качественно нового войска - феодального ополчения, находящееся в строгой зависимости от короля. Конфисковав некоторую часть земель (церковных и монастырских), Мартелл стал раздавать ее в качестве так называемых бенефициев - пожалований. Бенефициарий был обязан являться на военную службу по первому требованию короля: земля была ему вознаграждением за нее. Новое ополчение было конным. Подавление крестьянских выступлений становится его главной функцией. Между королем и бенефициарием возникала феодальная связь: король делался сеньором, бенефициарий - вассалом. После смерти бенефициария его земля и обязанности переходили к сыну. Если его не было, король мог изъять земельный участок и наделить им другого. Зависимое положение бенефициариев вынуждало их упорно и настойчиво добиваться превращения поместий в неотчуждаемые и наследственные феоды.

Сегодня на уроке: u u Познакомитесь с условиями жизни, в которых жили рыцари; Выясните, как же воспитывали рыцарей с детства; Выясните, каких взглядов придерживались рыцари; Познакомитесь новыми терминами.

К середине 11 века в Европе установился общественный строй – феодализм. В словарь Феодализм - стадия исторического развития, в основе которой лежит собственность феодалов или феодальных государств на землю и личная зависимость крестьянина от феодала.

Феодальное общество делилось на сословия. В словарь Сословие – большая группа людей с определенными правами и обязанностями, передающимися по наследству.

Основные сословия Средневековой Европы: 1 сословие – духовенство – те, кто молятся 2 сословие – рыцарство – те, кто воюют 3 сословие – крестьянство – те, кто трудится Власть в обществе принадлежала землевладельцам – феодалам: светским и церковным.

З а м о к ф е о д а Начиная с VIII века для защиты от нападений норманнов и венгров в Европе начали строить замки. Постепенно каждый господин стал строить замки большие или скромные.

Замок феодала Сначала замки строились из дерева, позднее – из камня. Мощные зубчатые стены служили надёжной защитой.

Замок феодала Замок окружали рвом и водой. Иногда его строили на острове посреди реки или озера.

Замок феодала Мост на ночь или при нападении врагов поднимался. Из башен наблюдали стражники. Заметив врага, они трубили сигнал тревоги.

Замок феодала Чтобы проникнуть в замок, нужно было преодолеть много препятствий: засыпать ров, одолеть холм по открытому пространству, взять штурмом крепость.

Замок феодала главная башня замка – донжон В ней феодал со своими воинами и слугами мог выдержать долгую осаду, даже если другие укрепления были захвачены.

Замок феодала Единственная железная дверь, ведущая в башню, была расположена высоко над землёй. Если удавалось её разбить, то приходилось сражаться за каждый этаж.

Замок феодала Во французской эпической поэме «Монашество Гильома» (из «Песен о Гильоме Оранжском») описывается осада средневекового замка: Идут на штурм французы неудержно, По лестницам наверх упорно лезут, Ломают стены с грохотом и треском, Пускают луки в ход и арбалеты, Во рвы свергают сотнями неверных, А турки отражают наступленье, Большие камни во французов мечут, Их навзничь в воду сбрасывают с лестниц, В них ядра шлют из камнеметов сверху, Из арбалетов выпускают стрелы. Какие средства штурма замка применяли осаждавшие? Какие способы обороны использовали осажденные?

2. Снаряжение рыцаря Военное дело стало занятием исключительно феодалов на протяжении многих веков. Часто феодалы сражались всю жизнь.

Рыцарем назывался конный воин, всадник. Во Франции – шевалье (от слова «шеваль» лошадь). В Германии – риттер (от слова «риттер» лошадь) КОГО НАЗЫВАЛИ РЫЦАРЕМ?

ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ РЫЦАРЯ С 5 ДО 12 ЛЕТ ПАЖ В 21 год – ПОСВЯЩЕНИЕ В РЫЦАРИ С 12 ДО 20 ЛЕТ ОРУЖЕНОСЕЦ

ОБРЯД ПОСВЯЩЕНИЯ В РЫЦАРИ Ночь в глубоком молчании; Освящение меча; Клятва верности сеньору Рыцарский пояс красного цвета; Золотые шпоры.

Снаряжение рыцаря Рыцарь был вооружён большим мечом, длинным копьём, боевым топором и палицей. Большим щитом он мог прикрыться с ног до головы.

Снаряжение рыцаря Тело рыцаря первоначально защищала кольчуга, доходившая до колен, позднее её заменили латы. На голову надевал шлем и в минуту опасности рыцарь на лицо опускал забрало.

Снаряжение рыцаря 1. 2. 3. 4. Оружие: Большой меч или длинное копье Боевой топор Палица – тяжелая дубина с утолщенным металлическим концом Щит Одежда: 1. Кольчуга рубаха, сплетенная из железных колец 2. Латы – доспехи из стальных пластин 3. Шлем и забрало – металлическая пластинка с прорезями для глаз

Снаряжение рыцаря Сражались рыцари на сильных и выносливых конях, которые также были защищены доспехами. Боевой конь, рыцарское снаряжение стоили очень дорого, поэтому только землевладелец мог нести службу.

Рыцарь имел 2– 3 коня: обычного и боевого, в доспехах. Такого коня можно было поразить только в брюхо. Голову лошади закрывали металлическим или кожаным наглавником, грудь – железными бляхами, бока – кожей. Кроме того, коня накрывали попоной или чепраком из бархата или другой дорогой материи с вышитыми гербами рыцарей. Лошади, «вооруженные» таким образом, назывались «латными» .

Рыцарские доспехи включали до 200 деталей, а общий вес военного снаряжения доходил до 50 кг; с течением времени росли их сложность и цена. Кольчуга – это броня, сплетенная из металлических колец в 2 -3 слоя

Развлечения рыцарей Основное время феодалы отдавали войнам и военным упражнениям, охоте и пирам. Охота служила не только развлечением, но и помогала пополнять запасы пищи.

Развлечения рыцарей После охоты феодал устраивал пир, на котором присутствовало много гостей, столы ломились от угощений. Музыканты развлекали гостей.

Развлечения рыцарей Турниры – военные состязания рыцарей в силе и ловкости. Там собиралось много зрителей, порой даже из нескольких стран.

РЫЦАРСКИЙ ТУРНИР Турнир – это военное состязание рыцарей в силе и ловкости. Турниры устраивали короли и знатные феодалы. На них собиралось много зрителей.

Кто такой герольд? Геро льд (от лат. heraldus - глашатай или от нем. «herald») - глашатай, вестник, церемониймейстер при дворах королей, крупных феодалов; распорядитель на торжествах, рыцарских турнирах. Герольд был также судьёй на турнире (страж турнира): подавал знак к началу турнира, мог остановить слишком ожесточённый бой. Герольд ведал составлением гербов и родословий.

Герб (от немецкого Erbe – наследство) – эмблема с определенными символическими фигурами, выражающая исторические традиции владельца и передающаяся из поколения в поколение Герольд – распорядитель и судья на турнире, также составлял гербы. Геральдика – наука о гербах.

В рыцарском романе Кретьена де Труа «Эрек и Эни» рассказывается о турнире: Там копья всадники ломают, С могучим треском пробивают Щиты червленые другу. Дырявят прочную кольчугу, Чтоб сбить со взмыленных коней Своих противников скорей. К упавшему под шум и гром Несутся с поднятым мечом Одни - в полон его забрать, Другие - поскорей поднять. В чем вы видите сходство турнира и битвы? В чем - отличие? Можно ли догадаться, что в приведенном отрывке описывается турнир, а не боевое сражение? Почему?

Кодекс рыцарской чести Рыцари оценивали поведение друга по правилам рыцарской чести. Существовало крылатое выражение; «Положение обязывает» . Что означало это выражение? Каковы были правила рыцарской чести и в чем их смысл? Всегда ли рыцари дей ствовали в соответствии с этими правилами?

КОДЕКС ЧЕСТИ РЫЦАРЯ 1. Верность в служении королю и сеньору 2. Смелость, презрение к смерти 3. Защита слабых и обиженных 4. Совершение подвигов

Кодекс рыцарской чести: Немецкий поэт рыцарь Бертран де Борн писал: А рыцарю стареть бы не давали Отважный риск и вкус к делам большим, Пиры в его гостеприимном зале И щедрость, чей порыв неудержим: Пусть на турнир иль боевой отряд Свое добро он утратит все подряд. . . Какая черта поведения ставится в образец феодалам? На что рыцарь считает полезным и достойным тратить свое богатство?

Домашнее задание u Параграф 11, нарисовать герб своей семьи и составить небольшой рассказ о рыцарском турнире от лица участника или зрителя

Список использованной литературы: Агибалова Е. В. , Донской Г. М. История Средних веков 6 класс/ учебник для общеоб-разовательных школ. - М. : Просвещение, 2008 г. Герольд – Википедия / https: //ru. wikipedia. org/wiki/%C 3%E 5%F 0%EE%EB%FC%E 4 Донской Г. М. Задания для самостоятельной работы по истории средних веков. Пособие для учителя. – М. ; Просвещение, 2014

U http: //www. armyromantic. ru/istoriia/74_zamok_kribshtain_b. htm u http: //images. rambler. ru/srch? query=%D 1%81%D 1%80%D 0%B 5%D 0%B 4%D 0%BD%D 0%B 5%D 0%B 2%D 0%B 5%D 0%BA%D 0%BE%D 0%B 2%D 1%8 B%D 0%B 5%20%D 0%B 7%D 0%B 0%D 0%BC%D 0%B A%D 0%B 8%20%D 1%84%D 0%BE%D 1%82%D 0%BE u http: //photo. i. ua/user/1510564/236032/

3. Что означает поговорка “Мой дом – моя крепость”.

2) «Снаряжение рыцаря»

а) Проблемное задание.

В Средние века люди сравнивали общество с живым организмом. Крестьян сравнивали с ногами. А как вы думаете, с какой частью тела ассоциировались рыцари?

(С руками, потому что они держали оружие.)

Первоначально рыцарем мог стать любой человек, способный купить себе доспехи и боевого коня (что по тем временам составляло стоимость 45 коров), но позднее это звание передавалось по наследству.

б) Давайте рассмотрим снаряжение рыцаря.

Рыцарь был вооружен большим мечом и длинным копьем; меч освещался священником у алтаря. нередко он пользовался боевым топором и палицей – тяжелой дубиной с металлическим утолщенным концом.

Большим щитом рыцарь мог прикрыться с головы до ног.

Тело рыцаря защищала кольчуга – рубаха, сплетенная из колец и доходившая до колен. Позднее кольчугу сменили латы – доспехи из стальных пласти: ожерелье, кираса, наручи, рукавицы, набедренники, наколенники, тапочки.

На голову рыцарь надевал шлем, а в минуту опасности он опускал на лицо забрало – металлическую пластинку с прорезями для глаз.

Вес снаряжения доходил до 50-60 кг.

Рыцарь имел 2–3 коня: обычного и боевого, в доспехах. Такого коня можно было поразить только в брюхо. Голову лошади закрывали металлическим или кожаным наглавником, грудь – железными бляхами, бока – кожей. Кроме того, коня накрывали попоной или чепраком из бархата или другой дорогой материи с вышитыми гербами рыцарей. Лошади, “вооруженные” таким образом, назывались “латными”.

Итак, рыцарь обладал следующим снаряжением.

в) Работа с новыми терминами.

Палица, кольчуга, латы, забрало.

г) Закрепление вопроса «Снаряжение рыцаря».

(Работа с модулем «Снаряжение рыцаря»)

Итак, какого же было снаряжение рыцаря?

Учащиеся по очереди выходят к доске и выбирают соответствие элементам снаряжения и их названия.

3) Воспитание рыцаря.

а) Беседа с учащимися.

Как вы думаете, легко ли было стать рыцарем?

Нужно ли было для этого учиться и чему?

Почему рыцарем мог быть только богатый человек?

б) Рассказ учителя о воспитании рыцарей.

Посвящение знаменовало длительный переход к зрелости и самостоятельности. Оно завершало семилетний курс, когда юноша в качестве пажа (слуги) и оруженосца проходил обучение у опытного рыцаря, прислуживая ему за столом, чистя его коня и разделяя с несвободными слугами все заботы о своем наставнике.

Церемония посвящения в рыцари состояла из нескольких этапов. Прежде всего, ему надевали шпоры, и один из старейших рыцарей препоясывал его мечом – самым почетным оружием. Затем посвящающий наносил юноше удар ладонью по затылку или по щеке – единственную в жизни пощечину, которую рыцарь может получить не возвращая. Весь ритуал завершался показом ловкости нового рыцаря: вскочив на коня, он должен был пронзить копьем установленную мишень.






1. Замок феодала. Что бы попасть в замок, нужно было пройти по подвесному мосту через глубокий ров. В случае опасности мост поднимался и, словно дверь, закрывал вход. Взять замок приступом было очень сложно- нужно было преодолеть ров, выбить ворота, или забраться на стену по штурмовой лестнице.


В центре замка располагался донжон- главная башня, состоящая из 3-4 этажей. Из внутреннего двора в замок вела единственная дверь, расположенная высоко над землей. В подвале вырывали колодец, и хранили запас продовольствия. 1. Замок феодала. На верхнем этаже были по- кои владельца-что бы по- пасть туда нападавшие боролись за каждый этаж. Этажом выше располагались помещения для слуг- здесь они спали, ели и работали во время осады. В нижнем этаже находились кухня и трапезная, где во время осады питались защит-ники замка.




2. Снаряжение рыцарей. Во время походов рыцари надежно защищались доспехами. В начале это были кольчуги, сплетенные из колец. Затем на кольчуги стали приделывать пластины и вскоре появились латы. Голова защищалась шлемом, на котором со временем появилось забрало Вес снаряжения доходил до кг.


3. Рыцари на досуге. Другой любимой забавой была охота.Многие феодалы держали специально обученных собак, или соколов. Во время травли зверя участники охоты выскакивали на земли крестьян, соседей, и наносили им огромный ущерб, вы- таптывая посевы. Охота была опасным занятием-нередко её участники погибали. Травля зверя. Средневековая миниатюра.


3. Рыцари на досуге. В свободное от походов время, рыцари старались под- держать свою славу участвуя в рыцарских турнирах. Турниры назначались королями и проводились под контролем герольдов. На турнир рыцарь являлся в полном боевом облачении Турнир продолжался в течение 2 дней.


3. Рыцари на досуге. В 1-ый день рыцари участвовали в личных соревнованиях.На полном ска- ку нужно было выбить противника из седла специальным копьем.Побе- дитель выбирал королеву турнира.Во 2 день рыцари участвовали в командных соревнованиях-раз- бившись на две группы во главе с двумя сильнейшим и по итогам 1 дня.


4. Кодекс рыцарской чести. Рыцари болезненно относились к сохранению своей чести,и считали себя благородными.Каждый рыцарь имел свой герб. Чтобы выделится,феодалы тратили огромные деньги на виду у всех. Другой чертой рыцарской чести было сохранение верности своему сеньору.