Артикуляционная гимнастика на все звуки. Логопедические упражнения на звук р

  • Дата: 30.09.2019

ДЕФЕКТЫ АРТИКУЛЯЦИИ ЗВУКОВ [Р] И [Р"]

Звук [Р] является одним из самых дифференцированных, а поэтому и трудных звуков че-ловеческой речи. В онтогенезе детской речи звуки [Р] и [Р’] появляются позже многих других согласных, и как правило, с появлением в речи ребёнка развитых высказываний в форме сложных и сложно-подчинённых предложений. Искажение артикуляции звука [Р] или его пропуск называется ротацизмом . Замена нормального, зазубного [Р] любым другим звуком называется параротацизмом , например замена [Р] на [Л], [Д], [Т], [И] (лыба — рыба, Юла — Юра).

Различают следующие виды ротацизма:

  1. Горловое [Р] (картавость) — наиболее распространённый дефект артикуляции звука [Р] имеет два варианта, но в обоих случаях язык оттянут назад и своей корневой частью сближается с мягким нёбом.
  2. Если в первом варианте выдыхаемый воздух, проходя через желобок, приводит в коле-бание маленький язычок, то такой звук называется увулярное [Р] («грасси-рующее» ).
  3. Если [Р] образовано вибрацией мягкого нёба — перед нами велярное [Р] .
  4. Увулярное [Р] акустически наиболее близко к нормальному [Р], особенно у детей с хо-рошим музыкальным слухом. При велярном [Р] слышится грубый рокот.
  5. Доральное [Р] . Передний край языка опущен, вибрация образуется спинкой языка, которая ударяется в переднюю часть нёба или альвеолы. Вместе с языком дрожит вся нижняя челюсть. Слышен грубый рокот.
  6. Боковое [Р] (боковой ротацизм) . Переднеязычная вибрация заменяется отры-вом бокового края языка (обычно с одной стороны) от верхних коренных зубов. В обра-зовавшуюся щель прорывается выдыхаемый воздух. Слышится неприятный хлюпающий звук. В наиболее тяжёлых случаях в момент вибрации вовлекается щека и верхняя губа.

ПОСТАНОВКА ЗВУКА [Р]

Сроки постановки вибранта [Р] колеблются от нескольких минут до нескольких месяцев и зависят как от психо-физиологических возможностей ученика и строения его речевого аппарата, так и от мастерства и методической вооруженности логопеда.

Постановка звука [Р] ведется в двух направлениях:

а) удержание языка, когда передний его край поднимается к альвеолам, оставляя узкую щель, через которую проходит выдыхаемый воздух;

б) выработка вибрации.

Подготовительные упражнения для правильного удержания языка.

    Сначала познакомьте ребёнка с частями его языка, показав их на его ладони: кончик языка, его спинка, края языка (ребра ладони) и «животик», под спинкой, у «животика» есть связка-ниточка.​

    Перед зеркалом научите ребёнка щёлкать языком (рот раскрыт «до ушей») и приса-сывать спинку языка к нёбу.

Обратите внимание на подъязычную связку: получился «грибок». Щелкать быстро и медленно, громко и тихо.

    Уметь удерживать язык в состоянии присоса (под счет) с хорошо видимой натянутой подъязычной связкой.

    Уметь из состояния присоса производить по команде логопеда громкий щелчок язы-ком — «шпок».

    Просунув язык между губами, сделать «болтушку».

Выработка фрикативного [Р].

Если ребёнок хорошо владеет своим языком, используйте методику профессора Ф.Ф. Рау, суть которой состоит во временном замещении вибранта фрикативным звуком. Этот фрикативный звук имеет общее место своего образования с нор-мальным звуком [Р] и отличается от последнего отсутствием вибрации. Ребёнку предлагается за верхними резцами, на «бугорках» (альвеолах) сказать ЗА или 3-3-3 и послушать, что получается. Полученный фрикативный (проторный) звук сходен по звучанию с английским г.

Фрикативный [Р] использовать в слогах РА (ЗА), РЫ (ЗЫ) и словах. С поднятым языком проговаривать: ЗА, ЗЫ, ЗЫба, Зыбак, ЗАбота, ЗАкета.

Если фрикативный [Р] хорошо закреплён, можно временно пользоваться им в речи.

Если ребёнок не нашел нужное «местечко» для языка, предложите следующие упраж-нения:

    Рот широко открыт, передний край языка поднят за верхние зубы к альвеолам.

    Ребёнок говорит с придыханием Д-Д-Д или Т-Т-Т. Язык «прыгает на бугорках». Хорошо видны удары кончика языка, который то прикасается к альвеолам, то отскакивает. Для лучшего обозрения можно вложить шпатель между коренными зубами.

    Попеременное повторение с придыханием на «бугорках» ТДА-ТДА-ТДА-ТДА... ТДЫ-ТДЫ-ТДЫ-ТДЫ.

Как правило, подъязычная связка постепенно растягивается. В крайнем случае обратитесь к врачу-сто-матологу.

    «Барабан»: быстро «стучим» по нёбу ДДДД, начинаем с нёба «верха» и спускаемся «вниз» к верхним резцам.

    «Ветерок на бугорках»: ДЗА-ДЗЫ (Р фрикативное).

    «Балалайка на бугорках»: ТДНЬ-ТДНЬ-ТДНЬ.

    «Балалайка с ветерком»: ДЗНЬ-ДЗНЬ-ДЗНЬ (фрикативное).

Выработка вибрации языка.

    В момент произнесения учеником фрикативного [Р] его язык механически приводится в колебание, сначала логопедом с помощью специального зонда, а затем, взяв в свои руки указательный палец ребёнка, логопед подкладывает его под язык. Предложите ученику дли-тельно произнести фрикативное [Р] и быстрыми движениями пальца вправо-влево приводите язык в колебание. Получается прерывистый барабанящий звук.

    Ученик быстро говорит слоги на «бугорках»: ды-ды-ды-ды — и в это время приводит своим указательным пальцем язык в колебание, пальчик под язычком.

В результате регулярных упражнений (не более 35 сек с перерывами) грубая вибрация заменяется нормальной. Если процесс закрепления вибранта [Р] идёт медленно, ребёнок может произносить отдельные слова со звуком [Р], помогая себе пальчиком.

ПОСТАНОВКА ЗВУКА [Р’]

После постановки звука Р твёрдого и его проработки в словах и фразах [Р’] мягкий может появиться спонтанно.

В случае необходимости [Р’] мягкое ставить от фрикативного мягкого (ЗИ, ЗЯ), исключая вибрацию и приучая делать один удар кончиком языка там, откуда растут верхние резцы или по ним.

Овладение правильной артикуляцией звуков [Р] и [Р’] иногда требует тщательной работы над вибрацией, как длительной для [Р] твердого, так и одноударной — для [Р’] мягкого.

Нормальная установка органов артикуляции при произнесении звука «Р».

  • Кончик языка поднят к нёбу (альвеолам);
  • Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам;
  • Под напором выдыхаемого воздуха, проходящего посередине языка, кончик языка вибрирует у альвеол;
  • Губы открыты;
  • Зубы разомкнуты;
  • На ладони, поднесённой ко рту, ощущается сильная струя воздуха;
  • Голосовой моторчик работает.

Подготовительные упражнения для звука «Р»:

Упражнение для выработки напора воздуха.

Набрав в лёгкие воздух, с силой дуть (а не просто выдыхать!) его, заставляя вибрировать губы. Воздух выдувать с включением голоса.

Примечание. Может быть следующая неточность: губы вибрируют без голоса.

Упражнения для языка.

1) Язык широко распластать и просунуть между зубами. Сильно выдувать воздух с включением голоса, заставляя вибрировать язык. Язык и губы при этом не напряжены. Ладонью руки, поднесённой ко рту, ощущается резкая холодная струя воздуха.

Примечание. Иногда при сильном напряжении губ язык плохо вибрирует или без включения голоса язык вибрирует беззвучно.

2) Цоканье, прищёлкивание языком. С переменным темпом (то быстро, то медленно) щёлкать языком так, чтобы он всей своей массой вначале присасывался на мгновение к нёбу, а затем падал бы вниз. Расстояние между зубами должно быть не менее полутора пальцев. Повторять упражнение.

Нижняя челюсть неподвижна. При правильном цоканье подъязычная связка («уздечка») растягивается и хорошо видна.

Примечание. Могут быть следующие неточности.

Предлагаемый конспект логопедической сказки для детей дошкольного возраста может быть использован на подготовительном этапе и на этапе постановки звука.

Педагог . Здравствуй, дружок. Мы сейчас отправимся с тобой в сказку, где живет звук [р]. Старичок Звуковичок с нами.

Посмотри, сколько разных предметов он принес. Я буду их называть, а ты, если услышишь в слове звук [р], возьми этот предмет и поставь в сундучок. (Ребенок выполняет действия.) Сколько ты выбрал предметов? Посчитай. (Ребенок считает.) А что это за предметы?

Ребенок. Это орехи.

Педагог. Старичок Звуковичок предлагает пальчикам поиграть с орехами.

Упражнения для развития мелкой моторики с грецким орехом.

  • Взять грецкий орех в правую руку и крепко сжать на счет «пять». Повторить упражнение левой рукой.
  • Правая ладонь прямая, пальцы крепко прижаты друг другу. Прокатывать грецким орехом от запястья до кончиков пальцев и обратно. Повторить упражнение для левой руки.
  • «Колобок»: грецкий орех лежит на левой руке, правая рука - сверху.

Катаем, катаем,

Крепко прижимаем.

Повторить упражнение для левой руки.

Примечание. После каждого упражнения выполняются уп­ражнения на расслабление рук (уронили ручки вниз и рассла­бились).

Педагог. Давай отвезем орехи Старичку Звуковичку на лошадке.

Упражнение «Лошадка».

Цель: укрепление мышц языка, отработка подъема языка вверх.

Когда лошадка скачет, ее копыта цокают. Научи свой язы­чок красиво цокать. Для этого улыбнись, приоткрой рот, по­щелкай медленно язычком. (Ребенок выполняет.)

Решил Звуковичок сделать ремонт, побелить потолок. Мы ему поможем.

Упражнение «Маляр»

Цели: вырабатывание подъема языка вверх и развитие его подвижности.

Ты можешь научить свой язычок «белить потолок» в своем домике-ротике. Улыбнись, открой рот, подними язык к буго­рочкам, води по нёбу вперед-назад, поглаживая кончиком языка как кисточкой.

Чистота и порядок у Старичка Звуковичка. Можно и в лес за грибами сходить.

Упражнение «Грибок».

Цели: вырабатывание подъема языка вверх, растягивание подъязычной уздечки.

Делаем «грибок»: улыбнись, приоткрой рот, медленно по­щелкай языком. Щелкни языком и присоси, открой рот шире. Удержи «грибок» подольше.

Угадай, кого увидел в лесу Звуковичок?

Все время стучит,

Деревья долбит,

Но их не калечит,

Правильно, дятла. Постучи, как дятел.

Упражнение «Дятел».

Цель: укрепление мышц кончика языка, развитие умения удерживать кончик языка у альвеол и ощущать его вибрацию.

Открой рот, кончик языка подними за верхние зубы и постучи: «Д-д-д».

На цветах Звуковичок увидел пчелку. Давай позвеним, как пчелка.

Упражнение «Пчелка».

Цель: выработка умения удерживать кончик языка у аль­веол и ощущать его вибрацию.

Пчелка летает от цветка к улью, звеня: «Дз-дз-дз». Соби­рает целый день сок-нектар из цветов и несет его к улью, издавая звуки: «Дз-дз-дз».

Открой рот, кончик языка - за верхними зубами. Сильно выдохни на кончик языка, произнося звуки: «Дз-дз-дз». По­чувствуй кончиком языка щекотание от сильной струи воздуха (ветерка). Проверь силу струи воздуха - поднеси тыльную сторону руки ко рту.

Вдруг Звуковичок на дороге увидел машину, которая за­стряла и буксует, не может выехать: «Дз-дз-дз». Помоги вы­ехать машине, заведи мотор.

Упражнение «Заведи мотор».

Цель: умение вызывать вибрацию кончика языка.

Открой рот,подними кончик языка за верхние зубы. На сильном выдохе произнеси «дз-дз-дз» в ускоренном темпе. (Чистым указательным пальцем делать колебательные движе­ ния под кончиком языка.)

Мотор машины рычит: «Р-р-р». Вот мы и нашли звук [р]. Ты старательно и правильно выполнял пальчиковую гимнас­тику, упражнения на дыхание, заставлял язычок трудиться, и у тебя появились правильные звуки, которые ты не умел го­ворить.

Звук «р» по праву считается самым сложным в русском языке. Как правило, дети учатся верно произносить его в последнюю очередь. Для более быстрого обучения пригодится комплекс упражнений, названный артикуляционной гимнастикой. Артикуляционная гимнастика для звука «р» в большинстве случаев сводится к одной единственной цели – разминка и укрепление нужных мышц языка для правильной артикуляции. Такой гимнастикой можно заниматься дома, если знать правильные упражнения и выполнять их регулярно.

Перед любой артикуляционной гимнастикой, в первую очередь следует узнать какой должна быть правильная постановка органов речи для корректного произношения нужного звука.

Чтобы правильно произнести звук «р», необходимо верно разместить язык. Он должен быть поднят к небу. Здесь важно понимать, что просто поднять язык к небу недостаточно, он должен правильно располагаться. Его кончик должен упираться в альвеолы, которые находятся за верхними резцами, а боковые стороны соприкасаться с коренными зубами верхней челюсти. При этом передняя часть языка слегка прогибается. Струя воздуха проходит через весь язык, заставляя его кончик вибрировать. Данный звук – это не что иное, как вибрация.

Причины проблем с произношением «р»

Перед тем как приступить к гимнастике, важно указать причины, по которым люди испытывают затруднения при произношении звука «р».

  • Самая распространенная причина заключается в том, что некоторые люди банально не поднимают язык наверх. В данном случае необходимо укрепить кончик языка. Сделать это можно при помощи обычного носового платка. Указательный и большой палец обволакивается платком и далее можно приступить к массированию кончика, путем перетирания.

Также эффективно помогает покусывание. Покусывать следует вдоль всей длины, начиная с кончика, а затем протискивать его через зубы, чтобы размять мышцы. Данные упражнения являются отличной разминкой, перед тем как начать артикуляционные упражнения для звука «р».

  • Одна из причин, по которой некоторые люди не могут «рычать», является проблема с уздечкой. Уздечку хорошо видно, когда язык присасывают к небу, как будто пытаются цокнуть. Губы в таком положении максимально разомкнуты и принимают форму широкой улыбки. Когда рот закрыт, уздечка работать не будет. Очень часто, таким людям советуют обратиться к ортодонту, чтобы подрезать уздечку. В этом нет необходимости, более того, подрезать уздечку не рекомендуется. Уздечку можно растянуть при помощи различных упражнений.

Какие упражнения можно применять? Можно цокать, при этом важно, чтобы рот был широко открыт. Данную процедуру рекомендуется выполнять максимально медленно. Существуют и другие упражнения, которые способствуют растяжке уздечки, которые будут описаны ниже.

  • Звук «р» может произноситься некоторыми людьми некорректно из-за неправильного прикуса, когда нижняя челюсть превалирует перед верхней.

Бывают более серьезные причины, из-за которых очень трудно поставить этот звук. Поэтому лучше обратиться к специалисту за консультацией. Начинать комплекс артикуляционной гимнастики для звука «р» необходимо после того как причина проблемы была установлена.

Основные артикуляционные упражнения

«Орешек» (или «конфетка»)

В данном упражнении роли орешка или конфетки выступает язык. Он упирается в щеку и его необходимо как бы вытолкнуть рукой, нажимая на щеку. Данное упражнение укрепляет мышцы и стимулирует кровообращение.

«Колечко»

Указательный и большой палец необходимо сложить в форме колечка небольшого диаметра и проталкивать в это колечко язык. Чем уже колечка, тем эффективнее упражнение. После упражнения язык необходимо расслабить, высунув его изо рта и свесить вниз.

«Косточка»

Артикуляционная гимнастика для звука «р» в данном упражнении выполняется при помощи счетной палочки, которая выполняет роль косточки. Ее необходимо разместить за верхними резцами и прижать языком. Мысленно досчитав до 10-20, косточку можно убирать.

Далее, необходимо проделать то же самое, но на этот раз, косточка помещается на нижние резцы. Очень важно, чтобы при выполнении данного упражнения, рот был максимально открыт. Чем дольше выполняется упражнение, тем толще должна быть косточка. Многие предпочитают со счетной палочки, переходить на карандаш или ручку.

«Гармошка»

Язык упирается в небо, после чего нужно закрывать и открывать рот. Для усиления эффекта, можно двигать челюстью из стороны в сторону. (Упражнение для уздечки).

Необходимо открыть рот и положить язык на нижнюю губу, придав ему форму чашечки. Многие испытывают затруднение, выполняя данную процедуру, потому что не могут расслабить язык. Достаточно просто пошлепать его верхней губой. Чтобы было проще понять, как именно это сделать, положите язык на нижнюю губу в форме чашечки и проговорите «пя, пя, пя!» Затем рекомендуется мысленно досчитать до десяти и подержать язык расслабленным.

«Налей в чашечку воды»

Данное упражнение поможет тем людям, которые не могут придать языку форму чашечки. В шприц набирается вода, после чего необходимо капнуть немного воды на язык и попытаться ее удержать.

Зачастую, форма чашечки автоматически будет достигнута. Все вышеперечисленные упражнения лучше выполнять перед зеркалом, чтобы больше понимать насколько хорошо они получаются.

«Фокус» (или «парашютик»)

Немаловажную роль в произношении играет дыхание. Проблема многих людей заключается в том, что они просто не умеют дуть на язык. Многие вдыхают воздух носом и пытаясь произнести звук «р» выдыхают воздух через нос, что и является причиной некорректного произношения. Какое упражнение поможет решить данную проблему?

Упражнение очень простое, но крайне эффективное. На кончик носа кладется небольшой кусочек ватки, затем язык нужно сложить в форме чашечки таким образом, что при выдохе сдуть ватку с носа.

Постановка звука «р» в домашних условиях

Наиболее правильное положение для постановки звука «р», является положение лежа. Почему положение лежа? Когда человек лежит на спине все мышцы, включая шейные, находятся в расслабленном состоянии. Поэтому поднимая язык к небу в положении лежа, он легче чувствуется.

Постановка, выполняется от протяжного звука «д», при помощи обычной соски. Соска позволяет выполнять упражнение более комфортно и способствует устранению болевых ощущений, которые могут возникать.

Упражнение «Завести моторчик»

На указательный палец надевается соска, язык ставится в правильное положение, которое было описано ранее, рот широко открыт и, при выдохе, во время проговаривания многократного звука «д» водим указательным пальцем по языку. Произношение звука «р» возникнет автоматически. Палец создаст необходимую вибрацию. Вот почему это упражнение называется «завести моторчик». Возможные ошибки, которые могут быть допущены:

  • Неправильное положение губ;
  • Язык должен плотно прилегать к альвеолам;
  • Следует тщательно зафиксировать правильное положение, чтобы язык не болтался из стороны в сторону;
  • Выдыхать необходимо со всей силы.

Упражнение «Ракета»

Широко открыть рот и зафиксировать вышеуказанное правильное положение языка. Затем большими пальцами прижимаем края и резко выдыхаем через рот.

После выполнения вышеописанных упражнений. Можно закрепить свои успехи. Отличным решением, для закрепления гимнастики, будет практика на песенках. Следует выбирать такие песни, которые содержат большое количество слов, ориентированных на звук «р». Также можно проговаривать ряд слов, содержащих в себе букву «р».

Максимальная эффективность всех упражнений достигается путем их систематического повторения. Артикуляционная гимнастика для постановки звука «р» может выполняться в домашних условиях. Однако не стоит отказываться от помощи специалистов, которые обладают необходимым опытом и помогут избавиться от проблем с произношением звука «р» более эффективно.

Звук «Р» – это один из самых сложных звуков в русском языке. Если малыш его вообще не произносит, то «поставить» этот звук будет гораздо проще, чем исправлять картавость.

Речевой аппарат готов к произношению звука «Р» ориентировочно в 5−6 лет. Поэтому до этого возраста, если ребенок не начал произносить «Р» самостоятельно, не форсируйте события. Ни в коем случае не приставайте к ребенку со словами: «Скажи Р-Р-Р!» Малыш постарается выполнить вашу просьбу, а поскольку его речевой аппарат еще не готов к произношению данного звука, то он получится неправильный. Ребенок запомнит эту артикуляцию и дальше будет произносить «Р» именно так.

Последнее время все больше встречатся детей с речевыми нарушениями. Логопед нужен практически каждому второму ребенку. С чем же это связано? С экологией? Вообще, да. С ее ухудшением с каждым годом рождается все больше слабеньких детей. Плохо развивается у них и речевой аппарат. Но, оказывается, есть и другая причина, по которой современные дети начинают говорить позже, чем мы и наши родители в своем детстве. Выяснилось, что большое значение имеет то, чем вы ребенка кормите.

В последнее время педиатры пришли к выводу, что прикорм грудничкам надо вводить с шести месяцев, чтобы не испортить им животики. А вот раньше детей переводили на новое питание с трех месяцев. Пищеварению это, как позже выяснилось, вредило, а вот гимнастика для артикуляционного аппарата была отменная. Ребенок с раннего возраста учился жевать и, соответственно, быстрее был готов заговорить.

Баю-бай! Почему малыш не спит?

  • Подробнее

Что же делать в таком случае? Не кормите детей исключительно протертыми кашами! Когда вводите прикорм, поскорее учите его жевать, давайте твердую пищу – пусть почаще грызет морковку, яблоко.

Кстати, наблюдения специалистов привели к выводу, что у детей, которые находились на грудном вскармливании, речевой аппарат более подготовлен к речевой деятельности, чем у «искусственников». А все потому, что сосать грудь – это труд и, соответственно, хорошая зарядка для ротика малыша.

Если ребенку уже исполнилось шесть лет, а звука «Р» так и нет, то обязательно обратитесь к логопеду. Возможно, вам достаточно будет в течение какого-то времени выполнять ряд артикуляционных упражнений, чтобы «завести моторчик». А может быть, выяснится, что у ребенка короткая уздечка, которая и не дает произнести звук «Р». В таком случае логопед либо поможет растянуть ее, либо посоветует посетить хирурга, чтобы надсечь уздечку. Процедура довольно простая, поэтому не стоит ее бояться.

Самое главное – внимательно следите за речью своего ребенка. При обнаружении дефектов как можно раньше обращайтесь к специалистам. Став взрослыми, ваши дети будут благодарны вам за то, что вы постарались сделать их речь чистой.

На заметку! Вот одно из самых эффективных упражнений для постановки звука «Р»:

Называется оно «Заведи моторчик» . Для звука Р характерна вибрация языка. Добиться ее проще, используя механический способ. Для этого вам понадобится ватная или коктейльная палочка (не остарая), но можно выполнять это упражнение и при помощи пальца (но прежде, конечно же, не забудьте хорошенько вымыть руки!).

Попросите ребенка сделать язык широким и поднять его за верхние зубы. Малыш должен многократно произносить звук «Д». Получается это так - ддддддддддд. Вы в это время палочкой, либо пальцем производите частые колебательные движения справа налево по небу возле кончика языка. При этом звук ддддддд «превращается» в звук ррррррр. Регулярно проводя такое упражнение, артикуляционный аппарат ребенка учится и запоминает, как нужно произносить звук «Р».

Это упражнение ребенок может выполнять самостоятельно при помощи пальца.

Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков - фонем - и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии и патогенеза; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения, как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы.

Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.


1. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 3-4 раза в день по 3-5 минут. Не следует предлагать детям более 2-3 упражнений за раз.

2. Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз.

3. Статические упражнения выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении).

4. При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.

5. Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления. Если же ребенок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить новых упражнений, лучше отрабатывать старый материал. Для его закрепления можно придумать новые игровые приемы.

6. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.

7. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.

8. Начинать гимнастику лучше с упражнений для губ.

Организация проведения артикуляционной гимнастики

1. Взрослый рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы.

2. Взрослый показывает выполнение упражнения.

3. Упражнение делает ребенок, а взрослый контролирует выполнение.

Взрослый, проводящий артикуляционную гимнастику, должен следить за качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому. Также важно следить, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. В противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.

4. Если у ребенка не получается какое-то движение, помогать ему (шпателем, ручкой чайной ложки или просто чистым пальцем).

5. Для того, чтобы ребенок нашел правильное положение языка, например, облизал верхнюю губу, намазать ее вареньем, шоколадом или чем-то еще, что любит ваш ребенок. Подходить к выполнению упражнений творчески.

Сначала при выполнении детьми упражнений наблюдается напряженность движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение исчезает, движения становятся непринужденными и вместе с тем координированными.