Учимся составлять классическую световую схему. Боковой свет Свет сбоку

  • Дата: 03.03.2022

Положение источника света

Место размещения источника света очень сильно повлияет на вашу фотографию. Положение источника света меняет на вашем снимке контраст. Контраст - это разница между самыми светлыми и самыми тёмными областями вашей фотографии. Изображения с низким контрастом освещены равномерно - на них почти нет теней. Изображения с высоким контрастом освещены скачкообразно - там есть и тёмные тени, и яркие пятна.


Три базовых позиции

Базовых позиций для источника света три - фронтальная, боковая и контровая.

Фронтальный свет также можно описать как «свет, идущий по той же оси». То есть источник света смотрит в ту же сторону, что и объектив, находится с ним на одной линии. Следовательно, на левую и правую часть сцены падает одинаковое количество света, поэтому освещение получается очень равномерным. Теней почти нет. Это делает изображение «плоским» и низкоконтрастным.

Боковой свет - это 90 градусов от позиции вашего объектива. Такое освещение даёт яркие места с одной стороны изображения и тени - с другой. Поскольку одна часть вашего изображения яркая, а другая тёмная, такое освещение делает снимок высококонтрастным.

Контровый свет - это 180 градусов от позиции вашего объектива. То есть источник света смотрит прямо на ваш объектив. Как правило, снимаемый вами объект блокирует большую часть этого света, создавая силуэт.

Фигура и Форма

Когда мы видим двумерный объект и понимаем, что это, то называем это «фигурой». Когда вы видите силуэт дерева, то инстинктивно понимаете, что это дерево.

Форма - это когда мы видим «глубину» нашего объекта. Если вы смотрите на фотографию дерева с тенями, которая показывает, что это ствол этого дерева - большой и круглый, то вы смотрите на «форму».

Перемещая источник света с передней позиции (где нет теней) на боковую (больше теней), вы создаёте форму. Когда вы перемещаете источник света за объект, то создаёте фигуру. Играя с позицией источника света, вы не только определяете контраст вашего снимка, но и выбираете яркие участки фигуры или формы.


Цвет против чёрно-белого

"Фигура - враг цвета" , - Джозеф Альберс

Объекты, которые хорошо выглядят фигурами, тянет к монохроматичности. Если вы хотите создать драматичное чёрное-белое изображение, используйте боковой и задний свет. Если вы хотите делать красивые цветные снимки, используйте фронтальный свет.

Фронтальный свет акцентирует цвета.

Решение проблем

Иногда простое смещение одного единственного источника света может превратить заурядный снимок в нечто экстраординарное.


Делая этот снимок, я хотел придать ему атмосферу «джаз-клуба». Я попросил агентство, чтобы мне прислали модель, которая в свои 40 выглядит так, будто уже не первый день поёт в клубах. Они прислали ко мне 17-летнюю модель с почти безупречной кожей. Но мне нужен был совершенно другой типаж. Чтобы скрыть возраст модели и сделать фото более светлым, я сфотографировал прямо в свет. Таким образом, направление света поменялось -- теперь он светил не слева, а позади модели. Кроме того, какое-то количество света отразилось от пола студии, чего оказалось достаточно для того, чтобы слегка детализировать микрофон.

Я использовал большой софт-бокс 4х6 , который стоял примерно в 50 градусах справа от камеры. Монохроматические тона этого снимка играют с направлением света, создавая изображение, преисполненное фигурой и текстурой. Если бы я использовал фронтальный свет, то не было бы теней для придания снимку формы. Я разместил свет далеко сбоку, чтобы акцентировать фигуру снимка.

Этот снимок был сделан при помощи одного Giant Reflector 300. Он был настолько велик, что я стоял прямо перед ним. Благодаря этому удалось получить идеальный фронтальный свет. Поскольку рефлектор был параболическим, свет получился очень направленным - в результате тени очертили тело модели. Цвета и виньетирование были добавлены при постобработке.

Теперь вы знаете, как расположение источника света влияет на ваши снимки, и можете попробовать это самостоятельно. Вас поразит то, чего вы можете достичь, просто меняя позицию источника света.

Добрый день! На связи, Тимур Мустаев. Любой фотограф понимает, насколько важно освещение в его работе. Умение правильно его использовать – ключевой навык, который выручит даже при непростых окружающих условиях.

Существуют разные виды света, типы световых устройств. Одна из самых значимых классификаций производится на основе направленности светового источника. В связи с этим я хочу у вас спросить: боковой свет в фотографии — что мы знаем о нем? Как и когда его лучше использовать?

Свет сбоку

Выбор правильного и выгодного типа освещения сам по себе непрост. Так, помимо общих моментов по данному вопросу, существует еще и разное положение источников света, что, конечно, оказывает влияние на изображение.

Если мы мысленно прочертим окружность, в центре которой будет объект/субъект съемки, то по ее краям можно разместить осветитель.

Непосредственно боковым считается свет (БС), стоящий сбоку от модели и направленный на нее так, что между светом и фотографом угол 90 градусов.

Очертания, текстура – они станут в этом случае более привлекательными, четкими, за счет чего появится и объем. Часто БС применяется в портрете, но и фотопейзажисты его любят, а также архитектура города смотрится с ним эффектно.

При фотографировании на улице, будь то природа или люди, всегда нужно помнить, что, если сравнивать со студией, здесь свет меняется от времени суток и нужно успеть поймать его.

Солнце в боковом положении обычно приходится на период, раньше полудня, или уже ближе к концу дня. Почему так? Солнце в зените (в наивысшей своей точке) светит сверху и практически не создает теней на объектах, точнее уводит их вниз, они стремятся к земле. У человека же это будет выражено, как минимум, в жутких темных мешках под глазами и подбородком.

Важность света

То, где будет стоять и, следовательно, откуда будет идти свет, является решающим фактором. Небольшое отклонение – и вы получите уже другой вид картинки!

Кроме бокового, можно говорить о фронтальном (переднем) и противоположном ему – (заднем).

Также между боковым и фронтальным выделяют диагональный (под 45 градусов), безымянный и скользящий, которые расположились по обе стороны от диагонального. Безусловно, любой тип можно представить очень грамотно и интересно, если использовать в подходящей ситуации и со знанием дела. Но именно боковой (или боковой – диагональный) считается наиболее удачным.

Каковы же его свойства?

  • Во-первых, он удобен для нас. Ведь он светит сбоку, то есть не четко прямо на модель, находясь где-то за фотографом, который может его перекрывать, и не сзади объекта фотосессии, попадая в объектив и тем самым нанося ему определенный вред.
  • Во-вторых, он, как уже сказано, дает объемность в отличие от фронтального, делающего фото плоскими. И при этом боковой не создает сильных проблем, как, например, свет сзади: в последнем случае мы имеем пересветы, темный объект и чрезмерно яркий фон, очень жесткий контраст.

Таким образом, с боковым освещением мы получаем красивое изображение без лишней возни при постобработке. Хотя кто-то может назвать его предсказуемым и легким вариантом в силу описанных положительных черт.

Примеры использования

Чтобы научиться понимать и управлять светом, наилучшим решением является работа с каким-то одним видом. Для начала. Потом можно добавлять больше источников и свободно экспериментировать со световыми схемами. Предлагаю читателям самостоятельно попробовать такой вариант и посмотреть, какой результат можно будет получить. Мы говорим ниже о студийных условиях.

Значит, в рамках данной темы главный рисующий свет представлен сбоку и направлен на модель, один или два других устройства подсвечивают фон. С помощью такой постановки мы можем получить теневой или световой эффект, когда одна сторона лица освещена, а другая — нет. БС будет приходиться как раз на ухо человека.

  • Первый тип: лицо немного повернуто к свету так, что освещается узкая часть лица, а широкая – больше обращенная к фотографу – в тени. В таком полуобороте по профилю и линии носа проходит граница света и тени.
  • Второй : лицо мы отворачиваем от источника, тогда узкий участок лица притеняется, а вот широкий остается на свету.

Главное – четко расположить осветитель, какую же позу, выражение лица примет клиент будет уже предметом творческого видения.

При этом поворот головы модели относительно источника может быть необязательно таким, как я описал выше. Варьируйте его, тем самым создавая совершенно другие образы и узоры. Это может быть анфас, легкий или классический поворот и т.д.

Понимаю, что много факторов нужно учесть, но я прошу взять на вооружение еще один: как только появится блик от света в глазах модели, то все фото сразу же покажется живым и выразительным.

Вы совсем не разбираетесь в своем зеркальном фотоаппарате? Вы только фотографируете на автоматическом режиме? Тогда зачем вам зеркальный фотоаппарат? Рекомендую вам курс, который научит использовать все функции фотокамеры. После изучения, научитесь делать изумительные фотографии на зависть вашим друзьям!

Цифровая зеркалка для новичка 2.0 — для тех, у кого зеркальный фотоаппарат NIKON.

Моя первая ЗЕРКАЛКА — для тех, у кого зеркальный фотоаппарат CANON.

Искренние пожелания в дальнейших успехов! Ваш гид в мире фотографии.

Всех вам благ, Тимур Мустаев.


А здесь?

Все достаточно очевидно, в первом варианте свет льется сзади, такой свет называют задним или контровым, а во втором свет боковой, окно справа. Посмотрите, как меняется фотография в зависимости от расположения источника.

Все схемы света показаны на этом рисунке:


(c) схема отсюда

Здесь эллипс - источник света, который может располагаться в точках
- 1-2, 3-4 (по некоей статистике утверждается, что такая схема используется в 80%), это задне-боковой свет
- в точке 12, это контровый свет (в 10%)
- в точках 3 и 9 - боковой свет (тоже в 10%)
- и точки 4, 6 и 8, располагать в них источник света не рекомендуется вообще

С одним источником света обязательно использование отражателей . Отражатель по сути тоже является источником света (отраженного), а потому смягчает резкие тени и подсвечивает затемненные участки, лишенные света из основного источника. В фуд-фотографии самые важные отражатели - белого цвета! Можно работать с серебряными и золотыми, но осторожно. Белые отражатели легко изготавливаются, ватманом можно обклеить картон и прицепить прищепку для устойчивости, можно использовать куски пенопласта. Серебряные и золотые отражатели делаются из фольги, как правило.

Ниже - схемы, показывающие расположение объекта съемки, источник света и отражатель.

Источник света сзади , отражатели по бокам:

(c) схема отсюда

Я для этой схемы часто использую отражатель спереди, который просто держу в руке:


(c) схема отсюда

Задне-боковой свет:

(c) схема отсюда

Источник света сбоку:

(c) схема отсюда

А теперь посмотрим, какие получаются фотографии с разными схемами!

Свет из окна - справа , очень резкий, хотя в это замечательное окно никогда не шпарит солнце во всю дурь. Однако, свет слишком жесткий, справа переэкспонирован фон, на ягодах цвет выбит, слишком большие блики. Я не использовала отражатель, поэтому тень слева - резкая.

Для смягчения света я применяю рассеиватель ! У меня он профессиональный, но раньше я использовала белый пергамент, который скотчем прикрепляла на окно. Можно использовать прозрачную белую тюль. Без рассеивателя я практически не снимаю. Ниже - фотография, сделанная с рассеивателем.

И наконец - с отражателем слева от баночки. Тень заметно смягчилась.

А это контровый свет , очень интересная подсветка, но фон сзади сильно переэкспонирован даже(!) с использованием рассеивателя.

Поэтому я просто уменьшила экспозицию на своей камере:

Ну и пример схем, которые не рекомендуется использовать. Свет падает на баночку с джемом спереди, я стою спиной к окну, фотографирую немного сбоку. Темновато, плоско, неинтересно, свет "в лоб" бьет по ягодам, создавая некрасивые блики.

Поставила сзади белый отражатель, но фото это не спасло.

Приведенные фотографии не обработаны; конечно, надо чуть-чуть подретушировать, главное, что в обрабатываемой фотографии изначально не будет пересветов, грубых бликов и жестких теней.

Пример обработки:

Есть одна тема, о которой чрезвычайно обожают разговаривать проф папарацци. Наиболее того, они считают, что это тема одна из самых означаемых в фото. И эта тема — свет. Пейзажисты разговаривают о критериях освещения и о специфичных типах света. Портретисты нередко разговаривают о свете как о приборе, влияющем на итог. Фотожурналисты и странники разговаривают о том, чтоб «поймать момент» при определенном освещении. Все проф папарацци разговаривают о свете, и критериях освещения.
Ежели свет так главен для проф фотографов, то и обычным фотографам идет знать и осмысливать, что такое свет и какой он посещает. Потому задачка данной статьи — осмотреть, какой посещает свет и как он влияет на вашу фотографию.

Тройная природа света.

Мастера произнесут вам, что для хоть какого фотографа свет имеет тройную природу: цвет либо окраска, направление и тип. Эти три сочиняющие влияют на то, как в итоге будет смотреться фото. Понимание и правильное внедрение этих сочиняющих дозволяет творить самые лучшие фото.
Цветовая сочиняющая света
В 1665 году, Сэр Исаак Ньютон, провел опыт, показавший, что видимый свет состоит из 7 цветов(красноватый, оранжевый, желтоватый, зеленоватый, голубой, голубий и фиолетовый).
На данный момент мы знаем, что на самом деле в свете еще больше цветов, из которых складывается диапазон. А человечий глаз вообщем распознаёт лишь часть диапазона, и разные инфра красноватые и ультра фиолетовые цвета остаются за границами нашего зрения.
Незапятнанный, белоснежный свет, на самом деле есть ни что другое, как сочетание разных цветов. Потому свет не постоянно посещает «чистым». Нередко цветовой баланс «чистого» света может быть сдвинут в сторону какого то 1-го определенного цвета. И когда такое приключается — свет изменяется. Природный свет вообщем не посещает неизменным, он изменяется непрерывно, на протяжении всего дня. И что самое основное для , конкретно изменение света может придать абсолютно различное настроение одной и той же фото. Поточнее даже не само изменение света, меняет настроение , а изменение цветовой сочиняющей света, направления света, дозволяет фотографу передать конкретно то настроение, которое ему охото. Не просто показать созерцателю объект, а передать определенную атмосферу вокруг объекта, сделать зрительный контакт со созерцателем. Превосходные папарацци постоянно избирают свет, который дозволит им не просто сфотографировать объект, а передать некоторое эмоциональное послание, настрой, который сам фотограф вносит в свою работу. Неискушенные папарацци, которые не знают о природе света и как им править, часто не могут достигнуть того чего же желают, и остаются ворчливы своими снимками, поэтому что смогли передать изображение, но это изображение вышло кислое и мертвое, не вызывающее никаких чувств у созерцателей.

Нейтральный свет

Фото 1. Нейтральный свет

Нейтральный свет, не имеющий очевидно выраженной цветовой окраски, идеален в случае, когда охото получить «натуральный» цвет объекта съемки. На фото 1 показана фото, изготовленная в нейтральных критериях освещения. Эти условия предполагают, что свет не прибавляет никакого «чуждого» цветового оттенка к изображению. Это чрезвычайно главно для данной фото морской волны, поэтому что белоснежный цвет пены критичен для этого снимка и мы обязаны снимать волну в свете, не имеющем «цветовой примеси». Потому для данной фото — нейтральный свет как разов то что надобно.

Нейтральный свет мы можем отыскать в течении всего дня, когда солнце теснее конечно встало, но еще не начало садится. Практически самый нейтральный свет мы имеем тогда, когда солнце стоит в зените, прямо над головой.
Те папарацци, которые желают применять нейтральный свет, обязаны держать в голове о неких правилах.
Мощная облачность сдвигает окраску нейтрального света в сторону голубоватого. Тневые области так же имеют немножко синий оттенок. Свет, который чем то отфильтрован либо отражен, так же может оказаться не «чисто белоснежным», нейтральным. То есть фотограф снимающий в лесу, может найти, что нейтральный свет стал немножко зеленым, пройдя через листья. А фотограф работающий где то в каньоне, со светом отраженным от стенок, может увидеть, что отраженный свет тоже получил маленькую окраску, опосля того как соприкоснулся со горой.

Теплый свет

Теплый свет хорош для того, чтоб создать мечтательное, «зовущее» изображение. Людям свойственно сравнивать теплый свет с ощущением удобства, дружественности и романтичности. К примеру, пара влюбленных, сидячих на берегу около костра, кидающего на их теплый свет. Супруг и супруга, отмечают собственный юбилей, сидя за столом освещенным теплым, дрожащим огнем свеч.

Фото 2. Теплый свет

На фото 2 показано, какие условия творят теплый свет. Фото изготовлена в то время, когда солнце теснее клонилось к горизонту и свет стал чрезвычайно теплым. Теплые тона необыкновенно заметны на горе. Эти тона придают фото чрезвычайно нежное, привлекающее настроение. Тяжело не увидеть, как главна тут цветовая сочиняющая освещения.
На фото запечатлен один из более «снимаемых» водопадов в Калифорнии. Я видел несколько фото этого водопада, изготовленных проф фотографами и все эти снимки были изготовлены в теплом свете. Иными словами, для неких фото, сходственных данной, верный свет это обязательное условие, которое нельзя упускать из вида. Ежели упустите — то превосходной фото вы не получите.
Проще всего теплый свет застигнуть сходу опосля восхода солнца либо конкретно перед закатом. Из за низкого положения солнца, его лучи преломляются в воздухе и смещаются в сторону красноватого диапазона. Но сходу опосля заката и конкретно перед рассветом, солнце стоит так низко, что преломление его лучей в атмосфере приводит к смещению в голубий диапазон, что убивает теплый свет и дает прохладный.
Самые теплые тона посещают где то в течении получаса опосля восхода и получаса до заката. Опосля восхода, теплота уходит равномерно, на протяжении пары часов опосля рассвета. По опыту можнож увидеть так же, что на закате свет наиболее теплый, чем на восходе. Папарацци, использующие теплый свет, так же обязаны не забывать о тенях и облаках, приобретающих синий оттенок.

Прохладный свет

Прохладный свет хорош для творения атмосферы спокойствия, тишины и замороженности. Людям свойственно принимать голубой и голубий цвет как несущий прохладу и спокойствие. Как показательный пример — лед, ранешным зимним днем, когда он имеет интенсивный голубой оттенок.

Фото 3. Теплый и прохладный свет

На фото 3 показан пример прохладного света. Поточнее на этом фото есть и прохладный и теплый свет. Облака над горизонтом имеют чрезвычайно теплый оттенок, за счет заключительных лучей заходящего солнца, а океан теснее поглотили сумерки. Океан освещен прохладным светом, отраженным от неба и это придает ему атмосферу спокойствия и прохлады.
Контраст меж прохладными и теплыми тонами увеличивает общее воспоминание от фото. Эта фото превосходно передает атмосферу пришествия ночи. Когда теплое солнце теснее практически скрылось за горизонтом и на смену ему прибывает прохлада ночного океана.
Почаще всего прохладный свет можнож застигнуть в кратких интервалах меж первыми лучами солнца и самим восходом, а так же опосля заката, но до пришествия полной темноты. В это краткое время земля освещена мягеньким, безмятежным, голубоватым светом. Время от времени можнож застигнуть и смешанное освещение, такое как на фото 3. Ну и окончательно, прохладные голубые тона нередко можнож получить в тени либо при великий облачности.
К происхождению прохладного света так же приводит преломление солнечных лучей в атмосфере. Лишь сейчас это преломление ведет к смещению в голубий диапазон. Фактически свет непрерывно преломляется в атмосфере. Конкретно из за преломления света в атмосфере громадная прозрачная масса воздуха видится нам как голубое небо. И цвет этого неба непрерывно изменяется в течении дня, в зависимости от того, как в данный момент преломляются лучи.
Перед восходом и опосля заката, земля освещена не прямыми лучами солнца, а светом, отраженным от голубого неба, что и дает синий оттенок. То же самое происходит и с тенями при ясном солнце. Тени получают синий отлив из за того, что освещение, которое есть в тени — предпочтительно отраженное.

Цвет и Насыщенность

Насыщенность это иной нюанс, очень главный для хоть какого фотографа. С фотографической точки зрения, насыщенность связана с интенсивностью цветовой сочиняющей. Чем яснее цвет, тем посильнее насыщенность. Блеклые цвета напротив имеют слабенькую насыщенность. С технической точки зрения, насыщенность связана с тем, как много белоснежного света окрашивается иным цветом. Насыщенные цвета имеют чрезвычайно малюсенькую сочиняющую белоснежного света, потому они и кажутся ясными. И чем посильнее цвет «разбавлен» белоснежным, тем он наименее насыщен.

Фото 4. Насыщенные цвета

Фото 4 имеет насыщенные цвета. Ясные краски на фото приятны для глаза. Листья имеют ясный и точный красноватый, оранжевый и желтоватый цвет. Объект на фото смотрится даже лучше чем в жизни — это отличительно для насыщенных цветов.

Фото 5. Слабо насыщенные цвета

На фото 5 пример слабо насыщенных цветов. Травка и листья деревьев имеют блеклый, тусклый зеленоватый цвет. Это итог того что фото была изготовлена при неблагоприятном освещении.
Так как цвет придает настроение и увеличивает воспоминание от фото, то и насыщенность чрезвычайно главна. Нередко папарацци желают богатых, ясных красок. Закат — самый отличительный пример для этого варианта. Чем наиболее насыщенные краски у заката — тем он наиболее впечатляющий.
Папарацци обязаны знать какие причины влияют на насыщенность. Одним из самых означаемых причин является время дня, когда была изготовлена фото. Традиционно, ранешным днем и вечерком цвета наиболее насыщенные чем в середине дня. Ежели вы пристальнее поглядите на благовидные пейзажные фото, то обратите внимание, что в главном все они были изготовлены либо в первой либо во 2-ой половине дня, а не в середине. Одна из обстоятельств этого — в насыщенности цветов.

Рациональные условия для поляризатора

Иным методом водящим к увеличению насыщености, является внедрение поляризационного фильтра. Поляризованный свет понижает насыщенность красок. Не будем вдаваться в физику поляризованного света, заметим лишь, что поляризаторы как разов и необходимы для того, чтоб «отфильтровать» поляризованный свет и тем самым прирастить насыщенность. Но идет знать, что поляризационный фильтр при различных критериях не постоянно дает один и тот же итог. Величайший эффект от поляризатора выходит тогда, когда камера размещена под правильным углом к направлению солнечных лучей. В идеале это перпендикулярно лучам света. На рисунке 6 показано наилучшее положение камеры условно объекта и направления солнечного света при использовании поляризатора. То есть меж объектом, камерой и источником света обязан быть прямой угол. Как лишь мы начнем удаляться от перпендикулярного положения, эффект от поляризатора начнет понижаться. Потому, ежели солнце будет прямо перед вами либо у вас за спиной, никакого эффекта от поляризатора вы не получите.
Так же поляризатор проблематично применять для широкоугольных снимков и панорам. Широкоугольные объективы захватывают очень великое изображение, что приводит к тому, что углы меж камерой, солнцем и различными точками изображения будут сильно различаться друг от друга. То есть поляризатор будет предоставлять различный эффект для различных областей широкоугольной фото. Обычный пример — пейзаж снятый с широкоугольным(панорамным)объективом. Насыщенность красок неба будет сильно различаться по краям фото и в ее середине.
Не считая поляризатора и медли дня на насыщенность влияет и экспозиция. При различной экспозиции вы получите различную насыщенность цветов. Для образца, папарацци использующие слайдовую пленку, нередко умышленно недоэкспонируют изображение где то на пол ступени, чтоб прирастить насыщенность красок. Но то как экспозиция влияет на насыщенность, зависит от пленки либо цифровой матрицы фотоаппарата, цветов изображения и почти всех иных причин. Потому тяжело заблаговременно предсказать как воздействует изменение экспозиции на насыщенность. Лучший совет в данной ситуации — применять автоматический брейкетинг(ежели ваш фотоаппарат довольно продвинутый и имеет такую функцию), а потом просто из 3 изготовленных фото выбрать ту, которая приглянулась больше.

Цвет и его восприятие человеком.

Когда имеешь дело с цветовой сочиняющей света, надобно держать в голове о нескольких вещах. 1-ая из их — человечий мозг. Мозг не просто пассивно получает и передает информацию. Перед тем как мы понимаем информацию, наш мозг теснее успевает обработать ее. Так как мозг каждого жителя нашей планеты работает по собственному, то и информацию он обрабатывает по собственному. Приведем пару образцов для иллюстрации. Один доктор психологии поведал о занимательном опыте. На жителя нашей планеты надевали особые очки, которые демонстрировали все вверх ногами. Но людей не мог длинно принимать информацию в таком виде. Через какое то время мозг жителя нашей планеты адаптировался и начинал обрабатывать входящую информацию по иному, перекладывая изображение обратно!Иными словами человечий глаз получал перевернутое изображение, а потом мозг перекладывал изображение обратно и людей принимал изображение опять как обычное. 2-ой пример — обыкновенные горнолыжные очки. Ежели вы оденете очки с желтоватыми защитными стеклами, то какое то время все вокруг, и снег и небо, будет иметь ясно выраженную желтизну. А позже ваш мозг приспосабливается к этому, начнет отфильтровывать желтизну и вы опять станете принимать окружающий мир в обычных цветах
Как видно из заключительного образца, человечий мозг может изменять те цвета которые мы видим на самом деле. Просто великую часть медли мы не понимаем этого. К примеру когда вы выходите из темного помещения на ясный свет, 1-ые секунды вы не убеждены в том что все цвета вокруг — правильные. Для фотографов это восоздает делему — они не могут быть убеждены в том, что созерцатель примет цвета фото так же как и они сами. То есть мы не постоянно видим цвета такие какие они есть на самом деле. Касательно теплых и прохладных тонов это выражается в последующем. Цвет объектов по собственной природе неизменен, но может изменяться в зависимости от освещения объекта и от цветовой сочиняющей освещения. Человечий мозг имеет тенденцию отчасти отфильтровывать «лишние» цветовые сочиняющие(вспомните пример с желтоватыми очками). То есть те цвета которые на самом деле чрезвычайно теплые либо чрезвычайно прохладные, мы видим наименее теплыми и наименее прохладными чем они есть на самом деле, и какими их видит камера и какими они записаны на пленку либо цифровую матрицу. Потому неопытный фотограф, незнающий о том что вечерком объекты получают теплые тона, может быть удивлен, когда увидит, что на отпечатке, шкура его любимой супруги заполучила желтый оттенок, желая «живьем» его глаз никакой желтизны не нашел.
Так что же делать ежели мы не можем доверять своим очам?Есть пару советов.

Совет 1-ый — вглядывайтесь.

Ежели вы желаете узреть как теплые либо прохладные тона получатся на фото освещенного объекта, то всмотритесь в ближайшую тень, до тех пор пока ваши глаза не приспосабливаются. Потом живо переведите взор на освещенный объект. В течении краткого медли вы будете принимать теплые тона наиболее приближенными к их реальному виду. И напротив, чтоб узреть как получится тень, сначала приглядитесь к освещенному объекту(но не глядите прямо на свет!) а когда адаптируетесь, переведите взор на тень.

2-ой совет надобно просто выучить. Фотограф должен:

Осмысливать что такое цветовая сочиняющая света и какие условия приводят предоставляют свет определенного типа.
Осмысливать как принимает свет камера и человечий мозг
Наработать определенный опыт чтоб осмысливать в каком виде, то что мы видим очами, будет зафиксировано камерой
С сиим пониманием и опытом фотограф сумеет предугадать как его события отразятся на цветовой тональности фото.

«Правильные» цвета

Чтоб получить на пленке либо матрице фотокамеры те цвета которые вы желаете, малюсенько просто навести камеру на объект и надавить на спуск затвора. В случае пленки нельзя забывать о том, что большая часть пленок, необыкновенно проф, предусмотрены для определенных критерий. Есть пленки умышленно для дневной съемки, есть для вечерней и ночной. И ежели условия, для которых сотворена пленка, не будут соблюдены, то итог будет приметно различаться от ожидаемого
Цифровые камеры немножко наиболее эластичные в этом плане. Они могут подстраиваться под определенные условия освещения. Это происходит поэтому что цифровая камера не просто фиксирует цвет а непрерывно вычисляет цветовую температуру. Вероятно вам наиболее обыкновенно слово — баланс белоснежного. Чем наиболее «продвинутая» камера тем больше у нее способностей по управлению цветовой температурой. Но на данный момент мы не будем углубляться в тонкости цветовой температуры в цифровых фотокамерах, ибо это отдельная великая тема.

Тип света

Тип света нередко определяется понятиями твердый либо мягенький свет. Но эти понятия довольно неясны. Ежели вы скажете человеку дальнему от фото что вы сделали снимок при мягеньком свете, то быстрее всего он просто не усвоит о чем вы разговариваете. Но есть наиболее практичное изъяснение тому что есть мягенький и твердый свет. Мягкость либо твердость света определяется сочетанием контраста, деталей в тенях и динамическим спектром. Не считая того мягенький либо твердый свет может быть характеризован его зрительным восприятием и той эмоциональной нагруженностью, которую он передает созерцателю.

Твердый свет

Фото 7. Твердый свет

Твердый свет прямой, резкий, и нередко указывает объект в несколько некрасивом, «суровом», виде.
На фото 7 отличительный пример твердого света. Фото была изготовлена в пустыне, когда солнце было прямо в зените. В итоге фото вышла как бы чрезвычайно «грубой», земля просто залита солнцем, а тени так темные, что в их не различить деталей. На большая часть жителей нашей планеты сходственная фото будет создавать немножко «давящее», неуютное воспоминание. Желая без сомнения определенный художественные смысл есть и в данной фото, твердый свет как бы выпячивает, подчеркивает, как ветхий и разрушенный кузов у кара.
Твердый свет имеет чрезвычайно высочайший контраст. Это превосходно видно на фото 7. Земля в солнечных лучах так ясная, что еще чуток чуток и глядеть на нее станет просто досадно. А в тени напротив — фактически полная темнота. Линия меж делящая тень и освещенные участки чрезвычайно точная, острая как лезвие ножика.
На фото нет ни 1-го места где свет плавненько переходил бы в тень. Все переходы резкие и внезапные.
Твердый свет имеет тенденцию истреблять детали в тенях. Как видно на образце с машинкой, в тени фактически невероятно рассмотреть ни одной детали, лишь непрерывное темное пятнышко. Окончательно ежели несколько прирастить экспозицию, это выявит некие детали в тенях, но при этом земля на освещенных участках станет еще наиболее выбеленной. Утрата деталей в тенях следствие широкого динамического спектра твердого света.
Динамический спектр описывает спектр тональных значений который может зафиксировать некоторое устройство(в нашем случае фотокамера). Иными словами, это спектр тонов от самой черной точки которую может зафиксировать камера, до самой ясной точки. В фото динамический спектр измеряется в стопах. Когда освещенность возрастает на 1 стоп, то количество света попадающее в камеру удваивается. Изменение экспозиции на одну ступень и есть изменение на один стоп, на 2 ступени — 2 стопа и так дальше. Цветные пленки и лучшие цифровые камеры имют динамический спектр где то в 5 стопов. Это означает что самая ясная точка, которая будет зафиксирована, где то в 32 раза яснее чем самая черная(каждый стоп удваивает количество света, так что выходит что 5 стопов — это 2 * 2 * 2 * 2 * 2 = 32). Слайдовая фотопленка имеет динамический спектр в 3 стопа. К раскаянию, объект освещенный твердым светом имеет динамический спектр в 10 и наиболее стопов. Иными словами так как динамический спектр ваша камеры еще меньше, то камера просто не в состоянии зафиксировать все детали(самые ясные и самые черные точки). Лишь черно белоснежная фотопленка может иметь динамический спектр приблизительно одинаковый 10 стопам. В цвете же, при твердом освещении, детали в ясных и черных областях будут теряться.
В главном, бывалые папарацци предпочитают утратить детали в черных а не в ясных областях, то есть в случае твердого света — это детали в тенях.
Твердый свет восоздает чувство грубости, резкости и окостенелости. В большинстве случаев это досадное для жителя нашей планеты чувство. Но фотограф полностью может применять это чувство ежели того просит художественный умысел. К образцу, великолепный цветок снятый в твердом свете будет смотреться малопривлекательно.
Отчасти это соединено с тем очень высочайшим контрастом, и темными областями уходящими в полный сумрак. Иная причина в том, что твердый свет имеет тенденцию снижать насыщенность. В итоге цветок получится чрезвычайно блеклым.

Фото 8. Твердый свет

Но все это не разговаривает о том, что твердый свет нельзя применять. Для него есть свое место. Он может быть применен для подчеркивания грубости и окостенелости. К образцу фото пустыни изготовленная в твердом свете, подчеркнет атмосферу безжизненности песочных просторов. На фото 8 умышленно выбран твердый свет, чтоб выделить атмосферу запустения могилы, расположенной где то далековато в пустыне.
Твердый свет возникает тогда, когда мы имеем один маленький, но чрезвычайно ясный источник света. Полуденное солнце — обычный пример довольно твердого света. Невзирая на то что солнце само по себе окончательно совершенно не малюсенькое, практически, в зените оно находится на самом великом расстоянии от нас и кажется совершенно маленьким. К тому же в этом положении солнца, его свет фактически ничем не фильтруется и не преломляется что так же приводит к твердому свету. Таковым образом, фото изготовленные в тот момент, когда солнце в зените, а небо светлое и воздух незапятнанный — будут изготовлены при очень твердом освещении.

Мягенький свет

Фото 9. Мягенький свет

Противоположностью твердому свету, полностью разумно является мягенький свет. Он может быть трудный по собственной структуре и объекты в мягеньком свете часто смотрятся чрезвычайно привлекательно.
На фото 9 обычный пример фото в мягеньком свете. Для творения атмосферы, которую фотограф желал придать данной фото, мягенький свет является обязательным условием. На данной фото свет и тень трудно перемешаны, и нет явных резких переходов. К тому же мягенький свет увеличивает насыщенность красок.
Мягенький свет малоконтрастный. Ясные и затемненные области имеют тенденцию смешиваться совместно. Переход меж светом и тенью плавный, градиентный, в отличии от резкого перехода при твердом свете.
Как видно на фото 9, мягенький свет не истребляет детали в тенях. Это разговаривает о том что мягенький свет имеет еще наименее широкий динамический спектр чем твердый свет. При мягеньком свете у фотографа еще больше шансов, что динамический спектр самой сцены будет наиболее наименее совпадать с динамическим спектром камеры, и детали в черных и ясных областях не будут потеряны.
Мягенький свет восоздает чувство удобства. В пейзажных фото, мягенький свет почаще всего употребляется как разов для того чтоб усилить чувство красы места, которое снимает фотограф. И вновь же не запамятовывайте о том что при мягеньком свете, краски наиболее насыщенные чем при твердом.
Мягенький свет восоздает великий источник света, либо ежели свет от источника, каким или образом фильтруется. Свет, отраженный от какой или поверхности, нередко становится мягеньким. Когда свет фильтруется в атмосфере, то он тоже становится мягеньким. Это одна из обстоятельств, почему пасмурные либо даже дождливые дни лучше подходят для съемки цветов. Так же по данной причине большая часть превосходных пейзажей делается в первой либо 2-ой половине дня. Свет смягчается проходя через массы воздуха на его пути.

Направление.

Заключительней чертой света является его направление. Поточнее направление света по отношению к фотокамере и объекту съемки. Есть три главных направления — прямой, боковой и тыловой. Каждое направление имеет свои свойства и восоздает свою атмосферу на фото.

Прямой свет

Фото 10. Прямой свет

Прямой свет озаряет объект «в лоб», когда источник света находится за фотографом, либо над фотографом либо в конкретной близости от фотографа. Прямой свет нередко можнож узреть на нехороших пейзажах и еще реже на превосходных.
Пример такового света на фото 10. Традиционно объект, освещенный прямым светом смотрится достаточно неинтересно. На образце видно, что тени фактически отсутствуют а само изображение выходит «плоским», лишенным размера, поэтому что такое направление света имеет тенденцию минимизировать текстуры изображения.
Почаще всего объекты освещены прямым светом в середине дня, когда солнце находится над головой фотографа и освещает конкретно на объект.

Боковой свет

Фото 11. Боковой свет

Боковой свет подсвечивает объект со стороны, под маленьким углом. Это направление света придать абсолютно иную атмосферу всей сцене.
На фото 11 показана сила бокового света. Ежели бы на данной фото был прямой свет, то вы фактически не узрели бы данной песочной «ряби». Заместо нее была бы просто одинаковая масса песка. А боковой свет, указывает нам истинные пустынные дюны.
Боковой свет хорош тогда когда фотографу надобно выделить текстуру объекта. Это превосходно видно на образце 11. Иными словами, боковой свет подчеркивает форму объекта, его рельеф. Просто увидеть что боковой свет влияет на тени. Тени стают наиболее длинноватыми, что часто приметно увеличивает эмоциональное воспоминание от объекта. С иной стороны, длинноватые выраженные тени сами по себе стают занимательны.
Боковой свет возникает когда солнце стоит низко над горизонтом. То есть папарацци могут застигнуть боковой свет рано днем либо напротив, поближе к вечеру.

Тыловой свет

Тыловой свет подсвечивает объект сзаду. То есть свет ориентирован прямо в линза. Так же как и боковой свет, тыловой может придавать абсолютно иную атмосферу.

Фото 12. Тыловой свет

На фото 12 заснят закат — это один из образцов тылового света. В этом случае большая часть объектов(к примеру деревья и горы на переднем плане)будут смотреться как силуэты. Показ объектов в виде силуэтов, одно из обычных применений тылового света. Силуэт возникает из за того, что динамический спектр изображения намного больше динамического спектра фотокамеры, к тому же выходит, что «лицевая» сторона всех объектов находится в тени.

Фото 13. Тыловой свет

Фото 13 показывает иной пример тылового света. В этом случае источник света просвечивает объект съемки.
Часть света просачивается через лист. При этом возникает воспоминание, что светится сам лист, источника света как такового не видно вообщем. Сходственное тыловое освещение верно выделяет прожилки на листе и подчеркивает цвета.
Тыловой свет хорош для творения фото с предопределенной атмосферой. К примеру силуэты, поточнее сама форма силуэта, нередко становится более означаемой во всем изображении. А «сквозное» применение тылового света имеет тенденцию подчеркивать детали объекта. Иными словами тыловой свет больше всего подходит не для того чтоб показать сам объект, а чтоб произвести на созерцателя то либо другое воспоминание.
Так же как и боковой свет, мы можем нередко словить тыловое освещение, когда солнце стоит низко над горизонтом, разница лишь в том, что в этом случае свет обязан быть ориентирован прямо на фотокамеру. Это восоздает ряд заморочек для фотографов. Во первых, ежели на объективе установлен какой то фильтр, то свет может отразиться от поверхности объектива, попасть на фильтр, опять отразиться и попасть на линза и так дальше… Сами разумеете что ничего превосходного в этом случае вы не снимите. Но эту делему можнож решить просто сняв фильтр.
Во вторых, цифровые фотоаппараты плохо реагируют на ясные источники света, направленные прямо в линза. Вокруг источника, на снимке, может показаться гадкая окантовка. В этом плане фотопленка ведет себя еще лучше. Так же не стоит забывать, что при тыловом освещении фотограф может утратить множество деталей изображения, которые он желал бы показать созерцателю. В этом случае можнож пробовать применять разные приемы, такие как внедрение вспышки, в противовес тыловому свету, либо сведение воедино 2 цифровых изображений, изготовленных с различной экспозицией и т.д.

Подведем итоги

Мы осмотрели главные свойства освещения и то, как разный свет влияет на само изображение и восприятие изображения созерцателем. Ежели вы желаете получать по истинному занимательные фото, то вы не обязаны забывать о свете. Пытайтесь непрерывно держать в голове всю информацию о свете, представлять как будет смотреться загаданная фото в том либо ином освещении. По началу окончательно будет трудно, но опыт непременно придет. Основное помните о свете и экспериментируйте

В классическом портрете есть несколько вещей, которые нужно держать под контролем и думать о том, как сделать наиболее выигрышный портрет модели, показав ее с наилучшей стороны. Это соотношение освещенности, светотеневой рисунок, тип лица и угол зрения. Я предлагаю вам познакомиться с этими базовыми понятиями, так как, чтобы нарушать правила, нужно их знать. Однако, если вы хорошо изучите и будете применять эти знания на практике, это поможет вам снимать портреты людей значительно лучше. Эта статья посвящена световым схемам: что это такое и почему это важно знать и использовать. Возможно в будущем, в других статьях, если вам понравится, я расскажу и о других слагаемых хорошего фотопортрета.

Светотеневой рисунок я определяю, как игру света и тени на лице, создающую различные формы. Проще говоря, это форма теней на лице. Существует четыре основных световых схемы для портрета:

  • Боковое освещение
  • Петлевое освещение или схема "петля"
  • Схема рембрандтовского света
  • Схема "бабочка"

Есть также понятия широкого и короткого света, это скорее стиль освещения и он может комбинироваться с большинством схем, приведенных выше. Давайте рассмотрим каждую схему в отдельности

1. Боковой свет

Боковой свет разбивает лицо на две равные части, одна из которых освещена, а другая находится в тени. Он часто используется для создания драматических портретов, таких как портрет музыканта или художника. Такой свет больше подходит для мужских портретов и, как правило, для женских применяется редко. Однако, имейте ввиду, что в фотографии не существует жестких правил, поэтому я предлагаю вам использовать полученную информацию в качестве отправной точки или ориентира. Пока вы не уверены в своих знаниях, лучше действовать так, как предлагают классические руководства.

Для достижения эффекта бокового света нужно просто поставить источник света под углом 90 градусов слева или справа от модели, иногда даже чуть позади головы. Размещение и положение источника света будет зависеть от лица человека. Смотрите, как свет ложится на лицо, и передвигайте источник. При правильной постановке бокового света в глазу на теневой стороне лица должен быть блик. Если при этом не удается избавиться от попадания света на щеку, вполне возможно, что данный тип лица не подходит для бокового света.

Примечание: любая световая схема может использоваться при любом повороте головы (анфас, когда видны оба уха, лицо в ¾, или даже профиль). Просто имейте ввиду, что положение источника света должно изменяться в соответствии с поворотом головы, для поддержания нужного светотеневого рисунка.

Что же такое "блик"?


Обратите внимание, что на фотографии выше в глазах ребенка есть отражения источника света. Они имеют вид небольших белых пятнышек, но если посмотреть ближе, мы можем увидеть форму источника, который я использовал при съемке этого портрета.

Посмотрите, ведь на самом деле это яркое пятно представляет собой шестиугольник с темным центром? Это небольшой шестиугольный софтбокс на моей вспышке Canon, который я использовал для съемки.

Это и есть "блик". Без бликов глаза кажутся темными и безжизненными. Вы должны убедиться, что блик есть хотя бы в одном глазу модели, чтобы снимок оживился. Обратите внимание, что блик также осветляет радужку и в целом делает глаза ярче. Это усиливает ощущение жизни и придает им блеск.

2. Петлевое освещение

Петлевое освещение создает небольшую тень от носа на щеке. Чтобы получить такое освещение, нужно поставить источник немного выше уровня глаз и под углом 30-45 градусов от камеры (зависит от лица человека, для правильной постановки любой схемы нужно учиться читать лица людей).


Посмотрите на эту фотографию, чтобы увидеть, как падает тень, и на левой стороне вы также сможете увидеть небольшую тень от носа. В петлевой схеме тень от носа не должна слишком заходить на щеку, тем более не должна смыкаться с тенью от щеки. Старайтесь, чтобы тень была небольшая и смотрела немного вниз, но имейте ввиду, что если источник поднят слишком высоко, тени могут выглядеть странно, а также могут пропасть блики в глазах. Петлевая схема, по всей видимости, самая популярная, так как легко создается и подходит большинству людей.

На этой диаграмме черный фон представляет задний план с деревьями. Солнечный свет идет из- за деревьев сзади, но они полностью в тени. Белый отражатель, расположенный слева от камеры, отражает свет обратно на лица фотографируемых. Подбирая расположение отражателя, можно изменять освещение лиц людей. Петлевое освещение достигается его расположением примерно на 30-45 градусов от камеры. Отражатель также должен располагаться чуть выше уровня их глаз, чтобы тень от носа ложилась слегка вниз, к углу рта. Одна из распространенных ошибок у начинающих - это низкое расположение отражателя и его наклон. В результате лицо и нос подсвечиваются снизу, что выглядит некрасиво.

3. Рембрандтовский свет

Схема называется рембрандтовской, потому что на картинах Рембрандта часто встречается такой тип освещения, что можно увидеть на его автопортрете выше. Рембрандтовское освещение определяется наличием светового треугольника на щеке. В отличие от петлевого света, где тень от носа и щеки не смыкается, здесь они сливаются вместе, что и создает на теневой стороне светлый треугольник на щеке под глазом. Для создания правильной схемы следует убедиться, что в глазу на теневой стороне присутствует блик от источника света, иначе глаза будут "мертвыми", без приятного блеска. Рембрандтовское освещение более драматично, так как подобный светотеневой рисунок создает более беспокойное настроение портрета. Используйте его соответствующим образом.

Для создания рембрандтовского освещения необходимо, чтобы модель находилась немного в стороне от света. Источник должен находиться выше верхней части головы так, чтобы тень от носа падала на щеку. Не каждое лицо подходит для этой схемы. Если оно имеет высокие или выдающиеся скулы, возможно, схема будет работать. Если же у модели маленький нос или плоская переносица, такого освещения может быть трудно достичь. Опять же, помните, что вы не должны делать именно эту схему именно с этой моделью. Выбирайте то, что подчеркнет достоинства модели и представит ее наиболее выгодным образом. Тогда освещение сработает как надо. Если вы используете окно как источник света, и свет от окна падает на пол, возможно вам придется закрыть нижнюю часть окна с помощью гобо или панели, чтобы достичь этого типа освещения.

4. Схема "бабочка"

Эта схема метко названа "бабочкой" по форме тени от носа, которая создается. если источник света поместить сверху и прямо за камерой. В основном при этой схеме фотограф находится под источником света. Схема "бабочка" часто используется для съемки гламура, выгодно подчеркивая скулы модели. Также она походит для съемки людей старшего возраста, так как в отличие от других схем меньше подчеркивает морщины.

Схема "бабочка" создается источником света прямо за камерой и немного выше глаз или головы, в зависимости от типа лица. Иногда схему дополняют отражателем прямо под подбородком, модель даже может держать его сама. Эта схема подходит моделям с красивыми скулами и узким лицом. Круглое или широкое лицо будет лучше смотреться при схеме петля или даже боковом свете. Эту схему сложнее создать с помощью света от окна или отражателя. Часто, чтобы сделать тени более выраженными, необходим более мощный и направленный источник света, такой как солнце или вспышка.

5. Широкое освещение

Широкое освещение является не столько шаблоном или схемой, сколько стилем или разновидностью. Любая из следующих схем может быть выполнена с широким или коротким светом: петля, Рембрандт, боковой свет.

Широким называется освещение, когда лицо человека слегка повернуто и освещается сторона лица, которая находится ближе к камере. По площади освещенная сторона получается больше, чем теневая. Широкое освещение иногда используется для портретов в стиле высокий ключ. Этот тип освещения делает лицо человека шире (отсюда и название) и может использоваться для моделей с узким лицом, чтобы визуально сделать его шире. Большинство людей однако, хотят выглядеть стройнее, а не шире, поэтому данное освещение лучше не использовать для широких и круглых лиц.

Чтобы создать широкое освещение, лицо необходимо повернуть от источника света. Обратите внимание, что освещается ближняя к камере сторона лица, а тень падает на дальнюю сторону. Проще говоря, широкий свет освещает большую часть лица, которую мы видим.

6. Короткое освещение

Короткое освещение является противоположностью широкому. Как можно увидеть на снимке выше, при коротком свете в тени находится сторона лица, обращенная к камере (широкая), а освещается дальняя от камеры (узкая). Этот тип освещения часто используется для низкого ключа или темных портретов. Он делает лицо более объемным, скульптурным, визуально сужает широкое лицо, что нравится большинству людей.

Для этой схемы лицо должно быть обращено к источнику света. Обратите внимание, что при этом освещается сторона лица, обращенная от камеры, а тень падает на обращенную к камере сторону. Проще говоря, при коротком освещении большая часть лица, которую мы видим, находится в тени.

Собираем все вместе

Как только вы научитесь распознавать и создавать каждую из схем освещения, учитесь применять их в различных ситуациях. Изучая лица людей, вы узнаете, какая схема освещения лучше подойдет данного конкретного человека, чтобы создать в портрете настроение и показать человека наилучшим образом. Если человек имеет круглое лицо и хочет казаться стройнее, то его следует освещать иначе, чем человека, который хочет сделать драматичный снимок. Когда вы знаете все схемы, умеете управлять качеством света, его направлением и соотношением, то сможете справиться с любой задачей съемки.

Конечно, гораздо проще изменять освещение, передвигая источник. Однако, если источником является солнце или окно, их особо не подвигаешь. Здесь вместо перемещения источника нужно менять положение модели или предмета, вращать их по отношению к свету. Или изменить расположение камеры. Таким образом, если вы не можете переместить источник света, нужно перемещаться самому и перемещать объект съемки.

Практические упражнения

Выберите себе объект для съемки (лучше всего человека, а не вашу собаку) и практикуйтесь в создании каждой из схем освещения. которые мы разбирали:

  1. Бабочка
  2. Петля
  3. Рембрандт
  4. Боковой свет

Помните о том, что есть также широкое и короткое освещение и применяйте его для различных типов лиц моделей, где это необходимо. Не беспокойтесь об остальных аспектах (соотношение света и тени, заполняющий свет и т.д.), на данный момент сконцентрируйтесь на получении хорошего рисунка. Используйте свет от окна, торшер без абажура или солнце, то есть такой источник, с которым вы сможете видеть, как ложится свет и тень на лицо. Я предлагаю вам сначала не использовать вспышку, так как у вас еще недостаточно опыта, чтобы представить себе результат до того, как сделана фотография. Это может затруднить ваше обучение.

Также лучше начинать работать с лицом, обращенным прямо к камере, без поворотов (кроме практики создания широкого и короткого освещения).

Покажите нам свои результаты и пишите о проблемах, с которыми вы столкнулись. Я постараюсь помочь вам их решить, чтобы и вы, и другие не допустили подобных ошибок в следующий раз.