Уильям голдинг краткое. Биография уильяма голдинга

  • Дата: 22.07.2021

Годы жизни: с 19.09.1911 по 19.06.1993

Английский писатель, лауреат Нобелевской премии, филолог, посвящен в рыцари Британской империи.

Родился в 1911 году в деревне Сент-Минор в графстве Корнуолл. Писать начал рано, но по настоянию родителей образование получил естественно-научное.

Начинал как поэт, но популярности не снискал.

До своего первого романа "Повелитель мух" написал еще несколько произведений, которых впоследствии стыдился и называл неудачными.

Несколько довоенных лет преподает английский язык и философию в Бишоп-Уордсвортс-школе в Солсбери.

Во время Второй мировой войны идет на фронт и служит во флоте. Война оказала значительное влияние на мировоззрение писателя.

После того, как в 1954 году был напечатан роман "Повелитель мух", Голдинг избран в Королевское общество литературы.

После коммерческого успеха своих книг оставляет преподавание и полностью отдается писательскому труду.

В 1966 году был посвящен в рыцари.

В 1983 году Голдинг был удостоен Нобелевской премии по литературе "за романы, которые с ясностью реалистического повествовательного искусства в сочетании с многообразием и универсальностью мифа помогают постигнуть условия существования человека в современном мире".

Его роман "Повелитель мух" отвергло 21 издательство, пока наконец-таки он не был опубликован в 1954 году.

Награды писателя

1980 - за роман "Ритуалы плавания" ("The Rites of Passage")
1983 - "за романы, которые с ясностью реалистического повествовательного искусства в сочетании с многообразием и универсальностью мифа помогают постигнуть условия существования человека в современном мире"

Библиография

* (Lord of the Flies, 1954)
* (The Inheritors, 1955)
* (Pincher Martin, 1956)
* (Free Fall, 1959)
* (The Spire, 1964)
* (The Pyramid, 1967)
* (Darkness Visible, 1979)

Уильям Джеральд Голдинг родился 19 сентября 1911 г. в деревне Сент-Коламб Майнор (графство Корнуолл), в семье школьного учителя.

После окончания литературного факультета Оксфордского университета юноша начал писать пьесы. В 1939 г. Голдинг женился на Энн Брукфилд, имевшей специальность химика.

Уильям Голдинг. Фото 1983

Во время Второй Мировой войны Голдинг служил (1940 – 1945 гг.) в военно-морском флоте. После этого он работал преподавателем в Солсбери. В это время Голдинг написал четыре романа, но ни одно из произведений не было опубликовано, и все их рукописи потом затерялись.

В 1954 г. был опубликован роман «Повелитель мух». Это произведение было отвергнуто многими издателями, и автор в конце концов продал его фирме Faber & Faber за смехотворную сумму в 60 фунтов стерлингов. Но после выхода это произведение произвело фурор. В 1963 г. по роману был снят фильм. «Повелитель мух» рассказывает о группе высаженных на необитаемом острове подростков. Все они превращаются там в дикарей с тираническими, кровожадными и порочными отношениями. Роман очень символичен. Тема – аллегория первородного греха – приводит автора к апокалиптическим выводам.

В 1955 г. писатель был избран в Королевское общество литературы. Вскоре вышло еще три его романа: «Наследники» (1955 г.), «Воришка Мартин» (1956 г.), «Свободное падение» (1959 г.), затем – пьеса «Медная бабочка» (1958 г.), роман «Шпиль» (1964 г.).

Стоит вспомнить. Уильям Голдинг

В 1983 г. Уильяму Голдингу была присуждена Нобелевская премия по литературе «за романы, которые с ясностью реалистического повествовательного искусства в сочетании с многообразием и универсальностью мифа помогают постигнуть условия существования человека в современном мире». Многие с удивлением отнеслись к присуждению Нобелевской премии. Один из членов Шведской академии, полукоммунистический литературовед Артур Лундквист, даже проголосовал против кандидатуры Голдинга, настаивая, что творчество этого писателя – исключительно английское явление без особого интереса.

На церемонии вручения премии представитель Шведской академии сказал: «Романы и рассказы Голдинга – это не только угрюмые нравоучения и темные мифы о зле и предательских разрушительных силах, это еще и занимательные приключенческие истории, которые могут читаться ради удовольствия». Сам писатель в Нобелевской лекции высказал своё мнение о приписываемой ему репутации пессимиста: «Размышляя о мире, которым правит наука, я становлюсь пессимистом... Тем не менее я оптимист, когда вспоминаю о духовном мире, от которого наука пытается меня отвлечь».

В 1984 г. вышел роман «Бумажные людишки», который вызвал в Англии и США разноречивые отзывы. Последними произведениями писателя стали романы «Тесное соседство» (1987), «Пожар внизу» (1989), «Двойной язык» (1995).

Оценка творчества Голдинга была неоднозначной. С точки зрения критика Стенли Эдгара Хаймена, Голдинг «является самым интересным современным английским писателем». Но литературовед Фредерик Карл считал, что Голдинг не способен «дать интеллектуальное обоснование своим темам». Однако, несмотря на все разногласия, произведения Голдинга привлекли к себе внимание читателей всего мира.

Здесь у юноши впервые появилась идея заняться писательством: в двенадцатилетнем возрасте он задумал своё первое художественное произведение, посвящённое теме зарождения профсоюзного движения. Сохранилась лишь первая фраза запланированной 12-томной эпопеи: «Я родился в герцогстве Корнуоллском 11 октября 1792 года; мои родители были богатыми, но честными людьми». Как отмечалось впоследствии, употребление «но» уже говорило о многом .

В 1930 году, уделив особое внимание латыни , Уильям Голдинг поступил в Брейзноуз-колледж (англ. Brasenose College ) Оксфордского университета , где, следуя воле родителей, решил заняться естественными науками . Ему потребовалось два года, чтобы понять ошибочность выбора и в 1932 году, изменив программу обучения, сконцентрироваться на изучении английского языка и литературы . При этом Голдинг не только сохранил, но и развил в себе интерес к древности; в частности к истории первобытных сообществ. Именно этот интерес (по мнению критика Бернарда С. Олдси) обусловил идейную основу его первых серьёзных произведений. В июне 1934 года он окончил колледж с дипломом второй степени .

Литературный дебют

Дом Голдингов в Мальборо

Будучи студентом Оксфорда, Голдинг начал писать стихи; поначалу это увлечение служило своего рода психологическим противовесом необходимости погружаться в точные науки. Как писал Бернард Ф. Дик, начинающий литератор начал просто «записывать свои наблюдения - о природе, безответной любви, зове морей и соблазнах рационализма» . Один из его студенческих друзей самостоятельно скомпоновал эти отрывки в сборник и отослал их в издательство Macmillan, готовившее специальную серию публикаций поэзии молодых авторов. Однажды утром, осенью 1934 года , Голдинг неожиданно получил чек на пять фунтов стерлингов за сборник Poems by W. G. Golding , таким образом и узнав о начале своей литературной карьеры .

Впоследствии Голдинг неоднократно выражал сожаление о том, что этот сборник увидел свет; как-то раз даже приобрёл подержанный экземпляр - исключительно, чтобы порвать его и выбросить (лишь позже он узнал, что уничтожил коллекционную редкость). Однако стихотворения 23-летнего поэта стали впоследствии рассматриваться критиками как вполне «зрелые и самобытные» ; кроме того, отмечалось, что они ярко характеризуют спектр интересов автора, центральное место в котором занимают тема разделённости общества и критика рационализма . В числе стихов, на которые исследователи впоследствии обращали внимание, были «Non-Philosopher’s Song», сонет о конфликте «ума и сердца», а также антирационалистическое произведение «Mr. Pope». В 1935 году сборник продавался по шиллингу за экземпляр; впоследствии, когда его автор стал знаменитым, стоимость раритетной книги подскочила до нескольких тысяч долларов .

В 1935 году Голдинг получил степень бакалавра искусств и осенью в качестве преподавателя приступил к работе в школе Michael Hall в Стритеме на юге Лондоне . В эти годы, подрабатывая в расчётной палате и социальных службах (в частности, в лондонском приюте для бездомных), он начал писать пьесы, которые сам же ставил в небольшом лондонском театре. Осенью 1938 года Голдинг вернулся в Оксфорд для получения диплома об окончании университета; в январе следующего - начал подготовительную преподавательскую практику в солсберийской школе епископа Уордсворта , первоначально - в средней школе Мейдстоун (Maidstone Grammar School ), где и познакомился с Энн Брукфилд, специалисткой по аналитической химии. В сентябре 1939 года они поженились и переехали в Солсбери: здесь начинающий литератор приступил к преподаванию английского языка и философии - уже непосредственно в Уордсвортской школе . В декабре того же года, вскоре после рождения первенца, Голдинг ушёл служить на флот .

Война: 1941-1945 годы

Первым боевым кораблём Голдинга стал HMS Galatea , действовавший на севере Атлантического океана . В начале 1942 года Голдинга перевели в Ливерпуль , где в составе морского патрульного подразделения он нёс многочасовые дежурства в Гладстонском доке. Весной 1942 года он был направлен в MD1, военный исследовательский центр в Букингемшире , а в начале 1943 года, в соответствии с поданным прошением, был возвращён в действующий флот. Вскоре Голдинг оказался в Нью-Йорке , где занялся организацией переправки миноносцев - из доков изготовителя в Нью-Джерси в Великобританию. Пройдя специальную подготовку на десантном корабле -ракетоносце, в качестве командира такого судна он принял участие в событиях D Day : высадке союзников в Нормандии и вторжении на остров Валькерен .

Жизненный опыт военных лет, как сам писатель признавался впоследствии, лишил его каких бы то ни было иллюзий относительно свойств человеческой природы. «Я начал понимать, на что способны люди. Всякий, прошедший войну и не понявший, что люди творят зло подобно тому, как пчела производит мёд, - или слеп, или не в своем уме» , - говорил он. «Будучи молодым человеком, до войны я имел легковесно-наивные представления о человеке. Но я прошел через войну, и это изменило меня. Война научила меня - и многих других - совсем иному» , - говорил писатель в интервью Дугласу А. Дэвису, New Republic .

Всемирная известность

Демобилизовавшись в сентябре 1945 года, Уильям Голдинг вернулся к преподаванию в школе Уордсворта в Солсбери; в эти же дни он приступил к серьёзному изучению древнегреческой литературы. «Если бы мне действительно пришлось выбирать приёмных литературных родителей, то я произнес бы такие громкие имена, как Еврипид , Софокл , возможно, Геродот … Могу заметить также, что <в те годы> я развил в себе глубокую любовь к Гомеру », - рассказывал писатель Дж. Бейкеру («William Golding, A Critical Study»). Тогда же Голдинг вернулся к довоенному увлечению: литературной деятельности; поначалу - к написанию рецензий и статей для журналов. Ни один из четырёх ранних романов писателя не был опубликован, все рукописи впоследствии оказались утраченными. Позже Голдинг говорил, что эти попытки были заранее обречены на провал, потому что в них он пытался удовлетворить потребности - не свои собственные, но издательские. От писателя, прошедшего войну, ждали чего-то, основанного на военном опыте - мемуаров или романа .

В 1952 году Голдинг приступил к работе над романом, озаглавленным «Незнакомцы, явившиеся изнутри» (Strangers from Within ); в январе следующего года принялся рассылать рукописи издателям, раз за разом получая отказы. В 1953 году роман в течение семи месяцев читался и отвергался издателями; рецензент Faber & Faber счёл произведение «абсурдным, неинтересным, пустым и скучным» . В общей сложности двадцать один издатель вернул рукопись автору. А затем Чарльз Монтейт (англ. Charles Monteith ), в недавнем прошлом - юрист, принятый издательством на должность редактора за месяц до этого, почти в буквальном смысле слова вынул роман из мусорной корзины. Он и уговорил Faber & Faber купить произведение - за смехотворную сумму в 60 фунтов стерлингов .

Аллегорический роман о группе школьников, оказавшихся на острове во время некой войны (разворачивающейся, скорее всего, в недалёком будущем), в жёстко отредактированном Монтейтом варианте и под новым заголовком «Повелитель мух » (англ. Lord of the Flies ) вышел в сентябре 1954 года. Изначально задуманный как иронический «комментарий» к «Коралловому острову » Р. М. Баллантайна , он являл собою сложную аллегорию первородного греха в соединении с размышлениями о глубинной человеческой сути. Первые отклики на это произведение, приключенческое по сюжету, апокалиптическое по духу, были сдержанными и неоднозначными. После выхода в мягком переплёте книга стала в Великобритании бестселлером; по мере того, как росла репутация романа, менялось и отношение к нему литературной критики. В конечном итоге «Повелитель мух» по уровню интереса со стороны аналитиков оказался сравним с двумя основными книгами Дж. Оруэлла . В 1955 году Голдинг был избран в Королевское общество литературы. Популярность в США пришла к писателю после очередного переиздания «Повелителя мух» в 1959 году .

Голдинг всю свою жизнь считал самый свой знаменитый роман «скучным и сырым», а его язык - «школярским» (англ. O-level stuff ). К тому факту, что «Повелитель мух» считается современной классикой, он относился не слишком серьёзно, а заработанные на нём деньги рассматривал как нечто, равнозначное «выигрышу в Монополию ». Писатель искренне не понимал, как мог этот роман оставить в тени его более сильные книги: «Наследники», «Шпиль» и «Воришку Мартина». В конце жизни Голдинг не смог заставить себя даже перечитать рукопись в её изначальном, неотредактированном варианте, опасаясь, что расстроится до такой степени, «что сможет сотворить с собой нечто ужасное». Между тем, в дневнике Голдинг раскрывал и более глубокие причины своего отвращения к «Повелителю мух»: «В сущности, я презираю себя, и мне важно, чтобы меня не открыли, не разоблачили, не распознали, не разворошили» (англ. ...basically I despise myself and am anxious not to be discovered, uncovered, detected, rumbled ) .

1955-1963

Голдинг продолжал заниматься преподавательской деятельностью вплоть до 1960 года: всё это время он писал в свободные от основной работы часы. В 1955 году вышел его второй роман «Наследники » (англ. The Inheritors ); тема «общественный порок как следствие изначальной порочности человеческой природы» получила здесь новое развитие. Роман, действие которого происходит на заре становления человечества, Голдинг называл впоследствии своим любимым; высоко оценили произведение и литературные критики, обратившие внимание на то, как автор развил здесь идеи «Повелителя мух».

Во второй половине 1950-х годов Голдинг начал принимать активное участие в столичной литературной жизни, сотрудничать в качестве рецензента с такими изданиями, как The Bookman и The Listener , выступать на радио. В том же году его рассказ «Чрезвычайный посол» (Envoy Extraordinary ) вошёл в сборник «Sometime, Never» (издательство Eyre and Spottiswoode), наряду с рассказами Джона Уиндхэма и Мервина Пика. 24 февраля 1958 года в Оксфорде состоялась премьера пьесы «Медная бабочка» (The Brass Butterfly , с Алистером Симом в главной роли), поставленной по рассказу «Чрезвычайный посол». Спектакль с успехом прошёл во многих городах Британии, месяц демонстрировался на столичной сцене. Текст пьесы был опубликован в июле. Осенью 1958 года Голдинги переехали в селение Боуэрчок (Bowerchalke ). В течение двух следующих лет писатель перенёс две тяжёлых утраты: скончались его отец и мать.

В 1959 году был опубликован роман «Свободное падение » (англ. Free Fall ); произведение, основной идеей которого, по замыслу автора, была попытка показать, что «жизнь изначально нелогична <и остаётся таковой> до тех пор, пока мы сами не навяжем ей логику», многими считается сильнейшим в его наследии . Облечённые в художественную форму размышления о границах свободного выбора человека отличались от первых произведений Голдинга отсутствием иносказательности и строго вычерченной сюжетности; тем не менее, и развитие основных идей, касавшихся критики базовых понятий о человеческой жизни и её смысле, было продолжено и здесь .

Осенью 1961 года Голдинг с женой отправился в США, где год проработал в женском художественном колледже Hollins (штат Вирджиния). Здесь в 1962 году он начал работу над своим следующим романом «Шпиль», а также произнёс первую версию лекции «Притча» - о романе «Повелитель мух». Объясняя в интервью 1962 года суть своего мировоззрения в отношении основной темы своих первых романов, Голдинг говорил: «В глубине души я оптимист. На интеллектуальном уровне понимая, что… шансы у человечества взорвать себя - примерно один к одному, на эмоциональном уровне я просто не верю, что оно это сделает» . В том же году Голдинг уволился из школы Уордсворта и стал профессиональным литератором . Выступая на встрече европейских писателей в Ленинграде в 1963 году , он так формулировал свою философскую концепцию, выраженную в романах, обеспечивших ему известность:

Факты жизни приводят меня к убеждению, что человечество поражено болезнью... Это и занимает все мои мысли. Я ищу эту болезнь и нахожу ее в самом доступном для меня месте - в себе самом. Я узнаю в этом часть нашей общей человеческой натуры, которую мы должны понять, иначе её невозможно будет держать под контролем. Вот поэтому я и пишу со всей страстностью, на какую только способен...

1964-1983

Одним из важнейших произведений Голдинга считается «Шпиль » (англ. The Spire , 1964). В романе, прочно сплетающем миф и реальность, автор обратился к исследованию природы вдохновения и размышлениям о том, какую цену приходится человеку платить за право быть созидателем . В 1965 году вышел сборник «Горячие врата» (англ. The Hot Gates ), включавший в себя публицистические и критические работы, написанные в 1960-1962 годах для журнала «Спектейтор» . Как выдающиеся были отмечены очерки о детстве («Billy the Kid», «The Ladder and the Tree») и эссе «Притча», в котором автор попытался ответить на все вопросы, задававшиеся ему о романе «Повелитель мух» читателями и специалистами . К этому моменту Голдинг приобрёл как массовую популярность, так и авторитет у критиков. Затем, однако, в творчестве писателя наступила многолетняя пауза, когда из-под пера его выходили лишь рассказы и новеллы.

В 1967 году вышел сборник трёх новелл под общим заголовком «Пирамида», объединённых местом действия, провинциальным Стилбурном, где восемнадцатилетний Оливер познаёт жизнь как «сложное нагромождение лицемерия, наивности, жестокости, извращённости и холодного расчёта» . Произведение, в некоторых элементах автобиографическое, вызвало разноречивые отклики; не все критики сочли его в полной мере романом, но многие отметили необычное сочетание социальной сатиры и элементов психологического романа. Значительно теплее был встречен сборник «Бог-скорпион» (, 1971), три новеллы которого переносят читателя в Древний Рим («Чрезвычайный посол»), в первобытную Африку («Клонк-клонк») и на побережье Нила в IV тысячелетие до новой эры («Бог-Скорпион»). Книга вернула писателя к более привычному жанру притчи, который был использован им здесь, чтобы проанализировать актуальные для новейшего времени философские вопросы человеческого бытия , но сохранила элементы социальной сатиры .

В последующие годы критики терялись в догадках о том, что произошло в 1970-х годах с писателем, заметно снизившим творческую активность; высказывались самые мрачные прогнозы, связанные с мировоззренческим кризисом, творческим тупиком, в который якобы зашел «усталый пророк» из Солсбери . Но в 1979 году роман «Зримая тьма » (заголовок которого был заимствован из поэмы Мильтона «Потерянный рай »; такое определение поэт-классик давал Преисподней) ознаменовал возвращение Голдинга в литературу больших форм и был удостоен мемориальной премии Джеймса Тейта Блэка (James Tait Black Memorial Prize ). Первые же сцены книги, в которых маленький ребёнок со страшными ожогами выходит из огня во время бомбардировки Лондона, заставили критиков вновь заговорить о библейских аналогиях и взглядах писателя на проблему изначального, первобытного Зла. Исследователи отмечали, что в конце 1970-х годов у Голдинга словно бы открылось «второе дыхание»; за последующие десять лет из-под его пера вышли пять книг, по глубине проблематики и мастерству исполнения не уступавших его первым произведениям .

За романом «Зримая тьма» (1979) последовали «Ритуалы плавания » (1980), принесшие автору Премию Букера и положившие начало «Морской трилогии» - социально-философскому иносказательному повествованию об Англии, «плывущей в неизвестность по волнам истории» . В 1982 году Голдинг опубликовал сборник эссе, озаглавленный «Движущаяся мишень» («A Moving Target», 1982), а год спустя стал обладателем наивысшей литературной награды.

Присуждение Нобелевской премии

Уильям Голдинг скоропостижно скончался от обширного инфаркта у себя дома в Перранауортоле 19 июня 1993 года . Его похоронили на церковном кладбище в Бауэрчоке, а панихиду отслужили в солсберийском кафедральном соборе под тем самым шпилем, который вдохновил писателя на одно из его самых известных произведений .

Творчество

Как отмечал литературовед А. А. Чамеев, проза Уильяма Голдинга, «пластичная, красочная, напряжённая», принадлежит к самым «ярким явлениям послевоенной британской литературы». Для произведений Голдинга характерны драматизм, философская глубина, разнообразие и сложность метафорического языка; за кажущимися простотой и непринуждённостью повествования в книгах автора «скрываются цельность и строгость формы, выверенная слаженность деталей» . Согласно У. Аллену, каждый компонент произведения писателя, сохраняя художественную самостоятельность, «работает» на заранее заданную философскую концепцию, нередко противоречивую и спорную, но «неизменно продиктованную искренней тревогой за судьбу человека в вывихнутом мире; претворённая в плоть и кровь художественных образов, эта концепция превращает всю конструкцию в обобщение почти космической широты» .

Концепции Голдинга, в основном, основывались на крайне пессимистическом отношении к природе человека и перспективах его эволюции. «Оптимистическое представление о целесообразности и необратимости исторического процесса, вера в разум, в научный прогресс, в общественное переустройство, в изначальную доброту человеческой природы кажутся Голдингу - в свете опыта военных лет - не более чем иллюзиями, обезоруживающими человека в его отчаянных попытках преодолеть трагизм бытия» , - писал А. Чамеев. Формулируя свои цели, писатель ставил во главу угла проблему исследования человека со всеми его тёмными сторонами. «Человек страдает от чудовищного неведения своей собственной природы. Истинность этого положения для меня несомненна. Я целиком посвятил свое творчество решению проблемы, в чём существо человеческое» , - писал он в 1957 году.

Исследователи по-разному классифицировали жанр произведений У. Голдинга: «притча», «парабола», «философско-аллегорический роман», отмечая, что его персонажи, как правило, вырваны из повседневности и поставлены в обстоятельства, где нет тех удобных лазеек, что существуют в обычных условиях. Сам писатель не отрицал притчевого характера своей прозы; более того, посвятил размышлениям на эту тему лекцию, прочитанную американским студентам в 1962 году . Признавая свою приверженность мифотворчеству, он трактовал «миф» как «ключ к существованию, открывающий конечный смысл бытия и вбирающий в себя жизненный опыт целиком и без остатка» . Исследователями отмечалось своеобразие «мира Голдинга»: его малонаселенность, нередко - замкнутость (остров в «Повелителе мух», участок первобытного леса в «Наследниках», одинокая скала посреди океана в «Воришке Мартине»). Именно пространственная ограниченность поля действия открывает автору «простор для моделирования разного рода экстремальных (пограничных - в экзистенциалистской терминологии) ситуаций», обеспечивая тем самым «чистоту опыта» , - считал А. Чамеев.

Отзывы критики

Творчество Уильяма Голдинга всегда вызывало разноречивые, нередко полярные отклики и оценки. Американский критик Стенли Э. Хаймен называл его «самым интересным современным английским писателем». Того же мнения придерживался английский романист и критик В. С. Притчетт. Однако аллегоричность прозы Голдинга давала критикам повод для многочисленных споров. Высказывались мнения о том, что иносказания отягощают повествовательную канву его книг; многим писательская манера автора казалась претенциозной . Фредерик Карл критиковал Голдинга за «неспособность… дать интеллектуальное обоснование своим темам», а также за «дидактический тон». «Его эксцентрическим темам недостает равновесия и зрелости, которые свидетельствовали бы о литературном мастерстве» , - утверждал этот же критик. Джонатан Рабан cчитал Голдинга не столько романистом, сколько «проповедником от литературы», озабоченным исключительно решением глобальных вопросов бытия. «Его книги следуют проповеднической традиции - как минимум в той же степени, в какой они следуют традиции романа. Голдинг не слишком преуспевает в воспроизведении реальности; вымышленные события в его романах происходят так, как происходят они в притчах. Стиль его прозы лишён мелодичности и часто выглядит неуклюжим» , - писал Рабан в журнале The Atlantic .

«Повелитель мух» и «Наследники»

Первые отклики на дебютный роман Голдинга были сдержанными. По мере того, как репутация и популярность романа росли, стало меняться и отношение к нему. Литературные критики, поначалу воспринявшие произведение как очередную приключенческую историю, - вскоре стали выстраивать вокруг него целые теоретические структуры. В конечном итоге «Повелитель мух» был включён в основные образовательные программы; более того, по уровню интереса к нему со стороны аналитиков оказался сравним с двумя основными книгами Дж. Оруэлла . В США, как отмечал Дуайт Гарнер, обозреватель «Нью-Йорк Таймс», именно «Повелитель мух» «заменил сэлинджеровскую "Над пропастью во ржи " в качестве Библии несчастливого детства» .

Основную идею романа, состоящую в том, что «так называемая цивилизованность человека, есть нечто, в лучшем случае лишь поверхностное» (Джеймс Стерн, New York Times Book Review ), критика формулировала, следуя высказываниям самого автора о своём детище. Начиная с этого момента, Голдинга стали считать выразителем пессимистического взгляда на человеческую природу; мастером аллегории, использующим жанр романа для анализа непрекращающейся борьбы в человеке цивилизованного «я» с его тёмной первобытной природой . Некоторые исследователи усматривали в «Повелителе мух» присутствие библейских мотивов (Дэвид Андерсон считал, что это «сложная версия истории Каина - человека, который - после того, как его сигнальный костер не сработал, убил брата своего»), отмечая, что роман «исследует истоки моральной деградации человечества». К. Б. Кокс назвал в 1960 году «Повелитель мух», «возможно, самым важным романом, созданным в 1950-е». В списке The Times «The Best 60 Books of the Past 60 years» роман занял строку лучшего романа 1954 года . Лайонел Триллинг придавал произведению значение поворотного пункта в истории современной английской литературы: после него «…Бог, возможно, и умер, но Дьявол расцвёл - особенно в английских общественных школах» .

Второй роман Голдинга, «Наследники», рассматривался, с одной стороны, как неявное продолжение первого, с другой - как полемика с «Очерком истории» (англ. Outline of History ) Герберта Уэллса , исповедовавшего оптимистический, рационалистский взгляд на прогресс человечества. Times Literary Supplement отмечал, что два эти произведения даже в чем-то близки стилистически. Голдинг вспоминал, что его отец-рационалист именно эту работу Уэллса рассматривал как «истину в последней инстанции». Питер Грин (A Review of English Literature ), отмечая внутреннюю связь «Наследников» с «Повелителем мух», писал, что Голдинг в своём втором романе «…всего лишь создал вторую рабочую модель для того, чтобы истинную человеческую природу показать под иным углом». Другой британский критик, Олдси, продолжил ту же параллель в религиозном ключе: оба романа, в его представлении, исследуют регресс человека - не в дарвинистском , но в библейском ключе. Мальчики из «Повелителя мух» регрессируют, неандертальцы - вытолкнуты пришельцами вперёд, к прогрессу, но результат оказывается одинаков. В совокупности два первых романа Голдинга, по мнению Лоуренса Р. Райса («Wolf Masks: Violence in Contemporary Fiction»), являют собой «исследование человеческой природы, в котором на первый план выведено насилие; агрессия, человеком обращённая против себе подобных» .

Романы 1959-1964 годов

«Первобытный» период в творчестве Голдинга с публикацией третьего романа, «Воришка Мартин », завершился, но критики отметили в нём отголоски знакомых идей. Аллегория смехотворности мелочной борьбы человека, чье «видимое существование является как бы добровольным чистилищем, отказом принять Божью милость и умереть» рассматривалась и в библейских категориях: так, Southern Review отметил, что эпизоды произведения выстроены «в шестидневную структуру… предсмертного жизненного опыта», которая, включая безвременье, в котором происходят вымышленные события островитянина, «служит ужасающей пародией на шесть дней Сотворения…». «Тьма <для автора> становится универсальным символом: это мрак существа, лишенного способности видеть себя, …мрак подсознания, мрак сна, смерти и за смертью - неба» , - писал Стивен Медкалф в книге «Уильям Голдинг».

Мемориальная медаль на стене школы в Солсбери, где преподавал Голдинг.

1967-1979: «Пирамида» и «Зримая тьма»

Не все литературные критики сочли «Пирамиду » - сборник трёх новелл, объединённых местом действия, провинциальным английским городком Стилбурном, - романом. Некоторые из них назвали это произведение слабейшим в наследии писателя, другие отметили его непохожесть на остальные: согласно Times Literary Supplement , книга - «не притча, не содержит очевидных аллегорий, не рассказывает о некоем упрощённом или отдаленном мире. Она принадлежит иной, более знакомой традиции в английской литературе: это непритязательный реалистический роман о мальчике, взрослеющем в маленьком городке - такую книгу мог бы написать Герберт Дж. Уэллс, если бы внимательнее относился к своему стилю письма» .

Более благосклонно был встречен критикой «Бог-скорпион» (The Scorpion God: Three Short Novels ), сборник 1971 года. Так, рецензент Times Literary Supplement счёл его демонстрацией «чисто голдинговского дара». Заглавная новелла, по словам критика, переносит читателя в мир Древнего Египта, «применяя знакомые критерии к незнакомому… Это блестящий тур-де-фор, как и Наследники , разве что, в более скромном масштабе» .

В 1979 году вышел роман Голдинга «Зримая тьма» . Как отмечал критик Сэмюэл Хайнс (Washington Post Book World ), пропустив пятнадцать лет, в мир романа Голдинг вернулся практически не изменившись, всё тем же «моралистом и создателем притч»:

Моралисту требуется верить в существование добра и зла, и Голдинг верит; вообще, можно сказать, что исследование природы добра и зла и есть его единственная тема. Создатель притч должен верить, что моральный смысл может быть выражена в самой ткани повествования, более того, некоторые аспекты этого смысла только так и могут быть выражены, - и вновь это голдинговский принцип.

Сэмюэл Хайнс, Washington Post Book World , 1979

Многие исследователи отметили возвращение автора к библейским аллегориям. Именно в таких категориях рассматривала Сюзан Ф. Шеффер (Chicago Tribune Book World ) противостояние Мэтти, чудом спасшегося в огне мальчика, который становится ясновидящим и олицетворяет свет, и его сёстер-близняшек Тони и Софи Стэнхоуп, открывающих для себя «соблазны мрака» .

Последние романы Голдинга

В цикл «На край света: морская трилогия» (1991) вошли романы «Ритуалы плавания » (1980), «Тесное соседство » (1987) и «Пожар внизу » (1989). Историческая сага, действие которой разворачивается в XVIII веке, вернула писателя к жанру аллегории: принято считать, что корабль здесь служит символом Британской империи . Блейк Моррисон (обозреватель New Statesman ) отмечал, что первый роман трилогии перекликается с «Повелителем мух» - по крайней мере, в основной идее, о том, что человек, как «падшее существо», способен на «злодеяния, для описания коих не находится слов» . Корабль с пассажирами на борту, оставаясь реальным и жизнеподобным пространством (согласно А. Чамееву), «…метафорически выполняет функцию совсем не пространственных отношений: <это> - микромодель общества в британском его варианте, а вместе с тем и символ всего человечества, суетного, раздираемого противоречиями, движущегося среди опасностей в неведомом направлении» .

Во втором романе трилогии, «Тесное соседство», продолжающем историю плавания Тэлбота в Австралию, корабль предстаёт перед читателем на иной стадии своего существования: он символизирует Британию на грани коллапса. Произведение вызвало немало вопросов у критиков: так, рецензент Los Angeles Times Book Review Ричард Хоу писал, что второй роман с трудом воспринимается вне общего контекста; сам же по себе - как минимум, озадачивает: «Это не аллегория и не фантазия, не приключенческая проза и даже не законченный роман, поскольку имеет начало и, вроде бы, середину, но конец его словно бы вынесен в неопределённое будущее» .

Пол Стюи, рецензент Quill and Quire , назвал завершивший трилогию роман «Пожар внизу» «амбициозным» и «в целом удачным», а финал его - волнующим. У. Л. Уэбб (New Statesman & Society ), хоть и счёл вторую и третью части трилогии уступающими первой, заметил, что «удерживают внимание читателя… волшебные картины моря, создаваемые Голдингом, лица, вырисовываемые на палубе в лунную ночь, жуткие тени, отбрасываемые фигурами людей в тумане среди моросящего дождя, молнии и гул ветра, пчелиный рой матросов, на повреждённом корабле несущихся к утесам». «Ничего похожего на это нет больше в нашей литературе» , - заключал рецензент.

Семья

Отец писателя Алек Голдинг преподавал естественные науки и занимал пост заместителя директора в школе Мальборо, которую впоследствии закончил его сын. Голдинг-старший написал несколько учебников по ботанике , химии , зоологии , физике и географии , а кроме того был прекрасным музыкантом: играл на скрипке , фортепиано , виоле , виолончели и флейте . Как отмечалось впоследствии, именно отец писателя, энтузиаст и эрудит, влюблённый в науку и всегда окружённый толпой учеников, послужил прототипом одного из персонажей романа «Свободное падение» - учителя естествознания по имени Ник Шейлз . В ноябре 1958 года у Алека Голдинга был обнаружен рак; он перенёс операцию по удалению опухоли, но 12 декабря скоропостижно скончался в больнице от сердечного приступа .

Мать писателя Милдред Голдинг была женщиной сильного характера и твёрдых убеждений, суфражистка и феминистка . Две линии - научно-рационалистическая (отцовская) и социально-активная (материнская) - некоторое время в равной степени влияли на формирование характера мальчика; воспреобладала в конечном итоге первая из них. Хотя, как отмечала впоследствии Джойс Т. Форбс, именно комментарий матери, сделанный по поводу гибели «Титаника », относительно того, что человек беззащитен перед силами природы, в каком-то смысле явился тем зерном, из которого выросло критическое отношение Голдинга к «твердолобому рационализму» . Милдред Голдинг умерла в 1960 году .

Личная жизнь

В 1939 году Уильям Голдинг женился на Энн Брукфилд, специалистке по аналитической химии; тогда же супруги переехали в Солсбери, графство Уилтшир , где прожили бо́льшую часть жизни. В сентябре 1940 года у Голдингов родился сын Дэвид; дочь Джудит Диана родилась в июле 1945 года. Энн Голдинг умерла 31 декабря 1995 года и была похоронена вместе с мужем на кладбище в Боуэрчоке .

Дочь Голдинга Джудит Карвер написала биографию «Дети любовников» (Faber & Faber , май 2011 года), приуроченную к столетию со дня рождения писателя. Во второй половине года ожидаются массовые переиздания, публикация ранее не издававшихся произведений и фрагментов, а также переписки писателя с Чарльзом Монтейтом .

«Заголовок книги отчасти указывает на поговорку: "Дети любовников - всегда сироты"; наши родители были слишком увлечены друг другом и каждый собой…», - рассказывала Карвер в интервью «Гардиан». Автор утверждала, что её отец «во многих отношениях был очень добрым, понимающим, милым, тёплым и весёлым человеком», замечая: «Странно, но никто не верит в это: все убеждены, что он был чрезвычайно мрачен» . Во многом такому взгляду на особенности характера Голдинга способствовала публикация в 2009 году биографии Джона Кэри «William Golding: the Man Who Wrote Lord of the Flies», которая, при всей скандальности некоторых откровений, получила полную поддержку Джудит Карвер. Основное внимание автор книги сосредоточил на тех чертах личности Голдинга, которые делали писателя в его собственных глазах «монстром».

Особенности характера

У Голдинга было несчастливое детство: согласно биографии Джона Кэри, он «рос робким, сверхчувствительным, пугливым мальчиком», страдал от одиночества и отчуждённости. Автор жизнеописания считал, что психологические проблемы голдинговского детства были во многом предопределены глубинными классовыми мотивами: отец, обнищавший интеллектуал, преподавал в средней школе, которая находилась неподалеку от элитного Marlborough College . Одним уже только своим внешним видом ученики этого заведения вынуждали юного Голдинга ощутить себя «грязным и униженным». Его стремление к литературному успеху во многом мотивировалось «жаждой мести»: «По правде говоря, у меня в глубине душе было одно желание: утереть нос этим мальборовским…» , - признавался позже нобелевский лауреат. Классовые предрассудки и позже преследовали Голдинга: в колледже Брейзноуз за ним закрепились нелестные характеристики-аббервиатуры: «N.T.S.» («not top shelf», «не высший класс») и «N.Q.» («Not quite », «не вполне <джентльмен>»). Ненависть к снобизму писатель пронёс через всю жизнь: в одной из рецензий он даже признавался, что всегда мечтал «обмотать Итон милей-другой проволоки, загрузить туда несколько сот тонн TNT » с детонатором и на минуту «…почувствовать себя Иеговой » .

Люди, общавшиеся с Голдингом в последние годы его жизни, обращали внимание на «морскую» печать, лежавшую на всём его облике. «Он походил, скорее, на старика, который вот-вот пустится рекламировать рыбные плавники или разразится матросской песней, но никак не на лауреата Нобелевской премии, создавшего несколько крайне оригинальных произведений прошлого века», - замечал обозреватель Telegraph Books . В 1966 году, когда корреспондент BBC попросил скульптора и художника Майкла Эйртона (Michael Ayrton ) дать характеристику Голдингу-человеку, тот ответил: «среднее между капитаном Хорнблоуэром и Святым Августином ». Как замечал по этому поводу Р. Дуглас-Фэйрхерст, во второй части этого сравнения речь могла идти, разве что, «об Августине до принятия им христианства». Голдинг писал о себе в дневнике: «Когда-нибудь, если моя литературная репутация останется на столь же высоком уровне, люди начнут изучать мою жизнь, и обнаружат, что я - монстр» .

У. Голдинг в 1957 году

Как отмечал Джон Кэри в биографии «Уильям Голдинг: человек, написавший Повелителя мух», в характере писателя ещё до войны присутствовала некая тёмная сторона, истоки которой остались непрояснёнными. Биограф предполагал, что в жизни писателя имел место некий застарелый «чудовищный» эпизод; «скрытая мерзость» (hidden obscenity ), суть которой для посторонних осталась сокрытой. Возможно, это имело отношение к переживаниям раннего детства: известно, что мать Голдинга страдала странным психическим расстройством, которое «с наступлением темноты превращало её в опасную маньячку: она швыряла в маленького Уильяма ножи, осколки зеркала, чайники с кипятком» . Дочь Джудит подтверждала: писатель «…презирал себя, и корни этого чувства были очень глубоки. Иногда он относился к этому шутливо, <отделываясь> самоуничижительными насмешками, но иногда чувствовалось, что <где-то в нём кроется> нечто столь тёмное, что он с этим просто не может жить» .

В связи с романом «Свободное падение», где выразительно и подробно описывались детали психологической пытки, которой главный герой подвергся в гитлеровском лагере для военнопленных, сам Голдинг замечал, что «понимает нацистов», потому что «сам таков по своей природе». Дневники писателя содержат описания нескольких поступков, им совершённых, которых он стыдился всю жизнь; например, рассказ о том, как он застрелил кролика в Корнуолле, и как тот взглянул на убийцу, прежде чем упасть, - «с выражением изумления и гнева на мордочке» .

Один из самых скандальных эпизодов биографии Кэри касается описания Голдингом своей неудавшейся попытки изнасилования пятнадцатилетней девушки . Писатель оправдывал свой поступок тем, что та, «ущербная от природы», в 14 лет была «сексуальна, как обезьянка». Считается, что этот эпизод был косвенно использован в романе «Воришка Мартин» . Правда, Джудит Карвер фрагмент биографии с описанием «неумелого» изнасилования не слишком шокировал: она говорила, что отец принадлежал к сексуально закомплексованному поколению и мог здесь преувеличивать собственную жестокость . Впрочем, муж Карвер утверждал, что всю жизнь писатель «упражнялся в унижении окружающих - разумеется, в тех случаях, когда снисходил до того, чтобы существование их заметить вообще» .

Судя по некоторым дневниковым записям, Голдинг нередко словно бы отрабатывал на реальных людях некоторые эпизоды своих будущих произведений. Особый интерес в связи с этим вызвали описания, касавшиеся его преподавательской деятельности. Известно, что, приступив к репетициям «Юлия Цезаря», он особый упор делал на том, чтобы все мальчики «прочувствовали ощущения толпы, жаждущей крови». При этом он подробно разъяснил одному из юных актёров, как пользоваться кинжалом («воткнуть в живот, вспороть его движением вверх»). Организовав школьную экспедицию к раскопкам времён неолита неподалеку от Солсбери, Голдинг-учитель разделил мальчиков на две группы, одна из которых защищала укрепление, другая - атаковала его. Оба случая напомнили рецензентам соответствующие эпизоды в «Повелителе мух» и «Наследниках». Всё это, писал Дуглас-Фэйрхерст, указывает на то, что писателя «искушала возможность использования жизненных ситуаций для отработки элементов прозы». Иногда, по словам рецензента, Голдинг «относился к ученикам как к осам в банке, которых можно хорошенько встряхнуть - просто, чтобы взглянуть на результат» . Известно также, что писателя преследовали ночные кошмары, некоторые из которых напоминали наброски для тех или иных событий в романах и нередко таковыми становились впоследствии .

Голдинг не отличался агрессивностью; напротив, согласно биографии Кэри, это был «человек многих скорбей, который шёл по жизни, преодолевая одно за другим возникающие препятствия с несгибаемым упорством». Писатель «боялся высоты, уколов, ракообразных, насекомых и всего, что ползает… Будучи опытным моряком, он не обладал чувством направления; один из его катеров затонул. За рулём автомобиля он мог заблудиться, находясь в нескольких милях от собственного дома» . Известно, что значительная часть этих проблем была связана со злоупотреблением алкоголем. Не будучи клиническим алкоголиком, Голдинг очень много пил, впадал в запои - тогда и совершал свои самые дикие выходки. Однажды, проснувшись в доме лондонских знакомых в панике от собственного ночного кошмара, он вскочил и разорвал на части куклу Боба Дилана , потому что возомнил, будто бы в таком облике пред ним предстал сам Сатана. Рецензент «Гардиан» отмечал, что не только в романах, но и в жизни писатель беспрерывно сражался с «роившимися у него в голове демонами»; ощущал непрерывную борьбу в себе «религиозности и рациональности, мифов и науки» . При этом Р. Дуглас-Фэйрхерст отмечал: факты, изложенные в биографии Джона Кэри, являют читателю не столько «монстра», сколько человека, который «распознал в себе монстра, живущего во всём человечестве»: потому - испытывает болезненный интерес к насилию, страданию и всему, «что находится на изнанке цивилизованности». Голдинг, по словам рецензента «Телеграф», обладал способностью - как ощущать в себе зло, так и сочувствовать тем, кто оказывался жертвой жестокости .

Произведения

Год Русское название Оригинальное название
роман Повелитель мух Lord of the Flies
роман Наследники The Inheritors
роман Воришка Мартин Pincher Martin
роман Свободное падение Free Fall
роман Шпиль The Spire
роман Пирамида The Pyramid
новелла Бог-скорпион The Scorpion God
роман Зримая тьма Darkness Visible
сборник Движущаяся мишень A Moving Target
роман Бумажные людишки The Paper Men
роман Ритуалы плавания Rites of Passage
роман Тесное соседство Close Quarters
роман Пожар внизу Fire Down Below
роман Двойной язык Double Tongue

Книги о Голдинге

  • Bernard Bergonzi, J. S. Whitely . William Golding (1982, Sussex Publications. Audio Edition. ISBN 0-905272-33-1)
  • Bernard F. Dick . William Golding (1986, Twayne Publishers Inc.,U.S., ISBN 0-8057-6925-0)
  • G. Handley . Brodie’s Notes on William Golding’s Lord of the Flies (1990, ISBN 0-333-58098-2)
  • R. A. Gekoski, P. A. Grogan . William Golding . A Bibliography 1934-1993 (1994, ISBN 0-233-98611-1)
  • Pralhad A Kulkarni . William Golding: A Critical Study (1994)
  • Kevin McCarron . William Golding)Writers and Their Work) (1994 ISBN 0-7463-1143-5)
  • Andrew Bent . A Study Course on William Golding’s Lord of the Flies (1995 ISBN 1-86083-036-6)
  • Harold Bloom . William Golding’s Lord of the Flies (1995 ISBN 1-60413-814-9)
  • Virginia Tiger . William Golding - the Unmoved (1999 ISBN 0-7145-3042-5).
  • M. Kinkead-Weekes, I. Gregor . William Golding (2002, Faber & Faber)

Примечания

  1. The Life of William Golding. Chronology . www.william-golding.co.uk. Архивировано из первоисточника 26 января 2012. Проверено 13 октября 2010.
  2. William Golding . www.edupaperback.org.(недоступная ссылка -

Не вызывал вокруг своего творчества столь ожесточенную полемику, как Уильям Голдинг. Споры критиков начались с выходом первого его произведения и продолжаются до сегодняшнего дня. Но равнодушным к творчеству английского писателя не остается никто.

Краткая биография

19 сентября 1911 года Уильям Голдинг родился в доме своей бабушки в Ньюквее (графство Корнуол), где семья проводила все праздники. Вырос в Мальборо (графство Уилтшир). Там отец Алекс преподавал в гимназии до самого выхода на пенсию. В этом же учебном заведении Уильям и его старший брат Джозеф получили начальное образование.

В 1930 году Уильям поступил в Брасенос-колледж (Оксфорд), где изучал естественные науки. Отец лелеял надежду, что сын станет ученым. Но Уильям понял, что совершил ошибку, и занялся изучением английского языка и литературы.

В 1934 году, за год до окончания университета, Голдинг издает дебютный сборник стихов. Получив по почте свой первый гонорар, воодушевился и еще больше укрепился в своем желании стать писателем.

После колледжа Уильям Голдинг некоторое время писал пьесы и ставил их в небольших театрах Лондона. Подрабатывал в счетной палате и приюте для бездомных. В конце концов, принял решение идти по стопам отца.

С 1935 года преподает английский язык и философию в школе епископа Вордсворта (Солсбери). Опыт, полученный здесь в воспитании непослушных мальчиков, послужит вдохновением для создания произведения «Повелитель мух».

В 1940 году, в начале войны, Уильям временно оставляет профессию преподавателя, сильно его увлекшую, и присоединяется к Королевскому флоту. В 1945 году Голдинг демобилизовался, вернулся к преподавательской деятельности и занимался ею вплоть до 1960 года.

Личная жизнь

Старинный дом, в котором провел детство писатель, находился рядом с кладбищем. Голдинг связывал это мрачное место с необоснованными страхами, преследующими его всю жизнь. Рос Уильям замкнутым и необщительным ребенком. О своем детстве писал, что в круг его общения входили только члены семьи, поскольку друзей у него не было.

Ранимый, сверхчувствительный, пугливый ребенок пронес через всю жизнь обиды и неудачи. Впоследствии Уильям говорил, что зашел так далеко, что ему нравилось причинять людям боль, унижать. Война наложила на мировоззрение писателя свой отпечаток. С его слов, он разочаровался в людях и понял, что они способны на все.

С будущей женой Анной Брукфилд, специалистом по химии, Уильям Голдинг познакомился в школе Мейдстоун. В 1939 году они поженились. В 1940 году, почти сразу после рождения сына Дэвида, Уильям ушел служить на флот. Дочь Джуди родилась в 1945 году. Она, как и отец, стала писательницей.

Общественность считала Голдинга мрачным и грубым человеком. Публикация Джона Кэри в 2009 году и вовсе представила писателя чуть ли не монстром. Джуди не стала опровергать скандальные подробности особенностей характера своего отца. Но в одном из своих интервью сказала, что ее отец был добрым, внимательным, понимающим и веселым человеком. И странно, что в это никто не верит.

Умер писатель в июне 1983 года от сердечного приступа, в собственном доме в Перранауортоле (графство Корнуолл).

Неудивительно, что биографы уделяют внимание личной жизни писателей, их характеру или привычкам. Многое из жизни литераторов, так или иначе, находит отражение в их творчестве.

О чем и как пишет Голдинг?

Для творчества Голдинга характерна философская глубина, драматизм, разнообразие и многозначность иносказательных образов. За простотой и непринужденностью его произведений скрывается слаженность деталей, цельность и строгость формы; каждый компонент работает на заданную автором философскую концепцию.

Убеждения писателя основывались, в основном, на пессимистичном отношении к человеку и перспективам его эволюции. Зачастую автор противоречил сам себе. Но через все его произведения красной нитью проходит искренняя забота о судьбе человечества. Разум, доброта, общественное переустройство кажутся ему не более чем иллюзией.

Сам писатель говорил, что его целью является исследовать все темные стороны человеческой природы, поскольку и сам человек не ведает, что скрывается в нем. Творчество Голдинга вызвало споры критиков, сталкивало совершенно противоположные мнения.

Первые говорят, Уильям Голдинг - самый интересный современный писатель. Вторые утверждают, что иносказательность его произведений слишком отягощает повествование. Претенциозная манера автора и глобальные вопросы бытия, поднимаемые им, больше смахивают на «проповедническую литературу». События, происходящие в его романах, далеки от реалистичности и очень напоминают притчи.

География событий в произведениях Голдинга ограничивается, зачастую, определенным пространством: остров, скала, участок леса. Но именно данная литературная уловка позволяет автору создать экстремальные условия для своих героев. Вырванный из повседневности и привычной жизни человек раскрывается полностью, без остатка. Так считает сам писатель.

Каковы бы ни были выводы литературных критиков, роман Голдинга «Повелитель мух», после долгих споров, был включен в общеобразовательную программу, наряду с известнейшими антиутопиями Джорджа Оруэлла.

Дебютный роман

В своем первом романе «Повелитель мух» писатель взял за основу традиционную, для литературы того времени ситуацию. Вступив в полемику со своими предшественниками, разработавшими похожий сюжет, писатель не собирался развивать романтическую «робинзонаду» и идеализировать поведение человека, находящегося в экстремальных условиях. Куда выше других авторов «замахнулся» в своем романе Уильям Голдинг.

Краткое содержание произведения дает ясное понимание того, что власть цивилизации над человеком очень сильна. В романе Голдинг показывает, как представители цивилизованной нации, которая дала миру великих композиторов и поэтов, ученых и писателей, превращаются в элементарных дикарей. Автор, шаг за шагом, открывает истинную человеческую сущность на примере своих героев-подростков.

Роман вызвал много нареканий со стороны критиков и читателей. В действительности, очень тяжело наблюдать, как постепенно «налет» цивилизации стирается с героев произведения, попавших на необитаемый остров, и мальчишки превращаются в варваров. В процессе разложения и одичания есть свои этапы. Это наглядно показывает автор Уильям Голдинг.

«Повелитель мух» (краткое содержание)

Время происходящих событий в романе не определено. Во время эвакуации в годы войны группа подростков от шести до четырнадцати лет оказывается на необитаемом острове. Двое ребят находят на побережье большую раковину и, используя ее в качестве рога, собирают остальных ребят. Все вместе выбирают Ральфа главным в группе.

Джек претендует также на роль «вождя», поэтому Ральф предлагает ему возглавить охотников. Вскоре Ральф понимает, что никто ничего не хочет делать. Костер, разведенный для того, чтобы их заметили, гаснет. Между Ральфом и Джеком вспыхивает серьезная ссора. Не получив поддержки, Джек оставляет группу и уходит в лес. Постепенно лагерь пустеет, ребята понемногу уходят к Джеку.

Один из подростков, Саймон, стал очевидцем охоты на свинью. Охотники насаживают ее голову на кол, в качестве жертвы «зверю». Свиная голова сплошь усеяна мухами - это и есть «повелитель мух». Вскоре охотники, чтобы добыть огонь, совершают набег на лагерь Ральфа. Лица налетчиков вымазаны сплошь глиной: под личиной творить бесчинства намного проще.

Джек приглашает Ральфа вступить в его отряд, но Ральф напоминает, что он был выбран демократическим путем. Его слова Джек сопровождает первобытным танцем. Неожиданно на площадку выходит Саймон. В темноте его принимают за зверя и, в диком ритуальном танце, убивают.

Разгоревшаяся жестокость и дикость торжествуют. Место Джека готов уже занять другой подросток. Еще один ребенок погибает, а тяжело раненому Ральфу удается убежать от раскрашенных "дикарей". Подросток понимает, что они не остановятся ни перед чем. Племя преследует его. Как затравленный зверь он выскакивает на берег и сталкивается с морским офицером.

Какие проблемы поднимает автор в своем произведении? Он начинает с того, что показывает, насколько трудным был первый шаг к убийству животного. Но, оказалось, что, вымазав лицо глиной, в диком танце, выкрикивая слова-декламации, творить бесчинства не так уж сложно. Даже убийство человека не кажется таким уж страшным.

Вопросы воспитанности, культуры и цивилизованности поднимает в этом романе автор Уильям Голдинг. Произведения, которые были написаны после «Повелителя мух», также затрагивают основные аспекты человеческого существования.

Другие книги автора

Ни одна из последующих работ не достигла такого успеха как «Повелитель мух». И все-таки продолжал создавать романы, вызывавшие шквал всесторонней критики, писатель Уильям Голдинг. Книги этого автора обсуждаемы и сталкивают между собой полярные мнения.

В следующем произведении «Наследники» Голдинг стремится показать истинную человеческую природу. Автор исследует регресс человека, где на первый план выходит насилие и агрессия, направленные против себе подобных.

«Воришка Мартин» - третий роман Голдинга, являющийся одним из самых сложных произведений автора, продолжает поднятую им тему исследования человеческой души. В книге рассказывается о морском офицере, потерпевшем крушение корабля. На протяжении всего повествования он борется за то, чтобы вопреки всему остаться в живых. Литературные критики отмечают, что в книге автор опирается на многие события из личной жизни - учебу в колледже, театральную жизнь, службу на флоте. Через все произведение просматривается страх перед мраком - страх, сопровождавший Голдинга всю его жизнь.

Роман «Свободное падение» отличается от предыдущих работ Голдинга тем, что лишен всякой иносказательности. Здесь просматривается линия, начатая в первых романах, - исследование человеческой природы. Главный герой на протяжении всего сюжета вспоминает свою жизнь от детства до взрослости, пытаясь определить момент, когда утратил внутреннюю свободу.

«Шпиль» - роман, в котором автор вновь обращается к темным сторонам человеческой личности. На протяжении всего произведения явственно прослеживается конфликт между религиозной верой главного героя и искушениями. Автор символически сравнивает эту борьбу с возведением шпиля над собором.

«Пирамида» - произведение, состоящее из трех новелл, объединенных местом действия и персонажами. Этот роман скорее принадлежит к реалистичной литературе и является своего рода исключением в творчестве Голдинга: здесь нет очевидных аллегорий. Рассказ ведется о мальчике из небольшого городка, который взрослеет на протяжении произведения. В новеллах описаны три различных эпизода из жизни главного героя.

Книга повестей-притч «Бог-скорпион» раскрывает, по словам одного из критиков, «чисто голдиновский дар». Действие происходит в Древнем Египте, но писатель поднимает здесь самые актуальные проблемы. Это своего рода «Наследники» в более скромном масштабе.

Признание

Роман «Зримая тьма» был написан Голдингом после большого перерыва в творчестве. Автор, удостоенный в 1980 году за это произведение премии Джеймса Тейта Блэка, освещает здесь извечное противостояние добра и зла.

«Ритуалы плавания» - первая книга «Морской трилогии», принесшая автору Премию Букера. В цикл также вошли романы: «Тесное соседство» и «Пожар внизу». Социально-философский роман, напоминающий человеку о том, что хорошо отработанные ритуалы скрывают под собой разрушительную силу.

Сборник эссе «Движущаяся мишень» был опубликован в 1982 году. Через год, в 1983 году, Голдинг стал обладателем Нобелевской премии. В 1984 году вышел в свет роман «Бумажные людишки», вызвавший ожесточенные споры критиков. В 1988 году писатель получил Рыцарский титул.

Роман «Двойной язык» остался недописанным и опубликован был в 1995 году, после смерти писателя.

Произведения автора были экранизированы. В 1963 году на экраны вышел фильм «Повелитель мух», снятый по одноименному роману Голдинга. В 2005 году был снят сериал «Путешествие на край земли», в основу которого легла «Морская трилогия».

Дата рождения: 19 сентября 1911 года
Место рождения: Корнуолл, Великобритания
Дата смерти: 19 июня 1993 года
Место смерти: Корнуолл, Великобритания

Уильям Джеральд Голдинг – английский писатель.

Уильям Джеральд Голдинг был рожден 19 сентября 1911 года в Великобритании. Его отец был учителем. В детстве Уильям интересовался древней историей, много читал и занимался математикой.

В 1921 году начал обучаться в средней школе, где его учителем был отец. Уже в 12 лет у него проявляется талант писателя, и он замышляет написать книгу на тему зарождения профсоюзного движения в 12 томах.

Однако, грандиозным планам не суждено было сбыться – от величественного произведения сохранилась только первая фраза.

В 1930 году начал обучаться в колледже при Оксфорде и изучать естественные науки, предварительно изучив латынь. Но проучившись на отделении естествознания, сменил курс на изучение английской литературы и языка.

В 1934 году окончил колледж, выпустившись с дипломом второй степени.

Уже в студенчестве Голдинг писал стихи, его друзья прознали об этом и тайком собрали его произведения в один и прислали в издательство.

В 1934 году Голдинг получил по почте свою первую зарплату за стихи и понял, что стал писателем. Впоследствии Голдинг жалел о сборнике стихов, так как считал их никчемными.

В 1935 году Уильям стал бакалавром в области искусства и начал преподавать в школе, а также подрабатывать в приюте для бездомных и расчетной палате. В эти же годы он пишет первые пьесы и ставит в маленьких театрах Лондона.

В 1938 году он возвращается в Оксфордский университет, получает диплом об его окончании и работает в школе епископа. Там он познакомился со своей будущей женой, на которой женился в 1939 году и переехал в Солсбери.

В этом городе Уильям преподает английский язык и философию, вскоре у него рождается сын, и Голдинг уходит на войну.

В 1941-1945 годы Голдинг служил на флоте, сначала на корабле в Атлантическом океане, а в 1942 году переходит в Ливерпуль.

В 1943 году побывал в Нью-Йорке, а позже участвовал в высадке в Нормандии. Впечатления от войны были настолько сильными, что Голдинг разочаровался в людях, так как понял, что они способны а все.

В 1945 году вернулся в родной город, вновь занялся преподаванием и начал изучать произведения Древней Греции. После этого работал рецензентом и писал статьи для журналов.

Он попробовал писать, но его 4 романа так и не увидели свет, так как в издательстве от него ждали мемуаров о войне, а не художественной литературы.

В 1952 году он начал работать над романом Незнакомцы, явившиеся изнутри. Первоначальная оценка романа не вызвала бурю эмоций, так как практически все издательства отвергли его печать, находя сюжет скучным и абсурдным.

Однако,Голдингу повезло – его роман прочитал бывший юрист Чарльз Монтейт, редактор издательства Фабер и выпустил его в печать под заголовком Повелитель мух.

Книга оказалась невероятно популярной среди читателей. Голдинг получил известность и в 1955 году стал членом Королевского общества литературы.

В 1959 году Повелитель мух был выпущен в США, и писатель стал популярен и там.

В 1955 году он выпускает второй свой роман с названием Наследники, который писал в свободное от преподавания время.

В 1956 году свет увидел роман Воришка Мартин, в США озаглавленный как Две смерти Кристофера Мартина. Это произведение стало самым сложным для Голдинга.

Ближе к концу 1950-х писатель вливается в модную жизнь литератора столицы, сотрудничает с известными журналами и выступает на радио.

Пишет рассказ Чрезвычайный посол и ставит пьесу Медная бабочка в 1958 году.

В 1959 году пишет роман Свободное падение.

В 1961 году переезжает в США, работает в женском колледже художеств в Вирджинии, а в 1962 году пишет новый роман Шпиль.

В 1963 году по Повелителю мух снимают фильм.

В 1965 году выпускает сборник Горячие врата. Писатель становится знаменит, но берет паузу и пишет только рассказы, не прибегая к серьезным произведениям.

В 1967 году выпускает сборник Пирамида и Бог-скорпион.

В 1979 году выпускает новый роман Зримая тьма и получает за него премию Блэка.

В 1980 году за роман Ритуалы плавания Голдинг получает премию Букера.

В 1983 году получил Нобелевскую премию, обойдя Грэма Грина.

В 1984 году выпускает роман Бумажные людишки, в 1987 году Тесное соседство.

В 1988 году стал рыцарем и получил право именоваться сэром. Через год пишет роман Пожар снизу.

В 1991 году выпускает цикл романов На край света. Морская трилогия.

В 1992 году Голдинг проходит операцию по удалению злокачественной меланомы, в 1993 году приступает к роману Двойной язык, но не успевает его закончить из-за смерти в июне 1993 года.

Достижения Уильяма Голдинга:

Даты из биографии Уильяма Голдинга:

19 сентября 1911 года – родился в Лондоне
1930-1934 годы – учеба в колледже при Оксфорде
1934 год – первый сборник стихов
1941-1945 годы – служба на флоте
1952 год – знаменитый роман Повелитель мух
1963 год – первая экранизация Повелителя мух
1983 год – Нобелевская премия
19 июня 1993 года – скончался от инфаркта

Интересные факты Уильяма Голдинга:

До конца жизни Голдинг считал, что Повелитель мух написан плохо и сырым языком, и никогда не перечитывал его
Его мать была феминисткой
Был женат, имел сына и дочь. Дочь его также стала писательницей.
У писателя было тяжелое детство, часть фрагментов которого было описано в его книгах