Как научиться отключать мозг. Как избавиться от навязчивых мыслей и отключить внутренний диалог? Неудачные попытки войти в отрешенное состояние

  • Дата: 26.11.2019

Психологам и психиатрам известны так называемые "идиоты-гении" - умственно отсталые люди, обладающие исключительными способностями в какой-то одной, обычно достаточно узкой области (слово "идиот" здесь надо понимать в исходном древнегреческом смысле: особый, странный). Открыто это явление в конце прошлого века, и с тех пор в научных трудах описано всего около сотни таких случаев. Примерно 25 "идиотов-гениев" известны ученым сейчас. Широкая публика представляет себе такие феномены по известному фильму "Человек дождя". Все эти люди показывают низкие результаты в тестах интеллекта, почти неспособны общаться с согражданами, страдают так называемым аутизмом, то есть болезненной замкнутостью в себе. Но они проявляют удивительные способности в математике, музыке, изобразительном искусстве или в других областях. Один из них, едва взглянув на любое здание, может изготовить его детальнейший архитектурный рисунок. Другой, не глядя на часы, в любой момент знает время с точностью до секунды. Третий, посмотрев на любой предмет, называет его размеры с точностью до двух-трех миллиметров. Четвертый говорит на 24 языках, включая пару придуманных им самим. Кто-то знает наизусть и свободно цитирует толстый телефонный справочник большого города и так далее. Некоторые из этих людей даже неплохо зарабатывают, демонстрируя свои способности с эстрады.

Согласно новой гипотезе Аллана Снайдера и Джона Митчелла из Центра изучения разума при Австралийском национальном университете в Канберре, такими способностями обладает каждый из нас, и их довольно несложно пробудить. Авторы гипотезы считают, что способности, проявляющиеся у "идиотов-гениев", маскируются у обычных людей более высокими формами мышления. Мы автоматически стараемся осмысливать факты и наблюдения, а "человек дождя" этим не занимается, останавливаясь на голых фактах и не переходя к обобщениям и концепциям. Эта работа выполняется у него низшими, более простыми и эволюционно более древними отделами мозга. У обычных людей они тоже действуют, но их "заглушают" более высоко развитые отделы.

Снайдер и Митчелл сформулировали свою гипотезу, основываясь на многочисленных исследованиях таких феноменальных людей, особенно математически одаренных. Современные установки для позитронной и ядерно-резонансной томографии позволяют видеть, как работают отделы мозга, как обрабатывается информация от органов чувств, прежде чем человек получает какие-либо впечатления и реагирует на них своими мыслями и концепциями.

Например, между тем моментом, когда на сетчатку глаза падает сфокусированное хрусталиком изображение, и сознательным восприятием увиденного проходит около четверти секунды. За это время разные специализированные участки мозга, работая по отдельности, идентифицируют каждый аспект изображения: цвет, форму, движение, положение и так далее. Эти компоненты затем синтезируются в единый комплекс, который передается в высшие отделы мозга, а те осмысливают увиденное. В норме мы не осознаем этот процесс. И хорошо, иначе наше сознание забивалось бы массой разрозненных деталей, каждая из которых в отдельности не имеет особого смысла. "У нормального человека, - говорит Снайдер, - мозг воспринимает каждую мельчайшую деталь картины, но обрабатывает все зарегистрированное и вычеркивает большую часть информации, оставляя общее впечатление от увиденного, общую осознанную концепцию, которая и необходима для разумного реагирования на поток информации извне". У "гениальных идиотов" такое редактирование не происходит, так что они воспринимают все окружающее с невероятными, обычно не замечаемыми нами подробностями.

Один из любимых трюков так называемых чудо-счетчиков, которые также относятся к категории феноменально одаренных и в то же время ущербных людей, это календарные расчеты. Например, из зала задают вопрос: "Каким днем недели будет первое сентября 2039 года?" И через две-три секунды чудо-счетчик отвечает: "четверг". Как утверждает Снайдер, и вы способны на такие моментальные расчеты, но ответ остается в подсознании, поскольку высшие отделы мозга, осознавая полную практическую бесполезность расчета, подавляют его результат, не допуская "вывода на монитор".

Голландец Вим Клейн (1912 - 1986), чудо-счетчик, моментально производил в уме самые сложные вычисления, а в остальном его интеллект был ниже среднего уровня. Клейн долгое время работал в ЦЕРНе (Европейская организация ядерных исследований) живым компьютером, пока персональные компьютеры не стали доступны каждому сотруднику организации.

Другой пример - способность моментально определять высоту и продолжительность любой ноты в музыке. Австралийские психологи уверены, что это умение свойственно любому из нас, просто мозг осознает бесполезность такой информации, и в результате мы воспринимаем музыку как единое целое, а не как последовательность отдельных нот определенной высоты и продолжительности.

То же касается и, скажем, способности взглянуть на страницу книги, закрыть глаза и по памяти прочитать ее вслух от начала до конца. Психологи уверены, что сделать это может любой из нас.

Но если это так и наш мозг незаметно проделывает все эти трюки, то нельзя ли снять цензуру сознания и продемонстрировать себе и миру свои необычайные способности? Нильс Бирбаумер из Института нейробиологии поведения при Тюбингенском университете (Германия), горячий сторонник идей Снайдера и Митчелла, уверен, что можно и что некоторые из нас уже овладели таким умением. Он приводит в качестве примера одного совершенно нормального студента, развившего в себе способность к моментальному счету, не уступающую лучшим чудо-счетчикам. Изучение его электроэнцефалограммы показало, что во время выполнения в уме сложных расчетов его мозг крайне активен, а перед тем, как студент вслух произнесет результат, активность мозга резко падает. У обычных людей во время умственного счета такого спада активности не происходит. Бирбаумер считает, что этот студент научился отключать цензуру своего сознания и потому способен моментально выдать результат "мимо сознания".

Возможно, и знаменитые случаи открытий, сделанных во сне (таблица Менделеева, строение бензола и другие), также объясняются отключением части мозга во время сна, что позволяет разуму рассматривать самые, казалось бы, неприемлемые варианты гипотез или изобретений.

Хорошо известны примеры обучения людей управлять физиологическими процессами, которые мы в норме не осознаем, то есть фактически управлять своим подсознанием. Например, снабдив человека датчиком кровяного давления и посадив его перед экраном компьютера, на который постоянно выводятся измеряемые цифры, можно научить его снижать или повышать давление. После такого обучения эта способность сохраняется и без датчиков и компьютера. В прошлом году тот же Бирбаумер, приклеив на череп парализованного инвалида датчики биотоков мозга, научил его двигать посредством мысли курсор на экране компьютера. Подводя курсор к изображению клавиш с буквами на экране, можно печатать без рук. Возможно, удастся научить человека и временно отключать "мешающий" участок мозга.

Не все нейрофизиологи согласны с Митчеллом и Снайдером. Наиболее распространено мнение, что у "гениев-идиотов" односторонне развита какая-то одна способность мозга за счет остальных, возможно, даже с увеличением той области мозга, которая отвечает за эту способность. У большинства людей такое одностороннее развитие сдерживается тем, что с раннего детства мозг настраивается на концептуальное мышление, нацеленное на обобщение и выводы, а не на фиксирование деталей. Обычный мозг комбинирует разные впечатления, ощущения и мысли и извлекает смысл из общей картины, не концентрируясь на отдельных деталях.

Английские ученые Юта Фрис и Франческа Хаппе считают, что мозг "гениального идиота" не способен на такое обобщающее мышление, а мозг обычных людей не способен к феноменальному "лоскутному" мышлению. У обычного человека, считают Фрис и Хаппе, порыв к глобальному обобщению и конкретным выводам настолько силен, что мозг моментально сметает отдельные впечатления и мысли в общую осмысленную картину, делая это быстрее, чем мы успеваем зарегистрировать каждую деталь. Хаппе объясняет: "Если бы могли заглянуть в мозг "гения-идиота", мы нашли бы, что его необычный талант проистекает из очень четко очерченных, специфичных зон мозга, не имеющих нервной связи с теми зонами, где происходит осмысление воспринятой информации и рождаются концепции. В результате эти зоны не испытывают помех со стороны и могут превратиться в строго специализированные, скажем, на математических вычислениях, музыкальных способностях или на зрительной памяти и так далее".

В Германии создана система, позволяющая печатать на экране компьютера с помощью мысли.

Недавно это представление было поддержано опубликованными результатами исследования мозга Эйнштейна. Области мозга, обычно ассоциирующиеся с математическими способностями, увеличены и не пересекаются извилиной, как у обычных людей. Извилины мозга часто ограничивают специфические функциональные зоны мозга, поэтому соблазнительно предположить, что "математический модуль" в мозге Эйнштейна, пользуясь отсутствием границ, оккупировал нейроны из соседних зон, которые в норме занимались бы чем-то другим.

Слабость этой гипотезы в том, что мы изучаем строение мозга феноменально способного человека только после его смерти, поэтому не можем с уверенностью сказать, увеличена ли какая-то зона мозга от рождения или увеличилась от упражнения, в процессе постоянной эксплуатации.

Английский психолог Майкл Хоув считает, что способности и "гениев-идиотов", и обычных людей, талантливых в какой-то области, объясняются одинаково - усиленным упражнением. Просто некоторые умственно отсталые люди концентрируют свои усилия на такой задаче, которая не придет в голову нормальному человеку (скажем, вряд ли кто-то мечтает выучить наизусть телефонный справочник), и упражняются в этой области, пока не достигнут совершенства.

Однако имеются факты, противоречащие этой теории. Умственно отсталая девочка, вошедшая в историю психологии под именем Нади Н., с трехлетнего возраста умела великолепно рисовать лошадей в разных позах

И ракурсах. В отличие от обычных детей, которые в обучении рисованию проходят определенные стадии, начиная с рисования "бяк-закаляк" и "головастиков" с палочками вместо рук и ног, Надя стала рисовать лошадей блестяще с того самого момента, как ее пальчики смогли держать карандаш. Не было ни обучения, ни упражнений. Известны дети, умеющие моментально рассчитывать дни недели любого месяца и года, еще не овладев операцией деления, и научившиеся своей способности без помощи взрослых.

Возможно, в раннем детстве мы все - "гении-идиоты" или вундеркинды. Ведь каждый ребенок осваивает родной язык, хотя его специально этому не учат. Установлено, что восьмимесячные младенцы бессознательно выполняют фантастически сложные вычисления, позволяющие им понять, где в потоке речи кончается одно слово и начинается следующее. И вскоре ребенок просто "знает", где проходят границы между словами в произнесенной фразе, точно так же, как чудо-счетчик "знает", чему равен квадратный корень из шестизначного числа. Взрослому, напротив, приходится специально учить новый язык. Просто жить среди его носителей, как правило, оказывается недостаточно.

Возникшая в начале XIX века "наука" френология утверждала, что каждая часть мозга имеет свою функцию, а при особом развитии той или иной части мозга лежащая над ней часть черепной крышки "выпячивается" в виде шишки. Поэтому, как считал основатель френологии австрийский врач Ф. Галль, по рельефу черепа можно судить о склонностях и способностях человека. Как показало дальнейшее развитие науки о мозге, здравое зерно в этих рассуждениях было: разные участки коры головного мозга специализируются на разных функциях. Но шишки на голове не имеют к этому никакого отношения . На снимке - фарфоровый бюст с расписанными на поверхности черепа шишками разных душевных качеств. Полтора века назад такие учебные пособия по френологии выпускали тысячами.

Точно так же дети гораздо легче взрослых научаются точно определять высоту звуков. У них чаще встречается эйдетическая память - абсолютная зрительная память, позволяющая хранить и воспроизводить увиденное перед умственным взором с фотографической точностью.

Снайдер и Митчелл предполагают, что у взрослых эти способности теряются по мере того, как взрослеющий мозг изменяет способы переработки информации. Исследования на томографах показали, что у новорожденных детей и младенцев активны те части мозга, которые "молчат" у взрослых. Эти участки получают информацию от органов чувств и реагируют на нее, вырабатывая эмоциональные всплески и автоматическое поведение. Кора головного мозга, его высший отдел, ассоциирующийся с разумным поведением, вступает в действие только через несколько месяцев, и ее роль в дальнейшем растет. Этот рост резко усиливается в возрасте около полутора лет, когда дети начинают пытаться говорить.

У детей, страдающих аутизмом, такого переключения на кору не происходит или оно идет слишком медленно. Поэтому они сохраняют удивительные способности младенческого мозга. Если включение коры все же потом происходит, эти способности могут быть утрачены. Например, юная художница Надя почти утратила свой талант, когда в возрасте около 12 лет научилась говорить.

Американский психиатр Даролд Трефферт считает, что нарушать развитие мозга еще до родов может мужской половой гормон тестостерон, тормозящий развитие левого полушария, где расположен центр речи. Если это так, то понятно, почему среди "идиотов-гениев" и страдающих аутизмом примерно в шесть раз больше мужчин, чем женщин. Гипотезу Трефферта подтверждают некоторые клинические случаи. Так, обычный девятилетний мальчик стал гениальным механиком после того, как часть левого полушария его мозга была повреждена случайным ранением. Недавно опубликованы данные о взрослых людях, приобретших необычайные способности к рисованию после того, как часть нейронов коры левого полушария была разрушена болезнью. Отмирание нейронов словно сняло тормоза с врожденной способности к рисованию, которая была подавлена всю жизнь .

Аллан Снайдер считает, что эти теории можно проверить. Он планирует отключить у себя область мозга, вырабатывающую концепции. Сделать это можно через кости черепа магнитными импульсами, нужно только подобрать место приложения электромагнитов и силу импульсов. "Если при этом в моем уме возродятся четкие картины далекого детства или я вдруг начну моментально рассчитывать многозначные простые числа, я пойму, что моя теория верна", - говорит Снайдер.

Если вы не можете отдохнуть — вам сюда!

Мозг человека после долгого рабочего дня продолжает активно работать даже дома. Кажется, что это невозможно контролировать, однако это не так, заверяет The Law Of Attraction.

Интересно, что не все люди замечают, что идут в постель все еще в стрессовом состоянии. Им кажется, что они просто уставшие, и это абсолютно нормальный процесс.

Обычно человек старается абстрагироваться от этого состояния, включив какую-то передачу или фильм по ТВ. Кто-то считает, что распитие алкоголя перед сном тоже поможет решить проблему усталости. Некоторые же считают, что лучший метод борьбы со стрессом — это сон.

И только те, кто страдает бессонницей из-за чрезмерного стресса, понимают, что это серьезная проблема, которую обязательно нужно решать.

Чем чаще человек подвергается стрессам, тем сильнее растет чувство беспокойства, а сон уже не является решением проблемы. После пробуждения вы все еще ощущаете умственное истощение и усталость.

Как «отключить свой разум» перед сном?

1. Отдохните по дороге домой. Используйте это время правильно. Если вы спешите домой, беспокоясь о пробках — это не расслабляет, а заставляет вас больше нервничать.

2. Постарайтесь планировать все так, чтобы оставалось время в запасе. Таким образом вы не будете никуда торопиться и опаздывать.

3. Отвлекайтесь на промежуточные действия. Если после работы вы сразу же перейдете к своему списку обязанностей, вы точно также начнете испытывать беспокойство по этому поводу. Вы останетесь в состоянии стресса, а ваш мозг будет постоянно искать решения проблем. Больше отвлекайтесь на то, что не вызывает стресс.

4. Запланируйте в своем графике занятие, которое поможет снять напряжение. Пойти в спортзал — одно из самых популярных занятий. Но если вас спортзал не привлекает, можно просто пообщаться со своим другом или пойти прогуляться.

5. Полное отключение. Будь то телевизор или социальные сети — они не смогут вас отвлечь от забот. Лучше не поддаваться лишний раз новым раздражителям.

6. Постарайтесь перед сном послушать спокойную музыку. Не сильно увлекайтесь просмотром телевизора перед сном. Даже если есть желание посмотреть что-то — пусть лучше это будет что-то положительное и «легкое».

7. Опустошите свой разум. Ваш мозг все еще «переваривает» события дня. Не держите свои эмоции и мысли в себе. Лучше поговорите с кем-нибудь об этом или запишите свои мысли.

А как вы избавляетесь от лишних мыслей перед сном? Поделитесь своим опытом в комментариях!

Зачем отключать внутренний диалог?
Вам приходилось испытывать, как мысли перестают вас слушаться и путаются? Лежали ли вы ночью, не смыкая глаз, беспрестанно думая о планах, об ожидаемых последствиях, о возможном будущем, теряясь в самых невероятных догадках? Мы все испытали подобное, и чувства, связанные с такого рода умственной деятельностью, далеки от приятных. Мы не можем отдохнуть, не спим, несемся через эмоции сломя голову и встаем совершенно измотанными. Нас изводят собственные мысли, которые, похоже, нельзя остановить...

Соджал Ринпоче говорит, что задача медитации состоит в остановке внутреннего диалога, и это действует исключительно благотворно. Медитация служит противовесом дикой скачке необъезженных мыслей, которая лишает нас умственного покоя.

За пределами мыслительного процесса лежит иной уровень сознания, именуемый истинным умом. Глубокий океан — вовсе не волны, на короткое время покрывающие рябью его поверхность. Равно и широта, пространственность истинного ума весьма отлична от постоянной игры мыслей, которые, как мы хорошо знаем, проносятся, волнуя наш ум. Этот способ позволит вам ухватить разницу между истинным умом и мыслящим умом . Используйте для медитации традиционный буддийский образ — созерцайте образ бескрайнего океана . Наблюдайте бегущие рябью по нему волны. Волны никогда не успокаиваются, поскольку они заложены в самой природе океана. Но вы можете отождествить свой ум с огромными глубинами и покоящимися там водами. Титул Далай-лама , который носит верховный служитель в тибетском буддизме, означает Великий Океан .

Техника достижения внутреннего безмолвия

Чтобы лучше осознать более возвышенный ум, нам необходимо выработать осознание пространства, находящегося за пределами потока мыслей. Такое осознание вырабатывается посредством наблюдения за содержимым ума с позиции стороннего наблюдателя. Поэтому сядьте, закройте глаза, обратите свое внимание вовнутрь и просто сосредоточьтесь на происходящем. Следите, как возникают ваши мысли. Делайте это с позиции стороннего наблюдателя. Чтобы осознать, как останавливать внутренний диалог, дайте возникающим мыслям возможность свободно течь. Наблюдение за тем, как мысли поднимаются и опадают, наплывают и откатывают, позволяет увидеть грань, лежащую между пребывающей в сознании мыслью — и самим сознанием. Такое отстраненное наблюдение развивает пространственное восприятие, что является началом осознанности, зародышем внутреннего видения. Обретение внутреннего пространства посредством остановки внутреннего диалога часто сопряжено с новым и радостным открытием. Успокоение в этом пространстве предстает благостным отдыхом. Распознание отличительных свойств мысли и пространства показывает нам различие между временным и постоянным , основой ума и его деятельностью. К тому же мы можем научиться определять, когда следует мыслить, а когда — отдыхать. В идеальном варианте мы должны добиться состояния, когда внутренний диалог прекращается моментально одним усилием воли.

Практика остановки мыслей

Вы можете обрести пространство в своем уме следующим образом. Сядьте и приступите к медитации, осознавая появляющиеся мысли. Следите за ними как сторонний наблюдатель. Сконцентрируйте ваше внимание в точке между бровями, буквально нащупайте ее глазами. Займитесь поисками того краткого момента, что отделяет мысль уходящую и мысль возникающую. Смотрите за этим моментом и продлевайте его. Постепенно входите в пространство между мыслями. Отдыхайте в этом пространстве. Наблюдайте за различием между умом и мыслью, океаном и волной. Размышляйте о соединении дыхания с моментом пространственности.

Соджал Ринпоче утверждает: «Когда вы выдыхаете, то уходите вместе со своими мыслями вслед. Всякий раз при своем выдохе вы позволяете спадать умственному напряжению и тем самым ослабляете его хватку. Прочувствуйте, как ваше дыхание растворяется в вашем теле. Внутренний диалог остановится без усилий. Всякий раз при своем выдохе и перед тем, как снова вдохнуть, вы будете отмечать, что в этой естественной паузе исчезает напряжение. Отдохните в паузе, в ее открытом пространстве, и когда естественно начнете вдыхать, не сосредоточивайтесь особо на вдохе, а продолжайте отдыхать умом в открывшейся паузе».

Это путь навстречу новым возможностям, что противоположно узости восприятия, догматичности мышления. Когда мы утрачиваем способность открываться, мы опечатываем сам ум и хороним читту внутри нас. Пространственность предстает тем распахнутым окном, через которое может литься свет просвещения. Открытый ум полон жизни, и он может смотреть и видеть. Открытый ум способен воспринимать свет просвещения.


Как остановить мысли?

Очень важной способностью, позволяющей накапливать энергию и не тратить ее попусту, является умение останавливать неконтролируемый бег мыслей. Дело это совсем не простое. Ведь в голове непрерывно возникают какие-то вопросы, решаются проблемы, вспоминаются забытые факты, планируется будущая деятельность, ведется диалог с воображаемым собеседником и т.д. и т.п. Мысли не оставляют вас в покое ни на секунду! Причем многие люди даже во сне не могут остановить работу своей «словомешалки» - они о чем-то переживают, вскрикивают, ворочаются. Реального отдыха нет даже во сне! И так всю жизнь, которая заметно укорачивается из-за отсутствия отдыха от мыслей.

«Словомешалка» не просто отвлекает наше внимание, она реально забирает наши жизненные силы, нашу энергию . Если мы много думаем о каком то человеке, то мы бессознательно направляем свою энергию к нему. Если мы думаем о том, что всё очень плохо и будет только хуже, то отдаем энергию «эгрегору несчастной жизни», а он уже постарается сделать так, чтобы вы смогли полностью насладиться депрессией и всеми сопутствующими ей неприятностями. Поэтому умение управлять своими мыслями - это очень важное качество для успешного человека .

Классики различных духовных учений много говорят о необходимости управлять состоянием своего ума. Например, Роси Филлип Капло в работе «Три столпа дзен» пишет: «Большинству людей никогда не приходит в голову попытаться проконтролировать свое сознание, и к сожалению, это основополагающее упражнение остается за рамками современного образования, не является составной частью того, что называется приобретением знаний».

Одним из первых шагов на пути духовного развития в дзен является развитие умения концентрироваться и останавливать бег мыслей. Полная остановка бега мыслей - конечная цель многих восточных духовных школ. Например, высшая фаза в йоге называется «самадхи» и переводится как «высшее духовное озарение, экстаз, транс, сверхсознание». Достичь самадхи можно только длительными медитациями, в результате которых на несколько часов останавливается бег мыслей и человек в состоянии полной пустоты выходит на прямой контакт с обитателями незримого мира. Но чтобы научиться останавливать бег мыслей на несколько часов подряд, нужно очень много тренироваться. Большинству людей ни к чему такие крайности, поэтому поищем другие способы обуздания нашего беспокойного ума.


Методы остановки бега мыслей

Как остановить мысли?

Существует множество способов и техник по остановке бега мыслей. Условно их можно разделить на четыре большие группы.

1.Методы вытеснения мыслей (другими периодически повторяющимися мыслями).

2.Методы концентрации внимания на каком-то объекте.

3.Методы использования мыслеобразов.

4.Методы переключения внимания.

Рассмотрим каждую из этих групп более подробно.

Методы вытеснения

Суть «метода вытеснения» состоит в том, чтобы заменить беспорядочный бег случайных мыслей на многократное повторение одной и той же фразы или определенного звукосочетания. В восточных духовных школах подобные звукосочетания типа «о о у м м» или «оум мане падме хуум» называются «мантры». Если очень долго, в течение нескольких часов повторять одну и ту же мантру, то можно устойчиво перейти в измененное состояние сознания, в котором у человека начинают проявляться необычные способности и устанавливается прочный контакт с обитателями незримого мира.

Примерно так же «работают» молитвы в христианстве - хорошо известно, что только длительное и исступленное (т.е. сосредоточенное и высокоэмоциональное) повторение молитвы приводит к желаемым результатам (очищению души, просветлению, получению помощи). Вы можете попробовать этот метод для остановки бега ваших мыслей, многократно повторяя про себя мантру «о о у м м» или какую то молитву, или сделать уже знакомую вам «медитацию прощения», в Рейки мы практикуем Гассё, когда всё внимание переключаем на касание средних пальцев в соединённых вместе ладоней. Она тоже прекрасно работает на подавление неконтролируемого бега мыслей. Практикуйте — и вы «убьете сразу трёх зайцев»: остановите «словомешалку», усилите свою энергетику и очиститесь от накопленных переживаний.

Как только заметите, что ваша «словомешалка» опять запустилась, начинайте повторять любую из формул этой медитации. Например, эту: «С любовью и благодарностью я прощаю эту жизнь и принимаю ее такой, какая она есть. Я прошу прощения у жизни за мои мысли и поступки относительно нее». Для того чтобы научиться по мере необходимости останавливать свою «словомешалку», потребуется приложить некоторые усилия. Опыт показывает, что первые результаты появляются у тех, кто занимался вытеснением ненужных мыслей ежедневно по 20-30 минут в любое свободное время в течение двух недель.

В итоге вы должны научиться входить в состояние полного отсутствия мыслей на 5-10 минут (потом они все равно появятся, и это нормально).

Методы концентрации внимания

Следующий метод «концентрации внимания», также широко используемый при обучении во многих восточных духовных школах, требует сосредоточить внимание и непрерывно наблюдать какой либо предмет или процесс. Это может быть точка на стене, картинка или рисунок (специальные рисунки для концентрации и медитации называются «мандалы»), а может быть и ваш внутренний процесс: дыхание, пульсация крови и т.д. Например, в дзен-буддизме одним из первых упражнений является счет собственного дыхания.

На одном из Клубных занятий я рассказывала о методе установления границ своего тела: потрогайте и направьте своё внимание на левую ногу, на правую, на руки, голову и т.д. - ощутите границы Вашего тела, это поможет быть «здесь и сейчас».

Методы использования мыслеобразов

Остановить поток мыслей, избавиться от их неконтролируемого бега можно, используя различные мыслеобразы. Например, можно представить себе, что вы берете ластик и «стираете» им все мысли у себя в голове. Как только появилась новая мысль - сразу ластик в руки и стираете ее. Или выметаете веником, или стираете на мысленном экране тряпочкой. Отличные результаты дает образ, когда вы «наполняете» свою голову вязкой «жидкостью», например жидким золотом. В нём ни одна мысль не может всплыть - она затухает, как только начинает проявляться. Для лучшего эффекта воспользуйтесь медитацией «Золотой Шар». Такие упражнения обычно выполняются с закрытыми глазами, исключительно для того, чтобы не ловить другие зрительные образы.

Методы переключения внимания

Они наиболее просты и часто используются в повседневной жизни, а заключаются в том, чтобы вместо неуправляемых размышлений загрузить ваш ум контролируемыми мыслями. Например, когда вы трясете погремушкой над плачущим младенцем, вы используете именно прием переключения внимания. Раньше младенец был сосредоточен на известной только ему проблеме и громко требовал ее разрешения. Но вот вы потрясли погремушкой, и его внимание переключилось на новый раздражитель. Он стал размышлять о нем, а старая проблема и забылась.

Этот прием столь же эффективно работает и для взрослых, особенно когда вы используете его для переключения внимания другого человека, погруженного в свою проблему. Как им пользоваться? Да очень просто. Если вам надоели долгие словесные излияния собеседника, то задайте ему такой вопрос, чтобы он забыл, о чем только что говорил, т.е. в вопросе должна быть затронута важная для собеседника тема. Например, если ваша подруга долго и нудно рассказывает о том, каким негодяем оказался ее муж (или друг) и вам надоело это, то спросите ее неожиданно: «А ты уверена, что выключила утюг, уходя из дома?» Или: «А откуда у тебя дырка (или пятно) на новой дубленке?» Скорее всего, после этого она побежит рассматривать свою дубленку, а муж окажется забыт. Вам наверняка удастся остановить ее «словомешалку» таким методом.

Выберите себе «переключалку»

Последний способ можно усилить, если заранее выбрать себе некую «переключалку», т.е. тему, на которую вы будете сознательно переключать свое внимание в случае необходимости. Лучше всего, если это будет какое-то очень веселое и приятное событие вашей жизни. Или просто шуточное высказывание, которое способно перевести вас в веселое состояние из любой ситуации. При этом наряду с переключением внимания произойдет обесценивание проблемы, которую только что с успехом смаковала ваша «словомешалка». Тем самым вы отключитесь от эгрегора «несчастной жизни», которому только что отдавали свои жизненные силы.

Быстрый способ остановки мыслей
Tatiana Elle

*****************************


Как научиться засыпать в течение одной минуты

Многие люди подолгу не могут заснуть ночью, часами размышляя о вечном. Или о мухе на потолке. Я тоже мучился от бессонницы, пока не обучился специальной технике дыхания, которая помогает мне заснуть в течение минуты.

Не поймите меня неправильно, эта техника - не анестезия, вырубающая с первого удара и наповал. Она требует длительных и постоянных тренировок, чтобы выработать в теле рефлексы на успокоение. Как бы то ни было, даже новичкам эта техника поможет снизить стресс и сократить время засыпания.

Для начала поместите кончик вашего языка на нёбо, на выступ за передними верхними зубами. Потом, с закрытым ртом, вдохните через нос на четыре счёта, задержите дыхание на семь секунд и затем громко выдохните, издавая свистящий звук. Внимательно следите за языком - он всегда должен быть на месте. Без перерыва повторите это упражнение несколько раз.

В этой технике скорость дыхания не важна, главное - это сохранять пропорцию этапов 4:7:8.

Вдыхайте на протяжении 4 секунд

Задержите дыхание на 7 секунд

Выдыхайте в течение 8 секунд

Расслабьтесь

Эффект расслабленности и покоя, вызываемый этим упражнением, со временем и практикой значительно усилится.

Доктор Эндрю Уэйл, профессор и автор бестселлеров, говорит: чтобы извлечь наибольшую выгоду из этой техники, надо выполнять это упражнение хотя бы два раза в день в течение восьми недель. Через месяц после начало тренировок упражнение следует выполнять в восемь повторений.

Эта техника применяется для снижения стресса, беспокойства и даже желания покурить и съесть что-нибудь вредное. В следующий раз, когда что-то вас расстроит и попытается сбить с ног, остановитесь на секунду, расслабьтесь, выполните упражнение и только потом реагируйте на ситуацию. Вы будете удивлены своим спокойствием и ясностью мысли. Как уже было упомянуто, эта техника помогает еще и быстро заснуть ночью.

Причины подобного эффекта просты. Как все мы знаем, во время волнения наше дыхание учащается, однако это работает и в обратную сторону - частое и поверхностное дыхание может вызвать чувство стресса. Кислород, конечно же, необходимая составляющая здорового тела и ума, однако также важно еще и КАК мы дышим.

Как и всё в этом мире, эта техника требует времени и практики для достижения наивысших результатов, но если вы готовы посвятить всего минуту в день на выполнение этого упражнения, вы будете поражены, насколько легко можно контролировать свое эмоциональное состояние.

«Я больше не могу ни о чем думать» - эти слова привели бы в восторг любого буддиста, который в ответ обязательно сказал бы: «Значит, пришло время предаться прекрасному состоянию «ничегонедуманья». Но, к сожалению, в жизни западного человека эта фраза не означает ничего хорошо и звучит обычно в таком контексте: «У меня перегружена голова», «Мысли путаются» или «Мозг сейчас взорвется».

В чем причина? Их несколько. Во-первых, мы получаем информацию из разных (многочисленных) источников и постоянно сталкиваемся с противоречиями, слухами, опровержениями и подтверждением ранее полученного. Мы ежедневно оказываемся под перекрестным огнем разных данных. Особенно ожесточенная борьба ведется между классическими масс-медиа и интернетом - отсюда и противоречия в получаемых сведениях.

Кроме того, мы постоянно куда-то бежим и спешим - жизненный ритм постоянно ускоряется. И каждый день нам приходится решать огромное множество вопросов и задач. Сумасшедший ритм современной жизни перегружает мозг. Негативное влияние могут оказывать и наши собственные мысли, которые буквально роятся в голове. Что в результате приводит к накоплению чувства тревоги и вины или ощущению собственной никчемности.

Письмо - это своего рода зеркало, обращаясь к которому мы учимся лучше понимать себя и решать проблемы

Такую «перегрузку в мыслях» психологи называют «умственной интоксикацией, вызванной избытком информации и негативных мыслей», по аналогии с физической интоксикацией, причиной которой может стать злоупотребление лекарствами, искусственными пищевыми добавками и пестицидами.

В наше неспокойное время, в период бесконечных встрясок и перегрузок нам жизненно необходимо научиться избавляться от ненужных мыслей и освобождать свой мозг от всего лишнего. В первую очередь это нужно для того, чтобы обрести внутреннее равновесие. Вот три упражнения, которые позволят вам начать процедуру умственного детокса.

Выплеснуть негативные мысли

Письмо - это своего рода зеркало, обращаясь к которому мы учимся лучше понимать себя и решать некоторые проблемы. Много лет письмо активно используется в техниках личностного роста и развития. Это прекрасный способ примириться с прошлым, выстроить настоящее и подготовиться к будущему.

«Письмо - это ниточка к душе, по которой мы можем добраться до тех или иных эмоций в зависимости от происходящего в жизни», - поясняет терапевт-графолог Доминик Водуазе. Карандаш при этом используется как инструмент, позволяющий всего за несколько минут освободиться от ненужных мыслей.

Упражнение № 1

Возьмите листок бумаги и начните писать, не задумываясь о смысле написанного и не пытаясь подвергнуть его оценке. Забудьте о стройности фраз и не концентрируйтесь на своей задаче - наведении порядка в мыслях. Не мешайте потоку слов выплескиваться на бумагу, не пропускайте ни одного из них. Через пару минут, как только вы заполните страницу, сделайте паузу и закройте глаза, сконцентрировавшись на глубине и ритме своего дыхания. Затем откройте глаза и посмотрите на листок. Не пытаясь анализировать написанное, просто задайте себе вопрос: «Какое сообщение я пытался передать себе в этом письме?»

Отправиться на прогулку

Во время прогулки по лесу или по бесконечным малолюдным строениям (например, церквям, монастырям) зрение концентрируется на деревьях, кустах, цветах, колоннах… Монотонные движения глаз позволяют синхронизировать работу правого и левого полушарий мозга, снимая тем самым нервные зажимы, которые образуются как следствие эмоционального шока, негативных мыслей, навязчивых идей.

В результате налаживается работа нервной системы. Открытие это принадлежит американскому психологу Френсин Шапиро, автору психотерапевтического метода ДПДГ (EMDR-терапии). Свой метод она разработала около 20 лет назад, как раз после прогулки в лесу. По сути дела, прогуляться по лесу - все равно что пройти сеанс ДПДГ в естественных условиях.

Упражнение № 2

Выделите 20 минут и отправляйтесь на прогулку, пусть даже и вокруг близлежащих домов. Идите спокойным шагом - ни слишком медленным, ни слишком быстрым. В течение двух минут концентрируйтесь на своем дыхании - дышите глубоко и спокойно, полностью расслабив диафрагму. Пусть ничто не занимает ваши мысли, кроме вдоха и выдоха. Это элементарное физическое упражнение позволит вам избавиться от внутреннего напряжения. Затем, продолжая движения и не поворачивая головы, всматривайтесь в детали окружающего вас пейзажа, как если бы видели все это впервые. Через какое-то время вы почувствуете, как из головы уходят лишние мысли.

Избавиться от негативных мыслей

Негативные мысли, которые бесконечно крутятся в голове, остаются не только в сознании, но и во всем теле. Вызванные сложными жизненными ситуациями, неразрешенными конфликтами, эмоциональным шоком, эти мысли всегда сопровождаются неприятными физическими ощущениями, о которых мы предпочитаем забыть.

Если не избавиться от этих мыслей и сопутствующих физических ощущений, то со временем они вызовут серьезные нарушения психического и физического состояния человека. Если вы хотите избавиться от негативных мыслей и эмоций - просто «вытолкните» их из себя.

Упражнение № 3

Напишите список всего, что омрачает ваши мысли. Вспомните о том, что вам не удалось избавиться от злости, о неразрешенных конфликтах, нелестных замечаниях коллеги, неприятном споре с другом или ссоре с любимым человеком… Перечислите на бумаге по пунктам все неприятные события последних трех месяцев - крупные и мелкие, которые будто застряли в вашем сознании и теле.

Какие события «засоряют» ваш мозг?

Закончив список, вернитесь к каждому из его пунктов и как можно более точно опишите, что вы чувствовали в каждой из перечисленных неприятных ситуаций. Теперь закройте глаза и сосредоточьтесь на дыхании. Дышите спокойно и представьте описанные ситуации - одну за другой, пытаясь возродить в себе пережитые в каждом случае эмоции. Назовите их: «Тогда я почувствовал…». Потом сделайте глубокий вдох и, на выдохе, с силой вытолкните из себя каждую из этих эмоций, помогая себе руками.

Надоели навязчивые мысли? Теперь вы сможете без усилий отключить разум и насладиться внутренним покоем всего за пару минут!

1. Почему важно уметь останавливать внутренний диалог?
2. Кому подходит данная отключения разума?
3. Секретный способ отключить разум!

Почему важно уметь останавливать внутренний диалог?

Мы привыкли ассоциировать себя с мыслями. То, что мы думаем, влияет на наше настроение, наше самочувствие.

Но мысли – это вибрации и энергии внутри нас, но не мы сами.

Кода вы о чем-то думаете, вы проигрываете некую ситуацию у себя внутри, она рождает внутри вас определенные эмоции, а эмоции вызывают желание действовать. Но так как действовать мы зачастую не можем (в нашем обществе не принято пойти и все высказать обидчику или побить его), мы действуем внутри себя – снова и снова переживаем ситуацию и даем отпор у себя внутри.

Знакомо?

Не зря говорят «Горе от ума»…

И порой заставить замолчать этот внутренний диалог кажется очень сложно даже тем, кто занимается саморазвитием и выполняет духовные практики. Но на самом деле это не так! Читайте дальше, и вы узнаете, как отключить разум.

Кому подходит данная отключения разума?

Этой практикой могут воспользоваться не только те, кому с трудом даются медитации¹, но и те, кто хочет научиться на время отдыхать от своих мыслей.

Секретный способ отключить разум!

Первое, что нужно сделать перед практикой – задать себе вопрос: «Кто я есть на самом деле?»

В результате придет ответ, что «Я» есть нечто большее, чем тело, мысли и переживания. «Я» есть энергия. Вы тот, кто может управлять своими мыслями, а не давать им управлять собой. Так как остановить мысли?

Чтобы отключить разум, нужно:

1. Сесть удобно и расслабиться, насколько это возможно.
2. Сделать несколько медленных и глубоких вдохов-выдохов.
3. Ощутить свой мозг, ум в голове.
4. Посмотреть, как мысли появляются снова и снова.
5. Затем представить перед собой реку.
6. На другом берегу реки находится место безмыслия.
7. В воображении перейти на другую сторону реки.
8. Подумать о себе, как об энергии, ощутить свое истинное «Я».

* Если мысли снова будут лезть в голову, необходимо вновь представить реку и снова перейти на противоположный берег.

9. Обратить внимание на область сердца, ощутить его.
10. Перенести внимание на вилочковую железу (самый центр грудины).
11. Сказать себе: «Я существую, Я есть. Ощутить, что происходит внутри».

* Если мысли продолжают мешать, снова перейти на другой берег, где нет мыслей.

Обычно довольно быстро практики ощущают удивительное состояние внутреннего безмолвия, умиротворения, гармонии. В этом состоянии исцеляется психика, улучшается настроение.

11. После некоторого отдыха в этом состоянии сделать вдох и с выдохом открыть глаза.

Те, кто уже выполнял это упражнение, замечают колоссальную разницу состояния «До» и «После».

Технику можно выполнять в любое удобное время. Чем чаще она будет проводиться, тем легче и быстрее будет достигать конечного состояния, в котором ум отключается, и мысли останавливаются.

Легко и быстро расслабиться поможет данная аудиопрограмма

О том, как правильно пользоваться данной программой,

Примечания и тематические статьи для более глубокого понимания материала

¹ Медитация - род психических упражнений, используемых в составе духовно-религиозной или оздоровительной практики, или же особое психическое состояние, возникающее в результате этих упражнений (или в силу иных причин) (Википедия).

Узнать больше о самых разных медитациях вы сможете на данном сайте. Для этого просто воспользуйтесь строкой поиска вверху страницы.