Какой основной признак физической величины. Физические величины, их классификация

  • Дата: 24.10.2019

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

  • 1. Теоретическое задание
  • 2. Практическое задание
  • Список литературы

1. Теоретическое задание

1.1 Основные направления социологии

Существует несколько направлений в социологии. Направление социологии - это объединение социологов, разделяющих одинаковые парадигмы, близкие теории, единые методологические и методические ориентировки.

Школа социологии - союз социологов-единомышленников, имеющий: а) четкие пространственно-временные границы; б) признанного лидера или лидеров; в) более или менее выраженную формализованность.

Альтернативная социология - леворадикальное направление в социологии, противопоставляющее себя академической и прикладной социологии. Исследования, проводимые альтернативной социологией, направлены на поддержку альтернативных движений и гражданских инициатив.

Аналитическая индукция - по Ф. Знанецкому - форма индукции, основанная на интенсивном исследовании особых случаев с целью выявления их сущностных характеристик и перенесения этих характеристик на остальные случаи.

Аналитическая школа - направление в социологии, рассматривающее в качестве основного объекта социологического исследования социальное действие индивида, его индивидуальное сознание, механизмы осмысления и оценки им ситуации, в которой он действует.

Опираясь на метод аналитической индукции, аналитическая школа: а) делает основной акцент на изучение индивидуального внутреннего мира, установок, ценностных ориентаций индивида; б) стремится выявить характерные черты рассматриваемого явления или процесса с помощью качественного исследования конкретных случаев и выделения их определенных типов (метод типичных случаев).

Биологический детерминизм - биологическое направление в социологии; тенденция использовать понятия и принципы биологии для описания и объяснения социальных явлений.

Географическая школа в социологии - направление социологии, анализирующее развитие и функционирование общества преимущественно через факторы географической среды.

Естественнонаучная школа в социологии - установка на применение в социологических исследованиях таких же точных и объективных методов, как в естествознании на том основании, что социальные явления подчиняются законам, общим для природной и для социально-исторической реальности.

Математическая школа в социологии - направление в социологии, возникшее в первой половине 20 века, основоположники которого А. Ципф, Э. Додд и другие считали, что социологические теории достигают уровня научности, если они выражены языком математики.

Социальная критика - направление в социологии, главной задачей которого является критический анализ существующих теорий общества и создание такой социологии, которая могла бы способствовать преобразованию и улучшению существующего социального мира.

Социальная критика распространяется на проблемы личности, отчуждения, бюрократизации, дегуманизации труда, преступности, наркомании и т.д.

Социологический радикализм - тенденция в некоторых направлениях социологии, направленная против принципа научности социологического знания.

Сциентизм - течение в социальных науках, ставящее задачей уподобление социальных наук естественным как по методам, так и по функции в обществе.

Формальная социология - направление социологии, придающее особое значение понятию социальной формы, противопоставляющее ее содержанию социальных процессов. Согласно формальной социологии изучение и классификация социальных форм должны стать аналитической основой социологии.

Фрейдизм в широком смысле направления в психиатрии, психологии, социологии, антропологии, объясняющие явления человеческой психики и общественной жизни с помощью учения З. Фрейда.

Чикагская школа в социологии - направление в американской социологии, сложившееся в 1920-е гг. и представленное группой исследователей Чикагского университета. Теоретическую основу чикагской школы составляют идеи Парка. По Р. Парку в основе всех социальных процессов и явлений лежат четыре типа взаимодействия: соревнование, конфликт, приспособление, ассимиляция.

Школа "интеллектуальной истории" - школа в социологии, ориентирующаяся на изучение социально-экономических, философских, научных, религиозных и других идей, играющих ключевую роль в процессе познания.

Важнейшими направлениями социологии конца XIX - начала XX вв. были: биологическое (органическое), психологическое, эмпирическое, механическое, технократическое, демографическое, географическое, формалистическое и др.

1. Органическое направление наиболее ярко представлено английским социологом Гербертом Спенсером (1820-1903). Социологическое учение Спенсера носит название "органической теории". Сущность ее: рассмотрение общества как гармонически развивающегося живого организма, который функционирует в силу взаимодействия его составных частей. Идеальным состоянием общества является равновесие. Вся деятельность в обществе должна содействовать сохранению равновесия. Спенсер развивал идею естественного эволюционного развития общества. Поведение людей развивается в направлении к более совершенному приспособлению, отвечающему наилучшему сохранению индивида и вида. В ходе этого приспособления у общества специализируются особые органы - "институты", которые делятся на 3 вида:

1) продолжающие род человечества (брак, семья);

2) распределительные (экономические);

3) регулирующие (религия, политическая система).

Лишь путем изучения этих институтов можно познать основную ячейку общества - индивида.

В целом социологическое учение Спенсера увековечивает эксплуатацию человека человеком, противоречит революционному развитию общества. В научном отношении оно идеалистично отрицает объективные законы развития общества

2. Второе направление - психологическое. Данное направление характеризуется тем, что проблемы социального развития рассматриваются с позиций социальной психологии. Наиболее крупными представителями данного направления являются американский социолог Лестер Уорд и француз Габриель Тард. Первоначальной социальной силой, основой всех действий, по Уорду, есть желание. Желания движут миром. Благодаря желаниям человек нарушает существующие законы. В этом виноваты внутренняя природа человека, а с ней ничего не поделаешь. Доказывается неизбежность пороков заключенных не в обществе, а в самом человеке.

По Тарду, источник действия людей - это стремление к изобретению и подражанию. Общество является общностью людей либо подражающих друг другу, либо ищущих образец для подражания. Все это происходит в силу того, что в сознании людей происходят различные процессы, вызванные общением с другими людьми, оказавшими на них психологическое воздействие. Тард провозглашает существование "социального закона подражания".

Объявив "социальный закон подражания" движущей силой истории, Тард отвергает объективные законы развития общества, роль общественного сознания. Он абсолютизировал роль психологического фактора в социальной жизни, ушел от материальных причин общественного развития.

3. Третье направление социологии - эмпирическое. Данное направление получило такое название в силу того, что социологи перешли от чистого академизма к социальной действительности, стали исследовать реальные социальные процессы. Основоположником эмпирического направления является французский социолог Ле Пле (1806-1882). Он считал, что социология не должна быть связана с философией, она призвана накапливать факты, изучать их, добиваться достоверности данных. Исследование фактов поможет исследовать устройство человеческих обществ и основные законы, нарушение которых ведет к разложению общества.

Важнейшей задачей социологии Ле Пле считал изучение проблемы процветания народов, которую возможно выяснить через исследование семьи.

Говоря о французской школе эмпирической социологии, нельзя обойти такую фигуру, как Эмиль Дюркгейм (1858-1917). Он полагал, что социология нуждается в собственной методологии, которую надо разработать. В ходе изучения общественных событий необходимо учитывать специфичность общества, выделяя в нем "социальный факт", который и является предметом социологии. Социологию он называл наукой о социальных фактах.

Разработке этого понятия Дюркгейм уделял много внимания. Под социальным фактом он понимал все, что является продуктом "коллективного сознания", - образ мыслей, действий и чувствований. Социальные факты действуют вне индивида, они вынуждают воспринимать их, являются самостоятельной силой.

В определении "социального факта", данного Дюркгеймом, заключено отрицание его материального источника. "Коллективное представление", "совокупность идей", которые Дюркгейм называет социальными фактами, действительно имеют место. Общественные представления тоже существуют объективно. Но что является их источником? Общественное бытие и нечто другое. Дюркгейм же источник возникновения и существования социальных фактов выводит из общественного сознания. Социальный факт у него равен коллективному сознанию. А как же сознание рабочих, служащих и т.п.?

4. Механическое направление. В идейном отношении оно заимствовало некоторые идеи у древних мыслителей (Демокрита, Лукреция), а также у представителей естественных наук предыдущих веков, например у Ньютона.

Представителем этого направления является американский социолог Г.К. Керри (1793-1879). В основу социологии он кладет исходное положение механического монизма, согласно которому вся Вселенная имеет одно начало - замкнутую механическую систему, состоящую из неизменных элементов, движение которых определяется законами классической механики. Человек для Керри является общественной молекулой, которая существует в соответствии с законом молекулярной гравитации. Согласно этому закону, люди тянутся к своим близким, следовательно, гравитация в обществе, как и везде в материальном мире, пропорциональна массе и обратно пропорциональна расстоянию.

Концентрация и разрозненность личности, централизация и децентрализация организации в обществе являются результатом действия центростремительных и центробежных сил, действующих в соответствии с законами механики. Между двумя телами с разными температурами происходит притяжение или отталкивание. То же происходит и между людьми.

Еще более ненаучное механическое толкование процессов общественной жизни дал немецкий химик В. Освальд. Он предложил концепцию энергетической культуры общества. Ее основные положения: каждое общественное явление и каждое историческое изменение есть не что иное, как только изменение энергии. Утверждение культуры есть преобразование природной энергии в управляемую энергию. Чем больше использовалась сумма энергии, которой располагает человек, тем выше уровень культуры.

Человек в представлении Освальда является механизмом, преобразующим различные формы энергии. Общество представляет собой целостность, состоящую из личностей, осуществляющих общую цель, а, следовательно, оно является механизмом, служащим для лучшего использования и превращения энергии.

В обществе, где отношения не урегулированы, имеет место расточительство энергии, а, следовательно, нет прогресса. Прогресс имеет место там, где умело используется энергия, достигается максимальное превращение неуправляемой энергии в управляемую. Целью общества является получение максимума полезной энергии.

Право, государство, торговля, язык - все, что есть в обществе, лишь облегчает процесс превращения неуправляемой энергии в управляемую.

Богатство, деньги - выражение концентрации в обществе полезной энергии.

Как видим, Освальд в своей концепции общественные силы развития заменил техническими.

5. Технократическое направление, ос6новные идеи которого заключаются в том, что на смену политическим в управлении обществом должны придти инженеры (американский социолог Т. Веблен (1857-1929), англичанин С. Чейз).

Рабочий класс, другие классы не могут управлять обществом.

6. Демографическое направление. Утверждается, что основными причинами определяющими развитие общества, тип общественного строя, его культуру, всегда являются численность и плотность населения (француз Адольф Кост, итальянец Коррадо Гини).

Так, русский социолог М. Ковалевский (1851-1916) пытался объяснить хозяйственное развитие России ростом населения. Прирост населения, утверждал он, влечет за собой разделение труда, а затем углубление различий в социальных слоях, классах, что вызывает развитие орудий труда и различия в организации хозяйства. В этой концепции причина и следствие поменялись местами. Дело в том, что ль орудий труда, уровня развития производительных сил, классовых отношений, культуры зависят темпы роста населения, а не наоборот.

7. Географическое направление (англичанин Г. Бокль (1821-1862)).

Попытки объяснить общественную жизнь природными условиями, климатом имеют давнюю историю. Они были возведены в ранг определенных концепций, ведущее место среди которых занимает географический детерминизм.

Эта история абсолютизирует географическую среду и приписывает ей определяющее влияние на общественную и индивидуальную жизнь.

Природные факторы влияют, конечно, на жизнь общества, но не являются главными.

8. Формалистическая социология. Приверженцы этого направления рассматривали социологические проблемы вне социальной действительности, отвергая объективное содержание категорий и законов (немцы М. Вебер (1864-1920), Георг Зиммель (1858-1918), Фердинанд Теннис (1855-1936), Леопольд дон Визе (1876-1968)).

Макс Вебер - родоначальник немецкой школы - уделял серьезное внимание выработке собственной концепции на социологию, заложил основы так называемой понимающей социологии.

Общая социологическая концепция Вебера выгляди так: предметом социологических исследований являются социальные действия людей; эти действия сознательные; выявить их можно в том случае, если схвачен субъективный смысл, который придают люди своим действиям, для выяснения этого смысла социолог создает "идеальный тип" хода действий и затем, сравнивая реальные действия с идеальным типом, открывает мотивы, ведущие к отклонению реального действия от типа идеального; методика идеальных типов дает возможность выяснить социальные действия через уяснения их смысла.

социология направление школа

Согласно Веберу, никакой объективной детерминации человеческих действий нет, а детерминизм состоит лишь в связи индивидуальных побудительных мотивов друг с другом.

Учение об "идеальных типах" явилось исходным для формирования понимающей социологии, которая в истории общества видела лишь идеальные построения, предлагала изучать их как историю "чистой" человеческой мысли. Понять культурные ценности прошлого, писал Вебер, можно, если отбросить все попытки истолковать их в связи с конкретно-исторической обстановкой. Чтобы исследовать культуру, надо "вжиться" в идеи о культуре, проникнуть в их внутреннюю логику и на основе собственной интуиции воспроизвести исторический процесс.

Таким образом, Вебер, заложив основы социологии идейного моделирования социальных явлений, уводил ее от социальной действительности.

Подводя итог сказанному о социологии XIX и начала XX века, следует подчеркнуть, что она не знала законов развития общества. Большинство ее направлений пытались применить законы той или иной естественной науки для объяснения социальных процессов. Поэтому их общая черта - натурализм. Второе, что характерно для социологии того времени - это эволюционизм, основы которого были заложены еще Контом. Рассмотрение общественного развития происходило с точки зрения эволюции, но ни в коем случае не с позиций революции.

В-третьих, структурно-функциональный анализ, предложенный Контом и развитый Спенсером, оставался ведущим для анализа общественных явлений. Исторический подход, историзм, как один из важнейших научных методов исследования социальных явлений забывается.

Четвертой чертой социологии рассматриваемого периода является постепенный переход от чистого академизма к практике жизни.

Пятая черта - это господство идеалистической методологии. Психологический принцип решения важнейших социальных проблем является исходным. Господствующая идеологическая философия налагала свой отпечаток на развитие всей социологии.

1.2 Общественный прогресс и социальное развитие

Общественный прогресс - это восхождение, поступательное развитие человечества.

Сама идея прогресса появилась лишь в XVII веке с развитием науки и техники. Развиваясь, она привлекала внимание к различным сторонам общественного бытия. Философы XVIII века, который вошёл в историю как век Просвещения, поверили в неограниченное могущество науки и техники. Сегодня прогресс понимается как развитие всех сторон человеческой жизни.

Как определить, прогрессивно ли развитие общества на том или ином историческом отрезке? Каковы критерии общественного прогресса? Всегда ли общество развивается по пути прогресса или существует регресс, т.е. движение назад, в обратном направлении? Эти вопросы сложны и ответы на них неоднозначны.

В древнем обществе идея развития понималась как простая последовательность событий или как циклический круговорот повторяемых событий. В средние века в религии появляется иная версия развития, которую упрощённо можно представить так: "От царства земного к царству небесному". В идеологии марксизма, господствовавшей в нашей стране, идея прогресса рассматривалась как рост производительности труда, повышение материального уровня жизни людей, всестороннее развитие человеческой личности. В конце XX века с появлением глобальных проблем общества, с нарастающим кризисом культуры, с ростом нестабильности в мире, меняются критерии прогресса. Возникает вопрос: по мере развития науки и техники развивается ли человек? Становится ли он добрее, нравственнее, счастливее? В настоящее время понятие прогресса связано с развитием человека, с созданием достойных условий его жизни.

В современном обществе главным критерием прогресса становится гуманизм. Гуманизм - (лат человечный) философский, нравственно-социологический, принцип отношения к человеку как к высшей ценности. Представление о гуманизме менялось в различные эпохи.

Изначально представления о гуманизме выражались в понимании ценности человеческой жизни как таковой, в её историческом смысле.

Уже в первобытном обществе существовали запреты, касающиеся различных посягательств на жизнь и достоинство человека. В средние века, помимо законов, отношения людей регулировала религия. Новый Завет как памятник христианства отражает главную идею - любовь к ближнему, причем круг ближних очень широк, вплоть до раскаявшихся врагов.

Существует множество взглядов (концепций) на развитие общества, которые объединены в три большие группы:

Концепция однолинейного развития. Представители этой группы считают, что история едина и все народы идут к одной цели, только в разное время. Каждый человек, преследуя свои личные интересы, тем самым, работает на общество, поскольку из результатов каждого слагается общий результат. Развиваясь линейно, общество не стоит на месте. Рост потребностей человека - материальных, социальных и духовных приводит к развитию науки и техники, усложнению производства, улучшению жизненного уровня, развитию социальных связей и самого человека.

В настоящее время наиболее приемлемой считается теория, согласно которой каждое общество проходит следующие стадии однолинейного прогрессивного развития:

Традиционное общество - доиндустриальная ступень исторического развития, охватывает период от зарождения человечества до капитализма. В таком обществе господствует сельское натуральное хозяйство, сословные отношения. Решающую роль в таком обществе играют традиции. Решающую роль в социальной жизни такого общества играют церковь и армия.

Индустриальное общество. Для индустриальной стадии развития общества характерны следующие черты:

- высокий уровень промышленного развития;

- автоматизация производства;

- значительное повышение жизненного уровня.

Постиндустриальное (информационное) общество. Постиндустриальное общество - особая социальная форма, которая рождается в ходе эволюции и преобразования индустриального общества. Оно характеризуется следующими признаками:

- создание экономики услуг;

- преобладание технических специалистов и лиц свободных профессий;

- огромная роль теоретических знаний как источника нововведений;

- создание новой, интеллектуальной техники.

Концепция многолинейного развития. Сторонники этого направления считают, что общество развивается по своим законам, и у каждого народа есть свой путь развития. Каждый народ имеет свои культурные особенности, и вовсе не обязательно всем народам искать единый путь развития.

Концепция циклического развития. Цикл - это совокупность явлений, процессов, составляющих круговорот в течение определённого промежутка времени.

Сторонники этого направления считают, что единой истории у человечества нет, народы развиваются из самих себя по законам, присущим природе людей. После прохождения цикла цивилизация приходит в упадок, а затем, через несколько столетий, возрождается снова без какой-либо преемственности с предыдущей.

Под социальным развитием понимается такое изменение общества, которое приводит к появлению новых общественных отношений, институтов, норм и ценностей.

Социальному развитию как реальному процессу присущи три характерные черты - необратимость, направленность и закономерность. Необратимость означает постоянство процессов накопления количественных и качественных перемен, направленность - те линии, по которым совершается это накопление, закономерность - не случайный, а необходимый процесс накопления таких перемен.

В социологии по-разному решается вопрос о причинах и факторах социального развития. Представители конфликтологического направления исходят из признания решающей роли социального конфликта в развитии общества.

Значение конфликта современные конфликтологи видят в том, что он предотвращает консервацию и стагнацию общества и ведет к его обновлению. К этому направлению относится и марксистская социология, которая главный источник социального развития усматривает в единстве и борьбе противоположностей внутри любого социального явления или процесса.

Сторонники структурного функционализма считают, что социальное развитие обусловлено внутренним взаимодействием тесно связанных элементов социальной системы. Стабильность в рамках "социального равновесия" не исключает изменений в обществе. При этом социальные изменения функционалисты рассматривают как "подвижное равновесие", которое может относиться к любой социальной системе. Задача институтов контроля и стабилизации, по их мнению, как раз и состоит в том, чтобы с помощью правовых норм упорядочивать общественные отношения и тем самым предотвращать социальные конфликты. В случае же возникновения конфликтов в обществе необходимо урегулировать их так, чтобы это не дезинтегрировало всю социальную систему.

С понятием "социальное развитие" тесно связано понятие "социальный прогресс". В целом под социальным прогрессом понимается совершенствование социального устройства общества, улучшение условий жизни человека.

Для определения прогрессивности того или иного общества в социологии традиционно использовались два наиболее общих критерия:

1) уровень производительности труда и благосостояние населения;

2) степень свободы личности. Однако в современных условиях, по мнению ряда социологов, эти критерии социального прогресса нуждаются в уточнении и дополнении.

Первый критерий социального прогресса в целом продолжает сохранять свое значение в качестве показателя, отражающего состояние экономических и социальных сфер жизнедеятельности общества. Хотя при этом необходимо учитывать принципиальные изменения, которые происходят в данных сферах. Так по мере формирования и развития постиндустриального общества значительно возрастает роль интеллектуального труда также различных видов деятельности в сфере социального обеспечения и обслуживания. Если в индустриальном обществе главным показателем благосостояния населения является уровень потребления, то в постиндустриальном - качество жизни, измеряемое услугами в области здравоохранения, просвещения, образования, культуры, спорта и т.д. С изменением соотношения физического и умственного труда, пропорций сфер занятой показателей благосостояния населения усложняется процесс выведения усредненного социально-экономического критерия для определения прогрессивности общества. Это требует разработки специальных систем социальных показателей, которые могут служить основой для оценки состояния того или общества. Второй критерий - степень свободы личности - в течение продолжительного времени считался комплексно отражающим прогрессивность социально-политических изменений в обществе. Однако современные социологические исследования показывают, что человек сегодня нуждается не только в свободе, но и в ответственности. В связи с этим второй критерий прогресса, по мнению некоторых отечественных социологов, может определяться как уровень развития социально-политических средств, обеспечивающих удовлетворение потребностей членов общества в свободе и ответственности.

Наконец, социологи все чаще высказывают точку зрения о необходимости критерия, который отражал бы духовно-нравственные, ценностно-мотивационные аспекты экономической и социально-политической деятельности людей. В результате в социологии сегодня выявляется третий общий критерий социального прогресса - уровень нравственности в обществе. Как считают некоторые социологи, именно этот показатель может стать интегральным критерием социального прогресса.

Конечно, выделение этих критериев далеко не исчерпывает многообразия подходов к проблеме оценки социального прогресса. В мировой социологии выдвигались и другие критерии прогрессивности общества, такие, как уровень знаний, степень дифференциации и интеграции общества, характер и уровень социальной солидарности, рост производительных сил и степень освобождения человека от действия стихийных сил природы и общества и др. В настоящее время все больше внимания уделяют разработке конкретных показателей общественного прогресса, таких как уровень развития: производства, распределения и услуг; науки и информатизации; жизненного стандарта; средней продолжительности жизни; социальных и политических прав и свобод личности и т.д.

В целом ведущей тенденцией является стремление придать критериям социального прогресса гуманистический смысл. Отмечая противоречивый характер становления современной цивилизации, социологи считают, что перспективы ее развития будут позитивны лишь в том случае, если в центре ее в XXI в. окажутся не машины, а люди. Прогрессивными могут быть признаны такие изменения, которые способствуют подлинной гармонии между личностью, обществом и природой. Большинство социологических теорий XIX века испытали на себе влияние концепции социального прогресса. Представления о том, что изменения в мире происходят в определенном направлении, возникли еще в глубокой древности. При этом прогресс противопоставлялся регрессу - в том смысле, что прогрессивное движение характеризуется как переход от низшего к высшему, от простого к сложному, от менее совершенного к более совершенному. Были предприняты попытки найти лежащие в основе прогресса законы эволюции. Г. Спенсер и другие сторонники социального дарвинизма рассматривали социальную эволюцию в качестве аналогии биологической эволюции. При этом эволюция трактовалась как однонаправленный переход общества от однородных и простых структур ко все более разнообразным и взаимозависимым. Основными законами развития общества считались дарвиновские "борьба за существование" и "выживание наиболее приспособленных". Эти законы природы уподоблялись законам свободной конкуренции. Итак, социальный прогресс означает восхождение к более сложным формам общественной жизни. В применении к обсуждаемой теме это означает нарастание прогрессивных социальных изменений: улучшение условий жизни, развитие науки, техники и образования, появление большего количества прав и свобод и т.д. Однако в отношении многих социальных явлений трудно говорить о прогрессе, так как развитие некоторых феноменов общественной жизни носит нелинейный характер. Например, в рамках искусства, религии и некоторых других социальных явлений высшие образцы развития были созданы уже несколько столетий или даже тысячелетий назад. Вместе с тем, в отношении таких явлений, как техника, технология и т.д. можно вполне однозначно говорить как о постоянно прогрессирующих явлениях. Поэтому о социальном прогрессе говорят как о триединстве нескольких тенденций (прогрессивность, регрессивность, движение по кругу). Все зависит от того, какая из этих тенденций (в применении к конкретному социальному явлению) преобладает. Оценка прогрессивности или регрессивности того или иного явления должна основываться на объективных показателях. Отсюда встает вопрос о критериях прогресса. Например, в марксизме в качестве общеисторического критерия прогрессивного развития человечества был взят уровень развития производительных сил и характер производственных отношений. В технократических теориях уровень развития общества измеряется по критерию развития техники и технологий. В ряде других социальных учений в качестве критериев выступают уровень развития мышления человека, нравственности в обществе, религиозности и т.д. В социологии для характеристики развития общества используется несколько распространенных понятий.

Модернизация. Существует несколько определений модернизации: дихотомическое (модернизация как переход от одного состояния общества - традиционного - к другому - индустриальному), историческое (описание процессов, посредством которых осуществляется модернизация: трансформации, революции и т.д.), инструментальное (модернизация как трансформация инструментов и способов освоения и контроля над окружающей природной и социальной средой), ментальное (определение через ментальный сдвиг - особое состояние рассудка, которое характеризуется верой в прогресс, склонностью к экономическому росту, готовностью адаптироваться к изменениям), цивилизационное (цивилизация как modernity, т.е. модернизация как распространение данной цивилизации). В качестве элементов модернизации выделяют следующие процессы: индустриализация, урбанизация, бюрократизация, строительство нации, коммерциализация, профессионализация, секуляризация, распространение грамотности и средств массовой информации, рост социальной и профессиональной мобильности и т.д. Модернизация выступает прежде всего как индустриализация общества. Исторически возникновение современных обществ тесно связано с зарождением промышленности. Все характеристики, связываемые с понятием современности (модерна), могут быть соотнесены с индустриальным типом общества. Модернизация - это непрерывный и бесконечный процесс. Она может совершаться в течение столетий, а может происходить ускоренно. Так как развитие различных обществ отличается нерегулярностью и неравномерностью, то всегда существуют развитые и отстающие регионы. При модернизации и индустриализации происходит заметная трансформация соответствующих обществ (трансформируются типы и характер входящих в них социальных групп и т.д.). Так, при переходе к буржуазному обществу прежняя сословная организация общества уступила свое место социально-классовой структуре, а ранее - кровнородственные первобытные общины сменились кастами и рабством. Бюрократизация - становление иерархической социальной структуры для управления организациями на принципах рациональности, квалификации, эффективности и обезличенности. Урбанизация - процесс перемещения сельского населения в города и сопутствующая этому концентрация экономической активности, административных и политических институтов, коммуникационных сетей на урбанизированных территориях. Урбанизация тесно связана со снижением доли аграрного сектора и широким распространением индустрии.

2. Практическое задание

1) Закрытая социальная группа, представители которой занимают одинаковое общественное положение, выполняют одинаковые функции в обществе, защищены юридическими законами и нормами, называется:

А. Каста Б. Род В. Сословие Г. Семья Д. Племя Каста (португ. casta - род, поколение, происхождение) - эндогамная группа людей, занимающая строго ранжированное место в социальной иерархии, связанная с традиционными занятиями и ограниченная социальной традицией в общении друг с другом. В той или иной форме признаки кастового деления имелись в общественном строе многих древних и средневековых социумов. По индийской конституции (1950) касты равноправны и кастовая дискриминация запрещена законом (1955). Вместе с тем определенные кастовые различия в Индии, прежде всего в сельской местности, существуют до настоящего времени. В современном обществе могут существовать определенные социально-классовые группы, функционирующие по кастовым механизмам (от элитных до маргинальных).

Род - коллектив кровных родственников, ведущих происхождение от общего предка, носящих общее родовое имя.

Сословие - понятие для обозначения социальных групп (общностей), главным отличительным признаком которых выступают фиксируемые в обычаях и законах обязанности и права, передаваемые по наследству.

Семья - основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью; это исторически конкретная система взаимоотношений между супругами, между родителями и детьми, малая социальная группа, члены которой связаны брачными, родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью и социальная необходимость которой обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения.

Племя - группа людей, ощущающая между собой родовую близость. Племя не обязательно обладает территорией компактного проживания и его претензии на какую-либо территорию не обязательно признаны другими группами. Ответ: В. Сословие 2) Исторически сложившиеся, устойчивые формы организации совместной деятельности людей, направленное на удовлетворение фундаментальных потребностей, называется: А. Социальные общности Б. Социальные отношения В. Социальное производство Г. Социальный институт Д. Культура Социальная общность - широкое понятие, объединяющее различные совокупности людей, для которых характерны некоторые одинаковые черты жизнедеятельности и сознания.

Социальные отношения - это относительно устойчивые и самостоятельные связи между индивидами и социальными группами.

Социальное производство - это целесообразная деятельность людей, направленная на удовлетворение их потребностей.

Социальный институт - совокупность ролей и статусов, предназначенных для удовлетворения определенной социальной потребности. Культура (от лат. cultura - возделывание - воспитание, образование, развитие, почитание), исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях.

Ответ: Г. Социальный институт 3) Большая вторичная группа, образуемая для достижения определенной цели это:

А. Администрация Б. Семья В. Страта Г. Бюрократия Администрация - 1. Иерархия организационных единиц, включающая в себя должностных лиц управления.2. Процесс принятия и осуществления управленческих решений.3. Деятельность государства по управлению; совокупность государственных органов, осуществляющих функции управления.

Семья - основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью.

Страта (stratum от лат.) - слой.

Бюрократия (от фр. bureau - бюро, канцелярия и греч. ксЬфпт - господство, власть) - Под этим словом разумеют то направление, которое принимает государственное управление в странах, где все дела сосредоточены в руках органов центральной правительственной власти, действующих по предписанию (начальства) и через предписание (подчиненным); затем под Б. разумеют класс лиц, резко выделенный из остального общества и состоящий из этих агентов центральной правительственной власти.

Ответ: Г. Бюрократия.

4) Связывающим звеном между первичной и вторичной группой является:

А. Бюрократия Б. Харизматическая группа В. Администрация Г. Добровольная группа Бюрократия - организация, состоящая из ряда официальных лиц, должности и посты которых образуют иерархию, и которые различаются формальными правами и обязанностями, определяющими их действия и ответственность.

Харизматическая группа:

1) это редкое качество или умение общаться, приписываемое тем людям, которые демонстрируют исключительную способность увлекать за собой толпу;

2) это божий дар или приобретенная в результате самообучения психическая способность вызывать чудесные изменения в человеческом поведении.

Администрация - 1. Иерархия организационных единиц, включающая в себя должностных лиц управления. 2. Процесс принятия и осуществления управленческих решений. 3. Деятельность государства по управлению; совокупность государственных органов, осуществляющих функции управления.

Ответ: Б. Харизматическая группа 5) Центральная проблема в работах Дюркгейма: А. Социальные конфликты Б. Социальная солидарность В. Социальные институты Г. Социальный порядок Социальные конфликты - центральная тема западногерманского социолога Р. Дарендорфа.

Социальная солидарность - центральная проблема в работах Дюркгейма.

Тема социальной солидарности - главная тема социологии Дюркгейма. По существу, солидарность для него - синоним общественного состояния. Его первый лекционный курс в Бордоском университете был посвящен проблеме социальной солидарности, а первая книга - обоснованию “солидаризирующей" функции разделения труда. В своем исследовании самоубийства он связывал различные типы этого явления с различной степенью социальной сплоченности. Наконец, последнее значительное исследование французского ученого посвящено доказательству тезиса о том, что создание и поддержание социального единства - основная функция религиозных верований и действий.

Социальные институты - упоминал А. Сологуб.

Социальный порядок - центральная проблема в “социальной статике”.

Ответ: Б. Социальная солидарность

Список литературы

1. Андрущенко В.М., и др. "Социология" Наука об обществе. Учебное пособие Харьков.

2. Тощенко Ж.Т. "Социология. Общий курс", 2000.

3. Кравченко А.И. "Социология", 2003.

4 Волков Ю.Г. Социология: Учебник для вузов. М.: "Гордарики" 2011.

5 Куликов Л.М. Основы социологии и политологии. Учебное пособие.

6. Голенкова З.Т., Виктюк В.В., Гридчин Ю.В., Черных А.И., Романенко Л.М. Становление гражданского общества и социальная стратификация // Социс. 2006. №6. - C.13 - 16.

7 Комаров М.С. Введение в социологию: Учебник для высших заведений. - М.: Наука, 2004. - 134c.

8. Осипов Г.В. и др. Социология. М., 2005. - 251c.

9. Пригожин А.И. Современная социология организаций. - М.: Интерпракс, 2005. - 156c.

10. Романенко Л.М. Гражданское общество (социологический словарь-справочник). М., 2005. - 324c.

11. Фролов С.С. Социология. Учебник для высших учебных заведений. - М.: Наука, 2006. - 320c.

12. Лапин, Н.И. Общая социология: учеб. пособие для вузов / Н.И. Лапин. М. Высш. шк., 2006. 415 с.

13. Тощенко, Ж.Т. Социология: учеб. для студентов вузов / Ж.Т. Тощенко.3-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.640 с.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Психологическая школа социологии - субъективно-идеалистическая концепция общества конца 19 века. Знакомство с французским социологом Г. Лебоном. Характеристика школ субъективной социологии. Социологические исследования П. Лаврова. Знание психологии масс.

    реферат , добавлен 24.02.2011

    Истоки социологического знания: от античности до эпохи просвещения. Социально-исторические и теоретические предпосылки возникновения теоретической социологии. О. Конт как основоположник позитивной социологии. Г.Спенсер и органическая школа в социологии.

    контрольная работа , добавлен 07.03.2011

    Объект, предмет, функции и методы социологии, виды и структура социологического знания. История становления и развития социологии: становление социологических идей, классическая и марксистская социология. Школы и направления современной социологии.

    курс лекций , добавлен 02.06.2009

    Взаимосвязь социологии с другими науками. Определения предмета социологии, предыстория и социально-философские предпосылки ее возникновения. Основные черты и направления развития европейской и американской социологии. Парадигмы современной социологии.

    контрольная работа , добавлен 04.06.2011

    Истоки и особенности становления Чикагской школы, ее основные поколения и вклад в развитие социологии как науки. Важнейшие представители данного направления и их концепции. Ключевые идеи Чикагской школы, их использование в современной социологии.

    курсовая работа , добавлен 06.09.2012

    Ознакомление с основами социологии О. Конта. Рассмотрение периода развития науки в Англии и Франции (конца XIX-начала XX вв.). Социологическая традиция Германии: Г. Зиммель, Ф. Теннис, М. Вебер. Теория марксизма. Основные школы западной социологии.

    презентация , добавлен 11.11.2014

    Социальные предпосылки возникновения социологии как науки. "Формальная" школа социологии Г. Зиммеля, Ф. Тенниса и В. Парето. Классическая социология начала XX в. Социологическое воззрение О. Конта. Американская социология: основные этапы развития.

    реферат , добавлен 03.05.2015

    Понятие социологии как прикладной науки, основные проблемы современной социологии, анализ предмета. Характеристика основных задач социологии, рассмотрение методов объяснения социальной действительности. Функции и роль социологии в преобразовании общества.

    контрольная работа , добавлен 27.05.2012

    Анализ марксистской школы в социологии. Классический этап развития социологии, основные научные концепции и теоретические основы изучения социальных явлений. Методология К. Маркса при анализе проблем общественного труда, теория социального конфликта.

    контрольная работа , добавлен 03.04.2012

    Изучение эмпирической социологии как самостоятельного направления социологии и определение влияния Чикагской школы на ее развитие. Причины "американизации" академической и прикладной социологии. Разрыв между теоретическими и эмпирическими исследованиями.

Современная социология отличается необычайным разнообразием научных школ и направлений. Все они могут быть разделены на две большие группы: макросоциологические теории и микросоциологические теории. Среди первых наиболее влиятельными являются структурный функционализм и теория социального конфликта.

Концептуально-теоретические основы структурного функционализма разработал видный американский социолог Толкотт Парсонс (1902-1979), предложивший рассматривать общество как целостную систему, состоящую из функционально взаимосвязанных элементов. В качестве таких элементов могут выступать индивиды, группы, коллективы и другие общности, внутри которых и между которыми устанавливаются функциональные отношения. Характер этих связей и отношений позволял построить более или менее полную картину общества. Естественно, при таком подходе менялось и представление о предмете социологии, который полностью сводился к выявлению социальных связей и взаимосвязей.

Парсонс пытался сформулировать универсальные принципы функционирования социальных систем. Он считал, что любая социальная система для сохранения своего равновесия должна выполнять следующие функции:

  • приспособление к окружающей среде (адаптация);
  • определение и достижение целей (целедостижение);
  • координация функций и поддержание внутреннего единства (интеграция);
  • снятие напряжения и воспроизводство культурно-ценностных образцов, норм и стандартов поведения (латентность - поддержание образца).

На уровне общества в целом функцию адаптации выполняет экономическая подсистема, функцию целедостижения - политическая подсистема, функцию интеграции - правовые и социокультурные институты, латентную функцию - институты семьи, образования, религии.

Парсонс рассматривал развитие общества как эволюционный процесс, характеризующийся растущим упорядочением системных отношений, повышением сложности систем и увеличением их возможностей для удовлетворения своих потребностей.

В противовес структурно-функциональному подходу, делающему акцент на стабильности социальных систем и эволюционных формах их развития, в современной социологии сложилось конфликтологическое направление, наиболее известными представителями которого являются американский социолог Л. Козер и немецкий политолог и социолог Р. Дарендорф .

Льюис Козер (1913-2003) является автором теории позитивно-функционального конфликта. В рамках этой теории обосновывается главный тезис о том, что стабильность социальной системы не исключает, а, напротив, предполагает борьбу интересов, социальные коллизии и столкновения. По теории Л. Козера, социальные конфликты выступают как неотъемлемый атрибут социальных отношений и выполняют такие позитивные функции, как интеграция социальной структуры, поддержание солидарности внутри групп, укрепление межличностных отношений, разрядка напряженности в обществе и др.

За конфликтами признается также важная роль в обновлении общества: они не только порождают новые социальные институты и нормы, но и стимулируют экономический и технологический прогресс.

Значительный вклад в развитие современной конфликтологии внес Ральф Дарендорф (1929 2009). разработавший концепцию конфликтной модели общества. Предложенная им теоретическая конструкция основана на четырех положениях: 1) каждое общество в каждый момент находится в процессе изменений; 2) в каждом обществе есть несогласие и конфликт; 3) каждый элемент в обществе способствует его интеграции и изменениям; 4) каждое общество базируется на господстве одних его членов над другими.

Происхождение социальных конфликтов, их причины Р. Дарендорф объясняет преимущественно политическими факторами: это борьба за власть, престиж, авторитет, возможность распоряжаться ресурсами. Конфликты могут возникать в любом сообществе, где есть господство и подчинение: одни группы имеют власть и стремятся ее сохранить, а другие лишены власти и хотят изменить существующее положение.

Признавая конфликты естественным состоянием общества, Р. Дарендорф вместе с тем считает, что они должны быть легализированы, институционализированы, разрешаться на основе существующих в обществе норм и правил. Наиболее благоприятные условия для регулирования социальных конфликтов существуют, по его мнению, в демократическом, открытом обществе, для которого характерны политический плюрализм, гибкая система управления и высокая мобильность (6.7).

Если структурный функционализм и конфликтология исследуют социальные явления и процессы на уровне общества и его крупных структур, то микросоциологические теории делают упор на изучение поведения людей, их социальных взаимосвязей. К основным микросоциологическим теориям относятся символический интеракционизм, феноменология, этнометодология и теория социального обмена.

Создателем теории символического интеракционизма считается известный американский философ, социальный психолог и социолог Джордж Герберт Мид (1863-1931), который разработал исходные принципы этого социологического направления, получившие развитие в работах его ученика Герберта Блумера (1900-1986). Основные положения символического интеракционизма сводятся к следующему:

  • люди действуют, руководствуясь прежде всего символическими значениями, которые они придают тем или иным объектам;
  • сами символические значения есть продукт социального взаимодействия;
  • символические значения возникают и изменяются посредством их интерпретации и переопределения.

Рассматривая социальное взаимодействие как обмен между людьми социальными символами (словами, жестами и т.д.) и как интерпретацию этих символов, представители символического интеракционизма считают, что изучение непосредственных взаимодействий индивидов позволяет объяснить все социальные процессы, происходящие в обществе.

Близким к символическому интеракционизму является феноменологическое направление, основы которого разработал австро-американский философ и социолог Альфред Шюц (1899-1959). Свою цель эта социологическая школа видит в познании социальной реальности через изучение повседневной жизни людей, анализ обыденного сознания. Исследования концентрируются на выявлении универсальных структур, возникающих в процессе социального взаимодействия. Главная методологическая задача феноменологической социологии - открытие общих, типичных форм организации повседневной жизни, поскольку обыденный мир - "высшая реальность", где человеческая субъективность воплощается наиболее последовательно и полно.

К феноменологии непосредственно примыкает этнометодологическое направление в социологии, основателем которого считается американский социолог Гарольд Гарфинкель (р. 1917). Этнометодология рассматривает социальную реальность как продукт интерпретирующей деятельности людей и сосредоточивает свои усилия на эмпирических исследованиях единичных и локальных актов социального взаимодействия как речевой коммуникации. При этом основное внимание уделяется изучению обыденных норм, правил поведения, смыслов языка общения, скрытых механизмов межличностных взаимоотношений в повседневной жизни. Этнометодология критикует методы традиционной социологии как искусственное наложение готовых схем па реальное человеческое поведение.

Особое место среди микросоциологических концепций занимает теория социального обмена, одним из авторов которой является американский социолог Джордж Хоманс (1910-1989). Своеобразие предложенного им подхода заключалось в применении принципов бихевиоризма (от англ. behaviour - поведение, буквально "наука о поведении") для объяснения социальных явлений и процессов. В интерпретации Дж. Хоманса социальное взаимодействие выступает как процесс обмена, участники которого стремятся максимизировать выгоду и минимизировать затраты. Обмен определяется четырьмя основными принципами, трактуемыми в духе бихевиоризма:

  • принцип успеха: чем чаще вознаграждается данный тип действия, тем выше вероятность его повторения;
  • принцип стимула: если стимул привел к успешному действию, то в случае повторения этого стимула будет воспроизводиться данный тип действия;
  • принцип ценности: чем выше ценность вероятного результата, тем больше прилагается усилий для его достижения;
  • принцип "насыщения": когда потребности близки к насыщению, прилагается меньше усилий для их удовлетворения.

С помощью этих принципов Дж. Хоманс пытался даже объяснить процессы, происходящие на макроуровне, что выявило определенные методологические изъяны данного социологического направления.

Следует отметить, что в последние десятилетия наметилась тенденция к преодолению разрыва макро- и микросоциологии. Успешное решение этой актуальной задачи могло бы означать переход к качественно новому этапу в развитии современной социологии.

Самым распространенным направлением западной социологии в первой половине ХХ века был бихевиоризм (от англ. behavior – поведение). Его общие методологические принципы лежат в философии позитивизма, согласно которым наука должна описывать только непосредственно наблюдаемое. Исследованию подлежит не сознание, которое непосредственно не наблюдаемо, а доступное для наблюдения поведение.

Метод оказался весьма удобным, так как его техническая сторона была проста и сводилась к фиксированию и описанию поведения, а результаты наблюдения позволяли проникнуть в существо процесса непосредственно скрытого от наблюдателя. Положительные качества метода были быстро обнаружены и бихевиоризм стал достоянием не только психологии но и социологии.

С точки зрения теоретической социологии бихевиоризм весьма слаб. Во-первых, он не способен к построению сколь-нибудь общей социальной конструкции; во-вторых, ориентирован на факты и игнорирует мотивировки. По существу бихевиоризм является возвращением к прежнему позитивизму, только в иных логико-гносеологических условиях. После Вебера и Дюркгейма возвращение к исключительному описанию причинно-следственного процесса, хотя бы и построенному на непосредственном наблюдении было, с точки зрения чистого теоретизирования, определенным шагом назад.

С точки зрения прикладной социологии бихевиоризм дал карт-бланш на развитие методов эмпирического исследования. Слабость теоретизирования, с точки зрения обобщающих теорий, компенсировалась выработкой множества специальных процедур, направленных на сбор и обработку конкретных фактов. Эта сторона бихевиоризма имела решающее значение для его распространения, особенно в США.

Однако с середины 50-х годов положение меняется. Теоретическая социология начинает переживать свой новый подъем, выразившийся в появлении целого ряда научных направлений, чрезвычайно широко охвативших всю социальную. проблематику.

Одним из таких направлений в развитии теоретической социологии во второй половине ХХ века был системный подход к анализу общества, разработанный известных американским социологом Т.Парсонсом (1902-1979).

Парсонс автор большого числа научных трудов, наиболее значительными из которых являются «Структура социального действия» (1937) и «Социальная система» (1951). Именно в них была дана теория системного подхода, сделавшая его всемирно известным социологом.

Обращение Парсонса к системному подходу было закономерно, так как социология была с избытком пересыщена несистематизированной эмпирией бихевиоризма. Наука требовала синтеза и обобщающей теории.

Парсонс создает «общую систему действия», которая стремиться охватить все социальные явления. В ее основании лежит теория систем, разработанная биологией и кибернетикой.

Социальное действие по Парсонсу представляет из себя совокупность четырех элементов: 1. Актор (от лат. akt – действие) – действующий субъект или группа; 2. Ситуация, с которой актор вступает в отношение. Это может быть материальной производство, природная среда или другие акторы; 3. Смысл, рожденный от контакта актора с элементами ситуации; 4. Правила, нормы и ценности, при помощи которых актор ориентируется в своих действия и придает им целенаправленность.

«Социальное действие», состоящее из перечисленных выше четырех элементов, выступает как элементарная ячейка общества, из совокупности которых предстоит выстроить здание теоретической конструкции. Именно в этом направлении пошел П.Сорокин, интегрируя взаимодействующих акторов в простые, комулятивные и сложно составные группы.

Парсонс поступает иначе. Он говорит, что «социальное действие» обладает чертами системности и должно быть представлено как система. В этом случае отношение актора к социальной ситуации будет названо «системой действия». «Система действия» обладает качествами системы и имеет следующие функции: 1 адаптация. Данная функция направлена на установление отношений между системой действия и окружающей средой; 2 целедостижение. Эта функция служит для определения цели и мобилизации системой собственной внутренней энергии; 3. интеграция. Ее функциональная обязанность заключается в стабилизации системы, координации отношений между внутренними частями; 4. латентность. Эта функция направлена на сохранение у акторов норм и ценностей.

Вся совокупность социального бытия выражается у Парсонса в «общей системе действия», имеющей, как мы говорили, те же системные функции: адаптации, целедостижения, интеграции и латентности. Однако, для общества в целом каждая из этих функций несет иную нагрузку. Так, в обществе, функции адаптации соответствует биологический организм, функции целедостижения – индивидуализированная личность, функции латентности – культура, функции интеграции – социальная система.

Таким образом, общество, рассмотренное как система, состоит из самостоятельных и взаимодействующих элементов. В нем имеет место биологический организм; взятый абстрактно он имеет роль адаптации, приспособление к окружающей среде. В нем есть личность, ставящая перед собой цели и мобилизующая внутреннюю энергию. В обществе есть культура, призванная сохранить ценности и нормы. Наконец, в нем есть социальная система, выраженная в целом комплексе институтов и функций, направленных на стабилизацию общества и координацию действий его составных частей.

«Общая система действия» подразделяется на «подсистемы действия». Ими являются биологический организм в отдельности, личность в отдельности, культура в отдельности, и социальная культура в отдельности. Это означает, что каждая из самостоятельных подсистем внутри себя также является системой и к ней, в свою очередь, может быть применен системный подход с применением все тех же функций.

Социология изучает подсистему «социальная система», тогда как три других подсистемы являются уделом других наук, однако, наличие «общей системы действия» не позволяет игнорировать социологу ни биологический организм с его психофизиологическими проявлениями, ни индивидуальную личность, ни культуру.

Подсистема «социальная система», изучаемая социологией, может быть представлена в рамках этой дисциплины как самостоятельная система, содержащая известный комплекс из четырех функций. В этом случае подсистемами «социальной системы» будут: 1. Экономическая подсистема с функцией адаптации, реализуемой через производство и оборот товара; 2. Политическая подсистема с функцией целедостижения по средством мобилизации акторов; 3. Подсистема социализации, в которой функция латентности реализуется благодаря институтом семьи и образования; 4. Подсистема институтов права с функцией интеграции, установлением и сохранением солидарности.

Перечисленные подсистемы «социальные системы» находятся в системной зависимости, между ними происходит постоянный взаимообмен.

В целом, исследлования Парсонсом системных аспектов социального существования имеет важное значение, а «общая теория действия» остается непревзойденным образцом теоретической социологии.

Наиболее ярким теоретиком структурного функционализма в социологии является американский социолог Р.Мертон (1910), ученик П.Сорокина. Именно его стараниями структурный функционализм стал на долгие годы синонимом социологии.

Свою концепцию Мертон построил на критике канонической версии структурного функционализма, рассматривавший общество как саморегулирующуюся и самодостаточную систему, все части которой интегрированы в целостный организм и функционируют с необходимость последнего.

Прежде всего, Мертон подвергает критике постулат функционального единства общества, согласно которому преднамеренные социально значимые поступки индивидов приводят к адекватным запланированным результатам. В действительности нет строгого соответствия между мотивами и намерениями, с одной стороны, и объективными последствиями действия, с другой, поэтому для отображения реального положения дел Мертон вводит два новых понятия: латентной и явной функции.

Под явной функцией он понимает объективное последствие поступка, намеренно вызванное и признаваемое деятелем в качестве такового. Тогда как латентная функция – это непризнанное и непреднамеренное следствие поступка. Например, повышение плодородия почв путем агрокультурного воздействия является явной функцией, тогда как магический ритуал заклинание жертвенного агнца, направленный на тот же результат, выступает как латентная функция. Другой пример взят из социологии науки. Стремление молодого ученого к признанию собственных научных работ является латантной функцией института науки, ибо непосредственно, ближайшим образом мотивация его деятельности направлена на достижение обыденных, повседневных, порой корыстных целей, но опосредованно, в длинной цепочки взаимосвязей именно она приводит к истинной цели науки – производству знаний.

Другой постулат, критикуемый Мертоном, это универсальный функционализм – стремление рассматривать любое подразделение социальной системы с точки зрения полезности действия для общества. Эта тенденция полностью соответствует органической точки зрения, согласно которой любой орган необходим в организме и, соответственно, никакое социальное образование не может быть лишним в общественной системе. Задача социолога, в этом случае, сводится к определению функциональной принадлежности данного социального элемента.

Мертон против отождествления социального бытия и полезности. Он также против жесткой функциональной зависимости одной части социальной системы от другой и признания их гармоничного функционирования во благо целого. Реальная жизнь гораздо сложней. Для ее отображения он вводит понятие дисфункции, которая показывает возможность негативного влияния одной структуры на другую. Причем дисфункциональные последствия заслуживают внимания наравне с функциональным.

На примере анализа политической системы США Мертон показывает действенность принципа дисфункции. Дисфункциональным является феномен политического рэкета и босса. В ряде округов с компактным проживанием отдельных национальных меньшинство политическую поддержку получают не государственные политические структуры с их абстрактными лозунгами о справедливости, а преступные кланы, оказывающие на местах реальную помощь. Равным образом мафия оказывает протекцию перспективной молодежи не сумевшей интегрироваться в официальные институты общества. Отсюда, становится очевидной структурирующая функция босса, заключающаяся в организации, централизации и поддержании в нормальном рабочем состоянии разработанные элементы власти. Хотя босс децентрализует политическую власть присваивая себе часть ее функций, но, с другой стороны, он собирает то, что власть не смогла удержать за собой и чем не способна распоряжаться вполне. Отсюда, внешне дисфункциональная направленность теневой экономики играет в современном обществе вполне функциональную роль. Этот момент, замеченный Мертоном, имел плодотворное продолжение у других теоретиков, показавших, что такие, казалось бы, асоциальные феномены как социальные конфликты, имеют на деле структурообразующую роль.

Мертон выступает против постулата необходимости. Он не согласен с тем, что любой конкретный социальный институт необходим для удовлетворения определенной существующей потребности. У него одну и ту же роль в разных системах могут играть различные структуры. Он дает простор вариабельности социальных структур. Точно также как один и тот же элемент может иметь множество функций, то и одна функция может выполняться различными альтернативными элементами. Таким образом, речь идет не о строгой детерминации функций и структур, а о структурных альтернативах.

Теория коммуникативного действия связана с именем немецкого социолога Ю. Хабермаса (1929). Он автор ряда научных трудов по социальной философии и социологии, крупнейшим из которых является двухтомная «Теория коммуникативного действия», изданная в 1981 году и снискавшая автору славу классика современной теоретической социологии.

Исходным моментом социологической теории Хабермаса выступает понятие «жизненного мира». Жизненный мир-это мир, в котором существуют наши социальные отношения: работа, семья, друзья. Жизненный мир-это сфера непосредственного взаимопонимания людей, покоящаяся на общей вере в незыблемость своего существования, не требующих ни каких изменений.

Жизненному миру противостоит «системный мир»-мир состоящий из анонимных и деловых отношений, имеющих место на экономическом рынке и в государственных институтах. Системный мир исторически и логически происходит из жизненного мира, основан на нем, однако в современных условиях системный мир приобрел чрезвычайно большое значение и грозит разрушением жизненному миру.

Эти два мира обладают качественным признаком различия, сводящемуся к понятию рациональности. Жизненному миру соответствует коммуникативная рациональность, системному мину соответствует инструментальная рациональность.

Коммуникативная рациональность представляет собой действия разума, направленного на понимание социального процесса как такового. Она ориентирована в своих действиях на человека с его естественными нуждами.

Беда коммуникативной рациональности в том, что она посредством рынка и роста государственности все более способствует формированию инструментальной рациональности.

Новая инструментальная рациональность представляет собой господство когнитивно-инструментального разума. В ее ракурсе субъект относится к объекту не просто с точки зрения знания, но инструментально, т.е. его отношения представляют собой точно скорректированный набор действий для достижения определенной цели. В реальной жизни инструментальная рациональность в большей степени проникла в сферу политики и экономики, преобразовав их в некий механизм, функционирующий вопреки ближайшим интересам конкретных личностей.

Изменение типов рационализации происходит на общем фоне социальной эволюции. Хабермас определяет социальную эволюцию через развитие человеческих познавательных способностей. Познавательные способности включают как когнитивную так и производственную деятельность. Наличие второй составляющей роднит Хабермаса с Марксом, но если у последнего производственная деятельность полностью исчерпывает конструирование социальной организации, то у Хабермаса значительная роль уделена элементам рассудка.

В процессе социальной эволюции познавательные способности проходят последовательно пять этапов. Первый этап – мифопоэтический. Здесь человек еще не отделяет себя от окружающего мира, отождествляет себя, поэтизирует и мифологизирует его. Второй этап – космологический. В этот период человек начинает находить различие между собой и окружающим миром, однако собственные социальные структуры продолжает конструировать, по типу мифических конструкций. На третьем, религиозном этапе, социальные действия человека и его понимания общественных процессов основывается на религиозном мировоззрении. Четвертый, метафизический этап, характерен тем, что человек критически оценивает весь предшествующий социальный опыт и подходит к созданию собственных социальных конструкций. Наконец, пятый этап – современный. Его отличительная черта в наличие конфликта между коммуникативной и инструментальной рациональностью, или двумя способами социального конструирования мира.

В приведенной выше трактовке эволюционногго процесса бросается в глаза очевидное заимствование из контовской периодизации прогресса человеческого разума, дополненное, однако, еще двумя стадиями. Также необходимо заместить, что познавательные способности у Хабермаса обладают социальнообразующими качествами. Причина социальной эволюции в том, что познающий рассудок выделяет на каждой новой стадии развития все новые и новые социальные структуры, рефлексивные и тем самым конституирует их. В этом проявляются черты сходства с социальной теорией Маркса, с тем ограничением, что последний в принципе не отдавал никакого приоритета умственным способностям человека в процессе развития обществ, но полностью полагался на сферу безличного производственного процесса.

По мнению Хабермаса, проблема современного мира состоит в том, что инструментальное поведение вторгается в область жизненного мира. Преимущественному эволюционному развитию подвержена инструментальная рациональность, именно она институционализирует новые социальные отношения. Недостаток современного общества не в рационализации как таковой, а в неспособности коммуникативной рационализации институционализировать области социального взаимодействия которые относятся к коммуникативному поведению.

В качестве практической реализации своих идей Хабермас видит достижение общего взаимопонимания, которое возникнет в результате рациональной критики. Работа в этом направлении уже начата самим автором как критика ряда социологических теорий. Однако общественная дискуссия должна выходить за рамки научного исследования. Это должен быть общественный дискурс, в котором могли бы принять участие все члены социума, дабы в процессе всеобщего обсуждения преодолеть частичную, групповую и индивидуальную разобщенность.

Цель общественного дискурса во втягивании в него все больших народных масс, буквально всего человечества, которое, вооружившись рациональной критикой, придет к консенсусу взаимопонимания, не взирая на политическую власть и экономическое господство, существующее в мире.

Подобный процесс явится реализацией коммуникативной рационализации, конструированием и институционализацией новых форм общений, свободных от инструментализма. Общественный дискурс принимает деятельный характер в том плане, что он направлен на создание новых общественных отношений. Отсюда, поиск согласия является одновременно социообразующим, социально-конструктивным действием.

Символический интеракционализм (от англ. interaction – взаимодействие) представляет сегодня одно из перспективных направлений в социологии и социальной психологии, анализирующее преимущественно символические аспекты социальных взаимодействий. Его основателями были американцы Д.Мид (1863-1931), Ч.Кули (1864-1929), Г.Блюмер (1900-1987).

Наиболее четко сформулировал основные положения символического интеракционизма Г.Блюмер в своей работе «Общество символического взаимодлействия»: 1. человеческая деятельность осуществляется в отношении объектов на основании тех значений, которые человек сам им придает; 2. сами значения есть продукт социального взаимодействия или интеракция между индивидами; 3. значения изменяются и применяются посредством интерпретации – процесса, используемого каждым индивидом в отношении знаков (символов), его окружающих.

Принципиальным является то, что интеракционисты отдают предпочтение индивиду, видя в нем конструктивное содержание. Индивид состоит в постоянных отношениях с окружающим миром. В процессе этих отношений он придает им смысл или значение, он сам создает объекты. Мир становится объектом для индивида, причем объектом не в смысле самостоятельного, постороннего для индивида физического предмета со своими собственными характеристиками, объектом, появившимся благодаря индивиду. Отсюда, интеракционисты утверждают, что индивид создает свои объекты на основании тех значений, которые он им придает. Сам по себе, вне индивида, объект не имеет значения. Индивид должен получить его посредствам индивидуальной или коллективной интерпретации.

Не существует тяготеющего над индивидом социального конструкта с законами, действующими вне и помимо индивида. Есть постоянное взаимодействие индивидов – интеракция.

Ее границы совпадают с очертаниями группы, которая в одинаковой степени интерпретирует значения, присвоенные сходным объектам.

В основу социального взаимодействия интеракционисты кладут фактор языка: «все люди создаются в разговорах» – утверждают они, если нет языкового общения, то нет и человека. Язык является первейшим и основным фактором человеческого взаимодействия, все иные формы общения происходят уже на его основе. Язык имеет символический характер и поэтому способен порождать одинаковые реакции. При общении индивиды как бы обмениваются символами. Само же общение есть обмен взаимопонятных и взаимопринятых символов, с целью достижения практических результатов в совместной деятельности.

Языковые символы вызывают во мне ту же реакцию, что и у других индивидов, говорит интеракционист. Это происходит от того, что развитие языка есть длительный групповой процесс, схожий с выработкой особого способа общения между двумя влюбленными, когда они присваивают определенные, только им понятные символы, конкретным предметам. Подобная интерпретация событий и явлений есть ни что иное, как объектирование окружающего мира, осмысление их, придание им смысла и, в конечном итоге, конструирование среды социального обитания.

При этом надо отметить, что сами по себе слова не имеют никакого значения, они не даны человеку свыше. Отдельный, вне общества индивид не может придать им никакого смысла или выдумать новые слова. Смысл и значение слов создаются только тогда, когда два и более индивида занимаются речевым общением. Язык коренится в элементарном, определяемом потребностями поведении, социальные элементы которого представляются взаимодействующим индивидом как необходимые.

Одним из направлений символического интеракционизма является разработка ролевой теории. Согласно ей, взаимодействие индивидов в обществе построено по аналогии ролей, где роли это способы нашего поведения в конкретных ситуациях. Они аналогичны пьесам которые мы разыгрывает и исполняем в них главные роли. Причем наша реальная жизнь, говорят интеракционисты, есть соединение ролей так, как будто мы одновременно и постановщики, и продюсеры, и актеры. Мы используем предметное окружение как реквизит и охраняем места наших частных кулис. Отсюда, все аспекты жизни интеракционисты описывают в театральных терминах: сцена, актер, кулиса, а весь подход называют драматургическим.

В заключении, необходимо охарактеризовать место символического интеракционизма среди других направлений современной социологии. Данная парадигма родилась как оппозиция жесткому социологическому детерминизму, давлению социальной структуры, структурно-функциональной корреляции. Основное внимание она уделяла конкретным исследованиям, работе с повседневной жизнью, разработке методик наблюдения и инструментария описания. Символический интеракционизм уходит от разборов вопросов структуры, организации и институтов общества, сосредоточивая все внимание на межличностных аспектах взаимодействия.

Итак, представленная нами картина возникновения, становления и развития социологии в рамках теоретического знания и социальной культуры современного индустриального общества дала яркое разнообразие концепций и методов, объединяющихся в различные направления социологической науки. Нашей задачей является глубокое усвоение накопленного социологией знания об обществе и формирование на его основе определенного уровня социально-профессионального мышления, умение использовать в своей деятельности основные методы социологического анализа, чему и будут посвящены последующие темы курса.


Вопросы для самопроверки

1. Чем объяснить, что первые философские системы появились еще несколько тысячелетий назад, а социология как наука ведет отсчет с середины XIX века?

2. Когда возникла социология как наука?

3. Что означает позитивизм в социологии?

4. Каковы основные положения социологической теории О.Конта?

5. Каковы основные положения социологической теории Г.Спенсера, Э.Дюркгейма, К.Маркса, М.Вебера?

6. Каковы причины возникновения социологии в России?

7. Какова специфика развития социологии в России?

8. Перечислите этапы институционализации социологии.

9. Перечислите и охарактеризуйте основные методологические направления в русской социологии.

10. Охарактеризуйте социологические теории Н.К.Михайловского, Л.И.Мечникова, П.А.Сорокина, Н.И.Бухарина, В.М.Бехтерева.

11. Каковы основные направления развития современной социологии?

Литература

Арон Р. Этапы развития социологической мысли. М., 1993.

Американская социологическая мысль. Под ред. Добренькова. М.: МГУ, 1994.

Баразгова Е.С. Американская социология. Традиции и современность. Екатеринбург, 1997.

Гайденко П.П., Давыдов Ю.Н. История и рациональность. Социология М.Вебера и веберовский ренессанс. М., 1991.

Гофман А.Б. Семь лекций по истории социологии. М., 1995.

Громов М., Мацкевич А., Семенов В. Западная теоретическая социология. СПб, 1997.

История теоретической социологии в четырех томах, т.1-3. М.: Канон, 1997.

История социологии в Западной Европе и США. М.: Наука, 1993.

Кукушкина Е.Н. Русская социология XIX-XX веков. М. МГУ. 1993

Култыгин В.П. Ранняя немецкая классическая социология. М., 1991.

Култыгин В.П. Французская классическая социология XIX - начало ХХ веков. М., 1991.

Малявин С.Н. Введение в теоретическую социологию. СПб. 1997.

Медушевский А.Н. История русской социологии. М.1993.

Монсон П. Современная западная социология: теории, традиции, перспективы. СПб, 1992.

Новикова С.С. История социологии в России. Москва – Воронеж. 1996.

Очерки по истории теоретической социологии ХХ столетия. М., 1994.

Проблемы теоретической социологии. СПб, 1994.

Российская социология. СПб. 1993.

Физическая величина

Физи́ческая величина́ - физическое свойство материального объекта, физического явления , процесса, которое может быть охарактеризовано количественно.

Значение физической величины - одно или несколько (в случае тензорной физической величины) чисел, характеризующих эту физическую величину, с указанием единицы измерения , на основе которой они были получены.

Размер физической величины - значения чисел, фигурирующих в значении физической величины .

Например, автомобиль может быть охарактеризован с помощью такой физической величины , как масса. При этом, значением этой физической величины будет, например, 1 тонна, а размером - число 1, или же значением будет 1000 килограмм, а размером - число 1000. Этот же автомобиль может быть охарактеризован с помощью другой физической величины - скорости. При этом, значением этой физической величины будет, например, вектор определённого направления 100 км/ч, а размером - число 100.

Размерность физической величины - единица измерения , фигурирующая в значении физической величины . Как правило, у физической величины много различных размерностей: например, у длины - нанометр, миллиметр, сантиметр, метр, километр, миля, дюйм, парсек, световой год и т. д. Часть таких единиц измерения (без учёта своих десятичных множителей) могут входить в различные системы физических единиц - СИ , СГС и др.

Часто физическая величина может быть выражена через другие, более основополагающие физические величины. (Например, сила может быть выражена через массу тела и его ускорение). А значит, соответственно, и размерность такой физической величины может быть выражена через размерности этих более общих величин. (Размерность силы может быть выражена через размерности массы и ускорения). (Часто такое представление размерности некоторой физической величины через размерности других физических величин является самостоятельной задачей, которая в некоторых случаях имеет свой смысл и назначение.) Размерности таких более общих величин часто уже являются основными единицами той или другой системы физических единиц, то есть такими, которые сами уже не выражаются через другие, ещё более общие величины.

Пример.
Если физическая величина мощность записывается как

P = 42,3 × 10³ Вт = 42,3 кВт, Р - это общепринятое литерное обозначение этой физической величины, 42,3 × 10³ Вт - значение этой физической величины, 42,3 × 10³ - размер этой физической величины.

Вт - это сокращённое обозначение одной из единиц измерения этой физической величины (ватт). Литера к является обозначением десятичного множителя «кило » Международной системы единиц (СИ) .

Размерные и безразмерные физические величины

  • Размерная физическая величина - физическая величина, для определения значения которой нужно применить какую-то единицу измерения этой физической величины. Подавляющее большинство физических величин являются размерными.
  • Безразмерная физическая величина - физическая величина, для определения значения которой достаточно только указания её размера. Например, относительная диэлектрическая проницаемость - это безразмерная физическая величина.

Аддитивные и неаддитивные физические величины

  • Аддитивная физическая величина - физическая величина, разные значения которой могут быть суммированы, умножены на числовой коэффициент, разделены друг на друга. Например, физическая величина масса - аддитивная физическая величина.
  • Неаддитивная физическая величина - физическая величина, для которой суммирование, умножение на числовой коэффициент или деление друг на друга её значений не имеет физического смысла. Например, физическая величина температура - неаддитивная физическая величина.

Экстенсивные и интенсивные физические величины

Физическая величина называется

  • экстенсивной, если величина её значения складывается из величин значений этой физической величины для подсистем, из которых состоит система (например, объём , вес);
  • интенсивной , если величина её значения не зависит от размера системы (например, температура , давление).

Некоторые физические величины, такие как момент импульса , площадь , сила , длина , время , не относятся ни к экстенсивным, ни к интенсивным.

От некоторых экстенсивных величин образуются производные величины:

  • удельная величина - это величина, делённая на массу (например, удельный объём);
  • молярная величина - это величина, делённая на количество вещества (например, молярный объём).

Скалярные, векторные, тензорные величины

В самом общем случае можно сказать, что физическая величина может быть представлена посредством тензора определённого ранга (валентности) .

Система единиц физических величин

Система единиц физических величин - совокупность единиц измерений физических величин, в которой существует некоторое число так называемых основных единиц измерений, а остальные единицы измерения могут быть выражены через эти основные единицы. Примеры систем физических единиц - Международная система единиц (СИ) , СГС .

Символы физических величин

Литература

  • РМГ 29-99 Метрология. Основные термины и определения.
  • Бурдун Г. Д., Базакуца В. А. Единицы физических величин . - Харьков : Вища школа, .

См. также

  • Методы электроаналитической химии

Примечания


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Физическая величина" в других словарях:

    Физическая величина - (величина) – свойство, общее в качественном отношении многим физическим объектам (физическим системам, их состояниям и происходящим в них процессам), но индивидуальное в количественном отношении для каждого объекта. Не следует применять… … Энциклопедия терминов, определений и пояснений строительных материалов

    физическая величина - величина ФВ Одно из свойств физического объекта (физической системы, явления или процесса), общее в качественном отношении для многих физических объектов, но в количественном отношении индивидуальное для каждого из них. Примечание. В… … Справочник технического переводчика

    Особенность, свойство, общее в качественном отношении многим физическим объектам (физическим системам, их состояниям и т. д.), но в количественном отношении индивидуальное для каждого объекта. Примеры физической величины: плотность, вязкость,… … Большой Энциклопедический словарь

    Физическая величина - одно из свойств физического объекта (физической системы, явления или процесса), общее в качественном отношении для многих физических объектов, но в количественном отношении индивидуальное для каждого из них... Источник: РЕКОМЕНДАЦИИ ПО… … Официальная терминология

    ФИЗИЧЕСКАЯ ВЕЛИЧИНА - измеряемая характеристика (свойство) физ. объектов (предметов, состояний, процессов) или явлений материального мира. Различают основные и производные Ф. в. и фундаментальные (см.). В физике применяются 7 основных величин: длина, время, масса,… … Большая политехническая энциклопедия

    Особенность, свойство, общее в качественном отношении для многих физических объектов (физических систем, их состояний и т. д.), но в количественном отношении индивидуальное для каждого объекта. Примеры физических величин: плотность, плотность… … Энциклопедический словарь

    физическая величина - fizikinis dydis statusas T sritis Standartizacija ir metrologija apibrėžtis Fizikinio objekto (fizikinės sistemos, reiškinio ar vyksmo) bet kurios savybės charakteristika, kuri kokybiškai bendra daugeliui fizikinių objektų, tačiau kiekybiškai… … Penkiakalbis aiškinamasis metrologijos terminų žodynas

    физическая величина - fizikinis dydis statusas T sritis chemija apibrėžtis Fizikinio objekto savybės charakteristika. atitikmenys: angl. physical quantity rus. физическая величина … Chemijos terminų aiškinamasis žodynas

    физическая величина - fizikinis dydis statusas T sritis fizika atitikmenys: angl. physical quantity vok. physikalische Größe, f rus. физическая величина, f pranc. grandeur physique, f … Fizikos terminų žodynas

    Величина, хар ка физ. объектов или явлений материального мира, общая для множества объектов или явлений в качеств. отношении, но индивидуальная в количеств. отношении для каждого из них. Напр., масса, длина, площадь, объём, сила электрич. тока Ф … Большой энциклопедический политехнический словарь

Книги

  • Атом водорода - самый простой из атомов. Продолжение теории Нильса Бора. Часть 5. Частота излучения фотона совпадает со средней частотой излучения электрона в переходе , А. И. Шидловский , Продолжена теория атома водорода Бора (параллельно квантомеханическому подходу) по традиционному пути развития физики, где в теории сосуществуют наблюдаемые и ненаблюдаемые величины. Для… Издатель:

Если бы я захотел читать, еще не
зная букв, это было бы бессмыслицей.
Точно так же, если бы я захотел судить
о явлениях природы, не имея никаких
представлений о началах вещей, это
было бы такой же бессмыслицей.
М. В. Ломоносов

Оглянитесь вокруг себя. Какое многообразие предметов вас окружает: это люди, животные, деревья. Это телевизор, автомобиль, яблоко, камень, лампочка, карандаш и др. Все невозможно перечислить. В физике любой предмет называют физическим телом .

Рис. 6

Чем отличаются физические тела? Очень многим. Например, у них могут быть различные объемы и формы. Они могут состоять из разных веществ. Серебряная и золотая ложки (рис. 6) имеют одинаковые объем и форму. Но состоят они из разных веществ: серебра и золота. Деревянные кубик и шарик (рис. 7) имеют разные объем и форму. Это разные физические тела, но изготовлены из одного и того же вещества - древесины.

Рис. 7

Кроме физических тел, есть еще физические поля. Поля существуют независимо от нас. Их не всегда можно обнаружить с помощью органов чувств человека. Например, поле вокруг магнита (рис. 8), поле вокруг заряженного тела (рис. 9). Но их легко обнаружить с помощью приборов.

Рис. 8

Рис. 9

С физическими телами и полями могут происходить разнообразные изменения. Ложка, опущенная в горячий чай, нагревается. Вода в луже испаряется, а в холодный день замерзает. Лампа (рис. 10) излучает свет, девочка и собака бегут (движутся) (рис. 11). Магнит размагничивается, и его магнитное поле ослабевает. Нагревание, испарение, амерзание, излучение, движение, размагничивание и т. д. - все эти изменения, происходящие с физическими телами и полями, называются физическими явлениями .

Рис. 10

Изучая физику, вы познакомитесь со многими физическими явлениями.

Рис. 11

Для описания свойств физических тел и физических явлений вводятся физические величины . Например, описать свойства деревянных шара и кубика можно с помощью таких физических величин, как объем, масса. Физическое явление - движение (девочки, автомобиля и др.) - можно описать, зная такие физические величины, как путь, скорость, промежуток времени. Обратите внимание на основной признак физической величины: ее можно измерить с помощью приборов или вычислить по формуле . Объем тела можно измерить мензуркой с водой (рис. 12, а), а можно, измерив длину a, ширину b и высоту c линейкой (рис. 12, б), вычислить по формуле

V = a . b . c.

Все физические величины имеют единицы измерения. О некоторых единицах измерения вы слышали много раз: килограмм, метр, секунда, вольт, ампер, киловатт и т. д. Более подробно с физическими величинами вы будете знакомиться в процессе изучения физики.

Рис. 12

Подумайте и ответьте

  1. Что называют физическим телом? Физическим явлением?
  2. Каков основной признак физической величины? Назовите известные вам физические величины.
  3. Из приведенных понятий назовите те, которые относятся к: а) физическим телам; б) физическим явлениям; в) физическим величинам: 1) капля; 2) нагревание; 3) длина; 4) гроза; 5) кубик; 6) объем; 7) ветер; 8) сонливость; 9) температура; 10) карандаш; 11) промежуток времени; 12) восход Солнца; 13) скорость; 14) красота.

Домашнее задание

У нас в организме есть «измерительное устройство». Это сердце, с помощью которого можно измерять (с не очень высокой точностью) промежуток времени. Определите по пульсу (числу ударов сердца) промежуток времени наполнения стакана водой из-под крана. Считайте время одного удара примерно равным одной секунде. Сравните это время с показаниями часов. На сколько различны полученные результаты?