Почему растения подразделяют на дикорастущие и культурные. Чудеса селекции: дикорастущие предки культурных растений

  • Дата: 25.10.2019

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Дикорастущие и культурные растения. Урок по окружающему миру 2 класс

Деревья Кусты Травы А) цветы Б) лишайники В) мхи На какие группы делятся все растения?

Какое значение для человека имеют растения? Кормят человека Лечат человека Дают много полезных веществ. Одевают человека

Чем отличаются ель от яблони? ?

Общее Различие Растёт в лесу. Растёт в саду. За ней ухаживает человек. дерево дерево Приносит пользу Приносит пользу

Чем отличаются орешник от крыжовника? ?

Общее кустарник кустарник Приносит пользу Приносит пользу Различие Растёт в саду. За ним ухаживает человек. Растёт в лесу.

Чем отличаются одуванчик от помидора?

Общее Различие Травянистое растение Травянистое растение Растёт в огороде. Человек сажает, ухаживает, собирает урожай. Растёт повсюду.

На какие две группы можно разделить все растения? ? ? Растения, которые выращивает специально человек. Растения, которые никто не сажает, они растут сами по себе. Их можно встретить везде: и в лесу, и на лугу, и на водоёме.. Культурные Дикорастущие

Дикорастущие Деревья, кустарники и травы растут сами по себе. За ними не ухаживает человек.

Колосится в поле рожь, Там во ржи цветок найдёшь. Ярко-синий и пушистый, Только жаль, что не душистый. василёк

Васильки не приносят пользу человеку, наоборот, мешают расти хлебу, и всё-таки васильки в народе любимы. Эти цветы прелестные, синие, как небо. Многие собирают их, плетут венки. В народе говорили, что благодарная нива (поле, где растёт хлеб) подарила небу васильки и благодарность за дождевую воду, без которой не вызреют хлебные колосья.

Дуб дождя и ветра Вовсе не боится. Кто сказал, что дубу Страшно простудиться? Ведь до поздней осени Он стоит зеленый. Значит, дуб выносливый, Значит, закаленный. Что это за дерево?

Красоту дуба оценили ещё древние римляне, назвав его «кверкус», то есть «красавец». Однако, это дерево не только красиво, но и полезно: оно растёт там, где трудно расти другим деревьям.

Что это за дерево? Березка получила свое имя из-за светлой белой коры. Видно, сильное впечатление произвел когда-то на наших далеких предков сверкающий серебряный ствол этого чудесного деревца. «Бер» у древних славян означало «светлый, ясный, блестящий, белый». От него-то и пошли слова «береста», «береза».

Славяне так любили белоствольную красавицу, что даже праздник березки устраивали. Им отмечали окончание весенних полевых работ.

Культурные Растения, которые выращивает специально человек. Ухаживает за ними, собирает урожай.

Культурные деревья кустарники травы Яблоня Груша … Крыжовник Смородина … Помидор Огурец …

Найди пару

Культурные овощные плодовые декоративные зерновые прядильные

Итог урока О каких группах культурных растений вы познакомились? На какие две группы можно разделить все растения? Приведите примеры растений каждой группы?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по окружающему миру + презентация "Дикорастущие и культурные растения"

Конспект урока вместе с презентацией, окружающий мир, 2 класс, Школа России, Плешаков А. А."Дикорастущие и культурные растения"....

Тема: Дикорастущие и культурные растения. Комнатные растения

Методическая разработка урока по окружающему миру. Тема урока: Дикорастущие и культурные растения. Комнатные растения. Нетрадиционная форма6 Урок в зимнем саду. Тип урока: комбинированный....

конспект урока по окружающему миру 1 класс "Мои помощники-домашние животные и культурные растения"

урок в 1 классе по окружающему миру на тему: "Мои помощники-домашние животные и культурные растения"...

Презентация "Дикорастущие и культурные растения", 1 класс

Презентация подготовлена к уроку окружающего мира по теме "Дикорастущие и культурные растения", 1 класс. Программа "Перспектива"...

) чрезвычайно разнообразны. В настоящее время известно более 300 семейств цветковых растений . Растения объединяются в семейства по похожим признакам. Каждое семейство в свою очередь делится на отдельные роды и виды. У всех растений, относящихся к одному виду, - общие предки. Те растения, которые входят в одно семейство, имеют более отдаленное родство. Существуют определенные справочные пособия, по которым можно узнать, как называется то или иное растение и определить, к какому виду, роду и семейству оно относится (группы растений).

Можно точно определить растение, зная общие признаки семейства. Это поможет установить, какое значение его в окружающей среде и для людей. Благодаря этим знаниям, можно использовать растения с практической целью, к примеру, собирать лекарственные травы для аптек, вводить в культуру дикорастущие декоративные растения.

Не менее важно изучать и культурные растения – их жизнь и развитие. Культурные растения применяются для различных нужд людей. Важно их использование в качестве кормовых, продовольственных, технических, декоративных. Огромное значение имеют зерновые культуры, причем на первом месте из них кукуруза и пшеница. После зерновых по важности своего значения в хозяйстве следуют сахарная свекла, кормовые бобы, горох и картофель. Предшественниками всех культурных растений являются дикорастущие. Их начали возделывать после «переселения» из стран с разными климатическими условиями. Поэтому в зависимости от климата местности, откуда культурные растения родом, они нуждаются в разных условиях жизни (влаге, температуре, питательных веществах, свете).

Человек применяет для своих целей различные органы растений: корни, стебли, листья, соцветия, семена, плоды. При культивировании растений длительное время человеком, они сильно видоизменились. Причем больше других изменились именно те органы, которые были необходимы человеку. Эти органы растений стали крупнее и изменили свои свойства. К примеру, плоды культурных растений клубники и яблони стали больше в размерах и с лучшими вкусовыми свойствами, а клубни картофеля стали содержать больше крахмала и крупнее, зерна культурных злаков также стали включать большее количество органических веществ, чем их предшественники.

Культурные растения нуждаются в большем количестве питательных веществ, чем их дикорастущие «собратья». Большое количество культурных растений, в частности, овощные и отдельные виды технических растений требуют большое количество влаги. Чтобы получать большие урожаи, нужно изучить потребности каждого конкретного растения и удовлетворить их в полном объеме.

Многие растения не образуют цветки, плоды и семена. Многие растения даже не зеленого цвета. У некоторых растений нет хлорофилла, как у грибов. По размерам растения также сильно отличаются друг от друга. Некоторые представители царства растений имеют микроскопические размеры. Поэтому их можно разглядеть только при большом увеличении микроскопа. У этих мельчайших растений нет ни корней, ни стеблей, ни листьев. Организм многих растений представляет собой одну только клетку. Все растения по определенным признакам делятся на группы.

Светлана Бажутова
Конспект занятия в старшей группе «Дикорастущие и культурные растения»

Цель занятия: Сформировать понятия «дикорастущие растения», «культурные растения» нашей местности. Раскрыть значение культурных растений для человека, показать их разнообразие, познакомить с трудом овощевода, садовода. Развивать познавательную активность детей, умения обращаться с дикорастущими растениями, учить детей наблюдать.

Оборудование: иллюстрации, муляжи овощей и фруктов, атрибуты к национальной игре «Огородная».

Ход занятия:

1. Дать детям понятие о дикорастущих и культурных растениях.

В лесу, на лугу, в водоеме растут растения, которые никто не сажал и за которыми никто не ухаживает. Это дикорастущие растения. Например, береза, дуб, акация, одуванчик, подорожник и т. д.

Назовите дикорастущие растения нашего края. (Ответы детей)

Культурные – это растения, которые выращивает человек, (в поле, в саду, в огороде.). Например: слива, яблоня, смородина, малина, овес, пшеница, огурцы, редис и т. д. Человек выводил культурные растения из дикорастущих. Он отбирал понравившиеся ему вкусные семена, плоды, корни, листья и сеял нужные растения поблизости от своего дома, ухаживал за ними.

Назовите культурные растения нашей местности. (Ответы детей)

2. Разнообразие культурных растений и их значение в жизни человека.

Игра «Овощи, фрукты, зерновые культуры».

Дидактическая задача: знать овощи, фрукты, зерновые культуры. Воспитатель показывает иллюстрацию культурных растений, муляжи овощей, фруктов, а дети называют группу, к которой они относятся. (Ответы детей)

Например: морковь (овощи, лук (овощи, овес (зерновые культуры, груша (фрукты, рожь (зерновые культуры, яблоко (фрукты, чеснок (овощи) и т. д.

Художественное слово. Послушайте стихотворение и выделите (назовите) из него названия культурных растений.

Щедрый урожай

…Все повсюду золотится,

И поля, и лес, и луг.

Сколько вызрело за лето

Ягод, фруктов, овощей…

За оградой, у оград

Вызрел сочный виноград.

Перед входом в огород

Чудо-яблонька растет;

Стали яблоки, как сахар,

А точнее – просто мед.

И везде, как на подбор,

К помидору помидор

Поднялись по огороду

Перевалы красных гор.

Листья редкие кружат

Тыквы желтые лежат…

Завернувшись в листья густо,

Набирает сил капуста;

Слитки золота вокруг –

Это убран спелый лук.

Урожай, урожай!

Собирать успевай! А. Игебаев

(Ответы детей)

3. Беседа о труде овощевода, садовода.

Овощевод занимается выращиванием овощных культур для получения овощей (капуста, свекла, огурцы, помидоры, редис, морковь и т. д.).

Методом рассады в парниках можно выращивать овощи круглый год. Овощеводы занимаются посадкой, поливом, прополкой, сбором овощей. Садовод занимается выращиванием плодовых культурных растений для получения фруктов (яблоки, груши, сливы и т. д.). Садоводы сажают плодовые деревья и кустарники, обрабатывают их от вредных насекомых, поливают, собирают урожай фруктов.

Назовите что созревает в наших садах? (Ответы детей: малина, смородина, крыжовник, вишня, яблоки и т. д.)

А теперь поиграем в игру «Огородно-хороводная»

Есть у нас огород,

Там своя морковь растет.

Вот такой ширины,

Вот такой вышины.

Ты морковь поспеши,

Ты немножко попляши,

А потом не зевай

В конце занятия подводится итог.

Сегодня мы с вами узнали много о дикорастущих и культурных растениях.

1. Назовите пожалуйста одно культурное растение: овощ, фрукт или зерновое. (Ответы детей)

2. Назовите пожалуйста одно дикорастущие растение. (Ответы детей) 3. Почему жизнь дикорастущих растений не зависит от человека? (Ответы детей)

4. Из каких растений человек вывел культурные растения? (Ответы детей)

Молодцы! Наше занятие подошло к концу, мы с вами много узнали о дикорастущих и культурных растениях.

Публикации по теме:

Конспект занятия «Дикорастущие растения» Цель: Закрепить у детей представления о растениях. Задачи: Образовательные: Углубить и обобщить знания детей о дикорастущих растениях,.

Конспект интегрированного занятия в старшей группе «Лекарственные растения» Конспект интегрированного занятия в старшей группе «Лекарственные растения». Цель: продолжать знакомить детей с растительным миром ближайшего.

Конспект логопедического занятия в старшей группе. Тема: «Защитники Отечества» Тема: «Защитники Отечества» Цели: 1. Коррекционно - образовательные: Закрепить знания о всенародном празднике воинов; Уточнить, кто такие.

Конспект музыкального занятия в старшей группе Тема «Весенний перезвон». Программные задачи: 1. Закрепить понятие о вальсе, расширять и обогащать словарный запас детей. 2. Продолжать разучивание песен, формировать.

Конспект НОД по краеведению в средней группе. Тема: «Лекарственные растения Южного Урала» Реализация содержания программы в образовательных областях: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие»,.

Конспект НОД по экологии для детей с ОВЗ 6–7 лет. Тема занятия «Растения доктора Айболита». КОНСПЕКТ КОРРЕКЦИОННО - РАЗВИВАЮЩЕГО ЗАНЯТИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗПР 6 – 7 ЛЕТ. Лексическая тема.

Конспект занятия по окружающему миру в 1–ой младшей группе Тема: «Комнатные растения» Задачи: 1. Продолжать знакомить детей с комнатными растениями группы, со способами ухода за ними; 2. Учить внимательно рассматривать одно.

Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе «Комнатные растения» Ознакомление с окружающим миром

Тема урока : Культурные и дикорастущие растения.

Основные цели и задачи : Ознакомить учеников 2 класса с тем, что существуют дикорастущие и культурные растения, объяснить разницу и дать представление о том, для чего человек занимается окультуриванием.

План урока :

  1. Понятие культурных и дикорастущих растений
  2. Как появились культурные растения?
  3. Почему человек стремится окультуривать растения?

Ход урока

1. Понятие культурных и дикорастущих растений

Как Вы считаете, какие основные отличия сосны от груши? (выслушать все ответы, отметить тот, где говорится о том, что сосна растет в лесу, а груша - в саду). А чем отличается одуванчик от огурца? (тоже выслушать все ответы, отметить тот, где говорится о том, что одуванчик растет сам по себе и его можно найти где хочешь, а за огурцом ухаживает человек и его можно отыскать только в огороде).

А теперь, когда вы уже знаете, какие разнообразные есть растения, давайте разделим их на две большие группы. Те растения, которые растут везде и которым не нужен человек, чтобы ухаживать за ними, называются дикорастущими (их название говорит само за себя). Те растения, которые растут в саду, в огороде и для роста которых необходимо вмешательство человека, называются культурными. Их название в меньшей мере передает их суть, потому что культурными мы привыкли считать людей, которые ходят в театры, посещают библиотеки, разговаривают без бранных слов. Однако слово «культурный» по отношению к растениям имеет другой смысл, и мы о нем поговорим чуть позже.

Практическое задание (на развитие логики):

Как вы считаете, какие растения появились раньше - дикорастущие или культурные? Почему? (выслушать все ответы, особое внимание обратить на пояснения, дать возможность высказать свое мнение тем детям, для которых это важно).

2. Как появились культурные растения?

Вы правильно сказали, что поскольку растения появились на Земле раньше, чем здесь оказался человек, то дикорастущие растения имеют более длительную историю, нежели культурные. В далекие времена, когда человек только-только отошел от обезьян и питался тем, что мог собрать с деревьев и кустов, все растения были дикорастущими. Вмешательство человека заключалось только в том, что он собирал урожай.

Первые культурные растения появились тогда, когда человек заметил, что для выращивания зерна надо положить в землю зерно. А для того, чтобы вырастить абрикосу, надо положить в землю косточку. Словом, с этого момента, когда новые деревья, кустарники и просто небольшие кустики стали появляться не сами по себе, а с непосредственным участием человека, стала развиваться группа культурных растений.

Практическое задание:

Что же нужно было делать человеку для того, чтобы культурное растение дало урожай? (правильные ответы - сажать, поливать, убирать вредных насекомых, пропалывать от сорняков, лечить, если растение болеет, отгонять диких животных, которые хотели бы полакомиться вкусненьким).

3. Почему человек стремится окультуривать растения?

Почему человека не удовлетворял тот урожай, который давали дикорастущие растения? Сравним плоды дикой яблони и окультуренной, вы наверняка в своей жизни видели и те, и другие. У дикой яблони плоды маленькие, в большинстве своем кислые, да и их количество сравнительно небольшое. Что касается яблони, растущей в саду, то тут плоды намного больше в размерах, они более сладкие, а урожайность их гораздо выше. То же самое касается и малины - дикорастущая в лечу мелкая и кислая, а культурная, которую можно найти в огороде, - крупная и сладкая.

Все это - результат воздействия человека. Оказывается, у слова «культура» есть еще один смысл - в переводе с латинского оно означает «возделывать», «обрабатывать». Точно также, как нас «обрабатывают» в театре, в книжках, в процессе воспитания, прививая положительные качества и свойства, точно также человек поступает по отношению к растениям.

Что еще делал человек для того, чтобы окультурить растения? Он наблюдал за тем, какие семена дают лучший урожай, и на следующий год сажал только их. Это повысило урожайность, улучшило качества тех растений, которые он выращивал.

А еще человек разнообразил те продукты, которые он выращивал. Например, дикорастущая черешня мелкая, кислая, с большой косточкой, преимущественно светло-красного цвета. А та черешня, которую мы покупаем на базаре и кушаем каждую весну и лето (то есть культурная) - она совсем другая. Во-первых, есть множество ее цветов и оттенков - от бледно-желтого до темно-бордового. Во-вторых, есть множество вкусовых оттенков, так что довольны будут все - и любители кислинки, и поклонники сладостей.

Практическое задание:

Перечислите все виды капусты, которые вы знаете (правильный ответ - белокочанная, краснокочанная, цветная, брокколи, савойская, кольраби, брюссельская, пекинская, китайская). Сообщить детям, что все эти сорта вывел человек в рамках селекции - специальной науки, которая занимается улучшение сортов растений или пород животных, а также выведением новых.

Оценивание : Попросите учеников ответить на проверочные вопросы. По их ответам можно будет определить, насколько они усвоили материал урока:

  • Какие растения можно назвать дикорастущими? Какие культурными? Слива, которая дает плоды без вмешательства человека и растет по дороге на море, относится к культурным или дикорастущим?
  • Зачем человек окультуривает растения? Какие дополнительные выгоды это ему дает?
  • Как называется наука, которая занимается улучшением существующих свойств растений и животных, а также формированием новых разновидностей?

Кроме того, в связи с большим количеством практических заданий можно поощрить детей, которые были наиболее активны в течение урока.

4. Итоги урока:

В ходе проведённого урока ученики узнали:

  • Какие растения называются дикорастущими, какие - культурными.
  • Какая между ними разница.
  • Как появились культурные растения.
  • Зачем человек окультуривает растения.

Домашнее задание:

Найти 5 дикорастущих и 5 культурных растений, которые не растут в России и о которых не упоминалось в ходе урока.

Урок окружающего мира, 2 класс

Тема: Дикорастущие и культурные растения.

Цели : 1) Изучить особенности культурных и дикорастущих растений, научить детей распознавать их,

2)учить работать с гербарием – внимательно рассматривать растение,

3) воспитывать интерес к полевым растениям,

4) Поощрять потребность в сотрудничестве, развивать умение работать в группах, умение договариваться.

Ход урока:

    Организационный момент.

Долгожданный дан звонок

Начинается, какой урок? (окружающего мира.)

    Повторение ранее изученного материала

(выставляю баллы, кто быстрее всех ответит, а в конце урока получают отметку)

Тест «Невидимые нити»

1.Найди группу, в которой перечислены только деревья.

1.сосна, орешник, дуб, клён;

2.берёза, осина, ясень, ель;

3.сирень, лиственница, рябина, липа.

Найди группу, в которой перечислены травы.

1.тополь, каштан, осина, липа;

2. орешник, калина, сирень, смородина;

3.одуванчик, репейник, крапива, подорожник.

Какое растение не относится к кустарникам?

1.сирень;

2.калина;

3. тысячелистник.

Что составляет верхний этаж (ярус) леса?

1.деревья;

2.кустарники;

3.травы.

Закончи определение: "Животные, у которых шесть ног, называются..."

1. насекомые;

2. птицы;

3.звери.

Закончи определение: "Животные, тело которых покрыто перьями, называются..."

1. насекомые;

2.птицы;

3.звери.

Закончи определение: "Животные, тело которых покрыто шерстью, называются..."

1.насекомые;

2.птицы;

3. звери.

Найди группу, в которой перечислены только птицы.

1. воробей, цапля, синичка, стрекоза;

2. ласточка, лебедь, ворона, курица;

3. снегирь, сорока, утка, летучая мышь.

Закончи определение: "Водные животные, тело которых покрыто чешуёй, называются..."

1. рыбы;

2.земноводные;

3.пресмыкающиеся.

К какой группе относится лягушка?

1. рыб;

2 . земноводных;

3.пресмыкающихся.

К какой группе относятся черепахи и крокодилы?

1. зверей;

2. земноводных;

3. пресмыкающихся.

За что пресмыкающиеся получили своё название?

1.за то, что они бегают;

2.за то, что они прыгают;

3. за то, что они ползают.

Чем покрыто тело у земноводных?

1.кожей;

2.шерстью;

3.чешуёй.

Найди группу, в которой перечислены только звери.

1. медведь, лось, волк, крокодил;

2. заяц, пудель, лисица, корова;

3.кошка, мышка, ящерица, тигр.

Что называют невидимыми нитями природы?

1). паутину в лесу;

2). связи в природе;

3). корни деревьев.

Какие действия человека вредят природе?

1). вырубка леса;

2). сбор грибов;

3). подкормка птиц.

Какое утверждение верно?

1). Хищников надо уничтожать;

2). Комары - вредные насекомые.

3). В природе все взаимосвязано.

Как вы можете помочь природе?

1). бороться с браконьерами;

2). очищать лес от мусора;

3). уничтожать гусениц.

Каких животных кормят плоды ели - шишки с семенами?

1). белку;

2) .мышь;

3). зайца

IV. Постановка проблемы урока.

Вспомните, на какие группы можно разделить растения?

( деревья, кустарники, травы )

Таблички на доске (деревья, кустарники, травы)

Распределим растения по группам, объясняя свой выбор.

Деревья: (яблоня, ель)

Кустарники: (малина, шиповник)

Травы : (помидор, мать-и-мачеха.)

V. Совместное «открытие знаний»

Сегодня мы посмотрим на растения с другой стороны. Например, чем отличаются ель и яблоня, малина и шиповник, помидор и мать-и-мачеха?

Но сначала вспомним, какое значение для человека имеют растения? (растения кормят, одевают человека, лечат, дают много полезных вещей).

Человек очень тесно связан с растительным миром. Есть растения, которые человек сам высаживает, ухаживает за всходами, собирает урожай, использует в пищу. А есть растения, которые растут независимо от человека.

Вот сегодня мы должны выделить эти две группы, на которые можно поделить все растения.

Итак, чем похожи и чем отличаются ель и яблоня? (общее – деревья, отличие – ель растёт в лесу, а яблоня – в саду, за ней ухаживает человек)

Сравним малину и шиповник.

Чем похожи и чем отличаются помидор и мать-и-мачеха?

На какие же группы можно поделить все растения? (первая группа – растения, которые выращивает специально человек. Вторая группа – растения, которые никто не сажает, они растут сами по себе. Их можно встретить везде: и в лесу, и на лугу, и на водоёме.)

Какое название можно дать первой группе растений, второй группе?

Культурные и дикорастущие

Так и звучит сегодня наша тема:

Дикорастущие и культурные растения.

2.Работа по учебнику.

Откройте учебники на стр.68, прочитайте о каждой группе растений.

Выполните задание в парах на с.68. проверим.

Какие дикорастущие растения вы видите? (крапива, камыш, береза)

Почему они так названы? (дикорастущими)

Какие культурные растения вы видите? (астра, рожь, огурцы)

Почему они так названы?

Физкультминутка

(вывесить экран)

Сначала поговорим о дикорастущих растениях. Что вы про них запомнили? Культурные?

Выполним задание в рабочей тетради с. 48 №1.

(дикорастущие: клевер, крапива, камыш; культурные растения: яблоня, роза, слива, крыжовник)

Ребята, скажите, а дикорастущие растения и культурные растения бывают только деревьями или еще чем -то могут быть?(кустарниками, травянистыми растениями)

Откроем учебник на с. 69 рассмотрим схемы Сережи. Что вы можете сказать, рассмотрев их? По какому признаку Сережа разделил растения? (1- по размеру, 2- по плодам)

(Прядильные: хлопок, джут, лен)

Дополним схемы Сережи.

Р.т с.48 №2.

Р.т. с 49 №2 2)

Какой вывод мы можем сделать о том, какие существуют растения в природе?

(бывают: дикорастущие и культурные; деревья, кустарники, травы; овощные, плодовые, зерновые, декоративные, прядильные)

VI. Итог урока.

Учитель: Урок наш заканчивается. Оцените свою работу.

Я с вами согласна, что работа была успешной.

Кому было трудно? Кому было легко?

Спасибо вам за хорошую и дружную работу. Приведите своё рабочее место в порядок.