Структура личности в психологии. Основные теории

  • Дата: 23.09.2019

К.К. Платонов, детально анализируя широко распространенные понимания личности как души, как суммы психических функций, как опыта человека и т.д., приходит к выводу, что наиболее приемлемым для рассмотрения природы и особенностей человека является понимание личности как «отражающей системы». «Только поняв личность, - пишет К.К.Платонов, - как отражающую систему процесса психического отражения человека, можно правильно понять, применив личностный подход… все другие психические явления, как, например, впечатлительность, апперцепция, ассоциации, интерференция умственных или сенсорных навыков, интересы и т.д.» Говоря о личности как отражающей системе, Платонов использует известное положение С.Л. Рубинштейна, согласно которому: «При объяснении любых психических явлений личность выступает как воедино связанная совокупность внутренних условий, через которые преломляются все внешние воздействия». (1 с.34-37) Рассматривая психические явления как форму Психического отражения, Платонов отдает предпочтение следующему определению личности: «Личность - это человек как носитель сознания». (1 стр. 62) Особое внимание в своих трудах, посвященных раскрытию понятия «личность», К.К. Платонов уделяет вопросам, связанным с тем, как проявляет себя личность в поведении, в действиях, поступках, деятельности. Он подчеркивает, что деятельность может быть как индивидуальной, так и групповой и эти оба вида деятельности являются важнейшим фактором формирования личности. Платонов обосновывает этот вывод методологическим утверждением о единстве личности, сознания и деятельности. Именно поэтому он утверждает, что без углубления понимания деятельности, без раскрытия ее оснований невозможно понять понятие «личность». Изучая и делая свои умозаключения, строящиеся на базе теоретический идей о единстве сознания, личности и деятельности, К.К. Платонов делает заключение о личности как о структурном образовании. Как уже было сказано, что элементами психологической структуры личности являются психологические свойства и особенности. Часто их называют чертами личности. И поскольку таких черт личности очень много, то психологи пытаются их уложить в несколько подструктур. У каждого психолога эти подструктуры немного разные. Согласно концепции К. Платонова, низший уровень личности - это биологически обусловленная подструктура, в которую входят возрастные, половые свойства психики, врожденные свойства типа нервной системы и темперамента. Все это Платонов относит к первой, самой низкой подструктуре. Вторая его подструктура содержит в себе индивидуальные особенности психических процессов человека. Под индивидуальными особенностями человека К. Платонов подразумевает различные качества свойственные человеку при его развитии и формировании как личности. А именно: индивидуальные проявления памяти, восприятия, ощущений, мышления, способностей, зависящих как от врожденных факторов, так и от тренировки, развития, совершенствования этих качеств. Так выглядит вторая подструктура психологической структуры личности по

К.К. Платонову. Индивидуальный социальный опыт Платонов отнес к третьему уровню структуры. По его структуре в индивидуальный социальный опыт входят приобретенные человеком знания, навыки, умения и привычки. По его мнению, и думаю, что многие с этим согласятся, эта подструктура формируется преимущественно в процессе обучения и носит социальный характер. А вот к высшему уровню Платонов отнес направленность личности, включающую влечения, желания, интересы, склонности, идеалы, взгляды, убеждения человека, его мировоззрение, особенности характера, самооценки. Данная подструктура более всего социально обусловлена. Она формируется под влиянием воспитания в обществе, полнее всего она отражает общество, в которое человек включен. (7, 46-47)

Платонов считал, что непохожесть людей очень значительна. Такой вывод он сделал, исходя из своего взгляда на психологическую структуру личности. Еще он считал, что на каждой из подструктур имеются различия убеждений и интересов, опыта и знаний, способностей и умений, темперамента и характера. Именно поэтому непросто понять другого человека, непросто избежать совпадений, противоречий, даже конфликтов с людьми. Чтобы более глубоко понять себя и других, нужны определенные психологические знания в сочетании с наблюдательностью.

Если систематизировать понятие психологической структуры личности К.К. Платонова, то получится следующее:

Название подструктуры

К данной подструктуре относятся

Соотношение биологического и социального

Подструктура направленности

Убеждения, мировоззрение, личностные смыслы, интересы.

Социальный уровень, биологического почти нет

Подструктура опыта

Умения, знания, навыки, привычки

Социально-биологический уровень (значительнее социальный, а не биологический)

Подструктура форм отражения

Особенности познавательных процессов (мышления, памяти, восприятия, ощущения, внимания). Особенности эмоциональных процессов (эмоции, чувства)

Биосоциальный уровень (биологический компонент больше, чем социальный)

Подструктура биологических, конституциональных свойств

Скорость протекания, нервных процессов, баланс процессов возбуждения и торможения и т.п. Половые возрастные свойства

Биологический уровень (социальное практически отсутствует)

Завершая обзор представлений К.К. Платонова о личности, еще раз повторим, что взаимодействие структур личности, сознания и деятельности - это главный стержень теоретических построений Платонова, который разработал концепцию психологической структуры личности. (2, с.360-361)

Выделяют четыре типа темперамента: холерик (экстра­верт, эмоционально неустойчивый), сангвиник (экстраверт, эмоционально устойчивый), флегматик (интроверт, эмоцио­нально устойчивый), меланхолик (интроверт, эмоционально неустойчивый). Каждый тип имеет свои сильные и слабые сто­роны. Однако для большинства профессий тип темперамента не определяет степень эффективности. Человек в процессе профессионализации вырабатывает индивидуальный стиль деятельности, позволяющий ему использовать преимущества его темперамента и нивелировать недостатки. В то же время руководителю необходимо знать тип темперамента подчинен­ного, для того чтобы правильно подбирать управленческие воздействия.

Люди с различным типом темперамента имеют различ­ную чувствительность к критике. Так, сангвиники, обладаю­щие сильной нервной системой, спокойно и несколько легко­мысленно воспринимают критику, могут не реагировать на нее. Меланхолики могут долго переживать по поводу критики (ча­сто воображаемой), их деятельность при этом нарушается. Холерик может быстро возбуждаться и реагировать агрессив­но. Флегматик, спокойно все обдумав, реагирует с некоторым запозданием.

Тип темперамента полезно также знать при делегирова­нии полномочий и поручений. При необходимости быстрой реакции на меняющиеся обстоятельства более успешным будет сангвиник или холерик. Флегматик эффективнее работает в рутинных ситуациях, связанных, например, с переработкой данных, подсчетами, подготовкой отчетов. Меланхолик сензитивен в общении, поэтому он хорошо понимает людей, может установить доверительный контакт с клиентом.

Таким образом, каждый тип темперамента имеет свои ограничения и преимущества, которые руководитель может эффективно использовать.

Необходимо также учитывать половые и возрастные осо­бенности подчиненных. Женщины и мужчины имеют некото­рые психологические особенности; так, женщины обычно бо­лее ориентированы на отношения, а мужчины - на решение задачи. Поэтому распоряжения и указания следует давать жен­щинам и мужчинам по-разному, с учетом этих особенностей.



Возраст часто связывают лишь с наличием или отсутстви­ем опыта. Действительно, с возрастом нарабатываются навы­ки, приобретается опыт, являющийся основой эффективной деятельности. Однако в то же время с возрастом и стажем рабо­ты приобретаются стереотипы деятельности, снижается жела­ние познавать новое, осваивать новые приемы деятельности и технологии. Сохранить восприимчивость к новому в зрелом возрасте - важное качество специалиста, обеспечивающее его непрерывное саморазвитие.

С возрастом также связаны неизбежные кризисы лич­ностного развития. Кризис обязательно возникает в жизни каждого человека, так как развитие личности происходит не­равномерно. Рано или поздно наступает момент, когда обнару­живается разрыв между ситуацией развития личности и налич­ной ее структурой. Разрешение кризиса состоит в том, что лич­ность преобразует свою структуру в соответствии с новой си­туацией, формируя новые элементы личности (мотивы, ценно­сти, убеждения и т.д.).

Молодые люди, приходящие на работу после учебы, а иногда и во время нее, часто переживают кризис юношеского возраста. Содержание данного кризиса подробно описано Э. Эриксоном. Основное приобретение данно­го возраста - переживание своей идентичности, неповторимости, непохожести на других. В этом возрасте происходит поиск идеалов для подражания, профессиональное и личностное са­моопределение. Сейчас многие компании стремятся принимать на работу именно молодежь, так как молодой человек, не обре­мененный стереотипами, является хорошим «материалом» для выращивания нужного сотрудника. В то же время неудачная са­моидентификация может привести к путанице ролей, разочаро­ванию, уходу в себя, может наблюдаться стремление разобраться в себе в ущерб отношениям с внешним миром, работе.

Следующий кризис взрослого возраста Э. Эриксон отно­сит к возрасту около 25-30 лет. Он связан с поиском душевной и интимной близости, созданием семьи, рождением и воспита­нием детей. При успешном разрешении данного кризиса вы­ражено стремление к контактам с людьми, установлению парт­нерских отношений. При неразрешенном кризисе может воз­никнуть изоляция, избегание близких отношений. Это может негативно сказываться на работе, особенно если деятельность связана с частыми межличностными контактами.

Важный кризис в жизни каждого человека - так называ­емый «кризис среднего возраста», возникающий около 40 лет.

Он связан с оценкой своих достижений и часто с переоценкой ценностей. При эффективном разрешении данного кризиса че­ловек переживает удовлетворенность своей жизнью, работой, семьей, достижениями, он ориентирован на дальнейшие твор­ческие достижения, продуктивную созидательную деятельность. Сотрудники этого возраста обычно уже обладают значительным опытом, что делает их ценными профессионалами. Однако в случае неразрешения данного кризиса у человека развивается апатия, склонность к депрессиям, уходу в себя, он негативно оценивает свои достижения, жизненную ситуацию в целом. Это приводит к снижению продуктивности деятельности.

Наконец, последний, но исключительно важный кризис часто связан с достижением пенсионного возраста. Если чело­век в этом возрасте начинает жить прошлым - т.е. воспомина­ниями, считая, что в жизни ждать больше нечего - возникает отчаяние, ощущение, что жизнь прожита зря, ничего уже не изменишь. Кроме того, часто возникают проблемы с пере­стройкой образа жизни, связанного с прекращением или огра­ничением трудовой деятельности. Именно поэтому многие со­трудники, достигшие пенсионного возраста, стараются про­должить трудовую деятельность. При конструктивном разре­шении данного кризиса человек анализирует не прошлое, а свои личностные достижения, «смотрит не назад, а внутрь себя». Это позволяет ему интегрировать все личностные при­обретения, достичь целостности личности, личностной иден­тичности. В этом случае человек и в преклонном возрасте про­должает жить полной жизнью, сохраняя творческий потенциал и продуктивность деятельности.

Рассмотрим уровень форм отражения. К.К. Платонов выделяет две формы отражения:

С помощью познавательных процессов происходит по­
знание окружающего мира;

С помощью эмоциональных процессов происходит эмо­циональная оценка значимости воспринимаемого для субъекта.

Особенности познавательных процессов подчиненно­го - памяти, внимания, восприятия, мышления, воображения - являются важными компонентами его профессиональ­ной пригодности. Часто при приеме на работу происходит оценка уровня развития данных процессов, если их развитие является необходимым условием успешности профессиональ­ной деятельности.

Однако часто не учитывается другой момент: преоблада­ние у сотрудника той или иной ведущей сенсорной системы. Хотя существование репрезентативных систем не доказано ис­следованиями, на эмпирическом уровне эти типологии широ­ко используются. Выделяют в зависимости от преобладающего канала восприятия следующие типы сотрудников:

1) визуалы - преобладающим каналом восприятия явля­ется зрение; соответственно у них часто преобладает зритель­ная память, образное мышление;

2) аудиалы - преобладающим каналом восприятия явля­ется слуховой канал;

3) кинестетики - у таких людей преобладает осязатель­ный канал.

Это различение имеет значение, например, при форму­лировании распоряжений сотрудникам. Визуалу лучше давать распоряжения или объяснения с помощью глаголов «зрения»: «давайте посмотрим», «это выглядит неплохо» и т.п. Аудиалу в аналогичной ситуации лучше сказать «давайте послушаем, что скажет N», «это звучит замечательно». Кинестетик лучше вос­примет фразы со словами, обозначающими ощущения: «это так приятно», «так будет удобнее».

Функционирование эмоциональной формы отражения также связано с индивидуальными особенностями. Они об­условлены в первую очередь особенностями нервной системы. Люди с высокой степенью эмоциональной нестабильности (дискорданты) легко выходят из себя, бурно реагируют на эмоцио­нально значимые ситуации. Эмоционально стабильные люди (конкордаты) теряют самообладание только в крайних ситуа­циях, быстро восстанавливают эмоциональное равновесие.

Существует множество классификаций эмоциональных состояний. Их можно разделить на две основные группы - по­ложительные и отрицательные. Положительные эмоциональ ные состояния обычно повышают эффективность деятельно­сти, способствуют решению задач. Отрицательные эмоции мо­гут сказываться на деятельности негативно, снижать ее эффек­тивность.

Поэтому руководителю следует обращать внимание на эмоциональное состояние сотрудников, даже если оно не свя­зано с ситуациями, возникающими на производстве. Создание благоприятного социально-психологического климата в орга­низации, развитие организационной культуры способствуют возникновению у сотрудников положительных эмоций.

К уровню опыта относятся знания, умения, навыки, которые человек приобрел за свою жизнь. Обычно необходимость оценки этого уровня также хорошо осознается. Знания и умения сотрудника составляют основной багаж его профессиональной компетентности.

К уровню направленности личности относится совокупность устойчивых мотивов, направляющих деятельность личности. Формирование этой подструктуры связано с развитием самосознания и с переходом от внешних критериев оценки себя к внутренним. Убеждения, ценности, смыслы, мировоззрение личности составляют основу таких внутренних критериев. Сточки зрения эффективного функционирования организации важно, чтобы цели, ценности, убеждения сотрудников совпадали с организационными. Эти задачи решаются с помощью развития организационной культуры, формирования внутреннего имиджа организации

Характер - это подструктура личности, проявляющаяся на всех ее уровнях. Характером в психологии называется система индивидуальных устойчивых личностных черт, которые определяют отношения человека и его способы поведения в различных ситуациях.

Таким образом, о чертах характера сотрудника можно судить на основе наблюдения за его поведением в конкретных ситуациях. Однако каждая черта характера анализируется только в определенных, соответствующих ей по содержанию и сущности жизненных ситуациях. Их называют критическими ситуациями для актуализации черт характера. За пределами критических ситуаций обнаружить черты практически невозможно.

По степени выраженности черты характера делятся на:

· нормально выраженные - такие черты практически не выделяются;

· акцентуированные черты – достаточно заметно выделяются, являются обобщенными и устойчивыми, т.е. проявляются в различных ситуациях и практически всегда;

· психопатические черты - выражены очень ярко, что приводит к социальной дезадаптации таких людей.

Акцентуации характера достаточно часто встречаются у сотрудников. Для того чтобы оптимальным образом строить взаимодействие с акцентуированным сотрудником, надо по­нимать его особенности. Обычно акцентуация - это комплекс черт, так как характер имеет системное строение. В классифи­кации К. Леонгарда выделяются следующие типы акцентуиро­ванных характеров: 1) демонстративный; 2) педантичный; 3) застревающий; 4) возбудимый; 5) гипертимный; 6) дистимичный; 7) тревожный; 8) циклотимный; 9) аффективно-экзальтированный; 10) эмотивный. Акцентуации характера являются вариантом нормы. Однако в случае воздействия не­благоприятных факторов акцентуации характера могут перей­ти в психопатию. Поэтому обращаться с акцентуированным сотрудником следует осторожно, не погружая его в труднопе­реносимые для него ситуации. Например, для демонстратив­ного типа труднопереносимыми будут ситуации проявления равнодушия к нему, ограничения круга общения, невозможно­сти проявить себя в деятельности; для дистимичного, напротив, труднопереносимы ситуации организаторской деятельности и активного участия в коллективных делах, смены сложившихся стереотипов и привычек и т.п. Поэтому некоторые профессии имеют определенные требования к характеру, что отражается в профессиограммах. Так, дистимичный человек навряд ли будет успешен в организаторской деятельности.

Способности - это такие личностные свойства, которые определяют уровень успешности освоения и реализации какой-либо деятельности. Именно от способностей зависит уровень возможностей человека в профессиональной деятельности. Способности развиваются на основе природных задатков, по­этому они во многом генетически заданы. Однако полностью раскрываются способности только в соответствующей соци­альной среде. Выделяют общие способности, которые опреде­ляют успешность выполнения многих видов деятельности (на­пример, интеллект, память и т.д.), и специальные способности, определяющие успешность в определенных видах деятельности. Специальные способности формируются в процессе овладения профессиональной деятельностью. В процессе профотбора оцениваются профессиональные задатки человека, его склонности и способности, и на основе такой оценки определяется профпригодность человека к определенной деятельности. О полной профпригодности можно говорить лишь тогда, когда способности человека полностью соответствуют требованиям профессиональной деятельности.

Качества сотрудника, определяют его возможности и эффективность трудовой деятельности, объединяются в понятии трудового потенциала , широко используемого в социологии труда. К компонентам трудового потенциала относят: здоровье, нравственность, творческий потенциал, образование, про­фессионализм. Некоторые авторы в структуре трудового потенциала выделяют: квалификационный потенциал (умения знания, навыки), психофизиологический потенциал (работоспособность), творческий потенциал (интеллектуальные, по­знавательные способности), коммуникативный потенциал (способность к сотрудничеству), нравственный потенциал (ценностно-мотивационная сфера).

Совокупность личностно-профессиональных качеств всех сотрудников организации составляет кадровый потенциал или человеческий капитал организации. Понятие «человеческий капитал» было предложено экономистом Т.У.Шульцем. А.И. Добрынин понимает под человеческим капиталом имеющийся у человека запас здоровья, знаний на­выков, способностей, мотиваций, которые содействуют его производительности труда и влияют на рост доходов (заработков). С.Ю.Рощин, Т.О. Разумова рассматривают человеческий капитал как качественную характеристику рабочей силы, как способность человека к трудовой деятельности, его знания. Человеческий капитал складывается из природных способностей отдельного человека и может быть увеличен в процессе образования, профессионалкой подготовки, приобретения опыта работы.

В психологии для описания личности сотрудника организации традиционно используется понятие профессионально важных качеств (ПВК). Профессионально важные качества - это такие качества личности, которые необходимы для эффек­тивного выполнения определенной профессиональной дея­тельности, характеризуют успешность ее освоения.

Набор личностных характеристик, определяющих эффек­тивность осуществления определенной деятельности, формиру­ется в результате построения профессиограммы. Профессиограмма представляет собой перечень требований, предъяв­ляемых профессиональной деятельностью к психофизиологи­ческим и личностным характеристикам человека, т.е. профес­сионально важных качеств (ПВК) данной специальности. Основу профессиограммы составляет психограмма - описание психологических особенностей конкретной профессиональ­ной деятельности и личностных качеств, являющихся для дан­ной деятельности профессионально важными. На основе ана­лиза профессиограммы и соотнесения ее требований с ин­дивидуально-психологическими особенностями сотрудника делается вывод о психологической пригодности к профессии. Психологическая пригодность к профессии - это свойство личности, о котором можно судить по двум критериям: 1) успешному освоению профессии; 2) степени удовлетворен­ности человека своим трудом. Профессиональная пригодность формируется в процессе учебной и трудовой деятельности.

Личность - понятие в психологии, которое изучается по сегодняшний день. Каждый человек настолько индивидуален, многогранен, динамичен в своих интересах, отношениях и внутренних побуждениях, что еще ни один ученый не смог в полноте классифицировать личность каждого. Существует много классификаций, которые приблизительно позволяют нам узнать о закономерных процессах, происходящих в Но это только приблизительно...

Но некоторым все же удалось "подогнать" всех людей под определенные рамки понимания в своих классификациях и схемах. Одним из таких распределений по определенным признакам является структура личности по Платонову.

Основные характеристики классификации Платонова

Для психологической науки Платонов сделал большой вклад, воссоздав образ личности с помощью своей структуры. В отечественной науке личность принято представлять как совокупность привитых социальных черт, не вмещающих в себя биологические характеристики. Этот ученый взял за основу создания своей теории динамическую составляющую личности. Что это такое?

Для понимания общей структуры личности существует два способа ее восприятия: статистический и динамический. Первый вмещает в себя все личностные характеристики, какие только могут быть у каждого человека. Здесь личность представляется только статистическими данными без учета индивидуально изменяющихся особенностей. Динамическая структура личности - это та же самая личность, но с учетом всех изменений, происходящих с ней на протяжении всей жизни. Структура личности по Платонову учитывает все изменения, происходящие с субъектом на протяжении длительного времени, связи предыдущих составляющих элементов с заново возникшими.

Подструктура направленности в системе

К первой подструктуре относятся моральные черты личности, которые выражаются через направленность и отношения субъекта. Навыки коммуникации, выхода из конфликтов, позитивного общения и другие формируются путем воспитания. В этой подсистеме, утверждает психолог, говорится о стремлениях, убеждениях, желаниях, склонностях, мировоззрении и идеалах, как о параметрах не только социального уровня (приобретенных только в ходе воспитания), но и социально-психологического. То есть речь идет и о воспитании, а также о самом сознании человека. Все вышеперечисленные характеристики действуют в личности наравне с переживаниями и разного рода познанием. Получается, что они также являются атрибутом сознания. Это значит, что психологические такие как желания, убеждения, идеалы и так далее, формируются и с помощью внутренних ресурсов личности, и в результате воздействия социального окружения человека.

Подструктура опыта у Платонова

Следующая подсистема, которая говорит о психологических механизмах приобретения опыта, Платоновым трактуется как социально-биологическая характеристика субъекта. В этом пункте объединяются знания, умения, привычки и навыки как генетически обусловленные свойства личности. Социальная структура личности Платонова говорит о том, что эти параметры относятся именно к ее свойствам. Свою теорию он объясняет тем, что в процессе обучения приобретенные знания или навыки для человека становятся типичными, обычными и неотъемлемыми. Поэтому начинают относиться к свойствам личности субъекта. Если говорить о соотношении социального и биологического в этой подсистеме, то первого здесь больше, так как на первый план выступает обучение. А оно относится к психолого-педагогической характеристике.

Подструктура форм отражения, выделенная психологом

Эта подструктура содержит в себе больше биологической составляющей личности. Здесь говорит об особенностях познавательных процессов психолог Платонов. Структура и развитие личности, утверждает он, не сможет существовать без процессов, осуществляемых памятью, мышлением, чувствами, ощущениями, восприятием. Кроме того, Платонов установил определенную очередность в функционировании этих психических процессов. По его мнению, силу генетической и биологической основы в этой подструктуре определяет следующая последовательность: функции памяти, эмоций субъекта, ощущений, мышления, восприятия, чувств личности и воли. Психологические свойства личности, говорит в своих трудах ученый, не могли бы существовать без физиологической и поэтому ее он ставит на первое место. Почему здесь больше биологического? Потому что ощущения, эмоции и некоторые присущи как человеку, так и животным. Этот пункт структуры изучается преимущественно индивидуально.

Биологические и конституциональные свойства в системе Платонова

Активность и развитие в этой подструктуре определяется состоянием и характеристиками нервной системы человека: силой, процессами торможения и возбуждения, скоростью. А также отмечается то, что черты этой подструктуры только биологичны, социальные качества человека здесь практически неактивны. Характеристики, содержащиеся тут, могут совершенствоваться путем тренировок. Например, холерик может тренироваться в замедлении скорости реагирования на раздражитель, побеждая свою вспыльчивость. Флегматик тренируется отмечать яркие события в течение дня, уходя от монотонности, и так далее. Изучение этой подструктуры проходит только на психофизиологическом или нейропсихологическом уровне.

По каким критериям сформулирована структура личности по Платонову?

Как и любое открытие, психологические сами собой не возникают. Для этого нужно много времени посвятить изучению большой выборки респондентов. Затем определиться, что нового можно выделить в и как их свести к общепринятым понятиям. Для любой структуры нужна теоретическая и исследовательская база, а также определенные критерии, по которым происходит классификация. Структура личности по Платонову также сформулирована по своим критериям:

  • соотношение социального и биологического, приобретенного и врожденного;
  • как между собой связаны и внутренне близки черты личности в отдельных подструктурах;
  • каким инструментом формируются те или иные характеристики личности (обучение, воспитание, упражнение, тренировки);
  • биологические и социальные качества человека, сформированные исторически (сумма психологических свойств, личность как опыт).

Важность создания этой структуры

Концепция Платонова получила популярность за счет того, что она является наиболее ярким примером структурного подхода к восприятию, изучению и пониманию личности. Такое понимание обусловлено тем, что психолог взялся изучать именно динамическую личность. Здесь можно применить как индивидуальный подход к исследованию субъектов, так и общий, строго классифицируя их.

Структура личности по Платонову: схема

Очень сложно кратко изложить всю структуру в схеме, но вкратце это выглядит так:

В психологии существует два главных направления исследования личности: в основе первого лежит выделение в личности тех или иных черт, в основе второго – определение типов личности.

Элементами психологической структуры личности являются ее психологические свойства и особенности, обычно называемые чертами личности. Их очень много. Но все это труднообозримое число свойств личности психологи пытаются условно уложить в некоторое количество подструктур. Низшим уровнем личности является биологически обусловленная подструктура, в которую входят возрастные, половые свойства психики, врожденные свойства типа нервной системы и темперамента. Следующая подструктура включает в себя индивидуальные особенности психических процессов человека, т.е. индивидуальные проявления памяти, восприятия, ощущений, мышления, способностей, зависящих как от врожденных факторов, так и от тренировки, развития, совершенствования этих качеств. Еще одним уровнем личности является индивидуальный социальный опыт, в который входят приобретенные человеком знания, навыки, умения и привычки. Эта подструктура формируется преимущественно в процессе обучения, имеет социально-биологический характер. Высшим уровнем личности является ее направленность, включающая влечения, желания, интересы, склонности, идеалы, взгляды, убеждения, мировоззрение. Подструктура направленности личности наиболее социально обусловлена, формируется под влиянием воспитания в обществе, наиболее полно отражает идеологию общности, в которую человек включен (см. табл.2).

Таблица 2. Иерархическая структура личности (по К.К.Платонову)

Краткое название

подструктуры

К данной подструктуре

относятся

Соотношение

биологического

и социального

Подструктура

направленности

Убеждения, мировоззрение, личностные смыслы, интересы, стремления

Социальный уровень

(биологического почти нет)

Подструктура

Умения, знания, навыки, привычки

Социально-биологический уровень (значительно больше социального, чем биологического)

Подструктура

форм отражения

Особенности познавательных процессов (мышления, памяти, восприятия, ощущения, внимания); эмоциональных и волевых процессов

Биосоциальный уровень

(биологического больше, чем социального)

Подструктура

биологических,

конституциональных свойств

Скорость протекания нервных процессов, баланс процессов возбуждения и торможения; половые, возрастные свойства

Биологический уровень

(социальное практически отсутствует)

Различие людей между собой многопланово: на каждой из подструктур имеются различия убеждений и интересов, опыта и знаний, способностей и умений, темперамента и характера. Именно поэтому непросто понять другого человека, непросто избегать противоречий, даже конфликтов с другими людьми. Чтобы более глубоко понять себя и других, нужны определенные психологические знания в сочетании с наблюдательностью.

К.К. Платонов рассматривает личность как динамическую систему, т. е. систему, развивающуюся во времени, изменяющую состав входящих в нее элементов и связей между ними, при сохранении функции.

– отношение биологического и социального, врожденного и приобретенного, процессуального и содержательного;

– внутренняя близость черт личности, входящих в каждую подструктуру;

– каждая подструктура имеет свой особый, основной для нее инструмент формирования (воспитание, обучение, тренировка, упражнение);

– объективно существующая иерархическая зависимость подструктур;

– исторические критерии, используемые для сущностного понимания личности: личность как сумма психических свойств;

– личность как опыт человека, биологизация личности, социологизация личности.

Применение данных критериев к анализу личности позволило автору выделить в ее структуре следующие основные подструктуры.

1. Подструктура направленности и отношений личности, которые проявляются в виде моральных черт. Они не имеют врожденных задатков и формируются путем воспитания

2. Подструктура опыта, которая объединяет знания, навыки, умения и привычки, приобретенные путем обучения, но уже с заметным влиянием биологически и даже генетически обусловленных свойств личности.

3. Подструктура индивидуальных особенностей психических процессов или функций памяти, эмоций, ощущений, мышления, восприятия, чувств, воли. К.К. Платонов намеренно устанавливает такой порядок их следования, подчеркивая тем самым силу биологической и генетической обусловленности психических процессов и функций.

4. Подструктура биопсихических свойств, в которую входят половые и возрастные свойства личности, типологические свойства личности (темперамент). Процесс формирования черт этой подструктуры, а точнее, их переделки, осуществляется путем тренировки. Свойства личности, входящие в эту подструктуру, несравнимо больше зависят от физиологических особенностей мозга, а социальные влияния их только субординируют и компенсируют.



Таким образом, по мнению К.К. Платонова, в эти подструктуры могут быть уложены все известные свойства личности.

Психоаналитическая теория З.Фрейда.

Движущими силами человеческого поведения являются инстинкты секса и агрессии. Секс, или инстинкт жизни (эрос), признавался сначала Зигмундом Фрейдом единственным мотивирующим фактором поведения. Впоследствии Фрейд постулировал действия другого инстинкта - танатоса (инстинкта агрессии, разрушения и смерти). Фрейд говорил, что человечество еще не в полной мере владеет тайнами эроса и танатоса и что познание и управление этими инстинктами - задача грядущих поколений.

Психоаналитическая теория рассматривает личность как единство ее трех составных частей:

а) «ид» (оно) - резервуара инстинктов и импульсов, покоящихся в бессознательном компоненте психики;

б) «эго» (Я) - личной определенности, осознания себя;

в) «суперэго» - моральных аспектов сознания и поведения человека.

Гуманистическая теория а.маслоу.

В гуманистической теории личности выделяются два основных направления. Первое, «клиническое» (ориентированное преимущественно на клинику), представлено во взглядах психолога К. Роджерса. Основоположником второго «мотивационного» направления является американский исследователь А. Маслоу.

А. Маслоу выделил два типа потребностей, лежащих в основе развития личности: «дефицитарные», которые прекращаются после их удовлетворения, и «ростовые», которые, напротив, только усиливаются после их реализации.

Всего по Маслоу, существует пять уровней мотивации:

1) физиологический (потребность в еде, сне);

2) потребности в безопасности (потребность в квартире);

3) потребности в принадлежности, отражающие потребности одного человека в другом человеке, например в создании семьи;

4) уровень самооценки (потребность в самоутверждении, компетенции, достоинстве);

5) потребность в самоактуализации (метапотребности в творчестве, красоте, целостности и т.д.)

Потребности первых двух уровней относятся к дефицитарным, третий уровень потребностей считается промежуточным, на четвертом и пятом уровнях находятся ростовые потребности.

Маслоу сформулировал закон поступательного развития мотивации, согласно которому мотивация человека развивается поступательно: движение на более высокий уровень происходит в том случае, если удовлетворены (в основном) потребности низшего уровня. Другими словами, если человек голоден и у него нет крыши над головой, то ему будет трудно создать семью и тем более испытывать уважение к себе или заниматься творчеством.

Наиболее важными для человека являются потребности в самоактуализации. Самоактуализации - не конечное состояние совершенства человека. Ни один человек не станет настолько самоактуализированным, чтобы отбросить все мотивы. У каждого человека всегда остаются таланты для дальнейшего развития. Человек, достигший пятого уровня, называется «психологически здоровой личностью»

9.Источники активности. Движущие силы развития личности .

Движущие силы развития - Противоречия и иные психологические феномены, подталкивающие индивида к развитию, самосовершенствованию.

Движущей силой, источником, мотором роста и развития может быть сам человек, но в человеке есть два начала:

Позитивные или негативные силы внутри человека.

Собственная сознательная инициатива.

Сознательный выбор человека, волевая составляющая, реализация первой и выше позиции восприятия: "Я активно развиваю себя сам».

Движущей силой, мотором роста и развития может быть общество: родители, школа, представители различных общественных и государственных учреждений («Со мной занимаются»).

Итого: мотором роста и развития может быть:

Естественный внутренний источник "Какой-то мотор внутри меня"

Собственная сознательная инициатива: "Я активно развиваю себя сам"

Инициатива других людей или организаций: "Со мной занимаются"

Оценка и самооценка личности, их роль в формировании личности.

Самооценка - это нравственная оценка своих собственных поступков, моральных качеств, убеждейий, мотивов; одно из проявлений нравственного самосознания и совести личности.

может быть заниженной, завышенной и адекватной (нормальной).

На основе завышенной самооценки у человека возникает идеализированное представление о своей личности, своей ценности для окружающих, Он не желает признавать собственных ошибок, лени, недостатка знаний, неправильного поведения, часто становится жестким, агрессивным, неуживчивым.

Явно заниженная самооценка ведет к неуверенности в себе, робости, застенчивости, невозможности реализовывать свои задатки и способности. Такие люди обычно ставят перед собой более низкие цели, чем те, которых могли бы достигнуть, преувеличивают значение неудач, остро нуждаются в поддержке окружающих, слишком критичны к себе. Человек с низкой самооценкой очень раним. Все это приводит к возникновению комплекса неполноценности, отражается на его внешнем виде - глаза отводит в сторону, хмур, неулыбчив.

Причины подобной самооценки могут скрываться в чрезмерно властном, заботливом или потакающем родительском воспитании, что будет с ранних лет запрограммировано в подсознании человека, рождать чувство неполноценности, а оно, в свою очередь, формирует основу для низкой самооценки.

Адекватная же самооценка личностью своих способностей и возможностей обычно обеспечивает соответствующий уровень притязаний, трезвое отношение к успехам и неудачам, одобрению и неодобрению. Такой человек более энергичен, активен и оптимистичен. Отсюда вывод: нужно стремиться развивать у себя адекватную самооценку на основе самопознания.