В.26. Взгляды к.К.Платонова на психологию личности, подструктуры личности и критерии их выделения

  • Дата: 23.09.2019

Платонов Константин Константинович (1906 - 1984) - отечественный психолог. Доктор медицинских и психологических наук, заслуженный деятель науки РСФСР.

К.К. Платонов рассматривает личность как динамическую систему, т. е. систему, развивающуюся во времени, изменяющую состав входящих в нее элементов и связей между ними, при сохранении функции.

отношение биологического и социального , врожденного и приобретенного, процессуального и содержательного;

внутренняя близость черт личности , входящих в каждую подструктуру;

– каждая подструктура имеет свой особый, основной для нее инструмент формирования (воспитание, обучение, тренировка, упражнение);

– объективно существующая иерархическая зависимость подструктур ;

исторические критерии, используемые для сущностного понимания личности: личность как сумма психических свойств;

– личность как опыт человека, биологизация личности, социологизация личности.

Применение данных критериев к анализу личности позволило автору выделить в ее структуре следующие основные подструктуры:

1. Подструктура направленности и отношений личности, которые проявляются в виде моральных черт. Они не имеют врожденных задатков и формируются путем воспитания. Поэтому она может быть названа социально обусловленной.

2. Подструктура опыта , которая объединяет знания, навыки, умения и привычки, приобретенные путем обучения, но уже с заметным влиянием биологически и даже генетически обусловленных свойств личности. К.К. Платонов признает, что «далеко не все психологи рассматривают указанные свойства как свойства личности».

3. Подструктура индивидуальных особенностей психических процессов или функций памяти, эмоций, ощущений, мышления, восприятия, чувств, воли. К.К. Платонов намеренно устанавливает такой порядок их следования, подчеркивая тем самым силу биологической и генетической обусловленности психических процессов и функций.

4. Подструктура биопсихических свойств, в которую входят половые и возрастные свойства личности, типологические свойства личности (темперамент). Процесс формирования черт этой подструктуры, а точнее, их переделки, осуществляется путем тренировки. Свойства личности, входящие в эту подструктуру, несравнимо больше зависят от физиологических особенностей мозга, а социальные влияния их только субординируют и компенсируют.

Иерархическая структура личности по к.К.Платонову

К.К.Платонов (1986) включает в структуру четыре аспекта:

Подструктура

Соотношение биологического и социального

Направленности

Убеждение, мировоззрение, личностные смыслы, интересы

Социальный уровень.

(Биологического почти нет)

Опыта

Знания, умения, навыки, привычки

Социально - биологический уровень. (Больше социального, чем биологического)

Форм отражения

Особенности познавательных процессов (памяти, мышления, внимания, ощущений, восприятия)

Биосоциальный уровень. (Биологического больше, чем социального)

Конституциональных, биологических свойств

Скорость протекания нервных процессов, баланс процессов возбуждения/торможения; половые, возрастные свойства

Биологический уровень.

(Социальное практически отсутствует).

Элементами ее являются психологические свойства и особенности, обычно называемые чертами личности . Их очень много. Но все это необозримое число психологи пытаются уложить в некоторое количество подструктур. Согласно концепции К. К. Платонова, низший уровень личности - биологически обусловленная подструктура, в которую входят возрастные, половые свойства психики, врожденные свойства типа нервной системы и темперамента. Следующая подструктура включает в себя индивидуальные особенности психических процессов человека, т. е. индивидуальные проявления памяти, восприятия, ощущений, мышления, способностей, зависящих как от врожденных факторов, так и от тренировки, развития, совершенствования этих качеств. Дальнейший уровень - индивидуальный социальный опыт, в который входят приобретенные человеком знания, навыки, умения и привычки.

Эта подструктура формируется преимущественно в процессе обучения, носит социальный характер. Высшим уровнем личности является ее направленность, включающая влечения, желания, интересы, склонности, идеалы, взгляды, убеждения человека, его мировоззрение, особенности характера, самооценки. Данная подструктура наиболее социально обусловлена, формируется под влиянием воспитания в обществе, полнее всего отражает идеологию общности, в которую человек включен.

Непохожесть людей значительна: на каждой из подструктур имеются различия убеждений и интересов, опыта и знаний, способностей и умений, темперамента и характера. Именно поэтому непросто понять другого человека, непросто избежать несовпадений, противоречий, даже конфликтов с людьми. Чтобы более глубоко понять себя и других, нужны определенные психологические знания в сочетании с наблюдательностью.

Выдающийся отечественный психолог С. Л. Рубинштейн различал в личности направленность , способности , темперамент , характер , самосознание . Но А. Н. Леонтьев считал, что личность - это социальная сущность человека, и поэтому темперамент, характер, способности и знания не входят в ее состав как подструктуры, они лишь условия формирования этого образования, социального по своей сущности.

Таблица 6.2.

Иерархическая структура личности (по К, К. Платонову)
Краткое название подструктуры К данной подструктуре относятся Соотношение биологического и социального
Подструктура направленности Убеждения, мировоззрение, личностные смыслы, интересы. Социальный уровень (биологического почти нет)
Подструктура опыта Умения, знания, навыки, привычки Социально-биологический уровень (значительнее социальный, а не биологический)
Подструктура форм отражения Особенности познавательных процессов (мышления, памяти, восприятия, ощущения, внимания); особенности эмоциональных процессов (эмоции, чувства) Биосоциальный уровень (биологический компонент больше, чем социальный)
Подструктура биологических, конституциональных свойств Скорость протекания, нервных процессов, баланс процессов возбуждения и торможения и т. п.; половые, возрастные свойства Биологический уровень (социальное практически отсутствует)

Направленность же и воля принадлежат личности, ибо волевой поступок невозможно рассматривать вне иерархии мотивов, как и направленность - непосредственное выражение мотивационных структур, т. е. ядра личности.

С середины 60-х годов в отечественной психологии предпринимаются попытки выяснить общую структуру личности. Очень характерен в этом направлении подход К.К.Платонова, создавшего психологическую концепцию динамической функциональной структуры личности. В структуре личности К.К.Платонов выделяет четыре подструктуры. По его мнению, это число подструктур необходимо и достаточно, так как в них могут быть включены все известные свойства личности. Вычленение именно этих основных подструктур личности определяется у Платонова рядом следующих критериев:

Первым таким критерием является отношение биологического и социального, врожденногои приобретенного, процессуального и содержательного. Различие этих трех понятий по-разному проявляется в различных подструктурах.

Вторым критерием выделения этих четырех подструктур личности является внутренняя близость черт личности, входящих в каждую из них.

Третьим критерием выделенных четырех основных подструктур является то, что каждая из них имеет свой, особый, основной для нее вид формирования. В выделяемых подструктурах 1-я формируется путем воспитания, 2-я - обучения, 3-я - упражнения, 4-я - тренировки.

Четвертым наиболее значимым критерием выделения именно этих подструктур является объективно существующая иерархическая зависимость этих подструктур. Различные структурные связи координаций существуют и между подструктурами, и внутри каждой из них.

Пятым критерием , определяющим выделение именно этих четырех подструктур личности, является уже не логический, а исторический. Этот пятый критерий говорит, что описанные четыре подструктуры личности, по существу, только обобщают четыре этапа развития в советской психологии учения о личности.

Эти пять критериев, по мнению Платонова, позволяют считать, что четыре выделенные подструктуры отражают объективную реальность и потому являются основными подструктурами личности; число их отражает также объективно существующую иерархическую и динамическую субординацию.

Разберем четыре подструктуры личности, выделенные К.К.Платоновым:

1-я подструктура личности объединяет направленность и отношения личности, проявляющиеся как ее моральные черты. Элементы (черты) личности, входящие в эту подструктуру, не имеют непосредственных врожденных задатков, а отражают индивидуально преломленное групповое общественное сознание. Эта подструктура формируется путем воспитания. Она, по словам Платонова, может быть названа социально обусловленной подструктурой или более коротко направленностью личности. Направленность включает в себя такие ее формы, как подструктуры: влечения, желания, интересы, склонности, идеалы, мировоззрение, убеждения. В этих формах направленности личности, отмечает Платонов, проявляются и отношения, и моральные качества личности, и различные формы потребностей. Более всего, по мнению Платонова, активность направленности проявляется через убеждения. Убеждение - наивысший уровень направленности, в структуру которого входит не только мировоззрение, могущее быть пассивным, но и активизирующая его воля к борьбе за него. Убеждение - высший итог идеологического воспитания личности.

2-я подструктура личности объединяет знания, навыки, умения и привычки, приобретенные в личном опыте путем обучения, но уже с заметным влиянием и биологически, и даже генетически обусловленных свойств личности. Эту подструктуру, разъясняет Платонов, иногда называют индивидуальной культурой, или подготовленностью, но лучше ее кратко назвать опытом.

3-я подструктура личности объединяет индивидуальные особенности отдельных психических процессов, или психических функций, понимаемых как формы психического отражения: памяти, эмоций, ощущений, мышления, восприятия, чувств, воли. Влияние биологически обусловленных особенностей в этой подструктуре видно еще более отчетливо, поскольку формы отражения являются функциями мозга и зависят от его состояния. Она, взаимодействуя с тремя остальными подструктурами, формируется в основном путем упражнения.

4-я подструктура личности объединяет свойства темперамента (типологические свойства личности). Сюда же, по мнению К.К.Платонова, входят половые и возрастные свойства личности и ее патологические, так называемые “органические” изменения. Формируются нужные черты, входящие в эту подструктуру (а точнее, переделываются), путем тренировки, если эта переделка вообще возможна. Большую, чем в предыдущих подструктурах, роль здесь играет компенсация. Свойства личности, входящие в эту подструктуру, несравнимо больше зависят от физиологических особенностей мозга, а социальные влияния их только субординируют и компенсируют. Потому кратко эту подструктуру, считает Платонов, можно называть биопсихической. Активность этой подструктуры определяется силой нервных процессов, а изучается она на психофизиологическом, а иногда и на нейропсихологическом, вплоть до молекулярного, уровне.
Особое место в структуре личности Платонова занимают характер и способности.

В качестве модели иерархической структуры личности можно взять концепцию советского психолога К. К. Платонова, который выделял в личности четыре подструктуры. Этот психолог представлял структу ру личности в виде своеобразной пирамиды, фундаментом которой являлись генетические, физиологические и биохимические особенно сти человеческого организма, а высший уровень определялся социаль ными и духовными особенностями личности (рис. 20.4).

Рис. 20.4 Структура личности по К. К. Платонову

Первая подструктура - это биологический фундамент личности, который определяется полом, возрастом и особенностями протекания биохимических и нервных процессов.

Вторая структура - формы отражения, которые зависят от особенностей познавательных процессов человека - его внимания, памяти, мышления, восприятия и ощущений.

Третья подструктура - жизненный опыт, основу которого составляют знания, умения, навыки и привычки.

Четвертый уровень личности - ее направленность, которая определяется убеждениями человека, его ценностями, мировоззрением, желаниями, влечениями, стремлениями и идеалами.

Каждый следующий уровень в процессе индивидуального развития надстраивался над предыдущим, При этом высшие уровни, с одной стороны, зависели от низших, а с другой - активно влияли на них.

Например, социальная направленность предпринимателя зависит от его половой принадлежности: у мужчин-бизнесменов, она ориентируется больше на внешние признаки престижа и богатства, вто время как у женщин, занимающихся бизнесом, немаловажную роль играют семейные ценности и гармоничность их отношений с близкими людьми. С другой стороны, сформированные интересы в области бизнеса могут влиять на биологические программы личности, так у всех успешных предпринимателей, независимо от пола и возраста, отмечаются такие личностные качества, как трудолюбие, настойчивость, активность и т. д., позволяющие им компенсировать недостатки биологической подструктуры их личности.



Направленность личности

Наиболее важную роль в структуре личности играет ее направленность. Под направленностью личности понимают совокупность устойчивых мотивов, убеждений и устремлений, ориентирующих человека на достижение относительно его жизненных целей. Направленность всегда социально обусловлена и формируется в процессе индивидуального развития в процессе обучения и воспитания. Она проявляется в целях, которые ставит перед собой человек, в его интересах, социальных потребностях, пристрастиях и установках, а также в его влечениях, желаниях, склонностях, идеалах и т.д.

Компоненты направленности личности отражены в табл. 20.2.

Таблица 20.2. Отдельные компоненты направленности личности

Компонент направленности личности Содержание понятия
Влечение Не полностью осознанное стремление к достижению чего-либо, неосознаваемая потребность
Желание Потребность, четко осознаваемая человеком
Стремление Желание, в котором присутствует волевой компонент, то есть готовность к преодолению препятствий
Идеал Образ, являющийся воплощением совершенства и образцом высшей цели в стремлениях индивида
Ценности Предметы пли явления окружающей действительности, особо значимые для человека (семейные, материальные, статусные и другие ценности)
Установка Готовность индивида к определенной деятельности, актуализирующаяся в создавшейся ситуации. Она проявляется в устойчивой предрасположенности к определенному восприятию, осмыслению и поведению индивида
Цель Желаемый и представляемый в сознании результат конкретной деятельности человека
Мировоззрение Система взглядов и представлений о мире, обществе, природе, самом себе (различают религиозное, политическое, экономическое; этическое и другие виды мировоззрения)
Убеждение Высшая форма направленности личности, проявляющаяся в осознанной потребности действовать в соответствии со своими ценностями ориентациями на фоне эмоциональных переживаний и волевых устремлений

Выделяют три основных вида направленности личности: общественная, деловая и личная.

Общественная направленность имеет место, если мысли и поступки человека в основном определяются потребностью в общении и для него важно поддерживать хорошие отношения с коллегами по работе или учебе. Такой человек проявляет интерес к совместной деятельности, но его больше интересует сам процесс общения, чем конечный результат работы. Нередко такие люди, несмотря на видимую повышенную активность, не только не способствуют, но даже мешают достижению цели организации, создавая ненужную суету и отвлекая других работников от их прямых обязанностей.

Деловая направленность отражает приоритет мотивов к достижению профессиональных целей, увлечение процессом деятельности, стремлением овладеть новыми навыками и умениями. Общение для него не является самоцелью, а служит лишь средством достижения профессиональных целей.

Личная направленность создается преобладанием мотивов собственно го благополучия, стремлением к личному первенству, престижу. Человек с преобладанием такой направленности чаще занят самим собой, свои ми чувствами и переживаниями и мало реагирует на потребности окружающих его людей. В своей профессиональной деятельности он нередко игнорирует интересы сотрудников или работу, которую должен выполнять. В работе видит прежде всего возможность удовлетворить свои притязания вне связи с интересами дела или других сотрудников.

Структура и теории личности.

План:

1.Структура личности. 2.Основные компоненты направленности личности. 3.Теории личности.

Личность – феномен общественного развития, конкретный человек, обладающий сознанием и самосознанием.

Личность – индивид, как субъект социальных отношений и сознательной деятельности.

Личность – это определяемое включенностью в общественные отношения системное качество индивида, формируемое в совместной деятельности и общении (А.Н. Леонтьев).

Личность формируется только благодаря жизни в обществе. Человек становится личностью, когда система его мотивов оказывается в соответствии с требованиями общества.

Структура личности по К.К. Платонову

К. К. Платонов рассматривает личность как динамическую систему, т. е. систему, развивающуюся во времени, изменяющую состав входящих в нее элементов и связей между ними, при сохранении функции.

1. Подструктура направленности и отношений личности , которые проявляются в виде моральных черт. Они не имеют врожденных задатков и формируются путем воспитания. Поэтому она может быть названа социально обусловленной. Она включает желания, интересы, склонности, стремления, идеалы, убеждения, мировоззрение .

2. Подструктура опыта , которая «объединяет знания, навыки, умения и привычки, приобретенные путем обучения , но уже с заметным влиянием биологически, и даже генетически обусловленных свойств личности». К. К. Платонов, признает что «далеко не все психологи рассматривают указанные свойства как свойства личности». Но закрепление их в процессе обучения, делает их типичными, что и позволяет их считать свойствами личности. Ведущая форма развития качеств этой подструктуры – обучение обусловливает и уровень их анализа – психолого-педагогический.

3. Подструктура индивидуальных особенностей психических процессов или функций памяти, эмоций, ощущений, мышления, восприятия, чувств, воли . К. К. Платонов намеренно устанавливает такой порядок их следования, подчеркивая тем самым силу биологической и генетической обусловленности психических процессов и функций. В наибольшей мере это характерно для памяти, поскольку психическая память развивалась на основе физиологической и генетической памяти, а без нее не могли бы существовать другие психические процессы и функции.

Процесс формирования и развития индивидуальных особенностей психических процессов осуществляется путем упражнения, а изучается данная подструктура в основном на индивидуально-психологическом уровне.

4. Подструктура биопсихических свойств , в которую входят «половые и возрастные свойства личности, типологические свойства личности (темперамент) . Процесс формирования черт этой подструктуры, их переделки, осуществляется путем тренировки. «Свойства личности, входящие в эту подструктуру, несравнимо больше зависят от физиологических особенностей мозга, а социальные влияния их только субординируют и компенсируют». Поскольку активность этой подструктуры определяется силой нервной системы, то изучаться она должна на психофизиологическом и нейропсихологическом, вплоть до молекулярного, уровне.

Подходы к изучению личности:

В отечественной психологии:

    Биологизаторский (И.П. Павлов)

    Социологизаторский (В. Штерн).

По отдельности эти подходы не могут объяснить всю феноменологию личности, поэтому в науке они сочетаются (К.К. Платонов – представитель биосоциального подхода).

В зарубежной психологии:

Психоанализ, бихевиоризм, гуманистический подход, когнитивный подход.

Основные отечественные и зарубежные теории личности

Существует множество теорий личности: психоанализ З.Фрейда, аналитическая психология К.Г.Юнга, индивидуальная психология А.Адлера, постфрейдистские теории Анны Фрейд, Мелани Кляйн, Доналда Винникотта, Хайнца Кохута, гештальт-терапия Фрица и Лауры Перлз, гуманистический психоанализ Карен Хорни, эпигенетическая теория Эрика Эриксона, психосоматика В.Райха, женские теории, психология сознания Уильяма Джеймса, радикальный бихевиоризм Бэрреса Фредерика Скиннера, теория личностных конструктов Джорджа Келли, когнитивная психология Аарона Бека, клиент-центрированная терапия Карла Роджерса, Эриха Фромма, гумканистическая теория Абрахама Маслоу, трансперсональная психология Станислава Грофа, межличностная теория психиатрии Гарри Стэка Салливана, психодинамика Курта Левина, социально-когнитивная теория Альберта Бандуры, теория социального когнитивного научения Джулиана Роттера, факторная теория черт Раймонда Кеттелла, факторная теория типов Ганса Айзенка, психология индивидуальности Гордона Оллпорта, экзистенциальная психология Ролло Мэя, когнитивно-аффективная теория личности Уолтера Мишела и т.д.

1. Психоаналитическая концепция З.Фрейда . Структура личнос­ти включает в себя 3 составляющие: Оно (ид), Я (Эго) и Сверх-Я (Супер-Эго).

ОНО - руководствуется принципами удовольствия и проявля­ется в неосознаваемых желаниях и влечениях, которые проявляются в бессознательных импульсах и желаниях.

Я - разумная инстанция, основанная на принципе реальности. Бессознательные импульсы Оно Я приводит в соответствии с принци­пом реальности.

Сверх-Я - основана на принципе реальности и представлено социальными нормами, определяющими поведение личности.

Основные противоречия происходят между Сверх-Я и Оно, кото­рые разрешает и регулирует Я. Если оно не может их разрешить, возникает внутриличностный конфликт.

Фрейд в своей теории раскрывает природу внутриличностных конфликтов и механизмы защиты от них (проекция, сублимация, ра­ционализация, вытеснение, регрессия).

2. Теория комплекса неполноценности А.Адлера.

По Адлеру у человека уже в первые 5 лет жизни формируется комплекс неполноценности. Он вызывает активность личности. Ак­тивность проявляется в виде развитого социального чувства (поиск интересной работы, друзей) или в виде неразвитого социального чувства (преступности, алкоголизма, наркомании). Эти формы спо­собствуют компенсации комплекса неполноценности. Комплекс непол­ноценности компенсируется и стимуляцией собственных способнос­тей, имеющий 3 формы проявления: 1)адекватная компенсация (сов­падение превосходства с социальными интересами (спорт, музыка);

2) сверхкомпенсация (гиперразвитие эгоистической способности (накопительство, ловкачество) и 3) мнимая компенсация (уход в болезнь).

3. Типология личности К. Юнга. Он выделяет два типа личнос­ти: экстравертов (он ориентирован на внешний мир) и интровертов (оринтированных на мир собственных переживаний).

4. Теория личности Э.Фромма. Личность имеет двойственную, дихотомическую природу. Поэтому источником ее конфликтов являют­ся такие проблемы, как проблемы жизни и смерти, ограниченность человеческой жизни, проблемой громадных возможностей человека и ограниченностью возможностей их реализации.

5. Теория психосоциального развития (эпигенетическая теория) Э.Эриксона. Он выдвинул и обосновал идею стадий психосоциального развития личности. На каждой стадии существуют свои критические отметки. И если их личность проходит благоприятно, то развитие личности продолжает­ся гармоническое и наоборот.

6. К.К. Платонов понимал под личностью биосоциальную струк­туру, имеющую следующие составные части: 1)направленность, 2) опыт, 3) индивидуальные особенности отражения; 4) темперамент.

7. Концепция личности И.П.Павлова. Психического как самос­тоятельного явления в природе не существует и все психические явления можно объяснить с помощью биологических (физиологических понятий (биологизаторская концепция личности).

8. Концепция В.Штерна. Психическое развитие личности в краткой форме воспроизводит основные ступени исторического раз­вития общества (социологизаторская концепция личности).

9. Концепция личности К.Хорни . Человеком управляют две тенден­ции - стремление к безопасности и стремление к удовлетворению своих желаний. Эти стремления часто ведут к столкновению. Су­ществует 3 стратегии их преодоления: 1)стремление к людям;

2)стремление отдалиться от них; 3) стремление действовать против людей (агрессия) (это пути здорового человека) и 4) невротичес­кая покорность (больного).

10. Теория А.Маслоу . В основе развития личности лежит безусловное природное стремление к самоактуализации, что выражается как попытка актуализовать внутренние потенциалы и попытка удовлетворить потребности, отвечающие за физическое и психологическое выживание организма. Тенденция к актуализации обеспечивает улучшение жизни (и называется мотивацией роста), тогда как тенденция к выживанию обеспечивает лишь ее поддержание (и называется мотивацией депривации).

С тенденцией к выживанию соотносятся физиологические потребности (вода, пища и т.д.), потребности в безопасности (избегание боли), потребности в принадлежности и любви (близость, принадлежность к группе, идентификация) и потребность в уважении (одобрение самого себя и одобрение со стороны окружающих). Каждая из этих потребностей становится важной лишь тогда, когда удовлетворены все нижележащие. Когда удовлетворены все потребности, связанные с выживанием, на первый план выходят потребности в актуализации, а именно: потребность в самоактуализации (акцент на особые способности) и потребность в когнитивном понимании (акцент на информационный голод и потребность в стимуляции).

11. Теория К.Роджерса. Каждый человек стремится к самоактуализации.Важную роль в тенденции к самоактуализации играют потребности в позитивном внимании к себе самому и "Я".Полноценно функционирующая личность с раннего возраста получала безусловное позитивное внимание. Поэтому у нее нет тенденции к защитному поведению. Ей свойственны открытость к переживаниям (эмоциональная глубина и рефлексивность), экзистенциальность образа жизни (гибкость, адаптивность, спонтанность, индуктивное мышление), организмическое доверие (интуитивность, уверенность), эмпирическая свобода (субъективное ощущение свободы воли) и креативность (склонность к продуцированию новых действенных мыслей, действий и объектов).

Дезадаптированная личность получала условное позитивное внимание, поэтому у нее сформировались условия ценности и неконгруэнтность между "Я" и потенциалами, тенденция к защитному поведению. Кроме того, такая личность живет в соответствии с составленным заранее планом, и пренебрегает собственным организмом, вместо того чтобы доверять ему, чувствует, что ею манипулируют и не дают поступать в соответствии с собственными желаниями, ведет себя не креативно, а конформно.