Кто оставил свои автографы на стенах Рейхстага? Почему немцы сохранили надписи советских солдат на стенах рейхстага.

  • Дата: 28.09.2019

Здание Рейхстага.

Зачем бундестагу casino

Рейхстаг был построен в 1894 по проекту франкфуртского архитектора Пауля Валлота . Парламент здесь заседал до 1933, когда здание сгорело во время пожара. Символично, что национал-социалисты обвинили в поджоге коммунистов и использовали это обвинение как предлог для запрета компартии Германии. Позже нацисты проводили здесь пропагандистские митинги.

После Второй мировой Рейхстаг долгое время находился в полуразрушенном состоянии и был полностью реконструирован только к 1999. Сегодня Рейхстаг - это одно из нескольких зданий огромного современного парламентского комплекса бундестага. Здесь множество залов для заседаний, кабинеты депутатов, галерея современного искусства, представительства авиакомпаний, медпункт, почта и т.д. Есть даже свое casino. Это вовсе не игральные залы, как может показаться, а всего-навсего «народная столовая».

Фостер вездесущий

Алексей Юсупов.

- После объединения двух германских республик - ФРГ и ГДР - в 1990 их парламенты решили: Рейхстаг как дом немецкого парламентаризма должен быть восстановлен , - рассказывает Алексей. - До воссоединения Германии здание находилось в плохом состоянии и использовалось не по прямому назначению, частично как склад. Стали размышлять, как привести его в первоначальный вид, но при этом придать сооружению облик будущего парламента. Сегодня результат этой работы может увидеть любой посетитель Берлина - из многих точек города виден стеклянный купол над Рейхстагом, построенный по проекту архитектора Нормана Фостера . Если находиться внутри купола, то с одной стороны можно любоваться видом на воссоединенный Берлин, а с другой - заглянуть в зал заседаний бундестага и воочию увидеть прозрачность парламентской системы Германии .

Во время реставрации Рейхстага были сняты деревянные панели, которые закрывали поврежденные в 1945 стены. Под ними, особенно на 1 и 2 этажах, было обнаружено большое количество надписей советских солдат.

- Была создана специальная историческая комиссия, в которую вошли дипломаты из России, а с немецкой стороны председательствовала Рита Зюсмут - спикер бундестага . Тогда было принято решение о сохранении этих надписей как памяти об очень сложной и судьбоносной истории двух стран - РФ как наследницы Советского Союза и Германии , - объясняет Юсупов. - Взятие Рейхстага в 1945 в первую очередь в Советском Союзе считалось триумфальном финалом войны. И с ним ассоциируется взятие Берлина и вообще победа над Германией. Хотя, с точки зрения военного и политического влияния, ни здание Рейхстага, ни сам немецкий парламент 70 лет назад не обладали каким-то особенным значением .

Как это всё случилось?

F : Алексей, сохранение надписей советских солдат в Рейхстаге должно постоянно напоминать о самой страшной войне и тяжелом поражении. Зачем немцы пошли на это?

В начале 2000-х возникал вопрос об удалении надписей. Он даже выносился на голосование в бундестаге, но предложение было отклонено абсолютным большинством голосов. Причем по очень «немецким» соображениям. Ведь Германия прошла уникальный процесс не столько покаяния, сколько интеллектуального и морального осознания собственной истории, преступлений, совершенных при национал-социализме. Страна задавалась вопросом: как она могла дойти до такого состояния, в котором причинила вред, принесла уничтожение, смерть, унижение и разграбление практически всем европейским соседям и особенно на восточном направлении?

Это был длительный процесс осознания. Он начался в 1960-е, когда первое поколение послевоенных немцев стало студентами. Наступила большая общественная перетряска и большой разворот сознания. После 1945 был, конечно, и Нюрнбергский процесс, и денацификация. Но только 20 лет спустя, в 1967-68, в обществе назрел вопрос: как это могло произойти?

Стране пришлось признать свою вину. Причем вину абсолютного большинства населения. Ведь несостоятельны аргументы о том, что немцы не знали о Холокосте, о преступлениях против цыган, коммунистов, врагов режима, людей с нетрадиционной сексуальной ориентацией, инвалидов. Сейчас хорошо известно, что немцам многое было известно. Поддержка Третьего рейха и режима Адольфа Гитлера была массовой. Германии пришлось признать, что всё это - плоть от плоти немецкая история и культура, а не какое-то недоразумение или ошибка.

И это приводит к совершенно иному взгляду на собственную роль в мире, на ответственность перед соседями. В духе этого времени в 1960-х при Вилли Брандте и других канцлерах ФРГ началось сближение с Польшей, ГДР, СССР. Главный континентальный враг и неприятель - Франция - стала ближайшим партнером и союзником, частью «европейского мотора».

Не позор, а освобождение


Купол над Рейхстагом.

F : Разве правильно судить детей и внуков за преступления родителей и дедов?

Нет. И именно из осознания собственной вины у немцев возникло понимание: эту вину унаследовать нельзя. Но историческую ответственность Германия осознает. И сохранение видимых артефактов и напоминаний о том, какова была роль Третьего рейха в европейской истории в ХХ веке - это часть сегодняшней немецкой культуры и идентичности. К этому относится и сохранение надписей на Рейхстаге.

Федеральный президент Рихард фон Вайцзеккер, который скончался в январе 2015, был одним из моральных авторитетов послевоенной и современной Германии. Именно он подвел немецкий внутренний дискурс к пониманию того, что 8 мая (на территории постсоветского пространства - 9 мая) - это не столько день поражения, сколько в первую очередь день освобождения, в том числе освобождения немецкого общества от своих ошибок, фашистского режима и ужасов войны. И эти события - тоже часть истории современной Германии, как и истории России и других постсоветских стран. И взятие Рейхстага - поворотный момент в истории ФРГ.

А процесс восстановления Рейхстага и превращения его в резиденцию современного парламента особенно интересен потому, что ни во времена Кайзеровской империи, ни во времена Второго и Третьего рейхов парламент не являлся абсолютным центром силы. Но сейчас ФРГ - парламентская республика, а Рейхстаг - здание, в котором располагается главный конституционный орган страны.

Настоящее сквозь призму прошлого


F : Поговаривают, осталась надпись белорусского солдата, который откровенно грозит, мягко говоря, надругаться над Гитлером. Я это граффити не увидел.

Конечно, сохранены не все надписи, а только около 150 . Комиссия, о которой я говорил, договорилась об удалении надписей непристойного содержания - там было много мата и расистских высказываний. Сейчас сохранившиеся надписи может видеть любой посетитель Рейхстага. Там и «Гитлер капут», и «Мы из Астрахани», а также номера дивизий, личные сообщения и т.д.

F : Есть мнение, что воспоминания о нацистском периоде истории для немцев достаточно болезненны. Не усиливают ли эти надписи боль?

Сохраненные надписи говорят о том, что отношение к фашистскому периоду истории - это отношение выздоровевшей страны, понимающей весь размах и глубину исторических событий. Это как с человеком: глубочайшее поражение и признание собственных ошибок - самое сложное для нас. Германия потеряла всё: крупные города были в руинах, миллионы людей погибли, союзники по антигитлеровской коалиции оккупировали и разделили страну почти на полвека. Правда о преступлениях вермахта, гестапо, СС придала ощущение общей вины, и с этим надо было жить. Поэтому Германия, в отличие от других стран, не может определять себя через предыдущие военные победы, через имперское прошлое, через историю экспансий. Потому что в Германии все эти события в итоге привели к печам Аушвица и к другим многочисленным ужасам. Вторая мировая война - это определяющий период Германии, без которого представить страну невозможно. И многое в истории Германии рассматривается через призму того, что в итоге привело к катастрофе.

Это определяет и нынешнюю внешнюю политику, страны, развитие ее оборонного комплекса, дипломатию и т.д. Взять хотя бы министра иностранных дел ФРГ Франка-Вальтера Штайнмайера и его команду. Они пытаются поддерживать дипломатические каналы с Москвой даже после войны на Украине.

Берлинское здание, где после объединения Германии (с 1999 года) заседает немецкий парламент - бундестаг, судьбу имеет весьма интересную. Прошлое - трагично, настоящее - "реконструктивно", а будущее, как ему и положено, неизвестно.

Рейхстагу не везло всю его достаточно недолгую историю.

Штаб-квартиру немецких парламентариев наконец-то объединившейся в 1871 году Германской империи повелел создать еще кайзер Вильгельм I . Строительство здания, выполненного в стиле высокого ренессанса, с роскошным стеклянным куполом, закончилось уже при следующем кайзере - Вильгельме II в 1894 году. Продолжалось оно без малого 12 лет: конкурс был объявлен еще в 1882 году, из 183 проектов выбрали тот, который представил франкфуртский архитектор Пауль Валлот .

Вид Рейхстага на фото конца XIX века:

Интересно, что надпись на фронтоне здания "Dem Deutschen Volke" ("Немецкому народу"), задуманную архитектором, кайзер запретил. Появилась она над центральным порталом Рейхстага только в 1916 году.


Дальнейшая судьба Рейхстага была достаточно печальной. Менее чем через 40 лет после открытия, кое-как пережив Первую мировую войну и революцию, он сгорел буквально дотла. Пожар 1933 года , полностью уничтоживший зал заседаний, - хрестоматийный пример провокации: судя по всему, организовали его нацисты, но всю вину сразу же свалили на коммунистов.

После пожара Рейхстаг долго лежал в руинах, а гитлеровский декоративный парламент заседал неподалеку, в так называемом Опера-Кролль (это здание не сохранилось, оно было разрушено авиацией союзников в ноябре 1943 года, а его руины были окончательно снесены в 1951 году).

Заседание рейхстага в Опера-Кролль 6 октября 1939 года,
на котором Гитлер сообщает об окончании кампании против Польши:

В 1942 году заседания гитлеолвского парламента прекратились вовсе, а восстановленное здание Рейхстага использовалось нацистами для разного рода пропагандистских собраний.

Во время штурма Берлина советскими войсками в конце апреля - начале мая 1945 года Рейхстаг значительно пострадал в ходе артиллерийского обстрела.

Для советских солдат Рейхстаг являлся одним из символов гитлеровской Германии,
хотя на самом деле парламент в Третьем рейхе не играл почти никакой роли.
Но откуда было это знать советским солдатам, мотивированным жаждой мести за все то,
что творили гитлеровцы на оккупированных территориях СССР?

Первые попытки реконструкции Рейхстага были предприняты только в 1954 году. Причем несколько своеобразные: из-за угрозы обрушения взорвали каркас купола - "фирменный знак" Рейхстага.

После возведения печально знаменитой Берлинской стены в 1961 году Рейхстаг оказался на территории Западного Берлина. И в том же году за реконструкцию здания взялся архитектор Пауль Баумгартен , его стараниями немецкий парламент к 1969 году был расширен и существенно перестроен, правда, отделочные работы продолжались до 1973 года. Отступление от первоначального ренессансного плана состояло в том, что здание окончательно лишилось купола, а угловые башни были укорочены на несколько метров. В результате Рейхстаг стал напоминать некий укрепленный замок.

Рейхстаг без купола:

Что характерно, до объединения Германии использовать Рейхстаг по прямому назначению не было возможности: особый статус Западного Берлина не позволял перевести туда бундестаг. Такая возможность появилась только в 1990 году, а в 1992 году Рейхстаг подвергнулся очередной перестройке.

В конкурсе по реконструкции Рейхстага участвовало 80 соискателей, но его в 1995 году выиграл знаменитый английский архитектор Норман Фостер .

Современное здание Рейхстага:

В 1999 году Рейхстаг снова обзавелся стеклянным куполом внутри которого расположились обзорные галереи. Теперь любой желающий (по предварительной записи, разумеется) может понаблюдать за работой немецких парламентариев, если ему это интересно.

Новый купол Рейхстага - типичный образец творчества Нормана Фостера:

Внутри купола Рейхстага:

Самые жаркие дебаты во время реконструкции 1990-х годов разгорелись по поводу надписей на стенах Рейхстага, оставленных советскими солдатами в мае 1945 года, и названия нового места заседаний немецкого парламента.

В результате надписи сохранили, законсервировав по особой технологии, - "потомству в пример" .

Надписи советских солдат на (и в) Рейхстаге:

Да и название Рейхстага оставили прежним.
Хотя вариантов было много - от "Бундесхауса" до "Здания пленарных заседаний".
Но немецкие власти решили, что слово "Рейхстаг" не несет в себе никакой негативной окраски.
Возможно, они были правы, ведь свою историю забывать не следует, хотя насчет "негативной окраски" я бы поспорил.

Благодарю за внимание.
Сергей Воробьев.

Как часто бывает в жизни, что ты чего-то не знаешь, чего-то не замечаешь, чему-то не придаёшь значения, и вдруг наступает момент, когда ты как будто бы прозреваешь.

Несколько лет назад моя хорошая знакомая немка Рут Вальтер рассказала мне, какое неизгладимое впечатление произвела на неё экскурсия по зданию Рейхстага в Берлине. Нет, её потрясло не само здание с его необычными архитектурными сооружениями, не его масштабы, а всего лишь несколько стен и ниш коридоров с многочисленными надписями советских солдат, оставленные ими там в конце войны, в мае 1945 года.

Когда она показывала мне фотографии стен Рейхстага с надписями на русском языке, в её глазах стояли слёзы: «Они ведь сражались не только за свою Родину, но и за нас тоже. Рискуя своими жизнями, они подарили нам мир».

А меня в свою очередь потряс не столько факт оставленных надписей, сколь то, как об этом говорила немка, пережившая войну.

Конечно же, потом я забыла об этом, были дела, работа и ещё много чего, что казалось на тот момент более важным. Но через несколько лет череда событий вновь вернула меня к этой теме, и я познакомилась с Карин Феликс - сотрудницей Рейхстага.


(Карин Феликс - сотрудницей Рейхстага)

Карин удивительный человек. Она знает наизусть едва ли не всё, что написано на стенах Рейхстага. С точностью может сказать, где находится та или иная фамилия. Для неё это не просто надписи. За каждой фамилией, за каждой фразой она видит солдата, человека, которому пришлось Бог знает что пережить в те страшные годы войны. Она рассказала мне и предоставила материалы о нескольких ветеранах, которые после войны побывали в Берлине, посетили здание Рейхстага и обнаружили там свои фамилии.

Первым из советских солдат нашёл свою подпись в 2001 году Борис Сапунов. Тогдашний президент Бундестага Вольфганг Тирзе распорядился задокументировать в архиве Рейхстага этот, первый на тот момент, случай.
Сегодня Борису Сапунову, «русскому папе» Карин Феликс, как она его называет, восемьдесят восемь лет. Он доктор исторических наук, главный научный сотрудник Эрмитажа в Санкт-Петербурге.

02.04.2004 года нашёл свою подпись Борис Золотаревский. В 15 лет он ушёл на фронт, в 17 дошёл до Рейхстага, стал инженером и сейчас живёт в Израиле. В своём письме к Карин Феликс он написал:

«Недавнее посещение Бундестага произвело на меня столь сильное впечатление, что я не нашёл тогда нужных слов для выражения своих чувств и мыслей.
Я очень тронут тем тактом и эстетическим вкусом, с которым Германия сохранила автографы советских солдат на стенах Рейхстага в память о войне, ставшей трагедией для многих народов...
... Для меня была очень волнующей неожиданностью возможность увидеть свой автограф и автографы моих друзей Матяша, Шпакова, Фортеля и Кваши, с любовью сохранённые на бывших закопчённых стенах Рейхстага.
С глубокой благодарностью и уважением
Б. Золотаревский»

Людмила Носова побывала в Берлине в апреле 2005 года, в честь 60-ой годовщины освобождения из концентрационного лагеря. Она приехала с группой женщин из Украины, которые пережили Равенсбрюк. Ей за восемьдесят, она инвалид, передвигается в инвалидной коляске.

Во время посещения Рейхстага она оказалась возле стены северного крыла здания на первом этаже и сообщила Карин Феликс, что её муж тоже здесь расписался. Во время штурма Рейхстага ему Алексею Носову едва было девятнадцать. После некоторых поисков Карин Феликс смогла показать вдове его имя. Большими буквами, кириллицей на стене было написано «Носов».

В декабре 2008 года, когда я сама побывала в Бундестаге и увидела эти надписи, они произвели на меня огромное впечатление. Но ещё больше меня впечатлило отношение Карин Феликс к этим надписям и к нашим ветеранам, которые бывают там. С нежностью и словами благодарности она пожимает руку каждому из них.

«Спасибо Вам, за то, что Вы сделали для нас. Спасибо, что мы можем мирно жить», говорит она им по-русски.

Общение с Рут Вальтер и Карин Феликс, их отношение к автографам на стенах Рейхстага не смогло оставить меня равнодушной. Сделав фотографии стен, на которых сохранены надписи, я составила список всех читаемых фамилий, фраз. Их более 300.


(На фронтовых снимках: За спиной маршала Жукова надпись на рейхстаге: «Мишин, мы из Калуги!» Радист Мишин в окопе под Пустошкой. Сын полка Стасик).

Это исторически уникальная память о солдатах и офицерах советской армии, которые дошли до самого Берлина. К сожалению, многие из этих солдат, возможно, так никогда и не узнали, что их имена на Рейхстаге сохранены, и спустя 65 лет всё ещё читаемы. Другие же не знают об этом просто из-за отсутствия информации. Ведь увидеть эти автографы можно только побывав в самом здании Рейхстага.

Сейчас я составляю каталог с фамилиями солдат на русском и немецком языках. Собираю материалы о тех, кто уже нашёл свои фамилии или фамилии своих родных.
Возможно, кто-то из читателей узнает чьё-то имя и откликнется. Тогда каталог воинов-победителей, дошедших до Берлина и завизировавших Победу своими автографами на стенах Рейхстага, пополнится новыми историями.

Итак, перед вами список надписей.

Касьянов
Борис Т.
Сталинград

9 мая 1945 г. сталинградцы в Берлине!!!
капитан Чистяков
капитан Рубцов П.А.
л-т. Черк(а) (Г)
л-т. Габидулин
л-т. Менее(в)
серж. Попов
серж. Серк(п)ов
серж. Мухин

Чеканов Иван
......................
Сталинграда

Сталинградцы
Шпаков П.
Матяш
Золотаревский

Сталинград-Берлин
капитан
Шахрай

Был здесь
Леонов Иван Борисович
Сталинград
.............
...................
Пишите

Здесь были сталинградцы Попов, Душкова,
9.5.45 г.

Москва - Берлин
З.Н. П.С. Соколов

Юфа из Москвы

Ромашков
Москва

Шуман Н.К.
Москва

Москва - Смоленск - Берлин гвр. Мухин А. А г. рожд 1923
9/V 45

Москва - Калуга
Ерохин В. Калинин С.П.

Москва Канцелярский 30.5.45

Москва
Походаев
Реманчиков
Моджитов
Кизи...
10-06-45

Павлов П(?) Н.
Москва-Берлин и обратно Берлин-Москва

Тут был парень из Кускова - Мезенцев Д.А.(?)

Москва-Берлин пройденный путь л-т (К?)авид.....ин

Здесь был 9/V 45 г.
из Ленинграда Чи(е)(а)лков, Валент
Алекс

За Ленинград заплатили полностью
Сапожков И.
...ечишин

Панфилов (Тихвин)
2-5-45 Ленинград 2-5-45
Косо(у)ров Юдичев Бескровный

Ленинград-Берлин
Погросян Иван.....
13.5.45

Слава штурмовикам

2 -мл- серж. Надтафов Баку

4 серж. Татаркин Курск

Братья славяне полностью расплатились за Ленинград Максимов И.Г.

Здесь был гвардеец - .............
Ба(о)ла(о)банов
Ленинград - Берлин

Выборг - Берлин
Прилуцкий

Слава Сталину
его офицерам и солдатам
Ромашенко(?) Бойко
Киев.... 45

Тула - Бочков
Киев - Фёдоров

Донбасс
Тодоров В. А.(?)

Донбасс-Кошик
Градине.. на Полтавщине
Г.К. Переверзев Курск

Дёмин
из Харькова

Харьков Носик

Зайцев Григорий здесь
Харьков - Берлин

Саратов-Берлин Факи.. 9/5

Берлин 31 мая 1945 г.
Одессит Печкин Г.
Ленинградец Житмарёв
осмoтрели развалины Берлина остались весьма довольны

Одесса - Берлин Гринберг

Варваров В.А.
Кр.-луч

(Н)ебченко из Украины

Днепропетровск
Шер(е)(с)тюков А(?)

Днепропетровск
Потоцкий

Чкалов
Тимохин
24.5.45 Kривой Рoг-Орджиникидзе- Берлин
Гироль М.Л(?)

Леви
Михаи(л)
Керчь

Лида Антонова г. Ялта

Запоро...
Муся


Шутяев В.В.Ф. из г. Курск

Брест-Луцк-Львов-Берлин 5/V
Серж Попов А.В.

Здесь был белорус Ванькевец К.Л.

Токин Василь Гомель

Нерсесян Н.Г.
3.5.45 г.
Ереван

Я тоже из Еревана
комсомолка

Грозный
Хрусталёв

Кавказ-Берлин
Торасенко Константин Федотович

Здесь были.....
Ахвециани - Кавказ

Андреев
Кавказ+Берлин

Соколов Ялда
Кавказ

Кавказ Берлин Рейстах Мальченко
Иван

Картавых. Грозный-Берлин

Кавказ - Читьян

Здесь были связисты майора Лихненко
Кавказ - Сочи - Варшава - Берлин - Эльба

Пришёл из Kавказа

Маго Алиев из Кисловодска

Н.Т.
Долженко.Владимир
Нальчик

Тбилиси - Берлин
Колесников

Маргирут
Тегеран-Баку-Берлин

Слава штурмовикам
1- мл - л-т Иванов Е. Ленинград
2 -мл- серж. Надтафов Баку
3 - ......Мар(ше)иненко.... Прилук.
4 серж. Татаркин Курск

Джилинбаев А.
Алма-Ата - Берлин
Савельев

Симоно(?)в из Татарии

Г. Мары Кобее

Машарипов(?) из Туркмени 6/5 45

Сальск
Берлин
Таек...
Фёдор...
Ростов
Росино...

От Шахты «Артём» до Берлина
Винокурова Т.В.

Ще(го)льков
Клименко
Ростов

Были сибиряки
Борисенко П.Ф.
Фидосеев С.Н.

Сидор(?)енко(?)
г. ..... Сибирь

Квашнин
Сибирь

Здесь были Т.А. Жуко....
с Алтая

г. Чита
Радишевский
9/v 45

Новосибирск-Харьков-Одесса
подполковник Кул...
22/V 45

Военные железнодорожники от Хабаровска до Берлина
1. Стужнев
2. Доп(н)ов
3. Ермоленко
4. Звуков
(1)6.5.45

Здесь были из Орла
Гапонов
Каничев
Савой

Торопов
от Орла до Берлина

Голубев А.А. - г. Калинин

Стрельцова - Урал
Буробина - (?)Казань(?)

Мордовия
Абрамов(?)

Туапсе-Берлин
Код(л)онский Б.Ю.

1949 г. (роспись)

Омск
Берлин
Швец

Тарабурин Горький

Здесь был Сатаров
г. Горький

Зайцев Григорий здесь
Харьков - Берлин
Саратов-Берлин Факи... 9/5

Сегодня, 21-5-48, были снова здесь: Лаптев Ю.А. из г. Свердловск
Шутяев В.В.Ф. из г. Курск

Градине.. на Полтавщине
Г.К. Переверзев Курск
VII / 45 Посещение...... из города Свердловска в лице капитана Телятова, Жарковой, Афанасьевой и Гаре(меко).

А. И. Борозняк. Надписи на стенах рейхстага – памятник освободительной миссии Красной Армии в Европе

Красная Армия идет по улицам Берлина… Возвысимся на минуту над событиями часа, задумаемся над значением происходящего… Если все свободолюбивые народы могут теперь за длинным столом Сан-Франциско говорить о международной безопасности, то это потому, что русский пехотинец, хлебнувший горя где-нибудь на Дону или у Великих Лук, углем пометил под укрощенной валькирией: «Я в Берлине. Сидоров»… Мы в Берлине: конец фашизму…

Весной 1945 г., когда командование Красной Армии начало осуществление операции по захвату Берлина, рейхстаг был превращен в хорошо укрепленный очаг круговой обороны. Для советских солдат это здание стало ненавистным символом нацистской агрессии. Лозунг «Водрузить над рейхстагом Знамя Победы!» вел в бой войска 1-го Белорусского и 1-го Украинского фронтов. Штурм рейхстага продолжался 30 апреля и 1 мая 1945 г. Над куполом полуразрушенного здания взвилось Знамя Победы.

Тогдашний командир огневого взвода 469-го полка 150-й стрелковой дивизии Герой Советского Союза Иван Клочков вспоминал о том, что происходило 2 мая: «Возле рейхстага царит оживление. Сюда поодиночке и группами тянутся пехотинцы, танкисты, артиллеристы, саперы, химики, медики. Они дошли до Берлина и стремятся засвидетельствовать это на стенах последнего оплота гитлеризма… В то время, как наши товарищи начали ставить автографы на рейхстаге, 301-я и 248-я стрелковые дивизии завершали последний трудный бой за имперскую канцелярию… Первая наша группа возвращалась из рейхстага полная впечатлений. Товарищи наперебой рассказывали о том, как они его осматривали, оставляли на стенах подписи… Надписи были сделаны всевозможными красками, углем, углем, штыком, гвоздем, походным ножом. Но чем бы ни писал воин, чувствовалось, что он вкладывает в это душу и сердце».

На многочисленных фотоснимках и кадрах кинохроники мы видим: автографы советских солдат и офицеров покрыли закопченные, испещренные снарядами внешние стены рейхстага и его внутренние помещения. Среди этих надписей есть и знаменитая: «Мы пришли сюда, чтобы Германия к нам не ходила». Простые люди, выжившие в пламени войны, подписали – за себя и за павших товарищей – акт о безоговорочной капитуляции гитлеровского режима, еще до того, как его завизировали полководцы и политики. Всю мировую печать обошли фотографии стен рейхстага, сделанные фронтовыми корреспондентами Яковом Рюмкиным, Евгением Халдеем, Иваном Шагиным, Виктором Теминым, Олегом Кноррингом, Федором Кисловым, Анатолием Морозовым, Марком Редькиным и другими признанными мастерами.

Около 40 лет назад участник штурма Берлина поэт и журналист Евгений Долматовский в книге «Автографы Победы» бережно свел воедино многочисленные фотодокументы. Он не только воспроизвел надписи на стенах рейхстага, но, следуя примеру Сергея Сергеевича Смирнова и Константина Симонова, с помощью газеты «Красная звезда» и Центрального телевидения отыскал немалое число ветеранов войны, расписавшихся на стенах рейхстага.

Весна Победы над поверженным фашизмом быстро сменилась заморозками холодной войны. Здание рейхстага оказалось на территории британского сектора. Западный Берлин стал эпицентром ожесточенной европейской и глобальной конфронтации. Под видом ремонта происходило планомерное уничтожение всего, что напоминало о подвиге Красной Армии, о советских жертвах и о советских победах в войне. В 1954 г. был взорван купол, над которым было водружено Знамя Победы. Западноберлинские власти распорядились спешно «зачистить» закопченные до сплошной черноты стены рейхстага. С их поверхностей были тщательно соскоблены все надписи советских солдат. Финансирование осуществлялось из Бонна, где располагались парламент и правительство ФРГ. Многие тысячи автографов солдат Красной Армии были утрачены безвозвратно.

Но в ноябре 1963 г. в фонды, а затем и в экспозицию, Центрального музея Советской Армии (ныне Центральный музей Вооруженных сил) были включены прибывшие из Западного Берлина четыре плиты. Каково же происхождение этих уникальных экспонатов? Четыре фрагмента внешней облицовки здания рейхстага с четко различимыми русскими фамилиями можно и сегодня видеть в зале, где находится Знамя Победы. Как были спасены эти реликвии? Как они оказались в Москве? В 1965–1970 гг. в ведущих советских изданиях излагалась захватывающая версия о том, как западноберлинские антифашисты, действуя на свой страх и риск, сумели секретно переправить ценнейшие реликвии в нашу столицу. Но все было куда прозаичнее: транспортировка специального груза осуществлялась вполне легальным путем – на основе финансовой договоренности первого секретаря посольства СССР в ГДР Виктора Белецкого с дирекцией строительной фирмы, осуществлявшей реконструкцию здания рейхстага. Микроавтобус посольства подъехал, как условились, к вагончику строителей, ящики, весом каждый в десятки килограмм, были погружены в микроавтобус и перевезены в здание советской дипломатической миссию на Унтер-ден-Линден, а затем уже переданы на хранение в Центральный музей Вооруженных сил.

Что касается внутренних помещений рейхстага, то стены и потолки наглухо (надеялись, навсегда!) облицевали панелями, под которыми скрыли следы боев, фрагменты первоначальной архитектуры, а главное – автографы советских солдат. От надписей, оставленных победителями, не осталось ни одного видимого следа. Так происходило вытеснение нежелательных остатков недавнего прошлого. Стерильно белые листы прочного гипсокартона обратились в белые пятна истории.

В 1990 г. произошло объединение Германии, и заседавший с 1949 г. в Бонне Бундестаг ФРГ принял решение о переносе столицы в Берлин и, соответственно, о переезде парламента в бывшее здание рейхстага. Для его реконструкции был объявлен международный конкурс, который выиграл всемирно знаменитый британский архитектор сэр Норман Фостер. Автор множества оригинальных сооружений на всех континентах, он именует себя последователем великого русского ученого Владимира Шухова, достигавшего, как и Фостер, неповторимой красоты своих новаторски-индустриальных проектов.

Одним из условий конкурса было сохранение следов истории в здании рейхстага. По распоряжению Фостера гипсокартонные панели были демонтированы, и удивленным взглядам рабочих, инженеров и архитекторов открылись «русские граффити» (так принято в нынешней Германии именовать надписи солдат и офицеров Красной Армии).

Началась – вопреки многочисленным требованиям ряда немецких политиков – научная реставрация автографов Победы. Норман Фостер был непреклонен: «Мы не можем скрыться от истории. Для нашего общества имеет решающее значение то, сможем ли мы, лицом к лицу с будущим, сохранить память о трагедиях и страданиях прошлого. Именно поэтому для меня важно сохранить эти надписи… Следы прошлого на стенах говорят об эпохе выразительней, чем любая историческая выставка». С аналогичным заявлением выступил главный хранитель исторического наследия Берлина профессор Гельмут Энгель: «Надписи – это лучшее доказательство того, что в германской истории был этап, когда один человек по имени Гитлер поставил под вопрос само существование немецкого народа. Надписи – это огненные письмена на стене, предупреждающие парламентариев, чтобы они никогда больше не допускали повторения этого».

Профессор Рита Зюссмут, председатель (работавшего пока еще в Бонне) бундестага, была видным функционером партии христианских демократов. Но, в отличие от многих своих коллег по ХДС, она хорошо понимала значение открывшихся надписей. В 1995–1996 гг. Зюссмут установила прямой контакт с Фостером, с российским посольством в Берлине, с профессором Энгелем. Совместно с российским послом в ФРГ Сергеем Крыловым были определены участки надписей, которые предполагалось сделать доступными для обозрения.

Применяя новейшие реставрационные технологии, сотрудника Нормана Фостера сделали доступными советские надписи на трех уровнях здания: на первом этаже, в коридорах, ведущих в зал пленарных заседаний, и в парадном лестничном портале юго-западного крыла. Общая длина 25 участков с сохраненными надписями превысила 100 метров. Остальные, недоступные для обозрения, законсервированы, т. е. сохранены для потомства.

Спасение «русских граффити» в здании рейхстага произошло в полном соответствии с духом и буквой Договора о добрососедстве, партнерстве и сотрудничестве от 9 ноября 1990 г., а также Соглашения между правительством ФРГ и правительством РФ от 16 декабря 1992 г., которое прямо предусматривает ответственность германских властей за сохранение, уход и реставрацию советских военных памятников на территории Германии.

Разумеется, перед нами ничтожно малая часть былой гигантской панорамы надписей на стенах рейхстага, но их все же достаточно для того, чтобы прийти к выводам об эмоционально-психологическом настрое советских воинов в мае 1945 г.

Красноармейцы оставляли свои подписи на стенах рейхстага спонтанно, при полном отсутствии какого-либо приказного начала, писали от собственного имени, высоко неся обретенное в боях достоинство своего «я», причастного к Великой Победе. Около 95 процентов надписей составляют автографы сотен сынов и дочерей народов СССР – солдат и офицеров, штурмовавших вражескую столицу. Мы можем прочесть русские, украинские, белорусские, узбекские, армянские, грузинские, еврейские, татарские, башкирские фамилии: Касьянов, Чистяков, Попов, Габидулин, Мухин, Леонов, Душкова, Соколов, Шуман, Ерохин, Калинин, Моджитов, Павлов, Мезенцев, Сапожков, Юдичев, Бескровный, Иванов, Балабанов, Бойко, Зайцев, Дёмин, Гринберг, Варваров, Золотаревский, Небченко, Потоцкий, Антонова, Ванькевец, Нерсесян, Ахвециани, Мальченко, Читьян, Картавых, Буробина, Алиев, Колесников, Маргирут, Наджафов, Савельев, Машарипов, Борисенко, Радишевский, Ермоленко, Стрельцова, Переверзев, Жаркова, Носов, Афанасьева, Лаптев… На стенах внутренних помещений рейхстага воспроизведена вся карта Советского Союза: Москва, Сталинград, Ленинград, Курск, Калуга, Саратов, Орел, Тула, Ростов, Казань, Горький, Свердловск, Новосибирск, Омск, Хабаровск, Чита, Киев, Одесса, Харьков, Керчь, Кривой Рог, Полтава, Гомель, Грозный, Кисловодск, Ереван, Баку, Тбилиси, Алма-Ата, Мары… В надписях – летопись великой войны, гордость за достигнутую в кровавых боях Победу: «9 мая 1945 г. Сталинградцы в Берлине»; «1945. От Сталинграда до Берлина»; «Москва – Смоленск – Берлин»; «Москва – Берлин – пройденный путь». И бесшабашное: «Привет Москве! Берлину крышка!».

В сохранившихся надписях удивляет минимальное наличие пропагандистской лексики, характерной для официально-государственной идеологии. Всего дважды присутствует здравица Сталину – в виде фрагментов лозунгов в честь воинов Красной Армии: «Слава Сталину, его офицерам и солдатам!»; «Слава сталинским соколам – участникам штурма Берлина!». Это никак не соответствовало сталинской установке о «винтиках», равно как и предписанному свыше облику Победы как творения сталинского гения.

Мы ощущаем обжигающий заряд ненависти к врагу: «Осмотрели развалины Берлина, остались весьма довольны»; «За Ленинград расплатились полностью!». Рядом чрезвычайно поучительная цитата из Библии: «Посеешь ветер, пожнешь бурю». «Ярость благородная» трансформировалась в стремление извлечь уроки из прошлого и в ставшую вдруг реальностью, хоть и зыбкой, надежду на возвращение домой, на мирное будущее:

Когда война скатилась, как волна,

с людей, и души вышли из-под пены,

когда почувствовали постепенно,

что нынче мир, иные времена…

Когда 19 апреля 1999 г. для Бундестага наступил первый рабочий день в Берлине, ошарашенные депутаты увидели русские надписи прямо у входа в зал пленарных заседаний. Тут же началась кампания за ликвидацию «русских граффити». Депутат от ХДС Дитмар Канзи возмущенно заявил, что парламент – это «не музей кириллических надписей», а его коллега по фракции Вольфганг Цайтльман жаловался на то, что в помещениях парламента «не хватает места для германских сюжетов». Что же касалось русских граффити, то Цайтльман готов был отвести «два квадратных метра» и только при условии, что они будут «замазаны черной краской». Но обживать новую парламентскую резиденцию довелось уже новому председателю Бундестага социал-демократу Вольфгангу Тирзе, который призвал «сохранить в этом здании следы горьких страниц германской истории».

Достойным ответом на требования противников «русских граффити» явилась опубликованная в газете «Berliner Zeitung» статья известного публициста Кристиана Эша по заголовком «Что означают русские надписи в рейхстаге и почему необходимо их сохранить». Эш убежден: «Удаление надписей осложнит отношения с Россией, ведь речь идет о рейхстаге, ставшем для русских национальным символом».

В 2001 г. влиятельные депутаты фракции ХДС/ХСС Иоганнес Зингхаммер и Хорст Гюнтер, поддержанные 69 представителями своей фракции и одним депутатом от Свободной демократической партии, выступили с требованием уничтожить бо?льшую часть «русских граффити», а оставшиеся сконцентрировать в одном месте – якобы «в исторически оправданном объеме».

14 марта 2002 г., во время обсуждения депутатского запроса на пленарном заседании Бундестага Зингхаммер пытался убедить парламентариев в том, что русские имена (95 процентов надписей) «лишены исторической ценности» и должны быть заменены гербами германских земель, портретами канцлеров ФРГ, председателей парламента, текстом конституции, договора о германском единстве и т. д. Все это якобы должно вернуть в здание рейхстага «исторический баланс», служить пропаганде «успешной демократии», преодолеть «дефицит позитивной интерпретации прошлого». Депутат от ХДС/ХСС Вера Ленгсфельд, выступившая в поддержку Зингхаммера, кощунственно уподобила «русские граффити» нацистским «руническим знакам», заявив, что и те, и другие в равной степени «не имеют ничего общего с демократическими традициями ФРГ и ее парламента». Возмущение в зале вызвали слова Ленгсфельд о том, что надписи советских солдат являются «частью тоталитарной истории Советского Союза».

По справедливому мнению Экардта Бартеля (СДПГ) граффити являются «аутентичными свидетелями истории»: «не созданными по приказу властей героическими монументами, но – выражением триумфа и страданий простого человека». Надписи солдат Красной Армии «напоминают об ужасных последствиях нацистской диктатуры и об освобождении от диктатуры и войны». Подписавшие запрос депутаты стремятся не только очистить стены, но и «найти сомнительный повод для отказа от теневых сторон германской истории». В заключение Бартель выразил твердую уверенность в том, что предложение правых не найдет поддержки в парламенте. Бартеля активно поддержал коллега по фракции Хорст Кубачка: «Если мы уменьшим число надписей, мы сузим пространство нашей памяти… Но этот акт забвения недопустим. Имена должны быть сохранены, речь идет об отдельных судьбах, об истории снизу».

Парламентарий от Партии зеленых, дипломированный историк Гельмут Липпельт спросил Зингхаммера и его единомышленников, в чем же состоит причина их обращения: «Может быть, это всего лишь стремление к чистоте, которое часто встречается среди наших сограждан?» Однако вслед за этим он указал на подлинный смысл запроса фракции ХДС/ХСС: «Может быть, для вас важен смысл этих надписей? Может быть, вы воспринимаете победные надписи советских солдат как напоминание о позоре?». Липпельт сослался на собственные впечатления от визитов в здание рейхстага парламентских делегаций Российской Федерации и стран СНГ, члены которых всегда были неизменно признательны немцам за спасение «русских граффити». Вывод Липпельта: «невозможно переписать историю», и именно поэтому необходимо сохранить память о солдатах, которые «пришли сюда, чтобы победить фашизм». Липпельт призвал депутатов-консерваторов, «запрос которых не имеет никаких шансов на успех», «выбросить документ в корзину для ненужных бумаг». Эмоциональным было выступление депутата от Партии демократического социализма (ныне Партия левых), активиста антифашистского движения Генриха Финка. Возникшие спонтанно надписи говорят нам о радости после окончания боевых действий: «Одна из надписей выражает это всего в двух словах: “Войне капут!”. Сказать короче о победе над режимом гитлеровского фашизма, наверное, нельзя». Что же касается русских и иных фамилий на стенах рейхстага, то «каждое имя – это сохраненная память о тысячах павших солдат Красной Армии».

Запрос, уже изначально имевший мало шансов на успех (71 голос из общего числа 660 депутатов!), не был поддержан парламентариями. Со временем депутаты, в том числе и те, кто входит во фракцию ХДС/ХСС, были вынуждены примириться с надписями советских солдат на стенах германского парламента, но и начали извлекать из этого исторические уроки.

В газете «Frankfurter Rundschau» в мае 2005 г. была помещена статья авторитетной журналистки Веры Фрёлих, носившая приметное название «Vojne kaputt!: Надписи в рейхстаге: свидетельство позора или призыв к тому, чтобы задуматься?». По существу, здесь дана точная характеристика разнонаправленных тенденций германского исторического сознания, четко проявившихся в ходе парламентских дебатов. Прения в Бундестаге не случайно совпали с широкой дискуссией о преступлениях вермахта, когда немцы вновь оказались лицом к лицу с нежелательными и как будто давным-давно решенными «проклятыми» вопросами – о национальной вине и национальной ответственности за чудовищные деяния гитлеровцев. После объединения страны произошло «формирование контуров нового самосознания», которое невозможно оценить однозначно. С одной стороны, в общественном мнении ФРГ утвердился антинацистский консенсус. Но, с другой стороны, заметно выросло влияние течений, которые можно объединить в рамках понятия «новый немецкий национализм», которому присуща линия на «размывание» памяти о поражении третьего рейха, на причисление Германии к числу жертв Второй мировой войны.

Могли ли предположить бойцы и командиры Красной Армии, что несколько десятилетий спустя их автографы станут полем идеологического противостояния и будут приводить в смятение немецких консервативных политиков?

С весны 1999 г. открыты для посетителей купол, сооруженный по уникальному проекту Фостера, обширная площадка на крыше здания, а также (в дни, свободные от заседаний парламента) внутренние помещения, где расположены советские надписи. Ежегодно сюда приходят до 3 миллионов посетителей.

Поток экскурсантов – в этом может убедиться каждый, кто бывает в Берлине, – с каждым днем только нарастает. Непременным и желанным гидом по Бундестагу в течение многих лет является Карин Феликс, миловидная общительная женщина, свободно владеющая русским языком. Ее имя хорошо знают российские экскурсанты. Изучение и расшифровка надписей советских солдат стали для нее делом жизни.

С особой нежностью и сердечностью она относится к ветеранам Великой Отечественной войны. Она пожимает руку каждому из них, говорит им по-русски: «Спасибо Вам за то, что Вы сделали для нас. Спасибо, что мы можем мирно жить». В мае 2010 г. вещающая на немецком языке радиостанция «Голос России» провела передачу, специально посвященную тому, как Карин Феликс расшифровала ряд «русских т» и отыскала их авторов или их потомков и родственников. «Никто не знает надписи так, как их знаю я, – с полным правом утверждает она. – Подлинная жизнь автографов начинается тогда, когда нам удается узнать их авторов». Журналистка, ведущая радиопередачу, воскликнула: «Эта женщина действительно знает все! Каждую букву, каждую надпись и, во многих случаях, авторов этих надписей!».

Первым из бывших солдат, штурмовавших Берлин, отыскал свою подпись в 2001 г. Борис Сапунов (1922–2013) – доктор исторических наук, профессор, научный сотрудник Государственного Эрмитажа. Председатель парламента Вольфганг Тирзе пригласил ветерана и его сына в Берлин. 16 мая 2002 г. состоялся торжественный прием в Бундестаге. Тирзе распорядился занести это событие в памятную книгу парламента ФРГ. Событие оказалось столь необычным, что еженедельник «Der Spiegel» не преминул опубликовать выразительный репортаж своего специального корреспондента Уве Бузе: «Сапунов поражен стеклянным куполом, он осматривает великолепные двери, соединяющие друг с другом залы и коридоры, и подходит к стене, оставленной такой, какой она была в последние дни Второй мировой войны. И здесь Сапунова настигает его первая жизнь. На высоте полутора метров он видит свое имя, написанное четкими буквами, хорошо читаемыми на поверхности камня. Почти 57 лет назад, 3 мая 1945 г. Сапунов стоял у этой стены, подтвердив своей подписью завоевание германской столицы. Тогда Сапунов носил звание сержанта Советской Армии, с самого начала войны был ее участником, сражался на многих фронтах, был ранен, был объявлен убитым, и, наконец, оказался среди тех, кто захватил Берлин. За несколько дней до капитуляции он осматривал рейхстаг, нашел на полу обломок древесного угля и написал на стене свое имя». Знаменателен вывод немецкого журналиста: «Немцы должны знать, кто одержал над ними победу». В благодарственном письме, которое Сапунов направил Вольфгангу Тирзе, было сказано: «Прошу передать глубокую благодарность сотруднице Бундестага Карин Феликс за исключительную помощь в организации и проведении моего визита»

С помощью Карин Феликс в апреле 2004 г. нашел свою подпись бывший старшина, радист штаба 1-го Белорусского фронта, ныне радиоинженер Борис Золотаревский. Обращаясь к фрау Феликс, он написал: «Недавнее посещение Бундестага произвело на меня столь сильное впечатление, что я не нашел тогда нужных слов для выражения своих чувств и мыслей. Я очень тронут тем тактом и эстетическим вкусом, с которым Германия сохранила автографы советских солдат на стенах Рейхстага в память о войне, ставшей трагедией для многих народов… Для меня была очень волнующей неожиданностью возможность увидеть свой автограф и автографы моих друзей Матяша, Шпакова, Фортеля и Кваши, с любовью сохраненные на закопченных стенах Рейхстага. С глубокой благодарностью и уважением Борис Золотаревский».

Людмила Носова из Запорожья побывала в Берлине в апреле 2005 г. с делегацией бывших узниц концентрационного лагеря Равенсбрюк, прибывшей в Германию к 60-й годовщине освобождения из неволи. Ей было уже за восемьдесят, она передвигалась на инвалидной коляске. Носова рассказала Карин Феликс, что ее покойный муж, Алексей Носов, с которым она познакомилась в 1946 г., расписался на стене рейхстага. После интенсивных поисков Карин Феликс смогла показать вдове его имя. Большими буквами, на стене написано: «Носов». Пожилая женщина расплакалась и только повторяла: «Боже мой, какое счастье!».

Учительница из Волгограда, которая привезла российских школьников на экскурсию в Берлин, просила найти автограф покойного ветерана войны Чистякова. Надпись была найдена: «9 мая 1945 г. Сталинградцы в Берлине!!! Капитан Чистяков. Капитан Рубцов». При помощи Карин Феликс студент одного из германских университетов гражданин Азербайджана Анар нашел в здании Бундестага автограф своего деда лейтенанта Мамеда Наджафова.

Как рассказывает известный российский режиссер Иосиф Райхельгауз, его покойный отец, участник штурма германской столицы кавалер двух орденов Славы гвардии сержант Леонид Райхельгауз, говорил о том, что он расписался на стене рейхстага. В первую же поездку в Берлин режиссер ходил вдоль колонн здания, искал надписи наших солдат, но найти не мог. Слово Иосифу Райхельгаузу: «Вскоре у нас были очередные гастроли в Берлине: нас отлично принимали, были долгие овации, потом был ужин с нашими немецкими коллегами, которые спросили, что нам хочется увидеть такого, чего мы еще в их городе не видели. И я им рассказал, что я много лет ищу автограф своего папы на рейхстаге. И тогда одна девушка-журналист говорит: “У меня подруга занимается исследованием граффити советских солдат!”. На следующий день мы отправились в Бундестаг и познакомились с госпожой Карин Феликс, которая сразу нам сказала: “Вы-то, наверное, на улице искали, а граффити внутри, у зала заседаний”… Со мной поехала родная сестра. И она увидела. Там стерта половина первой буквы, часть последней, но она узнала папин почерк… Конечно, теперь каждый раз, когда я бываю в Берлине, я прихожу к папиному автографу и стою там час-другой. И что поражает: мимо проходят десятки экскурсий, в основном немецких детей, и всем им говорят (я понимаю язык): “У нас был проклятый Гитлер, а русские солдаты нас освободили!”. Вот это называется: уроки войны. И я бы очень хотел, чтобы мы тоже усвоили эти уроки. И тогда я буду понимать, что жертвы были не напрасны».

Любимая надпись Карин Феликс: «Анатолий плюс Галина», сделанная в мае 1945 г. Это – текст под рисунком сердца, пронзенного стрелой. Любовь во время жестокой войны… Карин Феликс говорит задумчиво: «Сюда, в рейхстаг, он пришел живым. Но я не знаю, выжил ли он». В письме к автору этой статьи Карин Феликс признает: «Надо было бы обладать каменным сердцем для того, чтобы не рассказать о встречах с людьми, которые могут поведать об этих надписях».

Итогом 15-летней благородной работы этой удивительной женщины стала солидная книга «Когда оживает история: исторические граффити Красной Армии в здании рейхстага и их авторы». Книга с предисловием Риты Зюссмут вышла весной 2015 г. в издательстве «Anno» в городе Ален (земля Северный Рейн-Вестфалия). Обращаясь к читателям, Карин Феликс пишет: «Многие люди не могут приехать в Берлин и увидеть исторические стены, на которых, быть может, остались последние следы памяти их отцов и дедов – их автографы. Понимая значение этих надписей для последующих поколений, прежде всего в пространстве русского языка, я приняла решение рассказать о том, что я знаю и воспроизвести все надписи – как четкие, так и трудно читаемые, перевести их на немецкий язык». Эту книгу непременно следует перевести на русский язык.

Сохраненные советские надписи на стенах рейхстага, эти проникнутые неостывшим жаром войны спонтанные свидетельства торжествующей гордости победителей, ныне стали артефактами, отражающими освободительный характер Великой Отечественной войны, ее человеческое измерение.

Из книги Три года без Сталина. Оккупация: советские граждане между нацистами и большевиками. 1941-1944 автора Ермолов Игорь Геннадиевич

Документ 3 Открытое письмо красноармейцам и командирам от добровольцев Русской Освободительной Армии Здорово, ребята!Читали мы сброшенные к нам советские листовки. Спасибо за память!Мы очень рады! Если Сталин приказал над германскими окопами разбрасывать листовки на

Из книги Битва за Москву. Московская операция Западного фронта 16 ноября 1941 г. - 31 января 1942 г. автора Шапошников Борис Михайлович

Глава первая Изменения в оперативно-стратегической обстановке в ходе борьбы красной армии на подступах к Москве Переход красной армии в контр-наступление и начало разгрома немецких войск В первых числах декабря сражение на подступах к Москве вступило в свою решающую

Из книги «Пятая колонна» Гитлера. От Кутепова до Власова автора Смыслов Олег Сергеевич

Глава 2 Миф о Русской Освободительной Армии …Генерал Власов – не мой идеал, ибо своей пламенной изменой он дал Сталину веский козырь: казнить «предателей Родины» пачками, набивать ими бесчисленные Магаданы и «шарашки». Тем более что избавиться от Сталина и сталинизма в

Из книги Фальсификаторы истории. Правда и ложь о Великой войне (сборник) автора Стариков Николай Викторович

Речь на параде Красной Армии 7 ноября 1941 года на Красной площади в Москве Товарищи красноармейцы и краснофлотцы, командиры и политработники, рабочие и работницы, колхозники и колхозницы, работники интеллигентного труда, братья и сёстры в тылу нашего врага, временно

Из книги Июнь 1941-го. 10 дней из жизни И. В. Сталина автора Костин Андрей Л

8. РЕЧЬ ВЕРХОВНОГО ГЛАВНОКОМАНДУЮЩЕГО КРАСНОЙ АРМИИ И ВОЕННО-МОРСКОГО ФЛОТА СССР И. В. СТАЛИНА НА ПАРАДЕ КРАСНОЙ АРМИИ 7 НОЯБРЯ 1941 ГОДА НА КРАСНОЙ ПЛОЩАДИ В МОСКВЕ Товарищи красноармейцы и краснофлотцы, командиры и политработники, рабочие и работницы, колхозники и

автора Автор неизвестен

НАДПИСИ ЗАЩИТНИКОВ БРЕСТСКОЙ КРЕПОСТИ НА ЕЕ СТЕНАХ 22 июня - 20 июля 1941 г.Нас было пятеро: Седов, Грутов И., Боголюб, Михайлов, Селиванов В. Мы приняли первый бой 22.VI.1941-3.15 ч. Умрем, но не уйдем! Умрем, но из крепости не уйдем.Я умираю, но не сдаюсь! Прощай, Родина. 20 /VII-41 г.Оборона

Из книги Говорят погибшие герои. Предсмертные письма борцов с фашизмом автора Автор неизвестен

НАДПИСИ СОВЕТСКИХ ВОИНОВ НА СТЕНАХ И ЗАПИСИ В ДНЕВНИКАХ, НАЙДЕННЫХ В АДЖИМУШКАЙСКИХ КАМЕНОЛОМНЯХ Май - июль 1942 г.НАДПИСИ НА СТЕНАХСмерть, но не плен! Да здравствует Красная Армия! Выстоим, товарищи! Лучше смерть, чем плен.22-VI-42. Ровно 1 год войны… Немецкие фашисты напали на

Из книги Говорят погибшие герои. Предсмертные письма борцов с фашизмом автора Автор неизвестен

НАДПИСИ ВОЕННОПЛЕННЫХ МОРЯКОВ-ЧЕРНОМОРЦЕВ НА СТЕНАХ ТЮРЕМНОГО БАРАКА В ГОРОДЕ ЧИСТЯКОВО, ДОНЕЦКОЙ ОБЛАСТИ Конец 1942 г.Братишки! Черноморцы дорогие!Не думайте, что я попал в плен здоровым. Я был тяжело ранен, но подлечили, сволочи, чтобы использовать как рабочего. Не иду.

Из книги Говорят погибшие герои. Предсмертные письма борцов с фашизмом автора Автор неизвестен

КЛЯТВА, ЗАПИСКИ И НАДПИСИ НА СТЕНАХ ТЮРЕМНЫХ КАМЕР ФАШИСТСКИХ ЗАСТЕНКОВ ЧЛЕНОВ КРАСНОДОНСКОЙ ПОДПОЛЬНОЙ КОМСОМОЛЬСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ «МОЛОДАЯ ГВАРДИЯ» Конец сентября 1942 г.- 9 февраля 1943 г.КЛЯТВА КОМИССАРА «МОЛОДОЙ ГВАРДИИ» ОЛЕГА КОШЕВОГО И ДРУГИХ МОЛОДОГВАРДЕЙЦЕВКонец

Из книги «Зимняя война»: работа над ошибками (апрель-май 1940 г.) автора Автор неизвестен

№1. Докладная записка начальника Генерального штаба Красной Армии Б.М. Шапошникова и военкома Генштаба Красной Армии Н.И. Гусева народному комиссару обороны СССР К.Е. Ворошилову о составе участников совещания по обобщению опыта боевых действий в Финляндии 16 марта 1940

Из книги Против Сталина и Гитлера. Генерал Власов и Русское Освободительное Движение автора Штрик-Штрикфельдт Вильфрид Карлович

Наёмники вместо Освободительной армии Время от начала войны в июне 1941 года и до отхода немцев от Москвы я назвал «русской народной революцией против сталинского режима». Осенью 1943 года такое определение уже было неприложимо к действительности. Власов и Малышкин

Из книги Предательство и измена. Войска генерала Власова в Чехии. автора Ауски Станислав

Знаки Различия Русской Освободительной армии

Из книги История Гражданской войны автора Рабинович С

§ 9. Подготовка ответного удара Красной армии, прорыв I Конной армии Командование Красной армии, по указаниям Ленина, еще с начала весны 1920 г. стало укреплять наши силы на польском фронте. По условиям местности все советские войска на этом фронте были разбиты на две части.

Из книги Разгром фашизма. СССР и англо-американские союзники во Второй мировой войне автора Ольштынский Леннор Иванович

3.2. Подъем освободительной борьбы в Европе, социально-политические силы европейского движения Сопротивления Решение руководства США и Англии отказаться от политики затяжной войны и перейти к решительному наступлению в Европе определялось как победами и быстрым

Из книги Великая Отечественная – известная и неизвестная: историческая память и современность автора Коллектив авторов

Раздел 4. Освободительная миссия Красной Армии в Европе в

Из книги «Русская освободительная армия» против Сталина автора Хоффманн Йоахим

Знаки различия Русской освободительной армии 1 – петлицы для офицеров; 2 – петлицы для рядовых; 3 – рядовой; 4 – ефрейтор; 5 – унтер-офицер; 6 – фельдфебель; 7 – лейтенант; 8 – старший лейтенант; 9 – капитан; 10 – майор; 11 – подполковник; 12 – полковник; 13 – генерал-майор; 14 –

Репортажи о Рейхстаге. Часть I I I

Парламент принадлежит народу. "Dem deutschen Volke" - "Немецкому народу", - написано над входом в Рейхстаг в Берлине. Архитектор Пауль Валло (Paul Wallot) хотел разместить эту своего рода дарственную надпись еще в 1894 году, к открытию здания имперского парламента на его фасаде, однако столкнулся с сопротивлением германского кайзера Вильгельма II (Wilhelm II.). Упоминание "народа" в этом контексте ему не понравилось.

Место, предусмотренное для посвящения, более десяти лет оставалось пустым. Лишь в разгар Первой мировой, когда в 1916 году и депутаты от Социал-демократической партии согласились проголосовать за военные кредиты, а Германия уже изрядно устала от войны, кайзер решил ответить широким жестом. Буквы отлили модным в те времена каллиграфическим шрифтом унициал из бронзы двух французских пушек, взятых во время освободительных войн 1813-1815 годов.

С 1894 по 1918 годы в здании Рейхстага в Берлине работал имперский парламент кайзеровской Германии, а затем вплоть до пожара 1933 года - парламент Веймарской республики, из окна которого она и была в свое время провозглашена. Вновь стать резиденцией парламента зданию было суждено лишь в 1999 году.

На фасаде Рейхстага до сих пор находятся оригинальные буквы - немые свидетели поджога 1933 года, прихода к власти национал-социалистов, проведения в пострадавшем здании антисемитских и антикоммунистических выставок типа "Вечный жид" ("Der ewige Jude") или "Большевизм без маски" ("Bolschewismus ohne Maske"). Позже здесь демонстрировались макеты "Германии" ("Welthauptstadt Germania") - новой "столицы мира", которую на месте Берлина по заказу Адольфа Гитлера собирался возвести его придворный архитектор Альберт Шпеер (Albert Speer).

Поджог Рейхстага послужил формальным поводом для расправы с оппозицией и захвата власти национал-социалистами, а его обстоятельства до сих пор окончательно не расследованы. В поджоге Гитлер обвинил коммунистов, а коммунисты - Гитлера. Во время пожара зал заседаний Рейхстага практически полностью выгорел. Следующий однопартийный "парламент" (тут уже надо поставить кавычки), в который вошли исключительно депутаты от НСДАП, проводил свои заседания в Кролль-опере (Krolloper) около Бранденбургских ворот. Этот опереточный "парламент" берлинцы язвительно называли "самым высокооплачиваемым мужским хором в мире" ("höchstbezahlter Männergesangsverein").

Интересный факт. Во время поиска участка для строительства Рейхстага, на что после принятия соответствующего решения в 1871 году ушло более десяти лет (мы рассказывали об этом в предыдущей части репортажа), депутатам предлагали приобрести Кролль-оперу и построить здание на ее месте. Они несколько раз ставили вопрос на голосование, но неизменно отвергали этот вариант. Депутаты не хотели, чтобы здание кайзеровского парламента стояло на месте бывшего увеселительного заведения...

С 1933 по 1942 годы нацистский рейхстаг собирался на свои пропагандистско-показательные заседания всего 19 раз - в том числе 15 сентября 1935 года на выездную сессию в "городе партийных съездов НСДАП" Нюрнберге, чтобы проголосовать за "расовые законы", которые положили начало массовому уничтожению европейских евреев.

Видео: Надписи советских солдат

В годы Второй мировой войны окна Рейхстага, который в системе архитектурных и идеологических символов диктатуры национал-социалистов никакой роли не играл, замуровали. В некоторых его помещениях фирма AEG наладила производство радиоламп, в других разместили военный лазарет и акушерское отделение берлинской клиники "Шарите" (Charité).

На протяжении первого послевоенного десятилетия здание, оказавшееся в западной части Берлина, находилось в полуразрушенном виде. В 1954 году из-за угрозы обрушения взорвали остатки купола, хотя, по мнению некоторых архитекторов, без особой на то необходимости. Вскоре решили провести ремонт, однако в условиях разделенной Германии не было ясно, в каких целях использовать здание Рейхстага.

Ремонтные работы затянулись до 1973 года. Западногерманский архитектор Пауль Баумгартен (Paul Baumgarten), выигравший конкурс, отказался от восстановления купола, а также, что вполне соответствовало прагматичному духу 60-х годов, удалил множество резных и штукатурных украшений в стиле неоренессанса и необарокко, ссылаясь на то, что они и так сильно пострадали во время войны и постепенно разрушались после нее.

Надписи на русском

Стены внутри облицевали белыми панелями, под которыми скрыли следы боев, а также автографы советских солдат, таким образом - вольно или невольно - сохранив их для будущего. Бывший зал заседаний, сгоревший в 1933 году, восстановили, причем, с расчетом на воссоединение Германии, чтобы хватило места всем депутатам. В некоторых помещениях была размещена историческая экспозиция, рассказывающая об истории здания.

В 1971 году державы-победительницы приняли новое Четырехстороннее соглашение по Западному Берлину (Viermächteabkommen über Berlin) о статусе этой части разделенного города. В период разрядки напряженности Советский Союз, США, Великобритания и Франция договорились о том, что Западный Берлин не является составной частью ФРГ, но Федеративная Республика Германия получала право представлять его интересы на международной арене, если они не затрагивали стратегические вопросы и проблемы безопасности.

Этот договор воспрепятствовал планам проводить некоторые пленарные заседания бундестага в Западном Берлине. Правда, в отремонтированном здании Рейхстага иногда проходили собрания фракций и слушания комиссий, на которые депутаты прилетали из Бонна. Но эти мероприятия носили, скорее, символический характер: они демонстрировали стремление ФРГ объединить страну.

Объединение Германии

Одно из самых значимых событий в современной немецкой истории произошло около здания Рейхстага 3 октября 1990 года. В полночь на флагштоке перед западным порталом был поднят черно-красно-золотой флаг объединенной Германии. Именно в этот день, менее чем через год после падения Берлинской стены, произошло формально-юридическое воссоединение страны. Кадры кинохроники показывают освещенные прожекторами ступени Рейхстага. Канцлер Гельмут Коль с женой в окружении немецких политиков. Многотысячная масса людей в темноте исполняет национальный гимн о единстве, справедливости и свободе: "Einigkeit und Recht und Freiheit…"

Во время ремонта здания в 1995-1999 годах, перед переездом столицы Германии из Бонна в Берлин практически все изменения, внесенные Баумгартеном, исправили, ориентируясь на оригинальные планы Валло. Но реконструкция, конечно же, не преследовала цели восстановить Рейхстаг в прежнем виде. Сохранение следов истории было одним из условий открытого международного конкурса, который выиграл британский архитектор Норман Фостер.

О взятии Рейхстага в 1945 году посетителям и депутатам напоминают надписи, сделанные солдатами Красной Армии. Сейчас, благодаря специальной реставрационной технологии, они выглядят так, будто появились только вчера. Все солдатские автографы, обнаруженные на стенах после снятия "баумгартенской" облицовки, сначала зафиксировали на фото, а затем перевели на немецкий язык.

Часть надписей оставили для обозрения, часть пришлось убрать под штукатурку, но так, чтобы их сохранить, то есть законсервировать. Надписи, содержавшие нецензурные слова и непристойности, удалили, предварительно согласовав это с российскими дипломатами.

Во время экскурсий по зданию гиды любят повторять историю про первых депутатов, попавших в Рейхстаг после переезда парламента из Бонна в Берлин. Один из них, увидев автографы советских солдат, подумал, что это свежие следы, оставленные какими-то хулиганами в только что отремонтированных помещениях. Депутат позвонил в управление делами парламента, чтобы рассказать об этом вопиющем безобразии, но там ему объяснили происхождение и смысл этих надписей. Отметим, что не всем депутатам понравилась тогда идея сохранить исторические напоминания, но поддержки они не получили.

Смотрите также:
История Бранденбургских ворот

    Символ единства

    До середины XIX века Берлин был окружен городской таможенной стеной. На его территорию можно было попасть через восемнадцать ворот, которые позже разобрали, - за исключением одних-единственных. Сегодня они являются самой популярной достопримечательностью немецкой столицы и архитектурным символом объединенной Германии.

    "Афины на Шпрее"

    Так это место выглядело в 1764 году. Около четверти века спустя прусский король Фридрих Вильгельм II распорядился построить здесь новые ворота. Архитектор Карл Готхард Лангханс подготовил проект в стиле классицизма, взяв в качестве образца для подражания античные ворота, оформлявшие вход на Акрополь. Берлин в это время был центром культурной жизни Европы и его даже называли "Афинами на Шпрее".

    Ворота мира

    Строительство ворот завершили в августе 1791 года. В 1793 году на них установили квадригу, которой сейчас управляет богиня победы Виктория. Но первоначально это место на Воротах мира (Friedenstor), как их тогда называли, занимала Эйрена - дочь Зевса, богиня мира в древнегреческой мифологии. Проект триумфальной колесницы, запряженной четверкой лошадей, разработал скульптор Иоганн Готфрид Шадов.

    image" src="https://dw.com/image/19408937_303.jpg" title="1814 год" alt="1814 год">

    Триумфальное возвращение

    В 1814 году после разгрома войск Наполеона коалицией, во главе которой стояли Россия и Пруссия, квадригу торжественно вернули из Парижа в Берлин. Ворота приобрели новый облик. Они стали прусской триумфальной аркой. Автором проекта был архитектор Карл Фридрих Шинкель. Квадригой теперь управляла не богиня мира, а богиня победы Виктория, получившая в награду железный крест и венок из дубовых листьев.

    Нацистская пропаганда

    Во времена "третьего рейха" национал-социалисты использовали Бранденбургские ворота для своей пропаганды. Уже сразу после захвата власти Гитлером в январе 1933 года они устроили здесь факельное шествие. Берлин должен был стать "Столицей мира". Планы создания "Германии" предусматривали строительство новой гигантский триумфальной арки, снос целых кварталов, но не Бранденбургских ворот.

    После войны

    Во время бомбардировок Второй мировой войны и взятия Берлина Бранденбургские ворота получили серьезные повреждения. В разделенном городе они оказались в советской оккупационной зоне. До 1957 года над ними развевался флаг СССР, а затем - ГДР. Квадрига была полностью разрушена. От нее уцелела лишь голова одной из лошадей. Сейчас она находится в музее.

    Реконструкция

    Скульптуру пришлось восстанавливать. В данном вопросе Восточный и Западный Берлин, несмотря на политическое противостояние, пошли на сотрудничество. Для этого использовали слепки, изготовленные во время войны незадолго до начала массированных бомбардировок Берлина. Точную копию квадриги установили в 1957 году. Однако вскоре власти ГДР внесли коррективы: убрали крест и прусского орла.

    Ничейная территория

    13 августа 1961 года было начато строительство стены. В результате Бранденбургские ворота оказались на запретной полосе между Восточным и Западным Берлином. Стена проходила прямо перед ними. Доступ сюда теперь имели только восточногерманские пограничники, а сами эти исторические ворота стали символом раздела Германии.

    "Снесите эту Стену!"

    Речь, которую 12 июня 1987 года произнес здесь президент США Рональд Рейган, вошла в историю. "Господин Горбачев, снесите эту Стену! - призвал он советского лидера. - Откройте эти ворота!" Слова Рейгана, усиленные мощными динамиками, были слышны на территории Восточного Берлина. Тогда еще никто не знал, что случится всего через два года.

    Падение Белинской стены

    Сразу после падения Берлинской стены 9 ноября 1989 года тысячи людей отправились к Бранденбургским воротам, чтобы отпраздновать это событие. Символ раздела Германии стал символом воссоединения страны.

    Место встречи

    Сегодня Бранденбургские ворота являются не только популярной достопримечательностью, но и местом для концертов, праздников, демонстраций. В 2006 году во время проходившего в Германии мирового футбольного первенства перед ними впервые устроили так называемую милю для фанатов - многодневный праздник болельщиков с прямыми трансляциями матчей на гигантских экранах.

    Солидарность

    Каждую осень в Берлине проходит фестиваль света Festival of Lights, в программу которого включены Бранденбургские ворота. Они также становятся местом выражения солидарности после терактов и других чрезвычайных происшествий. Эта фотография была сделана в июне 2016 года после нападения на гей-клуб в американском городе Орландо.

    Ханука

    10-метровую Ханукию установили перед Бранденбургскими воротами в декабре 2015 года. Согласно традициям иудаизма, свечи этого светильника зажигают в течение восьми дней праздника Хануки. В церемонии участвовала уполномоченная правительства ФРГ по вопросам культуры и СМИ Моника Грюттерс. В настоящий момент в немецкой столице проживает около 12 тысяч евреев.

    Символ

    Бранденбургские ворота - памятник европейской и немецкой истории, свидетели многочисленных войн и символ надежды. "Frieden" - "Мир". Эту световую инсталляцию можно было увидеть на Бранденбургских воротах в 2014 году по случаю 25-летия падения Берлинской стены.