Многие знания умножают скорбь. Екклесиаст: "Умножающий познание умножает скорбь"

  • Дата: 23.03.2024

Прежде чем знакомиться с высказываниями по теме, следует учесть, что процесс обучения может быть как позитивным, так и негативным. Ведь мы усваиваем не только хорошее, но и плохое, учимся не только знаниям, но и заблуждениям. Поэтому не всякое обучение и не всякое знание полезно для человека. А о некоторых вещах нам так и вовсе лучше ничего не знать.

Бич человека - это воображаемое знание. (Монтень)

Благоденствие - это великий учитель, но несчастье - учитель величайший. Богатство изнеживает разум, лишения укрепляют его. (Уильям Хэзлитт)

Бывают знания и ощущения, которые можно выразить только ещё непридуманными словами. (Готфрид Бенн)
(Новые знания - новые термины)

Великое искусство научиться многому - это браться сразу за немногое. (Джон Локк)

Вера и знание - это две чаши весов: чем выше одна, тем ниже другая. (Шопенгауэр)

Вещам, которым надо бы учиться, чтобы их делать, - лучше учиться, делая их. (Аристотель)

В древности люди учились для того, чтобы совершенствовать себя. Нынче учатся для того, чтобы удивить других. (Конфуций)

Во многом знании - много печали, и кто умножает своё знание, умножает свою скорбь. (Экклезиаст)

Всему, чему я научился в жизни, я научился сам. (Д.Б. Шоу)

В слове «учёный» заключается только понятие о том, что его много учили, но это совсем не означает, что он на самом деле чему-то научился. (Г. Лихтенберг)

В сущности, старость начинается с того момента, когда человек утратил способность учиться. (А. Граф)

Всякий, изучающий историю народных бедствий, может убедиться, что большую часть несчастий на земле приносит невежество. (Гельвеций)

Где отсутствует истинное знание, там невежество именует себя наукой. (Д.Б. Шоу)

Глубокие идеи похожи на те чистые воды, прозрачность которых затемнена их же глубиной. (Гельвеций)

Гораздо важнее знать, что делается, чем делать то, что знаешь. (Боэций)

Даже известное известно немногим. (Аристотель, «Поэтика»)

Девять десятых образования это поощрение. (Анатоль Франс)

Диплом учебного заведения - документ, удостоверяющий, что у тебя был шанс чему-нибудь научиться. (Янина Ипохорская)

Для того, кто не знает, всё возможно. (Кристоф Виланд)

Дом, в котором нет книги, подобен телу, лишенному души. (Цицерон)

Дурака учить, что мёртвого лечить. (Русская посл.)

Единственное лекарство против суеверия - это знание.
(Амброиз Бирс)

Единственный разумный способ обучать людей - это подавать им пример. (А. Эйнштейн)

Единственный способ защититься от внешнего мира - это глубоко его познать. (Локк)

Если бы молитвы детей осуществлялись - ни одного учителя не осталось бы в живых. (Персидская посл.)

Если моя теория не согласуется с фактами, - тем хуже для фактов. (Гегель)
(Практически всегда данное высказывание трактуется как иллюстрация чрезмерного самомнения. Однако смысл высказывания в другом. Акцент установлен на мощь теории. Совершенная теория проверяет на подлинность факты, а не наоборот. И если факты не согласуются с этой теорией, значит, они ошибочны)

Если мы действительно что-то знаем, то мы знаем это благодаря изучению математики. (П. Гассенди)

Если разрушается мышление, то разрушается и порядок. (Конфуций)

Если ты в кое в чём что-то не понимаешь, это ещё не значит, что во всём остальном ты уже разобрался. (Автор не установлен)

Если учитель ест стоя, то ученик ест на ходу. (Малайско-индонезийская посл.)

Если я тебе расскажу, как я это делаю, то народ перестанет платить деньги мне, и начнёт платить их тебе. (Ходжа Насреддин)

Есть книги, из которых можно узнать обо всём, и ничего не понять. (Гёте)

Есть моменты, когда невежество есть благо. (Чарльз Диккенс)

Есть только две вещи, на которых не следует экономить, - это своё здоровье и образование своих детей. (Теткоракс)

Есть три рода невежества: совсем не знать ничего; знать дурно то, что все знают; знать не то, что следует знать. (Шарль Дюкло)

Ещё Монтень открыл, что заучивание наизусть не имеет ничего общего со знанием. (Гаральд Хайнрих)

Живые не могут ничему научить мёртвых; зато мёртвые учат живых. (Шатобриан)

Заблуждающихся следует подвергать единственному наказанию - заставлять их учиться. (Платон)

Знание есть сила, сила есть знание. (Ф. Бэкон)
(В оригинале: Knowledge itself is power. («Знание само по себе - сила»)

Знание некоторых принципов легко возмещает незнание некоторых фактов. (К. Гельвеций)

Знание столь драгоценная вещь, что его не зазорно добывать из любого источника. (Фома Аквинский)

Знание - это информация о том, что томат является фруктом. Не положить томат во фруктовый салат - это мудрость. (Майлс Кингтон)

Знание - это то, что наиболее существенным образом возвышает одного человека над другим. (Джозеф Адисон)

Знать людей - значит, знать их страсти. (Б. Дизраэли)

Идеи - как кролики: берёшь пару, учишься с ними обращаться и довольно скоро их у тебя дюжины. (Джон Стейнбек)

Избегать суеверий - суеверие. (Ф. Бэкон)

Из всех научных теорий мне по душе та, согласно которой кольца Сатурна целиком состоят из потерянного авиабагажа. (Марк Рассел)

Из книг учатся всему, кроме того, каким образом пользоваться ими самими. (Ф. Бэкон)

Изучить - значит, понять правильность того, что думают другие. (Гегель)

Интуиция это не осознаваемые человеком знания. (Теткоракс)

Каждый образованный человек должен знать, что у гранёного стакана четырнадцать граней, а у креветки десять ног. (Теткоракс)

Качество знаний обратно пропорционально умению пользоваться поисковыми системами.
(Да, нам интернет ученье заменил)

Когда знание забыто - это ещё полбеды, но когда оно передано недостойному - это уже преступление. (Пророк Магомет)

Кого боги хотят покарать, того они делают педагогом. (Сенека)

Кто ничего не знает, тому и ошибаться не в чем. (Менандр)

Кто ничего не знает, поверит во всё. (Мария Эбнер Эшенбах)

Кто постигает новое, лелея старое, тот может быть учителем. (Конфуций)

Кто умеет - делает; кто не умеет - учит других. (Д.Б. Шоу)

Кто умеет - делает; кто не умеет - учит других; а кто не умеет и этого - учит учителей. (Лоренс Питер)

Кто умнее: дурак или тот, у кого он учился? (Теткоракс)

Кто умножает познания, умножает скорбь. (Соломон)

Кто учится, не размышляя, впадёт в заблуждение. Кто размышляет, не желая учиться, окажется в затруднении. (Конфуций)

Ложное знание опаснее невежества. (Д.Б. Шоу)

Лучшие книги говорят то, что известно и без них. (Джордж Оруэлл)

Любое человеческое знание начинается с интуиции, переходит к понятиям и завершается идеями. (И. Кант)

Люди в своем большинстве живо интересуются всем на свете, за исключением того, что действительно стоит знать. (О. Уальд)

Многие вещи нам непонятны не потому, что наши понятия слабы, а потому, что сии вещи не входят в круг наших понятий.
(Козьма Прутков)

Многие знания - многие печали. (Соломон, Экклезиаст 1:18)

Многому я научился у своих наставников, ещё большему - у своих товарищей, но больше всего - у своих учеников. («Талмуд»)

Мы все учились понемногу
Чему-нибудь и как-нибудь. (А.С. Пушкин)

Мы знаем столько, сколько помним. (Латинская посл.)

Мы познаём человека не по тому, что он знает, а по тому, чему он радуется. (Рабиндранат Тагор)

Мы столько можем, сколько знаем. Знание - сила. (Ф. Бэкон)

На дне колодца знания залегает истина. Выпив оттуда всю воду, ты легко обретёшь искомое. (Авессалом Подводный)

На одного человека, желающего учить, приходится около тридцати, не желающих думать. (У. Селлар)

Народ можно принудить к послушанию, но нельзя принудить к знанию. (Конфуций)

Настанет время, когда наши потомки будут удивляться, что мы не знали таких очевидных вещей. (Сенека старший)

Наука изощряет ум; ученье вострит память. (Козьма Прутков)

Научиться можно только тому, что любишь. (Гёте)

Научиться мудрости так же невозможно, как научиться быть красивым. (Генри Шоу)

Наши недостатки - суть лучшие наши учителя. Но к лучшим учителям всегда бываешь неблагодарным. (Ницше)

Невежество делает людей смелыми, а размышление - нерешительными. (Фукидид)

Недостаточно быть талантливым учеником, надо, чтобы талантливым был и учитель. (Автор не установлен)

Не знаешь - молчи! Знаешь - помалкивай! (Автор не установлен)

Незнание - не довод, невежество - не аргумент. (Б. Спиноза)

Нелегко встретить человека, который отдав учению три года, не мечтал бы занять высокий пост. (Конфуций)

Не пекись о снискании великого знания: из всех знаний нравственная наука, быть может, есть самая нужнейшая, но ей не обучаются. (Пифагор)

Непознанная жизнь не стоит того, чтобы быть прожитой. (Сократ)

Не слово, а несчастье есть учитель глупцов. (Демокрит)

Неспособность учиться в пожилом возрасте объясняется (и притом несомненно) нежеланием более повиноваться. (Георг Лихтенберг)

Не стремись знать всё, чтобы не стать во всём невеждой. (Демокрит)

Нет большей ненависти в мире, чем ненависть невежд к знанию. (Галилей)

Неуч только скучен, педант же несносен. (Наполеон Бонапарт)

Нужно помнить, что неопытная деревенщина всегда обещает чересчур много и уверена, что знает то, чего на самом деле она не знает. (Флавий Вегеций)

Образование - не помеха женственности: докторши так же глупы, как и прочие женщины. (Гуго Штейнхауз)

Образование - это способ приобретения предубеждений более высокого порядка. (Лоуренс Питер)

Образование - это то, что у вас останется, когда вы забудете всё, чему учились. (Б.Ф. Скиннер)

Обучать - значит, вдвойне учиться. (Жозеф Жубер)

Общество, в котором старики ленятся учить молодёжь, а молодёжь считает, что у стариков учиться нечему, обречено. (Теткоракс)

Одно из величайших бедствий цивилизации - учёный дурак. (Карел Чапек)

О достоинствах учителя нельзя судить по размерам толпы, следующей за ним. (Ричард Бах)

Опыт - лучший учитель. (Латинская посл.)

Основная задача образования состоит в том, чтобы сделать свой ум собеседником, с которым было бы приятно вести беседу.
(Сидни Харрис)

От того, чему учит сегодня ваша школа, зависит то, чем спустя поколение будет заниматься ваше правительство. (Авраам Линкольн)

Отыщи всему начало, и ты многое поймешь. (Козьма Прутков)

Очень многих я видел на своем веку, которые были доведены до совершенной тупости неумеренной жаждой знания. (М. Монтень)

Плох тот ученик, который не превосходит учителя.
(Леонардо да Винчи)

Познание начинается с удивления. (Аристотель)

Познания уничтожают деятельность: для того чтобы действовать, нужно быть ослеплённым иллюзией. (Ницше)

Пока живёшь - учись. Не жди, что старость принесёт с собой мудрость. (Солон)

Постоянно наставляй своих близких на путь истинный, иначе со временем, их проблемы станут твоими проблемами. (Теткоракс)

Поучать старца - что лечить мертвеца. (Диоген)

Прежде чем познать всё, познай необходимое. (Теткоракс)

При изучении наук примеры полезнее правил. (Исаак Ньютон)

Простых людей поражают невероятные явления; образованных же, напротив, пугает и озадачивает всё самое простое, обыденное. (Эдмунд Бёрк)

Птица учит рыбу летать, рыба учит птицу плавать. Чему они могут научиться друг у друга? Они учатся тому, что каждый должен заниматься своим делом. (Теткоракс)

Пусть первым уроком ребёнка будет повиновение. Тогда вторым может стать то, что ты считаешь необходимым. (Б. Франклин)

Редко случается высказать здравую мысль тому, кто всегда тщится быть оригинальным. (Вовенарг)

Редко становится великим тот, кто не нашел в себе мужества пренебречь знанием множества ненужных вещей. (К. Досси)

Самое вредное это вовсе не невежество, а знание чертовой уймы вещей, которые на самом деле не верны.
(Фрэнк Найт, американский экономист)

Совершенство - это знание человека о своём несовершенстве. (Аврелий Августин)

Сократ… заставлял сначала говорить учеников, а затем уже говорил сам. (Монтень)

Сравнивай свои желания с желаниями других и делай для себя выводы - вот простой способ учиться мудрости в этом мире.
(Хун Цзычен)

Стар становлюсь, но всегда многому всюду учусь. (Солон)

Строгость учителя лучше ласки отца. (Персидская посл.)

Существуют четыре величайших препятствия к постижению истины, а именно: пример жалкого и недостойного авторитета, постоянство привычки, мнение несведущей толпы и прикрытие собственного невежества показной мудростью. (Роджер Бэкон)

Существуют шесть путей, дающих возможность познать человека. Это его выражение лица, его слова, его дела, его характер, его цели и, наконец, мнение других людей. (Ф. Бэкон)

Сытое брюхо к ученью глухо. (Русская посл.)

Тем, кто хочет учиться, часто вредит авторитет тех, кто учит. (Цицерон)

Тот, кто знает, чего хочет, или слишком мало хочет, или слишком много знает. (Автор в розыске)

Тот, кто ничего не знает, ни в чём не сомневается. (Рэндл Котгрейв)

Тот, кто обращаясь к старому, способен открыть новое, достоин быть Учителем. (Конфуций)

Тот, кто правильно указывает на мои ошибки, - мой учитель; тот, кто правильно отмечает мои верные поступки, - мой друг; тот, кто мне льстит, - мой враг. (Сунь Цзы)

Тот, кто умеет, - делает, кто не умеет - учит. (Д.Б. Шоу)

Тот, у кого есть воображение, но нет знаний, имеет крылья, но не имеет ног. (Жозеф Жубер)

То, что мы знаем, - ограничено, а то, чего мы не знаем, - бесконечно. (Апулей)

Трагедия мира в том, что у мечтателей мало опыта, а у практиков скудное воображение. Глупцы действуют по фантазиям без знаний; педанты - по знаниям без фантазий. Задача университета в том, чтобы соединить воображение с практикой. (Альфред Уайтхед)

Три пути ведут к знанию: путь размышления - самый благородный, путь подражания - самый лёгкий и путь опыта - самый горький. (Конфуций)

Трудно привести к добру нравоучениями, легко примером. (Сенека)

Ты не можешь ничего поделать с окружающей тебя тупостью! Но не волнуйся напрасно, ведь камень, брошенный в болото, не производит кругов. (Шопенгауэр)

Ты никогда не будешь знать достаточно, если не будешь стремиться узнать больше, чем достаточно. (Уильям Блейк)

Умные поучают дураков, дураки - идиотов, идиоты - умных. Именно таким образом и происходит круговорот знаний в природе. (Теткоракс)

Умные учатся на чужих ошибках, глупые - на своих, а мы - ни на своих, ни на чужих. (Теткоракс)

Урок только тогда является настоящим уроком, когда он подталкивает нас начать движение в верном направлении.

Уча, учимся. (Сенека)

Учение без размышления бесполезно, размышление без учения - опасно. (Конфуций)

Ученикам, чтобы преуспеть, надо догонять тех, кто впереди, и не ждать тех, кто позади. (Аристотель)

Ученик - это не сосуд, который надо наполнить, а факел, который надо зажечь. (Плутарх)

Ученье свет, а неученье - чуть свет и на работу. 😦

Ученье - свет, а неучёных - тьма. (Автор в розыске)

Учёность - единственное, что в нас божественно и бессмертно; величайшие преимущества, которыми одарена человеческая природа, это разум и речь. (Плутарх)

Учи своих детей - чужие и так учёные. (Вьетнамская посл.)

Учись пользоваться тем, что есть, тогда не понадобится то, чего нет. (Ф. Честерфилд)

Учись так, как будто тебе предстоит жить вечно; живи так, как будто тебе предстоит умереть завтра. (О. Бисмарк)

Учитель нужен дураку, ученику нужен Мастер. (Би Дорси Орли)

Учителя, которым дети обязаны воспитанием, почтеннее, чем родители, которым дети обязаны лишь рождением: одни дарят нам только жизнь, а другие добрую жизнь. (Аристотель)

Учиться - значит, открывать то, что ты уже знаешь. Делать - значит демонстрировать, что ты знаешь то, что делаешь. (Ричард Бах)

Учиться можно и у врага. (Овидий)

Учиться на чужих ошибках гораздо труднее, чем на своих собственных. (Автор не установлен)

Учиться никогда не поздно,
Исправь поступки юных лет;
То сердце прямо благородно,
Что ищет над собой побед. (Г. Державин)

Хитрые люди презирают учение, простые преклоняются перед ним, мудрые пользуются им. (Томас Маколей)

Храни свои знания, подобно часам, во внутреннем кармане; не демонстрируй их, как демонстрируют часы, без всякого повода, с тем лишь, чтобы показать, что они у тебя есть. (Ф. Честерфилд)

Хуже парня, который считает себя всезнайкой, может быть только тот, кто и в самом деле всё знает. (Эл Бернштейн)

Целью школы всегда должно быть воспитание гармоничной личности, а не специалиста. (Эйнштейн)

Чего сами не знают, тому учат других. (Цицерон)

Человек, который ничего не читает, образованнее того, кто не читает ничего, кроме газет. (Томас Джефферсон)

Человек, который слишком стар, чтобы учиться, по всей вероятности, всегда был слишком стар, чтобы учиться.
(Генри Хаскинс)

Человек не является ни самой древней, ни самой постоянной из проблем, возникавших перед человеческим познанием.
(Мишель Фуко)

Человек, отправляющийся в путешествие в страну, языка которой не знает, собственно, отправляется в школу, а не в путешествие.
(Ф. Бэкон)

Чем больше понимаешь, тем больше круг людей, которым с тобой не о чем говорить (Алекс Ведов)

Чем легче учителю учить, тем труднее ученикам учиться.
(Лев Толстой)

Чем правильнее нам кажется суждение, тем тщательнее мы должны его проверять. (Теткоракс)

Чему может научить рыба птицу? (Би Дорси Орли)

Чем хуже учитель учит, тем больше он спрашивает; чем он слабее, как воспитатель, тем боле крутые меры он принимает. (Автор в розыске)

Чтение делает человека знающим, беседа - находчивым, а привычка записывать - точным. (Ф. Бэкон)

Чтоб познать других - два средства есть:
Одна насмешка, а другая лесть. (Гёте)

Я утверждаю, что… самопознание ни к чему путному не приводило. (И. Гёте)
(Высказывание явно вырвано из контекста. Искать этот контекст составителю в облом)

- Что вы читаете, учитель?
- Мне уже не интересно читать, я пишу.

Что переварили учителя, тем питаются ученики. (Карл Краус)

Что такое образование? Изучить, забыть и случайно вспомнить. (Автор в розыске)

Школа - это место, где шлифуют булыжники и портят алмазы. (Роберт Ингерсолл)

Школьная программа это вопрос выживания государства. (Теткоракс)

Я всегда рад учиться, но мне не всегда по душе, когда меня учат.
(У. Черчилль) (Точнее, - поучают)

Я знаю, что ничего не знаю. Но другие не знают даже этого. (Сократ)

Я не учу мудрости, я избавляю от предрассудков. (Пифагор)

Я никогда не позволял школьному обучению мешать моему образованию. (Марк Твен)

Я плачу учителю, но учат моего сына его соученики.
(Ральф Эмерсон)

Я убедил себя, что следует больше доверять тем, кто учит, а не тем, кто приказывает. (Августин)

Книга Экклезиаста – одна из наиболее интересных частей Ветхого Завета, так как представляет собой скорее не религиозный, а философский текст, осмыслению взаимоотношений человека и Вселенной. К сожалению, текст пронизан фатализмом и пессимистическим взглядом на мир и людей. Среди прочих наблюдений книги сообщает, что «познал мудрость, безумие и » и пришел к выводу, что все это «томление духа», а тот, кто «умножает познания, умножает ».

Автор книги Экклезиаста советует отказаться от попыток улучшить мир и человечество, а вместо этого получать наслаждение от жизни.

С определенной точки зрения, эта мысль вполне справедлива, поскольку обилие информации, ее осмысление и выделение причинно-следственных связей могут привести человека к достаточно грустным выводам. В принципе, этот тезис иллюстрирует и известная русская поговорка «меньше знаешь, крепче спишь». Даже в самом примитивном смысле это выражение верно, ведь чем меньше негативной информации известно, тем меньше поводов для печали. Именно поэтому многие люди предпочитают игнорировать новостные сводки, чтобы не расстраиваться.

Многие знания - многие печали

Однако царь Соломон имел ввиду не только сознательный отказ от актуальных новостей. Дело в том, что процесс познания, как правило, связан с разочарованием. Чем меньше достоверных сведений доступно человеку, тем больше остается простора для воображения. Поскольку мрачные мечты людям обычно не свойственны, некое представление на основе недостаточных знаний, дополненное фантазиями, практически всегда будет более радужно, чем в реальности.

Само слово «экклезиаст» означает приблизительно «проповедующий перед группой людей».

Наконец, к этим огорчениям примешивается сожаление о людских поступках и их мотивах. Здесь, как и в предыдущем случае, проблема заключается в том, что реальные люди зачастую изрядно отличаются от представления о них. Например, многие дети, повзрослев, разочаровываются в любимых героях детства, узнав, что их поступками двигали не благородные побуждения, а банальная нехватка денег или честолюбие. С другой стороны, подобные рассуждения выглядят несколько однобокими, однако это беда почти всей книги Экклезиаста. В реальной жизни не стоит забывать, что сознательно или подсознательно лишая себя тех или иных знаний, вы не только уменьшаете вероятность разочарования, но и делаете свою жизнь более скучной и пресной. Конечно, многие знания могут привести ко многим печалям, но существование без знаний вообще – намного хуже, поэтому не лишайте себя радости познания мира, несмотря на мрачные выводы царя Соломона.

ЕККЛЕСИАСТ (ЭККЛЕЗИАСТ)

(проповедник) - книга, после продолжительных споров включенная в ветхозаветный канон. Это - одно из самых ранних философских произведений о смысле жизни.

Авторство книги, по христианской традиции, приписывается царю Соломону. В тексте содержатся достаточно прозрачные намеки на этот счет: в зачине автор недвусмысленно называет себя «сыном Давидовым, царем Иерусалима», затем перечисляет известные деяния царя Соломона. Он упоминает, что является автором «множества притч», и постоянно ссылается на свою «мудрость»: «Вот, я возвеличился и приобрел мудрости больше всех, которые были прежде меня над Иерусалимом» (Еккл 1:16) .

«И предал я сердце мое тому, чтобы познать мудрость и познать безумие и глупость: узнал, что и это - томление духа; потому что во многой мудрости много печали; и кто умножает познания, умножает скорбь» (1:17–18) . (Ср. с русской народной поговоркой: «Будешь много знать - скоро состаришься»).

«Я предпринял большие дела: построил себе домы, посадил себе виноградники, устроил себе сады и рощи и насадил в них всякие плодовитые дерева; сделал себе водоемы для орошения из них рощей, произращающих деревья; приобрел себе слуг и служанок, и домочадцы были у меня; также крупного и мелкого скота было у меня больше, нежели у всех, бывших прежде меня в Иерусалиме; собрал себе серебра и золота и драгоценностей от царей и областей; завел у себя певцов и певиц и для услаждения сынов человеческих - разные музыкальные орудия.

И сделался я великим и богатым больше всех, бывших прежде меня в Иерусалиме; и мудрость моя пребыла со мною» (2:4–9).

«И увидел я, что преимущество мудрости перед глупостью такое же, как преимущество света перед тьмою: у мудрого глаза его - в голове его, а глупый ходит во тьме; но узнал я, что одна участь постигает их всех» (2:13–14).

Вместе с тем, самые авторитетные исследователи относят написание этой книги к более позднему времени, чем то, в котором жил Соломон. Они полагают, что книга написана около 300 г. до н. э., тогда как Соломон жил в X в. до н. э. Если исследователи правы, мы имеем дело с чьим-то сознательным розыгрышем.

Ощущение розыгрыша исходит и от содержания книги, и особенно от лукавой, отнюдь не меланхоличной интонации, сопутствующей «пессимистическим» пассажам о том, что «все - суета и томление духа».

«Суета сует, сказал Екклесиаст, суета сует, - все суета! Что пользы человеку от всех трудов его, которыми трудится он под солнцем? Род проходит, и род приходит, а земля пребывает во веки.

Восходит солнце, и заходит солнце, и спешит к месту своему, где оно восходит. Идет ветер к югу, и переходит к северу, кружится, кружится на ходу своем, и возвращается ветер на круги свои.

Все реки текут в море, но море не переполняется: к тому месту, откуда реки текут, они возвращаются, чтобы опять течь.

Все вещи - в труде: не может человек пересказать всего; не насытится око зрением, не наполнится ухо слушанием.

Что было, то и будет; и что делалось, то и будет делаться, и нет ничего нового под солнцем. Бывает нечто, о чем говорят: “смотри, вот это новое”; но это было уже в веках, бывших прежде нас. Нет памяти о прежнем; да и о том, что будет, не останется памяти у тех, которые будут после» (1:2–11).

Хочется привести как можно больше изречений: пусть каждый найдет свое и укрепится в своем нынешнем взгляде на мир или задумается.

«Видел я все дела, какие делаются под солнцем, и вот, все - суета и томление духа! Кривое не может сделаться прямым, и чего нет, того нельзя считать» (1:14–15).

«Всему свое время, и время всякой вещи под небом: время рождаться, и время умирать; время насаждать, и время вырывать посаженное; время убивать, и время врачевать; время разрушать, и время строить; время плакать, и время смеяться; время сетовать, и время плясать; время разбрасывать камни, и время собирать камни; время обнимать, и время уклоняться от объятий; время искать, и время терять; время сберегать, и время бросать; время раздирать, и время сшивать; время молчать, и время говорить; время любить, и время ненавидеть; время войне, и время миру» (3:1–8).

«Участь сынов человеческих и участь животных - участь одна: как те умирают, так умирают и эти, и одно дыхание у всех, и нет у человека преимущества перед скотом, потому что все - суета! Все идет в одно место: все произошло из праха и все возвратится в прах» (3:19–20).

«Видел я также, что всякий труд и всякий успех в делах производят взаимную между людьми зависть. И это - суета и томление духа!» (4:4).

«Итак увидел я, что нет ничего лучше, как наслаждаться человеку делами своими: потому что это - доля его; ибо кто приведет его посмотреть на то, что будет после него» (3:22).

«И если какому человеку Бог дал богатство и имущество, и дал ему власть пользоваться от них и брать свою долю и наслаждаться от трудов своих, то это дар Божий» (5:11–18).

«Кто находится между живыми, тому есть еще надежда, так как и псу живому лучше, нежели мертвому льву.

Живые знают, что умрут, а мертвые ничего не знают, и уже нет им воздаяния, потому что и память о них предана забвению» (9:4–5).

«Двоим лучше, нежели одному; потому что у них есть доброе вознаграждение в труде их: ибо если упадет один, то другой поднимет товарища своего. Но горе одному, когда упадет, а другого нет, который поднял бы его. Также, если лежат двое, то тепло им; а одному как согреться? И если станет преодолевать кто-либо одного, то двое устоят против него: и нитка, втрое скрученная, нескоро порвется.

Лучше бедный, но умный юноша, нежели старый, но неразумный царь, который не умеет принимать советы» (4:8–13).

«Когда даешь обет Богу, то не медли исполнить его, потому что Он не благоволит к глупым: что обещал, исполни. Лучше тебе не обещать, нежели обещать и не исполнить» (5:3–4).

«Если ты увидишь в какой области притеснение бедному и нарушение суда и правды, то не удивляйся этому: потому что над высоким наблюдает высший, а над ними еще высший; превосходство же страны в целом есть царь, заботящийся о стране» (5:7–8).

«Сладок сон трудящегося, мало ли, много ли он съест; но пресыщение богатого не дает ему уснуть. Есть мучительный недуг, который видел я под солнцем: богатство, сберегаемое владетелем его во вред ему. И гибнет богатство это от несчастных случаев: родил он сына, и ничего нет в руках у него. Как вышел он нагим из утробы матери своей, таким и отходит» (5:11–14).

«Доброе имя лучше дорогой масти (мази, притирания), и день смерти - дня рождения. Лучше ходить в дом плача об умершем, нежели ходить в дом пира; ибо таков конец всякого человека, и живой приложит это к своему сердцу.

Сетование лучше смеха; потому что при печали лица сердце делается лучше.

Сердце мудрых - в доме плача, а сердце глупых - в доме веселья.

Лучше слушать обличения от мудрого, нежели слушать песни глупых; потому что смех глупых то же, что треск тернового хвороста под котлом...

Притесняя других, мудрый делается глупым, и подарки портят сердце.

Конец дела лучше начала его; терпеливый лучше высокомерного. Не будь духом твоим поспешен на гнев, потому что гнев гнездится в сердце глупых.

Не говори: «отчего это прежние дни были лучше нынешних?», потому что не от мудрости ты спрашиваешь об этом» (7:1-10).

«Во дни благополучия пользуйся благом, а во дни несчастья размышляй: то и другое соделал Бог для того, чтобы человек ничего не мог сказать против Него.

Всего насмотрелся я в суетные дни мои: праведник гибнет в праведности своей; нечестивый живет долго в нечестии своем.

Не будь слишком строг, и не выставляй себя слишком мудрым; зачем тебе губить себя?

Не предавайся греху, и не будь безумен: зачем тебе умирать не в свое время?» (7:14–17).

«Бывает время, когда человек властвует над человеком во вред ему» (8:9).

«Не скоро совершается суд над худыми делами; от этого и не страшится сердце сынов человеческих делать зло.

Хотя грешник сто раз делает зло и коснеет в нем, но я знаю, что благо будет боящимся Бога... недолго продержится тот, кто не благоговеет пред Богом» (8:11–13).

«И обратился я, и видел под солнцем, что не проворным достается успешный бег, не храбрым - победа, не мудрым - хлеб, и не у разумных - богатство, и не искусным - благорасположение, но время и случай для всех их. Ибо человек не знает своего времени. Как рыбы попадаются в пагубную сеть, и как птицы запутываются в силках, так сыны человеческие уловляются в бедственное время, когда оно неожиданно находит на них» (9:11–12).

«Кто копает яму, тот упадет в нее, и кто разрушает ограду, того ужалит змей» (10:8).

«Горе тебе, земля, когда царь твой отрок, и когда князья твои едят рано! Благо тебе, земля, когда царь у тебя из благородного рода, и князья твои едят вовремя, для подкрепления, а не для пресыщения!» (10:16–17).

«Веселись, юноша, в юности твоей, и да вкушает сердце твое радости во дни юности твоей, и ходи по путям сердца твоего и по видению очей твоих; только знай, что за все это Бог приведет тебя на суд» (11:9).

«И помни Создателя твоего в дни юности твоей, доколе не пришли тяжелые дни и не наступили годы, о которых ты будешь говорить: “нет мне удовольствия в них!”» (12:1).

«Ибо отходит человек в вечный дом свой, и готовы окружить его по улице плакальщицы; доколе не порвалась серебряная цепочка, и не разорвалась золотая повязка, и не разбился кувшин у источника, и не обрушилось колесо над колодезем. И возвратится прах в землю, чем он и был; а дух возвратился к Богу, Который дал его» (12:5–7).

«...нет ничего лучше, как наслаждаться человеку делами своими...» (3:22).

Фраз.: «Веселись, юноша, в юности твоей» (ср. с поговоркой «блажен, кто смолоду был молод»); «во многой мудрости много печали; и кто умножает познания, умножает скорбь»; «время жить и время умирать»; «время собирать и разбрасывать камни»; «все возвращается на круги своя»; «все произошло из праха и все возвратится в прах»; «все реки текут в море»; «все - суета и томление духа»; «всему свое время»; «горе одному»; «горе тебе, земля, когда царь твой отрок»; «зло под солнцем»; «конец - делу венец»; «лучше быть живым псом, чем мертвым львом»; «лучше не обещать, чем обещать и не исполнить»; «нагим человек приходит в мир, нагим и покидает его»: «не рой другому яму»; «нет ничего лучше, как наслаждаться человеку делами своими»; «нет ничего нового под солнцем»; «преимущество мудрости перед глупостью такое же, как преимущество света перед тьмою: у мудрого глаза его - в голове его, а глупый ходит во тьме»; «раньше было лучше»; «род проходит, и род приходит, а земля пребывает во веки»; «что было, то и будет; и что делалось, то и будет делаться, и нет ничего нового под солнцем».

Лит.: А. С. Грибоедов, «Горе от ума». А. Кристи, «Зло под солнцем». А. Лундквист, «Реки текут к морю». Э. М. Ремарк, «Время жить и время умирать». Пейо Яворов, поэт. сборник «Томление души».

Константин Льдов

Суета сует

Закрыта Библия. Свеча едва мерцает

В раздумьи горестном склонилась голова...

Душа моя скорбит, чело мое пылает,

И кто-то надо мной все громче повторяет

Библейские слова:

«Все - суета сует! Промчится год за годом

И канет без следа... Займется вновь заря

И снова догорит, и род пройдет за родом,

И новые жрецы зажгут у алтаря

Лампады новые, и, трепетно горя,

Они осветят вновь забытые кумиры...

Развеются, как дым, державы и порфиры,

И слава, и любовь промчатся, как мечта,

И все пройдет, как сон... Все - тлен и суета!..»

....................................

Но что нам до того?.. Пускай века нам дали

Лишь проблеск радости, лишь веянье печали,

Мы всеобъемлющим сознанием своим

В одно мгновение всю вечность обнимали...

Царя мгновение, мы все-таки царим!


Отвечает Василий Юнак, 11.06.2007


Антонова Екатерина пишет: «Выражение "Многие знания- многие печали" взяты из Библии? Откуда идет выражение: "Возлюби ближнего своего как самого себя"»

Владимир спрашивает: «Ex, Orient, Lux связаны со светом Вифлиемской звезды?»

Первое высказывание берет начало в словах мудрого Соломона: "И предал я сердце мое тому, чтобы познать мудрость и познать безумие и глупость: узнал, что и это - томление духа; потому что во многой мудрости много печали; и кто умножает познания, умножает скорбь" (). Почему это так? Давайте вспомним наших прародителей Адама и Еву. Бог даровал им все, но только запретил вкушать плодов от дерева Познания добра и зла. Именно познание зла и греха, познание глупости - это приносит печаль. Сатана не может искушать нас тем, чего мы не знаем. Но он всегда апеллирует к нашему познанию, к нашему опыту греха. При этом, он затеняет плохое и выпячивает приятное в грехе - точно так же, как это делается в профессиональной рекламе.

Мы не можем думать о том, чего не знаем. Но как только мы что-то узнали, это непременно рано или поздно наложит свой отпечаток на нашу жизнь. И есть большая вероятность, что этот отпечаток не будет радостным. Посмотрите современные новости - радостны они? Стоит ли их знать? Не доставляют ли они нам печаль? А открытие атома - не доставило ли оно печаль? А изобретение интернета - не несет ли это вместе со многими положительными сторонами также и печаль о том, что Интернет гораздо больше используется для распространения порнографии, чем полезных знаний? И даже познание истины о Боге - сейчас в моих мыслях звучат слова одного евангельского гимна: «Голгофа, ты – печаль для нас: там Кровь святая пролилась; Голгофа, ты и радость нам: там путь открылся к небесам".

Как видите, во многом знании действительно много печали. Но Господь может обратить любую печаль в радость: "Истинно, истинно говорю вам: вы восплачете и возрыдаете, а мир возрадуется; вы печальны будете, но печаль ваша в радость будет. Женщина, когда рождает, терпит скорбь, потому что пришел час ее; но когда родит младенца, уже не помнит скорби от радости, потому что родился человек в мир. Так и вы теперь имеете печаль; но Я увижу вас опять, и возрадуется сердце ваше, и радости вашей никто не отнимет у вас" ().

Второе высказывание более известно как Вторая заповедь Иисуса Христа. Она записана в ; ; ; . Но на самом деле, эта заповедь была известна еще раньше, в Ветхом Завете. В таком же виде она была дана Господом через Моисея и записана в . Две заповеди Иисуса Христа, как их представляют многие христиане, есть не что иное, как просто сущность морального Закона Божьего, который был дан на двух скрижалях - первая скрижаль содержит четыре заповеди, предписывающие наше отношение к Богу, а вторая скрижаль содержит шесть заповедей, предписывающих наше отношение к ближним. Именно потому Христос сказал об этих заповедях, что "на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки" ().

В то же время, в Евангелии мы находим несколько другую редакцию этой заповеди. Вот там она подается как Новая заповедь Иисуса Христа: "Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга" (). Но вся новизна это заповеди заключается в том, что Христос устанавливает более высокий стандарт любви. До того, как Христос умер на голгофе, наивысшим стандартом любви была любовь человека к самому себе. Но Христос показал другой уровень любви - жертвенной любви. "Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего. А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас,

благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных. Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари? И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники? Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный" ().

Что же касается Вифлеемской звезды, то с ней прямо или косвенно могут быть связаны самые разные слова на разных языках. Мне не известно приведенное Вами слово "Ex", но слова "Orient" и "Lux" латинского происхождения и имеют значения "Восток" и "Свет" соответственно. Естественно, они используются в описании Рождественской истории в тех местах, где упоминается свет и говорится о мудрецах с Востока. Но ничего священного в этих словах не содержится, равно как и нет в них какого-то особого непосредственного смысла, связанного с Вифлеемской звездой. Просто латынь долгое время была литургическим языком многих христиан в мире, да и до сих пор остается

официальным языком Римо-католической Церкви. Вот мы и встречаем латинские слова западной христианской лексике, равно как и славянские слова в восточной христианской лексике.

Господь да благословит Вас!

Василий Юнак

Читайте еще по теме "Разное":

Во многой мудрости много печали
Из Библии (церковно-славянский текст). В Ветхом Завете (Книга Екклесиаста, или Проповедника) написано (гл. 1, ст. 17-18): «И предал я сердце мое тому, чтобы познать мудрость и познать безумие и глупость; узнал, что и это - томление духа. Потому что во многой мудрости много печали; и кто умножает познания, умножает скорбь» (рус. пер.).
Иносказательно: чем больше человек узнает о себе, ближних своих и о мире в целом, чем больше познает собственное и чужое несовершенство, тем больше и его печаль по этому поводу.
Используется: также, как шутливо-ироническая форма отказа в какой-либо информации.

Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. - М.: «Локид-Пресс» . Вадим Серов . 2003 .


Смотреть что такое "Во многой мудрости много печали" в других словарях:

    Суета сует, сказал Екклезиаст, суета сует, всё суета! Род проходит и род приходит, а земля пребывает вовеки. Восходит солнце, и заходит солнце, и спешит к месту своему, где оно восходит… Все реки текут в море, но море не переполняется: к тому… … Сводная энциклопедия афоризмов

    - (проповедник, по еврейски когелет) (Екк.1:1 ,11,12 и др.) название книги известной под сим именем в составе свящ. книг канонических в. з. Написана Соломоном в последние годы его блестящего замечательного царствования. Состоит из 12 глав, и в ней… …

    Кроче Бенедетто - Идеализм в Италии до Кроче и Джентиле Вряд ли случаен тот факт, что именно Неаполь стал в известном смысле колыбелью итальянского идеализма. В Неаполитанском университете преподавали Аугусто Вера (1813 1885) и Бертрандо Спавента (1817 1883),… … Западная философия от истоков до наших дней

    Лига справедливости (англ. Justice League), позже Лига справедливости: Без границ (англ. Justice League Unlimited) американский сериал по мотивам комиксов компании DC Comics о команде супергероев, борющихся со злом в мире. Оригинальный… … Википедия

    Екклесиаст, также Экклезиаст, Экклесиаст, Екклезиаст (ивр. קהלת‎ «кохэлет»; др. греч. Εκκλησιαστής) 33 я часть Танаха, 7 я книга Ктувим, название ветхозаветной библейской книги, которая в христианской Библии помещается среди… … Википедия

    «ЭККЛЕЗИАСТ» - «ЭККЛЕЗИАСТ», «Екклесиаст» (греч. ekklēsiastēes, перевод древнеевр. qōhéleth — проповедующий в собрании), одна из наиболее поздних книг Библии (IV или III вв. до н. э.), памятник древнееврейской афористической литературы.Авторство долгое… … Литературный энциклопедический словарь

    Познание, познавать. В др. евр. мышлении (и в сформировавшемся под его влиянием мышлении новозаветном) понятие познание (евр. яда) определяется прежде всего отношением человека к Богу. I. ПОЗНАНИЕ ЧЕЛОВЕКОМ СОЗДАННОГО БОГОМ МИРА 1) Бог даровал… … Библейская энциклопедия Брокгауза

    Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

    Потому что во многой мудрости много печали; и кто умножает познания, умножает скорбь … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

Книги

  • Пещера гигантопитека Роман в двух повестях , Соловьев А.. Роман "Пещера гигантопитека" написан более 20 лет назад (в 1989 году); был включен в план московского издательства" Советский писатель", но не был издан по причине распада СССР. То, что…