Составьте схему разнообразие листьев при составлении схемы. Внешнее строение листа

  • Дата: 25.03.2020

В предлагаемом уроке «Внешнее строение листа. Разнообразие листьев», построенном в интерактивном режиме, демонстрируются способы формирования учебно-информационных умений, обеспечивающие нахождение, переработку и использование различных видов информации и учебно-логических умений, обеспечивающие четкую структуру содержания процесса постановки и решения учебных задач (анализ и синтез, сравнение, обобщение и классификация и т.д.).

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1 ст. ОЛЬГИНСКОЙ

Урок биологии

Внешнее строение листа.

Разнообразие листьев.

Учитель биологии

МОУ СОШ № 1 ст. Ольгинской

Сущенкова И.А.

Идентификатор - 233-231-924

2011

Методическое руководство к уроку

Предмет: Биология, 6 класс

Тема урока : Внешнее строение листа. Разнообразие листьев.

Дидактические цели:
Формирование информационной компетентности: в сфере самостоятельной познавательной деятельности; критического мышления, навыков самостоятельной работы с информацией; развивать умения анализировать, выделять главное, классифицировать, обобщать, доказывать; устанавливать аналогии и причинно-следственные связи; способствовать формированию дивергентного мышления и рефлексивных умений учащихся.

Методические цели:

  1. Познакомить учащихся с разнообразием листьев, особенностями их внешнего строения;
  2. Научить распознавать листья по типам жилкования, форме листовой пластинки, форме края, расположению на стебле, различать простые и сложные листья;
  3. Проверить умения применять на практике полученные теоретические знания, делать выводы и обобщения.

Воспитательные задачи

  1. Формирование коммуникативной и кооперативной компетенций

Форма организации учебной деятельности . Работа в малых группах. Лабораторная работа «Внешнее строение листа»

Оборудование: комнатные растения, гербарии растений с различными типами листовых пластинок, рисунки и фотографии листьев.

Ключевые слова и понятия: лист, строение листа : листовая пластинка, черешок, основание листа, прилистники. Способы прикрепления листьев : черешковый лист, сидячий лист, влагалищный лист. Простые и сложные листья. Рассеченные листья: пальчатолопастной, пальчато-рассеченный, пальчатораздельный, перистолопастной, тройчатолопастной. Форма края листа: цельнокрайный, зубчатый, пильчатый, шиповатый (колючезубчатый), городчатый, выемчатый, извилистый. Формы листовых пластинок : овальная, яйцевидная, копьевидная, стреловидная, перистолопастная, перисто-рассеченная, парноперистосложная, непарноперистосложная. Жилкование листьев : параллельное, дуговое, сетчатое, пальчатое, перистое.

Ход урока

Организационный момент.

Класс разделен на 3 группы учащихся, сидящих за отдельными «круглыми столами».

I этап. Актуализация знаний об изученных органах цветкового растения

Технология работы: самостоятельная работа учащихся в течение 3-4 минут и последующее коллективное обсуждение

1 группа.

Вставьте пропущенные слова. Озаглавьте текст. Продолжите повествование, иллюстрируя его схемами-рисунками.

… - основной надземный орган растения. Он состоит из …. с расположенными на нем …….и……. . Участок стебля, на котором развивается лист, называют….., а расстояние между двумя узлами…… Угол, находящийся между листом и расположенным выше междоузлием, называют….. . Способ расположения листьев на стебле называют листорасположением. Листорасположение бывает……..

Задания способствует формированию умений работать с информацией представленной в виде неполного текста, анализировать её, дополнять, выделять главное; составлять схемы-иллюстрации.

2 группа

Составьте систему понятий из предложенных терминов.

Генеративные органы; стебель, цветы, побег, корень, вегетативные органы, органы, плоды, листья, семена, почки.

Задания способствует формированию умений: анализировать предложенные объекты и устанавливать их пространственные отношения, составляя систему понятий, разворачивать и сворачивать информацию

3 группа

Сравните пикирование и прищипывание растений. Что у этих процедур общего? Значение процедур.

Задания способствует формированию умений анализировать и сравнивать (о пределять аспект сравнения и проводить неполное однолинейное сравнение), доказывать точку зрения.

II этап. Изучение новой темы

Черный ящик.

Учитель. Предмет нашего изучения находится в черном ящике. Вам предлагается определить, что это, для этого я буду последовательно проговаривать утверждения, а вы объяснять, достаточно ли этих сведений для точного определения объекта (прием работы с недостаточностью информации) .

  1. В ящике располагается орган растения.
  2. Это вегетативный орган.
  3. Занимает боковое положение в побеге, располагается в узлах стебля и обычно имеет плоскую форму.

Тема урока лист.

Что мы уже знаем об этом органе?

Давайте в группах составим синквейн понятия «лист» и постараемся вложить в него уже имеющиеся у нас знания об этом вегетативном органе.

(правила составления синквейна записаны на доске)

В синквейне 5 строк:

1 – понятие (слово);

2 – прилагательные (два слова);

3 – глаголы (три слова);

4 – предложение (из четырех слов);

5 – существительное (одно слово).

Прилагательные и глаголы должны раскрывать понятия, а предложение - иметь смысловой характер.

Заслушивание синквейнов и их обсуждение. Это задание способствует формированию умений выделять главное, обобщать и устанавливать аналогии.

Рассмотрим внешнее строение листа.

Зарисуем его в тетради и подпишем его основные части (работа с иллюстрацией в книге)

Форма, размеры, структура листьев может сильно различаться. Для того чтобы разобраться в таком многообразии листьев их необходимо классифицировать.

Вспомните, что такое классификация?

Но внешнее многообразие листьев так велико, что невозможно создать единую систему классификации листьев по одному или нескольким признакам. Поэтому существует несколько разнообразных классификаций листьев, основанных на различных признаках.

Сравните предложенные листья (рисунки прикреплены к доске) и назовите признаки, по которым они отличаются. На основании этих признаков составим различные классификации листьев. Ответы учащихся записываются на доске.

(Развитие умений анализировать, сравнивать)

– Количество листовых пластинок

– Наличие или отсутствие черешка

– Типы жилкования

– Форма листовых пластинок

– Форма края листа

Группы получают задания – признак для классификации, гербарные образцы, изображения растений. Работают с текстом учебника, трансформируют его в схему, иллюстрируют примерами (анализ и синтез информации).

1 группа

Простые и сложные листья

Признак – количество листовых пластинок

2 группа

Признак – способ залегания жилок

Жилкование листьев

3 группа

Прикрепление листьев к стеблю.

Признак – способы прикрепления листьев к стеблю

Выступление групп, заполнение схем в рабочих тетрадях

III. Закрепление знаний

Лабораторная работа 8

Тема: Внешнее строение листа.

Цель: Изучение внешнего строения простых и сложных листьев.

Оборудование

  1. Комнатные растения: пеларгония, традесканция.
  2. Гербарий листьев шиповника, рябины, дуба, сирени.

Ход работы

  1. Рассмотрите зеленые листья комнатных растений - пеларгонии и традесканции. Найдите части листа. Зарисуйте в тетради и надпишите их.
  2. Рассмотрите жилки на листовой пластинке пеларгонии. Сравните их с жилками у листа традесканции. Отметьте, в чем их различия. Зарисуйте и подпишите тип жилкования. Каким растениям – однодольным или двудольным принадлежат листья?
  3. Отметьте способ прикрепления листа к стеблю.
  4. Рассмотрите в гербарии листья разных растений. Найдите среди них простые и сложные листья.
  5. Запишите результаты в таблицу:

Индивидуальная работа (может быть предложена в качестве домашнего задания)

Пользуясь словами поэтому, потому что, следовательно, так как добавьте начало или конец каждого предложения. Самостоятельная работа учащихся. Затем – коллективное обсуждение результатов. Следует обратить внимание учеников на то, что здесь нет однозначно правильных ответов, так как почти все эти предложения могут иметь разные варианты начала или завершения.

…………лист вегетативный орган ……..
…………лист занимает боковое положение в побеге ………………..
…………в клетках листа содержатся хлоропласты ……………………..
…………лист способен к движению ……………………
Данное задание способствует формированию умения устанавливать причинно-следственные связи.

Моя мыслительная активность на уроке была ……….
Больше всего мне понравилось ……………………….
У меня пока не совсем получается…………………….
Сегодняшний урок показал мне ………………………

Задание направлено на развитие рефлексивных умений учащихся и способствует формированию адекватной самооценки.

Домашнее задание

Это задание со свободой выбора и свободой деятельности. Каждый ученик имеет право выбора из ряда предложенных заданий:

  1. сделать рисунок к теме;
  2. создать схему опорного конспекта;
  3. написать шпаргалку к уроку;

    Тип урока - комбинированный

    Методы: частично-поисковый, про-блемного изложения, репродуктивный, объясни-тельно-иллюстративный.

    Цель:

    Осознание учащимися значимости всех обсуждаемых вопросов, умение строить свои отношения с природой и обществом на основе уважения к жизни, ко всему живому как уникальной и бесценной части биосферы;

    Задачи:

    Образовательные : показать множественность факторов, действующих на организмы в природе, относительность понятия «вредные и полезные факторы», многообразие жизни на планете Земля и варианты адаптаций живых существ ко всему спектру условий среды обитания.

    Развивающие: развивать коммуникативные навыки, умения самостоятельно добывать знания и стимулировать свою познавательную активность; умения анализировать информацию, выделять главное в изучаемом материале.

    Воспитательные:

    Формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необ-ходимости ответственного, бережного отношения к окру-жающей среде.

    Формирование понимания ценности здорового и без-опасного образа жизни

    Личностные :

    воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину;

    Формирование ответственного отношения к учению;

    3) Формирование целостного мировоззрения, соответ-ствующего современному уровню развития науки и обще-ственной практики.

    Познавательные : умение работать с различными источниками информации, пре-образовывать её из одной формы в другую, сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, готовить сообщения и презентации.

    Регулятивные: умение организовать самостоятельно выполнение заданий, оценивать правильность выполнения работы, рефлексию своей деятельности.

    Коммуникативные: Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и дру-гих видов деятельности.

    Планируемые результаты

    Предметные: знать - понятия «среда обитания», «экология», «экологические факторы» их влияние на живые организмы, «связи живого и неживого»;. Уметь - определять понятие «биотические факторы»; характеризовать биотические факторы, приводить примеры.

    Личностные: высказывать суждения, осуществлять поиск и отбор информации;анализировать связи, сопоставлять, находить ответ на проблемный вопрос

    Метапредметные :.

    Умение самостоятельно планировать пути достиже-ния целей, в том числе альтернативные, осознанно выби-рать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

    Формирование навыка смыслового чтения.

    Форма организации учебной деятельности - индивидуальная, групповая

    Методы обучения: наглядно-иллюстративный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, самостоятельная работа с дополнительной литературой и учебником, с ЦОР.

    Приемы: анализ, синтез, умозаключение, перевод информации с одного вида в другой, обобщение.

    Цели: познакомить с разнообразием листьев, особенностями их внешнего строения; научить распознавать листья по типам жилкования, форме листовой пластинки, форме края, располо-жению на стебле, различать простые и сложные листья.

    Оборудование и материалы: комнатные растения, гербарии растений с различными типами листовых пластинок, гербарии листа ивы (на каждую парту).

    Ключевые слова и понятия: лист, строение листа, листовая пластинка, черешок, основание листа, прилистники; способы прикрепления листьев: черешковый лист, сидячий лист, влага-лищный лист; простые и сложные листья; рассеченные листья: пальчато-лопастный, пальчато-рассеченный, пальчато-раздель-ный, перисто-лопастный, тройчатолопастный; формы края листа: цельнокрайный, зубчатый, пильчатый, шиповатый (колючезуб-чатый), городчатый, выямчатый, извилистый; формы листовых пластинок: овальная, яйцевидная, копьевидная, стреловидная, перистолопастная, перисто-рассеченная, парноперистосложная, непарноперистосложная, линейная, тройчатосложная, пальчато-

    Рассказ учителя с элементами беседы

    Листовые пластинки можно классифицировать по форме . Су-ществует огромное количество форм листовых пластинок: округ-лые, яйцевидные, линейные, ланцетные, копьевидные, стреловид-ные, сердцевидные, продолговатые и др. Можно классифицировать и по форме края. Кроме листьев с цельным краем (они так и на-зываются — цельнокрайные), выделяют несколько основных видов формы края: зубчатый , пильчатый , шиповатый (колючезубчатый ), городчатый , выямчатый , извилистый .

    Необходимо заметить, что на одном побеге могут встречать-ся листья различной формы, величины, окраски. Это явление называется гетерофилией. Гетерофилия характерна для лютика, стрелолиста и многих других растений.

    Если посмотреть на листовую пластинку, можно заметить жилки — пучки проводящих сосудов. Вы видели их на листе ивы. Расположение жилок на листе может быть разным. Способ раз-мещения жилок называют жилкованием . Выделяют несколько ти-пов жилкования: параллельное, дуговое, дихотомическое, сетчатое (пальчатое и перистое ).

    Параллельное, или дуговое, жилкование характерно для од-нодольных растений, а сетчатое — для двудольных.

    Вспомните, какие растения являются двудольными.

    Какие еще признаки двудольных растений вы знаете?

    Приведите примеры однодольных и двудольных растений.

    Закрепление знаний и умений Практическая работа 13. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРОСТЫХ И СЛОЖНЫХ ЛИСТЬЕВ

    Ход работы

    Опишите гербарные образцы листьев, лежащие на ваших столах, по плану.

    План

    Каков способ прикрепления этого листа к стеблю?

    Каково жилкование листа?

    Простой это лист или сложный?

    Какова форма листовой пластинки этого листа?

    Какова форма края листа?

    2.Какому растению — однодольному или двудольному — при-надлежит это лист?

    3. Рассмотрите рисунок. Выпишите типы жилкования, которые имеют изображенные на рисунке листья.

    Жилкование листьев

    4. Листья простые и сложные , их жилкование и листорасположение

    Рассмотрите предложенные образцы растений. Дайте краткую харак-теристику их листьев по плану название растения, простые или слож- I ные листья, тип жилкования, тип листорасположения.

    Творческое задание. Сделать оттиск листа. Для этого понадо-бятся засушенный лист (листья сушат в нескольких слоях газеты под прессом), гуашевые или акварельные краски, бумага для ак-варели, небольшой малярный валик. Лист следует густо нама-зать акварельной или гуашевой краской и положить на бумагу для акварели. Сверху накрыть промокательной бумагой и прокатать валиком. Составить композицию из оттисков различных листьев.

    Задание для учеников, интересующихся биологией. Используя дополнительную литературу, подобрать примеры растений с раз-личными типами листовых пластин.

    Многообразие листьев

    Лист . Виды листьев . Выпуск #2

    Ресурсы:

    И.Н. Пономарёва, О.А. Корнило-ва, В.С. Кучменко Биология: 6 класс: учебник для учащихся общеобразо-вательных учреждений

    Серебрякова Т.И ., Еленевский А. Г., Гуленкова М. А. и др. Биология. Растения, Бактерии, Грибы, Лишайники. Пробный учебник 6—7 классов средней школы

    Н.В. Преображенская Рабочая тетрадь по биологии к учебнику В В. Пасечника «Биология 6 класс. Бактерии, грибы, растения»

    В.В. Пасечника . Пособие для учителей общеобразовательных учреждений Уроки биологии. 5—6 классы

    Калинина А.А. Поурочные разработки по биологии 6класс

    Вахрушев А.А., Родыгина О.А., Ловягин С.Н. Проверочные и контрольные работы к

    учебник «Биология», 6-й класс

    Хостинг презентаций






    Учащиеся знают: Что такое почка; Строение почек; Что такое побег; Развитие побегов из почек; Расположение почек на стебле. Учащиеся умеют: Самостоятельно работать с таблицами, схемами, с дополнительной литературой; Находить связь между строением и функциями органов; Формулировать задачи, выделять главное, отвечать на вопросы; Вести наблюдения, анализировать и делать выводы; Работать в группах и индивидуально.




    I.Организационный момент. II.Проверка домашнего задания. Тест 4 «Побег. Его строение и функции» (стр). III. Изучение нового материала. Рассказ учителя с элементами мультимедийной лекции. (Тема, задачи, цели урока).




    1Листовая пластинка – расширенная часть листа. 2Черешок – узкая стеблевидная часть листа, которой листовая пластинка соединяется со стеблем. 3Основание листа – часть, которой черешок прикрепляется к стеблю. 4Прилистники – находятся у основания листа. 5Жилки – проводящие сосуды листа (на листовой пластине)
















    Главная жилка проходит по середине, от неё отходят боковые, более тонкие (Сирень, крапива, липа, клён). Крупные жилки проходят параллельно друг другу (Злаки, камыш, осока). Каждая жилка, кроме центральной, изогнута подобно дуге (Подорожник, ландыш). Двудольные растения Однодольные растения


    ЦЕЛИ: Научиться различать простые и сложные листья, давать полную характеристику листьев. ОБОРУДОВАНИЕ: Гербарии простых листьев с цельной листовой пластинкой и рассеченных листьев; различных сложных листьев (на каждый стол). Определительные таблицы- памятки.


    ХОД РАБОТЫ: 1. Опишите гербарные образцы листьев, лежащие на ваших столах, по плану: Каков способ прикрепления этого листа к стеблю? Каково жилкование листа? Простой это лист или сложный? Какому растению – однодольному или двудольному – принадлежит этот лист? 2.Зарисуйте внешнее строение листа в тетрадь и подпишите рисунок. Укажите основные части листа.


    Название растений ЛИСТЬЯЖИЛКОВАНИЕДвудо- льные Череш- ковые Сидя- чие Прос- тые Слож- ные ДуговоеПарал- лельное 1. Шиповник 2. Рябина 3. Дуб 4. Традес- канция 5. Каштан 6. Люпин 7. Берёза 8. Ландыш 9. Клубника 10. Камыш 11. Осина 12. Манжетка 13. Осока 14. Подорож- ник Сетча- тое Одно- доль- ные



    Люди привыкли называть листом широкую зелёную пластинку. Однако внешнее строение листа более сложное. Рассмотрим разнообразие форм, расположение на стебле, жилкование листьев.

    Части листа

    Лист - это боковой орган побега, появляющийся из почки и крепящийся к стеблю с помощью черешка. В таблице «Характеристика внешнего строения листьев» более подробно описана каждая часть.

    Части листа

    Определение

    Характеристика

    Листовая пластинка

    Основная, самая широкая часть листа

    Обладает ограниченным ростом;

    Имеет двухстороннюю симметрию;

    Живёт один вегетационный период;

    У хвойных живёт до 5-15 лет;

    У тропических растений вырастает до 15 м в длину (обычный размер - до 10 см)

    Узкая часть листа, соединяющая листовую пластинку со стеблем

    Поворачиваясь, ориентирует лист к свету;

    Смягчает удары (дождевые капли, посадка насекомых)

    Основание

    Место крепления листа

    Удерживает лист на стебле

    Прилистники

    Выросты у основания в виде чешуек, маленьких листочков, колючек

    Образуют почку и защищают будущий лист;

    Опадают после раскрытия почки;

    В некоторых случаях сохраняются и играют роль листа

    Листья с черешками называются черешковыми. При отсутствии черешка листовая пластинка растёт из стебля. Такие листья называются сидячими. Пример - лён, пшеница, одуванчик.

    Простые и сложные

    Все листья разделяются на два вида:

    • простые - лист имеет одну листовую пластинку;
    • сложные - состоят из нескольких листочков, прикрепляющихся к общему черешку.

    Осенью простые листья опадают полностью вместе с черешком. Пример - берёза, вяз, осина. Сложные листья распадаются на листочки, а общий черешок отделяется от побега. Примеры - рябина, клевер, шиповник.

    По расположению на общем черешке сложные листья разделяются на три вида:

    • перистосложные - листочки лежат по бокам от черешка; подразделяются на парноперистые - чётное количество, каждый листочек имеет пару, и непарноперистые - нечётное количество, заканчиваются одним листиком;
    • пальчатосложные - листочки отходят от верхушки черешка в разные стороны;
    • тройчатые - состоят из трёх листочков.

    Наиболее сложные листья - дважды или трижды перистые или пальчатые. В этих случаях общий черешок имеет ответвления.

    Разнообразие форм

    Листья отличаются формой листовой пластинки. Листья бывают:

    • округлые;
    • овальные;
    • игольчатые;
    • ланцетные;
    • сердцевидные;
    • яйцевидные;
    • линейные;
    • серповидные;
    • веерообразные;
    • и т.д.

    Рис. 1. Разные формы листьев.

    Края листьев также разнообразны. Выделяют:

    • цельнокрайние (гладкие);
    • зубчатые;
    • двоякозубчатые;
    • пильчатые;
    • городчатые;
    • волнистые;
    • шиповатые;
    • выемчатые.

    В зависимости от глубины выемки листья подразделяются на три вида:

    • цельные - глубина менее четверти 1/2 листа (берёза);
    • расчленённые - выемка не доходит до оси (дуб);
    • рассечённые - выемка доходит до центра (картофель).

    Листья могут по-разному располагаться на черешке. Выделяют четыре типа расположения:

    • очерёдное - по одному листу на узле друг за другом (яблоня);
    • супротивное - по два листа на узле в обе стороны (мята);
    • мутовчатое - по три и более листа из одного узла (олеандр);
    • розеточное - по кругу на одной высоте (агава).

    Рис. 2. Листорасположение.

    Жилкование

    Любая пластинка, вне зависимости от формы и сложности строения, имеет внутреннюю сеть жилок, проводящую питательные вещества к клеткам листа. Также жилки служат своеобразным скелетом - держат форму и придают листу прочность. Жилкование бывает трёх типов.

    • Сетчатое . Основные жилки разветвляются на более мелкие. Структура напоминает сеть. Сетчатое жилкование подразделяется на три вида - перисто-нервное (яблоня), радиальное (цеанотус), пальчатое (клён). Типично для двудольных растений.
    • Параллельное . Жилки идут параллельно от основания до верхушки листа. Встречается у однодольных растений.
    • Дуговое . Напоминает параллельное, но жилки повторяют округлую форму листа, начинаясь от основания и соединяясь в верхушке. Пример - подорожник, ландыш. Типично для однодольных растений.

    Рис. 3. Типы жилкования.

    Что мы узнали?

    Из статьи по биологии 6 класса мы узнали о составных частях, разнообразии и формах листьев растений. Листья бывают простые и сложные, округлые и вытянутые с разными краями, расположением на побеге и типом жилкования.

    Тест по теме

    Оценка доклада

    Средняя оценка: 4 . Всего получено оценок: 692.