Проведение семинара практикума. Требования к гигиене урока

  • Дата: 20.09.2019

Не будем торопиться с ответом. Современный учитель как никогда ранее нуждается в профессиональном сопровождении. Инновационная программа модернизации российского образования и национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», ориентированные на компетентностное и профильное образование, изменение его содержания, активное встраивание в образовательное пространство новых информационных технологий, никогда не выйдут на этап практической реализации вне педагога, его понимания сущности проводимых новшеств и принятия идей современного качества образования.

Именно поэтому для педагогов моделируются семинары: теоретические, где роль педагога зачастую пассивно-созерцательная и деятельностные, акцентирующие практическую составляющую и побуждающие к активной познавательной деятельности. Кто-то из мудрых сказал: «Есть много методов обучения кадров. Обучение в деятельности приносит самые убедительные результаты». За последние годы в лицее проведен ряд методических семинаров, технологически реализующих идею получения профессиональных знаний и информации через деятельность . Участники семинаров учатся ориентироваться в информационном пространстве, самостоятельно конструируют свои знания, обучаясь в сотрудничестве, развивают критическое и творческое мышление, совершенствуют профессиональную компетентность. А значит… ««Ну вот, снова идти на семинар», - говорят учителя. Но уже никто их них не собирает ученические тетради, никто не планирует заполнять классный журнал, никто не ищет повода уйти пораньше домой. Получается, что благое дело профессионального обучения и развития кадров этим кадрам нужно!

В качестве примера приводится план семинара, на котором участники знакомятся с перспективной образовательной технологией развития критического мышления учащихся в технике… этой же технологии. Аудитория участников: все педагоги.

Семинар по теме «Технология развития критического мышления учащихся»
«У каждого из нас есть свой любимый способ обучения и любимый стиль работы.
Кто-то относится к ученикам - зрителям…, других можно назвать«аудиоучениками»…
Кто-то «печатно-ориентирован»: учится, читая книги. Кто-то «интерактивен»: учится,
взаимодействуя с другими»
Г. Драйден, Д. Вос «Революция в обучении»

Цель : участники имеют представление о ТРКМ как технологии, ориентированной на компетентностное обучение
Участники : учителя.
Регламент : 1 час.
Форма проведения : семинар-практикум в технике «зигзаг»
Оборудование :

  • информационные материалы по теме семинара;
  • демонстрационная доска.

Ход семинара

1. Информационный блок:

Ведущий: Одной из приоритетных идей образования в последние годы стала идея формирования ключевых компетенций, т.е. системы формализованных критериев, характеризующих не просто умения, а умения, проявляемые в конкретных жизненных ситуациях. Школа не должна научить на всю жизнь, она должна научить учиться всю жизнь. В информационном обществе полученные знания имеют тенденцию к потере важности и актуальности в пользу способностей приобретать новые знания. Как научить этому учащихся? Какими методиками и технологиями необходимо владеть современному учителю, чтобы развивать у учащихся способность брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решений, уметь извлекать пользу из опыта, критически относиться к явлениям природы и общества, т.е. реализовывать ключевые компетенции? Компетенция как таковая не может быть определена через некоторую сумму знаний и умений, т.к. значительная роль в ее проявлении принадлежит обстоятельствам. Быть компетентным - значит уметь мобилизовать в данной ситуации имеющиеся знания и опыт. Непроявленная компетенция рискует так и остаться скрытой возможностью. Приобретение компетенций базируется на опыте и деятельности обучающегося. Чтобы научиться работать, нужно работать. Чтобы научиться общаться, нужно общаться. Нельзя научиться пользоваться компьютером, не прибегая к практике, нельзя выучить иностранный язык, не разговаривая на нем. Современные условия развития общества все больше и больше указывают на то, что умения выявлять, классифицировать, наблюдать, описывать, оценивать, отличать знание от мнения, делать выводы из анализа мышления и деятельности и т.д. становятся все более актуальными. Именно в этом контексте зависимость общества от школы будет возрастать. Педагогическому сообществу необходимо осознать, что и от него требуется иной подход к организации образовательной среды и иные образовательные технологии. С одной из них, технологией развития критического мышления учащихся мы познакомимся сегодня.

2. Практический блок:

  • Прочитайте текст «Технология развития: технология критического мышления», определите новые для себя понятия (участники семинара читают предложенный каждому из них текст, определяют новые для них понятия и термины ).
  • Обратите внимание на доску. Мы разделили ее на 3 широкие колонки, озаглавив соответственно «знаем», «хотим узнать», «узнали»:

Знаем Хотим узнать Узнали

  • Давайте определим, что мы знаем по теме исходя из вступительного слова ведущего и из прочитанного текста (участники называют известные им сведения и факты, а ведущий записывает их в первую колонку).
  • Что хотим узнать? (очевидно, участники скажут, что им неизвестны понятия «базовая модель урока», «модельные уроки», «кластер», «синквейн» . Ведущий заносит их во вторую колонку ).
  • Для того чтобы найти ответы на поставленные вопросы, мы воспользуется приемом взаимообучения. Участники делятся на группы по 4 человека, причем каждому присваивается номер: 1,2,3 или 4. Разделим материал, подлежащий изучению на 4 части. Первые номера каждой группы будут отвечать за 1-ю часть, вторые - за вторую и так далее. Сформируем группы первого состава: для этого все первые номера образуют 1-ю группу, все вторые номера - 2-ю группу, все третьи номера - 3-ю группу, все четвертые номера - 4-ю группу. Каждая группа изучает свою порцию учебного материала и готовится к ее объяснению остальным участникам семинара. Время работы в группах первого состава 15 минут.
  • (все участники собираются вместе и формируются группы второго состава ). Образуйте группы таким образом, чтобы в каждой был участник с номером 1, участник с номером 2, участник с номером 3 и участник с номером 4. Задача каждого участника нового состава группы состоит в том, чтобы дать информацию по своей порции учебного материала, т.е. научить друг друга. Время выполнения задания 20 минут.
  • (все участники вновь собираются в одной аудитории для проведения рефлексивной стадии ). Переходим к третьей колонке нашей таблицы: «узнали». Запишите, какую информацию вы получили из запрашиваемой во 2-й колонке, причем располагать ответы надо параллельно соответствующим вопросам 2-й колонки, а прочую информацию (спросить о которой раньше просто не пришло в голову) надо расположить ниже. Возможны вопросы, которые остались без ответа, это дает возможность продолжить работу на следующем семинаре.
  • Задание для всех участников: составьте синквейн по теме «Технология развития критического мышления» (задание выполняется в парах или группах. Участники читают составленные ими синквейны, которые являются быстрым, но сильным инструментом для рефлекторования, синтеза и обобщения понятий и информации ).

3. Подведение итогов: Технология развития критического мышления учащихся располагает огромным арсеналом приемов и стратегий. Готовы ли вы попробовать ее в индивидуальной практике? Отвечая на вопрос, воспользуйтесь приемом «перекрестная дискуссия»:
Я готов применять технологию развития критического мышления учащихся на своих уроках

Семинар-практикум – эффективная форма методической работы с педагогами.

Ершова Валентина Анатольевна,

c тарший воспитатель, первая квалификационная категория

МБДОУ «Детский сад № 13 «Незабудка» комбинированного вида»

Подготовка любого методического мероприятия начинается с определения цели. Важно ответить на вопросы «Чего мы хотим добиться, организуя это мероприятие?», «Каков должен быть результат?», «Что измениться в деятельности педагогов?». Если цель реальна, то она побуждает педагога к деятельности, вызывает у него активность.

На сегодняшний день главной целью становиться – совершенствование методов работы с педагогами, ведь у каждого воспитателя свой уровень педагогического мастерства.

Отвечая на вопрос «Что такое педагогическая опытность?», К.Д. Ушинский пояснял: «Большее или меньшее количество фактов воспитания, но, конечно, если эти факты остаются только фактами, то они не дают опытности. Они должны произвести впечатление на ум воспитателя, квалифицироваться в нём по своим характеристическим особенностям, обобщиться, сделаться мыслью. И уж эта мысль, а не самый факт, сделается правильной воспитательной деятельностью».

Методическая работа в ДОУ призвана помочь добиться высоких результатов при минимальных затратах времени и усилий. Необходимо так организовать работу в данном направлении, чтобы каждый педагог мог бы проявить свои способности, приобрёл новые знания, умения и навыки, способствующие повышению его педагогической компетенции, что в свою очередь привело бы к повышению эффективности и качеству обучения и воспитания дошкольников.

Планируя методическую работу с педагогами нашего учреждения, мы используем известные, широко вошедшие в практику формы методической работы, которые можно разделить на две группы:

- групповые (педагогические советы, семинары, практикумы, консультации, методические выставки, взаимопосещения, творческие микрогруппы, школы передового опыта, деловые игры и др.);

- индивидуальные (самообразование, индивидуальное консультирование, собеседование, наставничество и т.д.).

Семинар-практикум – одна из эффективных форм методической работы в детском саду, т.к. позволяет более глубоко и систематично изучить рассматриваемую проблему, подкрепить теоретический материал примерами из практики, показом отдельных приёмов и способов работы. Главными задачами семинаров-практикумов являются:

Совершенствование профессионального мастерства педагогов в определённом виде деятельности;

Развитие творчества и фантазии педагогов;

Обсуждение различных точек зрения, ведение дискуссий;

Создание проблемных ситуаций, которые позволяют выработать единые позиции в решении проблемы;

Создание реально выполнимых рекомендаций.

Семинар-практикум отличается тем, что в него включаются практические задания, наблюдения работы коллег с последующим обсуждением. Педагоги имеют возможность не только освоить приёмы работы, но и сами разработать систему организации деятельности с детьми в определённых условиях.

Кроме этого в ходе семинаров-практикумов предусматривается возможность обсуждения различных точек зрения, дискуссии, создание проблемных ситуаций, которые в итоге позволяют выработать единую позицию по рассматриваемому вопросу.

Важным условием организации данной формы работы является включение всех участников семинара в обсуждение темы. Для этого используются перфокарты, рассматриваются противоположные точки зрения, применяются методы игрового моделирования и др. По итогам семинара можно оформить выставку работ педагогов.

Содержание семинаров-практикумов – это творчество и осознание поставленных целей их организаторов. Однако можно выделить универсальную структуру проведения данной формы методической работы:

    подготовительная работа (тематические выставки, просмотры открытых занятий, взаимопосещение и т.д.) – целью является выявление проблемы;

    организационный момент (психологические упражнения, элементы деловой игры, обсуждение высказываний и т.д. фронтально или в творческих группах) – целью является конкретизация проблемы;

    теоретическая часть (выступление организатора семинара-практикума, члена творческой группы, мультимедийная презентация, «вопросы-ответы» и т.д._ - целью является теоретическое обоснование обсуждаемого;

    практическая работа (фронтально, в группах) – цель этого этапа распространение педагогического опыта, приобретение воспитателями новых умений;

    подведение итога мероприятия - итогом работы могут быть наглядные материалы (буклеты, памятки, дидактические игры и т.д.), изготовленные руками воспитателей, рекомендации к их использованию которыми могут воспользоваться все педагоги.

Таким образом, в методической работе на данном этапе развития дошкольного образования необходимо использовать такие формы работы, которые способствовали бы непрерывному образованию педагогических кадров, повышали их профессиональную квалификацию, оказывали реальную помощь педагогам в развитии их мастерства как сплава профессиональных знаний и умений и необходимых для современного педагога свойств и качеств личности. И семинары-практикумы одна их таких форм методической работы.

«Значение народных игр для развития детей раннего возраста»

(семинар-практикум)

Задачи: актуализация знаний педагогов, компетентности в осуществлении ведущих задач учебного года; развитие умения обсуждать и согласовывать предложенные вопросы, распространение педагогического опыта.

I .Подготовительная работа.

Выставка народных дидактических игр, оперативный (выборочный) контроль по организации игровой среды в группах.

II . Организационный момент.

Педагогам предлагается разделиться на две команды «Теоретики» и «Практики» и из набора дидактических игр выбрать те, которые, по их мнению, являются народными. Затем команды обосновывают свой выбор и с точки зрения своей позиции доказывают «за» и «против» использования народных игрушек в педагогической практике.

III . Теоретическая часть.

    Ведущей деятельностью ребенка раннего возраста является игра. Неотъемлемой частью игры становится игрушка, которая является традиционным, необходимым элементом воспитательного процесса, выступая для ребенка предметом забавы, развлечения, радости и в то же время она – важнейшее средство его всестороннего развития. В этой связи немаловажную роль в воспитании и развитии детей раннего возраста мы отводим народной игрушке. Которая интересна малышам, соответствует их жизненному опыту, несет в себе значительные возможности для познавательного и речевого развития.

Исследователями отмечено, что порядка 70% игрушек на прилавках детских магазинов так называемые «антиигрушки», их отличает яркость, доступная цена и плохое качество, примерно 20% – западного производства, их отличает высокая цена, хорошее качество и технопрактичность, и только около 10% – отечественные фирмы-изготовители. Как ни странно, но сегодня среди родителей бытует ошибочное мнение, что чем больше игрушек, тем лучше для ребенка, и они активно скупают некачественные товары. Не смотря на то, что, казалось бы, именно такая игрушка призвана для того, чтобы ребенок радовался, увлеченно играл с нею часами, через довольно непродолжительное время интерес иссякает, и игра с нею уже не приносит прежнего удовольствия. Мы считаем это следствием подмены качества игрового средства на количество.

По мнению многих специалистов, материал для изготовления игровых средств имеет огромное значение. Дети многое познают с помощью осязания и тактильных ощущений. Они трогают разные поверхности и структуры материалов. Слушают звучание, исследуют свойства и качества самых разных предметов. Например, пластмассовый кубик может быть большого размера, а весить очень мало. Предметы же из натуральных материалов, как правило, гармоничны: чем он больше, тем тяжелее. Кроме того, рука ребенка, осязая натуральные материалы, получает подлинную информацию о мире: кора дерева – шершавая, песок – сыпучий, камень – гладкий, вода не содержит форму. Когда ребенок берет что-то в руку, происходит передача информации в мозг. Взаимодействуя с природными материалами, ребенок получает гораздо больше информации, чем от соприкосновения с пластмассой. Поэтому для маленького ребенка, только начинающего познавать окружающий мир, развивающие игрушки целесообразнее делать из природных материалов.

Дерево – вероятно, самый древний материал для изготовления детских игрушек. Оно легко поддается обработке, способно принимать разные формы и окрашиваться в разные цвета, весьма долговечно. А еще оно «теплое», «живое». Многие производители выбирают дерево главным материалом для игрушки не случайно. Это экологически чистый природный материал, который способен творить чудеса.

С уверенностью можно сказать – если игрушка не помогает развиваться ребенку, особенно в самом раннем возрасте, то это пустая игрушка. Важно осознать, что ребенок должен играть с пользой. В большей же степени развитию самых важных умений и навыков могут помочь именно деревянные игрушки. Если давать малышам возможность взаимодействовать с развивающими деревянными и народными игрушками, то легко убедиться в том, что дети сами начинают тянуться к ним. К сожалению, современные родители зачастую считают не актуальными такие «бабушкины» игры. Видимо слишком долго современных детей отучали от не модных, не престижных «деревенских» игрушек. Даже матрешки почему-то не являются популярной детской игрушкой, хотя в них заложены большие возможности для игры. Эти «посланцы из прошлого» считаются ненужными в настоящем. Или же, например, пока ребенок маленький (1,5–3 года) хрупкие и бьющиеся глиняные игрушки ему почти не дают, а если дают, то ненадолго и под присмотром, что не может не сказываться на исследовательских процессах.

Важно отметить, что дома у детей должны быть народные игрушки с самого раннего возраста. Прежде всего, это глиняные и деревянные игрушки. Очень хорошо, если дома собрана небольшая коллекция таких игрушек, она может располагаться на небольшой полочке или в волшебном коробе. Особый интерес у малышей вызывают, например, такие народные игрушки, как матрешки, бирюльки, свистульки, дымковская, каргопольская и филимоновская игрушка.

С раннего детства необходимо «приучать» детей к народным игрушкам, воспитывать вкус и глаз ребенка. Понемногу приобщать детей к настоящей красоте и гармонии, которой обладают подлинные народные игрушки. Общение детей с народными игрушками необходимо и для того, чтобы ребенок, познающий окружающий мир через игры и игрушки, смог начать приобщаться к культурным ценностям, к истории своего отечества, к искусству и нравственности.

2) Педагогам предлагаются буклеты с наиболее распространёнными народными играми и описанием развивающего эффекта:

1. Матрешка классическая народная игрушка для малышей. Дети любят разбирать и собирать и такая игра помогает им сосредоточиться, научиться терпению и усидчивости, развивается логическое мышление, пространственное воображение, крупная и мелкая моторика, координация движений рук. Уникальная народная игрушка всесторонне развивает умственную деятельность ребенка, дарит ему новые впечатления и хорошее настроение.

2. Пирамидки – уже с полугода ребенок начинает интересоваться этой игрушкой. И это хорошо, так как она благотворно влияет на развитие мелкой моторики рук, координации движений, логики, мышления. Если пирамидка цветная, то также происходит знакомство с цветами.

3. Волчки вызывают на удивление оживленный интерес детей. Игры с волчками не только способствуют развитию мелкой моторики и дифференцированию движений пальцев рук, но также стимулируют развитие внимания, подражания.

4. «Бирюльки» - старинная семейная игра, развивающая глазомер, ловкость и терпение. Эта замечательная игра чрезвычайно полезна для детей. Во-первых, во время игры ребенок учится взаимодействовать с другими игроками, соблюдать очередность. Во-вторых, малыш учится правильно распределять и концентрировать свое внимание. Развивается память ребенка, так как он учится запоминать определенные положения и движения кистей рук. В-третьих, дети учатся терпению, усидчивости, аккуратности. В-четвертых, детальки игры настолько мелки, что манипуляции с ними являются прекрасной тренировкой для детской руки, для развития мелкой моторики.

5. Сортер. Суть этой игры в том, что ребенок должен взять объемный объект (например геометрическую форму) и поместить его в соответствующее место в основную часть игрушки. Объекты практически всегда бывают разного цвета. В этом случае ребенок не только изучает объемы и объекты, но и еще цвета. Игра направлена так же на развитие мелкой моторики рук, пространственного восприятия, развития логики, памяти и внимания.

6 . Рамки-вкладыши или доски Сегена и разрезные картинки . Суть рамок в том, чтобы подобрать тот объект, который соответствует отведенному месту. Когда ребенок играет в эту игру, то он изучает формы и объекты, цвета. Ему нужно задействовать свои логические способности и развивать их.

7. Развивающая игра «Бочонки» состоит из бочонков, которые легко разбирать и складывать один в другой по принципу русской народной матрёшки. В процессе игры ребёнок учится различать цвета и размеры. Также это хорошая зарядка для маленьких ручек малыша. С бочонками можно проводить игры с песком, природными материалами, шариками разной величины. Другими вариантами такой игры могут мыть мисочки, шары, яйца.

8. «Волшебный мешочек» тоже очень привлекает малышей. С ее помощью ребенок познакомится с геометрическими фигурами, развивает осязание и тактильное восприятие, перебирая игрушку пальцами и пробуя ее на ощупь со всех сторон. Тренирует процессы мышления (сличение, классификация).

9. Шнуровки могут быть самые разные, наиболее привлекательны для детей шнуровки в виде яблока, груши, апельсина, гриба, помидора и кусочка сыра. Игра рассчитана на возраст от 1,5 лет, и, как было сказано, развивает мелкую моторику рук, помогая тем самым приобретать навыки письма и речи. Кроме того, развивает соотносящие и дифференцированные движения пальцев рук.

10. Деревянные наборы посуды способствуют развитию орудийных действий. Ребёнок подстраивает свою руку к какому-либо предмету-орудию. Такими предметами являются самые обычные бытовые вещи – ложки, чашки, расчёски, щёточки, карандаши и пр. Все они требуют совершенно определённых действий, которые сначала нелегко даются малышу. Здесь важны именно культурные способы действий.

11. Бусы для нанизывания . Формирование целеустремлённости и настойчивости осуществляется в простых продуктивных действиях, предполагающих представление о конечном результате. Ориентация на результат (цель) способствует становлению целенаправленности. Для осуществления подобных действий хорошо подходят бусы для нанизывания, фигурные пирамидки, пособия, предполагающие составление изображения из нескольких частей (бусы, кубики, разрезные картинки и др.).

12. Наборы деревянных фигур , изображающие персонажей известных сказок, людей, диких и домашних животных необходимы для речевого развития детей. Развитие речи ребёнка осуществляется в живом общении со взрослым. Такое общение предполагает общее понимание и обозначение каких-либо объектов и событий. Соответственно, игровые пособия, способствующие речевому развитию, должны давать материалы для узнавания, понимания и называния каких-либо предметов, действий или сюжетов.

13. Кубики развивают мелкую моторику рук, сенсорику, координацию движений. Ребенок изучает геометрические фигуры, основные цвета (если набор окрашен), осваивает строительство башен.

14. Угадайка . Одна из наиболее любимых игр, которая представляет собой рамку с ячейками, закрывающимися дверками. В ячейках прячутся уточка, зайчик, гриб и елочка. Ребенок для начала самостоятельно изучает рамку, затем взрослый предлагает угадать, за какой крышечкой кто прячется. Игра развивает память, логическое мышление и способствует соотнесению основных цветов.

15. Наборы для пальчикового театра по тематикам сказок. Направлены на развитие координации движений, мелкой моторики, творческих способностей и развитие активной речи.


Важную роль в повышении научно теоретического уровня воспитателей и в совершенствовании их профессионального мастерства играют семинары-практикумы по наиболее актуальным проблемам. Семинары-практикумы являются эффективной формой при­общения педагогов к творческой, поисковой, экспериментально-исследовательской деятельности и повышают их общепедагогическую культуру.


В центре внимания семинара-практикума находятся не только теоретические вопросы учебно-воспитательного процесса, но и практические умения и навыки, что особенно ценно для роста профессионального уровня. Готовить и проводить семинар можно по-разному в зависимости от содержания темы и цели занятия. Семинары проводятся один раз в два-три месяца.


Определение Семинар (лат. seminarium – рассадник) – это особая форма групповых занятий по какой-либо проблеме при активном участии слушателей. Он предполагает коллективное обсуждение сообщения, доклада, выступления на определенную заданную тематику; предназначается для углубленного изучения темы.


Практикум – вид учебной работы, основанный на применении имеющихся знаний на практике. На первый план здесь выдвигается развитие умений пользоваться теорией на практике, связанных, однако, с постоянным приобретением новых теоретических сведений и углублением имеющихся. Во время занятий происходит также освоение практики преподавания путем обмена опытом между педагогами.




Семинар – практикум рассматривали и относили к наиболее эффективным формам методической работы К.Ю. Белая, Л.М. Волобуева, Л.М. Денякина, Е.В. Коротаева, Т.П. Колодяжная, Е.П. Милашевич, Л.В. Поздняк. В книге Буйловой Л.Н. и Кочневой С.В. Организация методической службы учреждений дополнительного образования детей дается краткая характеристика семинаров, которые применяются в дополнительном образовании.


Цели семинара – практикума должны быть направлены на решение конкретных задач и отвечать принципам: - актуальности (связь с жизнью, ориентация на социальную значимость); - научности (соответствие современным научным достижениям); - целенаправленности (выделение главного).




Структура подготовки и проведения семинаров – практикумов * Выбор темы семинара – практикума. * Предварительная подготовка к семинару. -Специальные задания; -Изучение первоисточников. Семинары- практикумы состоят из двух частей: - теоретической (обсуждение проблемы, дискуссия, решение вопросов); - практической (открытые занятия, мероприятия).


Этапы проведения семинара - практикума: 1. Организационный (активизация деятельности); 2. Подготовительный (психологический настрой: приветствие, вступительное слово). 3. Основной (ознакомление с новыми знаниями, практическая деятельность). 4. Итоговый (подведение итогов, оценка работы, обратная связь).


Анализ положительных и отрицательных сторон Связь теории с практикой Не возможен без первичного шага, без рассмотрения теории. Предполагает участие всего коллектива Большая предварительная работа, задействованы все ресурсы Активная позиция всех участвующих педагогов Определяется стратегия от ожидаемого результата, какие изменения должны проявится в практике педагогического процесса Интеграция всех образовательных областей





Сценарий семинара – практикума

«Как успешно провести родительское собрание»

1 часть – теоретическая.

Здравствуйте, уважаемые коллеги, я очень рада видеть вас, но прежде чем озвучить тему нашего мероприятия давайте поиграем:

В начал

  1. Упражнение «Ледокол» –«Составь пословицу» (пословицы о семье разделены на две части, необходимо составить целое)

Как вы уже поняли, сегодня мы поговорим о семье

2. Сообщение темы:

Центральное место в формировании личности ребенка занимает семья. По мнению исследователей, именно от неё на 70% зависит, каким вырастит человек, и какие черты характера формируют его натуру.

В семье ребенок получают первичные навыки в восприятии действительности, приучается осознавать себя полноправным представителем общества. Новая философия работы с семьей строится на понимании того, что за воспитание и развитие детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты (включая дошкольное учреждение), должны этому содействовать.

Нелегко ломать стереотипы, в том числе и при организации работы ДОУ с родителями. К сожалению, многие педагоги исходят из того, что именно они должны «разъяснять» родителям, как следует воспитывать своих чад, под час, выбирая для этого менторский тон нравоучений и, как правило, получая при этом не менее грубую отповедь: «Вы педагоги, вы и воспитывайте». Почему так происходит? Потому что в течение многих лет складывалось уничижительное отношение к семейному воспитанию, под влиянием которого у педагогов сложилось убеждение в педагогической некомпетентности родителей, их нежелание её преодолевать. Родители допускались в ДОУ, когда требовалась их помощь (н-р, в благоустройстве помещения), их приглашали на праздники, собрания. В остальные дни двери детского сада были для них закрыты. Педагоги искренне полагали, что их миссия – поучать семью, указывать ей на ошибки и недостатки. В результате сложились весьма живучие способы и формы работы с семьей с доминированием монолога педагога (ни структивные сообщения на собрании, консультации, стенды) это вызывало ошибки в общении педагога с родителями: безличное обращение, торопливость в оценке ребенка, с акцентом на негатив, пренебрежение к собеседнику, игнорирование его настроения, состояния, жизненного опыта. Следствием этого и стала позиция родителей, пример которой мы приводим ранее.

Для того, чтобы изменилось отношение родителей к вопросам ответственности за воспитание собственных детей, необходимо, прежде всего, педагогам перестроить свое отношение к данной проблеме и найти такие формы взаимодействия, которые бы позволили сделать семью и ДОУ партнерами в воспитании детей.

Выбор технологии взаимодействия с родителями определяется задачами, которые решает ДОУ, организуя взаимодействие с семьей.

1. Психолого-педагогическое просвещение родителей с целью повышения уровня их общей и педагогической культуры.

2. Оптимизация стиля семейного воспитания – это реализуется в двух основных направлениях:

Информативном – ознакомление родителей с особенностями детей, привлечение внимания родителей к оздоровительным мероприятиям.

Обучающее – формирование у родителей опыта руководства детской деятельностью и общением.

3. Гуманизация детско-родительских отношений.

4. Включение семьи в содержательную деятельность в системе «родители – ребенок - воспитатели». Решение задачи осуществляется посредством изучения семьи, установления контакта с её членами в целях согласования воспитания воздействия на ребенка.

А теперь я предлагаю вам немного поиграть. Сейчас я буду говорить утверждение, а вы выполнять определенные действия, если, конечно, согласны с данным утверждением.

  • Если вы считаете, что самым богатым ресурсом для обучения родителей является опыт, похлопайте в ладоши;
  • Если вы полагаете. Что для родителей более важна практическая информация, чем теоретическая, потопайте ногами;
  • Если вы считаете, что желание родителей учится, получать какие-либо знания зависит от их потребностей и интересов помашите рукой;
  • Если вы считаете, что родители успешнее обучаются, делая что-то, встаньте;
  • Если вы считаете, что в процессе обучения эмоции не столь важны, коснитесь кончика носа;
  • Если вы считаете, что родителям больше пользы принесет научная лекция, кивните головой;
  • Если вы считаете, что родители легче воспринимают информацию в игре или доверительной беседе, кивните головой.

Итак, какой же вывод можно сделать, проанализировав нашу игру:

Действительно, больше пользы родителям принесет та информация, которая интересна и значима лично для них, которая преподнесена в интересной и понятной для них форме и которая ориентирована на их собственный опыт.

Взаимодействие с родителями эффективно только в том случае когда:

Оно отвечает текущим нуждам родителей и глубоко мотивированно;

Связано с их прошлым и настоящим опытом;

Участники активно вовлечены в процесс обучения и сами управляют им;

Создана атмосфера взаимного уважения, положительный эмоциональный фон.

Очень хорошо, что мы понимаем главное – тактику взаимодействия с семьей. А теперь давайте разберемся в том, какие формы работы с родителями существуют и как выбрать наиболее эффективную для решения той или иной задачи.

Формы…

Форма (лат. - forma) – устройство, структура чего-либо, система организации чего-либо.

Все формы с родителями подразделяются на

  • коллективные (массовые), индивидуальные и наглядно-информаци-онные;
  • традиционные и нетрадиционные.

Коллективные (массовые) формы подразумевают работу со всем или большим составом родителей ДОУ (группы). Это совместные мероприятия педагогов и родителей. Некоторые из них подразумевают участие и детей.

Индивидуальные формы предназначены для дифференцированной работы с родителями воспитанников.(индивидуальные консультации, беседы…..)

Наглядно-информационные - играют роль опосредованного общения между педагогами и родителями.(информационные уголки в группе, обращение к родителям через сайт ДОУ….)

Форм работы с родителями существует множество, но мы сегодня остановимся на одной из них, наиболее сложной, требующей тщательной подготовки от педагога и профессиональных умений. Эта форма – родительское собрание, или как сейчас принято ее называть – родительская встреча.

4. Экспресс – диагностика: Сигнальные карточки.

В начале давайте определим, насколько наша группа владеет данной формой организации работы с семьей. Вы сейчас возьмете фишку, того цвета, который характеризует вашу степень владения данной формой и прикрепите ее на мольберт с лева от вертикальной черты.

Красный цвет -

Желтый цвет –

Зеленый цвет –

Замечательно, теперь нам наглядно видно, что большинство из нас владеет знаниями и умениями в области проведения родительских встреч, но есть еще точки роста в этом направлении, так как на нашем мольберте присутствуют еще красные фишки и много желтых. Что же такое родительское собрание?

Родительское собрание (встреча) это форма организованного ознакомления родителей с задачами, содержанием и методами воспитания детей определенного возраста в условиях детского сада и семьи (обсуждаются проблемы жизнедеятельности группы).

При подготовке к родительскому собранию следует придерживаться следующих правил:

  • собрание должно быть целенаправленным;
  • отвечать запросам и интересам родителей;
  • иметь четко обозначенный практический характер;
  • проводиться в форме диалога;
  • на собрании не стоит придавать гласности неудачи детей, просчеты родителей в воспитании.

Повестка дня собраний может быть разнообразной, с учетом пожеланий родителей . Традиционно она включает в себя чтение доклада, хотя от этого следует уходить, лучше вести диалог с использованием методов активизации родителей. По мнению лекторов, «чтение по бумажке вызывает сон с открытыми глазами». Не рекомендуется применять в работе с родителями казенных слов типа «доклад», «мероприятия», «повестка дня», «явка строго обязательна». Если педагог читает текст, не отрываясь, складывается впечатление, что он некомпетентен в излагаемых вопросах. В сообщении важно представить особенности жизни группы и каждого ребенка. К выступлению на собраниях могут подключаться специалисты детского сада (врач, логопед, психолог и др.), а также специалисты среди родителей, которые имеют отношение к дошкольному детству (педиатр, юрист, библиотекарь и др.).

Собрание готовится заранее, объявление вывешивается за 3-5 дней. В объявлении можно поместить небольшие задания для родителей, например, понаблюдать за поведением детей, сформированными навыками, обратить внимание на детские вопросы и т.д. Задания обусловлены темой предстоящего собрания. Как показывает опыт, родители активнее реагируют на индивидуальные приглашения, особенно если в их подготовке принимали участие дети.

А сейчас я предлагаю вам попрактиковаться в изготовлении афиши – приглашения на родительскую встречу. Ведь это одно из немаловажных условий успешного родительского собрания. От того, в какой форме она будет составлена, каким содержанием наполнена, будет зависит, захотят ли родители прийти на встречу, насколько информированы будут по теме и т.д…Перед вами все необходимые материалы. Приступаем….

Изготовление афиши для собрания

Замечательно, какие интересные и нетрадиционные приглашения у нас получились…..

2 часть – практикум - Ролевая игра «Родительское собрание »

А сейчас я предлагаю вам превратиться в родителей и посетить мини - родительское собрание, а я буду вашим воспитателем…И так раз, два повернись, в родителей обернись…

(Педагоги выступают в роли родителей)

Здравствуйте уважаемые родители, сегодня мы собрались с вами, чтобы поговорить об игрушках в которые играют наши дети, о том, как их выбирать и как играть с ними.

В начале давайте с вами немного поиграем. Выходите в круг.

  1. Упражнение «Ледокол»

У всех нас в детстве была самая любимая игрушка. Давайте вспомним ее, представим, как она выглядела, как мы с ней играли… И назовем ее по очереди, передавая мяч.

2. Упражнение «Погружение»:

- «Любимая игрушка моего детства (Мяч передается по кругу Тот у кого он в руках называет свою любимую игрушку, ответы фиксируются на листе ватмана)

Замечательно, а сейчас я хочу вам представить результаты опроса детей по данному вопросу.

3. Результаты интервьюирования детей «Моя любимая игрушка» (Открывается соседний лист ватмана)

Вывод: Изменилось, время, общество и вместе с ними изменились игрушки, в которые играют наши дети, но мы с вами как сознательные родители, должны ответственно подходить к выбору игрушек для детей. Руководствуясь не только сиюминутным желанием, но и другими критериями выбора игрушек. Сейчас мы отправляемся в магазин игрушек, где вам предстоит купить игрушку своему ребенку.

5. Ролевая игра «Магазин».

«Магазин» - это стеллаж с игрушками. Участники практикума «покупают» какую – либо игрушку, затем объясняют, чем они руководствовались делая свой выбор.

А теперь, пожалуйста, объясните, чем вы руководствовались при выборе данной игрушки?

А для какого возраста подходит данная игрушка?

Хорошо, а теперь я предлагаю совместно разработать правила приобретения игрушек.

4. Совместная выработка правил приобретения игрушек.

Замечательно. Теперь мы знаем как правильно выбирать игрушки для детей.

Досвидания, уважаемые родители, до новых встреч!

Раз, два – повернись, в педагогов обернись!

3 часть. Подведение итогов:

А теперь давайте вспомним этапы нашего родительского собрания и обсудим, каковы же правила успешного родительского собрания…

Памятка «Как успешно провести собрание»

  • Используйте разные способы знакомства, чтобы родители почувствовали себя удобно и раскрепощено (например, представьтесь каждому по очереди, назовите сове уменьшительное имя, спросите об их любимых блюдах, узнайте, что последнее они услышали от своего ребенка, уходя из дома). Собрание или семинар могут провести и руководитель, и педагог, и родитель, и представители местной администрации.
  • Активизируйте обсуждение: участие в разговоре повышает заинтересованность. Задавайте открытые вопросы. Разделите собравшихся на пары или малые группы – это позволит включиться в обсуждение тем, кто робеет перед большой аудиторией.
  • На встрече должен присутствовать положительный эмоциональный фон..
  • Обеспечьте присмотр за детьми во время собрания.
  • Используйте все возможные наглядные средства для иллюстрации идей и соображений. Если вы обсуждаете вопросы детского развития, используйте магнитофонные записи, фотографии детей, участвующих в программе: родителям это нравится.
  • Разошлите персональные приглашения и подтвердите их устно. Многие избегают участвовать в собраниях, и их нужно подтолкнуть.
  • Всегда оставляйте на собрании время для общения родителей между собой.
  • Постарайтесь оживить сообщения. Посмеяться всегда хорошо.
  • Традиционные рубрики родительского собрания:
  • «Из истории воспитания детей в семье»
  • «Великие педагоги мира»
  • «Крылатые фразы о воспитании»
  • «Советуем прочесть»
  • «Обсудите вместе с ребенком»
  • «Шкатулка мудрости»
  • «Творческая мастерская семьи»

Планируя собрание, продумайте его, как встречу с друзьями. Лишнее время и силы, которые оно потребует, окупятся посещаемостью и удовольствием. Если семья не может посетить собрание, пошлите домой записку, в которой укажите содержание обсуждения и выразите надежду, что в следующий, раз они смогут прийти.

Министерство образования Российской федерации

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 68

муниципального образования г.Братска»

Сценарий семинара - практикума

«Секреты успешного родительского собрания»

Подготовила:

Старший воспитатель

МБДОУ «ДСКВ №68»

Бронивец Ю.П.

Братск 2013


Наименование параметра Значение
Тема статьи: Семинар-практикум
Рубрика (тематическая категория) Экология

Семиенар

Вопрос 2. Формы методической работы с педагогическим коллективом

Направление: Изучение, обобщение и распространение передового опыта.

Передовым опытом можно считать лишь такой опыт, который, являясь результатом творческого поиска, открывает новые педагогические возможности воспитания детей, способствует совершенствованию принятых форм, методов, приемов воспитательно-образовательной работы.

1 этап – выявление имеющегося опыта.

2 этап – обобщение накопленного опыта.

3 этап – внедрение и распространение передового опыта

Ежегодно в годовой работе д/у планируются семинар и семинар-практикум, остающиеся наиболее эффективной формой повышения квалификации воспитателœей.

· Определяет тему и составляет подробный план семинара, который включает несколько занятий

· определяет график и место работы семинара. Важный вопрос - место проведения семинара. Это должна быть методический кабинœет д/у, групповая комната͵ экологическая комната͵ участок д/у, сквер и т.д.

· назначает руководителя семинара. Руководителœем семинара бывают заведующий, зам. заведующего, опытный педагог или приглашенный специалист.

· Определяет контингент педагогов участвующих в работе семинара. В работе семинара участвуют воспитатели и другие сотрудники д/у. Важно продумывать способы включения всœех участников семинара в обсуждение темы

На первом занятии можно предложить дополнить данный план конкретными вопросами, на которые воспитатели хотели бы получить ответ.

Семинар состоит из нескольких занятий, на которых обсуждаются вопросы теории, проблемы практики, новинки литературы и передовой опыт.

К примеру, тема семинара ʼʼЭкологическое воспитание дошкольниковʼʼ

Темы занятий семинара:

2. Создание в дошкольном учреждении условий экологического воспитания.

3. Наблюдение – основа чувственного познания природы.

4. Календарь природы как средство экологического воспитания.

5. Труд в природе: экологический подход к его организации.

6. Использование игры в экологическом воспитании дошкольников. И т.д.

Работа семинара заканчивается выработкой рекомендаций о возможности использования в работе изученной проблемы или разработкой плана изучения конкретных вопросов данной темы.

Семинары-практикумы отличаются тем, что в них включаются практические задания, наблюдения работы коллег с последующим обсуждением.

В начале учебного года руководитель д/у

· Определяет тему и составляет подробный план работы семинара-практикума

· определяет график и место работы семинара-практикума.

· назначает руководителя семинара-практикума. Руководителœем семинара могут опытный педагог или приглашенный специалист.

· Определяет контингент педагогов участвующих в работе семинара-практикума.

К примеру, на занятии по икебане педагоги под руководством специалиста учатся искусству составления букета. Это умение впоследствии применяется в украшении групповой комнаты и в работе с детьми

На семинаре-практикуме по изготовлению календарей природы п едагоги осваивают содержание работы по созданию, ведению календарей природы в разных возрастных группах, систему организации разнообразной увлекательной деятельности с детьми.

К семинару-практикуму ʼʼОсобенности организации и проведения наблюдений в природе в летний периодʼʼ педагогам заранее предлагаются вопросы для обсуждения:

Как часто вы проводите наблюдения за объектами природы на занятиях, прогулках, в повсœедневной жизни?

Что считаете главным в методике организации и проведения наблюдений?

С какими трудностями встречаетесь?

Какие приемы используете для развития интереса детей к природе и воспитания наблюдательности?

Какие наблюдения на природе проводили по инициативе детей?

Какое влияние на поведение детей оказывает их общение с природой?

Семинар-практикум - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Семинар-практикум" 2017, 2018.