Изготовление деталей цилиндрической формы. Изготовление цилиндрических деталей ручным инструментом

  • Дата: 27.11.2019

Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 56 имени Хана В.Д. с углубленным изучением русского языка, обществознания и права»

Разработал: учитель технологии Шестопалов Павел Александрович.

Аннотация к работе: План – конспект урока по технологии в 6 классе

Цель: изучить с учащимися элементы и последовательность конструирования и моделирования изделий.

Задачи урока:

План – конспект урока по технологии в 6 классе

Тема: СПОСОБЫ И ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ЦИЛИНДРИЧЕСКИХ И КОНИЧЕСКИХ ДЕТАЛЕЙ.

Цель: изучить с учащимися способы и последовательность изготовления цилиндрических и конических деталей.

Задачи урока: усвоение новых знаний и развитие познавательных способностей, овладение соответствующими умениями и навыками, развитие творческого мышления.

Оборудование в учебном классе: образцы изделий из древесины, таблицы с графическими изображениями изделий, наборы для конструирования и моделирования, компьютер, проектор, экран.

Оборудование в учебной мастерской: токарные станки для обработки древесины ТД – 120, измерительные линейки, угольники, штангенциркули, стамески для токарных работ, заготовки, сверлильный станок.

Время выполнения: 2 урока по 45 минут.

Этапы урока:

Приветствие учителя, проверка посещаемости класса (1 минута).

    Вводная часть. Повторение пройденного материала (5-7 минут)

    Беседа по вопросам:

«Что необходимо знать о детали для её изготовления? Какие виды графических изображений вы знаете? Какое графическое изображение называют техническим рисунком? Чертежом? Эскизом? Чем они отличаются друг от друга? Выслушав ответы учащихся, учитель дополняет и оценивает их».

    Дидактическое упражнение «Обсуждаем мудрые мысли».

Описание. На доске записаны высказывания о труде выдающихся личностей.

Учитель читает их, затем предлагает учащимся высказать своё мнение.

На доске:

    Кто работает с любовью, тот вносит поэзию во всякую работу.

Н.Г. Чернышевский

    Истинное сокровище для людей – умение трудиться.

    Только труд даёт право на наслаждение жизнью.

Н.А. Добролюбов

3. Сообщение темы и цели урока.

I I. Изложение программного материала (8-10 мин.)

Иллюстрационный рассказ.

Учитель. В технологии очень важно, если не главное, - разработать совершенную техническую конструкцию. Конструктивное решение вещи выполняет инженерное проектирование.

    Конструирование – это разработка конструкций изделия. Конструиро-

вание – это сложный и многооперационный технологический процесс, который включает в себя:

    зрительное представление изделия;

    составление эскизов, технических рисунков, чертежей;

    подбор необходимого материала;

    изготовление опытного образца;

    испытание на прочность и работоспособность;

    устранение недостатков.

Чтобы получить красивое изделие, вместе с тем простое и безопасное в эксплуатации, а также модное, конструктору приходится рассматривать множество вариантов изделий, учитывать комплекс функциональных условий и требований (удобство пользования, максимальное соответствие условиям эксплуатации, создание гармоничной целостности формы, высоких эстетических качеств). Многовариантность в конструировании называют вариативностью. Вариантность присуща дизайну изделия – его конструкции и внешнему виду («дизайн» в переводе с английского означает «замысел, проект, рисунок»).

Вариативность возможных конструкторских решений и художественного оформления представлена на рисунке 12 стр. 22 учебника.

Любая вещь, от простого рабочего инструмента до сложнейшей аппаратуры, от детской игрушки до космического корабля, выступает как элемент сложной системы, в центре которой находится человек. Дизайн может начинаться с модернизации старой или создания новой вещи, но завершается его работа эстетической организацией всей предметной среды и согласованием «второй при роды» - порождения техники с естественной природой в одно гармоничное целое.

Попытайтесь ответить на вопрос: чем отличается дизайн от инженерного проектирования? (Ответы учащихся ).

А теперь попробуем разобраться вместе. Дизайнер ищет гармонию функции и формы в соответствии с особенностями человеческого восприятия. Его подход к вещи значительно шире, чем у конструктора. Он учитывает разнообразнейшие функции вещи:

    назначение – способность удовлетворять определённую потребность человека; например, ложка – приспособление для еды, магнитофон – устройство воспроизведения звукозаписи;

    коммуникативная функция вещи – как бы коллективное сообщение производителя будущим потребителям; по продукции будут судить потомки об уровне развития нашего производства;

    моделирующая функция вещи организует поведение потребителя; так, конвейер задаёт один режим работы, индивидуальный станок – другой; одна и та же посуда за праздничным и за будничным столом вызывает разное к ней отношение;

    типологическая функция вещи – образец ряда, она представляет целый класс вещей;

    репрезентативная функция вещи – представление человека во внешнем мире;

    декоративная функция (как части предметной среды) вещи представляют собой декорацию, на фоне которой происходит наша деятельность.

И если инженерное проектирование даёт конструктивное решение вещи, то художественное проектирование организует формы предмета на основе всех его связей и функций. Форма изделия имеет определённую самостоятельность, она призвана не только показывать функцию, но и произвести эстетический эффект.

При конструировании изделия необходимо, чтобы оно было:

1) технологичным, то есть изготовленным с наименьшими затратами времени, труда, средств и материалов;

2) прочным, то есть выдерживать заданную нагрузку без разрушения;

3) надёжным, то есть безупречно работать длительное время;

4) экономичным, то есть в процессе изготовления не требует дополнительных затрат.

При изготовлении нескольких деталей из одной заготовки важно, чтобы их получилось как можно больше, а для этого необходимо учитывать их правильное (экономичное) размещение и разметку.

Давайте рассмотрим примеры разметки и варианты конструирования изделий. Рисунок 13 стр. 23 учебника.

Как вы думаете, какой из них оптимальный и почему? (Ответы учащихся. )

Если изделие изготовлено из дерева, то это:

а) неэкономично;

б) непрочно;

в) браковано верхнее.

Вывод: вариант изготовления из многослойной фанеры – наилучший вариант.

Одним из приёма конструирования является моделирование.

Модель – уменьшенная или увеличенная копия изделия, предназначенная для показа его устройства и принципа действия. Создаётся модель, как и настоящее изделие по эскизам, техническим рисункам и чертежам. Рисунок 14 стр. 24 учебника.

Учитель демонстрирует различные модели (из имеющихся в мастерской).

I I I. Практическая работа (50 – 60 мин.)

Выполнение заданий:

1) Из предложенных учителем наборов для конструирования учащимся необходимо сконструировать модель (выбор моделей произвольный), (5 мин. )

2) Из примеров представленных, учителем выберите наилучший, на ваш взгляд, вариант рукоятки для столярного и слесарного инструмента и изготовьте его на токарном станке по древесине, (40 мин. )

3) Предложите другие варианты изделий.

Учитель перед началом выполнения практического задания напоминает о правилах безопасности при работе с режущим и колющим инструментом и о правилах безопасности при работе на токарном станке.

1. Осторожно обращаться с резцами как имеющими острое лезвие.

2. Перед включением станка убедиться, что он исправлен и имеется защитный кожух, а инструмент правильно заточен и имеет прочно насаженную рукоятку.

3. Заготовка должна быть выбрана без трещин и сучков и прочно закреплена на станке.

4. Работать надо в защитных очках, в рабочей одежде и застёгнутыми рукавами, в головном уборе.

5. Во время работы станка запрещается измерять заготовку, перемещать подручник и чистить станок.

6. Удержать резец при точении нужно только двумя руками.

Учитель сообщает о содержании данного занятия: учащиеся должны ознакомиться с основными инструментами, применяющимися в процессе изготовления изделия освоить приёмы работы ими, а также закрепить умения и навыки выполнения практической работы.

В беседе с шестиклассниками учитель закрепляет у них понятие о деформации как процессе изменения формы тела под действием приложенной силы. Ученики дают определение силы как физической величины, которая характеризует действие одного тела на другое, узнают различные виды деформации в процессе точения: в первый момент происходит СЖАТИЕ материала, затем СДВИГ и СРЕЗ волокон древесины. В результате возникновения этих деформаций снимается стружка. Сущность процесса точения учитель объясняет на основе физических понятий: ВРАЩАТЕЛЬНОЕ ДВИЖЕНИЕ заготовки и ПОСТУПАТЕЛЬНОЕ ДВИЖЕНИЕ резца вызывают деформацию материала заготовки и снятие стружки.

Излагая технические сведения, учитель отмечает, что разметка – ответственная операция, от её точности зависит качество получаемого изделия, а также количество расходуемого материала.

Затем учащиеся размечают заготовки для своих деталей. На этом этапе урока учитель должен обратить особое внимание на организацию рабочего места, правильность выполнения приёмов работы, соблюдение правил безопасности труда. В случае выявления однотипных ошибок следует остановить работу и провести текущий инструктаж. В ходе его учащимся сообщают, какие виды брака могут встретиться при разметке заготовки из-за неправильного выполнения тех или иных приёмов, объясняют причины возникновения брака и пути его предупреждения. Особо надо отметить, что некачественная разметка может сделать невозможной сборку изделия из-за несоответствия размеров стыкуемых деталей. В конечном итоге это приводит к большим потерям материалов и рабочего времени, снижению производительности т руда. Таким образом, учащихся подводят к выводу о том, что профессия разметчика на производстве является очень важной и ответственной, она требует глубоких технических знаний для работы со сложными приборами и приспособлениями, высокопроизводительным инструментом.

После того как учитель убедился, что учащиеся правильно выполнили разметку, он даёт им разрешение на установку заготовок в токарный станок для первой группы и на сверление на сверлильном станке в торой группе.

Затем учащиеся приступают к практической работе. Перед началом её учитель напоминает, как правильно закреплять заготовку на токарном станке, показывает, как держать резец и устанавливать подручник станка. Демонстрирует рабочую позу, объясняет, какими должны быть движения резцом на разных этапах работы, какие правила безопасности труда необходимо соблюдать во время работы.

Отмечая сложности выполнения отдельных операций, учитель останавливается на роли приспособлений в технологическом процессе. Применение их позволяет повысить производительность труда, улучшить качество изделий, сделать труд более интересным и менее утомительным. Можно назвать некоторые из приспособлений, которые будут использовать и ученики в своей работе, объяснить их назначение и устройство.

Убедившись, что учащиеся усвоили правила безопасности труда, учитель разрешает им приступить к выполнению задания: по предварительно выполненной разметке произвести точение заготовок (сверление).

Во время работы учитель обходит рабочие места, следит за правильностью выполнения рабочих приёмов, соблюдением правил безопасности труда и т.д.. При необходимости оказывает помощь отдельным учащимся. В случае выявления ошибок или затруднений, характерных для многих ребят, останавливает работу и проводит текущий инструктаж.

Кроме навыков правильных трудовых действий, у учащихся должны быть сформированы умения оценивать качество выполнения отдельных операций. Отчасти это можно осуществить путём проведения специального инструктажа во время практической работы. Однако один учитель не в состоянии оказать необходимую помощь каждому ученику в выявлении и устранении сделанных ими ошибок. Практика показывает, что одним из эффективных методических приёмов, способствующих достижению щели, является организуемый учителем взаимоконтроль учащихся. Например, при изготовлении ручек для инструмента школьники могут с помощью измерительной линейки и штангенциркуля проверить соответствие размеров изготавливаемых ими деталей указанных на чертеже.

Распилив заготовки по длине, учащиеся согласно технологическим картам выполняют их точение и разметку под заданный размер. Однако, прежде чем приступить к последней операции, они должны проверить правильность разметки.

В ходе практической работы по точению древесины ученики устанавливают причины нагрева резца и детали при обработке древесины, определяют способы теплопередачи: нагрев резца и заготовки – ТЕПЛО-ПРОВОДНОСТЬЮ; охлаждение - их КОНВЕКЦИЕЙ .

При работе по чертежам деталей учитель проверяет умения учащихся читать чертежи и анализировать элементы конструкций изделий. Например, чтение чертежей шестиклассники должны выполнять в такой последовательности: определение надписей чертежа, общей формы деталей, её элементов и размеров.

При анализе конструктивных элементов подростки определяют торцы, уступы, шипы, буртики, фаски и другие части. А также геометрические формы торцов и уступов, буртиков, конических фасок и фасонных поверхностей, образованных сочетанием различных поверхностей.

В конце занятия учитель вместе с несколькими учащимися (они выполняют функции контролёров) проверяет точность и качество обработки поверхностей и подводит итоги. Он отмечает ребят, успешно выполнивших задание, показывает наиболее удачные изделия, а также изделия с отдельными недостатками, объясняет причины их появления.

    Итог урока.

    Оценить ответы и работу учащихся, (5 мин. )

    Провести уборку помещения мастерской, (10 мин. )

Домашнее задание: подобрать материал и подготовить небольшие сообщения на тему «Полезно знать и уметь». Разработать эскизы по своим вариантам изделий.

6. Изготовление цилиндрических и конических деталей ручным инструментом

Детали цилиндрической формы, которые в поперечном сечении имеют форму круга постоянного диаметра, можно изготовить из брусков квадратного сечения. Бруски обычно выпиливают из досок (рис. 22, а). Толщина и ширина бруска должна быть на 1...2 мм больше диаметра будущего изделия с учетом припуска (запаса) на обработку.

Перед изготовлением круглой детали из бруска производят ее разметку. Для этого на торцах заготовки пересечением диагоналей находят центр и циркулем описывают вокруг него окружность радиусом, равным 0,5 диаметра заготовки (рис. 22, б). Касательно к окружности с каждого торца с помощью линейки проводят стороны восьмигранника и очерчивают рейсмусом линии 1 сострагиваемых граней шириной Б по боковым сторонам заготовки.

Заготовку закрепляют на крышке верстака между клиньями или устанавливают в специальном приспособлении (призме) (рис. 22, д).

Ребра восьмигранника сострагивают шерхебелем или рубанком до линий разметки круга (рис. 22, в).

Еще раз проводят касательные к окружности, очерчивают по линейке линии 2 и сострагивают грани шестнадцатиугольника (рис. 22, г).

Дальнейшую обработку ведут поперек волокон с округлением формы вначале рашпилем, а затем напильниками с более мелкими насечками (рис. 22, д).

Окончательно обрабатывают цилиндрическую поверхность шлифовальной шкуркой. При этом один конец заготовки закрепляют в зажиме верстака, а другой обтягивают шлифовальной шкуркой и вращают ее. Иногда заготовку обертывают шлифовальной шкуркой, обхватывая левой рукой, а правой вращают ее и перемещают вдоль своей оси вращения (рис. 22, е). Аналогично шлифуют заготовку и с другого конца.



Диаметр детали измеряют кронциркулем вначале на детали (рис. 23, а), а затем проверяют его по линейке (рис 23, б).

Последовательность всех перечисленных операций при получении цилиндрической заготовки из бруска квадратного сечения можно записать в маршрутной карте. В этой карте записывают последовательность (маршрут, путь) обработки одной детали. В таблице 2 приведена маршрутная карта на изготовление черенка для лопаты.

На рис. 24 изображен чертеж черенка для лопаты.

Практическая работа

Изготовление изделия цилиндрической формы

1. Разработайте чертеж и составьте маршрутную карту на изготовление изделия цилиндрической или конической формы, например изображенного на рис. 11.

2. Разметьте и изготовьте черенок для лопаты по чертежу (рис. 24) и маршрутной карте (табл. 2).

Новые термины: Кронциркуль, маршрутная карта.

Вопросы и задания.

1. Какова последовательность изготовления детали цилиндрической и конической формы?

2. Как измерить диаметр детали кронциркулем?

3. Что записывают в маршрутной технологической карте?

При разметке предусматривают нанесение на заготавливаемые материалы окончательных размеров деталей по чертежу с припуском на дальнейшую обработку. От точности разметки в значительной степени зависит получение качественных и точных заготовок и деталей.

Для разметки и проверки точности обработки заготовок и деталей используют следующие измерительные и разметочные инструменты (рис. 24):
Рулетка (рис. 24, о) (ГОСТ 7502-69) представляет собой измерительную стальную ленту с нанесенными на ней делениями, выраженными в метрах, сантиметрах, миллиметрах, заключенную в круглом футляре диаметром 60-140 мм. Лента рулеток имеет длину 2, 5, 10, 20, 30 и 50 м.

Уровень (рис. 24,6) (ГОСТ 9416-76) представляет собой алюминиевый корпус, в который вставлена запаянная трубочка (ампула), наполненная спиртом. В спирте имеется пузырек воздуха, который стремится занять верхнее положение. Применяют для проверки горизонтального расположения поверхностей при выполнении работ.

Уровни имеют следующие размеры: ширина 22 и 25 мм, высота 40 и 50 мм и длина 300, 500 и 700 мм.

Складной метр (рис. 24, в) представляет собой набор металлических или деревянных линеек с нанесенными на них делениями с точностью до 1 мм. Линейки между собой соединены на шарнирах и легко складываются или собираются. Метр служит для линейных измерений.

Угольник (рис. 24, г) представляет собой основание, у которого строго под прямым углом вмонтирована линейка с делениями. Служит для проверки правильности отточенной железки у строгальных инструментов, наличия прямого угла на строганых деталях, угла между двумя соединенными деталями и т. д.

Угольники изготавливают металлические или деревянные.

Ерунок (рис. 24, д) предназначен для разметки и измерения углов 45 и 135°. Состоит из колодки, в которую вставлена металлическая или деревянная линейка под углом 45°.

Рис. 24. Инструмент для измерения и разметки: а - рулетка; 6 - уровень; в - складной метр; г - угольник; д - ерунок; е - деревянная малка; ж - металлическая малка; з - отволока; и - скоба; к - рейсмус; л - угольник - центроискатель; м - циркуль; н - нутромер; о - метр-рулетка; п - уровень с отвесом; р - отвес.

1 - угольник; 2 - линейка; 3 - скрепляющая планка; 4 - цилиндрический предмет, в котором надо определить центр.

Малка (рис. 24, ж) служит для измерения угла по образцу и перенесения его на заготовки - детали. Состоит из колодки и линейки, соединенных между собой шарнирно, имеет длину 337 мм.

Отволока (рис. 24, з) представляет собой деревянный брусок длиной 400 и шириной 50 мм. С одного конца брусок имеет небольшой скос, а на расстоянии 1/3 от края - выступ, в который забивают гвоздь. Предназначена для нанесения линий (рисок) на края доски, заготовки.

Скоба (рис. 24, и) представляет собой деревянный брусок, в котором примерно на 1/3 от края выбрана четверть. В нее с определенным шагом забивают гвозди, острыми концами которых прочерчивают линии. Применяют для разметки проушин при ручной зарезке их.

Черта представляет собой металлическую вилку, острые концы которой могут раздвигаться на нужный размер.

Рейсмус (рис. 24, к) представляет собой деревянную колодку, в которой на расстоянии 25 мм один от другого проходят два деревянных бруска. На их конце с одной стороны имеются острые шпильки (иглы), которыми наносят риски. Выпуская конец бруска за колодку, устанавливают необходимую величину расстояния от кромки бруска до наносимой риски, т. е. разметки. Предназначен для разметки и нанесения рисок, параллельных одной из сторон бруска - детали.

Угольник-центроискатель (рис. 24, л) представляет собой угольник 1, к которому прикреплена линейка 2. В верхней части угольник скрепляется планкой 3. Линейка крепится таким образом, чтобы она находилась в середине скрепляющей планки и делила прямой угол угольника пополам. Служит для определения центра у цилиндрических деталей.

Циркуль (рис. 24, м) предназначен для перенесения размеров на заготовки, детали и для очерчивания круглых разметок.

Нутромер (рис. 24,н) применяют для измерения диаметров отверстий.

Кронциркуль служит для измерения диаметров круглых цилиндрических деталей, изделий.

Метр-рулетка (рис. 24,о) представляет собой металлический футляр со спиралью, уложенной в нем стальной лентой, на которой нанесены деления. Предназначена для более точного измерения и разметки любых деталей и заготовок по ширине и более коротких по длине. Метр-рулетку изготавливают с лентой длиной 1 или 2 м.

Отвес (ГОСТ 7948-71) (рис. 24, р) представляет собой металлический весок цилиндрической формы, заканчивающийся на одном конце конусом. Диаметр веска 18-38 мм, длина 63-200 м. Подвешивают его к льняному шнуру длиной 3 или 5 м, который наматывается на катушку. Применяют для проверки вертикальности.

  • " onclick="window.open(this.href," win2 return false >Печать
  • E-mail
Подробности Категория: Обработка древесины

Точение деталей цилиндрической формы

На токарном станке вытачивают изделия, контур которых может состоять из нескольких объёмных геометрических фигур, которые называются телами вращения . Это фигуры – шар, конус, цилиндр и тор (см. рис. слева).

Точение деталей на станке производят специальными резцами - токарными стамесками . В отличие от обычных столярных стамесок, они имеют удлиненные рукоятки, которые позволяют надежно удерживать инструмент и легче управлять им.
По качеству обработки различают черновое и чистовое точение, от этого зависит и выбор инструмента.

Для черновой обработки применяют полукруглую стамеску (см. рис.а ), для чистового точения, подрезания торцов и отрезания детали - косую стамеску (см. рис. 6 ).

При черновом обтачивании заготовки (см. рис.а ) полукруглую стамеску передвигают по подручнику. За первый проход снимают стружку толщиной 1...2 мм серединой лезвия стамески (см. рис. 6 , слева). Дальнейшее точение выполняют боковыми частями лезвия при движении резца как влево, так и вправо (см. рис. 6 , справа). В результате работы разными участками лезвия стамески поверхность детали получается менее волнистой. После 2...3 минут работы проверяют надежность закрепления заготовки - поджимают ее центром задней бабки. На чистовую обработку следует оставлять припуск 3...4 мм (по диаметру).

При чистовом обтачивании (см. рис.) косую стамеску устанавливают на ребро тупым углом вниз. Стружку срезают средней и нижней частью лезвия.
Токарную стамеску держат при точении двумя руками: одной за рукоятку, другой за стержень. За стержень стамеску обхватывают сверху или снизу. Для чернового обтачивания чаще применяется первый способ, как наиболее надежный. Нажим на стамеску должен быть равномерным и плавным.

Для вытачивания внутренних выемок изделий с использованием патрона или планшайбы (различные ёмкости, шкатулки, солонки и т.д.) – сначала высверливают сверлом отверстие по центру заготовки. Затем стамеской с полукруглым концом выбирают лишнюю древесину. Напоследок, для выравнивания стенок, используют стамеску с изогнутым концом(см. рис. слева).

Для точения изделий с помощью планшайбы сначала делают заготовку в виде квадрата. На этой заготовке проводят диагонали и чертят окружность чуть больше, чем диаметр предполагаемого изделия. Пилой обрезают лишние углы до получения восьмигранника, который прикручивают к планшайбе шурупами. Планшайбу накручивают на шпиндель и проверяют – не цепляется ли заготовка за подручник. После этого станок включают и восьмигранник обтачивают до нужного диаметра. Потом подручник устанавливают параллельно плоскости заготовки и вытачивают её внутреннюю часть. Передвинув подручник, вытачивают внешнюю сторону изделия.

Диаметр изделия проверяют кронциркулем или штангенциркулем . Замеры следует сделать в нескольких местах по длине заготовки. Прямолинейность можно проверить линейкой или угольником на просвет.

Сразу после обтачивания поверхность детали зачищают шлифовальной шкуркой, прикрепленной к деревянному бруску (см. рис.). Чтобы ярче выделить текстуру древесины, поверхность изделия можно отполировать бруском более твердой древесины. Эту операцию выполняют при вращении детали, так же как и шлифование.

При подрезании торцов детали косую стамеску устанавливают на ребро острым углом вниз и делают неглубокий надрез (см. рис. слева).

Затем, отступив немного вправо или влево (в зависимости от того, какой торец подрезают), наклоняют стамеску и срезают на конус часть заготовки (см. рис. справа). Эту операцию повторяют несколько раз, пока не останется шейка диаметром 8... 10 мм. Затем деталь снимают со станка, отрезают ее концы ножовкой. Торцы зачищают.

Для изготовления большого количества одинаковых деталей на токарном станке применяют кондукторы (ограничители ) для стамесок или станки с копировальным приспособлением . Кондукторы несложно изготовить самому и легко установить как на токарной стамеске, так и на подручнике(см. рис. слева).

Цифрами обозначены:
1. - упор;
2. – ограничитель продольного перемещения;
3. - ограничитель поперечного перемещения;
4. - токарная стамеска.

Для получения нужных контуров на изготавливаемых деталях иногда применяют и специфические стамески(см.рис. справа).

Их иногда делают специально для конкретного изделия или нужного контура.
Ниже приведён пример изделия и стамесок, которые используются для его изготовления.

Например, для изготовления деревянного шарика используют стамески, которые изготавливают под конкретный диаметр(см. рис. слева).

Без специальных стамесок этот же шар можно выточить и простыми стамесками, но для точного изготовления необходимо сделать трафарет(шаблон), при помощи которого можно измерить правильность сферической поверхности.

Этапы изготовления трафарета и точения показаны на рисунке справа.

Древесину для точения готовят, не только вырезая бруски или куски досок, но и используют высушенные ветки деревьев, а также склеивая куски брусков или досок(т.е. - из сегментов)(см. рис. ниже).Нередко для точения таких “блочных” изделий применяют древесину разных пород.
Благодаря этому, добиваются весьма необычных по окраске и текстуре изделий.


При работе придерживайтесь таких правил:

Опустите защитный экран (наденьте очки);
Проверьте работу станка на холостом ходу;
Обрабатывая заготовку, плавно подводите резец;
Следите, чтобы зазор между заготовкой и подручником не превышал 5мм;
Выполняя осевое сверление, тщательно закрепите заднюю бабку;
Во время растачивания внутреннего отверстия надежно удерживайте резец в горизонтальной плоскости;
Контроль размеров и качества обработки производите при полностью остановленной заготовке;
При окончательной обработке детали наждачной бумагой закрепляйте ее на специальной державке.
Обо всех неисправностях немедленно сообщать учителю, предварительно выключив станок!

По окончании работы:
Снимите готовую деталь со станка;
Разложите инструменты и приспособление в специально отведенные места;
Произведите уборку рабочего места;
Доложите дежурному об окончании работы.

При работе смотровой экран на станке должен быть опущен.
Если на станке нет такого экрана, работать надо в защитных очках.
Режущий инструмент подводят к заготовке только после того, как шпиндель наберет полное число оборотов.
При включенном станке запрещается подправлять заготовку и измерять ее размеры, перемещать узлы станка.
После выключения станка нельзя тормозить руками заготовку, патрон или планшайбу.
Нельзя оставлять работающий станок без надзора.
По окончании работы следует положить инструменты на установленные места, смести стружку щеткой.

Запрещается:

Включать станок без разрешения учителя;
Работать при отсутствии ограждения ременной передачи;
Использовать неподготовленную заготовку;
Использовать заготовку со сколами, трещинами, влажную или гнилую;
Опираться на части токарного станка;
Класть инструменты и другие предметы на станок;
Останавливать заготовку руками;
Отходить от станка, не выключив его.

Предмет : технология.

Тема урока : «Изготовление деталей цилиндрической формы вручную»

Класс: 6

УМК: учебник В.Д. Симоненко «Технология 6кл.»

Цель :

Обеспечение усвоения учащимися приемов изготовления деталей цилиндрической формы вручную

Задачи :

Сформулировать у учащихся знания о графическом изображении деталей;

Научить правильному изготовлению цилиндрических деталей;

Воспитывать конструктивность и вариативность мышления.

Тип урока : комбинированный

Методы обучения: словесный, наглядный, практический, деловая игра.

Наглядные пособия: образцы цилиндрических деталей, изготовленных с использованием ручных столярных инструментов ручка для молотка, топора, кувалды).

Инструменты и оборудование: столярный верстак, линейка, карандаш, рейсмус, рашпиль, ножовка, шлифовальная шкурка, технологическая карта изготовления черенка лопаты, компьютер.

Оформление доски: тема урока, новые слова (восьмигранник, шлифование, кронциркуль), задание на дом.

Объект труда: черенок для детской лопаты.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Предмет : технология.

Тема урока : «Изготовление деталей цилиндрической формы вручную»

Класс: 6

УМК: учебник В.Д. Симоненко «Технология 6кл.»

Цель :

Обеспечение усвоения учащимися приемов изготовления деталей цилиндрической формы вручную

Задачи :

Сформулировать у учащихся знания о графическом изображении деталей;

Научить правильному изготовлению цилиндрических деталей;

Воспитывать конструктивность и вариативность мышления.

Тип урока : комбинированный

Методы обучения: словесный, наглядный, практический, деловая игра.

Наглядные пособия: образцы цилиндрических деталей, изготовленных с использованием ручных столярных инструментов ручка для молотка, топора, кувалды).

Инструменты и оборудование: столярный верстак, линейка, карандаш, рейсмус, рашпиль, ножовка, шлифовальная шкурка, технологическая карта изготовления черенка лопаты, компьютер.

Оформление доски: тема урока, новые слова (восьмигранник, шлифование, кронциркуль), задание на дом.

Объект труда: черенок для детской лопаты.

ТСО : мультимедиа

Ход урока.

I. Организационный момент.

Приветствие учителя, контроль посещаемости.

Проверка готовности учащихся к уроку

II. Актуализация знаний.

Повторение пройденного материала.

Учитель . Что такое шиповое ступенчатое соединение?

Какие виды ступенчатого соединения существуют?

Ученик . Изготовлений многих деталей из древесины бруски соединяют между собой. Самым простым является соединение в половину бруска (вполдерева), ступенчатое. Бруски соединяются врезанными на половину участками. Соединение может быть по длине, под прямым или другим углом.

Учитель . Как правильно разметить и выполнить соединение?

Ученик: Первым этапом является разметка, сначала размечают базовую линию длинны заготовки. Далее размечают, толщину вырезаемых участков, применяя для этого рейсмус. После этого размечают длину вырезаемых участков. После разметки приступают к пилению. Сначала делают пропил вдоль волокон, а потом пропил поперек волокон, для удаления части заготовки. Выполняется соединение, нужно стремится к тому, чтобы детали прямо из после пилы, без дополнительной подгонки плотно прилегали друг к другу. Но иногда все, же приходится исправлять погрешности в работе при помощи стамески и напильника.

Учитель . Что применяется для сборки соединения?

Ученик. Для того чтобы зафиксировать соединение применяют клей, можно воспользоваться гвоздями, шурупами. Более надежным получается соединение на нагеле. Нагель- это деревянный цилиндрический стержень диаметром 6-10 мм. Нагель устанавливается на клей в просверленное через соединение отверстие. Выступающие концы нагеля срезают и выравнивают наждачной бумагой. Соединение упрочнятся при применении двух нагелей.

Учитель. Где применяется ступенчатое соединение?

Ученик . Ступенчатое соединение нашло очень широкое применение из-за простоты соединения. С помощью такого соединения можно собрать рамки, подставки: для цветов, стендов, плакатов, новогодней елки.

III. Поисково-исследовательский этап.

3. Сообщение цели и темы урока.

Учитель. Какое время года у нас приближается?

Ученик : Зима.

Учитель . Какие ассоциации у вас появляются со словом «Зима»?

Ученик . Новый год, мороз, метель, горка, снег.

Учитель. Какие ассоциации вызывает слово «Снег»?

Ученик. Снежки, снежные фигуры, уборка снега.

Учитель . Для уборки снега используют лопату. Какая деталь лопаты имеет округлую форму?

Ученик . Ручка лопаты.

Учитель . А как вы, думаете какая тема нашего урока?

Ученик. Изготовление цилиндрических деталей.

Учитель. Совершенно верно. Тема нашего урока «Изготовление деталей цилиндрической формы вручную ».

Мы с вами изготовим деталь «ручка детской лопаты», она называется черенок.

Из древесины каких пород изготавливают черенок и поему?

Ученик. Из древесины твердых пород, так как изделие будет прочным.

Учитель . Давайте откроем учебники на стр. 32 и прочитаем параграф.

(Один читает вслух, остальные следят).

Учитель. Какова последовательность изготовления изделия из древесины. И составим, сами маршрутную карту рассматривая рисунок 21 на стр. 32, а эту карту запишем в тетрадь.

Откроем, тетради запишем число и тему урока.

Учитель . С чего мы начинаем изготовление детали округлой формы?

Ученик. Берется заготовка квадратного сечения. Как правило, бруски сторона квадрата должна быть примерно на1-2 мм больше диаметра изготовляемой детали, а длина бруска на 20 мм больше длины требуемой детали.

Учитель . Да, это и будет первым этапом. Давайте запишем.

  1. Подобрать брусок квадратного сечения.

Учитель. Что же мы с вами будем делать на втором этапе?

Ученик. Для того чтобы из заготовки квадратного сечения сделать цилиндрическую, необходимо на торцах заготовки пересечением диагоналей найти центр и циркулем вписать круг радиусом 0,5 деаметра. (рис. 4).

(Слайд)

Учитель. Отлично! Записываем:

2. Разметить диагонали на торцах, начертить окружность.

Учитель. Нашим третьим шагом будет?

Ученик. Касательно к окружности с каждого торца с помощью линеек проводят стороны восьмигранника и очерчивают рейсмусом линии сострагиваемых гране по боковым сторонам заготовки.

Учитель. Технологическую операцию по разметке боковых граней осуществить рейсмусом, главное правильно установить его на размер 2/7 Диаметра.

Здорово, запишем!

3. Рейсмусом разметим грани.

Учитель. Какими столярными инструментами можно выполнять разметку боковых граней, если нет рейсмуса?

Ученик . Линейкой. Но это будет очень долго.

Учитель. Четвертое наше действие?

Ученик. Крепят заготовку на крышке верстака между клиньями и строгают до линии разметки рубанком, придавая заготовке восьмигранную форму, не выходящую за пределы разметки, выполненной на торцах детали.

Учитель. Проще сказать получаем восьмигранник.

В нашей мастерской лучше будет закрепить заготовку в зажиме верстака.

4. Сострогать ребра до получения восьмигранника.

Учитель . Пятым этапом мы будем делать, что?

Ученик. 5 - прострагиваем ребра до получения 16-тигранника.

Учитель . И это запишем!

Шестым шагом будет?

Ученик . 6шаг - обработка до круглой формы напильником.

Учитель . Записываем!

Седьмым этапом будет?

Ученик. Окончательно обрабатывают цилиндрическую поверхность шлифовальной шкуркой. При этом один конец заготовки надёжно закрепляют в зажиме верстака, а другой шлифуют по касательной окружности вдоль и поперек.

Учитель . Иногда заготовку обвёртывают шлифовальной шкуркой, обхватывая левой рукой, а правой вращают её и перемещают вдоль своей оси вращения. Аналогично шлифуют заготовку и с другого конца.

7. Зачистить изделие шлифовальной шкуркой. Сделайте соответствующую запись в тетрадь.

Учитель. Каким инструментом можно измерить диаметр детали, имеющей цилиндрическую форму?

Ученик . Кронциркулем.

Он состоит из двух дугообразных ножек, скреплённых посередине фиксирующим винтом похож на обыкновенный циркуль.

Учитель. Каким инструментом, кроме кронциркуля, можно измерить диаметр детали, имеющей цилиндрическую форму?

Ученик. Штангенциркулем.

Учитель . Для того чтобы изготовить деталь цилиндрической формы из бруска квадратного сечения с использование ручного инструмента, нами составлена маршрутная карта. В этой карте отображают последовательность всех технологических операций, начиная от выбора заготовки до готового изделия. (Приложение 1).

Каким инструментом мы с вами будем работать?

Ученик. Рубанок, рейсмус, циркуль, шлифовальной шкуркой, штангенциркуль и напильником.

Учитель . Вспомним правила техники безопасности.

Правила безопасности.

  1. При строгании надёжно закрепляй заготовку в клиньях верстака или в зажиме.
  2. Пальцы руки, обхватывающей колодку рубанка, не прилагай близко к подошве рубанка.
  3. Класть рубанок в лоток острием повернутым от себя.
  4. При шлифовании детали надёжно удерживай шлифовальную шкурку или колодку.
  5. Кронциркуль или штангенциркуль при работе не держи в карманах халата.
  6. Класть циркуль на верстак острием от себя.
  7. Не захватывать пальцами носок напильника.
  8. Не сдувать опилки, а сметать их щеткой.

IV. Практический этап.

Практическая работа «Черенок для детской лопаты».

1. Вводный инструктаж

Учащиеся выполняют задание каждый на своем рабочем месте. Для выполнения работы понадобятся: столярный верстак;

инструменты - рейсмус, карандаш, линейка, рашпиль, кронциркуль, пила, рубанок, наждачная бумага, наждачная колодка;

материалы - заготовка из древесины квадратного сечения твёрдой породы древа (бук, дуб, ясень, клён, берёза).

Знакомство с изделием осуществляется в ходе беседы:

Для каких целей предназначено это изделие?

Какую породу древесины целесообразно для этого изделия использовать?

От чего зависит форма и длина изделия?

Учитель выясняет, нет ли среди учащихся желающих предложить форму и размер изделия. Все предложения учитываются. Выбирается лучшая идея.

Учитель. Внимательно рассмотрите маршрутную карту (Приложение 1) и чертёж изделия «Черенок для лопатки».

Ученики получают заготовки, инструменты и приступают к изготовлению изделия.

(Учитель осуществляет контроль, индивидуальная работа.

V.Рефлексивно – оценочный этап.

Учитель . Рассмотрим возможные ошибки и их причины.

Возможные ошибки и их причины:

  1. Деталь при обработке получается с переменным диаметром по всей длине. (При обработке детали режущим инструментом был допущен выход за пределы границ разметки).
  • Контроль выполнения работы шерхебелем, рубанком, рашпилем.

При строгании происходят сколы древесного материала в плоскости обработки. (Строгание против волокон древесины или в кости сучков).

  • Уменьшить выход режущей кромки шерхебеля или рубанка; повернуть заготовку на 180°.
  1. Перекос торца детали при отпиливании ножовкой. (Плохое закрепление детали; не использование при пилении стусла).

Выполнить разметку по всей окружности детали. Контролировать процесс пиления.

Закрепление изученного материала

Учитель . Попрошу выполнить тест.

Тест. «Изготовление цилиндрических деталей)

1. Какой инструмент необходим для разметки цилиндрической детали?

а) угольник, рейсмус, линейка;

б) линейка, угольник;

в) линейка, угольник, рейсмус, карандаш;

г) карандаш, линейка.

  1. На сколько ширина бруска должна быть больше диаметра изделия?

а) на 5-7 мм; в) на 1 -2 мм.

б) на 10 мм;

  1. Какой инструмент применяется для измерения диаметра?

а) линейка; в) рейсмус;

б) кронциркуль; г) угольник.

  1. С помощью какого инструмента можно получить из квадрата восьмигранник?

а) с помощью напильника;

б) с помощью шлифовальной шкурки;

в) с помощью стамески;

г) с помощью рубанка.

  1. Чем отличаются разметочный циркуль и кронциркуль?

а) длиной ножек (у кронциркуля они длиннее);

Учитель . Поменялись листочками. Выполняем взаимопроверку.

(Учитель называет правильные ответы, учащиеся проверяют)

Кто ответил правильно на все вопросы – отметка «5»;

Кто ответил на четыре вопроса – отметка «4»;

Кто ответил на три вопроса – отметка «3».

Учитель. Задание на дом: подготовить сообщение на тему: «Станки для точения древесины »

Список литературы

  1. Технология : Учебник для 6 классов общеобразовательных учреждений: вариант для мальчиков./ Под ред. В. Д. Симоненко. 4- е изд., переработанное Просвещение, 2008.
  2. Технология : Технический труд. 6 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений / Под ред. В. М Казакевича, Г. А. Молевой. М.: Дрофа, 2004 .

Рейсмусом разметить грани.