Античную грецию принято считать родиной демократии. История древней греции

  • Дата: 25.11.2019

Современный мир многим обязан древней Греции . Это сравнительно небольшое государство оказало огромное влияние на развитие всех областей жизни человека. Возьмем, к примеру, мифы, которые являются отражением жизни человека, как в те времена, так и сегодня. Представления о мире – о человеке, медицине, политике, искусстве, литературе - в глобальном масштабе зарождались именно в Греции. Это государство было расположено на юге Балканского полуострова и на островах Эгейского моря. Соответственно, на такой сравнительно небольшой территории размещалось небольшое количество населения, но, как говорил Александр Македонский «Один грек стоит тысячи варваров». Греция выделялась среди других государств – Вавилонии, Египта и Персии – и не без оснований.

Карта древней Греции

Древнейшие времена Древней Греции

Территорию Древней Греции принято условно делить на три части: Южную, Среднюю и Северную. В Южной части располагалась Лаконика, более известная как Спарта. Афины – главный город Греции – находился в Средней части государства, наряду с такими областями, как Аттика, Этолия и Фокида. Эта часть была отделена от Северной практически непроходимыми горами и разделяла Афины и Фессалию, которая на сегодняшний день сама по себе является крупным историческим центром.

О населении Древней Греции можно судить по многочисленным примерам искусства, которые сохранились практически в первозданном виде – это скульптуры, фрески и элементы живописи. В любом музее мира Вы найдете зал древнегреческого искусства, где Вы увидите множество изображений высоких, стройных людей с идеальным телосложением, со светлой кожей и темными вьющимися волосами. Античные историки называют их пеласгами – народом, населявшим острова Эгейского моря в III тысячелетии до н.э. Несмотря на то, что их занятия ничем не отличались от занятий других древних народов и включали в себя скотоводство и земледелие, нужно отметить, что их земля была сложной для обработки и требовала использования особых навыков.

Народы Греции и их развитие

Населявшие Грецию почти пять тысяч лет назад, были изгнаны из своих земель ровно в том же тысячелетии, в котором появились. Причиной тому стали вторгнувшиеся с севера ахейцы, чье государство было также расположено на острове Пелопонесс со столицей в Микенах. Это завоевание носило эпохальный характер, так как ознаменовало начало ахейской цивилизации, которую, постигла та же печальная судьба – в конце XIII века до н.э., так же, как в свое время вторглись в греческие земли ахейцы, на эту территорию пришли дорийцы. К сожалению, завоеватели уничтожили практически все города и все ахийское население, хотя сами, при этом, находились на более низкой ступени развития цивилизации. Этот факт не мог не отразиться на культуре Древней Греции. Была забыта древнейшая письменность, созданная еще пеласгами, не говоря уже о том, что прекратилось строительство и развитие орудий труда. Этот период, который принято заслуженно называть «темным» продлился ни много, ни мало с XII по IX вв н.э. Среди городов все так же выделялись Афины и Спарта, где находились два антагонистических общества.

Так, в Лаконике (Спарте) наместниками были два царя, которые правили, передавая свою власть по наследству. Тем не менее, несмотря на это, реальная власть была в руках старейшин, которые принимали законы и занимались судейством. Любовь к роскоши в Спарте сурово преследовалась, а главной задачей старейшин было не допустить классового расслоения общества, для чего каждая греческая семья получала от государства надел земли, который должна была обрабатывать без права получения дополнительных территорий. Вскоре спартанцам было запрещено заниматься торговлей, земледелием и ремеслами, был провозглашен лозунг, что «занятием каждого спартанца является война», которая и должна была полностью обеспечивать население Лаконики всем необходимым для жизни. О нравах спартанцев красноречиво говорит тот факт, что воинов могли изгнать из отрядов только потому, что он не до конца съел свою порцию еды на общей трапезе, что говорило о том, что он пообедал на стороне. Более того, раненный спартанец должен был умирать на поле боя молча, не показывая нестерпимой боли.

Главным соперником Спарты была нынешняя столица Греции – Афины . Этот город был центром искусств, а люди, населявшие его, были полной противоположностью грубых и жестких спартанцев. Тем не менее, несмотря на легкость и беззаботность жизни, именно здесь появилось слово «тиран». Изначально оно имело значение «властитель», но когда власти Афин начали заниматься откровенным грабежом населения, это слово приобрело тот оттенок, которое имеет по сей день. Мир в разоренный город внес царь Солон – мудрый и добрый правитель, который сделал очень много для улучшения жизни горожан.

VI век принес жителям Греции новые испытания – опасность исходила от персов, которые достаточно быстро покорили Египет, Мидию и Вавилонию. Перед лицом Персидской державы народы Греции объединились, позабыв о вековых распрях. Конечно, центр армии составляли спартанцы, посвятившие свои жизни военному делу. Афиняне же, в свою очередь, занялись строительством флотилии. Дарий недооценил мощь греков и проиграв первое же сражение, которые увековечено в истории тем, что радостный гонец пробежал из Марафона в Афины, чтобы сообщить радостную весть о победе, и, преодолев 40 км, упал замертво. Именно памятуя о том событии, спортсмены бегут «марафонскую дистанцию». Ксеркс, сын Дария, заручившись поддержкой и помощью завоеванных государств, тем не менее, проиграл ряд важнейших сражений, и отказался от любых попыток завоевать Грецию. Таким образом, Греция стала самым влиятельным государством, что дало ей ряд привилегий, особенно Афинам, которые стали столицей торговли в Восточной Средиземноморье.

Объединилась Спарта с Афинами в следующий раз перед лицом македонского завоевателя Филиппа II, который, в отличие от Дария, быстро сломил сопротивление греков, установив власть над всеми областями государства, кроме Спарты, которая отказалась подчиняться. Таким образом, закончился Классический периода развития эллинских государств и начался расцвет Греции в составе Македонии. Благодаря Александру Македонскому, греки и македоняне к 400 году до н.э. стали полновластными хозяевами всей Передней Азии. Эллинистическая эпоха закончилась в 168 г до н.э., когда начались масштабные завоевания Римской Империи.

Роль греческой цивилизации в истории развития мира

Историки сходятся во мнении, что культурное мировое развитие было бы невозможно без того наследия, которое оставила нам Древняя Греция . Именно здесь были заложены те фундаментальные знания о мироздании, которыми пользуется современная наука. Первые философские понятия были сформулированы именно здесь, определив основу развития духовных ценностей всего человечества. Греческий философ Аристотель заложил основы представлений о материальном и нематериальном мире, греческие спортсмены стали первыми чемпионами первых Олимпийских Игр. Любая наука или сфера искусства так или иначе связана с этим великим Древний государством – будь то театр, литература, живопись или скульптура. «Илиада» - главное произведение, дошедшее до наших дней, очень ярко и красочно рассказывает об исторических событий тех времен, об укладе жизни древних элейцев, и, что более важно, посвящено реальным событиям. Вклад в развитие истории внес известный греческий мыслитель Геродот, чьи труды были посвящены греко-персидским войнам. Вклад Пифагора и Архимеда в развитие математики невозможно переоценить. Более того, древние греки были авторами многочисленных изобретений, которые использовались, в первую очередь, в ходе военных действий.

Отдельного внимания заслуживает греческий театр, который представлял собой открытую площадку с круглым сооружением для хора и сценой для артистов. Такая архитектура предполагала создание отличной акустики, а зрители, сидящие даже на дальних рядах, могли слышать все реплики. Примечательно, что актеры скрывали свои лица под масками, которые делились на комические и трагические. Трепетно почитая своих богов, греки создавали их статуи и скульптуры, которые до сих пор удивляют своей красотой и совершенством.

Особое место Древней Греции в мировой античной истории делает ее одним из самых загадочных и удивительных государств в древнем мире. Прародительница наук и искусства Греция по сей день приковывает в себя внимание всех, кто увлекается мировой историей.

Периоды древней Греции. История развития

Ранний период (1050-750 год до н. э.)

Вслед за окончательной , знавшей письменность, - последней из славных цивилизаций эгейского бронзового века, материковая Греция и острова у ее побережья вступили в эпоху, именуемую некоторыми историками «Темный век» . Однако, строго говоря, данный термин скорее характеризует перерыв в исторических сведениях, которые касаются временного интервала, начавшегося около 1050 года до н. э., нежели отсутствие знаний или исторического опыта у тогдашнего населения Эллады, хотя письменность и была утрачена. В действительности как раз в это время, время перехода в железный век, начали появляться политические, эстетические и литературные черты, присущие затем классической Элладе. Местные вожди, называвшие себя парями, управляли небольшими, тесно между собой связанными сообществами - предтечами древне-греческих городов-государсгв. Очевиден следующий этап в развитии расписной керамики, которая стала проще по форме, но вместе с тем прочнее; ее внешний вид, как свидетельствует показанный справа сосуд , приобрел новое изящество, гармоничность н соразмерность, ставшие отличительными чертами позднейшего греческого искусства.

Пользуясь смутными воспоминаниями , троянцев и других , странствующие певцы слагали повествования о богах и простых смертных, придавая поэтическую образность греческой мифологии. К концу этого периода грекоговорящие племена заимствовали у алфавит и приспособили его к своему языку, что позволило записать многие сказания, долго хранившиеся в устной традиции: лучшие среди них из дошедших до нас - гомеровские эпосы «776 год до н. э. , принято считать началом последующего непрерывного подъема греческой культуры.

Период Архаики (Архаический) (750-500 год до н. э.)

В VIII веке побуждаемые ростом населения и благосостояния эмигранты из древней Греции в поисках новых сельскохозяйственных угодий и торговых возможностей растеклись но всему Средиземноморью. Греческие поселенцы в чужих странах, однако, стали не просто подданными городов, основывавших колонии, а отдельными, автономными политическими образованиями. Дух независимости, владевший поселенцами, а так же потребность в совместных действиях для поддержания каждого сообщества породили такую политическую единицу, как полис. Во всем греческом мире предположительно насчитывалось до 700 подобных городов-государств . Иностранные культуры, с которыми в этот период экспансии Эллада вступала в контакт, воздействовали на греков самым различным образом.

Геометрическая роспись керамики уступила место изображениям животных и растительным рисункам в восточном стиле, а также детализированным мифологическим сценам нового чернофигурното стиля вазописи (см. ниже в галерее фото ниже). Художники, работавшие с камнем, глиной, деревом и бронзой, начали создавать монументальные скульптуры человека Типичная для архаики статуя Куроса (фото слева) несет явные следы египетского влияния, но в то же время демонстрирует зарождающееся стремление к симметрии, легкости и реализму. В седьмом столетии появляются первые подлинно греческие храмы, украшенные протяженными фризами и колоннами дорического ордера (см. ниже в галерее фото). Лирическая и элегическая поэзия, глубоко личная и эмоционально насыщенная, приходит на смену высокопарным стихам прошлого. Развитие торговли способствует широкому распространению изобретенной лидийцами чеканки монет. На материке в это же время Спарта вводит у себя такую политическую систему, в которой особое значение придается жесткому управлению и дисциплине, и становится в результате крупнейшим и наиболее могущественным городом-государством того периода. Афины , напротив, меняют и кодифицируют законы, заботясь о справедливости и равенстве, открывают доступ в правящие органы все большему числу граждан и закладывают основы демократии.

Классический период (500-323 год до н. э.)

Классический период в античной Греции, когда здесь невероятно быстро расцвели искусства, литература, философия и политика, ограничен временем войн с двумя иностранными державами - Персией и Македонией. Победа эллинов над персами породила новый дух сотрудничества между разными городами-государствами и Афинами, чей флот сыграл решающую роль, обеспечив благоприятный перелом в ходе борьбы с так называемыми варварами. Дань, шедшая от союзников в афинскую казну в обмен на военную защиту, обеспечила афинянам возможность приумножить свои и без того значительные богатства и гарантировала этому городу политическое, культурное и экономическое верховенство во всем Средиземноморье. Практически всем гражданам Афин, независимо от финансового положения, был обеспечен доступ к выборным должностям, и за исполнение соответствующих обязанностей они получали вознаграждение. За государственный счет скульпторы, архитекторы и драматурги работали над произведениями, которые до сих пор остаются высшим творческим достижением человечества. Показанная, например, справа бронзовая статуя Зевса высотой 213 сантиметров дает в концентрированном виде представление о мастерстве художников классической Эллады (древней Греции), которые воспроизводили в своих произведениях человеческое тело с необыкновенным динамизмом. Греческие философы, историки и специалисты в области естественных наук оставили образцы рационального теоретического анализа.

В 431 году застарелая вражда между Афинами и Спартой вылилась в войну, продлившуюся почти 30 лет и закончившуюся поражением афинян. Десятилетия непрерывных сражений привели к ослаблению политического влияния во многих городах-государствах, где не прекращались жестокие распри. Расчетливый и честолюбивый македонский царь Филипп II сумел извлечь выгоду из подобного хаоса и вскоре стал хозяином всей территории древней Греции. Филиппу не удалось завершить строительство империи, он был убит, и на трон взошел его сын Александр . Всего 12 лет спустя Александр Великий (Македонский) умер, но оставил после себя державу, раскинувшуюся от Адриатики до Мидии (см. ниже в галерее фото).

Эллинистичекий период (323-31 год до н. э.)

На развалинах империи Александра после почти 50-летней ожесточенной борьбы за его наследство возникли три крупные державы: Македония, Египет Птолемеев и государство Селевкидов , простиравшееся от современной Турции до Афганистана. Поражает то , что от македонской столицы Пеллы на западе и до Ай-Ханума на востоке язык, литература, политические институты, изобразительное искусство, архитектура и философия в городах и поселениях, возникших в результате походов Александра, после его смерти остались безусловно греческими. Последующие цари подчеркивали свое родство с Элладой, особенно с Александром: на рисунке слева показана фракийская серебряная монета , на которой он изображен с бараньими рогами Зевса-Амона - бога, имеющего корни и на Востоке, и на Западе. Обладая обшим языком, находка, под влиянием постоянных торговых контактов, сохраняя письменные тексты и привлекая к себе многочисленных путешественников, эллинистический мир делался все более и более космополитичным.

Процветали образование и просвещение, создавались библиотеки - среди них была и Великая Александрийская библиотека , где насчитывалось около полумиллиона томов. Но греческие правящие классы отказывались допускать в свои ряды рядовых подданных, и обширные новые царства повсюду сотрясались от внутренних смут. Неуклонно слабеющая и нищавшая Македония в 168 году до н. э. попала под господство. Один за другим объявляли себя независимыми губернаторы провинций в державе Селевкидов, образовавшие множество мелких государств с династической формой правления. Из царств, на которые распалась империя Александра, бастионом стоял еще Египет Птолемеев. Клеопатра VII, последняя в этом роду (и единственная, кто выучил язык подвластного населения), покончила самоубийством, когда римляне победили при Акции. Однако хотя и удалось подчинить все Средиземноморье, господство латинян еще не означало прекращение греческого влияния: римляне впитали культуру древней Греции и увековечили эллинское наследие так, как не смогли бы и сами греки.

. Античные цивилизации Средиземноморья (Греция, Рим, Македония)

История античного мира издавна привлекала особое внимание европейских ученых. Дело не только в том, что из всех периодов древности она лучше всего изучена. Считается, что цивилизации Греции и Рима стояли у истоков европейских традиций политической, экономической и духовной жизни.

Античная Греция

На рубеже III-II тысячелетий до н.э. жители Греции и прилегающих островов научились изготовлять орудия из бронзы ― сплава меди и олова. В этот период на острове Крит складывается первое в Европе государственное образование. Археологи нашли на острове руины дворцов, доказательства существования развитой системы письменности.

Рисунок 2.4.1.

В 1450 г. до н.э. цивилизация Крита была уничтожена в результате извержения вулкана и землетрясений. Примерно в это же время на Крит вторглись микенские (ахейские) племена, жившие тогда в Греции. Они переняли критскую систему письма, стали играть заметную роль в торговле Восточного Средиземноморья. Однако в XII веке до н.э. развивающаяся ахейская цивилизация была разрушена союзами греко-дорийских, фессалийских, беотийских, ионийских племен Балканского полуострова и Малой Азии (они были известны египтянам как «народы моря»). Переселившись в Грецию, эти племена частично слились с ахейцами, частично поработили их.

После завоевания хозяйство Греции пришло в упадок, резко сократилась численность населения. Лишь с VIII века до н.э. началось возвышение греческих городов-государств. Особенности их развития во многом определялись природными условиями, геополитическим положением Греции.

Относительно небольшая, гористая территория была благоприятна для садоводства и скотоводства, но не земледелия. Здесь большую роль играло море: рыболовство и морская торговля позволяли восполнить недостаток продуктов. С V века до н.э. возрастающее значение стала приобретать колонизация побережья Малой Азии, Причерноморья, Италии. В колонии устремлялся избыток населения, они снабжали Грецию недостающей продукцией. Первая греческая колония, город Кум, была основана в 750 г. до н.э. на побережье Италии.

Города-государства Греции

В античной Греции не сложилось крупного, единого государства. Постепенное развитие родоплеменных общин привело к формированию на их основе нескольких сот небольших самостоятельных государств-полисов, включающих поселение (город) и прилегающие земельные угодья. Каждый полис имел свои законы, особую систему управления, хотя сохранялись и общие черты, унаследованные от родоплеменного строя. Так, особую роль играли советы старейшин, представлявшие собой родовую аристократию и собрания членов племени, за которыми признавались права граждан. Иноземцы, даже зажиточные, и рабы не имели права участвовать в общественной жизни. Земля рассматривалась как общая собственность полиса, его достояние. С развитием товарно-денежных отношений стали возможными купля и продажа участков земли (правда, в некоторых полисах она ограничивалась), но только гражданами данного полиса.

Античную Грецию принято считать родиной демократии. Действительно, с течением времени в крупнейших городах-государствах, особенно в Афинах , которые избежали дорийского завоевания, в общественной жизни произошли существенные изменения.

Вместо наследственной власти племенных вождей (царей) был введен принцип выборности верховного правителя (архонта), его отчетности перед советом глав родов (ареопагом). Власть традиции и обычая постепенно заменили законы (первые из них, устанавливающие общие нормы поведения для всех граждан и наказание за их нарушение, были приняты в 621 г. до н.э.).

В начале VI века до н.э. по инициативе архонта Солона (635-559 гг. до н.э.) все население полиса было разделено на четыре разряда в зависимости от имущественного положения. Это ослабило позиции родовой знати. Разбогатевшие торговцы и ремесленники уравнялись с нею в правах.

В конце VI века до н.э. вместо разделения полиса на родовые владения был принят принцип его разграничения на 10 округов, каждый из которых избирал своих представителей в новый совет (совет пятисот), занимавшийся всеми текущими делами. За ареопагом сохранялись лишь судейские функции по делам, не затрагивавшим имущественных споров. Чужеземцы, успешно ведущие дела в Афинах, получили права граждан. Общее число граждан составило около 30 тыс. человек.

Согласно утвердившейся в Афинах традиции, активное участие в делах полиса, защита демократии были важнейшим правом и обязанностью граждан. На собраниях решались вопросы войны и мира избирались должностные лица. Собрание могло приговорить к изгнанию из полиса лиц, представлявших угрозу народовластию и склонных к тирании.

Таким образом, к V веку до н.э. родоплеменной строй в Афинах был окончательно вытеснен новой государственной организацией, которая получила название демократия .

Другой путь развития полиса продемонстрировала Спарта . Это государство было основано дорийским племенем, которое, поселившись на юге Пелопоннесского полуострова, превратило местное население в бесправных рабов (илотов). Спартанцы считали недостойным для себя возделывать землю, заниматься торговлей, ремеслом. Это был удел рабов и пришлых из окрестных поселений. Единственным заслуживающим уважения занятием для мужчин считалась война. Система воспитания была подчинена одной цели ― подготовке выносливых, немногословных, дисциплинированных воинов. В историю вошла традиция спартанцев убивать детей, рождавшихся слабыми, из которых, как они считали, не получилось бы хороших солдат.

Рисунок 2.4.2.

В Спарте неизменными остались порядки родоплеменного строя. Ею управляли совет старейшин и сходка воинов, роль вождей (царей) была ограничена. Сохранялось уравнительное распределение. Все спартанцы носили простую одежду, питались сообща, деньги ими не признавались.

Спартанское государство вело постоянные войны против соседних полисов, захватывая рабов, собирая дань и постепенно расширяя свою территорию. Если в Афинах труд рабов использовался ограниченно, лишь на рудниках и в мастерских, то в Спарте он был основой экономики.

Города-государства Италии. Основание Рима

В развитии городов Италии и Греции проявилось много сходных черт. В VIII-VI вв. до н.э. греки колонизировали побережье Южной и Средней Италии, построили Неаполь и Сиракузы, ставшие важными торговыми центрами Средиземноморья. Это оказало большое влияние на населявшие Италию племенные образования. На севере Италии (на территории нынешней Тосканы) господствовали этруски. Их происхождение точно неизвестно, предполагается, что, как и дорийцы, они принадлежали к «народам моря» и пришли с Востока, покорив местное население.

В 753 г. до н.э. тремя племенами латинов, жившими в районе реки Тибр, был основан город Рим .

Рисунок 2.4.3.

Просмотреть рисунок

Согласно легендам, Рим был построен потомком троянского героя Энея Ромулом, который вместе с братом Ремом в младенческом возрасте чудом спасся от убийц и был вскормлен волчицей.

Первоначально, как и в Афинах, общественная жизнь Рима строилась на основе родоплеменных традиций. Высшим органом управления был сенат (от лат. "senex" ― "старик"), состоявший из 300 человек, старейшин родов, основавших город. Рядовые члены племени, объединенные в курии по родовому принципу, также могли высказывать свое мнение по обсуждаемым вопросам. Роль верховного правителя отводилась избиравшемуся царю, который должен был править в соответствии с традицией и волей сената. С 616 г. до н.э. царями избирались выходцы из знатной этрусской семьи Тарквиниев, что отражало особую роль этрусков в Италии.

Потомки основателей города называли себя патрициями ("patres" ― "отцы"), им принадлежали земли, примыкающие к Риму. Эти земли обрабатывались отдельными семьями, в которых действовал жесткий принцип патриархата: глава семьи владел всем имуществом, мог казнить или продать в рабство ее провинившегося члена. В то же время земли считались общим достоянием римлян, они не могли принадлежать чужакам. Поскольку Рим часто вел завоевательные войны против соседних племен и городов-государств, количество земель, которые находились в распоряжении патрицианских родов, постоянно возрастало.

Пришлое население, члены других племен, поселившиеся в Риме, назывались плебеями. Они не имели права участвовать в жизни города, хотя и привлекались к военной службе во вспомогательных отрядах. Они могли просить покровительства у патрициев, становясь их «клиентами», и получать работу в их хозяйствах, быть ремесленниками, торговцами.

Родоплеменные традиции ограничивали царскую власть. При Сервии Туллии (578-534 гг. до н.э.) были проведены реформы, аналогичные преобразованиям Солона в Афинах, нанесшие серьезный удар по привилегиям родовой знати.

Все мужское население, включая плебеев, было разделено на пять разрядов, в зависимости от имущественного положения и соответственно способности приобрести легкое или более дорогое тяжелое вооружение. Каждый разряд делился на центурии (сотни), которые в случае войны выступали на поле боя. Всего было 193 центурии, патриции выставляли 19 центурий всадников. (Для оснащения конных воинов требовались наибольшие расходы.) В мирное время члены каждой центурии получали право обсуждать текущие дела города, становясь органом управления.

Беднейшие римляне, неспособные купить оружие, объединялись, вне зависимости от их числа, в центурию "пролетариев" (от лат. "proles" ― "потомство". Подразумевалось, что они годны только на его воспроизводство).

Ущемление интересов родовой знати вызвало сопротивление. Туллий был убит, новый царь Тарквиний Гордый отменил проведенные реформы. Однако тиранический характер его правления также вызвал гнев сената. В 509 г. до н.э. он был изгнан. В Риме установилась республика . Форма государственного устройства, при которой верховная власть принадлежит лицу или нескольким лицам, или органам, выбираемым населением на определенный срок. Античная р. Буржуазная р. Советская р. (словарь русского языка Ушакова). Верховная власть перешла в руки двух консулов, которые избирались сенатом из числа патрициев сроком на год. В начавшейся войне с этрусками римлянам удалось отстоять независимость.

В 494 г. до н.э. плебеи, недовольные своим положением, отказались участвовать в очередном военном походе и в полном вооружении покинули Рим. Патриции вынуждены были восстановить порядки, введенные Туллием. Плебеи получили право выбирать народных трибунов, отстаивающих их интересы перед сенатом. В частности, трибуны могли приостанавливать выполнение принятых им решений.

В 451-450 гг. до н.э. в Риме впервые были приняты единые для всех законы (до этого споры решались на основе племенных обычаев и традиций). С 445 г. до н.э. разрешались браки между патрициями и плебеями. Еще через столетие плебеям предоставили доступ к выборным должностям, в том числе и консульским. В то же время в Риме должностные лица не получали жалованья, все расходы, связанные с несением службы, они покрывали за свой счет. Это обеспечивало доступ к власти только состоятельным гражданам.

Произошедшие перемены означали, что в V веке до н.э. в Риме, как ранее и в Афинах, сложилась новая политическая система общественной организации, в которой гражданство имело большее значение, чем родоплеменные связи.

Эти перемены содействовали превращению городов-государств в крупные центры торговли и ремесла. Они принялись наращивать военную мощь и начали борьбу за господство над Средиземноморьем.

Борьба за господство над Средиземноморьем

Рост экономического значения и прибыльности средиземноморской торговли привел к началу борьбы за господство над побережьем Средиземного моря. Она продолжалась с V до II века до н.э. и завершилась торжеством Рима, создавшего крупнейшую мировую державу.

«Культура и история Греции» - Архитекторы равняются на классические каноны античных храмов. Впечатляют знания древних греков о происхождении Вселенной и человека. Людям философского склада открывается суть вещей. В греческих мифах можно провести много параллелей с легендами других народов. И кажется, что с течением времени ничего не меняется.

«Боги Греции» - Посейдон – бог моря. Арес – бог войны. Аид – Бог в царстве мёртвых. Гефест - бог огня и кузнечного дела. Дионис - бог плодоносящих сил земли, растительности, виноградарства, виноделия. Афина -богиня мудрости и справедливой войны. Деметра – богиня земледелия. Артемида -богиней охоты, гор и лесов. Афродита -богиня любви и красоты.

«Урок Греция» - Ход урока. Цели урока. Обобщающий урок в 5 классе раздела «Древняя Греция» по курсу «История Древнего мира». Жюри подводит промежуточные результаты. 4. Игра в лото Учителем раздаются карточки лото с примерами и конвертами с множеством ответов. Предварительный этап. В данном случае карточки направлены на проверку терминологии Правильное соответствие оценивается жюри в 1 балл Вопросы 1. налог А. Рабы в Спарте 2. стратег Б. народ 3. демократия В. Обязательный платеж в пользу государства 4. демос Г. Военачальник в Афинах 5. илоты Д. власть народа.

«Греция и Македония» - 3) Что происходило в Македонии в 4 в. до н.э. МАКЕДОНИЯ - горная страна на севере Балканского полуострова. Исократ. Кто в греции был против царя филиппа? Запомнить: 338 г. до н.э. – битва при Херонее, покорение Греции. Ф. 1. В 5 в.до н.э. персам не удалось подчинить города Эллады. Нужно узнать. Восстания и войны.

«Зарождение демократии в Афинах» - Реформы солона. Требования демоса. «ДЕМОС»+ «КРАТОС»= ДЕМОКРАТИЯ (народ) (власть) (власть народа). СОЛОН - избран архонтом в 594-м г. до н.э. Зарождение демократии в Афинах. Перемены в управлении Афинами. Избираются из знати и из демоса Состоит из знати и демоса Делит власть с демосом Народ участвует в управлении.

«Культура Греции» - Культура Древней Греции. Исторические памятники Древней Греции. Волосы греков были густыми и пышными. Крепиды. Эндромиды. Акрополь воплощал представление о могуществе и величии Афинской державы. Эпос - особый вид искусства Древней Греции. Белые одежды отделывали яркой цветной каймой. Характерные особенности культуры Древней Греции.

На вопрос Что принято считать родиной демократии? заданный автором Артем Маркин лучший ответ это Родиной демократии считали и продолжают считать Грецию. Если же быть более точным, то Афинский полис. Именно греки-афиняне изобрели демократию.
Всякое изобретение появляется только тогда, когда в нем появляется настоящая нужда. Лук был изобретен тогда, когда невозможно стало подкрадываться к добыче на расстояние броска дротика. Так и Афинам VIII века до н. э. необходимо было решить задачу – как жить дальше. Грекам понадобилось около двух веков, чтобы решить эту задачу. И в результате, изначально очень жестокий народ, изобретает демократию.
Жестокость этого народа проявлялась в отношении не только к чужеземцам, но и к своим детям, например:
отец семейства имел право избавляться от своих детей при их рождении как ему заблагорассудится;
глава семьи мог продавать своих подросших детей работорговцам и т.д.
«ДЕМОКРАТИЯ» ОЗНАЧАЕТ «ВЛАСТЬ НАРОДА».
Демократические преобразования в Афинах связаны с историей Солона, поэта и законодателя. Солон разбогател на морской торговле. В Афинах он пользовался репутацией человека, свободного от сословных предрассудков и безукоризненно честного.
«Знать уважала его за его богатство, бедные – за честность» (ПЛУТАРХ)
Солон (между 640 и 635 - около 559 до н. э.)
Он смог укротить знать и удержать от кровавой резни «демос» и граждане Афин постепенно пришли к равенству гражданских и политических прав в своем полисе.
Только эта демократия была исключительно для «граждан» – она никогда не распространялась на рабов, которые в античном городе составляли большинство трудящихся.
--
Поскольку речь идет о Греции, то не составляет труда назвать и ее самую высокую гору. Бесспорно это Олимп.

Олимп
Оли́мп (греч. Ὄλυμπος) - наиболее высокий горный массив в Греции (2917 м). Национальный парк.
В древнегреческой мифологии Олимп - священная гора, место пребывания богов во главе с Зевсом.

Олимп
Ну а это самая высокая гора в Солнечной системе вулкан Олимп. Находится на Марсе. Высота 27 км от основания горы.

Ответ от 2 ответа [гуру]

Привет! Вот подборка тем с ответами на Ваш вопрос: Что принято считать родиной демократии?

Ответ от БесстыжаЯ ™...® [гуру]
Один из древнейших городов мира, столица Греции и родина демократии. Это город удивительной судьбы, за тысячи лет переживший высочайшие взлеты и падения, то, становясь центром цивилизации, то, отходя на обочину истории. Афины разрастались не по планам градостроителей, а за счет волн переселенцев, хлынувших сюда в результате политических конфликтов и бедствий через неустойчивые греческие границы. Здесь расположена «жемчужина» Греции – Акрополь, который по праву считается шедевром мировой значимости. Парфенон, храм Девы Афины, покровительницы города, величественно возвышается над городом и хорошо просматривается из любой его точки. Театр Диониса, расположенный на южном склоне Акрополя, являлся частью святилища Диониса, в настоящее время, частично реставрированный, - место проведения Афинского фестиваля.
Греция расположена в юго-восточной Европе и занимает южную часть Балканского полуострова и многочисленные острова, крупнейшие из них - Крит, Родос, Корфу. Площадь материковой части и островов составляет около 132 тыс. км2. Грецию омывают воды Эгейского, Ионического и Средиземного морей. Ландшафт отличается большим разнообразием. С одной стороны, высокие горы и горные хребты, такие как Пинд, Олимп (самая высокая гора Греции, 2917 м) , а также горы Македонии и Фракии. С другой стороны, бесконечная кружевная кайма суши, обрамляющей море. Именно эта глубокая изрезанность берегов придает Греции ту необычную красоту, которая делает ее единственной и неповторимой в Средиземноморье.