Бахус бог чего в греческой мифологии. Что представляет собой праздник в честь Бахуса? История возникновения праздника

  • Дата: 24.10.2019

Виноград для жителей Древней Греции являлся символом изобилия растительной силы. Бог Вина у Греков и Римлян имеет одинаковые характеристики и истории. Еще в древности люди заметили, что забродивший виноградный сок обладает веселить человека. Именно виноград был основным символом этих богов.

Греческий бог вина Дионис

В мифах Дионис описывается не только как бог виноделия, но и радости, и братского сближения людей. Он обладал силами усмирять диких духов леса и животных, а еще он помогает людям побороть собственные страдания и дарит вдохновение. При этом важно учитывать, что экстаз может привести к помутнению рассудка. Бог вина Дионисий был младшим из олимпийцев, а отличался он от других тем, что его мать была смертной женщиной. Его символическими растениями считалась виноградная лоза, ель, плющ и инжир. Среди животных можно выделить быка, козла, оленя, пантеру, льва, леопарда, тигра, дельфина и змею. Изображали Диониса в образе ребенка или юноши, который завернут в звериную шкуру. На голове у него венок из плюща или винограда. В руках тирс – жезл, наконечник которого представлен еловой шишкой, а по всей длине его украшает лоза плюща или винограда.

Спутницами древнегреческого бога вина были жрицы, называемые менадами. Всего их существовало примерно 300 человек, и они формировали определенное войско Диониса. Их копья были замаскированы под тирсы. Известны они тем, что растерзали Орфея. Есть еще одно название менадам – фиады, а известны они тем, что участвовали в оргиях посвященных Дионису.

Бог вина Бахус

В мифологии Древнего Рима этот бог является покровителем виноградников, вина и виноделия. Бахус изначально был богом плодородия. Его жена – Либера, дающая помощь виноградарям и виноделам. У этих богов есть свой праздник, называемый либералии. Отмечали его 17 марта. Римляне приносили Бахусу подаяния, а также устраивали театральные представления, шествия и большие пиры. поклонения часто сопровождались безумными оргиями. Люди сначала разрывали куски сырого мяса, а после ели его, что символизировало Бахуса.

Внешность римского божества практически идентична Дионису. Бахуса также представляли юношей с венком на голове и жезлом. Есть также изображения, где он находится в колеснице, запряженной пантерами и леопардами. Еще с детства Бахус был воспитанником Силена – получеловека, который занимался образованием бога, а также сопровождал его в путешествиях.

Бахус Бахус

или Либер

(Bacchus, Liber). Римское божество, соответствовавшее греческому Дионису (см. Дионис). Праздники в честь этого бога назывались Либералиями. С женским божеством Либерой римляне отождествляли Ариадну. Кроме того, в Риме существовал и тайный культ Бахуса, отличавшийся крайне распущенным характером.

(Источник: «Краткий словарь мифологии и древностей». М.Корш. Санкт-Петербург, издание А. С. Суворина, 1894.)

БАХУС

(Bacchus), латинская форма имени Вакх (одного из имён Диониса).


(Источник: «Мифы народов мира».)

Бахус

Бахус - бог - покровитель виноградников, виноделия и вина, почитавшийся под именем Либера(1). Его женой была богиня Либера, помогавшая виноградарям и виноделам. Праздник в честь этой супружеской пары отмечался 17 марта и назывался либералии. В городах в этот день, кроме торжественных жертвоприношений, устраивались театральные представления, а в сельской местности он знаменовался веселыми шествиями, шутками, плясками и пирушками с изобилием возлияний Бахусу-Либеру, освобождающему человека от всяческих забот своим чудесным напитком, и его доброй и прекрасной жене Либере. Во время либералии приносились жертвы и богине Церере. Святилище Либера и Либеры помещалось в храме Цереры. Культ Бахуса-Либера был очень близок к культу греческого Диониса. (1. Либер - по-латыни означает "свободный". По-видимому, это название содержало намек на некоторую свободу и распущенность проводившихся в честь Бахуса празднеств.)

(Источник: «Легенды и сказания древнего Рима».)


Синонимы :

Смотреть что такое "Бахус" в других словарях:

    - (лат. Bacchos, от греч. Bakchos). Бог вина у древних греков и римлян, сын Юпитера и Семеллы; первый познакомил людей с виноделием. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. БАХУС лат. Bacchus, от греч.… … Словарь иностранных слов русского языка

    Возлияния Бахусу.. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. Бахус Дионис, Вакх Словарь русских синонимов … Словарь синонимов

    - (латинское), смотри Дионис … Современная энциклопедия

    См. Вакх … Большой Энциклопедический словарь

    Латинская форма имени Вакх (одного из имён бога Диониса) … Исторический словарь

    БАХУС, бахуса, муж. (поэт. устар. и разг. шутл.). Вино. Служить Бахусу (быть пьяницей). (По имени Бахуса, иначе Вакха, бога вина в античной мифологии.) Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

    Бахус - бог, у якога мала вернікаў, але шмат паклоннікаў … Слоўнік Скептыка

    Бахус - (латинское), смотри Дионис. … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    А; м. [лат. Bacchus]. [с прописной буквы] 1. В античной мифологии: одно из имён (наряду с Вакхом, Дионисом и др.) бога растительности, вина и веселья, покровителя виноградарства и виноделия. 2. Устар. поэт. Символическое обозначение вина и… … Энциклопедический словарь

    Бахус - а, м. В римской мифологии: бог плодоносящих сил земли, растительности, вина и веселья, покровитель виноградарства и виноделия. Этимология: Латинское Bacchus. Энциклопедический комментарий: Бахус является латинской формой имени Вакх, одного из… … Популярный словарь русского языка

Книги

  • Бахус. Об искусстве для знатоков вина. О вине для знатоков искусства (подарочное издание) , Хуго Летчер , Богато иллюстрированное подарочное издание большого формата. Книга упакована в футляр. В прекрасно изданной книге на основе богатого иллюстративного материала рассказывается об истории… Издатель:

Легенды о Бахусе дошли даже до Индии после завоевания Востока Александром Македонским. Религиозные мистерии в честь славились своей распущенностью и безнравственностью.

Праздник в честь Бахуса послужил вдохновением для многих художников. Тициан, Рубенс, Караваджо, Веласкес, Врубель запечатлели на своих полотнах образ бога виноделия и его шумные празднества.

В одном из мифов Бахус становится мужем Ариадны, которую оставил Тесей. Но вскоре молодая жена умерла. Безутешный Бахус корону своей возлюбленной забросил высоко в небо. Там бессмертные боги закрепили ее - так, по легенде, появилось созвездие Корона Ариадны.

Бахус - бог виноделия

В римской мифологии Бахус является богом вина и виноделия, покровителем урожая. Его супругой была богиня Либера, которая помогала виноградарям. Бахус в именуется Дионисом, Вакхом. Он изображается в античной скульптуре, живописи в виде юноши с гроздьями винограда в руках. Его скипетр увит плющом, а в колесницу запряжены пантеры или леопарды.

Еще совсем молодым был назначен Бахус богом виноделия. Занимался его воспитанием и образованием сатир Силен - получеловек, полукозел. Он во всех путешествиях и странствиях находился рядом с юным Дионисом.

Праздник в честь Бахусав античные времена сопровождался традиционным жертвоприношением, весельем, обильными возлияниями.

История возникновения праздника

Бахус и Либера почитались простым народом. В их честь проводились многочисленные мероприятия. Праздник в честь Бахуса из античных времен отмечался 16-17 марта. В городах и селах звучали веселые шутки и песни. Особенностью праздника было принятие чудесного напитка - виноградного вина.

Торжественные мероприятия именовались дионисиями, либералиями, вендемиалиями, вакханалиями. Праздник в честь Бахусапослужил основой для театральных представлений. Вступление хоров, облаченных в козьи шкуры, привлекало множество жителей. Певцы исполняли дифирамбы в честь Бахуса и Либеры. Позднее из дифирамбов, по преданию, возник жанр трагедии (это слово означает «песнь козлов») и комедии.

Как происходит празднование

По античной легенде именно Бахус, римское божество, научил человека делать из винограда вино. Оно избавляло от тревог и забот, снимало моральные устои. Поэтому вакханалии ассоциируются с безудержным, опьяняющим экстазом.

Вино использовалось во время религиозных обрядов для единения бога и человека. Вакханалии сопровождались опьянением, разнузданными оргиями, ритуальными танцами и восхвалением Бахуса.

Изначально вакханалии проходили тайно. В них принимали участие только женщины. Позднее к ним присоединились мужчины и празднества стали проводиться гораздо чаще - 5 раз в месяц.

Двоюродный брат Бахуса царь Пенфей хотел запретить нечестивые празднества. Они часто сопровождались насилием и убийством. Пенфей был растерзан обезумевшими вакханками. Его мать Агава в состоянии опьянения приняла сына за животное и возглавила его убийство.

В 186 году Сенат принял жесткие меры по искоренению этого разгульного празднества. Волна ссылок, казней прокатилась по Италии. Но полного искоренения безнравственных мистерий правительство не добилось.

Миф о рождении Бахуса

По мифам античного мира мать Бахуса, земная женщина Семела, сгорела в огне. Новорожденного спас его отец - бог Юпитер. Из большой любви к Семеле Юпитер взял ее душу на небо и сделал бессмертной богиней.

Ненависть Юноны, жены Юпитера, не знала границ. Чтоб уберечься от ее гнева, Юпитер упросил Меркурия отнести Бахуса к нимфам, чтоб те берегли малыша.

Когда еще совсем юного Диониса назначили богом вина, он создал для себя большую свиту. В нее входили нимфы, сатиры, фавны, мужчины и женщины, поклонявшиеся божеству.

Праздник в честь Бахуса из античных времен представлял собой веселую и шумную пирушку. Бог виноделия любил путешествовать. Его свита передвигалась вместе с ним по разным городам и странам, показывая, как нужно возносить хвалу Бахусу. Процессия играла на дудках, била в цимбалы, угощая вином всех желающих.

Праздник Бахуса в современном мире

Античный праздник в честь Бахусадошел и до наших времен. Во Франции собирает многочисленные толпы желающих принять участие в соревнованиях. Катание винных бочек, парады винных братств и орденов, мастер-классы по виноделию - такие мероприятия не обходятся без пира во славу Бахуса.

В Италии во время традиционного честь Бахуса был открыт на площади фонтан с вином. Это событие привнесло радость в ряды горожан. Фонтан работал каждый вечер в течение всех карнавальных дней.

В Бахуса приурочен к сбору урожая винограда. Он сопровождается выступлениями фольклорных ансамблей, демонстрацией ремесел. Теплое пражское вино во время празднования продается на каждом углу.

Древние греки поклонялись множеству богам, их религия как отражение характера: чувственного, необузданного как сама природа с ее стихиями. Дионис – один из любимых богов эллинов прямое доказательство тому, что удовольствие в их жизни занимало исключительное и первостепенное место.

Кто такой Дионис?

Дионис, бог виноделия, ворвался в размеренную жизнь греков со свойственным ему весельем, неистовством и безумием. Младший олимпиец имеет фракийское происхождение. Известен и под другими именами:

  • Бахус;
  • Вакх;
  • Старший Дионис;
  • Загрей;
  • Либер;
  • Дифирамб;
  • Ортос;
  • Хорей.

Дионис обладал следующими функциями и полномочиями:

  • отвечал за возрождение растительности весной;
  • покровительствовал земледельцам;
  • обучил людей ремеслу выращивания винограда и виноделию;
  • насылал безумие на тех, кто не хотел примкнуть к нему;
  • считается «отцом» театрального жанра трагедии.

Родителями бога вина и виноградной лозы считаются Зевс и Семела. Миф о рождении Диониса окутан страстями. Ревнивая жена громовержца Гера узнав, что Семела беременна, приняв вид ее кормилицы, подговорила упросить Зевса явиться в божественном обличьи. Семела при встрече с богом спросила готов ли он выполнить одно ее желание, и тот поклялся выполнить любой ее каприз. Услышав просьбу, Зевс вырвал еще недозревший плод из чрева возлюбленной и зашил в своем бедре, а когда пришел срок Зевс родил сына Диониса.

Культ Диониса в Древней Греции прозвали Дионисиями. Праздники сбора винограда величали малыми Дионисиями, сопровождавшиеся яркими представлениями с переодеванием, пением, питьем вина. Главные Дионисии проводились в марте – в честь возродившегося бога. Ранние версии празднества вакханалии проводились под покровом темноты и представляли собой дикие пляски менад в трансовом состоянии, ритуальные совокупления. Разыгрывалась Смерть Диониса бога в образе быка и жертвенное животное разрывали на части, ели теплое мясо.

Атрибут Диониса

В античных произведениях искусства Дионис изображался как молодой безбородый юноша с женственными чертами лица. Самым важным атрибутом бога является посох Диониса или тирс из стебля фенхеля, увенчанного сосновой шишкой – фаллический символ созидающего начала. Другие атрибуты и символы Вакха:

  1. Виноградная лоза. Обвитая вокруг жезла – признак плодородия и ремесла виноделия;
  2. Плющ – по поверьям против сильного опьянения.
  3. Чаша – выпивая ее, душа забывала о своем божественном происхождении, и чтобы излечиться надо было выпить другую - чашу разума, тогда возвращается воспоминание о божественности и желание возвратиться на небо.

Спутники Диониса не менее символичны:

  • Мельпомена – муза трагедии;
  • Менады – верные последовательницы или жрицы культа Диониса;
  • пантера, тигр и рысь – животные семейства кошачьих обозначают его восхождение и триумф и напоминают, что культ пришел с Востока;
  • бык – символ плодородия и земледелия. Дионис часто изображался в виде быка.

Дионис - мифология

Эллины почитали природу во всех ее проявлениях. Плодородие – важная часть составляющей жизни сельских жителей. Богатый урожай – это всегда хороший знак того, что боги благосклонны и благодушны. Греческий бог Дионис в мифах предстает веселым, но в тоже время своенравным и насылающим проклятья и погибель тем, кто не признает его. Мифы о Бахусе наполнены разнообразными чувствами: радостью, печалью, гневом и безумием.

Дионис и Аполлон

Конфликт между Аполлоном и Дионисом разные философы и историки интерпретируют по-своему. Аполлон – лучезарный и златокудрый бог солнечного света покровительствовал искусствам, морали и религии. Поощрял людей соблюдать меру во всем. И греки до прихода культа Диониса старались следовать законам. Но Дионис «ворвался» в души и осветил все неприглядное, те бездонные пропасти которые есть в каждом человеке и размеренные эллины начали предаваться разгулу, пьянству и оргиям, чтя великого Бахуса.

Две противоположные силы «светлая» аполлонистическая и «темная» дионисическая сошлись в поединке. Разум столкнулся с чувствами, так описывают борьбу двух культов историки. Свет, мера, жизнерадостность и наука против культа земли, заключающей в себе тьму мистерий с безмерным употреблением вина, принесением жертв, неистовых плясок и оргий. Но как нет света без тьмы, так и в этом конфликте родилось что-то новое и необычное – появился новый жанр искусства греческие трагедии о соблазнах и бездне человеческой души.

Дионис и Персефона

Дионис бог Древней Греции и Персефона – богиня плодородия, супруга Аида и вместе с ним властительница подземного царства в древнегреческой мифологии связаны между собой в нескольких сказаниях:

  1. Один из мифов о рождении Диониса упоминает Персефону как мать его мать. Зевс воспылал страстью к собственной дочери, обратившись в змея, вступает с ней в связь, от которой рождается Дионис. В другой версии, Дионис спускается в подземное царство и дарит миртовое дерево Персефоне, чтобы та отпустила его мать Семелу. Дионис дает матери новое имя Тиона и возносится с ней на небо.
  2. Персефона прогуливалась по лугу острова Перг в Сицилии и была похищена Аидом (Гадесом), в некоторых источниках Загреем (одно из имен Диониса) в царство мертвых. Безутешная мать Деметра долго искала юную дочь по всему свету, земля стала бесплодной и серой. Узнав, наконец, где ее дочь, Деметра потребовала у вернуть ее. Аид отпустил супругу, но перед этим дал ей съесть семь зерен граната, которые возникли из крови Диониса. В царстве мертвых нельзя ничего есть, но Персефона, на радостях, что ей предстоит вернуться, съела зерна. С этого времени, проводит весну, лето и осень наверху, а зимние месяцы в подземном мире.

Дионис и Афродита

Миф о Дионисе и богине красоты Афродите известен тем, что от их мимолетной связи родился безобразный ребенок. Сын Диониса и Афродиты был необычен и настолько уродлив, что красавица-богиня отказалась от младенца. Огромный фаллос Приапа постоянно находился в состоянии эрекции. Повзрослев, Приап пытался соблазнить своего отца Диониса. В Древней Греции сын бога виноделия и Афродиты почитался в некоторых провинциях как бог плодородия.

Дионис и Ариадна

Жена и спутница Диониса Ариадна вначале была брошена ее возлюбленным Тесеем на о. Наксос. Ариадна долго плакала, затем заснула. Все это время Дионис, прибывший на остров, наблюдал за ней. Эрот выпустил свою стрелу любви и сердце Ариадны воспылало новой любовью. Во время мистического бракосочетания голову Ариадны венчал венец, подаренный ей самой Афродитой и горами острова. В конце церемонии Дионис вознес венец на небо в виде созвездия. Зевс в качестве подарка сыну наделил Ариадну бессмертием, что возвело ее в ранг богинь.

Дионис и Артемида

В другом мифе о любви Диониса и Ариадны, бог Дионис просит Артемиду, вечно юную и целомудренную богиню охоты убить приглянувшуюся ему Ариадну, за то, что та сочеталась браком с Тесеем в священной роще, только так Ариадна могла стать его женой, через инициацию смерти. Артемида пускает стрелу в Ариадну, которая затем воскресает и становится женой бога веселья и плодородия Диониса.

Культ Диониса и христианство

С проникновением христианства в Грецию культ Диониса долго не изживал себя, народом продолжались почитаться празднества, посвященные богу, и греческая церковь вынуждена была бороться своими методами, на смену Дионису пришел святой Георгий. Старые святилища, посвященные Вакху разрушались, а на их месте строились христианские храмы. Но даже сейчас, во время сбора урожая винограда, в праздниках можно разглядеть восхваление Бахуса.

Римский бог вина Вакх (в другом произношении – Бахус, у греков – Дионис) олицетворял собой виноделие и виноград. Культ его пришёл в Элладу и Рим из Азии и распространился гораздо позже культа остальных богов. Он получал значение по мере того, как распространялась культура виноградной лозы. Его очень часто соединяли с Церерой или Кибелой и устраивали этим двум представителям земледелия общие праздники.

Мифы древней Греции. Дионис (Вакх). Чужой в родном городе

В Древней Греции примитивное искусство ограничивалось только изображением головы Бахуса или его маски. Но эти изображения были вскоре заменены прекрасным и величавым образом старого Вакха в роскошном, почти женском платье, с открытым и умным лицом, держащим в руках рог и виноградную ветку. Только со времен Праксителя , первым изобразившего Вакха молодым, является в искусстве тип юноши с мягкими, почти лишенными мускулатуры формами, что-то среднее между мужской и женской фигурой. Выражение лица его представляет какую-то смесь вакхического экстаза и нежной мечтательности, длинные, густые волосы распущены по плечам в причудливых завитках, тело лишено всякой одежды, небрежно наброшена только козья шкура, ноги обуты в роскошные котурны (древняя обувь), в руках у него легкая палка, обвитая виноградными ветками, напоминающая скипетр.

В позднейшие времена Вакх довольно часто является на памятниках искусства одетым в роскошное женское одеяние. На группах и на отдельных статуях бог этот обыкновенно изображен в удобной позе – полулежа или сидящим на троне, и только на камеях и гравированных камнях он изображается идущим нетвердой походкой пьяного человека или же верхом на каком-нибудь любимом животном. Самое красивое изображение Вакха с бородой есть статуя, которая долгое время была известна под названием «Сарданапал», благодаря сделанной позднейшей надписи, но которую все знатоки истории искусства признали за статую бога. Эта статуя – настоящий тип восточного Вакха.

В искусстве чаще всего встречается изображение этого бога, известное под названием фиванского Вакха, безбородого и стройного юноши. Греческий живописец Аристид написал прекрасного Вакха, картина эта была увезена в Рим после завоевания Коринфа . Плиний рассказывает, что консул Муммий первый познакомил римлян с эллинскими произведениями искусства. Во время дележа военной добычи Аттал, царь Пергама , предложил заплатить за Вакха, написанного Аристидом, шестьсот тысяч денариев. Пораженный такой цифрой консул, заподозрив, что картина обладает какой-нибудь неизвестной ему чудесной силой, изъял картину из продажи, несмотря на просьбы и жалобы царя, и поместил ее в храме Цереры. Это была первая иноземная картина, публично выставленная в Риме.

На всех статуях фиванского типа Вакх изображен безбородым юношей во всем блеске молодости и красоты. Выражение его лица мечтательное и томное, тело его покрыто шкурой молодого оленя; он также очень часто изображается верхом на пантере или же на колеснице, везомой двумя тиграми. Виноградная лоза, плющ, тирс (жезл), чаши и вакхические маски – его обычные атрибуты. Всё это – эмблемы изготовления вина и того действия, которое оно производит. В древние века предполагали, что плющ обладает свойством не допускать до опьянения. Вот почему пирующие часто украшали свои головы плющом. Он так же, как и виноградная лоза, на многих статуях Вакха обвивает тирс, на конце которого находилась сосновая шишка. Во многих местностях Греции сосновые шишки употреблялись при приготовлении вина, которое должно было сильно отличаться от нынешнего. Уже судя по тому, как легко удалось Одиссею усыпить циклопа , дав ему немного вина, можно наверное сказать, что вино в те времена было гораздо крепче, чем теперешнее. Древние греки примешивали к нему мед или воду, и только в виде весьма редкого исключения пили чистое вино.

Вакх и Ариадна. Картина Тициана, 1520-1522

На многих монетах и медалях, выбитых в честь Вакха, видна систа, или мифическая корзинка, в которой хранились предметы, употребляемые при торжественных служениях, а также изображена змея, посвященная Эскулапу , как бы намекая этим на целебные свойства, которые греки приписывали вину.

Тигр, пантера и рысь являются обычными спутниками Вакха на всех памятниках искусства, изображающих его триумф, и указывают на восточное происхождение всего мифа об этом боге. Присутствие осла Силена объясняется тем, что демон Силен был приемным отцом или воспитателем Вакха; этот осел прославился, кроме того, своим участием в битве богов с великанами: при виде выстроившихся в боевом порядке великанов осел принялся так реветь, что те, напуганные этим криком, обратились в бегство. Появление зайца на некоторых вакхических группах объясняется тем, что это животное считалось у древних символом плодовитости. Кроме того, на камеях, гравированных камнях и барельефах, изображающих торжественные шествия в честь Вакха, встречаются еще следующие животные: баран, козел и бык – символ земледелия. Поэтому Вакх иногда изображается в виде быка, олицетворяя тогда плодородие земли.

Легкое опьянение, действуя возбуждающе на человеческий ум, вызывает вдохновение, а поэтому Вакху приписывают некоторые качества Аполлона , этого бога вдохновения по преимуществу. Иногда Вакха изображают в сопровождении Мельпомены, музы трагедии, потому что он считался изобретателем театра, т. е. театрального зрелища. На праздниках в честь Вакха стали впервые разыгрываться пьесы; эти праздники устраивались во время виноградного сбора: сборщики винограда, сидя на повозках и окрасив себе лицо виноградным соком, произносили веселые и остроумные монологи или диалоги. Мало-помалу повозки заменились театральным зданием, а сборщики винограда – актерами. Многочисленные маски, которые древние часто украшали надгробные памятники, были необходимыми принадлежностями мистерий в честь Вакха как изобретателя античной трагедии и комедии . На саркофагах же они указывали на то, что жизнь человеческая, подобно театральным пьесам, есть смесь удовольствий и горести, и что каждый смертный является только исполнителем какой-нибудь роли.

Таким образом, божество, олицетворявшее вначале только вино, стало символом человеческой жизни. Чаша – один из атрибутов Вакха – имела мистическое значение: «Душа, – объясняет ученый, исследователь мифов Кейзер, – выпивая эту чашу, пьянеет, она забывает свое высокое, божественное происхождение, желает только воплотиться в тело посредством рождения и идти по тому пути, который приведет ее к земному жилищу, но там, к счастью, находит она вторую чашу, чашу разума; выпив ее, душа может излечиться или отрезвиться от первого опьянения, и к ней тогда возвращается воспоминание о ее божественном происхождении, а вместе с ним и желание возвратиться в небесную обитель».

Сохранилось много барельефов, а также и живописных изображений праздников в честь Вакха. Обряды, исполняемые на этих праздниках, были весьма разнообразны. Так, например, в некоторых местностях дети, увенчанные плющом и виноградными ветками, окружали шумною толпою колесницу бога, украшенную тирсами и комическими масками, чашами, венками, барабанами, тамбуринами и бубнами. За колесницей шли писатели, поэты, певцы, музыканты, танцоры – одним словом, представители тех профессий, для занятий которыми требуется вдохновение, так как древние считали, что вино есть источник всякого вдохновения. Как только оканчивалось торжественное шествие, начинались театральные представления и музыкально-литературные состязания, продолжавшиеся несколько дней подряд. В Риме эти праздники подали повод к таким сценам распущенности и безнравственности, доходившим даже до преступлений, что сенат принужден был их запретить. В Греции же в начале установления культа Вакха его праздник носил характер скромного, чисто сельского праздника, и только впоследствии превратился он в роскошную оргию, с эксцессами менад .

Триумф Вакха и Ариадны. Художник Карраччи, 1597-1602

Особенно роскошно и великолепно устраивались шествия Вакха в Александрии. Чтобы дать хотя бы слабое понятие об этой процессии, довольно упомянуть, что в ней, кроме богато одетых представителей всех народностей Греции и Римской империи , принимали участие представители чужеземных стран и, кроме целой толпы переодетых сатиров и силенов верхами на ослах в процессии участвовали сотни слонов, быков, баранов, много медведей, леопардов, жирафов, рысей и даже гиппопотамов. Несколько сот человек несли клетки, наполненные всякими птицами. Богато украшенные колесницы со всеми атрибутами Бахуса чередовались с колесницами, изображающими всю культуру винограда и выделку вина – до громадного, наполненного вином пресса включительно.