«Победа и поражение начинаются в разуме. Психология победителя: шаги к успеху

  • Дата: 22.09.2019

О зоне уверенности и о прирождённых победителях

В процессе выступления спортсмен подвергается воздействию двух состояний, имеющих противоположную направленность. Это, во-первых, желание выиграть, а, во-вторых, боязнь проиграть. И, если вторая сила оказывается сильнее первой, то, по законам физики, мы получаем соответствующий результат. Поэтому, в подготовке к соревновательной деятельности еще на начальных этапах должен учитываться фактор, который мы условно назовем «фактор принятия возможного проигрыша в данном соревновании, как показателя необходимости внесения изменений в тренировочный процесс».

Психологи говорят о существовании так называемой «зоны уверенности», ограниченной нижним и верхним порогами.

Верхний порог
ЗОНА УВЕРЕННОСТИ
Нижний порог


Верхний порог определяет максимальное количество выигрышей, следующих один за другим, после которого наступает страх проиграть. Ведь, в случае, если один выигрыш следует за другим достаточно длительное время, возникает мысль о том, что теперь уж проигрыш неизбежен. Другими словами, спортсмен как бы мысленно говорит себе: «Что-то я уже пять раз выиграл. Видимо, теперь уже точно проиграю».

Нижний порог определяет минимальное количество проигрышей, следующих один за другим, после которого спортсмен чувствует неуверенность при выступлении. « Проиграли два раза подряд! Мы в психологической яме! Выиграть будет сложно!» У одного подобный страх может наступить через два проигрыша подряд, а другому и пять нипочем.

Чем меньшими числами определяются два эти порога, тем уже зона уверенности. Задача тренера и спортсмена постоянно работать над расширением зоны уверенности. Закономерность функционирования нашей психики такова, что страх перед выигрышем уменьшается пропорционально уменьшению страха перед проигрышем, поэтому работу по расширению зоны уверенности необходимо начинать с изменения нижнего порога.

Необходимо воспитать у спортсмена смелость проигрывать, т.е., человек должен дать себе право на ошибку. Ведь каждый человек ошибается, без этого невозможно прожить. Возможно, смысл нашей жизни и заключается в обучении, т.е. в том, чтобы научиться там, где мы первоначально ошибались, впоследствии поступать правильно. Негативная информация, т.е. информация об ошибке, должна использоваться для поиска правильного решения, а не для обвинения себя в неспособности к правильным поступкам.

Пример: в серии из пяти выстрелов в экспериментальных соревнованиях по стрельбе участвовали стрелки суперкласса. В ходе соревнования три первые выстрела попадали в десятку, а затем происходил сбой и стрелок попадал в девятку или восьмерку. Когда серию увеличили до восьми выстрелов, то пять первых выстрелов были в десятку, а затем опять следовал сбой. Когда стрелки выступали в серии «три выстрела – перерыв – три выстрела – перерыв – три выстрела» практически все выстрелы были в десятку. Как будто после серии успешных попаданий мозг начинает сомневаться в своем праве быть безошибочным.

Уже давно известно, что все человечество можно условно разделить на четыре группы по такому критерию как соотношение стремления к победе и страха проиграть. То же самое соотношение сохраняется и в спорте.

Это четыре следующие типа:

тип А – большие амбиции и высокий уровень страха неудачи;
тип Б – большие амбиции и невысокий уровень страха неудачи;
тип В – скромные амбиции и высокий уровень страха неудачи;
тип Г – скромные амбиции и невысокий уровень страха попыток, людей, выступлений), как правило, 20 % имеют «попадание в десятку», а остальные 80% – это общий фон. Только 20 % выступающих спортсменов относятся к типу Б. Основная часть спортсменов – это люди типа А. Соответственно только один из пяти спортсменов обладает от рождения психологией победителя.

Особенности этих типов со всей очевидностью проявляются в поведении людей. Психологом Эриком Берном разработана типология, согласно которой людей типа А можно отнести к так называемым « лягушкам», а типа Б – к «принцам». Давайте рассмотрим их специфические признаки.

Принцы понимают, что они уникальны и принимают себя такими как есть, т.е. они аутентичны. Таким людям не нужно доказывать свою неповторимость, лезть из кожи вон, чтобы доказать, что они лучше других. Они просто живут своей собственной жизнью и не мешают другим жить своей. Принцы не подгоняют себя под требования и нормы окружающих, они самостоятельны и самодостаточны. Думая о себе, они обращают внимание не на свои недостатки, а на свои достоинства и думают, как их можно эффективно использовать. Принцы вполне реалистично оценивают границы своих возможностей и знаний. Как и все люди, принцы могут время от времени проигрывать. Но проигрыш никоим образом не влияет на их чувство самодостаточности и самоуважения. Они продолжают верить в свои способности достичь нужного результата. Принцы хорошо знают себя и свои психологические особенности, они не делят свои особенности на плохие и хорошие. Все, что они имеют, это их достояние, и они думают только о том, как использовать это достояние наиболее эффективным образом. Принцы абсолютно спокойно признают за собой определенные права, но они признают права и за другими людьми. Они наслаждаются своими достижениями, но не чувствуют вины за ошибку, а рассматривают ее как обратную связь.

Лягушки живут в ощущении своей беспомощности и зависимости от окружающих. Их любимые фразы звучат следующим образом: «Никогда мне не везет!», «Только у меня может такое случиться»; они очень часто используют «но» в предложениях: «Я бы выступил хорошо, НО что-то мне помешало». Часто причину своих неудач они ищут в поведении других людей. Часто вы слышите от них фразу, начинающуюся со слов «Если бы только…». «Если бы только судейство было справедливым…», «Если бы только я так не волновался перед выступлением». Другие их любимые варианты – это « когда…» и «а что, если». « Мы будем отлично выступать, когда уйдет этот тренер и придет другой!», «Я знал, что в этой ситуации надо было бить по воротам самому, но, а, что, если бы я ударил и помахнулся…» Таким людям все происходящее с ними представляется темным и пугающим, поэтому они находятся в вечном напряжении и страхе. Их силы расходуются на переживание собственной неудачливости и невезучести, поэтому у них остается мало сил на непосредственное участие в событии. Лягушки не умеют анализировать происходящее с ними, а потому они никогда не знают, почему они проиграли. Следовательно, они не имеют ресурса для кардинального изменения ситуации. Поскольку лягушка боится реального мира, она выстраивает себе мир иллюзорный, в котором все происходит по правилам, установленным лягушкой. Лягушки находятся в постоянном сомнении. А что может быть губительнее для хорошего результата, чем сомнение? Люди этого типа постоянно озабочены тем, что о них подумают другие. Поэтому каждое выступление спортсмена-лягушки становится доказательством себе и другим своего права выступать, жить, быть лучше других и т.п., а каждый проигрыш становится действительной личностной катастрофой. В этом случае уровень мотивации зашкаливает, что отрицательно сказывается на результатах выступления. Игрок типа А опасен, особенно в командных видах спорта, где он не только паникует сам, но и заражает своим состоянием других членов команды. Вот уже и работа спортивному психологу появилась.

Что же такое психология победителя? Что говорят психологи по этому поводу?

Что же такое психология победителя? Что говорят психологи по этому поводу?

Это - способ мышления и реагирования на возникающую ситуацию. Но сначала давайте определимся, кого мы с вами будем считать победителем. Ведь можно вложить совершенно разный смысл в это понятие, что, собственно, и происходит. Для одних победитель - это тот, кто занял первое место, или получает большую зарплату, или тот, кого любят самые красивые девушки, ну и так далее. В нашем контексте победитель - это человек, который ставит перед собой цели и добивается их реализации. Как писал известный психолог Эрик Берн, "победитель определяется как человек, который выполняет свой контракт с миром и самим собой. То есть, он принимается за что-то, говорит, что он собирается сделать, и, в конце концов, делает это. Его цель по контракту может состоять в том, чтобы обзавестись четырьмя детьми, стать президентом корпорации, прыгнуть на шесть метров... Если он достигает своей цели, он - победитель. Если он не имеет детей, остается кладовщиком... ...ясно, что это неудачник. Если он имеет троих детей, становится вице президентом корпорации..., то этот человек, по крайней мере, не неудачник, но и не победитель. ВАЖНО, ЧТО ЦЕЛЬ УСТАНАВЛИВАЕТ ОН САМ. Если принять такое понимание ПОБЕДИТЕЛЯ, тогда вопрос заключается в том, как стать человеком, не просто время от времени занимающим первые места, но человеком, который умеет ставить цель и добиваться ее достижения. И, если ЕГО ЦЕЛЬЮ является СТАТЬ ЧЕМПИОНОМ в любой области человеческой деятельности, он им становиться. Для практиков, наверное, не так важно, как называется то или иное качество или свойство. Вопрос в другом: КАК его получить? Статистика говорит о том, что среди людей, занимающихся бизнесом так же, как и среди спортсменов, можно, условно говоря, выделить четыре основные группы:

Группа А - высокие амбиции и высокий уровень страха неудачи; группа Б - высокие амбиции и умеренный уровень страха неудачи; группа С - низкие амбиции и высокий уровень страха неудачи и группа Д - низкий уровень и того, и другого.
В большом бизнесе и в спорте высших достижений остаются только первые две группы, причем в соотношении 80:20. Другими словами, 80% людей, обладающих высокими амбициями, страдают от столь же высокого уровня страха потерпеть поражение. И только 20% - готовы рисковать, чтобы реализовать свои высокие амбиции. Эти 20% - прирожденные победители, т.е. люди, рожденные (или воспитанные) с мышлением победителя.

У представителей же групп С и Д отсутствует мотивация для постановки масштабных целей. Их контракты с самими собой и миром не столь глобальны, и, хотя и среди них есть побежденные и победители, нам представляется более интересным поговорить о первых двух группах.

Как становится понятно из контекста, люди относящиеся к группам А и Б, отличаются тем, что ставят перед собой глобальные цели и делают все необходимое для их достижения.

Известна история о том, что Билл Гейтс, будучи учеником младших классов, однажды написал в своем сочинении, что, когда он вырастет, то станет очень богатым человеком. Он во всех подробностях описал, каким домом он будет владеть, как будут обставлены комнаты… Сказка, описанная в сочинении Биллом, была настолько далека о реальности, в которой пребывала его семья в то время, что учительница поставила мальчику двойку и велела переписать сочинение. Но Билл опять написал то же самое…

Четко поставленная цель, видение конечного результата задолго до его реализации, вера в реалистичность поставленной цели и способность неуклонно следовать по пути к ее достижению, - вот что отличает мышление победителя от мышления простого обывателя.

Еще одно очень важное свойство мышления, которым обладает победитель – это его способность быстро обучаться. В эру информационных технологий без этого свойства практически невозможно сделать карьеру, какой бы смысл мы ни вкладывали в это слово. Но способность к обучению всегда высоко ценилась среди выдающихся личностей потому, что именно с этой способностью мозга связано такое важное для успешного построения бизнеса и карьеры свойство психологии победителя как гибкость. Гибкость в данном контексте – это способность быстро, грамотно и эффективно реагировать на обстоятельства, возникающие на пути достижения цели.

Пиррова победа — это известное почти каждому крылатое выражение. Оно означает победу, полученную такой дорогой ценой, что фактически равно поражению, это победа не приносящая радости. Напомню все-таки историю возникновения этого фразеологизма. В 3-м веке до н.э. армия древнегреческого царя Пирра в одном из сражений разгромила войско римлян, но при этом сама почти перестала существовать. По легенде, царь Пирр, осматривая поле боя, усеянное своими убитыми солдатами, сказал потрясенно: «Еще одна такая победа и у меня больше не останется воинов». Пиррова победа — это победа, доставшаяся слишком дорогой ценой, фактически, это победа равносильная поражению. Военная наука гласит: единственным оправданием и условием войны может быть только одно — гораздо лучший послевоеный мир . А история показывает нам сотни примеров таких «пирровых побед», например въезд Наполеона и орд французских варваров в Москву, в 1812-м (формально-то победа, пусть и промежуточная, а итог? полный разгром, с позором гнали его до Парижа, два раза чуть не попался казакам в плен, остаток жизни провел в заключении на о-ве Святой Елены, где и был тайно отравлен англичанами мышьяком) или события на Украине, где неадекватные политические элиты празднуют Майдан (формально, это их победа), при этом не видя, что страна несется в пропасть небытия, причем не только политического, но и экономического. И все эти «победы» куются своими решениями и выборами.

Самое интересное, что «пирровы победы» это не «дела давно минувших дней, преданья старины глубокой» и не актуальные события в политике. Вообще, давайте оставим их в покое. Самое интересное не в политике или в истории, самое интересное, что все мы, так или иначе сталкиваемся с пирровыми победами в нашей жизни. Я вижу в своей психологической практике эти пирровы победы почти ежедневно, выслушивая истории людей на консультациях. Это не что-то абстрактное и далекое от вас. Пиррова победа может произойти с любым человеком, он или увидит ее над собой или сам создаст такую конфигурацию событий. «Пиррова победа» — это триумф на час, халиф на час (ради красного словца, чтобы покрасоваться перед близким человеком и т.д.) … а затем, затем очень часто это — увольнение, выжженое поле в отношениях, разрушенное доверие, которое будучи раз грубо попрано, невозможно или очень трудно восстановить. Вот так «победы». Отпраздновали!

Приведу врезавшийся в мою память пример. Много лет назад я принимал участие в одной командной игре. Всего было три команды, в каждой команде по 5-6 игроков, суть игры была очень близка к игре «Верю или не верю» — нашей команде нужно было угадать, какой знак — плюс или минус сейчас покажут нам на карточках другие две команды. Если все три команды выкидывали три плюса, то каждая команда могла записать себе в счет по 2 балла. Если все выкидывали по минусу, то всем доставалось ноль баллов. А вот если две команды выкидывали по плюсу, а одна минус — то все баллы забирала команда-минус. Знаю, что звучит скучно, но это только в описании правил, на деле же был дикий азарт, кураж и фантастически интересная игра.

Капитаны команд (как переговорщики) могли выходить в корридор договариваться о совместных действиях, стратегии и альянсах — чем я пару раз пользовался, но, как выяснилось к концу игры, договориться нам так и не удалось. Пауза в одну минуту между каждым раундом давалась на обсуждение стратегии других команд и угадывание, какой знак они сейчас выкинут. Победа присуждалась той команде, которая быстрее всех набирала 20 очков. Наша команда и вторая команда пытались сотрудничать, было очень много опасений, что нас кинут, но так или иначе мы хотели выиграть и дать выиграть соседям (стратегия «win»-»win», о ней чуть позже), но выиграла третья команда, набрав больше всех очков. Несмотря на все договоренности, они последовательно кидали нас всех, снова и снова обманывая (несмотря на договоренности капитанов) потому что лидер третьей команды изначально был нацелен на задачу: «топи их всех!» Итак, третья команда получила больше всех очков и формально выиграла. Лидер третьей команды (как выяснилось впоследствии) был профессиональным кидалой, в этой игре он придерживался таких же правил, что и в жизни, то есть сначала договаривался, а затем обманывал снова и снова — но об этом мы узнали много позже).

Итак, победа была у третьей команды. Но был ли это успех ? Можно ли эту победу назвать успехом ? Вы уже понимаете, что победа и успех — далеко не всегда синонимы. Мы смотрели на лидера третьей команды глазами, полными неприязни и ненависти , и четко понимали, что свою победу он получил некорректно и что уже не в игре, а в жизни лично мы не захотим иметь с ним никаких дел. Например, он впоследствии предлагал многим участие в своем бизнес-проекте, но лично я принципиально отказался, помня о его поведении в игре.

Он выиграл у нас, постоянно кидая, и получив якобы «победу «, он заработал в нашем лице врагов , мы стали ему врагами за эти пол-часа . Это была очень показательная психологическая игра, в которой победа, достигнутая негодными целями, заставила нас всех ненавидеть и презирать победителя из 3-ей команды. И, от игр, к жизни, спустя пару лет выяснилось, что капитан третьей команды действительно был не просто бизнесменом, а профессиональным кидалой. Обокрав десятки людей, которые доверили ему свои деньги (некоторые продавали квартиры, чтобы вложиться в его бизнес), он кинул всех и сейчас находится в бегах, как от разъяренных кредиторов, которые хотят его убить, так и от суда. Сбежав из Эстонии в Болгарию, он вынужден прятаться от всех, как крыса, и не имеет возможность ни вернуться на родину, ни повидать своих родственников. То есть история повторилась, только уже не в игровой форме, а в жизни, формально, сорвав куш, он получил вокруг себя врагов и будет вынужден скитаться до конца жизни. Вот это и есть настоящая «пиррова победа». Хочется спросить, оно того стоило?

Нам нужно четко отличать псевдо-победы и псевдо-поражения, от настоящих, подлинных побед и поражений. Настоящий успех, настоящий выигрыш и подлинная победа — это обязательно правильно настроенная психология победы, то есть психология win-win (о ней см. ниже), психология победы и психология выигрыша — это победа, которая достигается ДОСТОЙНО, без унижения оппонента, это победа, когда ВЫИГРЫВАЮТ ОБА! Это когда выигрывают и что-то приобретают все участники! Жизнь — это не спорт, здесь может быть два, три, десять выигравших, а не только победившая и проигравшая команда. Ваша задача — настроить себя не просто на абстрактный успех (любой ценой, да? а по трупам пойдете? что задумались?), а на психологию ВЫИГРЫША, в которой и вы будете праздновать победу и другой человек рядом. А если вы достигаете победы за счет чувств другого, так кто вы после этого?

В психологии отношений всегда нужно думать о перспективе . Что я получу в перспективе этих своих действий? Какой ценой ? Чем нужно будет за это заплатить? А ведь платить придется и отнюдь не деньгами, придется платить более важными вещами — временем, хорошими отношениями, чьей-то дружбой и т.д. Возможны ли хорошие отношения после «пирровой победы»? Хороший вопрос, правда?

Если говорить о победе или поражении, то всегда нужно различать 3 перспективы как победы, так и поражения: краткосрочную, среднесрочную и долгосрочную перспективы . И если говорить о выгоде, то выгод тоже может быть три — краткосрочная выгода, среднесрочная и долгосрочная .

Это касается всего: любви и отношений, работы и бизнеса, навыков, удовольствий, здоровья, чего угодно. Например, краткосрочная выгода алкоголика в том, чтобы выпив стакан виски или водки получить краткосрочное экстатическое состояние, попросту кайф. Он пьет каждый день, потому что важность краткосрочной выгоды (получения кайфа) для него важнее чем среднесрочная перспектива (очевидного ухудшения здоровья) и тем более долгосрочной перспективы (полной деградации органов и деградации личности вплоть до полной дезинтеграции и смерти — как личности, так и тела). Краткосрочная перспектива для него оказывается выше и значимее чем все средне- и долгосрочные последствия, сейчас-то он чувствует себя победителем. Да что там победителем, всемогущим!

Человек, который не умеет расставлять приоритеты и забывает о перспективах и последствиях, всё время будет получать «пирровы победы» и долгосрочные поражения от жизни. Почему? Потому что о своих действиях и словах нужно всегда думать в контексте: «А как почувствует себя этот человек в результате моих действий или слов? И какова перспектива? Чем придется заплатить?» Люди которые управляются не своим сознанием, а биологически, то есть своим бессознательным, всегда живут только «здесь и сейчас» и им непонятна причинно-следственная связь: «Ну подумаешь, обозвал соседа вчера, сегодня-то он со мной почему не здоровается?» Так бывает, что маленький конфликт, как из семени, прорастает и потом длится не то что годы — десятилетия, потому что всего-лишь какой-то недоумок не следил за тем, что он говорит: другу, соседям по лестничной площадке, родне, etc. Буквально в быту, вот два человека вместо того, чтобы вежливо разминуться в супермаркете со своими тележками и спокойно покупать что-то к ужину, столкнулись и орут друг на друга (я люблю наблюдать за людьми, это уже профессиональное) — там и вопроса-то никакого не было бы, если бы не их взаимная и тотальная психологическая безграмотность. Даже если один участник конфликта другого якобы «победил», в чем гордость победы? В том что их двоих потом еще пол-вечера трясет? Или в том, что они нахамили друг другу? Мощная победа . Где, ГДЕ здесь было положительное содержание у коммуникации? Только два минуса в итоге.

Другие примеры. В бизнесе, жизненная «философия» кидалы и афериста заключается в том, чтобы кинуть как можно большее количество людей. Он ведь не думает, что потом ему нужно будет, как крысе, прятаться по щелям всю свою жизнь. Есть краткосрочная перспектива выгоды, а какие долгосрочные последствия — такие люди ведь не думают, у них органчик для этого не вырос. Кстати, такие люди очень любят ходить в церковь замаливать грехи (индульгенцию там получил и давай снова гадить ближним своим в душу; вера для них — тот же фетиш, вроде иконок на торпеде у машины), часто такие люди любят утверждать, что они кристально чисты и невинны и что их окружают враги и мерзавцы. Словно бы тяжелые жизненные обстоятельства дают им какое-то моральное право хамить окружающим.

В личных отношениях это тоже происходит постоянно. На своих психологических консультациях я вижу такие пирровы победы в каждом втором случае. Вот женщина что-то пыталась «доказать» мужчине, ожесточенно критикуя не просто его поступки, нет, оскорбляя его личность. «Доказала!» Успех, победа, можно пить шампанское! Но где ее радость, почему ее нет? Разумеется, потому что мужчина ушел и в ее сторону не хочет даже смотреть. Всё, поляна изгажена, экология отношений зарублена на корню. Можно ли ее расчистить — большой вопрос. Но самое главное, даже если и можно, то зачем было доводить дело до такой «пирровой победы»? Или мужчина пытается «победить» женщину, абсолютно ее обесценивания и ожесточенно ее критикуя — в результате такой «пирровой победы», он «доказал, что он мужик», она плачет и или уходит от него или у них совершенно испорченные отношения. Начальник-самодур может создать в рабочем коллективе абсолютно нездоровую обстановку, ожесточенно критикуя подчиненных и устраивая им разносы — в один прекрасный день один, а то и несколько ценных сотрудников просто уйдут, не желая терпеть такое отношение к себе. Что, они потеряли работу? Да это он их всех потерял. Они-то всегда найдут себя еще на пяти новых работах, а вот где найдет растерянный придурок-начальник себе такие ценные кадры? Так кто победил-то? И в чем выигрыш, в чем победа-то была?

Итог у «пирровых побед» в психологии всегда одинаков: ПЛОХО ВСЕМ.

Или, как вариант, «победившему» сейчас краткосрочно «хорошо » (садистский кайф ), а тому, кого победивший назначил в проигравшие (именно назначил, вторая сторона может ведь это и «не принять «, да и как там всё на самом деле, еще только предстоит понять), так вот, а якобы «проигравшему» — и этот победивший, и его «отношение» к себе — всё равно , как говорится, фиолетово. Так празднующий «пиррову победу» начинает отравляться ядом своей души и со временем ему становится плохо от такой псевдо-победы, манипуляции с вами не работают и вот итог — его токсин пошёл обратно. Именно так, кстати и нужно относиться к празднующим «пирровы победы»: спокойно не замечать их, пусть варятся в мерзости своей души самостоятельно, игнорируйте их, или, чуть улыбаясь, обходите их стороной, а то такой (такая) еще забрызгает вас своим ядом. Игнорируйте таких дураков и дур, общайтесь только с умными, интересными и успешными людьми, у которых в самооценке явный плюс.

Но, как правило, что происходит? Вместо того чтобы решить какой-то вопрос психологически грамотно, КРАСИВО , получив всё что нужно и оставив приятное послевкусие после общения, «пирровы победы» эмоционально выматывают все участвующие стороны. Плохо и дискомфортно всем. Сегодня псевдо-»победа», а завтра уже настоящее поражение в общении с этим человеком, и послезавтра, и послепослезавтра, и может быть отныне и навсегда вас ждет в общении с этим человеком только поражение «в ваших правах». Потому что ДРУГА в лице этого человека вы потеряли. Зато может быть навсегда приобрели в его(ее) лице кого? Правильно, ВРАГА .

Это «победы» которые ведут к поражениям. И собственно говоря, никакие это не победы, а это чистейшие поражения, причем обеих сторон. Поражение это может быть сразу не видно, до некоторых людей, ЧТО они проиграли вообще доходит только спустя несколько лет, после смакования такой ложной «победы».

1-е «домашнее задание»:

Возьмите лист бумаги, ручку и подумайте о какой-то вашей ситуации, которая вас тревожит (в отношениях, в любви, на работе, в карьере, финансах и т.д.) прямо сейчас. Или тревожила и досаждала в прошлом. И запишите ее на бумагу.

Постарайтесь отыскать в вашем прошлом (а может быть актуальном настоящем) такие пирровы победы. Может быть их было всего пару, а может быть у вас окажется целая охапка таких «пирровых побед», побед, которыми вы «наслаждались», но которые почему-то потом не хочется вспоминать , «победы», которые просто стыдно вспоминать, эти «победы» не принесли вам радости а только чувство тоски и неприятия себя в тот момент. Возьмите паузу в 5 минут, пусть статья подождет, вспомните ваши пирровы победы и опишите их на листе бумаги.

Распишите «баланс» по тем или иным отношениям. Чего в ваших отношениях больше? Счастья, радости, эмоциональной наполненности, интереса и т.д. или стресса и фрустрации? Почему это так? Не отвечайте на эмоциях, остыньте, подумайте рационально, почему это так? В принципе, всё в психологии отношений определяется только двумя математическими знаками: > (больше) < (или меньше). Задайте себе два вопроса: 1) чего больше я получаю от этих отношений? Радости или стресса? 2) Что больше я отдаю в эти отношения? Подведите баланс . И затем подумайте о перспективе: на улучшение, а может быть на ухудшение. И о цене «побед». У меня в психологической практике были такие случаи, когда я, например, помогал восстанавливать отношения, а потом, спустя два-три месяца благодарный человек писал мне в письме: «Илья, сделайте что-нибудь с ней (или с ним)!» То есть человек заплатил очень высокую цену (силами своей души, своего потраченного времени, своими внутренними ресурсами) за этот возврат, а оказалось, что «овчинка выделки не стоит». Это тоже «пирровы победы», их пример, когда великая , казалось бы, цель , по ее достижению вдруг оказывается пшиком и человек думает: «Как? И это всё? И я потратил на это год своей жизни?» Первый тип «пирровых побед» возможен только с сабмиссивным типом личности (т.е. с «минусом», самый лучший перевод на русский язык для submissive — подчиненный), при смене доминанты личности с подчиненной на равноправный тип личности или с уклоном в доминатный тип личности, первый тип «пирровых побед» уже просто невозможен. Он остается в прошлом.Второй тип «пирровых побед» связан с неправильными энергозатратами, в которых личность теряет невообразимое количество ресурсов, чтобы чего-то добиться, а в итоге, победа не приносит радости и чувства удовлетворения. Возможно, я напишу о втором типе «пирровых побед» отдельную статью.

— (не манкируйте заданием, выполняйте!) —

Интересно получается, правда? Где упоение победой, где ликование, испытываемое тогда? «Я ему тогда доказал(а), я ей тогда доказал(а)…» Люди, которых я прошу описать их «пирровы победы» испытывают в основном три чувства: горечь, вину и чувство поражения, проигрыша. Есть великий бухгалтерский баланс в КОНЦЕ каждой такой истории. Что запишем под чертой, в графе: «Итого:»? Как правило, в «Итого:» засчитывается сиюминутный кайф от радости унижения другого (другой) и отнюдь несиюминутная досада на себя, которая может длиться дни, а то и месяцы. И в этой же графе, очень часто — полное нежелание сотрудничать, полный отказ от сотрудничества с вами . Ну и зачем это нужно было делать? Чего добились-то? Перефразируя великого Гоголя, скажу словами ревизора: Кого вы наебали, господа? Себя наебали!

Вспомните нашего кидалу из первого примера с игрой. Успех достигнутый с помощью жульничества, «неспортивного поведения» и нарушения правил игры, не может считаться успехом и победой. В спорте за это дисквалифицируют. В жизни за эти дисквалицифируют близкие, любимые люди, друзья, партнеры по бизнесу — они просто больше не захотят с вами общаться.

Ведь им неважно, что и как вы делали, им неважно что вы им говорили. Им важно другое — КАК вы заставили их в тот момент себя почувствовать . И если это было унижение, если вы заставили почувствовать себя униженными, то «поздравляю» вас — вы их в каком-то качестве потеряли. Или потеряете в будущем. Потому что за унижение мстят, за унижение требуют сатисфакции, или, как минимум, этот человек отвернется от вас и вычеркнет вас из своего мира.

Например, нескольких людей из своего прошлого я так дисквалифицировал. Они вели себя по отношению ко мне не просто абсолютно некорректно, неэтично и несправедливо, нет, этого мало, они праздновали свои «пирровы победы» по отношению ко мне, а я такого не прощаю. Что приобрели эти люди в итоге? Да ничего не приобрели, у них по итоговому балансу НОЛЬ со мной (или даже сами они ушли в минус). Зато СКОЛЬКО, как много они ПОТЕРЯЛИ! Они потеряли в моем лице, кто что : кто-то потерял друга, кто-то наставника, кто-то бизнес-партнера, кто-то любимого человека и т.д. Это не я потерял, это они потеряли. Вот единственный правильный принцип, который вам тоже нужно взять на вооружение.

Есть такая прекрасная песня: «Есть только миг между прошлым и будущим «, и эти люди зачем-то профукали этот миг на сиюминутную «пиррову победу» надо мной, а потеряли гораздо больше, чем приобрели и им остается или упиваться сожалением по своему прошлому неадекватному поведению или ныкаться от меня, ретируясь как последнее ссыкло и стыдливо пряча свои трусливые глазенки при редких случайных встречах. Кстати, это хороший принцип и тест — смотрите людям прямо в глаза, причем долго. Есть несколько людей, которые до сих пор не могут со мной общаться и сбегают при моем появлении — так им стыдно за свои прошлые «косяки». Но это не мои проблемы, это их проблемы. Ведь на то, чтобы честно признаться в своей неправоте и извиниться у таких людей нет ни сил, ни навыка, ни решимости . Их «пирровы победы» в далеком прошлом означают их полный проигрыш в настоящем. Это они меня потеряли в самых разных качествах. Я же только приобрел — бесценный опыт, деньги, свободу, удовольствие, кайф и кураж от жизни. И хочу призвать к этому вас — берите с меня пример или с людей, которые четко разграничавают, где их зона ответственности, а где чужая зона ответственности. Это принцип: на моей территории действуют мои правила! Я уважаю чужие правила и чужие территории, но на моей территории я принимаю только свои правила и отвечаю только за них. Если вы прямо сейчас сталкиваетесь с похожей ситуацией и очень ей недовольны, учитесь четко очерчивать границы допустимого и недопустимого в общении с вами. Ясно шлите сигнал человеку, который пытается одержать над вами такую «пиррову победу»: «Это неприемлимо для меня и никогда не будет приемлимо!»

Если схематизировать коммуникацию между людьми по самой первой шкале оценки, используя значения плюс (ОК) и минус (Не-Окей) то мы получим следующие типы отношений:

1) Я + Другой + (Он плюс!; Она плюс!; Они плюс!)

2) Я + Другой - (Он -; Она — ; Они -)

3) Я — Другой + (Он +; Она + ; Они +)

4) Я — Другой — (Он -; Она -; Они -)

Под знаком мы понимаем не то, как эти люди САМИ оценивают себя, под знаком стоит исключительно ВАШЕ отношение к этим людям. Кстати, ваше отношение к ним может быть неадекватным (то есть ваш минус диктуется не рационально, а вашими негативными эмоциями, с которыми вы не в силах справиться: вашей завистью, фрустрацией). И человека-»минуса» есть очень много необоснованных претензий к себе и очень часто — необоснованных претензий к окружающим. Если вас так и тянет кого-нибудь покритиковать, пообсуждать, позлобствовать — значит вы жесткий минус (и это нужно исправлять). У некоторых людей это состояние доходит до энергетического вампиризма (таких я называю «беснующиеся»), смысл их жизни — отыскание изъянов в других людях и событиях.

Отсюда следует очень интересное следствие. Человек который оценивает себя как «сильный плюс» не обращает внимания на чужие «пирровы победы» над собой, потому что он знает — ГРОШ ИМ ЦЕНА . Плюсу неинтересно быть Объектом, потому что для Плюса важна и интересна Субъектность, самоактуализирующаяся личность обладает этой субъектностью. Если вы попытаетесь одержать такую «пиррову победу» (вы уже понимаете, что это «победа» означает — вы вообще-то всухую проиграли, причем не ему(ей), а лично себе!), то Плюса это не касается (по крайней мере, надолго ). Интересной личности вы будете в таком случае просто неинтересны , как не может быть интересен умному человеку скудоумный, который пытается его критиковать. Вот с умным человеком (другим Плюсом!) всегда интересно подискутировать! Но у любой неинтересной личности всегда есть шанс стать интересной. Более того, интересным человеком можно стать всего-лишь за пол-года или год, если провести в своей жизни, выкинуть из нее ненужный хлам (из головы, да и некоторых людей тоже, потому что они есть хлам) и посвятить какое-то время тому, чтобы стать интересным или интересной.

В отношениях первого типа, »Я плюс» — «Он или Она плюс» «пирровых побед» не бывает . Пиррова победа — это не просто психологическая безграмотность, это активно транслируемое вами негативное, минус-отношение к вашему визави. Самые патологические отношения, это конечно же, в случае если и человека суперпозиция «Я минус » и суперпозиция «Они минус (она или он — минус)» — здесь никакого положительного итога в их коммуникации нет и быть не может . Ситуация «Я минус» — «Другой плюс» очень часто может привести к каскадному эффекту в отношениях, о чем я уже писал в статье , в личных отношениях такая конфигурация гарантированно приводит человека из любви в любовную зависимость, о чем читайте в моей статье . На работе конфигурация «Я минус» а «Другой плюс» приводит к повышенной тревожности, неврозам и часто к затяжной конфликтной зоне с начальством. И такой человек точно не будет получать продвижения по службе, правильно, зачем, «он же минус».

Самая правильная суперпозиция в коммуникации именно первая, где «Я однозначный плюс » и к людям вокруг я отношусь принимая их, то есть изначально как к плюсам (если только они сами меня не разубедят, да и то надо всегда оставлять шанс на их исправление). «Я плюс» — «Ты плюс» . Сразу формируется своя экосистема доверия и созидания.

2-е домашнее задание

Возьмите новый лист бумаги и распишите столбиком ваши типы коммуникации с разными людьми, исходя из вышеприведенной схемы. Довольно часто оценка себя оказывается стабильной (стабильно положительной или стабильно негативной, но у некоторых людей она скачет, что говорит о нестабильной самооценке). Например, если говорить лично обо мне, то у меня в суперпозиции «Я» стоит однозначный ПЛЮС (иначе я просто не смог бы работать психологом), у людей, с которыми я работаю, очень часто стоит в суперпозиции «Я» минус по отношению к себе, НО я отношусь к ним как к большому плюсу и этим, если совсем упрощать, обучаю их чувствовать себя плюсом, заново стать плюсом, отыскать это в себе. Если вывести работу за скобки, то к окружающим людям я стараюсь относиться исходя из философии WIN — WIN (мой выигрыш, моя победа, мой плюс — твой выигрыш, твоя победа, твой плюс), то есть тоже видеть в них плюсы.

Распишите на бумаге, по каким принципам у вас выстроены отношения с теми или иными людьми из вашего близкого окружения (то есть с людьми, с которыми вы регулярно общаетесь еженедельно). Остальных людей, с которыми вы не общаетесь, сюда не вписывайте, это не близкие люди, это далекие люди, вы их не знаете. Посмотрите, с какими знаками у вас сформировались здесь связи (точнее ваше отношение к ним) и ответьте себе на вопрос, почему?

И последнее психологическое «домашнее задание»

Есть три жизненных философии. Или 3 эмоциональные подачи , на которых вы можете общаться с окружающими. Вот они:

1) Win-Win (Я в выигрыше — Ты в выигрыше, если выиграю я, то выиграешь и ты. И наоборот. У всех успех!)

2) Win-Loose (Победа- Поражение, т.е. конкурентная модель отношений. Если один из нас выиграет, значит другой обязательно почувствует себя проигравшим. Я не написал, что он станет на самом деле проигравшим, но он может так себя почувствовать).

3) Loose-Loose (патологические отношения: мой проигрыш — твой проигрыш: «пусть проиграют все!» «пусть плохо станет всем!». Патологическая логика таких отношений такова: «Пусть я проиграю, лишь бы этот человек не наслаждался победой!»)

Определите себя в них, в какой эмоциональной подаче вы как правило выстраиваете отношения с другими людьми? Подчеркну, не ОНИ с вами, нет, как ВЫ выстраиваете вашу жизненную философию по отношению к другим. Отвечайте честно, главное — себе не врите. Половина всех проблем в психологии начинается с того, что люди просто-напросто не говорят то, что хотели бы сказать на самом деле.

И напоследок, пожелание к читателям моего сайта. Если эта статья вызвала в вашей душе бурю эмоций — это прекрасно, значит вы умеете чувствовать. И просто ваша задача на ближайшее будущее — выйти в плюс по отношению к себе, научитесь быть таким плюсом в суперпозиции «Я+»! Вот где вас ждет подлинный апгрейд вашей личности..

Знаете, уже много-много лет я не вижу никаких «пирровых побед» в отношении себя и знали бы вы, как же здесь хорошо, в зоне Win-Win и среди других людей-»плюсов». Поэтому бросайте ваши «пирровы победы» (сиречь поражения), если вы в них зачем-то упражняетесь, и лучше приходите в гости к нам, к плюсам. У нас очень хорошо!

Психолог Илья Васильев

Мы говорим: «ключ к себе», «ключ к здоровью», «ключ к успеху», а в чем, собственно говоря, суть КЛЮЧА?

ИНФОРМАЦИОННАЯ ПАУЗА

Здесь, в этой книге, философия, психология и технология ключа.

Это принципы, правила и уникальные приемы, обеспечивающие человеку его внутреннюю целостность.

И описана эта «высшая математика» работы мозга простым и понятным языком.

Потому что психологическая культура – это, в первую очередь, культура мышления и речи.

«Кто ясно мыслит – тот ясно излагает».

А тот, кто изъясняется сложно, сам пока до конца не понимает, о чем говорит.

И еще, мы привыкли оценивать методы по их сложности, но при этом мы оцениваем, оказывается, не сами методы, не их эффективность, а свои труды и затраты на их освоение. Сложные методы потому и сложны, что есть еще в них пока недоработки и ошибки – несоответствия с природой, тогда как истинная ценность методов заключается в эффективности при легкости освоения и простоте использования.

За этим – их проработанность. Это и есть мастерство.

Все гениальное просто! Такова природа!

Вот молитва, например, многим помогает, а ничего не стоит.

За нею стоят тысячи лет.

И другие методы показывают, как добиваться результатов, но здесь новый качественный уровень– принцип КЛЮЧА– принцип позитивного мышления, направленный на оптимум: как добиваться результатов с меньшими усилиями

Это чисто российское достижение, рожденное в нашей российской ментальности, направленное на оптимум, на то, чтобы «сразу и без усилий!».

Этот путь к развитию творческих качеств.

ИНФОРМАЦИОННАЯ ПАУЗА

Формула счастья до изумления проста: хорошо, когда ты занимаешься любимым делом, а тебе за это еще и деньги платят.

Потому что здесь полный баланс между потребностями души и тела, гармония между духовными и физическими реальностями, а стало быть, человеческая целостность, превращающая человека в личность.

Стремление быть целостным, иметь свое лицо и быть самим собой вопреки обстоятельствам отличает тех, кто обладает так называемой психологией победителя.

Что это – психология победителя, и как достичь в жизни счастья?

Нам снилась в детстве свобода – в полетах во сне.

Мы учимся этой свободе всю жизнь.

Здесь КЛЮЧ к себе – к состоянию внутренней свободы.

И наше лучшее будущее – приблизится.

Потому что все ответы в тебе.

Наше будущее – внутри нас, и наша задача – открывать себя.

И тогда ты сможешь улыбнуться известной поговорке, что судьба играет человеком, а человек играет на трубе.

Как перепрыгнуть высокий забор без злой собаки?

Между тобой и целью не должно быть сомнений.

Иначе споткнешься.

Тренировка с КЛЮЧОМ помогает находить в себе то состояние, которое вам нужно, и, освободившись от внутренних препятствий, настроиться на цель.

Говоришь себе, например: «Начну новую жизнь с понедельника!» – а в памяти всплывают прежние неудачи или тебе препятствуют какие-либо другие подсознательные комплексы и психологические барьеры.

А вот побежит, например, за тобой злая собака, и ты перемахиваешь высоченный забор!

Потому что в этот момент в тебе нет сомнений. Иначе она тебе штаны оборвет или еще что...

САМОРЕГУЛЯЦИЯ – это способ достижения в сознании «свободного» состояния, в котором нет комплексов и стереотипов, мешающих настроиться на цель.

Это способ включить организм на достижение цели.

Это способ, в конце концов, просто отдохнуть, сумев отбросить мешающее напряжение.

Это способ, с помощью которого происходит раскрытие творческого потенциала и самоорганизация целостности личности.

А ты что делаешь?

Решая любую проблему, ты сталкиваешься с самим собой, со своими внутренними проблемами.

Стресс, страх, подсознательные комплексы, стереотипы мышления – психологические барьеры, которые блокируют сознание и внутренние резервы.

А ты можешь не заметить этого и принять неверное решение.

И ПОЭТОМУ, чтобы получать результаты, надо знать закономерности работы мозга. Это природа. Природу не обманешь! С природой надо быть в союзе!

И ПОЭТОМУ надо знать основные истины, которые помогут разобраться в жизни, среди моря бесполезной информации, которая обрушивается на нас бесконечными потоками.

Итак, психология победителя

Оказывается, успеха добивается тот, кто пользуется следующими принципами.

1 . Искать себе дело по душе или находить в себе мудрость делать дело с душой.

Потому что наивысший результат получается там, где дело делается с душой, с любовью, так как здесь работает максимальное сосредоточение внимания на деле.

Принцип целостности – это принцип «единства мысли и действия», открывающий внутренние резервы. Внимание здесь максимально сосредоточено.

Критерием своего дела (своего упражнения, своего приема) является комфорт. Свое дело – это тот труд, который делается не только с усилием, но и с удовольствием.

Внутренние резервы раскрываются по этому же принципу и в экстремальных ситуациях, когда включается тот же механизм «единства мысли и действия».

Вот пример. Почему у бегуна в самый критический момент нагрузки открывается «второе дыхание»?

Потому что в момент наивысшей нагрузки происходит максимальное сосредоточение внимания на преодолении нагрузки – явление «единства мысли и действия», и оно обеспечивает состояние психического раскрепощения (релаксацию), через которое происходит раскрытие внутренних резервов.

2. Применять оптимистическое (позитивное) мышление.

Вот и формула оптимизма: искать результат, а не зацикливаться на неудаче.

Это классический фундаментальный принцип, который всегда выполняется деятельными людьми.

Чем ты талантливее, тем, оказывается, более способен перебирать варианты и тем результативнее поиск. Потому что ищешь вариант, чтобы получить результат сразу.

Реализуется формула оптимизма на основе принципа КЛЮЧА – технологии прорыва.

Принцип подбора путем перебора вместо принципа достижения путем повторения.

По этому принципу вы пользуетесь правилом: ищете то, что получается, и отбрасываете на время то, что не получается.

И когда вы делаете то, что получается, то начинает получаться и то, что раньше не получалось.

Потому что когда вы нашли и делаете то, что получается, у вас снимается зажатость, растет уверенность в себе, начинает получаться и то, что раньше не получалось.

Это чисто российское достижение – искать как легче, как комфортнее, соединяя старания с удовольствием.

Умный в гору не пойдет, умный гору обойдет!

На самом деле этот подход – большое российское достижение!

Только надо им правильно пользоваться!

Это то, что Пушкин любил, – ленивая праздность.

А создал при этом целую эпоху в поэзии!

Это то, что мы все в России любим,– чувство раскованности, чувство полета!

Мы активизируемся в деле, где у нас получается, где у нас «крылья растут».

Стало быть, критерием соответствия является деятельность, где старания сопряжены с удовольствием, где высокий результат достигается без излишних усилий.

Поэтому при оптимистическом подходе закономерно повышается уверенность в себе и улучшается здоровье.

А настроение при этом чаще бывает хорошим!

Потому что в кровь выбрасываются эндорфины.

Потому что мозг при таком мышлении получает только положительные импульсы!

Вопрос: А почему мозг при оптимистическом мышлении получает только положительные импульсы?

Ответ: Потому что при оптимистическом мышлении отрицательные результаты просто игнорируются!

3. Успеха добивается тот, кто наряду с основным делом занимается параллельными делами.

Потому что параллельные дела – это дополнительные источники сил и уверенности в себе.

Не получается в одном, получается в другом!

Люди, которые занимаются только одним делом, если там, «внутри этого коридора», что-то не получается, воспринимают это как тотальную трагедию!

А получая результат в параллельном деле, мы черпаем энергию и уверенность в себе.

Параллельные дела – это точки стабильности в жизни, так как если не получается в одном, получается в другом.

С чувством уверенности, которое мы получаем в параллельном деле, лучше делается и основное дело.

А разносторонность – условие развития целостной личности.

4. Успеха добивается тот, кто для того, чтобы лучше решить задачу, повышает планку цели.

Повышая планку цели, мы выходим из-под стресса конкретной задачи, «отцикливаемся», освобождаемся от зажатости, приобретаем широту обзора и новое качество мышления. Чем выше планка цели, тем проще решаются конкретные актуальные задачи.

Так работает мозг и в экстремальных ситуациях: чем выше планка цели, тем легче включаются ресурсы.

Вспомните: убегая от злой собаки, мы можем перемахнуть высоченный забор, а побежала за вами маленькая собака – и может ничего не получиться.

Потому что для преодоления высокого психологического барьера требуется большая энергия. А для решения маленьких задач большая энергия не нужна.

Но как повысить планку цели, чтобы лучше решить задачу?

Надо повысить требования к качеству решения задачи или сократить для себя время ее исполнения.

Вы готовите, например, доклад к четвергу, и у вас стресс. А повысьте планку цели – поставьте себе задачу сделать не просто доклад, а доклад с изюминкой!

Или поставьте себе задачу подготовить доклад не к четвергу, а раньше, например, к понедельнику!

И стресс снижается!

Потому что в сравнении с новой, более высокой задачей, старая задача становится менее стрессовой.

Вот интересный пример про принцип КЛЮЧА и повышение планки цели.

Специалистов-логопедов в центрах речи учат ставить у детей артикуляцию, и дети при этом выполняют различные упражнения, помогающие им овладеть нормальной речью.

Эти упражнения не всегда доставляют удовольствие.

А в Центре защиты от стресса Игорь Чижиков по разработанной им программе «Приобщение людей к языковым культурам» делает это по системе КЛЮЧА с помощью компьютера.

На экране демонстрируются строчки из песен, которые поют известные певцы на испанском, итальянском и других языках (пяти или шести). Подросток, подпевая, находит для себя по принципу подбора путем перебора тот язык, который с ним «резонирует», то есть тот, который ему больше подходит по характеру его личности.

Затем учитель иностранного языка занимается с ним этим языком. В результате обучение языку происходит в комфортных для ученика эмоциональных условиях, а тот, кто освоил один иностранный язык, легче осваивает и другие.

Когда Игорь Чижиков поет вместе с обучаемым эти песни на разных языках, приобщая этим самым людей к языковым культурам, у людей происходит психоэмоциональная релаксация, они раскрепощаются, начинают петь, а потом и говорить свободнее на своем родном языке.

При этом если среди этих людей оказываются пациенты-логоневротики или, например, люди, перенесшие травмы головы, инсульты, у которых нарушилась речь, то они, релаксируясь, тоже начинают потом лучше говорить, у них происходит оживление правильной артикуляции. И как они говорят, это увлекательнее, проще и эффективнее, чем в центрах речи, где их тренируют с помощью других упражнений для улучшения речи.

Почему в центрах речи пока не додумались до того, чтобы использовать караоке и подобные упражнения, которые применяет Игорь Чижиков? Ведь в этих упражнениях старания соединяются с чувством удовольствия.

Потому что в этих центрах для улучшения речи специалисты решают конкретную задачу: пациент должен лучше говорить.

А Игорь Чижиков ставил себе более трудную задачу – научить человека хорошо говорить на разных языках.

Повышая планку цели, мы обретаем новое качество мышления и новое качество жизни.

5. Успеха добивается тот, кто лучше управляет своим состоянием.

Понятно, что без творческого вдохновения не написать стихотворения, а без полной мобилизации сил не совершить рекордного прыжка.

Саморегуляция нужна для контроля над нервным волнением, страхом, для эмоционального настроя в работе, создания психологической атмосферы при общении, быстрого восстановления сил, настройки на будущее, в целом – для улучшения здоровья, освобождения от стереотипов мышления и преодоления психологических барьеров.

Если вам нужно делать дело, а вам не хочется, то помечтайте на фоне приемов КЛЮЧА о том, что это дело доставляет вам радость.

КЛЮЧ создает гармонизирующие связи между сознанием и организмом, и вы получите новое, желаемое отношение к работе.

Так вы соедините работу с удовольствием.

И если хотите – не только работу.

По образу Божьему создан человек (подытожим, повторим урок)

Приближение к шедевру. Это в каждом из нас. И если вам плохо, если мир кажется серым, а люди – сплошь с недостатками, то, значит, в этот момент вы не творите.

Говорят, что по образу Божьему создан человек.

Что это значит?

Бог – Творец. Стало быть, Бог в человеке – это творчество! А не только молитва.

Вы – творец, и если по каким-то причинам не нашли себя, не страдайте, а ищите свой талант – вот путь! Интенсивнее перебирайте варианты и найдете то, что вам соответствует.

Это то, что вам нравится, это там, где вы трудитесь с удовольствием.

Это один из принципов КЛЮЧА.

А скоро мы испытаем принципы КЛЮЧА и метод КЛЮЧ на практике.

Для внутренней саморегуляции и для внешней деятельности.

И будем изумляться результатам.

Итак, главный секрет успеха человека в жизни заключается в том, чтобы он, несмотря на моду, авторитеты и прочие обстоятельства жизни, не изменял себе, а занимался именно своим любимым делом, в котором талантливее всего.

А чтобы быть цельным, нужно быть многоплановым.

Потому что талант по природе многолик.

Иначе ты или штангист, или шахматист. А это скучно.

А раньше нас не так учили, нам говорили, что человек должен быть сосредоточенным. Нам говорили: не разбрасывайся! Нам говорили: занимайся одним делом! И если не получалось, нам говорили, что без труда не вынешь рыбку из пруда.

Теперь добавим новое – сохраняя себя, свое здоровье, воспитываем в себе культуру работать с удовольствием, обучаемся уверенности в себе.

А как воспитывается уверенность в себе?

Первый секрет превращения человека в личность: стресс преодолевается творчеством, путем созидания.

Потому что стресс – это перенапряжение регуляторных систем, энергия дисгармонии, а творчество – фактор упорядочивания. Это принцип развития. Иные, особенно лекарственные, способы снятия стресса должны применяться только в запущенных случаях. Транквилизаторы, алкоголь, наркотики тормозят развитие.

Итак, стресс снимается творчеством. Это правильный здоровый путь развития. Но если случай уже так запущен, что творчества для снятия стресса и выздоровления недостаточно, тогда подключаются и психологические методы.

А если и этого недостаточно – тогда и медицинские.

Творчество – не только психологический, но важнейший биосоциальный фактор человеческого развития.

Именно в творческом состоянии происходит в нашем мозгу соединение опыта наших дедушек и бабушек с нашим личностным опытом, и через этот контакт прошлого и настоящего происходит прорыв в будущее. Наша целостность – основа интуиции.

Секрет успеха второй: чтобы в основном деле иметь надежный результат, надо, оказывается, иметь, помимо основного дела, даже если оно любимое, и параллельные дела.

Помните? Если вы заняты только одним делом, то если там что-то не получается, то это воспринимается как тоталъная трагедия. А в параллельном деле черпаешь вдохновение и уверенность в себе: не получается в одном, получается в другом.

Секрет успеха третий: видов деятельности должно быть много.

Это источники вдохновения и точки стабильности в жизни: действительно, не получается в одном, получается в другом. Именно в этом мы черпаем силы и вдохновение и переносим свою уверенность во все свои дела. Творчески можно заниматься любым делом.

Великие потому и великие, что наряду с главным делом имели десятки увлечений. Леонардо да Винчи и рисовал, и писал, и подводную лодку строил. Авиценна лечил, писал стихи и музыку...

На воспитание психологической культуры надо ориентироваться при обучении детей. Это их психологическая защита и гарантия развития в обществе.

И эти дела для души должны быть не только пассивными, созерцательными, как, например, слушать музыку или гулять по парку, но главным образом – созидательными.

Вот вы, предположим, готовитесь завтра выступить с докладом или собираетесь к начальнику и робеете, а посмотрели на картину, которую написали вчера на досуге, и опять вдохновились: вот ведь что я могу!

Как здорово это выразил Пушкин: «Ай да Пушкин, ай да сукин сын!» С этим чувством уверенности в себе уже ничего не страшно. Творчество не только спасает – это опора в жизни, ступень в завтрашний день.

Еще один секрет успешной работы. О культуре рабочего места

Есть такая интересная организация, в которой привлекаются к работе бывшие алкоголики, люди без особых профессиональных навыков, уже потерявшие веру в себя и перспективы на жизнь.

Им предлагают, к их удивлению, тут же попробовать отлить собственными руками из бронзы заготовку, обработать ее, раскрасить красками. И это, к их удивлению, получается!

Потому что это на самом деле доступно каждому.

Просто мы этого раньше никогда в жизни не делали.

И думали, что не можем этого делать. А тут – готовые условия, поощрительные взгляды. И прямо на глазах появляется художественное произведение. От этого никуда не деться. Хочется продолжить занятие. Так вместе с произведением возникает художник. Человек, способный и желающий работать.

Талант многолик. Но важно и умение создать свое рабочее место.

Есть такой феномен труда.

Это замечательная закономерность. Как только облегчаются, оптимизируются условия труда, повышается производительность, работа начинает принимать творческий характер.

Поэтому обычно говорят о том, как важно создать хорошие условия труда. Иногда бывает, трудится человек, трудится, а успехов никаких, но стоило поставить стол у окна – и дело пошло.

Если заглянуть глубже – то, например, когда мы жестикулируем, говорить легче, потому что движения производятся синхронно мышлению, и этим расковывают мысль, думается легче. Или нам думается легче, когда мы не мешаем своим мыслям, сидя неподвижно, как бы оцепенев, или ритмично покачиваемся телом. Все это зависит от того, в каком мы находимся состоянии и о чем думаем. Попробуйте говорить что-то энергичное, не позволяя себе двигаться. Это очень сковывает.

Точно так же расковывают мысль и компьютеры.

Как только появились компьютеры, творческая производительность человеческой мысли резко возросла. И не только потому, что компьютеры взяли на себя громоздкие расчеты, а главным образом потому, что компьютеры облегчили процесс мыслепроизводства, сократив связь между мыслью и ее выражением, и этим самым обеспечили большую свободу мысли.

Мы вместе с вами создадим способ, с помощью которого вы облегчите свою мысль и поэтому будете мыслить свободнее и результативнее.

Это – метод прорыва, который в современном мире дает нам с вами мощное преимущество и позволяет получать самые неожиданные и удивительные результаты.

Это технология целостной психофизиологической самоорганизации личности – способ гармонизации духовного и физического – метод управляемой психофизиологической саморегуляции КЛЮЧ.

Приемы КЛЮЧА, основанные на механизме единства мысли и действия (включаемого при занятиях любимым делом или в экстремальной ситуации), называются «Управляемые идеорефлекторные приемы».

Они снимают нервные зажимы и позволяют достичь гармонизирующего состояния управляемой активации внутренних резервов доступным коротким путем, без всякой экстремальной нагрузки.

Через творческую и параллельную деятельность развивается универсальный опыт жизни, самодостаточность и расширяется круг общения.

Самое главное – обретаешь свое лицо.

КЛЮЧ помогает обрести уверенность в себе и, преодолевая психологические барьеры, расширять круг досуга и получать в делах стабильные высокие результаты наиболее коротким и доступным для себя путем.

Эта книга – практический пример разностороннего творчества. Автор применяет свой метод КЛЮЧ для решения жизненных проблем и достижения творческих целей.

Разговор с футбольным тренером

Эта футбольная команда сделала необыкновенный прорыв!

Но тренер перестал смеяться, изменился, сильно сосредоточился.

И вся команда в напряжении.

Вот он закончил тренировку, уже вечер, ужинает в зале спортбазы с командой, следит, чтобы у ребят все было.

– Пусть икры ребятам на завтра купят! – дает он указание.

После ужина заходит в свой номер, уже почти ночь.

Кажется, он теперь расслабится, почитает что-нибудь или каким-либо другим любимым делом займется.

Вставляет в магнитофон кассету. Боже мой, опять смотрит футбол. Анализирует.

Сколько можно! Футбол и футбол!

Он пригласил пять основных игроков команды и попросил меня научить их саморегуляции. Я предложил им несколько уникальных приемов, которые быстро вызывают расслабление, они сразу расслабились, стоя на ногах.

– А теперь,– сказал я им,– вспомните себя в наивысшей энергичной форме, энергия кипит! Запомните эту мощь! Настройтесь на то, что, когда в игре это понадобится, вы сразу сможете вызвать эту мощь в себе!

– Это нам подходит, – сказал тренер, – мы проповедуем эту философию мобилизации, а ты дал технологию.

Затем мы опять вошли с тренером в его комнату. И он снова включил видеокассету с футболом.

– Ты так долго не выдержишь! – говорю я тренеру как врач. – Тебе надо иметь отдушину, какую-нибудь еще параллельную деятельность, параллельное дело для души. Что ты в детстве любил?

А он убеждал меня, что главное – сосредоточиться на главном.

Главное, говорит, не разбрасываться!

И через полгода попал в клинику с нервными нарушениями.

Талант многолик, потому что в каждом из нас – гармония.

Почему с помощью КЛЮЧА можно снимать психологические барьеры и успешно осваивать различные виды деятельности?

Потому что в основе всех видов деятельности лежат одни и те же закономерности, та же гармония, различия заключаются только в специфике.

Гармония и в каждом из нас.

Не будь в нас этого чувства гармонии, как бы мы могли различить в песне фальшивую ноту, даже не умея петь сами?

В каждом из нас гармония, и поэтому каждый из нас может при желании не только научиться петь, но стать и художником, и математиком, и физиком, и строителем, и врачом, и предпринимателем.

В том, что в каждом из нас – гармония, я убедился неожиданно для себя однажды в самолете.

До этого момента я думал, как, наверное, и многие думают, что человек растет и достигает гармонии путем совершенствования. Это не совсем так.

Глубинная гармония изначально в нас от природы.

Поэтому мы и можем развиваться и достигать высот, опираясь на эти глубинные внутренние критерии.

Это открытие внутренней гармонии у меня произошло так.

Когда шум моторов самолета изменился, я услышал музыку.

Поначалу я удивился только тому, что это была необыкновенно прекрасная, божественная музыка!

Но радио оказалось выключенным.

Божественная музыка звучала, оказывается, у меня в голове.

Играл оркестр, соло вела скрипка.

Я опешил, когда понял – иллюзия возникла на звуке моторов.

Так бывает иногда от утомления, когда в шуме воды, например, вам может послышаться чей-то разговор, это явление известное. Но музыка!.. Что это была за музыка!

Божественный оркестр стал плавно менять тему, как только я задумался: он зависел от хода моих мыслей, настроения! Я мог управлять этим чудесным оркестром одним желанием, без всяких усилий, как Бог!

Что это за чувство! Если бы меня не исключили в свое время из музыкальной школы за отсутствие музыкального слуха, я знал бы ноты и записал бы эту божественную музыку!

Я создал бы великое произведение!

Шум моторов опять изменился, и оркестр так же внезапно исчез.

Стало быть, слух у меня был, но внутренний.

Не было внешнего, того, что обычно называют музыкальным слухом, точнее, не было связи между внутренним и внешним.

Поэтому когда я пою, то делаю это как Ярослав Гашек, который говорил, что он знает четыреста песен, но только одну мелодию.

С помощью КЛЮЧА я немного потренировался петь и смог улучшить эту связь. Она и у вас обычно улучшается, когда нет зажатости, перенапряжения, которое сковывает любую деятельность...

Когда говорят, что некто – «художник от Бога», предполагая, что бывает особый талант художника, или писателя, или композитора, или бизнесмена, или руководителя, то это может вызывать у некоторых комплекс неуверенности в себе.

Все великие художники, если они этого хотели или заставляли обстоятельства, могли быть и прекрасными врачами, и музыкантами. Конечно, это при том условии, если они посвящали себя этой работе настолько глубоко, насколько нужно посвятить себя любой деятельности, чтобы обрести опыт и мастерство. Многие великие писатели и рисовали, и сочиняли музыку, и писали стихи, и, если очень надо, могли построить собственными руками дом.

Бывает от природы и талант писателя, и талант руководителя. Но по своей природе, по существу талант многолик.

Это та самая гармония внутри нас.

Все зависит от того, в каком направлении мы свою природу развиваем. Но в основе любой профессии, в глубине любого вида деятельности – та же самая структура: структура гармонии.

Если вы в чем-то добиваетесь успеха, трудитесь, достигаете основ мудрости своей профессии, то можете понять и художника, и руководителя предприятия, можете найти общий язык и с математиком, и с физиком, и с менеджером, можете оценить их труд, чувствуя основы гармонии в их деятельности.

Конечно, чем более исходно развиты те или иные способности, тем более они вызывают и соответствующие желания, и интерес, и внимание к чему-то. Потому что в области своих способностей легче ориентироваться, помогает интуиция, доступнее результаты. Дети с удовольствием занимаются делом, к которому имеют дарование, их не оторвать от этого дела. Но пробуждение способностей зависит от культуры среды, от способов обучения.

Как только школьник увидит, например, примеры рисования, которые созвучны его внутреннему миру, может открыться интерес к рисованию, или к математике, юриспруденции.

Откуда неуверенность в себе? Мы живем уже в XXI веке, но уровень современного общества еще во многом содержит в себе, к сожалению, отголоски «жреческо-кастовой» культуры, принципа «разделяй и властвуй», психологию удержания рабов.

Недостаточное знание людей о собственном устройстве и друг о друге, отсутствие организованного института культуры самопознания порождает безответственный «шаманизм» и любительское целительство, служит корпоративной «защите чести мундира», «клановости» среди представителей различных профессий.

Этот общественный механизм работает даже подсознательно.

Почему, например, врачи пишут так, что трудно разобрать их почерк?

Почему специалисты, даже психологи, преподающие «общение», или экономисты, юристы часто излагают свои программы и суть своей работы в широкой аудитории настолько специальным наукообразным языком, что трудно разобраться в сути дела?

Это может быть и от недостатка общей культуры, и для защиты своего престижа, а может быть, просто потому, что данный специалист сам ясно не понимает пока сути вопроса.

Но этот непонятный язык окружает человека ореолом специалиста, хотя и сводится, в сущности, к частоколу терминов и сложноподчиненных предложений, за которыми скрываются, быть может, и совсем простые очевидные истины.

Но, как говорят, мастер это тот, кто выразит сложное чувство доступным образом, и не ученый тот, кто в двух словах не может объяснить ребенку, чем он занимается.

КЛЮЧ – это мостик связи, ступенька между людьми, между вами и любой деятельностью.

Потому что при использовании ключевых приемов появляется то состояние гармонии, ясного ума, в котором понимаешь основу мира, понимаешь, что все мы едины, все мы «одной крови», а это открывает чувство уверенности в себе. Значит, если постараться, мы поймем друг друга. В этом наша надежда.

Система КЛЮЧ служит этому, потому что если говорить технически, то в системе КЛЮЧ ты ищешь тот прием, который сразу получается.

Поэтому ты снимаешь у себя напряжение, у тебя растет уверенность в себе.

Это способ моделирования чувства успешности.

А с чувством успешности – успешнее и любые другие дела.

Итак, суть!

Человек – творец! Поэтому хорошо себя чувствуешь, когда в тебе состояние творца, внутренней свободы! Это получается чаще спонтанно, но закономерно тогда, когда дело, которое ты делаешь, тебе по душе.

Душа безгранична, а тело – конечно. Дело по душе – это состояние внутренней целостности, перекрестье безграничной души и конечного тела.

При этом энергия души раскрывается: душа поет, а тело оздоравливается. И дело спорится! Научившись находить в себе целостность, ты становишься хозяином своей судьбы.

Тренировка с КЛЮЧОМ помогает получить и запомнить на будущее прекрасное состояние, когда ты в хорошей форме, чтобы воспроизводить его в нужный для тебя момент в трудной ситуации.

Настроившись на состояние внутренней свободы при тренировке с КЛЮЧОМ, ты можешь испытать на пути к этому желанному чувству «полета» несколько стадий восстановления – сонливость (если недоспал), катарсис (если на душе накопилось) и, именно выполняя эти требования организма, открываешь «чистое небо».

С каждым повторением время тренировки сокращается и превращается в способность управлять своим состоянием, так вырабатываются навыки саморегуляции: захотел – и получил!

Результат: обучаясь управлять своим состоянием, оздоравливаешься и начинаешь полнее раскрывать свои способности.

А это означает, что качественно расширяются твои перспективы, улучшаются отношения с людьми, ты начинаешь лучше понимать свои цели и добиваться успехов в жизни наиболее доступным и наименее затратным для себя путем.

Так много людей даже не задумаются о важности в своей жизни того, о чем думают. А ведь наши мысли - всему начало . То, о чем мы думаем, рано или поздно осуществится.

Когда вам нужно решить какую-то конкретную задачу, вы начинаете над ней задумываться. Вы думаете о ней до тех пор, пока не найдете ответа.

Начинайте размышлять над позитивными вещами, над тем, что хотите иметь в своей жизни. Думайте об успехе, а не о поражении, достигайте успеха через свой разум.

Невозможно получить успех в жизни и бизнесе, если постоянно размышлять о поражении. Невозможно стать богатым, думая о нищете.

Просто необходимо нарисовать в своем разуме картину успеха и постоянно думать об этом. Нужно научиться мыслить категориями успеха. Не важно, как сегодня обстоят ваши дела, если вы научитесь смотреть на вещи с позиции успеха, вы его достигнете.

Смотрите в свое будущее и представляйте себя успешным человеком, думайте о себе, как об успешном человеке. Достигайте успеха в своих делах, думая категориями успеха.

Знаете, в Библии есть одна интересная и очень поучительная история. Когда Моисей выводил Израильский народ из Египта, нужно было пойти и осмотреть ту землю, которую им обещал Бог. Было послано 12 человек для осмотра этой земли. Бог назвал эту землю землей, где течет молоко и мед, то есть это была изобильная земля.

И действительно, они в этом убедились сами, когда посмотрели на эту землю и плоды, которые росли на этой земле. Они срезали виноградную кисть, но она была такая большая, что несли ее на шесте два человека.

Казалось бы, все просто отлично, завоевывай эту землю и наслаждайся ею. Но, 10 из 12 человек, посланных на разведку земли, мыслили категориями страха и поражения. Они сказали, что в этой земле живут великаны и что они увидели себя саранчой перед ними. Больше того, они сказали, что так же они выглядели в глазах великанов (как будто они могли это знать).

Всего двое из 12 в этой ситуации мыслили категориями победы. Они сказали, что они смогут победить этих великанов и завладеть этой хорошей землей.

Этот страх и мысли о поражении стоили им 40 лет скитаний по пустыне и, в конечном итоге, жизней, никто из них не вошел в землю обетованную. Вошли только те двое, которые мыслили категориями победы, и новое поколение, которое родилось в пустыне в эти 40 лет.

Очень образная история, не правда ли? Достигают успехов те люди, которые уверены в своем успехе, даже если успех приходит не сразу. Все когда-то начинают делать первые шаги в бизнесе и не все сразу получается.

В это время очень важно не остановиться, не согласится в своем разуме с поражением, но настроить себя на успех и продолжать движение вперед.

В наш разум могут приходить различные мысли, но мы решаем какие мысли принять, а какие отвергнуть. Когда приходят мысли о поражении, не принимайте эти мысли, противостоите им.

ДУМАЙТЕ и ГОВОРИТЕ о победе . О силе слова вы можете прочитать на странице http://preuspevanie.com/blog/?p=22 . О чем вы думаете, о том вы и говорите. Поэтому просто необходимо думать о том, что хотите иметь в своей жизни, а не о том, чего не хотите.

Как это понять? Если вы думаете о себе как о неудачнике, то, что бы вы ни делали, вы всегда терпите поражение, с вашего языка постоянно срываются слова о том, что вам вечно не везет, и вы это имеете, вам действительно не везет. Так ведь?

Есть также люди, которые уверены, что у них всегда все получается просто отлично, они уверены в себе и у них действительно все получается. С такими людьми всегда приятно находится рядом, от них исходит позитивная энергия. Мысли таких людей не расходятся со словами и действиями.

Любое действие начинается с мысли . Сначала мы думаем об этом, потом говорим, а потом осуществляем. Вы можете вспомнить, чтобы вы что-то начали делать, сначала не подумав об этом? Конечно, нет. И, конечно, мы говорим о своих желаниях, мечтах планах или страхах и опасениях.

Контролируйте свои мысли и слова, это в вашей власти. Один человек сравнил мысли с птицами. Над нашей головой могут летать много птиц, но от нас зависит, позволим мы им свить гнездо в нашей голове.

На любую ситуацию можно посмотреть «разными глазами». Можно впасть в депрессию и думать, что нет выхода, а можно извлечь из этой ситуации уроки и радоваться, что не случилось того, что могло бы случиться, если бы это не закончилось, что это просто опыт.

Наша реакция на ситуацию - это наши мысли , позитивные или негативные и, естественно, наши слова.Наши мысли преобразуются в слова. Наши слова, через уши проникают внутрь нас и, либо ободряют и подкрепляют нас, либо приводят в состояние страха и депрессии.

Давайте подведем итог. Хотите быть сильными и успешными в каждой области жизни? Тогда не допускайте негативным мыслям о поражении и разочаровании свить гнездо в вашем разуме, думайте позитивно и говорите о победе и успехе.

Желаю вам научиться жить жизнью успеха, созидая ее своими мыслями и словами! Будьте успешными!

В чем секрет психологии победителя? Возможно ли ее взрастить, сформировать, или она дается от рождения отдельным счастливчикам? Ответы на подобные вопросы, наверное, хочет получить каждый тренер и спортсмен. Давайте попробуем это сделать.

Хорошо известно, что есть люди, от рождения имеющие огромный талант успешно выполнять определенные действия. Когда их спрашивают, как они это делают, они совершенно искренне затрудняются ответить на этот вопрос. Однако другие люди с помощью специальных методик сумели выстроить модель успешного поведения и теперь могут обучить этому всех желающих. Но модель построена на основе воспроизведения тех действий, которые на самом деле выполняют успешные люди, не осознавая этого.

Моделирование успешности основано на использовании идеи о том, что все наше поведение регулируется нервной системой , и весь опыт, который мы получаем в течение жизни, кодируется и сохраняется в нервной системе навсегда. Следовательно, можно предположить, что одинаковые стимулы будут вызывать похожие реакции организма.

Вторая идея, использующаяся в моделировании успешной деятельности, заключается в том, что слово играет ведущую роль в программировании нашего поведения , так как непосредственно связано с опытом, закодированным в нервной системе. Под опытом мы имеем в виду ту информацию, которая поступает в наш мозг непосредственно через органы чувств. Другими словами, опыт – это то, что мы можем увидеть, услышать и почувствовать своими рецепторами.

А вот слово только условно связано с определенной частью опыта и служит для того, чтобы как рыболовный крючок, пригодный к лову только определенного вида рыб, вытаскивать из нашего \"чулана\" ту часть опыта, которая когда-то условно с ним соединилась. Этот факт очень важно понять и постоянно о нем помнить, потому что именно посредством слова мы создаем тот и иной тип своего поведения.

Именно в практике использования слова для формирования своего поведения и скрыт секрет психологии победителя, и именно об этом мы будем с вами говорить. Секрет психологии победителя прост: в основе такой психологии лежит привычка к позитивному мышлению . А вот о том, как достичь такого мышления, как выработать подобную привычку и пойдет у нас разговор.

Основная идея, на которой выстроены все модели поведения, заключается в том, чтобы вначале разбить его на составляющие шаги. Поскольку наш мозг работает по принципам, аналогичным работе компьютера, то и многие моменты работы с компьютером вполне допустимо переносить на программирование поведения: своего собственного или чужого. Каждый пользователь компьютера знает, что машина на выходе может выдать только тот результат, получение которого было предопределено программой на входе.

То же самое происходит и с нашим мозгом: программу своего поведения мы закладываем в него словами, которые произносим мысленно или вслух. Поэтому, как вы уже понимаете, у победителя свой словарь, у неудачника – свой. Секрет успешности и мастерства одинаков во всех видах человеческой деятельности . И, если вы усвоите его, вы сможете быть успешны не только в спорте, но и в других областях своей жизни.

Модель мастерства можно мысленно представить себе как две ступеньки, нижняя из которых представляет собой знания, умения и навыки, необходимые для овладения данным видом деятельности, а верхняя ступенька – это те особенности, которые отличают мастера от ремесленника. Для того чтобы быть спортсменом, необходимо овладеть технико-тактическими умениями и навыками, свойственными данному виду спорта, надо развиваться физически и поддерживать в хорошей физической форме свое тело. Но каждый тренер согласится со мной в том, что только перечисленных качеств явно недостаточно для высших достижений в спорте. Должно быть еще что-то, что выделяет чемпиона, победителя из остальных участников соревнования. И это \"что-то\" расположено уже на второй ступеньке. Задачей автора и читателя и будет выяснение того, что представляет собой это \"что-то\" и как его добиться.

По мнению ведущих специалистов в области спортивной психологии, в процессе соревнования и подготовки к нему перед спортсменом стоит две цели: показать максимально возможный результат и сделать этот результат достаточно стабильным. На вершине спортивного Олимпа удерживаются только те спортсмены, которые выступают стабильно хорошо.

Для реализации этих целей спортсмену потребуется его психологический ресурс . Основными характеристиками этого ресурса являются:

  1. наличие сильной внутренней мотивации, отсутствие необходимости во внешней мотивации;
  2. настрой на выигрыш в соревнованиях любого уровня, готовность проявить все свои способности в процессе соревнования;
  3. способность видеть различия между количеством заработанных очков в процессе выступления и своей спортивной формой;
  4. готовность учиться на своих ошибках и способность выдерживать критику;
  5. позитивное, но реалистичное мышление, способность сохранять позитивный подход к себе и к своему выступлению, способность не сдаваться ни при каких обстоятельствах и не терять надежды;
  6. способность владеть своими чувствами;
  7. способность играть только разумом и телом, но не эмоциями (тем более негативными);
  8. способность сохранять спокойствие и стабильность, особенно в напряженные моменты (напряжение – это проба сил);
  9. поддержание необходимого уровня концентрации в течение всего выступления;
  10. способность стабилизировать состояние энергичности и бодрости;
  11. способность сохранять уверенность в себе в различных ситуациях соревнования;
  12. способность полностью осознавать свой потенциал;
  13. способность в каждом выступлении проявить весь свой потенциал.
Все вышеперечисленные характеристики дают нам понимание того, из каких компонентов необходимо выстраивать психологию победителя. Если сказать коротко, то, наверное, главное отличие между спортсменом с психологией победителя и спортсменом, не обладающим этим качеством, заключается в четкости, конкретности поставленной цели и в отношении к проигрышу. Принято считать, что все вышеперечисленные качества даются отдельным счастливчикам от рождения, однако, на самом деле всем этим качествам возможно обучить.

Примерами спортсменов, обладающих психологией победителя в полной мере, могут служить Михайлович, Кристиан Вьери, Верон и Альберто Томба. И хотя здесь названы только имена футболистов, в каждом виде спорта есть люди, прочно удерживающие завоеванные высоты, благодаря интуитивному умению грамотно ставить перед собой цели и конструктивному отношению к проигрышу. Они не боятся проиграть, так как расценивают отсутствие выигрыша не как проигрыш, а как сигнал того, что в процессе подготовки к соревнованию что-то необходимо изменить. Ведь спидометр в автомобиле для большинства людей не есть показатель успешности водителя, а есть измеритель, позволяющий водителю корректировать процесс управления автомобилем. Соревнования тоже могут быть расценены как измеритель достигнутого спортсменом уровня спортивного мастерства. В понятие спортивного мастерства в данном случае автор вкладывает и способность спортсмена владеть своими чувствами и состояниями и контролировать свое мышление.

Продолжение следует...