Составьте схему классификации историко географических регионов мира. Историко-географические регионы современного мира

  • Дата: 23.09.2019
Предмет География Класс 11
Тема урока: Историко - географические регионы мира (ИГР), типология государств.
Общая цель: Учащиеся к концу урока должны знать классификацию различных географических объектов и выделять для их классификации основные критерии.

Задачи: Развивать навыки критического мышления.
Излагать и отстаивать свое мнение.
Самостоятельно добывать знания, обучая друг друга.
Привить навыки самостоятельной, парной и групповой работы, саморегуляции, оценочной и рефлексивной деятельности.
Создать комфортную среду для раскрытия творческих способностей учащихся, познавательной активности одарённых детей.
Конкретный результат обучения Учащиеся знают историко географических регионах мира, типологии стран. Умеют работать в группах, демонстрируют умения оценивать себя и других. Проявляют умение и навыки работать в группе.
Подход в преподавании / обучении Использование активных методов обучения, для развития коммуникативных навыков организации работы в группах и парах, с целью развития самостоятельности, применяя стратегии самооценивания, взаимооценивания учащихся.
Источники: Учебник «География 11 класс» Бейсенова А. Каймулдинова К; Абилмажинова С; Достай Ж. презентация
Интерактивная доска, проектор.
Ватман, фломастеры
Ресурсы для работы с заданиями: текст, карточки с разноуровневыми заданиями, оценочные листы, рефлексивные листы
Руководство для учителя;
Активные методы обучения.

Учитель: Приветствие учащихся. Создание коллабаративной среды, предлагаю ученикам сделать своему соседу.«Комплимент»
Ученики: Учащиеся настраиваются на урок в благоприятной атмосфере. 2мин
Учитель: Учитель разбивает класс на группы (4 групп по четыре человека) (использует для этого конфеты четырех сортов и предлагает вспомнить правила работы в группе).

Ученики: Делятся на 4 группы по четыре человека по сортам конфет. 1 мин

Учитель: Предлагает выполнить
Задание 1 (групповое) (проверка д/р) Опрос номенклатуры «Политическая карта мира»
Взаимооценивание «От кулака до пяти пальцев»
Ученики: По очередно выходят к доске и сдают номенклатуру политическую карту мира. Взаимооценивание «От кулака до пяти пальцев»
Учитель: Определить по опорным словам тему урока:
Подобрать синонимы
1. Обширные территории:(регионы)
- Прилагательное + существительное (Региональная география)
2. Континенты, их части: (материки, страны)- географические регионы
3. Индивидуальность. :(особенность)
Ученики: по опорным словам определяют тему урока.
Учитель: предлагает выполнить Задания 2 (групповое)Работа с атласом и настенной картой (ПКМ) «Заполнить пропуски». Взаимооценивание Стратегия «Две звезды одно желание»
Географические регионы
1. Северная Европа - Норвегия, : продолжить какие еще страны входят……………………………………………………………………………………………………………...
2. Южная Европа -……………………………………………………………………………..
3. Страны Латинской Америки делятся на Андские, куда входят такие страны как………………….
………………………………………; и страны Ла-Платской низменности, куда относятся следующие страны…………………………………………………………………………………………………..
4. Назвав все страны вспомните устно их столицы.
1. Северная Европа - Норвегия, Швеция, Финляндия, Дания, Исландия
2.Южная Европа - Андорра, Ватикан, Греция, Испания, Италия, Мальта, Португалия, Сан-Марино.
3.Андские страны:. (Боливия, Венесуэла, Колумбия, Перу, Чили, Эквадор) Страны бассейна и Ла-Платской низменности: (Аргентина, Бразилия, Гайана, Парагвай, Суринам, Уругвай)
Ученики: Каждая из групп выполняет задание Заполнить пропуски».. Взаимооценивание Стратегия «Две звезды одно желании.
Учитель: предлагает выполнить задание 3 (групповое). «Типология стран и их классификация»Вспомните из предыдущего курса географии. Классификацию и типологию стран мира используя свою голову и имеющееся в ней информацию. После чего по очередное каждая группа отвечает на вопросы перечисленные в таблицы.
Типология стран и их классификация»
1. По размеру территории 1.Страны Гиганты……………………………
2.Карликовые…………………………………
2. По географическому положению 1.Островные………………………………….
2.Полуостровные……………………………….
3.Страны архипелаг……………………………
4.Приморские…………………………………
5.Не имеет выхода к морю…………………..
3.По численности населения
4.По уровню социально-экономического положения Высокоразвитые…………………………….
Развитые……………………………………
Развивающиеся…………………………..
5.По государственному устройству Унитарное…………
Федеративное……….
6.По форме правления Республика………………………………

Монархия……………………………………………

Ученики вспоминают всю информацию изученную ранее на уроках географии по теме «Типология стран». После чего по очередное каждая группа отвечает на вопросы перечисленные в таблицы.
Взаимооценивание «Две звезды одно пожелание».
Рефлексия. Метод «Ресторан». Учащимся предлагается представить, что их пригласили в ресторан и нужно
ответить на вопросы директора ресторана:
Я бы съел еще …
Больше всего мне понравилось…
Я почти переварил…
Я переел…
Пожалуйста, добавьте…
Ученики: отвечают на поставлены вопросы.
Учитель: Домашнее задание: выводит на слайде, организует запись домашнего задания в дневники.
Ученики: Записывают домашнее задание: для категории А: написать эссе по теме «Для чего мне нужны знания о типологии стран мира(50 слов) для категории В,С; повторить номенклатуру «политическая карта мира»

Результаты обучения для учеников (A) Выступают в роли презентующего, аргументируют, доказывают приводя конкретные примеры. Ориентируются по политической карте мира без помощи учителя.

Результаты обучения для учеников (B) Выступают в роли дополняющих, владеют знаниями о типология стран, о историко географических регионах мира.

Результаты обучения для учеников Выступают в роли помогающих, владеют знаниями о регионах мира.

Цель:

  • Учить учащихся классифицировать различные географические объекты и выделять для их классификации основные критерии.
  • Создать условия для комплексного применения знаний в процессе изучения нового материала.

Ход урока

I. Определить по опорным словам раздел географии, который начинаем изучать, частично тему урока

II. Как же можно поделить земной шар на:.. (регионы), используйте знания ранее изученных тем: "Освоение человеком планеты Земля", "Население", "Политическая карта"

  1. :. (Старый Свет- Новый Свет)
  2. :. (Ойкумена-Неойкумена)
  3. :.(Компактное проживание этнически родственных народов)
  4. :.(Исповедующих одну религию)
  5. :.(Территориальное единство) : Как бы назвали регионы (Географические регионы)

III. Работа с атласом и настенной картой (ПКМ)

Заполнить пропуски (запись на доске):

  1. :. (Географические регионы) - : (Северная) Европа - Норвегия, : продолжить: (Швеция, Финляндия, Дания, Исландия)
  2. Южная Европа - :.. (Андорра, Ватикан, Греция, Испания, Италия, Мальта, Португалия, Сан-Марино)
  3. Какие географические регионы можно отметить в Латинской Америке? (Вспомнить физическую карту Южной Америки-особенности рельефа)

(Показать страны на карте, показывают учащиеся или учитель показывает - учащиеся называют)

IV. До конца 80-х годов изучались общественно (социально)-экономические регионы, используя знания темы "Типология стран" назвать их:

  1. :. (Капиталистические страны)
  2. :. (Социалистические страны)
  3. :. (Развивающиеся страны).

Каков подход для такого деления? : (классовый)

V. А сейчас основа для деления?

Решение каких интересов лежит в основе деления? :. (общечеловеческих)

ВЫВОД: Основа для изучения мира - историко-географические регионы.

Какие признаки для выделения крупных историко-географических регионов вы можете предложить. (Исторические, культурные, природные, экономические:)

Работа с учебником. Найти ответ на вопрос: Отчего зависит степень внутреннего единства историко-географических регионов

VI. Некоторые историко-географические регионы мира:

Применить знания темы "Политическая карта мира"

Работа с атласом. Найти и назвать.

На каждом столе лист с вопросами.

Работа может быть организована фронтально со всем классом, а может быть дана для самостоятельной работы с последующей проверкой.

  1. Какие страны относятся к Скандинавскому региону?
  2. Какие страны Африки традиционно относятся к странам Ближнего Востока?
  3. Обозначьте страны Азии относящиеся к Ближневосточному Региону
    Каир, Афганистан, Ирак, Индия, Египет, Израиль, Саудовская Аравия, Оман, Судан, Алжир.
  4. Назвать европейские страны: Аргентина, Бельгия, Болгария, Пакистан, Нигерия, Литва, Португалия, Ирландия, Куба, Финляндия.
  5. Назвать азиатские страны: Монголия, Кувейт, Чехия, Бразилия, Иран, Египет, Индонезия, Югославия, Япония, Афганистан.
  6. Назвать страны Северной и Южной Америки: Мексика, Швеция, Венесуэла, Канада, Алжир, Чили, Австрия, Аргентина, Ирак, Перу.
  7. Найдите соответствие: страна - часть света, где она расположена (подберите пары)

8. Указать в предложенном списке страны Юго-Западной Азии:

1) Турции;

4) Пакистан;

5) Шри-Ланка;

6) Малави;

7) Бахрейн;

8) Израиль;

9) Саудовская Аравия.

Указать страны Центральной Америки и Вест-Индии: 1) Гондурас; 2) Мексика; 3) Белиз; 4) Гаити; 5) Венесуэла; 6) Панама; 7) Куба; 8) Эквадор; 9) Суринам.

Указать страны Северной Африки: 1) Чад4 2) Нигер; 3) Мали; 4) Эфиопия: 5) Танзания; 6) Тунис; 7) Ангола; 8) Морокко.

Указать в списке городов столицы Андских стран: 1) Манагуа; 2) Каракас; 3) Асуньон; 4) Сантьяго; 5) Буэнос-Айрес; 6) Сант-Паулу; 7) Лима; 8) Кито; 9) Кингстон.

VII. Подведение итогов урока: Назовите историко-географические регионы мира. (Целые континенты или их части), которые мы будем изучать в этом разделе географии:

VIII. Домашнее задание.

В учебнике "Экономическая и социальная география мира" Ю.Н.Гладкий, С.Б. Лавров параграф 31 раздел "США, страны Западной Европы и Япония: соотношение в "треугольнике силы".

Дополнительная литература - подготовить экономический очерк (Эссе)

Древними цивилизованными районами мира были долины Нила, Тигра и Евфрата, Инда, Ганга, Хуанхэ и , а впоследствии территории Древнего Рима и Древней . Здесь получили развитие сельское хозяйство и разнообразные ремесла. Однако на остальных пространствах планеты люди жили по-прежнему на первобытном уровне.

В средневековье в хозяйство более широко, чем прежде, начали вовлекаться минеральные, лесные ресурсы и выделялись высокой освоенностью лишь в Восточной и Южной Азии, Западной и Центральной Европе. Обширные территории Северной и , были слабо освоены и редко заселены.

Великие способствовали вовлечению в хозяйственный оборот открытых земель в Америке, Австралии и Океании. Англией, были созданы колониальные империи, население которых безжалостно истреблялось.

Отличительной чертой нашего времени является широкое освоение и проникновение в недоступные ранее районы с неблагоприятными для людей природными условиями. В последнее время началось интенсивное размещение производительных сил мира на пустынных и полупустынных территориях Азии, Америки, Австралии. Благодаря достижениям НТП к освоению таких территорий, кроме высокоразвитых стран, приступили и многие развивающиеся страны. Даже в Сахаре появляются новые города-оазисы с промышленными предприятиями, у песков отвоевываются площади под сельскохозяйственные угодья, прокладываются автодороги.

В экстремальных северных широтах также происходит хозяйственное строительство. Это полярные и заполярные районы России, (Аляска). Разрабатываются там руды, уголь, нефть, золото, платина, олово, слюда и т. д.

Осваиваются человеком и горные территории. Как сельхозугодья используются горные склоны, но для этого нужна специальная техника.

Осваиваются глубинные территории Южной Америки -влажные тропические леса, где строятся дороги, заводы.

Все больше начинает использоваться человеком , его минеральные, биологические, химические, энергетические и другие богатства. Близка к осуществлению идея транспортировки в засушливые места Земли антарктических айсбергов. Однако полное хозяйственное освоение и еще проблематично, как и освоение Космоса.

Эпоха экстенсивного освоения планеты за счет вовлечения в хозяйство новых пространств заканчивается. Развитие экономики будет происходить не «вширь», а «вглубь», за счет более полной переработки сырья, повторного использования отходов производства и потребления, применения малоотходной технологии. Экстенсивный тип освоения территорий сохраняется в некоторых , где производство еще эксплуатирует природные ресурсы.

Итак, освоение планеты — сложный, растянутый во времени процесс, в котором сливаются экономические, политические, социальные и экологические проблемы.

Стр. 10

Вспомните

Вопрос 1. Что такое регион?

Ответ. Регион (лат. regio страна, область) - термин, используемый для обозначения участка суши или воды, который можно отделить от другого участка (например, того, внутри которого он находится) по ряду критериев.

Регион, как и страна - многозначный термин. Он может обозначать различные сущности в разных отраслях, а в пределах одной отрасли может по-разному трактоваться.

Соответственно, если говорить о классификации регионов, то можно выделить «географический, политический, социально-экономический, экологический, информационный, цивилизационный и другие подходы». В целом же, ученые подразделяют регионы на две большие группы: однородные и функциональные.

Также «регион» используется в значении территориальной единицы государства. В России - как общее название субъекта Федерации. Каждый регион обладает уникальным географическим положением.

Вопрос 2. Какие существуют виды регионов?

Ответ. В экономической литературе, нормативных документах по однородности отличительных признаков регионы разделяют на группы.

1. Регионы мира. Они определяются по географическому (Европа, Азия и т.д.), экономическому (союзы или другие формы сотрудничества государств, расположенных на одном или нескольких континентах мира) и другим принципам и подходам.

2. Части поверхности земного шара, континента или государства, выделяемые по климатическим или рельефно-ландшафтным признакам (север, юг, равнинная или горная местность, с большим или малым количеством осадков, лесистая или степная территория, малое или большое количество болот и т.д.).

3. Административно-территориальные единицы страны (область, округ, графство, лен, воеводство и др.).

4. Регионы, выделяемые исходя из степени развития производительных сил и их структуры (с развитой промышленностью или другой отраслью народного хозяйства, с большим удельным весом государственной или частной собственности и т.д.).

5. Регионы, выделяемые с учетом социально-демографической ситуации, с более высоким индексом развития человеческого потенциала, с лучшей обеспеченностью объектами социальной инфраструктуры, с большим удельным весом пожилых жителей и т.д.

6. Регионы, выделяемые в связи с особыми, как правило, менее благоприятными, условиями проживания и производственно-хозяйственной деятельности.

7. Специальные административно-экономические формирования по обеспечению более эффективной деятельности народного хозяйства страны и отдельных территориальных образований в условиях рыночных отношений.

Как вы думаете

Вопрос. Почему возникла необходимость создания Организации Объединенных Наций?

Ответ. Организация Объединенных Наций - международная организация, созданная для поддержания и укрепления международного мира и безопасности, развития сотрудничества между государствами. Основы ее деятельности и структура разрабатывались в годы Второй мировой войны ведущими участниками антигитлеровской коалиции.

Предшественником ООН была Лига Наций, организация, задуманная при схожих обстоятельствах во время Первой мировой войны и учрежденная в 1919 году в соответствии с Версальским договором «для развития сотрудничества между народами и для обеспечения им мира и безопасности». С началом Второй мировой войны Лига Наций фактически перестала функционировать.

Возникла необходимость в создании новой международной организации, направленной на обеспечение «мирового порядка».

Название Объединенные Нации, предложенное президентом Соединенных Штатов Франклином Д. Рузвельтом, было впервые использовано в Декларации Объединенных Наций 1 января 1942 года, когда во время Второй мировой войны представители 26 государств обязались от имени своих правительств продолжать совместную борьбу против стран оси.

Когда создавалась Организация Объединенных Наций, в первой же строке преамбулы Устава ООН было закреплено, что «Мы, народы Объединенных Наций, в полной решимости избавить грядущие поколения от бедствий войны, дважды в нашей жизни принесшей человечеству невыразимое горе, стремимся вновь утвердить веру в основные права и свободы человека».

ПРОВЕРИМ ЗНАНИЯ

Вопрос 1. Что такое регион?

Ответ. В географии регионом (от англ. region) называют территорию, выделяющуюся по какому-либо признаку - определенная территория, обладающая целостностью и взаимосвязью ее составных элементов. Также используется в значении территориальной единицы государства; в России как общее название субъекта Федерации.

Существует несколько трактовок определения регион. Причем регион далеко не всегда выступает в качестве территориальной единицы государства.

В рамках географической трактовки регион определяет как район, большой участок суши, часть земной поверхности со специальными физико-географическими параметрами, географическая единица, определяемая географическими рубежами.

Экономическая трактовка подразумевает под регионом часть территории, где существует система связи между хозяйственными субъектами, подсистему всего социально-экономического комплекса страны, сложный территориально-экономический комплекс со своей структурой связи с внешней и внутренней средой.

Социально-политическая трактовка региона показывает регион в качестве социально-территориальной общности, то есть совокупности социальных, экономических, политических факторов развития территории. Сюда входит целый набор характеристик такие как: этнический состав населения, трудовые ресурсы, социальная инфраструктура, социально-психологический климат, политические аспекты развития региона, культурные факторы и т. д.

Вопрос 2. Какие существуют историко-географические регионы мира?

Ответ. Историко-географические регионы - это территории, образованные вследствие общности исторического развития народов, проживающих в их пределах. Общности географического положения приводят к появлению общих черт исторического развития, национального и религиозного состава населения стран, образующих этот регион. Важно помнить, что историко-географические регионы не создаются, они складываются исторически.

Названия двух регионов планеты всем известны с детства: Европа и Азия, составляющие материк Евразия. Таким образом, наиболее крупные регионы - это части света. В пределах частей света выделяют меньшие регионы, имеющие определенное географическое единство и общность исторической судьбы.

Так, Зарубежную Европу традиционно делят на Западную, Центральную и Восточную. Страны Западной Европы за послевоенные годы сформировались в устойчивое политическое единство. При этом в самой Западной Европе можно выделить Северную, Среднюю и Южную Европу. Центральная, или Восточная, Европа представляет собой группу бывших социалистических стран, по современной классификации относимых к странам с переходной экономикой.

Зарубежную Азию принято подразделять на Юго-Западную, Южную, Юго-Восточную, Восточную и Центральную. Регион Юго-Западная Азия расположен между Аравийским и Средиземным морями. Южную Азию образуют Индия и прилегающие к ней страны. Юго-Восточная Азия охватывает страны, тяготеющие к полуострову Индокитай. К Центральной Азии относят страны, не располагающие выходом ни к одному из омывающих материк океанов: Казахстан, Узбекистан, Киргизстан, Таджикистан и Туркменистан. В Восточную Азию входят территории Японии, КНДР, Республики Кореи, Китая, Монголии.

В Америке выделяют Англо-Америку (США и Канада) и Латинскую Америку. В свою очередь, в состав Латинской Америки входят страны материка Южная Америка, Центральная Америка и Вест-Индия. Африку делят на Северную, Западную, Центральную, Восточную и Южную.

И последний регион - Австралия и Океания, к которому относятся материк Австралия и все островные государства и территории в Тихом океане.

Вопрос 3. Какие существуют виды международных организаций?

Ответ. При классификации международных организаций можно применять различные критерии.

1. По характеру членов в них можно выделить:

1.1. межгосударственные (межправительственные) - участниками являются государства

1.2. неправительственные организации - объединяют общественные и профессиональные национальные организации, частных лиц, например Международный Красный Крест, Межпарламентский союз, Ассоциация международного права и др.

2.По кругу членов международные организации подразделяются на:

2.1. универсальные (всемирные), открытые для участия всех государств мира (Организация Объединенных Наций (ООН), Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), Всемирная органи­зация здравоохранения (ВОЗ) и другие организации системы ООН (ее специализированные учреждения), Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ), Международная ор­ганизация гражданской обороны и др.),

2.2. региональные, членами которых могут быть государства одного региона (Организация африканского единства, Европейский Союз, Содружество Независимых Государств).

3.По объектам деятельности можно говорить:

3.1. об организациях общей компетенции (ООН, Органи­зация африканского единства, Содружество Независимых Го­сударств, Организация по безопасности и сотрудничеству в Ев­ропе)

3.2. специальной (Международная организация труда, Всемирный почтовый союз). Различаются также политические, экономические, социальные, культурные, научные и другие организации.

Вопрос 4. Как называется международная организация, объединяющая около 200 суверенных стран мира?

Ответ. Крупнейшее мировое международное объединение государств - Организация Объединенных Наций (ООН), членами которой являются практически все независимые государства мира (около 200). Созданная сразу по окончании Второй мировой войны, эта организация объявила своей целью поддержание и укрепление международного мира и безопасности, развитие сотрудничества между государствами.

Вопрос 5. Как называется экологическая неправительственная организация?

Ответ. Гринпис (Зеленый мир) - международная неправительственная организация, созданная в 1971 году с целью сохранения природной среды Земли от разрушения. Основные цели: привлечение широкой общественности к вопросам охраны окружающей среды. Содержится на средства из частных источников, имеет отделение в Москве.

А ТЕПЕРЬ БОЛЕЕ СЛОЖНЫЕ ВОПРОСЫ

Вопрос 1. В чем отличие неправительственных организаций от правительственных?

Ответ. Различие между правительственными и неправительственными организациями лежит в их правовой основе. Межправительственные организации учреждаются субъектами международного права, неправительственные - субъектами национального права.

Неправительственные организации - организация, учрежденная частными лицами и/или другими общественными (некоммерческими) организациями без участия официальных (правительственных) институтов и осуществляющая свою деятельность на основании устава и на собственные средства.

Вопрос 2. Содружество Независимых Государств является регионом или международной организацией? Почему?

Ответ. Содружество Независимых Государств (СНГ) - региональная международная организация (международный договор), призванная регулировать отношения сотрудничества между странами, ранее входившими в состав СССР. СНГ не является надгосударственным образованием и функционирует на добровольной основе.

Азербайджан

Белоруссия

Казахстан

Киргизия

Молдавия

Таджикистан

Туркмения

Узбекистан

Вопрос 3. Почему количество регионов в различных частях света неодинаково?

Ответ. Это вызвано рядом взаимосвязанных факторов: природными, историческими, демографическими и социально-экономическими.

Природные. Являлись определяющими в расселении людей до перехода человечества к земледелию и животноводству. Из наиболее важных здесь можно выделить абсолютную высоту, рельеф, климат, наличие водных объектов, природную зональность как комплексный фактор.

Исторические. Исторически сложилось так, что большая часть населения проживает в Азии. В настоящее время в этой части света насчитывается более 3,8 млрд. человек (2003 г.), что составляет свыше 60,6% населения нашей планеты. Практически сравнялись по численности населения Америка и Африка (приблизительно по 860 млн. человек, или по 13,7%), существенно отстают от остальных Австралия с Океанией (32 млн. человек, 0,5% от численности населения мира.

Демографические. В Азии в основном находится большинство стран, имеющих самую большую численность населения. Среди них по этому показателю уже давно лидером является Китай (1289млн. человек, 2003 г.), далее идут Индия (1069 млн. чел.), США (291,5 млн.чел.), Индонезия (220,5 млн. чел.). Население свыше 100 млн. человек имеют еще семь государств: Бразилия (176,5 млн. чел.), Пакистан (149,1 млн. чел.),Бангладеш (146,7 млн. чел.), Россия (144,5 млн. чел.), Нигерия (133,8 млн.чел.), Япония (127,5 млн. чел.) и Мексика (104,9 млн. чел.). В то же время население Гренады, Доминики, Тонга, Кирибати, Маршалловых островов составляет всего было 0,1 млн. человек.

Социально-экономические. Эти факторы непосредственно связаны с развитием человеческой цивилизации и их влияние на размещение населения усиливалось по мере развития производительных сил. Несмотря на то, что человеческое общество никогда в полной мере не приобретет независимость от природы, в настоящее время именно факторы, относящиеся к этой группе, являются определяющими в формировании системы расселения Земли. К ним относится освоение новых территорий, разработка природных ресурсов, сооружение различных хозяйственных объектов, миграции населения и др.

Вопрос 4. Какова цель создания экономических международных организаций?

Ответ. Международные экономические организации - это объединения государств или их отдельных органов управления, направленные на сотрудничество в сфере торговли, финансов и экономической деятельности. Данные структуры можно классифицировать, исходя из различных признаков их деятельности. По территориальному охвату международные экономические организации разделяют на всемирные и региональные. Пример всемирной организации - Международная торговая палата, а региональной - АСЕАН (Юго-Восточная Азия).

Основные цели международных экономических организаций - содействие развитию экономики их членов, а также унификация общих норм регулирования отношений. Решения одних из них носят для членов обязательный характер, а других - рекомендационный. В настоящее время существует довольно разветвленная система международных экономических организаций. Данные структуры активно взаимодействуют между собой, влияя как на мировую экономику, так и на политику.

Вопрос 5. Почему одна и та же страна может входить в состав разных международных организаций?

Ответ. Одна страна может входить в состав различных организаций, поскольку цели организаций различны. Вхождение в состав организаций расширяет интеграционные связи с другими государствами. Это позволяет решать вопросы безопасности, выхода на международные рынки, обеспечивает транспортные коридоры и пр.

ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ

Вопрос 1. Составьте схему классификации историко-географических регионов мира.

Вопрос 2. Обозначьте на контурной карте историко-географические регионы мира, перечисленные в тексте параграфа.

Вопрос 3. Используя дополнительные источники информации, составьте список стран, входящих в состав ЕС, НАТО. Выпишите те государства, которые одновременно являются участниками обеих международных организаций.

Вопрос 4. Определите города, в которых расположены штаб-квартиры международных организаций, перечисленных в тексте параграфа. Для выполнения работы используйте официальные сайты данных организаций. Результаты работы оформите в виде таблицы.

Итоговые задания по теме раздела (задания выполняются в тетради)

1. Территориальными водами является

А – 12-мильная зона

2. Вторым названием колониального этапа формирования политической карты является

Б – средневековый

3. К какому этапу формирования политической карты относится образо¬вание и распад СССР?

Г – новейший

4. Какая из перечисленных стран входит в состав Западной Европы?

А – Нидерланды

5. Штаб-квартира ООН расположена в

В – Нью-Йорке

6. Выберите страны мира, появившиеся на политической карте в XXI в. Ответ запишите в виде последовательности букв в алфавитном порядке.

Б, Д, Е – Восточный Тимор, Южный Судан, Абхазия

7. Какие из перечисленных стран входят в состав Латинской Америки? Ответ запишите в виде последовательности букв в алфавитном порядке.

А, Б, Г – Аргентина, Парагвай, Чили

8. Расставьте регионы мира в порядке возрастания количества входящих в них стран, начиная с региона с наименьшим значением указанного показателя.

Б, В, Г, А, Д – Африка, Азия, Америка, Европа, Австралия и Окания

9. Установите соответствие между регионом и государством, входящим в его состав.

1-Б, 2-Г, 3-В, 4-А

10. Установите соответствие между аббревиатурой международной правительственной организации и ее полным названием.

1-В, 2-Г, 3-А, 4-Б.


Source: resheba.com


Среди государств и территорий мира наблюдаются природные, хозяйственные, этнические и другие отличия. К тому же, тяжело охватить всю полноту и многогранность общественной и хозяйственной жизни планеты одним взглядом. Поэтому для изучения экономической и социальной географии мира выделяют более- менее однородные историко-географические регионы (рис. 7).
Наиболее крупные регионы - это части света. В пределах частей света выделяют меньшие регионы, имеющие определенное географическое единство и общность исторической судьбы. В Европе, например, традиционно выделяют Западную, Центральную и Восточную Европу. Страны Западной Европы за послевоенные годы сформировались в устойчивое политическое единство. Центральная Европа сейчас - группа стран постсоциалистической переходной экономики, охватывающая бывшие социалистические страны Европы и молодые независимые государства, которые ранее были республиками в составе СССР (Эстония, Латвия, Литва, Беларусь, Украина, Молдова). Восточная Европа - это европейская часть России.
Азию подразделяют на Северную (Сибирь и Дальний Восток), Восточную, Юго-Восточную, Южную, Юго-Западную (или Средний Восток) и Центральную. Территории Юго-Западной, Южной и Юго-Восточной Азии давно сложились и каждая охватывает страны, тяготеющие к соответствующим географическим регионам. К Северной Азии относится азиатская часть России. В Восточную Азию входят территории Японии, КНДР, Республики Корея, Китая, Монголии, хотя с точки зрения физической географии и истории Монголия и Западный Китай - это Центральная Азия. В настоящее время к Центральной Азии относят также Казахстан, Узбекистан, Киргизстан, Таджикистан и Туркменистан.
В Америке выделяют Англо-Америку (США и Канада) и Латинскую Америку, в состав которой входят страны материка Южная Америка, Центральной Америки и Вест-Индии.
Африка - это страны материка Африка. К Австралии и Океании относятся материк Австралия и все островные государства и территории в Тихом океане.
Историко-географические регионы мира имеют различный уровень внутреннего единства. Если Западная Европа объединяет

Рис. 7. Части света, историко-географические регионы

довольно однородные в политическом и хозяйственном отношении страны, то, например, Юго-Западная Азия - на сегодняшний день все еще поле политического противостояния. Африка же представляет собой конгломерат из экономически мало связанных между собой стран.
Уровень внутреннего единства регионов чрезвычайно зависит и от природных особенностей (наличие равнин, комфортность климатических условий, транспортная доступность и т. п.), и от общности исторической судьбы, однако главным является уровень сформированности региональных рынков, активный обмен товарами и ресурсами, рабочей силой, разнообразными услугами.
Европа. В этой части света насчитывается 45 независимых государств (включая Россию) и одна колония. Общая площадь Европы - почти 10 млн км2, население - более 700 млн человек (табл. 1). Граница между Европой и Азией легко прослеживается на физической карте, но довольно условно воспринимается на политической карте мира. Ведь Россию, Турцию, страны Закавказья и даже Казахстан, большая часть территорий которых находится в Азии, обычно рассматривают в контексте европейских проблем.
Таблица 1
Площадь и население основных регионов мира, 2001 г.


Регион

Площадь

Население

млн км2

%

млн чел.

%

Весь мир

135,8

100,0

6134

100,0

Еаропа (вместе с европейской частью России)

9,7

7,2

725

11,8

Западная Европа Центральная Европа (бывшие социалистические страны Европы

3,7

2,7

390

6,3

и бывшие республики СССР)

2,0

1,4

195

3,2

Азия (вместе с азиатской частью России)

44,8

33,0

3721

60,6

Юго-Западная Азия
(вместе со странами Закавказья)

7,0

5,8

277

4,5

Центральная Азия

4,0

3,0

60

1,0

Южная Азия

4,5

3,3

1345

21,9

Юго-Восточная Азия

4,5

3,3

529

8,6

Восточная Азия

11,8

8,7

1480

24,2

Америка

42,1

30,9

844

13,8

Англо-Америка

21,5

15,8

316

5,1

Латинская Америка

20,5

15,1

538

8,7

Африка

30,3

22,3

813

13,3

Австралия и Океания

8,5

6,4

31

0,5

Наиболее значительное влияние на экономические и политические процессы в Западной Европе имеют два межгосударственные образования: Европейский Союз (ЕС) и военно-политический блок НАТО (Североатлантический военный пакт). В свое время организация НАТО была создана для обороны стран Европы и зоны Атлантики. Этому блоку противостояла военно-политическая группировка социалистических стран - Варшавский пакт. После ликвидации военного противостояния в регионе большинство стран Центральной Европы пошли по пути сотрудничества с НАТО. Польша, Чехия, Венгрия вошли в НАТО. Их примеру последовали Эстония, Латвия, Литва, Словакия, Словения, Румыния, Болгария. Остальные страны изъявляют желание сотрудничать в рамках программы «Партнерство ради мира», принятой в 1994 г. Из стран - бывших республик СССР первыми к этой программе присоединились страны Балтии (Литва, Латвия, Эстония) и Украина. Важное значение имеет интеграционное образование стран Центральноевропейской инициативы (ЦЕИ), созданное с целью оказания помощи постсоциалистическим странам в их интеграции в европейские структуры. Украина была принята в эту группировку в 1996 г.
Азия - самая большая по площади (более 44 млн км2) и населению (более 3,6 млрд человек) часть света. В ней 50 государств и стран, фактически или юридически самостоятельных, и одна зависимая территория.
Страны и народы Азии с их традициями культуры и философией - феномен, определяющий понятие «Восток», в отличие от понятия «Запад», за которым стоят страны, народы и традиции Европы. Именно в этой части света возникли древние цивилизации, из глубин ее территории накатывались на Европу волны миграций, после которых возникали новые народы, именно в Азии зародились основные мировые религии - буддизм, христианство, ислам. На территории Азии возникли первые древние города. Уже тысячелетия существуют государственные образования на территориях Восточной, Южной, Юго-Западной и Центральной Азии.
Для современной Азии характерны большие различия в уровнях развития стран и дифференциация региональных проблем. Каждый регион Азии - свой клубок проблем. Традиционно наиболее остры проблемы Среднего Востока (Юго-Западная Азия). Однако в последнее время к ним прибавились проблемы прилегающих к этому региону стран Закавказья и Центральной Азии.
Из интеграционных образований Азии действенным является лишь АСЕАН - экономическое и политическое объединение стран Юго-Восточной Азии, тесно связанное с капиталом Японии и США.
В арабских странах Азии и Северной Африки пользуется авторитетом Лига арабских государств, охватывающая 20 государств. При Лиге созданы Экономический совет, Совет совместной обороны, различные специализированные комитеты.

Америка. На территории Северной, Центральной и Южной Америки расположены 35 независимых государств и 15 колоний. Этот регион иногда называют Новым Светом в отличие от Старого Света, каковым является Евразия. Потомки коренных жителей в настоящее время составляют сравнительно небольшую часть населения. Современная этническая реальность стала фактически продуктом последних столетий и создавалась переселенцами и потомками переселенцев из Европы и других частей света.
В Америке формируется несколько интеграционных образований, главными из которых являются Организация американских государств, НАФТА (Североамериканский договор о свободной торговле между США, Канадой и Мексикой), интеграционная группировка МЕРКОСУР.
Африка - материк молодых независимых развивающихся государств. В настоящее время здесь насчитывается 54 суверенных государства и 3 зависимые территории. Наиболее влиятельной международной организацией региона является Африканский Союз, членами которого стали почти все государства материка. При Африканском Союзе действуют специализированные экономические и политические комиссии.
Австралия и Океания. На огромных просторах Тихого океана сформировалось 14 независимых государств. Среди них - высокоразвитые Австралия, занимающая целый материк, Новая Зеландия и еще 12 молодых независимых государств, расположенных на архипелагах и отдельных островах. Еще 16 групп островов и архипелагов - колонии и подопечные территории США, Австралии, Новой Зеландии и других государств. В экономическом отношении эти страны все больше приобщаются к интеграционным процессам Азиатско-Тихоокеанского региона.
Вопросы и задания
1. Чем отличаются регионы в физической географии от регионов в политической или экономической географии?
2. По каким признакам выделяют большие историко-географические регионы мира? Назовите и покажите на карте страны: а) Северной Европы (включая страны Балтии); б) причерноморской зоны; в) Средиземноморья (включая территории Европы, Азии и Африки); г) Балканского полуострова; д) зоны Персидского залива; е) Центральной Азии; ж) Карибского бассейна; з) Индокитая; и) Вест-Индии.
Выводы
В мире различают три вида территорий: суверенные государства, зависимые страны, а также воды открытого моря и Антарктиду. Воды открытого моря и Антарктида принадлежат всему человечеству. Государства по формам политико-территориальной организации подразделяют на унитарные

и сложные (конфедерации, федерации, унии), а по форме государственного правления - на республики и конституционные или абсолютные монархии. Основные типы политических режимов в государствах - демократический, авторитарный, тоталитарный.
В мире сложилось несколько типов стран, заметно отличающихся уровнями экономического развития, особенностями структуры хозяйства, уровнем сформированности организационно-управленческих, функционально-хозяйственных и территориально-хозяйственных структур. На основе развития двусторонних и многосторонних политических отношений суверенных государств формируется постоянный механизм внешнеполитических связей стран мира.
На планете выделяют несколько больших историко-географических регионов. В Европе это - Западная, Центральная и Восточная Европа, в Азии - Юго-Западная Азия (или Средний Восток), Южная, Юго-Восточная, Восточная, Центральная и Северная Азия, в Америке - Англо-Америка и Латинская Америка; регион Африки - это страны материка Африка На материке Австралия и в Океании расположены Австралийский Союз и островные страны Тихого океана.