5.2 род и число имен прилагательных 1ч. Тема:«Число и род имен прилагательных

  • Дата: 26.09.2019

Тема. Род и число имён прилагательных.

Цель: актуализировать знания о взаимосвязи имён прилагательных и имён существительных, об изменении имён прилагательных по родам и числам.

УУД.

Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; смысловое чтение; анализ объектов с целью выделения их признаков.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Регулятивные: постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала.

Ход урока.

I. Организационный момент урока.

II. Актуализация опорных знаний.

1. Словарная работа (запись у доски с комментированием, объяснение орфограмм).

Жить в деревне, лежать в кровати, писать в тетради, варить в кастрюле.

Какие орфограммы повторили?

2. Комментированное письмо.

В зимнем лесу трещат от холодов деревья.

Сделать синтаксический разбор предложения.

3. Разбор слова по составу: холодов.

4. Отгадайте загадки. Запишите отгадки.

*Все меня топчут, а я всё лучше. (Тропинка.)

*Невзрачен, кругл и невелик,

У дверей он жить привык.

Чуть нажмёшь - подымет крик.

Все поймут его язык. (Звонок.)

Межи деревянные,

А поля стеклянные. (Окно.)

- Какая орфограмма объединяет эти слова? (Безударный гласный в корне, проверяемый ударением.)

- Какие буквы вы написали на месте безударных гласных? Назовите проверочные слова.

III. Самоопределение к деятельности.

Подберите к каждому слову-отгадке по имени прилагательному. Запишите словосочетания, поставив вопрос от существительного к прилагательному. Выделите окончания имён прилагательных.

Лесная тропинка, электрический звонок, деревянное окно.

Какие окончания имеют имена прилагательные, отвечающие на вопросы какая? какой? какое?

- Какого они рода? Как вы это определили?

Сформулируйте задачи урока.

(Вспомнить, как связаны существительное и прилагательное, поупражняться в определении рода и числа имён прилагательных, отработать умения выделять окончания имён прилагательных, соотносить род, число имён прилагательных и их окончания.)

IV. Работа по теме урока.

Можно ли определить род имён прилагательных во множественном числе? (Нет, род имён прилагательных определяется только в единственном числе.)

Маленький страус из стран очень жарких

Сбежал, чтоб пожить в небольшом зоопарке.

Но его не обидели, честное слово,

ДобрЫЕ дяденьки рода мужского.

Гулять выводили в любую погоду

ДобрЫЕ тётеньки женского рода.

Страус письмо своей маме послал.

«ДобрЫЕ очень!..» - он в нём написал.

Дивится мама страуса, в письмо такое глядя,

Не знает, кто же добрЫЕ: тёти или дяди.

Как же мог бедный страус забыть:

У прилагательных во множественном числе

Род нельзя определить!

Физкультминутка

V. Закрепление изученного материала.

1. Работа по учебнику.

Упр. 11 стр. 8

Прочитайте задание.

Определите род и число прилагательных.

(Все прилагательные в единственном числе. Вопрос какая? и окончания -ая, -яя - показатели женского рода. Вопрос какой? и окончания - ой, -ый, -ий - показатели мужского рода. Вопрос какое? и окончания

Ое , -ее - показатели среднего рода.)

Приведите примеры таких прилагательных. Составьте с ними словосочетания, запишите.

Жёлтенький цыплёнок, сероватая птичка, безлунная ночь, лучистый взгляд, ароматное варенье, звериные следы, глиняная посуда, кожаный ремень, гладкий стол, красивая кофточка, заморские угощения, доверчивый мальчик, автомобильный руль.

Упр. 12 стр. 8.

Упр. 8, 9, 10 (устно).

2. Словарная работа: семена, электричество, электрический, электростанция, электровоз - составить с ними предложения.

VI. Рефлексия.

Тест «Проверь себя».

1. Укажи имя прилагательное.

А) утеплять;
Б) теплый;

В) тепло.

2. Выбери подходящее окончание к данному имени прилагательному: зимн... утро.

А) - ие;
Б) - ее;

В)- яя.

3. Укажи прилагательное, противоположное по значению данному.

Зелёная нить тонкая, а красная....

А) гладкая;
Б) короткая;

В) толстая.

4. Род и число имени прилагательного зависит от:

А) имени существительного;
Б) глагола;

В) местоимения.

5. Выберите верное утверждение:

А) В предложении имя прилагательное чаще всего бывает подлежащим;
Б) В предложении имя прилагательное чаще всего бывает сказуемым.

В) В предложении имя прилагательное чаще всего бывает второстепенным
членом предложения;

VII. Подведение итогов урока

Что мы повторили сегодня на уроке?

За что вы можете похвалить себя?

Что осталось для вас непонятным?

VIII. Домашнее задание (упр. 13 стр. 9).

Дополнительный материал.

Карточка № 1.

Допишите окончания прилагательных.

Пушист… варежка.

Тёпл… одеяло.

Син.. кофта.

Лёгк… ткань.

Ранн… картофель.

Сочн… яблоко.

Откроем тайну вариантов окончаний -ые, ие. Для этого надо определить, на какой звук оканчивается основа имени прилагательного. Основа - это часть слова без окончания.

Дороги весёлые, печальные,

То ближние, то дальние,

И лёгкие, и торные,

Извилистые, горные. (С. Михалков)

(Торные - значит гладкие, ровные)

В словах весёлые, печальные, торные, извилистые, горные основа оканчивается на твёрдый звук л , н , т .

В словах ближние, дальние, лёгкие основа оканчивается на мягкий согласный звук н ", к " .

Если основа имени прилагательного оканчивается на твёрдый звук, пишется окончание: ые.

Если же основа оканчивается на мягкий звук, окончание другое: ие.

Есть слова-исключения. Найдём их в загадках.

Летом в огороде свежие , зелёные , а зимою в бочке солёные . (Огурцы)

Когда она заглянет в сад,

Прозрачней станет виноград,

Большие яблоки - красней,

А груши поздние - вкусней. (Осень) (И. Кульская)

Свежие , большие , зелёные , солёные - основа оканчивается на твёрдый согласный, но жи-ши пиши с буквой И, поэтому пишется окончание -ие.

Поздние - основа оканчивается на мягкий согласный, окончание -ие. Ещё орфограмма непроизносимый согласный звук, проверочное слово опоздать.

Выберем имена прилагательные и запишем, выполняя команды имён существительных.

Райские птицы.

Перья птиц … , …. , …., ….. По форме они…. : одни - …, другие - …. с кисточками на крыльях, третьи - …. Ноги …. и …., ведь живут они на деревьях. …. птицы!

Справочное бюро: жёлтый, оранжевый, зелёный, чёрный, необычный, широкий, узкий, пушистый, сильный, цепкий, сказочный. (см. Рис. 2)

Райские птицы.

Перья птиц (какие?) жёлтые , оранжевые , зелёные , чёрные . По форме они (какие?) необычные : одни - широкие , другие - узкие с кисточками на крыльях, третьи - пушистые . Ноги (какие?) сильные и цепкие , ведь живут они на деревьях. Сказочные птицы!

Люди, любуясь красотой райских птиц, нередко удивляются их карканью. А ничего удивительного нет: эти птицы - близкие родственники нашей обыкновенной вороны.

Какие имена существительные можно употребить с прилагательным вкусные ?

вермишель

апельсин

Вкусные апельсины, кабачки, конфеты, огурцы, пироги, салаты.

Имена существительные из первого столбика не изменяются по числам. Имена существительные хлеб, масло, молоко, повидло, шоколад, вермишель имеют форму единственного числа.

Потешники.

В далёк… времена на Руси жили весёл… люди - потешники. Праздники, народн… гулянья не обходились без этих людей. Скоморохи устраивали кукольн… представления прямо на улицах. Дружн… ватаги можно было увидеть в сёлах и городах. Потешники несли шары разноцветн… да ящички резн…, рядом шли ряжен… козы да медведи на цепях. Музыканты несли свои музыкальн… инструменты. (По И. Никитиной)

Во времена какие? далёкие, -ие, люди какие? весёлые, -ые, гулянья какие? народные, -ые, представления какие? кукольные, -ые, ватаги (это шумные толпы) какие? дружные, -ые, шары какие? разноцветные, -ые, ящички какие? резные, -ые, козы какие? ряженые, -ые, инструменты какие? музыкальные.

Матрёшка.

Матрёшка - это (деревянный) кукла. (Русский) мастера наделили матрёшек красотой. У матрёшки (румяный) лицо, (синий) глаза, (алый) губки, (соболиный) брови. (Нарядный) шаль и (яркий) платье дополняют красоту игрушки. (Русский) матрёшка - (лучший) подарок.

Кукла (она) какая? деревянная, ед.ч., ж.р.

Мастера какие? русские, мн.ч.

Лицо (оно) какое? румяное, ед.ч.,ср.р.

Глаза какие? синие, мн.ч.

Губки какие? алые, мн.ч.

Брови какие? соболиные, мн.ч.

Шаль (она) какая? нарядная, ед.ч., ж.р.

Платье (оно) какое? яркое, ед.ч., ср.р.

Матрёшка (она) какая? русская, ед.ч., ж.р.

Подарок (он) какой? лучший, ед.ч., м.р.

Матрёшка.

Матрёшка - это деревянная кукла. Русские мастера наделили матрёшек красотой. У матрёшки румяное лицо, синие глаза, алые губки, соболиные брови. Нарядная шаль и яркое платье дополняют красоту игрушки. Русская матрёшка - лучший подарок.

Поставьте имена прилагательные в нужную форму. Определите число прилагательных и род в единственном числе.

Тундра летом.

Многокрасочна летн… тундра. На талой воде пёстр… птицы. На кочках ярк… цветы. Лениво лежат сыт… олени. Их ветвист… рога на золотом закате как сказочн… костяной лес. И кругом бесконечн… тишина. (По Н.Сладкову)

Тундра летом.

Многокрасочна летняя (какая?) тундра (ж.р.ед.ч.). На талой воде пёстрые (какие?) птицы (мн.ч.). На кочках яркие (какие?) цветы (мн.ч.). Лениво лежат сытые (какие?) олени (мн.ч.). Их ветвистые (какие?) рога (мн.ч.) на золотом закате как сказочный (какой?) костяной лес (м.р.ед.ч.). И кругом бесконечная (какая?) тишина. (ж.р.ед.ч.) (По Н.Сладкову)

На уроке вы узнали, что у имени прилагательного во множественном числе команда всегда одна - какие? Имя прилагательное, подчиняясь этой команде, употребляется во множественном числе. У имён прилагательных во множественном числе род не различается, так как окончания всегда одинаковые: -ые или ие.

  1. М.С.Соловейчик, Н. С. Кузьменко «К тайнам нашего языка» Русский язык: Учебник. 3 класс: в 2-х частях. Смоленск: Ассоциация XXI век, 2010 год.
  2. М.С.Соловейчик, Н. С. Кузьменко «К тайнам нашего языка» Русский язык: Рабочая тетрадь. 3 класс: в 3-х частях. Смоленск: Ассоциация XXI век, 2010 год.
  3. Т. В. Корешкова Тестовые задания по русскому языку. 3 класс: в 2-х частях. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011 год.
  4. Т. В. Корешкова Потренируйся! Тетрадь для самостоятельной работы по русскому языку для 3 кл.: в 2-х частях. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011 год.
  5. Л.В.Машевская, Л.В. Данбицкая Творческие задачи по русскому языку. - СПб.: КАРО, 2003
  6. Г.Т Дьячкова Олимпиадные задания по русскому язык. 3-4 классы. - Волгоград: Учитель, 2008
  1. School-collection.edu.ru ().
  2. School-collection.edu.ru ().
  3. Фестиваль педагогических идей "Открытый урок" ().
  • Вставь буквы. Догадайся, по какому признаку объединены слова. Найди «лишнее» сочетание слов.

быстр… реки

далёк… горы

душист… ландыши

могуч… сосны

редк… лес

осенн…грибы

  • Напиши словосочетания во множественном числе.

Дружный коллектив - …

Дружная семья - …

Дружное звено - …

Городской парк - …

Городская площадь - …

Городское здание - …

  • Решите орфографические задачи в окончаниях имён прилагательных.

Прогулка Чука и Гека.

Дети шли к роднику по узк… тропинке. Над ними сияло холодн… голубое небо. Как сказочн… замки, поднимались к небу высок… утёсы. В морозн…. тишине резко стрекотали любопытн… сороки. Между кедровых ветвей прыгали сер… юрк… белки.

I . Мотивация учебной деятельности

Итак, друзья, внимание-

Ведь прозвенел звонок.

Садитесь поудобнее –

Начнём скорей урок.

II . Актуализация знаний.

1. Запись в тетради числа и классной работы.

2. Минутка чистописания: Пришла, улыбнулась – утихли метели. Позванивать стал колокольчик капели. Река пробудилась, растаяли льды, Наряд белоснежный надели сады.

Ребята, о каком времени года говорится в стихотворении (Слайд 1) - Какое сейчас время года? - Скажите, а какие признаки прихода весны вы знаете?

Назовите первый звук в слове «весна»?

Дайте характеристику этому звуку. (Согласный, звонкий, мягкий, парный, обозначается буквой «вэ»).

Сегодня в чистописании мы будем прописывать букву «в». Запишите, продолжив закономерность.

Вв в Ввв в Вввв …

Запишите слова и подчеркните орфограммы.

весна цветок трава весенний дерево

3. Повторение пройденного

Составьте предложения на тему «Весна», используя одно из слов.

На доске предложение нужно исправить ошибки : Напраталинке поевился первый голубенький цвиток. (Слайд 2)

Один ученик разбирает по членам предложения, второй по частям речи, третий определяет падеж существительных. (Оценивание)

III . Фиксация индивидуального затруднения. Построение проекта выхода из затруднения.

Вернемся к словам из чистописания.

Какое из них «лишнее»? (Весенний).

Что общего у оставшихся слов? (Имена существительные)

Почему вы так считаете?.

Определите род имён существительных. Что вам в этом поможет? (Имена существительные, которые можно заменить местоимениями он, - мужского рода, она – женского рода, оно – среднего рода).

Что получили? (Существительное мужского рода – цветок, существительные женского рода – весна, трава, существительное среднего рода – дерево).

Теперь посмотрим на «лишнее слово».

Можем ли мы определить род этого слова подставив местоимения он, она, оно? (Нет, не можем).

Почему? (Другая часть речи?)

Какая часть речи? (Имя прилагательное).

Как вы определили?

Могут ли имена прилагательные изменяться по родам? Сегодня мы попытаемся дать ответ на этот вопрос.

- Сформулируем тему нашего урока. (Слайд 3)

IV . Реализация построенного проекта. Открытие нового знания.

1. Работа с карточками.

В самом названии – имя прилагательное – уже содержит намёк на то, что слово должно к чему-то «прилагаться», присоединяться.

Посмотрите на слова, которые вы записали в тетрадь в начале урока.

Подумайте, с каким именем существительным будет сочетаться слово весенний? (Цветок).

Составьте это словосочетание. (Весенний цветок).

Попробуйте подобрать к словам трава и дерево формы от слова весенний.

Что получилось?

Следовательно, имя прилагательное (прилагается) зависит от имени существительного. Если имя существительное цветок мужского рода, то и имя прилагательное весенний будет тоже мужского рода. Продолжим составлять словосочетания сущ.+прил. и разложим их по родам (Оценивание) (Слайд4)

Карточки: звонкая капель, яркое солнце, белый подснежник , весенний цветок, весенняя трава, весеннее дерево, голубой ручей, тёмная проталинка, синее небо.

Физкультминутка

2.Работа в тетради

Запишите полученные словосочетания по родам, выделите окончания у прилагательных. Сверьте окончания с таблицей.(Сл. 5)

Попробуйте определить род имен прилагательных на доске. Сделайте вывод. (Прилагательные мн. ч) (Слайд 6)

V . Закрепление изученного материала 1. Знакомство с правилом в учебнике на странице 72.

2. Составление алгоритма. (Слайд 7) 3. Самостоятельная работа. Упр. 126 Взаимопроверка по образцу. (Оценивание) 4. Разноуровневый тест - Предлагаю вам небольшой тест на тему «Род имён прилагательных». Перед вами два теста. Тест 1– сложный, Тест 2 –простой. Результат оцениваться будет по выбранному тесту: если всё правильно, Тест 1 – на «5», Тест 2 – на «4». (Слайд 8) (Оценивание) 5. Работа с текстом на карточке. (Если останется время) - Озаглавить текст, записать заголовок. - Вставить пропущенные слова, определить род и число прилагательных. (Слайд 9) (Оценивание)

VI . Рефлексия

Наш урок приближается к завершению. - Понравился вам урок? Что нового узнали?

Почему прилагательные так называются? (Они прилагаются к именам существительным). - Как изменяются имена прилагательные? - Как определить род имени прилагательного? - Всегда ли можно определить род имени прилагательного?

Давайте оценим вашу работу.

VII . Домашнее задание.

Выучить правило на странице72, выполнить упражнение 128.