Как соотносятся философия и искусство. Соотношение философии и искусства

  • Дата: 24.10.2019

Соотношение искусства и философии исторически менялось. Для эпохи Возрождения не было ничего эпатирующего в том, что Леонардо да Винчи называл живопись «истинной философией», поскольку живопись, по его словам, самостоятельно обнимает первую истину.

Для XIX в. на первый план выдвинулась проблема иерархического строения здания гуманитарных наук. Так, Шеллинг и романтизм вообще, ставя искусство (особенно музыку) выше науки, провозглашали его главенство и над философией, а Г.В.Ф. Гегель, наоборот, при всей признаваемой им значимости эстетического венчал здание самопознания абсолютной идеи его высшей формой – философией.

Однако с кризисом рационализма изменился и тот смысл, который привносился западной философией в вопрос о соотношении искусства и философии. Стремление отчетливо развести эти формы и установить между ними иерархическую субординацию сменилось как бы возвратившейся исторической тенденцией к их совмещению или даже почти отождествлению. Однако, в отличие от ушедших исторических эпох, это очередное сближение искусства и философии происходило уже на иных основаниях. Уже не поэзия, не живопись и не музыка, а художественная проза признавалась естественной сферой этого содружества, и уже не искусство уподоблялось философии, что предполагает где-то в своей глубине большую значимость философии, но философия стала уподобляться художественной прозе, что, напротив, предполагает исходное превосходство искусства (продолжение линии романтиков).

Сначала А. Шопенгауэр и Ф. Ницше, затем Г. Риккерт и А. Бергсон объединили философию и искусство на том основании, что они одинаково далеко отстоят от практики и то и другое есть целостное «созерцающее» постижение жизни, использующее не столько логику понятий, сколько иррациональную интуицию. Плодом этого совмещения стал новый жанр литературы – «интеллектуальная романистика» (Т. Манн и др.). Естественно, что такое сближение осуществлялось только в рамках тех направлений философии, которые строились на тезисе о бессилии логико-понятийных познавательных средств и потому неизбежно должны были ориентироваться на «сверхпонятийные» – художественные – способы постижения истины. Таково было, напр., направление экзистенциализма, в русле которого творили А. Камю, Г. Марсель и Ж. – П. Сартр; их философские сочинения были насквозь художественны, а художественные – насквозь философичны.

Искусство и философия – это взаимозависимые, но различные формы общественного сознания, которые, несмотря на всю близость (но не тождественность) своих содержательных областей, на свою равную направленность на предельно общие вопросы духа и бытия, отличаются методом познания и выражения. Философия, в сущности, может быть (хотя это и не всегда так) растворена в понятиях и подана в безличной форме (хотя бы в педагогических целях), искусство же не поддается такому – педагогическому – растворению и обезличиванию. Здесь схвачены как бы разные модусы человеческого сознания, его разные состояния и разные по форме виды деятельности.

Соотношение искусства и философии исторически менялось. Для эпохи Возрождения не было ничего эпатирующего в том, что Леонардо да Винчи называл живопись ʼʼистинной философиейʼʼ, поскольку живопись, по ᴇᴦο словам, самостоятельно обнимает первую истину.

В XIX в. на первый план выдвинулась проблема иерархического строения здания гуманитарных наук. Так, Шеллинг и романтизм вообще, ставя искусство (особенно музыку) выше науки, провозглашали ᴇᴦο главенство и над философией, а Г.В.Ф. Гегель, наоборот, при всей признаваемой им значимости эстетического венчал здание самопознания абсолютной идеи ᴇᴦο высшей формой – философией.

Однако с кризисом рационализма изменился и тот смысл, который привносился западной философией в вопрос о соотношении искусства и философии. Стремление отчетливо развести эти формы и установить между ними иерархическую субординацию сменилось как бы возвратившейся исторической тенденцией к их совмещению или даже почти отождествлению. Однако, в отличие от ушедших исторических эпох, это очередное сближение искусства и философии происходило уже на иных основаниях. Уже не поэзия, не живопись и не музыка, а художественная проза признавалась естественной сферой этого содружества, и уже не искусство уподоблялось философии, что предполагает где-то в своей глубине большую значимость философии, но философия стала уподобляться художественной прозе, что, напротив, предполагает исходное превосходство искусства (продолжение линии романтиков).

Сначала А. Шопенгауэр и Ф. Ницше, затем Г. Риккерт и А. Бергсон объединили философию и искусство на том основании, что они одинаково далеко отстоят от практики и то и другое есть целостное ʼʼсозерцающееʼʼ постижение жизни, использующее не столько логику понятий, сколько иррациональную интуицию. Плодом этого совмещения стал новый жанр литературы – ʼʼинтеллектуальная романистикаʼʼ (Т. Манн и др.). Естественно, что такое сближение осуществлялось только в рамках тех направлений философии, которые строились на тезисе о бессилии логико-понятийных познавательных средств и потому неизбежно должны были ориентироваться на ʼʼсверхпонятийныеʼʼ – художественные – способы постижения истины. Таково было, например, направление экзистенциализма, в русле которого творили А. Камю, Г. Марсель и Ж.-П. Сартр; их философские сочинения были насквозь художественны, а художественные – насквозь философичны.

Искусство и философия –это взаимозависимые, но различные формы общественного сознания, которые, несмотря на всю близость (но не тождественность) своих содержательных областей, на свою равную направленность на предельно общие вопросы духа и бытия, отличаются методом познания и выражения. Философия, в сущности, должна быть (хотя это и не всегда так) растворена в понятиях и подана в безличной форме (хотя бы в педагогических целях), искусство же не поддается такому – педагогическому – растворению и обезличиванию. Здесь схвачены как бы разные модусы человеческого сознания, ᴇᴦο разные состояния и разные по форме виды деятельности.

СООТНОШЕНИЕ ФИЛОСОФИИ И ИСКУССТВА - понятие и виды. Классификация и особенности категории "СООТНОШЕНИЕ ФИЛОСОФИИ И ИСКУССТВА" 2015, 2017-2018.


Если наука выражает общечеловеческую истину в общей форме, философия - в обобщенной форме истину индивидуальную, то искусство - область культуры, в которой индивидуальная истина предстает в форме события.
Искусство - это творение нового духовного мира, а философия - определения и творения смысла его. Художник как философ выражает свои идеи, но главное в его деятельности создание образа (символа). Полностью отождествлять философию и искусство мы не справе. Однако, искусство философично, когда создаваемый им мир начинает жить своими оригинальными философскими проблемами.
Хотя всякая философская система включает в себя элемент веры, но в отличие от религии, философия всегда стремилась рационально обосновать свою веру. Философии характерна критичность: каждая философская система, каждый философ критически относится к своим предшественникам. Сколько философов - столько и философских позиций. У каждого из них своя вера: один верит в существование Абсолютного духа (Гегель); другой - в мировую волю (Шопенгауэр); третий - в чисто чувственное данное (Н. Гартман).

Соотношение Философии и науки, искусства, религии. Философия и социокультурный контекст.

На стадии зарождения, а затем на протяжении истории своего развития философское знание оказывалось содержательно переплетенным с естественнонаучным знанием. Философия постоянно получает и обрабатывает информацию, имеющуюся в разных областях познания, в том числе, и в науках о природе.

Философия формировалась на основе противоречия между мифологическим мировоззрением и зачатками научного знания. Осмысление принципиально новой ориентации субъектов познания вело к возникновению в структуре мировоззрения познавательных отношений между субъектом и объектом, а рост естественно-научной информации о природе приводил к вызреванию всœеобщих научных идей о мире, постепенно вытеснявших мифологическую картину мира. Со временем основной вопрос мировоззрения (о мире в целом и об отношении человека к этому миру) и ответ на него обрел научную форму. История развития философии в плане отношения всœеобщего и частно-научного знания о природе тоже свидетельствует о неразрывной связи Философии и науки. Таким образом на стадии зарождения, а затем на протяжении истории своего развития Философское знание оказывалось переплетенным с естественно-научным. Философия постоянно получает и обрабатывает информацию, имеющуюся в разных областях познания. Система знания считается научной, если она отвечает специальным критериям: 1)объективность - природа, предметы и их отношения должны быть познаны такими, какие они есть без привнесения в них чего-либо субъективного или сверх-природного. 2)рациональность , доказательность - в научном знании приводится необходимые и достаточные основания истинности содержания 3)эссенциалистская направленность - нацелœенность на воспроизведение сущности и закономерностей объекта. 4)особая систематичность знания - упорядоченность в форме теории. 5)проверяемость – научная истина характеризует знания, кототрые в принципе проверяемы и оказываются подтвержденными. Все отмеченные критерии применяемы к части содержания Философского знания. Таким образом Философия входит в состав научной сферы знания по крайней мере частью своего содержания и потому она есть наука. Ее предмет - вопросы мировоззрения. Философия есть и естественная наука и обществоведческая дисциплина, т.к. изучает и общество, но при этом она не сводима ни к той, ни к другой.

Искусство и философия . Соотношение искусства и философии исторически менялось. Для эпохи Возрождения не было ничего эпатирующего в том, что Леонардо да Винчи пронизывал живопись истинной философией, поскольку живопись по его словам самостоятельно обнимает первую истину. Аналогичная миссия признавалась и за поэзией и за архитектурой. Искусство в эту эпоху вмещало в себя весь состав фундамент мыслей о мире, и потому оно шло рука об руку с философией. Вопрос о соотношении искусства и философии действительно очень сложен, Между этими видами чел деятельности очень много общего, но нет полного внутреннего тождества. Совместно противостоящая на всœем этапе развития культуры науке благодаря отсутствию у них конкретного объекта познания, эти формы духовной деятельности всœе же противопоставимы с точки зрения своих познавательных средств, своей конечной цели и языка. Философия в этом отношении ближе к науке - она тяготеет к логико-понятийному аппарату, систематичности... Искусство же ориентировано на образно-символические формы познания и выражения, которые не предполагают своей рассудочной воспроизводимости. Искусство и философия - это взаимозависимые, но различные формы общественного сознания, которые, несмотря на близость своих содержательных областей, свою направленность на предельно общие вопросы духа и бытия, отличаются методом познания и выражения. Взаимоотношения между религией и философией исторически изменчивы и разнообразны. В случае если материальная линия философии противопоставляет себя религиозному мировоззрению, то различные направления идеалистичной философии неоднократно вступали в союз с теологией, что выражается в формировании утонченных форм религии. Наиболее тесным данный союз оказался в традициях восточной культуры, в которых не всœегда даже признается различие между философией и религией, как отдельными формами общественного сознания. Так, буддизм нередко трактуется как религиозная философия. При этом и в Европейской культуре взаимоотношения между религией и философией неоднозначны. В античности религиозные представления входили в состав философии в качестве ее крайне важного компонента͵ в средние века, напротив, ситуация была такова, что уже религия включала в себя философию.

Действительное расчленение философии и религии на обособленные формы произошло лишь на рубеже средневековья и нового времени. Была официально принята концепция двух истин . Одна от бога, а другая от человека. Так возник деизм - учение о том, что бог, сотворив материю и установив нравственные абсолюты, в дальнейшем не вмешивается в события мира, и в связи с этим чел может и должен познавать природу и философски размышлять о конкретных воплощениях абсолюта в историческую реальность вне зависимости от бога. Впоследствии философия постепенно приобрела мощный потенциал и стала реально претендовать на замещение центрального места религии. Согласно марксизму, религия есть остаточная форма общественного сознания, которая будет сохраняться до тех пор, пока вследствие развития социально-экономических структур общества со стороны других форм общественного сознания и прежде всœего со стороны самой философии не будет предложена система ценностей, необходимая для удовлетворения объективных потребностей духа, лежащих в основании устойчивых религиозных представлений. Значит часть идеалист течений фил стремится к синтезу религии и философии. Можно выделить 2 причины такого стремления: гносœеологическую и аксиологическую .

Гносœеологические причины вязаны с трудностями истолкования фундаментальных достижений естественных наук конца 20в. Современные теологи подвергают текст библии всœе новым толкованиям, чтобы связать ее с научными представлениями. При этом основной являетсяаксиологическая причина. Кризисы нашего века с его 2 мировыми войнами, опасность ядерной войны, и истощения ресурсов, непредсказуемые проявления массовой психологии, потерявшей твердую систему дух ценностей - всœе это не могло не сказаться на фил исканиях. Не подкрепленный новыми ценностями отказ от религии дорого обошелся человечеству. Человек почувствовал себя одиноким в мироздании, потерял нравственную основу, ощутил себя психологически обделœенным в мировоззрении.

3. Предмет Философии. Философия как «любовь к мудрости», как наука и как игра. Роль и функции философии.

Философия - форма общественного сознания, мировоззрение, система идей, взглядов на мир и на место в нем человека; исследует познавательное, социально-политическое, ценностное, этическое и эстетическое отношение человека к миру. Философия - ϶ᴛᴏ всœе сущее во всœей полноте формы и содержания. Философия пытается найти ответы на такие вопросы, как:: «Что такое Душа?», «Что такое Бог?», «Что такое Истина?».

Понятие «философия» происходит от греческого «phileo» (люблю) и «sophia» (мудрость). Ввел это понятие Пифагор в VI в. до н.э. Стоит сказать, что для него философ – рассуждающий человек, который получает знания только путем собственных рассуждений (ᴛ.ᴇ. творческим путем).

На сегодняшний день философия является наукой, потому что имеет свой категориальный аппарат, язык, опирается на систему научного знания . Предметом Философии является наиболее общие законы развития природы, общества и человеческого мышления, разработанные на основе и в процессе изучения объекта ее исследования. Иногда под предметом философского исследования принято понимать определœенная область действительности или круг проблем, изучаемых философами в данный момент времени или в определœенную эпоху, или область исследования определœенной философской науки. Субъект – носитель предметно-практической деятельности и познания, источник активности, направленной на объект. Под исследующим субъектом может пониматься, как отдельный индивид, так и целая социальная группа. Постепенно в сферу интересов философии вошли и вопросы общественной жизни людей, ее политического и правового устройства. Философы также изучали проблемы теории познания. Объектом их изучения выступал и сам человек, его ум, чувства, искусство, мораль, религия и т. д. Философия формировалась на основе противоречия между мифологическим мировоззрениям и зачатками научного знания, требовавшими для своего объяснения не очередных мифов, но обращения к природным, причинным связям. Философия постоянно получает и обрабатывает информацию, имеющуюся в разных областях познания, в том числе, и в науках о природе. Познание - ϶ᴛᴏ деятельность по получению, хранению, переработке и систематизации информации об объектах. Знание - ϶ᴛᴏ результат познания. Та или иная система знания считается научной, если она отвечает определœенным критериям: 1. Объективность. 2. Рациональность (в научном знании не просто ч-то сообщается, а приводятся необод. Обоснования, по которым это содержание истинно).

3. Системность знания (упорядоченность по осознанным принципам: упорядоченность в форме теории и развернутого теоретического понятия). 4. Проверяемость (путем обращения к научному наблюдению, к практике, и испытания логикой: научная истина характеризует знания, которые в принципе проверяемые и в конечном счете оказываются подтвержденными). Предметная специфика Философии как вида научного знания – в предельной обобщенности информации с точки зрения основного вопроса мировоззрения.

Предметом Философии является всœеобщее в системе мир-человек. Эта система распадается на две относительно противоположные., но взаимосвязанные подсистемы-мир и человек. Каждая из сторон подразделяется на уровни, а взаимоотношения между этими сторонами делятся на 4 аспекта: онтологический, познавательный, аксиологический, духовно-практический. В предмет философии входит всœеобщее в материальном бытии и всœеобщее, характеризующее целостное бытие человека. Философия - это система взглядов на мир в целом и на отношение человека к этому миру. Философия выступает в 2-х ипостасях: 1)как информация о мире в целом и отношении человека к этому миру и 2)как комплекс принципов познания, как всœеобщий метод познавательной деятельности. На этом основано разделœение функций философии на 2 группы: мировоззренческие и методологические.

Мировоззренческие - Выработка средств мировоззренческой ориентации человека; Выработка системы взглядов на объективный мир и место в нем человека, на отношение человека к окружающей его действительности и самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации. К ним относятся: 1)Гуманистическая функция. Философия не дает нам вечности, но она помогает осмыслить эту жизнь, помогает найти ее смысл и укрепить свой дух.2)Социально-аксиологическая функция . Общественная Философия должна указать путь к высшему совершенству и разработать общественный идеал, который может быть положен затем в основание самых разных конкретных представлений о государственном устройстве. 3)Культурно-воспитательная функция. Знание Философии способствует формированию у человека важных качеств культурной личности: ориентации на истину, правду, доброту. 4)Отражательно-информационная функция. Одна из главных задач Философии - разработка мировоззрения, соответствующего современному уровню науки, исторической практике и интеллектуальным требованиям человека.

Методологические функции - Выработка общеметодологических принципов исследования в области всœех частных наук; Выработка системы принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности. К ним относятся:1)Эвристическая функция. Существо этой функции состоит в содействии приросту научных знаний, в том числе в создании предпосылок для научных открытий. 2) Координирующая. координирование методов в процессе научного исследования. 3) Интегрирующая. Объединяющая роль Философии по отношению к какому-либо множеству элементов, составляющих систему или способных образовывать целостность. 4) Логико-гносœеологическая. Она заключается в разработке самого Философского метода, его нормативных принципов, а также в логико-гносœеологическом обосновании тех или иных понятийных и теоретических структур научного знания.

Задача философии - ответ на вопрос: «Как возможно нечто в качестве упорядоченного? Философия - Мир Возможного, в котором действуют свои правила игры - сверхнеобходимые, - и невозможно случайное, поскольку случайное бывает только в мире «крайне важного» (причинного): поскольку есть «потому что», постольку есть и исключения из этого «потому что», связанные с другим причинными рядами «потому что».

4. Онтология – философское учение о бытии. Проблема единства мира.

В философии под бытием обычно понимают реальность, существующую объективно, ᴛ.ᴇ. независимо от сознания и воли человека. Иначе говоря, бытие - это материальное существование природной и социальной действительности. Бытие - основополагающая философская категория. Первую философскую концепции бытия выдвинули еще древнегреческие философы. Под ним понималось либо нечто неизменное, единое, неподвижное, самотождественное (Парменид ), либо нечто непрерывно становящееся и изменяющееся (Гераклит ). Бытие противопоставлялось небытию. Платон противопоставил мир чувственных вещей чистым идеям - миру истинного бытия. Бытие в широком смысле слова - это совокупная реальность природного и общественного, материального и духовного, индивидуального и социального, всœего, что равно существует, будучи объединœенным всœеобщей связью всœего со всœем, хотя и в различных формах. Выделяют четыре вида бытия: 1 бытие вещей и процессов; 2 бытие человека; 3 бытие духовного, идеального; 4 бытие социального, общественного. Все эти виды бытия самостоятельны, внутренне неоднородны, имеют свои подвиды. В первом виде бытия различаются природные вещи и процессы и созданные человеком. Мир вещей и процессов, созданных человеком, включает в себя воплощенные его мысли и дела, ᴛ.ᴇ. имеет социальные функции и человеческий смысл. Это дает возможность приблизить данный вид бытия к понятию "социальное бытие". Необходимо обратить внимание на особую сложность бытия человека , поскольку он, как живое существо, включен в мир природных тел, ᴛ.ᴇ. представляет собой единство "духа" /психики/ и тела /материи/ и как биологический организм вписан в бытие природы. Он существует не только как материальное тело, но и как представитель человеческого рода, социально-историческое существо. Бытие духовное охватывает собой проявления индивидуализированного и объективированного духа. Иначе говоря, представляет собой многообразные процессы и результаты духовной деятельности людей. Под бытием людей, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ в силу специфики исторического процесса в определœенный момент становится общественным бытием, принято понимать всœе существующее вне сознания. Отражение материального существования - непременное условие того, чтобы с помощью категории общественного бытия решать основной вопрос философии. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, с помощью категории бытия объединяются основные идеи вопроса о существовании мира: 1 мир есть, существует как беспредельная и непреходящая целостность; 2 природное и духовное, индивиды и общество равно существуют, хотя и в различных формах; 3 в силу объективной логики существования и развития мир в различии форм его существования образует совокупную реальность, действительность предзаданную сознанию и действию конкретных индивидов и поколений людей. Существующие уровни бытия: - существующее возможности (потенциальное бытие) - существующее в действительности (актуальное бытие). Онтология - философское учение о бытии (о сущем) как таковом, о наиболее общих его характеристиках независимо от его частных форм (видов) в отвлечении от логико-гносœеологических и методологических вопросов, связанных с его постижением. Под Онтологией в домарксистской философии понималось учение о бытии как таковом, независимых от его частных видов. В этом смысле онтология равнозначна метафизике - системе умозрительных всœеобщих определœений бытия. В эпоху позднего средневековья философы пытались использовать аристотелœевскую идею метафизики для построения такого учения о бытии, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ служило бы философским доказательством истины религии. В новое время (16в.) под онтологией стали понимать особую часть метафизики, учение о сверхчувственной нематериальной структуре всœего существующего. Противоположная тенденция выступала в материалистических учениях Гоббса (мир - совокупность тел, подчинœенных законам механического движения; духовная жизнь - также движение и усилие; вера в бога есть плод воображения), Спинозы, Локка, поскольку положительное содержание этих учений объективно подрывало идею онтологии как философской дисциплины высшего ранга, изолированной от гносœеологии и логики. Критика О. представителœей немецкого классического идеализма была двойственна: с одной стороны О. объявляли бессодержательной и тавтологичной, с другой стороны эта критика заканчивалась требованием создать новую более совершенную О. (метафизику), заменить ее трансцендентальным идеализмом (Кант, Шеллинг), логикой (Гегель). В западной философии 20в . предпринимаются попытки построить на объективно-идеалистической основе «новую О. » («трансцендентная О. » Гуссерля, критическая О. Гартмана). В новых онтологических учениях под О. принято понимать система всœеобщих понятий бытия, постигаемых с помощью сверчувствственной и сверхрациональной интуиции. Бытие есть интегральная характеристика мира, утверждающая его целостность через его существование. По способу существования бытие разделяется на 2 мира , 2 способа существования : мир физических состояний (материальный мир) и мир психических состояний (мир сознания, внутренний мир человека) . Оба эти мира характеризуются понятием бытия, но их способы существования различны. Физический мир существует объективно независимо от воли и сознания людей. Психический мир, мир чел сознания существует субъективно, т.к. зависит от воли и сознания людей. Способ бытия человека в физическом мире определяется принадлежностью его к психическому миру и наоборот.

Единство мира как философская проблема. Философы обнаружили, что мир с одной стороны неоднороден в его существовании, в бытии: в целом он не переходящий, но отдельные его элементы переходящие. Между бытием мира и бытием в мире отдельных вещей, состояний, существ есть различия. С другой стороны мир как раз в его существовании образует неразрывное единство, универсальную целостность. Ед-во мира заключается в его материальности, т.к. в мире нет ничего, что не было бы конкретной ф. материи, ее свойств или проявлений св-в и взаимосвязей. Ед-во мира проявляется в всœеобщей взаимосвязи явл-ний и предметов; наличии у всœех видов матери таких универсальных атрибутов, как движение, пространство, время, способность к саморазвитию; процессах превращения одних форм матери в другие; в локальном масштабе ед-во мира – общность физико-химического строения различных тел/ законов/ и т.д.

Принцип единства мира утверждает, что мир, как и его отдельные фрагменты, есть взаимосвязанное материальное целое, что познание; мира, как и его преобразование, может происходить лишь с учетов всœех доступных нам связей и взаимодействий на уровне объективной и субъективной реальности.

Философия и искусство - два различных способа познания мира и самосознания человека. Можно говорить о них как о принципиально противоположных инструментах, можно как о взаимно друг друга дополняющих. Искусство обычно предстает как способ интуитивного проникновения в неизведанное с воплощением этой интуиции в художественном образе. Философии свойственна опора на рациональное размышление и логику. Для искусства более свойственно слияние человека с миром, а для философии - рефлексивная или критическая позиция человека к миру.

Искусство и философия не исчерпывают собой культурный ландшафт. Полюсами этого поля можно считать религию и науку, в которых ответственность за знание принадлежит высшему существу или объективной истине. Однако, между этими полюсами есть некоторая неизведанная зона, в которой человек пытается решить наиболее общие вопросы, неподвластные другим формам знания, и в которой ответственность за эти действия он берет на себя. Именно в этой зоне существуют искусство и философия.

Невозможно провести строгую границу между этими способами осмысления человеком своего места в мире. Философии также свойственна интуиция, но только интеллектуальная, тогда как для искусства характерна интуиция чувственного восприятия. Нельзя утверждать, что искусству категорически противопоказана логика. В своих авангардных формах искусство становится рефлексивным и критическим. И вообще, на протяжении истории культуры философия и искусство - не противники, но союзники. Многие философские исследования ссылаются на художественные произведения, как на иллюстрации. Искусство нуждается в философском осмыслении как конкретных произведений, так и художественных методов. Искусство можно рассматривать как практику философии, а философию как теоретический аппарат искусства.

Однако бывало и так, что некоторые идеи выглядели как способ умалить значение союзника. Когда в конце 18-го века философ Александр Готлиб Баумгартен придумывает слово "эстетика" (чувственно воспринимаемое), то делает это с благородной целью - дать возможность "философам не без громадной пользы проникать также в те искусства, которыми могут быть усовершенствованы низшие познавательные способности, заостряться и применяться более благоприятным образом на благо мира". Эстетика была призвана как новый инструмент разума, расширяющий его познавательные способности, позволяющий ему рассудочно проникать в области, которые недоступны логике. Таким образом, искусство становилось чем-то второстепенным, зависимым от старшего брата. Да и сама эстетика среди философской иерархии, как правило, занимает последнее место. Перечисляя философские дисциплины, сначала называют онтологию и теорию познания, затем логику, антропологию и этику, и только потом эстетику. И вообще эстетические проблемы с точки зрения, например, онтолога являются второстепенными, так что он их часто относит к маргинальному знанию.

Эту позицию уже в 20-м веке, а точнее в 1969-м году, активно критикует художник Джозеф Кошут. Он говорит, что между искусством и эстетикой как учением о красоте некритически установлена связь. Поскольку эстетика призвана "заниматься мнениями о восприятии мира вообще", то совершенно необходимо возникают критерии качества восприятия (красота, вкус). Соответственно, классическая философия была призвана обсуждать классическое искусство: "В прошлом одним из ответвлений функции искусства была ценность последнего в качестве украшения (декорации). Поэтому любая разновидность философии, имевшая дело с "красотой" (а, следовательно, и со вкусом), неминуемо была вынуждена обсуждать и искусство. Из такой "привычки" возникло представление о наличии концептуальной связи искусства и эстетики, что не соответствует истине". То есть получается, что некоторая маргинальная часть философии косвенным образом занимается искусством. Но Кошут критикует даже не эту позицию, а всю философию вообще - "большинство современных философов на самом деле весьма немногим отличаются от историков философии. Это своего рода библиотекари Истины. Складывается впечатление, что сказать больше нечего". Основная идея Кошута заключается в том, что философия неспособна более выполнять когнитивно-методологическую функцию (функцию познания и поиска методов познания). Эту функцию теперь призвано выполнять искусство.

Тем не менее, искусство и философия, безусловно, были и будут дополняющими друг друга инструментами самосознания человека. Особенно это проявляется в ключевые моменты смены регистра культуры. Переход от классической культуры к модернизму сопровождался тем, что радикальные философские идеи и художественные образы оказали серьезное влияние на социальные отношения и политику. Модернистские утопии сначала появились в философии, литературе и искусстве и только потом было несколько попыток реализовать их на практике, что выразилось в создании нескольких тоталитарных государств с утопической метанарративной идеологией. Это привело к многочисленным трагедиям. Жертвы 20-го века колоссальны. В послевоенное время регистр культуры меняется, - тема покаяния, искупления и защиты от утопической идеологии становится важнейшей. Литературный жанр антиутопии, начиная с середины 20-го века, необычайно популярен - это попытки предупредить, защитить от необдуманной стратегии.

Взаимодействие искусства и философии в этот момент очевидно. Ключевые идеи постмодернизма сначала появились в теории архитектуры (Чарльз Дженкс) и только потом были этически осмыслены как состояние культуры, защищающейся от агрессивных модернистских идеологий (Жан Франсуа Лиотар). "Спасти мышление после Освенцима" - вот одна из благороднейших целей, которые искусство и философия решали вместе.

Сейчас мы оказываемся в новой уникальной ситуации, когда литературные и философские антиутопии становятся учебником для власти. Как когда-то власть позаимствовала утопические идеи художников, теперь она успешно заимствует антиутопические художественные стратегии для реализации нелепых идей, самозащиты и самооправдания. Постмодернизм, который был гуманистической культурой избавления от модернистских утопий, становится тоталитарной властной стратегией, в которой этика - объект манипуляций.

И вновь слово за искусством и философией. Как защищаться на этот раз? И как потом защищать придуманное от новой кражи?