Начало правления в литовском княжестве год. Великие князья витень и гедимин

  • Дата: 24.10.2019

Великий князь Литовский Гедимин, родился приблизительно в 1270 году, но к власти он пришёл лишь только в 1316 году. Кем он приходился его предшественнику великому князю Литовскому Витеню , точно не известно. Скорее всего, был близким родственником братом или сыном, так как был конюшим при великокняжеском дворе, а эта должность была одной из ключевых в княжестве в то время.

Согласно Тевтонской хроники и сообщениям польского хрониста Яна Длугоша, Гедимин занимает престол после того как, сговорившись с его молодой женой, убивает князя Витеня. Так или иначе, Гедимин стал Великим князем и начал успешно укреплять Великое княжество Литовское.

Присоединение к ВКЛ соседних земель, Гедимин начал уже через год, после того как пришёл к власти. Так в 1317 году, использую дипломатию, он женит своего сына Ольгерда на дочери Витебского князя Марии. Вскоре, в 1320 году князь Витебский умирает, не оставив после себя сыновей, и князем Витебским, выбирают Ольгерда, который, естественно, включил витебскую землю в состав ВКЛ.

Не заставили себя долго ждать и военные дела. В 1320 году Гедимин предпринимает удачный поход на город Владимир-Волынский, где княжил Галицко-Волынский князь Владимир, сын Василько Романовича. Город, после упорного сопротивления и смерти князя Владимира сдался Гедемину. В этом же году, Гедемину удалось взять и волынский город Луцк.

В следующем 1321 году, целью военных действий Гедимина, стал Киев. Гедемин с войсками шёл на Киев, и возле реки Ирпень, которая течёт не далеко от Киева, его повстречало Галицко-Волынское войско во главе с Львом Юрьевичем. В составе Галицко-Волынских войск также были киевские, брянские, переяславские дружины. Разгромив армию противника, Гедемин двинулся дальше, и уже ни кто не помешал ему осадить Киев, который после двухмесячной осады сдался. Однако Киев не долго, был в руках Гедимина, скорее всего, чтобы не вступать в конфликт, ему пришлось уступить его Золотой орде, и уже в Литовской летописи под 1331 годом, есть запись, в которой говорится, что в Киеве сидит наместник Золотой Орды.

Из-за постоянных набегов татар, войн с Галицко-Волынским княжеством и крестоносцами, из Новогрудка, Гедимин переносит столицу ВКЛ в город Вильно, который с 1323 года указывался в грамотах Гедимина как столица княжества.

Существует ещё легенда, в которой говорится, что Гедимин, возвращаясь с охоты, решил заночевать возле какого холма, а ночью ему приснилась железная волчица, которая стаяла на вершине этого холма и ужасно выла. На следующий день, колдун язычник Ладзейка, расшифровал этот сон следующим образом. Гедимин, должен построить здесь город, который железной стеной станет на пути у крестоносцев, Князь, выслушав колдуна, и построил на холме каменный замок. Но это всего лишь легенда, на самом деле, на месте будущей столицы ВКЛ, уже с 7 века нашей эры, находились поселения кривичей и город под названием Кривы-город.

В собирании земель вокруг ВКЛ, Гедимин не раз применял дипломатию, и браки своих детей, которых у него было не меньше шести. При помощи браков, он ещё смог присоединить к Великому княжеству Литовскому волынские земли, которые отошли к нему в 1341 году после смерти князя Юрия-Болеслава, у которого не было сыновей, однако он был женат на дочери Гедимина, Офке, что и послужило поводом вступления Волыни в состав Литвы.

Чередование дипломатии с открытой войной, помогали Гедимину и в борьбе с крестоносцами. Так он заключит мирный договор в 1338 году с магистром Ливонского ордена «о вечном Мире», который даст возможность перекинуть силы на борьбу с Тевтонским орденом. К тому времени, Тевтоны для усиления своих позиций в постоянных стычках с ВКЛ, построили замок Баербург. Который был в 40 километрах от Ковно и 130 от Вильно. Захват этого стратегического замка и стал последним боевым походом князя Гедемина. В 1341 году при осаде замка, пушечный выстрел из Баербурга, смертельно ранит Гдемина, вскоре, не смотря на смерть великого князя, замок будет взят его войсками.

За свои 25 лет правления, Гедимин значительно смог расширить владение ВКЛ, вместе с добровольно вошедшими Полоцкой, Витебской, Волынсокой, Минской, Турово-Пинской землёй, он смог отвоевать, на западе Подляшье с городами Белосток, Бельск и Гайновка, на юго-востоке он завладел землями до Чернигова и Курска.

В XIV-XV вв. Великое княжество Литовское и Русское было реальным соперником Московской Руси в борьбе за господство в Восточной Европе. Оно укрепилось при князе Гедимине (правил в 1316-1341 гг.). Русское культурное влияние в это время здесь преобладало. Гедемин и его сыновья были женаты на русских княжнах, при дворе и официальном делопроизводстве господствовал русский язык. Литовской письменности в то время не существовало. Вплоть до конца XIV в. русские области в составе государства не испытывали национально-религиозного гнета. При Ольгерде (правил в 1345-1377 гг.) княжество фактически стало доминирующей державой в регионе. Особенно позиции государства укрепились после того, как в 1362 г. Ольгерд разбил татар в битве при Синих водах. Во время его правления в состав государства входили большая часть нынешней Литвы, Белоруссии, Украины и Смоленской области. Для всех жителей западной Руси Литва стала естественным центром сопротивления традиционным противникам - Орде и крестоносцам. Кроме того, в Великом княжестве Литовском в середине XIV века численно преобладало православное население, с которыми язычники-литовцы уживались довольно мирно, а иногда случавшиеся волнения быстро подавляли (на пример, в Смоленске). Земли княжества при Ольгерде простирались от Балтики до Причерноморских степей, восточная граница проходила примерно по нынешней границе Смоленской и Московской областей. Налицо были тенденции, ведущие в сторону складывания нового варианта русской государственности на южных и западных землях бывшей Киевской державы.

СТАНОВЛЕНИЕ ВЕЛИКОГО КНЯЖЕСТВА ЛИТОВСКОГО И РУССКОГО

В первой половине XIV в. в Европе появилось сильное государство - Великое княжество Литовское и Русское. Своим возникновением оно обязано Великому князю Гедиминасу (1316-1341), который за годы своего правления захватил и присоединил к Литве Брестские, Витебские, Волынские, Галицкие, Луцкие, Минские, Пинские, Полоцкие, Слуцкие и Туровские земли. В зависимость от Литвы попали Смоленское, Псковское, Галицко-Волынское и Киевское княжества. Многие русские земли, стремившиеся найти защиту от монголо-татар, присоединялись к Литве. Внутренний порядок в присоединенных землях не менялся, но их князья должны были признать себя вассалами Гедиминаса, платить ему дань и поставлять войска в необходимых случаях. Сам Гедиминас стал называть себя «королем литовцев и многих русских». Официальным языком и языком делопроизводства княжества стал старо-русский (близкий к современному белорусскому) язык. В Великом княжестве Литовском не было преследований по религиозному и национальному признакам.

В 1323 у Литвы появилась новая столица - Вильнюс. Согласно преданию, однажды Гедиминас охотился у подножия горы на месте слияния рек Вильни и Нярис. Убив огромного тура, он со своими дружинниками решил заночевать вблизи древнего языческого святилища. Во сне ему приснился одетый в железные доспехи волк, который выл, как сто волков. Призванный для истолкования сна верховный жрец Лиздейка пояснил, что он этом месте следует построить город - столицу государства и что слава об этом городе разнесется по всему свету. Гедиминас прислушался к совету жреца. Был построен город, который получил свое название от реки Вильни. Сюда и перенес свою резиденцию из Тракая Гедиминас.

Из Вильнюса в 1323-1324 Гедиминас писал письма римскому папе и городам Ганзейского союза. В них он заявлял о своем желании принять католичество, приглашал в Литву ремесленников, купцов, земледельцев. Крестоносцы понимали, что принятие Литвой католичества означало бы для них окончание их «миссионерской» миссии в глазах Западной Европы. Поэтому они стали подстрекать местных язычников и православных против Гедиминаса. Князь вынужден был отказаться от своих планов - папским легатам он объявил о допущенной якобы ошибке писаря. Однако христианские храмы в Вильнюсе продолжали строиться.

Крестоносцы же вскоре возобновили военные действия против Литвы. В 1336 они осадили жемайтийский замок Пиленай. Когда его защитники поняли, что не смогут долго сопротивляться, они сожгли замок и сами погибли в огне. 15 ноября 1337 Людвиг IV Баварский подарил тевтонскому Ордену построенный у Нямунаса Баварский замок, который должен был стать столицей покоренного государства. Однако это государство еще предстояло завоевать.

После смерти Гедиминаса княжество перешло к его семи сыновьям. Великим князем считался тот, кто правил в Вильнюсе. Столица досталась Яунутису. Его брат Кестутис, получивший в наследство Гродно, Тракайское княжество и Жемайтию, был недоволен тем, что Яунутис оказался слабым правителем и не смог прийти к нему на помощь в борьбе против крестоносцев. Зимой 1344-1345 Кестутис занял Вильнюс и разделил власть с другим своим братом - Альгирдасом (Ольгердом). Кестутис возглавил борьбу против крестоносцев. Он отразил 70 походов в Литву Тевтонского ордена и 30 - Ливонского. Не было ни одной крупной битвы, в которой он не принял бы участие. Военный талант Кестутиса ценили даже его враги: каждый из крестоносцев, как сообщают их собственные источники, считал бы для себя величайшей честью пожать Кестутису руку.

Альгирдас, сын русской матери, как и его отец Гедиминас большее внимание уделял захватам русских земель. За годы его правления территория Великого княжества Литовскго увеличилась вдвое. Альгирдас присоединил к Литве Киев, Новгород - Северский, Правобережную Украину и Подол. Взятие Киева привело к столкновению с монголо-татарами. В 1363 войско Альгирдаса разбило их у Синих Вод, южно-русские земли были освобождены от татарской зависимости. Тесть Альгирдаса, тверской князь Михаил Александрович, в борьбе с Москвой попросил поддержки у своего зятя. Три раза (1368, 1370 и 1372) Альгирдас совершал поход на Москву, но взять город не смог, после чего с московским князем был в конце концов заключен мир.

После смерти Альгирдаса в 1377 в стране началась междоусобица. Престол Великого князя Литовского получил сын Альгирдаса от второго брака Ягайло (Ягелло). Андрей (Андрюс), сын от первого брака, поднял мятеж и бежал в Москву, прося там поддержки. Он был принят в Москве и направлен отвоевывать у Великого княжества Литовского новгород-северские земли. Ягайло в борьбе против Андрея обратился за помощью к Ордену, обещая принять католичество. В тайне от Кестутиса между Орденом и Ягайлой был заключен мирный договор (1380). Обеспечив себе надежный тыл, Ягайло отправился с войском на помощь Мамаю против , надеясь наказать Москву за поддержку Андрея и разделить с Олегом Рязанским (также союзником Мамая) земли московского княжества. Однако на Куликовское поле Ягайло прибыл с опозданием: монголо-татары уже потерпели сокрушительное поражение. Тем временем Кестутис узнал о заключенном против него тайном договоре. В 1381 он занял Вильнюс, изгнал оттуда Ягайлу и отправил его в Витебск. Однако через несколько месяцев, в отсутствие Кестутиса, Ягайло вместе со своим братом Скиргайлой захватил Вильнюс, а затем и Тракай. Кестутис и его сын Витаутас были приглашены на переговоры в ставку Ягайлы, там схвачены и помещены в Кревский замок. Кестутис был вероломно убит, а Витаутасу удалось бежать. Ягайло стал править один.

В 1383 Орден, с помощью Витаутаса и жемайтийских баронов, возобновил военные действия против Великого княжества Литовского. Союзниками был взят Тракай и сожжен Вильнюс. В этих условиях Ягайло вынужден был искать поддержки у Польши. В 1385 в Кревском (Краковском) замке между Великим княжеством Литовским и польским государством была заключена династическая уния. В следующем году Ягайло принял крещение, получив имя Владислав, женился на польской королеве Ядвиге и стал польским королем - основателем Ягеллонской династии, которая правила Польшей и Литвой свыше 200 лет. Осуществляя унию на практике, Ягайло создал Вильнюсское епископство, крестил Литву, а литовских феодалов, принявших католичество, уравнял в правах с польскими. Вильнюс получил право самоуправления (Магдебургское право).

Витаутас, еще некоторое время боровшийся с Ягайло, в 1390 вернулся в Литву, а в 1392 между двумя правителями был заключен договор: Витаутас получил во владение Тракайское княжество и стал фактическим правителем Литвы (1392-1430). После походов в 1397-1398 к Черному морю он привез в Литву татар и караимов и поселил их в Тракае. Витаутас укрепил литовское государство и расширил его территорию. Он лишил власти удельных князей, направив управлять землями своих наместников. В 1395 к Великому княжеству Литовскому был присоединен Смоленск, сделаны попытки завоевать Новгород и Псков. Держава Витаутаса простиралась от Балтийского до Черного моря. Чтобы обеспечить себе надежный тыл в борьбе против крестоносцев, Витаутас подписал договор с великим московским князем Василием I (который был женат на дочери Витаутаса - Софии). Границами между великими княжествами стала река Угра.

ОЛЬГЕРД, ОН ЖЕ АЛЬГИДРАС

В. Б. Антонович («Очерк истории Великого княжества Литовского») дает нам следующую мастерскую характеристику Ольгерда: «Ольгерд, по свидетельству современников, отличался по преимуществу глубокими политическими дарованиями, он умел пользоваться обстоятельствами, верно намечал цели своих политических стремлений, выгодно располагал союзы и удачно выбирал время для осуществления своих политических замыслов. Крайне сдержанный и предусмотрительный, Ольгерд отличался умением в непроницаемой тайне сохранять свои политические и военные планы. Русские летописи, не расположенные вообще к Ольгерду вследствие его столкновений с северо-восточной Русью, называют его „зловерным“, „безбожным“ и „льстивым“; однако признают в нем умение пользоваться обстоятельствами, сдержанность, хитрость, - словом, все качества, нужные для усиления своей власти в государстве и для расширения его пределов. По отношению к различным национальностям, можно сказать, что все симпатии и внимание Ольгерда сосредоточивались на русской народности; Ольгерд, по его взглядам, привычками и семейным связям, принадлежал русской народности и служил в Литве ее представителем». В то самое время, когда Ольгерд усиливал Литву присоединением русских областей, Кейстут является ее защитником перед крестоносцами и заслуживает славу народного богатыря. Кейстут - язычник, но даже его враги, крестоносцы, признают в нем качества образцового христианина-рыцаря. Такие же качества признавали в нем поляки.

Оба князя так точно разделили управление Литвой, что русские летописи знают только Ольгерда, а немецкие - только Кейстута.

ЛИТОВЦЫ НА ПАМЯТНИКЕ «ТЫСЯЧЕЛЕТИЮ РОССИИ»

Нижний ярус фигур представляет собой горельеф, на котором в результате длительной борьбы помещено 109 окончательно утвержденных фигур, изображающих выдающихся деятелей Русского государства. Под каждым из них на гранитном цоколе сделана подпись (поименование), выведенная славянским стилизованным шрифтом.

Деятели, помещенные на горельефе, разделены автором проекта Памятника на четыре отдела: Просветителей, Государственных людей; Военных людей и героев; Писателей и художников…

Отдел Государственных людей помещается на восточной стороне Памятника и начинается непосредственно за «Просветителями» фигурой Ярослава Мудрого, после которого идут: Владимир Мономах, Гедимин, Ольгерд, Витовт, князья Великого княжества Литовского.

Захаренко А.Г. История сооружения Памятника «Тысячелетию России» в Новгороде. Ученые записки» историко-филологического факультета Новгородского государственного педагогического института. Вып. 2. Новгород. 1957

ВЕЛИКИЙ КНЯЗЬ ГЕДИМИН
(1316-1341)

Распавшееся было на уделы великое княжество Литовское в 1270 году опять было собрано кунигасом Трайдянисом, которого на Руси называли Трайден. Княжил Трайден в Кернаве, которую и сделал столицей всей Литвы. Правил он княжеством 12 лет, до 1282 года. К Миндовгу он никакого отношения не имел и государства от него не наследовал, а просто заново собрал страну. Трайден в общих чертах проводил примерно ту же политику что и Миндовг: поддерживал восстания в Земгале, у пруссов и у западных литовцев. С орденских земель люди бежали, и Трайден селил беженцев в Литве и в городах Червоной Руси. Русские земли по-прежнему входили в состав литовского государства.

В 1293 году литовские и русские земли собирает под своей властью кунигас Витенис (Витень). Он просидит на великокняжеском столе до 1316, и тоже будет проводить политику, направленную против ордена. Одним из самых значительных его деяний было освобождение от немцев Полоцка и присоединение его к своему княжеству. В 1316 году Витеню-Витаустасу наследует Гедимин.
Обстоятельства наследования и степень родства этих князей, вообще-то, не очень понятны. В западно-русских летописях Гедиминаса называют сыном Витеня. Польский историк Стрыковский называет его братом Витеня, а самого Витеня – одним из полководцев Трайдена. Польский хронист Ян Длугош сообщает, что Гедиминас был конюшим у Витеня, убил его и захватил власть. Для русских и немцев Гедиминас был, конечно, Гедимин, и под этим-то именем он и вошел в историю.
За 23 года своего правления Гедимин создал сильное и большое государство литовцев и русских. Официально он так и именовался: «король литовцев и русских».

«Он возглавил княжество, где еще не ушел до конца в прошлое родоплеменной строй, а покинул этот мир феодальным владыкой, владельцем нескольких огромных замков, по приказу которого собиралось войско в несколько десятков тысяч сабель.» (Бурковский. «Русская Атлантида»)

В политике и Гедимина, было две главные линии: борьба с крестоносцами и собирание русских земель. Далеко не вся Литва входила в великое княжество Литовское. Его ядром были аукшайты – один из племенных союзов литовцев. К великому княжеству Литовскому не имели никакого отношения другие литовские племенные союзы – жемайтов и ятвягов. Ятвяги влились в состав великого княжества Литовского только в XIV веке – много позже, чем княжества Червоной Руси. А Жемайтия была отвоевана у немцев и включена в состав Литвы только Витовтом в XV веке, когда в великое княжество Литовское входила практически вся Западная и Юго-Западная Русь.

К концу правления Гедемина русские земли составляли две трети территории великого княжества Литовского. (Если считать без Волыни, которая была вассалом Литвы, но не вошла пока в ее состав. В 1240 году Гедимин посадил на княжение во Владимире-Волынском своего сына Любарта.) Объясняется это тем, что литовские князья, устанавливая свою власть над русскими землями, стремились во всем приноровиться к местной жизни, порядкам и культуре. Они старались вносить как можно меньше изменений. «Мы старины не рушим, а новизны не вводим» – таково было их правило. Литовцы принимали православную веру, местную культуру, язык – одним словом, становились русскими князьями, только новой династии.
Именно этим было обусловлено столь быстрое продвижение литовцев на юг и на запад. Да, им приходилось завоевывать новые земли. Но, сломив сопротивление местных князей, а кое-где и вступив с ними в соглашение, литовцы затем не встречали препятствий со стороны остального местного населения.

В вассальной зависимости от Литвы оказались княжества Минское, Лукомское, Друцкое, Турово-Пинское. В данном случае русскими князьями двигала выгода. Гедимин создал государство, дающее защиту и против немецких рыцарей, и против Золотой орды и против крымских татар. Во главе вассальных княжеств, как правило, оставались князья прежних династий, Рюриковичи, и никто не пытался их смещать или контролировать внутреннюю политику страны. Княжество продолжало жить почти так же, как жило независимым, и только во взаимоотношениях с внешним миром вассалитет что-то реально значил. Князь не мог сам заключать договоры, не мог вести самостоятельной политики и должен был во время войн выступать вместе с великим князем в составе его войска. При князе Гедимине даже в Киеве ощущалось литовское влияние, хотя киевские князья тогда находились еще под властью Золотой Орды. Местное население зачастую само, по своей воле звало к себе на правление литовских князей.

Однако Гедимин очень хорошо понимал, что набирающая силу Северо-Восточная Русь в конце концов захочет возвратить себе утраченные русские земли на северо-западе, а заодно прихватить и его родовую Литву. По этой причине Гедимин делает решительный шаг навстречу католическому Западу - дает согласие на крещение Литвы и заключает мир с Ливонией, Ригой, Данией, а потом и со своим извечным врагом - Тевтонским орденом, надеясь, что теперь его земли будут целее.
Гедимин проводил откровенно антимосковскую политику. Он приложил немало усилий, чтобы оторвать Псков и Новгород от союза с Москвой, и ему, прямо скажем, было нетрудно проводить эту политику. Псков и Новгород не стремились становиться вассалами Литвы, но и сделаться подданными московского князя им тоже не хотелось. Что касается Смоленского княжества, то оно в конечном итоге вошло в состав великого княжества Литовского. Гедимин выступал активным союзником Твери в ее распрях Москвой.

Официальным языком великого княжества Литовского был русский язык, на нем велось делопроизводство, на нем писались летописи. Не чурался Гедимин и династических браков с русскими князьями. Он был женат на Марии Тверской и имел от нее многочисленных отпрысков. Сын Гедимина Любарт был женат на русской княжне и княжил на Волыни, в коренных русских землях. Другой сын, Ольгерд, первым браком женат на витебской княжне Марии Ярославовне, вторым – на тверской княжне Ульяне Александровне. Дочь Гедимина Мария в 1320 году вышла замуж за тверского князя Дмитрия Михайловича. Все это, несомненно, составные части политики по вовлечению Твери в свою орбиту, политика отрыва ее от Москвы.

Еще одним важнейшим направлением политики Гедимина была борьба с крестоносцами. Великое княжество Литовское, государство литовцев и русских, оказывается не просто участником событий, но лидером народов и племен Прибалтики. В 1322 году Гедимин заключает союз с князем Мазовии, в 1325 году - с Польшей, направленный против Тевтонского ордена . Союз скрепляется браком дочери многодетного Гедиминаса, Алдоны, с польским королем Владиславом Локетком.
Тевтонский орден в долгу не остается и постоянно вторгается в земли Литвы. В связи с этим в княжестве Литовском разворачивается строительство замков. Замки строятся как на границе, так и в глубине страны. В 1323 году в письмах Гедимина впервые упоминается Вильнюс. Развалины замка Гедиминаса сохранились в Вильнюсе, в самом центре города.

Гедимин совершил ряд удачных походов против ордена и в 1331 году наголову разбил вторгшихся рыцарей под Пловцами. Даже кончил свою жизнь Гедимин очень характерно: в 1341 году он был смертельно ранен в битве при Велюоне. В этом сражении, кстати, рыцари впервые применили порох.
Гедимин оставил в наследство семи своим сыновьям лишь два чисто литовских удела: Виленский (Евнутию) и Трокайский (Кейстуту); остальные же были благоприобретенными русскими землями - Слонимский удел (Монвиду), Туровско-Пинский (Нариманту), Витебский (Ольгерду), Волынский (Любарту), Новогрудский (Кориату).

С 1316 по 1341 год на престоле Великого княжества Литовского находился Гедимин. Он оказался выдающимся государственным и политическим деятелем, прекрасным военачальником. За время своего правления он постоянно стремился расширить и укрепить границы Великого княжества Литовского. В 1320 году Гедимин предпринял поход на Владимир Волынский и захватил его. Потом ему сдался Луцк. Бояре, собравшиеся по всей Волыни, признали его своим князем, сохранив прежние права, обычаи и веру.

Через год Гедимин двинулся на Киев. Для него было очень важным присоединить к Великому княжеству Литовскому эту древнерусскую духовную и политическую столицу. Он разбил объединенные силы южно-русских князей и татар и после месячной осады вынудил Киев сдаться. После взятия Киева Гедимину сдались Переяславль, Путивль, Черкасы и другие города.

Такой же активной была политика Гедимина и на западном направлении. В 1320 году королем польским стал В. Лакетка. С его приходом на трон связи между Польшей и Великим княжеством Литовским усилились, что вызвало появление враждебной каолиции мазовецких князей и крестоносцев. Вскоре к этой каолиции присоединились галицко-волынские князья. Однако особым согласием участников эта каолиция не отличалась. В 1323 году между мазовецкими князьями начались споры. Этим воспользовался Гедимин. Он направил в Мазовию дружину своего зятя Давида Городенского, который без труда прошел всю мазовецкую землю, взял богатый порт Добжинь и крепость.

Чтобы окончательно заставить польского короля отказаться от планов захвата Галицко-Волынской Руси, а мазовецкого князя - от союза с орденом, Гедимин повторно направил на юго-запад сильную дружину Давида Городенского, который занял земли Брестского и Дрогичинского княжеств и вернулся в Мазовию. В результате похода было захвачены в плен около четырех тысяч человек, разрушено множество сел и костелов.

Король Польши предложил Гедимину заключить соглашение, представляющее союз двух государств против совместных врагов, главным среди которых были крестоносцы. Земли Брестского и Дрогичинского княжеств были признаны окончательно воссоединенными с Великим княжество Литовским, а польский король женился на дочери Гедимина Альдоне.

Весной 1325 года в Краков вместе с Альдоной было направлено огромное приданое и более двадцати тысяч освобожденных поляков, плененных за время военных столкновений. В следующем году Гедимин помог польскому королю в его попытке освободить захваченные немцами польские земли в Бранденбургии.

Гедимин был не только искусным военачальником, но и прекрасным дипломатом. В 1331 году он захватил Владимир Волынский, но понимая, что не сможет удержать завоеванное, а еще и наживет врага в лице галицко-волынского князя Болеслава-Юрия, он возвратил ему добычу и выдал за него свою дочь Ефимию. Такое умение выигрывать, даже уступая, было одной из характерных черт дипломатии великого князя.

Занимаясь военными и дипломатическими делами, Гедимин широко развернул административно-хозяйственную работу. В начале 1323 года он обратился в европейские страны и прибалтийские города с призывом к рыцарям, купцам, ремесленникам и крестьянам переселяться в Великое княжество Литовское, обещая им охрану и заботу. Тех, кто переселился, он щедро наделял землей и освобождал от налогов. Такая политика Гедимина принесла свои плоды. В княжество начали приезжать люди из западноевропейских стран, а также из русских земель, которые в то время были захвачены монголо-татарами.

В политической жизни Великого княжества важное место занимали проблемы религии, так как в нем было распространено несколько вероисповеданий. Огромное пространство населяли православные, в северо-западной части проживали литовцы и жемайты, которые были язычниками; здесь жили спасавшиеся от крестоносцев пруссы и ятвяги, сохранявшие свою веру. Переселившиеся из западноевропейских стран католики, также постепенно укрепляли свою веру. Однако главенствующую роль в общественной жизни играла православная церковь.

Православные храмы были почти во всех крупных населенных пунктах. В монастырях обучались грамоте дети феодалов, аристократов и зажиточных горожан. Уровень подготовленности служителей православной церкви в Великом княжестве Литовском был очень высок. Об этом свидетельствует перевод в конце XIII века из Полоцка в Тверское княжество в качестве епископов богословов Андрея и Симеона. Великие князья хорошо понимали роль и ценили деятельность православной церкви в укреплении общества, единства государства и развитии его культуры.

Предшественник Гедимина Витень уже предпринимал меры по созданию в княжестве отдельной зависимой от константинопольского патриарха митрополии. В 1317 году в результате определенных усилий Гедимина, продолжившего это дело, митрополия была создана. Первым митрополитом в Великом княжестве Литовском был Феофил. Резиденцией его был Новогрудок, а собор Бориса и Глеба стал кафедральным. В 1330 году после смерти Феофила московскому митрополиту удалось опять подчинить себе все епархии Великого княжества и Галицко-Волынской Руси. Тогда Гедимин и Болеслав упросили патриарха назначить в их княжества независимого от Москвы митрополита.

В 30-е годы XIV века, когда отношения между Великим княжеством Литовским и Польшим, стали более прохладными, Гедимин начал укреплять границы свего княжества с Польшей. На это ответственное дело он назначил своего сына Кейстута, наделив его самым большим наделом, равным почти всей Польше, в который входили Жемайтская, Трокская, Гродненская, Дрогичинская и Брестские земли. Десять лет отец и сын совместно укрепляли границы, строя замки, крепости и укрепления, в которых во время нашествия неприятеля могли бы укрываться люди. Совершенствовалась организация обороны, делались засеки и завалы. Создавалось народное ополчение, обязательным стал выход на войну всех взрослых мужчин.

Теперь каждую крепость охраняла специальная сторожевая служба, воинов которой хорошо вооружали и обучали военному делу. В случае нападения врага каждый знал, что и где он должен делать. Укрепляя границы с Польшей, Гедимин укреплял старые крепости и на границах с орденом строил новые. На левом берегу Вилии он построил замок и основал Вильно, куда в 1323 году перенес столицу Великого княжества из Новогрудка. По его мнению на новом месте столица будет менее уязвима для внешних нападений по сравнению с Новогрудком. Об основании города легенда рассказывает, что Гедимин приехал на охоту со своей свитой в густые леса на берегу Нярис. Он устроился на ночлег на высоком холме, где в Нярис впадает Вильня. Ночью ему приснилось, что на горе появился железный волк, его вой разносился далеко по всей округе. Верховный жрец Лиздейка так истолковал сон: боги велят Гедимину основать здесь город, который будет непобедим, и слава о нем разнесется по свету.

Своих сыновей Гедимин наделял землями и помогал им выполнять сложные княжеские обязанности. Так, старший его сын, Мовид получил два княжества - Слонимское и Керновское; среднему сыну Кориату, было отдано Новогрудское княжество с Волковыском и Мстибовом. Младшему, Явнуту, отец отдал Кривоградское с новым замком - крепостью Вильно, а также Ошмянщину, Велкомирщину и Браславщину.

Княжившего в Полоцке сына Ольгерда, Гедимин женил на витебской княжне Марии, которая в качестве приданого получила от отца, последнего из княживших Рогволодовичей, Ярослава Васильевича Витебское княжество. От отца Ольгерд получил Кревское княжество. Люборт Гедиминович женился на дочери луцкого князя Андрея Юрьевича и в получил в приданое Луцкое княжество. Еще один сын Гедимина, Наримунт, стал наследником и утвердился в обширном Пинском княжестве. Таким образом Гедимин успешно завершил усилия предшественников и подчинил разрозненные и ослабленные западнорусские княжества. Его власть в первой половине XIV века была распространена почти на все белорусские земли.

В 1341 году Гедимин предпринял попытку освободить захваченную крестоносцами крепость Вилюену. К этому времени крестоносцы уже располагали огнестрельным оружием и встретили наступавших сильным огнем. Одна из пуль попала в Гедимина. Весть о его гибели потрясла всю страну. Князя Ольгерда она застала под Москвой, где он осаждал Можайск; Люборта и Кейстута - в походе против короля польского Казимира. Все сыновья, оставив дела, прибыли на похороны отца. Похоронен был Гедимин согласно языческому обычаю.

Новое возвышение Литвы и начало княжения Гедимина (1316)

В южной части Жмуди (область нынешнего Каунаса), на правом берегу Дубиссы, есть местечко Эйрагола. В XIII веке тут возвышался небольшой деревянный замок, где жил один из местных Литовских державцев. Это укрепленное поселение, по словам предания, и было колыбелью княжеского рода Гедимина , которому суждено объединить Литву и Западную Русь и возвести Литовско-Русское княжество на степень сильного европейского государства. Но начало и возвышение династии Гедимина окружено густым туманом, по недостатку исторических свидетельств. Первого значительного князя этой династии,Лютовера или Лютовора, мы знаем только по имени. Он, по-видимому, соединил под свою власть часть северной Литвы и Жмуди в то время, когда на Новгородском великом столе в Черной Руси (Новогородок-Литовский) сидел Тройден. После смерти последнего Лютовер, или сын его Витень, завладел и самим великим Литовско-Русским княжением. Уже при жизни отца Витень, кажется, владел Полоцким уделом и, предводительствуя литовско-русскими дружинами, отличился своею борьбою с западными соседями Литвы, то есть поляками и крестоносцами. По смерти Лютовера (около 1293 года) Витень удачно продолжал и эту борьбу с напиравшими на Литву соседями, и дело объединения литовско-русских земель. Истинным же основателем нового могущества почитается Гедимин (с 1316 года), приходившийся Витеню или братом, или сыном.

Влияние соседних русских земель на Литву

Во времена Гедимина и его ближайших предшественников великое княжение Литовское во внутреннем устройстве подпадает решительному влиянию своих русских областей, т. е. влиянию русской гражданственности. Оно особенно отразилось на характере военного дела. Беспорядочные древнелитовские ополчения при Гедимине сменились более стройными многочисленными полками, которые не ограничиваются прежними набегами и грабежом, а совершают более или менее продолжительные походы на поляков и крестоносцев; осаждают и берут города, причем действуют стенобитными машинами и устраивают правильные лагеря. Гедимин уже не полагался на одну естественную защиту своей земли, т.е. на болота и озера, а ограждал свои границы рядом новых замков и вновь укрепленных городов; причем местные жители обязывались выставлять очередных людей для содержания гарнизонов. Значительную часть литовских войск составляют чисто русские полки, которых вооружение и устройство были весьма близки к западным народам, и во главе этих войск нередко стоят русские вожди, преимущественно из местных удельных княжеских родов. Самое видное место между такими предводителями занимал Давид, князь и староста Гродненский, женатый на дочери Гедимина, неоднократный победитель ливонских и тевтонских рыцарей.

Расширение Литвы при Гедимине

Гродно, Новогородок, Слоним и Волковысск, как известно, принадлежали так называемой Черной Руси, которая составляла первую русскую область, вошедшую в состав великого княжения Литовского еще в первой половине XIII века. Следующая русская область, подчинившаяся Литве при Миндовге, была земля Полоцкая. Она, впрочем, еще долгое время составляла особый удел. После Герденя, владевшего ею независимо от великого княжения при Войшелке и Тройдене, здесь мы находим Витеня. А после его смерти, между тем, как княжение Литовское перешло к Гедимину , Полоцкий удел достался младшему брату этого последнего, Воину. Гедимин значительно увеличил количество русских областей, вошедших в состав великого княжества Литовского. Некоторые удельные князья Юго-Западной Руси, которые были слишком слабы для независимого существования, в прежнее время тяготели отчасти к Киеву, отчасти к Владимиру-Волынскому или к Полоцку. С упадком или ослаблением этих средоточий они неизбежно должны были подчиниться сильному литовскому государю. Таковы были князья Минские, Туровские и Пинские, которых мы видим подручниками Гедимина; потом их уделы были уже просто присоединены к Литве. Таким присоединениям много помогало стремление русских областей избавиться от татарского ига, которому они предпочитали сравнительно более легкое Литовское господство. Как искусный политик, Гедимин умел приобрести расположение этих областей своим умным управлением, а главное - явным покровительством и даже предпочтением, которое он оказывал русским людям и вообще русскому началу в своем государстве. По некоторым признакам можно предполагать, что и сама Киевская область при Гедимине уже колебалась между зависимостью татарскою и литовскою.


Свое политическое искусство Гедимин особенно проявлял в целом ряде родственных связей, посредством которых он или подготовил присоединение к Литве новых русских областей, или приобрел важных союзников. Оставаясь язычником, Гедимин и сам имел русских православных жен (Ольгу и Еву), и детям своим не только устраивал христианские браки, но и не препятствовал принимать крещение. Одного из своих сыновей, Ольгерда, Гедимин женил на Марье Ярославне, дочери Витебского князя, не имевшего мужского потомства. После смерти своего тестя, Ольгерд наследовал Витебский удел (в 1320). Другого сына, Любарта, Гедимин женил на дочери одного из двух последних Волынских князей, по смерти которых Волынь досталась Любарту (1325). Далее, одну дочь свою, Августу, Гедимин выдал за сына московского князя Ивана Калиты (Симеона Ивановича Гордого); другую, Марию, - за его соперника, тверского князя Димитрия Михайловича; третью, Альдону, - за Казимира, сына польского короля Владислава Локотка, а четвертую - за мазовецкого князя Болеслава Тройденовича. Особенно оказались выгодны для Литвы два последние брака: вместо прежних врагов, Гедимин имел теперь в поляках надежных союзников против их общего неприятеля, немецких крестоносцев. В борьбе с ними соединенные ополчения Литвы и Польши перешли к более наступательному образу военных действий и нанесли Тевтонскому ордену ряд чувствительных потерь: наиболее важное поражение потерпел он от поляков в битве под Пловцами (1331).

Мнимое намерение Гедимина креститься

В отношении к другому немецкому ордену, Ливонскому, Гедимин воспользовался той междоусобной враждою, которую этот Орден вёл с городом Ригой и Рижским архиепископом. Еще предшественник Гедимина, Витень, вступил в союз с Ригою и подавал ей военную помощь против рыцарей. Архиепископы Рижские постоянно приносили папе жалобы на поведение рыцарей, которые своею алчностью к добыче, к захвату и всякого рода несправедливостям побудили Миндовга к отречению от христианства: они отвращают литовцев от крещения, следовательно, поступают вопреки прямому своему назначению. Орден, со своей стороны, жаловался на архиепископа и Рижский магистрат, которые не стыдятся заключать союзы с литовцами и тем поддерживают их упорство в сохранении язычества. Ввиду таких противоречивых жалоб, папа то принимал сторону архиепископа, то склонялся в пользу Ордена. Посреди этих препирательств, вдруг в 1323 году Рижский магистрат сообщил в Авиньон, тогдашнюю папскую резиденцию, послание Гедимина папе Иоанну XXII: великий князь Литовский изъявил готовность принять крещение и подтвердил, что действительно интриги и жестокости Ордена до сих пор отвращали литовцев от христианства и препятствовали прямым сношениям великого князя с папой. Кроме этого послания, Рижский магистрат разослал от имени Гедимина ещё три грамоты: две к орденам Доминиканскому и Францисканскому с просьбою прислать в Литву священников, знающих литовский язык, и одну - к немецким прибалтийским городам (Любеку, Ростоку и др.) с предложением пользоваться правом свободной торговли в землях великого княжества Литовского и прислать колонистов всех сословий для поселения их на самых льготных условиях.

Обрадованный папа отправил крестоносцам предписание немедленно прекратить военные действия против Литвы и Гедимина, ввиду их предстоящего крещения. Рижский архиепископ, епископы Эзельский, Дерптский и Ревельский поспешили в том же 1323 году заключить с Гедимином мирный договор, к которому поневоле должен был присоединиться и Ливонский Орден. В следующем 1324 году прибыли в Ригу папские делегаты. От имени папы они утвердили договор ливонских властей с Гедимином, а затем отправили к нему в Вильну посольство, чтобы условиться о мерах относительно главной своей задачи: введения христианства в Литву. Но тут их ожидало самое неприятное разочарование. В Вильне уже существовали два католических монастыря, Францисканский и Доминиканский. В дипломатических сношениях с западными народами, Гедимин пользовался католическими монахами для перевода своих грамот на латинский язык. Неизвестно в точности, как это произошло; но в данном случае, исполнявшие роль его секретарей францисканские монахи, Бертольд и Генрих, неверно передали по-латыни смысл упомянутых посланий Гедимина. Вместо употребленных им почтительных выражений в отношении папы, обещания полной веротерпимости для христиан и покровительства христианским миссионерам, секретари придали этим выражениям такой смысл, будто Гедимин просит папу о принятии его в лоно католической церкви. Кто был главным виновником мистификации - собственное усердие секретарей, или внушение Рижского магистрата, или, наконец, не совсем искренний образ действий самого Гедимина - доселе осталось неразъясненным. Но третья версия в этом случае наиболее вероятна.

В ноябре 1324 года, при торжественном приеме, послы спросили великого князя: пребывает ли он в своем намерении принять святое крещение. Гедимин потребовал, чтобы ему повторили содержание его послания к папе.

«Я этого не приказывал писать, - сказал Гедимин. - Если же брат Бертольд написал, то пусть ответственность падет на его голову. Если когда-либо имел я намерение креститься, то пусть меня сам дьявол крестит! Я действительно говорил, как написано в грамоте, что буду почитать папу как отца, но я сказал это потому, что папа старше меня. Всех стариков, и папу, и Рижского архиепископа, и других, я почитаю как отцов; сверстников своих я люблю как братьев, тех же, кто моложе меня, я готов любить как сыновей. Яговорил действительно, что дозволю христианам молиться по обычаю их веры, русинам по их обычаю и полякам по своему. Сами же мы будем молиться Богу по нашему обычаю. Все мы ведь почитаем Бога».

После такого ответа послы поспешили воротиться от Гедимина в Ригу, и папские делегаты покинули этот город, потерпев полную неудачу в своей миссии. Тем не менее, граждане Риги считали утвержденный папою мирный договор 1323 года вполне действительным. Но крестоносцы немедленно возобновили военные действия против Гедимина, за что Рижский архиепископ отлучил их от церкви, как не подчиняющихся папскому авторитету. В Ливонии также возобновилась междоусобная война, в которой епископы и городские общины опирались на свой союз с Гедимином. В этой войне Орден истощил свои силы и принужден был заключить невыгодный для себя договор с архиепископом и городом Ригой (1330 г.).

Литва и Московская Русь при Гедимине

Собиратель западнорусских земель, Гедимин был современником Ивана Калиты, собирателя Восточной Руси. Рано или поздно литовский и московский великие князья должны были встретиться на этом пути собирания. Но при Гедимине серьезной встречи еще не могло произойти. Их разделяла еще целая полоса самостоятельных областей - Тверских, Смоленских и Чернигово-Северских. Притом всякое движение в эту сторону приводило Литву в столкновение с сильною при хане Узбеке Золотою Ордою, взимавшей дань с упомянутых областей и явною покровительницей Москвы. А Гедимин избегал решительных войн с татарами, и мы имеем известия только о двух татарских походах на Литву; причем на одном походе с татарами, по приказу Узбека, соединились и восточнорусские князья. Но походы эти, кроме грабежей и полону, не имели других важных последствий. В своей борьбе с крестоносцами Гедимин, по-видимому, даже пользовался татарскими наемными отрядами. Эта борьба более всего поглощала его силы и отвлекала его внимание от Восточной Руси. Но явное соперничество Литвы с Москвою обнаружилось уже при Гедимине по поводу их отношений к северным вечевым общинам, Новгороду и Пскову, где литовское влияние нередко выступало противовесом более сильному и более постоянному влиянию Московскому.

Основание Вильны (Вильнюса) Гедимином

Заботы Гедимина о населении пустынных земель и водворении европейской промышленности в Литовской части своего государства сказались не только приглашением западных колонистов и дарованием им разных льгот, но также и основанием новых городов. Кроме нескольких крепких замков, выстроенных на северной и западной границах Литвы и Жмуди, Гедимину приписывают построение двух важных городов в собственной Литве: Трок, близ озера Гальве, и Вильны на берегу реки Вилии, правого притока Немана. Оба эти города по очереди были местопребыванием Гедимина, пока он не утвердил окончательно столицу великого княжества в Вильне, расположенной в живописной котловине, которую с востока, юга и запада окружают песчаные холмы, изрезанные глубокими оврагами и отчасти покрытые зелеными рощами. Об основании Вильны Гедимином сложилась особая поэтическая легенда.

Однажды Гедимин поехал из древней литовской столицы Кернова на охоту на другую (левую) сторону Вилии. Здесь, посреди глухих пущ, понравилось ему одно место; он заложил город, назвал его Троки и перенес сюда свою столицу. Но, немного времени спустя, случилось Гедимину охотиться на берегу Вилии. Тут, на одной горе, возвышающейся при впадении речки Вильны в Вилию, он убил большого тура. Наступила ночь. Было уже поздно возвращаться в Троки, и Гедимин расположился со своею свитою на ночлег у подошвы той же Турьей горы ,на самой луке, образуемой впадением Вильны, в так называемой долине Свинторога, где со времени князя того же имени устроено было языческое святилище и сжигались тела литовских князей при их погребении. Ночью Гедимину приснился странный сон: на вершине Турьей горы стоял железный волк и издавал такой рев, как будто в нем выло сто волков. Поутру он призвал верховного жреца и гадателя Лиздейко и просил его истолковать сон. Сам этот Лиздейко младенцем был найден в орлином гнезде великим князем Витенем, также во время его охоты, отдан на воспитание кривитам, и сделался потом верховным жрецом (криве-кривейтом). Он истолковал сон Гедимина так: железный волк означает знаменитый столичный город, который должен возникнуть на том месте; а сто ревущих волков предвещают его будущую всемирную славу. Гедимин поспешил исполнить это толкование и немедленно заложил тут, на Турьей или Лысой горе, верхний город, а внизу, в Свитогоровой долине - нижний, и перенес сюда свою столицу, которую назвал Вильной, по имени текущей здесь речки.

Религиозная политика Гедимина

В баснословном предании о сне Гедимина есть одна частица исторического основания: связь новой столицы с древним языческим святилищем и с жилищем верховного жреца или криве-кривейта. Дело в том, что главное литовское святилище или так называемое Ромово, существовало когда-то в Пруссии, но, разоренное задолго до Гедимина, в начале XI века, поляками, было перенесено вместе с резиденцией криве-кривейто в собственную или Принеманскую Литву, на устье реки Дубиссы. С утверждением в Пруссии крестоносцев, это святилище подверглось новым опасностям и должно было передвигаться все далее на восток. Некоторое время оно пребывало в Кернове, на Вилии, а окончательно основалось в упомянутой долине Свинторога при впадении речки Вильны в реку Нерис (по-литовски), которая по-славянски назвалась Вилия или Велия (т. е. Великая.) По всей вероятности, здесь уже прежде существовало небольшое поселение с местным святилищем, а теперь тут водворился криве-кривейто, и перед идолом Перкуна зажжен был неугасимый огонь из дубовых ветвей или так называемый «Знич». По всем признакам, реакция или борьба национальной литовской религии против вторгавшегося со всех сторон христианства, принудившая Миндовга отступиться от новой религии и возвратиться к старой, - продолжалась и при Гедимине. Ее подкрепляла ненависть против Прусских и Ливонских крестоносцев, вводивших крещение силою меча, опустошений и захватов земли. Жреческое сословие получило новую силу и, разумеется, усердно поддерживало эту реакцию. При таком настроении народа Гедимин, как умный политик, действовал в том же духе и пользовался этим настроением и влиянием жрецов как для успешной защиты Литовской независимости от западных соседей, так и для упрочения своей собственной власти. Естественно поэтому, что Гедимин старался всегда жить в ладу с криве-кривейто и иметь его под рукою, а свою столицу нераздельною с главным святилищем. Со своей стороны, и криве-кривейто, конечно желал месту главного святилища и своего пребывания придать больше блеска и обратить его в средоточие Литвы не только религиозное, но и политическое. По другому, более вероятному преданию, даже не сам Гедимин видел помянутый выше сон о железном чудовище, а этот сон рассказал ему Лиздейко, чтобы склонить великого князя к перенесению своей столицы на устье речки Вильны (или Вилейки).

Будучи великим князем Литвы и Жмуди, Гедимин в то же время носил титул великого князя русского. Русские области, по крайней мере, вдвое превосходили объемом земли собственно литовские; дружина Гедимина состояла в значительной части из русских людей. Отсюда, естественно, новая столица с самого начала является в значительной мере городом русским, и уже при Гедимине здесь существовал православный храм святого Николая. Великий князь не только не стеснял своих русских подданных в исповедании их религии, но такую же веротерпимость он показывал и в отношении католических миссионеров и колонистов. Выше мы видели, что при Гедимине в Вильне существовали два католических монастыря, Францисканский и Доминиканский. Однако, соседство этих монастырей и доступ католических монахов ко двору великого князя, очевидно, были неприятны как литовским жрецам Ромова, так и православным русским жителям. Сам отказ Гедимина от намерения креститься, выраженного в упомянутых выше грамотах, католические послы в своем донесении объяснили народным неудовольствием. По их словам, жмудские язычники несколько раз приходили к Гедимину, грозили восстанием, низвержением с престола и истреблением всего его рода, если он примет веру ненавистных им немцев. Подобные же угрозы высказывали и русские православные, опасавшиеся потерять свободу своего исповедания. Отсюда понятно то затруднительное положение, какое испытывал Гедимин посреди трех неприязненных друг другу религий: язычества, православия и католичества. Близко знакомый с христианством, имея детей, женатых на православных русских княжнах, Гедимин, конечно, не мог питать большого благоговения перед огнем Перкуна, священными ужами и другими суевериями литовского язычества. Родственные связи и большинство подданных влекло его к православию; но в таком случае усиливалась поднимаемая папой вражда к Литве западных соседей - немцев и поляков. А приняв католичество, Гедимин хотя и получал папскую защиту от немцев, но вооружал против себя жмудинов и русских. Таким образом, он до конца жизни оставался язычником.

Борьба Литвы с немецкими орденами при Гедимине, геройская оборона Пиллене

При Гедимине кипела ожесточенная борьба Литвы с обоими немецкими орденами, Прусским и Ливонским. О степени этого ожесточения может свидетельствовать следующее событие.

В те времена еще продолжались путешествия знатных европейских рыцарей в Пруссию с благочестивой целью принять участие в войне или, так сказать, в истреблении литовских язычников. В 1336 году, как раз в княжение Гедимина, прибыло из Германии до двухсот князей, графов и простых рыцарей. Гохмейстер ордена устроил ради дорогих гостей род большой охоты на язычников. Сильный тевтонский отряд вторгся в пределы Жмуди и осадил замок Пиллене, в котором заперлись 4000 Литовцев, собравшиеся сюда из окрестных сел с их женами, детьми и наиболее ценным имуществом, под начальством вассала Гедимина, местного князька Маргера. Напрасно немцы заваливали рвы землей, разбивали бревенчатые стены своими осадными машинами и делали приступы; Литовцы защищались отчаянно и отражали эти приступы. Тогда одному рыцарю пришло в голову зажечь деревянный замок посредством стрел, обмакнутых в горючий состав. Это средство удалось; замок запылал во многих местах. Когда осажденные увидали, что нет более спасения от немцев, они предпочли умереть все до единого. Сложили огромный костер и предварительно сожгли на нем свое имущество; потом начали избивать отцы своих детей, мужья своих жен и бросать в тот же костер. Затем литовские мужи разделились попарно и один другому вонзили мечи прямо в грудь. Оставшиеся еще в живых протягивали свои шеи под топор одной старой жрицы; исполнив свое дело, она сама бросилась в пламя. Все это совершилось под наблюдением Маргера. Когда избиение окончилось, он заколол собственную жену, скрытую им в подземелье замка, а затем поразил себя. Ворвавшиеся в замок рыцари были поражены представившеюся им картиною дикого геройства и любви к родине со стороны неукротимых литовских язычников, верховным вождём которых являлся в те годы Гедимин.

Гибель Гедимина (1341)

В той же борьбе со своими злейшими врагами, прусско-тевтонскими рыцарями, погиб и Гедимин после славного двадцатипятилетнего княжения.

Неподалеку от западных границ Литвы и Жмуди, на правом берегу Немана, был воздвигнут крепкий литовский замок Велона для защиты со стороны Тевтонского Ордена. Не могшие взять его силою немцы, чтобы принудить к сдаче продолжительною осадою и голодом без большой потери со своей стороны, построили вблизи два небольших замка.

Тогда Гедимин, в сопровождении нескольких сыновей, явился с войском для освобождения Велоны и, в свою очередь, осадил немецкие замки. Но гарнизоны их были снабжены несколькими огнестрельными орудиями, которые только что входили в употребление в Западной Европе и впервые появились в войске Тевтонского Ордена. Еще неизвестные литовцам, эти огнестрельные снаряды казались им громовыми стрелами бога Перкуна. Здесь-то Гедимин нашел себе смерть, пораженный пулею из неуклюжего, первобытного ружья.

Сыновья отвезли тело Гедимина в Вильну, и там оно было сожжено на огромном костре в так называемой Кривой долине Свинторога, по древнелитовскому обычаю, в парадной одежде и вооружении, вместе с любимым конем и слугою, с частью неприятельской добычи и тремя пленными немцами (1341).

Положение княжества Литовского после смерти Гедимина

Известно, что в литовской земле, как в русской и польской, существовал обычай деления областей между членами княжеского семейства. Гедимин еще при жизни раздавал сыновьям свои области, в особенности вновь присоединенные, на правах удельных князей. После Гедимина осталось семь сыновей: Монвид, Наримунт, Кориат, Любарт и Явнутий. Они поделили Литовско-Русские земли на семь уделов, а восьмой, Полоцкий, принадлежал племяннику Гедимина, Любку (сыну Воина). Кроме того, еще существовали многие мелкие удельные князья из потомков Владимира Великого.

Гедимин погиб так внезапно, что, по-видимому, не успел распорядиться великим княжением, т. е. назначить себе преемника, у которого удельные князья должны были находиться в подчинении. Неизвестно в точности, случайно или с соизволения отца, младший из сыновей Гедимина, Явнутий (Евнутий), стал князем стольного города Вильны с некоторыми большими пригородами. Но, очевидно, он не пользовался правами старшего князя и не мог иметь никакой власти над братьями. Из-за таких неопределенных отношений литовских князей между собой вновь основанное государство после смерти Гедимина находилось в опасности разложиться на несколько самостоятельных владений, и соседи могли воспользоваться этим разъединением для захвата ближних областей.

Польский король не замедлил объявить притязания на Волынь, а на северо-западе постоянная опасность грозила от двух немецких Орденов. Но неопределённость продолжалась не более пяти лет. Конец ей положили два самые даровитые сына Гедимина, Ольгерд и Кейстут, рожденные от одной матери и связанные неразрывной дружбой.