Архитектурные стили древнего мира. Архитектурные стили по порядку

  • Дата: 25.10.2019


Современные архитекторы поражают своими невероятными проектами – небоскрёбами, невероятной длины мостами, зданиями для стекла. Но стоит отдать должное и древним архитекторам, которые были весьма искусны в строительстве и создавали здания, которые восхищают людей даже в технологичном XXI веке.

1. Церковь Святой Рипсимэ



618 г.н.э.

Первой страной, принявшей христианство в качестве официальной государственной религии, была Армения. Неудивительно, что именно в Армении сохранились некоторые из наиболее старых и почитаемых святынь, одной из которых является церковь Святой Рипсимэ, построенная в седьмом веке в честь раннехристианской святой. Примерно в 300 г. н.э. Рипсимэ жила в римском монастыре как отшельница, вместе с 35 другими женщинами. Однако, она была вынуждена бежать в Армению, поскольку ее захотел взять в жены римский император Диоклетиан. Но и там ее красота привлекла внимание языческого армянского царя Трдата III, который захотел овладеть ей.

Когда Рипсимэ отказалась, царь пришел в в такую ярость, что велел забить Рипсимэ и всех ее подруг-христианок камнями до смерти. После этого Трдат стал безумен, а когда Григорий Просветитель исцелил его, то царь крестился, провозгласил христианство официальной религией страны и построил первую часовню в честь Рипсимэ.

2. Джокханг



639 г.н.э.

Буддийский храм Джоканг, расположенный в столице Лхасе, считается самым священным храмом в Тибете. Хотя точная дата его строительства не известна, обычно принято считать, что храм создали примерно в 639 году. Согласно тибетской легенде царь Тибета Сонгцен Гампо женился на двух разных женщинах: непальской принцессе Бхрикути и китайской принцессе Веньчэн.

Его китайская невеста привезла с собой статую Будды, которая привела Гампо в такой восторг, что он решил построить для нее храм. Обуреваемая ревностью, принцесса Бхрикути также потребовала для себя храм, после чего был построен Джоканг. Другая легенда о храме гласит, что он был построен на дне высохшего озера, над спящей демоницей, чье сердце был заключено в клетку при строительстве Джокханга.

3. Арка Тита



82 г. н.э.

Как и многие из величайших творений ранней архитектуры, арка Тита была построена в честь человека, в данном случае - в честь римского императора Тита. Хотя его правление было кратким (оно длилось всего два года), Тит считался хорошим правителем, а также известным военачальником. Именно он захватил Иерусалим и разрушил Второй Храм.

Триумфальная арка Тита была построена как раз в честь этого подвига. Ее южный барельеф изображает триумфальное шествие Тита с трофеями, захваченными в Иерусалиме, а северный барельеф - императора, управляющего квадригой. Построена арка была младшим братом Тита Домицианом после того, как он стал преемником своего брата в 81 г. н.э..

4. Соккурам



774 г. н.э.

Соккурам - скальный храм, построенный на склонах горы Тхохамсан в Корее. Знаменит он тем, что в нем находится довольно большая статуя Будды. Построен он был в восьмом веке премьером-министром государства Силла Ким Дэ-Сонгом, который хотел таким образом почтить своих родителей. К сожалению, Ким умер до того, как было завершено строительство храма, который сегодня считается одним из самых прекрасных примеров восточноазиатского буддийского искусства.

5. Дхамек



249 г. до н.э.

На протяжении многих веков среди правителей древней Индии большой честью считалось, если после смерти их останки хоронили в большой круглой структуре, известной как "ступа". Одной из старейших ступ во всей стране является Дхамек, расположенный в непосредственной близости от города Сарнатхе. Считается, что именно здесь Будда произнес свою первую проповедь после просветления. Дхамек был построен под руководством одного из величайших правителей Индии - императора Ашока, который был ответственен за распространение буддизма на всем континенте.

6. Королевский мавзолей Мавритании



3 век до н.э.

Расположенный недалеко от города Алжир, Королевский мавзолей был построен для двух последних правителей древнего царства Мавритания - Юбы II и Клеопатры Селены II (их сын Птолемей был последним правителем). Мавзолей не случайно имеет поразительное сходство с тем, который был построен римским императором Августом. Так Юба II хотел выразить свою верность Риму.

Известен мавзолей под различными названиями, в том числе как "Могила христианки" благодаря крестообразной форме ложной двери. К сожалению, этому строению был нанесен существенный вред на протяжении веков: вандалы и воры уничтожили или украли большую часть декоративных украшений, а также различные правители пытались уничтожить мавзолей.

7. Мост Святого Ангела



1347 г. до н.э.

Пешеходный мост через реку Тибр в Риме был построен во времена правления римского императора Адриана, более известного стеной, который он построил, чтобы отметить северные границы Британии (а заодно и отгородиться от кельтов). Мост, который используется до сих пор, первоначально был известен как "Мост Адриана", а название изменили в средние века, после того, как Архангел Михаил якобы явился Папе Григорию Великому в 590 году нашей эры. Изначально мост был построен, чтобы соединить Марсово поле (площадь в древнем Риме) с мавзолеем Адриана, который теперь известен как замок Святого Ангела.

8. Сокровищница Атрея



1250 г. до н.э.

Иногда эту гробницу, построенную в греческих Микенах, также называют Гробницей Агамемнона. Сокровищница Атрея считается одним из самых больших достижений микенской архитектуры и прекрасно сохранилась до сих пор. Ее создатель неизвестен, равно как и предназначение, но предполагается, что в этом сооружении хранились останки правителя, который построил микенскую крепость. Уникальность гробницы заключается в том, что в ней есть побочная камера, соединенная с основной сводчатой камерой.

9. Гринстедская церковь



11 век

Гринстедская церковь считается самой старой деревянной церковью, которая стоит до сих пор, а также может быть самой старой деревянной структурой во всей Европе. Наиболее характерная особенность церкви - белая башенка - была добавлена где-то в 1600-е годы (с момента постройки церкви в 11 веке она неоднократно достраивалась и реконструировалась).

10. Храм Брахадисвара



1010 г.н.э.

Один из самых больших храмов в Индии, Брахадисвара посвящен индуистскому богу Шиве. Что примечательно, он полностью изготовлен из гранита (на постройку пошло около 130 000 тонн). Брахадисвара является невероятным подвигом древних строителей - к примеру, только корона-"луковичка", которая находится на вершине 61-метровой башни, была вырезана из цельного камня и весит более 80 тонн.

Рассказ о древней архитектуре мы продолжим интереснейшей информацией про .

Одно из древнейших и величайших достижений человечества - рождение архитектуры, которое можно отнести к эпохе палеолита. В этот период времени, примерно до 12-10 тыс. до н. э. человек формировался как разумное существо. Именно в этот период развития человеческого общества родилось осмысленное людьми пространство, которое мы сейчас называем архитектурой. По сути, в этот период архитектурой называлось покорение природного пространства путем придания ему нового человеческого смысла.

Анри де Люмле (род. 1934 г., Марсель, Франция)

Люди объединялись в родовые общины, где главенствующую роль играли женщины. Эта эпоха родового общества называется матриархатом. Форму хозяйствования в этот период можно определить как присваивающую. Охота, рыболовство, собирательство являлись для человека основными способами добычи пищи. Человек еще не был скован ни земледелием, ни животноводством, поэтому и его жилище в эпоху палеолита выбиралось на непродолжительное время. Обычно это была пещера, землянка либо шалаш. В эпоху верхнего палеолита, от 40 до 10 тысячелетия до н. э., появляются очень интересные жилые строения. Французский историк и археолог Анри де Люмле (рис. 1.1) открыл в пещере Грот де Лазаре (см.

дв. вкл., ил. 1) в окрестностях Ниццы особый тип жилья. В пещере был оборудован шалаш, который опирался на интересную конструкцию. Вертикальные балки стоек удерживались на земле при помощи камней. На них были уложены балки перекрытия, которые другим концом упирались в выступы в стене пещеры. При этом данная конструкция шалаша не примыкала вплотную к стене пещеры, что спасало ее от просачивавшейся по стене пещеры воды. Остов шалаша обтягивался шкурами животных. Кроме этого, в данном очень интересном жилом помещении впервые появляется зонирование пространства. Очаг размещался при входе в пещеру, что предохраняло конструкцию шалаша от возможного пожара. Далее внутри шалаша был выделен тамбур или сени. Таким образом, можно сказать, что шалаш в пещере Грот де Лазаре есть пример зарождения первого функционального разделения жилого пространства, а конструкции опор есть первичная стоечно-балочная система.

В эпоху неолита происходит изменение жизненных условий человеческого общества. Потепление климата привело к тому, что людям стало выгоднее заниматься земледелием, в результате возникают первые стационарные жилые поселения и первые религиозные архитектурные сооружения. До наших дней сохранилось множество интересных архитектурных религиозных ансамблей эпохи неолита. Все эти сооружения подразделяются на семь основных архитектурных типов. Это менгиры, дольмены и кромлехи, таулы, сейды, каирны, трилиты. Надо отметить, что все эти сооружения первобытного времени несут в себе определенный, религиозный сакральный смысл.

Менгиры (рис. 1.2) - это сооружения в форме вертикально стоящих столпов высотой около 20 м, с заостренными или закругленными верхними концами, иногда историки-религиоведы склонны видеть в менгирах религиозный символ древнего кельтско-славянского культа Рода и Рожаницы, так называемый фаллический культ. Археологи считают, что менгиры обозначали места погребения предков того или иного рода и поэтому являлись объектами религиозного поклонения (см. цв. вкл., ил. 2).

Менгир высотой 9,5 м. Франция

Мавзолей короля готов Теодориха в Равенне. VI в. н. э.

Рис. 1.4

Дольмены - это сооружения, составленные из нескольких камней, перекрытых одной или двумя горизонтальными плитами (см. цв. вкл., ил. 3). Данное сооружение представляет собой погребальную камеру. Дольмены несли в себе некий религиозный смысл и можно даже говорить о том, что великие египетские пирамиды есть своеобразные наследники дольменов, так как еще в эпоху Шумерского царства стали появляться сырцовые усыпальницы, созданные для «нужд вождей и царей». Такие усыпальницы были созданы в форме именно дольменных сооружений. Это были огромные сооружения, составленные по кругу из гигантских многотонных камней, перекрытых тщательно обработанными каменными блоками. Надо отметить, что последнее по времени мегалитическое сооружение дольменного типа было возведено в 532 г. н. э. Этим сооружением является мавзолей готского короля Теодо- риха Великого (рис. 1.3). Готы, имевшие перед своими глазами величайшие памятники римского периода, тот же мавзолей Галлы Плацидии, так и не смогли воспользоваться этим наследием, и мавзолей Теодориха перекрыт куполом, который создан по типу горизонтального каменного дольменного блока.

(рис. 1.4) представляют собой большие каменные круги, составленные из тяжелых глыб выше человеческого роста. Их можно найти практически во всех частях Европы: от Соловецких островов Белого моря до Сардинии и от Испании до побережья Каспия. По мнению археологов, наибольшее количество кромлехов сохранилось в Великобритании, их там несколько сотен. Наиболее знаменитый кромлех - это всемирно известный Стоунхендж под городом Солсбери. Пожалуй, это самый известный кромлех, который можно назвать первым архитектурным сооружением, подвергавшимся реставрации в конце XV столетия. Однако наиболее впечатляющим кромлехом является конструкция, расположенная в 350 км от Стоунхенджа в местечке Арбор Лоу. В отличие от Стоунхенджа, кромлех Арбор Лоу окружен еще и большим рвом. Это дает возможность предположить, что кромлех в Арбор Лоу является не только религиозным сооружением, но и оборонительным.

Таула (каталанское taula - букв, «стол») - тип Т-образного мегалита, характерного для о. Менорка в составе Балеарских островов. Таулы могут достигать 3,7 м в высоту и состоять из вертикального столба (монолита или нескольких небольших камней, расположенных друг на друге) с горизонтальным камнем, расположенным сверху. U-образная стена обычно примыкает к сооружению.

Таулы - памятники культуры талайотов, существовавшей в период 1000-300 гг. до н. э.

Наиболее известные таулы: Торре-Тренкада, Талати- де-Дальт, Торреллисса-Ноу, Трепуко и Торральба д’эн Са- лорд.

Мегалиты представлены в разных частях света и обычно датируются эпохой неолита. Мегалиты, которые разнообразят пейзаж Менорки, относятся к талайотской эпохе, которая длилась на Балеарском архипелаге с середины II в. до конца I тысячелетия до н. э. Название эпохи взято от наиболее характерной мегалитической постройки, представленной на острове, - талайота (от араб. Atalaya) - каменной башни в форме конуса высотой от 5 до 10 м.

Трилиты Стоунхенджа

Трилиты (рис. 1.5) - особый вид доисторических памятников, относящихся к категории так называемых мегалитов (менгиры, дольмены, кромлехи ит. д.). Они состоят из трех монолитов; в одних местах два находятся в стоячем положении, а третий положен поперек, образуя в совокупности подобие ворот; в других все три камня стоят параллельно, на некотором расстоянии друг от друга, например, над доисторическими гробницами в Пруссии, по берегу Одера. Трилиты, как и мегалиты вообще, служили видом надгробных памятников в неолитический период.

Сейды (сейда) - священный объект североевропейских народов, в частности, саамов (лопарей). Может представлять собой чем-то особенное место в горах, тундре, тайге, чем-то выделенную скалу, приметный камень, пень, озеро, иное природное образование. К понятию сейда также относятся артефакты - сооружения из камней и монгольские ритуальные сооружения - обо.

Сейды, как каменные сооружения, встречаются на территории России (в Карелии и на Кольском полуострове), а также в Скандинавии. Наиболее легко читаемым типом каменного сейда являются каменные пирамидки (гурии). Часто встречаются также скалы на подставках - «каменных ножках», частично приподнятые скалы или поставленные в неустойчивое положение.

Каирны - ансамбли галерей и камер, сверху покрытых землей, т. е. в данном случае дольмены составляли как бы их скелет. Дольмены обычно представляют собой «ящики», составленные из каменных плит, к которым иногда присоединяются длинные или короткие галереи. Они являлись коллективными погребальными камерами, о чем свидетельствуют останки в виде костей и вотивные клады (керамика, украшения, топоры из полированного камня).

На евразийских просторах тоже есть интересные архитектурные памятники, которые говорят нам о кочевом характере культуры первобытных народов Евразии. Это так называемые погребальные скифско-сарматские и славянские курганы, а также погребальные курганы монгольских народов. По сути, курган не только играл роль мемориального сооружения, который хранит память о погребенных в нем предках, но и являлся единственным ориентиром на огромных пространствах Евразии. Однако в конце эпохи неолита появляются и стационарные жилые постройки. Есть мнение, что термин «строить» изначально обозначал соединение трех опор - подобная жесткая конструкция вполне пригодна для шалаша. Однако более обоснованным считается, что русское слово «зодчество» происходит от иранско-славянского корня «зед», обозначавшего различные изделия и объекты из глины. Как мы знаем, на юге, на землях трипольской культуры (современная Центральная Украина) дома лепили именно из глины, либо обмазывали глиной плетеные конструкции, либо лепили из необожженного кирпича и к тому же ставили эти дома на сваях по берегу Днепра, что давало возможность защищаться от внезапного нападения. Подобные методы строительства жилых домов были характерны не только для трипольской культуры, но и для эпохи Шумерского царства, для периода Раннего и Древнего царств в Египте, для первобытного Китая. Кроме этого, поселения трипольской культуры были уже стационарными поселениями, построенными на сваях. Надо сказать, что многие историки, изучающие историю славянства, считают, что подобный тип сооружения как раз характерен для протославянских племен. В защиту этого мнения надо отметить тот факт, что до настоящего времени техника строительства домов и целых городов на сваях присутствует во многих европейских странах, в которых ранее жили славяне. Например, на севере Италии таким способом построен город Градо, который даже своим названием свидетельствует о том, что был основан, отстроен и населен славянами - венедами (венетами), которые, по свидетельству историка Тацита, «живут по побережью Ядранского (Адриатического) моря». Кстати, название города до сих пор сохраняет славянский корень «град». Однако самым ярким примером того, что трипольская архитектура могла быть именно протославянской, является сохранившийся на востоке Германии этнографический заповедник в Лаузице - Шпреевальде, под городом Коттбус, где проживает славянское этническое меньшинство Германии лужицкие сорбы. Дома в Лаузице построены на сваях вдоль берегов реки Лужицы и соединены между собой каналами (рис. 1.6).

Советские археологи П. П. Ефименко и А. Н. Рогачев в 1937 г. у села Костенки Воронежской области смогли рас-

Лужицкий дом (Германия)

Костенковское жилище. Реконструкция копать несколько интереснейших стоянок с просторными удлиненной формы жилищами (рис. 1.7). Размер самого крупного строения составлял 33,5x5,5 м. Жилище было заглублено в землю на 40 см и располагалось своей длинной осью вдоль склона, это снижало опасность его затопления весенними паводками. В отличие от трипольского типа здания жилой дом костенковской культуры был предназначен для проживания не одной семьи, а нескольких, принадлежавших к одному роду. Этот факт говорит о том, что жители костенковского городища жили еще родовыми семейными общинами и не перешли к соседской общине как трипольцы. Внутри костенковское жилище подразделялось на ряд помещений, которые служили отдельными семейными общежитиями. Таким образом, это жилище разделялось по количеству проживавших в нем семей, чему соответствовало количество очагов.

Одной из самых древних и могущественных цивилизаций по праву считается Римская империя. Она подарила миру уникальную культуру, которая и по сей день не перестает удивлять и восхищать. Особый интерес представляет архитектура Древнего Рима, которая смогла соединить в себе лучшие черты древнегреческого и этрусского наследия.

Особенности архитектуры Древнего Рима

Архитектура Древнего Рима, как самобытный вид искусства, была сформирована в период IV—I вв. до н. э. Древним сооружениям лишь чудом удалось сохраниться до наших дней, невзирая на многочисленные войны и природные катаклизмы. Памятники архитектуры древнеримского зодчества и сейчас покоряют своей величественностью и монументальностью.

И это неудивительно, ведь именно древние римляне положили начало новой эпохе в мировой архитектуре, начав строительство внушительных общественных сооружений, рассчитанных на большое количество людей. К ним относятся театры и амфитеатры, рынки, библиотеки, термы, базилики, храмы.

Рис. 1. Терма в Древнем Риме.

При строительстве своего государства древние римляне использовали достижения греческих и этрусских мастеров. И если древние греки в архитектуре были тонкими ценителями прекрасного, то римляне показали себя практичными и дальновидными строителями. Позаимствовав полезные идеи, они смогли создать уникальную архитектуру, которая своим поистине колоссальным размахом смогла воплотить в камне всю мощь великой империи, стать ее символом на долгие века.

Самым известным памятником древнеримской архитектуры является Колизей. Это классический амфитеатр впечатляющих размеров, который использовался для проведения увеселительных мероприятий. На его арене устраивались гладиаторские бои, жестокие сражения крупных хищников и прочие развлечения. В III веке н. э. Колизею был нанесен серьезный ущерб во время сильного пожара. Но он был восстановлен и с тех пор привлекает к себе туристов со всего мира.

Рис. 2. Колизей.

Достижения архитектуры Древнего Рима

В Древнем мире архитектура Рима не знала себе равных. Огромные масштабы строительства, многообразие типов сооружений и композиционных форм, удивительные инженерные находки смогли возвеличить Древний Рим, укрепить его мощь и славу.

ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

К наиболее значимым достижениям того периода истории следует отнести:

  • Пожалуй, самым важным изобретением древнеримских архитекторов стал бетон. Новый строительный материал состоял из воды, извести и щебня. Поначалу его применяли при строительстве дорог, но благодаря удивительной прочности и огнеупорным качествам бетон занял лидирующее место в возведении архитектурных сооружений.

Заливая бетоном пространство между двумя стенками, выложенными из кирпича, зодчие добивались невероятной устойчивости конструкции, и тем самым могли строить многоэтажные здания. Снаружи их покрывали гранитом или мрамором, богато украшали скульптурным декором.

  • Акведуки - арочные мосты - одно из важных достижений римских архитекторов. Впоследствии их конструкция послужила образцом для строительства железнодорожных и прочих транспортных мостов.

Рис. 3. Древнеримские акведуки.

  • Монолитность древнеримской архитектуры стала возможной благодаря использованию в строительстве всевозможных арок, опор и криволинейных перекрытий. Фасады амфитеатров и мосты укреплялись рядами аркад - характерной особенностью архитектуры Древнего Рима.
  • Сводчатые конструкции также стали важнейшим изобретением. Соединив вместе арки, римские зодчие смогли добиться усиления конструкции потолка и получить, таким образом, свод. Выстроив ряд арок в виде замкнутой окружности, они создали купол. В дальнейшем эти новшества послужили базой для развития многих архитектурных направлений.
3.9 . Всего получено оценок: 277.

Цель: познакомить учащихся с архитектурой Древнего Рима, разновидностями построек и их назначением, продолжать развивать познавательные способности учащихся, умение работать с источниками информации, выделять главное, воспитывать интерес, чувство уважения и восхищения к древнеримской строительной технике и архитектуре.

Оборудование:

  • мультимедийный проектор,
  • мультимедийная презентация. Приложение 1
  • индивидуальный раздаточный материал,
  • выставка по теме (репродукции, книги)

Новые слова: форум (расположение архитектурных сооружений в строгом порядке на огромных четырехугольных площадях); акведуки (водопроводы); виадуки (каменные мосты); пилястры (плоский вертикальный выступ на поверхности стены); кессоны (квадратные углубления, которыми разделен полусферический потолок свода), термы (общественные бани).

Ход урока

I. Организационный момент

Художественная культура Древнего Рима оставила человечеству богатейшее наследие.

Тема нашего урока “Архитектурные достижения Древнего Рима”. На уроке мы познакомимся с архитектурой Древнего Рима, разновидностями построек и их назначением, строительным материалом и нововведениями в архитектуре.

II. Новая тема

Архитектура Древнего Рима как самобытное искусство, сформировались ко времени IV-I вв. до н. э. Памятники архитектуры Древнего Рима сейчас, даже в развалинах покоряют своей величественностью. Римляне положили начало новой эпохе мирового зодчества, в котором основное место принадлежало общественным сооружениям.

В развитии художественной культуры Древнего Рима различают три основных периода:

  1. Искусство этрусков (7–4 вв. до н.э.)
  2. Искусство Римской республики (4–1 вв. до н.э.)
  3. Искусство Римской империи (1–4 вв. н.э.)

Важную роль в становлении римской государственности, культуры принадлежит этрускам (племенам жившим на территории современной Тосканы). Они были опытными земледельцами и искусными ремесленниками. Они строили города, имевшие регулярную планировку, мощеные улицы), хорошую систему канализации, множество храмов на каменных фундаментах и дворцов. Жилые дома и дворцы имели хорошую, удобную планировку: комнаты отдыха, для бесед, развлечений, бытового назначения. Внутри дома были дворики – сады со скамейками и фонтаном, куда хозяин приглашал друзей. Храмы строили в честь богов, для жертвоприношений богам и правителям. Этруски создали свой ордер – величественный и монументальный.

1. Римский Форум.

С 4 века до н. э. центром деловой и общественной жизни Рима стал Форум. <Рисунок 1 >

Здесь проходили народные собрания, решались важнейшие вопросы войны и мира, управления государством, заключались торговые сделки, слушались судебные разбирательства, кипели страсти… На территории Форума было много зданий, памятников и статуй. От Форума начинались важнейшие дороги государства, к нему сходились основные улицы города. Форум служил центром общественной жизни, и из повседневного общения людей эволюционировало тематическое общение, носящее все признаки того, что мы сегодня называем форумом. Самым замечательным памятником на Форуме была 38-метровая колонна Траяна <Рисунок 2 > . Выполнена из 20 блоков карарского мрамора, имеет высоту 38 м (вместе с пьедесталом) и диаметр 4 м. Внутри колонна полая: в ней находится винтовая лестница со 185 ступенями, ведущая к площадке на капители. Весит монумент около 40 тонн. Ствол колонны 23 раза спиралью огибает лента длиной 190 м с рельефами, изображающими эпизоды войны Рима и Дакии. Изначально была увенчана орлом, позже статуей Траяна. В 1588 вместо неё Сикст V установил статую апостола Петра, которая и находится на колонне по сей день. В основании колонны расположена дверь, ведущая в залу, где помещались золотые урны с прахом Траяна и его супруги Помпеи Плотины.

2. Инженерные сооружения.

Римская архитектура всегда стремилась к удовлетворению практических нужд человека. Строили римляне новые по тем временам инженерные сооружения: водопроводы (акведуки) и огромные каменные мосты (виадуки), внутри которых скрывались свинцовые и глиняные трубы, подающие воду в город. Вызывает восхищение строительство дорог. Знаменитая Аппиева дорога – проложена из Рима в Капую, великолепно вымощенная большими, плотно пригнанными камнями <Рисунок 3 > .

3. Колизей.

Среди архитектурных сооружений Древнего Рима особый интерес представляют зрелищные постройки. Самая Крупная из них Колизей <Рисунок 4 >. Колизей – это самое грандиозное из дошедших до наших дней древнеримских сооружений – символ славы Вечного Города, превосходящий своими размерами все когда-либо построенные в Риме амфитеатры. В его стенах раздавалось эхо гладиаторских сражений, а позднее, когда камни Колизея расхищались на строительство средневековых церквей и дворцов, на смену ему пришло эхо от ударов молотов. Сегодня, хотя и полуразрушенные, стены Колизея продолжают стоять, заманивая к себе тысячи туристов. Колизей (первоначальное название – амфитеатр Флавиев) был детищем императора Веспасиана (из семьи Флавиев), который в 72 году задумал воздвигнуть памятник в честь военного триумфа на Ближнем Востоке.

4. Пантеон.

После романтической красоты руин форума и величия Колизея древняя грандиозность Пантеона наиболее ярко рисует облик античного города. Пантеон <Рисунок 5 > – единственное сохранившееся в Риме до наших дней практически неповрежденным, величайшее античное купольное сооружение высотой 43 м. Пантеон был построен в 128 г. при Адриане на месте аналогичного храма 27 г. до н.э., воздвигнутого Марком Агриппой (сохранилась надпись), но в 110 г. уничтоженного ударом молнии. Пантеонсостоит из шестнадцати коринфских колонн десяти метров высотой, поддерживающих крышу с треугольным фронтоном. Портик с двускатной крышей служит проходом в центральное строение цилиндрической формы, которое расчленено нишами, где некогда стояли статуи богов. В интерьере как бы вписан круг, диаметр которого и высота одинаковые (43.3 метра). Во внутреннее помещение свет проникает через отверстия в куполе. <Рисунок 6 >.

Архитектурный облик Древнего Рима невозможно представить без триумфальных арок, воздвигнутых в честь побед римлян в военных походах. Триумфальная арка - архитектурный памятник, состоящий из больших портиков. Триумфальные арки устраиваются при входе в города, в конце улиц, на мостах, на больших дорогах в честь победителей или в память важных событий. <Рисунок 7 >.

Среди крупнейших общественных построек Древнего Рима необходимо назвать здания терм <Рисунок 8 >. В Риме их насчитывалось великое множество. Они служили местом отдыха и развлечений, их посещение входило в повседневную жизнь римлян.

III. Закрепление изученного на уроке

А сейчас давайте повторим, что вы узнали сегодня на уроке? Что вам понравилось? Что запомнилось? Скажите, что можно увидеть в наши дни из элементов римской архитектуры (арки, своды)

Вывод. Римская архитектура оставила богатое наследие для потомков.

IV. Домашнее задание

Гл. 9., ст. 94–101. Вопросы и задания.

Литература

  1. Учебник Даниловой Г.И. Мировая художественная культура. М., Дрофа, 2010.
  2. Соколов Г.И . Искусство Древнего Рима. М., 1996.
  3. Римское искусство // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.) – СПб, 1890–1907.
  4. ru.wikipedia.org
  5. mystic-chel.ru
  6. uchportal. ru

Апогеем развития античного мира стала Римская империя, чей расцвет пришелся на первые столетия «нашей эры». Нашествие варваров положило конец цивилизации древних римлян, утратившей способность адекватно реагировать на внешние вызовы и погрязшей во внутренних распрях. А вместе с варварами, пришло и разрушение, которому подверглись многие из прекрасных образцов римской архитектуры. Но, все же, волею случая часть из них, пусть и частично, но выстояла до наших дней, давая возможность всем желающим познать особенности римской архитектурной традиции.

Многие аспекты культуры римляне позаимствовали у греков, видоизменив их на свой, более практичный лад. Именно поэтому архитектурный ансамбль в крупном римском городе являл собой смесь греческой агоры и традиционных форм народного жилья. Дополняли картину величественные культовые и общественные сооружения — форумы, бани, храмы, амфитеатры. Триумфальные арки напоминали о моментах величия и воинских успехов римских легионов. А в пригородах располагались роскошные виллы с виноградниками, оливковыми рощами, полями пшеницы и прочим хозяйством, орошаемые при помощи сложных инженерных конструкций — акведуков. Мосты через реки и великолепные дороги, соединяющие воедино всю империю, тоже относятся к достижениям древнеримских строителей.

Акведук Пон-дю-Гар


Рассматривая детальнее жилой дом, можно заметить, что в основе его лежит идея замкнутой осевой композиции. Традиционно дом строился на длинном участке, огражденном от улицы стенами без окон. В передней части дома находится атриум, являющий собой замкнутое пространство, внутренний дворик с проходами к жилым и подсобным помещениям. В центре атриума находился бассейн, имплювий, над которым для освещения и стока ливневых вод оставалось открытое пространство. Одно из привыкающих к атриуму помещений — таблинум, обычно, кабинет главы дома, где также происходили все деловые встречи. За таблинумом обычно располагалось место сосредоточения интимной жизни — внутренний сад, перистиль.

Такой тип дома известен как атриумно-перистильный.

Форум Траяна, общий вид, реконструкция


Римские форумы, изначально служившие рынками, а после принявшие на себя церемониальные, торжественные, культовые прочие функции, строились по тому же принципу, разве что в иных масштабах. Развитие композиции происходит по оси вглубь, последовательно раскрывая основные пространства.

Площади имели преимущественно прямоугольную форму, в их композиции доминировал храм, возвышающийся над прочими сооружениями. Храмы также были прамоугольными с пристраиваемыми портиками — подобная конструкция является для Рима традиционной и восходит к этрусско-архаическому периоду. Глубинно-осевая структура прослеживается и тут, а вход выделялся при помощи богатого портика, которому были присущи черты коринфского, композитного или ионического ордера, хотя последний в Римской архитектуре применялся редко и был характерен для архитектуры Древней Греции.

Наиболее сложным и величественным форумом считается форм императора Траяна, возведенный под руководством архитектора Аполлодора Дамасского в период с 112 по 117 годы н. э. Его масштабы и убранство не имеют аналогов. Основной мотив ансамбля — мраморные колоннады и портики различных, порой очень больших габаритов, самая большая из которых — мемориальная колонна Траяна, расположенная между двух симметричных зданий библиотек посреди небольшой внутренней площади. Ее высота — 38 метров, а мраморный ствол покрыт спиральным барельефом с более чем 2,5 тысячами фигур — все это было призвано увековечить военные успехи Траяна.

Современный вид на форму Траяна


Триумфальная арка, очень популярный в Риме тип мемориального сооружения, обычно возводилась на главной дороге или вместе с форумом. Прекрасные примеры — арка Тита (I век) и арка Константина (VI век). Последняя поражает как своими масштабами — 25 метров в ширину и 21 метр в высоту, так и своим декором.

Арочные и сводчатые формы также широко использовались при строительстве мостов и акведуков. Последние являлись основой городского водопровода, а римляне, как известно, были большими любителями бань. В их строительстве использовался камень и гидравлический раствор. Так, гардский мост-акведут имеет длину 275 метров и высоту 49 метров. Наибольшая арка имела пролет в 24 метра. Грандиозное для своего времени сооружение. Простота форм, гармония соотношений, ясность тектоники, выразительная фактура и поражающие воображение масштабы — конструктивные элементы композиции своей совокупностью порождали удивительную монументально-изысканную красоту. Стоит отметить, что именно арочно-сводчатые бетонные конструкции лежат в основе самых грандиозных общественных зданий имперского Рима.

Триумфальная арка Константина в Риме


Римляне, хоть и отличались большей приземленностью по сравнению с греками, но культурно отдыхать тоже умели и любили. Если, конечно, считать культурными кровавые зрелища смертоубийства. Но, суть заключается в том, что и кровавые и более миролюбивые представления происходили в амфитеатрах, представлявших собой усовершенствованные версии аналогичных сооружений зодческой традиции Древней Греции. Если у греков под зрительские места обустраивался естественный рельеф местности, например, склоны гор, то римляне стали возводить субструкции, поддерживающие зрительские места.

Самым известным и грандиозным римским театром вне всяких сомнений является Колизей, возведенный в I веке нашей эры. Зодчие того времени потрудились над возведением этой громадины на славу. Габариты этого эллиптического по своей форме сооружения —156 на 188 метров по осям и почти 50 метров в высоту. Вместительность — 50 тысяч человек. Конструктивная основа строения — 80 радиально направленных стен и столбов, несущих своды перекрытий. Кроме того — поперечные и кольцевые проходы, распределительные галереи, система лестниц, связывающая внутренние помещения с расположенными по всему периметру выходами. Наружные стены были выложены из двух слоев — бетона и травертина. Стоит заметить, что бетон — римское изобретение. Для облицовки использовался мрамор и стук.

Реконструкция Бруно Брицци. Рим, Амфитеатр Флавиев (Колизей)


Использование «каркасной» структуры было функционально целесообразно, т. к. благодаря ей естественным образом освещались внутренние галереи, проходы и лестницы, а также существенно уменьшались затраты материалов.

В Колизее впервые зафиксировано использование тентов — стены четвертого яруса сохранили кронштейны, служившие в качестве опор для стержней, к которым крепился при помощи канатов огромный тент из шелка, спасавший местную публику от жаркого солнца.

Современный вид Колизея


Не менее величественными были и римские дворцы, в особенности — императорский дворцовый комплекс на Палатине, где располагались не только парадные и церемониальные помещения, но и жилые. Главное достоинство дворца — тронный зал, поистине огромная «комната»! Основное перекрытие — цилиндрический свод с пролетом практически в 30 метров, высотой в 44 метра.

Упомянутые уже вскользь римские бани или термы — достояние именно римской архитектурной, да и культурной традиции в целом. Они были сложными комплексами с многочисленными помещениями и дворами, которые предназначались как для совершения водных процедур, так и для иного рода занятий, предполагавших отдых и развлечения: занятия спортом, общение, игры, чтение и т. д. Вход в бани был доступен всем желающим, а поскольку таковых было достаточно — размеры расположенных по главной оси (осевая композиция использовалась и тут) залов были впечатляющими. Основные помещения представляли собой все-таки комнаты для омовений, разделявшиеся по температуре: холодная (фригидария), тёплая (тепидарий) и высокая (кальдарий). Помещения последнего типа как правило имели в центре бассейн, наполненный горячей водой. Помещения были обогреваемы — теплый воздух поступал по специальным каналам, проложенным в стенах и полах.

Термы Каракаллы


Всего в Риме было возведено 11 больших общественных и до 800 небольших приватных терм. Самые известные — это термы Каракаллы, построенные в период с 206 по 216 годы. Главное здание терм занимало площадь 216 на 120 метров, а вместе с прилегающими садами, площадками для игр и отдыха — 363 на 535 метров. Возведение подобных строений стало возможным благодаря огромному опыту в создании бетонных сводов и куполов, накопленному к тому времени. Именно развитие купольных конструкций в термах повлияло на возникновение композиции типа ротонды, где купольная форма стала доминирующей.

Один из самых выдающихся образцов храма-ротонды — Пантеон в Риме, строительство которого закончилось около 125 года нашей эры. Диаметр купола Пантеона — примерно 43 метра. Большепролетное купольное пространство храма было в буквальном смысле непревзойденным вплоть до прошлого века! Римские зодчие сумели добиться большой надежности конструкции и обеспечить рациональное распределение нагрузок. Они умело применяли различные строительные материалы, используя туфт, травестин, различные виды легкого заполнителя бетона — пемзовый и кирпичный щебень.

Купол Пантеона в Риме


Важное место в строительстве занимали крытые залы — базилики, служившие для различного рода собраний и заседаний трибунала. Это вытянутые в плане прямоугольные здания, внутри разделенные рядами опор на удлиненные пространства — нефы. Средний неф делался шире и выше боковых, освещался через проемы в верхней части стен. После принятия в VI веке Римской империей христианства на основе базилики начали развиваться новые типы культовых зданий — базиликальные церкви.

Христианская базилика получила особенно широкое распространение в культовом строительстве западного средневековья.

Римская архитектурная традиция, являясь преемницей греческой, египетской и более древних школ зодчества, стала, в свою очередь, источником вдохновения для многих архитекторов будущего, а ее традиционные элементы можно заметить в таких стилях, как , ампир, классицизм и прочих.