Строительные технологии древних цивилизаций. Планировка русской избы Мертвые поместья и дома

  • Дата: 28.03.2020

С давних времен Русь славилась богатыми хвойными и лиственными лесами. Поэтому, дерево выступало в роли ведущего строительного материала в те времена. Из дерева строили все, начиная от изб для простого народа и бань, заканчивая хоромами для правителей, а также церквями.

Интересным является тот факт, что секреты древнерусского зодчества применяются и по нынешний день. Было время, когда дерево отошло на второй план, и вместо него использовали камень, бетон и кирпич. Однако теперь в 21 веке дерево, как стройматериал, обрело вторую жизнь.

Дерево – традиционный материал русского зодчества

Все дома на Руси возводили из сруба. Сруб – это связанные между собой бревна. Для строительства изб использовались бревна сосны и лиственницы, в более редких случаях – дуба или березы. Для возведения кровли брали древесину ели, поскольку она более легкая.

Бескрайние леса – это лишь одна из многих причин, почему наши предки отдавали предпочтение дереву. Вот еще несколько факторов, которые повлияли на популярность этого строительного материала:

  1. Для русского человека деревянные дома – это не просто место для жизни, а некое продолжение леса, природы. В таком доме человек чувствует себя спокойно и уютно.
  2. Автор писания «О государстве русском» Джайлс Флетчер утверждает в своей книге, что для русских деревянная постройка намного удобнее, чем каменная потому, что камень холодный и сырой, а дома из сухого дерева теплые. А это, со слов автора, крайне важно для сурового климата некоторых регионов Руси.
  3. Наши предки поняли, что, как и в лесу, в таком доме дышится легко и свободно. Окна в те времена были маленькие и узкие, а в холодное время года их и вовсе закрывали досками. Поэтому деревянное жилище – это лучший вариант.

Уважение к дереву пришло в христианскую Русь еще с языческих времен. Люди верили, что если обратиться к дереву, обнять его, то отойдут все болезни и проблемы, ведь от дерева исходил “добрый дух”.

Вы скажете, что все это сказки? Отнюдь нет. Ведь в каждой сказке есть доля истины. Древесина, в особенности хвойные породы, издает приятный аромат, вдыхание которого является своего рода исцеляющей ингаляцией. Это прекрасная профилактика простудных заболеваний. А страдающие хроническим бронхитом уже через год жизни в таком доме забудут про свою болезнь. Подобная ароматерапия успокаивает и расслабляет человека. Поэтому наши предки вовсе не сказочники, просто люди выражались в то время немного другими словами.

Какими инструментами пользовались на Руси?

Название “сруб” не случайно. Пошло оно от выражения “срубить избу”. Что это означает? Бревна для сруба заготовлялись исключительно при помощи топора, хотя на то время уже существовали пилы. В отличие от пилы, топор при рубке «заглаживает» древесные волокна, делая торцы бревен гладкими.

Гвозди использовались крайне редко, поскольку при соприкосновении с их поверхностью дерево со временем начинало гнить. А в те времена еще не существовало специальных пропиток, защищающих поверхность от влаги и насекомых. В качестве крепителя использовались остро заточенные деревянные колышки.

Как заготавливали бревна для строительства?

К выбору дерева для сруба подходили очень ответственно, ведь не из каждого ствола получится хороший материал. Сосна должна быть ровная и не изъеденная насекомыми. Выбрав подходящие деревья, мастера делали на стволах специальные метки – затесы. Узкими полосками по направлению к корню снималась кора.

Целая часть коры необходима была для того, чтобы обеспечить стекание смолы. После этого деревья оставляли стоять в лесу, порой даже на несколько лет. За это время из дерева обильно выделялась смола, смазывая ствол.

Рубку выбранных сосен начинали поздней осенью или ранней зимой, когда дерево уже «спит». Если вырубку осуществить летом или весной, сосна начнет гнить

В отличие от хвойных пород, лиственные деревья подлежали вырубке в теплое время года.

Для изб выбирали небольшие деревья, а для храмов и церквей – вековые сосны.

Возведение домов

Традиционно строительство дома начинали весной с возведения специальной каменной подошвы – прообраза современного фундамента. Если строили хибару (сарай для хранения запасов), то часто обходились и без фундамента, т.е. укладывали бревна на грунт.

Ряд связанных между собой бревен назывался «венец», это название используется по настоящий день.

Строения того времени условно можно разделить на несколько групп:

  • клеть;
  • изба;
  • хоромы.

Клеть – это четырехугольное помещение без окон с соломенной крышей, не предназначенное для отопления. Клеть редко использовалась в качестве жилья, в основном в ней хранили провиант. Изба – это клеть немного большего размера с установленной печью. Нередко избу соединяли с клетью, а крытый проход между ними назывался сени.

Хоромы представляли собой объединение нескольких помещений. В их состав входили покои, подклет, горница, светлица и т.д. Верхние этажи хором предназначались для знати, а нижние – для служителей.

В те времена применялись несколько технологий возведения домов. Для строительства хибар и клети использовали сруб «в режь», при этом бревна укладывали попарно друг на друга. Зачастую их даже не скрепляли между собой кольями.

Для изб применялась технология с забавным названием «в лапу», а все потому, что вытесанные концы бревен действительно напоминали лапы. Скрепление производили таким образом, чтобы торцы не выходили наружу. Это делалось, чтобы предотвратить сквозняки.

При технологии «в обло» торцы немного выходили за линию стен и оставались круглыми. При этом мастера связывали между собой бревна и венцы при помощи колышков, а между венцами выстилали мох. Данная технология считалась самой надежной. Дом мог выстоять более века. А в самом помещении всегда было тепло.

С тех пор прошло немало времени. Однако некоторые древнерусские секреты зодчества до сих пор актуальны. Нынешние архитекторы и проектировщики успешно применяют их в сочетании с новейшими технологиями.

Читаю я сейчас про искусство и архитектуру Древнего Египта. Вы же меня знаете, всегда лезу в мелочи и частности, всегда вопросы возникают: «Как?» да «Из чего сделано». Посмотрела несколько фильмов про храмы и пирамиды, с этим все ясно: вырубленные из камня идеально ровные глыбы, несчастные строители с остеоартрозом, возможное вмешательство инопланетян и все такое. А как же жили простые египтяне?

Картинка сверху - это, вообще-то, скрин, само видео можете тут глянуть

А просто они жили и очень тесно. Дома строили из кирпича сырца, который лепили из того, что приносил ежегодно разливающийся Нил: смеси ила и глины.

Из такого кирпича строили дома в Древнем Египте

Площадь дома могла составлять 6-10 квадратных метров (как моя кухня). Правда, в доме только спали и делали детей (судя по всему, прямо при уже имеющихся детях), все остальное время проводили на работах или во дворе, когда опускались сумерки, перебирались на крышу, где можно было посидеть, выпить пива (это очень уважаемое занятие было в Египте) и обсудить события дня. Надо сказать, жилище фараона ненамного отличалось от «квартиры» крестьянина.


Здесь хорошо видна "анатомия" пирамид

Дворцы были на удивление маленькими и тесными, хоть, конечно, побольше чем у бедняков, но значительно меньше, чем храмы и погребальные комплексы. Дерево было в дефиците, так что прибрежная глина вполне решала проблему строительных материалов. Кирпич-сырец был недолговечен, зато дешев. Он со временем раскисал или крошился, поэтому до нас почти не дошло жилищ обычных людей. В одной передаче видела, что археологам удалось изучить один дом только потому, что он… сгорел во время пожара и был заброшен: глина под влиянием высокой температуры спеклась и приобрела свойства обожжённой, что позволило стенам, занесенным песком, «дожить» до наших дней.


Реконструкция жилища египтян

Так что весь имперский размах воплощался в «околопохоронной» архитектуре египтян: в пирамидах и храмах. Строили их там, где поближе были каменистые горы, чтобы не таскать далеко каменные глыбы, но если надо было, то и таскали. Вообще считается, что прообразом пирамид были горы. Строительного камня было полно - известняк, ассуанский гранит, порфир и мерцающий алебастр.


Древнее изображение производства кирпича

Так что получается, что вся историческая архитектура Египта к быту египтян имела весьма косвенное отношение, ее целью было порадовать богов, возвеличить фараона и обеспечить ему роскошное загробное существование. И не важно что на это уходила большая часть бюджета государства.


Дом современного египтянина


Интересно, что в Древней Палестине жилища простых людей были очень похожи на египетские

ХАРАППСКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ

С Египтом все понятно, а вот как дело обстояло, например, в Хараппской цивилизации, мало нам известной? Эти ребята были более практичными, архитектурная гигантомания им была не свойственна, да и стройматериал был более надежный - обожжённый кирпич.


Реконструкция хараппского города

Похоже, что это была какая-то полуутопическая цивилизация всеобщего благоденствия и процветания, так здесь заботились о своих гражданах: мостили мостовые, строили искусственные водохранилища, организован был в Хараппских городах водопровод и даже канализация. Правда, от такой роскоши и комфорта граждане со временем заскучали и выродились. А вот если бы понапрягались бы немного, строя какую-нибудь стену или пирамиду, может больше бы свободу любили да за свое добро держались.


Хараппские постройки. Руины Мохеджо-Даро

Использовали и кирпич-сырец, но значительно реже. Климат в древности на территории нынешней Индии когда-то был другой, намного влажнее, хоть и сейчас не особо сухой, поэтому сырец быстро расползался. Кирпичную кладку скрепляли илистым раствором, который брали у берегов местных рек.


Башня в Мохеджо-Даро

Известь использовали редко, только в нижних рядах кладки, илистый раствор не был очень прочным, не застывал "намертво", поэтому при необходимости постройку можно было легко разобрать, и кирпич использовать повторно. Интересно, что хараппские строители использовали несколько разнообразных строительных приемов, то есть были весьма "продвинуты" для своего времени. Кроме городских стен и ворот ничего гигантского от хараппов (или как их там) не осталось. Нечем, нечем было правителям занять народ!

КИТАЙ

Зато этот посыл вовремя дошел до китайских правителей. Они как раз заняли своих граждан такой полезной деятельностью, как постройка Великой Китайской стены, в то время как жилища китайцев были весьма скромными. Особенно по сравнению со Стеной, которую неплохо видно даже из космоса. Общая длина стены превышает 5 тыс. км. Стены выложены в два ряда, наружные части сделаны из камня и кирпича, а внутри стена набита утрамбованной глиной, общий объем которой составляет около 180 млн. кв. м.


Великая Китайская стена. Вид из космоса

Если говорить о китайских жилищах, то и жилье императоров было похоже не на гигантский дворец, а на поселок зажиточных крестьян - так, фольгой чуть облепили для форсу да стеной обнесли. Прекрасные и довольно большие постройки стали возводить относительно недавно, в последние столетия. Надо сказать, что и Китайская стена, и стены дворцов имели весьма утилитарное значение - оборонное. Империя постоянно страдала от нашествий варварских племен с Севера, а сам Китай постоянно раздирали внутренние конфликты, так что без стен - никак.


Реконструкция древнего китайского города Линьцзы, 7 век днэ

Красивые китайские дворцы и храмы с загнутыми углами крыш - отголосок тех времен, когда все постройки были деревянными, тогда их строили именно такими. А вообще говорить о какой-то единой архитектуре Китая довольно сложно - страна огромная, с неоднородным рельефом, лежит сразу в нескольких климатических зонах. Что под руками было, из того и строили: от бамбуковых хижин на сваях в воде до пещер в скалах.



Реконструкция-музей древнего китайского жилища

Надо сказать, не одни хараппские граждане были такие грамотные, что придумали водопровод. Был он и в Китае, китайцы использовали для подачи воды бамбуковые трубы. Водопровод был и в Древнем Египте, и в Риме, причем в последнем - весьма совершенный.


Современное жилище бедного китайского крестьянина в глубокой провинции


Древний пещерный город в Китае


Как же все перекликается - пещерный город в Петре, Иордания


... И еще - пещерный город в Чуфут-Кале в Крыму

ВАВИЛОН


Вавилонские ворота Богини Иштар в Пергамском музее в Берлине

Вернемся же к кирпичу. Обожженный кирпич использовали и вавилоняне. Они же весьма продвинулись в искусстве облицовки зданий. Всем известны их прекрасные изображения на синем фоне, выложенные из изящной поливной плитки. Знаем мы и о Висячих садах Семирамиды, правда с трудом себе представляем, что это было на самом деле.


Нынешние представляние о Висячих Садах Вавилона весьма разнятся: от вполне традиционных вариантов...


...До очень неожиданных. Это не реконструкция, а вполне реальное здание в современной Японии.

Ясно, что «Слава Иштар!» - это святое, а как же жили простые вавилоняне, те, что башню до самого неба строили-строили, да не достроили? Судя по материалам раскопок, жили они тесно и не особенно роскошно. Как и египтяне, и китайцы, и харрапские ребята.


Вавилон


Руины Вавилона, фото 1932 года

ХЕТТЫ

Еще мы хеттов забыли. Эти, в основном, строили из камня, иногда практически не обработанного, так как жили среди горных массивов Анатолии, камня там - хоть завались. Однако в городе Кархемыш (XX-VIII вв. до н.э.) обнаружены постройки и из все того же сырцового кирпича, правда на каменных основаниях. Крупных храмов и гробниц хетты не строили, но все же некоторые циклопические сооружения от них остались. Например, знаменитые Львиные ворота. Крепостные стены и башни тоже были весьма массивными - нужно было обороняться от беспокойных соседей. Каменные блоки для стен использовались просто огромные!

Львиные ворота в столице хеттов Хаттусе.

Для постройки жилых помещений использовали некрупный камень и упомянутый кирпич, снаружи вся эта красота обмазывалась глиной. Жилье, как вы уже догадались, как и у других народов, обычно было совсем небольшим.


Руины и частичная реконструкция Хаттусы



Хаттуса. Реонструкция.

Так что все народы, похоже, жили одинаково: в маленьких домиках без удобств и телека, а в исторической памяти цивилизации запечатлелись сооружениями "для защиты" и "для идеи". Тема эта далеко не исчерпана, так что потом продолжим как-нибудь.

Строительство дома у любого народа со «времен сотворения мира» считается неким актом творчества. И все потому, что оно включает в себя всю мудрость, таинство и мировоззрение народа. Славяне издревле возводили свои жилища и постройки из дерева. С давних времен мастеров по дереву считали творцами невероятной силы, причастными к особым знаниям о Мире.

Наши Предки, возводя дома для своего Рода, находились в гармонии с окружающей Природой. Ловко используя её особенности, Пращуры стремились сдружиться с Природой, стать ее частью. Находясь в единстве с ней, развиваясь в полном взаимопонимании, они, достигали, порой чудесных результатов в этом трудоемком и ответственном деле.

Избы именно рубили, потому, что делали топорами без единого гвоздя.
А что у нас делает топор, как не рубит! Вот Вам и «сруб», и «рубленая изба»!

Слово строительство подразумевает – строи ‘ ть то есть три формы строи ‘ ть: длину, глубину и высоту.

В детстве все любили считать кольца на спиле дерева, даже есть такое мнение, что сколько колец на спиле – столько и лет дереву. А если внимательно присмотреться, то можно заметить, что эти кольца смещены к одной стороне – к северной. Плотность древесины в этой части больше. И это свойство тоже использовали при закладке дома. Существовало понятие - северить бревна. То есть, бревна укладывали северной стороной наружу, что позволяло строению дышать. Так как с внутренней стороны строения плотность древесины более разряженная и мягкая, то изнутри наружу воздух циркулирует нормально, так, что даже угар выйдет. Более твердая древесина снаружи не пропускает воздух внутрь. Соответственно, в жару в деревянном доме прохладно, а в морозы - тепло. Вот и получается, что само строение – дышит и живет.

Причина широкого распространения древесины в строительном деле на Руси кроется не только в том, что она прекрасно сохраняет тепло, а, значит, подходит для любых климатических условий, но и в том, что она способна делиться своей особой энергетикой с людьми. Получался своеобразный симбиоз человека и строения. Изба хранила и защищала человека, а человек подпитывал своей энергией строение, тем самым продлевая время его существования. Ведь ни для кого не секрет, что брошенные избы и дома очень быстро разрушаются.

Дерево, как строительный материал, на Руси, в частности, использовалось повсеместно. Почти до XV века большинство построек были деревянными. Чего только не строили из дерева: избы, боярские дома, заборы, амбары, бани, крепости, храмы. Самые значительные строения возводили из выстоянных бревен, возрастом более сотни лет. Единственным критерием размера постройки были размеры бревна – его длина и толщина. На строительство в основном старались брать безветочное бревно, то есть такое, у которого ветви располагались вверху. Отсюда и выражение: строить «без сучка без задоринки».

Наши Предки знали, где можно рубить, а где нельзя рубить деревья для постройки жилища. Ведь для жилья пригодно только живое, наполненное жизненной силой Древо.

Сейчас уже всем известно, что такое силовые линии земли, что есть положительные точки и противоположные им. В определенных точках дерево наполнялось соответствующей силой. Не зря существовали такие понятия как «белый Лес» и «черный Лес».

Они сохранились у нас и в народных сказках: «и шли по белу лесу и птицы им пели и ягод и грибов было видимо не видимо». Или: «и заехал он в черный лес, где птицы не поют цветы грибы не растут».

Славяне знали о существовании зон жизненной активности и неактивности, другими словами о точках приема и точках излучения. А потому они знали не только о том, где и какое дерево можно использовать, но и на каком месте можно и нужно строить дом.

Славяне придерживались еще нескольких правил при заготовке древесины для строительства:

Никогда не вырубали деревья, которые росли на берегах рек, так как корни сохраняют берег от разрушения:

Обязательно высаживали новые деревья в еще большем количестве, чем вырубали.

Дерево для возведения любого из видов сооружений подбирали очень тщательно – исходя из свойств древесины, а также из условий местности и будущего предназначения постройки. Особым почетом пользовались хвойные сорта древесины – лиственница, сосна, ель. Но не оставались без внимания и дуб, липа, осина и другие. Наиболее прочной хвойной породой является лиственница. Одно из главных ее свойств – она принимает черты металла и не гниет, но только когда постоянно стоит в воде. Потому она и наиболее широко использовалась при строительстве в морских или приморских зонах проживания.

Сосна, благодаря большому содержанию смол и своей природной мягкости, идеально подходила для возведения сруба. Смола внутри и на поверхности бревна после его просушки как бы склеивала волокна древесины, что наделяло ее водоотталкивающими и теплоудерживающими свойствами. Поэтому сосну часто использовали, возводя конструкций в условиях, когда влажность воздуха высокая.

Дуб также часто использовали, ведь его древесина не гниет в воде. Наши Предки часто возводили из него колодцы и делали сваи для построек в болотистой местности.

Липу часто использовали при строительстве амбаров (ее не трогали грызуны), бань и хлевов (она хорошо держит тепло). Ее минус только в том, что она боится грибка.

Осина могла использоваться при изготовлении полоков в бане, так как хорошо стягивает излишки и негативную энергию.

Еловая древесина более плотная, чем у сосны, и ее сложнее обрабатывать, однако воздух в еловой избе необычайно чист.

Как правило, для стен изб и крепостей использовались бревна из «просмоленных на корню» сосен и лиственниц, а из легкой ели делали крышу. И только там, где эти породы деревьев были редкостью, использовали крепкий дуб или березу.

Заготовляя древесину, мастера подходили к этой задаче особо тщательно. На одну небольшую избу требовалось до 150 бревен.

Принимаясь за строительство, наши Предки, прежде чем ударить топором по дереву, просили у него прощения и объясняли необходимость своего поступка, а также приносили требы. Они очень тщательно обращали внимание на многие приметы.

Существовало поверье о том, что нельзя рубить старые или сухие деревья, лучше дать им умереть своей смертью в лесу. Нельзя использовать «буйные» деревья – те, что выросли на пересечении дорог или в месте лесных троп. Считалось, что сруб из них будет шатким и ветхим.

У наших Предков есть Мудрость: «для постройки жилья Рода вашего не рубите мертвого и спящего Древа, и не тревожьте Древа в полнолуние. Ибо не узрят Боги жилья вашего, и домовой не приглядит за добром вашим. Вы ищите только Древа ожившие, сок Сырой Земли по весне испившие. Принесите избранному Древу прощение и поднесите для него дары и угощения. В который благодатный день на Неделе начнёте ставить жильё Рода вашего, тот Бог-Покровитель и поможет вам»

Если объяснять понятнее, то:

Мертвое древо не брали, потому как в нем уже нет жизненных сил, такое дерево не дает энергетического наполнения жилища (отсюда и то, что жилище не узрят Боги и домовой не приглядит за ним).

Спящее древо даже в полнолуние подпитывается энергией луны, оттого его нельзя было тревожить в это время дерево.

Еще по весне высматривали и выбирали те деревья, которые можно будет зимой взять на строительство

Проснувшиеся весной деревья уже испили сок матери Сырой Земли, то есть они живые.

У деревьев под сруб просили прощение и подносили им дары и угощения.

Рубили зимой в последнюю четверть луны - ближе к новолунию и в новолуние.

Наряду с рубкой деревьев, будущему хозяину не стоило забывать про сбор мха для утепления постройки и законопачивания щелей. Процесс сбора мха был также связан с приметами. Домовладелец должен был каждый день собирать кучки мха и оставлять их на неделю. В последний день нужно было смотреть, под какой из кучек нет жучков и червячков, в тот день и следовало заготавливать мох. Также щели между бревнами конопатили конопляной паклей.

Многие секреты постройки жилищ из бревен живы и поныне, а деревянные избы – настоящие шедевры творчества народных мастеров, продолжают и сегодня радовать глаз! В следующей статье мы рассмотрим с Вами, как же строили избы, с чего начиналось строительство и чем завершалось.

Крестьянская изба из бревна испокон веков считается символом России. По мнению археологов, первые избы появились на Руси еще 2 тысячи лет назад до нашей эры. В течение многих столетий архитектура деревянных крестьянских домов оставалась практически неизменной, соединяя в себе всё, что было необходимо каждой семье: крышу над головой и место, где можно отдыхать после тяжелого трудового дня.

В XIX веке самый распространённый план русской избы включал в себя жилое помещение (хату), сени и клеть. Главным помещением была хата – отапливаемое жилое помещение квадратной или прямоугольной формы. В качестве складочного помещения выступала клеть, которая была соединена с избой за счёт сеней. В свою очередь, сени представляли собой хозяйственное помещение. Их никогда не отапливали, поэтому использовать их в качестве жилого помещения можно было только летом. Среди бедных слоёв населения была распространена двухкамерная планировка избы, состоящая из хаты и сеней.

Потолки в деревянных домах были плоскими, их часто подшивали крашеным тёсом. Полы изготавливались из дубового кирпича. Отделку стен проводили при помощи красного теса, при этом в богатых домах отделка дополнялась красной кожей (менее зажиточные люди обычно использовали рогожу). В XVII веке потолки, своды и стены начали украшать росписью. Вокруг стен под каждым окном ставили лавки, которые надёжно крепили непосредственно к самой конструкции дома. Примерно на уровне человеческого роста над лавками вдоль стен обустраивали длинные полки из древесины, которые назывались воронцы. На полках, расположенных вдоль помещения, хранили кухонные принадлежности, а на других – инструменты для мужской работы.

Изначально окна в русских избах были волоковыми, то есть смотровыми окнами, которые были вырублены в смежных брёвнах на половину бревна вниз и вверх. Они выглядели, как небольшая горизонтальная щель и иногда украшались резьбой. Закрывали проём («заволакивали») при помощи досок или рыбьих пузырей, оставляя в центре задвижки маленькое отверстие («гляделку»).

Спустя какое-то время стали популярны так называемые красные окна, с рамой, обрамлённые косяками. Они обладали более сложной конструкцией, нежели волоковые, и всегда украшались. Высота красных окон составляла не менее трёх диаметров бревна в срубе.

В бедных домах окна были настолько маленькими, что, когда их закрывали, в помещении становилось очень темно. В богатых домах окна с наружной стороны закрывали при помощи железных ставней, часто используя вместо стекол куски слюды. Их этих кусочков можно было создать различные орнаменты, расписывая их при помощи красок изображениями травы, птиц, цветов и т.д.

ЗНАТЬ СВОЮ МЕРУ. Северная традиция домостроения

Интервью с мастером деревянного зодчества Игорем Тюленёвым, создающего дома по принципам старых устоев домостроения и саженевого пропорционирования. Интервью проведено специально для читателей газеты «Пашковка».

– В моём сердце нашли глубокий отклик устои нашей русской, Северной Традиции, – делится Игорь Тюленёв. – Постепенно учился воспринимать и понимать и передавать традиции домостроя. И продолжаю учиться. На Руси повсеместно ставили осмерик либо шестерик (дом с восемью либо шестью (как сота в пчелином улье) углами). И это напрямую связано с гармонией восходящих и нисходящих потоков силы: Живы Земной и Яри Небесной (как сейчас модно называть эти потоки – Инь и Янь, а Предки называли – природа Отца и Матери, мужская и женская энергия) с течением их по спирали. Терема и избы преимущественно были круглыми по форме. Всё в домострое имеет определённую важность, и форма тут не исключение.

К примеру, попробуйте, не меняя формы сосуда либо продукта, наполнить спелыми яблоками бутыль из-под минеральной воды. Ничего не выйдет, либо придётся разбить бутыль, либо мелко нарезать яблоки. Для хранения яблок лучше подойдёт корзина, в ней они будут легко дышать, и, соответственно, хорошо храниться, но хранить в плетёной корзине свежий мёд, или зрелый квас, никому не придёт в голову. То есть всему необходимо подобающее вместилище.

Жизнь – это Сила, а форма активизируется той Силой, а дом – наполнение. К примеру, «бензиновый» автомобиль не будет двигаться на дизельном топливе. Таким образом, форма может быть способна или не способна вместить и воспринять ту либо иную энергию, силу. Известное всем выражение: «дом – полная чаша», воспринимается сейчас как дом полный всевозможного «добра» – вещей, мебели, но изначально такой смысл в данное выражение-пожелание, никто не вкладывал. «Дом – полная чаша» – это дом до краёв заполненный гармонично переплетаемыми потоками Земной и Небесной силы, которым для этого нужна определённая форма, здесь и место постановки дома также имеет решающее значение.

Повторюсь, постепенно жилища и другие строения приобрели форму геометрически более «простую», стали квадратными и прямоугольными. В месте пересечения стен образуется прямой угол, силе же свойственно стекать Небесной, и подниматься Земной, Сила, словно вода в реке, под прямым углом не течёт, и поэтому в углах кирпичных, каменных и панельных сегодняшних домов, постоянно скапливается «негатив», там нарушен ток Силы, без движения она «затухает», река превращается в болото. В углу образуется постоянная минусовая точка. Впоследствии для избегания данного процесса в деревянных, уже квадратных домах, стали тесать стены, придавая, таким образом, закругление углам, и давая возможность потокам Силы течь.

– Почему отдавалось предпочтение дереву как строительному материалу?

– Ствол дерева по сути является – свитой (виток, спираль, а Вита – Жизнь) структурой трубчатых систем, так как весь ствол от комля до вершины пронизан животоками – каналами, по которым, пока дерево растёт, течёт сок – от корней вверх по стволу, а овеществлённый солнечный свет от листьев кроны – также по животокам, растекается по всему древу. В зависимости от предназначения дерева: принимать либо отдавать силу, его ствол в процессе роста приобретал левостороннюю либо правостороннюю закрутку, так называемая свиля, и из-за этого срубленное бревно становилось «правым» или «левым».

Избы раньше рубили, сочетая данные брёвна пропорционально, либо осознанно придавая строению те или иные качества, укладывая в сруб преимущественно правосторонне закрученные, либо левосторонне закрученные брёвна. Благодаря способу повенцовой укладки бревна в срубе (комель – вершина) достигался непрерывный ток Живы и Яри по спирали. В чашках (местах перерубов) полюса энергии меняются, осуществляется фазовый переход на 90 градусов – плюса на минус, Сила Отца «становится», наполняется Силой Матери, и наоборот. Но это происходит только в том случае, если не повреждена сердцевина, ядро дерева. Поэтому раньше дома и рубили в охряп – в нижнюю чашу. Сегодня специалисты критикуют такой способ рубки, мол, в нижней чаше скапливается влага, и дерево в срубе больше подвержено гниению, и предлагают срубы, рубленные в крюк – в верхнюю чашу. При этом избегают делать замки – курдюки, не понимая того, что нарушенная в срубе сердцевина дерева в данном случае это медвежья услуга жильцам таких домов.

Крыша замыкает весь контур дома. И тут уже имеет значение угол кровли, вернее углы, так как вариантов их в каноне домостроения множество. С одним углом кровли ставили дом, с другим – овин… Сейчас над этим мало кто задумывается подходя к данному вопросу из понятий эстетики, либо возможности материала, не более того. Дом же призван вместить в себя Жизнь с определёнными качествами. Таким образом, надо учитывать место постановки (слышали же выражение «дом необходимо ставить на камень», это потому что по-другому пересекается ток силы). Не стройте дома на песке, не только потому, что он может разрушиться, а и потому, что песок не является проводником, не будет в таком доме силы.

Также надо учитывать форму дома, и угол кровли, а также материал, из которого построен дом, и тогда дому можно придать любые свойства – Дом Целительный, Дом Ритуальный, Дом Жилой. Все сооружения и дома должны иметь стопроцентное соответствие Формы и Содержания.

Кстати, печь в доме, как его двигатель, должна обязательно опираться на несущие балки пола, а не на самостоятельный фундамент – как зачастую принято сейчас. В зависимости от того, как стоит печь в доме по отношению ко входу, справа, или слева от него, печь может быть Пряхой, и Непряхой соответственно. Вот и в доме у вас, либо «прёт» всё, ладится, либо не очень… Про магию русской печи можно и нужно говорить отдельно, её возможность Родить хлеба, согревать дом и хранить Огонь домашнего очага, сама по себе бесценна.

– Как в старину строили дома?

– Дома в былые времена ставили всей Роднёй, а зачастую всем миром, термин такой был – помочью, все собирались и строили сообща. Печи же были глинобитные, и на «битьё» печи приглашались только непорочные девушки и парни, какую силищу они в печь закладывали! «В родном доме и стены помогают» – так говорят. Раз уж заговорили о доме как понятии, о сути так сказать его предназначения, могу сказать проще: Дом – это место Силы, которое ты создаёшь искусственно. Дом – это инструмент эволюции, данный Родом. Твой дом, универсальный инструмент, с помощью которого ты можешь всё! Это сейчас дом построили, а взаимодействовать с ним не умеем. Я имею в виду с самим домом, с его пространством.

Конечно для того, чтобы дом по настоящему стал твоим, ты должен его построить сам, или, по крайней мере, принять максимальное участие в его строительстве. Структурировать его под себя надо, в процессе рождения дома полить его, где своим потом солёным, а, может, где и малой кровью коли пораниться случится, тем ценнее он для тебя станет, чем больше своей силы ты в него вложишь, в свой дом. Раньше в одной избе жили минимум три поколения сродственников Отец, Мать, Дед с Бабкой да детки. Знания передавались естественным образом. Была преемственность передачи знаний, от деда и отца ко внуку и сыну.

– Слышал, раньше существовало понятие «Строительной жертвы»?

– Да, это так. Перед тем как срубить дерево приносились дары каждому древу и у каждого дерева непосредственно просили разрешение на рубку. Обещая ему продолжение существования в новой форме, в форме Жилища. И если такое разрешение дерево давало, то оно испытывало при этом состояние высшей радости. В результате действия такой высшей эмоции менялась вся молекулярная структура древесины, и теперь она была дружественна к человеку. В новом воплощении – новая мера, это выражение равно ко всем. Срубленное в таком состоянии дерево запечатлеет его навсегда в своём теле, и построенный дом из такого бревна будет этим состоянием радости постоянно делиться с жильцами. А также будет их оберегать от всех напастей.

Сейчас такого практически почти никто не делает. Но что хочу сказать: отношение самого человека к дому, к Жизни может изменить всё вплоть до атомарного уровня. Очень важно, что у тебя внутри, с каким настроением ты живёшь и действуешь. Даже дом, построенный из железнодорожных шпал, пропитанных креозотом, может стать местом истока положительной силы, если в нём живёт светлый человек, полный Радости Жизни…

Дом, Родовое Поместье как артефакт.

Поместье представляет собой не только живую изгородь, сад, огород, лес, поляну, пруд, но и разнообразные постройки – дом, кладовка, сарай, баня, беседка.

Природа и сам человек должны быть образцом и мерой для сооружений, созданных в поместье. Тогда все постройки будут гармоничны и красивы, жизнь будет протекать в них максимально благоприятно для психики и здоровья, и станет возможным раскрытие и реализация многих, заложенных в человеке, способностей.

На сегодняшний день в архитектуре существуют:

1. Поместья и дома, построенные по живым размерам.

Этим домам присуще свойства всех живых существ – они создавались с учетом коэффициента золотого сечения и так называемых вурфных коэффициентов. Вурф – это трехчленное деление человеческого тела (о нем подробнее будет рассказано ниже). Сюда относятся дома, созданные с применением древнерусской системы саженей. Именно так строятся дома для комфортной и приятной жизни.

Основные сажени в метрах:

Городовая 2,848
Большая 2,584
Великая 2,440
Греческая 2,304
Казенная 2,176
Фараона 2,091
Пилецкого 2,055
Царская 1,974
Церковная 1,864
Народная 1,760
Черняева 1,691
Египетская 1,663
Кладочная 1,597
Простая 1,508
Малая 1,424
Меньшая 1,345

Все 16 фиксированных саженей, по которым предлагается проектировать сооружения, вычислены исходя из размеров исторических зданий – памятников культуры. Сажени возрастают в соответствии с коэффициентом гармонии музыкального ряда — 1, 059.
Хочется подчеркнуть, что сажени – это инструмент создания объема, а не только единица измерения длины. Из любого размера можно сделать сажень.

Гармоничные размеры придают зданиям и сооружениям следующие свойства:

1. Красоту;
2. Долговечность;
3. Прочность;
4. Отличная акустика;
5. Оздоровительный эффект для людей;
6. Гармонизация пространства.

До введения проектирования по метрам, не только дома, но и парки, города создавались по саженям, об этом нам напоминает название одной из саженей – городовая.

Земля в поместье изменялась десятинами – 1 десятина – 109 соток. В одной десятине 2400 квадратных саженей. 4,548 кв. м – квадратная сажень.

2,848х1,597=4,548 кв. м;
2,548х1,76=4,548 кв. м;
2,44х1,864=4,548 кв. м;
2,304х1,974=4,548 кв. м;
2,176х2,090=4,548 кв. м;
1,508х2х1,508=4,548 кв. м;

При создании дома по саженям, учитывается то, что в природе не бывает одинаковых фигур – разнообразие радует глаз, умиротворяет психику.

Отмечены также удивительные урожаи на грядах, размеченных по саженям.

Отдельно в поместье стоит тема создания «живого пруда», т.е. такого водоема, где вода максимально самоочищается (не зарастает), все благоприятно для жизни рыб, раков и, по желанию хозяев, для купания. Конечно, для строительства пруда важно в первую очередь наличие источника воды (показателями источника являются зеленая трава, ива, ольха), ложа из глины, расположение берегов по геодезическим линиям. И лишь затем производится разметка пруда по саженям.

Глубина дна должна быть разной, причем желательно, чтобы водоем был на севере глубже, на юге – мельче. Для удобства возможно сооружение 1 или 2 террас вглубь пруда шириной около 0,5 м для посадки водных растений, например кувшинок, камыша. Желательно берега пруда вытянуть по направлению ветра. Важно сочетание естественных форм и геодезических линий. Так, пруд в форме креветки или змейки не будет самоочищаться, если построен на равнине. Но эта форма отлично подходит для водоема у подножия горы или в овраге.

Дорожки в поместье не должны быть прямыми. Энергия идет извилисто. Яркий пример представляют собой улицы старой Москвы. Стоя в начале такой улицы, не увидите ее конца – настолько она кривая. Необходимо следовать природе, а в ней нет прямых линий, особенно – параллельных. Аналогично и с грядами. Лучше, когда длинные гряды расположены в форме меандра или змейки.

2. Мертвые поместья и дома.

Эти сооружения замедляют природные процессы, следовательно, применяются для сохранения неживых продуктов и тел, как холодильники, лабазы, склепы. В основе таких домов лежат правильные геометрические фигуры, не встречающиеся в природе – квадрат, круг, равнобедренный и равносторонний треугольник. Исключение здесь представляет шестиугольник — пчелиные соты, правильная геометрическая фигура, но живая.

Земля измеряется квадратами — квадратный метр, квадратная сотка, квадратный гектар.

Пруды создаются в форме правильных геометрических фигур, независимо от геодезических линий, сторон света и направления ветра.

Дорожки прямые, повороты по четким углам.

3. Остальные сооружения .

Не «живые» и «мертвые» поместья и дома. Такие сооружения создаются дилетантами или предназначены для каких-то неизведанных, космических целей. К ним относятся новострой, городские квартиры. Тема не изучена, можно написать диссертацию….

Используемая литература:


2. Семинар 6-10 июля Зеппа Хольцера в Краметерхофе.
3. Сайт sazheni.ru
4. Форум http://forum.anastasia.ru/topic_47351_90.html

Обоснование применения саженей

Бог устроил Мир, и в Гармонии Мира отдалено отражается совершенство Бога. Бог дал людям разум и чувства, способные воспринимать Гармонию Мира. Более того, Гармония заложена в самом Человеке. И Человек может не только воспринимать, но и воспроизводить Гармонию Мира в своих произведениях.

Гармония поддается измерению. Одним из мерил Гармонии является человеческая мера – сажень. Создавая что-либо по саженям, Человек придает Красоту и Гармоничность своим произведениям. Насколько Человеку органично жить в природе, созданной Богом, настолько Человеку естественно жить и пользоваться творениями, отражающими эту Гармонию.

Человеку естественно жить в созданной им самим гармоничной среде. Эта так называемая «культурная» среда. Она является вторичной, искусственно созданной Человеком средой обитания. Тем не менее, эта вторичная природа также должна отвечать законам Гармонии, быть благоприятной для человека. Такое соответствие и может обеспечить сажень.

Уникальность системы древнерусских саженей, в том, что «принципиально отсутствует единая для саженей стандартная измерительная единица, а сама система измерения не является евклидовой.

На протяжении многих веков отсутствие единого стандарта не мешало, а более того – способствовало возведению великолепных, эстетически пропорциональных природе сооружений еще и потому, что в древнерусской архитектуре все членения были трехчастными», отмечает в книге «Золотые сажени Древней Руси» А. Ф. Черняев.

Например, пальцы рук, ног, руки (плечо-предплечье-кисть), ноги (бедро, голень, стопа) и т.д.- имеют трехчленное строение. Причем двухчленной конечности в природе не существовало.

Отношение 3-х длин составляют пропорцию, называемую вурфной. Значения вурфа по телу человека варьируется, в среднем составляя 1,31.

Причем коэффициент золотого сечения в квадрате, деленный на два равен вурфу. (1,618х1,618):2=1,31.

В настоящее время большинство архитекторов в России незаслуженно забыли методику проектирования по саженям и используют метрическую систему.

Рассмотрим историю возникновения метра. Метр был впервые введён во Франции в XVIII веке и имел первоначально два конкурирующих определения:

Как длина маятника с полупериодом качания на широте 45°, равным 1 c (в современных единицах эта длина равна м).

Как одна сорокамиллионная часть Парижского меридиана (то есть одна десятимиллионная часть расстояния от северного полюса до экватора по поверхности земного эллипсоида на долготе Парижа).

Современное определение метра в терминах времени и скорости света было введено в 1983 году:

Метр - это длина пути, проходимого светом в вакууме за (1 / 299 792 458) секунды.

Получается, метр искусственно выведенная единица измерения, не связанная напрямую, а, соответственно, не отражающая Гармонию Мира и Человека. Метр – эталон, образующий линию. Сажени же являются естественной для Человека мерой. Они образуют трехчастную (3 — сакральное число) систему, по которой гармонично формируется площадь и объём.

Петр Первый, как пишет Д.С. Мережковский в своей работе «Антихрист», отменил естественные меры: сажень, палец, локоть, вершок, присутствовавшие в одежде, утвари и архитектуре, сделав их на западный манер фиксированными. Не просто так метр вводился во Франции и в России во время революций. Разрушители знали, зачем надо забыть мудрость и традиции предков, уничтожить корни…

Древние люди чувствовали Гармонию интуитивно, не думая о мерках. Но связь с Богом слабела, поэтому и возникли жестко фиксированные размеры саженей, появились правила построения различных сооружений по саженям.

Наши предки бережно хранили и передавали вековую мудрость и красоту, воплощая их в храмах Древней Руси. Жизнь в поместьях и домах, построенных по саженям, позволяла не утратить ощущения Гармонии Мира, напоминала Человеку о Боге.

Теперь мы посещаем чудом сохранившиеся после коллективизации и урбанизации поместья. Например, в Москве около Красной Площади родовое поместье Романовых, где сейчас остался только дом-музей, «Дом бояр Романовых». Сохранились дом-музей и часть поместья художника Васнецова в бывшем Троицком переулке около метро Сухаревское.

На Новом Арбате за высотками прячется кусочек усадьбы и родовой дом Лермонтовых. Каждый знает Болдино – родовое поместье великого русского поэта Пушкина. Очаровательным уголком является поместье художника Поленова в Тарусе, музеем в котором заведуют его потомки.

Родовое поместье «отца русской авиации», мемориальный Дом-музей и усадьба Жуковского находятся в сельце Орехово, что в 30 км от Владимира, на трассе Владимир — Александров. И таких примеров множество.

Возрождение древних традиций создания усадеб и поместий, несомненно, послужит социально-экономическому подъему и оздоровлению жизни в стране, развитию духовных, творческих сил и способностей новых помещиков.

Используемая литература:

  1. А. Ф. Черняев «Золотые сажени Древней Руси».
  2. Форум http://forum.anastasia.ru/topic_47351_90.html
  3. Википедия.

Многообразие саженей

Рассмотрим различные варианты применения саженей при проектировании жилого дома. Общее для всех способов: при построении дома по саженям внешние габариты дома должны иметь разные размеры по 3-м осям координат, причем откладывается только четное количество саженей. Аналогично планируется пространство внутри дома, только берется четное количество полусаженей, локтей, пядей, пястей или вершков.

Такие детали, как округлые сверху окна и двери, высокая крыша, разные террасы и крылечки, ассиметричные элементы и части дома делают его оригинальным и запоминающимся. Отдельная тема – украшение дома резьбой, так называемое «узоречье». Это целый язык различных фигурок, рассказывающий о семье, живущей в доме. Мебель изготавливается в соответствии с размерами дома и хозяев. Дополняет внутреннее пространство дома цвет убранства: шторы, ковры, картины.

Проектирование по 16 фиксированным саженям

По 3-м осям откладывается четное количество саженей, которые должны быть различны и не стоять рядом в списке.

1. Пилецкого 2,055
2. Египетская 1,663
3. Меньшая 1,345
4. Казенная 2,176
5. Народная 1,760
6. Малая 1,424
7. Греческая 2,304
8. Церковная 1,864
9. Простая 1,508
10. Великая 2,440
11. Царская 1,974
12. Кладочная 1,597
13. Большая 2,584
14. Фараона 2,091
15. Черняева 1,691
16. Городовая 2,848

Так, внешние габариты дома могут быть следующими: длина – 6 церковных саженей, высота – 4 царских сажени, ширина – 4 народных саженей. Если дом круглый или многоугольный – то внешний диаметр равен четному числу саженей, например, 4 кладочным саженям.

Сажени по золотым пропорциям хозяина.

Предлагается взять пять последовательных чисел золотого сечения 0,382/0,618/1/1,618/2,618. Данные коэффициенты необходимо умножить на рост хозяина – в результате получается ряд саженей, пропорциональный его росту. Например, при росте 1,764 м, шкала будет следующей: 0,674/1,090/1,764/2,854/4,618 м. Указанный ряд последовательно умножается на 2, 4, 8, 16… – формируется таблица, по которой определяются размеры индивидуальных саженей. Вычисленные данным способом сажени разделяются соответственно на 2, 4, 8 ,16, 32… частей. В результате получаем самостоятельные единицы: полсажени, локти, пяди, пясти, вершки.

Виды «человеческих» саженей.

Самые известные «человеческие» сажени:

— маховая. Это длина вытянутых рук;

— ростовая. Просто рост человека;

— косая. Высота человека с поднятой вверх рукой.

По указанным саженям проектируется дом с учетом размеров хозяина и хозяйки. Внешние габариты дома рассчитываются по размерам хозяина, а внутренние – по размерам хозяйки. Здесь скрыт определенный смысл: подобное соответствие предназначено отражать соотношение ролей мужчины и женщины в семье.

В заключение необходимо отметить, что независимо от единиц длины (расстояние можно измерять в футах, метрах или попугаях) при проектировании по саженям мы создаем «живое», гармоничное Человеку пространство для Любви, творчества и отдыха.

Используемая литература:

1. А. Ф. Черняев «Золотые сажени Древней Руси».

Отзыв хозяйки дома, построенном по системе древнерусских саженей, о своем доме

Мой домик действительно построен по русским саженям. Но только снаружи. Внутри – уж как получилось. Жить в нём комфортно, уезжать из него не хочется – мы воспринимаем его как живое существо, очень приветливое и весёлое.

Причина ли этому сажени, или то, что он построен с Любовью нашим единомышленником, очень чистым и добрым человеком, с большим опытом строительства – трудно сказать.

Чаще всего я слышу про свой домик такие слова: «какой он у тебя ладненький!». Вроде маленький, а вроде – не очень, в меру высок, в меру – широк, крепенький такой – одним словом – ладный. А вот в этом, я думаю, заслуга саженей.

Он приятен глазу своими пропорциями, ну и нарядный, конечно (ведь мы его любим – вот и нарядили). Гости, заходя на минуточку, не уходят часами – так и сидят на ступеньках или террасе. Особенно это заметно по детям, спустит мама малыша на землю, чтобы идти домой, а он опять карабкается по лестнице в дом – и довольный такой.

Спустя полгода после постройки дома побывала на семинаре Черняева в Липецке. Там узнала важную вещь, которую стоит всем учитывать при строительстве дома, даже если строительство не в саженях.

Высота потолка в доме с печным отоплением должна быть как можно больше – перегретый воздух поднимается вверх и висит у потолка. Если потолки 3 метра (Черняев говорит, лучше – 3,20), то всё нормально. Если – ниже, то наша голова всё время находится в зоне дискомфорта.

И правда, в отопительный сезон мой сын не мог спать на верху двухъярусной кровати (высота наших потолков – 2,5 метра) – очень жарко и душно там наверху.

Я – за то, чтобы дома у поселенцев были добротными, красивыми и ладными. Лишние затраты «на красоту» окупаются сторицей – сколько раз попадается мне на глаза мой