Философия взаимоотношений женщины и мужчины. Отношение к противоположному полу

  • Дата: 20.09.2019

НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК МГТУ ГА

УДК 130.2:392

ЭВОЛЮЦИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СУЩНОСТИ МУЖЧИНЫ И ЖЕНЩИНЫ В АНТИЧНОЙ ФИЛОСОФИИ

О.Ю. ШИБАРШИНА

В статье рассмотрены взгляды античных философов классического периода и философов эллинистических школ на место мужчин и женщин в обществе. Определен порядок формирования тендерных отношений в античный период. Осуществлен критический анализ концепций Пифагора, Сократа, Платона, Ксенофонта и Аристотеля, рассматривающих тендерные проблемы, сделан вывод о доминировании идеи приоритета мужчин по отношению к женщинам в социальных отношениях.

Ключевые слова: античная философия, пол, тендер, социальный пол, миф об андрогине.

Сегодня человек с его правами и свободами является ключевым звеном любой философии, но были и другие времена. В античный период во главу угла ставилась отнюдь не личность, а окружающий людей мир. Тайны мироздания объяснялись мифами, а природные неурядицы -волей богов. Первопроходцем в становлении античной философии считается Пифагор. Он основал Пифагорейский союз, который исходил из постулата, что человек является частью мироздания, космоса, природы, а основой природы выступает число. С этой позиции объяснялись все события, происходящие в жизни людей. Подобно тому как почва ежегодно дает щедрые урожаи, женщина дарит миру дитя. Ответ на вопрос о том, что же выделяет человека от окружающих его природных сил, животных, можно найти в глубинах культуры. Культура сопровождается установлением законов в обществе, которым все подчиняются, в то время как в природной среде отношения строятся на силе.

Эпоха античности была далека от феминизма. В те времена многие мужчины считали женщин людьми второго сорта, средством для продолжения рода. Подтверждением этому служит одно из сохранившихся высказываний античной поры, принадлежащее Фалесу Милетскому. Философ сказал, что благодарен судьбе за то, что родился человеком, а не животным, эллином, а не варваром, мужчиной, а не женщиной. То есть женщина в противопоставлении мужчине ставилась в один ряд с варварами и животными.

Однако не все мужчины Античности придерживались такого мнения. Прогрессивный Пифагор, напротив, всячески подчеркивал и обособлял важную роль женщины. В Пифагорейском союзе был даже учрежден женский филиал, в котором дамы постигали суть обрядов и знакомились с сакральными заповедями своих высоких обязанностей. Пифагор учил женщин тому, как любовь преображает сердца двух людей в браке, и какую роль в этом процессе играет жена.

Эллинский мыслитель уже тогда знал, что гармоничный союз - это слияние душ. В своих работах он писал о мужской силе как начале творческого духа и о женском могуществе как олицетворении пластичности природы. И когда две эти силы сливаются в одно целое как физически, так и духовно, рождается нечто новое - целая вселенная. То есть Пифагор употребил тезисы, соответствующие принципам Инь-Ян. Он явно продемонстрировал, что считает мужчину и женщину одни целым, а значит, их место и роли в обществе одинаково важны и нужны.

Последователи философа смотрели на устройство мира несколько иначе. Они представляли его миксом упорядоченности и хаотичности. При этом мужское считалось активным, оформленным, а женское - пассивным, неоформленным. Впервые такое противопоставление можно увидеть в одном из сохранившихся документов VI в. до нашей эры. Пифагорейцы предложили таблицу пар, в которой были следующие противопоставления:

Предел - беспредел;

Чет - нечет;

Покой - движение;

Свет - тьма;

Левое - правое;

Квадрат - прямоугольник;

Добро - зло;

Прямое - кривое;

Одно - множество.

Десятой парой противопоставления стала цепочка «мужчина-женщина».

Что примечательно, в теории философы присваивают строго определенные качества как мужскому, так и женскому началам. Если первое считается рациональным, то второе -эмоциональным. Но на практике ситуация была далека от прогрессивной, и интересами, мнением женской половины человечества никто не интересовался. Фактически женщины не имели никаких прав. Они не могли участвовать в выборах, получать образование, владеть имуществом и т.д. В обществе царил строжайший патриархат, а роль женщины была второстепенной. Ее рассматривали, как инструмент для продолжения рода, причем жена считалась собственностью мужа .

Первым философом, который обратился к личности человека, считается Сократ. Именно он начал исследовать феномен души, называя ее связующим звеном между материей и идеями. Сократ обозначил важное место внутреннего мира человека в его жизни. Он указал на необходимость познания самого себя, как важнейшей цели в жизни каждого. По мнению философа, самопознание - это главная задача, призвание человека.

Сократу принадлежит ряд крылатых фраз, которые актуальны и в наши дни. Например, высказывание о необходимости жениться. Философ проявил чувство юмора, когда сказал, что «если попадется хорошая жена, будешь исключением, а если плохая - станешь философом». Или другой пример - о том, что любовь женщины подобна приятному, но опасному яду, и ее нужно остерегаться больше, чем ненависти со стороны мужчины. Очевидно, Сократ имел в виду ситуации, когда разгневанная женщина начинает мстить, и объектом ее нападок становится бывший возлюбленный.

Его ученик Платон продолжает развивать тему души. Уже в его ранних работах появляются высказывания о дуализме интеллектуального и материального, рационального и эмоционального. Именно учение Платона впоследствии стало основополагающим в философии Запада. Оно разделяло понятия души и тела, отчетливо формировало образ женского начала.

Платон возвеличивает душу, принижая тело. Физическую ипостась человека ученик Сократа находит недостойной, низшей материей. Этим его учение противостоит философии софистов, которые говорят о единстве души и тела.

Платон категоричен и в отношении женщин. Он считает их более низкими созданиями по сравнению с мужчинами. Об этом говорит созданная им повесть о сотворении мира. Согласно ей, изначально существовали только мужчины, пришедшие на землю с далеких звезд. Каждый, кто достойно проживал свои дни, в итоге возвращался домой - на звезду. Его душа при этом обретала чувство гармонии и удовлетворения. Если же мужчина сделал что-то недостойное при жизни, он не мог покинуть землю и рождался на ней вновь, но уже в теле женщины. При этом, по мнению Платона, ее душу то и дело одолевает дьявол. Слабые женщины, которые не могут ему сопротивляться, постепенно опускаются все ниже в цепочке перерождений, достигая состояния животного.

Таким образом, согласно Платону, женщина - это связующее звено, переходный элемент эволюции между мужчиной, высшим творением, и животным, бессловесной скотиной.

Стоит отметить, что философ предложил и другой миф о появлении человека. Согласно ему, возникновение полов связано с разделением сущности первочеловека. Миф рассказывает, что были времена, когда на земле жили мужчины, женщины и смешанные обоеполые существа

Андрогины. Описание последних очень напоминает сиамских близнецов: сросшиеся тело, двойная голова, по четыре руки и ноги. При этом андрогины были невероятно сильны - сам Зевс их опасался. Чтобы избавиться от потенциальной угрозы, он разделил «сиамских близнецов». С тех пор мужчины и женщины стремятся друг к другу, ищут вторую половину. Причем если одна из сущностей умирала, живущая искала другого партнера, не обращая внимания на пол. Из-за того, что однополые люди не могли продолжать род человека, Зевс сделал так, чтобы разнополые союзы давали потомство. То есть разделение полов было неизбежным .

В своих работах, касающихся социального порядка, Платон описывает структуру государства. Философ рассматривает два варианта функционирования общества: «наилучший» и «второй после наилучшего». В первой утопической модели роль женщины по-прежнему остается второстепенной. Она должна родить младенца, после чего он передается на воспитание в общину. Обязанности по выращиванию детей выполняют либо мужчины, либо рабы. В таком обществе нет привычного нам института семьи и брака. Все дети являются общими, как и хозяйство. При этом нет такого понятия как глава семьи - женщина не подчиняется мужчине .

Стоит отметить, что в некоторых работах философ ставил женщин наравне с мужчинами в вопросах выполнения одних и тех же обязанностей в идеальном обществе. Например, первые должны были осваивать военное дело, а вторые - участвовать в воспитании детей. То есть Платон стал первым писателем для своего времени, который допустил, что женщина может быть на равных с мужчиной, занимать одинаковое положение в обществе (идеальном, утопическом).

Более того, некоторые современные философы считают, что Платон был первым феминистом в истории человечества. Его феминизм носил вынужденный характер. Согласно работам Платона, существование частной собственности рождает необходимость появления института наследства, а это невозможно без наличия частной семьи и частной жены.

Другая утопическая теория о «втором после наилучшего» обществе низводит женщину до состояния частной собственности. В основе её положений лежит андроцентричный взгляд на отношения мужчин и женщин. При этом мужчина является хозяином, а женщина должна во всем ему подчиняться. Конечно, такой подход полностью исключает наличие у жены каких -либо прав. Она может только следить за порядком в доме и растить детей, причем на бытовом уровне - кормить, стирать и т.д. Мать не имеет права обучать ребенка письму, чтению и прочим интеллектуальным знаниям - эта почетная обязанность ложится на плечи мужчины.

В Древней Греции эта теория находила отголоски в реальной жизни людей. В домах существовали специальные «флигеля» - гинекеи, где женщины выполняли бытовую работу. Они не имели права наследовать имущество, иметь собственность, выступать свидетелями на судебных разбирательствах и самостоятельно выбирать мужа. То есть и дома, и женщины, и дети принадлежали мужчинам.

Зажиточные семьи имели рабынь, которые под руководством «хозяйки» занимались рукоделием. Большую часть дня женщина проводила в гинекее. В качестве милости ей разрешалось встречаться с подругами, ходить в театры на представления, посещать могилы умерших родственников и участвовать в мероприятиях религиозного характера в честь богов Олимпа.

Исключением из правила являлись гетеры. Они выполняли роль любовниц, имели хорошее образование. Греческие мужчины не скрывали, что жены созданы для рождения потомства, а гетеры - для развлечений.

Следует обратить внимание на мнение Ксенофонта по поводу обязанностей полов. В своем высказывании современник Платона обратил внимание на тот факт, что природа создала мужчину для походов и путешествий, сделав его тело сильным и выносливым. Женщина же более слабое создание, которое должно находиться дома и обустраивать семейный очаг. Мужчине же зазорно проводить свой досуг в стенах жилища - он должен заниматься решением внешних задач как полагается его природе. По мнению Ксенофонта, такой порядок в ролях

полов установил Бог, наделив их соответствующими телами.

Еще одним отъявленным приверженцем патриархата является Аристотель. Как и его учитель, Платон в ранних работах, он не считал женщину равной мужчине. По мнению Аристотеля, абсурдна сама идея сравнивать неравное. Это вполне укладывается в иерархическую модель устройства мира, созданную умом мыслителя. Согласно его идеям и космос, и общество являют собой структурированную лестницу. Одни элементы (мужчины) находятся на верхних ступенях, в то время как другие (женщины) - на нижних.

Иерархическое устройство согласно философским гипотезам Аристотеля состоит из пяти слоев. Внизу находится материя, затем вещи, люди, животные, душа и, наконец, дух, который венчает структуру. При этом низшее создано для того, чтобы служить высшему, обеспечивать его лучшими ресурсами.

Аристотель был невысокого мнения о женщинах. Прежде всего, это связано с некой, по его мнению, недоразвитостью их характера. Философ обвиняет женщин в отсутствии рациональности и, как следствие, логики, способности рассуждать, делать обоснованные выводы. Поэтому он располагает их ниже мужчин в своей иерархической структуре устройства мира. Аристотель прямым текстом говорит то, за что сегодня на него бы обрушился справедливый хор феминистического движения. А именно: «Самка является самкой в силу отсутствия определенных качеств. Характер женщины мы должны рассматривать как страдающий от природного изъяна» .

Аристотель отождествляет пассивную женскую энергию с хаосом и располагает ее на нижней ступени иерархии. Единственной ролью женщины в обществе является деторождение, а ценностью - способность к размножению половым путем. Мужчина же, напротив, олицетворение активного начала, дух, стремящийся к новым открытиям .

Интересно, что философ не считал существование полов необходимостью, в отличие от Платона, указывающего на это, как на божественную данность. Аристотель упоминал о двуполых животных, которые способны самооплодотворяться и продолжать человеческий род. Однако он соглашался с тем, что существование полов является более желанным явлением, нежели двуполость. А все потому что лучше не смешивать высшее и низшее в одном теле . Такие высказывания Аристотеля впоследствии были названы классическим андроцентризмом в отношении женщин. Неудивительно, что западные феминисты раскритиковали учения эллинского мыслителя.

Эпоха учений Сократа, Платона, Аристотеля и других - это классический период античной философии. Он знаменовался многими открытиями, расширением идейного мировоззрения древних греков, патриархальными, антифеминистическими взглядами на роли полов в обществе. На смену ему пришла эпоха эллинистических учений: стоицизм, скептицизм, эпикурейство.

Основным отличием новой античной философии стала ориентация на моральное поведение человека. Были внесены коррективы и в представления относительно природы мужского и женского начала, достигнуто большее идейное равенство полов. Например, стоик Зенон как-то сказал, что у дружбы нет критерия по одежде (брюки или юбка). При оценке характера человека во внимание принимается его моральный облик, а не половая принадлежность.

Единомышленник Зенона Сенека утверждал, что «мужчину пробуют женщиной». То есть той, кого он выбирает себе в пару. Философ приводит слова Марка Аврелия о пресыщенности мужчин и неумении чувствовать по-настоящему, испытывать сильные желания, решаться на героические поступки во имя обожаемой избранницы. При этом женщине в этом высказывании отводится почетная роль носительницы вселенского смысла - трепетной любви.

Высказывания обоих философов подтверждают тот факт, что стоицизм высоко оценивал роль института брака в человеческом обществе. Союз супругов должен основываться на дуальной гармонии - гармонии души и тела. Именно представители этого эллинского течения оказали большое влияние на формирование христианской философии и неоплатонизма.

Подводя итоги, отмечаем, что период Античности характеризуется разными

представлениями о роли мужчины и женщины в человеческом обществе. Философы Древней Греции признавали силу и значимость любви, но она в их глазах могла иметь как положительный, так и отрицательный характер. Ее рождение приравнивалось к вселенскому подарку, некой космической неизбежности, ниспосланной на человека. При этом сами люди считались участниками этого процесса, а не его творцами.

К институту брака в античные времена было особое отношение. Его считали союзом противоположных сущностей, у каждой из которых свои функции и роль. Такие умозаключения стали следствием сравнения общественных процессов с теми явлениями, которые происходят в природе (каждое из них якобы имеет мужской или женский характер). Подобный подход к позиционированию полов привел к обоснованию неравенства мужчин и женщин в социальных отношениях.

ЛИТЕРАТУРА

1. Аристотель. О возникновении животных. М.-Л.: Изд-во Академии наук СССР, 1940. 250 с.

2. Воронина О.А. Гендер // Словарь гендерных терминов. М.: Информация ХХ1 век, 2002. С. 20-24.

3. Воронина О.А. Основы гендерной теории и методологии // Теория и методология гендерных исследований: курс лекций / под общ. ред. О.А. Ворониной. М.: МЦГИ - МВШСЭН-МФФ, 2001. С. 101-105.

4. Обидина Ю.С. Специфика гендерных ролей в античном полисе: роль греческой драмы в становлении женской идентичности // Вестник Марийского государственного университета. 2014. № 1 (13). С. 150-153.

5. Платон. Государство //Платон. Диалоги / пер. с древнегр. С.Я. Шейнман-Топштейн / под ред. А.Ф. Лосева. М., 1986. С. 8-114.

6. Шибаршина О.Ю. Гендерные модели мифологических систем Европы и современность // Научный ВестникМГТУГА. 2014. № 203. С. 85-90.

DEVELOPMENT OF IDEAS OF THE SUBJECT-MATTER OF A MAN AND A WOMAN

IN ANCIENT PHILOSOPHY

Shibarshina O.Yu.

In the article concepts of ancient philosophy of the classical period, and also philosophy of the Hellenistic schools in which the problem of regulation of the relations between the man and the woman was considered are analyzed. The features of formation of the gender relations in antique society are defined, conditions of emergence of the concept "social gender" are opened. A valid conclusion that in the period of Antiquity in the system of the gender relations the androtsentrizm dominated, priority value belonged to the man.

Keywords: ancient philosophy, the gender relations, the myth about the androginakh, an androtsentrizm, feminism.

1. Aristotel". O vozniknovenii zhivotnyh. M.-L.: Izd-vo Akademii nauk SSSR. 1940. 250 p. (In Russian).

2. Voronina O.A. Gender // Slovar" gendernyh terminov. M.: Informacija HHI vek. 2002. Pp. 20-24. (In Russian).

3. Voronina O.A. Osnovy gendernoj teorii i metodologii // Teorija i metodologija gendernyh issledovanij: kurs lekcij. Pod obshh. red. O.A. Voroninoj. M.: MCGI - MVShSJeN-MFF. 2001. Pp. 101-105. (In Russian).

4. Obidina Ju.S. Specifika gendernyh rolej v antichnom polise: rol" grecheskoj dramy v stanovlenii zhenskoj identichnosti // VestnikMarijskogo gosudarstvennogo universiteta. 2014. № 1 (13). Pp. 150-153. (In Russian).

5. Platon. Gosudarstvo. Platon. Dialogi. Per. s drevnegr. S.Ja. Shejnman-Topshtejn. Pod red. A.F. Loseva. M. 1986. Pp. 8-114. (In Russian).

6. Shibarshina O.Ju. Gendernye modeli mifologicheskih sistem Evropy i sovremennost". Nauchnyj VestnikMGTU GA. 2014. № 203. Pp. 85-90. (In Russian).

Шибаршина Ольга Юрьевна, окончила РГРТА (2002), кандидат социологических наук, доцент НОУ ВПО «Московский психолого-социальный университет» (филиал, г. Рязань), автор 18 научных работ, область научных интересов - социальная философия, философская антропология, гендерология, социология молодежи.

Введение

В человеческой природе, как и в человеческом существовании, нет ничего заведомо заданного, предопределенного - нет никакой «сущности». «Существование предшествует сущности». Сущность человека складывается из его поступков, она - результат всех совершенных им в жизни выборов, его способности к реализации своего «проекта» - им же предустановленных целей и средств, к «трансценденции» - конструированию целей и смыслов. А побудители его поступков - воля, стремление к свободе. Эти побудители сильнее всех законов, нравственных правил и предрассудков. Они же должны определять семейный уклад, отношения в любви. Наша объективная сущность предполагает существование другого. И наоборот, именно свобода другого служит обоснованием нашей сущности».

Симона де Бовуар попыталась выяснить для себя и объяснить читателю, что же такое этот «женский удел», что стоит за понятием «природное назначение пола», чем и почему положение женщины в этом мире отличается от положения мужчины, способна ли в принципе женщина состояться как полноценная личность, и если да, то при каких условиях, на каких путях, какие обстоятельства ограничивают свободу женщины и как их преодолеть.

Книга Симоны де Бовуар «Второй пол» представляет собой попытку - и попытку удавшуюся - размежевания с марксистским подходом к «женскому вопросу». В центре ее внимания - не «женские массы» и их «коллективная борьба» за общее дело «пролетариата». В центре ее внимания женская личность или «ситуация» женщины в истории, заданная физиологией и анатомией, психологией и социальными традициями. Симона де Бовуар рассматривает эту «ситуацию», используя понятиями свободы воли, автономии, самоосуществления через «проект». Она сосредоточивает свой анализ главным образом на теме межличностных отношений мужчины и женщины - отношений Одного и Другого, увиденных сквозь призму «подлинного бытия» - бытия субъекта, способного к трансценденции, то есть к полаганию смыслов и целей своей жизни, С этой точки зрения Симона де Бовуар перечитывает мифы и легенды о «тайне пола», «предназначении женщины», «загадке женской души». Для нее очевидно, что такой загадки не существует. В пылу полемики она формулирует свой знаменитый афоризм: «Женщиной не рождаются, женщиной становятся».

Она доказывала, что физиологические различия между мужчиной и женщиной вовсе не предопределяют их экзистенциального различия - различия в качестве субъектов истории, когда один является господином, а другой - его рабом. Это разделение труда не задано умыслом, оно навязано вполне определенными социально-историческими условиями.

Симона де Бовуар подчеркивает, что поскольку именно мужская деятельность сформировала понятие человеческого существования как ценности, которая подняла эту деятельность над темными силами природы, покорила саму природу, а заодно и женщину, то мужчина в обыденном сознании предстает как творец, создатель, субъект, женщина же - только как объект его власти. Против этого предубеждения и направлен тезис «женщиной не рождаются, женщиной становятся». Симона де Бовуар стремится рассеять любые сомнения в том, что изначально в женщине заложены те же потенции, те же способности к проявлению свободы воли, к трансцендентности и саморазвитию, что и в мужчине. Их подавление ломает женскую личность, не позволяет женщине состояться в качестве человека. Конфликт между изначальной способностью быть субъектом и навязанной ролью объекта чужой власти и определяет специфику «женского удела». Но Симона де Бовуар убеждена в том, что этот конфликт постепенно разрешается. Стремление к свободе одерживает верх над косностью, имманентностью женского бытия.

Симона де Бовуар, обозначив перспективу «подлинного существования», сумела ярко описать «неподлинность» обычных женских будней - этой повседневной кабалы, угнетающей женщину в наши дни ничуть не менее, чем в прошлом. Обличение, разоблачение повседневных форм дискриминации - одно из главных достоинств книги «Второй пол». Ее другое достоинство связано с тем же понятием «подлинного существования» и его этики, предполагающей обретение своего «я» на пути к свободе, то есть предполагающей существование независимой женской личности, ее автономию, способность «присвоить» собственную жизнь. Переведенное в лозунг «самореализации» или «самоосуществления», это понятие стало новым символом веры для феминизма второй половины XX века.

Она доказывала, что быть женщиной - это не призвание, а состояние, что женщина, как любой человек, должна стремиться к самоутверждению в качестве личности - в творчестве, труде, самораскрытии. Она - не машина для воспроизводства человеческого рода. Ее материнство может быть только актом свободного решения, а не обязанностью.

Многоликость, многогранность, пестроту социального пространства, в котором действует не один субъект и которое держит в напряжении не один конфликт, а множество по-разному разрешаемых конфликтов. И один из них - самый древний - конфликт между мужчиной и женщиной.

Глава 1. Различия между мужчиной и женщиной

Достаточно пройти по улице с открытыми глазами, чтобы признать, что человечество делится на две категории индивидов, чьи одежда, лицо, тело, улыбка, походка, интересы, занятия явно различны; может быть, это различие поверхностно, может быть, ему суждено исчезнуть. Но бесспорно одно - в настоящий момент оно существует с поразительной очевидностью.

Мужчина мыслит себя без женщины. Она же не мыслит себя без мужчины». Она - лишь то, что назначит ей мужчина. Таким образом, ее называют «полом», подразумевая под этим, что мужчине она представляется прежде всего существом определенного пола: для него она является полом, а значит, является им абсолютно. Она самоопределяется и выделяется относительно мужчины, но не мужчина относительно нее; она - несущественное рядом с существенным. Он - Субъект, он - Абсолют, она - Другой.

В сущности, разделение полов - биологическая данность, а не момент человеческой истории. Пара - это фундаментальное единство, обе половины которого прикованы одна к другой, и никакое расслоение общества по признаку пола невозможно. Именно этим определяется женщина: она - Другой внутри единого целого, оба элемента которого необходимы друг другу.

Мир никогда не принадлежал в равной степени обоим полам. И даже сегодня положение женщины еще очень невыгодно, хоть оно и меняется. Почти нет стран, где бы она по закону имела одинаковый статус с мужчиной; часто мужчина существенно ущемляет ее интересы. Но даже тогда, когда права ее абстрактно признаются, устоявшиеся, привычные нравы не дают им обрести конкретного воплощения в повседневной жизни. С экономической точки зрения мужчины и женщины - это практически две касты; при прочих равных условиях мужчины имеют более выгодное положение и более высокую зарплату, чем недавно ставшие их конкурентами женщины. В промышленности, политике и т.д. мужчин гораздо больше, и именно им принадлежат наиболее важные посты. Помимо имеющейся у них конкретной власти, они еще облечены престижем, который традиционно поддерживается всей системой воспитания детей: за настоящим проступает прошлое, а в прошлом историю творили исключительно мужчины.

Женщина - это не застывшая реальность, а становление; и только в становлении следует сопоставлять ее с мужчиной, то есть следует определить ее возможности; огромное количество дебатов теряют смысл из-за желания свести женщину к тому, чем она была, или к тому, что она есть сегодня, в то время как речь идет о ее способностях; не подлежит сомнению, что способности проявляются со всей очевидностью, только когда они реализованы, - но не подлежит сомнению также и то, что, рассматривая существо, суть которого есть трансценденция и выход за пределы своего «я», никогда нельзя подводить черту.

Порабощение женщины родом, пределы ее индивидуальных возможностей являются фактами чрезвычайной важности; тело женщины - это один из основных элементов, определяющих положение, которое она занимает в мире. Но одного тела недостаточно, чтобы дать женщине определение; оно живет лишь той реальностью, что воспринята ее сознанием через действия и в рамках общества. Одной биологии недостаточно, чтобы ответить на занимающий нас вопрос; почему женщина - это Другой?

Таким образом, нельзя рассматривать женщину просто как организм определенного пола: среди биологических данных значимы лишь те, что в ее действиях приобретают конкретную ценность; самосознание женщины определяется не только ее сексуальностью, оно отражает ситуацию, взаимосвязанную с экономической структурой общества; а в ней в свою очередь находит выражение уровень технического развития, достигнутый человечеством.

Разделение утвердилось как раз в те эпохи, когда женщина воспринималась как Другой, общество особенно упорно отказывалось принять ее как человека. Сегодня она становится равным Другим ценой утраты мистического ореола. Реальная власть всегда была в руках мужчины; с самого начала эпохи патриархата они считали полезным держать женщину в состоянии зависимости; их законодательство было направлено против нее; и таким образом она была конкретно конституирована как Другой. Это положение отвечало экономическим интересам мужчин, но оно также удовлетворяло их онтологические и моральные запросы. Когда субъект пытается утвердить себя, ограничивающий и отрицающий его Другой все же ему необходим, ибо он может достичь себя только через такую реальность, что не есть он сам.

Глава 2. Девушка

Взрослая девушка становится менее романтичной, чем была в отрочестве, и больше думает о замужестве, чем о любви. Ее будущий муж уже не рисуется ей в божественном ореоле, она стремится лишь к прочному положению в мире, хочет начать вести свою жизнь женщины. Для большинства взрослых девушек, независимо от того, работают они или нет, живут взаперти в родительском доме или пользуются какой-нибудь свободой, самая важная жизненная задача заключается в том, чтобы найти мужа или хотя бы постоянного любовника.

Сегодня мы с вами постараемся выяснить, чем отличается мужчина от женщины. Причем речь пойдет о поведении, особенностях жизни, а также о психологии. Внешние данные учитываться не будут - и без того понятно, что все мы отличаемся друг от друга. А вот здоровье, устройство психики, а также прочие аспекты жизни иногда заслуживают внимания. Вообще, вопрос отличия людей друг от друга - вещь очень интересная. А когда приходится смотреть отдельно на мужчину, а затем на женщину, то и отвлечься от тематики трудно. Казалось бы, все мы люди - у нас есть одинаковые потребности, инстинкты и желания. Но вот восприятие мира разное. Причем оно зависит, в большинстве своем, от половой принадлежности. Так чем отличается мужчина от женщины? Юмор часто говорит о "женской логике", например. Или о разнице в поведении. Придется понять, чем такие явления вызваны. Может быть, это научит вас лучше понимать друг друга.

Хромосомы

Начинается все еще на биологическом уровне. Все отличия друг от друга организм получает в момент зачатия. Именно тогда, когда выясняется, кому суждено родиться - мальчику или девочке - у пары. Чем женщина отличается от мужчины биологически?

Тут понять не так уж и трудно. Во-первых, половыми признаками. У женщин имеется несколько иное строение половых органов. Это заметно невооруженным взглядом. И благодаря такому явлению еще до рождения в большинстве случаев можно точно сказать, кто родится - мальчик или девочка.

Во-вторых, хромосомные наборы мужчин и женщин отличаются. Как известно, в организме есть множество сдвоенных хромосом. И как раз они имеют отличия у мальчиков и девочек. Женщины имеют так называемые X-хромосомы. А мужчины в 23-й паре - Y-хромосомы. Что это значит?

Выражаясь биологическим языком, у девушки 23-я пара хромосом состоит из XX, а у мужчин - из XY. Также стоит отметить - в яйцеклетке всегда содержатся "иксы", а в сперматозоидах - "иксы" и "игреки". От смешения этих хромосом зависит пол ребенка. Но углубляться в данную область не стоит. Понятно, чем отличается мужчина от женщины на биологическом уровне. Но что дальше?

Противоположности

Не зря говорят, что противоположности притягиваются друг к другу. Если хорошенько задуматься, то это действительно так. Почему? Все дело в том, что если вы решили выяснить, чем отличается мужчина от женщины, можете заметить - одни полная противоположность другим. Причем во всех смыслах.

Само восприятие мира у мужчин и женщин отличается друг от друга кардинально. Например, стоит обратить внимание на четкость полученной информации. Она у дам сохраняется просто прекрасно. Ведь не зря девушек считают прекрасными сплетницами - они могут передать информацию "через 10-е руки" и при этом сохранить истинность смысла. Правда, любят хитрить и выкручиваться.

А вот прямолинейность - это чисто мужская черта. Парни, как правило, не привыкли хранить в мозгу детали и лишнюю информацию. Мысли свои выражают прямо, без намеков. То есть "да" - это да, "нет" - это нет. И никаких отклонений от данных принципов не бывает. Так что уже сейчас можно сказать - мужчина и женщина являются полной противоположностью друг другу. Но именно это их и сближает.

Стремления

С течением времени мир меняется. И восприятие оного - тоже. Но вот уклады, сложившиеся в голове у женщины и мужчины, все равно остаются приблизительно на одном и том же уровне. То есть стремления и цели в жизни и тех и других постоянно остаются одинаковыми. Да, бывают некоторые отклонения, но они все равно не столь существенны и распространены в современном мире.

О чем идет речь? Почему мужчины отличаются от женщин? К примеру, из-за целей в жизни и стремлений. Мужчины - это лидеры, добытчики. Для них, как правило, огромную роль играет карьера, собственные успехи, самореализация. А вот женщины - хранительницы домашнего очага. Каждая девушка даже на подсознательном и бессознательном уровне будет стремиться завести семью, отношения, родить детей. Иначе говоря, реализоваться как мать. Мужчины же, как уже было сказано, предпочтение отдают карьерному росту.

Да, в последнее время наблюдается картина, которая полностью переворачивает восприятие современного мира с ног на голову. То есть мужчины и женщины все чаще и чаще меняются местами. Нередко в семьях теперь добытчик - это мама. А папа покидает карьеру и занимается домом. Эдакая смена ролей. Ее можно пока что считать отклонением. Но в целом стремлениями своими женщины и мужчины все равно отличаются в большинстве своем.

Мозг

Отдельного внимания заслуживает мозг у парней и девушек. Как бы странно это ни звучало, но отличие в данной области просто феноменальное. Причем не только на психологическом или биологическом уровне. Можно сказать, по "функционалу" мозг у девочки и мальчика не одинаковый.

Что это значит? Чем отличаются женщины от мужчин? Факты указывают на то, что парень может сосредоточиться на выполнении только одной задачи одновременно. А вот девушка - сразу на нескольких. Так сказать, у женщин мозг более функционален и универсален в этом плане. Поэтому не стоит удивляться, что девушка может и готовить, и вышивать, и стирать, и разговаривать по телефону, и маникюр себе делать одновременно, а мужчина в тот же период занимается только чем-то одним. Нейронных волокон в мозгу у девушки больше. Именно поэтому он способен концентрироваться сразу на нескольких задачах одновременно.

Алкоголь

Еще один очень интересный факт - это восприятие алкоголя. Ни для кого не секрет, что женщины почти не умеют выпивать. И это не их вина. Так устроен человеческий организм. Задумались, чем отличается мужчина от женщины? Тогда присмотритесь и к одним и к другим - вы все заметите невооруженным взглядом. Сможете увидеть, что женщинам достаточно немного алкоголя - и они теряют контроль над собой.

Все это объясняется на биологическом уровне. Во время принятия спиртных напитков в организме начинают вырабатываться специальные антитела, ферменты. И от них зависит, как быстро человек пьянеет. У мужчин они лучше вырабатываются. Поэтому им труднее напиться.

Поведение

Наш разговор продолжается. Чем отличается мужчина от женщины? Психология указывает на то, что разница между первыми и вторыми огромна. Она буквально везде. И не только на биологическом уровне.

Например, поведение у женщин и мужчин действительно кардинально отличается. Девушки - это энергичные личности, кокетки, те, кто привык следить за своей внешностью и здоровьем. Можно сказать, с ними ассоциируется некая легкость. Хитрые, изворотливые, могут выполнять сразу несколько задач одновременно.

А вот мужчины представляются более сдержанными, мужественными, сильными. Они концентрируются только на одной цели и идут к ней до тех пор, пока не добьются желаемого результата. Внешности так много времени не уделяют. Бывают исключения, но они встречаются не так уж и часто.

Так что поведение у мужчин и женщин действительно отличается. И отсюда нередко между ними возникают конфликты. Решать их почти бесполезно - психология у на протяжении долгих лет.

Разговоры

Доказано - мужчины и женщины общаются на разных языках. Точнее, развитие речи у них отличается друг от друга. Это вовсе не значит, что женщины более развиты в данной области и лучше общаются, вовсе нет. Речь идет немного о другом.

О чем именно? Чем отличается мужчина от женщины в плане речи? Тем, что девушки более болтливы. У них речь развита лучше, они разговорчивы и открыты. А вот мужчины, как правило, молчаливы. "Трепаться" и "чесать языком" безо всякого смысла - это не для них. Нормальное явление, которое очень легко и просто заметить в современной жизни. Девушки же способны "трепаться без умолку" по любым причинам и даже без них.

Наблюдательность

Обратить внимание стоит на такую особенность, как наблюдательность. Она у мальчиков и девочек отличается. Точно так же, как и любая другая сфера жизни человека. Доказано, что женщины сами по себе более наблюдательны. Они склонны обращать внимание на детали, заострять внимание на всех подробностях того или иного объекта. Мужчины же воспринимают информацию в целом, детали им, как правило, не так важны, как истинный смысл вещи.

Женщины в условиях стресса или какой-то эмоциональной встряски быстро теряют голову. И вся их наблюдательность улетучивается моментально. Мужчины же в стрессе, наоборот, начинают вести себя внимательнее. Вот такая мелочь, на которую стоит обратить внимание. Ведь именно поэтому воспитание мальчиков и девочек должно отличаться - лишний стресс делает женщину рассеянной, а мужчину - собранным и организованным. Разумеется, всего должно быть в меру.

Любовь

Вот и настало время обратить внимание на две самые большие проблемы человечества - отношения и любовь. Именно эти направления у парня и девушки будут отличаться кардинально. Порой даже слишком. Чем отличается любовь мужчины и любовь женщины?

Для девушки важны чувства. Ей нужно понимать, что она единственная и неповторимая для своего возлюбленного. Женщина руководствуется при выборе партнера чувствами, сердцем. Она отдает всю себя и посвящает свою жизнь мужчине. Можно сказать, в какой-то степени полностью привязывается к человеку.

А вот мужчины несколько иное восприятие имеют. Они, как говорят, "любят глазами". Для них огромную роль играет внешность женщины и ее определенные качества. Чувства, как правило, отодвигаются на второй план. Если девушка в отношениях считает себя обязанной, занятой, то вот мужчины нередко никакой подобной ответственности не ощущают. И это становится огромной проблемой, которая разрушает даже самую настоящую любовь.

Отношения

Отношения, как уже было сказано, тоже являются проблематичным моментом при изучении мужчин и женщин. Почему? В принципе, по тем же причинам, что и в случае с любовью - "устройство" у парней и девушек отличается. За счет этого даже простые отношения воспринимаются иначе.

Женщина в отношениях - это занятая личность. Она, как уже было сказано, посвящает себя любимому мужчине. И соответственно, старается его всеми силами привязать к себе. Можно сказать, подавляет свободу. Как свою, так и мужскую. Все это делается на психологическом уровне. Ведь женщины менее защищены, они стараются найти свою опору в виде мужчины, а затем не отпускать ее.

А вот парни, наоборот, свободолюбивы. И они, в большинстве своем, отношениям никакого особого значения не придают. И уж тем более ни о какой сверхответственности и речи быть не может. Зачастую занятый мужчина считает себя полностью свободным. Но при этом его избранница таковой, по его мнению, не является. Иначе говоря, женщина в отношениях всегда занята, а мужчина - свободен. Именно так многие полагают. Отсюда получаются проблемы - девушка претендует на свободу любимого человека, а тот не желает "обрезать крылья" себе. Все это приводит к краху отношений.

12. Второй пол и философия

Симона де Бовяар: «Женщиной не рождаются, женщиной становятся»

В 1949 году увидела свет книга «Второй пол» французской писательницы Симоны де Бовуар, жены выдающегося философа Жан-Поля Сартра. В книге было показано, что, во-первых, понимание мужского и женского определяется культурными, в том числе и философскими, нормами; во-вторых, с незапамятных времен мужская культура признается положительной, а женская негативной. Писательница дала своей книге название не случайно. Имеется в виду, что первый пол - это биологические признаки, по которым биологи отличают мужчину от женщины. Самое главное биологическое отличие женщины от мужчины состоит в ее детородной способности. Но наряду с первым полом есть еще и второй, сотворение мужественности и женственности в социальной жизни человека, выработка и культивирование мужских и женских ценностей. Вот почему Симона де Бовуар утверждает, что «женщиной не рождаются, женщиной становятся».

Первые книги в защиту женщин появились еще в XV веке. Но вплоть до второй половины XX века женскую проблематику не удавалось поднять на философские высоты. В последние 30 лет это удалось. Теперь женский вопрос становится сквозным для всей культуры. Что значит быть мужчиной, что такое женщина? Эти, на первый взгляд, простые вопросы при детальном рассмотрении оказались наполненными философскими тонкостями, разветвленной проблематикой, о которой раньше и не подозревали. Из поля зрения философов выпало подлинное значение единства и различия мужественного и женственного. Исподволь, незаметно для себя традиционная философия не только не поставила под сомнение правомерность подчинения женщины мужчине, но и способствовала укреплению патриархата (власть отцов). Тем самым философия неправомерно сузила свои горизонты, абстрагировалась от множества проблем, имеющих важнейшее значение не только для женщин, но и для мужчин (материнство и отцовство, семья, общество, неравенство в семье, сексуальное насилие, проституция и т. д.).

Женщина и мужчина, женственность и мужественность

О качествах женщин и мужчин написаны миллионы страниц. Очень часто приходят к следующим двум выводам:

Сколько-нибудь уверенное проведение границ между мужчиной и женщиной возможно лишь на среднестатистическом уровне. На индивидуальном уровне признаваемые типично мужскими или же, наоборот, женскими качества мигрируют от мужчин к женщинам и в обратном направлении. Так, высокую рациональность и научную дерзость обычно приписывают мужчинам. Но как быть с полькой Марией Склодовской-Кюри, которая дважды удостаивалась Нобелевской премии - первый раз по физике, второй раз по химии (к тому же она была обаятельной женщиной)? Говорят, что женщины пасуют перед опасностями, но относится ли сие к летчицам и космонавткам? Опять же некоторые мужчины способны соперничать в изяществе с женщинами.

Качества «среднестатистических» мужчины и женщины дополняют друг друга. Нельзя утверждать сколько-нибудь обоснованно, что качества мужчины непременно лучше качеств женщины.

Ниже мы приводим в сопоставлении качества (добродетели) среднестатистических мужчины и женщины. Речь идет о мужественности и женственности, о второй природе мужчин и женщин.

Фактически как в левом, так и в правом столбце указаны ценности. Сложите все мужские ценности (M 1 …, М n) и вы получите то, что можно назвать мужской философией. Соответственно сумма Ж 1 …., Ж n даст женскую философию.

Возьмите теперь какую-либо философскую систему, например рационализм. Он попадет под рубрику мужской философии. Если же мы изберем в качестве объекта ту или иную конкретную личность, то в ней наверняка обнаружатся как мужские, так и женские качества. Мы получим записи типа: Сидоров Алексей (M 1 , M 4 , Ж 3 , Ж 7), Иванова Марина (М 2 , М 5 , Ж 1 , Ж 3).

В качестве вывода отметим: так называемая женская философия составляет органическую часть современной философской картины мира.

Философия любви

«Любовь, - отмечал писатель А.П. Платонов, - есть соединение любимого человека со своими основными и искреннейшими идеями - осуществления через него (любимого - любимую) своего смысла жизни». Любовь - это взаимное влечение мужчины и женщины, это биологические инстинкты, одухотворенные и нравственно, и эстетически. Нет такой ценности человека, которая бы не входила так или иначе в нежное таинство любви. Самое, пожалуй, короткое определение любви гласит: любовь - это одухотворенная плоть. Любовь - это, по В.Г. Белинскому, не просто каприз чувств или прихоть сердца, а уважение достоинств человека.

О любви много размышляли философы. Платон был первым, кто в систематически развитой философии возвысил духовную любовь над чувственной (отсюда выражение - «платоническая» любовь, т. е. духовная, а не физиологическая). В средние века любовь считалась главной добродетелью Бога. В Новое время любовь по преимуществу приписывалась человеку, но достаточно часто символ любви - сердце противопоставлялся символу разума - уму. В XX веке любовь то низводят до физиологических инстинктов (как у Фрейда), то приравнивают к ценностям эстетики или этики. «Любовь - это цветы нравственности…» (В.А. Сухомлинский).

Отметим одно весьма любопытное обстоятельство. Довольно часто на фоне поэтической лирики философские рассуждения блекнут, им недостает свежести, проникновенности. Чтобы не быть голословным, послушаем поэта. Вот что писал А.С. Пушкин о любви соответственно в 14, 25 и 36 лет:

Сердце страстное пленилось;

Признаюсь - и я влюблен!

И сердце бьется в упоеньи,

И для него воскресли вновь

И божество, и вдохновенье,

И жизнь, и слезы, и любовь.

Я думал, сердце позабыло

Способность легкую страдать,

Я говорил: тому, что было,

Уж не бывать! уж не бывать!

Прошли восторги, и печали,

И легковерные мечты…

Но вот опять затрепетали

Пред мощной властью красоты.

Вряд ли возможно перевести строчки Пушкина в философский текст. Мы и не будем пытаться сделать это. Нам остается пожелать философии достичь поэтического совершенства (не обязательно в стихах, ведь поэтика в прозе тоже отнюдь не заказана).

Сформулируем теперь основные выводы.

Любовь - философская тема постольку, поскольку она в жизни человека занимает наиважнейшее место.

Любовь - это одухотворенная плоть, путь к совершенству посредством природно данных инстинктов. Любовь - критерий духовной красоты.

Понимание любви зависит от духовного уровня эпохи и отдельного человека.

В любви, как и в других делах, человек сам кузнец своего счастья: хочешь быть любимым - совершенствуй себя.

В философии любви так называемой мужской философии недостаточно, ее необходимо дополнить женской философией.

Обсуждение многочисленных дискуссионных вопросов философии любви (проблема первой любви, выбор объекта любви, трагедии любви, целомудрие, роль танца, музыки, искусства), рассмотрение которых выходит далеко за пределы этой книжки, требует должной философской подготовки.

Забавную телевизионную передачу довелось автору этих строк наблюдать в Германии. Там в престижном дамском клубе еженедельно разыгрывается звание «Мужчина недели», победителя прилично награждают. В конкурсе участвуют 10 молодых людей, судьи - девушки, неудачников под общий хохот сталкивают в бассейн. Каково же было наше удивление, когда однажды среди красавцев оказался довольно тщедушный паренек с лысиной и оттопыренными ушами. Он оказался студентом-философом. И - настоящее чудо! - философ выиграл приз! Дамы полюбили его за ум, юмор, умение превращать свои слабости в силу.

Хорошая философия - это всегда любовь, а подлинная любовь - это всегда философия, сложный слалом на пути к желаемым призам.

Легко ли быть молодым?

«Легко ли быть молодым?» - это название фильма, который был очень популярен в конце 80-х годов. Оказывается, быть молодым точно так же нелегко, как быть взрослым мужчиной или взрослой женщиной. Во всех случаях, молод ты или стар, дорожи человеческим достоинством. С ним не рождаются, оно не достается по наследству, его вырабатывают, лелеют, за него приходится бороться. Молодым не становятся в потоке времени, который, вроде бы, увлекает каждого от детства к юности. Молодым нужно уметь стать.

С философским осмыслением молодости дело обстоит приблизительно так же, как с философским осмыслением женственности. Подобно женщинам и молодежь является социальной группой. В обществе всякая биология нагружается социальностью. Это относится как к молодым, так и к пожилым, как к мужчинам, так и к женщинам.

Итак, молодежь - это особая социальная группа людей, выделяющаяся как своей биологией, так и ценностями. Эта вроде бы простая мысль, как ни странно, была выработана не где-то в глубине истории, а в конце 60-х - начале 70-х годов нашего столетия. Решающее значение имели три обстоятельства: 1) достигшее апогея в середине 60-х в США движение молодежи против войны во Вьетнаме; 2) молодежные волнения во Франции в мае 1968 года, когда недовольство молодых своим положением вылилось в массовые беспорядки; 3) создание особой молодежной культуры с ее акцентом на рок- и поп-музыке, рок-н-ролльном стиле танца, модной одежде с ее игрой в обнаженность, кожу и прозрачность, наконец, откровенной сексуальной революции. Во всех трех случаях налицо самостоятельность молодежи, невозможность втиснуть ее в старый стереотип: молодежь - это всего лишь люди, еще не ставшие взрослыми. Если пластинки Майкла Джексона и Элтона Джона расходятся 30-миллионными тиражами, то это очевидным образом указывает не только на своеобразие молодежной культуры, но и на ее размах, массовость. Об этом же свидетельствуют заполненные фэнами спорта и поп-музыки стадионы и огромные концертные залы.

Первоначально молодежную культуру считали исключительно формой протеста против тех или иных устоявшихся общественных порядков (отсюда название «контркультура»). Впоследствии стало ясно, что хотя молодежной культуре действительно присущ пафос протеста и бунтарства, она вместе с тем есть просто новая культура. Когда в начале 1998 года Борису Гребенщикову, лидеру российских рок-музыкантов, была присуждена престижная премия «Триумф», то тем самым отмечался его вклад в музыкальную культуру страны.

Итак, молодежь - это самостоятельный субъект социального творчества.

Ценности молодых

Между ценностями молодых и пожилых нет резкой границы. Что же касается самих ценностей молодых, то там на каждом шагу встречаются неопределенности, все максимально подвижно, крайности то и дело сходятся. Это затрудняет характеристику ценностей молодых. Даже перечислить их непросто.

Итак, среди ценностей молодых, на наш взгляд, доминируют следующие:

Стремление к максимальной жизненной непосредственности, противостоящей чопорности и надменности;

Поддержка групповой, формальной или неформальной общности («мы - это мы, а они - это они»);

Непрактичность, переходящая порой в свою противоположность - прагматичность;

Изобретательность и новаторство, сменяющиеся непрактическим следованием стандартам;

Бунтарство и экстремизм, сменяющиеся социальной пассивностью;

Безудержное стремление к свободе и анархии, то и дело дополняемое иждивенчеством;

Опора на воображение, фантазию, конструирование виртуальной (ускользающей) реальности в противовес строгой логичности;

Игривость, противопоставляемая плановости;

Ирония, смех, карнавальность культуры;

Переплетение мужского и женского (парни похожи на девушек, а девушки на парней).

Молодежная философия перед новым вызовом

Совокупность ценностей молодых образует основу того, что можно назвать философией молодых. Из всех философских систем философия молодых больше всего напоминает постмодернизм. Их роднит стремление наполнить новое сверхновым, протест против строгой логики, придания эстетическим и этическим ценностям характера обязательных норм. Естественно, при сопоставлении философии молодых и постмодернизма следует учитывать, что в первом случае речь идет об умонастроении, складывающемся не за письменным столом ученого-философа, а в общении молодых; во втором же случае мы имеем дело с глубоко профессиональной философией.

И, наконец, еще одно очень важное обстоятельство. В философской культуре молодых указанные выше ценности не обязательно доминируют, чаще всего они дополняются веером других философский ценностей, всех тех, которые обсуждаются с первых страниц этой книги. В конечном счете молодые задумываются над теми же проблемами, что и взрослые. Тем и другим нет резона отказываться от достижений философии как единого целого.

Наше время - вызов каждому, и молодому, и пожилому. Чтобы ответить на вызов достойным образом, нужна хорошая философия. С этой точки зрения сами по себе ни мужская, ни женская, ни молодежная философия не являются самодостаточными.

Молодежь изначально находится в философском поле, где она проявляет известное своеобразие.

Сложность современной ситуации требует от молодежи включения в мировую философию (молодостью жизнь не заканчивается).

Леонардо да Винчи справедливо заметил: «Приобретай в юности то, что с годами возместит тебе ущерб, причиненный старостью».

Основные выводы

Быть женщиной, мужчиной, а также молодым (или пожилым) означает не только обладать некоторой биологией, но и соответствующими социально-ценностным содержанием;

Традиционная философия недостаточно учитывает особенности философствования женщин и молодежи.

Новации так называемых женской и молодежной философий вполне возможно обогатят современную мировую философию.

Основные термины

МУЖЕСТВЕННОСТЬ

ЖЕНСТВЕННОСТЬ

МОЛОДЕЖЬ

ЖЕНСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

МОЛОДЕЖНАЯ ФИЛОСОФИЯ

Вопросы и задания

1. Согласно греческой мифологии, по воле Зевса в наказание людям за похищение Прометеем огня у богов Гефест создал из воды и земли Пандору. Пандора пленила красотой брата Прометея Эпиметея и стала его женой. Увидев в доме у мужа ящик, любопытная Пандора открыла его. Ящик был наполнен бедствиями, которые распространялись по земле. Дайте философскую характеристику мифу о ящике Пандоры.

2. В христианстве есть Бог-отец и Бог-сын, но нет Бога-матери. Придумайте возможное объяснение этому факту.

3. Назовите по три главные черты мужественности и женственности.

4. Как вы понимаете смысл выражения: любовь - это одухотворенная плоть?

5. Почему, на ваш взгляд, влюбленные, поженившись и даже прожив счастливо несколько лет, вдруг расходятся?

6. Каковы особенности так называемой женской философии?

7. Что значит быть молодым?

8. Каковы особенности так называемой молодежной философии?

Из книги Хрестоматия по философии автора Радугин А. А.

Из книги Ответы на вопросы Кандидатского минимума по философии, для аспирантов естественных факультетов автора Абдулгафаров Мади

11. Философия аль-Фараби. Философия Ю.Баласагуни. Его труд: «Благодатное знание» Абунасыр Мухаммед ибн Мухаммед Фараби (870–950) является одним из величайших мыслителей раннего Средневековья. Он многогранным ученым-энциклопедистом и одним из основоположников восточного

Из книги Я и мир объектов автора Бердяев Николай

27. Казахская философия: история и современность (Абай, Валиханов, Алтынсарин), истоки черты, традиции и новации. Профессиональная философия в Казахстане. (Рахматуллин -

Из книги Лекции по истории философии. Книга вторая автора

1. Философия между религией и наукой. Борьба философии и религии. Философия и общество Поистине трагично положение философа. Его почти никто не любит. На протяжении всей истории культуры обнаруживается вражда к философии, и притом с самых разнообразных сторон. Философия

Из книги Шпаргалки по философии автора Нюхтилин Виктор

2. Философия личная и безличная, субъективная и объективная. Антропологизм в философии. Философия и жизнь Киркегард особенно настаивает на личном, субъективном характере философии, на жизненном присутствии философа во всяком философствовании. Он противополагает это

Из книги Философия истории автора Гегель Георг Вильгельм Фридрих

Раздел второй. Второй период: Догматизм и скептицизм В этом втором периоде, предшествующем периоду александрийской философии, мы должны рассмотреть догматизм и скептицизм: догматизм, который распадается на два философских учения, на стоическое и эпикурейское, и третье

Из книги Краткий очерк истории философии автора Иовчук М Т

8. Немецкая классическая философия и ее главные проблемы. Философия Канта: понятие «вещи в себе» и трансцендентального знания. Антиномии чистого разума Немецкая классическая философия рассматривается в качестве самостоятельного этапа развития философии, потому что на

Из книги Трагедия философии автора Булгаков Сергей Николаевич

15. Аналитическая философия ХХ столетия. Философская программа неопозитивизма и ее кризис. «Постпозитивизм» и философия науки Аналитическая философия (Мур, Рассел, Витгенштейн) сформировалась в XX веке и видела задачу философии не в синтезе научного знания, а в

Из книги Я познаю мир. Философия автора Цуканов Андрей Львович

Отдел второй. РИМ ОТ ВТОРОЙ ПУНИЧЕСКОЙ ВОЙНЫ ДО ИМПЕРИИ По нашему разделению, второй период начинается со второй Пунической войны, т.е. с того решительного момента, когда установилось римское господство. В первую Пуническую войну римляне показали, что они могут

Из книги Лекции по истории русской философии автора Замалеев Александр Фазлаевич

Глава XVII Буржуазная философия в странах Западной Европы во второй половине XIX в. Во второй половине XIX в. упадок буржуазной философской мысли продолжается: будучи неравномерным, по-разному проявляясь в различных странах и в различные периоды, он повсеместно обнаруживает

Из книги Марксистская философия в XIX веке. Книга вторая (Развитие марксистской философии во второй половине XIX века) автора

Глава XVIII Идеалистическая философия в России второй половины XIX - начала XX в. Развитие капитализма в России во второй половине XIX - начале XX в. проходило при наличии значительных остатков феодально-крепостнических отношений. Капитализм в сельском хозяйстве развивался

Лекция 5 ФИЛОСОФИЯ РУССКОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ. СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XVIII в. Время и идеалы эпохи Екатерины II. Либерально-правовое направление: Я.П. Козельский, Д.И. Фонвизин. Патриархально-консервативное направление: М.М. Щербатов. Радикально-демократическое

Из книги автора

МАРКСИСТСКАЯ ФИЛОСОФИЯ В XIX ВЕКЕ. Книга вторая. Развитие марксистской философии во второй половине XIX

Шутливо говорят, что у мужчин и женщин есть только одно отличие: мужчины берегут то, что между ног, а женщины то, что между рук. Это, конечно, так, но есть еще много других, не менее интересных отличий. Например, женская и мужская логика. Женщины называют железной. А мужчины утверждают, что логика у женщин отсутствует в принципе.

ru.fotolia.com

Мозг мужчины и женщины работает по-разному

Этому есть научное подтверждение. Мозг мужчины и мозг женщины работает по-разному. Женский разум фрагментарный, нелогичный и все-таки приходящий к единому результату. Мужской - монолитный, однонаправленный, с сюжетной логикой. Так устроила природа, и спорить с этим бессмысленно.

Президент Гарвардского университета Лоуренс Саммерс на одной крупной международной конференции резюмировал: «Женщины не могут достичь больших успехов в математике и естественных науках не из-за социального неравенства, а из-за генетического отличия от мужчин». Рассерженные дамы из научной среды восприняли его слова буквально: «Нас считают дурами!» и демонстративно покинули зал. Но Саммерс не хотел никого обидеть. Дело в том, что он не совсем удачно озвучил результаты последних исследований, которые свидетельствовали: мужской и женский мозг отличны друг от друга.

Ученые провели следующий опыт: участники разного пола перемещались по улицам виртуального города, созданного на компьютере. Для того, чтобы добраться до нужного места, мужчины в среднем использовали 2 минуты и 22 секунды, а женщины - 3 минуты 16 секунд. В чем причины столь явного отличия? Ученые считают, что женщины мыслят в основном лобными долями мозга. А эти доли отвечают в основном за интуицию и эмоции, а не за логику. Мужчины же, работая над какой-либо проблемой, используют всю свою мозговую аналитику плюс к этому активнее, чем женщины, включают зоны мозга, отвечающие за обработку зрительной информации. Женщина мыслит всегда «между», у нее нет логически выверенных цепочек.

Она берет одно, отталкивается от него, внутри ее мозга что-то пролетает как импульс, и на выходе мы получаем совершенно невероятное сообщение. Это называют женской интуицией, хотя на самом деле это нормальная обычная работа женского мозга. Окружающим кажется, что женщина обманывает или заблуждается, но на самом деле это не так, просто внутри себя она проживает целый мир ощущений, жизней и образов.

Таким образом, секрет женского разума в том, что женщина не бывает однополярной: введя в себя одну частоту, она выведет абсолютно другую. Мужчина же прямолинеен: в него что «вошло», то и «вышло». Мужской разум логичен на входе и на выходе.

Различие в словарных запасах

Кроме логики, у мужчин и женщин словарный в разных диапазонах находится их словарный запас. Мужчина, как существо, запрограммированное в основном на действия, реагирует на глаголы и абсолютно не чувствителен к прилагательным. А женщина, наоборот, слышит только прилагательные, ей нечем воспринимать глаголы. К примеру, подходит жена к мужу и говорит: «Мой дорогой, мой милый, мой любимый». Он же слышит только ее голос, который звучит как ручеек. Мужчина эти эпитеты не воспринимает, они не входят в его сознание, проходят мимо. Но тогда женщина подает команду действовать: «Иди и действуй, иди и смотри, сделай для меня», мужчина слышит приказ и идет действовать.

Мужчине и в любви легче объясняться глаголами. Он говорит: «Люби меня, действуй, властвуй надо мной, накрывай и т. д.» А женщина растерянно просит: «Назови меня милая, замечательная…» Для нее главное - эмоциональный охват, для него - действие. Грубо говоря, у мужчин в мозге одна прямая линия, у женщин - две кривые. Мужскую логику можно представит как прочный остров, а женщина в это время обвивает этот остров зыбучими песками и этим расшатывает его. Дамы привыкли к ласке языка словами, к песням, к длинным словам. Мужчина же любит речитатив, короткие слова, обрывистые фразы. Женщины сами представляют собой любовь, они более сердечны, заботливы, трепетны. Единственное, в чем схожи оба пола, так это в существительных, но женские слова все равно состоят из большого количества букв. Вот вам и понимание различия!

Кто важнее?

Нужно сказать, что человечество тратит много времени на отношения между мужчиной и женщиной, пытаясь примириться друг с другом или же отделиться друг от друга. Женщина по своей природе всегда жаждет быть защищенной мужчиной. Мужчина же всегда рвется на свободу, и даже узы любви кажутся ему цепями, даже несмотря на то, что Он любит Ее (а если точнее, то себя в Ней). Но чем более развит и образован мужчина, тем более глубоко он постигает любовь. А женщина, входя в мужской мир, начинает вынужденно бороться, и нередко от этого ее любовь начинает иссякать.

И начинают М и Ж бесконечную примерку - кто важнее. Забывая, что мужчина умеет смотреть, женщина - слушать. В результате один никогда не слышит, вторая - не видит. Задача мужчины и женщины - шагнуть навстречу друг другу, не разорвать себя на части, пройти сквозь друг друга и познать противоположную «цивилизацию», не нарушая ее течения. Именно так образуются самые счастливые семьи, которые могут долго-долго познавать друг друга, не разрушая ни себя, ни того, кто рядом, ни собственных детей.

Конечно, это далеко не все аспекты в различии мировоззрения мужчин и женщин, но суть в любом случае ясна - каждому из нас следует оставаться на своих предназначенных природой ролях, не претендуя на место друг друга, и оставаться с открытыми глазами и ушами в ежедневном диалоге.

Может быть, в твоей жизни была история, когда тебе пришлось быть той, что «коня на скаку остановит», выполнять мужскую роль? Расскажи нам, как тебе удалось вернуться на свою женскую позицию.