Беседы с батюшкой. Литургия Преждеосвященных Даров

  • Дата: 14.10.2019

Чин Литургии Преждеосвященных Даров не похож на Литургию Иоанна Златоуста или Василия Великого, которые служатся обычно и вызывает у много вопросов не только у новоначальных. Почему эта служба бывает только Постом? Почему Дары освящены заранее? Почему в древности она служилась вечером? Почему не принято причащать на ней младенцев? Отвечаем на все «почему».

В Великом посту по воскресным дням совершается Божественная Литургия св. Василия Великого (а также в четверг и субботу Страстной Седмицы). По субботним дням, а также в праздники Благовещения Пресвятой Богородицы и Входа Господня во Иерусалим совершается литургия св. Иоанна Златоуста. Эти литургии в церковном обиходе называют полными , поскольку на них совершается возглашение Евхаристической молитвы, называемой Анафорой (греч.- ἀναφορά - возношение), во время которого Святой Дух освящает и претворяет хлеб и вино в Тело и Кровь Христову.

В остальные дни Поста Божественная литургия не совершается. Евхаристия - это всегда радость и торжество, а Четыредесятница - время сокрушения и покаяния. Поэтому Божественная литургия совершается только в те дни, которые отмечены особым, праздничным характером.

Однако аскетический подвиг, которые несут верующие в течение Поста, требует значительного и постоянного напряжения духовных сил, и причащение св. Христовых Тайн является наиболее действенным средством для их укрепления и преумножения.

Поэтому в течение Четыредесятницы по средам и пятницам, а также в праздник 40 Севастийских мучеников, Первого и Второго Обретения главы св. Иоанна Предтечи, четверг 5 седмицы Поста (“Стояние св. Марии Египетской”), а также в дни храмовых праздников совершается особое богослужение - Литургия Преждеосвященных Даров, - за которым происходит причащение Св. Тела и Крови Христовых, заготовленных в предшествующий воскресный день и благоговейно сохраняемых в течение седмицы на престоле в алтаре храма.

Богослужебный чин Литургии Преждеосвященных даров восходит к глубокой древности. В ранние века истории Церкви существовал широко распространенный обычай, который в наше время может казаться совершенно немыслимым.

В древности все христиане причащались не только в храмах за Божественной литургией. Они получали св. Дары для того, чтобы отнести их больным и немощным, кто не мог присутствовать в храме, а также уносили св. Дары в свои дома, где в будние дни во время домашней молитвы причащали сами себя и своих домочадцев.

Монахи и анахореты, жившие в пустынных местах, имели в своих кельях освященные Дары, которыми причащались после совершения молитвенного правила. В одном из писем св. Василий Великий писал: “Хорошо и преполезно каждый день приобщаться и принимать Святое Тело и Кровь Христову, потому что Сам Христос говорит: «кто есть Мою Плоть и пьет Мою Кровь, имеет жизнь вечную». ...Все монахи, живущие в пустынях, где нет иерея, храня причастие в доме, сами себя приобщают. А в Александрии и в Египте и каждый крещеный мирянин, по большей части, имеет причастие у себя дома, и сам себя причащает, когда хочет”.

Обычай самопричащения среди монахов существовал вплоть до XV в., об этом упоминал св. Симеон Солунский.

Достоверно неизвестно, кто является составителем чина Литургии Преждеосвященных. В древности авторство приписывалось свв. Иакову, брату Господню, Василию Великому, Григорию Богослову, Иоанну Златоусту и др.. Современный славянский служебник (книга, по которой священники совершают богослужения суточного круга и Божественную литургию) приписывает авторство св. Григорию Двоеслову.

Однако это - легенда, не имеющая никакого исторического основания. Св. Григорий Двоеслов был латинянином, мало знакомым с греческим языком. Более того, он критически относился к грекам и их церковным обычаям, поскольку во время своего правления состоял в конфликте с константинопольским патриархом св. Иоанном Постником из-за того, что тот принял титул “Вселенского патриарха”.

Никаких достоверных исторических сведений о том, что св. Григорий для греческой Церкви составлял какие-то богослужебные чины, естественно, нет и не может быть. Кроме того, само усвоение чина литургии св. Григорию появляется не ранее XVI в. в италийских греческих Евхологиях (служебниках), которые были взяты за образцы на Руси при проведении книжной справы при патриархе Никоне.

Вполне вероятно, что в какой-то момент кто-то из издателей этих служебников допустил ошибку, спутав имена св. Григория Богослова Констанинопольского, который с большой долей вероятности мог быть составителем одной из редакций чина литургии, почему в некоторых древних рукописях литургия Преждеосвященных приписывалась его авторству, и Григория Великого Двоеслова, великого римского папы. В современных греческих служебниках указание на св. Григория Двоеслова, как автора чина литургии, отсутствует.

О сложившемся чине литургии Преждеосвященных даров существуют свидетельства, восходящие к VI — VII в.. В житии св. преп. Георгия Хозевита, жившего в монастыре в пустыне неподалеку от Иерихона, повествуется о следующем случае. Преподобный имел обычай в воскресные дни после всенощного бдения посылать юношу Зинона в Иерихон за просфорами.

Однажды Зинон стоял близко к алтарю во время совершения литургии и слышал слова анафоры, которые врезались ему в память. В одно из воскресений, возвращаясь с просфорами из Иерихона, Зинон мысленно повторил эти слова, размышляя о них. В это время сошел Дух Святой и освятил и просфоры, и юношу. Преподобному же Георгию, который в это время отдыхал после всенощного бдения, явился ангел и сказал: «Встань, пресвитер, и соверши Преждеосвященную службу над тем приношением, которое несет юноша, ибо оно освящено».

В Константинопольской Церкви чин Литургии Преждеосвященных также появляется не позднее рубежа VI-VII вв.. В “Пасхальной хронике” сообщается: “«в этом году при Сергии патриархе Константинопольском с первой недели поста, четвертого индикта (615 год) начали петь после,да исправится" во время перенесения Преждеосвященных Даров из скевофилакии на престол, после того, как иерей скажет: ,Πο дару Христа Твоего" народ тотчас начинает: ,Ныне силы небесныя с нами невидимо служат. Се бо входит Парь славы, се жертва тайная совершена дориносится. Верою и страхом приступим, да причастницы жизни вечныя будем. Аллилуиа"»”.

Литургия Преждеосвященных Даров совершается в соединении с Великопостной Вечерней. В древности она совершалась вечером перед заходом солнца. Причастники воздерживались от пищи в течение всего дня. Однако впоследствии служение Литургии Преждеосвященных было перенесено на утро, поскольку для большинства верующих такое воздержание в течение всего дня было затруднительно. 28 ноября 1968 г. решением Священного Синода Русской Православной Церкви было принято решение благословить совершение Литургии Преждеосвященных вечером, если правящий архиерей считает это нужным. В этом случае воздерживаться от пищи и питья необходимо не менее 6 часов.

Литургия Преждеосвященных Даров, также как и Великопостная вечерня начинается чтением 103 псалма, в котором воспевается сотворение мира Богом. Далее диакон произносит Мирную ектению, после которой читается кафисма - раздел из Псалтири, состоящий из нескольких псалмов и разделенный в свою очередь на три части -“Славы”.

Во время первой славы священник в алтаре приготавливает св. Дары на престоле, на второй - совершает троекратное каждение св. Даров, а на третьей переносит св. Дары с престола на жертвенник. Во время чтения третьей славы верующие в храме преклоняют колени в знак благоговения к Телу и Крови Христовым, которые полагаются на жертвеннике в алтаре.

В древности св. Дары приготавливались в особом помещении - скевофилакионе, которое находилось вне храма и куда могли входить только священнослужители. Впоследствии жертвенник в алтаре заменил собой скевофилакион. После кафизмы великопостная вечерня идет своим порядком - исполняется “Господи Воззвах …” (Стихи из 140 пс.) и стихиры -песнопения, соответствующие дню церковного календаря.

Во время пения последней стихиры духовенство совершают Вход (процессия с кадилом и свечами), после чего исполняется гимн Свете Тихий , обращенный к Иисусу Христу. Далее следует пение прокимнов (избранных в зависимости от дня стихов из псалмов) и чтение паримий - отрывков из библейских книг Ветхого Завета. Перед началом второй паримии священник с кадилом и свечой в руках крестообразно благословляет народ со словами: “Свет Христов просвещает всех”.

Этот обряд восходит к благочестивой традиции ветхозаветных евреев благодарить Бога при зажигании светильников вечером за свет, который Он дал, чтобы люди могли видеть во мраке ночи. Христиане придали этому обряду иное символическое значение. Возжжение и внесение в собрание в молитвенное собрание светильник напоминал им о вечном и неизменном присутствии в Церкви Христа, который называл Себя Светом миру (Ин. 8, 12 и 9, 5) .

По окончании чтений следует непосредственно чин литургии. Особым напевом исполняются стихи избранные из 140 псалма “Да исправится молитва моя”. Во время их пения верующие преклоняют колена.

Следует сугубая ектения, за которой совершается моление о священноначалии Церкви, о стране и гражданских властях, совершается поминовение имен о здравии.

В древней Церкви огласительная дисциплина разделялась на несколько этапов. Просвещение - это заключительный этап, длившийся в течение последних седмиц поста и завершавшийся торжественным крещением оглашенных в канун св. Пасхи. Также как и на полной литургии, по окончании этих молений оглашенным повелевается покинуть храм и совершаются две ектении о верных - по тому же порядку, как и на полной литургии.

Церемонию Великого входа, во время которого св. Дары переносятся с жертвенника по солее и вносятся царскими вратами вновь в алтарь и поставляются на престол, сопровождает гимн “Ныне силы Небесные “ (см. выше). Во время выноса св. Даров из алтаря верующие преклоняют колени. После окончания Входа вновь читается молитва св. Ефрема с поклонами.

Следует просительная ектения “Исполним молитву нашу Господеви…”, по окончании которой хор или народ поет молитву Господню “Отче наш”. Так же как и на полной литургии, священник после возгласа “Святая Святым” раздробляет св. Агнец, который был напоен св. Кровью после освящения на предшествовавшей полной литургии и влагает частицу его в чашу с вином. Таким образом, вино в чаше смешивается с Кровью Христовой.

Существуют две различные точки зрения относительно того, следует ли после этого вино в чаше считать в полном смысле Кровью Христовой или только освященным вином. В греческой Церкви вино в чаше после смешения почитается Кровью Христовой, поскольку считается что оно освящается смешением.

Св. Симеон Солунский писал: “...В священный потир, без чтения известной молитвы, вливается вино и вода, чтобы, по растворении в них Божественного Хлеба и Крови, которою он напоен уже по чину Литургии, эти вещества в потире своим причастием освятились и чтобы священник, по чину Литургии, мог приобщиться и от хлеба, и от чаши... Желая кого-нибудь приобщить Тайн без Литургии, мы приобщаем так: берем частицу соблюдаемого на такой случай хлеба и влагаем его в вино с водою, даже часто пользуемся и одним сухим Животворящим Хлебом, как соединенным с Кровию. Здесь же, на Литургии Преждеосвященных Даров, это делается для исполнения устава приобщения, как сказано, и чтобы больше можно было приобщить лиц, если нужно. Итак, находящееся на Преждеосвященной Литургии в потире освящается не призыванием и запечатлением Святого Духа, но причастием и соединением с Животворящим Хлебом, который, поистине, есть Тело Христово в соединении с Кровию”.

Однако в Русской церковной традиции преобладает другой взгляд. Поскольку над вином не читалась освятительная молитва, оно не является Кровью Христовой. Поэтому в Русской Церкви не принято за литургией Преждеосвященных даров причащать младенцев, которых причащают за полной литургией только Кровью Христовой.

Если ходить во все время Великого поста только на воскресные службы, то пост не почувствуешь, несмотря на воздержание в пище. Нужно посещать также и особые службы поста, чтобы ощутить контраст этих святых дней с прочими днями года, чтобы глубоко вдохнуть в себя целительный воздух Четыредесятницы. Главная из числа особых служб – это Литургия Преждеосвященных Даров.

Литургию Преждеосвященных Даров можно, не преувеличивая, назвать сердцевиной или центром великопостных богослужений. В некоторых старинных рукописных служебниках она называется «Литургией Великой Четыредесятницы». И, действительно, она является самым характерным богослужением этого священного периода года.

Название этой службы раскрывает нам саму ее сущность: она является именно Литургией «Даров Преждеосвященных». Этим она отличается от Литургии св. Василия Великого и Литургии св. Иоанна Златоуста, на которых совершается Евхаристия – приношение и освящение даров. Во время «Литургии Великой Четыредесятницы» нам предлагаются Святые Дары «преждеосвященные», т. е. уже заранее освященные на одной из предшествующих литургий, которая служилась в иной день. Предлагаются нам эти Святые Дары, чтобы мы имели возможность причащаться от них и освящаться ими. Другими словами Литургия Преждеосвященных Даров – это, в сущности, не «Литургия» в том смысле, как бывают обычные Литургии Иоанна Златоуста или Василия Великого, а особый чин Причащения.

Чтобы понять причины возникновения чина приобщения преждеосвященными Святыми Дарами, надо обратиться к его истории. Его корни восходят к древнейшей практике Церкви. В первые века христианской истории верующие приступали к Святым Тайнам на каждой Литургии.

Существовал даже обычай, что верующие, когда не было Литургии среди недели, причащались частным образом от Святых Даров, оставшихся от воскресной Литургии. И на основании этого обычая выкристаллизовалось в монастырях особое последование молитвы: все монахи молились совместно перед Причастием, и затем они также совместно благодарили Бога, Который их сподобил стать причастниками Святых Таин. Это совершалось после вечерни или же после 9-го часа (около трех часов пополудни), так как древние отшельники постились до позднего часа, вкушая пищу обыкновенно только один раз в день, вечером. Со временем это последование молитв принимало облик краткой службы, несколько похожей на чинопоследование Литургии. Так возникло то, что ныне именуется «последованием изобразительных», которое в современной практике совершается после шестого или девятого часа. Само название «изобразительная» указывает на то, что в этой краткой службе, в какой-то мере, «отображается» чин литургии. А в этом отношении оно оказалось предшественником нашей Литургии Преждеосвященных Даров.

Во время Великого Поста полная Литургия совершается только по субботам и воскресеньям. Древний церковный обычай, который был подтвержден правилами соборов, запрещает совершение Литургии в будни Великого Поста, так как эти дни должны быть всецело посвящены посту и покаянию. Совершение Божественной Литургии не соответствовало бы скорбному характеру этих дней. Литургия является пасхальной тайной, праздником Церкви, наполненным радостью и духовным ликованием.

Однако, здесь возникал вопрос. Как говорит св. Василий Великий, верующие его времени привыкли причащаться, кроме суббот и воскресных дней, еще, по крайней мере два раза в неделю – в среду и пятницу. Но как причащаться без Литургии? Ответ был дан уже заранее: от Святых Даров, освященных на одной из предшествующих Литургий. Мы находимся во время Великого Поста. Но пост в те времена означал полное воздержание от всякой пищи до наступления захода солнца. А Причастие Святых Даров должно было увенчать, закончить постный день. Поэтому оно должно было, в эти дни, иметь место уже после вечерни.

Чин Литургии Преждеосвященных Даров так и состоит из вечерни, в конце которой предлагаются Святые, Преждеосвященные Дары и читаются приготовительные молитвы перед Причащением, совершается само Причащение и возносятся, после него, благодарственные молитвы. Связь этой службы с Великим Постом придает ей особый, «скорбный» характер. Престол и священные сосуды, содержащие Св. Тайны покрыты покровцами темного цвета. Молитвы исполнены чувствами смирения и умиления. Вообще, вся служба носит характер особой таинственности.

Первая часть Литургии Преждеосвященных Даров состоит из великопостной вечерни, только с некоторыми особенностями. Священник облачается в темные священные одежды. Сама вечерня начинается не возгласом, обычным для вечерни («Благословен Бог наш…»), а начальным возгласом литургии: «Благословенно Царство Отца и Сына и Святаго Духа…». Таким образом, все богослужение обращено к надежде Царства, оно то духовное ожидание, что и определяет собой весь Великий Пост.

Потом читается, как на других вечернях, псалом 103-й – «предначинательный», начинающийся словами «Благослови, душе моя, Господа! Господи, Боже мой, возвеличился еси зело…».

Этот псалом, восхваляющий Бога – Творца всего мира, является как бы «предисловием» вечерни, а, вместе с ней, и всего круга повседневных служб, так как по ветхозаветному преданию, вечер с наступающей ночью считается началом дня или же суток.

После этого «предисловия», диакон (или, вместо него, сам священник) приглашает верующих к совместной молитве, произнося Великую или Мирную ектенью: «Миром Господу помолимся…».

Потом читаются псалмы 119-й по 133-й. Эти псалмы представляют собой 18-ю кафизму или главу из книги псалмов — Псалтири. Эти псалмы называются «песнями восхождения»; в древности, еще в ветхозаветные времена, их пели на ступенях Иерусалимского храма, поднимаясь по ним.

В то время, когда на клиросе читаются эти псалмы, священник в алтаре приготовляет Святые Дары на жертвеннике: переносится на жертвенник Преждеосвященный Ангец (Тело Христово, напоенное Честной Его Кровью), оставшийся после воскресной или субботней литургии. Потом вливается в чашу неосвященное вино с водой, и покрываются священные сосуды, как это делается перед обычной лиутргией. Все это совершается молча, без каких-либо молитв. Богослужебный устав подчеркивает эту особенность: все молитвы были уже прочтены за воскресной литургией, на которой освящались Св. Дары.

По окончании этих приготовлений и чтения 18-й кафизмы, вечерняя служба продолжается пением отрывков из обычных вечерних псалмов, начинающихся словами «Господи, воззвах к Тебе, услыши мя…». Далее вставляются те церковные песнопения – стихиры на «Господи, воззвах», — которые на данный день указаны в богослужебных книгах. И при окончании этих песнопений, священнослужители совершают обычный вечерний вход – шествие в алтарь через царские врата, которое завершается молитвой «Свете Тихий».

Вслед за вечерним входом предлагаются два чтения – «паремии» – из Ветхого Завета: одно из книги Бытия, другое из книги Притчей Соломоновых. Между двумя этими чтениями совершается обряд, напоминающий те времена, когда Великий Пост был посвящен приготовлению людей к крещению. Во время первого отрывка из Ветхого Завета священник ставит зажженную свечу на Евангелие, лежащее на Престоле; по окончании первого чтения священник берет эту свечу и кадило и благословляет молящихся, возглашая: «Свет Христов просвещает всех!». Свеча – символ Христа, Света мира. Стоящая на Евангелии во время чтения Ветхого Завета свеча, символически указывает на то, что все пророчества свершились во Христе, Который просветил Своих учеников, чтобы «они могли разуметь писания». Ветхий Завет ведет к Христу, так же, как Великий Пост ведет к просвещению крещающихся. Свет Крещения, соединяющий людей со Христом, открывает их разум для понимания учения Христова.

После второго ветхозаветного чтения начинается посреди храма торжественно-умилительное пение: «Да исправится молитва моя, яко кадило пред Тобою, воздеяние руку моею – жертва вечерняя». Слова эти из 140 псалма. Во время этого пения совершается в алтаре каждение перед св. престолом и жертвенником. Пение это повторяется шесть раз, и при этом вставляются другие стихи из того же псалма.

В практике Русской Церкви, после пения этих стихов читается великопостная молитва преп. Ефрема Сирина «Господи и Владыко живота моего…».

Затем следует прилежное моление о всех членах Церкви, а также об оглашенных и, начиная со среды 4-й недели Поста – особенно о тех оглашенных, которые в этом году приготовляются «ко святому просвещению», то есть к Таинству Крещения, которое в древности совершалось в Святую и Великую Субботу. И уже после отпущения всех оглашенных начинается вторая часть Литургии Преждеосвященных Даров: чин Причащения.

Наступает торжественный момент перенесения Святых Даров на престол. Внешне этот Вход похож на Великий Вход за Литургией, но по существу и духовному значению он, конечно, совершенно иной. В полном Евхаристическом богослужении Великий Вход есть перенесение (приношение) еще не освященных Даров: Церковь приносит себя, свою жизнь, жизнь своих членов и все творение в жертву Богу, включая эту жертву в единую и совершенную жертву Христа. Вспоминая Христа, Церковь вспоминает всех тех, кого Он воспринял, для их искупления и спасения. Перенесение Святых Даров символически изображает явление Христа и завершение поста, молитвы и ожидания, — приближение той помощи, утешения, радости, которых мы ждали.

Торжественное перенесение Святых Даров с жертвенника на св. престол сопровождается древней песнью: «Ныне силы небесные…». Вот русский перевод этой молитвы: «Ныне силы небесные с нами невидимо служат, потому что вот входит Царь Славы. Вот Жертва Тайная, уже освященная, переносится. С верою и любовью приступим, чтобы быть участниками жизни вечной. Аллилуйя, аллилуйя, аллилуйя».

Вход со Св. Дарами, уже освященными, совершается с крайним благоговением, и все верующие в храме падают ниц. В практике Русской Церкви после Великого Входа вторично на Литургии Преждеосвященных Даров читается молитва Ефрема Сирина «Господи и Владыко живота моего».

Начинается теперь непосредственное приготовление к святому Причащению, заключающее в себе, преимущественно, молитву Господню «Отче наш». Этой молитвой всегда завершается приготволение к Причастию. Произнося ее, молитву Самого Христа, мы тем самым принимаем Дух Христов, как собственный, Его молитву к Отцу, как нашу, Его волю, Его желание, Его жизнь, как наши собственные.

Потом совершается Причащение духовенства под пение причастного стиха – «Вкусите и видите, яко благ Господь!», и затем причащение мирян.

Богослужение заканчивается, и священник возглашает: «С миром изыдем!». В заключение всей службы, произносится молитва «заамвонная». «Заамвонными» называются заключительные молитвы обычной Литургии и Литургии Преждеосвященных Даров оттого, что священник произносит эти молитвы стоя близ того места, где когда-то возвышался среди храма древний «амвон» – т. е. особенная каменная кафедра, откуда читалось Евангелие.

«Заамвонная» молитва Литургии Преждеосвященных Даров отличается особой красотой выражения. В ней отражается связь между служением Литургии Преосвященных Даров и постным временем. Святая Четыредесятница – время подвигов, время тяжкой борьбы со страстями и грехами. Но победа над невидимыми врагами несомненно будет дана всем, которые, по выражению «заамвонной» молитвы – «добрым подвигом» подвизаются. И уже недалек от нас день святого Воскресения.

Божественная Литургия Преждеосвященных Даров – одна из самых прекрасных и умилительных служб Церкви. Но, вместе с тем, она является и неким настойчивым призывом к частому Причащению Св. Христовых Таин. В ней слышен голос из глубины веков, голос живого, древнего предания Церкви. Голос этот говорит, что нельзя жить жизнью во Христе, если верующий не обновляет постоянно свою связь с источником жизни — причащаясь Тела и Крови Господа Иисуса Христа. Ибо Христос есть, по словам ап. Павла – «жизнь наша» (Кол. 3: 4).

На Литургии Преждеосвященных Даров причащают Телом, напитанным Кровью, а в Чашу вливают простое вино, не являющееся Кровью. Младенцев же причащают только Святой Кровью, а Святым Телом не причащают, т.к. они не могут принять твердую частицу Тела Христова. Поэтому на Литургии Преждеосвященных Даров младенцев причащать не принято.

По материалам сайта Православие.ру

На вопросы телезрителей отвечает иерей Максим Устименко, клирик Спасо-Преображенского собора Санкт-Петербурга. Передача из Санкт-Петербурга.

Когда совершается Литургия Преждеосвященных Даров?

— Литургия Преждеосвященных Даров совершается исключительно в дни Святой Четыредесятницы и в первые три дня Страстной седмицы. В дни Великого поста она служится в среду и пятницу. На Страстной седмице служится в понедельник, вторник и среду. Дополнительно Литургия Преждеосвященных Даров может служиться в дни полиелейных святых, например, если память 40 мучеников Севастийских приходится на седмичные дни, первое и второе Обретение главы Иоанна Предтечи. У нас в Санкт-Петербурге служится дополнительно в память преподобного Серафима Вырицкого. Если на будние дни приходятся храмовые праздники, то также совершается Литургия Преждеосвященных Даров. Исторически она служилась в среду и пятницу на Сырной седмице. Затем это вышло из практики, поэтому в эти дни Литургия у нас отсутствует, хотя Великий пост официально еще не наступил.

Расскажите, пожалуйста, о самом названии «Литургия Преждеосвященных даров».

— Литургия в переводе с греческого - «общее дело». Предполагается, что все пришедшие в храм будут участвовать в Таинстве Евхаристии. Но поскольку в седмичные дни Великого поста не предполагается совершение самого евхаристического канона, то причащаются Дарами, освященными ранее на Литургии святителя Иоанна Златоуста. Исключением является праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, когда служится полная Литургия свт. Иоанна Златоуста. Преждеосвященные дары хранятся с воскресного дня на святом престоле. По количеству литургий, которые будут служиться на неделе, заготавливаются и освящаются Агнцы, от которых потом и причащаются все верные.

Исторически мы связываем эту Литургию с личностью святителя Григория Двоеслова, так он называется в православной восточной традиции, а в западной - папа Григорий Великий. Эта Литургия существовала с древнейших времен, связано это было с тем, что Cвятые Дары оставлялись для тех, кто не мог присутствовать в храме, либо во времена гонений для тех, кто укрывался в катакомбах. Эти Дары сохранялись и разносились диаконами или диакониссами между верующими, которые не смогли присутствовать на богослужении, иногда это доверялось даже самим мирянам. Так появилась традиция сохранять Дары на престоле. Но для Литургии Преждеосвященных Даров Дары оставляются после последней литургии святителя Иоанна Златоуста, чтобы причащаться ими в будние дни.

Почему не совершается полная Литургия в седмичные дни Великого поста? Само слово Литургия означает «общее дело», то есть когда верные вступают в общение с воскресшим Христом и друг с другом. Евхаристия — это всегда великий праздник, пасхальная радость. Но в дни Великого поста христиане добровольно низводят себя в разряд кающихся. Поскольку кающиеся были приравнены к оглашенным, которые на Литургии верных не присутствовали и не причащались, могли присутствовать только на Литургии слова, когда читается Слово Божие и говорится проповедь. В дни Великого поста все христиане приравнивались к кающимся и лишали себя возможности в принесении анафоры. Анафора — дело всей Церкви от предстоятеля до мирян, это момент возношения Святых Даров на Литургии. Но чтобы не лишать себя общения с Господом, в среду и пятницу верные причащаются от Преждеосвященных Даров, что служит великой радостью и подкреплением духовных сил. Именно поэтому наш пост является строгим с понедельника по среду, когда по уставу вечером дозволяется вкушать вареные овощи. В четверг и пятницу вечером уставом дозволяется выпить немного вина. В среду и пятницу люди причащались и после этого приступали к трапезе. Вкушению этой трапезы предшествовала вечерняя Литургия Преждеосвященных Даров. Служилась она примерно в 14 часов. Сейчас в нашей практике мы совершаем вечерню в 17-18 часов, а в седмичные дни Великого поста случается, что все службы соединяются: часы, изобразительны, вечерня. Они совершаются с утра, а в понедельник добавляется еще и утреня. Единственный раз, когда в современной традиции сохранилась память служения вечерни в 14 часов — служба выноса Плащаницы.

— В храме Пророка Илии на Пороховых, где я имею честь служить совершается две Литургии Преждеосвященных Даров: утром и вечером. Люди после работы могут прийти причаститься. Расскажите о практике подготовки к вечерней Литургии Преждеосвященных Даров?

— В Санкт-Петербурге традиция служения Литургии Преждеосвященных Даров вечером началась с подачи приснопамятного митрополита Никодима (Ротова). Тогда в Троицком соборе, за исключением Первой седмицы Великого поста, когда по вечерам положено читать Покаянный канон Андрея Критского, было принято служить две Литургии: утром и вечером. Владыка Никодим сам ее служил и сам причащался.

Впервые вопрос о вечерней Литургии был поднят в 1968 году в Зарубежной Церкви, в частности митрополитом Антонием Сурожским. Христиане в наши дни работают и не могут прийти утром в будние дни в храм. А служба очень красивая, трогательная, носит покаянный характер, очень много земных поклонов. В то же самое время это великая радость - приступить к евхаристической чаше и соединиться с Господом. Поэтому с тех пор было дозволено совершать эту Литургию вечером. По возможности тем, кто может полностью выдержать с полуночи до момента Евхаристии вечером, желательно не есть и не пить. Конечно, это будет похвально, но Церковь учла вопросы икономии. Для тех, кто не может поститься такое количество времени, минимальный пост - шесть часов. То есть, примерно после полудня желательно не есть и не пить. Кто не может отказаться от питья, то нужно не пить хотя бы 3 часа. А те люди, которые совершенно не могут поститься, например, диабетики, могут вкушать пищу. Для них евхаристический пост отменяется.

Как приуготовляются Дары для Литургии Преждеосвященных Даров?

— Дары — это святой Агнец. Он готовится таким же образом, как на обычной Литургии: вырезается из просфоры, прободается ее правая сторона в воспоминание прободения ребра Христова, из которого истекли кровь и вода. Часто делают несколько Агнцев. Приготовленные Агнцы - изъятые части просфоры с крестом и надписью «Иисус Христос Ника». Три Агнца для полной литургии и два и более для Литургии Преждеосвященных Даров освящаются на полной Божественной Литургии. Агнцы, которые оставляются для служения Литургии Преждеосвященных Даров, напояются евхаристической Кровью Христа. Если есть приспособленные для этого дарохранительцы, то Дары сохраняются в них в течение недели. Если нет, то по подобию дарохранительницы берется дискос, который покрывается покровцом и колпаком, чтобы Дары не пылились, и чтобы, не дай Бог, их не попортили грызуны. Могут быть и такие случаи. На Литургии Преждеосвященных Даров один Агнец изымается оттуда, и на нем служится Литургия, от него причащается духовенство в алтаре и верные, которые желают приступить ко святой Чаше.

— Вопрос от телезрительницы: «Что делать, если по недоразумению на заупокойной ектении были прочитаны и заздравные записки. И читаются ли записки на Литургии Преждеосвященных Даров?»

— Традиционно записки на ней читаются, хотя, поскольку анафора не совершается, частицы не вынимаются - нет проскомидии в полном виде. Чтение записок не несет тот смысл, который имеет на полных Литургиях. Что касается ошибки прочтения записок о здравии на заупокойной ектении, я понимаю смущение верующего человека, но не нужно относиться к церковной молитве, как к магическому действию. Это досадно и неприятно, но у Бога нет мертвых: «Я Бог Авраама, и Бог Исаака, и Бог Иакова, Бог не есть Бог мертвых, но живых» . У Бога все живы, поэтому это не более, чем недоразумение, досадная ошибка. Не имеет смысла и места проявлять такое беспокойство. Для священнослужителя и того, кто подавал эти записки, это повод быть повнимательнее.

— Литургию Преждеосвященных Даров иногда называют «вечерня с причащением», не употребляя слово «Литургия». Чем это вызвано?

— Скорее всего, тем, что Литургия предполагает анафору. Анафора — это евхаристический канон, когда хлеб и вино в чаше силой молитвы всей Церкви прилагаются в истинные Тело и Кровь Господа Иисуса Христа, от которых мы причащаемся. Анафоры на Литургии Преждеосвященных Даров не имеется, поэтому это больше евхаристическая вечерня. До пения «Да исправится молитва моя» с коленопреклонениями это в полном виде вечерня, затем переход на краткую Литургию, содержащую Великий вход, ектению, молитву с просьбой о достойном причащении Тела и Крови Христовых и пение молитвы «Отче наш». Перед причащением христиане даже самых первых веков читали молитву Господню.

Многие смущаются тем, что упоминается папа римский Григорий Великий или Двоеслов.

— Римский престол очень древний. Он восходит к временам апостола Петра. Понтификат папы Григория Двоеслова приходился на 590-604 годы после Рождества Христова. Он очень хорошо был знаком с византийской богослужебной традицией. В те времена трения, к сожалению, уже существовали между православным Востоком и латинским Западом. Но Церковь в те времена была едина, еще не произошло раскола Церквей. Предполагается, что Литургию Преждеосвященных Даров святитель Григорий привез на Запад с Востока. Исследователи предполагают, что таковая существовала и до папы Григория Двоеслова. У него есть сочинение, которое по-гречески называется «Диалоги» и представляет собой беседу из жизни италийских отцов и монахов в виде вопросов и ответов. Ответчик — сам Григорий Великий, а вопросы задают ученики. Название сочинения «Диалоги» никак не могли перевести на славянский язык, поэтому перевели «Двоеслог». На латинском Западе эта Литургия существует по сей день. Католики каждый день служат мессу в полном чине в дни поста. А в Великую Пятницу, когда у нас вообще не полагается Литургии и причащения (за редким исключением, если человек умирает), у них в этот день на Литургии слова читаются пророчества, апостол, Евангелие о страданиях Христа, совершается чин поклонения Кресту и после этого происходит причащение Преждеосвященными Дарами. Это единственное исключение, когда на латинском Западе служится эта Литургия, хотя сами католики такого термина не знают. Имени папы Григория Двоеслова они тоже не знают, помнят его как Григория Великого.

— Звонок от телезрительницы из г. Сургут: «Что такое «причастие в осуждение»? Надо исповедоваться перед соборованием или после него?»

— О «причастии в осуждение» говорит апостол Павел в Послании к Коринфянам: « Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем » . Это касается того, что человек внутренне должен испытать свою совесть перед причастием. В Русской Церкви сложилась традиция исповедоваться перед участием в Таинстве Евхаристии. Мы не будем говорить, насколько связана Литургия с Таинством Исповеди, потому что никак не связана: эта привязка возникла в Русской Православной Церкви и стала традиционной. Самое главное - нельзя приступать к Таинству Евхаристии, если ты имеешь на кого-то обиду, с кем-то была ссора, и нет внутреннего душевного покоя. Необходимо прежде пойти примириться с ближним. Литургия — принесение бескровной жертвы. Чтобы приобщиться этой жертве, необходимо примириться, необходим сердечный, внутренний, душевный покой, когда мы не имеем ни на кого зла, обиды в сердце. Все это нужно оставить, только тогда мы можем подходить к святой Чаше и надеяться, что это причащение спасительно и не будет в осуждение. Конечно, необходимо очень тщательно готовиться к тому, чтобы приступить к Таинству, но когда священник читает молитву Херувимской песни, в которой молится не от лица общины, которая находится в храме, а от себя, он говорит: «Никтоже достоин». Нет достойных людей, только по великой милости, благости и любви Божией, мы дерзаем приступать к Тайне Святой Евхаристии. Дерзая, мы надеемся, что Причастие нам служит во спасение и жизнь вечную.

У нас сейчас есть синодальный документ, который говорит о том, что к соборованию во дни Великого поста могут приступать все верные, которые достигли совершеннолетнего возраста, поскольку грех рассматривается Церковью как болезнь. Еще идут споры, только ли больные могут участвовать в соборовании. На мой взгляд, приступать могут верные, те кто регулярно исповедуются и причащаются Святых Христовых Тайн. Хорошо, если перед соборованием человек поисповедуется, причастится, поучаствует в Таинстве Соборования и после него еще раз приобщится Святых Христовых Тайн. Но этот вопрос нужно обсудить со своим духовником.

Как обстоит дело с причастием младенцев на Литургии Преждеосвященных Даров?

— Этот вопрос затрагивает не только практические аспекты, но также аспекты богословские и исторические: как формировалась Литургия Преждеосвященных Даров, и в каком виде дошла до нас. Греческая, Болгарская и Сербская Церкви причащают младенцев. В русской традиции мы не причащаем тех младенцев, которые не способны вкушать частицу Тела Христова. Младенцы с 2-3 лет, которые спокойно причащаются частицей, имеют возможность причаститься за этой Литургией. Родилось это из того, что в XVII веке в русские служебники проникают исправления Литургии. Латинское схоластическое богословие стало постепенно проникать в русское богословие: сначала в Киев, затем в Москву. Впервые оно попадается в русских служебниках при Патриархе Иоакиме, к концу XVII века прочно закрепляется. Это было связано с евхаристическими спорами между латинским Западом и православным Востоком. У католиков после раскола Церквей на Литургии хлеб и вино пресуществляются в Тело и Кровь Христа после произнесения слов: «Приидите, ядите, сие есть Тело Мое». Многие говорят, что у них нет эпиклезы, но на самом деле она предшествует установительным словам. Католики четко говорят о том, что после установительных слов хлеб становится Телом Христа, а вино - Кровью. Мы же говорим о том, что Тело и Кровь Христа пресуществляются после произнесения эпиклезы, то есть призывания Святого Духа, и все поклоняемся, а в храме в это время хор поет: «Тебе поем». Известно, что примерно до XIII века взгляд на Литургию Преждеосвященных Даров и Святые Дары был совершенно иным, чем на византийском Востоке. Во-первых, есть упоминание о том, что Преждеосвященная Литургия совершается ради освящения святой Чаши. То есть, Чаша освящалась тем, что в нее влагалась частица святого Тела Христова и в ней находилась Кровь Христова. Интересно, что до этого же времени Агнец не напаялся Кровью на полной Литургии, но сохранялся на престоле в сухом виде в дарохранительницах, а затем преломлялся и освящался. При этом произносились те же самые слова при вложении в святой потир частицы Тела Христова. Но затем, по примеру того, как заготавливаются запасные Дары на весь год для больных на дому, этот Агнец стал напаяться Кровью. Постепенно, с проникновением мнения о том, что Дары становятся Телом и Кровью, и обязательно должны быть произнесены установительные слова, стало считаться, что нужно напаять Агнец Кровью. Хотя еще в Русской Церкви до XVII века Святые Дары не всегда напаялись. Затем под влиянием идеи, что только с установительными словами может пресуществиться вино в Чаше в Кровь, стали напаять Агнец. Вложение напоенного Кровью Тела Христова в чашу с вином является святыней, но не самой Кровью Спасителя. В Русской Церкви в связи с этим и сложилась традиция не причащать младенцев.

В некоторых храмах Санкт-Петербурга есть иной подход: там сохраняют Святую Кровь в Чаше. Поэтому младенцев там причащают после Литургии, но это как исключение. Я сам недавно столкнулся с такой ситуацией: к нам в собор зашла женщина и спросила, может ли она причаститься. Я сказал, что может, раз она готовилась, исповедовалась, прочитала молитвы. Она сказала, что готова, но у них в Ставропольском крае батюшка не дозволяет причащаться на Литургии Преждеосвященных Даров и говорит, что на ней могут причаститься лишь больные и немощные люди. Конечно, это не совсем верная практика, хотя она и существует. Святой Иоанн Кронштадтский говорил о том, что пастырь, который не причащает на Литургии мирян, уподобляется пастырю, который пасет самого себя. Эта Литургия служится для всех верных. Все верные, которые испытали совесть и подготовились, имеют право участвовать и причащаться. И это не обязанность, как и пастырь причащается не по обязанности, а привилегия. Мы - единое Тело Христа, поэтому приобщаемся все вместе.

Вопрос от телезрительницы г. Санкт-Петербург: «Как нужно готовиться к Литургии Преждеосвященных Даров?»

— Готовиться нужно также, как и к полной Литургии свт. Иоанна Златоуста: Вы читаете молитвы, поститесь, исповедуетесь и натощак причащаетесь. Единственное исключение, что в благодарственные молитвы включается тропарь святителю Григорию Двоеслову.

Вопрос от диакона Владимира из Испании: «Какая в Вашем храме практика каждения на «Ныне силы Небесные»?

— Вначале диакон кадит престол трижды, затем отходит к жертвеннику и кадит трижды по три, затем возвращается к предстоятелю и трижды кадит его. Далее диакон встает, и вместе со священником они читают вслух «Ныне силы Небесные с нами невидимо служат». Когда Дары переносятся с жертвенника на святой престол, священник останавливается у Царских врат и вполголоса произносит «Верою и любовью приступим». Такова практика служения в Санкт-Петербурге. Имеется также диаконский служебник под редакцией священника Андрея Мазура, где описывается практика каждения.

Вопрос от телезрительницы: «Каким образом поминать почивших в Светлую Седмицу?».

— Есть чин служения Литургии по чину Светлой седмицы. Вы можете в день памяти новопреставленного родственника подать в храме записку на проскомидию, именно на ней в это время поминаются усопшие. После Литургии можно встретиться с родными, посетить кладбище, поприветствовать усопшего словами «Христос воскресе!» и помянуть его в день Радоницы, когда совершается панихида по пасхальному чину. Самое главное - в день поминовения обязательно постарайтесь прийти и помянуть в храме усопшего. Усопший — уснувший до времени второго пришествия Христа, и он уснул, чтобы воскреснуть из мертвых. У Бога нет мертвых, все живы, и человек уже вкушает пасхальную радость на небесах, поэтому мы молимся о прощении его грехов и веруем, что Господь его воскресит из праха.

— Звонок от телезрительницы из г. Санкт-Петербурга: «Когда я пришла в церковь, поняла, что недостойна причащаться, но подготовилась к исповеди, отстояла очередь, а священник ушел. Я растерялась и причастилась без исповеди. Я причащалась первый раз в своей жизни, но с верой, что Иисус есть Бог. Теперь мне не по себе».

— Хочу сказать, что вам нужно оставить свое смущение. Нужно веровать и дерзать, с дерзновением приходить к святой Евхаристии. Духовенство не исповедуется перед каждой Литургией, но по мере необходимости у своего духовника. Конечно, если Вы никогда не исповедовались, Вам нужно прийти в храм и договориться об индивидуальной исповеди, чтобы Вы могли спокойно исповедоваться во всех своих грехах. Старайтесь регулярно причащаться Святых Христовых Тайн. Нет достойного человека - мы все недостойны, но дерзаем по вере в Господа Иисуса Христа. Мы идем за Христом и соединяемся с Ним, чтобы Он был всегда с нами. Приходите в Спасо-Преображенский собор, я рад буду откликнуться, чтобы помочь Вам и любому человеку. Милости прошу в Спасо-Преображенский собор, всегда буду рад видеть Вас, с Вами помолиться, послужить.

— Вопрос от телезрителя: «В Ветхом Завете написано: Бог Иегова, Бог Саваоф, бог Ваал. Наш Бог, в которого мы верим, - это Бог Иегова?»

— В Ветхом Завете есть понятие имен Божиих. В еврейской Библии они звучат на древнееврейском языке. Арабское слово «Аллах» созвучно еврейскому слову. Бог Ваал — это не библейский Бог, а языческий бог, которому поклонялись сиро-финикийцы. Против этого культа и боролись в период разделения на северное и южное израильские царства пророки. Знаменитый пророк Божий Илия боролся с культом Ваала и Астарты. Имен Божиих очень много в Ветхом Завете. Имена «Иегова» или «Яхве» - это попытки прочтения священных еврейских букв. Это имя Единого истинного Бога Израиля, которое Он открыл пророку Моисею на Синайской горе. Заповедь Божия: «Не произноси имени Господа Бога твоего всуе» относилась к этому имени. В еврейском алфавите не было гласных и стали ставить точки и черточки, которые позволяли вокализировать, читать гласные звуки, которых в еврейском алфавите нет. Традиция прочтения этого имени утеряна после разрушения Иерусалимского храма. Только первосвященник мог произносит священное имя Божие, всем остальным израильтянам произносить его было нельзя, так как мог случайно услышать язычник. Язычники практиковали культы и могли магически использовать имя Божие. Прочтение этих четырех священных букв было утеряно. В XIX веке была попытка расшифровать это имя: немецкий ученый предположил, что правильное его прочтение - «Иегова». Гласные от «Адонаи» были подставлены в тетраграмму. Так что это не более чем попытка. Когда евреи читали синодальное богослужение, то, встречая в тексте имя Божие, либо молчали и наклоняли голову, либо заменяли его на «Адонаи Господь». Для нас не так важно, как звучало имя в Ветхом Завете: мы призываем Бога именем Иисуса Христа, через Него получаем спасение.

Когда и как лучше приступить к Литургии Преждеосвященных Даров, ведь служба очень длинная?

— По мере возможности. Великий пост — особое время, когда мы постимся физически, духовно, воздерживаем свои мысли и чувства. К Таинству Евхаристии необходимо приступать как можно чаще. Все верные имеют право приступать и на полной Литургии, и на Литургии Преждеосвященных Даров, хотя бы раз в неделю, а тот, кто имеет возможность, то два или три раза. Это будет очень благочестиво. Литургия Преждеосвященных Даров не очень продолжительна: она начинается с возгласа «Благословенно Царство» и идет примерно около часа. Но во многих местах перед Литургией читаются все часы и изобразительны, и она становится достаточно продолжительна. Каждому нужно узнать, во сколько начинается богослужение в вашем храме, готовиться, приходить и приступать к Таинству Причастия.

Расшифровка: Наталья Маслова

Возлюбленные о Господе братья и сестры!

Литургия Преждеосвященных Даров по своему характеру, прежде всего, вечернее богослужение, выражаясь точнее, это причащение после вечерни.

Великим Постом, следуя церковному уставу, по средам и пятницам полагается полное воздержание от пищи до захода солнца. Эти дни особенно напряженного физического и духовного подвига освящены ожиданием , и это ожидание поддерживает нас в нашем подвиге, как духовном, так и физическом; целью этого подвига становится радость ожидания вечернего причащения.

К сожалению, сегодня практически утрачено это понимание Литургии Преждеосвященных Даров как вечернего причащения, и поэтому служба это совершается повсеместно преимущественно с утра, как и сейчас.

Богослужение начинается Великой Вечерней , но первый возглас священника: «Благословенно Царство Отца и Сына и Святого Духа, ныне и присно и во веки веков!» , такой же как и на Литургии Иоанна Златоуста или Василия Великого; таким образом, все богослужение обращено к надежде Царства, оно есть то духовное ожидание, что и определяет собой весь Великий Пост.

Затем, как обычно, следует чтение 103 псалма «Благослови, душе моя, Господа!» Священник читает светильничные молитвы , в которых просит Господа о том, чтобы Он «исполнил уста наша хваления… дабы величать нам святое имя» Господа, «в остальное время нынешнего дня избежать различных козней лукавого», «оставшуюся часть дня провести непорочно пред святою Славою» Господа.

По окончании чтения 103 псалма диакон произносит Великую ектению , с которой начинается и полная Литургия.

«Миром Господу помолимся » – первые слова ектении, которые означают, что мы в мире душевном должны начинать свои молитвы. Прежде примириться со всеми, на кого держим свои обиды, кого мы сами обидели, – это непременное условие для нашего участия в богослужении. Диакон сам не произносит никаких молитв, он лишь помогает при совершении богослужения, призывает народ к молитве. А все мы, отвечая «Господи, помилуй!», должны принимать участие в общей молитве, ведь само слово «Литургия» означает общее служение.

Каждый молящийся в храме – не пассивный зритель, а участник Богослужения. Диакон призывает нас к молитве, священник от лица всех собравшихся в храме совершает молитву, а все мы вместе являемся участниками богослужения.

Во время ектении священник читает молитву, где просит Господа «услышать нашу молитву и внять гласу моления нашего».

По окончании ектении и возгласа священника чтец начинает читать 18 кафизму, которая состоит из псалмов (119-133) , называемых «песнями восхождения». Их пели на ступенях Иерусалимского храма, поднимаясь по ним; это была песнь людей, собиравшихся для молитвы, готовившихся к встрече с Богом.

Во время чтения первой части кафизмы священник откладывает в сторону Евангелие, разворачивает святой антиминс, после чего Агнец, освященный на Литургии в воскресение, с помощью копия и лжицы перекладывает на дискос и ставит перед ним зажженную свечу.

После этого диакон произносит т.н. «малую» ектению . «Паки и паки миром Господу помолимся», т.е. «снова и снова в мире Господу помолимся». «Господи, помилуй» – отвечает хор, а вместе с ним и все собравшиеся. В это время следует молитва священника:

«Господи, не в ярости Твоей обличай нас и не во гневе Твоем наказывай нас… Просвети очи сердец наших для познания Твоей Истины… ибо Твоя держава, и Твое есть Царство и сила и слава».

Затем вторая часть чтения 18 кафизмы , во время которого священник совершает троекратное каждение престола со святыми Дарами и земной поклон перед престолом. Снова произносится «малая» ектения, во время которой священником читается молитва:

«Господи Боже наш, вспомни нас грешных и непотребных рабов Твоих… даруй нам Господи все просимое для спасения и помоги нам любить и бояться Тебя от всего сердца нашего… ибо Ты – благой и человеколюбивый Бог…»

Читается последняя, третья часть кафизмы во время которой совершается перенос Святых Даров с престола на жертвенник . Это будет отмечено звонком в колокольчик, после чего все собравшиеся, отмечая важность и святость этого момента, должны опуститься на колени . После перенесения Святых Даров на жертвенник снова звонит колокольчик, значит уже можно подыматься с колен.

Священник наливает вино в чашу, покрывает святые сосуды, но ничего при этом не произносит. Завершается чтение третей части кафизмы, снова произносится «малая» ектения и возглас священника.

Хор начинает пение стихов из 140 и 141 псалмов : «Господи, воззвах к Тебе, услышь меня!» и положенных на этот день стихир.

Стихиры – это богослужебные поэтические тексты, в которых отражается суть празднуемого дня. Во время этого пения диакон совершает каждение алтаря и всего храма. Каждение – это символ возносимых нами молитв Богу. Во время пения стихиры на «И ныне» священнослужители совершают торжественный вход . Предстоятелем читается молитва:

«Вечером, как и утром и в полдень, восхваляем, благословляем Тебя и молимся Тебе… не дай уклониться сердцам нашим к словам или мыслям лукавым… избавь нас от всех уловляющих души наши… Тебе подобает вся слава, честь и поклонение, Отцу и Сыну и Святому Духу».

Священнослужители выходят на солею (возвышение перед входом в алтарь), и Предстоятель благословляет Святой Вход словами: «Благословен вход святых Твоих, всегда ныне и присно и во веки веков!» Диакон, начертывая кадилом святой крест, произносит «Премудрость, прости!» «Прости» – значит “станем прямо, благоговейно”.

В Древней Церкви, когда богослужение было значительно продолжительней сегодняшних, собравшиеся в храме сидели, вставая в особенно важные моменты. Диаконский возглас, призывающий стать прямо и благоговейно, напоминает нам о важности и святости совершаемого Входа. Хор поет древний богослужебный гимн «Свете Тихий» .

Священнослужители входят в святой алтарь и совершают восхождение на горнее место. В этот момент мы сделаем специальную остановку для того, чтобы пояснить последующие действия. Всем нам желаю осмысленно принять участие в совершаемом богослужении.

После «Свете Тихий»

Возлюбленные о Господе, братья и сестры! Совершился вход, священнослужители взошли на горнее место. В те дни, когда вечерня совершается отдельно, вход и восхождение на горнее место являются кульминационным моментом богослужения.

Сейчас настало время пения особого прокимна. Прокимен – это стих из Священного Писания, чаще всего из Псалтири. Для прокимна стих выбирается особенно сильный, выразительный и подходящий к случаю. Состоит прокимен из стиха, в собственном смысле называемом прокимном, и одного или трех «стихов», которые предшествуют повторению прокимна. Название свое прокимен получил оттого, что он предшествует чтению из Священного Писания .

Сегодня мы услышим два отрывка из Священного Писания Ветхого Завета, взятые из книг Бытия и Притчей Соломоновых. Для лучшего понимания эти отрывки будут прочитаны в русском переводе. Между этими чтениями, которые называются паремии, совершается обряд, главным образом напоминающий нам те времена, когда Великий Пост был преимущественно подготовкой оглашенных ко Святому Крещению.

Во время чтения первой паремии священник берет зажженную свечу и кадило. По окончании чтения священник, начертывая кадилом святой крест, произносит: «Премудрость, прости!», тем самым призывая к особому вниманию и благоговению, указывая на особенную мудрость, заключенную в настоящем моменте.

Затем священник оборачивается к собравшимся и, благословляя их, произносит: «Свет Христов просвещает всех! ». Свеча – символ Христа, Света мира. Зажигание свечи во время чтения Ветхого Завета означает, что все пророчества совершились во Христе. Ветхий Завет ведет ко Христу так же, как и Великий Пост ведет к просвещению оглашенных. Свет крещения, соединяющий оглашенных с Христом, открывает их разум для понимания учения Христова.

По установившейся традиции в этот момент все собравшиеся опускаются на колени , о чем их предупреждает звонок колокольчика. После произнесения слов священником звонок колокольчика напоминает о том, что можно встать с колен.

Следует второй отрывок из Священного Писания из книги Притчей Соломоновых, который также будет прочитан в русском переводе. После второго чтения из Ветхого Завета по указаниям устава полагается пение пяти стихов из вечернего 140 псалма , начинающегося со стиха: «Да исправится молитва моя, яко кадило пред тобою »

В те времена, когда Литургия еще не приобрела сегодняшней торжественности и состояла просто в причащении за вечерней, эти стихи пелись во время причащения. Теперь они составляют прекрасное покаянное введение ко второй части богослужения, т.е. к самой Литургии Преждеосвященных Даров. Во время пения «Да исправится…» все собравшиеся лежат ниц, а священник, стоя у престола, кадит его, а потом жертвенник, на котором находятся Святые Дары.

По окончании пения священником произносится молитва, которая сопровождает все великопостные богослужения, – . Эта молитва, которая сопровождается земными поклонами, настраивает нас на правильное понимание нашего постного делания, заключающегося не просто в ограничении себя в пище, но в умении видеть и бороться со своими собственными прегрешениями.

В те дни, когда Литургия Преждеосвященных Даров совпадает с престольным праздником, или в других указанных уставом случаях, полагается чтения апостольского послания и отрывка из Евангелия. Сегодня такое чтение уставом не положено, а значит, его не будет. Перед сугубой ектенией мы с Вами сделаем еще одну остановку, для того чтобы лучше понять дальнейший ход богослужения. Помогай всем Господь!

После «Да исправится…»

Возлюбленные о Господе братья и сестры! Завершилась вечерня, и теперь весь следующий ход богослужения – это уже непосредственно Литургия Преждеосвященных Даров . Сейчас диаконом будет возглашена сугубая ектения , когда мы с вами должны усилить наши молитвы. Во время произнесения этой ектении священник молится о том, что Господь принял наши усердные моления и ниспослал на народ Свой, т.е. на нас, всех собравшихся в храме, ожидающих от него неистощимой милости, Свои богатые щедроты.

Поименного поминовения за живых и умерших на Литургии Преждеосвященных Даров не бывает. Затем следует ектения об оглашенных . В Древней Церкви таинству Крещения предшествовал желающих стать христианами.

Великий Пост – это как раз время усиленной подготовки к Крещению, которое обычно совершалось в Великую Субботу или на Пасху. Те, кто готовились принять Таинство Крещения, посещали специальные огласительные занятия, на которых им разъяснялись основы православного вероучения, для того, чтобы их будущая жизнь в Церкви была осмысленной. Оглашенные посещали также богослужения, в частности Литургию, на которой они могли присутствовать до ектении об оглашенных. Во время её произнесения диакон призывает всех верных, т.е. постоянных членов православной общины, помолиться об оглашенных, чтобы Господь помиловал их, огласил их Словом Истины, открыл им Евангелие правды. А священник в это время молится Господу и просит Его о том, чтобы Он избавил их (т.е. оглашенных) от древнего обольщения и козней противника… и сопричел их к духовному стаду Христову.

С половины Поста прибавляется еще ектения о «просвещаемых» , т.е. уже «готовых к просвещению». Заканчивается период длительного оглашения, который в Древней Церкви мог продолжаться и несколько лет, и оглашаемые переходят в разряд «просвещаемых» и уже скоро над ними совершится . Священник в это время молится, чтобы Господь укрепил их в вере, утвердил в надежде, усовершенствовал в любви… и показал их достойными членами Тела Христова.

Затем диакон произносит, чтобы все оглашенные, все, кто готовится к просвещению, вышли из храма. Теперь молиться в храме могут только верные, т.е. только крещеные православные христиане. После удаления оглашенных следует чтение двух молитв верных .

В первой мы просим об очищении души, тела и чувств наших, вторая молитва готовит нас к перенесению Преждеосвященных Даров. Затем наступает торжественный момент перенесения Святых Даров на престол . Внешне этот вход похож на Великий вход за Литургией, но по существу и духовному значению он, конечно, совершенно другой.

Хор начинает петь особую песнь: «Ныне силы небесные с нами невидимо служат, ибо вот, входит Царь Славы, вот Жертва, таинственно освященная, переносится».

Священник в алтаре, с воздетыми вверх руками, трижды произносит эти слова, на которые диакон отвечает: «С верой и любовью приступим и причастниками Жизни вечной будем. Аллилуия, Аллилуия, Аллилуия».

Во время перенесения Святых Даров все должны благоговейно опуститься на колени .

Священник в Царских вратах, по установившейся традиции, тихом голосом произносит: «С верою и любовью приступим» и ставит Святые Дары на престол, покрывает их, но ничего при этом не произносит.

После этого произносится молитва святого Ефрема Сирина с тремя поклонами . Завершено перенесение Святых Даров, уже совсем скоро наступит момент Святого Причащения священнослужителей и всех, кто к этому готовился. Для этого мы сделаем еще одну остановку, чтобы объяснить последнюю часть Литургии Преждеосвященных Даров. Помогай всем Господь!

После Великого Входа

Возлюбленные о Господе, братья и сестры! Совершилось торжественное перенесение Святых Даров на престол, и теперь мы уже совсем близко подошли к самому моменту святого причащения. Сейчас будет произнесена диаконом просительная ектения , а священник в это время молится, чтобы Господь избавил нас и верный народ Свой от всякой нечистоты, освятил души и тела всех нас, чтобы с чистой совестью, непосрамленным лицом, просвещенным сердцем… соединиться нам с Самим Христом Твоим, истинным Богом нашим.

За этим следует молитва Господня «Отче наш» , завершающая всегда наше приготовление к Причастию. Произнося её, молитву Самого Христа, мы тем самым принимаем дух Христов как свой собственный, Его молитву к Отцу как нашу, Его волю, Его желание, Его жизнь как наши собственные.

Завершается молитва, священник преподает нам мир , диакон призывает всех нас преклонить свои главы перед Господом, а в это время читается молитва главопреклонения , где священник от лица всех собравшихся просит Господа, чтобы Он сохранил народ Свой и удостоил всех нас причаститься животворящих Его Таинств.

Затем следует возглас диакона – «Вонмем» , т.е. будем внимательны, а священник, касаясь рукой Святых Даров, возгласно произносит: «Преждеосвященная Святая – Святым!». Это означает, что Преждеосвященные Святые Дары предлагаются святым, т.е. всем верным чадам Божиим, всем собравшимся в этот момент в храме. Хор поет: «Един Свят, Един Господь, Иисус Христос , во славу Бога Отца. Аминь» . Закрываются Царские врата, и наступает момент причащения священнослужителей .

После того как они причастятся, Святые Дары будут заготовлены для всех сегодняшних причастников и погружены в Чашу. Всем, кто сегодня собирается причащаться, нужно быть особенно внимательными и сосредоточенными. Скоро настанет момент нашего соединения со Христом. Помогай всем Господь!

Перед причащением прихожан

Возлюбленные о Господе братья и сестры! Древняя Церковь не знала другого повода для участия в Литургии, кроме как для причащения Святых Даров на ней. Сегодня это евхаристическое ощущение, к сожалению, ослабло. И мы порой даже не подозреваем, для чего мы приходим в храм Божий. Обычно каждый хочет просто помолиться «о чем-то своем», но мы теперь знаем, что православное богослужение, а особенно Литургия, – это не просто молитва «о чем-то», это наше участие в жертве Христовой, это наша совместная молитва, совместное предстояние Богу, общее служение Христу. Все молитвы священника – это не просто его личное обращение к Богу, а молитва от лица всех собравшихся, от лица всех находящихся в храме. Мы об этом часто даже не подозреваем, что это и наша молитва, это и наше участие в Таинстве.

Участие в богослужении должно быть, конечно же, осознанным. Всегда нужно стремиться к тому, чтобы за богослужением причаститься Святых Христовых Таин. Ведь каждый крещеный человек – это часть Тела Христова, а через всеобщность нашего причащения является этому мiру, который «во зле лежит», Церковь Христова.

Церковь – это Тело Христово, а мы – часть этого Тела, часть Церкви. И, чтобы нам не заблудиться в нашей духовной жизни, необходимо постоянно стремиться к соединению со Христом, которое нам дается в таинстве Святого Причастия.

Мы очень часто, становясь на путь духовного совершенствования, не знаем, что нам надо делать, как правильно поступать. Церковь же дает нам все, что нужно для нашего возрождения. Все это дается нам в Таинствах Церкви. А Таинством Таинств, или, точнее, Таинством Церкви, – Таинством, которое выявляет Саму природу Церкви, – является Таинство святого Причащения. Поэтому, если мы будем пытаться познавать Христа, не причащаясь, то у нас ничего никогда не получится.

Познавать Христа можно, только пребывая вместе с Ним, а таинство Причащения – это наша дверь ко Христу, которую мы должны открыть, и принять Его в свое сердце.

Сейчас настал сам момент, когда все желающие причаститься соединятся со Христом. Священник со Святой Чашей произнесет молитвы перед Святым Причащением , и все готовившиеся к Причастию должны внимательно их выслушать. Подходя к Чаше, нужно крестообразно сложить руки на груди и отчетливо произнести свое христианское имя, и, причастившись, поцеловать край Чаши и отходить на запивку.

По установившейся традиции причащаться могут только те из детей, кто уже в состоянии принять частицу Святого Хлеба. Хор в это время поет особый причастный стих: «Хлеб небесный и Чашу жизни вкусите – и увидите, как благ Господь» .

Когда Причастие завершится, священник заходит в алтарь и благословляет народ в заключении богослужения . Следует последняя ектения , в которой мы благодарим Бога за причастие бессмертных, небесных и животворящих страшных Христовых Таин, и последняя молитва, т.н. «заамвонная», – молитва , которая подводит итог значению этого богослужения. После нее священник произносит отпуст с упоминанием празднуемых сегодня святых, а это, прежде всего, и святитель Григорий Двоеслов, папа Римский, святой еще неразделенной Древней Церкви, к которому восходит традиция совершения Литургии Преждеосвященных Даров.

На этом служба будет завершена. Желаю всем собравшимся помощи Божией и надеюсь, что сегодняшнее богослужение, которое постоянно комментировалось, поможет всем нам лучше понять смысл и предназначение православного богослужения, чтобы у нас появилось желание в дальнейшем все больше и больше постигать наше православное наследие, через осмысленное участие в богослужении, через участие в Таинствах Святой Церкви. Аминь.

Главная особенность Литургии Преждеосвященных Даров состоит в том, что на ней не совершается таинство Евхаристии, а верующие причащаются преждеосвященными Дарами , т. е., освященными прежде, на предыдущей литургии св. Василия Великого или св. Иоанна Златоустого.

Начало литургии Преждеосвященных Даров идет от первых веков христианства. Первые христиане очень часто причащались св. Христовых Таин, некоторые даже и в будничные дни. Между тем, было признано неудобным в дни строгого поста, как дни скорби и сокрушения о грехах, совершать полную литургию, которая есть самая торжественная служба из церковных служб. Но, чтобы дать возможность верующим причащаться и среди недели в дни поста, было постановлено, не нарушая характера великопостного Богослужения, в некоторые дни причащать верующих ранее освященными Дарами. Для этого и была введена, в службы Великого Поста, Литургия Преждеосвященных Даров. Окончательное же составление чина этой литургии и письменное изложение ее, было сделано св. Григорием Двоесловом , папой Римским, в шестом веке.

Литургия Преждеосвященных Даров совершается по средам и пятницам в первые шесть недель Великого Поста; в четверг пятой недели Вел. Поста , когда совершается память преп. Марии Египетской; иногда 9-го марта - в праздник сорока севастийских мучеников (если этот день приходится в посту и не случится в субботу или воскресенье) и в первые три дня Страстной недели (Вел. Понед., Вел. Вт. и Вел. Среду).

Литургия Преждеосвященных Даров совершается после великопостных часов и состоит из вечерни и литургии верных , но только без важнейшей ее части - освящения Даров.

Часы совершаются великопостные (третий, шестой и девятый час), на которых, кроме обычных псалмов, читаются кафизмы .

По прочтении кафизм из алтаря выходит священник и перед царскими вратами читает тропарь каждого часа, с соответствующими стихами, делая земной поклон, а певцы троекратно поют этот тропарь.

В тропаре третьего часа мы просим Господа, ниспославшего своим ученикам Духа Святого, не отнимать Его от нас.

В тропаре шестого часа мы молим Христа, добровольно принявшего за нас грешных распятие на кресте, простить наши грехи.

В тропаре девятого часа мы просим Христа, умершего за нас, умертвить греховные порывы нашей плоти.

В конце каждого часа читается с коленопреклонением молитва св. Ефрема Сирина: "Господи и Владыко живота моего...

На шестом часе бывает чтение паремии из пророка Исаии.

По девятом часе - "изобразительные": поются девять Евангельских заповедей блаженств , с прибавлением молитвы покаявшегося разбойника на кресте: помяни мя, Господи, егда приидеши во Царствии Твоем ", затем читаются несколько молитв, с молитвою Ефрема Сирина, и отпуст.

После этого, сразу же, начинается вечерня литургийным возгласом: "Благословенно царство Отца, и Сына, Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков ".

Вечерня до малого вечернего входа совершается в обыкновенном порядке. После вечернего входа и пения: "Свете тихий...", чтец посреди храма читает две паремии : одну - из книги Бытия, повествующую о падении Адамовом и его несчастных последствиях; другую из притчей Соломона, побуждающих любить и искать Божественную премудрость. Между этими паремиями царские врата открываются и священник, держа в руках зажженную свечу и кадило, после слов: "Премудрость прости!" благословляет ими верующих и возглашает: "свет Христов просвещает всех".

В это время верующие, сознавая свое недостоинство и благоговея пред Христом, как превечным Светом, просвещающим и освящающим человека, преклоняются до земли .

После второй паремии, царские врата снова открываются и посреди храма певцы один или три медленно поют стихи из псалма:

Да исправится молитва моя, яко кадило пред Тобою, воздеяние руку моею, жертва вечерняя.

Господи, воззвах к Тебе, услыши мя; вонми гласу моления моего...

При пении этих стихов молящееся преклоняют колена, а священник, стоя пред престолом, совершает каждение .

Затем, сразу же, после этого, вечерня заканчивается молитвою св. Ефрема Сирина: "Господи и Владыко живота моего..." и начинается главная часть Преждеосвященной Литургии.

В первые три дня (понедельник, вторник и среду) Страстной недели, после этой молитвы, читается Евангелие, а в другие дни сразу произносятся ектении: сугубая, об оглашенных и о верных (две малые ектении), как и на обычной Литургии.

По окончании этих ектений, т. е. во время великого входа , вместо "Иже херувимы..." хор поет: "Ныне силы небесныя с нами невидимо служат...

Во время пения этой песни царские врата открываются . Совершается каждение алтаря .

По окончании первой половины этой песни, после слова: "дориносится", совершается перенесение Преждеосвященных Даров с жертвенника на престол (великий вход): священник, в предшествии свечи и диакона с кадилом, выходит через северные двери на солею с дискосом на главе и чашей в руке и ничего не произнося, молча вносит их в алтарь и ставит на антиминсе, заранее раскрытом на престоле. После этого царские врата закрываются, а хор оканчивает прерванное пение. Так как Св. Дары уже освящены (т. е., это есть Тело и Кровь Христовы), то молящиеся во время перенесения их, падают ниц.

Ввиду того, что на этой Литургии не бывает освящения Даров, пропускается все, что имеет отношение к этому священнодействию. Поэтому, после великого входа и произнесения священником молитвы: "Господи и Владыко живота моего...", совершаются только три последние части литургии верных: а) приготовлено верующих к причащению , б) причащение священнослужителей и мирян и в) благодарение за причащение с отпустом . Все это совершается так же, как и на полной Литургии, с некоторыми изменениями, применительно к значению Литургии Преждеосвященных Даров.

Заамвонная молитва читается другая. В этой молитве священник от лица верующих благодарит Бога, удостоившего их достигнуть дней поста для очищения души и тела, и просит, чтобы Он помог совершить добрый подвиг поста, сохранить неизменной православную веру, явиться победителем греха и неосужденно достигнуть поклониться святому Христову Воскресению.