Патриотизм в годы великой отечественной войны. Сила и роль патриотизма во второй мировой войне

  • Дата: 29.09.2019

Во-первых, ему присущ глубоко сознательный и народный характер, высокая ответственность россиян за судьбу Родины, ее надежную защиту. Многочисленные факты истории свидетельствуют о том, что буквально все сословия самоотверженно отстаивали независимость Руси, ее национальное единство. Идея бескорыстной защиты Отечества всегда была близка и крестьянству, и дворянству, и духовенству, и горожанам. В сознании, чувствах и поступках русских людей она неизменно была на первом плане.

Во-вторых, характерная особенность российского патриотизма – державность. Она отражает тот исторический факт, что в течение большей части своей истории Россия являлась великим государством, оплотом которого была армия. Следует подчеркнуть, что российский государственный патриотизм подразумевает также твердость и жесткость, когда речь идет о защите наших державных интересов.

В-третьих, российский патриотизм носит интернациональный характер. Ведь наша страна – многонациональное государство. Но люди различных вероисповеданий, культур по праву называют себя россиянами, ибо у них единая Родина – Россия.

История убедительно подтверждает, что народы России всегда дружно и самоотверженно защищали свою единую Родину. Ополчение Минина и Пожарского в 1612 г. состояло из представителей разных народностей и народов. В Отечественной войне 1812 г. принимали участие татары, башкиры, калмыцкая конница, военные формирования народов Кавказа. За честь почитали себя называть русскими офицерами известные военачальники Н.Б. Барклай де Толли, И.В. Гурко, И.И. Дибич, Р.Д. Радко-Дмитриев, П.И. Багратион, Н.О. Эссен и многие другие.

Наиболее ярко интернациональный характер нашего патриотизма проявился в годы Великой Отечественной войны. Брестскую крепость защищали воины более чем 30 национальностей. Важно отметить, что российский патриотизм несовместим с национализмом и его наиболее опасной формой – шовинизмом, порождающим неприязнь к другим народам.

В-четвертых, российскому патриотизму чужд созерцательный характер. Он всегда выступает как мощный духовный фактор в решении практических задач развития нашего общества. Особо проявляется это чувство при защите Отечества. Российский историк и писатель Н.М. Карамзин отмечал: «Древняя и новая история народов не представляет нам ничего трогательнее этого героического патриотизма. Боевая слава была колыбелью народа русского, а победа – вестницей бытия его».

Чувство патриотизма, изначально присущее россиянам, передается из поколения в поколение, формируя у людей, особенно у защитников Отечества, непреодолимую духовную силу, стойкость. XXI век характеризуется обострением борьбы наций за выживание и в этой борьбе сможет победить тот народ, чье духовное и физическое здоровье будет выше. Важнейшим фактором, влияющим на духовное и физическое здоровье нации, является чувство патриотизма!


Патриотизм сегодня предполагает открытость сознания к межличностному, межнациональному, межгосударственному диалогу, не замкнутость на неповторимой культурной среде, созданной твоим народом, но отзывчивость, солидарность, симпатию, взаимопомощь, пусть не любовь в высоком смысле слова, но толерантное отношение к иной культуре, другому народу.

Достоевский в своей «Пушкинской речи» следующим образом определил назначение русского человека: «Стать настоящим русским, стать вполне русским, может быть, и значит только стать братом всех людей, всечеловеком, если хотите. О, все это славянофильство и западничество наше есть одно только великое недоразумение…».

Какие же силы питали патриотизм русского народа?

Во-первых, это естественное чувство самосохранения, то есть сохранения своего места жизнедеятельности – российской земли – от различных завоевателей. Чувство это формировалось долгим историческим опытом, выстрадано драматической судьбой Отечества и передается от поколения к поколению.

Во-вторых, патриотизм русского народа имел особую силу и крепость потому, что в его основе лежала духовность, ответственность и соборность, как три слагаемых русского подвига.

В-третьих, патриотизм русского народа и его защитницы – армии питали мощные силы православия, утверждавшие, что «нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих».

В-четвертых, патриотизм русского народа и его защитников основывался на их сознании, на убеждениях и том феномене, который мы сейчас называем менталитетом.

Место работы, должность: — МБОУ «В(С)ОШ №1″ г. Альметьевск, учитель истории и обществознания

Регион: — Республика Татарстан

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 8 класс

Предмет(ы): — История

Цель урока: —

Вспомнить основные события Отечественной войны 1812 года;
. рассказать о патриотизме русского народа в ходе войны, выяснить, в чем заключался ее народный характер;
. воспитывать чувство гордости и любви к Родине на примерах подвигов российского народа;
. закрепить знания учащихся проверочным тестом;
. дальнейшее овладение учащимися художественными и выразительными свойствами языка.

Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Учащихся в классе (аудитории): — 17

Используемое оборудование: —

мультимедийный проектор

Используемые ЦОР: —

презентация на тему "Русский патриотизм в Отечественной войне 1812 года"

Краткое описание: — На уроке использована презентация на тему "Русский патриотизм в Отечественной войне 1812 года". Учитель рассказывает учащимся о глубоком чувстве любви к родине, ее народу, культуре, готовности служить своей стране, защищать ее от захватчиков. Что в Отечественной войне 1812 года принимали участие не только воины-освободители, кадровые офицеры, но и простые граждане, крестьяне, женщины и дети.

Русский патриотизм в годы

Отечественной войны 1812 года

Цель урока:

  • вспомнить основные события Отечественной войны 1812 года;
  • рассказать о патриотизме русского народа в ходе войны, выяснить, в чем заключался ее народный характер;
  • воспитывать чувство гордости и любви к Родине на примерах подвигов российского народа;
  • закрепить знания учащихся проверочным тестом;
  • дальнейшее овладение учащимися художественными и выразительными свойствами языка.

Тип урока: урок изучения нового материала

Основные методы: беседа и дискуссия. Работа состоит из методической разработки урока и приложения (тесты)

План урока:

  • 2012 - год российской истории
  • Вторжение Наполеона в Россию
  • Русский патриотизм
  • Отступление и гибель «Великой армии»
  • Новые термины и даты:

    1812, Отечественная война, 26 августа 1812 года - Бородинское сражение, партизаны, народное ополчение, флеши, редут, батарея, фураж.

    Оборудование:

    Использование мультимедийной установки, презентация, тесты

    Предварительная подготовка:

    Отдельные учащиеся готовят небольшие сообщения о партизанах, полководцах.

    Ход урока:

    Беседа с учащимися о наступившем годе - годе российской истории.

    Что такое патриотизм? (ответ на вопрос написан на первых трех слайдах)

    Ответы на вопросы:

  • Причины войны 1812 года между Россией и Францией.(В 1811 году противоречия между Россией и Францией крайне обострились. Купцы и дворяне требовали отказа от блокады Англии и тайно с ней торговали. Это было вызовом Наполеону. Он решил покорить Россию, превратить ее в аграрный придаток своей страны. Французская армия, перейдя Неман, вторглась на территорию России в ночь на 12 июня 1812 года).
  • Каковы достоинства и недостатки комплектования и состава русской и французской армий?
  • (Армия Наполеона лишь наполовину состояла из французов. Вторую половину составляли войны покоренных народов Европы, т.е. армия «двуна-десяти языков». Скомплектованная по принудительному принципу - жажде славы и денег, она теряла свою надежность в случае серьезных неудач. Во Франции была всеобщая воинская повинность, т.е. все мужчины призывного возраста служили в армии. Это позволяло быстро пополнять войска уже обученными азам военного дела людьми. Русская армия комплектовалась путем рекрутской повинности, т.е. из определенного числа мужчин лишь один служил в армии. Следовательно большинство мужского населения страны не были обучены военному делу.)

  • Каков был характер войны для обеих сторон? (Отечественная, война для России, защита свободы и независимости своей Родины. Захватническая и грабительская для армии Наполеона.)
  • Как русский народ отреагировал на вторжение французской армии на территорию России?(Развернулось партизанское движение, на защиту Родины встал и стар, и мал)
  • Учитель: На защиту Родины встали не только те, кому было положено защищать государство от внешних вторжений, т.е. военные - офицеры, генералы, солдаты, но и простой люд. И сегодня мы поговорим о тех, кто защищал Россию в годы Отечественной войны 1812 года. Поговорим о том, как проявлялся русский патриотизм в разных социальных слоях: среди дворян и простых людей. И первый, о ком пойдет речь, потомственный дворянин, русский полководец - Николай Николаевич Раевский.

    Рассказ о генерале Николае Раевском (рассказывают учащиеся).

    (Раевский - русский полководец, герой Отечественной войны 1812 года, генерал от кавалерии. За тридцать лет безупречной службы участвовал во многих крупнейших сражениях эпохи. В том числе Отечественной войне 1812 года. Раевскай возглавлял 7-й пехотный корпус 2-й западной армии генерала П.И. Багратиона. Утром 23 июля у деревни Салтановка (11 км по Днепру от Могилева) начался ожесточенный бой. Корпус Раевского в течение десяти часов сражался с пятью дивизиями корпуса Даву. Бой шел с переменным успехом. В критический момент Раевский лично повел в атаку Смоленский полк со словами: Солдаты! Я и мои дети откроем вам путь к славе! Вперед за царя и отечество!

    Сам Раевский был ранен картечью в грудь, но его героическое поведение вывело солдат из замешательства, и они, бросившись вперед, обратили противника в бегство. По легенде, рядом с Николаем Николаевичем в этот момент шли сыновья: 17-летний Александр и 11-летний Николай.

    В момент решительной атаки на французские батареи взял их с собою в главе колонны Смоленского полка, причем меньшего, Николая, он вел за руку, а Александр, схватив знамя, лежавшее подле убитого из предыдущих атак нашего подпрапорщика, понес его перед войсками. Геройский пример командира и его детей до исступления одушевил войска.

    Однако сам Раевский позднее возражал, что хотя сыновья и были с ним в то утро, но в атаку не ходили. Тем не менее, после сражения под Салтановкой имя Раевского стало известно всей армии. Он стал одним из самых любимых солдатами и всем народом генералов.)

    Определение терминов:

    Флеши - полевое и долговременное укрепление в форме тупого угла;

    Редут - сомкнутое прямоугольное, многоугольное полевое укрепление, подготовленное для круговой обороны, с наружным рвом и земляной насыпью на наружной стороне окопа;

    Батарея - артиллерийское подразделение из нескольких орудий, а также позиция, которую занимает такое подразделение;

    Кавалерия - конное войско;

    Пехота - пешее войско. В XIX в. - инфантерия;

    Артиллерия - 1. Огнестрельные орудия (пушки, гаубицы); 2. Род войск с таким вооружением.

  • Кто такие партизаны? (партизан - член народного вооруженного отряда, самостоятельно действующего в тылу врага.)
  • Сообщения ребят о партизанах Денисе Давыдове, Василисы Кожиной и Герасиме Курине.

    (Денис Давыдов происходил из старого дворянского рода, который ведет свое начало от знатного татарского мурзы Минчака. С детства он мечтал быть военным и, по истечении срока, в 1801 году был зачислен, не без труда из-за своего небольшого роста, в Кавалергардский полк эстандарт-юнкером. Параллельно с военными занятиями шли литературные упражнения, и муза юного поэта приобретает сатирическое направление. Денис Давыдов принимал участие в войне с Пруссией и Турцией.

    Когда началась Отечественная война 1812 года, Денис Давыдов обратился к Багратиону с просьбой зачислить его в ряды Ахтынского гусарского полка и 8 апреля был пожалован в полковники и участвовал в различных сражениях под Миром, Катанью, Поповкой и Покровом.

    Но Давыдов тяготился положением рядового гусарского офицера и обратился к Багратиону с письмом, в котором просил позволения лично объяснить ему свои взгляд на партизанскую войну, мысль о которой уже давно бродила в его голове. 21 августа в овине при Колоцком монастыре Давыдов обстоятельно изложил князю свой взгляд на положение вещей и значение партизанской и народной войны, которая должна была возникнуть, по его предположению, в тылу неприятеля. С большим вниманием выслушал его Багратион и обещал немедленно представить все дело на усмотрение главнокомандующего.

    Объяснение учителя:

    (Кутузов соглашался, в виде опыта, дать Давыдову 50 гусар и 80 казаков для действия на неприятельских сообщениях. В жизни Давыдова наступила та пора, о которой он неоднократно и с особенной любовью вспоминал впоследствии. Предоставленный самому себе, автор плодотворной идеи о партизанской войне»зарубил», по собственному выражению, свое имя на этой грозной эпохе, и воспоминание об Отечественной войне неразрывно связано с воспоминанием о Денисе Давыдове. Тактика, которой решил держаться Давыдов, заключалась в том, чтобы, избегая открытых стычек с неприятельскими отрядами, налетать на них врасплох, отбивать обозы, провиант и боевые запасы. В случае неудачи нападения вся партия тотчас рассыпалась в разные стороны и собиралась в заранее условленном месте. Отнятым у неприятеля оружием Давыдов вооружал крестьян, научая их, каким образом следует действовать против общего врага.

    Одним из выдающихся подвигов Давыдова за это время было дело под Ляховым, где он вместе с другими партизанами взял в плен двухтысячный отряд генерала Ожеро; затем под г. Копысь он уничтожил французское кавалерийское депо, рассеял неприятельский отряд под Белыничами и, продолжая поиски до Немана, занял Гродно).

    — Кого из партизан вы еще знаете?

    — Василиса Кожина.(Во время французского нашествия в 1812 году Василиса Кожина организовала с Сычевском уезде Смоленской губернии партизанский отряд из подростков и женщин. Все вооружение партизан составляли вилы, рогатины и косы. При отступлении наполеоновских войск из Москвы партизаны нападали на французские отряды, захватывали пленных и после передавали их русским войскам. За этот подвиг Василиса Кожина была удостоена медали и денежного пособия).

    _ (Еще один партизан - Курин Герасим Матвеевич - предводитель крестьянского партизанского отряда, действовавшего в Вохонской волости (район нынешнего города Павловский Посад Московской области). Благодаря историку Александру Михайловскому_Данилевскому к отряду Курина было привлечено широкое общественное внимание. Он был награжден Георгиевским крестом первого класса. Именем Герасима Курина в 1962 году названа улица в Москве. Герасим Курин был человеком личного обаяния и быстрого ума, выдающимся полководцем крестьянского восстания. И - главное - все ему почему-то подчинялись, хотя был он чуть ли ни крепостным. (Хотя это странно, потому что в селе Павловском, вроде бы, не было крепостных),

  • Работа с тестами.
  • Подводя итог нашего урока, еще раз хочу напомнить о патриотизме русских людей, без которых сложно было бы выиграть войну. Несмотря на то, что война длилась меньше года, значение ее было велико. Русский народ сплотился, отстоял национальную независимость и государственную самостоятельность России. Война имела большое международное значение, положив начало освобождению народов в Центральной и Западной Европе.

    6 января 1813 года Александр 1 издает манифест об окончании войны. В честь победителей в Москве была построена Триумфальная арка, как памятник участникам Отечественной войны 1812 года.

    Файлы:
    Размер файла: 17830 байт.

    В самом названии Отечественной войны 1812 подчеркивается ее общественный, народный характер. В Манифесте императора Александра I от 25 декабря 1812 года, извещающем народы России об окончательном изгнании захватчиков с территории страны, сообщалось о намерении построить церковь в память о победе русского народа. По замыслу государя в столице, лежавшей в то время в руинах, должен был подняться грандиозный храм-памятник, символизирующий собой главную идею - «сохранение вечной памяти того беспримерного усердия, верности и любви к Вере и Отечеству, какими в сии трудные времена превознес себя народ российский….».
    Отечественная война 1812 года была справедливой народной войной русских людей против наполеоновского нашествия. Главным источником русской военной силы наряду с однородностью и сплоченностью национальной армии был ее высокий моральный дух и патриотическое воодушевление всего русского народа.
    В той войне проявились лучшие качества русского народа. Более чем полумиллионная наполеоновская армия, руководимая крупным полководцем, всей своей мощью обрушилась на русскую землю, надеясь в короткий срок покорить и эту страну, как до этого подмяла под себя всю Европу. Но русский народ грудью встал на защиту родной земли. Чувство патриотизма охватило армию, народ и лучшую часть дворянства. Народ истреблял французских солдат и офицеров всеми дозволенными и недозволенными средствами. Создавались кружки и партизанские отряды, истребляющие вражеские войсковые соединения.
    Вся армия переживала необыкновенный патриотический подъем и была полна веры в победу. Готовясь к Бородинскому сражению, солдаты надевали чистые рубашки и не пили водку. Для них эта битва была священной. «Выигранное» Наполеоном, по мнению историков, Бородинское сражение не принесло ему желанных результатов. Народ бросал свое имущество и уходил от врага. Уничтожались запасы продовольствия, чтобы не достались врагу. В тылу французов действовали сотни партизанских отрядов - большие и маленькие, мужицкие и помещичьи. Один отряд, руководимый местным дьячком, мог за месяц взять в плен несколько сотен пленных… Летописцам той войны известна старостиха Василиса, убившая сотни французов. В историю Отечественной войны вошел поэт-гусар Денис Давыдов - командир большого, активно действующего партизанского отряда.
    Тема русского патриотизма глубоко раскрыта в романе Л.Н. Толстого «Война и мир». Великий писатель исключительно правдиво отобразил героическое прошлое России, показал решающую роль народа в Отечественной войне 1812 года. Войну 1812 года он изображает как войну народную, справедливую, которая велась против врагов, посягнувших на независимость страны.
    200-летие победы русского народа в Отечественной войне 1812 года как одно из величайших событий в мировой истории побуждает и нас - в 21-м веке - в полной мере не только гордиться героизмом, мужеством и патриотизмом своих предков, но и более осознанно чувствовать любовь к своей великой Родине.

    "При посещении одной из школ я обратилвнимание на ученицу, читающуюкнигу пионерах-героях. Хорошо, что книгу сохранили, и ученики с удовольствием ее читают. Поговорив с девочкой, я отметилдля себя, что она знает о юныхгероях не из этой книги, но и из других. Радостно стало за ребёнка, которыйсоприкоснулся с великой и героической историей своего народа, примерил к себе поступок сверстников-героев. Уверен, что её посетила гордость за свою страну, за своих предков, а главное, она поняла, что тоже причастна к славному племени победителей".

    В современных условиях патриотизму, воспитательным функциям отечественное истории отводится особое особая, объединяющая роль в решении важнейших проблем общества и государства, в защите национальных интересов Отечества. Так было всегда, когда возникала потребность в напряжении духовных сил во имя Родины.

    Святое чувство-патриотизм, поистине является источником духовной силы русского человека, побуждает каждого из нас готовить себя к защите Отечества, начиная ещё со школьной скамьи; предполагает формирование, прежде всеготу подрастающего поколения, за которым будущее страны, высоких нравственных, морально-психологических и этических качеств, гражданского и воинского долга, ответственности за судьбу Отечества.

    Так что же такое патриотизм? Какой смысл, вкладывается в это понятие? Патриотизм в России формировался в течение многих столетий борьбы с многочисленными внешними врагами. В нём - яркий отсвет судьбы Отечества. Сущность патриотизма, т.е. глубокая, внутренне устойчивая связь личности со своим народом, со своей Родиной, проявляется в привязанности к родным местам, родному языку, к природе, к тем социальным отношениям, традициям, духовной культуре, которые функционируют на разных социальных уровнях, начиная с семьи, родного очага.

    Происходит понятие патриотизм, от греческого "патрис"-родина, отечество. Под патриотизмом подразумеваются любовь человека к своей Родине, к своему народу, гордость за него, волнение, переживание за его успехи и горечи, за победы и поражения, готовность приложить усилия для процветания и обеспечения независимости Отечества.

    Патриотизм олицетворяет любовь к своему Отечеству, сопричастность с его историей, культурой, достижениями.

    Патриотизм-это высшее духовное состояние человека как личности, он развивается, наполняется содержанием, исходя из тех ценностных ориентаций, которые сформированы в нём начиная с детства. И формируется у школьников из отношения к истории Отечества как к личному достоинству и чести. Если этого нет, то и не будет патриотизма.

    Что мы вкладываем в понятие Родина, Отечество? Родина- это территория, географическое пространство, где человек родился, социальная и духовная среда, в которой он вырос, живёт и воспитывается, Условно различают большую и малую Родину. Под большой Родиной подразумевают страну, где человек вырс, живёт и которая слала для него родной и близкой. Малая Родина-это место рождения и становления человека как личности.

    Любовь к Отечеству, Родине сравнима лишь с любовью ксвоим, родителям-отцу и матери. Потеря Родины, означает потерю человеком личного достоинства и счастья. Прекрасно и вечно сказал об этом А. С. Пушкин:

    Два дивных чувства близки нам
    В них обретает сердце пищу
    Любовь к отеческим гробам,
    На них всегда, от века к веку,
    По воле Бога самого
    Самостоянье Человека,
    Залог величия его!

    По-особому, актуально, эти слова звучат в наши дни.

    Любовь к Родине возникает, наверно, по-разному. Вначале это происходит неосознанно: подобно тому, как растение тянется к солнцу, ребёнок тянется к отцу и матери. Подрастая, он начинает испытывать привязанность к друзьям, к родной улице, к селу, городу. И только взрослея, набираясь опыта и знания, он постепенно осознаёт величайшую истину, свою принадлежность к матери-Отчизне, ответственность за неё. Так рождается гражданин-патриот.

    Патриотизм русского человека явление уникальное, своеобразное, настолько велика, глубока и бескорыстна в нём любовь к Отечеству. В России не прижились и, видимо, не приживутся многие западные ценности и ориентиры. Российский патриотизм характерен своей духовной наполненностью. Каковы же его особенности? В чём и как он проявляется?

    Во-первых, ему присущи, глубоко сознательный народный характер, высокая ответственность за судьбу Родины, её надёжную защиту. Многочисленные факты истории свидетельствуют о том, что буквально все сословия самоотверженно отстаивали независимость Руси, её национальное единство.

    Вспомним обращение Петра Первого к российскому войску перед Полтавской битвой (1709 г.). В нём просто и ёмко сформулирована эта патриотическая идея. "Воины,- говорилось в обращении,- вот пришёл час, который решит судьбу Отечества. И так не должны вы помышлять, что сражаетесь за Петра, но за государство, Петру вручённое, за род свой, за Отечество:А о Петре ведайте, что ему жизнь его не дорога, только бы жила Россия в блаженстве и славе, для благосостояния вашего".

    Во-вторых, она отражает тот исторический факт, что в течение большей части своей истории Россия являлась великим государством, оплотом которого была армия. Державный характер российского патриотизма предопределил у россиян чувство большой национальной гордости за великую Россию, высокую ответственность за судьбы мира на планете.

    В-третьих, носит интернациональный характер. Люди различных вероисповеданий, культур по праву называют себя россиянами, ибо у них единая Родина - Россия. История убедительно подтверждает, что народы России всегда дружно и самоотверженно защищали свою единую Родину. Ополчение Минина и Пожарского в 1612 году состояло из представителей разных народностей и народов. В Отечественной войне 1812 г. Принимали участие татары, башкиры, калмыцкая конница, военные формирования народов Кавказа. За честь почитали себя называть русскими офицерами известные военачальники Н.Б.Барклай - де Толли, И.В.Гурко, И.И. Дибич - Забалканский, Р.Д.Радко - Дмитриев, П.И.Багратион, Н.О.Эссен и многие другие.

    Наиболее ярко интернациональный характер патриотизма проявился в годы Великой Отечественной войны. Брестскую крепость защищали войны более 30 национальностей. В боях под Москвой в дивизии И.В.Панфилова сражались войны из самых разных уголков нашей Родины. Народы бывших союзных республик СССР и сейчас совместно празднуют День Победы над германским фашизмом.

    В-четвертых, он всегда выступает как мощный духовный фактор в решении практических задач развития общества. Особо проявляется это чувство при защите Отечества. История нашей Родины знает немало примеров, когда российский солдат надежно защищал Отчизну, демонстрируя стойкость, мужество и ратное мастерство. Сопротивление русских в экстремальных условиях возрастает многократно, а основа его - патриотизм. Российский историк и писатель Н.М.Карамзин отмечал: "Древняя и новая история народов не представляет нам ничего более трогательнее этого героического патриотизма. Боевая слава была колыбелью народа русского, а победа - вестницей бытия его".

    Рост патриотизма относится к историческим победам Александра Невского над шведами (1240 г.) и немцами (1242 г.). В период междоусобиц он сумел привлечь к себе лучших россиян и возродить нравственное единение народа и власти.

    Страна воспряла через воинство, руководимое Дмитрием Донским с благословения Сергия Радонежского - одного из величайших образов русской святости.

    Реформы Петра I усилили любовь россиян к Родине, подняли интерес к Отечеству, к его развитию и гордость за свои дела и поступки. Безотчетное сознание того, что "теперь мы не хуже других", подняло народную гордость и любовь к России. Петр Великий добился того, что Россия, наконец, имела армию, бесстрашие которой поддерживалось заслуженной гордостью. За двадцать лет непрерывных военных действий выработалось национально - русское военное поколение.

    С особой силой и непримиримостью боролся за сохранение отечественных порядков А.В.Суворов. Это была борьба не только за русское национальное военное искусство, но и за морально - психологические качества русского солдата. Всей русской армии, являвшей достойный пример патриотизма для общества. Являясь последователем А.В.Суворова, немало усилий для привития в войсках патриотизма, высокого морального духа, необходимых боевых качеств приложил талантливый военачальник М.И.Кутузов, который призвал к единению русского народа в борьбе с иноземными захватчиками.

    Героический, гигантский подъем народного духа и военного патриотизма в 1812 г., победа над лучшей армией мира, каковой считалась французская армия под руководством Наполеона, утвердили в наших соотечественниках чувство гордости за свою страну, свой народ, вселили уверенность в собственные силы и свою значимость.

    XIX век, в истории России, насыщен значимыми для нее событиями.

    Богатый опыт патриотического воспитания с учетом классовых интересов был накоплен у нас в стране в период "советского патриотизма" - после октября 1917 г. До конца 80-х годов ХХ в. Советский патриотизм вырос, сформировался на основе русского патриотизма, он выбрал из него все лучшее. В общественном и индивидуальном сознании произошел процесс преемственности в развитии идей патриотизма.

    Советский патриотизм на русской основе - это новое духовное состояние человека. В исторических изданиях о Великой Отечественной войне 1941 - 1945 гг. советский патриотизм рассматривается как непобедимая сила. Это уникальное явление в духовно - нравственной истории человечества.

    В настоящее время творческое развитие патриотизма с использованием опыта военной истории имеет особую значимость и актуальность. В летописи нашей Родины немало примеров стойкости и мужества российских воинов, основу которых составлял патриотизм.

    И наша главная задача, обогатить наших детей, богатейшим историческим опытом и знаниями, воспитать патриотические и интернациональные чувства, любовь к ближним, родному краю, Родине.

    Ведь. Не зря говорят: "От правильного воспитания детей, зависит благосостояние всего народа" (Локк)

    "Россия начиналась не с меча"

    Россия начиналась не с меча.
    Она с косы и плуга начиналась.
    Не потому, что кровь не горяча.
    А потому, что русского плеча
    Ни разу в жизни злоба не касалась.
    И стрелами звенящие бои
    Лишь прерывали труд её всегдашний.
    Не даром конь могучего Ильи
    Оседлан был хозяином на пашне,
    В руках веселых, только от труда,
    По добродушью, иногда не сразу,
    Возмездие вздымалось, это да!
    Но жажды крови не было ни разу.
    Но только подлость, радовалась зря,
    С богатырем, не долговечны шутки!
    Да, можно, обмакнуть богатыря,
    Но победить, вот это уже дудки.
    Ведь это было так же бы смешно,
    Как скажем, биться с солнцем, иль луною.
    Тому порукой озеро, Чудское,
    Река Непрядва и Бородино.
    И если тьмы тевтонцев и Батыя
    Нашли конец на Родине моей!
    То нынешняя, гордая Россия!
    В 100 крат еще прекрасней и милей!
    И в битве с самой лютою войной
    Она и ад сумела превозмочь
    Тому порукой города - герои
    В огнях салюта в праздничную ночь.
    И вечно тем горда моя страна!
    Что никого, нигде не унижала.
    Ведь доброта сильнее, сем война,
    Как бескорыстье действеннее - жала.
    Встает заря, светла и горяча
    И будет так во веки нерушимо
    Россия начиналась не с меча,
    И потому. Она непобедима.

    Список литературы

    1. Журнал "Дошкольное воспитание" 2006г.
    2. Э.Асадов "Не проходите мимо любви" М.2001г.