Помпея город в италии. Амфитеатр в Помпеях – старейший объект древнеримской культуры

  • Дата: 25.10.2019

Помпеи - настоящий древний город, здесь у многих состоятельных римлян были загородные виллы. Прогуливаясь по улицам, видишь лавки, виллы, театр, школу гладиаторов, форумы и рынки. Все здесь настоящее. В Саду спасающихся можно даже увидеть «людей»: здесь установлены 17 гипсовых отливок, изготовленных по форме «воздушных карманов», найденных во время раскопок. Мы видим здесь женщину, протягивающую руки вперед, словно она пытается оттолкнуть неизбежную судьбу, людей с открытыми в немом крике ртами, безуспешно старающихся защитить своих детей; есть даже пара влюбленных.

Интересно познакомиться с домом Ветиев, где жили два брата-торговца. Даже цветы в саду оставили четкие отпечатки в пепле, так же, как и капли воды из системы охлаждения в атриуме. В некоторых комнатах удалось обнаружить удивительные, практически не пострадавшие фрески.

Фрески - одно из лучших свидетельств о повседневных занятиях жителей и праздниках. Даже в борделе над каждым дверным проемом - роспись, иллюстрирующая занятия посетителей.

И по сей день раскопки Помпеи представляют собой самый величественный образец древнеримского города и его повседневной культуры - неиссякаемый источник для исследований археологов, историков древнего мира и классических филологов. В 1997 г. Помпеи внесли в список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО, однако это не защищает город от новых разрушений. Длившееся десятилетиями небрежение к старине, вандализм по отношению к памятникам и чрезмерный поток туристов (это самая посещаемая античная достопримечательность Италии, сюда ежегодно устремляются 2 млн туристов) - все вкупе привело к тому, что раскопки ныне находятся в катастрофическом состоянии. Из шестидесяти пяти жилых домов и общественных зданий, еще доступных для обозрения в 1956 г., попасть сегодня можно только в пятнадцать: остальные просто опасны из-за возможного обрушения, они заброшены и запущены. Поэтому многие ученые и представители туриндустрии создали некий культурный институт -«Phoenix Pompeji», который различными акциями и сбором пожертвований пытается сохранить оба города под Везувием: Помпеи и Геркуланум.

Современный город Помпеи примыкает к территории раскопок с восточной стороны. Храм Santuario della Madonna del Rosario, хорошо различимый издалека благодаря пятиэтажной колокольне, построен в конце XIX в. - после явления в этих местах Девы Марии. Особенно много паломников съезжается 8 мая и в первое воскресенье октября.

Извержение везувия

Описание ужасающих событий 79 г. н. э. мы находим в письмах римского писателя Плиния Младшего к Тациту: он наблюдал происходящее из соседнего местечка:

«Был уже первый час дня: день стоял сумрачный, словно обессилевший. Здания вокруг тряслись, мы были на открытом месте, но в темноте, и было очень страшно, что они рухнут. Тогда наконец решились мы выйти из города; за нами шла потрясенная толпа, которая предпочитает чужое решение своему; в ужасе ей кажется это подобием благоразумия. Огромное количество людей теснило нас и толкало вперед. Выйдя за город, мы остановились. Повозки, которые мы распорядились отправить вперед, на совершенно ровном месте кидало из стороны в сторону, хотя их и подпирали камнями. Мы видели, как море втягивается в себя же; земля, сотрясаясь, как бы отталкивала его от себя. Берег, несомненно, выдвигался вперед; много морских животных застряло на сухом песке. С другой стороны в черной страшной грозовой туче вспыхивали и перебегали огненные зигзаги, и она раскалывалась длинными полосами пламени, похожими на молнии, но большими. Немного спустя туча эта стала спускаться на землю, покрыла море, опоясала Капреи и скрыла их, унесла из виду Мизенский мыс. Стал падать пепел, пока еще редкий; оглянувшись, я увидел, как на нас надвигается густой мрак, который подобно потоку разливается вслед за нами по земле. Наступила темнота, но не такая, как в безлунную ночь, а какая бывает в закрытом помещении, когда тушат огонь. Слышны были женские вопли, детский писк и крики мужчин... Многие воздевали руки к богам, но большинство утверждали, что богов больше нет и что для мира наступила последняя вечная ночь...»

История

Считается, что Помпеи был основан в VII в. до н.э. древним италийским народом осками. В V в, город покорили этруски, а в конце V в. - самниты, которых в III в. вытеснили римляне. Выгодное расположение - ныне из-за отложений песка море удалилось на 2 км - и плодородные земли у подножия Везувия способствовали скорому превращению Помпеи в процветающий торговый и портовый город, где проживало около 20 тыс. человек, половину которых составляли рабы. Первая природная катастрофа случилась в 62 г. н.э., тогда Помпеи был впервые разрушен сильным землетрясением. Восстановление города было еще в полном разгаре, когда 24 августа 79 г. н.э. произошло новое мощное извержение Везувия, похоронившее Помпеи под шестиметровым слоем пепла и лавы. Тогда погибли примерно 2000 человек, однако большинству жителей удалось бежать, захватив лишь самое дорогое. Город был опустошен, однако и в то время выжившим удавалось найти под еще рыхлым покрывалом из пепла много ценных предметов. Почти 1700 лет Помпеи был как бы законсервирован. Раскопки начались в XVIII в. - и сегодня завершены примерно на две трети. Многие здания лежат в руинах, а самые интересные находки выставлены в Национальном археологическом музее Неаполя. С началом «новых раскопок» в 1911 г. археологи по возможности оставляют на месте внутреннее убранство помещений и предметы домашнего обихода. Несмотря на многие ограничения, нигде, пожалуй, античная культура и ее жилищные традиции, представленные в богатых и не очень богатых домах, а также рыночная площадь и улицы, театры и храмы не предстают перед посетителями так непосредственно и зримо. В «Записной книжке» (1787) Гёте писал о «мумифицированном городе» так: много страшных событий случалось в мире, но очень немногие могут доставить потомкам столько радости.

Античный город

Центром античного Помпеи был Форум, где, как и повсюду в римских городах, располагались важнейшие здания, а рядом - постоялые дворы, таверны и кухни, термы, отхожие места, до тридцати лупанариев - публичных домов, а также многочисленные торговые лавки и ремесленные мастерские: пекарни, красильни, сукновальни и ткацкие мастерские. Дороги вымощены кусками окаменевшей лавы, для перехода на другую сторону улицы для пешеходов сделаны мостки из камней, а глубокие борозды на мостовой свидетельствуют об оживленном движении повозок и колесниц. Перекрестки были украшены фонтанами, а фасады многих домов -фресками.

Типичный римский городской дом в плане имел прямоугольник. Наружные стены почти не имели окон: помещения, выходившие на улицу, чаще всего использовались как торговые лавки или мастерские. Входная дверь вела в короткую галерею и сразу - в атрий с бассейном для сбора дождевой воды. Вокруг атрия располагались спальные и жилые помещения, а напротив входа - таблиний - гостиная и кабинет. Внутри дома, как правило, был разбит сад, обрамленный крытой колоннадой - перистилем. Иногда к нему примыкал еще один сад. В перистиле был триклиний - столовая, а кухня и погреб размещались в каждом доме по-своему. Многие жилища имели верхний этаж с балконами. Сохранившиеся фрагменты лепных украшений, причудливой настенной росписи и мозаичных полов говорят о вкусе и богатстве прежних жильцов.

Живопись в Поимеи

Несмотря на то что расцвет Помпеи продлился всего 160 лет, в искусстве городской настенной живописи принято выделять четыре стиля. Для первого стиля, сохранявшего актуальность примерно до 80 г. до н.э. характерно отсутствие фигур. Стены украшены росписью, имитирующей инкрустацию мрамором, как это, к примеру, можно видеть в доме Casa di Sallustio.

Второму стилю (примерно до 10 г. н.э.) свойственны изображения с перспективой; самый известный пример - Вилла Мистерий. Для третьего стиля, оформившегося в последующие 40 лет, характерны пейзажи и изображения на мифологические сюжеты - вместо перспективной живописи, например в доме Casa di Lucretio Fronto. Наконец, времена упадка города характеризуются четвертым стилем: стены покрывают росписями в духе маньеризма, возвращается пространственно-перспективное изображение; фрески населены мифическими существами и украшены орнаментом - самую красивую настенную роспись можно увидеть в доме Casa di Loreius Tiburtinus.

Раскопки в Помпеи

Город, занимающий территорию более 60 га и равный территории ста современных футбольных полей, разрешено осматривать только в некоторых его районах.

Антиквариум

За городскими воротами справа - Антиквариум, где хранятся археологические находки с досамнитских до римских времен. Особенно впечатляют гипсовые слепки с погибших при извержении Везувия людей и животных. Их тела сохранились в пустотах слоя лавы и были извлечены в конце XIX в., когда пустоты были залиты гипсом. От Антиквариума к Форуму ведет Via Marina. Там, где улица переходит в площадь, справа стоит самое большое здание Помпеи - базилика II в. до н.э., которая служила биржей, судом или местом для публичных собраний.

Форум

Вытянутый в длину Форум прежде был вымощен мраморными плитами и с трех сторон окружен двухэтажными колоннадами. Здесь находилось главное святилище города - обрамленный сорока восемью ионическими колоннами храм Аполлона; второй храм, посвященный Юпитеру, - на северной стороне. Во время извержения Везувия его как раз реставрировали. Рядом находились окруженный торговыми лавками или рыночными прилавками рыночный павильон, храм императора Веспасиана и здание эвмахия - предположительно цеха торговцев сукном. На южной стороне Форума среди трех колонн был городской совет.

Стабиевы термы

Следуя по Via dell"Abbondanza, главной торговой улице древнего Помпеи - Decumanus Maior, можно выйти к Стабиевым термам, самым крупным и хорошо сохранившимся римским баням. Сначала посетитель попадает в окруженную колоннами палестру - помещение, где занимались физическим воспитанием юношей. Слева - плавательный бассейн с помещением для переодевания, справа - мужская баня, к которой примыкала женская, они разделены отопительными помещениями. Бани отапливались особой системой труб (гипокауст), размещенной под полом. По этим трубам шел горячий воздух из печи - систему можно довольно хорошо изучить. В мужской бане имелась круглая купальня с холодной водой; к мужской и к женской половинам примыкало по одной раздевалке с нишами, где можно было сложить одежду, и проходное, слабо отапливавшееся помещение, а также парная. В переулке слева от терм - лупанарий, помещения которого расписаны фресками эротического содержания.

Треугольный форум

Via dei Teatri заканчивается в театральном квартале, расположенном на Треугольном форуме. Рядом - руины греческого храма VI в. до н.э.; в казарме напротив жили и тренировались гладиаторы. Большой театр (Teatro Grande, 200-150 гг. до н.э.) вмещал 5000 зрителей. Стоящий рядом Малый театр, Одеон, сохранился лучше; это древнейший образец крытого римского театра на 1000 мест. Около 75 г. до н. э. здесь давали в основном музыкальные представления, кроме того, выступали чтецы-декламаторы. Чуть к северу слева стоит небольшой храм Юпитера Мейлихия, за ним - сооруженный в 62 г. н.э. храм Исиды, волшебные настенные росписи из которого можно увидеть в Национальном музее Неаполя. На стене храма увековечил в 1817 г. свое имя и некий Анри Бейль, знаменитый французский писатель, известный как Стендаль. По Via Stabiana можно выйти к Дому кифареда - одного из самых больших в Помпеи, при доме были также суконная мастерская, пекарня и таверна.

Новые раскопки

Ha Via dell"Abbondanza, примерно в 100 м по правой стороне, начинаются так наз. Новые раскопки (Nuovi Scavi), что означает: настенную роспись и домашнее убранство оставляют там, где ее нашли; так удалось сохранить многие верхние этажи с балконами и лоджиями. Множество найденных надписей позволили составить так наз. «Адресную книгу» с пятьюстами пятьюдесятью именами. Квартал, в котором селились в основном торговцы, относится к последнему периоду существования Помпеи.

Художественные изыски ждут посетителей перед домом Casa di Lucius Ceius Secundus, где лепнина на фасаде дома имитирует кладку из тесаных камней; дом Fullonica Stefani явно был красильней; в доме Casa del Criptoportico - проложенный в подземном этаже проход, защищенный от непогоды.

Хорошо сохранившийся и украшенный настенными росписями и мозаикой дом Менандра принадлежал богатому купцу, а именем дом обязан изображению греческого комедиографа Менандра в нише великолепного перистиля. Далее слева но Via dell"Ab-bondanza - дом Termopolio di Asellina, он был таверной, где подавали напитки и еду. В прилавок, выходивший на улицу, были вставлены горшки и сосуды. Фасад с множеством надписей относится к дому Требия Валенса; стоящий рядом справа дом Лорея Тибуртина - один из самых больших частных домов Помпеи - имел великолепный сад.

Далее к югу и к востоку от Via dell"Abbondanza расположены новейшие раскопки; особенно интересны дом Садовника, дом Венеры с великолепным изображением Венеры, а также дом Юлии Фелис - это городская вилла, позже перестроенная в доходный дом.

Рядом с домом Лорея Тибуртина - городская спортивная площадь, называемая Палестрой, она с трех сторон окружена портиками с колоннами, в центре - плавательный бассейн. К площади примыкает амфитеатр на 20 тыс. зрителей, который начали строить около 80 г. до н.э. Это один из самых древних римских амфитеатров, в нем, в отличие от позднейших, нет подземных сооружений. Рядом проходит городская стена с воротами Porta di Nocera, за которыми, как и во всех античных городах, вдоль улицы, ведущей из города, располагались некрополи и надгробные сооружения.

В северной части раскопок можно осмотреть и другие знаменитые дома, среди них Casa del Centenario с множеством живописных изображений животных и пейзажей и Casa di Lucretius Frontone, где в медальонах, украшающих стены, многократно повторяется изображение Эрота. В Casa delle Nozze d"Argento (или дом Серебряной свадьбы) - красивый атрий и перистиль; в саду дома Позолоченных Амуров сохранилось украшение из мрамора.

Дом Веттиев

Один из самых известных домов - дом Веттнев, он датируется последними десятилетиями существования Помпеи. Владельцами дома, украшенного многими настенными росписями, были братья - богатые купцы Веттии. У входа справа - фреска с изображением бога плодородия Приапа с огромным фаллосом; фрески в триклинии - справа от перистиля - представляют мифологические сцены. Окруженный колоннами двор со статуями и бассейнами красиво засажен; помещение на узкой стороне дома украшает черный фриз с фигурами амурчиков, подражающих занятиям людей. В кухне сохранилась древняя кухонная утварь. Соседний дом Лабиринта восходит ко временам самнитов.

Дом Фавна

Напротив наискосок раскинулся дом Фавна, занимающий целую ннсулу. Вход в него - с Via di Nola. Рядом с имплювием - бассейном в атрии - копия найденной здесь статуи танцующего Фавна (отсюда и название дома). В помещении с красными колоннами была найдена знаменитая мозаика, на которой изображена битва Александра Македонского - оба шедевра можно увидеть в Национальном археологическом музее Неаполя. Расположенные в двух шагах термы Форума немного меньше и скромнее, чем Стабиевы Термы, по точно так же занимают целую инсулу.

Дом трагического поэта

Роскошно обустроенный Дом трагического поэта стал знаменит благодаря напольной мозаике у входа: на ней изображена собака на цепи и сделана надпись «Cave Сфтуь» (лат. - берегись собаки). Он граничит с домом Casa di Pansa (из рода Вибиев) эллинистической эпохи, позже перестроенным в многоквартирный дом. Севернее Дома трагического поэта - Fullonica (сукновальня): рядом слева - дом Большого фонтана и дом Малого фонтана - в обоих действительно красивые фонтаны.

Дом Саллюстия

От дома Малого фонтана по Vicolo di Mercurio можно пройти к дому Саллюстия, украшенному красивыми росписями. В Доме хирурга на Via Consolare было найдено множество медицинских инструментов; видимо, около 2000 лет назад здесь практиковал врач-хирург.

Улица гробниц и вилла Диомеда

За городской стеной и Геркуланскнмн воротами начинается окаймленная кипарисами улица Via dei Sepolcri, так наз. Улица гробниц. Здешние внушительные гробницы наряду с надгробиями на римской Аппиевой дороге - один из самых впечатляющих примеров захоронений знатных или богатых граждан вдоль общественных дорог. На северо-западном конце стоит вилла Диомеда; в саду, объятом портиком, - павильон с бассейном. В подвалах виллы были найдены восемнадцать тел погибших здесь женщин и детей. Вблизи замурованных сегодня дверей, прежде ведших из сада к морю, были найдены двое; предполагаемый владелец дома с ключом в руках, а рядом - раб, державший кошель с деньгами.

Вилла Мистерий

Красивейшие древние фрески сохранились во всей свежести великолепных красок на вилле Мистерий. В просторном триклинии можно хорошо рассмотреть цикл фресок (в длину 17 м) с фигурами, изображенными почти в человеческий рост и написанными, вероятнее всего, между 70 и 50 гг. до н. э. по образцам III в. до н.э. Предполагается, что этот цикл представляет посвящение некой дамы в таинства культа Дионисия.

Окрестности Помпеи

Среди многочисленных античных вилл, расположенных в 4 км от Помпеи в окрестностях города Боскореале, следует посетить виллу Регина - небольшой, однако хорошо сохранившийся загородный дом. Неподалеку, на Via Settembrini 15, стоит малоизвестный, но тем не менее весьма интересный музей древностей - Antiquarium di Boscoreale, экспозиции которого рассказывают о заселении региона Везувия и жизни жителей Помпеи, а также об истории раскопок.

Обзорная точка

Вокруг городских стен Помпеи идет длинная (3,5 км) дорога, высотой до 8 м, с которой открываются интересные виды. Хороший обзор дает и высокая колокольня (80 м) храма Santuario della Beata Vergine del Rosario, что на территории современного города Помпеи. На подъемнике можно подняться к обзорной террасе.

Время работы:
май-окт. 9.00-13.00,15.30-18.30;
нояб.-апр. 9.00-13.00

Последнее извержение Везувия

24 апреля 1872 г. произошло одно из нескольких сильнейших извержений вулкана Везувий: под огненной лавой было погребено две деревни, а последнее крупное извержение - в 1944 г., и тогда лава разрушила г. Сан-Себастьяно.

Приезд

В Помпеи лучше всего добираться общественным транспортом, например по железной дороге Ferrovia Circumve-suviana Neapel-Sorrent до станции Villa dei Misteri. Другой вариант: поезд Неаполь-Салерно до станции Pompei Scavi. На автомобиле надо ехать по шоссе А 3, съезд к Pompei-Scavi.

Справки

Via Sacra 1,80045 Pompei;
Тел.: 08 18 50 72 55;
www.pompei.it
www.pompeiisites.org

Немногие археологические памятники могут быть более интересными для путешественника, чем руины Помпеи на юго-востоке Неаполя в Италии. В 79 году нашей эры произошло сильное извержение вулкана Везувий, покрыв римский город 12 метрами густого пепла. Пепел идеально сохранил Помпеи и его жителей в течение почти 1700 лет. Начатые в 18-м веке раскопки продолжаются до сих пор, открывая множество новых экспонатов и деталей о повседневной жизни обреченных жителей Помпей. Здесь можно увидеть скромные магазины и дома, рассматривать виллы самых богатых семей города и изучать разрушенные храмы, посвященные древним богам. Хочу представить вашему вниманию некоторые достопримечательности - одни из самых захватывающих руин Помпеи.

Храм Аполлона



Как самая старая структура в Помпеях, Храм Аполлона расположен рядом с городским Форумом. Он иллюстрирует изменения в архитектурных стилях, которые произошли с его раннего периода в 6-м веке до н.э. к моменту разрушения в 79 году нашей эры. Оригинальный этрусский дизайн был исправлен греками, а затем расширен римлянами с добавлением внешних колонн по периметру. В то время, как большинство оригинальных бронзовых статуй храма находится теперь в Национальном Археологическом Музее Неаполя, в храм были помещены реплики статуй Аполлона и богини Дианы.

Дом Веттии



Расположенный в западном секторе Помпейских руин Дом Веттии - одна из лучше всего сохранившихся римских вилл города. Отремонтированный после землетрясения 62 н. э., дом имеет обновленный дизайн с большим ассортиментом красивых фресок в желтом и красном цветах. Названный в честь когда-то живших здесь богатых торговцев комплекс был призван оказывать впечатление на гостей своими комнатами для развлечений, большим внутренним двором в центре, колоннами, извергающими воду статуями, бассейнами и фонтанами. Скульптуры и некоторые домашние экспонаты все еще находятся на своих местах, потому у посетителей есть возможность увидеть виллу Веттии именно такой, какой она была до извержения.

Лупанарий Помпей



Лупанарий Помпей, также известный как Lupanare Grande, является самым большим из многих борделей города. Расположенный на востоке Форума бордель состоит из 10 небольших комнат с кирпичными платформами. В те времена она покрывались сверху матрасами и служили кроватями. Сохранилась также часть настенной живописи Лупанария. В большинстве своем это просто надписи, оставленные на стенах проститутками и их клиентурой. Учитывая, что богатые римляне не посещали борделей из-за доступности рабских любовниц, имена писателей не могут быть связаны с известными историческими фигурами, но граффити действительно рассказывают истории людей того времени. В некоторых случаях посетители отвечали на вырезанные в стенах сообщения, создавая длительные диалоги. Все это являет собой уникальный взгляд на историю Помпей.

Читайте также:

Дом поэта-трагика



Расположенный в далеком западном районе Помпеи дом Трагического Поэта прославился своим художественным оформлением. Его фрески и мозаики удивительно велики для относительно небольшого размера дома. Тщательно продуманная мозаика актеров за кулисами привела археологов к выводу, что тут жил важный поэт или писатель. На фресках атриума изображены огромные мифологические существа, а у входа находится мозаика со словами “dig canem” - предупреждение посетителям, что собственность охраняется злой собакой.

Форум Помпей



Центр древних Помпей был форумом - широкой прямоугольной открытой областью, служившей политическим, культурным и коммерческим ядром города. На форуме располагался рынок Помпей, а также суд, бани и храмы. Базилика суда отличалась крестовидным планом здания, принятым позже для христианских церквей. До наших времен сохранилось несколько колонн двухэтажных колоннад, и хотя многие здания лежат в развалинах, огромные масштабы Форума Помпей все еще впечатляют. Легко вообразить ту суматоху, которая ежедневно царила тут во времена расцвета Помпей.

Дом фавна



Самая большая из частных вилл в Помпеях - палата Фавна возвышается над городским кварталом. Именно в этой огромной структуре археологи обнаружили некоторые самые выдающиеся художественные сокровища Помпей, включая Мозаику Александра. Она изображает Александра Великого, выступающего с оружием против Дария III Персидского. Дом назвали в честь другой известной находки - бронзовой статуи фавна, которая теперь демонстрируется в Национальном Археологическом Музее Неаполя. Самое впечатляющее творчество на территории Дома Фавна - мраморный пол со сложным геометрическим узором.

Термальные ванны Помпей



Общественные бани всегда были присущи даже самым маленьким городкам Римской империи, поскольку у жилых зданий не было ванных комнат. Известные как термы, общественные бани были открыты для всех социальных классов, включая рабов, хотя мужчины и женщины купались отдельно. Они служили важным местом для встреч и обсуждений, помимо своего прямого назначения. Система подогрева комнат работала посредством подачи горячей воды через отверстия в стене. У Помпей было три термы: Стабиан, ванны у Форума и Центральные Ванны. Ванны Стабиан - самые старые из сохранившихся общественных бань во всей Римской империи. Расположенные около Форума Ванны - самые маленькие общественные термы в Помпеях, но при этом наиболее продуманно украшенные. Центральные Ванны были все еще не закончены, когда в 79 году извергся Везувий. У ванн не было отдельных мужских и женских секций, потому мужчины и женщины купались в разные часы.

Амфитеатр Помпей



Построенный приблизительно в 70 году до н.э амфитеатр Помпей - самый старый сохранившийся римский амфитеатр в мире. Это также самый ранний римский амфитеатр, построенный из камня (ранее они строились из древесины). Следующим римским амфитеатром из камня был Колизей в Риме, построенный более века спустя. Амфитеатр получил название "Спектакула", поскольку термин amphitheatrum еще не использовался. Он был способен принимать приблизительно 20,000 зрителей, что на тот момент равнялось всему населению Помпей. В 59 н. э. сильный бунт вспыхнул между зрителями из Помпей и конкурирующего города, что побудило Сенат запретить дальнейшие игры на десять лет.

Вилла ди Мистери



Хорошо сохранившиеся руины Виллы ди Мистери расположены за пределами Помпей на дороге, ведущей вниз к гавани города. Римская Вилла знаменита замечательно сохранившимися фресками, которые изображают женщину, приобщаемую к запрещенному культу Диониса (бога упадка). Термин “Мистери (тайна)” относится к этому секретному обряду посвящения. Созданные на ярко-красном фоне картины выполнены с исключительной степенью ясности и детализации. Не менее впечатляюще выглядит сам дом и его сады с наружной террасой и просторными комнатами.

Сад Беглецов



Бежавшие из города люди были обречены, так как их тела были полностью похоронены под горячим пеплом, мощными потоками льющимся с неба. В 1870 Джузеппе Фьорелли использовал технику заполнения пустот жидким пластырем, в результате чего удалось воссоздать точные копии жертв извержения. Как только пластырь затвердевал, окружающая почва удалялась. Эта техника использовалась для воссоздания фигур человеческих тел, животных и других объектов. Фигуры были первоначально размещены в здании, значительно поврежденном во время Второй мировой войны. Сейчас их расположили в нескольких местах вокруг Помпейских руин, а также в Археологическом Музее Неаполя. Сад Беглецов является одним из самых примечательных мест, так как здесь находятся фигуры 13 человек, искавших убежище во фруктовом саду.

Помпеи - это античный римский город, расположенный неподалеку от Неаполя. В августе 79 года, в результате извержения вулкана Везувий, он был погребен под слоем пепла. В наши дни город является музеем под открытым небом, внесенным в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Город был найден при раскопках, проводимых в 1592 году архитектором Доменико Фонтанана во время строительства канала реки Сарно. После землетрясения, произошедшего в 1980 году, в Помпеи постоянно ведутся реставрационные работы, в настоящее время около 25 % города еще не раскопано. В архитектуре Помпеи представлены разнообразные стили настенной живописи, такие как структуральный, египтизированный и перспективно-орнаментальный.

Среди городских сооружений можно выделить Форум, который ранее являлся центром политической, религиозной и экономической жизни, Базилика, построенная в 120-78 годах до нашей эры, а также Здания Муниципалитетов, Храм Аполлона, арка Калигулы и Храм Фортуны Августа. В районе амфитеатра также расположены Храм Исиды, Храм Юпитера Мейлихия и городские укрепления, длиной около 4-х километров. Поход в Помпеи станет отличной познавательной прогулкой для вас и вашей семьи.

Акведук

Конструктивно акведук в Помпеях был устроен таким образом, что большая его часть проходила под землей. Вода в него поступала из источников в Серино, в объеме около 6500 кубических метров ежедневно. Акведук соединял водоносные источники с огромным резервуаром, расположенным у Везувианских ворот, которые являлись наивысшей точкой города.

Резервуар представлял собой подобие водонапорной башни, имел диаметр около 6 метров и был накрыт куполом. Поступающая из акведука вода распределялась по трем направлениям: для фонтанов, терм и для частных владений. Третья труба, стоит отметить, была доступна только состоятельным горожанам, а простой народ довольствовался водой из фонтанов. В наши дни, благодаря кропотливой работе археологов, мы можем видеть сохранившиеся фрагменты этой древней водопроводной системы.

А какие достопримечательности Помпей вам понравились? Рядом с фотограйией есть иконки, кликнув по которым вы можете оценить то или иное место.

Базилика

Помпеи - античный римский город, который находится на территории современного Неаполя. Некогда он был погребен под слоем вулканического пепла после извержения Везувия. Одной из его главных достопримечательностей является Базилика, построенная в 121-78 годах до нашей эры. Она расположена в южной части главной площади города и имеет размеры 25 на 55 метров. Центральная часть базилики являлась перистилем (открытым пространством), обрамленным 28 прекрасными коринфскими колоннами, имеющими диаметр около 1 метра и высоту около 11 метров. Изначально она выступала в роли крытого рынка, а с началом нашей эры стала зданием суда.

В глубине базилики построили двухэтажный «трибунал», небольшая часть которого сохранилась до нашего времени. Ранее сооружение имело двойной портик с пятью входами, но, к сожалению, сейчас мы можем полюбоваться только тремя из них. Изнутри стены базилики были украшены двойным ярусом полуколонн. На них оставлено множество граффити и надписей, одна из них гласит: «О стена, как ты до сих пор не рухнула под тяжестью такого количества надписей».

В режиме вы можете просматривать достопримечатальности в Помпеях только по фотографиям.

Крепостные стены

До того, как Помпеи попали под римскую юрисдикцию, эти стены возводили вокруг города с целью защиты от неприятельских набегов. Чтобы попасть в город, нужно было миновать ворота, состоящие из двух арок - одна для пеших путников, другая, более высокая, была предназначена для вьючных животных и торговых повозок. Однако с приходом к власти римского правителя Августа, принесшего мир в империи, потребность в этих стенах фактически отпала, в виду чего многие жители города начали поселение и за пределами этих массивных стен. Более того, население города, на момент строительства стены насчитывавшее 20 тысяч человек, начало стремительно расти, и это обусловило расширение его границ. В настоящий момент власти Италии выделяют большие денежные средства на реставрацию этой достопримечательности Помпей, возраст которой - более 2 тысяч лет.

Стабиевы термы

Стабиевы термы - это самые большие и хорошо сохранившиеся термы Италии, находятся они в Помпее. Они построены еще в III веке до нашей эры в виде комплекса вокруг палестры.

Палестра – это гимнастическая школа для юношей 14-16 лет, где они обучались бегу, прыжкам, борьбе, метанию копья и диска. Палестры обустраивались открытыми площадками, которые окружали бассейны, колоны, беговые дорожки и гимнастические залы. В мужские термы Помпей можно было попасть как со стороны палестры, так и со стороны улицы. Раздевалки были украшены фресками, а внутри имелись специальные ниши для одежды, тут же были и мраморные скамьи. Прямиком из раздевалки посетитель отправлялся в термы (тёплые бани), после чего можно было окунуться в бассейны с холодной или горячей водой.

Стоит отметить, что в женских банях Помпей не было отдельного зала с холодным бассейном, холодная емкость стояла прямо в раздевалке.

Термополий

В 1045 году в Кампании был открыт термополий с великолепным прилавком, облицованным кусками разноцветного мрамора. В древние времена так называли античную харчевню, в которой подавали горячую еду и вино с различными пряностями. Блюда разогревались здесь с помощью семи объемных сосудов, которые были встроены в прилавок по самое горлышко, куда наливалась подогретая вода.

Сзади нее размещались каменные колонны и кувшины, а также гранитные столешницы, на которые подавали разогретую еду. Термополий пользовался очень большой популярностью среди местного населения. Предлагаемые блюда были достаточно просты: бобы, горох и чечевица, а также крепкое вино, смешанное с горячей водой. Сперва посетители ели стоя, а затем были достроены места для сидения, которые вскоре образовали комнату для гостей.

Ежегодно тысячи туристов приезжают в Кампанию насладиться здешними достопримечательностями. Не остается без внимания и древняя харчевня.

Дом Фавна

Дом Фавна – одна из самых больших частных построек в засыпанном пеплом городе, внутри которого сохранилась мозаичная битва Александра Македонского с персидским царем Дарием и статуэтка танцующего фавна, которая и дала название зданию.

Вестибюль дома является богатейшим примером отделки так называемого первого стиля помпейской живописи, которая украшает и другие помещения дома. Верхняя часть стены декорирована изображением пилястр, круглых колонн и ложных дверей. Это настоящий фасад храма, который выполнен в малом масштабе, но со всеми деталями и в полном рельефе.

В доме найдено много дверных приборов и серебряной утвари, что говорит о богатстве владевшей домом семьи, которая до гибели Помпей сохранила его старый облик. Дом прекрасно сохранился после бесконечных перестроек и обновлений, которые были в Помпеях в I веке нашей эры.

Водный резервуар

Водный резервуар, расположенный у Везувианских ворот, был частью водопроводной системы, построенной во времена императора Августа.

Помпеи всегда испытывали недостаток воды. В связи с этим был возведен акведук, который в основном проходил под землей. Он вел к резервуару, который расположен в самой высокой части города около упомянутых ворот.

Круглый резервуар диаметром в шесть метров был закрыт куполом. Для него было построено небольшое четырехугольное здание, украшенное с южной стороны тремя арками.

Резервуар снабжал водой дома богатых горожан и термы. Простые люди брали воду из фонтанов, которые также питались от резервуара. Таких фонтанов археологи обнаружили сорок два. Вода из резервуара поступала по свинцовым трубам, диаметр которых - тридцать сантиметров. Одна труба снабжала фонтаны, две другие - термы и частные дома соответственно. Стоит отметить, что при острой нехватке воды последние две перекрывались.

Самые популярные достопримечательности в Помпеях с описанием и фотографиями на любой вкус. Выбирайте лучшие места для посещения известных мест Помпей на нашем сайте.

Еще достопримечательности Помпей

Был построен Амфитеатр для гладиаторских боев, вмещавший 20 000 зрителей.

В настоящее время Амфитеатр в Помпеях является древнейшим из всех известных амфитеатров и имеет размеры 104Х135 м.

В отличие от остальных, Амфитеатр в Помпеях не имел подвалов, и гладиаторы выходили на арену прямо с улицы через коридор. Убитых и раненых выносили через второй коридор.

Зрительный зал Амфитеатра в Помпеях был разделен на 3 уровня:

1. Ближний к арене состоял из 5 рядов и предназначался для знатных особ.
2. Средний уровень имел 12 рядов
3. Третий – 18 рядов

И наконец, самая верхняя зона, отделенная от остальных, — места для женщин. К этой зоне вели собственные лестницы.

От дождя и солнца зрителей защищал навес.

Использование материалов журнала в других изданиях разрешено только с индексируемой ссылкой
... ... ... ...

Это тоже интересно:

  • Дом Сада Геркулеса в Помпеях был раскопан в 1954-м году. Позднее было обнаружено, что в саду выращивались растения для производства благовонных масел и духов. Отсюда второе название дома […]
  • Самые большие и хорошо сохранившиеся термы в Помпеях носят название Стабиевы термы. Построены термы в 3-м веке до н.э. в виде комплекса вокруг палестры. Палестрой называлась […]
  • В 3-2 веках до н.э. культурным центром города Помпеи стал Большой театр, возведенный на природном склоне и вмещавший до 5000 зрителей. Сцена была украшена колоннами, статуями и […]
  • В старых Помпеях, в районе театров, стоял храм Исиды - одной из величайших богинь древности, которая являлась образцом египетского идеала материнства и женственности. Храм Исиды в […]
  • История города Помпеи известна всему миру. До 79 года н.э. Помпеи являлись главным торговым портом в Древнем Риме. Но трагедия 24 августа 79-го года прервала процветание великого […]

Помпеи – древнеримский город на юге Италии недалеко от Неаполя. Как известно Помпеи был погребен под многометровым слоем пепла во время извержения в 79 году. В наши дни город представляет собой огромнейший музей под открытым небом, с 1997 года внесенный в Список Всемирного наследия Юнеско.

Город был основан осками в VI веке. Название города происходит от оскского pumpe – пять, так как город был образован слиянием пятью меньших поселений. В римское время сохранилось деление на пять избирательных округов. Другая версия происхождения названия – греческая, от слова pompe – триумфальное шествие.

По этой легенде город основал Геракл, который после победы над Герионом торжественно шел по этим местам. В разное время городом владели греки, этруски и самниты. В 310 году до н.э. Помпеи стали союзником Римской республики на правах автономного самоуправляемого города.

В 90-88 году до н.э. город участвует в восстании против Рима.

В 89 году до н.э. консул Сула взял город, ограничил его автономию и сделал колонией Рима.Город занимал важное место на торговом пути между и Южной Италией. Многие знатные римляне имели виллы на территории Помпей. Громким событием стало побоище между жителями Помпей и Нуцерии в 59 году во время гладиаторских игр. Обычная драка между болельщиками превратилась в кровавую бойню. В результате этого в Помпеях 3 года игры были под запретом.

Билеты

Входной билет в археологический комплекс Помпеи стоит 15 евро. Для посетителей младше 18 лет – вход бесплатный, но нужно показать документ подтверждающий возраст.

  • Купить билет советуем заранее онлайн только в официальных билетных кассах ticketone.it
    Смотрите по регистрации на сайте.

Как добраться из Неаполя самостоятельно

Добраться в Помпеи самостоятельно из Неаполя можно , автобусе или арендованном авто. Мы рекомендуем варианты с общественным транспортом (на юге Италии ходит по настроению и не регулярно), только самым опытным путешественникам с запасом времени и большим желанием сэкономить. Рассмотрим подробно все способы:

На арендованном авто

Если вы путешествуете по маленьким городкам Италии самостоятельно, то в Помпеи можно приехать на личном транспорте – из самостоятельных вариантов, он самый удобный . Парковка возле археологической зоны обойдется приблизительно в 5 евро за час. Почитать про особенности аренды авто в Италии и подобрать выгодный вариант советуем на нашем сайте

  • Вам пригодится:

На поезде

В Неаполе станций Napoli Porta Nolana и Napoli P. Garibaldi ходят прямые электрички Circumvesuviana (дословно переводится «Вокруг Везувия») – из вариантов, общественным транспортом – это единственный, который мы можем рекомендовать. Вот ссылка на расписание . Выходить нужно на станции Pompei Scravi Villa dei Misteri – она расположена почти рядом с кассами. Ехать примерно 30 минут.

Билет можно купить заранее онлайн-кассах ots.eavsrl.it/web/public/ots/ticket/index

Выбирайте линию Napoli-Sorrento и билет до Villa Misteri, дату и число пассажиров. Нажимаем Avanti. Обратите внимание, что сайт доступен также на английском, переключатель справа британский флаг.

Электрички отправляются утром с 09:06 и 11:36.

Для посещения Помпеи нужно выделить минимум 2 часа. Также на этой линии можно доехать до . Из Помпеи обратно в Неаполь поезд идет в 17:18, билет туда-обратно стоит 11 евро, скидок детям нет.

Компании Trenitalia от центрального вокзала Неаполя (Napoli Centale) отправляются в сторону станции Помпеи (Pompei) примерно раз в 30 минут. Билет стоит 2,80 евро в один конец. Если поезд придет по расписанию и не будет остановок, то время в пути составит 38 минут. Будьте готовы к частым остановкам, соседству с цыганами и различными попрошайками.

Станция расположена от входа в археологический парк примерно в 3 километрах, поэтому рационально ждать автобус 004 (возможно N50) и проехать на нем 3 остановки.

Гугл советует расписание смотреть на сайте официального перевозчика http://www.fsbusitaliacampania.it , но, например, в расписании автобуса 4 я не вижу останувку Mazzini. Видимо проще спросить у местных по прибытию, должны помочь. Будем благодарны, если кто-то поделится своим опытом приключений в комментариях.

На автобусе

По информации от гугла, к археологическому комплексу относительно регулярно из Неаполя ходят прямые автобусы N5000 и N5020 компании SITAsud – не советую этот вариант, так как на сайте перевозчика нет толком ни расписания, ни цен. Для полноты картины рассмотрим и этот способ.

Остановка автобусов Via Ferraris Galileo в Неаполе расположена примерно в километре от станции Napoli Centrale.

Билеты на автобус должны стоить 10 евро, можно купить по адресам:

  • BAR ETTORE, PIAZZA GARIBALDI 95
  • Внутри станции Napoli Centrale ищите EDICOLA NUMBER ONE HUDSON NEWS
  • ARPANET, corso Arnaldo Lucci, 163
  • BIGLIETTERIA NAPOLI CAPOLINEA, PIAZZALE IMMACOLATELLA VECCHIA 1
  • BAR DEL PORTO, VIA C OLIVARES ANG. VIA CAMPO D’ISOLA 26
  • BAR TIRAMISU’, Napoli — Corso Lucci

Что посмотреть

Вот достопримечательности Помпеи, которые рекомендуется посетить во время экскурсии:

  1. Храм Аполлона — один из самых старых храмов древнего города посвящен греческому богу Аполлону. Первые упоминания о святыне датированы восьмым веком до нашей эры, что впрочем подтверждают и археологические раскопки. Сейчас мы можем только воображать и строить догадки но скорее всего на месте нынешних руин сперва находился алтарь, а уж спустя сто-двести лет (раньше строить не спешили) было построено главное здание. На сегодняшний день из величественной колоннады содержащей 28 колонн сохранились всего две. Также спустя два тысячелетия во внутренних нишах храма мы можем наблюдать фрески со сценами из троянской войны.
  2. Сад Беженцев
  3. Большая Палестра
  4. Храм Юпитера
  5. Амфитеатр
  6. Улица Изобилия
  7. Термы
  8. Дом Венеры в раковине
  9. Термополии
  10. Большой и Малый театр
  11. Казарма гладиаторов Треугольный форум
  12. Лупанарий
  13. Форум
  14. Здание Евмахии
  15. Храм Веспасиана
  16. Рынок
  17. Дом Фавна
  18. Дом Малого Фонтана
  19. Базилика

Посещение архитектурных памятников с хорошим гидом позволит на время погрузиться в античный мир и прикоснуться к его тайнам.

↘️🇮🇹 ПОЛЕЗНЫЕ СТАТЬИ И САЙТЫ 🇮🇹↙️ ПОДЕЛИСЬ С ДРУЗЬЯМИ