Почему античную грецию принято считать родиной демократии. Древняя Греция – родина античной

  • Дата: 25.11.2019

Первый очаг цивилизации зародился на острове Крит на рубеже III - II тысячелетий до н.э. Около XV в. до н.э. критская культура трагически погибает (очевидно, после извержения вулкана). Ей на смену приходит ахейская культура. Племена ахейцев распространились на большую часть Греции и острова Эгейского моря. Эпохи критской и ахейской культур можно считать своего рода подготовительным этапом, после которого и начинается история собственно греческой цивилизации.

С VIII по VI вв. до н.э. Греция занимала юг Балканского полуострова, острова Эгейского моря и западное побережье Малой Азии. Около 500 года до н.э. начинается великая греческая колонизация, которая открыла огромные возможности для торговли, ускорила развития судостроения и всех разнообразных ремесел, с ним связанных. В колониях быстро росли богатые города - Халкида, Коринф, Мегары, Милет, Эретрия. Между ними и метрополией устанавливались прочные торговые связи. Из колоний поставлялись зерно, лес, металлы и продукты. В свою очередь из метрополии в колонии везли то, чем так славилась Греция - изделия ремесленников, вина, оливковое масло.

К V веку до н.э. Греция приобрела те характерные черты, которые до сих пор будят интерес у миллионов людей, заставляя их снова и снова обращаться к памятникам греческой истории, перечитывать произведения Гомера и любоваться развалинами афинского Акрополя.

Основной формой социальной организации в Древней Греции был полис - гражданская община, основанная на античной форме собственности . Гражданином полиса мог стать только грек по рождению, он должен быть свободным (не рабом) и иметь собственность. Полис состоял из города-центра и прилегающей к нему сельскохозяйственной округи. Вся земля находилась в собственности полиса. Стать владельцем земельного участка мог стать только гражданин полиса Основными занятиями были земледелие (садоводство, виноградарство), скотоводство (овцеводство, свиноводство), ремесло. Для полиса было характерно натуральное хозяйство, которое строилось на принципе автаркии . Полис жил по своим законам. Нормы поведения и жизни в полисе постепенно складывались в гражданское право. Полис считался главной ценностью. Благо каждого гражданина зависело от благополучия полиса. Все граждане полиса были формально равны и обладали определенными политическими (гражданскими) правами, которые позволяли участвовать им в управлении полисом.

Древняя Греция стала колыбелью демократии. Классическая форма демократии сложилась в Афинах. Все граждане полиса имели право избираться на высшие должности (кроме должности военачальника). Народное собрание было стало верховным органом власти и получило широкие полномочия:

принимало законы,

решало вопросы о войне и мире,

заключало или расторгало договоры с другими полисами,

избирало должностных лиц и проверяло их работу.

На собраниях все вопросы тщательно обсуждались, и каждый имел право высказать свою точку зрения. Высший орган управления - Коллегия архонтов состоял из девяти человек, которые были выбраны всеми свободными гражданами Афин (позже ее сменил Совет пятисот). Кроме Коллегии архонтов и народного собрания в Афинах были и другие государственные органы - гелиэя (высший суд) и Коллегия стратегов . Афинские граждане сами выдвигали обвинения, сами защищали себя (тот, против кого было направлено обвинение должен был лично выступать в суде, как впрочем и тот, кто обвинял. Выставлять своего представителя запрещалось), сами выносили решения по делу.

Другая характерная черта Древней Греции - классическое рабство. Все население Греции делилось на свободных граждан и рабов. Рабами становились по рождению (дети рабыни тоже считались рабами) и в результате военного пленения. Хозяин обладал неограниченной властью над рабом, мог его продать, купить, наказать, убить. Рабы не считались за людей. Их нередко называли "говорящими орудиями труда", о которых надо заботиться, так как сами они не могут принимать самостоятельные решения.

Но Древняя Греция известна не только как родина демократии. Культура и искусство Древней Греции стали основой для развития европейской культуры. В Греции развивались науки - математика, медицина, логика, риторика, философия. Особенностью античной культуры является эпический способ восприятия действительности и соединение мифа и человека. Фантастическое истолкование действительности носило художественный характер, при этом героизм считался непременным условием жизни. В художественной культуре постепенно нарушается синкритичность, появляются новые жанры - драма, комедия, трагедия. Стремление отразить гармонию природы и человека нашло отражение в скульптуре, архитектуре, живописи, искусстве.

Тема 2.2.

Античная цивилизация.

ПЛАН.

  1. Города-государства Греции.
  1. Особенности развития городов-государств Италии.
  2. Борьба за господство над Средиземноморьем:

а) греко-персидские войны;

б) пелопонесские войны;

в) империя Александра Македонского. Причины распада.

-1-

История античного мира издревле привлекала особое внимание европейских учёных. Дело не только в том, что из всех периодов древности она лучше всего изучена. Считается, что цивилизации Греции и Рима стояли у истоков европейских традиций политической, экономической и духовной жизни.

В античной Греции не сложилось крупного единого государства. Как и во всех доиндустриальных цивилизациях, община в Древней Греции была основной ячейкой общества, но отличалась своеобразием и во многих своих чертах была не похожа на восточную общину.

Это была община-полис, включающая в себя не только сельское население (как на Востоке), но и городское. Членом общины можно было стать при двух условиях: если человек являлся греком по национальности, если он был свободным и владел частной собственностью. Все члены общины – свободные собственники - обладали политическими правами (хотя и не всегда равными), которые позволяли им принимать участие в государственной деятельности.

Государство в Греции существовало не над общиной (как это было на Востоке), оно вырастало из общины, точнее, сама община превращалась в маленькое государство со своими законами, органами власти и системой управления.

Внутри полисов постепенно формировалось гражданское право, т.е. складывались своды законов, определявшие права и обязанности членов общины, дававшие им некоторые социальные гарантии. Полис не только занимался внутренними делами, но и мог вести внешнеполитическую деятельность, имел собственную армию; граждане полиса вступали в ополчение и на время войн превращались в воинов.

Полис (т.е. коллектив граждан) имел право верховной собственности на землю.

Большую роль играло народное собрание, которое имело право окончательного решения всех важнейших вопросов. высокая роль народного собрания и выборность власти – два основных фактора, которые создавали условия для развития греческой демократии.

Античную Грецию принято считать родиной демократии. Действительно, с течением времени в крупнейших городах-государствах, особенно в Афинах, которые избежали дорийского завоевания, в общественной жизни произошли существенные изменения.

Вместо наследственной власти племенных вождей (царей) был введён принцип выборности верховного правителя (архонта), его отчётности перед советом глав родов (ареопагом). Что значит: холм Арея. Он существовал уже при царях, а во времена республики получил значение высшего судилища для важнейших преступлений; в него назначались те из бывших архонтов, которые с честью занимали эту должность. Заседания ареопага происходили под предводительством архонта-басилевса; они производились под открытым небом, ночью, при свете факелов. Обвинитель и обвиняемый должны были рассказывать просто, под страшными клятвами в истине своих слов. Когда наступало время для решения, каждый ореопагит брал с жертвенника камешек и клал его или в медную урну – Милосердия, или в деревянную урну – смерти. Приговор изрекался на основании подсчёта камешков: в случае равного числа предпочтение отдавалось Милосердию.

В начале VI в. до н.э. архонтом был избран Солон .

Солон происходил из знатнейшего рода Кодридов, некогда царствовавшего в Афинах. Чтобы поддержать благосостояние семьи и повидать чужие страны, активно занимался в молодые годы морской торговлей. На политическую арену Солон выступил, когда Афины уже длительное время терпели неудачи в войне с соседними Мегарами за примыкающий к Аттике остров Саламин. После того как он в стихотворном памфлете «Саламин», призвал к продолжению борьбы до победного конца, большинство граждан поддержало идею возобновления военных действий. Во главе вооруженных сил афиняне поставили Солона, который вскоре сумел отвоевать Саламин.

Афинское государство в тот период было охвачено глубоким внутренним кризисом. Резкое имущественное неравенство граждан полиса привело к тому, что масса бедняков оказалась в долговой кабале у богачей. Не уплатившие вовремя долг вынуждены были продавать своих детей или сами становились рабами. Назревавшее недовольство народа грозило вылиться в открытый мятеж и государственный переворот. В таких условиях власть предержащие решили пойти на проведение необходимых реформ сверху. Эту нелегкую миссию возложили на Солона как на лицо наиболее авторитетное и к тому же нейтральное по отношению к различным политическим группировкам. Он был избран первым архонтом и получил широкие полномочия по установлению новых законов.

Среди проведенных им реформ экономического характера на первом месте стоит так называемое «стряхивание бремени» - снятие с оказавшихся в закладе земельных участков камней, которые символизировали права кредиторов-заимодавцев (как своего рода вексели). Произведена была полная кассация долгов, долговое рабство объявлено вне закона. Все ставшие рабами из-за неуплаты в срок долга получили свободу, а тех из них, кто был продан за пределы Аттики, выкупили за государственный счет.

По инициативе Солона всё население полиса было разделено на четыре разряда в зависимости от имущественного положения.

Деление это ослабило позиции родовой знати. Разбогатевшие торговцы и ремесленники уравнялись с нею в правах.

В конце VI в. до н.э. вместо разделения полиса на родовые владения был принят принцип его разграничения на десять округов, каждый из которых избирал своих представителей в новый совет (совет пятисот), занимавшийся всеми текущими делами.

Чужеземцы, успешно ведущие дела в Афинах, получили права граждан. Общее число граждан составило около 30 тыс. человек.

Согласно утвердившейся традиции в Афинах, активное участие в делах полиса, защита демократии были важнейшим правом и обязанностью граждан. На собраниях решались вопросы войны и мира, избирались должностные лица. Собрание могло приговорить к изгнанию из полиса лиц, представлявших угрозу афинской демократии.

Ежегодно в определённый день народному собранию предоставлялось право осуждать на временное изгнание граждан, которые по своему влиянию оказывались опасными для спокойствия республики. При этом подача голосов была тайная, посредством надписи на черепках (остраконах), которые потом отбирались у граждан и пересчитывались; большинство голосов решало вопрос, но это большинство должно было заключать в себе не менее шести тысяч. Такую форму голосования в Афинах называли остракизм.

Таким образом, к V в. до н.э. родоплеменной строй в Афинах был окончательно вытеснен новой государственной организацией, которая получила название демократия.

Другой путь развития полиса продемонстрировала Спарта.

Спартанское государство образовалось приблизительно к IX в. до н.э. и сначала состояло из пяти поселений греков-дорийцев. Дальнейшая жизнь полиса протекала в непрерывных войнах с соседними общинами. Спартанцы захватили их земли, скот, а население превращали в рабов-илотов. Кроме илотов на спартанцев работали также периэки (жители ахейских городов, завоёванные дорянами), которые были лично свободны, но платили дань. По преданию, вся жизнь в Спарте строилась на основе древнейших законов, введённых легендарным царём Ликургом.

Сами спартанцы были только воинами. Никто из них не занимался производительным трудом: поля спартанцев возделывали илоты. Вести торговлю могли только периэки, для спартанцев это занятие было запрещено, как и ремесло. В результате Спарта оставалась земледельческим полисом с замкнутой экономикой, в котором не могли развиваться товарно-денежные отношения.

Спартанцам предписан был самый строгий образ жизни и запрещалась всякая роскошь. Воспитание детей было очень суровое. Они принадлежали собственно не родителям, а государству.

Новорождённого мальчика отец должен был выставлять в известном месте, где собирались старцы. Если они находили дитя слабым или уродливым, то его бросали в пропасть с вершины Тайгета.

Почти во всех древнегреческих государствах к этому времени прекратилось наследственное царское правление, в Спарте оно удержалось, но с таким ограничением власти, которое не мешало республиканскому образу правления.

Во главе стояли два царя (доряне завоевали Лаконию под предводительством двух братьев и с тех пор в Спарте было всегда два царя), выполнявшие обязанности военачальников, судей и жрецов, а также совет старейшин (герусия), состоявший из представителей знатных родов в возрасте не моложе 60 лет. В отличие от старейшин, царей не избирали – это было наследственное звание. Цари имели большие привилегии, но не могли принимать решения без одобрения совета старейшин, который в свою очередь должен был опираться на мнение народного собрания. Но элементы демократии не получили развития в Спарте: народное собрание, хотя и считалось формально высшим органом, не имело большого влияния на политическую жизнь. В отличие от Афин на собраниях рядовые спартиаты не выступали с речами, не доказывали свою точку зрения, а криками выражали своё одобрение или неодобрение предложенным решениям.

Спартанское государство вело постоянные войны против соседних полисов, захватывая рабов, собирая дань и постепенно расширяя свою территорию. Если в Афинах труд рабов использовался ограниченно, лишь на рудниках и в мастерских, то в Спарте он был основой экономики.

-2-

В развитии городов Италии и Греции проявилось много сходных черт. В VIII - VI вв. до н.э. греки колонизировали побережье Южной и Средней Италии, построили Неаполь и Сиракузы, ставшие важными торговыми центрами Средиземноморья. Это оказало большое влияние на населявшие Италию племенные образования.

На севере Италии господствовали этруски. Они были ближайшими соседями римлян, занимали область, которую называли Этрурией (район современной Тосканы). Этруски пользовались греческим алфавитом, но расшифровать их язык до сих пор не удалось. Этруски оказали сильное влияние на римлян. Это проявилось в искусстве, религии, в планировке городов, в особой архитектуре домов – с внутренним двориком. От этрусков римляне взяли знаки царской власти – пучки прутьев с вложенными в них топориками.

В 753 г. до н.э. тремя племенами латинов, жившими в районе реки Тибр, был основан Рим.

Первоначально, как и в Афинах, общественная жизнь Рима строилась на основе родоплеменных традиций. Высшим органом управления был сенат (от лат. sense -«старик»), состоявший из 300 человек, старейшин родов, основавших город. Рядовые члены племени, объединённые в курии по родовому принципу, также могли высказывать своё мнение по обсуждаемым вопросам. Роль верховного правителя отводилась избиравшемуся царю, который должен был править в соответствии с традицией и волей сената. С 616 г. до н.э. царями избирались выходцы из знатной этрусской семьи Тарквиниев, что отражало особую роль этрусков в Италии.

Потомки основателей города называли себя патрициями ( patres – «отцы»), им принадлежали земли, примыкающие к Риму. Эти земли обрабатывались отдельными семьями, в которых действовал жёсткий принцип патриархата. В то же время земли считалась общим достоянием римлян, они не могли принадлежать чужакам. У патрициев появлялись всё новые крупные земельные владения, когда Рим одерживал военные победы. Это была римская аристократия.

В ином положении находилась другая большая прослойка общества – плебеи. Плебеи были лично свободны, но не входили в роды, а поэтому и не были членами общины. Скорее всего, население Рима возрастало за счёт поселенцев и жителей покорённых областей, из которых и образовался этот социальный слой. Первоначально плебеи не имели никаких прав: они не допускались в народные собрания, не участвовали в религиозных обрядах, не могли вступать в браки с патрициями. Началась их борьба за право гражданства. В VI в. до н.э. плебеев допустили к военной службе и в народные собрания. К военной службе привлекались во вспомогательных отрядах.

Родоплеменные традиции ограничивали царскую власть. При Сервии Туллии (578-534 гг. до н.э.) были проведены реформы, аналогичные преобразованиям Солона в Афинах, нанёсшие серьёзный удар по привилегиям родовой знати.

Царствование своё он ознаменовал особым покровительством плебеям, которые при нём получили некоторые гражданские права.

Всё мужское население (патрициев и плебеев) было разделено на пять разрядов, в зависимости от имущественного положения и сообразно с этим делением распределены были подати и вооружение. Каждый класс он подразделил на центурии, которые приблизительно были равны между собой не по числу членов, а по сумме их имущества, поэтому число всех центурий в первом классе было гораздо больше, чем в последующих, а членов гораздо меньше. Всего было 193 центурии.

Беднейшие римляне, не способные купить оружие, объединялись, вне зависимости от их числа, в центурию «пролетариев» (от лат. proles -«потомство»). Подразумевалось, что они годны только на его воспроизводство.

Патрициям сильно не нравились эти учреждения Сервия Туллия, они опасались также, чтобы царь не усилил своей власти с помощью благодарных ему плебеев. Поэтому они составили заговор, и Сервий Туллий был убит собственным зятем Тарквинием. Он сделался царём и получил название Гордого. Тарквиний Гордый вёл счастливые войны и докончил построение знаменитого римского Капитолия. Но он хотел сделать свою власть неограниченной и начал казнить патрициев. В 509 г. до н.э. он был изгнан сторонниками верховной власти сената и в Риме установилась республика.

Патриции вместо царя стали избирать ежегодно из своей среды двух консулов, которые предводительствовали войском и судили преступников. Право издавать законы принадлежало сенату и народному собранию (впервые были приняты единые для всех законы в 451-450 гг. до н.э.), высший надзор за всем управлением принадлежал также сенату. Государственные должности по-прежнему находились в руках патрициев, следовательно, Рим сделался республикой аристократической. (На время опасности, внешней или внутренней, римляне обыкновенно выбирали диктатора, но не более чем на 6 месяцев).

Патриции с особой суровостью пользовались законами о долгах, обращая несостоятельных должников в рабство или подвергая их истязаниям. Плебеи роптали. Наконец, выведенные из терпения, они отказались идти в поход против неприятелей – сенат согласился приостановить действие долговых обязательств. Но по окончании войны снова придал им прежнюю силу. Тогда плебеи оставили Рим и ушли со своими семействами на один из соседних холмов, названный священной горой, где расположились лагерем и хотели основать собственный город (494 г до н.э.). Испуганные патриции решились на уступки и пошли на переговоры с плебеями. После многих убеждений плебеи согласились возвратиться в Рим, но с условием, чтобы им облегчили долги и чтобы они из своей среды могли выбирать ежегодно двух народных трибунов. Эти трибуны своим вмешательством могли останавливать решение любого сановника против плебея. Особа их считалась неприкосновенной, двери их дома никогда не запирались, чтобы каждый плебей мог требовать у них помощи защиты.

Плебеи также требовали записать законы с целью предупре­дить злоупотребления со стороны патрициев. После долгих обсуж­дений законы были выбиты на 12 медных досках (таблицах) и выставлены на всеобщее обозрение. Законы 12 таблиц подтверж­дали частную собственность на землю и все остальное имущество граждан.

Патриции и плебеи перестали враждовать друг с другом. Их верхушка объединялась в сословие сенаторов - членов сената. Средние земледельцы, торговцы и вообще зажиточные люди на­зывались всадниками. Вес остальные горожане-бедняки составля­ли плебс (в новом значении этого слова). Все граждане Рима неза­висимо от положения считались рапными перед законом.

С 445 г.до н.э. разрешались браки между патрициями и плебеями. Ещё через столетие плебеям предоставили доступ к выборным должностям, в том числе и к консульским. В то же время в Риме должностные лица не получали жалованья, все расходы, связанные с несением службы, они покрывали за свой счёт. Это обеспечивало доступ к власти только состоятельным гражданам.

В V в. до н.э. в Риме, как ранее и в Афинах, сложилась новая политическая система общественной организации, в которой гражданство имело большее значение, чем родоплеменные связи.

В VI - V вв. до н.э. Рим начинает завоевывать соседние территории. Основой силы Рима стало войско - легионы, состоявшие из всех граждан - членов полиса. Римлянам удалось отразить нашествие галлов (кельтов), хлынувших в IV в. до н.э. в Италию. Они постепенно завоевывали Италию и к началу III в. до н.э. стали ее полными хозяевами.

Самым тяжелым испытанием для ранней Римской республики стала 2-я Пуническая война с Карфагеном - финикийским государ­ством в Северной Африке. Потерпев поражение в холе долгой 1-й Пунической войны (пунами римляне называли карфагенян), поте­ряв флот и владения на Сицилии и в Сардинии, Карфаген не сми­рился с этим. Карфагеняне захватили часть Иберии (современная Испания). В 218 г, до н.э. карфагенский полководец Ганнибал совер­шил отгула беспримерный поход в Италию, перейдя через Аль­пийские горы. Он нанес поражение римлянам на севере Италии, а весной 217 г. до н.э. на берегу Тразименского озера вновь раз­бил их. Однако силы Ганнибала таяли, а римская армия крепла. В 216 г. до н.э. 87-тысячная римская армия встретилась с 54-тысяч­ной армией Ганнибала близ местечка Канны. Римляне ударили в слабый центр Ганнибала, но были втянуты в мешок между его сильными флангами. Оказавшиеся в западне римляне пытались сопротивляться, по вскоре битва перешла в их избиение.

Казалось. Риму не избежать гибели. Но были приняты чрезвы­чайные меры, и война продолжалась. Римляне стали одерживать победы. Молодой талантливый полководец Рима Публий Кор­нелий Сципион завоевал владения карфагенян в Иберии. В 204 г. до н.э. Сципион высадился в Африке. Ганнибал вынужден был покинуть Италию. В 202 г. до н.э. Сципион в битве при Заме разгро­мил Ганнибала. Карфаген заключил мир с Римом, приняв все условия победителей. В ходе 3-й Пунической войны во 11 в. до н.э. Карфаген был уничтожен, тогда же были захвачены Македония и Греция, ряд других земель.

Римляне превращали завоеванные земли в провинции - «поме­стья римского народа». Во главе их становились наместники из числа должностных лиц Рима. Местное население было обложено налогами, у него отняли часть земли. Стремясь разобщить жителей провинций, римляне применяли метод «разделяй и властвуй». Лояльные им города и общины получали преимущества и льготы, остальные были их лишены.

Последствием долгих войн, обогащавших часть римлян и разо­рявших других, стало ослабление войска: обедневшие граждане уже не могли вооружиться за свой счет, а многие богачи не жела­ли проливать кровь в битвах. Римский полководец консул Гай Марий в конце II в. до н.э. первым стал набирать на службу в легионы добровольцев - римских граждан и союзников Рима. Солдаты получали оружие, плату за службу, а после ее окончания им обе­щали земельные участки. Боеспособность римского войска вновь резко повысилась. Но потеряв непосредственную связь с римской общиной, воины превращались в исполнителей воли своих ко­мандиров-полководцев.

Основой силы Рима счи­талась крепкая семья. Се глава являлся полновластным хозяином своих домочадцев. Младшие беспрекословно подчинялись старшим, старшие заботились о младших. Женщина-мать пользовалась боль­шими правами и уважением.

После Пунических войн (период Поздней Римской республи­ки) стала заметна «порча» добродетельных нравов римлян. Жажда обогащения была главной целью части верхушки римского обще­ства. Новые захваты сулили им новые доходы. Напротив, бедняки были мало заинтересованы л завоеваниях. Ведь пока они служили в войске, их хозяйства разорялись, семьи беднели.

Римляне Поздней республики были образованнее своих пред­ков. Многие из них знали греческий язык, детей воспитывали греческие -учителя. Римляне переняли от греков страсть к роскоши и пирам. «Порча» нравов наблюдалась даже у плебеев. Все большее

Значение приобретал труд рабов.

Важным событием в период Поздней Римской республики стало восстание рабов под предводительством Спартака, выходца из

Фракии. Оно началось с выступления в 74 г. до н.э. гладиаторов и вскоре охватило всю Италию. Войско Спартака, к которому сбежались тысячи рабов, нанесло ряд поражений легионам. С большим трудом римлянам под руководством Лициния Красса удалось разбить в 71 г. до н.э. повстанцев.

Гражданские войны и восстания первой половины I в. до н.э. привели к ослаблению республиканских институтов власти. В 60 г. до н.э. было заключено соглашение триумвират между самыми влиятельными политиками Рима - Гнеем Помпеем, Лицинисм Крассом и Юлием Цезарем. Сенат был оттеснен триумвирами от власти. Вскоре Гай Юлий Цезарь стал наместником провинций в Гал­лии, где прославился как полководец, завоевав в 58 - 51 гг. до н. э. заальпийскую Галлию до реки Рейн. В 53 г. до н. э. Красе погиб на войне, а Помпеи вступил в соглашение с сенатом и выступил против Цезаря. В 49 г. до н.э. началась новая гражданская война. Цезарь разбил Помпея и стал единовластным правителем Рима. Его власть приближалась к царской. Однако в 44 г. до н. э. он был заколот в сенате заговорщиками.

После гибели Цезаря развернулась борьба как между сторонниками и противниками республики, так и между претендентами на верховную власть. Одним из таких пре­тендентов был внучатый племянник Цезаря Гай Октавиан. Он за­ключил соглашение с Марким Антонием, помощником Юлия Це­заря. Вместе они разгромили в 42 г. до н. э. сторонников республи­ки. Октавиан получил под свою власть запал Римской державы, а Антоний - восток. Столкновение между ними было неизбежным. Октавиан укреплял свою власть в Риме, Антоний женился на ца­рице Египта Клеопатре. Война между Октавианом и Антонием закончилась в 30 г. до н.э. гибелью Антония и Клеопатры и захва­том римлянами Египта. В 29 г. до н. э. Октавиан получил от сената и народного собрания звание императора. Он до конца жизни (14 г. н.э.)возглавлял Римское государство. Император, получивший титул Август (по-латыни священный, возвеличенный), стано­вился главой сената, как народный трибун обладал правом вето на все решения сената, народных собраний и других органов власти. Он же пожизненно командовал армией.

С воцарением Августа в исто­рии Рима начался период принципата (27 г. до н.э.- 193 г. н.э.). Формально сохранялись республиканские учреждения - сенат, народные собрания, другие выборные органы. Фактически власть принадлежат императору и его чиновникам. Преемники Октавиана Августа (Тиберий, Калигула, Нерон, Клавдий) прославились террором против всех недовольных новыми порядками. Сами они также погибли от рук заговорщиков. К концу 1 в. н.э. избрание императоров оказалось фактически в руках войск. Полководцы, опираясь на свои легионы, вели борьбу за власть. В результате рим­ляне начали терпеть поражения в войнах с соседями. Положение нормализовалось при императоре Траяне (98- 117 гг. н.э.), кото­рый правил, считаясь с мнениемсената.

В III и. Римская империя вновь вступила в полосу кризиса.

В 395 г . Римская империя распалась на Западную и Восточную. Особенно в тяжелом поло­жении оказалась Западная Римская империя. Ее сотрясали восста­ния, вторжения варварских племен. Сил для защиты границ не хватало. В 476 г. варвар Одоакр низложил последнего западно-рим­ского императора Ромула Августула, отослав царские регалии во­сточному императору.

-3-

Рост экономического значения и прибыльности средиземноморской торговли привёл к началу борьбы за господство над побережьем Средиземного моря. Она продолжалась с V по II в. до н.э. и завершилась торжеством Рима, создавшего крупнейшую мировую державу.

Первую попытку установления контроля над средиземноморской торговлей предприняла персидская военная деспотия. В VI в. до н. э. на территории Иранского нагорья создается Персидское царство. Цари из династии Ахеменидов, опираясь на боеспособное персидское войско, сумели покорить Мидию, Ассирию, Египет, Лидию, создав на завоеванных территориях огромную державу. В конце VI в. персами были завоеваны греческие города, расположенные на малоазийском побережье Эгейского моря (Иония).

«Культура и история Греции» - Архитекторы равняются на классические каноны античных храмов. Впечатляют знания древних греков о происхождении Вселенной и человека. Людям философского склада открывается суть вещей. В греческих мифах можно провести много параллелей с легендами других народов. И кажется, что с течением времени ничего не меняется.

«Боги Греции» - Посейдон – бог моря. Арес – бог войны. Аид – Бог в царстве мёртвых. Гефест - бог огня и кузнечного дела. Дионис - бог плодоносящих сил земли, растительности, виноградарства, виноделия. Афина -богиня мудрости и справедливой войны. Деметра – богиня земледелия. Артемида -богиней охоты, гор и лесов. Афродита -богиня любви и красоты.

«Урок Греция» - Ход урока. Цели урока. Обобщающий урок в 5 классе раздела «Древняя Греция» по курсу «История Древнего мира». Жюри подводит промежуточные результаты. 4. Игра в лото Учителем раздаются карточки лото с примерами и конвертами с множеством ответов. Предварительный этап. В данном случае карточки направлены на проверку терминологии Правильное соответствие оценивается жюри в 1 балл Вопросы 1. налог А. Рабы в Спарте 2. стратег Б. народ 3. демократия В. Обязательный платеж в пользу государства 4. демос Г. Военачальник в Афинах 5. илоты Д. власть народа.

«Греция и Македония» - 3) Что происходило в Македонии в 4 в. до н.э. МАКЕДОНИЯ - горная страна на севере Балканского полуострова. Исократ. Кто в греции был против царя филиппа? Запомнить: 338 г. до н.э. – битва при Херонее, покорение Греции. Ф. 1. В 5 в.до н.э. персам не удалось подчинить города Эллады. Нужно узнать. Восстания и войны.

«Зарождение демократии в Афинах» - Реформы солона. Требования демоса. «ДЕМОС»+ «КРАТОС»= ДЕМОКРАТИЯ (народ) (власть) (власть народа). СОЛОН - избран архонтом в 594-м г. до н.э. Зарождение демократии в Афинах. Перемены в управлении Афинами. Избираются из знати и из демоса Состоит из знати и демоса Делит власть с демосом Народ участвует в управлении.

«Культура Греции» - Культура Древней Греции. Исторические памятники Древней Греции. Волосы греков были густыми и пышными. Крепиды. Эндромиды. Акрополь воплощал представление о могуществе и величии Афинской державы. Эпос - особый вид искусства Древней Греции. Белые одежды отделывали яркой цветной каймой. Характерные особенности культуры Древней Греции.

Древняя Греция.

Корни европейской культуры находятся в Греции. Творческие до-стижения и открытия греков наложили свой отпечаток на все напра-вления и формы европейской культуры – от спорта до философии. Прошло уже 2 тысячи лет, а влияние уже греческой культуры по-прежнему сильно.

Как появились греки на юге Балкан? Точно это неизвестно, но с большей долей вероятности мы можем предположить, что их пле-мена пришли туда с северных равнин. Государственная организация греков существенно отличалась от общинного строя народов север-ной и равнинной Европы, равно как и от примитивного устройства азиатских племён. Пришедшие на юг Балкан северяне сохранили свои этнические племенные различия, закрепившиеся в языке по на-званиям местностей: образовались народности македонян, фессали-йцев, спартанцев, афинян и др. Все они, однако, составляли еди-ный греческий народ и говорили на общем для них древнегреческом языке.

Во всех сферах жизнедеятельности греческий народ проявил свой творческий гений. Древние греки были глубокими мыслителями и великолепными спортсменами, отличными кулачными бойцами.

Их лозунг «Никаких излишеств!» , начертанный на фронтоне храма Аполлона в Дельфинах, не означал призыва к посредствен-ности. Напротив, aurea mediokritas (т.е. золотая середина) , прослав-ленная много позже в римские времена в лирике и философии Гора-ция, противоречила их беспокойному духу, который, однако, не нарушал равновесия и гармонии. Эти черты творческого духа элли-ноы наложили отпечаток на все – архитектуру, живопись и литера-туру, философию и эстетику, эстетику и мифологию. Венера Мил-осская навечно останется воплощение идеальной женской красоты.

В греческой культуре на первый план выходит личность. Такого взгляда на человека мы не встречали ни в одной из рассмотренных культур. Лишь греки осмыслили эту категорию и тем самым поста-вили перед человечеством целый ряд важнейших проблем: личность и общество, добро и зло, любовь и ненависть, великодушие и ме-сть, радость земного бытия и мрак царства теней, человек как рав-ный среди богов.

Эллада – родина демократии.

Ещё в одной области культурной и социальной жизни греки высту-пили зачинателями, первопроходцами. Их города-полисы породили и передали следующим поколениям практический опыт демократии.

Ни о чём подобном в более ранних обществах не могло быть и речи. Само слово «демократия» греческого происхождения и означает: «демос» - народ и «кратео» - я управляю. Категория индивида и понятие демократии сущностно и практически связаны так, что возникают одновременно и одно без другого не существуют.