Как правильно разжечь костер в лесу. Пошаговая инструкция: как правильно разжечь костер Как сделать большой костер

  • Дата: 07.04.2020

Ответ от Игорь Комаров[гуру]

В простонародье такой костёр называют подземным. Сделать такую башенку как на фото очень просто, поэтому мы не будем о ней говорить. Лучше поговорим о том, как самому развести подземный костёр (The Dakota Fire Hole).
Его пламя незаметно окружающим, на нём удобно готовить пищу и, что самое главное, после нескольких часов горения земля над костром будет настолько тёплой, что на ней можно будет спокойно провести остаток ночи.
Для того, чтобы сделать такой костёр, необходимо выкопать колодец глубиной 25-30см и диаметром 15-35см. С наветренной стороны (откуда дует ветер) , на расстоянии в 20-25см от ямы делается еще один колодец такой же глубины. но чуть поменьше диаметром (15-20см) , для вентиляции. Далее два колодца соединяются тоннелем в самом их низу.
Костер «Пирамида» дает большое пламя. Он пригоден для быстрого обогрева людей, просушки одежды, но быстро прогорает.
Костер «Ямка». Чтобы оборудовать костер такого типа, необходимо вырыть в грунте яму. Для сохранения тепла дно ямы целесообразно выложить камнями. На таком костре можно вскипятить воду, приготовить пищу, запечь в золе жаркое.
Костер «Заборчик» («Нодья»). Для оборудования этого типа костра нужно вбить в землю четыре колышка, между которыми уложить дрова в виде забора. Костер поджигается снизу. Он может долго гореть, выделяя при этом много жара, если уложить вперемежку сухие и сырые дрова. Такой костер очень удобен для сушки одежды.
Костер «Решетка». В основании костра такого типа кладутся два толстых сухих бревна, на которые несколькими рядами в виде плотной решетки укладываются дрова все меньшего и меньшего диаметра. Такой костер лучше всего подходит для совместных мероприятий с участием всего отряда навигаторов.
Несколько измененный вариант «Решетки» может использоваться для приготовления пищи, обогрева людей, просушивания одежды, обуви и т. п. Такой костер можно разводить при наличии сухих и сырых дров. Прогорая, сухие дрова высушивают сырые, поэтому костер может гореть довольно долго.
Костер из трех бревен оборудуется таким образом, что костер «Пирамида» служит как бы его начинкой. Обратите внимание, что нижние два бревна для образования поддува укладываются на поленьях. На таких же поленьях укладывается сверху и третье бревно. Достоинством этого типа костра является то, что он может гореть два часа и более без дополнительных дров.
Простейшим приспособлением для установки над костром посуды с плоским дном является трехопорная подставка. Ее можно сделать, положив вокруг костра три примерно одинаковых камня или воткнув прямо в горячие угли

Ответ от Fleur d"Orange [гуру]
с огоньком))


Ответ от Voron [гуру]
скачай, распакуй и запусти....


Ответ от Виктор V [активный]
разжечь и всё


Ответ от А А [гуру]
так нам понадобится куча дров бензин и спички, дрова на пол (ковер можно не убирать) сверху обливаешь бензином, чиркаешь спичкой и воля - костер готов!


Ответ от Edward Halford [гуру]
для начала нужны дрова.... и чтоб влажность в них была менее 106%....иначе чтоб разжечь такие дрова нужна температура нагрева такой силы.... когда вода начнёт расщеплятся на водород и кислород. (как правило такие дрова удается разжечь только новичкам, потому что они этого не знают)


Ответ от Владимир Никулин [гуру]
Спички есть? Поджигай, летом горит все!


Ответ от ЁЕРЕГА_ [гуру]
Для начала подготавливаешь место для розжига. Оно должно находится не под деревьями. Так как температура огня, может повредить ветки. В общем выбрал место. Саперной лопаткой снимаешь дерн с растительностью примерно 80 см на 60 см. Снятый дерн укладываешь вокруг будущего кострища. Так же снимаешь слой земли углубление примерно 10 см - 20см. Сделал. Начинаем поиск сушняка. Для быстрого розжига подходят еловые, сосновые, березовые веточки. Чтоб не таскать с собой бумагу идеально подходят для розжига - спиртовые таблетки. (1 упак. - 10 шт). Ну а далее укладываешь веточки как колодец, серединку чуть присыпав самыми мелкими палочками. Берешь таблетку поджигаешь и в середину сделанного колодца. Для верности можешь еще одну поджечь. Ну а далее начинаешь собирать хворост чуть толще (но сухой)

_____________________________
Было бы не плохо иметь с собой бутыль с водой на 3 или 5 литров, чтоб в конце отдыха потушить костер и обратно присыпать землей сделанное кострище. Дерн укладывается в последнюю очередь. И тоже можно полить водой.

Время на чтение: 6 мин

Лето пришло, а это значит, что тысячи горожан устремляются из шумных, пыльных мегаполисов на лоно природы в поисках уютного зеленого уголка. Что может быть лучше, чем сидеть у костра, смотреть, как искорки устремляются в звездное небо, слушать треск поленьев и рассказы бывалых туристов.

Но для организации правильных посиделок необходимо знать множество секретов, связанных с костром. В этой статье рассмотрим – как правильно выбрать место, какие бывают типы костров, как развести огонь с помощью подручных средств!

Огонь – самое странное создание природы, появляется мгновенно, распространяется со страшной скоростью, сметает все на пути, оставляя позади только дым и пепел. Об этом и должен помнить каждый турист, выбирая место для разведения костра.

Важные моменты – наличие в шаговой доступности водоема, отсутствие в той же зоне деревьев и кустарников, важно, чтобы ветви их не нависали над огнем. Идеальное место – старое кострище или вытоптанная площадка, предварительно очищенная от сухой травы, хвои, листьев.
Опасные места:

  • старые торфяники, так как может начаться пожар под землей, не поддающийся контролю и тушению;
  • вырубки с сухими лесными остатками;
  • хвойный молодняк, где быстро распространяется верховой огонь;
  • бурелом, где много сухих, поломанных деревьев.

Если туристы располагаются не на один день и разбивают палатки, то костер должен быть на приличном расстоянии от них, так как любая искра, попадающая на брезент, может привести к ужасным последствиям.

После выбора места нужно провести еще несколько важных мероприятий, польза от которых выяснится чуть позже. Во-первых, костер расположить не на поверхности, а в углублении (дольше сохранится жар, а искры не будут лететь на обувь туристов).

Во-вторых, яму можно обложить камнями (крупной галькой) по периметру.

Какие бывают костры и для чего они применяются?

Только на первый взгляд кажется, что все костры одинаковы, на самом деле есть много отличий и нюансов. Во-первых, огонь может разжигаться с разными целями, наиболее часто выделяют следующие виды:

  • дымовые (две разные цели: избавиться от мошкары, комаров или подать сигнал бедствия, показать свое местонахождение);
  • жаровые (главная цель – комфорт туриста: обогрев, просушка одежды и обуви, готовка пищи);
  • пламенные (цели разные: освещение места для привала, отпугивание животных, разогрев воды и пищи).

Костры также бывают разных типов, в зависимости от того, каким образом укладываются дрова. Самые популярные: колодец, шалаш, звездный, таежный.

Для создания колодца (или сруба) берутся поленья одинаковой толщины и длины. Из них создается подобие сруба, огонь в таком случае очень ровный, подходит для приготовления пищи, обогрева.

Костер-шалаш – дрова ставятся вертикально, соединяясь вверху, напоминая шалаш, могут иметь разную толщину.

Звездный костер подходит для длительного горения, поленья укладываются в виде звезды, поджигаются в центре. По мере того, как они прогорают, их аккуратно подвигают вперед.

Таежный костёр также будет гореть в течение длительного времени, давая жаркое пламя и много углей. Для разведения такого огня берется одно большое полено, на него укладываются поленья поменьше. Важно класть их одним концом на большое полено и только с одной, подветренной стороны.

Дымовые костры помогают отгонять комаров или подавать сигналы о потерявшихся туристах, так как видны издалека. Для создания такого костра необходимо развести обычный огонь, сверху уложить свежие, смолистые хвойные лапы и ветви или зеленые ветви деревьев.

Какие средства для розжига бывают, и какие лучше использовать?

Опытный турист всегда имеет под рукой спички, являющиеся лучшим средством для поджигания костра. Но он также знает, что существуют и другие помощники, которые могут использоваться туристом:

  • средства только для поджига;
  • средства для разжигания огня в самых сложных случаях;
  • средства длительного горения, которые могут заменить костер.

При подготовке к походу важно не забыть о спичках, они также требуют некоторой модернизации. Одной спички будет достаточно, чтобы развести огонь в сырую погоду, только само средство должно быть сухим. Чтобы уберечь от влаги, их еще дома покрывают парафином, хранят не только в картонном коробе, но дополнительно укладывают в герметичный целлофановый пакет. Особого внимания заслуживают охотничьи спички, а вот так называемые железные спички лучше оставить для эффектного разжигания камина.

В лесу есть свои надежные помощники, лучшими средствами для растопки считаются сухая хвоя, такой же сухой мох. Довольно часто используется береста, о ее свойствах легко загораться знали древние люди и активно использовали. Современному человеку остается помнить о достижениях предков и вовремя их использовать.

Специальное средство для розжига – сухой спирт. Его достоинства: быстро разгорается, нет копоти. Недостатки: крошится во время транспортировки, при попадании влаги горит с разбрасыванием осколков.

Активно используются растопки, изготовленные с помощью парафина, который защищает от влаги. А в качестве растопочного средства применяются разные материалы, в том числе древесная масса, оргалит, опилки.

Растопка костра в дождливую погоду

Подготовленный к походу турист может растеряться, если погода начинает подводить. Например, время становиться на постой, ставить палатки и разжигать костер, а дождь и не думает прекращаться.

Опытные люди дают первый совет – не торопиться. Дрова влажные, даже если есть спички и бумага, то костер разжечь все равно не получится. Второй совет – не использовать жидкие горючие вещества, вроде керосина, бензина, ацетона, так как есть риск поджечь собственную одежду и получить ожоги, вместо того, чтобы добиться разжигания костра.

Сухое топливо (спирт или другие сухие горючие вещества) становится самым хорошим помощником. Важно только позаботиться о наличии в рюкзаке туриста. Для сохранения горючих свойств нужно оберегать от попадания влаги, при подготовке в дорогу покрыть их парафином. Такие же отличные характеристики имеют высушенные корки цитрусовых (лимона, апельсина). Благодаря наличию эфирных масел быстро загораются, держат высокую температуру. Так же, как и химические сухие горючие вещества, корки нужно покрыть парафином.

Хорошими средствами для растопки считаются:

  • промасленная бумага, которая укладывается в консервную банку;
  • береста березы, ее нужно нарвать на тонкие полоски и скрутить в ком;
  • сухой лишайник.

Для разжигания костра в дождливую погоду нужно собрать как можно более сухие дрова, сложить из них костер, причем внутрь его поместить растопку, затем сухие, тонкие палочки, валежник, хворост, сверху боле толстые поленья. Теперь конструкцию нужно поджечь, стараясь защитить растопку от попадания капель дождя.

Как разжечь костер зимой в лесу без спичек?

Походы бывают летними и зимними, поэтому важно знать, как разжигать костер в любую погоду, в любых условиях, с применением спичек или используя подручные средства.

В качестве помощников, при отсутствии спичек, могут использоваться любые легковоспламеняющиеся средства, важное уточнение – они должны быть сухими. В такой роли могут выступать: ткани, части одежды, бечевки или веревки, сухие листья, опилки, кора деревьев, измельченная до крошки, сухой мох, пух или перья птиц. Хорошо смочить эти средства водкой, одеколоном (веществами, содержащими спирт). Теперь пришла очередь начать творческий процесс добывания огня, существует несколько способов.

Химический метод разжигания костра

Он хорош только для подготовленных туристов. Для него потребуется марганцовка в порошке и глицерин, не зная о таком способе добычи огня, вряд ли человек потащит в поход эти препараты. Но у бывалого туриста они будут под рукой, места занимают немного, но могут стать спасением. Метод поджигания прост: насыпать 1 грамм марганцовки, осторожно добавить 2–3 капли глицерина, главное быстро убрать руки, так как процесс развивается очень быстро. Вспыхнул огонь – подвигается трут, костер начинает разгораться.

Оптический метод

Работает только в солнечную погоду. С помощью линзы, в роли которой могут выступать очки, стекло, лупа, ловится луч солнца и направляется на трут. В зимнее время в роли линзы, при отсутствии других средств, можно использовать кусок прозрачного льда. С наступлением облачности или сумерек метод становится абсолютно бесполезным.

Геологический метод

Классическое использование трута и кремня. В качестве кремня используется любой твердый камень. Ударяя по нему ножом или любым куском металла, можно высечь искру, которая подожжет трут.

Используется сила трения, но, чтобы получить искру, требуется некоторый опыт и много физических сил. Поэтому, если тренировок и пробных попыток не было, лучше применять другие способы добычи огня.

Как разжечь костер с помощью батарейки и фольги?

Знание – это великая сила, используя завалявшуюся в кармане батарейку и кусочек фольги, можно тоже добыть огонь. Секреты: батарейка должна быть в рабочем состоянии, а фольга иметь бумажную основу, подойдет обертка от жевательной резинки, конфеты или обычной шоколадки. Фольга может быть и без бумажной подложки, процесс поджигания чуть сложнее.

Методика добычи огня следующая:

  • От обертки оторвать полоску: ширина – 1,5 см, длина – две длины батарейки.
  • В середине фольги сделать два надрыва (по одному с каждой стороны), чтобы получилась тонкая перемычка, шириной примерно 2 мм.
  • Перемычку обмотать сухим быстровоспламеняющимся материалом (мхом, опилками, нитками, пухом).
  • Концы полоски фольги приложить к полюсам батарейки, полоса станет проводником тока, в самом узком месте разогреется и зажжет бумажную часть обертки.

Чем больше способов розжига знает человек, тем он увереннее чувствует себя в походе.

Как эффективно поддерживать огонь?

Развести костер – это серьезное дело, но также важно знать, как поддерживать его в нужном состоянии, чтобы он выполнял свою миссию, согревал или отгонял комаров, подавал сигнал о местонахождении или варил кашу.

Секрет первый – какую древесину использовать! Известно, что древесина хвойных деревьев разгорается очень быстро, но костер недолговечен, быстро прекращает свое существование. Лиственные деревья, наоборот, дольше загораются, зато костер получается очень жаркий и горит долго. Используя эти свойства древесины, опытные туристы разжигают огонь с помощью сосны или ее «коллег», а поддерживают огонь березой, дубом и подобными.

Секрет второй – костер требует внимания. Иногда не нужно подбрасывать дрова, чтобы он горел, а просто слегка перемешать поленья в костре или подуть. Прилив кислорода позволит костру вспыхнуть с прежней силой.

Секрет третий – защита костра. Можно установить над костром (на достаточной высоте) навесы, которые также будут препятствовать его затуханию, под ними гораздо удобнее сушить вещи и греться.

Как с помощью костра подать сигнал бедствия?

И в трех соснах, уверены были предки, можно заблудиться. Если такое случилось, главное – не паниковать, не начинать судорожно метаться в поисках дороги или хотя бы тропинки. Нужно начать мыслить позитивно, в первую очередь, как сообщить людям о своем местонахождении. Задача – дать ясный сигнал. Самые простые способы: сигнальные ракеты, зеркала или ткани, использующиеся как флажки.

В случае отсутствия этих помощников остается одна надежда на костер. Правда, делать это нужно по особым правилам:

  1. Разводить огонь следует на высокой, открытой, хорошо просматриваемой местности, на вершине горы или холма, на лесной поляне. Есть совет устроить костер на плоту, поверх бревен уложить слой песка и камней, а сверху поджечь дрова, такие костры-плоты хорошо заметны с воздуха.
  2. Сделать по возможности не один, а три костра, расположенные на одной линии на расстоянии в 40–50 метров, с запасом дров у каждого. В международной практике такие костры являются сигналом бедствия.
  3. Важно, чтобы костры были не огневыми, а дымовыми, так как дым, поднимающийся столбом в сухую погоду, виден за 50 километров, то есть намного дальше, чем пламя. Можно использовать лапник, сырые ветви или траву.
  4. Если есть одиноко стоящее дерево, то в целях спасения жизни человека, можно пожертвовать им. Для этого обложить дерево растопкой и при приближении вертолета (спасательного самолета) поджечь растопку. Огонь доберется до кроны и превратит дерево в своеобразный факел, видный издалека (но это опасный способ, если огонь перекинется на другие деревья или траву, то Вам уже никто не поможет).

Главное при разведение костров соблюдайте правила безопасности, чтобы не травмироваться, и не навредить окружающей природе.

Надеемся, что данный материал послужит практическим пособием начинающему туристу. И в походе вы вспомните ценные советы!

Если усвоили курс "Как правильно развести костер?", тогда можно отправляться в поход.

Пешие походы в Крыму

Если Вы нашли опечатку или неточность, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Ни один поход не будет полноценным без костра, подготовленного будь то для тепла, для приготовления пищи или просто для создания особой атмосферы. Если вы никогда ранее не разжигали костер, то данный процесс может показаться вам несколько сложным. Тем не менее, залог успеха кроется в использовании подходящих материалов и понимании предназначения устраиваемого костра, чтобы вы смогли развести огонь наиболее подходящим вам способом.

Шаги

Подготовка к разведению костра

    Приготовьте материал для розжига. Чтобы эффективно развести костер, вам потребуется материал для розжига – мелкий горючий материал, который воспламеняется легче всего. Используемый материал должен быть сухим, поэтому его лучше всего захватить с собой из дома, а не искать на месте в лесу. Для розжига можно взять различные материалы, например, что-нибудь из нижеперечисленного:

    • древесные опилки;
    • скомканную бумагу;
    • картон;
    • парафин;
    • волокно хлопчатника;
    • готовый покупной материал для розжига.
  1. Соберите хворост. Чтобы костер разгорелся и не потух, вам потребуется дополнить материал для розжига хворостом. Хворост представляет собой более крупный горючий материал, но не столь крупный, как дрова, поэтому на него хорошо переходит пламя. Поищите вокруг устроенной вами стоянки небольшие прутья и ветки.

    • Выбирайте прутья и ветки диаметром около 3-13 мм или толщиной примерно с карандаш.
    • Как и в случае с материалом для розжига, хворост должен быть сухим. Если на собранных вами ветках имеются сырые участки, срежьте их перочинным ножом.
  2. Соберите дрова. Для костра, который должен гореть долго, необходимы крупные куски древесины, или дрова. В качестве дров могут быть использованы ветки диаметром от 3 до 13 см в диаметре или более крупные поленья, расколотые топором на куски поменьше.

    • Вам не следует использовать на дрова живые деревья, иначе вы нанесете вред окружающей природе. Используйте в качестве дров погибшие и упавшие ветки и деревья.
    • Подходящие дрова должны легко ломаться. Это будет свидетельствовать о том, что они достаточно сухие для использования в костре.
    • Дрова не должны быть слишком крупными, так как им будет труднее заняться огнем.
    • Если вы не уверены в том, подходит ли для костра размер найденных вами дров, сравните дрова со своим запястьем или предплечьем. Они должны примерно совпадать по размеру.
  3. Возьмите зажигалку или спички. Когда все материалы для костра будут подготовлены, вам будет необходимо разжечь пламя. Поэтому очень важно не забыть взять с собой что-нибудь подходящее для этой цели. Обычных спичек будет достаточно, но вам может оказаться удобнее воспользоваться зажигалкой.

    По мере необходимости добавляйте в костер хворост и дрова. Пока костер будет гореть, вы можете продолжать подбрасывать в него хворост, чтобы поддерживать огонь. Если костер будет гореть не так сильно, как вам хотелось бы, то можно положить в него дров, которые помогут ему сильнее разгореться. Начните с одного полена. Добавляйте дополнительные поленья только в том случае, если костер не приобретет достаточную мощь после первого полена.

    • Костер типа "шалаш" хорошо подходит для приготовления пищи, так как горит не очень долго, но поддерживает стабильное горение.

Костер типа "колодец"

  1. Уложите хворост небольшой пирамидой поверх материала для розжига. Чтобы костер типа "колодец" смог разгореться, внутри него необходимо создать пирамидальную конструкцию. Поместите в центр очага материал для розжига и сложите пирамидой поверх него хворост. Вы обязательно должны начать с мелкого хвороста, а затем уложить более крупный хворост вторым слоем.

    • Ваша пирамидальная конструкция не должна быть столь большой, как в костре типа "пирамида". Двух слоев хвороста для нее будет вполне достаточно.
  2. Обложите пирамиду квадратом из четырех поленьев. Сначала возьмите два самых крупных полена и положите их параллельно друг другу с противоположных сторон пирамиды. Затем возьмите два полена поменьше и уложите их с двух оставшихся сторон, сформировав квадрат. Последние два более мелких полена должны лечь поверх первых двух крупных.

    • Полученный квадрат будет иметь в основании два проема. Один из проемов должен быть расположен с наветренной стороны, чтобы ветер мог подпитать огонь кислородом, когда вы разожжете костер.
  3. Продолжите укладку "колодца". Поверх квадрата из четырех поленьев начните укладывать тем же образом дрова меньшего размера. Цель состоит в том, чтобы построить вокруг исходной пирамиды нечто похожее на колодец.

    • Процесс укладки дров для костра в данном случае аналогичен процессу укладки бревен при постройке деревянного сруба.
  4. Накройте "колодец" тонким легким хворостом. Когда сам "колодец" будет готов, возьмите тонкий легкий хворост и положите его сверху настилом. Затем возьмите спички или зажигалку и разожгите костер снизу.

    • Чтобы получить наилучшие результаты, лучше всего поджечь костер сразу с нескольких сторон.
    • Продолжайте подкладывать в огонь хворост до тех пор, пока не загорятся стенки "колодца".
    • Костер типа "колодец" обеспечивает более долгое горение, поэтому он идеально подходит для того, чтобы греться около него длительное время.

Тушение костра

  1. Подумайте о тушении костра заранее. Вы несете полную ответственность за разведенный вами костер, а процесс горения нередко оказывается более длительным, чем вам бы того хотелось. Чтобы не оставлять после себя опасные тлеющие угли и сделать все правильно, у вас должен иметься в распоряжении достаточный запас времени. На тушение костра потребуется около 20 минут, в течение которых вы сможете убедиться, что угли полностью угасли. Когда вы будете сбрызгивать угли водой, вам следует убедиться в том, что вода доберется до максимально возможного их количества. Поэтому вам необходимо шевелить угли по мере того, как вы будете их орошать. Не забудьте добраться до углей в основании кострища, чтобы они не тлели в его глубине.

  2. Разумно взять с собой в поход несколько источников огня. Если спички или обычная зажигалка отсыреют, то окажутся бесполезными. Электрическая зажигалка является вполне надежным источником огня, так как достаточно перевернуть ее и постучать ею по ладони, чтобы избавиться от попавшей в нее воды. Также в туристических магазинах можно поискать влагозащищенные спички или огниво.
  3. Если вы отдыхаете в палаточном кемпинге, ознакомьтесь с действующими в нем правилами. В ряде случаев могут иметься определенные ограничения на устройство костров. В ваших же интересах не нарушать установленных правил.
  4. Не сжигайте в костре синтетический мусор, забирайте его с собой для последующей утилизации.
  5. Оставляйте после себя территорию в лучшем состоянии, чем оно было до вас. Если вы воспользовались старым очагом, не забудьте очистить его от пепла, а также убрать окружающий мусор, когда будете уходить. Если же вы устроили костер в нетронутом ранее месте, раскидайте камни очага, освежите на нем растительность и постарайтесь не оставлять после себя никаких следов.
  6. Предупреждения

  • Не оставляйте костер без присмотра. Пламя может очень быстро выйти из-под контроля.
  • Всегда ставьте рядом с костром полное ведро воды на случай необходимости.
  • Не пытайтесь сдержать пламя вручную. Вы просто заработаете ожоги .
  • Огонь может привлекать любопытных животных. Несмотря на то, что звери вряд ли решатся открыто к нему подойти, они могут наблюдать за происходящим из укрытия. Не оставляйте съестные припасы в доступном месте, вы и представить себе не можете, насколько изобретательными могут оказаться еноты и медведи. Лучше подвешивать еду на дереве высоко над землей.

Наступило время, когда многие люди отправляются на природу, в походы, на пикники. В таких ситуациях часто приходится прибегать к помощи огня, мы разводим костер. Костер - это и очаг, у которого можно обогреться и высушить промокшие одежду и обувь. Дым от костра защищает от комаров и гнуса.

Трудно представить себе туристский поход без костра. Но подружиться с костром не просто. Надо уметь его развести, надо знать, какие дрова он любит, как сделать, чтобы он горел долго, не требуя новых дров, и многое другое.

Место и безопасность

Для костра предпочтительнее выбирать защищенное от ветра место, не ближе 5-6 м от палаток, деревьев, кустарников, так, чтобы на них не летели искры. Над огнем не должно быть веток, а снизу - выступающих из земли корней. Никогда не разводите костер в хвойных молодняках, около хлебного поля, на слое сухой травы, хвои, мха.

Пламя способно распространяться на них со скоростью ветра. При устройстве костра на россыпях камней в лесу или на торфянике огонь уйдет в глубину, и даже от хорошо залитого костра спустя много часов способен вспыхнуть пожар. Желательно использовать старое кострище. Если его нет, на выбранном месте снимают дерн и кладут его в тень землей вверх.

Вблизи будущего костра в радиусе 0,5-1 м очистите землю от всего, что способно загореться от искр - сухой хвои, листьев. Костер можно быстро разжечь, если положить в пустую консервную банку, обложенную ветками в виде пирамиды, бумагу (тряпку), пропитанную жиром или соляркой, и поджечь.

Не следует разжигать костер под деревом, покрытым снегом, так как от тепла снег может обвалится и погасить его. Растопку лучше собирать в пути, а не на стоянке (привале), где ее может и не быть.

Защищаем спички

Чтобы избежать неприятностей, связанных с дождем, спички желательно специально подготовить. Делается это просто: необходимо пропитать их в расплавленном парафине. Затем спички упаковываются в герметичный полиэтиленовыйпакет.

Растопка

Принцип разведения костра сам по себе не сложен. Сначала зажигается растопка - какой-то материал, способный на небольшое время дать достаточно крупное пламя, чтобы от него занялись совсем тонкие сухие ветки толщиной со спичку. Затем подкладывают сучья побольше, приближающиеся по толщине к карандашу. Когда разгорятся и эти, кладут следующие, толщиной в палец. Так, постепенно кладут в костер все более и более толстые дрова. Понятно, что все дрова должны быть обязательно сухими.

Надо учиться собирать топливо так, чтобы взять его у леса безболезненно, не уродуя деревьев и кустов. В лесу всегда можно найти валежник, сухостойные, пораженные молнией или сломанные бурей сосны, ели, березы, засохшую лещину, можжевельник и другое топливо. Обычно больше его бывает в лесной глуши, подальше от опушки.

На растопку обычно идет бумага, реже - береста. Надо только помнить, что снимать для растопки бересту с берез, растущих возле бивака, недопустимо. Бересту обычно запасают впрок, когда во время перехода находят гнилое или упавшее дерево. Опытные туристы часто обходятся без бумаги или бересты. В качестве растопки они употребляют либо очень тонкую лучину (почти стружку), которую берут из середины сухого полена, расколотого вдоль, либо то, что туристы называют паутинкой, - мелкие сухие веточки ели. Их почти всегда можно найти на крупной ели, если заглянуть под свисающие ветви у ствола.

Однако начинающему туристу лучше использовать и мелкую лучину и паутинку в качестве первой порции топлива, которая пойдет в огонь сразу же, как только разгорится растопка.

Иногда на туристских соревнованиях требуется развести костер, не пользуясь бумагой или берестой. В таких случаях лучину и паутинку заготовляют заранее, как следует просушивают, связывают в пучки и расходуют только на соревнованиях. Бумага для растопки должна быть слегка примята. Гладкий лист, как, впрочем, и комок бумаги, будет плохо разгораться.

Береста практически никогда не бывает ровным листом, и приминать ее не надо. Но иногда она сворачивается в тугую трубку, расправлять которую - дело безнадежное. Лучше разорвать бересту ни тонкие полосы и, используя как растопку, сложить в кучку.

Растопку обычно укладывают прямо на землю, а сверху на нее кладут веточки или лучинки из первой партии топлива, но не всю заготовленную паутинку или лучину, а только часть их, так, чтобы растопка не оказалась заваленной ими. Некоторые туристы любят при этом укладывать на растопку только нижние концы лучины, а верхние - класть на какую-нибудь ветку потолще. Действительно, в такой укладке есть смысл: веточки или лучинки, лежащие в наклонном положении, легче разгораются. Когда бумага или береста прогорят, лучинки не оседают вниз и не ссыпаются друг на друга, что иногда происходит, если их просто набросать поверх растопки (упавшие на землю неразгоревшиеся лучинки могут потухнуть).

Растопку следует поджигать снизу - тогда она прогорит вся, до конца. Если зажечь растопку сверху, то нередко прогорает только ее верхняя часть, а затем пламя гаснет: огонь вниз распространяется очень плохо.

Растопку в виде пучков паутинки или лучинок лучше поджигать, держа на весу. Чем тоньше лучина или прутики, тем легче они загораются, но тем быстрее они и прогорают. Те из них, которые идут на растопку или на первую партию топлива, сопоставимы по толщине со спичкой и горят очень часто не дольше, чем спичка. Поэтому первые две-три минуты нужно все время очень быстро подкладывать в огонь новое и новое топливо. При этом нельзя валить его в огонь как попало.

Если ветки или лучина лягут плотным слоем, они забьют огонь и костер тут же погаснет. Это обычная ошибка юных туристов: едва появилось пламя, они щедро сыплют на него заранее заготовленную паутинку и огонь тухнет. Надо укладывать топливо в костер таким образом, чтобы между ветками, лучинами или чурками оставались просветы, необходимые для доступа воздуха. Тогда огонь будет хорошо разгораться. Это, впрочем, касается не только разжигания костра, но и поддержания его, когда в дело идут уже толстые дрова. Но в этом случае есть время положить полено, посмотреть, как оно занимается, передвинуть его, если оно плохо легло, и т. д. Тогда огонь мгновенно не погаснет, а при разжигании костра огонь может исчезнуть за несколько секунд, если костровой замешкается или допустит какую-нибудь ошибку.

Одна из ошибок, которую часто допускают юные туристы, была уже названа - огонь гасят, засыпая его топливом. Другая состоит в том, что слишком рано в огонь пускают толстые дрова. Едва разгорелась паутинка, а на нее уже начинают укладывать сучья в два пальца толщиной. Паутинка мгновенно прогорает, а сучья успевают только закоптиться снизу.

Далее. Первая, сравнительно небольшая, кучка паутинки, которая поджигается от растопки, должна сыграть роль запала. Когда эта паутинка разгорелась, надо пустить в ход остальной запас паутинки. На разгоревшуюся паутинку кладут несколько сучьев из следующей партии топлива (скажем, толщиной с карандаш). Разгоревшись, они послужат запалом для всей партии дров. Так постепенно увеличивается толщина сучьев и поленьев, закладываемых в костер.

Типичная ошибка юных туристов заключается также в том, что из каждой партии дров они пытаются использовать только запал, а не весь объем топлива. Иногда это происходит из-за того, что топлива собрали мало, только-только на запал.

Опытный турист никогда не начнет разжигать костер, пока не подготовит необходимого на первое время топлива. Он знает, что не сможет отойти от костра, пока не разгорятся сучья в полтора-два пальца толщиной. А время, которое он потратит на то, чтобы собрать это топливо, всегда будет меньше времени на повторное разжигание костра. Нередко приходится видеть такую картину. Едва сбросили рюкзаки, как кто-нибудь хватает газету и, сломав две-три сухие ветки, начинает разжигать огонь. Костер никак не разгорается. Его обступает кружок любопытных. Затем один из них решительно отстраняет кострового: "Ну-ка, дай сюда! У кого есть газета?" И все начинается сначала, иногда по нескольку раз. Это, не говоря о тех случаях, когда в качестве растопки пытаются использовать молодую хвою, сено или солому.

Виды костров

"Колодец". Два полена кладут на угли параллельно, на некотором расстоянии друг от друга; поперек них - еще два и т. д. Такая конструкция по внешнему виду, действительно, напоминает колодезный сруб. Она обеспечивает хороший доступ воздуха к огню, и поленья обычно равномерно горят по всей длине.

"Шалашик" , или "конус". Поленья укладывают на угли наклонно к центру. При этом они частично опираются друг на друга. При такой конструкции костра дрова выгорают в основном в своей верхней части, но зато, благодаря близкому соседству их горящих частей, пламя получается мощным, жарким и концентрированным. Этот костер бывает выгоден, если нужно вскипятить воду или быстро приготовить что-нибудь в одном ведре, кастрюле, чайнике. Если же надо повесить на огонь не одну посудину, а несколько и, кроме того, желательно, чтобы все было готово одновременно, тогда "шалашик" не подходит. Тут лучше воспользоваться каким-нибудь другим видом костра, хотя бы тем же "колодцем".

"Звездный" . Поленья укладывают на груду углей с нескольких сторон по радиусам от центра. Горение происходит преимущественно в центре, и по мере сгорания дров их продвигают ближе к центру.

"Таежный" . Этот костер обязательно упоминается в туристских справочниках и руководствах. Однако, если взять разные справочники, окажется, что в них под этим названием описываются совсем разные конструкции, костров. Вот главные из них:

1. Костер складывают из длинных поленьев в два ряда, по два-три полена в каждом ряду. Оба ряда пересекаются под некоторым углом. При этом верхний ряд кладут так, чтобы он пересекался с нижним над грудой углей. Место горения приходится на пересечение обоих рядов.

2. Около углей кладут толстое полено; остальные кладут на него одним концом. Груда углей оказывается под ними.

3. Три-четыре полена укладывают на угли вплотную или почти вплотную друг к другу. Горение идет по всей длине поленьев, преимущественно в местах их соприкосновения.

Заготовка дров

Лучшие дрова - из хвойных деревьев. У бывалых путешественников принято отдавать предпочтение сосне и кедру, так как они мало искрят. Однако это имеет существенное значение только в том случае, если предстоит ночевка не в палатке, а рядом с огнем, так что юные туристы могут считать, что ель ничуть не хуже сосны и кедра. Хорошо горят также сухая лиственница и пихта. Последняя, правда, часто "стреляет" угольками. Из лиственных пород лучше других - береза, но даже она считается хуже хвойных деревьев. Это нередко удивляет тех, кто имел раньше дело с печным отоплением: при покупке дров всегда отдают предпочтение березовым. Дело в том, что покупные дрова предварительно просушивают. Да к тому же их и после покупки обычно не сразу пускают в дело, а складывают в поленницу, где они еще подсыхают. В этих условиях береза, действительно, экономичнее сосны и ели. Иначе обстоит дело в лесу, где дрова идут в огонь немедленно.

Сухостойная береза почти всегда гнилая, тем более упавшая, которая обычно вообще превращается в труху. Ни гнилье, ни труха на костер, понятно, не годятся. А вот хвойные породы значительно меньше подвержены гниению - этому препятствует смола.

Если на дрова берут упавшее дерево, то его следует сначала, попробовать топором и убедиться, не гнилое ли оно. Желательно проверить дерево таким образом в нескольких местах (хотя бы в двух). Очень часто дерево гниет неравномерно: на вполне пригодном для костра дереве вдруг оказывается участок с гнильцой или, наоборот, на гнилой лесине где-то сохранится сухая древесина. Если бивак устроен сравнительно недалеко от населенного пункта, где лес хорошо очищен и от сухостоя, и от валежника, и даже от сухих сучьев, то можно с грехом пополам набрать топлива на костер, наколов толстой щепы от сухих пней, оставшихся от ранее спиленных деревьев. Впрочем, с такой необходимостью туристы встречаются редко: почти всегда можно пройти пару лишних километров и устроить бивак там, где несложно найти дрова.

Заготавливая дрова для своего костра, юным туристам практически не приходится сталкиваться с необходимостью валить сколько-нибудь крупные сухостойные деревья. Обычно сухих сучьев, валежника и, наконец, несколько тонких сухих елочек бывает вполне достаточно, чтобы сварить пищу и посидеть у огня. Однако такая необходимость может и встретиться в какой-нибудь чрезвычайной ситуации, например при необходимости развести костер "три бревна" в случае незапланированной ночевки в лесу в холодное время года. Поэтому не мешает знать, как нужно валить большое дерево. Прежде всего, надо обойти вокруг дерева на расстоянии нескольких метров и посмотреть, не имеет ли оно естественного наклона.

Если дерево имеет сколько-нибудь заметный естественный наклон, то валить его надо в этом же направлении. Завалить дерево в направлении, отличающемся от естественного наклона, сумеют только люди, имеющие достаточный опыт. Юным же туристам не следует и пытаться этого делать. Далее, надо оценить, как упадет дерево, не зависнет ли оно, зацепившись верхушкой за ветви соседних деревьев. Снимать зависшее дерево - дело хлопотное и не всегда безопасное. Часто бывает целесообразно не тратить силы и не рубить дерево, которое, скорее всего, зависнет при падении, а сразу подыскивать другое, более подходящее. Если дерево растет на каком-то склоне, следует прикинуть, не скатится ли оно при падении далеко вниз, откуда его будет трудно достать, а если дерево стоит возле места бивака, то не упадет ли оно на лагерь.

Часто бывает, что рубить дерево мешают соседние кусты или ветви близко растущих деревьев. Их надо убрать, чтобы не мешали работать, и чтобы при падении дерева можно было быстро отойти в сторону. Отойти в сторону могут помешать также валежины или сучья, лежащие под ногами. Их тоже надо заранее убрать.

Костер в любую погоду

Чтобы развести костер в любую погоду, даже во время дождя, нужно большое мастерство. У тех, кто этим мастерством овладел, он вспыхивает от одной спички. Конечно, во всех случаях нужны сухие щепки, отжившие ветки ели. Хорошо сделать зажигательные палочки, наструганные из тонких сухих веток. Бывалый путешественник топливо уложит так, что в середине будут тонкие ветки, затем - потолще, сверху - самые толстые. Чем крепче дует ветер, чем сильнее льет дождь, тем плотнее укладывают топливо.

Если во время стоянки идет обложной дождь, если все кругом промокло так, что мокрее некуда, а на разжигание костра истрачено несколько не успевших отсыреть коробок спичек, - особенно хочется горячей пищи, чайку. В этом случае нужно поискать сушняк краснотала (шелюги); те палочки, которые трещат при ломке, - на растопку, не трещащие - на дрова. Найдете краснотал - обеспечен костер, обеспечены горячая пища, тепло, чай и свет.

Приятного Вам и безопасного отдыха!

Один из важнейших параметров настройки подвески автомобиля – угол кастера. От него напрямую зависит то, как будет вести себя машина на дороге. Немалые затруднения выбор оптимального угла вызывает у инженеров при настройке спортивных автомобилей.

УГОЛ КАСТЕРА - что это?

Угол продольного наклона (кастер) - угол между осью поворота колеса и вертикалью на виде сбоку. Считается положительным, если ось наклонена назад относительно направления движения.

Этот параметр влияет на поворачиваемость автомобиля в различных условиях: при разгоне; торможении; движении накатом.

Для большей наглядности можно рассмотреть угол кастера на велосипеде. Как известно, ось вращения руля у него не вертикальна, а имеет наклон. Набрав некоторую скорость, велосипедист может отпустить руль, а велосипед при этом будет ехать прямо. Этот эффект достигается благодаря тому, что пятно контакта переднего колеса с поверхностью расположено позади пересечения оси вращения руля с землей.

Чем больше угол кастера, тем лучше центрируются колеса, однако при этом ухудшается поворачиваемость автомобиля, увеличивается радиус разворота и ухудшается сцепление с неровной или скользкой дорогой. С его уменьшением (чем меньше отклоняется от вертикали ось поворота колеса) сцепление передних колес с поверхностью улучшается, однако возникает такое явление, как избыточная поворачиваемость. При настройке подвески гоночного автомобиля инженеры исходят из того, в каких дорожных условиях будет проводиться заезд. Если трасса неровная, медленная, с обилием шпилек, угол уменьшают, если же ехать предстоит по скоростной трассе с ровным покрытием, угол увеличивают.

Влияет ли кастер на управляемость

Величина пятна контакта шины с дорогой зависит от развала колес. Цель регулировки развала – добиться максимальной площади контакта. Развал колес влияет в основном на колеса, находящиеся с внешней стороны поворота, на которые приходится основная нагрузка. Угол кастера обеспечивает изменение развала колес в повороте. Колеса наклоняются внутрь поворота и лучше соприкасаются с дорогой, противодействуя выталкивающей центробежной силе. Чем меньше отклонение оси поворота колеса от вертикали, тем сильнее выражена поворачиваемость автомобиля, максимально возможная поворачиваемость достигается при нулевом значении угла кастера. Это объясняется тем, что колесо при повороте руля поворачивается на больший угол. Подвеска при этом работает максимально эффективно, ведь все рычаги двигаются вверх-вниз в вертикальной плоскости. Амортизаторы также работают с максимальной эффективностью, лучше поглощая неровности дорожного полотна.

При маленьком кастере возникает вероятность сноса передней оси автомобиля при ускорении на выходе из поворота. Это происходит из-за того, что центр тяжести во время ускорения смещается назад, передняя ось разгружается, и колеса хуже держат дорогу. Также маленький угол кастера ухудшает самоцентрирование колес, поскольку уменьшается сила, вынуждающая колеса сохранять прямое направление. Большой кастер грозит сносом передней оси при движении накатом или торможении на входе в поворот, поскольку колеса меньше отклоняются в сторону. На выходе из поворота, наоборот, поворачиваемость улучшается, т.к. колеса в большей степени наклоняются внутрь поворота, увеличивая пятно контакта с дорогой.

Регулировка кастера на ВАЗ

На переднеприводных автомобилях ВАЗ, таких как ваз 2109 и 2110 регулировка угла кастера осуществляется путем удаления или добавления шайб на растяжках подвески. Максимально допустимое количество шайб – две спереди и четыре сзади, при этом добавление или удаление одной шайбы изменяет угол кастера на 19 минут. Добавляя шайбы, необходимо переворачивать их фасками к упорному торцу растяжки. Положительный угол кастера - когда стойка наклонена назад,как на первом рисунке. Отрицательный угол кастера - наоборот, но такое бывает редко. Заводское значение для переднеприводных автомобилей +1° 30" ± 30". В тюнинге используют значения +3...4°,слишком большой угол кастера вызовет плохую управляемость при резком разгоне,то есть трудно будет удержать руль. На заднеприводных Вазах заводское значение кастера +3° 30" ± 30" без нагрузки, 4° ± 30" с нагрузкой, для тюнинга ставят 4...10°.

Разумеется, в гаражных условиях проводить данную процедуру нельзя. Регулировка угла кастера производится только совместно с регулировкой развала и схождения колес, иначе настройки подвески будут нарушены, и машина может вести себя совершенно непредсказуемо.

Увеличиваем кастер на пару-тройку градусов на ваз 2114, делается это очень просто: убираем заводские шайбы, установленные на саблях перед креплением сабли к рычагу с обеих сторон. Благодаря этому низ стоек уходит чуть вперед.

Плюсы такого тюнинга: ➤ ощутимо улучшается устойчивость (стабильность) машины на скоростях от 100 км/ч и выше. Разницу почувствовал сразу. Даже при сбитом схождении отпала необходимость постоянно подруливать и ловить дорогу, машина стала сама стремиться выровнять колеса по направлению продольной оси кузова (как велосипед при езде без рук, обратите внимание, какой Кастер у двухколесной техники). ➤ благодаря тому, что угол между вектором силы удара по колесу и осью стойки в момент налета на яму/кочку стал не 90оС, а меньше, стойки работают в более выгодном режиме. ➤ перестает чиркать передняя резина об подкрылки, если она чиркала со стороны салона (актуально для тех, у кого широкая резина с низким профилем). ➤ Быстро, открутить пару болтов минусы: ➤ Руль становится ЕЩЕ тяжелее, особенно на широкой резине. Учитывая, что силенок мне более чем хватает, я очень доволин такой доработкой, и всем яростно рекомендую!