Творческие способности личности. Умение признавать неверные суждения

  • Дата: 22.09.2019

У творческих людей есть характерные психологические черты. Известный психолог Жан Котро уверен: каждый может развить их у себя.

1. Упорство, подтверждающее наличие мотивации. Умение сосредоточиться на одном занятии, настойчивость вопреки неудачам – это главные факторы, которые определяют способность к творчеству.

2. Открытость новому опыту: любознательность, эмоциональная открытость, гибкость мысли, эксцентричные взгляды и убеждения – во многом благодаря им у нас возникают оригинальные идеи и решения. Все одаренные люди обладают такой открытостью.

3. Уверенность в себе: самоуважение (а иногда и завышенная самооценка) способствует эмоциональной устойчивости. Благодаря ей легче устанавливать и поддерживать социальные контакты, что необходимо для творческого человека: ведь таким образом он становится известен публике. Кроме того, высокая самооценка позволяет в случае неудачи сохранить стремление к творчеству.

4. Мышление, которое не совпадает с общепринятым. У него три составляющие: оригинальность (необычность мыслей), переменчивость (множество идей) и гибкость (новые идеи в разных областях). Даже на банальный вопрос человек с таким типом мышления никогда не отвечает банально.

5. Мышление Януса. У этого древнеримского бога, как известно, было два лица, обращенных в противоположные стороны. Такому способу мышления свойственно сосуществование противоположных тенденций, легко допускающее радикальную смену точки зрения. Например: «Сегодня я оденусь в черное… нет, лучше во все белое!»

6. Андрогинное мышление: оно позволяет творческому человеку освободиться от стереотипных представлений о мужском и женском («Госпожа Бовари – это я!» – так, говорят, однажды воскликнул Флобер).

7. Быстрота обработки информации: находчивость в ответах, быстрота мысли, любовь к сложности – творческий дух жонглирует идеями без всякой самоцензуры.

8. Способность представлять альтернативные миры – мечтать об иных перспективах, иной логике… Творческие люди часто предаются таким вроде бы детским занятиям.

9. Быстрое решение проблем: внезапное озарение и решение словно возникает из ниоткуда! Психологи для обозначения этой яркой вспышки употребляют английское слово «инсайт» (insight).

10. Мышление по аналогии и способность обращаться к предсознательному и бессознательному. Мышление по аналогии действует по принципу свободных ассоциаций мыслей и образов. К пред- и бессознательным явлениям относятся ночные сновидения, дневные грезы наяву и сильные эмоции.

Под творческой личностью понимают личность, способную к созидательно-инновационной деятельности и самосовершенствованию.

Главная проблема творческой деятельности это развитие в школе и саморазвитие в течение всей жизни творческих качеств личности. Какие же качества характеризуют личность как творческую?

В начале 80-х годов советские исследователи Г.С. Альтшуллер и И.М. Верткин поставили перед собой проблему какими качествами должен обладать человек, чтобы быть творческой личностью. Можно отметить, что эта проблема не является новой в истории науки. Многими исследователями и коллективами исследователей получены различные решения этой проблемы.

Суть этих решений сводилась к тому, что творческая личность должна обладать слишком большим комплексом качеств, что затрудняло их целенаправленное развитие у детей и саморазвитие у взрослых. К тому же часть ученых придерживается позиции, что творческие качества передаются по наследству от родителей детям и их невозможно сформировать, если они генетически не обусловлены .

Если это так, то творцами могут стать лишь избранные природой люди, и школа обречена лишь создавать условия для развития личности, но не управлять развитием творческих качеств. Получается, развивать нужно только одаренных детей, из остальных все равно ничего не получится. Однако Г.С. Альтшуллер и И.М. Верткин считали иначе.

Для решения этой проблемы Г.С. Альтшуллер и И.М. Верткин проанализировали свыше 1000 биографий творческих личностей писателей, композиторов, художников, инженеров, врачей, и ученых. Для анализа использовалась биографическая литература из серий: «Люди науки», «Жизнь замечательных людей», «Творцы науки и техники» и другие. В результате исследования было установлено, что независимо от рода деятельности творческая личность обладает следующими основными качествами :

1) умение поставить творческую (достойную) цель и подчинить свою деятельность ее достижению;

2) умение планировать и самоконтролировать свою деятельность;

3) умение формулировать и решать проблемы, составляющие основу цели;

4) высокая работоспособность;

5) умение защищать свои убеждения.

Как видим, все эти качества являются приобретенными, точнее результатом саморазвития в течение жизни и никакого отношения к наследственности не имеют. Вместе с тем, нельзя отрицать того, что каждый человек получает генетические задатки к той или иной деятельности. Для реализации этих задатков и необходимы творческие качества. Какова же структура творческих качеств личности, какие умения входят в каждое из качеств?

Творческая целенаправленность

Человек живет к сожалению один раз. Возникает очень важный вопрос как следует распорядится своей жизнью, чтобы в конце ее не было сожалений по поводу бесцельно прожитых лет. Поэтому весьма актуальным становится выбор цели жизни человека. Цель ради которой стоит жить должна быть творческой, это вовсе не означает, что все должны стать великими писателями, композиторами, инженерами, художниками. Но это означает, что каждый человек в течение своей жизни должен сделать хотя бы одно творческое дело, полезное не только для себя, но и для других людей. И таких творческих дел, казалось бы незначительных, но вместе с тем очень интересных и полезных великое множество: воспитание собственных детей, конструирование мебели, создание новых сортов растений и пород животных, создание рецептов новых блюд, новых моделей одежды и многое другое. Каждый человек должен творить в области своих интересов и на уровне своих возможностей. Создание нового рецепта блюда не хуже чем написание литературного романа.

Г.С. Альтшуллер и И.М. Верткин предложили следующие критерии для оценки достойности творческой цели :

1. Новизна цель должна быть новой никем ранее не достигнутой, или новыми должны быть средства достижения цели.

2. Общественная полезность цель должна быть полезна и для самого творца и для других людей и цивилизации в целом.

3. Конкретность структура цели должна быть конкретной и ясной, как для самого творца, так и для других.

4. Значительность достижение поставленной цели должно принести значительные результаты обществу.

5. Еретичность цель должна содержать в себе элемент фантастичности, неправдоподобности.

6. Практичность работа над целью должна приносить конкретные практические результаты.

7. Независимость достижение цели, во всяком случае на первом этапе не должно требовать дорогостоящего оборудования и участия больших научных коллективов.

Что значит формировать и развивать у ученика творческую целенаправленность? Прежде всего его необходимо знакомить на уроках и воспитательных мероприятиях с материалами, в которых содержится информация о современных нерешенных проблемах в науке, технике и искусстве.

К сожалению современные школьные учебники и учебные пособия таких сведений не содержат. В результате у подрастающего поколения часто складывается впечатление, что в науке, технике, искусстве все давно уже открыто и изобретено. Поэтому учителю необходимо собирать картотеку примеров таких проблем и перспектив их решений.

Во-вторых, необходимо обучать учащихся правилам работы с научно-популярной литературой и самостоятельному формулированию нерешенных проблем. В этой связи особенно важным является обучение учащихся умениям реферировать научно-популярную литературу: составить краткую аннотацию статьи, указать проблемы, изложенные в ней, сделать анализ предложенных автором статьи решений оценить их положительные и отрицательные стороны, предложить свои решения в виде гипотез.

Планомерность и самоконтроль деятельности

Поставить творческую цель это хотя и сложная, но все-таки начальная часть работы. Достижение цели во многом зависит от реальности плана, который составил человек. Форма плана не имеет принципиального значения, не столько важно написан он на бумаге, в файле компьютера или содержится в голове, принципиальное значение имеет его содержание. План достижения цели должен включать в себя список рабочих дел исследователя, выполнение которых необходимо для решения проблем. Для достижения любой творческой цели необходимо научиться планировать:

1) работу по анализу научной литературы по творческой цели и смежным областям;

2) работу по освоению новых научных технологий исследований и решений проблем;

3) работу по самоанализу и самоконтролю своей деятельности. Какие учебные умения необходимы для анализа научной литературы? Умения комбинировать научную информацию: выделять главное, сравнивать, систематизировать, изменять, дополнять, классифицировать. Эти же умения необходимы для успешной работы по освоению новых научных технологий исследований и решений проблем. Самоанализ своей работы предполагает владение личностью умением сравнивать результаты своей работы с планом деятельности. А теперь нужно ответить на вопрос как научить ученика самоанализу, если из урока в урок в школе на многих предметах его не только не обучают самоанализу, но и даже планированию своей деятельности? Более того, учителя часто вообще не знакомят учащихся с планом деятельности на уроке. Таким образом, обучение самоанализу предполагает обучение планированию своей деятельности как по выполнению отдельных заданий, так и по работе на уроке и по изучению темы.

Самоконтроль это оценка результатов своей работы на основе научных теорий и закономерностей. Самоконтроль предполагает владение человека умением сравнить полученные результаты деятельности с научными теориями и закономерностями, на основе которых выполняется исследование. Это нужно для поиска «белых пятен» в теориях. Если теория не объясняет полученные результаты исследования, то нужно менять теорию .

Ведь любое исследование это всегда проверка, уточнение, изменение и дополнение существующих теорий. В отдельных случаях, когда полученные факты не соответствуют ни одной известной теории необходимо создание новой теории. Поэтому очень важным в школьном образовании является проведение экспериментов не только подтверждающих известные теории, сколько противоречащие им. Соответственно, учащихся необходимо обучать методам планирования и проведения экспериментов и исследований.

Владение методами формулирования и решения проблем

Творческая цель это конечный результат творческой деятельности. Для достижения творческой, достойной цели необходимо сформулировать проблемы, образующие структуру цели и решить их. Поэтому творческая личность должна владеть методами формулирования и решения проблем, материалы о которых изложены во второй главе. Здесь следует остановиться на одном важном аспекте школьного образования. Творческое мышление учащихся необходимо развивать на двух уровнях: предметном и межпредметном.

Предметный уровень предполагает, что на уроках по всем предметам учащиеся будут осваивать методы и технологии творческой деятельности с помощью систем предметных творческих задач. Межпредметный уровень предполагает обучение учащихся методам и технологиям творческой деятельности в процессе решения систем межпредметных творческих задач.

К сожалению в настоящее время эта работа школами в полной мере не выполняется. Нет систем творческих задач по всем темам учебных предметов и межпредметных, не применяются методы и технологии творческой деятельности, нет даже базового учебника по основам творческой деятельности. Ничего удивительного нет и в том, что многие выпускники не владеют методами творческой деятельности.

Для саморазвития этого качества ученику следует самостоятельно решать творческие задачи с помощью методов творческой деятельности. Нужно помнить, что интеллектуальная культура есть результат саморазвития человека.

Высокая работоспособность

Сколько времени в течение суток человек может работать с высокой результативностью? И не просто работать, а выполнять творческую деятельность? У каждого человека будет своя норма и унификация в этом вопросе скорее глупость, чем научно обоснованный расчет. Однако опыт показывает, что если ежедневно заниматься творческой деятельностью 3-4 часа, то можно сделать достаточно много. Выдающиеся творцы работали по восемь-двенадцать часов в сутки. Это очень много и достижимо лишь для отдельных людей.

В научном творчестве, также как и в любом другом виде творческой деятельности главным является не столько время, затраченное на работу, сколько методы и приемы, с помощью которых она выполняется. Применение наиболее эффективных методов и приемов интеллектуальной деятельности позволяет значительно повысить результаты работы.

Основными методами познавательной деятельности являются: дополнение, изменение, самостоятельное составление конспектов, сравнение информации, исправление ошибок, доказательство, опровержение, выведение правил из фактологической информации, выбор информации по правилам, составление научной картотеки .

Таким образом, высокая работоспособность достигается не столько количеством времени, ежедневно затрачиваемым на творческую деятельность, сколько путем увеличения скорости работы за счет применения разнообразных методов преобразования информации, решения творческих задач и планирования и проведения исследовательских операций.

Умение защищать свои убеждения

Начнем с убеждений. Убеждения это знания проверенные в процессе многообразной творческой деятельности. Исследователь создавший новые знания, выраженные в виде фактов, закономерностей, теорий обязан проверить их правильность в процессе многочисленных экспериментов. Ведь критерий истины практика. Но и этого мало. Исследователь должен уметь кратко, ясно и конкретно изложить результаты своей работы, сравнивая их с работами других авторов, на предмет внесения изменений и дополнений. Ведь новые истины не рождаются из ничего, в науке и искусстве идут процессы постепенного развития знаний и важно увидеть это развитие и определить место своих идей в нем. Для этого необходимо владеть методами диалектической логики основой любой познавательной деятельности, в том числе и творческой.

Развитие у личности способности защищать свои убеждения, осуществляется путем обучения ее умениям анализировать и сравнивать научную информацию, вести диалог и дискуссию, создавать логически правильную систему доказательств, находить различные варианты доказательств, проводить сравнительный анализ результатов работы, излагать результаты своих исследований в виде статей и монографий.

Основными компонентами творческой личности являются :

а) творческая направленность (мотивационно-потребностная ориентация на творческое самовыражение, целевые установки на личностные и общественно значимые результаты);

б) творческий потенциал (совокупность интеллектуальных и практических знаний, умений и навыков, способность применять их при постановке проблем и поиске решения с опорой на интуицию и логическое мышление, одаренность в определенной сфере);

в) индивидуально-психологическое своеобразие (волевые черты характера, эмоциональная устойчивость при преодолении трудностей, самоорганизация, критическая самооценка, восторженное переживание успеха, осознание себя как творца материальных и духовных ценностей, соответствующих потребностям других людей) .

Нужно добиться того, чтобы творчество стало неотъемлемой потребностью человека. Эта проблема волнует не только педагогов, но и также родителей, которые видят ростки одаренности в своих детях. Чтобы развить талант нужно воспитывать именно творческую личность. И в этом большую роль играет школа. Но многие педагоги видят, что все большая часть усилий в воспитании и обучении школьников не дают желаемого результата. Большая часть учеников все так же мало знают, не учат и не хотят учиться .

Причина этого видится в том, что в педагогической практике считается, что чем больше человек знает, тем он умнее. Ученикам давалось все больше знаний по конкретным предметам, формировали у них определенные навыки и умения в той или иной области человеческой деятельности. Также вводились определенные стандарты по предметам в виде того, что ученик должен знать и уметь.

В процессе развития общества требовалось все больше знаний и умений. В итоге учебный план вырастал в объеме до максимума, за пределами которого начиналась перегрузка информацией, которая способствовала негативному отношению к умственной работе .

Творческий потенциал любого человека характеризуется рядом особенностей, которые являются признаками творческой личности. Значимой характеристикой его является креативность как способность преобразовывать осуществляемую деятельность в творческий процесс, способность замечать и формулировать альтернативы, подвергать сомнению, умение вникать в проблему и в то же время оторваться от действительности, увидеть перспективу, умение видеть знакомый объект с новой стороны, в новом контексте .

Проявлением творческого потенциала личности являются способности, одаренность, талант, гениальность.В толковом словаре В.И. Даля «способный» определяется как «годный к чему-либо или склонный, ловкий, пригодный, удобный». Понятие «способный» определяется через соотношение с успехами в деятельности. Иногда способности считают врожденными, «данными от природы». Однако научный анализ показывает, что врожденными могут быть лишь задатки, а способности являются результатом их развития. Возникая на основе задатков, способности развиваются в процессе и под влиянием деятельности, которая требует от человека определенных способностей. Вне деятельности никакие способности развиваться не могут. Ни один человек, какими бы задатками он не обладал, не может стать талантливым математиком, музыкантом или художником, не занимаясь много и упорно соответствующей деятельностью. К этому нужно добавить, что задатки многозначны. На основе одних и тех же задатков могут развиваться неодинаковые способности, в зависимости опять-таки от характера и требований деятельности, которой занимается человек, а также от условий жизни и особенностей воспитания .

Психолог Г.А. Рубинштейн сформулировал основное правило развития способностей по «спирали»: от задатков к способностям в этом состоит путь развития личности. Творческие задатки присущи каждому человеку, но лишь реализация творческого потенциала делает человека творческой личностью .

При определении понятия «талант» подчеркивается его врожденный характер. Талант определяется как дарование к чему-либо, дарование как способность, данная богом. Иными словами, талант это врожденные способности, обеспечивающие высокие успехи в деятельности. Талант - это сочетание способностей, дающее возможность самостоятельно и оригинально выполнять какую-либо сложную деятельность.

Одаренность рассматривается, как состояние таланта, как степень выраженности таланта. Одаренность высокий уровень развития интеллекта, качественно-своеобразное сочетание способностей, обеспечивающее успешное выполнение деятельности. Из сказанного можно сделать вывод, что способности, с одной стороны, одаренность и талант, с другой, выделяются как бы по разным основаниям. Говоря о способностях, подчеркивается возможность человека что-то делать, а говоря о таланте (одаренности), подчеркивается прирожденный характер данного качества. Одаренность следует рассматривать как достижения и как возможность достижения. Смысл утверждения в том, что нужно принимать во внимание и те способности, которые уже проявились, и те, которые могут проявиться.В педагогике сложилась определенная структура классификации способностей. Предлагается следующая их классификация:

По уровню (степени совершенства) слабые, средние, высокие, одаренность, талант, гениальность;

По личностной сфере: академические (ярко выраженные способности учиться), трудовые (в области практических умений и навыков), творческие (нестандартное мышление и видение мира), умственные (умение мыслить, анализируя, сопоставляя факты);

По общности проявления: общие (активность, критичность, быстрота, внимание), специальные (музыкальные, художественные, математические, литературные, конструктивно-технические и т. д.) .

Общие способности необходимы для выполнения различных видов деятельности. Например, такая способность как наблюдательность, нужна и художнику, и писателю, и врачу, и педагогу. Организаторские способности, распределение внимания, критичность и глубина ума, хорошая зрительная память, творческое воображение должны быть присущи людям многих профессий. Самой общей и в то же время самой основной способностью человека является аналитико-синтетическая способность. Благодаря ей человек различает отдельные предметы или явления в сложном их комплексе, выделяет главное, характерное, типичное, улавливает самую суть явления, объединяет выделенные моменты в новом комплексе и создает что-то новое. Специальные способности являются условиями, необходимыми для успешного выполнения какого - либо одного конкретного вида деятельности. К ним относится, например, музыкальный слух, музыкальная память и чувство ритма у музыканта, «оценка пропорций» у художника, педагогический такт у педагога и т. п. .

Проблема одаренности представляет собой комплексную проблему, основными из которых являются проблемы выявления, обучения и развития одаренных учащихся, а также проблемы профессиональной и личностной подготовки педагогов, психологов и управленцев образования для работы с одаренными учащимися. М. С. Абазовик сказал: «Действительно одаренные дети нередко подвергаются в школе своеобразной дискриминации из-за отсутствия дифференцированного обучения и ориентации педагогов на так называемого среднего ученика...» .

Фундаментом педагогического процесса, ведущего к достижению выдвинутой цели, является создание условий для продолжения образования, личностного и профессионального роста, формирование потребности к самовоспитанию путем повышения уровня не только учебных заданий, но и всех видов жизнедеятельности, через обучение учащихся приемам самопознания, саморазвития, самосовершенствования. От педагогического коллектива учреждения профессионального образования требуется осуществление мероприятий на создание условий учебы, воспитания и развития учащихся, предполагающих всестороннее развитие их творческих способностей и практических навыков .

В определении творческой личности особое место занимает выбор, который относится к любой сфере человеческой деятельности: этической, нравственной, интеллектуальной, эмоционально-волевой, общественной активности и которая заключается в осуществлении выбора, принятии решений и деятельности по их осуществлению .

Рубинштейн С.Л. считал, что мышление начинается там, где создалась проблемная ситуация. Но что такое проблемная ситуация это, в простейшем случае, ситуация, в которой есть выбор из двух или более возможностей. Причем в ситуации выбора человек находится практически постоянно и независимо от уровня деятельности .

Свобода личности важнейшее условие развития творческого потенциала. Категории свободы личности и свободы выбора следует рассматривать как проблему свободы выбора видов деятельности. Здесь имеется в виду именно творческие занятия и их место в череде всех занятий, которые осуществляются не под давлением «внешней цели», а благодаря глубокой внутренней мотивации, т. е. виды деятельности, которые учащийся выбирает сам с ростом его творческой активности, профессионального уровня и компетенции. Творческая личность - это личность с определенным набором нравственных, эмоциональных, нравственно-волевых качеств. В основе ее деятельности лежат мотивы поведения и деятельность, в которой эти мотивы могут реализоваться оптимально и для человека, и для общества.

Никакая отдельная способность не может быть достаточной для успешного выполнения деятельности, а только их сочетание, которое называют одаренностью. Как и отдельные способности, одаренность может быть специальной (к конкретной деятельности) .

Из этого следует, что творческая личность это личность, которая обладает творческим потенциалом в виде врожденных задатков и способностей, индивидуально-психологическим своеобразием, свободой выбора и творческой направленностью. Огромную роль в воспитании творческой личности играет творческий потенциал педагога и условия организации его работы.

Все этапы деятельности учащихся следует считать творческими. Столяров Ю.С. к этим этапам относит:

Постановка посильной задачи;

Теоретическая подготовка к выполнению задачи;

Поиск конкретного решения задачи;

Материальное осуществление теоретического замысла.

Полагаем, что к этим этапам необходимо добавить этап оценки результатов решения технической задачи. Несомненно, что предлагаемый этап является этапом высокого уровня творчества. В современных условиях любая деятельность, в том числе творчество учащихся, деятельность, должны быть целенаправленными, а степень выполнения задач по достижению цели должна быть оценена по соответствующим критериям .

Зту проблему успешно решает Кутьев В.О. Творчество учащихся, по его мнению, может быть выражено тремя уровнями:

1) воспроизводящая деятельность;

2) воспроизводящая деятельность с элементами творческого подхода;

3) творческая деятельность.

Для успешной организации творческого процесса необходимо знание мотивов, побуждающих учащихся активно участвовать в этом сложном процессе:

1) мотив будущего (учащиеся стараются, чтобы занять достойное место в группе, коллективе);

2) мотив престижа (учащиеся стараются, чтобы занять достойное место в группе, коллективе);

3) познавательный интерес (любознательность);

4) мотив долга (готовность работать в области избранной профессии);

5) мотив влияния уважаемого человека;

6) мотив принуждения (выполняют работу, чтобы избежать неприятностей).

Без сомнения, творческий процесс является одной из составных частей учебно-воспитательной работы. Поташник М.М. определяет их следующим образом:

1) становление, создание управляемой и управляющей систем;

2) поддержание всех свойств системы, ее упорядочение и стабилизация;

3) обеспечение оптимального функционирования системы;

4) развитие системы .

Наиболее важной является оптимальное функционирование системы, что является залогом постоянной и эффективной работы, считаю необходимым выполнение следующих требований:

1) механизм управления должен соответствовать целям творчества, уровню знаний и умений учащихся, квалификации педагогических кадров учебного заведения;

2) для оценки результатов творческого процесса необходимы критерии качества и эффективности этой работы.

Как и любая другая составная часть учебно-воспитательного процесса, творческий процесс нуждается в эффективном контроле. . Горская Г.И., Чуракова Р.Г. считают, что высокая результативность контроля зависит от выполнения следующих условий :

1) первое условие компетентность проверяющих;

2) второе условие своевременная и точная информированность о ходе дел в контролируемом процессе;

3) третье условие научная обоснованность, полнота, объективность, конкретность выводов, рекомендаций, предложений, требований;

4) четвертое условие действенность контроля, т.е. оказание своевременной помощи.

Успехи учащихся в творческом процессе во многом зависят от отношения их родителей. Учителя технологии в беседах с родителями должны заручиться их поддержкой в вопросах привлечения учащихся к творческому процессу .

Работа с родителями сложный и многогранный процесс. Это очень разные люди, требующие индивидуального подхода в общении.

Портнов М.Л. предлагает следующую классификацию родителей по отношению к своим детям :

Планируя работу с родителями, целесообразно использовать представленную классификацию, проявляя при этом высокую культуру общения, аргументированность предложений и просьб, всячески избегая упреков, выговоров, унижения человеческого достоинства.

Рада приветствовать вас, мои дорогие читатели!

Сегодня хотелось бы подробно рассмотреть тему творческого потенциала, заложенного в каждом человеке. Возможно, вы и не догадываетесь, но я уверяю вас, задатки творца заложены в каждом из вас.

Рассмотрим основные качества характера, свойственных творческим личностям.

1. Мечтать – значит максимально близко приблизиться к реальности

Оказывается, мечтать очень даже полезно!

Творческие люди много мечтают, превращая мысли в реальность. Вдохновение является необъяснимым явлением, которое посещает человека в самый неожиданный момент.

Мечтать необходимо для того, чтобы раскрыть внутренний потенциал, дать возможность идее прийти в вашу светлую голову. Оставаясь наедине с собой, идеи внезапно заполняют внутренность творца.

Помните одно, очень известное выражение: « Мысль материальна» … Всего два слова, а сколько силы в этой фразе!

Интересные и смелые мысли – это результат возникновения воображаемых образов в мозге человека. Мечты имеют свойство воплощаться в реальность, поэтому мечтать нужно всегда и везде.

Но мечтать желательно осторожно и позитивно, так как результаты воображения со временем приобретают материальный вид

Мечтая, мы даем рождение новым мыслям, поэтому, мечтайте на здоровье!

Вывод: Мечтательность рождает удивительные мысли и идеи!

2. Позиция наблюдателя – как способ получения информации извне

Откуда творческие люди черпают вдохновение?

Творцы получают информацию отовсюду, со всевозможных источников… Они словно губки, впитывают в себя все, что их окружает и что с ними происходит.

Вдохновляясь эмоциями людей, или, например, путешествуя,… при этом испытывая нежные чувства, великие люди создают новые шедевры. Каждая идея является заслугой информации, полученной из окружения.

Прекрасным способом фиксации информации является запись собственных наблюдений, переживаний и событий. Записывая информацию, ее в последующем можно воспроизвести в своей памяти.

У меня, например, письменный стол дома весь в бумажках-напоминалках… я постоянно что-то записываю, ежедневно и в любое время. Было даже так, что посещала меня интересная мысль, когда я отходила ко сну… уже в постели… и что вы думаете… я тут же вскакивала, чтобы записать ее, зафиксировать на бумаге, чтобы ни потерять, ни забыть! И дома у меня не только письменный стол в бумажках, а еще пол стола обеденного…

Вывод: Где бы вы ни были, БУДЬТЕ ТАМ! Развивайте вашу наблюдательность и фиксируйте ее в памяти

3. Преодоление трудностей – как способ собственной самореализации

Вы никогда не задумывались, для чего нужны нам трудности?

Преодолевая их, человек растет и развивается….. А тяжело ли идти в гору? Однозначно ДА! Но поднимаясь в гору и покоряя ее вершину, внутри нас начинает расти и развиваться огромная сила … Представим, что гора, это и есть трудности…

Вот и получается, что жизненные проблемы и сложные ситуации становятся источником вдохновения, при этом человек пытается заполнить внутреннюю пустоту новыми впечатлениями и творческими идеями.

Для продвижения, изменения или улучшения жизни, многие люди используют трудности как топливо для личностного роста и улучшения своего уровня жизни….

Переживания провоцируют массу эмоций, которые можно реализовать в творчестве. Духовное развитие и получение жизненного опыта — катализатор нового открытия себя, как творческой личности.

Творчество помогает справиться с внутренними переживаниями и начать жить заново. Поэтому, самая важная потребность любого человека, это конечно же самореализация

Вывод: Жизненные трудности часто зарождают зерно креативности и помогают в самореализации

4. Новые впечатления вдохновляют

Выход за рамки зоны собственного комфорта является источником вдохновения. Изучая многогранность внешнего мира, можно расширить границы вашего внутреннего сознания.

Получая опыт в различных сферах жизнедеятельности, вы становитесь успешным человеком.

Я часто говорю об этом на своих уроках… что, расширяя наше поле зрения в творчестве, мы получаем новые впечатление и положительную творческую энергию

Вывод: Любознательность и открытость ко всему новому является залогом успеха во всем!

5. Неудача – как отличная мотивация для преодоления препятствий

Помните, что говорят уверенные в себе и успешные люди? — « После падения всегда наступает подъем!» Откуда они это знают? Да потому что сами «примеряли» на себе все прелести неудач!

Творческие люди часто сталкиваются с поражением и непризнанием их, как творцов… И это зачастую становится сильным стимулом для достижения больших высот.

Но после черной полосы неудач, обязательно наступает белая, безоблачная полоса. Не опуская руки, продолжая двигаться вперед, можно достичь грандиозных вершин.

Кстати, многие известные художники, актеры и композиторы терпели фиаско, но вставали …. И шли снова к своей мечте, к своей цели, твердо веря в успех!

Сильного духом человека неудача делает только сильнее

Вывод: Неудача рождает новые, гениальные творческие решения

6. Любопытные споры помогают найти правильное решение

А любите ли вы спорить?

А знаете ли вы, что решение многих проблем приходит в споре? Исследуя жизнь, задавая вопросы и получая логические ответы, можно прийти к правильным умозаключениям.

Черпая информационный ресурс с множества источников, вы заполняете собственный мир полезной информацией, которая может пригодиться вам в жизни.

Вывод: В спорах и в обсуждениях приходит истина

7. Каждый человек является источником вдохновения

Наблюдая за людьми, их поведением и черпая их энергию, творческие личности способны получить уникальные идеи, которые можно реализовать различными способами: как на холсте, так и листе бумаги.

Познавая человека, изучая его и взаимодействуя с ним, творец раскрывает сущность человеческой природы.

Любопытство и особая наблюдательность человеческой природы подарила нам огромное количество литературных и художественных произведений… Как все гениальное, одновременно и просто и одновременно сложно…

Вывод: Лучшие творческие идеи приходят к нам путем изучения человеческой сущности… другими словами, изучение и познание психологии человека

8. Одиночество – как выражение свободы

Лучшие произведения художников и писателей – это результат их уединения, некоторого отречения от реальности. От внутреннего равновесия, соединения разума, души и тела зависит творческий потенциал человека.

Например, я провожу в уединении большую часть своего времени…в моей мастерской, я настраиваюсь на волну сотворения в глубоком одиночестве… только холст, моя идея и музыка… Жанр музыки в основном подбираю под сюжет будущей работы. Для спокойного пейзажа, например, слушаю джаз и блюз, а когда пишу картину контрастную, импульсивную, тут уже музыка ритмичная, быстрая ….

А бывает, что когда я слушаю любимый стиль музыки (хард-рок 70-х годов) то как будто бы впадаю в особое состояние, благодаря которому рождаются новые работы, не похожие на другие… экспериментальные, и весьма удачные.

Поэтому, могу с уверенностью сказать, что музыка на прямую воздействует и на сюжет и на характер вашей картины… ой, отошла от темы, возвращаюсь,.. и подтверждаю, что только в глубоком одиночестве можно созерцать и порождать великие идеи

Вывод: Созерцайте, находясь наедине с собой

9. Отсутствие рамок и ограничений

Вдохновение приходит в самый неожиданный момент, предугадать время и дату посещения этого просто невозможно. Лучшими часами, для получения информации извне считается ранее утро и поздний вечер.

Творческие личности не терпят ограничений и четкого выполнения поставленных задач. Скорее всего, Творчество терпит поражение, заключенное в неволе.

Вывод: Дайте свободу вашему вдохновению

10. Следуя своим желаниям, успех приходит неожиданно

В стремлении к успеху, творцы получают прекрасную мотивацию, которая и стимулирует их к действиям. Талант раскрывается посредством решения сложных задач и преодоления трудностей. Цель всегда оправдывает средства, поэтому и желания становятся реальностью.

Вывод: Желание закрепленное мотивацией, обречено на успех

11. Погружение в мир творчества

Создавая шедевры творчества, авторы многих произведений погружаются в особое состояние собственного сознания, в котором теряется ход времени. Концентрируясь и погружаясь в любимое занятие, творец отрекается от реальности, пребывая в состоянии эйфории.

Да да,…. Это как раз то, о чем я писала выше.. Помните… одиночество, холст и нужная музыка…. И весь мир в моих глазах на время перестает существовать!!!

Вывод: Растворитесь и прочувствуйте воссоединение с творческим миром

12. Красота в окружении творца

А любите ли вы разные красивые вещицы?

Я, например, обожаю разные статуэтки, красивые художественно оформленные мебели, таинственные и завораживающие картины… это конечно, мой вкус, у каждого он может быть разный

Вообще, чувство вкуса присуще каждой творческой личности.

Окружая себя красивыми вещами, творцы создают особенную атмосферу, в которой им комфортно пребывать.

Вот и получается ВЫВОД : красота порождает красоту!

И в конце этой статьи подведу общий итог. Нестандартные решения, неординарность поступков, воля фантазии и любовь к процессу создания – являются залогом успеха творческой самореализации.

Правильный эмоциональный настрой и спокойствие – обязательные спутники творческого человека. Концентрируясь и полностью погружаясь в работу можно создать настоящее произведение искусства.

Раскрыть творческий потенциал и добиться успеха очень просто, для этого необходимо просто настойчиво идти к своей цели… стать творческим упрямцем

Дорогие мои, мечтайте, спорьте, впитывайте, следуйте своим желаниям, проявляйте любопытство и расширяйте кругозор в искусстве и творчестве… и будьте гениальными творцами своей жизни! Успехов вам в любых творческих начинаниях!

Друзья, поддержите статью Лайком, также делитесь ею с друзьями в соц. сетях с левой стороны

Видео-рассказ: Как рисовать пейзаж в индивидуальном стиле

Чтобы статья не затерялась среди множества других статей в паутинеинтернета, сохраните ее в закладках. Так вы сможете вернуться к прочтению влюбой момент.

Задавайтеваши вопросы внизу в комментариях, обычно, яотвечаю быстрона все вопросы

Последнее обновление: 30/11/2017

В своей книге 1996 года «Креативность: работа и жизнь 91 известного человека» психолог Михай Чиксентмихайи предположил, что «из всей человеческой деятельности творчество ближе всего к обеспечению целостности, которую мы все надеемся получить в нашей жизни».

Творчество позволяет нам расширять мировоззрение, заниматься новыми и увлекательными вещами и тем, что делает нас на один шаг ближе к раскрытию нашего полного потенциала.

Так что же это делает человека креативным? Люди рождаются такими, или это что-то, что можно развивать так же, как мышцы?
Чиксентмихайи предполагает, что некоторые люди обладают тем, что он называет творческими чертами. Хотя некоторые люди обладают ними от рождения, всё же включение некоторых из практик в вашу повседневную жизнь, может помочь раскрыть ваш потенциал креативности.

1 Творческие люди энергичны, но сосредоточены

Творческие люди обладают большой энергией, как физической, так и умственной. Они могут часами работать над одной вещью, которая привлекает их , но при это всё время сохранять энтузиазм. Это не означает, что творческие люди гиперактивны или маниакальны. Они проводят много времени в покое, спокойно размышляя и обдумывая то, что их интересует.

2 Творческие люди умны, но и наивны

Творческие люди умны, но исследования показали, что наличие очень не обязательно взаимосвязано с более высокими уровнями творческих достижений. В знаменитом исследовании одаренных детей Льюисом Терманом, было показано, что дети с высоким IQ лучше работают в жизни в общем, но те, у кого был очень , небыли творческими гениями. Очень немногие из тех, кто участвовал в исследовании, позже продемонстрировали высокие уровни артистических достижений в жизни.

Чиксентмихайи отметил, что исследования указали на существующий порог IQ, это примерно 120. Показатель интеллекта выше среднего может увеличивать креативность, но IQ выше 120 не обязательно приведет к большей креативности.

Вместо этого, Чиксентмихайи предполагает, что креативность включает в себя определенное количество и мудрости, и ребячества. Креативные люди умны, но они способны сохранять свое чувство любопытства, удивления и способность смотреть на мир свежим взглядом.

3 Креативные люди игривы, но дисциплинированны

Чиксентмихайи отмечает, что игривое поведение является одним из отличительных признаков креативности, но эта легкомысленность и возбуждение также отражается в главном парадоксальном качестве – настойчивости .

При работе над проектом креативные люди склонны проявлять решительность и упорство. Они будут работать часами на чем-то, часто не спать до поздней ночи, пока не будут удовлетворены своей работой.

Поразмыслите над тем, что вы думаете, когда встретите кого-то, кто является артистом. На первый взгляд это что-то волнующее, романтическое и чарующее. И для многих быть артистом – значит испытывать чувство волнения. Но быть успешным артистом требует также много труда, чего многие люди не видят. Однако творческий человек понимает, что реальное творчество включает в себя сочетание удовольствия и тяжкого труда.

4 Креативные люди – реалисты-мечтатели

Творческие люди любят мечтать и воображать возможности и чудеса мира. Они могут погрузиться в мечты и фантазии, но все же остаются в реальности. Их часто называют мечтателями, но это не значит, что они постоянно витают в облаках. Творческие типы от ученых, художников до музыкантов, могут придумать творческое решение для реальных проблем.

«Великое искусство и великая наука включают в себя прыжок воображения в мир, который отличается от настоящего», – объясняет Чиксентмихайи. «Остальное общество часто рассматривает эти новые идеи как фантазии, не имеющие отношения к текущей реальности. И они правы. Но весь смысл искусства и науки заключается в том, чтобы выйти за рамки того, что мы сейчас считаем реальным, и создать новую реальность».

5 Креативные люди экстравертированы и интровертированы

В то время как мы часто попадаем в ловушку категоризации людей как исключительно или интровертированных, Чиксентмихайи предполагает, что творчество требует объединения обоих этих типов личности.

Креативные люди, по его мнению, являются экстравертированными и интровертированными. Исследования показали, что люди, как правило, либо более экстравертированы, либо интровертированы, и эти черты на удивление стабильны.

С другой стороны, творческие люди склонны демонстрировать признаки обоих типов одновременно. Они общительные, и в то же время тихие; социальные и скрытные. Взаимодействие с другими людьми может порождать идеи и вдохновение, а уединение в спокойном месте позволяет творческим людям обдумать эти источники вдохновения.

6 Креативные люди горды, но скромны

Высоко креативные люди склонны гордиться своими достижениями и успехами, но всё же не забывают о своем месте. Они имеют огромное уважение к тем, кто работает в их области и к тому влиянию, которое оказали достижения предшественников в этой работе. Они могут видеть, что их работа часто отличается по сравнению с другими, но это не то, на чем они сосредоточены. Чиксентмихайи отмечает, что они часто настолько сосредоточены на своей следующей идее или проекте, что они не фиксируют свои прошлые достижения.

7 Креативные люди не отягощены жесткими гендерными ролями

Чиксентмихайи считает, что творческие люди сопротивляются, по крайней мере в некоторой степени, часто слишком жестким гендерным стереотипам и ролям, которые общество пытается навязать. Он говорит, что креативные девочки и женщины более доминантны, чем другие женщины, хотя творческие мальчики и мужчины менее и более чувствительны, чем другие мужчины.

«Психологически обоеполый человек фактически удваивает свой репертуар ответов», – объясняет он. «Творческие люди с большей вероятностью будут иметь не только сильные стороны своего пола, но также и черты другого пола».

8 Креативные люди консервативны, но мятежны

Творческие люди по определению являются мыслителями “вне рамках”, и мы часто считаем их неконформистами и даже немного мятежными. Но Чиксентмихайи считает, что невозможно быть по-настоящему творческим, не принимая культурные нормы и традиции.

Он предполагает, что креативность требует, как традиционного подхода, так и взгляда без предрассудков. Быть способным оценить и даже принять устои прошлого, но при этом находится в поиске нового и улучшенного способа делать уже известное. Креативные люди могут быть консервативными во многом, но они знают, что инновации иногда подразумевают риск.

9 Креативные люди страстные, но целеустремленные

Творческие люди не просто наслаждаются своей работой – они горячо и страстно любят то, что они делают. Но простое увлечение чем-то не обязательно приводит к большому труду. Представьте себе, что писатель так влюблен в свою работу, что не хочет редактировать одно предложение. Представьте себе, что музыкант не хочет в своем произведении менять место, требующее улучшения.

Креативные люди любят свою работу, но они также объективны и готовы критиковать ее. Они могут отделиться от своей работы и видеть места, которые нуждаются в доработке и улучшении.

10 Креативные люди чувствительны и открыты для нового опыта, но счастливы и радостны

Чиксентмихайи также предполагает, что креативные люди, как правило, более открыты и чувствительны. Это качества, которые могут принести как награду, так и боль. Процесс создания чего-либо, появление новых идей и принятия рисков часто приводит к критике и презрению. Это может быть болезненным, даже разрушительным, посвятить чему-то годы только чтобы это потом отвергли, проигнорировали или высмеяли.

Но открытость новому творческому опыту также является источником большой радости. Это может принести огромное счастье, и многие творческие люди считают, что такие чувства стоят любой возможной боли.


Есть что сказать? Оставть комментарий!.

Творчество не есть редкостная привилегия незаурядных личностей. Большинство людей создает что-то новое в их повседневной жизни. Каждый человек создает свои собственные идеи и пускает их в общественный обиход. В свою очередь он черпает идеи из своей социальной среды, обновляет и обогащает свои взгляды, навыки, знания и культуру новыми элементами.

Различия между людьми в этом отношении носят лишь количественный характер, они определяют большую или меньшую социально-значимую ценность того, что создает тот или иной человек.

Творческая способность это особое умение оригинальным образом перестраивать элементы в поле сознания так, чтобы эта перестройка обеспечивала возможность выполнения новых операций в поле явлений. Это определение предполагает существование двух «полей» — поля сознания , и поля явлений , то есть того физического окружения, из которого человек получает информацию. Все люди творят, во всяком случае в детстве. Но у многих эта функция довольно скоро атрофируется; у некоторых она не только сохраняется, но и развивается, составляет цель и смысл всей их жизни.

Наука есть средство создания новых знаний. Поэтому при решении научных проблем реализация творческих возможностей человека требует владения необходимыми знаниями. Научное творчество доступно только профессионалам, специалистам, которые с помощью воображения создают образы и понятия, обладающие универсальной ценностью.

Всю науку условно можно подразделить на «первичную» и «вторичную» . К первой относится сфера получения фундаментальных знаний. Ко второй — сфера освоения и практического (прикладного) использования фундаментальных знаний. Обе сферы тесно взаимодействуют друг с другом и не могут существовать друг без друга.

Для геофизики непонимание академическим и министерским начальством принципиальной важности этого взаимодействия оказалось далеко не безобидным. Геофизическая наука была искусственно разделена по ведомственному признаку на фундаментальную (академические НИИ) и прикладную (отраслевые НИИ Мингео и Миннефтепрома). Это разделение стало одной из причин современного кризиса отечественной геофизики.

При анализе творческой активности важно различать такие понятия, как «творчество» и «продуктивность» . Продуктивный ученый может, не обладая высоким творческим потенциалом, быть отличным систематизатором, оформляющим и развивающим в определенную систему идеи и гипотезы, предложенные другими специалистами (это сфера «вторичной» науки). Ученый, обладающий большими творческими возможностями, может быть малопродуктивным по количеству созданных им научных трудов. Но можно указать немало ученых, одновременно сочетавших высокий творческий потенциал с высокой продуктивностью (Эйлер, Гаусс, Гельмгольц, Менделеев, Н.И.Вавилов, Л.Д.Ландау, И.Е.Тамм, Н.В.Тимофеев—Ресовский, В.П.Эфроимсон, А.А.Любищев).