Экономические районы и промышленные узлы россии. География промышленности самарской области

  • Дата: 23.09.2019

«Разбор слова по составу» - «Путь» изменился. Нулевое. И узнали мы, что слово Собирают из частей. Части слова. Алгоритм разбора слова по составу. Минутка отдыха. Окончанье и основу Мы находим без труда. Подснежники Подорожник Кувшинки Колокольчик. Составьте слова из частей. Загадки о растениях. Покажите глазами «путь» разбора слова по составу.

«Состав слова 3 класс» - А.С.Пушкин. Сочные душистые ягоды малины быстро заполняли кузовок. Перелёт, снёс, записка, городской, лошадка, избушка, поездка, заход, находка. Списывание. РУССКИЙ ЯЗЫК 3 класс. Около кустов шла медведица с медвежонком. Кругом пышно рос малинник. ТЕМА: состав слова. Послышался шум. Запишите проверочные слова.

«Урок Состав слова» - Цель: обобщение и углубление представлений учащихся о составе слова. Помни, при разборе слова Окончанье и основу Первым делом находи. Состав слова. Тема урока. Море морской приморье приморский. Тема мастер - класса. Применение ИКТ на уроках русского языка в начальной школе. После корня будет суффикс, А приставка – впереди.

«Природно-ресурсный потенциал России» - Ресурсные базы России. Отличие природных условий от природных ресурсов. Природно-ресурсный потенциал России. По характеру использования. По исчерпаемости. По происхождению(генезис). Классификация природных ресурсов.

«Состав и структура населения» - Национальный состав государств: Вопросы на повторение. Задача урока: На какие страны приходится наибольший прирост населения? География. Экономически активное население (ЭАН). Причины, мешающие решению национальных проблем. Страны Азии. Двунациональные. Мировые религии. Преобладание мужского населения.

«Состав почвы» - Различные животные. В почве есть перегной. В почве содержатся соли. В почве есть вода. Корни растений. Почва. Перегной. Глина. На дно оседает песок,а поверх песка – глина. Вода. Песок. Плодородие – главное свойство почвы. Бактерии. В почве есть воздух. Воздух. Содержание. Состав почвы. Минеральные соли.

Исторически в России всегда была велика роль отраслей, связанных с разработкой минерально-сырьевых ресурсов. В недрах России находится 12% разведанных мировых запасов каменного и 34% бурого угля, примерно треть природного газа и седьмая часть мировых запасов нефти (около 13%).

Различия в обеспеченности сырьевыми, топливно-энергетическими и трудовыми ресурсами, экономическом потенциале, а также исторические особенности развития Европейской части России, Сибири и Дальнего Востока обусловили характер их хозяйственной специализации.

На районы Европейской части России и Урала, занимающие четверть территории России, приходится 4/5 всего . Здесь сосредоточена большая часть материальных богатств при дефиците топливно-энергетических ресурсов. Поэтому промышленность Европейской части России ориентирована на развитие трудоемких производств. Здесь производится большая часть сельскохозяйственных продуктов. Сибирь и Дальний Восток располагают самыми крупными сырьевыми и топливно-энергетическими ресурсами, что обусловило развитие энергоемких производств. Это – основные районы добычи и переработки нефти, природного газа, угля, цветных металлов, древесины.

Размещение топливно-энергетических ресурсов не совпадает с основными районами их потребления. В восточных районах страны расположено 90% запасов минерального топлива и свыше 80% гидроэнергоресурсов, а 80% топлива и энергии потребляется в западных районах. Современная отраслевая структура промышленности России (в % в стоимостном выражении, 2001 г.): топливно-энергетическая — 30,1; черная металлургия — 7,9; цветная металлургия — 8,4; химическая и нефтехимическая — 6,9; машиностроение и металлообработка — 20,3; строительных материалов — 3,1; пищевая — 13,7; другие отрасли — 9,6.

Обладает большими ресурсами сельскохозяйственных земель: на душу населения приходится 1,5 га и, в том числе, 0,84 га пашни.

Основная земледельчески освоенная территория страны простирается от зоны дерново-подзолистых почв Европейской части России до зоны темнокаштановых и каштановых почв, южнее которых расположены полупустынные пастбищные районы. Площадь сельскохозяйственных угодий во всех категориях хозяйств, занимающихся сельским хозяйством, в 2000 г. составляла 197,0 млн га или 11,5% общей земельной площади страны. Преобладающая часть их (157,6 млн га) находится в пользовании сельскохозяйственных предприятий, 14,2 млн га – во владении фермерских хозяйств и 11,0 млн га – в личном пользовании граждан.Общая площадь пашни составляет 119,7 млн га или 61% от общей площади сельскохозяйственных угодий. Ареалы сельскохозяйственно освоенных земель приурочены преимущественно к районам лесостепной, степной и широколиственно лесной зон. Значительная часть площади пашни приходится на лесостепную и степную зоны с почвами.

На формирование типов сельского хозяйства влияют социально-экономические факторы. Наиболее высока плотность сельского населения в центральных районах лесостепной и степной зон, а также вблизи крупных городов и городских агломераций. В пределах европейской части России (где проживает около 3/4 всего населения России) производится преобладающая часть продукции и животноводства.

На территории России исторически сложились одиннадцать крупных экономических районов, отличающихся условиями формирования и особенностями хозяйства, что находит отражение в системе межрайонного разделения труда.

I. Северный район
(Республика Карелия, Республика Коми, Архангельская, Вологодская, Мурманская области, Ненецкий автономный округ)

Суровые природные условия отразились на заселенности района. Несмотря на большую площадь (8,6% территории России), здесь проживает только около 4% населения страны.

Минерально-сырьевые ресурсы , топливно-энергетические ресурсы Печорского бассейна, Тимано-Печорской нефтегазоносной провинции и лесные ресурсы определили развитие добывающих отраслей промышленности. На базе железных руд Кольского полуострова и Республики , а также печорских углей, действует металлургический комбинат в Череповце. В современной структуре промышленности на первом месте – топливно-энергетические отрасли, на втором – черная и цветная металлургия, на третьем – деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность.

Добыча и обогащение медно-никелевых руд производится в городе Никель, а металлургический передел – в Мончегорске. Главные предприятия деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности расположены в Сыктывкаре, Архангельске, Кондопоге, Коряжме и других городах.

Благодаря незамерзающему город Мурманск является одним из крупных портов не только района, но и страны.

Преобладающая часть территории района занята таежными лесами, с которыми связаны лесопромышленное производство, лесные и охотничьи промыслы. На севере, в зоне тундры и лесотундры развито оленеводство в сочетании с охотой и рыболовством.

Сельскохозяйственные земли приурочены преимущественно к долинам крупных рек с более плодородными почвами и ценными лугами. Основу специализации составляет молочно-мясное скотоводство. Уровень производства зерна и продуктов животноводства не в полной мере обеспечивает потребности местного населения.

II. Северо-Западный район
(Санкт-Петербург, Ленинградская, Новгородская, Псковская, Калининградская области)

Северо-Западный район занимает 1% территории России, где проживает 5,4% населения страны.

Минерально-сырьевые и топливно-энергетические ресурсы региона ограничены. Сюда поступают печорский уголь, тимано-печорская нефть и тюменский газ. Собственные ресурсы представлены горючими сланцами (г. Сланцы) и тихвинскими бокситами. Северо-запад специализируется на производстве наукоемкой и трудоемкой промышленной продукции.

В структуре промышленности района четверть составляют машиностроение и металлообработка. Они представлены заводами тяжелого машиностроения, приборостроения, радиоэлектроники, и др. Машиностроительные предприятия расположены в Санкт-Петербурге, Пскове. Химическое и нефтехимическое производства (Великий Новгород и Кириши) базируются на привозном сырье. В Волхове осуществляется производство глинозема и алюминия. Города Санкт-Петербург, Псков, Великие Луки издавна являются центрами . Санкт-Петербург – важнейший культурный и научный центр страны. Он является одним из крупнейших портов России. Второй по значению порт Северо-Западного района – г. Калининград.

В составе землепользования сельскохозяйственных предприятий 22% занимают пашни и 16% – природные кормовые угодья. Основу специализации большинства сельскохозяйственных предприятий составляет молочно-мясное скотоводство в сочетании с льноводством. Наиболее интенсивные типы сельскохозяйственных предприятий, сформировавшиеся для удовлетворения потребностей населения и других крупных городов, специализируются на молочно-мясном скотоводстве, птицеводстве, свиноводстве, картофелеводстве и овощеводстве.

III Центральный район
(Москва, Брянская, Владимирская, Ивановская, Калужская, Костромская, Московская, Орловская, Рязанская, Смоленская, Тверская, Тульская, Ярославская области)

В Центральном районе проживает пятая часть населения Росии и производится свыше 20% валового внутреннего продукта (ВВП) страны. Это – один из экономически наиболее развитых регионов; 4/5 населения проживает в городских поселениях. В районе издавна сложилась промышленность, преимущественно обрабатывающая. Здесь находится почти треть всех промышленных предприятий страны. Промышленная специализация района – машиностроение. Району принадлежат ведущие позиции в отечественном автомобилестроении (Москва, Ярославль, Брянск). Химическая промышленность преимущественно использует сырье, поступающее на нефтеперерабатывающие заводы (Москва, Рязань, Ярославль). На привозном сырье работают предприятия по производству пластических масс в Москве и Владимире; химических волокон в Рязани и Твери. Природный газ служит в качестве сырья для производства удобрений в Новомосковске (Тульская область). Легкая промышленность сохраняет свое историческое значение в регионе. Иваново, Кострома, Ковров, Муром, Орехово-Зуево – основные ее центры. Пищевая промышленность и производство строительных материалов обслуживают внутренние потребности района.

Город Москва – крупнейший экономический центр России, важнейший транспортный узел.

Центральный район характеризуется сравнительно высокой сельскохозяйственной освоенностью территории. Пашни занимают 29%, а сенокосно-пастбищные угодья – 13% всей земельной площади.

Молочно-мясное скотоводство, как главная отрасль, сочетается со свиноводством, льноводством, картофелеводством и зерновым хозяйством.

Типы сельского хозяйства с развитым льноводством преобладают на северо-западе, где для этого наиболее благоприятны климатические и почвенные условия. На долю района приходится свыше половины валового сбора льна-долгунца в России.

Сельская местность примыкает к ядру крупнейшей в стране почти 15-ти миллионной столичной агломерации. Однако сельскохозяйственное производство обеспечивает лишь часть потребностей населения столицы, особенно – в относительно малотранспортабельных продуктах. Решение продовольственной программы в значительной мере осуществляется за счет импорта.

IV Волго-Вятский район
(Республика Марий Эл, Республика Мордовия, Чувашская Республика – Чувашия, Кировская, Нижегородская области)

Развитию Волго-Вятского района, занимающему 1,5% территории страны, где проживает около 6% населения России, способствует его соседство с экономи-чески развитыми районами.

Промышленность играет ведущую роль и базируется, в основном, на привозной нефти Сибири и . Машиностроение дает почти 2/5 промышленной продукции. Ведущие отрасли – авто- и судостроение (), электротехническая промышленность (Саранск), приборостроение и производство тракторов (Чебоксары).

Более половины территории района покрыто лесом, что обеспечивает сырьем деревообрабатывающую (Киров) и целлюлозно-бумажную (Балахна) промышленность.

Пашни занимают более половины площади сельскохозяйственных угодий. В структуре посевов преобладают зерновые и кормовые культуры. В южных лесостепных районах товарное значение имеет картофелеводство. В Республике Мордовия и Нижегородской области выращивается сахарная свекла, перерабатываемая на местных сахарных заводах.

Основу специализации составляет молочно-мясное и мясо-молочное скотоводство. Сельское хозяйство в значительной мере обеспечивает потребности местного населения в основных пищевых продуктах.

V Центрально-Черноземный район
(Белгородская, Воронежская, Курская, Липецкая, Тамбовская области)

Центрально-Черноземный район занимает только 1% территории России, где проживает 5% населения страны, и отличается высокой степенью хозяйственного освоения территории. Район располагает огромными запасами железных руд (Курская магнитная аномалия) и плодородными черноземными почвами. Однако район слабо обеспечен топливно-энергетическими ресурсами. В структуре промышленности преобладают: черная металлургия (25%), пищевая (22%), машиностроение и металлообработка (18%). Основные центры черной металлургии – города Липецк и Старый Оскол. Развиты станкостроение (Воронеж, Липецк), производство авиационной и телевизионной техники (Воронеж), запасных частей для сельскохозяйственных машин (Курск).

Около 9/10 земельного фонда района находится в пользовании сельскохозяйственных предприятий. Пашня занимает 79% площади сельскохозяйственных угодий. В составе посевных площадей – зерновые, технические и кормовые культуры. В лесостепных ландшафтах основной технической культурой является сахарная свекла, а в степных – подсолнечник. На долю района приходится почти 50% от общего объема производства сахарной свеклы в России. Животноводство района развивается преимущественно на основе полевого кормопроизводства. Основу специализации сельского хозяйства составляют зерновые и технические культуры в сочетании с мясо-молочным скотоводством и свиноводством.

По уровню производства основных продуктов сельского хозяйства на душу населения район занимает ведущее положение в России. Здесь сформировалась одна из крупнейших житниц страны.

VI Северо-Кавказский район
(Республика Адыгея (Адыгея), Республика Дагестан, Республика Ингушетия, Кабардино-Балкарская Республика, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Северная Осетия – Алания, Чеченская Республика, Краснодарский, Ставропольский края, Ростовская область)

Северо-Кавказский район занимает 2% территории, где проживает 12% населения страны. Район обладает многоотраслевым сельским хозяйством и достаточно развитой промышленностью. Здесь расположен крупнейший оздоровительно-рекреационный регион Росии.

Располагает собственными топливно-энергетическими ресурсами газа (Ставропольский край), нефти (Майкоп, Грозный), угля (Ростовская область). Здесь разрабатываются месторождения свинца, цинка, молибдена, вольфрама.

Основу промышленности района составляют отрасли (почти 23%), (34%) и машиностроения (более 14%). Выделяются сельскохозяйственное машиностроение, а также производство электротехнического оборудования и приборов (Ростов-на-Дону, Таганрог, Краснодар и др.). Химическая промышленность связана с переработкой нефтегазового сырья и представлена в городах Невинномысск, Ставрополь, Краснодар, Новочеркасск, Волгодонск и др.

Северный Кавказ отличается многообразием типов сельского хозяйства. Интенсивное сельское хозяйство со специализацией на зерновых культурах, свекловодстве, подсолнечнике в сочетании с мясо-молочным скотоводством и свиноводством характерно для северо-западного Предкавказья. В низовьях реки Кубань на вновь освоенных землях сложились рисоводство и мясо-молочное скотоводство, в лесостепных предгорьях Кавказа – табаководство, зерновые и плодовые культуры, мясо-молочное скотоводство и овцеводство. Район виноградарства и плодоводства находится на крайнем западе Краснодарского края (Анапа-Тамань). В равнинно-предгорных ландшафтах Черноморского побережья основу сельского хозяйства составляют чаеводство, овощеводство. Причерноморье – крупнейший рекреационный регион России.

Основу специализации Восточного Предкавказья составляют зерновые культуры, овцеводство и мясо-молочное скотоводство. В предгорных районах Чеченской Республики и Республики Дагестан, на орошаемых землях развиты виноградарство, плодоводство, овощеводство в сочетании с мясо-молочным скотоводством и овцеводством. В горных районах Северного Кавказа хозяйства специализируются на мясо-молочном скотоводстве, овцеводстве при небольшом товарном значении зерновых и плодовых культур.

Северный Кавказ обеспечивает продовольственные потребности собственного населения и поставляет зерно, фрукты и овощи в другие районы страны.

VII Поволжье
(Республика Калмыкия, Республика Татарстан (Татарстан), Астраханская, Волгоградская, Пензенская, Самарская, Саратовская, Ульяновская области)

Поволжье занимает 3% территории России, где проживает 11,5% населения страны.

Нефть и газ – основа района. Здесь добывается 14% общероссийской нефти. В районе работают несколько крупных нефтехимических предприятий (Самара, Сызрань, Саратов) и газово-химический комбинат в Астрахани.

В структуре промышленности выделяются машиностроение, топливно-энергетическая, химическая и нефтехимическая отрасли. На долю машиностроения приходится почти треть промышленной продукции района. Особое место занимает производство легковых и грузовых автомобилей, самолетов, вертолетов, судов, подшипников и станков. В Поволжье производится четверть грузовых автомобилей страны. Основные : Самара, Казань, Саратов, Тольятти, Ульяновск, Набережные Челны.

Поволжье выполняет большие транспортные функции.

В пределах лесостепи специализация сельскохозяйственных предприятий – зерновые культуры в сочетании с молочно-мясным и мясо-молочным скотоводством и свиноводством. В степных ландшафтах товарное значение имеет также подсолнечник. Орошаемые земли находятся в левобережных районах Саратовской области, а также в Волгоградской и Астраханской областях. В пределах Волго-Ахтубинской поймы и развито овощеводство и бахчеводство, наряду с мясо-молочным скотоводством и овцеводством, базирующимися как на пойменных, так и полупустынных пастбищах. На полупустынных землях Прикаспийской низменности пастбищно-животноводческие хозяйства специализируются на овцеводстве и мясном скотоводстве.

VIII Уральский район
(Республика Башкортостан, Удмуртская Республика, Курганская, Оренбургская, Пермская,Свердловская, Челябинская области, Коми-Пермяцкий автономный округ)

Уральский район занимает около 5% территории России и включает 14% населения страны. Почти три четверти населения Урала – городские жители.

Урал – издавна сложившийся промышленный район, с высокоразвитыми отраслями топливно-энергетического комплекса (26%), черной и цветной металлургии (30%) и машиностроения (16%). По объему промышленного производства Урал занимает первое место среди регионов России. Урал – одна из главных металлургических баз страны – производит почти половину российского чугуна, стали и проката. Основные центры черной металлургии – Магнитогорск, Нижний Тагил. Среди железорудных богатств Урала по запасам и содержанию железа в руде особо выделяется Качканарская группа титано-магнетитовых месторождений. На Урале работают крупнейшие предприятия по производству меди, цинка, алюминия и других цветных металлов. Здесь сосредоточено 40% объема производства глинозема (Краснотурьинск, первое место в стране). Урал – район развитого машиностроения ( , Орск, Нижний Тагил, Челябинск, Ижевск, Курган). Химическая промышленность базируется на местном сырье – нефти, газе, угле, калийной и поваренной солях, отходах черной и цветной металлургии. Все калийные удобрения России производятся на Урале (Березники, Соликамск). Другие крупные центры химической индустрии Урала – Пермь, Уфа, Орск, Оренбург, Чайковский.

Транспортная сеть района выполняет важные транзитные функции.

В сельскохозяйственном производстве используется около половины всего земельного фонда района. Пашни занимают около 65% площади сельскохозяйст-венных угодий.

В северной части района сельскохозяйственные угодья приурочены преимущественно к долинам крупных рек, и здесь преобладают молочно-мясные скотоводческие хозяйства. В лесостепных ландшафтах основу специализации составляют зерновые культуры в сочетании с мясо-молочным скотоводством и свиноводством. Южный Урал характеризуется высокой сельскохозяйственной освоенностью. В степном Предуралье повышается территориальная концентрация зерновых культур, дополняемых мясо-молочным скотоводством и овцеводством.

Около крупных городов и промышленных центров преобладают молочно-мясное скотоводство, свиноводство, птицеводство, овощеводство и картофеле-водство.

IX Западная Сибирь
(Республика Алтай, Алтайский край, Кемеровская, Новосибирская,Омская, Томская, Тюменская области, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, Ямало-Ненецкий автономный округ)

Территория Западной Сибири, протянувшаяся с севера на юг почти на 3 тыс. км, составляет 14% общей площади страны, на которой проживает 10% ее населения. Здесь расположен основной нефтегазоносный район России. На него приходится более 80% запасов природного газа и более 90% его добычи, 70% запасов нефти и более 60% ее добычи. Район занимает первое место в России по запасам угля (около 50% запасов страны) и дает почти 40% его добычи.

В структуре хозяйства Западной Сибири промышленность занимает первое место. Ее основу составляют топливно-энергетические отрасли, дающие 2/3 всей промышленной продукции.

Запасы нефти и газа на севере Западной Сибири явились базой для формирования в районе нефтегазохимического комплекса. Здесь находятся два крупнейших металлургических комбината – Западно-Сибирский и Кузнецкий. Сырьевой базой для них служат угли и железные руды Горной Шории, Республики Хакасия и Ангаро-Илимского бассейна. Полиметаллические руды Салаира используются для производства металлического цинка и свинцовых концентратов в Белово. Машиностроение развито в , Омске, Томске, Бийске, Новоалтайске.

Железные дороги – основа транспортной сети района ( , Среднесибирская и Южносибирская магистрали).

Сельскохозяйственно освоенные земли лесостепи и степи занимают южную часть Западно-Сибирской низменности и предгорно-горные районы Алтая и Саян. В пределах лесостепной зоны наиболее важное товарное значение имеют молочно-мясное, мясо-молочное скотоводство и зерновое хозяйство. В степной зоне повышается товарное значение зерна (сильные и твердые сорта пшеницы). На равнинах Алтая с более благоприятными агроклиматическими условиями возделываются ранние сорта сахарной свеклы, а в районах с большими тепловыми ресурсами – подсолнечник. В степных ландшафтах с лугово-солончаковыми почвами товарное значение приобретает племенное тонкорунное овцеводство. В горном Алтае преобладают мясо-молочное и мясное скотоводство, овцеводство и мараловодство. В высокогорьях пастбищное овцеводство дополняется козоводством и яководством.

Земледельчески освоенные южные районы Западной Сибири являются основной житницей Сибири и Дальнего Востока.

X Восточная Сибирь
(Республика Бурятия, Республика Тыва, Республика Хакасия, Красноярский край, Иркутская, Читинская области, Таймырский (Долгано-Ненецкий), Эвенкийский, Усть-Ордынский Бурятский, Агинский Бурятский автономные округа)

Восточная Сибирь – один из крупнейших по территории районов России (24%), в котором проживает лишь 6% ее населения. Здесь преобладают отрасли топливно-энергетического комплекса (почти треть общего объема промышленного производства), цветная металлургия (около трети промышленного производства), машиностроение, целлюлозно-бумажная и деревообрабатывающая отрасли (по 8%). В двух крупнейших угольных бассейнах – Тунгусском и Канско-Ачинском – сосредоточено более половины всех запасов угля России. По запасам железных руд район занимает третье место в стране.

Полиметаллические руды используются для производства свинцовых и цинковых концентратов. Район Норильска, с богатыми медно-никелевыми сульфидными рудами – крупнейший центр цветной металлургии. Здесь производят никель, кобальт, медь, платину, редкие металлы, а из отходов получают серную кислоту, соду и другую продукцию. Бодайбо с XIX века – центр золотопромышленности. Восточная Сибирь – занимает второе место в России по производству глинозема.

Богатые лесные, энергетические и водные ресурсы обусловили развитие целлюлозно-бумажной промышленности (Братск, Усть-Илимск, Красноярск и др.).

Преобладающая часть Восточной Сибири расположена в и тундры. Сельскохозяйственно освоенная территория приурочена к очагам лесостепи и степи юга Восточной Сибири. Основу сельского хозяйства на юге Иркутской области составляют зерновые культуры, мясо-молочное скотоводство и свиноводство, а в Забайкалье – овцеводство, мясо-молочное скотоводство. В используют природные кормовые угодья и земледельческие корма.

XI Дальневосточный район
(Республика Саха (Якутия),Приморский, Хабаровский края, Амурская, Камчатская, Магаданская, Сахалинская области, Еврейская автономная область, Корякский и Чукотский автономные округа)

Район занимает 36% территории России, на которой проживает 5% ее населения.

Район располагает топливно-энергетическими ресурсами. Это угольные месторождения Приморья, Сахалинской и Магаданской областей и Республики Саха (Якутия). Нефть добывается на о. Сахалин и перерабатывается на заводах и Комсомольска-на-Амуре. Однако собственными топливно-энергетическими ресурсами район обеспечен не полностью.

Почти половину территории занимает Республика Саха (Якутия), располагающая месторождениями алмазов, золота, олова, слюды, вольфрама, полиметаллических и железных руд. Почти три четверти объема промышленности Якутии приходится на горнодобывающую промышленность, связанную с разработкой этих месторождений. Город Мирный – современный центр алмазной промышленности. Город Алдан образовался в связи с открытием богатых месторождений золота и является центром горнопромышленного района, где добывается также слюда. Поселок Депутатский – основной центр разработки оловянных руд.

Машиностроение базируется преимущественно на привозном металле. Крупные центры машиностроения – , Хабаровск, Комсомольск-на-Амуре и др.

В условиях значительной протяженности и слабой заселенности большей части территории особое значение имеет развитие транспорта. В южной части района основную роль играет транспортная железнодорожная магистраль и ее ответвления, а также участок Байкало-Амурской магистрали. В слабо освоенной северо-восточной части велика роль авиационного и автомобильного транспорта. Морские порты – Владивосток, Находка, Ванино – обеспечивают внутренние и международные перевозки.

Крупные массивы сельскохозяйственных земель с преобладанием пашен расположены в южных районах , где в условиях муссонного климата выращивают зерновые культуры и сою. Животноводство, в значительной степени, опирается на полевое кормопроизводство. На юге Приморского края развиты мясо-молочное скотоводство, свиноводство в сочетании с зерновыми культурами, соей и рисом; вблизи крупных городов и промышленных центров – овощеводство, картофелеводство, молочно-мясное скотоводство, свиноводство, птицеводство.

Ареалы сельскохозяйственных земель с небольшими участками пашен по долинам реки Лены и ее крупных притоков встречаются в центральной части Республики Саха (Якутия), где разводят крупный рогатый скот и местные породы лошадей.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru

Введение

Глава 1. Экономико-географическое характеристика Самарской области

1.1 Транспорт и дорожная сеть района

1.2 Грузоформирующие производства Самарской области

1.3 Геополитические особенности района

1.4 Экологическая обстановка района

Глава 2. Оценка ЭГП района транспортного обслуживания

Заключение

Список используемой литературы

Введение

Курсовая работа посвящена территориальному размещению производительных сил районов тяготения железных дорог, установлению внутрирайонных и межрайонных транспортно - экономических связей. Главное внимание в работе уделяется изучению территориально-производственного комплекса района тяготения дороги.

Цель: на основе литературных, статистических и картографических источников оценить экономическое пространство (района), т.е. транспортной социально-экономической системы.

Основные задачи - на основе комплексной оценки территории с учётом количественных методов показать современное состояние природных, социальных и отраслевых составляющих экономики территории как основы развития «вертикальных» и «горизонтальных» связей в территориальном разделении труда и межрайонной интеграции.

Методы исследования: сравнительный, статистический, картографический, изучение научных источников.

Материалы исследования представляются в виде текстовой части, картосхемы района тяготения железной дороги, таблиц.

географическая самарская экономика

Глава 1. Экономико-географическая характеристика Самарской области

Самарская область -- субъект Российской Федерации, входящий в состав Приволжского федерального округа (ПФО).

Граничит с Саратовской, Ульяновской, Оренбургской областями, Республикой Татарстан. Из-за близости границы с Западно-Казахстанской областью Казахстана часть Большечерниговского района имеет статус приграничной территории.

В состав Самарской области входит 341 муниципальное образование: 10 городских округов, 27 муниципальных районов, 12 городских и 292 сельских поселения. Административный центр - город Самара (1,13 млн. жителей). Среди других крупнейших городов Тольятти (721,8 тыс. человек), Сызрань (178,7 тыс.), Новокуйбышевск (110,4 тыс.), Чапаевск (73,4 тыс. человек).

Самарская область - пятый по площади регион Поволжья - занимает территорию площадью 53,6 тыс. кмІ, что составляет 0,31 % территории России. Область протянулась с севера на юг на 335 км, а с запада на восток - на 315 км. Географическое положение области определяется координатами 51°47? и 54°41? с. ш. и 47°55? и 52°35? в. д. Область расположена в юго-восточной части европейской территории России, в среднем течении Волги, по обеим её сторонам.

Численность населения Самарской области по данным на 1 января 2012 года составляет 3 214 065 жителей, в том числе городское население --? 2 581 156 человек (80,31 %). Основная часть городского населения - жители Самары и Тольятти.

Городское: 2 579 700 человек (80,2%)

Сельское: 636 тыс. человек (19,8%)

На 1 тысячу мужчин приходится 1 тысяча 185 женщин.

Национальный состав Самарской области на 2010 год:

1) Русские --(2645,1 тыс. чел.) 85,6 %

2) Татары -- (126,1 тыс. чел) 4,1 %

3) Чуваши -- (84,1 тыс. чел) 2,7 %

4) Мордва -- (65,4 тыс. чел) 2,1 %

5) Украинцы -- (42,1 тыс. чел) 1,4 %

6) Армяне -- (22,9 тыс. чел) 0,7 %

7) Казахи -- (15,6 тыс. чел) 0,49 %

8) Азербайджанцы -- (14,1 тыс. чел) 0,44 %

9) Узбеки --(11,2 тыс. чел) 0,35 %

10) Белорусы -- (9,2 тыс. чел) 0,29 %

Динамика численности населения (2006-2012 гг.)

Таблица 1

Количество

Динамика

Городские округа и муниципальные районы Самарской области

В ходе реформы местного самоуправления произошли существенные изменения структуры территориальных образований, имеющих своё самоуправление. Вместо 10 городов республиканского и областного подчинения и 27 сельских районов с 1 января 2006 года в области местное самоуправление осуществляется в 10 городских округах, 27 муниципальных районах, 12 городских и 292 сельских поселениях.

Таблица 2

Наименование округов, районов

Численность населения, тыс. чел.

Территория, км2

Плотность населения

Городские округа

Тольятти

Жигулёвск

Новокуйбышевск

Октябрьск

Отрадный

Похвистнево

Чапаевск

Муниципальные районы

Алексеевский

Безенчукский

Богатовский

Большеглушицкий

Большечерниговский

Волжский

Елховский

Исаклинский

Камышлинский

Кинельский

Кинель-Черкасский

Клявлинский

Кошкинский

Красноармейский

Красноярский

Нефтегорский

Пестравский

Похвистневский

Приволжский

Сергиевский

Ставропольский

Сызранский

Хворостянский

Челно-Вершинский

Шенталинский

Шигонский

Самарская область находится в поясе континентального климата умеренных широт с характерными вторжениями арктического и тропического воздуха. Безморозный период в долине Волги в среднем продолжается 159 дней, с 29 апреля по 4 октября, однако со значительными отклонениями в отдельные годы.

Средняя годовая температура воздуха - 4,9°С. Средняя температура самого теплого месяца в году (июля) от 20,1 до 20,7°, а самого холодного (января) - от -10,9 до -13,8°.

Абсолютная максимальная температура воздуха 41,0° (июль 1952 г.), абсолютный минимум (за период с 1935 по 1977 г.) - 43°С.

На территории области выпадает в год 500 мм осадков. Неравномерность поступления осадков приводит к довольно частой повторяемости засух и периодов затяжных осадков. Засухи наиболее часты во второй и третьей декадах мая и первой декаде июня, затяжные осадки - чаще всего в январе и первой и второй декадах февраля, а также во второй половине октября - первой декаде ноября.

Характерной особенностью ветрового режима является преобладание в холодное время года юго-западных и южных ветров, в теплое - западных и северо-западных. Наиболее сильные ветры бывают южного направления. Средняя годовая скорость ветра составляет 3,2 - 4,4 м/с. В степной зоне области в холодное время года отмечаются ветры скоростью до 30-40 м/с. Отмечаются такие погодные аномалии, как смерчи.

1.1 Транспорт и дорожная сеть района

Выгодное географическое положение способствовало превращению Самарской области в мощный транспортный узел. Здесь проходят важнейшие воздушные линии, железнодорожные, автомобильные, и водные магистрали государственного значения.

Cамарская область, граничащая с Ульяновской, Саратовской, Оренбургской областями и Республикой Татарстан, занимает выгодное транспортно-географическое положение. Через Самару проходят пути из европейской части страны в Сибирь, Казахстан, Среднюю Азию и Китай. На территории области сформировалась крупнейшая в Приволжском федеральном округе транспортная система, находящаяся на пересечении международных транспортных коридоров "Север-Юг" и "Запад-Восток" и обеспечивающая транспортные связи федерального и регионального значения во всех направлениях. Коммуникация осуществляется посредством железнодорожного, водного, воздушного и автомобильного транспорта.

В Самарской области лидер по грузообороту -- трубопроводный, по пассажирообороту -- автомобильный. Его удельный вес в общем объеме всех перевезенных грузов составляет 43%. Этому способствует наличие разветвленной сети автодорог с твердым покрытием (12728 км).

Характеристика транспортных путей Самарской области

Таблица 3

В грузообмене Самарского региона с другими регионами России по отправлению преобладает северо-западное направление: (Московский и С- Петербургский регионы) - более 25%. Причем, около 77% составляют грузопотоки нефти и нефтепродуктов.

Самарская область занимает первое место по объему отправленных грузов внутренним водным транспортом общего пользования как в Приволжском федеральном округе, так и в России. Основными грузами в Самарской области являются строительные материалы (песок, щебень), нефть, нефтепродукты, металл, зерно, минеральные и химические удобрения.

Автомобильный транспорт: на него приходится основная масса пассажиро- и грузопотоков. В области сложилась разветвленная сеть автодорог с твердым покрытием (более 12,5 тыс. км). Трубопроводный транспорт является важным элементом транспортной инфраструктуры области - на его долю приходится около 30% общих грузоперевозок. Железнодорожный транспорт: на его долю приходится более 20% перевозки грузов. Водные транспортные пути области, позволяющие принимать суда системы река-море, имеют развитые подъездные коммуникации, погрузочно-разгрузочные и терминальные комплексы. Воздушный транспорт: в Самарской области расположены три аэропорта, в том числе недавно ставший международным крупнейший в Поволжье аэропорт «Самара».

Пассажирские и грузовые перевозки на транспорте

Пассажирский автомобильный транспорт осуществляет все виды перевозок: внутригородские, пригородные, междугородние, международные. Во всех городах области. а также в посёлке Безенчук осуществляется внутригородское сообщение. Хотя сохраняется тенденция к сокращению объёма пассажирских перевозок Самарская область занимает третье место среди регионов округа по их объёму.

Основная масса пассажиро- и грузопотоков приходится именно на автомобильный транспорт, чей удельный вес в общем объёме всех перевезённых грузов составляет 43%. Этому способствует наличие разветвлённой сети автодорог с твёрдым покрытием - 12,7 тыс. км. По территории области проходит автомагистраль Москва - Челябинск с выходами в районы Казахстана, Средней Азии и северные районы России. 55 автотранспортных предприятий региона выполняют пассажирские и грузовые перевозки по области и России.

По территории области проходит автомагистраль Москва - Челябинск с выходами в районы Казахстана, Средней Азии и Северные районы России. 55 автотранспортных предприятий области выполняют пассажирские и грузовые перевозки по области и России.

Автомобильный транспорт

Автотранспортные перевозки в области осуществляют более чем 40 акционерных предприятий автомобильного транспорта. Количество транспортных средств более 808725 единиц (в городах 85%, в сельской местности 15%). Общая протяженность сети автомобильных дорог - 7938 км.

Таблица 4

Наименование

Значение

Протяжённость по
области (км)

Расчётная интенсивность
движения (авт./сутки)

Москва-Самара-Челябинск

федеральная магистраль

Ульяновск -Сызрань

федеральная дорога

Самара-Оренбург

федеральная дорога

Самара - Большая Черниговка - Казахстан

федеральная дорога

Сызрань - Волгоград

межмуниципальная дорога

Самара - Волжский

межмуниципальная дорога

Самара -Ульяновск

межмуниципальная дорога

Самара -Бугуруслан

межмуниципальная дорога

Восточная обводная г. Самары

Сызрань - Шигоны - Усолье

межмуниципальная дорога

По территории области также проходят автомобильные трассы федерального значения М5 (Москва - Уфа), М32 (Самара - Чимкент) и Р223 (Самара - Оренбург), а также ряд крупных автодорог регионального значения.

Структура автомобильных перевозок в Самарской области для транспорта отраслей экономики и транспорта общего пользования составляет 79,6 % и 19,6 % соответственно. Отраслевой транспорт характеризуется малым расстоянием перевозок (по России в целом на 40 % меньше, чем автотранспортом общего пользования), однако его вклад в суммарный грузооборот существенно выше. По Самарской области этот показатель составляет 80 %.

По объёмам перевозок транспортом общего пользования Самарская область находится на третьем месте среди регионов Приволжского федерального округа, а по общему объёму -- на четвёртом.

Железнодорожный транспорт

Область находится на пересечении трех железных дорог, соединяющих центр страны с Уралом, Сибирью, Казахстаном, Средней Азией. Города Самара, Сызрань, Кинель являются важными железнодорожными узлами.

Железнодорожный транспорт обеспечивает 22,8% грузоперевозок. Основное направление Похвистнево - Сызрань, одно из самых грузонапряженных в России.

Самарская область обслуживается Самарским отделением Куйбышевской железной дороги. Главный ход Новообразцовое - Сызрань - Самара - Кинель - Похвистнево - 237,6 км.

Куйбышевская железная дорога имеет пассажирские и грузовые перерабатывающие, а также ремонтные комплексы в городах Самара, Сызрань, Кинель и Тольятти. Она занимает 4-5 места среди филиалов компании "РЖД" по объему перевозок в России. Общая протяженность путей Куйбышевской магистрали составляет 11,5 тыс. км, в том числе главных 7,2 тыс. км. За 2010 год Куйбышевская магистраль перевезла более 62 млн тонн грузов и порядка 22,8 млн человек. Наиболее загруженным участком дороги является участок Самара -- Октябрьск. Однако в целом, провозные способности дороги используются не более чем на 50 %, только на отдельных участках загрузка доходит до 85 %.

Участок Сызрань - Тольятти - Смышляевка - 103,7 км. Обводной участок Безенчук - Кинель (Южный обход) - 109 км. Участок Кротовка - Серные Воды - 85,6 км.

По экспертным оценкам, наиболее загруженными участками железнодорожной сети Куйбышевской железной дороги по транзитным грузоперевозкам в Самарской области являются станции Сызрань, Октябрьск, Кинель (рис.6), по экспорту - станция Химзаводская, по работе с контейнерами - станции Безымянка и Химзаводская.

Общая протяженность железнодорожных линий составляет 1398 км, в том числе электрифицированных - 744 км. Отдельные участки дороги (Сызрань - Кинель) по интенсивности движения в числе мировых лидеров.

Воздушный транспорт

В Самарской области воздушным транспортом осуществляются перевозки как внутри области, так и внутри России, а также на международных авиалиниях. В регионе действуют аэропорты «Курумоч», «Смышляевка», «Безымянка», «Кряж», «Рождествено». Имеются недействующие посадочные полосы для малой авиации: Тольятти, Нижнее Санчелеево и Верхнее Санчелеево.

На территории области находится авиатранспортный комплекс, обслуживающий регион с населением 11 миллионов человек. В год из аэропорта «Курумоч» отправляется примерно 456 тысяч человек -- это девятый показатель среди аэропортов России. В аэропорту имеется две взлётно-посадочные полосы, семь рулёжных дорожек, перрон, стояночные места на 50 судов, аэровокзал с пропускной способностью 450 чел./час.

Аэропорт удобно расположен в транспортном плане: нет ограничений по росту территории, нет воздушных препятствий и крупных населенных пунктов в полосах воздушных подходов, федеральная автодорога проходит всего в 2 км от аэропорта, подходит ветка железнодорожной магистрали.

Трубопроводный транспорт

Трубопроводный транспорт является важным элементом транспортной инфраструктуры Самарской области - на его долю приходится 29,4% общих грузоперевозок. Общая протяженность трубопроводов составляет более 6 тыс.км.

Добыча и переработка нефти и газа непосредственно на территории Самарской области привели к созданию разветвленной сети трубопроводов различного диаметра и назначения. Они производят транспортировку нефти, газа и целого ряда продуктов нефтехимии. Трубопроводы расположены компактно и образуют комплексные транспортные коридоры, которые проходят в основном параллельно железнодорожным и автомобильным магистралям. По центральным и западным районам области проходит 300 километровый участок магистрального аммиакопровода Тольятти-Одесса.

Через территорию области проходит нефтепровод “Дружба”(головной пульт управления находится на территории Самарской области в селе Лопатино), соединивший места добычи и центры переработки нефти. Этот вид транспорта осуществляет перевозку сырой нефти и газа и считается более дешевым и эффективным, так как перевозка сырой нефти дешевле, чем переброска готовых нефтепродуктов. Объем перевозок грузов через систему нефтепроводов по Самарской области составляет около 32 млн. тонн в год.

Плодотворным для Самарской области может стать сотрудничество России с Казахстаном с целью привлечения объемов торговли между западными регионами Китая и европейскими странами.

В рамках развития транспортной системы России основными задачами Самарской области по созданию транспортно-логистической инфраструктуры являются:

повышение привлекательности инвестиционных проектов, реализуемых на территории Самарской области;

обеспечение согласованного развития объектов транспортной, складской и таможенной инфраструктуры области для организации беспрепятственного процесса обработки грузов;

организация взаимодействия между различными видами транспорта и терминальными комплексами, основанного на логистических принципах и совершенствовании информационного обеспечения;

оптимизация процесса транспортировки грузов с целью снижения транспортных издержек в конечной стоимости товаров;

развитие приграничного сотрудничества, освоение новых внутренних и международных рынков;

привлечение российских и части внешнеторговых грузопотоков для обработки их на территории Самарской области.

Перевозки грузов по видам транспорта общего пользования (млн. тонн)

Таблица 5

Железнодорожный

В том числе:

Нефтяные грузы

Сухие грузы

Автомобильный

В том числе:

Нефтяные грузы

Сухие грузы

Внутренний водный

В том числе:

Нефтяные грузы

Сухие грузы

В том числе:

Нефтяные грузы

Сухие грузы

1.2 Грузоформирующие производства Самарской области

Промышленность представлена крупными и средними предприятиями, которых примерно 400, и малыми -- их более 4 тысяч.

Среди основных отраслей промышленности Самарской области присутствует машиностроение, металлообработка, топливная, химическая и нефтехимическая, электроэнергетическая, цветная металлургия.

Она сохраняет первое место в России по производству легковых автомобилей, синтетического аммиака, каучуков синтетических и линолеума, второе место по первичной переработке нефти.

Машиностроение представлено почти полным набором основных отраслей, среди которых ведущая роль принадлежит автомобильной промышленности. На долю легковых автомобилей, производимых на ОАО «АВТОВАЗ» в Тольятти приходится более 70 % от всего выпуска автомобилей страны. Удельный вес производства основных нефтепродуктов, таких как бензин автомобильный, дизельное топливо, мазут топочный, составляет 10-12 %.

Коэффициент специализации:

по объёму промышленной продукции: 1,9 - второй после Якутии среди регионов РФ;

по розничному товарообороту:1,6 - второе место после Москвы;

по видам промышленной продукции наилучшие среднедушевые коэффициенты по выпуску легковых автомобилей: 34 - второе место среди всех учитываемых видов промышленно продукции по регионам РФ;

аммиак синтетический - 10, первичная переработка нефти - 4,2, кирпич строительный - 1,8.

Ведущие предприятия топливно-энергетического комплекса Самарской области: Волжская ГЭС в г. Жигулевске (2300 тыс. кВт), крупнейшие тепловые электростанции -- Новокуйбышевская и Тольяттинская ТЭЦ (по 250 тыс. кВт каждая). В Самаре находится штаб-квартира «Волжской территориальной генерирующей компании», куда входят все тепловые электростанции области.

Сельское хозяйство

На долю Самарской области приходится более 2% всего объема валовой продукции сельского хозяйства России и 8% - Приволжского федерального округа.

В аграрном секторе области сконцентрировано 13% основных производственных фондов, производится около 6% валового регионального продукта.

Ежегодно Самарская область производит 2-3 млн.тонн зерна,500-600 тыс.тонн картофеля, 200-250 тыс.тонн овощей, 150 тыс.тонн мяса и 600 тыс.тонн молока.

В структуре валовой продукции сельского хозяйства области продукция растениеводства составляет 59%, продукция животноводства - 41%. За счет собственного производства сельскохозяйственных организаций и личных подсобных хозяйств на продукции хозяйствами населения составляет более 50% от общего ее объема.

Ход уборки урожая сельскохозяйственных культур в крупных, средних и малых сельскохозяйственных организациях на 1 ноября, тысяч гектаров

Таблица 6

2012 г. к 2011 г.

Скошено зерновых культур

в % к площади посева

Обмолочено

в % к площади посева

в % к скошенной площади

Намолочено зерна (в первоначально-оприходованном

весе), тыс.тонн, без кукурузы

с 1 га, центнеров

Скошено пшеницы

Обмолочено пшеницы

Намолочено пшеницы (в первоначально-

оприходованном весе), тыс. тонн

с 1 га, центнеров

Убрано кукурузы на зерно

Собрано зерна кукурузы, тыс. тонн

с 1 га, центнеров

Убрано подсолнечника на зерно

Намолочено семян подсолнечника, тыс. тонн

с 1 га, центнеров

Убрано картофеля

Накопано картофеля, тыс. тонн

С 1 га, центнеров

Убрано овощей открытого грунта

Собрано овощей открытого грунта, тыс. тонн

Посеяно озимых на зерно и зеленый корм

в том числе на зерно

Вспахано зяби

Наиболее рентабельной отраслью данной области остается растениеводство. Оно специализируется на выращивании пшеницы, ячменя, проса, гречихи, подсолнечника, овощей и картофеля. Животноводство представлено разведением КРС мясомолочного направления, свиноводством, птицеводством.

Главным стратегическим направлением в ее развитии являлось совершенствование производства зерна с применением ресурсо- и влагосберегающих технологий.

В последние годы наиболее динамично развивается мясное птицеводство. В результате введения ветеринарных ограничений на ввоз из-за рубежа и повышения цен на импортное мясо птицы увеличился спрос на мясо птицы собственного производства.

Динамика объема продукции сельского хозяйства во всех категориях хозяйств

Таблица 7

С/х специализируется на выращивании зерновых, технических культур, садоводстве. Повсеместно возделывается картофель, овощи. Развито животноводство (разведение скота молочно-мясного направления, свиноводство, овцеводство, птицеводство, пчеловодство). Промышленность Самарской области сгруппирована в промышленные узлы: Тольятти - Жигулевский, Октябрьский, Сызранский, образующие крупнейшую в европейской части России Самарскую промышленную агломерацию.

Объем реализации сельскохозяйственных продуктов

Таблица 8

Проблемы, связанные с двойственностью положения сельскохозяйственных предприятий расположенных на территории города Самара, касаются также совхозов «Волгарь», «Рубежный», «Тепличный», ряда других организаций. Проблем на стыке интересов и компетенций городских и районных властей достаточно много. Так, город не в состоянии решать на подведомственной ему территории вопросы утилизации промышленных и хозяйственно-бытовых отходов, размещения кладбищ, садово-дачных массивов и т.д.

1.3 Геополитические особенности района

Самарская область расположена в юго-восточной части европейской территории России в среднем течении крупнейшей в Европе реки Волга. На севере Самарская область граничит с Республикой Татарстан, на юге - с Саратовской областью и Республикой Казахстан, на востоке - с Оренбургской областью, на северо-западе - с Ульяновской областью.

Характеристика соседних территорий

Республика Татарстан:

Протяжённость границы с Самарской областью - 240 км.

располагает развитой транспортной сетью. Её основу составляют авиалинии, автомагистрали, железные дороги, четыре судоходные реки: Волга, Кама, Вятка, Белая. В отношении транспортных коммуникаций Татарстан занимает узловое положение на связях Урала, Сибири и Дальнего Востока с европейской частью Российской Федерации и рядом стран СНГ.

Всего в Татарстане проживает 3,8 млн человек. (Численность экономически активного населения в Республике Татарстан составляет 1790,1 тыс. человек, или 47,0 % от общей численности населения республики.)

Татарстан является 6-м по объёмам производства и одним из наиболее экономически развитых регионов России.

Саратовская область:

Протяжённость границы с Самарской областью - 280 км.

В области разведано более 40 малых нефтяных и газовых месторождений. А также множество месторождений горючего сланца, месторождения качественного цементного сырья, фосфоритов, строительных, балластных и стекольных песков, строительных глин и камня.

Население области составляет 2 521 759 человек.

По уровню и масштабам развития промышленного производства Саратовская область занимает одно из ведущих мест в Поволжском экономическом регионе.

Область занимает четвертое место в ПФО по числу автомобилей на тысячу жителей.

По объёму произведённой сельскохозяйственной продукции область занимает 10 место среди российских регионов.

Республика Казахстан:

Протяжённость границы с Самарской областью - 20 км.

Импорт - минеральные продукты, уголь, нефть и нефтепродукты и т.д.

Казахстан обладает разнообразными полезными ископаемыми. Из 105 элементов таблицы Менделеева в недрах Казахстана выявлено 99, разведаны запасы по 70, вовлечено в производство более 60 элементов.

Ведущие отрасли промышленности: цветная и чёрная металлургия, химическая, машиностроение, лёгкая, пищевая.

Оренбургская область:

Протяжённость границы с Самарской областью - 380 км.

Население -- 2 113 258 чел.

В промышленности занято 25 % экономически активного населения и производится 55 % валового регионального продукта.

Развиты животноводство и растениеводство. На территории области работают 7007 крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей.

Ульяновская область:

Протяжённость границы с Самарской областью - 300 км.

Население - 1 321 000 чел.

Основной отраслью специализации является машиностроение, на долю которого приходится 56 % объёма промышленного производства. На втором месте по доле промышленного производства области находится пищевая промышленность -- 13,7 %.

один из важных аграрных регионов России.

является крупным транспортным узлом. Через регион проходят важные авиационные, железнодорожные и автомобильные коммуникации всех направлений России.

1.4 Экологическая обстановка района

На сегодняшний день Самара является одним из городов с наиболее загрязнённым атмосферным воздухом. Загрязнение воздуха взвесными веществами над территорией города больше на 43%, чем в среднем по России, а концентрация других вредных превышает предельно допустимые нормы в десятки раз. В этом виноваты промышленные предприятия, многие из которых не имеют достаточно эффективных очистных сооружений, а также автотранспорт. Пыль, которой перенасыщен воздух города, забивается в лёгкие и может служить переносчиком различных вирусных инфекций. Основной источник пыли - плохие дороги и некоторые промышленные производства.

Кризисная экологическая ситуация в области, ее проблемы являются следствием размещения производительных сил без учета экологического фактора.

В Самаре находится 105 мощных промышленных предприятий, ежедневно выбрасывающих в воздух десятки тонн загрязняющих веществ, причём, многие из них располагаются вблизи жилых массивов. Атмосферный воздух города перенасыщен окисью углерода, диоксидом азота, сернистым ангидридом, ароматическими углеводородами, фенолом, формальдегидом, хлористым и фтористым водородом, бензапиреном, сажей, пылью.

Чтобы оценить последствие человеческой деятельности, необходимо определить уровни воздействия населенных пунктов на окружающую среду. Для этого рассчитаем экологическую плотность населения по формуле:

ЭПгн=Пгн*К (где К=1, так как численность населения Самарской области меньше 5 млн.)

Затем выявим уровень воздействия городских поселений на природную среду. Для этого сопоставить плотность городского населения с коэффициентом экологической ситуации:

УВ=ЭПгн/Кэс

Кэс=(Кп + Ка + Кв)/3

ля Приволжского ФО расчет следующий:

Кэс= (1,9+1,9+1,35)/3; Кэс=1,7

Так как уровень воздействия превышает 15,0 экологическая обстановка в районе считается критической.

Отрицательно сказывается на атмосферном воздухе Самары то, что в области интенсивно идёт нефтедобыча и действуют несколько нефтяных компаний. Среди вредных веществ, выбрасываемых предприятиями нефтеперерабатывающей промышленности, основную долю составляют ароматические углеводороды и ПАУ, среди которых много канцерогенных веществ. Особенно неблагоприятная обстановка по этим загрязнителям в Куйбышевском районе Самары, в котором сосредоточены предприятия нефтеперерабатывающей отрасли, автотранспортное предприятие, покрасочные производства, отопительные котельные. Здесь также превышены показатели по загрязнению воздуха свинцом, кадмием и другими опасными компонентами.

Состояние окружающей среды обусловлено концентрацией предприятий экологоемких отраслей: химической, нефтехимической, топливной, машиностроительной промышленности, высокой плотностью населения, нарушенностью природных ландшафтов, практически отсутствием территорий, не затронутых хозяйственной деятельностью.

Но для улучшения качества атмосферного воздуха и мониторинга его состояния в Самаре создана электронная система управления качеством воздуха. Она включает создание электронной базы данных для нормирования и для фактического состояния загрязнения атмосферы. Обработав эти данные, можно влиять на качество воздуха с помощью технических средств и организационных методов.

Глава 2. Оценка ЭГП района транспортного обслуживания

Для характеристики экономико - географического положения Самарской области, необходимо составить таблицу характерных особенностей ЭГП, их значимости в формировании ЭГП и сопоставить долевое участие каждой из характеристик ЭГП в создании «преимуществ» и «недостатков» ЭГП данного района.

Таблица 9

Характеристики экономико-географического положения

преимущества

недостатки

Величина, континентальность и «северность» территории

Разнообразие природных условий и ресурсов

Многообразие этносов и многоконфессиональность

Неравномерное расселение населения

Значительность акваторий Северного Ледовитого и Тихого океанов на морских границах

Отсутствие прямого сухопутного выхода на развитые страны и районы

Наличие менее развитых (экономически) соседей

Возможности приграничной интеграции

Наличие таможенных пунктов перехода и удобных портов

Наличие «разветвлёной» и единой транспортной системы

Неодинаковая транспортная освоенность

Баланс энергетических потребностей и возможностей

Моноотраслевое хозяйство

Многоотраслевое хозяйство

«собственное дополнение»

ЭГП Самарской области исключительно выгодное. Находится рядом с высокоразвитыми Волго-Вятским, Центрально-Черноземным и Северо-Кавказским экономическими районами, а также - с Уралом и Казахстаном. Густая сеть транспортных путей (железнодорожных и автомобильных) способствует установлению широких межрайонных производственных связей. Область больше открыта к западу и востоку, т.е. навстречу основному направлению хозяйственных связей страны. Наличие богатых месторождений нефти и газа, использование трубопроводов, проходящих через этот район также подтверждает выгодность ЭГП района.

Заключение

В современных условиях рыночных отношений огромное значение имеет экономическое развитие каждого региона России, его природного потенциала, экономических и демографических проблем, развития и размещения отраслей специализации.

Задачей было, на основе литературных, статистических и картографических источников оценить экономическое пространство района, т.е. транспортной социально-экономической системы. Данная задача была достигнута.

Несмотря на свою критическую экологическую обстановку Самарская область хорошо заселена. В области наиболее преобладают такие виды промышленности, как машиностроение и металлообработка. Например, ОАО «АВТОВАЗ» функционирующий в Тольятти, выпускает 70% легковых автомобилей в общероссийском масштабе. А что касается сельского хозяйства - преобладают растениеводство и животноводство.

Область имеет довольно развитую транспортную сеть. К ней относится Куйбышевская железная дорога. Но лидерами всё же являются трубопроводный (по грузообороту) и автомобильный (по пассажирообороту) транспорт.

Список используемой литературы

Атлас железных дорог России

Атлас «География России»

Атлас автодорог России, стран СНГ и Балтии

«Экономическая и Социальная география России», под ред. А.Т. Хрущева, М. 2010

Экономическая география и регионалистика: учеб. Пособие для вузов по экон. Спец. И направлениям/ Вавилова Е.В. - М. : Гардарики, 2001. - 156 с.

Города России, энциклопедия, под ред. Г.М. Лакло, М. 2003

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Особенности территориального размещения производительных сил Орловской области, установление внутрирайонных и межрайонных транспортно-экономических связей. Современное состояние природных, социальных и отраслевых составляющих экономики данного региона.

    курсовая работа , добавлен 04.12.2014

    Комплексная оценка Брянской области с учетом количественных методов. Анализ природных, социальных и отраслевых составляющих экономики территории как основы развития "вертикальных" и "горизонтальных" связей в разделении труда и межрайонной интеграции.

    курсовая работа , добавлен 18.02.2012

    Исследование современного состояния природных, социальных и отраслевых составляющих экономики Кемеровской области. Экономическая оценка природных условий и ресурсов. Хозяйственный и транспортный комплексы области. Анализ экологических проблем территории.

    курсовая работа , добавлен 11.09.2014

    Современное состояние территориального деления Омской области. Географическое положение, экономическая оценка природных условий и ресурсов. Население и трудовые ресурсы области, ее демографический потенциал. Хозяйственный и транспортный комплекс области.

    реферат , добавлен 03.12.2013

    Составление экономико-географической характеристики района тяготения железной дороги. Территориальное размещение производительных сил, установление внутрирайонных и межрайонных транспортно-экономических связей. Хозяйственный и транспортный комплексы.

    курсовая работа , добавлен 21.11.2011

    Общее описание и экономико-географическое положение Липецкой области, оценка природных условий и ресурсов данной территории, население. Хозяйственный комплекс района тяготения: его распространенные виды транспорта и основные экологические проблемы.

    курсовая работа , добавлен 10.11.2013

    Описание размещения и технико-экономических особенностей легкой и тяжелой промышленности хозяйственного комплекса Российской Федерации (по всем отраслям). Экономико-географическая характеристика отраслей специализации и ресурсов экономических районов РФ.

    контрольная работа , добавлен 25.06.2009

    Экономико-географическое положение Рязанской области, экономическая оценка ее природных условий и ресурсов. Трудовые ресурсы, хозяйственный и транспортный комплексы, территориальное размещение производственных сил. Экологические проблемы области.

    курсовая работа , добавлен 25.03.2015

    Общая характеристика размещения производительных сил экономического района. Экономико-географический анализ важнейших отраслей промышленного производства района (топливно-энергетический комплекс, черная и цветная металлургия). Транспортная система района.

    контрольная работа , добавлен 08.02.2011

    Тенденции в территориальном размещении производства, обусловленные системой экономических отношений, требованиями экономической рациональности. Объективные основы организации экономики по территории. Методы изучения размещения производительных сил.

Районообразующие факторы. Первые опыты по экономическому районированию территории России. Современное экономическое районирование России. План характеристики экономического района. Менделеев. Признаки районирования. Районирование России. В географии используют разные варианты районирования. Деление территории Российской Федерации. Задачи урока. Каждый экономический район. Экономическое районирование России после революции.

«Часовые пояса РФ» - Разница между часовыми поясами по долготе. Форма территории России. Сколько времени будет в Якутске, если в Благовещенске 10.00 часов дня. Выполните задания. Размеры и форма территории России. Что нового вы узнали на уроке. Преимущества и недостатки большой территории. Разница во времени. Размеры территории. Преимущества. Алгоритм определения поясного времени. В каких часовых поясах располагается Россия.

«Административное деление России» - Уникальные и типичные черты России. Число часовых поясов. Тысячи муниципальных образований. Россия на экономической и политической карте мира. Развитие древнерусского государства. Современное развитие страны. Образование Российской Советской Федеративной Социалистической Республики. Экономико-географическое положение РФ. Зарубежные территории. РФ как объект экономико-географического изучения. Муниципальные образования в России.

«Карта часовых поясов России» - Переводить часы. Московское время. Познакомиться с положением России в часовых поясах. Термины и понятия. Карта часовых поясов мира. Линия перемены дат. Границы часовых поясов. Россия. Местное время. Меридиан пункта. Перевод времени. Труд и сон. Декретное время. Населенный пункт. Время. Международное поясное время. Практическая работа. Поясное время.

«Экономические районы Российской Федерации» - Центрально-Черноземный район. Географический диктант. Исходное сырье. Расшифруй логическую схему. Молочно-мясное скотоводство. Территориальная структура расселения и хозяйства. Этапы развития хозяйства. Отрасли специализации. Машиностроение. Владимир Коломна. Экономико-географическое положение Центрально-Черноземного района. ЭГП. Статистика. Область. Обнинск. Состав района.

«Экономические районы РФ» - Автомобилестроение ПЭР. Условия хозяйства ВСЭР. Медная промышленность Урала-2. Медная промышленность Урала-1. Проект переустройства Волжского каскада ГЭС. Центрально-Чернозёмный ЭР. Транссиб и БАМ – основа транспорта ВСЭР и Дальнего Востока. Северо-Кавказский ЭР. Поволжский ЭР. Состав и структура ЦЭР. Западно-Сибирский ТПК. Экономические районы РФ и внешнеэкономические связи РФ. Калининградская область.

ЭГП Самарского промышленного узла

  1. Самарская область пятый по площади регион Поволжья занимает территорию площадью 53,6 тыс. км#178;, что составляет 0,31 % территории России. Область протянулась с севера на юг на 335 км, а с запада на восток на 315 км. Географическое положение области определяется координатами 5147#8242; и 5441#8242; с. ш. и 4755#8242; и 5235#8242; в. д.

    Область расположена в юго-восточной части европейской территории России, в среднем течении Волги, по обеим е сторонам. Реки Волга и Самара и являются границами внутреннего деления области по рельефу. Выделяют три части: Правобережье, Северное и Южное Левобережья. Большая часть территории области (91,2 %) находится в Левобережье.

    Правобережье является возвышенным районом, в нм находятся Жигулвские горы. На севере Левобережья находятся плоская равнина и Высокое Заволжье Бугульмино-Белебеевская возвышенность (Сокские, Кинельские, Сокольи горы) . Юг Левобережья представляет собой пологоволнистую равнину, на юго-востоке области заходят отроги возвышенности Общий Сырт (Синий, Средний, Каменный Сырты) .

    Природные ресурсы области значительны: нефть, природный газ, горючие сланцы, самородная сера, разнообразное минерально-строительное сырье, а также гидроресурсы. Основная река Самарской области - Волга с притоками Уса, Сызрань, Большой Черемшан, Сок, Самара, Чапаевка, Чагра, Большой Иргиз.
    Область расположена в лесостепной и степной зонах. Преобладают тмно-серые почвы и чернозмы. Леса занимают около 12% территории.
    Самарская область наиболее развитая в Поволжье. Она входит в число важнейших регионов, сосредотачивая 4,3% общероссийского объема промышленного производства. Ведущая отрасль области - машиностроение и металлообработка; развиты нефтепереработка, нефтехимия и химия, пищевая и лгкая промышленности. Главные промышленные центры: Самара, Тольятти, Сызрань, Новокуйбышевск, Чапаевск.

    Самарский промышленный узел является самым крупным в Поволжском экономическом районе. Узел характеризуется главным образом ракетно авиационными (авиационный завод, Прогресс, имени М. В. Фрунзе) машиностроительными (завод им. Масленникова, два подшипниковых, станкостроительный, агрегатный, автотракторного оборудования и др.) , металлургическими (имени В. И. Ленина) , химическими, строительными и рядом других производств.

    В Самаре работают более 150 крупных и средних промышленных предприятий. По данным информационной системы Волга-Инфо, в Самаре производится 1/4 всех российских подшипников и 2/3 всех выпускаемых в России кабелей связи.

    Объм отгруженных товаров собственного производства, выполнено работ и услуг собственными силами обрабатывающие производства за 2010 год 138,075 млрд рублей.

    В отрасли промышленного производства города наибольшие объемы отгруженной продукции имеют:

    Производство машин и электрооборудования, транспортных средств 43,5 %
    -производство пищевых продуктов, включая напитки 21,8 %
    -металлургическое производство и производство готовых металлических изделий 19,9 %
    -производство нефтеперерабатывающий продуктов 6,7 %

    В городе действуют такие федеральные сети как Перекрсток, Пятрочка, Эльдорадо, Техносила, Эксперт, М. Видео, Спортмастер. Открыты гипермаркеты METRO, Ашан, Карусель, Castorama, Media Markt, Леруа Мерлен, IKEA.

    Тольяттинский промышленный узел является центром автомобилестроения (Волжский автомобильный завод) и химической отрасли (Синтезкаучук, Куйбышевазот, Куйбышевфосфор и др.) .
    В Сызранском промышленном узле преобладают машиностроительная, химическая и пищевая промышленности.

  2. спасибо